Вишневый сад очень краткое содержание по действиям. Чехов "вишневый сад"

Представляем краткое содержание произведения Чехова Вишнёвый сад по действиям .

Пьеса "Вишнёвый сад " содержит 4-х действия, которые разворачиваются в имении Л.А. Раневской.

Вишневый сад краткое содержание по действиям

Краткий пересказ по действиям :

Первое действие пьесы «Вишневый сад» разворачивается ранним майским рассветом в комнате, "которая до сих пор называется детскою".

Второе действие «Вишневого сада» происходит на природе, неподалёку от старой церкви, откуда открывается прекрасный вид на вишневый сад и виднеющийся на горизонте город.

Третье действие пьесы начинается вечером в гостиной. В доме играет музыка, пары кружатся в танце. Именно там возникает спор о том, что ради любви можно и голову потерять.

Четвертое действие пьесы Чехова разворачивается в пустой детской, где в углу стоят ожидающие вывоза багаж и прочие вещи. С улицы слышатся звуки срубаемых деревьев.

В финале пьесы дом закрывают. После чего появляется лакей Фирс, о котором просто забыли в суматохе. Он понимает, что дом уже закрыт, а его просто забыли. Правда он не злится на хозяев, а просто ложится на диван и вскоре умирает.

Раздаётся звук лопнувшей струны и ударов топора о дерево. Занавес.

Вишнёвый сад - краткое содержание читать

Произведение А.П. Чехова - «Вишневый сад» начинается со сцен ожидания всеми хозяйки поместья. Хозяйкой является Раневская Любовь Андреевна, помещица. Она пять лет тому назад уехала за границу, после смерти своего мужа и трагической гибели любимого маленького сына.

Лирическая пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова описывает такое время года как весна, время, когда цветут вишнёвые деревья и всей своей красотой радуют глаз окружающих. Все персонажи, которые ждут дома приезда хозяйки, очень волнуются и переживают, поскольку совсем уже скоро этот прекрасный сад должен быть продан в уплату всех тех долгов, которые скопились за время отсутствия хозяйки и за то время, что она проживала в Париже и тратила деньги себе в угоду. Кроме мужа и сына у Раневской есть семнадцатилетняя дочь Аня, с которой хозяйка поместья все последние пять проживала с ней за границей. В самом же имении после отъезда Любови Андреевны оставались её родной Леонид Андреевич Гаев и её приёмная дочь, двадцатичетырехлетняя девушка, которую все звали просто Варя. За последние пять лет Раневская из богатой светской дамы превратилась в бедную женщину с кучей долгов за спиной. Все это произошло, потому, что Любовь Андреевна всегда и везде сорила деньгами и никогда ни на чем не экономила. Шесть лет тому назад от пьянства у Раневской умирает муж. Однако жена не сильно расстраивается этому факту и вскоре влюбляется в другого человека и сходится с ним. Ко всем тем несчастьям, которые уже случились с Любовью Андреевной, трагически погибает ее маленький сын Гриша, утонув в реке. Раневская просто не в силах перенести такого страшного горя и никакого другого выхода не видит, как быстрее сбежать за границу. Ее любовник, не в силах жить без нее, последовал вслед за ней. Однако на этом беды Любови Андреевны не заканчиваются. Вскоре сильно заболел ее любовник, и Раневской просто ничего не оставалось, как поселить его на своей даче возле Ментоны и три года почти не отходить от его кровати и постоянно за ним ухаживать. Однако вся любовь любовника была лишь обманом, поскольку как только дачу пришлось продать за долги и переехать в Париж, он просто взял, обобрал и бросил Раневскую.

Леонид Андреевич Гаев и приемная дочь Раневской Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. В поместье хозяйку и ее дочку с нетерпением горничная Дуняша и знакомый семьи, купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец этого самого Лопахина был в прежни годы крепостным Раневских. Сам же Ермолай Алексеевич разбогател, но все же считает, что богатство никак не повлияло на его характер и жизненных прерогативы. Купец считает себя обычным, простым, без особых требований мужиком. В имение помещицы также по случаю приезда самой хозяйки приходит конторщик Епиходов. Конторщик является тем самым человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого в шутку, с долей правды, прозвали «двадцать два несчастья».

К поместью приближают экипажи. Поместье Раневских наполняется людьми, которые находятся все в приятном возбуждении. Каждый из находящихся в доме, говорит о своём, при этом мало обращая на проблемы и желания окружающих. Любовь Андреевна проходит по всему поместью, разглядывает все комнаты и сквозь слезы радости вспоминает о прошлом, о тех самых моментах, которые дарили ей столько радости и тепла. В пьесе также описанные и некоторые истории любви. К примеру горничной Дуняше по приезду барышни, просто не терпится рассказать о том, что ей сделал предложение руки и сердца сам Епиходов. Дочь Раневской Аня советует своей сестре Варе выйти замуж за Лопахина, а Варя же в свою очередь мечтает выдать Аню за очень богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, являясь очень странной и эксцентричной особой, хвалится перед всеми своей замечательной собакой. Сосед помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик просит денег взаймы у Раневской. Очень старый и самый верный слуга Фирс уже почти ничего не слышит, и все время бормочет тихо что-то себе под нос.

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин напоминает Любови Раневской о том, что ее имение довольно в ближайшее время должно быть продано с торгов. Единственным выходом из сложившейся ситуации купец видит в разделении земли на небольшие участки, которые потом можно отдать в аренду дачникам. Такого рода предложение Лопахина очень удивляет Раневскую. Она никак не может понять, как вообще возможно вырубить её столь любимый и замечательный вишнёвый сад. Лопахину в свою очередь очень хочется подольше остаться с Раневской. Купец оказывается безумно влюбленным в Любовь Андреевну. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, снова начинает вести разговор, при этом употребляя всевозможные излюбленные им бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает бывшего учителя ее утонувшего семилетнего сына Петю Трофимова. В ее глазах учитель сильно изменился, стал менее красивым, стал одним из тех людей, кто учится всю жизнь, но при этом чаще всего не применяет полученные знания. Встреча с Петей пробуждает у помещицы воспоминания о своего маленьком утонувшем сыне Грише, учителем которого был Трофимов.

Леонид Андреевич Гаев, оставшись наедине с Варей, и пользуясь такой возможностью, пытается рассуждать обо всех важных делах, которые навалились на них за последнее время. Гаев также вспоминает и об очень богатой тётки, проживающей в Ярославле, которая, правда, их не любит. Вся ее нелюбовь связана с тем, что Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и ко всему прочему вела себя не скромно и в финансовых вопросах и в светской жизни. Леонид Андреевич очень любит свою сестру, но все-таки называет её женщиной легкого поведения, что в свою очередь вызывает сильное недовольство Ани. Гаев строит определенные планы по дальнейшему жизненному пути всех его членов семьи. Он очень хочет чтобы сестра попросила денег у Лопахина, чтобы Аня поехала в Ярославль. Проще говоря, он хочет сделать все возможное для того, чтобы имение не было продано. Гаев даже клянётся во всем этом. Ворчливый, но самый преданный слуга Фирс, наконец, уводит своего барина, как ребёнка, в его покои и укладывает его спать. Аня всей душой верит в то, что дядя сможет разрешить все возникшие у них проблемы, она счастлива и спокойна.

Лопахин в свою же очередь ни на шаг не отходит от своего великолепного плана и продолжает уговаривать Раневскую и Гаева принять его великолепный план дальнейших действий. Раневская, Гаев и Лопахин все вместе завтракали в городе и по пути домой решили остановиться в поле у часовни. В тоже время, немного ранее, на той же скамье возле часовни, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей. Но к его разочарованию Дуняша уже предпочла ему циничного и молодого лакея по имени Яша. Хозяева поместья, а именно Раневская и Гаев в беседе с Лопахиным словно вообще не слышат его и говорят совершенно о других вещах. Все уговоры и упрашивания ни к чему не приводят, Лопахин хочет уйти, так как не ведет толку продолжать этот разговор со столь неделовыми, странными и легкомысленными людьми. Однако Любовь Андреевна просит его остаться, поскольку ей очень нравится компания Лопахина.

После к Раневской, Гаеву и Лопахину приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о таком человеческом качестве как гордость, об особенности этого качества и типах людей, которым это качество человеческого характера свойственно. Трофимов уверен в том, что в гордости нет никакого смысла. Он считает, что несчастному и грубому человеку лучше начать работать, нежели продолжать восхищаться самим собой. Петя просто напросто осуждает ту самую интеллигенцию, которая совершенно не способную к труду. Он осуждает тех людей, которые только умеют важно философствовать, а с обычными мужиками обращаются просто напросто, словно с животными. В данном разговоре участвует также и Лопахин. Из-за своеобразия своей жизни он в работе и днем и ночью. В своей работе он сталкивается с большим количеством людей, но среди этой массы очень мало порядочных людей. По поводу этой темы между участниками беседы происходят небольшие споры и определенные демагогии. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Можно сделать вывод, что большая часть участников беседы не хотят или вообще не умеют слушать друг друга. После всех споров наступает глухая тишина, в которой слышится довольно отдалённый печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре после такого оживленного разговора все начинают расходиться. Оставшиеся наедине друг с другом Аня и Трофимов были очень рады возможности поговорить вдвоём, без Вари. Трофимов говорит Ане о том, что просто необходимо погасить в себе все те чувства, которые люди называют любовью. Он говорит ей о таком человеческом состоянии как свобода, что просто необходимо жить в настоящем. Но для того, чтобы узнать все прелести жизни, нужно сначала страданием и трудом искупить все, то нехорошее, что было сделано в прошлом. Счастье уже совсем близко и если уж они его не увидят и не испытают, то другие обязательно увидят то самое счастье и свободу.

Наступает самый важный и ответственный день - день торгов - двадцать второе августа. В этот день, в вечернее время в поместье был запланирован особенный вечер - бал. На данное мероприятие был приглашен даже еврейский оркестр. Были такие времена, когда в имении на балах танцевали только генералы да бароны. А теперь, как подмечает Фирс, на данное мероприятие еле идут почтовые чиновники и начальники станций. Всех присутствующих на данном мероприятии всячески развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Сама же хозяйка поместья Любовь Андреевна Раневская с беспокойством ожидает возвращения своего брата. Ярославская тётка, несмотря на всю ненависть к помещицы, все же прислала пятнадцать тысяч. Однако данной суммы было недостаточно для того, чтобы выкупить все имение.

Бывший же учитель погибшего сына Раневской Петя Трофимов всеми силами успокаивал Раневскую. Он ее уговаривал уже не думать о саде, что с ним давно покончено, необходимо просто взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна оказалась в очень не простой ситуации, как финансовой, так и душевной. Хозяйка просит не осуждать её, а наоборот - пожалеть. Без вишнёвого сада её жизнь теряет весь смысл. Все время, пока Раневская находится в поместье, она изо дня в день получает телеграммы из Парижа. По началу она просто рвала их сразу, ну а потом последующие начала читать и также потом рвать. Тот самый сбежавший любовник, которого она по сей день все еще любила, в каждом из писем умолял её приехать обратно в Париж. Петя хоть и не хочет причинять Раневской еще больше боли, но он все, же осуждает ее за любовь к такому мелкому негодяю, ничтожеству. Оскорбленная и очень сердитая Раневская при всей своей воспитанности, не сдержавшись, мстит Трофимову. Она называет его чудаком, некрасивым человеком и жалким чистюлей. Раневская упаяет на то, что людям просто необходимо любить и влюбляться. Петя, услышав такое в свой адрес, хочет уйти, но вскоре решает остаться, танцует с Раневской, которая попросила у него прощения.

На пороге бального зала появляются усталый Гаев и радостный Лопахин. Гаев сразу уходит к себе, ничего не рассказав. Вишнёвый сад все-таки оказывается, продан, и его купил тот самый Лопахин. Новый хозяин поместья очень счастлив, ведь на торгах ему удалось превзойти богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин с гордостью поднимает ключи, которые были брошены на пол гордой Варей. Сейчас главным его желание является то, чтобы продолжала играть музыка и чтобы все увидели, как Ермолай Лопахин радуется тому, что именно он теперь хозяин всего этого красивого вишнёвого сада.

После известия о том, что сад продан, Ане ничего больше не оставалось, как утешать свою плачущую мать. Дочь уверяла свою мать, что хоть сад и продан, но жизнь на этом не заканчивается и впереди у них еще целая жизнь. Аня была уверена, что в их жизни еще будет новый сад, роскошнее того, что был продан, и то что их ожидает спокойная умеренная жизнь, в которой будет еще куча причин для радости.

Дом, который недавно принадлежал Раневской, постепенно опустел. Все те, кто проживал там, попрощавшись друг с другом, начали разъезжаться. Лопахин Ермолай Алексеевич собирается на зиму в Харьков, Трофимов Петя возвращается снова в Москву, в свой университет и продолжает жить жизнью закадычным студентом. Лопахин и Петя при прощании обмениваются несколькими колкостями друг с другом. Хотя Трофимов и называет Лопахина хищным человеком, он все равно в нем видит человека, который способен на нежные чувства, которые может войти в положение других и который тонко чувствует окружающих. Лопахин по доброте своей душевной даже предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот конечно же отказывается. Он считает, что такого вида подачки подобны властной руке, которая ради своей последующей прибыли, готова сейчас оказать содействие простому человеку. Трофимов просто уверен, что человек всегда должен быть свободным и независящим от кого-то или чего-то, никто и ничто не должно ему мешать на путь к достижению его жизненных целей.

После продажи вишнёвого сада Раневская и Гаев даже повеселели, у них как будто груз с плеч упал, они перестали нести эту тяжелую ношу. Если раньше они были взволнованы, испытывали постоянные страдания, то теперь они полностью успокоились. В дальнейшие планы госпожи Раневской входит жизнь в Париже на те самые денежные средства, которые были присланы тёткой. Дочь Раневской Аня воодушевлена. Она считает, что именно сейчас у нее начинается абсолютно новая жизнь, в которой она должна окончить гимназию, найти работу, работать, читать книги, вообще она просто уверена, что перед ней откроется новый чудесный мир. Борис Борисович Симеонов-Пищик же, наоборот, вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздаёт долги. Выяснилось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все герои лирической пьесы устроились по-разному. Гаев стал теперь банковским служакой. Лопахин всеми силами обещает найти новое место для Шарлотты. Варя устроилась экономкой к семье Рагулиных. Епиходов, в свою очередь был нанят Лопахиным и остаётся в имении служить новому хозяину. Престарелого Фирса должны отправить в больницу, для последующего ухода и лечения. Однако Гаев думает, и у него есть на то основания, что все люди, так или иначе нас бросают, мы становимся просто вдруг друг другу не нужными.

Между влюбленными Варей и Лопахиным, наконец, должно произойти столь долгожданное объяснение. С давних пор уже Варю дразнят все вокруг и называют мадам Лопахина, при этом смеясь над тем, что она таковой до сих пор не является. Варя, как девушка робкая, не может сделать предложение, хоть Ермолай Алексеевич ей и очень нравится. Лопахина тоже уже не устраивала сложившаяся ситуация, ему хотелось как можно скорее покончить с ней и объясниться с Варей уже. Он прекрасно отзывался о Варе, полностью был согласен покончить раз и навсегда с этим делом. Раневская, которая тоже была в курсе сложившейся ситуации, решает устроить им встречу. Однако при встрече Лопахин, все-таки так и не решившись объясниться, покидает Варю, воспользовавшись первым, же для этого предлогом.

Пьеса "Вишневый сад" заканчивается на печальной ноте, когда все встретившиеся в поместье люди уходят из него, запирая при этом все двери на замок. Казалось бы, все обитатели поместья заботились и помогали старому Фирсу, но все, же он остается совсем один. Никто даже не вспомнил, что ему требуется лечение, покой и уход. И даже после этого старый Фирс остается человеком и искренне переживает, потому, что Леонид Андреевич поехал в такой холод в тоненьком пальто, а не в теплой шубе. Он в силу своего возраста и состояния ложится отдохнуть и лежит неподвижно, будто принимая и понимая свою дальнейшую судьбу без боя. Раздётся звук лопнувшей струны. Наступает глухая кромешная тишина, которую прерывает только еле слышные где-то вдалеке, в самом центре вишневого сада, удары стучащего по дереву топора.

Вишнёвый сад краткое содержание по действиям .
Вишнёвый сад как пьеса о прошлом настоящем и будущем России .

Имение поме-щицы Любови Андре-евны Ранев-ской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Ранев-ская и её семна-дца-ти-летняя дочь Аня прожили за границей. В имении оста-ва-лись брат Ранев-ской Леонид Андре-евич Гаев и её приемная дочь, двадца-ти-че-ты-рех-летняя Варя. Дела у Ранев-ской плохи, средств почти не оста-лось. Любовь Андре-евна всегда сорила день-гами. Шесть лет назад от пьян-ства умер её муж. Ранев-ская полю-била другого чело-века, сошлась с ним. Но вскоре траги-чески погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андре-евна, не в силах пере-нести горя, бежала за границу. Любовник после-довал за ней. Когда он заболел, Ранев-ской пришлось посе-лить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухажи-вать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и пере-ехать в Париж, он обобрал и бросил Ранев-скую.

Гаев и Варя встре-чают Любовь Андре-евну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алек-се-евич Лопахин. Отец Лопа-хина был крепостным Ранев-ских, сам он разбо-гател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым посто-янно что-нибудь случа-ется и кото-рого прозвали «двадцать два несча-стья».

Наконец подъ-ез-жают экипажи. Дом напол-ня-ется людьми, все в приятном возбуж-дении. Каждый говорит о своем. Любовь Андре-евна разгля-ды-вает комнаты и сквозь слезы радости вспо-ми-нает прошлое. Горничной Дуняше не терпится расска-зать барышне о том, что ей сделал пред-ло-жение Епиходов. Сама Аня сове-тует Варе выйти за Лопа-хина, а Варя мечтает выдать Аню за бога-того чело-века. Гувер-нантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцен-тричная особа, хвалится своей удиви-тельной собакой, сосед помещик Симеонов-Пищик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напо-ми-нает Ранев-ской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, един-ственный выход — разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Ранев-скую пред-ло-жение Лопа-хина удив-ляет: как можно выру-бить её любимый заме-ча-тельный вишневый сад! Лопа-хину хочется подольше остаться с Ранев-ской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обра-ща-ется с привет-ственной речью к столет-нему «много-ува-жа-е-мому» шкафу, но потом, скон-фу-женный, вновь начи-нает бессмыс-ленно произ-но-сить излюб-ленные бильярдные словечки.

Ранев-ская не сразу узнает Петю Трофи-мова: так он изме-нился, подурнел, «милый студентик» превра-тился в «вечного студента». Любовь Андре-евна плачет, вспо-миная своего малень-кого утонув-шего сына Гришу, учителем кото-рого был Трофимов.

Гаев, остав-шись наедине с Варей, пыта-ется рассуж-дать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андре-евна вышла замуж не за дворя-нина, да и вела себя не «очень добро-де-тельно». Гаев любит сестру, но все-таки назы-вает её «порочной», что вызы-вает недо-воль-ство Ани. Гаев продол-жает строить проекты: сестра попросит денег у Лопа-хина, Аня поедет в Ярославль — словом, они не допу-стят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворч-ливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счаст-лива: дядя все устроит.

Лопахин не пере-стает угова-ри-вать Ранев-скую и Гаева принять его план. Они втроем завтра-кали в городе и, возвра-щаясь, оста-но-ви-лись в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объяс-ниться с Дуняшей, но та уже пред-почла ему моло-дого цинич-ного лакея Яшу. Ранев-ская и Гаев словно не слышат Лопа-хина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легко-мыс-ленных, неде-ловых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Ранев-ская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Ранев-ская заводит разговор о «гордом чело-веке». По мнению Трофи-мова, в гордости нет смысла: грубому, несчаст-ному чело-веку нужно не восхи-щаться собой, а рабо-тать. Петя осуж-дает интел-ли-генцию, не способную к труду, тех людей, кто важно фило-соф-ствует, а с мужи-ками обра-ща-ется, как с живот-ными. В разговор всту-пает Лопахин: он как раз рабо-тает «с утра до вечера», имея дело с круп-ными капи-та-лами, но все больше убеж-да-ется, как мало вокруг поря-дочных людей. Лопахин не дого-ва-ри-вает, его пере-би-вает Ранев-ская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Насту-пает тишина, в которой слышится отда-ленный печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расхо-дятся. Остав-шиеся наедине Аня и Трофимов рады возмож-ности пого-во-рить вдвоем, без Вари. Трофимов убеж-дает Аню, что надо быть «выше любви», что главное — свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в насто-ящем, нужно сначала стра-да-нием и трудом иску-пить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обяза-тельно увидят его.

Насту-пает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе зате-ва-ется бал, приглашен еврей-ский оркестр. Когда-то здесь танце-вали гене-ралы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развле-кает своими фоку-сами Шарлотта Ивановна. Ранев-ская с беспо-кой-ством ожидает возвра-щения брата. Ярослав-ская тетка все же прислала пятна-дцать тысяч, но их недо-ста-точно, чтобы выку-пить имение.

Петя Трофимов «успо-ка-и-вает» Ранев-скую: дело не в саде, с ним давно покон-чено, надо взгля-нуть правде в глаза. Любовь Андре-евна просит не осуж-дать её, пожа-леть: ведь без вишне-вого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Ранев-ская полу-чает теле-граммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом — сначала прочитав, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», кото-рого она все-таки любит, умоляет её прие-хать. Петя осуж-дает Ранев-скую за любовь к «мелкому негодяю, ничто-же-ству». Сердитая Ранев-ская, не сдер-жав-шись, мстит Трофи-мову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить... надо влюб-ляться!» Петя в ужасе пыта-ется уйти, но потом оста-ется, танцует с Ранев-ской, попро-сившей у него прощения.

Наконец появ-ля-ются скон-фу-женный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дери-га-нова, дав сверх долга девя-носто тысяч. Лопахин подни-мает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишне-вому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая радость»...

Дом опустел. Его обита-тели, простив-шись друг с другом, разъ-ез-жа-ются. Лопахин соби-ра-ется на зиму в Харьков, Трофимов возвра-ща-ется в Москву, в универ-ситет. Лопахин и Петя обме-ни-ва-ются колко-стями. Хотя Трофимов и назы-вает Лопа-хина «хищным зверем», необ-хо-димым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин пред-ла-гает Трофи-мову деньги на дорогу. Тот отка-зы-ва-ется: над «свободным чело-веком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Ранев-ская и Гаев даже пове-се-лели после продажи вишне-вого сада. Раньше они волно-ва-лись, стра-дали, а теперь успо-ко-и-лись. Ранев-ская соби-ра-ется пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня вооду-шев-лена: начи-на-ется новая жизнь — она закончит гимназию, будет рабо-тать, читать книги, перед ней откро-ется «новый чудесный мир». Неожи-данно появ-ля-ется запы-хав-шийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказа-лось, что на его земле англи-чане нашли белую глину.

Все устро-и-лись по-разному. Гаев говорит, что теперь он банков-ский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устро-и-лась экономкой к Рагу-линым, Епиходов, нанятый Лопа-хиным, оста-ется в имении, Фирса должны отпра-вить в боль-ницу. Но все же Гаев с грустью произ-носит: «Все нас бросают... мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопа-хиным должно, наконец, произойти объяс-нение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопа-хина». Варе Ермолай Алек-се-евич нравится, но сама она не может сделать пред-ло-жение. Лопахин, тоже прекрасно отзы-ва-ю-щийся о Варе, согласен «покон-чить сразу» с этим делом. Но, когда Ранев-ская устра-и-вает их встречу, Лопахин, так и не решив-шись, поки-дает Варю, восполь-зо-вав-шись первым же пред-логом.

«Пора ехать! В дорогу!» — с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Оста-ется только старый Фирс, о котором, каза-лось бы, все забо-ти-лись, но кото-рого так и забыли отпра-вить в боль-ницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андре-евич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдох-нуть и лежит непо-движно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Насту-пает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».


«Вишнёвый сад» - лирическая пьеса Антона Павловича Чехова в четырёх действиях, жанр которой сам автор определил как комедия.

Меню статьи:


Успех пьесы, написанной в 1903 году, был настолько очевидным, что уже 17 января 1904 года комедию показали в Московском художественном театре. «Вишневый сад» – одна из самых известных русских пьес, созданных в то время. Примечательно, что в её основании лежат собственные тягостные впечатления Антона Павловича Чехова о его знакомом А.С Киселевым, имение которого тоже ушло с аукциона.

Немаловажным в истории создания пьесы является то, что Антон Павлович Чехов написал её уже на закате жизни, будучи тяжело больным. Именно поэтому работа над произведением продвигалась очень трудно: от начала пьесы до её постановки прошло около трех лет.

Это первая причина. Вторая заключается в желании Чехова уместить в свою пьесу, предназначенную для постановки на сцене, весь итог раздумий о судьбе своих персонажей, работа над образами которых велась очень скрупулезно.

Художественное своеобразие пьесы стало вершиной творчества Чехова-драматурга.

Действие первое: знакомство с героями пьесы

Герои пьесы – Лопахин Ермолай Алексеевич, горничная Дуняша, конторщик Епиходов Семен Пантелеевич (который весьма неуклюж, «22 несчастья», как зовут его окружающие) – ждут, когда приедет хозяйка имения, помещица Раневская Любовь Андреевна. Она должна вернуться после пятилетнего отсутствия, и домочадцы пребывают в волнении. Наконец, Любовь Андреевна с дочерью Аней переступили порог своего дома. Хозяйка несказанно рада, что наконец-то вернулась в родные пенаты. Здесь за пять лет ничего не изменилось. Сестры Аня и Варя беседуют между собой, радуясь долгожданной встрече, горничная Дуняша готовит кофе, обычные бытовые мелочи вызывают умиление у помещицы. Она добра и великодушна – и к старому лакею Фирсу, и к другим домочадцам, охотно беседует со своим родным братом, Леонидом Гаевым, но особенные трепетные чувства вызывают любимые дочери. Все, казалось бы, идет своим чередом, но вдруг, как гром среди ясного неба, сообщение купца Лопахина: «… Ваше имение продается за долги, но выход есть… Вот мой проект…» Предприимчивый купец предлагает сдавать в аренду участки вишневого сада под дачи, предварительно вырубив его. Он утверждает, что это принесет немалый доход семье – 25 тысяч в год и спасет от полного разорения, но никто не соглашается на такое предложение. Семья не желает расставаться с вишневым садом, который они считают лучшим и к которому привязаны всем сердцем.

Итак, к Лопахину никто не прислушивается. Раневская делает вид, будто бы ничего не происходит и продолжает отвечать на ничего не значащие вопросы о поездке в Париж, не желая принимать действительность такой, как она есть. Снова заводится непринужденная беседа ни о чем.

Вошедший Петя Трофимов, бывший учитель погибшего сына Раневской Гриши, сначала неузнанный ею, своим напоминанием вызывает слезы у матери. Заканчивается день… Наконец-то все ложатся спать.


Действие второе: до продажи вишневого сада остается совсем немного

Действие происходит на природе, около старенькой церкви, откуда видно и вишневый сад, и город. До продажи вишневого сада с аукциона остается совсем немного времени – буквально считанные дни. Лопахин пытается убедить Раневскую и её брата отдать сад в аренду под дачи, но его снова никто не желает слышать, надеются на деньги, которые вышлет ярославская тетушка. Любовь Раневская вспоминает прошлое, воспринимая свои несчастья как наказание за грехи. Сначала умер муж от шампанского, затем сын Гриша утонул в реке, после чего она уехала в Париж, чтобы воспоминания о местности, где случилось такое горе, не бередили душу.

Вдруг разоткровенничался Лопахин, рассказав о своей нелегкой судьбе в детстве, когда отец «не учил, а только бил спьяна, и все палкой…» Любовь Андреевна предлагает ему жениться на Варе, своей приемной дочери.

Входят студент Петя Трофимов и обе дочери Раневской. Между Трофимовым и Лопахиным завязывается разговор. Один говорит о том, что «в России, работают пока очень немногие», другой призывает оценить все то, что дано Богом и начать трудиться.

Внимание беседующих привлекает прохожий, который декламирует стихи, а затем просит пожертвовать копеек тридцать. Любовь Андреевна дает ему золотую монету, за что её упрекает дочь Варя. «Людям есть нечего, – говорит она. – А вы ему отдали золотой…»

После ухода Вари, Любовь Андреевны, Лопахина и Гаева Аня и Трофимов остаются одни. Девушка признается Пете, что уже не любит вишневый сад, как прежде. Студент рассуждает: «…Чтобы жить в настоящем, нужно сначала искупить прошлое… страданием и непрерывным трудом…»

Слышно, как Варя зовет Аню, но сестра только раздражается, не отзываясь на голос.


Действие третье: день, когда продается вишневый сад

Третье действие «Вишневого сада» происходит в гостиной вечером. Танцуют пары, но радости никто не испытывает. Все пребывают в унынии по поводу нависших долгов. Любовь Андреевна понимает, что бал они затеяли совсем некстати. Находящиеся в доме ожидают Леонида, который должен привезти вести из города: продан ли сад или торги не состоялись вовсе. Но Гаева все нет и нет. Домочадцы начинают волноваться. Старый лакей Фирс признается, что плохо себя чувствует.

Трофимов дразнит Варю мадам Лопахиной, чем раздражает девушку. Но Любовь Андреевна действительно предлагает выйти замуж за купца. Варя вроде бы согласна, но загвоздка в том, что Лопахин до сих пор не сделал предложение, а сама навязываться она не хочет.

Любовь Андреевна переживает все больше: продано ли имение. Трофимов успокаивает Раневскую: «Не все ли равно, нет поворота назад, заросла дорожка».

Любовь Андреевна вынимает платок, из которого падает телеграмма, в которой сообщается, что её любимый снова заболел и зовет её. Трофимов начинает рассуждать: «он мелкий негодяй и ничтожество», на что Раневская отвечает с гневом, обзывая студента недотепой, чистюлькой и смешным чудаком, не умеющим любить. Петя обижается и уходит. Слышен грохот. Аня сообщает, что студент упал с лестницы.

Молодой лакей Яша, беседуя с Раневской, просится в Париж, если ей представится возможность поехать туда. Все будто бы заняты разговорами, но находятся в томительном ожидании исхода торгов по вишневому саду. Особенно волнуется Любовь Андреевна, буквально места себе не находит. Наконец, входят Лопахин и Гаев. Видно, что Леонид Андреевич плачет. О том, что вишневый сад продан, сообщает Лопахин, а на вопрос, кто купил, отвечает: «Я купил». Ермолай Алексеевич сообщает подробности аукциона. Любовь Андреевна рыдает, понимая, что ничего уже нельзя изменить. Её утешает Аня, пытаясь сосредоточить внимание на том, что жизнь продолжается, несмотря ни на что. Она стремится вселить надежду, что они насадят «новый сад, роскошнее этого… и тихая, глубокая радость опустится на душу, как солнце».


Действие четвертое: после продажи имения

Имение продано. В углу детской комнаты стоят упакованные вещи, приготовленные для вывоза. Крестьяне приходят попрощаться с бывшими хозяевами. С улицы доносятся звуки вырубаемых вишен. Лопахин предлагает шампанское, но никто, кроме лакея Яши, не желает его пить. Каждый из бывших жильцов имения удручен произошедшим, друзья семьи тоже находятся в унынии. Аня озвучивает просьбу мамы о том, чтобы, пока она не уехала, не рубили сад.

«Действительно, неужели не хватает такта» – говорит Петя Трофимов и уходит через переднюю.

Яша с Раневской собираются в Париж, Дуняша, влюбленная в молодого лакея, просит его прислать из-за границы письмо.

Гаев торопит Любовь Андреевну. Помещица с грустью прощается с домом и садом, но Анна признается, что для неё начинается новая жизнь. Радуется и Гаев.

Гувернантка Шарлотта Ивановна, уходя, поет песню.

В дом заходит Симеонов-Пищик Борис Борисович, сосед-помещик. К удивлению всех, он отдает долг как Любовь Андреевне, так и Лопахину. Он сообщает новость об удачной сделке: удалось сдать землю в аренду англичанам для добычи редкой белой глины. Сосед и не знал, что имение продано, поэтому удивляется, видя собранные чемоданы и приготовления бывших хозяев к отъезду.

Любовь Андреевна, во-первых, волнуется о больном Фирсе, ведь до сих пор доподлинно не известно, отправили его в больницу или нет. Аня утверждает, что это сделал Яша, однако девушка ошибается. Во-вторых, Раневская боится, что Лопахин так и не сделает предложения Варе. Они будто бы неравнодушны друг к другу, однако, никто не хочет сделать первый шаг. И хотя Любовь Андреевна предпринимает последнюю попытку оставить молодых людей наедине для решения этого сложного вопроса, из такой затеи ничего не выходит.

После того, как бывшая хозяйка дома последний раз с тоской смотрит на стены и окна дома, все выходят.

В суете они не заметили, что заперли больного Фирса, который бормочет: «Жизнь-то прошла, будто и не жил». Старый лакей не держит зла на хозяев. Он ложится на диван и переходит в мир иной.

Предлагаем вашему вниманию рассказ Антона Чехова про Беззащитное существо , где с присущей писателю тонкой и неподражаемой иронией он описывает характер главной героини – Щукиной. В чем заключалась особенность её поведения, читайте в рассказе.

Суть пьесы «Вишневый сад»

Из литературных источников известно, что Антон Павлович Чехов очень обрадовался, когда придумал название для пьесы – «Вишневый сад».

Оно кажется закономерным, ведь отражает саму суть произведения: старый уклад жизни меняется на совершенно новый, и вишневый сад, которым дорожили бывшие хозяева, безжалостно вырубается, когда имение переходит в руки предприимчивого купца Лопахина. «Вишневый сад» – это прообраз старой России, которая постепенно уходит в небытие. Прошлое судьбоносно перечеркнуто, уступив место новым планам и намерениям, которые, по мнению автора, лучше прежних.

Вишневый сад – краткое содержание пьесы А.П. Чехова

5 (100%) 2 votes

Произведение «Вишневый сад» было создано Чеховым в 1903 году. Это пьеса о закате дворянской жизни в поместьях, о мнимых и настоящих хозяевах земли русской, о неминуемом обновлении России. Чехов представил отжившее прошлое России пьесой «Вишневый сад». Краткое содержание последует ниже.

Вначале представим основных действующих лиц:

Помещица Любовь Андреевна Раневская. Ее родная дочь Аня 17-ти лет. Приемная дочь Варя 24-х лет. Брат Раневской - Гаев Леонид Андреевич. Студент Трофимов Петр Сергеевич. Гувернантка Шарлотта Ивановна. Купец Лопахин Ермолай Алексеевич. Помещик Семионов-Пищик Борис Борисович. Горничная Дуняша. Молодой лакей Яша. Старый лакей Фирс. Конторщик Семен Пантелеевич Епиходов.

«Вишневый сад»: краткое содержание первого действия

Рассвет. За окном весна, виднеются цветущие вишневые деревья. Только в саду еще холодно, поэтому все окна закрыты. В комнату входят Лопахин с Дуняшей. Они беседуют о поезде, который опоздал. И Лопахин огорчен тем, что не смог встретить Любовь Андреевну, которая в последнее время жила за границей, на станции.

Затем входит Епиходов, он недавно сделал предложение Дуняше. Все слышат, как подъехали два экипажа. Начинается суматоха. Входит лакей Фирс, одетый в старинную ливрею. А за ним идет Раневская, Гаев, Аня, Симионов-Пищик и Шарлотта Ивановна. Аня и Раневская вспоминают прошлое.

Затем Аня беседует с Варей. Она рассказывает о своей О том, что нашла там свою мать без денег, среди чужих людей. Но Раневская словно не понимала своего положения. Она дает лакеям по рублю на чай, заказывают самые изысканные и дорогие блюда. А на самом деле денег едва хватило доехать домой. И теперь имение должны продавать, торги назначены на август.

«Вишневый сад»: краткое содержание второго действия

Вечер. Закат. Действие происходит у заброшенной часовни. Лопахин интересуется об участках для дач. Он считает, что землю нужно разбить на участки и отдать в аренду. Только для этого придется вырубить вишневый сад. Но Раневская и Гаев против этого, они называют это пошлостью. Гаев мечтает о каком-нибудь наследстве, о ярославской тетушке, которая обещала дать денег, но сколько это будет и когда - неизвестно. Купец Лопахин в очередной раз напоминает о торгах.

«Вишневый сад»: краткое содержание третьего и четвертого действия

Играет еврейский оркестр. Вокруг танцующие пары. Варя переживает, что музыкантов пригласили, а заплатить им нечем. Раневская не может дождаться приезда брата с торгов. Все надеются, что тот выкупил имение за деньги, которые прислала ярославская тетка. Только она прислала всего пятнадцать тысяч, а их даже на проценты не хватит. Возвращаются с торгов Гаев и Лопахин. Гаев плачет. Раневская узнает, что сад продали, его новый хозяин - Лопахин. Она едва не падает в обморок.

В комнатах мало мебели, нет занавесок и картин. Стоит багаж. Лопахин предупреждает, что через несколько минут нужно ехать. Гаев поступил работать в банк. Раневская едет в Париж на тетушкины деньги, присланные из Ярославля. Вместе с ней едет Яша. Гаев с Раневской подавлены, они прощаются с домом. Аня думает, что мать вернется к ней скоро. А она будет учиться в гимназии, пойдет работать и станет помогать матери. Все с шумом выходят и уезжают на станцию. И только забытый Фирс остался в закрытом доме. Тишина. Становится слышен стук топора.

«Вишневый сад»: анализ. Основные моменты

О том, что Гаев и Раневская - это отжившее прошлое, говорит нам краткое содержание. Вишневый сад им дорог как воспоминание о детских днях, о благополучии, о молодости, о легкой и изящной жизни. И Лопахин понимает это. Он старается помочь Раневской, предлагая сдавать участки в аренду. Другого выхода просто нет. Только госпожа как всегда беспечна, она думает, что все как-нибудь само разрешится. Да и когда сад был продан, она недолго горевала. Героиня не способна на серьезные переживания, легко переходит от беспокойства к веселому оживлению. А Лопахин гордится покупкой и мечтает о своей новой жизни. Да, он купил имение, но все равно остался мужиком. А хозяева вишневого сада хоть и разорились, но они, как и прежде, господа.

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: