Сущность, условия, принципы и способы организации совместной учебной деятельности. Организация совместной деятельности Способ организации совместной деятельности осуществляется

Виды бригад отличаются составом работников по их специальности и по уровню квалификации. Существуют бригады «сквозные», «специализированные», «сменные», «комплексные». О. И. Зотова (1987) выделяла внешнюю структуру бригады и внутреннюю структуру. Внешняя структура могла быть чисто внешней формой объединения работников. Внутренняя структура отражала бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях. Так, коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как сумму отдельных личностей 7(при этом отсутствуют ролевое и статусное деление, не выработаны групповые нормы поведения). Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия. Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов (Зотова О. И., 1987).

Как связаны количественный состав бригады, уровень ее развития как коллектива и эффективность совместного труда? Долгое время было признано, что группа совместно работающих людей должна быть в пределах 7-15 человек, это соответствовало размерам неформальных малых групп, исследованных на школьных, студенческих коллективах. В производственных организациях этот принцип оказался не всегда адекватным. О. И. Зотова провела сопоставление показателей уровня развития бригад производственной организации, сформированных по разным основаниям: специализированных и комплексных.

Специализированная бригада «С» состояла из 12 человек, все ее члены были представителями одной профессии и работали индивидуально. В бригаде сложились хорошие дружеские отношения, но эти отношения не отражались на эффективности труда, каждый работал фактически на себя и при определении месячной заработной платы возникали споры по поводу принципа использования коэффициента трудового участия.

Комплексная бригада «К» объединяла рабочих разного профиля, их заработная плата зависела от производства конечного продукта, в котором реализовывался вклад всех участников.

Иная форма оплаты труда и способ организации совместной трудовой деятельности создавали основу для реального, а не формального объединения рабочих в коллектив. Поэтому, несмотря на то, что состав бригады «К» был существенно выше (считавшегося ранее оптимальным) - 44 человека, причем часть членов бригады работала территориально на другом участке, и они непосредственно не имели возможность часто контактировать, объединение усилий всех членов бригады на конечный результат привело к повышению производительности труда на 32% (Зотова О. И., 1987, с. 63).

Итак, эффективность совместного труда в данном случае оказалась обусловленной не столько теплотой межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели. Данный пример может быть иллюстрацией того факта, что межличностные отношения участников группо27вого субъекта труда не всегда существенным образом влияют на эффективность труда.

Особенности межличностных отношений в группе обозначают термином «социально-психологический климат». Можно предпо- ложить, во-первых, что социально-психологический климат ока- зывается важнейшей детерминантой эффективности группового труда в тех случаях, где высока степень кооперации самого процесса трудовой деятельности. Во-вторых, межличностные отно-шения и социально-психологический климат существенно влия- ют на результаты совместного труда, если групповая работа тесно связана с бытом, например, в командах, бригадах работающих и живущих в условиях групповой изоляции. К таким командам мож- но отнести экспедиции зимовщиков на полярных станциях, экипажи подводных лодок, морских надводных кораблей, экипажи» космических станций (Лебедев В. И., 2001).

Для оценки параметров социально-психологического климата используется метод социометрии.

Способ организации совместной деятельности

Признаки группового субъекта труда

Объектом исследования психологии совместной трудовой деятельности являются групповые субъекты труда - команды, бригады, трудовые коллективы и проч.

Групповая форма работы предполагает формирование некоей целостности (групповой субъект труда и его совместная деятельность) и не является простым механическим объединœением трудовых усилий независимо работающих людей, это новое сложно организованное образование.

Признаки коллективного труда были выделœены Б. Ф. Ломовым (1972) и дополнены А. Л. Журавлёвым (1987). Журавлёв считает главными основаниями выделœения группового субъекта труда следующие восœемь составляющих:

1. Наличие единых целœей для различных участников трудового процесса.

2. Формирование общей мотивации труда, не сводящейся к индивидуальным мотивам.

3. Разделœение единого трудового процесса на отдельные действия и операции и распределœение ролей в группе, что приводит к формированию структуры взаимосвязей участников группы.

4. Объединœение/совместность производственных функций участников трудового процесса как составляющих группового субъекта труда.

5. Строгая согласованность, координация выполнения распределœенных и одновременно организационно объединœенных действий участников группы в соответствии с заранее намеченной программой.

6. Необходимость выделœения функции управления в совместной трудовой деятельности, направленной на участников и через них на предмет труда.

7. Наличие единого конечного результата͵ общего для трудового коллектива и отличающегося большей эффективностью и качеством по сравнению с индивидуальной формой организации труда.

8. Единство (увязка) пространственно-временного функционирования участников совместной деятельности

Б. Ф. Ломов рассматривал в качестве ключевого признака совместной профессиональной деятельности наличие общей трудовой цели у членов группы. Группа объединяется как новое организационное единство и существует в таком качестве до тех пор, пока у членов группы сохраняется общая цель деятельности.

В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой, которые зависят от характера организации и рода ее деятельности. Рассмотрим следующую классификацию организаций:

1. Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

2. Коммерческие и некоммерческие . К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли. Некоммерческие в качестве основной цели определяют удовлетворение общественных потребностей.

3. Бюджетные и небюджетные . Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделœенных государством средств.

4. Общественные и хозяйственные . Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей членов своего общества.

5. Формальные и неформальные . Формальные организации - ϶ᴛᴏ зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид организаций можно выделить социально-экономические организации . Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

· межличностные, бытовые отношения;

· отношения по уровням управления;

· отношения к членам общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

· материальное стимулирование и ответственность;

· прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Организации можно классифицировать также по способу совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура может быть чисто внешней формой объединœения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как объединœение отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения).

Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, бывают противоречия.

Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов.

Эффективность совместного труда обусловлена не столько качеством межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединœения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели.

Виды бригад отличаются составом работников по их специальности и по уровню квалификации. Существуют бригады «сквозные», «специализированные», «сменные», «комплексные». О.И.Зо­това (1987) выделяла внешнюю структуру бригады и внутреннюю структуру. Внешняя структура могла быть чисто внешней формой объединения работников. Внутренняя структура отражала бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях. Так, коллектив низкого уровня раз­вития представляет собой группу как сумму отдельных личностей (при этом отсутствуют ролевое и статусное деление, не выработа­ны групповые нормы поведения). Коллектив среднего уровня разви­тия имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия. Коллектив высшего уровня развития обладает взаи­моувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нор­мами и ценностями, которые признаются и значимы для его чле­нов (Зотова О. И., 1987).

Как связаны количественный состав бригады, уровень ее развития как коллектива и эффективность совместного труда? Дол­гое время было признано, что группа совместно работающих лю­дей должна быть в пределах 7-15 человек, это соответствовало размерам неформальных малых групп, исследованных на школь­ных, студенческих коллективах. В производственных организациях этот принцип оказался не всегда адекватным. О. И. Зотова провела сопоставление показателей уровня развития бригад производствен­ной организации, сформированных по разным основаниям: специализированных и комплексных.

Специализированная бригада «С» состояла из 12 человек, все ее члены были представителями одной профессии и работали инди­видуально. В бригаде сложились хорошие дружеские отношения, но эти отношения не отражались на эффективности труда, каж­дый работал фактически на себя и при определении месячной заработной платы возникали споры по поводу принципа использования коэффициента трудового участия.

Комплексная бригада «К» объединяла рабочих разного профи­ля, их заработная плата зависела от производства конечного про­дукта, в котором реализовывался вклад всех участников. Иная форма оплаты труда и способ организации совместной трудовой деятельности создавали основу для реального, а не формального объединения рабочих в коллектив. Поэтому, несмотря на то, что состав бригады «К» был существенно выше (считавшегося ранее оптимальным) - 44 человека, причем часть членов бригады ра­ботала территориально на другом участке, и они непосредствен­но не имели возможность часто контактировать, объединение усилий всех членов бригады на конечный результат привело к повышению производительности труда на 32% (Зотова О.И., 1987, с. 63).



Итак, эффективность совместного труда в данном случае ока­залась обусловленной не столько теплотой межличностных отно­шений членов бригады и возможностью непосредственно взаимо­действовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели. Данный пример может быть иллюстрацией того факта, что межличностные отношения участников группового субъекта труда не всегда существенным образом влияют на эффективность труда.

Особенности межличностных отношений в группе обозначают термином «социально-психологический климат». Можно предположить, во-первых, что социально-психологический климат оказывается важнейшей детерминантой эффективности группового труда в тех случаях, где высока степень кооперации самого про­цесса трудовой деятельности. Во-вторых, межличностные отно­шения и социально-психологический климат существенно влия­ют на результаты совместного труда, если групповая работа тесно связана с бытом, например, в командах, бригадах работающих, живущих в условиях групповой изоляции. К таким командам можно отнести экспедиции зимовщиков на полярных станциях, эки­пажи подводных лодок, морских надводных кораблей, экипажи космических станций (Лебедев В. И., 2001).

Для оценки параметров социально-психологического климата используется метод социометрии.

Признаки группового субъекта труда

Объектом исследования психологии совместной трудовой деятельности являются групповые субъекты труда - команды, бригады, трудовые коллективы и проч.

Групповая форма работы предполагает формирование некоей целостности (групповой субъект труда и его совместная деятельность) и не является простым механическим объединением трудовых усилий независимо работающих людей, это новое сложно организованное образование.

Признаки коллективного труда были выделены Б. Ф. Ломовым (1972) и дополнены А. Л. Журавлёвым (1987). Журавлёв считает главными основаниями выделения группового субъекта труда следующие восемь составляющих:

1. Наличие единых целей для различных участников трудового процесса.

2. Формирование общей мотивации труда, не сводящейся к индивидуальным мотивам.

3. Разделение единого трудового процесса на отдельные действия и операции и распределение ролей в группе, что приводит к формированию структуры взаимосвязей участников группы.

4. Объединение/совместность производственных функций участников трудового процесса как составляющих группового субъекта труда.

5. Строгая согласованность, координация выполнения распределенных и одновременно организационно объединенных действий участников группы в соответствии с заранее намеченной программой.

6. Необходимость выделения функции управления в совместной трудовой деятельности, направленной на участников и через них на предмет труда.

7. Наличие единого конечного результата, общего для трудового коллектива и отличающегося большей эффективностью и качеством по сравнению с индивидуальной формой организации труда.

8. Единство (увязка) пространственно-временного функционирования участников совместной деятельности

Б. Ф. Ломов рассматривал в качестве ключевого признака совместной профессиональной деятельности наличие общей трудовой цели у членов группы. Группа объединяется как новое организационное единство и существует в таком качестве до тех пор, пока у членов группы сохраняется общая цель деятельности.

В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой, которые зависят от характера организации и рода ее деятельности. Рассмотрим следующую классификацию организаций:

1. Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

2. Коммерческие и некоммерческие . К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли. Некоммерческие в качестве основной цели определяют удовлетворение общественных потребностей.



3. Бюджетные и небюджетные . Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств.

4. Общественные и хозяйственные . Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей членов своего общества.

5. Формальные и неформальные . Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид организаций можно выделить социально-экономические организации . Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

· межличностные, бытовые отношения;

· отношения по уровням управления;

· отношения к членам общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

· материальное стимулирование и ответственность;

· прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Организации можно классифицировать также по способу совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура может быть чисто внешней формой объединения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как объединение отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения).

Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия.

Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов.

Эффективность совместного труда обусловлена не столько качеством межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: