«Война башен и Кремля». «Дело Серебренникова» потянуло ниточку к Минкульту

Про особые отношения мне неизвестно, но знаю, что в свое время Кирилл руководил круглым столом в рамках одного из проектов, инициированных властью. Является ли это результатом какого-то особого сотрудничества, я не знаю. Но в целом похоже на историю с Ильей Пономаревым, когда в начале власти поддерживают какую-то идею, в том числе финансово, а потом человека начинают преследовать, используя государственные деньги как крючок.

Есть еще такое совпадение: недавно появился провластный, промединский «Русский художественный союз», он буквально несколько дней назад достаточно громко о себе заявил. Там среди организаторов есть театральный продюсер, у которого сейчас нет театра. Если почитать их манифест, то понятно, что они планируют бороться с такими, как Кирилл Серебренников. Мы уже предполагаем, что власть борется не с помощью конкуренции, а с помощью ОМОНа, налоговой инспекции или прокуратуры. Власть хочет, чтобы государственные учреждения возглавляли идеологические союзники, а не независимые профессионалы.

Возможно, Серебренников стал жертвой своих прежних связей с Владиславом Сурковым в ту пору, когда тот работал в Администрации президента. Не знаю в каких отношениях они состояли, но известно, что Серебренников был постановщиком спектакля «Околоноля» по роману Суркова. Я также знаю, что у Суркова была такая стратегия - приглашать в Кремль людей из искусства, которые не согласны с курсом государства. Слышала об этом от Николая Фоменко. Сурков якобы говорил: «Да, вы не согласны, но нам самим не нравится, как все это устроено, давайте подумаем, как сделать лучше».

Связь есть, но она выглядит иначе. Речь идет, видимо, о том периоде, когда Кремль еще был относительно открыт к культурным элитам страны, и не разжигал, так сказать, войны одной части деятелей культуры против другой части, мнимых либералов против мнимых патриотов. Тогда в Кремле бывали разные люди, и не существовало никакой границы между, скажем, Бондарчуком, Михалковым, Серебренниковым. То есть не было вот этой сегодняшней, кажущейся нам вечной, а на самом деле недавней посткрымской линии, огневого рубежа, который выстроил Кремль, начав войну против собственного культурного истеблишмента. Конечно, там и Серебренников бывал, ну как бывал, я ни разу не встречал Серебренникова в Кремле. Но насколько я знаю, Сурков с ним был хорошо знаком, как впрочем и со многими другими, мне трудно замерить дистанцию, кто ему был ближе. Скажем, Федор Бондарчук, Чулпан Хаматова или Серебренников, я не могу сказать. Но Сурков постоянно общался с ними, и это входило в его, я бы сказал даже, должностные обязанности ответственного за внутреннюю политику. Это считалось совершенно нормальным. Естественно, что и тогда возможности Никиты Михалкова были в тысячу раз больше, чем у всех остальных, но это связано никак не с Сурковым, а с, так сказать, нежной приязнью между Михалковым и Путиным. Я думаю, что все там, вот я очень часто видел Олега Табакова в этих кругах, и все эти люди приходили с какими-то проблемами. Обычно это помещение и финансирование, какие еще могут быть проблемы у театров с государством?

Я категорически против такой трактовки. Если вы посмотрите дату открытия «Гоголь-центра» и сравните ее со временем Суркова как заместителя главы администрации президента, вы увидите, что Володин сменил Суркова до того, как Серебренников открыл «Гоголь-центр». Так что это спекуляция, это точно не так. Я ничего не знаю про их отношения. Я слышал, что роман «Около ноля», который Серебренников поставил, написал Сурков, и это просто гипотеза.

Уверен на 90%, основываясь на своих представлениях о театральном процессе, что это донос. Это частная инициатива людей, как правило, менее успешных режиссеров, которые, вместо того, чтобы ставить спектакли, пишут доносы. Существует много людей, которые занимаются этим подолгу и достаточно искусно. Есть даже предположение, кто это мог бы быть, но я этого говорить не буду, потому что пока это только предположение. Так что вряд ли это инициатива каких-то властей, скорее всего, это просто удачно написанный донос. В отличие от истории с «Театром.doc», который явно не угодил кому-то сверху, здесь это история чисто про зависть и ревность к чужому успеху. Причем этот донос был написан очень давно, судя по всему, потому что этих проектов давно не существует. Я думаю, это долго лежало-лежало, а потом по каким-то причинам дали отмашку эту историю развивать.

Также я слышал про «Русский художественный союз», кажется, так он называется. Он несколько дней назад появился. Я очень сильно сомневаюсь, что это не совпадение, так как все это происходит в одно и то же время.

Ответить

На Малой сцене МХТ состоялась премьера спектакля, поставленного Кириллом Серебренниковым по роману "Околоноля" .

Видео - Елены Гуткиной.

О том, что Кирилл Серебренников будет ставить инсценировку романа "Околоноля", стало известно сразу после того, как роман вышел в свет. Авторство его приписывают Владиславу Суркову. Заметим, что администрация президента поддерживает фестиваль "Территория", который проводит Кирилл Серебренников, а первый замглавы этой администрации приветствовал гостей и участников первого фестиваля. Так что, механизм под названием "рука рукумойник" работает исправно.

На премьеру пускали театральных критиков, лояльных режиссеру, остальным было отказано под тем благовидным предлогом, что прессой некому заниматься: пару недель назад уволилась с должности заведующего литературной частью "Табакерки" (а это спектакль "Табакерки", хотя играют его в дружественном МХТе) Алла Шполянская. Многие критики вынуждены были покупать билеты - спасибо и на том, что еще 12 января, в среду в кассах их было много. Это, с одной стороны, странно (обыкновенно билетов в "Табакерку" не достать), с другой стороны, в этом нет ничего удивительного, так как стоят билеты по три и по пять тысяч рублей (других цен нет и, как заверяют в кассах, до конца сезона не будет). Спектакль показывали отчего-то в два часа дня, хотя в нем нет ничего, напоминающего детский утренник.

Вне зависимости от оценки художественных достоинств романа "Околоноля", это определенно постмодернистский текст, следовательно, приспособить его к театру сложно. Кирилл Серебренников написал инсценировку, и ее фабула намного понятнее, чем в романе, но в книге действуют симулякры, а на сцене - живые люди. Однако, замечательным актерам (Алексею Кравченко, Федору Лаврову, Владимиру Качану, Игнатию Акрачкову, Александру Воробьеву, Татьяне Владимировой и, в первую очередь, Анатолию Белому) удалось эти самые симулякры "вочеловечить".

Мы становимся свидетелями обратного превращения: сначала - человека в бандита, потом - бандита в человека. Благодаря Анатолию Белому литературные реминисценции становятся наглядными. Он играет современные устрашающие версии: нового русского Гамлета и нового русского Раскольникова. Общего с оригиналами у этого Гамлета-Раскольникова не так много: убийства, да рефлексии.

Главный герой Егор, как Гамлет, тщится понять, "какие сны приснятся в смертном сне", как Родион Романович, пробует доказать самому себе, что он - не лузер (современная версия монолога Раскольникова " кто я - тварь дрожащая или право имею"). Восставший против системы, винтиком которой служил многие годы, Егор-"чернокнижник" погибает, и его история становится известна нам, будто уже после его смерти,"когда покров земного чувства снят".

Сценографическое решение спектакля минималистское: сдвигаются - раздвигаются черные щиты, за ними желтеют стены из ДСП, в отдельных эпизодах щиты работают, как экран. Из боковых кулис на платформах вывозят реквизит (для примера: салон машины - это диван, установленный на передвижную платформу."Гони по встречке", - скажет Клиент, - и на платформу немедленно водрузят синий проблесковый маячок).

Режиссер заимствует этот прием у съемочных групп, что логично: ведь одно из главных действующих лиц романа - студия "Кафка-пикчерз", поставщик садистского видео, в котором актеров по-настоящему истязают перед камерами. Фильм "Призрачные вещи", который входит в спектакль, снял Владимир Епифанцев - в нем есть саспенс, но нет особого натурализма, и самое неприятное в нем - звук ткани, которую режут ножом. А спектакль так и вовсе хочется назвать целомудренным: в нем почти нет бранной лексики, а сцены эротики или насилия решены пластически, в очень условной манере и даже без "обнаженки".

На сцене царит полумрак, едва ли не самое яркое пятно - это неоновые буквы, из которых составлено слово "Власть". Эти буквы лижут языками, подле них греют задницы - так, как лижут саму власть, как греют задницы возле нее.

Сценическая версия "проявляет" сатирическую составляющую романа, но почти до самого финала не отпускает простая мысль: сатира хороша тогда, когда ясна авторская позиция, если же таковая отсутствует, и смех перестает быть положительным героем.

Не получится ли опять: черная-черная комната, черный-черный гроб, и все это - наша Родина - большая мертвецкая, населенная ужасными клоунами, губителями всего живого.

Но Кирилл Серебренников прояснил авторскую позицию. Она выражена в последних словах Егора: " А главное - то, что жизнь из смерти не сделаешь, как свет - из пыли, а жизнь вечная - есть... И власть, ну, можно же добыть, никого не уничтожая, можно же..."

Мораль, конечно, маленькая, удобопонятная, но и на той - спасибо: спектакль вышел совсем не таким циничным, как роман.

Я хорошо знаю произведение. Всегда, когда нравится литературная основа, довольно настороженно ждешь театральное прочтение. Но все опасения оказались напрасными.

Конечно, удивительно работали актеры. Было видно, что им нравилось то, что они играют, нравился текст, который приходится произносить. Мне не все работы показались ровными. Но, думаю, надо смотреть спектакль в развитии, сегодня его сыграли второй раз – а это, как правило, самый тяжелый спектакль.

Очень сильный текст, и актерам есть, что играть. Зал "дышит", каждая фраза находит отклик. В постановке, конечно, очень много Шекспира. Отсюда - игра с английским языком. Иногда мы видим игру в английский театр, но уже не шекспировский. Это отсыл к послебитловским действам. Для ценителя важны подтексты и намеки. Они практически в каждой фразе. Кроме исторических очевидных аллюзий и морально-этических посылов, столь близких русской интеллигенции, есть еще утонченная театральная игра, превращающая все действие в замечательную пищу для ума.

Общее впечатление: постановка - блестящая. Жаль, немногие ее увидят. Малый зал и небольшое количество спектаклей в месяц ограничат аудиторию, - сказал Владимир Соловьев.

Лия Ахеджакова также оценила спектакль достаточно высоко:

Это очень серьезное, емкое высказывание Серебренникова. Спектакль многослойный. Я бы сказала, что это русский Гамлет 2011 года – такое трагическое явление! Гамлет, который прошел огонь, воду и медные трубы. Тут и и 80-е, и 90-е, и эти 14 лет, которые присудили Ходорковскому и Лебедеву, и смерть Магнитского, и бандиты 90-х, которые теперь пишут стихи и пришли во власть… Мы же смотрим спектакль, а в сознании у нас это уже заложено. Мы сюда с Аней Политковской приходим. И с нашими президентами… У каждого времени есть свой Гамлет. И этот Гамлет, которого нам показал Серебренников, это и страшно, и больно. Тут столько аллюзий и столько того, из чего складывается наша сегодняшняя жизнь, и столько того, что у нас болит…

Давать оценки – нравится, не нравится – пока никому не советую. Но мы должны быть благодарны режиссеру и изумительным артистам! Артистам,которых по-настоящему убивают, по-настоящему мучают, по-настоящему пытают…Толя Белый совершил подвиг. Так играть – я это знаю – мало, кто может! Не только играть, а чувствовать подлинную боль.

Любимый театрал Суркова Серебренников замешан в разворовывании грантов от Мединского May 24th, 2017

Одновременно с обысками, прошедшими вчера в здании «Гоголь-центра» и в квартире его художественного руководителя Кирилла Серебренникова, в деле появились и первые задержанные. Юрию Итину, который ныне возглавляет Театр им. Федора Волкова в Ярославле и бывшему главбуху автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия» Нине Масляевой предъявлены обвинения в хищениях средств Министерства культуры , выделенных в 2011-2014 годах (то есть при министрах Александре Авдееве и Владимире Мединском ) на популяризацию современного искусства. Озвученная силовиками сумма хищений за день выросла почти в 150 раз: если утром называлась цифра в 1,2 млн рублей, то уже к середине дня она выросла до 200 млн рублей. Сам Серебренников был допрошен по делу, как свидетель.


Обыски в «Гоголь-центре» на улице Казакова и в квартире его художественного руководителя Кирилла Серебренникова начались одновременно около десяти часов утра. К театру подъехал тонированный микроавтобус, в котором находились около десятка сотрудников ФСБ и представители СКР. Один из чекистов остался на входе, впуская сотрудников центра на свои рабочие места, а вот обратно уже выйти никто не мог. Остальные сотрудники правоохранительных органов разошлись по зданию и начали обыск. Финансовую документацию и электронные носители информации они складывали в одну большую коробку, которую им предоставил кто-то из служащих «Гоголь-центра». Самих сотрудников и актеров, которые должны были быть задействованы в вечерней постановке «Мертвых душ», по словам пиар-директора театра Ники Груздевой, собрали в большом зале, предварительно отобрав у всех мобильные телефоны.

Режиссера и сценариста Кирилла Серебренникова сотрудники СКР и ФСБ застали дома на Пречистенке, когда он собирался выезжать на работу. Оперативно-следственные мероприятия в его квартире продолжались примерно пять часов. По некоторым данным, у господина Серебренникова также были изъяты документация и электронные носители информации. После обыска хозяина квартиры повезли на допрос в здание СКР.

Отметим, что помимо него обыски были проведены еще примерно по десятку адресов, в том числе у бывшего руководителя департамента господдержки искусства и народного творчества Министерства культуры Софьи Апфельбаум , которая сейчас занимает пост директора Российского академического молодежного театра. Ее, как и господина Серебренникова, после обыска отвезли на допрос.

В постановлении о производстве обыска в «Гоголь-центре» говорилось, что поводом для мероприятия является уголовное дело, возбужденное ГСУ СКР по Москве 19 мая 2015 года о «мошенничестве в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Как следует из материалов дела, 1 февраля 2014 года директор департамента Минкульта Апфельбаум и худрук АНО «Седьмая студия» Серебренников заключили договор, в соответствии с которым организация получила в 2014 году субсидию в размере 66,5 млн рублей «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта “Платформа”», утвержденного постановлением правительства РФ в 2011 году. На эти деньги студия должна была осуществить постановку экспериментальных спектаклей, создать музыкальные произведения и концертные программы на площадке «Винзавода». Однако являвшийся тогда гендиректором АНО Юрий Итин заключил, по версии следствия, два фиктивных договора в 2014 году с гендиректором ООО «Инфостиль» Сергеем Овчинниковым на пошив артистических костюмов для концертов некоего медиафестиваля и техническое обеспечение этого же мероприятия. По версии следствия, в рамках договора ООО получило 1,286 млн рублей, которые были похищены. Медиафестиваль же, считает ГСУ СКР, вообще не проводился.

Однако, когда обыски были в самом разгаре, официальный представитель ГСУ СКР Юлия Иванова сообщила, что в уголовном деле речь уже идет о хищениях «неустановленными лица» из числа руководителей АНО «Седьмая студия» в 2011-2014 годах около 200 млн рублей, выделенных из бюджета. Подписывала договоры от Минкульта все та же госпожа Апфельбаум. По версии следствия, получаемые из бюджета деньги участники группы выводили на счета подконтрольной им фирмы, а затем обналичивали.

Согласно данным Kartoteka.ru, АНО «Седьмая студия» зарегистрирована в 2011 году. Генеральным директором является Анна Шалашова, единственным участником по ЕГРЮЛ — Кирилл Серебренников. Известно минимум о четырех госконтрактах «Седьмой студии» — один в 2011 году и три в 2013-м.

В 2011 году «Седьмая студия» провела «мероприятия инновационного проекта “Платформа”», получив от Минкульта 10 млн рублей. Согласно правительственному постановлению, опубликованному на сайте Минкульта, творческий проект «Платформа» «был предложен к реализации группой деятелей искусства на встрече с президентом РФ». Как говорится в описании, «концепция проекта “Платформа” предполагает осуществление комплекса акций на стыке четырех направлений современного искусства — театра, музыки, танца и визуального искусства (медиа-арт), а также формирование постоянно действующей площадки для молодых творческих деятелей, просветительские проекты в области современного искусства». Именно для этих целей и была создана «Седьмая студия». Проект «Платформа» должен был получать субсидии из федерального бюджета в 2012-2014 годах — по 70 млн рублей ежегодно.

В 2013 году «Студия» выполнила проект «Night of Unexpected» в рамках года России—Голландии за 2 млн рублей, заказчиком выступил Минкульт РФ. В том же году студия оказала «услуги по организации развлекательных театральных постановок, выступлений вокально-инструментальных ансамблей, джазовых групп и оркестров» для Московского музея современного искусства. Стоимость контракта — 140 тыс рублей. Также в 2013 году АНО за 190 тыс. рублей поставила «декорации объемные», заказчиком выступил Московский театр имени Гоголя .

Директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта Андрей Малышев подтвердил, что в соответствии с постановлением правительства РФ №1191 с 2011 по 2014 год ведомство выделило «Седьмой студии» 216,5 млн рублей. Таким образом получается, что АНО использовала по назначению за три года чуть более 16 млн рублей

После обыска Кирилл Серебренников, явно шокированный происшедшим, был доставлен на допрос в ГСУ СКР. По данным источников “Ъ” , защитники предложили свидетелю Серебренникову воздержаться от дачи развернутых показаний, воспользовавшись ст. 51 Конституции. Однако известный режиссер решил ответить на вопросы следствия, поэтому его допрос затянулся до позднего вечера. Госпожа Апфельбаум, сохранившая статус свидетеля, покинула здание ГСУ СКР гораздо раньше него.

Ранее сообщалось о серьезных финансовых проблемах у «Гоголь-центра». В марте 2015 года, когда был отправлен в отставку директор центра Алексей Малобродский , руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский говорил о долгах театра на 80 млн рублей. Весной 2015 года запросы о проверке театра, устраивающего «дорогостоящие провокационные постановки», направляли в прокуратуру депутаты Госдумы Евгений Федоров, Михаил Дегтярев и Алексей Казаков. Контрольно-счетная палата Москвы в ответе Дегтяреву писала, что в конце 2014 года по итогам проверки были сделаны «выводы о нарушении театром финансовой дисциплины, запущенности бухгалтерского учета, неоправданном завышении затрат на выпуск новых постановок». А прокуратура Москвы сообщила, что выявила в 2013-2014 годах неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 7,3 млн рублей.

Стоит напомнить, что Кирилл Серебренников известен как бизнесмен от театра и человек, близкий к Владиславу Суркову, превративший субсидии на культуру в источник быстрого и легкого обогащения с небольшим богемным налетом. Как ранее сообщало ИА "Руспрес", он является учредителем культурного фонда "Территория" совместно с Евгением Мироновым, Романом Должанским и Андреем Ураевым. В свою очередь, бывший постановщик трюков Андрей Ураев - старый деловой партнер Наталии Дубовицкой по крахмальному бизнесу и тоже старый знакомый Владислава Суркова. Через этих людей на протяжении нескольких лет осуществляется непрозрачное распределение государственных средств и спонсорской помощи российским театрам окончательный размер которых до конца даже не установлен. Сколько нашим героем потрачено на постановку у Табакова китча под названием "Околоноля" по одноименному сурковскому произведению, тоже установить не представляется возможным. Иногда, правда, случается и так, что покровители попадают в опалу, и тогда вопрос о расходовании средств на культуру стает в полный рост. Так, когда позиции "крышевавшего" Суркова ослабли, Кириллу Серебренникову приходится держать ответ за проекты, средства на которые разворовали в "жирные" годы.

Второй день продолжается под знаком «Гоголь Центра» и «КС». После вчерашнего шока: внезапный обыск у Кирилла Серебренникова, заточение актёров в театре и лишение их мобильной связи, выброс в информполе многомиллионных сумм, якобы похищенных, допрос КС и отпущение домой, наконец, задержание двух фигурантов - журналисты приходят в себя. Задают вопросы, иногда получают ответы.

Вопрос человеческий - как можно так обращаться с людьми? Даже в чём-то подозреваемых. Держать людей (в основном молодых) в замкнутом пространстве одного театра, изъяв у них мобильные телефоны. А если кого-то из них в это время ищет мама, которой плохо? Ей нужны лекарства, а сын/дочь не отвечают, как в воду канул. Представляете, состояние матери, бабушки, отца, жены? А я, мать и не робкого десятка, очень даже хорошо представляю. Речь что, идёт о задержании группы террористов? Что такого могут актёры, всего-навсего исполнители, знать о жизни администрации своего театра, или параллельной творческой жизни худрука настолько, что можно всерьез опасаться утечки какой-то важной информации.

Вопрос честный - в этой истории Кирилла Серебренникова сейчас самое громкое имя, и даже те, кто прежде его не слышал, равно как о «Гоголь Центре», теперь в курсе - бьют, обижают, а за что - не имеет значения. Суть экономических претензий и подозрений никого не волнует. Волнует политика, режим, у которого главная жертва - Кирилл Серебренников. Даже скучно от такого шаблонного мышления, где главным шаблонной фигурой становится сам талантливый художник. Ему это как в портфолио - политический капитал? И все?

Но названы два имени, связанные с ним по этому делу - Юрий Итин и Нина Масляева. О них никто не говорит, как будто их и не существует. Не кричат как о жертвах, несправедливо повязанных. Как будто само собой разумеющийся факт: вот именно они и ответят за те 216 миллионов рублей, которые «повешены» на «Седьмую студию» и её главный проект пятилетней давности - «Платформу».

Итак, кто эти люди, о которых сегодня, кроме Следственного комитета и журналистов не вспоминают? Юрий Итин, бывший директор «Седьмой студии», на сегодняшний день является директором первого российского театра - имени Волкова в Ярославле. Выпускник ГИТИСа, в своё время был заместителем ректора театрального института, и вот уже семь лет трудится в Ярославле. Звоню художественному руководителю Волковского театра Евгению Марчели. Тот в шоке, поскольку о задержании своего директора узнал, находясь на гастролях в Омске.

Мы семь лет работаем с Юрием Константиновичем. У меня ничего кроме хороших рекомендаций: грамотнейший специалист, ни одной запятой не пропустит. За семь лет он театр, который стоял в центре города в ужасном виде, а из стен его деревья росли, капитально отремонтировал здание по фасаду, произвел капитальный ремонт, поменял сцену. И всё это сделал, не останавливая работу театра.

Юрий Итин действительно один из лучших российских директоров, достаточно зайти в театр, чтобы это понять: чистота, порядок, а главное - производственно обеспечен творческий процесс: на трех сценах одна за одной выпускаются премьеры. Репутация театра в глазах областного начальства выросла.

Теперь Нина Масляева, бывший бухгалтер «Седьмой студии». Характеристику её получаю в театре «У Никитских ворот», где с конца 2015-го года она работает главным бухгалтером.

Замечательный работник, у нас нет никаких претензий к ней, - говорит худрук Марк Розовский. - Мы, конечно, вздрогнули, услышав по телевизору о задержании Нины. Мы не знали, что она работала с Кириллом Серебренниковым в «Седьмой студии». Знаете, стоящего главного бухгалтера в бюджетное учреждение, особенно в театр, найти сложно. Мы довольны её работой.

Теперь вопрос: встанет театральное сообщество на защиту этих людей? Или они будут стрелочниками?

Ещё один, который волнует всех - театральных и нетеатральных. Если были какие-то нарушения (а это надо ещё доказать), почему надо было доводить дело до внезапных обысков, слива «преступной» информации «о преступном сговоре» в информагентства, которая только всех запутывает, потому что слишком много мутного? Иначе два дня страна захвачена театральным детективом, как о наркокартеле, сеть которого ветвится по России.

И главный вопрос - будут ли обнародованы результаты проверки работы «Седьмой студии» на Винзаводе? Которые поставят точки над «i»: действительно были нарушения или, наоборот, всё чисто? Бесхозяйственность это или нормальная человеческая слабость? Пока этого не произойдет, ясности не наступит, а подозрения и слухи будут множиться, формироваться устойчивые мифы - о политических жертвах, невинных творцах, борьбе кремлевских башен. Впрочем, как показывает жизнь, надеяться на доступ к информации такого рода не приходится

Желающие свидетельствовать против худрука «Гоголь-центра» выстраиваются в очередь.

Режиссеру Кириллу Серебренникову вчера официально предъявлено обвинение в мошенничестве. Ночь он провел в ИВС на Петровке, сегодня утром выехал в Басманный суд. Одновременно с этим в федеральный розыск объявлена продюсер Екатерина Воронова — по версии СК она долгое время скрывается от следствия. Расследование имеет политическую составляющую.

Спектакли Серебренникова

Задержаный Серебренников — человек Владислава Суркова. Следствие будут интересовать показания на Сурквоа, членов его окружения и министра культуры Владимира Мединского.

Журналист Олег Кашин вчера напомнил о своем общении с режиссером в 2010 году:

«Серебренников приходил на съемку ко мне. Как только дверь за ним закрылась, я получил от него огромную (и это меня поразило — когда успел?) эсэмэску, в которой было написано, что напрасно я рассчитываю сделать карьеру на том, чтобы обижать людей, ничего хорошего из меня в жизни не получится, и он желает мне гореть в аду»

В том же году Кашину проломили голову, что он тогда связывал с командой Владислава Суркова, его друзей Андрея Ураева и Василия Якеменко. Роль Серебренникова в этом инциденте описана в открытых источниках.

Незадолго до покушения Олег Кашин сообщил, что текст романа «Околоноля», авторство которого приписывают Владиславу Суркову, на самом деле готовил Андрей Ураев.

Ураев - постановщик трюков, близкий друг Суркова, партнер его жены Наталии Дубовицкой по крахмальному бизнесу. Совместно с администрацией президента, где работал Сурков, финансировал кинематографические проекты. Ураев и режиссер Кирилл Серебренников были учредителями культурного фонда «Территория».

Ежегодно эта организация при поддержке Владислава Суркова и Минкульта проводила масштабный фестиваль. По состоянию на 2011 год КФ «Территория» из бюджета были выделены $1,6 млн. Директор КФ возглавляла НП «Фестиваль «Новый Европейский Театр», которое отдельно получило из бюджета 24 млн 450 тыс рублей. Государство финансировало планируемые структурой Ураева и Серебренникова «обменные мероприятия с Республикой Абхазия». Размер внебюджетных отчислений неизвестен, хотя они считаются основными.

Перед нападением Кашин также указал, что карьера Роберта Шлегеля, выдвинутого в депутаты Государственной Думы от партии «Единая Россия», связана с женитьбой на дочери Ураева. После покушения на журналиста и скандальной огласки парламентарий публично опроверг информацию о своем браке с родственницей Ураева. А еще через год зять друга Владислава-Суркова Роберт Шлегель заявил, что опровержение факта брака с Евгенией Ураевой-Шлегель было шуткой.

Владислав Сурков

Указанные обстоятельства не означают, что на Олега Кашина напали по приказу Владислава Суркова. Но они хорошо объясняют, почему Кирилл Серебренников, будучи другом Суркова и зависимым от него бюджетополучателем, искренне желал, чтобы Кашин «горел в аду».

Вчера утром Серебренников, снимавший в Санкт-Петербурге фильм о Викторе Цое, был доставлен в Москву на допрос в Главное управление по расследованию особо важных дел СКР. После следственных действий режиссера был задержан. Привлекать для этого спецназ следствие не стало, очевидно вспомнив нелестный отзыв президента Путина о майских обысках «Гоголь-центра» Серебренникова по тому же делу. СКР сообщил, что Серебренников подозревается в организации хищения 68 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта “Платформа”».

Этот проект Серебренников запустил при участии Суркова. На реализацию и финансирование которого в 2011-2014 годах Минкультом было выделено более 214 млн рублей из федерального бюджета. Под проект Серебренников создал АНО «Седьмая студия». К ее работе режиссер привлек своих знакомых Юрия Итина, ставшего гендиректором АНО (сейчас директор Ярославского театра драмы имени Федора Волкова), экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского и Екатерину Воронову ставших генеральными продюсерами нового проекта, а также Нину Масляеву, которая возглавила бухгалтерию «Студии». Сам господин Серебренников стал художественным руководителем АНО.

Выполняя указания господ Серебренникова и Итина, другие фигуранты расследования ежегодно разрабатывали планы мероприятий в рамках проекта «Платформа», «содержавшие заведомо недостоверные завышенные сведения об их количестве и стоимости», цитирует версию следствия «Ъ». Затем они представляли их министру культуры Владимиру Мединскому в качестве обоснования суммы требуемого бюджетного финансирования. В дальнейшем они же изготавливали и представляли в министерство финансовые и творческие отчеты, свидетельствующие о том, что полученные АНО «Седьмая студия» субсидии израсходованы в полном объеме на ранее предусмотренные мероприятия.

По поручению Серебренникова сотрудники АНО заключали фиктивные договоры с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими работы в рамках проектов. Перечисленные по этим договорам средства обналичивались и распределялись Серебренниковым между остальными предполагаемыми участниками хищений. Таким образом было похищено 68 млн рублей. В итоге СКР предъявил режиссеру обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, максимальная мера наказания — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного млн рублей).

Поначалу казалось, что следствие ограничится задержанными ранее фигурантами в лице Юрия Итина, Алексея Малобродского и Нины Масляевой, однако в окружении Кирилла Серебренникова, получившего мощную поддержку от близких к Владиславу Суркову лиц (они писали обращения во все инстанции, в том числе президенту Путину), не исключали худшего варианта. Письмо в защиту Серебренникова передал лично президенту знакомый Суркова Евгений Миронов. Он сам может оказаться в числе фигурантов дела, потому что месте с Серебренниковм и Ураевым числился среди учредителей «Территории».

Временно исполняющим обязанности руководителя «Гоголь-центра» станет заместитель художественного руководителя по финансам Юлия Калинина.

Свою вину, как и во время первого допроса, проведенного три месяца назад, господин Серебренников не признал. Однако следствие считает, что она подтверждается показаниями других фигурантов расследования. Как ранее сообщало агентство «Руспрес», бывший бухгалтер автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия» Нина Масляева показала, что Кирилл Серебренников и двое других арестованных в рамках этого дела театральных работника реализовали план обналичивания и хищения бюджетных средств, а затем заставили ее внести в финансовую отчетность ложные сведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: