Танк тигр после войны. Тяжёлый танк Тигр

«Мы будем победителями благодаря нашему «Тигру»

Адольф Гитлер перед Курской битвой.

Большой и тихоходный, экипажи проклинали танк «Тигр» за ненадежность. Но когда он вступал в бой, броня и пушка «Тигра» делали его почти неуязвимым.

Высокая сложность танка, ненадежность и низкая прочность означали, что он теряет свое преимущество на обширных пространствах . Хотя в ситуациях, когда в бою важна сила, он был почти неуязвим и мог вести огонь на очень большие дистанции; в июле 1944 года танк из 506-го батальона тяжелых танков поразил советский танк Т-34 на дальности около 4 км.

Отдельные командиры танков имели громадные личные счета подбитых танков: Михаэль Виттман (СС) был наиболее успешным танковым асом войны, он и его экипаж уничтожили более 100 вражеских танков на Восточном фронте. Он шел по пятам таких мастеров, как обер-леитенант Отто Кариус.

Броня Тигра

Огромные преимущества «Тигра» состояли из хорошей защиты экипажа и великолепной ударной мощи его пушки. Толстой, из плоских плит, броне не хватало хорошей баллистической формы, найденной в других конструктивных разработках того времени, таких как «Пантера» или советский танк Т-34. Но с толщиной брони, увеличенной с 63 до 102 мм на корпусе и с 82 до 100 мм на башне модели Ausf Н (доведенных до 110 мм на Ausf Е), «Тигр» едва ли в этом нуждался.

Пушка Тигра восемь-восемь

Основным вооружением танка была 88-мм пушка KwK-36 L156, переделанная из противотанковой версии великолепной «восемьдесят восьмой» зенитной пушки. Это была наиболее мощная противотанковая пушка, когда-либо применявшаяся в любой армии, способная поразить 112-мм броню с дистанции 1400 м. «Тигр» нес 92 выстрела к главной пушке, уложенных в бункере корпуса, стеллажах башни и еще везде, куда можно было дотянуться рукой.

Дульный тормоз: Пушка «Тифа» KwK L/56 была снабжена дульным тормозом, который снижал силу отдачи при стрельбе противотанковым снарядом, вылетающим со скоростью 1000 м/сек.
Для самообороны от пехоты на танке устанавливались два 7,92-мм пулемета М-634: один спаренный с основным орудием, а другой смонтированный в установке лобовом листе корпуса.

Гусеницы танка

Для «Тигра» нужны были гусеницы шириной 72,5 см, чтобы распределить нагрузку на почву Его ширина превышала стандартный железнодорожный габарит, поэтому для транспортировки танка наружные опорные катки заменялись и ставились более узкие 52-см гусеницы.

Комфорт при езде был хорошим - промежуточные опорные катки помогали распределять значительный вес равномерно,
торсионная штанговая подвеска делала ход мягким даже по неровной поверхности. Однако если внутренний опорный каток повреждался от взрыва мины, ремонт танка в полевых условиях становился серьезной проблемой На Востоке намерзающая между катками грязь за ночь могла полностью обездвижить танк.

«Тигр» весил около 60 т, но его широкие гусеницы давали ему возможность двигаться в самых грязных и снежных местах, какие могли встретиться в России.

Недостатки танка Тигр

Несмотря на свою великолепную мощь, «Тигр» имел несколько недостатков. Механизм поворота башни работал слишком медленно, что означало, что быстро перемещающийся (и смелый) экипаж танка противника мог маневрировать на близком расстоянии впереди или позади танка. Медлительность и ограниченная подвижность «Тигра» означали, что в маневренном бою он заведомо не имел преимущества.

«Тигры» были сложными машинами. нуждающимися в опытных экипажах и обслуживающем персонале, способном работать в полевых условиях. В результате зачастую увязшие в болоте или вышедшие из строя «Тигры» уничтожались: большой вес танка делал невозможным его погрузку на стандартные эвакуационные машины.

Производство и модификации танка Тигр

Производство «Тигров» никогда не было высоким. Первоначально каждый месяц собиралось 12 машин, но с ноября 1942 года их производство увеличили до 25 штук в месяц.

Танк подвергался различным модификациям в течение двух лет выпуска, ранние модели имели дымовые гранатометы и пистолетные амбразуры по бокам башни, которые были удалены на более поздних моделях.

Танки, предназначенные для Африки и России, оснащались воздушными противопыльными фильтрами. В конечном счете было собрано 1355 танков «Тигр». Последние действующие «Тигры» использовались для обороны центра Берлина в апреле 1945 года.

Всего было несколько вариантов танка «Тигр»: около 80 танков было собрано в качестве командирских машин («Befehlswagen»), с дополнительным радиопередатчиком, позволившим командирам улучшить управление своими машинами. Некоторые отремонтированные варианты совершенствовались без особой необходимости - стандартная эвакуационная машина вермахта SdKfz 9, 18-тонный полугусеничный буксировщик.

Технические характеристики танка Тигр

Экипаж : пять человек

Вес : 55 000 кг

Размеры : Длина (включая вооружение) 8,24 м; длина корпуса 6,2 м; ширина 3,73 м; высота 2,86 м; ширина боевых траков 71,5 см; ширина транспортировочных траков 51,5 см

Броневая защита : лобовая броня толщиной 100 мм на башне и корпусе; на борта башни — 80-мм броня; на боковых стенках корпуса — 60-80-мм броня: верхняя и нижняя броня — 25-мм.

Силовая установка : Один 12-цилиндровый бензиновый двигатель «Майбах» HL 230 45 мощностью 522 кВт (700 л. с.)

Технические характеристики : максимальная скорость по дороге 45 км/ч; нормальная максимальная скорость 38 км/ч; максимальная скорость по пересеченной местности 18 км/ч; максимальная дальность хода по дороге составляла 195 км, но в боевых условиях редко превышала 100 км; глубина преодолеваемого брода — 1,2 м; максимальная крутизна подъема — 60%; высота преодолеваемого вертикального препятствия — 0,79 м, траншеи- 1,8 м.

Основное вооружение : Одна 88-мм пушка KwK-36/56 с 92 снарядами. Тип снарядов: бронебойные снаряды, бронебойные снаряды с вольфрамовыми сердечниками, кумулятивные снаряды. Дульная скорость: 600 м/с (фугасный снаряд); 773 м/сек (бронебойный снаряд); 930 м/сек (бронебойный снаряд с вольфрамовым сердечником).
Эффективная дальность стрельбы: 3000 м для бронебойного снаряда и 5000 м для фугасного снаряда. Проникающая способность: 171-мм броня на ближней дистанции и 110-мм на дистанции 2000 м при применении бронебойного снаряда с вольфрамовым сердечником.

Дополнительное вооружение : Один 7,92-мм пулемет MG-34 калибра. спаренный с орудием, и один пулемет MG-34, установленный подвижно в лобовом листе корпуса.


Появившийся в 1942 г. Немецкий танк T VI «Тигр » был самым сильным противником на полях сражений вплоть дло конца второй мировой войны. Большой и тихоходный, и ненадежный из за сложности конструкции. Но когда танк PzKpfw VI «Тигр» вступал в бой, броня и пушка делали его серьезным противником. Мощная и хорошо вооруженная машины войны.

Немецкий танк тигр Т VI

Сочетание мощнейшей брони и превосходства в огневой мощи означало, что при правильном выборе позиции и с опытным экипажем «Тигр» был почти неуязвим.
Выработка концепции танка «Тигр» датируется далеким 1937 г, когда техническое задание на новый тяжелый танк было выдано министерством вооружения Германии фирмам «Даймлер- Бенц», «Хеншель», MAN и «Порше». На этой стадии он рассматривался в качестве тяжелого танка, способного взломать такую оборону, как линия Мажино.

Уничтоженный немецкий танк тигр Т VI

Работа над проектом была приостановлена, когда танки T-III и T-IV доказали свое превосходство в Европе, но в мае 1941 г. работы возобновились по 45-тонному танку, вооруженного модифицированной 88-мм зенитной пушкой. Появление наших танков Т34 и КВ на полях сражений убедила вермахт в необходимости тяжелого танка с броней максимально возможной толщины. При вмешательстве фюрера конструкция стала значительнее, тяжелее. Прототипы Pz Kpfw VI были готовы для показа в Ротенбурге в Восточной Пруссии ко дню рождения фюрера - 20 апреля. Фирмы «Хеншель» и «Порше» по отдельности представили машины, позднее оснащенные комплексным дизель-электрическим приводом. Конструкция «Хеншеля» была признана более практичной и экономичной в изготовлении, хотя шасси 90 штук «Порше» были переделаны в истребители танков. Они известны теперь как «Элефанты» или «Фердинанды».

Танк тигр в Африке Тунис

Весь путь от проекта до производства «Тигра» занял меньше трех лет. В 1942 году немецкий танк тигр T VI T-6 стал поступать в войска. Всего было выпущено 1354 танка- каждый тигр немецкой казне обходился около 1-го млн рейхсмарок, что в несколько раз дороже нашего танка Т-34/85.
Михаэль Виттман (СС) был наиболее успешным танковым асом войны, он и его экипаж уничтожили более 100 вражеских танков на Восточном фронте. Боевое применение немецкого танк тигр T VI T-6 тут .

Захваченный под Ленинградом немецкий танк T VI

Основным вооружением танка была 88-мм пушка KwK-36 L/56, переделанная из противотанковой версии великолепной «восемьдесят восьмой» зенитной пушки. Это была наиболее мощная противотанковая пушка, когда-либо применявшаяся в любой армии, она способна поразить 112-мм броню с дистанции 1400 м. «Тигр» имел 92 выстрела к главной пушке, уложенных в бункере корпуса, стеллажах башни и еще везде, куда можно было дотянуться рукой. 88-мм пушка «Тигра» превосходила по дальности прямого выстрела и проникающей способности почти любую другую танковую пушку, за исключением пушки гибридного англо-американского танка «Шерман», но таких было выпущено очень мало.

Дальность поражения танками друг друга схема

Немецкий танк тигр T VI T-6 фото пробивал лобовую броню танка «Кромвель» с любой дистанции 2500 м.
75-мм пушка танка «Кромвеля» не пробивала броню «Тигра» ни с какой дистанции.

Танк Кромвеля прыжок на скорости

  • Тигр» пробивал лобовую броню танка «Шерман» М4А2 с дистанции 1800 м.
  • Шерман» с короткоствольной 76-мм пушкой не пробивал броню «Тигра» ни с какого расстояния.
  • Тигр поражал танк М4А4 «Шерман» с дистанции 1800 м.
  • М4А4 с 76-мм пушкой должен приблизиться на 700 м, чтобы пробить лобовую броню немецкого танка T VI.
  • «Тигр T VI » пробивал лобовую броню «Шерман Файэфлай» с дистанции 1800 м.
  • «Шерман Файэфлай» (М4, вооруженный британской 17-футовой противотанковой пушкой, мог пробить лобовую броню «Тигра» с дистанции 1750 м.
  • Тигр поражал советский танк Т-34/85 с дистанции 1400 м.
  • Танк Т-34 с 85-мм пушкой только с дистанции менее 500 м имел шансы поразить «Тигр».
    Слаженная работа экипажа - ключ к успеху.
    Задачи экипажа. Командир танка руководил и находил цели, наводчик определял положение целей; заряжающий выбирал снаряд согласно выбранной цели. Хорошо отлаженная работа экипажа делала Немецкий танк тигр T VI T-6 фото доминатором на поле боя.

Советские танкисты осматривают подбитый танк tigr TVI

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ PzKpfw VI Aust Е «Тигр»

  • Экипаж: пять человек Вес: 55 000 кг
  • Размеры: Длина (включая вооружение) 8,24 м; длина корпуса 6,2 м; ширина 3,73 м; высота 2,86 м; ширина боевых траков 71,5 см; ширина транспортировочных траков 51,5 см
  • Броневая защита: лобовая броня толщиной 100 мм на башне и корпусе; на борта башни - 80-мм броня; на боковых стенках корпуса - 60-80-мм броня; верхняя и нижняя броня - 25-мм
  • Силовая установка: Бензиновый 12-цилиндровый двигатель «Майбах» HL 230 45 мощностью 522 кВт (700 л. с.)
  • Технические характеристики:
  • максимальная скорость по дороге 45 км/ч; нормальная максимальная скорость 38 км/ч; максимальная скорость по пересеченной местности 18 км/ч; максимальная дальность хода по дороге составляла 195 км, но в боевых условиях редко превышала 100 км;
  • глубина преодолеваемого брода - 1,2 м; максимальная крутизна подъема - 60%; высота преодолеваемого вертикального препятствия - 0,79 м, траншеи -1,8м

От взрыва сорвало башню танк тигр т6

Основное вооружение:

  • Пушка KwK-36/56 88-мм с 92 снарядами
  • Тип снарядов: бронебойные снаряды, бронебойные снаряды с вольфрамовыми сердечниками, кумулятивные снаряды
  • Дульная скорость: 600 м/с (фугасный снаряд); 773 м/сек (бронебойный снаряд); 930 м/сек (бронебойный снаряд с вольфрамовым сердечником)
    Эффективная дальность стрельбы:
  • 3000 м для бронебойного снаряда и 5000 м для фугасного снаряда
  • Проникающая способность:
  • 171-мм броня на ближней дистанции и 110-мм на дистанции 2000 м при применении бронебойного снаряда с вольфрамовым сердечником
  • Дополнительное вооружение:
  • Один 7,92-мм пулемет MG-34 калибра, спаренный с орудием, и один пулемет MG-34, установленный подвижно в лобовом листе корпуса.
    Здесь =>> Боевое применение немецкого танка тигр T VI T-6.

Вперёд, мм

8450 Ширина, мм 3705 Высота, мм 2930 Клиренс , мм 470 Бронирование Тип брони хромомолибденовая катаная поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град. 100 / 8° Лоб корпуса (середина), мм/град. 63 / 10° Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 21° - 80 / 65° Борт корпуса (верх), мм/град. 80 / 0° Борт корпуса (низ), мм/град. 63 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 80 / 8° Корма корпуса (низ), мм/град. 80 / 48° Днище, мм 28 Крыша корпуса, мм 26 (40 мм с февраля 1944 г.) Лоб башни, мм/град. 100 / 0° Маска орудия , мм/град. Варьируется от 90 мм до 200 мм в районе орудия. Борт башни, мм/град. 80 / 0° Корма башни, мм/град. 80 / 0° Крыша башни, мм 28 (40мм с февраля 1944г) Вооружение Калибр и марка пушки 88-мм KwK 36 L/56 Тип пушки нарезная Длина ствола , калибров 56 Боекомплект пушки 92-94 (~120 с 1945 г.) Углы ВН, град. −8…+15° Углы ГН, град. 360 (гидропривод) Прицелы телескопический TZF 9a Пулемёты 2-3 × 7,92-мм MG-34 Другое вооружение противопехотная мортира типа «S» (принцип действия - мина выстреливалась на высоту 5-7 метров и разрывалась, поражая осколками пехоту противника, пытающуюся в ближнем бою уничтожить танк) Подвижность Тип двигателя первые 250 машин «Майбах» HL210P30; на остальных «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Скорость по шоссе, км/ч 44 (38 с ограничителем оборотов в 2500) Скорость по пересечённой местности, км/ч 20-25 Запас хода по шоссе , км 195 (В зависимости от условий эксплуатации. В среднем, при движении танка, как по шоссе, так и вне дороги, расход топлива составлял 8-10 л на 1 км пробега.) Запас хода по пересечённой местности, км 110 Удельная мощность, л. с./т 12,9 (у первых 250 - 11,9 л. с./т) Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 1,03 Преодолеваемый подъём, град. 35° Преодолеваемая стенка, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,3 Преодолеваемый брод , м 1,2 Медиафайлы на Викискладе

Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, «Тигр» - немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны , прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель » под руководством Эрвина Адерса . Наряду с прототипом фирмы «Хеншель» руководству Рейха был представлен и проект Фердинанда Порше - VK4501 (P) , но выбор военной комиссии пал на вариант «Хеншель», хотя Гитлер более благоволил к изделию Порше.

Впервые танки «Тигр» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом , массированно начали применяться со сражения и взятия Харькова в феврале - марте 1943 года, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны.

Общее количество выпущенных машин - 1354 единицы. Затраты на производство одного танка «Тигр» - 800 000 рейхсмарок (в два раза дороже любого танка тех времён).

Прототип фирмы Хеншель получил обозначение VK4501 (H). Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в том числе спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. На его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия . Однако по сравнению с прототипом фирмы «Хеншель» машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди (использовалась в генераторах , необходимых для электротрансмиссии).
Прототип доктора Ф. Порше проходил испытания под обозначением VK4501 (P). Зная об отношении к нему фюрера и не сомневаясь в победе своего детища, Ф. Порше, не дожидаясь решения комиссии, распорядился о запуске в производство ходовой части под свой новый танк без испытаний, со сроком начала поставок фирмой «Nibelungenwerk» в июле 1942 года. Однако, при показе на Куммерсдорфском полигоне был выбран танк фирмы «Хеншель», ввиду большей надёжности ходовой части и лучшей проходимости по пересечённой местности, а отчасти также из-за меньшей её стоимости (электрическая трансмиссия танка Порше, требовала на изготовление большое количество дорогой и дефицитной меди).

Башня же была позаимствована у танка Порше, так как башни заказанные для танка фирмы «Хеншель» были в процессе доработок или находились в стадии прототипов. Кроме того, под вышеуказанную боевую машину проектировались башни с орудием KWK L/70 7,5 cm., калибр которого (75 мм) в 1942 году уже не удовлетворял потребностям Вермахта. В результате, именно этот гибрид с шасси фирмы «Хеншель и сын» и башней Порше и прославился на весь мир под обозначением Pz VI «Tiger» (Ausf H, Ausf E), а «Тигры» Порше были произведены в количестве 7 машин, еще 3 шасси использовались для изготовления БРЭМ. Остальные 90 шасси пошли на производство тяжёлых штурмовых орудий, получивших имя своего «отца», Ф. Порше - «Фердинанд ». [ ]

Конструкция

Управление танком осуществлялось при помощи руля, аналогичного автомобильному. Основные органы управления танком «Тигр» - рулевое колесо и педали (газ, сцепление, тормоза). Перед сиденьем справа установлен рычаг переключения передач и рычаг стояночного тормоза (слева - рычаг вспомогательного стояночного тормоза). За сиденьем с обеих сторон - аварийные рычаги управления. При этом само управление было достаточно простым и не требовало особых навыков .

Броневой корпус и башня

Башня расположена примерно по центру корпуса, центр погона башни находится на 165 мм ближе к корме от центрального перпендикуляра корпуса. Борта и корма башни сформированы из одной полосы броневой стали толщиной 82 мм. Лобовой лист башни толщиной 100 мм приварен к гнутому бортовому бронелисту. Крыша башни состоит из одного плоского бронелиста толщиной 26 мм, в передней части установленного с наклоном в 8 град, к горизонту. Крыша башни соединяется с бортами сваркой. В крыше имеется три отверстия, два - под верхние люки и одно для вентилятора. Крыши башен танков «Тигр» поздних выпусков имели по пять отверстий. На многих снимках видны импровизированные запорные устройства на люках, назначение этих устройств одно - защита от непрошеных гостей. На башне № 184 и всех последующих устанавливался перископ заряжающего; перископ монтировался в правой части башни чуть впереди линии излома крыши. Фиксированное перископическое устройство предохранялось стальной П-образной скобой. Между люком заряжающего и вентилятором на башнях танков позднего выпуска (начиная с башни № 324) устраивалось отверстие под Nahverteidigungwaffe (мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности). Чтобы освободить место под мортирку, вентилятор пришлось сместить к продольной оси башни. Вентилятор закрывался бронеколпаком с горизонтальными щелями для забора воздуха. Высота башни, включая командирскую башенку, составляла 1200 мм, масса - 11,1 т. Башни изготавливались и монтировались на шасси на заводе фирмы Вегман в Касселе.

Корпус танка впервые в германском танкостроении имеет переменную ширину. Ширина нижней части собственно и есть ширина корпуса. Верхнюю часть пришлось расширить за счет надгусеничных спонсонов для размещения башни с диаметром погона 1850 мм - минимальный диаметр погона, позволяющий установить в башню орудие калибра 88 мм. Размер опорной бронеплиты пола корпуса 4820×2100 мм, толщина плиты 26 мм. Толщина бортовых бронеплит варьируется: борта верхней части корпуса 80 мм, корма 80 мм, лоб - 100 мм. Толщина бортов нижней части корпуса уменьшена до 63 мм, так как здесь роль дополнительной защиты выполняют опорные катки. Большинство бронелистов корпуса соединяются под прямым углом. Таким образом, почти все поверхности корпуса «Тигра» или параллельны или перпендикулярны грунту. Исключение составляют верхний и нижний лобовые бронелисты. Лобовой 100-мм бронелист, в котором установлен курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя, почти вертикален - его наклон составляет 80 град. к линии горизонта. Верхний лобовой бронелист толщиной 63 мм установлен почти горизонтально - с углом наклона 10 град. Нижний лобовой бронелист толщиной 100 мм имеет обратный наклон в 66 град. Стыкуются бронелисты методом «ласточкин хвост » («фирменная марка» германских танков), соединяются сваркой. Стык башни и корпуса ничем не прикрыт - одно из наиболее уязвимых мест «Тигра», которое постоянно подвергалось критике. Толщина крыши корпуса - 30 мм - контрастирует с толстой лобовой броней. Корпус танка, без башни и ходовой части, весил 29 т и имел весьма внушительные размеры. По мнению многих танкистов, толщина крыши была явно недостаточной. Многие «Тигры» были потеряны только потому, что осколками снарядов клинило башню. Нa «Тиграх» поздних выпусков для защиты стыка башни и корпуса монтировалось бронекольцо. В целом бронирование «Тигра» обеспечивало высочайший для своего времени уровень защищённости. С целью повышения боевого духа экипажей тяжёлых танков, в учебный центр в Падерборн с Восточного фронта доставили машину обер-лейтенанта Цабеля из 1-й роты 503-го тяжёлого танкового батальона. За два дня боев под Ростовом в составе боевой группы «Зандер» танк Цабеля получил 227 прямых попаданий 14,5-мм пуль противотанковых ружей, 14 попаданий снарядами калибра 45 и 57 мм и 11 попаданий снарядами калибра 76,2 мм. Выдержав такое количество попаданий, танк сумел своим ходом совершить 60-км марш в тыл на ремонт. Качество брони высоко оценили англичане, изучавшие трофейный «Тигр». По мнению британских экспертов, эквивалентная по снарядостойкости английская броня будет толще брони «Тигра» на 10-20 мм.

С августа 1943 г. внешние вертикальные поверхности корпуса и башни танка стали покрывать составом «циммерит » (Zimmerit), затрудняющим примагничивание к корпусу магнитных мин. От антимагнитного покрытия отказались осенью 1944 года.

Двигатель и трансмиссия

Все модификации оснащались двенадцатицилиндровыми бензиновыми карбюраторными моторами Maybach . Первые 250 машин - мотором HL210 объёмом 21.3 литра, мощностью 650 л.с. Остальные - мотором HL230 объёмом 23.0 литра, мощностью 700 л.с. Топливо - этилированный бензин OZ 74, октановое число 74. В топливные баки заливалось 530 литров горючего. В маслосистеме использовалось масло марки Motorenöl der Wermacht. Для замены требовалось 32 л масла, но двигатель вмещал 42 л масла. Масляный насос приводится от основного двигателя. В состав маслосистемы входит резервуар ёмкостью 28 л. Мощность от двигателя к коробке передач передается валом, состоящим из двух частей. Примерно 5 л.с. отбирается на привод разворота башни. Моторное отделение оборудовано автоматической системой пожаротушения: если температура воздуха в моторном отделении превышает 120°С термические датчики автоматически включают огнетушители, установленные в районе топливных насосов и карбюраторов. При срабатывании системы пожаротушения на приборной доске механика-водителя загорается аварийная лампочка. В башне хранится ручной огнетушитель, который можно использовать как аварийное средство борьбы с пожаром в моторном отделении. Охлаждение двигателя - водяной радиатор вместимостью 120 литров и четыре вентилятора. Смазка двигателей вентиляторов - 7 литров масла.

Коробка передач - двенадцатиступенчатая (+8;-4), сблокированная с многодисковым главным фрикционом с одной стороны и механизмом поворота с другой стороны. Коробка передач модели Maybach Olvar представляла собой редкий тип так называемой безвальной преселективной КП с полуавтоматическим управлением.

Механизм поворота - по типу двойного дифференциала с двухпоточным подводом мощности и двухскоростным приводом. Обеспечивал 16 устойчивых радиусов поворота вперёд и 8 назад (по 2 на каждой передаче КП), плюс поворот на месте вокруг собственного центра масс (на нейтрали). Управление механизмом поворота - штурвалом. Остановочные тормоза с индивидуальным приводом для каждого борта двумя рычагами по бокам от места водителя использовались для поворота только в случае выхода механизма поворота из строя. Групповой привод остановочных тормозов - педалью тормоза.

Главная передача имела три ступени редукции. Первая ступень состояла из конического шестерёнчатого редуктора для передачи крутящего момента от КП на общий вал привода механизма поворота. Вторая и третья - из совмещённого цилиндрического и планетарного редукторов бортовых главных передач. Общее передаточное отношение - 10.5. Механизм поворота в редукции не участвовал.

Ходовая часть

Если в начальный период Второй мировой войны германская военная доктрина имела в основном наступательную направленность, то позднее, когда стратегическая ситуация поменялась на противоположную, танкам стала отводиться роль средства ликвидации прорывов немецкой обороны.

Таким образом, танк «Тигр» задумывался прежде всего как средство борьбы с танками противника, будь то в обороне или наступлении. Учёт этого факта необходим для понимания особенностей конструкции и тактики применения «Тигров».

…С учётом прочности брони и силы оружия, «Тигр» должен применяться в основном против танков и противотанковых средств противника, и лишь во вторую очередь - как исключение - против пехотных частей.

Как показал опыт боёв, оружие «Тигра» позволяет ему вести бой с танками противника на дистанциях 2000 метров и более, что особенно влияет на моральный дух противника. Прочная броня позволяет «Тигру» идти на сближение с противником без риска серьёзных повреждений от попаданий. Тем не менее, следует пытаться начинать бой с танками противника на дистанциях более 1000 метров.

Штатная организация

Основной тактической единицей танковых войск вермахта был танковый батальон , который состоял вначале из двух, а затем из трёх рот . Батальон 3-ротного состава имел по штату 45 танков . Как правило, 2 или 3 батальона образовывали танковый полк , обычно придававшийся корпусному командованию для усиления (однако случаи формирования из одних «Тигров» целых полков неизвестны).

  • 1-я дивизия СС-Лейбштандарт «Adolf Hitler» («Адольф Гитлер»)
  • 2-я танковая дивизия СС «Das Reich» («Рейх»)
  • 3-я танковая дивизия СС «Totenkopf» («Мёртвая голова»)

Подготовкой всех экипажей «Тигров» занимался 500-й учебный танковый батальон.

Первый бой

Следующий бой «Тигров» был более удачным для них: 12 января 1943 года четыре «Тигра», пришедшие на подмогу 96-й пехотной дивизии вермахта, подбили 12 советских Т-34 . Тем не менее, в ходе боёв по прорыву блокады Ленинграда 17 января 1943 года советские войска захватили один практически неповреждённый «Тигр». Экипаж покинул его, не уничтожив даже новенький технический паспорт, приборы, оружие .

Полноценный дебют «Тигров» состоялся во время боёв под Харьковом в феврале - марте 1943 года . В частности, моторизованная дивизия «Великая Германия » имела к началу боёв 9 танков «Тигр», составлявших 13-ю роту танкового полка , тд СС «Адольф Гитлер» имела 10 «Тигров» (1-й танковый полк) , тд СС «Рейх» - 7, тд СС «Мертвая голова» - 9 .

Курская битва

В немецких войсках, принимавших участие в операции «Цитадель» , находилось 148 танков «Тигр». «Тигры» использовались для прорыва советской обороны, часто возглавляя группы других танков. Мощное вооружение и бронирование PzKpfw VI позволяло им эффективно поражать любой образец бронетехники противника, что вело к весьма крупным счетам немецких экипажей, воевавших на «Тиграх» на Курской дуге.

8 июля 1943 года повреждённый «Тигр» унтершарфюрера СС Франца Штаудеггера, находившийся на хуторе Тетеревино, в одиночку отразил атаку примерно 50 танков Т-34 и Т-70 из 26-й танковой бригады, подбив при этом 22 танка .

Африканский театр военных действий

В конце войны большинство «Тигров» были уничтожены своими экипажами, вследствие действий авиации Союзников , разрушавшей мосты на путях отступления вермахта.

Трофейные танки в РККА и войсках Союзников

Первым «Тигром» в Красной Армии был танк 507-го батальона, застрявший в воронке и покинутый экипажем 27 декабря 1943 года в бою у деревни Синявки. Полностью исправная машина стала трофеем 28-й гвардейской танковой бригады 39-й армии 3-го Белорусского фронта . На тот момент бригада имела в строю всего 13 бронеединиц: 7 Т-34 , 5 Т-70 и одну СУ-122 . По другим данным, на 31.12.43 в бригаде также числились: 1 КВ-1 и 1 «Артштурм», причём, судя по записи в журнале боевых действий бригады, где отмечалась потребность в 88-мм снарядах, под «Артштурмом» подразумевалась немецкая САУ Насхорн на базе PzKpfw IV .

Экипаж в составе пяти человек (командир танка - гв. лейтенант Ревякин, механик-водитель - гв. старшина Килевник, наводчик - гв. старшина Илашевский, башнер - гв. старшина Кодиков, стрелок-радист - гв. сержант Акулов) освоил новую технику за двое суток. Боевое крещение советский «Тигр» с красными звёздами на броне получил 5-7 января 1944 года, когда совместно с одним Т-34 и одним Т-70 с собственным именем «Сокол» захватил и в течение двух суток удерживал те самые Синявки. После чего ему понадобился ремонт и эвакуация: «Трофейный танк Т-6 «Тигр» нуждается в среднем ремонте. Вопрос о его восстановлении осложняется отсутствием запасных частей. Эвакуация его требует армейских средств».

Замена повреждённых подрывом на минах или артиллерийским огнём катков из внутренних рядов была утомительной и долгой процедурой. Также для демонтажа или замены повреждённой трансмиссии приходилось снимать башню. В этом плане «Тигр» заметно проигрывал советским ИС-2, которые после устранения «детских болезней» в ходе операций конца 1944 - начала 1945 годов совершали марши длиной свыше 1000 км, безотказно отрабатывая гарантийный срок. Известно, что заметное число «Тигров» оказались брошенными в ходе боевых действий на всех европейских театрах военных действий, когда обстановка вынуждала немцев бросать «Тигры» по ходу долгих и изматывающих маршей.

Защита экипажа

Высокая степень броневой защиты танка «Тигр-I» обеспечивала высокие шансы экипажа на выживание в бою, даже в случае выхода танка из строя. Экипажи подбитых танков, как правило, возвращались в строй, что способствовало сохранению кадров опытных танкистов. Шахматное расположение катков обеспечивало дополнительную защиту нижней части корпуса танка.

Производство

В денежном выражении стоимость 1 танка «Тигр-I» составляла свыше 800 000 рейхсмарок (месячная зарплата примерно 7000 рабочих) . Трудоёмкость производства одного танка - около 300 000 человеко-часов, что эквивалентно недельной работе 6000 рабочих. Для повышения ответственности экипажей эти данные были приведены в техническом наставлении к танку.

Производство PzKpfw. VI Tiger
Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Ноя. Дек. Всего
1942 1 8 3 11 25 30 78
1943 35 32 41 46 50 60 65 60 85 50 60 65 649
1944 93 95 86 104 100 75 64 6 623

Всего за период с августа 1942 по август 1944 год было выпущено 1350 (по другим данным 1354 машины) танков «Тигр-I».

Стратегия блицкрига, разработанная в Германии перед Второй Мировой войной , не предусматривала применения тяжелых танков прорыва. Соответственно в данном направлении изначально не было точных предписаний и разработок. Такое положение дел сохранялось до столкновения с советскими танками.

Первые бои с КВ и Т-34, срыв стратегии блицкрига и столкновение с укрепленной обороной - все это показало слабую эффективность бывших на вооружении средних танков Panzerkampfwagen III и IV. Возникла необходимость срочной разработки более мощных машин.

Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger - немецкий тяжелый танк, применяемый Германией в период Второй Мировой. Разработан для борьбы с танками и противотанковыми средствами противника, а также для преодоления его линий обороны.

История создания танка «Тигр»

Первые разработки по созданию тяжелых танков в Германии относят к 1937 году. Исследованиям отводилась второстепенная роль, поскольку необходимости в машинах для прорыва не было. В данном контексте проекты носили теоретический или испытательный характер.

В 1939-41 г.г. Эрвин Адерс предпринял практические шаги по конструированию танков прорыва. Были собраны первые прототипы с использованием компонентов от PzKpfw IV . Данные образцы не позиционировались как тяжелые машины - их вес не должен был превышать 30 тонн, а толщина брони составила менее 50 мм.

Нападение на СССР показало слабость PzKpfw IV. По мере преодоления сложной обстановки первых месяцев и укрепления обороны советские войска все эффективнее противостояли танковым наступлениям и немецким штурмам.

С учетом данных факторов возникла практическая необходимость в тяжелых танках прорыва, способных соперничать с Т-34 и КВ. Попытка модернизировать имевшиеся машины не давала нужного результата, хотя и позволила улучшить ситуацию. Для Германии первостепенной задачей стала разработка аналога советского КВ.

Тигр 1

Техническое задание на разработку тяжелого танка поступило сразу в две фирмы - «Хеншель» и «Порше». Обе компании представили свои образцы ко дню рождения Гитлера в апреле 1942. Предпочтение было отдано разработкам Хеншеля.

В своем проекте Эрвин Адерс использовал традиционные разработки германского танкостроения, применяемые при конструировании PzKpfw IV. Подобное решение снижало производственную сложность новых танков. Также впервые для танков применялось шахматное расположение опорных катков.

Однако проект Тигр 1 «Хеншеля» фактически не имел башни, ее прототип находился на доработке. При этом предполагалось использовать орудие KwK 42 L/70 с калибром 75 мм, которое в 1942 уже не отвечало поставленным задачам. В данном контексте решено было позаимствовать башню у проекта «Порше». Именно данный гибрид двух фирм и стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger. В СССР он известен как танк Тигр, Т-6, Т-VI.

Тигр 2

Задание на разработку танка с усиленным бронированием поступило в «Хеншель» и «Порше» уже в августе 1942. Акцент делался на угловом расположении листов по аналогии с Т-34 , а также на более мощном орудии KwK 43 L/71 калибром 88 мм.

Проект «Хеншель» оказался более удачным и на этот раз. Прототип «Порше» отклонили в основном из-за сложной электрической трансмиссии. Последняя требовала большое количество меди и других материалов, которые у Германии были в дефиците.

Контракт на новый танк с «Хеншель» подписали в начале 1943. Однако Эрвину Адерсу предложили доработать проект и внести в него ряд конструктивных решений от параллельной разработки «Пантеры-II». Данный аспект затянул конструирование нового танка еще на несколько месяцев. Первый прототип собрали лишь в октябре 1943.

Новый проект стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Королевский тигр», «Тигр-II», Тигр 2. С учетом того, что «Порше» начал производство башен для своих танков до того, как его проект был отклонен, первые 50 «Королевских тигров» получили его башни. На последующие модели устанавливались башни Адерса с упрощенной компоновкой и увеличенной лобовой броней.

Устройство и конструкция боевого агрегата

«Тигр» имеет стандартную компоновочную схему - управление и трансмиссия в передней части, боевое отделение в средней и мотор в задней. Устройство танка «Тигр» отличалось хорошей эргономикой, обеспечивая надежность и простоту управления и ведения боя.

Передний отсек

Отделение управление предназначалось для механика-водителя и стрелка-радиста. К элементам управления относят рулевое колесо, выполненное как у автомобиля, педали газа, сцепления и тормоза. Справа перед сиденьем имеется рычаг переключения передач и стояночный тормоз. Еще один такой же дополнительно был слева. За сиденьем аварийные рычаги управления.

В передней части корпуса имелся курсовой пулемет. Здесь же находились приборы внешней связи. Блоки радиостанции FuG-5 располагались рядом с сиденьем радиста. Устойчивая связь передачи и приема информации работала в пределах 6,4 км для телефона и 9,4 км телеграфом.

Для внутреннего общения применялись ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. Уязвимость данной системы дополнялась экспериментальными световыми сигналами, позволяющими командиру давать механику-водителю простые команды.

Средняя часть машины

Боевое отделение включало остальную часть экипажа, приборы наблюдения и наведения, боекомплект. Здесь располагались места командира, наводчика и заряжающего. Также имелся спаренный с орудием пулемет.

Слева от орудия располагался оптический прицел . Сначала это был бинокулярный TZF-9a фирмы Цейсс с 2,5-кратным увеличением. С апреля 1944 применялись монокулярные TZF-9b с диапазоном увеличения в 2,5-5 раз. Шкала прицеливания для орудия варьировалась в диапазоне 100-4000 м, для пулемета - от нуля до 1200 м.

Кормовая часть

В задней части танка располагался моторный отсек и топливные баки. Для защиты экипажа в случае подрыва последних между кормовой частью и боевым отделением имелась броневая перегородка.

Корпус и башня

Установка орудия калибра 88 мм определила конструктивные особенности корпуса «Тигра». Впервые ширина немецкого танка имела разные значения. Нижняя часть стала базовой, верхняя расширена спонсонами для установки нужного погона башни под предписанное орудие.

Почти все броневые листы корпуса стыкуются под углом, близкому к прямому. Лобовая броня имеет наклон в 80 градусов, на ней располагается курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя. Верхний лист расположен почти горизонтально, нижний - под углом 66 градусов. Все листы соединены стыками по методу «ласточкин хвост».

Башня танка расположена почти по центру с незначительным смещением к корме. В крыше имеется два люка и вентиляционное отверстие, закрываемое бронеколпаком с горизонтальными щелями. На поздних моделях появился перископ для заряжающего, а также мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на небольших дистанциях.

Технические характеристики

У танка «Тигр» технические характеристики рассматриваются по первым моделям. «Королевский тигр», несмотря на возросшую мощь и броню, оказался неудачной разработкой ввиду низкой мощности двигателя, слишком большого веса и слабых ходовых качеств. Многие экипажи отмечали общую ненадежность данной разработки и частые поломки.

Подвеска и двигатель

Двигатель «Тигра» двенадцатицилиндровый, карбюраторный, бензиновый, от Maybach. Первые 250 танков имели моторы HL210 с мощностью 650 л. с. Последующие - HL230 на 700 л. с. Подвеска независимая, торсионная.

Моторное отделение имело собственную систему пожаротушения. Огнетушители располагались рядом с топливными насосами и карбюратором. Для охлаждения двигателя использовался водный радиатор и четыре вентилятора.

Ходовая часть и гусеницы

В основе ходовой части танка предусмотрено шахматное расположение катков. Диаметр большой, поддерживающих катков не имеется. Ведущее колесо находилось впереди, диаметр - 0,84 м. Для опорных катков предусматривался резиновый бандаж.

«Тигры» использовали два типа гусениц. Первый вариант применялся для транспортирования, ширина - 0,52 м, траки K.gs-63/520/l30. Второй вариант гусениц боевой, из траков Kgs-63/725/130, ширина - 0,725 м.

Коробка передач

Коробка передач двенадцатиступенчатая (8 передних и 4 задние), взаимодействовала с главным фрикционом и механизмом поворота. Относится к типу преселективных, на полуавтоматическом управлении. Благодаря КПП танк имел 16 радиусов поворота вперед и 8 назад, также мог вертеться вокруг своей оси.

Расход топлива

В качестве топлива использовался этилированный бензин OZ 74. Топливные баки рассчитаны на 530 л. Усредненный расход топлива составлял 80-100 литров на 100 км.

Максимальная скорость

Наибольшая скорость танка «Тигр» по шоссе - 44 км/ч, запас хода составлял 195 км. Машина отличалась хорошей проходимостью, могла преодолевать подъемы до 35 градусов. Высота преодолеваемого барьера - 0,8 м, ширина рва - 2,3 м, брод - 1,2 м.

Экипаж

Экипаж «Тигра» состоял из пяти человек - механик-водитель, стрелок-радист, командир, наводчик и заряжающий. Первые двое располагались в отделении управления, обеспечивая движение танка и связь с другими машинами. Остальные находились в боевом отделении.

Габариты и вес

По габаритам «Тигр» имел следующие технические характеристики:

  • длина корпуса - 6,316 м, с повернутой вперед пушкой - 8,45 м;
  • ширина - 3,705 м;
  • высота - 2,93 м;
  • клиренс - 0,47 м.

Вопрос о том, сколько весит танк, решается просто - боевая масса составляла 57 тонн. При данном весе удельное давление на грунт составило 1,03 килограмма на квадратный сантиметр.

Вооружение

Вооружение «Тигра» состояло из орудия и двух пулеметов - курсового и башенного, спаренного с орудием. Позднее появились мортирки, позволяющие создавать дымовую завесу или поражать ближайшую пехоту осколочными гранатами.

Пушка

Основное орудие танка - нарезная пушка KwK 36 L/56 калибром 88 мм. Длина ствола составляла 56 калибров. Благодаря гидроприводу пушка могла вести обстрел по полной окружности в горизонтальной плоскости. В вертикальной диапазон наведения варьировался от -8 до +15 градусов.

Дальность поражения составляла 4 км, с появлением нового монокулярного прицела TZF 9b - 5 км. Боекомплект состоял из 92-94 снарядов. С 1945 этот показатель увеличен до 120 боеприпасов.

Пулеметы

«Тигры» имели два, реже три пулемета MG-34. На поздних моделях применялись его модификации - 34/40, 34/S, 34-41. Стрельба из курсового пулемета велась радистом, из спаренного - наводчиком. Дальность поражения - до 1200 м, общий боекомплект - 4500 патронов.

Дымовые гранатометы

В качестве гранатометов использовались противопехотные мортирки S-типа. помимо создания дымовых завес стреляли осколочными гранатами на высоту 5-7 метров. Взрыв на такой высоте поражал окружающую танк пехоту.

Броневая защита

Для защиты танка применялась хромомолибденовая катаная броня с поверхностным закаливанием. Ее толщина имела следующие показатели:

  • верхняя лобовая плита корпуса - 100 мм, 8 градусов наклона;
  • средняя лобовая - 63 мм, 10 градусов;
  • нижняя лобовая - от 100 мм при 21 градусе наклона с переходом в 80 мм при скосе в 66 градусов;
  • борта корпуса - 80 и 63 мм вверху и внизу при нулевом наклоне;
  • задняя часть - 80 мм при наклоне в 8 градусов вверху и 48 внизу.

Днище корпуса имело толщину в 28 мм, крыша первоначально 26 мм, в 1944 оба показателя усилились до 40. Лобовая броня башни - 100 миллиметров, борта и корма 80, наклоны нулевые. Маска орудия варьировалась от 90 до 200 мм.

Преимущества и недостатки «Тигра»

Среди преимуществ «Тигров» отмечают:

  • мощное орудие, позволявшее поражать в лоб практически все САУ и танки до 1944 года;
  • бронирование, обеспечивавшее надежную защиту танка до 1943;
  • хорошую эргономику, обеспечивавшую изнутри простоту управления;
  • качественные приборы наблюдения и связи.

В большинстве случаев именно последний фактор оказывался решающим для исхода боя. По некоторым оценкам преимущества «Тигра» сделали его в 1942-43 годах сильнейшим танком в мире.

Однако у машины были и недостатки:

  • техническая сложность производства, замедлявшее массовое изготовление;
  • высокая стоимость - «Тигры» обходились в два раза дороже многих танков других стран;
  • низкая ремонтопригодность ходовой части и некоторых других агрегатов ввиду недостатка деталей;
  • сложность транспортировки, особенно через мосты.

Данные факторы в значительной степени осложняли применение «Тигров». Для буксировки подбитых машин на ремонт требовалась специальная техника, что не всегда было удобно во фронтовой обстановке. А железнодорожная перевозка таких танков требовала по одному пустому вагону спереди и сзади для облегчения нагрузки.

Применение танка «Тигр» во Второй мировой войне

Концепция применения танков «Тигр» допускала их использование и в наступлении, и в обороне. Основная задача - борьба с танками, обеспечивая прорыв своих сил через линии укреплений или снижая способность к прорыву у противника.

Первое применение в бою относят к 23 августа 1942 под Ленинградом. Сразу после выгрузки появились проблемы с коробкой передач и двигателем, в результате чего танки были отправлены на ремонт. В сентябре ситуация повторилась, из-за бездорожья и технических проблем «Тигры» не смогли реализовать свой потенциал.

Полноценное участие в боевых действиях относят к боям под Харьковом в феврале-марте 1943. Позже «Тигры» принимали участие в Курской битве , на африканском и итальянском фронтах. В 1944-45 годах танки активно использовались на восточном и западном фронте.

Первый исправный «Тигр» советские войска смогли захватить 27 декабря 1943 под Ленинградом. Вместе с машиной была захвачена и техническая документация, приборы, оружие. 5-7 января танк использовался советскими войсками для обороны захваченных позиций.

В ходе войны трофейные танки захватывались и другими частями на разных участках фронта. Однако активного применения такие машины не находили - отсутствие запасных частей, сложность ремонта и буксировки не позволяли возвращать подбитые машины в строй.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Вермахту в 37-м году потребовался танк прорыва, который имел бы 50-миллиметровую броню и был в полтора раза тяжелее танка Pz Kpfw IV. Проектирование поручили машиностроительной компании Хеншель в городе Кассель.

Заказом от управления вооружений занялся Э. Адерс, начальник отдела новых разработок, которого впоследствии признали «отцом тигров» (Tigerfater). Его первой машиной стал DW1 (машина прорыва, Durchbruchswagen), изготовленный в единственном экземпляре. DW2 появился в 1938 году. Имея такую же ходовую часть, как и у DW1 (пять катков с индивидуальной торсионной подвеской), машина развивала скорость до 35 км/ч. Э. Адерс в сентябре начал работы над уточненным заданием (масса конкретизировали в 30 тонн). Одновременно к проекту привлекали компании Даймлер-Бенц, MAN и КБ Ф. Порше.

Обозначения экспериментальных машин и тому времени были стандартизированы и заказанной машине присвоили идентификатор VK3001. В шифре первые две цифры – проектная масса, последние - номер образца.

Танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС во время учебных боев. Франция, весна 1944 года

Высшее немецкое командование осматривает на полигоне, после завершения очередных испытаний, один из первых экземпляров танка «Тигр» (PzKpfw VI Ausf. H). 1942 г.

Новейшие немецкие тяжелые танки «Тигр» (PzKpfw VI «Tiger I») доставлены на боевые испытания на железнодорожную станцию Мга под Ленинградом, но машинам сразу же потребовался ремонт

За основу Э. Адерс взял машину DW2. Компания Хеншель изготовила четыре прототипа, которые незначительно различались - две машины в марте 1941 года и столько же в октябре. Что эти машины представляли собой? При боевом весе 32 тонны 300-сильный двигатель обеспечивал скорость до 25 км/ч. Ходовая часть – семь (парных и одинарных) катков, размещенных в шахматном порядке, и три поддерживающих ролика. Вооружение танка - короткоствольная 75-мм пушка и два пулемета. Лобовая часть корпуса и башни изготавливались из 50-миллиметровых бронелистов, борта – из 30-миллиметровых. Экипаж танка пять человек.

Пока VK3001 (Н) дорабатывали, началась кампания против СССР. После первых же боев стало ясно, что прототипы Хеншель бой с KB и Т-34 не выдержат. Что касается Порше, то он лишь пробовал себя в проектировании танков. По-видимому это и предопределило дальнейшие неудачи Порше в области танкостроения. Два экземпляра данной машины VK3001 (Р) были изготовлены зимой 40-41 годов. Танк заданной массы не превысил и благодаря паре двигателей имеющих воздушное охлаждение развивал скорость до 60 км/ч. Порше предложил электротрансмиссию и продольную торсионную подвеску с шестью катками на борт. Однако освоить данную сложную конструкцию в течении короткого срока немецкая промышленность не смогла и реализовать оригинальный замысел не удалось.

В мае 41-м году компания Хеншель занялась еще одним экспериментальным VK3601 оснащенный пушкой, снаряд которой пробивал бы броню толщиной 100 миллиметров с расстояния 1,5 тыс. метров. Кстати, когда этот танк был изготовлен, толщина бронилистов также составила 100 миллиметров. Машина массой 40 тонн развивала скорость до 40 км/ ч. Ходовая часть состояла из восьми катков большого диаметра (она позже была применена на «Тиграх»).



Министерство вооружений и боеприпасов в июле 1941 года выдало КБ Ф. Порше и фирме Хеншель заказ на VK4501. Предлагалось, что будет спроектирована машина под 88-миллиметровую зенитную пушку образца 1936 г., которая перерабатывалась под танк. Пушку создали в 20-е годы усилиями двух концернов - немецкий Крупп и шведский Бофорс. Имея основным предназначением борьбу с воздушными целями, данная система все-таки прославилась в качестве мощного противотанкового средства. Немцы в такой роли опробовали систему еще в Испании. Особенно активно ее использовали в 40-42 годах на полях сражений Второй мировой против танков имеющих противоснарядное бронирование - советских KB и Т-34, английских и американских «Шерманов», «Грантов» и «Матильд». Бронебойный снаряд выпущенный из нее поражал данные танки даже на дистанциях 2 – 2,5 тыс. метров.

Полуавтоматическое, с клиновым вертикальным затвором орудие дополнялись электроспуском и дульным тормозом. После модернизации его стали называть 8.8cm KwK36 - 8,8-сантиметровая пушка образца 36-го года.

Оба танка VK4501 (Н и Р) должны были изготовить к 20 апреля 1942 года – дню рождения Гитлера. То есть, времени было маловато. Оба конструктора взяли лучшее от предыдущих экспериментальных машин. Выбор после сравнительных испытаний остановили на машине Адерса, хотя Гитлер поддерживал Ф. Порше.

VK4501(P), имевшая конструкторское обозначение «Порше 101», массой 57 тонн развивал скорость до 35 км/ч. Экипаж машины пять человек. «Крупповская» башня и вооружение были такими же, как и у танка соперника. Толщина лобового бронилиста башни и корпуса – 100 миллиметров, бортов - 80 миллиметров.

Система воздушного охлаждения пары бензиновых десятицилиндровых двигателей делала конструкция Порше лучшей машиной для африканских пустынных условий. В июле 1942 года на заводе компании Нибелунг в австрийском Линце даже изготовили пять машин и около 90 корпусов, которые получили обозначение "Tiger(P)" или Pz Kpfw VIP. И те и другие нашли применение: первые использовали в качестве учебных машин, из полуфабрикатов вышли отличные истребители танков.

С августа 1942 года фирма Хеншель организовала серийное производство танков разработанных Адерсом. Позднее аналогичные сборочные линии были открыты фирмой Вегманн. «Тигры» выпускались до августа 44-го года. В 42-м году было построено 84 танка, в 43-м - 647 машин, в 44-м - 623. В апреле 44-го года зарегистрировали максимальный месячный выпуск - 104 танка.

Экипаж немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» демонстрирует возможности своей машины по преодолению противотанковых заграждений

Немецкие танкисты на привале и танк PzKpfw VI «Тигр»

Немецкий тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» №232 101-го тяжелого танкового батальона СС. Командир танка - унтершарфюрер Курт Клибер из роты Михаэля Виттмана

Первоначально машины официально назывались Pz Kpfw VI Ausf H «Tiger I». С февраля 44-го года, после принятия «Tiger II» на вооружение, название изменили на просто «Tiger I» или Pz Kpfw VI Ausf E. Данная машина не является очередной модификацией «шестерки». Имелась лишь одна модификация. Хотя, конечно, в конструкцию все же вносились изменения во время производства.

Боевой вес серийных машин превысил заданный более чем на 10 тонн. С момента появления танка и на протяжении полутора лет он был сильнейшей машиной в мире практически по всем показателям. В первую очередь, он имел мощное бронирование. Адерс придал корпусу коробчатое прямоугольное сечение за счет незначительного наклона лобовых и вертикальной установки бортовых бронеплит. Такая конфигурация ускорила и упростила технологический процесс. Кроме того, бронеплиты закреплялись сваркой и соединялись на шипах. Это позволяло достигать значительной механической прочности. Для изготовления днища использовался один лист. Броня - хромоникельмолибденовая катаная, гомогенная.

Внутреннее пространство «Тигра» было разделено на четыре отсека. Слева впереди в собственном отделении размещался водитель, справа - радист. Многоступенчатая коробка передач безвального типа имела восемь переднего, а также четыре заднего хода монтировалась между ними. В картер коробки передач помещались многодисковый главный фрикцион, работающий в масле, и тормоз. Дифференциальным механизмом поворота, имеющим двойным подводом мощности, обеспечивалось поворот на месте и по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. Для управления танком служило рулевое колесо через гидравлический полуавтоматический сервопривод. При отказе рулевого колеса использовались два ручных рычага с приводами на дисковые тормоза.

Ширина смотровой щели, через которую водитель наблюдал за окружающей обстановкой, регулировалась толстой броневой заслонкой перемещавшейся вертикально. При плохой видимости водитель больше ориентировался по расположенному справа курсоуказателю (гирополукомпасу), а не визуально. Люки, прорезанные над головами радиста и водителя, прикрывались крышками оснащенные перископическими приборами наблюдения. Во время стрельбы из лобового пулемета MG34 радист для прицеливания использовал свой перископ.

Под боевое отделение была отведена подковообразная башня, выгнутая из 80-миллиметрового бронелиста с вертикальными стенками, а также средняя часть корпуса, которая от моторного отсека отделялась броневой перегородкой. справа от пушки рабочее место заряжающего, слева - наводчика. Оба имели перед собой узкие смотровые щели со стеклоблоком. Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода наводчиком нажатием ногой на педаль. Командир танка дублировал горизонтальную наводку.

Командиру предназначалась устанавливаемая на крыше башни сзади слева цилиндрическая башенка имеющая люк и пять смотровых щелей. С июля 43-го года была заменена унифицированной (такая же, как на «Пантере») сферической башенкой имеющей семь перископических приборов наблюдения по периметру и круговой обвод для перемещения и крепления зенитного пулемета. На передней стенке башни устанавливалось три метательных устройства предназначенных для огня дымовыми гранатами.

88-миллиметровая пушка (L/56) и спаренный 7,92-миллиметровый пулемет смонтированный справа от нее были установлены в броневой маске (толщина 110 миллиметров). Боеукладку размещали ниже погона башни - под поликом башни и по стенкам боевого отделения около водителя. Полуавтоматикой орудия и унитарным патроном обеспечивалась боевую скорострельность в 8 выстрелов в минуту.

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» с тактическим номером «211» из состава 503-го танкового батальона, в районе Белгорода. Немецкая наступательная операция «Цитадель»

Немецкие танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» 506-го тяжелого танкового батальона весной 1944 года на западной Украине

Немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона в районе Невеля, Псковская область. Январь 1944 года

«Тигр» стал первым немецким серийным танком имеющим новую ходовую часть, изобретенную Г. Книпкампом. Один борт имел восемь тройных опорных катков расположенных в шахматном порядке на торсионной подвеске имеющих гидравлические амортизаторы на переднем и заднем блоках. Кстати, немцами уже применялась такая конструкция шасси на легких машинах - бронетранспортерах и артиллерийских полугусеничных тягачах. Подвеска равномерно распределяла вес машины по гусенице, незначительно нагружая каждый каток, а также позволяла экономить на бандажах резину. С января 44-го года использовались катки без бандажа с внутренней амортизацией (такие же, как и на «Пантере»).

В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL210P45 с жидкостным охлаждением мощностью 650 л.с. В мае 43-го года в связи с переходом на унификацию танкового производства был заменен более мощным и уже проверенным на «Пантерах» HL230P30.

Прогрессивная трансмиссия, имеющая гидросервоприводы, и торсионная подвеска сделали «Тигр» легкоуправляемым танком с плавным ходом. Водитель не затрачивал значительных физических усилий и не переутомлялся при управлении танком. Освоить управление было несложно. От водителя высокой квалификации не требовалось, и если он погибал, его мог заменить любой член экипажа.

495 ранних «Тигров» были оснащены оборудованием для подводного вождения, которое позволяло преодолевать водные преграды глубиной до 4 метра по дну. Кроме того, первые серийные машины вооружались S-средством ближнего боя (Schrapnell). Оно служило для поражения солдат, которые пытались взять повреждённый танк «на абордаж». Пять гранатометов размещенных по краям корпуса танка выстреливали вверх шрапнельные гранаты на 1,5-2 метра. Взрываясь, они засыпали стальными шариками все вокруг на 360 градусов.

Кроме линейных, изготовили 84 командирских танка. Для того чтобы установить вторую радиостанцию, уменьшили боекомплект орудия до 66 выстрелов и убрали спаренный пулемет.

Тигры 2-й дивизии СС «Дас Райх» на марше в лесу под Кировоградом

Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» дивизии СС «Дас Райх». Конец 1943 г

Камуфлированный немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» состава 102-го тяжелого танкового батальона СС выдвигается к линии фронта у реки Орн. Сзади, очевидно, установлены дополнительные баки с горючим

Впервые «Тигры» в бой вступили на Восточном фронте осенью 1942 года под Ленинградом в районе станции Мга. В дальнейшем принимали участие в боях на всех фронтах.

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf H:
Год выпуска – 1942;
Боевая масса – 57000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры
Длина по корпусу – 6200 мм;
Длина с пушкой вперед – 8450 мм;
Ширина – 3700 мм;
Высота – 2860 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 100 мм (24 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 110 мм (8 град.);
Толщина бронелистов крыша и днища корпуса – 26 и 28;
Вооружение:
Марка пушки – KwK36;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 56 кпб;
Боекомплект – 92 выстрела;
Количество пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект пулеметов – 4800 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P45
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 38 км/ч;
Запас топлива – 570 л;
Запас хода по шоссе – 140 км;
Среднее давление на грунт – 1,04 кг/см2.

Немецкий танк «Тигр» валит дерево для эффектного снимка. Польша. Лето 1944 года

Немецкие солдаты под прикрытием танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» из состава 502-го батальона тяжелых танков под Нарвой. На заднем плане, левее, еще один такой же танк, и далее, правее, еще один «Тигр»

Командир немецкого тяжелого танка «Тигр» смотрит в бинокль

Вид из немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» во время боя. Впереди виден горящий Т-34. СССР, 1944 год

Подбитый и сгоревший тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. E «Тигр» «средних» серий выпуска из состава 3-го танкового полка 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». Номер советской трофейной команды «308а». Район озера Балатон

Тяжелый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» из состава 502-го тяжелого танкового батальона вермахта, подбитый под Ленинградом. Вероятнее всего, этот "Тигр" был подбит еще зимой 1943 года

Подбитый тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H "Тигр " из состава 509-го тяжелого танкового батальона вермахта. Тактический номер танка 331. Танк окрашен коричневыми размытыми пятнами по стандартномутемно-желтому «Dunkel-Gelb». На заднем плане советское полковое орудие обр. 1927 года на конной тяге. Ноябрь 1943 года, район Киева

Г.К. Жуков, Н.Н. Воронов и К.Е. Ворошилов осматривают первый захваченный «Тигр» на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО имени Горького в Москве летом 1943 года - Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом осенью 1942 года. Обращает на себя внимание необычное крепление ящика для снаряжения на борту башни, впоследствии никогда не встречавшееся.

Выставка трофейной немецкой бронетехники в Киеве. Советские солдаты осматривают захваченные немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» с номерами S54 и S51 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Зима 1945 года

Инвалид войны на выставке трофейной немецкой военной техники в Москве. В центре танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: