В чем своеобразие речи героя бородинской битвы. Рекомендации к уроку М

1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.

Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.

Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата , простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» .

Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».

Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.

3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.

Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.

Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.

Музыкальность , пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.

Стихотворный размер произведения, разносложный ямб, вместе с другими конструктивными особенностями сочинения вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.

Стилистически стихотворение неоднородно:

  • Просторечные высказывания: «Ушки на макушке» , «Полковник наш рожден был хватом» , «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами» , «Носились знамена, как тени» , «…сражен булатом» .
  • Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?» ) сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. » ).
  • Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…» , «…кивер… избитый…» , «…конскими хвостами…» .

Некоторые строчки стали крылатыми выражениями . И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время» . Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.

Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.

Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».

Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле. Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин , принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «...в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Роль рассказчика в произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно»

М.И. Кутузов.

Цели:

    обучающие:

    Ознакомить учащихся с детством и началом литературной деятельности М.Ю.Лермонтова

    Ознакомить с содержанием стихотворения «Бородино», его исторической основой, показать роль рассказчика – выразителя дум и чувств народа.

    развивающие: развивать навыки аналитического чтения и анализа лирического произведения.

    воспитательные: способствовать формированию чувства патриотизма.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Межпредметные связи: история (сведения о Бородинском сражении); русский язык (сведения о видах предложений по цели высказывания, о диалоге, монологе);

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, рисунки детей, фонохрестоматия «Русская литература 19 века».

Ход урока.

    Организационный момент.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Учитель: Ребята, прозвучали строчки, которые являются темой нашего урока и в них заключена основная мысль стихотворения: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда он жил? Чем занимался? Что вы знаете о поэте? (ответы учащихся)

2. Слово о поэте.

Сегодня мы продолжим знакомство с личностью поэта. А поможет нам в этом группа Биографов , которые скажут слово о Лермонтове.

1-ый ученик: М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

2-ой ученик: Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

3-ий ученик: 17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

4-ый ученик: Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.

Остальные учащиеся по мере слушания докладов заполняют таблицу.

Место рождения

Детские годы

Творчество

    Историческая справка.

Учитель: Ребята, прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем. Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю?

1-ый ученик: Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

2-ой ученик: Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва - самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало гибели его “непобедимой” армии.

3-ый ученик: Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

    Анализ текста.

Учитель: Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко назвал и выразительно назвал «Бородино». Это стихотворение было написано в связи с 25- летием Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале «Современник» уже после смерти А.С. Пушкина, в этом стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к Родине, к её истинному защитнику - русскому народу.

Сейчас мы прослушаем стихотворение «Бородино». Но прежде хочу Вас предупредить, что в стихотворении есть слова-военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, ведь прошло 200 лет с того времени.

А поможет нам в этом группа «Литературоведы».

Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, и будем следить по тексту и слушать стихотворение «Бородино» (фонохрестоматия).

Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания и интонации она состоит? (Первая строфа – это два вопросительных и два восклицательных предложения)

Если в первой строфе был вопрос, то должен быть и ответ. Обратите, пожалуйста, внимание на вторую строфу. Здесь содержится ответ. Вспомните из уроков русского языка, как называется разговор двух лиц? (Диалог).

Начиная со второй строфы и до конца стихотворения, идет рассказ старого воина, участника сражения. Не подскажите, как называется пространное высказывание одного лица? (Монолог).

Кто рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам ).

Почему Лермонтов доверяет повествование солдату? (Он там был, он это видел, он это пережил. Рассказчик дважды говорит «Я» (цитаты), а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит «мы». Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа ).

- Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве? (Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком. Сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?)

С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чём он сожалеет?

Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва). Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях , участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”).

Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)

Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)

Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.

- Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

    Образ рассказчика в балладе «Бородино».

«Характеристика рассказчика»- работа в группах

Составь характеристику рассказчика

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий, наверное, невысокий, кряжистый и сильный, потому что только такой солдат мог быть артиллеристом (у него тяжёлая работа)

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает),эмоциональная, содержит «я» и «мы»

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, ГОРДОСТЬ ЗА СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ

Сделаем вывод: рассказчик – какой он?

(Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя)

5.Итоги урока.

- Каким чувством проникнуто всё стихотворение Лермонтова? (чувством патриотизма, гордости за Россию, русский народ

Патриотизм-

Патриот-

Бородинская битва навечно осталась в нашей истории. Война 1812 года вошла в историю как Отечественная. А Бородинская битва является основным сражением этой войны.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение.

В 1837 году в России отмечалась 25-я годовщина Бородинского сражения. И в этом году по решению самого Лермонтова в «Современнике» было опубликовано стихотворение «Бородино», поводом к написанию которого послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Столыпина и других ветеранов Отечественной войны 1812 года.

Общеизвестно, что к теме войны с Наполеоном Михаил Юрьевич обратился не впервые: несколько лет назад (1830-1831) Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина», которое и было положено в основу «Бородина».

Сравнительный анализ позволит учащимся осознать, что с 1831 года поэт многое переосмыслил, и потому композиция, строфика, стилистика, образ рассказчика, подача рассказа ветерана Отечественной войны в сказовой манере, описание батальных сцен и, что весьма важно, проблематика стихотворения «Бородина» заметно отличаются от стихотворения «Поле Бородина».

Как показывает опыт, учащиеся довольно успешно находят общее: оба стихотворения — это воспоминания солдата-артиллериста, участника Бородинского сражения (прошедшая форма глаголов, прямое отнесение к Бородинскому бою, строки:

«Всю ночь у пушек пролежали … »; «Забил заряд я в пушку туго …): повествование ведётся от первого лица, некоторые стихотворные строки остались неизменными («Ребята, не Москва ль за нами! / Умрёмте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!.. »; Носились знамена, как тени … / В дыму огонь блестел … / Рука бойцов колоть устала, / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»), способ передачи напряжения боя (смена глаголов: «сомкнули- грянул-завизжали-пал-лилася-тряслася-понеслася-уступали-брали-носились-блестел-летала-колоть устала»; «двинулись-промелькнули-побывали-носились-блестел-звучал-визжала»: «живые с мёртвыми сравнялись … »; «смешались в кучу кони, люди … -) и т. д.

Выводы, которые будут сделаны по окончании сравнительного анализа, напрямую
зависят от того, как будет организована учителем дальнейшая работа. Результаты проделанного в группах позволяют акцентировать внимание на имеющихся в стихотворениях различиях.

Учащиеся отмечают, что в стихотворении «Бородино» появляется диалоговая форма повествования, а в воспоминаниях старого солдата содержится рассказ не только о последнем дне сражения на Бородинском поле, но и о предшествующем ему длительном отступлении, двухдневной перестрелке.

Кроме того, через прямую речь передаётся недовольство участников сражения длительным отступлением («… Ворчали старики: / «Что ж мы? На зимние квартиры? / Не смеют, что ли, командиры / Чужие изорвать мундиры / О русские штыки?») и готовность их вступить в ближний бой с «басурманами» («Повсюду стали слышны речи: / «Пора добраться до картечи!.. »).

Когда старый артиллерист говорит о погибшем командире: «Полковник наш рождён был хватом: / Слуга царю, отец солдатам … / Да, жаль его: сражён булатом, / Он спит в земле сырой», — он восхищается храбростью полковника (« … рождён … хватом»), выражает искренние тёплые чувства к нему («… отец
солдатам … ») и искреннюю боль, вызванную его гибелью.

В словах «Да, жаль его: сражён булатом … » — не просто отражение чувств рассказчика, это выражение чувств солдатского братства, и свидетельством этого является употребление местоимения «наш», а также постановка многоточия в конце строки «… отец солдатам … ».

При сопоставлении образов рассказчика в стихотворениях «Поле Бородина» и -Бородино» (его можно организовать, предложив устное рисование портрета) учащиеся отмечают, что более детально этот образ представлен в стихотворении «Бородино». Неспешный рассказ, использование инверсированных предложений, устойчивых выражений и постоянных эпитетов русского фольклора, просторечных выражений. Язык солдата, «не переставая быть груб простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии», — писал В.Г.Белиский.

Количество местоимений «мы» в стихотворении «Бородино» окажется значительным. Такая кропотливая работа способствует пониманию того, что главным героем стихотворения является народ, герой Отечественной войны 1812 года, собирательный образ которого был реалистично создан Лермонтовым.

В звучащих рефреном строках стихотворения «Бородино» «люди в наше время» называются богатырями. Понять это сравнение поможет работа с лексикой.

Учащиеся выстраивают лексическую цепочку «богатыри»: «доля», «боя ждали», «поле», «разгуляться на воле», «постоим головою / За родину свою», «клятву верности сдержали», «русский бой удалый», «могучее племя».

Работая над лексикой стихотворения, остановимся на батальных сценах, на приёмах цветописи (блеск огня в дыму, кровавые тела, неоднократное появление теней — солнце только угадывается) и звукописи; определим лексическое значение военных терминов, обратим внимание на факт называния французов басурманами.

В финале стихотворения, говоря о необходимости оставить Москву, артиллерист
употребляет выражения «Господня воля» и «Божья воля». Они наглядно свидетельствуют о том, что автор вместе со своим героем переосмыслил значение Бородинской битвы и необходимость оставления Москвы. Во второй строфе солдаты, долго отступавшие, уставшие от «безделки» перестрелки, страстно жаждущие боя, готовые стоять до победного конца, не вполне понимают стратегический ход Кутузова, причины отступления.

Время всё ставит на свои места. И спустя 25 лет становится очевидной правильность решения главнокомандующего, приходит осознание, что оставление Москвы — это не поражение в войне, это воля Божья, приведшая к победе.

Сравниваем последние строфы стихотворений «Поле Бородина» и «Бородино»:
и крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь,
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
«Поле Бородина»
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы.
«Бородино»

Во 2-й и 14-й строфах стихотворения -Бородино» возникает тема, отсутствующая в стихотворении «Поле Бородина», но важная и волнующая поэта — тема нынешнего поколения, дремлющего в бездействии, зависти великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» (В.Г.Белинский).

Та же тема будет звучать и в стихотворении «Дума», и в романе «Герой нашего времени»; жаждой «великих дел» пронизаны обязательные для изучения в
школе стихотворение «Парус», поэма «Мцыри».

В многочисленных методических разработках указывается на необходимость обратить внимание на использование антитезы во 2-й и 14-й строфах:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Однако противопоставление в стихотворении неоднократно: «богатыри» — «бусурмане», «Мы боя ждали … — Не смеют командиры / Чужие изорвать мундиры … », « ликовал француз … — Но тих был наш бивак открытый … ».

Даже использование синекдохи (употребление меньшего вместо большего) служит противопоставлению: в словах «Рука бойцов колоть устала … » ощутимо единение русских войск, общность желания победить, сила духа; в то время как французская армия для участника сражения — это не отдельно взятый солдат, а
общий враг: «Москва … французу отдана … »

Поставь оценку статье

Произведение относится к самым известным и популярным стихотворениям Лермонтова. Посвященное величию русского оружия и героизму русского народа в Отечественной войне 1812 года, оно до сих пор вызывает отклик в душах людей.

Импульсом к написанию стало грядущее двадцатипятилетие Бородинской битвы. Интерес к событию был необычайно высок среди самых разных слоев населения. Исключением не оказался и Лермонтов — оглядываясь на героическое прошлое предков, он видел слабость и нерешительность своих современников, и это нашло отражение в словах лирического героя «Бородина».

Главная тема стихотворения

Безусловно, главной темой «Бородина» является исторический подвиг, совершенный русской армией в день Бородинской битвы, и победа над французами, которая в итоге переломила ход войны. Если обобщить, то стихотворение это на самом деле — о родине и о готовности защищать ее, готовности отдать жизнь, чтобы отечество и люди в нем были свободны.

Для раскрытия темы Лермонтов выбрал интересную форму. У стихотворения есть герой — безымянный рассказчик, который отвечает на вопрос представителя молодого поколения о том, не зря ли в той войне отдали Москву. По лексике, точке зрения и особенностям описания битвы легко сделать вывод, что рассказчик — человек «из народа», простой солдат, один из тех, кто на своих штыках вынес победу, изгнал захватчиков во главе с Наполеоном из страны.

Вспоминая войну, рассказчик не скупится на оценки. Он с гордостью вспоминает тех, кто стоял с ним в окопах плечом к плечу, кто сражался, не жалея себя, причем в рассказе личное местоимение «я» то и дело сменяется более обобщенным «мы», отображая слияние индивидуальных заслуг с подвигом всего народа. Достаются теплые слова и полковнику, который, по словам рассказчика, был «слуга царю, отец солдатам». А вот молодое поколение комплиментов не заслужило — строчкой «Богатыри, не вы...» подчеркивается, что ветеранов войны 12 года герой стихотворения считает более достойными, чем «нынешнее племя».

И в этом — отображение размышлений Лермонтова о роли народа в судьбе отечества. По его мнению, современники инертны, не готовы к подвигу и к борьбе за свободу, их не так сильно волнует участь страны. Вероятно, такие настроения поэта можно объяснить общей социально-политической ситуацией и продолжительной реакцией, вызванной восстанием 14 декабря 1825 года. К моменту написания «Бородина» страна еще не оправилась от декабристского выступления и царского ответа на него, повсюду властвовала цензура. Неудивительно, что поэт-бунтарь выразил свое отношение к данному вопросу таким образом.

Структурный анализ стихотворения

Главное выразительное средство в «Бородине» - диалог. Вопрос, заданный в начале стихотворения, позволяет «отвечать», раскрывая тему войны, преданности родине и готовности защищать ее. Ярок и речевой образ рассказчика, изобилующий фольклорными элементами, множеством просторечных слов.

В произведении Михаил Юрьевич удачно сочетает разговорную, «низкую» лексику с возвышенным и несколько устаревшим стилем. Так, называя бой «сечей», он подчеркивает огромное значение сражения в истории страны, для большей выразительности применяет много сравнений и эпитетов.

В «Бородино» автор, с одной стороны, восславляет силу и отвагу русского народа, преодолевшего страшное испытание, признает заслугу простых солдат, а не облеченных властью полководцев. С другой стороны, Лермонтов выражает сомнение в силе и способности своих современников постоять за Россию так же, как это делали герои «Бородина».

Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году.

Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора

К современному ему поколению.

Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.

Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:

Однако же в преданьях славы

Все громче Рымника, Полтавы

Бородино.

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес погаснут очи,

Чем в памяти сынов полночи

Изгладится оно.

В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:

Мой пал товарищ, кровь лилася,

Душа от мщения тряслася,

И пуля смерти понеслася

Из моего ружья.

Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину. Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».

Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:

«Брат, слушай песню непогоды:

Она дика, как песнь свободы».

Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.

Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.

Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом. Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.

Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.). С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).

Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.

Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.

Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.

Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».

Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:

Вам не видать таких сражений!..

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел. …

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».

Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.

«Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: