Владимир Высоцкий. Биография краткая Высоцкого Владимира Семеновича, личная жизнь и творчество

Огромный вклад в исследование генеалогического древа семьи Высоцких внесли историки В. Ткаченко и М. Кальницкий. Они подняли архивы, начиная с XIX века, и провели исследования нескольких поколений.

Основателем рода Высоцких считается Лейба Букльковштейн из местечка Селец (под Брестом), который приходился прапрадедом барду. Прадед артиста – Шлиом Высоцкий - стал первым носителем знаменитой фамилии. В его семье воспитывалось четверо детей. От одной из дочерей по имени Суламифь впоследствии удалось узнать подробности о генеалогии их семьи. Прадед Высоцкого был преподавателем русского языка и, говорят, имел «золотые руки, поэтому семья жила в достатке. К концу XIX века он вместе с семьей покинул Селец и перебрался в небольшой городок Высокое. Некоторые историки проводят параллель между их фамилией и названием населенного пункта. Но утверждать достоверно, что фамилия пошла именно из этого названия вряд ли можно, нет никаких официально подтверждающих эту версию документов.

«А не пора ли нам взяться за Владимира нашего Семеновича?» - подумали евреи. И взялись. Все-таки 75. Пора расставить точки над i.


И выяснилось, что дедушка - тоже Владимир Семенович Высоцкий - был на самом деле Вольфом Шлиомовичем Высоцким, имел три высших образования, владел тремя языками, сделал детям брит-милу, а бабка, Дарья Алексеевна, была на самом деле Деборой Евсеевной (да еще и Бронштейн). Говорили в семье на идиш. Род Высоцких происходит из местечка Селец, что под Брестом.

Прадеды - Шлёмо Высоцкий, Лейба Бульковштейн и Мордко Бронштейн - а также двоюродный дед Лион были людьми набожными, ходили, разумеется, в синагогу, вставая для этого в шесть утра.

В советские времена отец Высоцкого, чистокровный обрезанный еврей, от еврейства дистанцировался, да и сам поэт свою кровь не особенно ощущал, врать не буду. Написал только однажды в шутку: «Жили-были евреи Высоцкие / Неизвестные в высших кругах».

Однако Высоцким их еврейство аукнулось. Сын Владимира Высоцкого, Аркадий, женился на еврейке, нажил детей, хотя потом и развелся. Дети эти вместе с мамой уехали в Соединенные Штаты и там стали религиозными евреями. Недавно Наташа (Наама) Высоцкая (внучка) вышла замуж за хабадника Шломо Теплицкого - под хупой, все как положено. Видать, Шлёмо Высоцкий, праведник был, не зря так много молился. Споткнулась еврейская кровь об СССР, как о камешек, и потекла дальше.

Оказалось, что было про «то» хорошо известно, не афишировалось только. Но для «Пугачева» (не Любимовского, а фильма по сценарию Володарского) кандидатуру Высоцкого на главную роль завернули с показательной формулировкой: «Не будет того, чтобы роль русского героя Емельяна Пугачева исполнил еврей!»

Забавно попалась на этой теме Зоя Богуславская (хорошо знавшая поэта), когда в фильме «Андрей и Зоя» сказала про Высоцкого, что он был «интеллигентный мальчик из интеллигентной еврейской семьи». Никак с его талантом она это не связывала, а связала как-то с порядочностью. Но что-то такое читалось между строк, что-то такое всем будто бы послышалось, и автор фильма не удержался и задал-таки этот вопрос прямо на камеру, а потом и не вырезал при монтаже:
- Вы что, хотите сказать, что талантливый человек обязательно должен иметь еврейскую кровь?
- Не обязательно, - удивилась в свою очередь Богуславская, - вот у Пушкина была арапская. Тоже сошло.
За это ироничное «сошло» отдельное спасибо Зое Борисовне, но вопрос за кадром запомнился даже больше…

Чувствовал ли себя евреем сам Высоцкий? Не похоже. Правда, Ирэна Алексеевна Высоцкая, двоюродная сестра поэта, писала: «Мы с Володей много говорили о нашем еврействе». Но до чего договорились, неизвестно. Неоткуда было взяться еврейским переживаниям, если на то пошло. Отец поэта (с которым у сына близких отношений не сложилось) - человек советский, кадровый военный, о своей национальности не заикался.

И если поэтическому творчеству еврейская кровь помогла, то еврейскому самоосознанию - не особенно. В любом случае, поэт был евреем негалахическим.

Это факты. Теперь мифология и бизнес. Факт еврейства Высоцкого известен мало. Можно допустить, что он скрывался и скрывается вполне намеренно. Для статуса русского национального гения подмоченная биография ни к чему. Тем более, что теперь идол приносит большие доходы. Над его биографией теперь будут работать старательно. А кто вякнет не в тему - могут и по рукам. Раз уж сам Первый канал над имиджем трудится. Что идет в ход, что нет - проверяется. Что работает, что не работает. Какая деталь личности и жизни конвертируется в прибыль - а какую лучше забыть. Высоцкий догадывался, что его после смерти будут так или иначе кантовать: «Мой отчаяньем сорванный голос современные средства науки превратили в приятный фальцет». И это тоже… Алкоголь работает на образ? Работает! Хороший друг? Работает! Донжуан? Тоже! Папа-еврей? Папа - еврей?! Объявить, что Высоцкий - еврей - это как-то неприлично и даже кощунственно. И опасно. В глубинке можно и промеж глаз получить за подобные шуточки (если сообщить, например, похожую сплетню про Иисуса).

Вот Бориса Абрамовича Березовского (хоть он, как и Высоцкий, еврей только по папе, да еще и крещеный) русский человек считает евреем и разубедить его в этом можно будет тогда, когда съест колбаса человека.

Или Виктора Феликсовича Вексельберга, тоже еврея по папе. Потому что чужие они нам. А Высоцкий - это же наше, родное. Принять этот факт в биографии Владимира Семеновича общество не готово.

Но в общем, русские правы. Так или иначе, Высоцкий лучше всех выразил советскую эпоху и русский характер. И хотя у русской культуры его никто не отнимает (да и пытаться не следует), но и вворачивать, что он наполовину еврей (испортив всем праздник), - как-то бесчеловечно. Вот евреи - вечно им чего-нибудь присвоить надо. Бывают же люди, до чужого добра жадные! А тут под шумок 75-летия вознамерились целого русского гения уворовать! Ша, ша! Уже никто никуда не идет! Мама Высоцкого, Нина Максимовна Серегина, переводчица, происходила из русских крестьян.

Режиссер, сценарист, журналист. Сняла около 30 документалок. Не без международных призов. Нью-Йорк, в частности, признал мою работу «лучшим историческим фильмом». Короткометражка «Один» выиграла в 2011 году на Шанхайском международном кинофестивале. Работала на всех федеральных каналах отечественного телевидения в наши лучшие с ним годы. По базовому образованию логопед. Написаны роман и повесть. Роман «В ночь с понедельника на пятницу» можно выловить в Интернете. Училась в Еврейском университете в Москве. В Израиль езжу каждый год. Как год проходит - подступает тоска, и билет как-то сам покупается: значит, пора.

Гарри Каспаров Высоцкий 25 января 2013, 11:10

  • Сегодня я мог бы часами увлеченно рассуждать о феномене Высоцкого, но написать лучше, чем мне посчастливилось тогда, четверть века назад, всё равно не смогу. Это был мощный эмоциональный выплеск: «Десант в бессмертие» я написал за день и ночь, буквально на одном дыхании.Из сборника статей «Высоцкий: я, конечно, вернусь» под редакцией Натальи Крымовой, 1987 год
    Гарри Каспаров. Десант в бессмертие

Видел я все дела, какие делаются под солнцем,
И вот все - суета и томление духа!
Экклезиаст I, 14
Я уйду и скажу, что не все суета.
В. Высоцкий

Школа-студия МХАТ, 1959 год

Для нормального человека естественно интересоваться своим происхождением, своими предками, историей своего народа.


25 июля 1938 года. Володе Высоцкому - полгода

Странно другое: когда происхождением человека начинают интересоваться посторонние и на основании его принадлежности к той или иной нации делают выводы и о самом человеке и о его делах.


Евгения Лихалатова, Владимир Высоцкий, Семен Высоцкий. Эберсвальде, Германия 1947 год. Фото Алексея Высоцкого

Еврейские корни Владимира Высоцкого уже много лет служат почвой для непонятных споров и нелепых выводов, хотя никакого секрета или чего-то необычного в его биографии нет.


Семён и Алексей Высоцкие с жёнами и детьми, Германия, Ратенов, 1947 год


Письмо Володи Высоцкого Нине Максимовне

Совсем молодой еще Высоцкий написал в одном из набросков:
В дни, когда все устои уродские
Превращались под силою в прах,
В Риме жили евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах.


Страница из тетради времен учебы в Школе-студии МХАТ, март 1957 года

Конечно, в Риме Высоцкие не жили – это художественный образ, но вообще считается, что предки Владимира Семеновича были из местечка Селец, недалеко от Брест-Литовска.

Высоцковеды подробно проследили его родословную и всех родственников по отцу: от деда, практически полного тёзки поэта – Вольфа Шлиомовича Высоцкого до прапрадедов Акима Райха и Мордехая Бронштейна.


Записи о рождении Вольфа и его жены Деборы


Вольф Высоцкий. Фотография с сургучной печатью коммерческого института

И нельзя сказать, что сам Высоцкий относился к своему происхождению безразлично.
Двоюродная сестра, Ирэна Высоцкая, вспоминала, что «конечно, мы с Володей много говорили о нашем еврействе». Он с детства знал разные еврейские словечки и забавные выражения, а поскольку дядя Алексей Владимирович и отец еще и пели иногда еврейские песни, то и сам отдал должное фольклору.

Владимир Высоцкий, «Здравствуйте, мое почтенье…»: слушать (автор неизвестен)

Это запись 1963 года с пленок Семена Владимировича Высоцкого.
Здесь Высоцкий, между прочим, в канонический текст вставил еще и Вэлвэла – то есть собственного деда.


Алексей и Семён Высоцкие. Семён в кителе Алексея. Снимок предназначен для родителей. Германия, 1945 год

Но через год в письме жене, Людмиле Абрамовой, Володя напишет, что «стал похож на русского вахлака, от еврейства не осталось и следа».
Однако в том же 1964 году Владимир Высоцкий спел у Валерия Синельщикова знаменитую песню о еврейском вопросе в СССР.

Владимир Высоцкий, «Антисемиты»: слушать

В советском паспорте была так называемая «пятая графа».
Там в обязательном порядке указывалась национальность человека.


Паспорт советского образца

Однако когда говорили про «пятый пункт», почти всегда подразумевалось, что речь идет о евреях.
И этот «пятый пункт» испортил жизнь и карьеру многим достойным людям. Потому что при официально провозглашенном интернационализме существовали негласные квоты для евреев. Они не могли занимать определенные должности, учиться в определенных вузах и вообще считались людьми подозрительными.

В 1968 году Высоцкий исполнил песню, посвященную своему хорошему знакомому, выдающемуся нейрохирургу Эдуарду Израилевичу Канделю.

Владимир Высоцкий, «Он был хирургом, даже нейро…»: слушать


Авторская правка машинописного текста песни «Он был хирургом…» в сборнике Александра Репникова.
Из архива Сергея Жильцова


Эдуард Кандель

Еще одна песня, к сожалению так и осталась у Высоцкого не законченной, в виде наброска. Но эти два четверостишия получились очень красноречивыми.

Владимир Высоцкий, «И Фюрер кричал, от завода бледнея…»: слушать

Впрочем, про евреев или Израиль Высоцкий пел не только в социальном и даже отчасти политическом смысле.



Выступление в МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

Знаменитая «Лекция о международном положении» – песня шуточная. Хотя, когда речь заходила о враждебном государстве Израиль и его вождях, советским людям даже шутить не полагалось. Там все было серьезно.


Выступление в МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

Владимир Высоцкий, «Лекция о международном положении…»: слушать



Автограф песни «Я вам, ребята…» (РГАЛИ - ф.3004 оп.1 ед хр. 88 л. 1 и л.1 об.)
Сергей Жильцов: «Высоцкий про Римского Папу (злободневное)»

Лекции о международном положении были разновидностью просветительской пропаганды для широких масс.
Люди собирались в зале, а лектор объяснял им текущий момент и политику партии по международным вопросам.


Автограф на память. МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

Эта песня из числа тех, которые в наше время уже требуют отдельных пояснений.
Римский Папа «из поляков из славян» – это в будущем один из величайших понтификов в истории Иоанн Павел II.


Иоанн Павел II

А иранского шаха Мохаммеда Резу Пехлеви незадолго до того свергла исламская революция, которую возглавлял аятолла Хомейни.


Мохаммед Реза Пехлеви


Аятолла Хомейни

Далеко не каждый помнит, что Голда Меир – это премьер-министр Израиля и к тому же вообще женщина.


Голда Меир

Что Моше Даян был министром обороны и одним из тех, кто и олицетворял для советских людей «израильскую военщину» – и у него действительно не было одного глаза.


Моше Даян

Онассис – это греческий миллиардер, который женился на вдове Джона Кеннеди Жаклин, она же Джеки, она же Жаки.


Жаклин Кеннеди

А вообще эта песня имела несколько вариантов текста: слушать

Это вариант Высоцкий исполнил в тот же день и тоже, в Бауманке.
Там было три выступления подряд, и все три раза Владимир Семеныч исполнял разные варианты теста. А Банда Четырех, кстати, – это жена Мао Цзэдуна и трое его сподвижников, пытавшихся взять власть после смерти Мао.


«Банда четырех»

На третьем концерте в Бауманском Высоцкий вспомнил заодно и Менахема Бегина, тоже израильского премьера, успевшего посидеть в советском лагере в 40-е годы, а родившегося, к слову, в Брест-Литовске.


Менахем Бегин

То есть они с Высоцким в некотором смысле земляки.

Ну, и еще один вариант «Лекции о международном положении» – уже в записи Вадима Туманова.
Это январь 1979 года. Самое раннее из известных сохранившихся исполнений:слушать


Москва, учебная телестудия Факультета журналистики МГУ, май 1979 года. Съёмка Юрия Дроздова для Уоррена Битти

Но в принципе, когда говорят о еврейской теме в творчестве Владимира Высоцкого, то большинство наверняка вспоминает ту песню, которую вы услышите сейчас.
Это концерт в московском Театре кукол, декабрь 1973 года.

Владимир Высоцкий, «Мишка Шифман»: слушать


Автограф песни «Мишка Шифман» (черновик - РГАЛИ - ф. 3004 оп.03 ед.хр.7 л.1)

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Александра Свердлина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Валерия Басина, Игоря Рахманова, Александра Петракова и Александра Ковановского.

С конца 60-х до начала 80-х из Советского Союза в Израиль уехало более ста тысяч евреев.
Но Владимир Высоцкий никогда всерьез не говорил о желании куда-то уехать, тем более уехать в Израиль. Хотя возможность остаться за границей была у него неоднократно. Но он всегда чувствовал себя русским поэтом и без своей страны себя не представлял.


После концерта. МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– автографы из архивов Сергея Жильцова и Юрия Гурова;
- статья Геннадия Брука и Виталия Хазанского «Высоцкий и еврейский мир»;
- статья Сергея Удачина «Родословная Владимира Высоцкого».

Бонусы:

1) «Мы раз пошли на дело – я и Рабинович…» слушать (из архивов Семёна Владимировича Высоцкого, 1963 год)
2) Песенка про жену Мамы Дзэ-дуна слушать (неизвестное публичное выступление, 1967 год)
3) Песенка о слухах слушать (Переделкино, у Юрия Королёва, 1970 год)
4) Лекция о международном положении слушать (у Вадима Туманова, январь-февраль 1979 года)

Кем для меня был Владимир Семёнович Высоцкий? Прекрасным актёром, Поэтом, весёлым хулиганом и нежным романтиком, талантливым исполнителем и автором песен, которые любили и слушали миллионы моих ровесников, человеком сложным, загульным и запойным в жизни и любви, шедшим по краю, живущим на грани, на разрыв аорты...


Лист перекидного календаря 25 января 1938 года (первый день шестидневки, вторник)


Нина Максимовна Серёгина и Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий

Володя Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. Его родители встретились в 1935 году. Ниночка Серёгина, умная, начитанная, романтичная девушка, переводчик с немецкого языка из Бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии НКВД СССР и Семён Высоцкий – веселый, остроумный, музицирующий на рояле и исполняющий романсы Вертинского, ясноокий студент политехнического техникума связи, друг родного брата Нины, Володи. По распределению Семёна молодожёны уехали в Новосибирск, но работы для Нины там не нашлось, и она вернулись в столицу в 1937 году. Вскоре, узнав о беременности жены, приехал в Москву и Семён, но жить стал с отцом, несмотря на то, что отношения между будущими родителями поэта оставались дружескими.


Володе полгода. Фото от 25 июля 1938 года

Володя родился на две недели позже намеченного срока, в Татьянин день в 9-40 утра с весом 4 кг и ростом 52 см. Из роддома № 8 (МОНИКИ) на Третьей Мещанской улице Нину Максимовну и маленького Володю встречал младший брат Семёна Владимировича – Алексей, ставший в дальнейшем добрым другом и наставником племянника.


1-я Мещанская улица, дом № 126. Фото 1925 года
...Но родился, и жил я, и выжил, –
Дом на Первой Мещанской в конце...


Во дворе дома на Первой Мещанской, 126, зима 1940 года Поет: Улыбнись, Маша, радостно взгляни...

Первые годы жизни мальчик провёл в большой коммунальной квартире (где на тридцать восемь комнаток всего одна уборная... ) на 1-ой Мещанской улице в доме № 126. Нина Максимовна брала сначала маленького сынишку с собой на работу, где он спал на большом столе. Позже дед Высоцкого, работавший на заводе инженером-экономистом, устроил внука в детский сад. Родные и знакомые вспоминали, что в раннем детстве Володя был очень общительным занятным ребёнком, любимцем жильцов многоквартирной коммуналки, выступал с собственными концертами, пел, читал стихи, которых, несмотря на юный возраст, он знал немало.


3-летний Володя Высоцкий с медведем в Москве в первые дни войны. Фото конца июня 1941 года

С началом войны, проводив отца на фронт, Володя вместе с мамой два года прожил в эвакуации в селе Воронцовка Бузулукского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Сначала Нина Максимовна собиралась отправиться в Казань, но детский сад, в котором воспитывался Володя, уезжал на Урал. Володя обижался и бурчал: Ты все обещала: в Казанию, в Казанию, а сами едем в какой-то Музулук! В селе школьники, воспитанники детского сада и их родители разместились в крестьянских семьях.


Вова Высоцкий, детский сад фабрики Свобода , ст. Малаховка, Московской области, 1943 год
В 1943 году мама с сыном с Урала вернулись домой обратно в Москву, на Первую Мещанскую, 126.


Володя Высоцкий в начальных классах (школьное фото) 1946 года


Володя Севрюков и Володя Высоцкий. Фото 1947 года

В 1945 году Володя пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Через два года после окончания войны родители Владимира разошлись. Отец снова женился на Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой, которую мальчик назвал мамой Женей . Позже вышла замуж за Григория Бантоша Нина Максимовна. В Москве Володя часто оставался без присмотра, поэтому его родители решили, что пока он не закончит школу, будет жить с отцом и Евгенией Степановной. В январе 1947 года Семён Владимирович был направлен на службу в ГСВГ в г. Эберсвальде, куда вместе с ним отправились сын и с супругой.


Алексей и Семён Высоцкие. Германия, 1945 год


Семён и Алексей Высоцкие с жёнами и детьми, Германия, Ратенов, 1947 год


Эберсвальде, июнь 1947 года. Фото Александра Свищёва

Здесь же, в Германии, но в городе Ратенове служил и родной брат Семёна Владимировича – Алексей Владимирович. Семьи братьев постоянно общались, дружили, на выходные ездили друг к друг к другу в гости. Беседы взрослых о событиях минувшей войны, рассказы о военных операциях, подвигах друзей, постоянный контакт с военнослужащими во многом определил первую мечту Владимира о будущей профессии, как отец и дядя, он решил стать офицером, защитником родины.


Мама Женя и Володя на отдыхе в г. Эберсвальде, Германия. Фото 25 мая 1947 года


Володя Высоцкий с Евгенией Степановной и папой Семёном Владимировичем в Эберсвальде, Германия, 1948 год


Володя в военной форме, Эберсвальде, Германия, 1947 года

Отец Володи дома бывал не часто, иногда пропадал неделями: учения, полевые занятия, стрельбы. Так что мальчиком в основном занималась Евгения Степановна. Они с первых дней поладили и нежно относились друг к другу. Мама Женя старалась исполнить любые желания сына. Когда ему захотелось иметь военную форму и непременно хромовые сапоги с тупыми носками, она приложила максимум усилий, но нашла мастера, обувщика. Когда форма была готова, радости мальчика не было предела. Здесь же, в Эберсвальде, юный Володя научился играть на фортепиано. Чтобы развить интерес к занятиям и выработать усидчивость мама Женя пошла на хитрость: сама стала учиться музыке и вызвала Володю на соревнование. Это очень дисциплинировало мальчика.


Конечно, Володя скучал по родной маме Нине Максимовне, часто писал ей письма и с нетерпением ждал её ответы.


Володя Высоцкий в детском санатории г. Бад-Эльстер, Германия. Май-июнь 1948 года


Володя Высоцкий на коне. г. Бад-Эльстер, Германия, 1948 год


Володя Высоцкий с Игорем Зерновым в г.Эберсвальде, Германия. Фото 1948 года


Осенью 1949 года, Высоцкие вернулись из Германии в Москву. Семья поселилась в центре столицы в Большом Каретном переулке, 15 (Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном! ). Володя пошёл в 5 класс мужской средней школы № 186. Учился он хорошо, но без особого энтузиазма, благодаря своим способностям, а не усердию. Среди мальчиков ценилась физическая сила и крепкие кулаки. Случалось, что более сильные ребята даже поколачивали Высоцкого.


Володя Высоцкий в пионерлагере Машиностроитель г. Покров, Владимирской области, 1950 год


Директор пионерлагеря Машиностроитель Таисия Дмитриевна Тюрина и Володя Высоцкий. Январь 1950 года


Мама Нина Максимовна и Володя Высоцкий. Москва, май 1950 года. Фото Н. Львова


Володя Высоцкий, его младший дядя Володя-курочка и овчарка Карат в г. Гайсин, УССР, 9 июля 1950 года. Фото А. Высоцкого


Володя Высоцкий в г. Гайсин, УССР, лето 1950 года. Фото А. Высоцкого


Марлен Матвеев, Саша и Володя Высоцкие с другом Валериком Гукасовым в киевском зоопарке, 1950 год. Фото Алексея Высоцкого


Зимние и летние каникулы мальчик чаще всего проводил в пионерских лагерях, в гостях у родственников на Украине. Он был очень живым, общительным, поэтому, где бы он ни был, у него сразу же появлялось много друзей – ровесников, которыми он непременно верховодил, покоряя их лихостью, удальством, интересными выдумкам, рассказами, постановками.


Владимир Высоцкий с учительницей в 9-в классе московской школы № 165. Фото 1954 года


Светлана Закурдаева и Владимир Высоцкий на Большом Каретном, 5 марта 1955 года

Весной 1955 года мама Высоцкого Нина Максимовна получила в новом доме на всё той же Первой Мещанской комнату в трёхкомнатной квартире. И в 10 классе Владимир переехал жить к ней. У юноши появились новые знакомые, но он не забыл своих старых друзей с Большого Каретного, о которых позже писал: ... все были интересные люди достаточно высокого уровня, кто бы чем не занимался...


Владимир Высоцкий с одноклассниками после выпускного вечера на ВДНХ.
Слева направо: В. Акимов, В. Агеев, А. Якушев, В. Высоцкий, Р. Денисов, 1955 год.


Володя Высоцкий в маминой квартире по 1-й Мещанской улице, 1955 год

В десятом классе Владимир стал заниматься в драмкружке при Доме учителя, расположенном в старинном купеческом особняке на улице Горького. Руководил кружком артист МХАТа Владимир Николаевич Богомолов, строивший свои занятия по театральным принципам Константина Сергеевича Станиславского: правда чувств , правда живого человека на сцене , которые были новы, остры, актуальны. Обаятельный, необычайно искренний и жизнерадостный молодой человек пришёлся по душе Богомолову. Он считал юношу очень талантливым человеком и прочил ему карьеру известного артиста. Не мудрено, что Владимир до глубокой ночи пропадал в кружке.


Аттестат зрелости Высоцкого Владимира об окончании школы № 186 Коминтерновского района г. Москвы в 1955 году


Владимир Высоцкий. Фото середины 1950-х годов

Я отдаю себе отчёт, что в эти юбилейные дни появится масса фотографий Владимира Высоцкого и всё же решила сделать несколько постов о Поэте. Фотографии собирала давно, некоторые из книг, старых журналов, не все хорошего качества, но благо, что сейчас в сети можно найти и приличные снимки. Спасибо тем добрым людям, которые не жадничают и дают возможность воспользоваться более качественными фотографиями. Так что продолжение следует)

Предки легендарного барда и актера были евреями, и Высоцкий этого не скрывал

«Словно мухи тут и там ходят слухи по домам» - насмешливо пел Высоцкий. Он сам был объектом пристального интереса, а после смерти «сенсации» из его биографии посыпались одна за другой.

Так, многие опешили, узнав, что часть предков русоволосого и светлоглазого поэта и актера были евреями. Появились и рассуждения о том, что родословная значительно повлияла на творчество Владимира Семеновича. Так ли это?

Вульф – Вэлвэл - Владимир

Прадед артиста по отцу, Шломо , жил в Белоруссии, в Брест-Литовске, и был человеком весьма интересным и разносторонним. Он одновременно являлся преподавателем русского языка и классным стеклодувом. Шломо женился на Хасе Бульковштейн (позже Высоцкой).

В 1914 году супруги уехали в Киев вместе с четырьмя детьми, одним из которых был дед артиста, Вульф (иногда его называли Вэлвэл ). Дедушка Владимира Семеновича получил хорошее образование. Он был химиком, специалистом в парфюмерии, при этом имел глубокие знания в экономике и юриспруденции. Бабушка Дебора работала фельдшером-акушеркой. После революции супруги изменили свои еврейские имена на более привычные (Владимир и Дарья).

Надо сказать, что еврейский вопрос существовал в России веками, с ним связано множество самых разных указов, которые принимались на уровне царей и императоров. Рикошетом все это летело в умы непросвещенных граждан. В царской России не редкостью были погромы еврейских лавок и домов, сопровождавшиеся убийствами и насилием.

В советское время еврейский вопрос вроде бы исчез, но только с виду. С возникновением государства Израиль (1948 г.) многие евреи захотели эмигрировать на «историческую родину». И если при сталинском режиме это было невозможно, то позже, хоть и с трудом, советское правительство пошло на некоторые уступки в этом отношении.

Опять же негласно, но все равно считалось, что если еврей получит бесплатно хорошее образование, затем работу, а потом эмигрирует, то это нанесет непоправимый вред нашей стране. И многие евреи в СССР, даже и не планировавшие никуда выезжать, всеми способами стремились, чтобы в их паспортах (а тогда была графа «национальность») стояло «русский».

Вообще ситуация в СССР была очень интересная: с одной стороны, заключалась масса смешанных браков, между представителями самых разных национальностей, и в то же время бытовой национализм существовал всегда – в том числе и бытовой антисемитизм. Тем более, образ жизни еврейских семей отличался тем, что детям стремились дать хорошее образование, их учили музыке и иностранным языкам. Еврей-алкоголик было понятием анекдотическим.

Еврейское происхождение не помешало сыновьям Вульфа Высоцкого получить военную специальность. И Семен , и Алексей прошли войну, доблестно сражались. У отца Высоцкого – более 20 военных наград, почетное гражданство городов Праги и Кладно.

Дядя актера и поэта Алексей, пройдя войну, окончил журфак, стал писателем. Именно от него будущий бард слышал захватывающие рассказы о настоящей войне, которая «прошла» через все творчество Высоцкого, о войне он написал шедевры, которые звучат повсюду до сих пор: «На братских могилах…», «Он не вернулся из боя» и другие.


Мама Нина и мама Женя

Мать поэта – Нина Максимовна , урожденная Серегина . Ее отец подростком приехал в Москву из Тульской области и работал носильщиком, а затем швейцаром. Бабушка Высоцкого, Евдокия Синотова , родом из подмосковных Утиц. Она также девчонкой попала в столицу, где рано вышла замуж и воспитала пятерых детей.

Нина познакомилась с Семеном в период учебы в техникуме, и, когда ее супруга-военного распределили в Новосибирск, уехала с ним. Но их сын родился в Москве 25 января 1938 года.

Кстати: По , Владимир Высоцкий считался бы однозначно русским.

В 1947 году родители Высоцкого развелись, отец женился на Евгении Мартиросовой , армянке. Вместе с новой женой Высоцкий-старший убыл по месту службы в Германию, куда приезжал Володя. Мальчик очень тепло относился к «маме Жене». Утверждают, что он ради нее даже крестился в армянской апостольской церкви.

Как мы видим, у поэта с малолетства не было никаких особых национальных пристрастий, он рос как все советские дети, в окружении людей самых разных национальностей. Об этом – в его «Балладе о детстве»:

«И било солнце в три ручья, сквозь дыры крыш просеяно

На Евдоким Кириллыча и Гисю Моисеевну. Она ему: Как сыновья? - Да без вести пропавшие! Эх, Гиська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие».

Став взрослым, Высоцкий однозначно говорил о себе: «по паспорту и в душе я русский». Это не значит, что он от чего-то отрекался. Как раз феномен Высоцкого, может быть, заключался в том, что он воспринимал всё вокруг, гениально умел влезть в нутро любого человека, моментально проникнуть в тонкости любой профессии, любого менталитета.

Известно, что десятки людей утверждали: они с Высоцким воевали, сидели в сталинских лагерях (и первого, и второго Высоцкий в силу возраста сделать просто не мог), «мотали срок» по «уголовке», лазили в горы, мыли золото…

Все думают, что я - негр

Поэтому и еврейская тема в творчестве Высоцкого была и звучала в самых разных тональностях. Он едко высмеивал бытовой антисемитизм, откликался на процесс над писателями Синявским и Даниэлем , затрагивал конфликт на Ближнем Востоке.

Касаясь еврейской темы, Высоцкий мог надеть маску недалекого обывателя, а мог уже совершенно от своего имени гневно петь и о планах Гитлера уничтожить евреев, и о том, что многим талантливым людям «пятая графа» испортила жизнь.

Высоцкий широко известен как бард, актер и поэт, но он пробовал свои силы и в прозе. Вот, например, два отрывка из памфлета «Дельфины и психи»:

«...Говорят, в Большом театре был случай. Две статистки или кассирши, этого никто не помнит, влюбились в дирижера Фаера или Файдильмера (это не важно, важно, что он - еврей и не стоит этого)».

«...а у меня все оттуда, с Запада - все польские евреи. Но этого никто не знает. Все думают, что я негр».

Специалисты, изучающие творчество Высоцкого, находят схожесть композиций некоторых его стихов («День без единой смерти») с композициями еврейских молитв «Шма, Исраэль». То есть имеется влияние архитектоники молитв на сами творческие приемы, используемые автором. Так, в приеме перечислений у Высоцкого - вместо привычных однородных членов, характерных для русского языка - он применяет «принцип уточнения каждого положения целой системой пояснений» (как в иудаистских текстах).

Неизвестно, насколько был знаком Высоцкий с религиозными текстами. С одной стороны, его бабушка и дедушка получили соответствующее еврейское воспитание. Далее традиций они не соблюдали, однако в ортодоксальных еврейских семьях тексты основных молитв знают все.

Наверное, специалисты могут привести еще немало примеров влияния происхождения на все творчество Владимира Семеновича. Но для большинства советских и постсоветских людей, владеющих русским языком, он остается «нашим». Высоцкий навсегда вошел в культуру сложной, многоукладной и многонациональной России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: