Сравнение древнего оружия в сериале. Необычное и малоизвестное оружие древности (23 фото)

История военного ремесла человечества так же затягивает, как «Игра престолов», только намного, намного более жестокая. Снова и снова мудрость веков используют для выяснения того, как эффективно бить, калечить, стрелять и убивать врагов. И, черт возьми, как же мы хороши в этом ремесле! Впрочем, ребята в книжках по истории были не менее изобретательными, чем мы. На войне как на войне.

В 214 году до н. э. Римская республика осадила сицилийский город Сиракузы в попытке получить стратегический контроль над островом. Генерал Марк Клавдий Марцелл провел флот из 60 квинкерем - римских боевых кораблей - через Мессинский пролив и ударил в лоб, тогда как вторая часть армии наступала по суше. Но когда петля вокруг города стянулась, могучая римская армия оказалась перед неожиданным противником: Архимедом.

Но что бы римляне ни бросали на него, Архимед был всегда на три шага впереди. Баллисты на внешних стенах разбили наступающую кавалерию. На море «Коготь Архимеда» и разбивал их на дождь из обломков и кричащих от ужаса рабов. Осада затянулась на два года в эпическое сражение военной мощи и научного остроумия.

Во время этой осады, считают, что Архимед разработал настолько разрушительное оружие, что оно было способно сжигать корабли в пепел на расстоянии 150 метров. И требовалось для этого всего несколько капель воды. Устройство было обманчиво простым: медная труба нагревалась на углях, а внутри нее был полый глиняный снаряд.

Когда труба разогревалась достаточно, в трубу под снарядом вводили немного воды. Вода мгновенно испарялась, выталкивая снаряд в сторону наступающих кораблей. При ударе глиняная ракета взрывалась, разбрызгивая горючие химикаты на деревянные суда.

Даже сегодня паровая пушка Архимеда остается вопросом ожесточенных споров. Разрушители мифов сказали «отказать», но команда из Массачусетского технологического института сумела построить рабочую - и крайне эффективную - модель, используя оригинальное описание пушки.

Они подсчитали, что их 0,45-килограммовая металлическая пуля была запущена с кинетической энергией, в два раза превышающей по силе стрельбу пулемета M2 калибра.50. Если бы снаряд не запускали прямо в стену грязи, он мог бы пролететь расстояние в 1200 метров. И все это за полстакана воды.

Вихревая катапульта


Катапульты ­- довольно старые машины войны, и, подобно современным ружьям, существовало множество типов катапульт под разные цели. Хотя в фильмах обычно показывают осадные баллисты и мощные катапульты, используемые греческими и римскими войсками, в Китае сделали небольшую катапульту, способную поражать важные цели с чрезвычайной точностью: сюанфенг, или вихревая катапульта.

Как снайперская винтовка, вихревая катапульта работала в стиле «один выстрел — одна смерть». Она была достаточно малой, чтобы ее можно было быстро перемещать по полю боя, и целую катапульту можно было перевозить на ее базе, пока кто-нибудь не увидит цель. Это давало вихревой катапульте стратегическое преимущество перед более тяжелыми катапультами и требушетами, которые хотя и причиняли большие разрушения с одного выстрела, требовали времени и сил для маневра.

В дополнение к убийственной точности, китайцы строили вихревые катапульты с двумя стропами и двумя держателями, в результате чего сумка для снаряда располагалась точно в центре. Ни одна другая культура такого не делала.

Ракетные коты


Никто и никогда не слышал о ракетных котах до 2014 года. Никто, кроме Франца Хельма, человека, который их изобрел. Где-то в 1530 г. н. э. мастер артиллерии из Кельна в Германии писал военное руководство по ведению осады. Порох только начинал оказывать влияние на боевые действия, и благодаря этому книга стала популярна. Руководство Хельма включало описание всевозможных мыслимых и немыслимых бомб, красочно проиллюстрированных и мрачно удивительных.

Затем он добавил раздел, в котором посоветовал осадным армиям найти кота. Любой кот, говорил он, будет приходить из города, который вы пытаетесь победить. Привяжите к нему бомбу. В теории, кот вернется в свой дом и затем сожжет весь город. Голуби тоже подойдут.

Было это или нет, решать не нам, но, скорее всего, нет. По мнению Митча Фрааса, ученого Пенсильванского университета, который имел удовольствие первым перевести этот текст про осаду, нет никаких исторических свидетельств, что кто-то когда-то пытался осуществить предложенное Хельмом. По такой схеме наиболее вероятным результатом будет ваш сгоревший лагерь.

Аркбаллиста из трех луков


Изобретенная и совершенствуемая во времена расцветов греческой и римской империй, баллиста представляла собой по сути гигантский арбалет, установленный на тележке. Но ее дуга не сгибалась, как у обычного арбалета. Вместо нее между скрученными мотками веревки устанавливались твердые лучи из древесины. Когда заводился рычаг, концы дуги вращались в обратную сторону и скручивали веревки, создавая натяжение.

Это было очень мощное оружие, но китайцам было мало одного лука. Они захотели сразу три. многолуковой аркбаллисты была постепенной, началась с династии Тан, с арбалета, который использовал два лука для дополнительной мощности. Записи с того периода показывают, что этот лук мог выстреливать железный болт на 1100 метров, что в три раза дальше, чем могли другие осадные арбалеты.

Но спустя двести лет вторжение монгольского ига вдохновило китайцев на добавление еще одной дуги к аркбаллисте. В самом начале династии Сун они выкатили «санчонг чуанцзи ну» - «небольшое ложе с тремя луками».

Подробностей об этой аркбаллисте сохранилось немного. Считается, что монгольская орда, испугавшись этих мощных защитных машин, наняла китайских инженеров для создания собственных трехлуковых монстров. В конечном итоге ход войны был переломлен в пользу монголов и привел к возникновению династии Юань.

Щиты-пушки


Уже в 16 веке, когда понятие огнестрельного оружия было относительно новым, люди начали понимать, что если совместить что-то с пушкой, будет в два раза круче. Король Генрих VIII особенно заинтересовался этой идеей. В дополнение к дорожному посоху, который был совмещен с цепом и тремя пистолями, в его арсенал входило 46 щитов-пушек, как на картинке выше.

Эти щиты представляли по сути деревянные диски с пушкой, которая проходила через центр, хотя местами и различались. Некоторые были обиты железом спереди, другие имели металлическую решетку над пушкой для прицеливания, но все они по большей части рассматривались скорее в качестве декоративных курьезов, не представляя особого исторического интереса.

Большинство из них отправилось в разбросанные музеи, где они пылились на стендах вместе с другими странными произведениями средневековья. Недавно Музей Виктории и Альберта в Великобритании изучил образцы таких щитов и обнаружил, что они, возможно, были более распространенным явлением, чем считало большинство историков изначально. Поэтому они решили собрать максимальное число таких щитов и тщательно их изучить.

Выяснилось, что у некоторых из таких щитов-пушек были порошковые ожоги, то есть их использовали. Некоторые были разработаны для блокировки борта судна, где, по всей видимости, использовались в качестве дополнительного защитного слоя и линии противопехотного огня. В конечном итоге, наверное, было больше смысла держать ружье и щит отдельно, поэтому это странное оружие кануло в безвестность.

Китайский огнемет

Подобно ранним прототипам огнестрельного оружия, китайские протопушки представляли собой огромный арсенал, отдельные экземпляры которого сложно представить. Понятия не имея, как должно выглядеть пороховое оружие, китайские изобретатели придумывали на своей табула раса самые странные орудия, которые мир когда-либо видел.

Огненные копья, первое воплощение, появились где-то в 10 веке. Это были копья, прикрепленные к бамбуковым трубкам, которые могли выстреливать огонь и шрапнель на несколько метров. Некоторые стреляли свинцовыми гранулами, другие выпускали ядовитый газ, третьи - стрелы.

Очень скоро они освободили дорогу чисто огненным трубам, поскольку войска отказывались от копий в пользу дешевых одноразовых бамбуковых пушек, которые стреляли только один раз, но могли производиться массово и стрелять одна за другой. Стволы зачастую объединяли, что приводило к почти бесконечному потоку смерти.

Из недр этого творческого беспредела на свет появилась разбрызгивающая огонь трубка. Историки называют это оружие огнеметом, но это описание не совсем корректно. Используя низконитратную форму пороха, такое оружие могло производить постоянные вспышки пламени в течение пяти минут.

Но смертельным его делало добавление оксида мышьяка в смесь. Токсичный дым вызывал рвоту и конвульсии. Ко всему прочему, ствол часто набивали острыми как бритва осколками фарфора. Результатом было мгновенное вспарывание, сопровождающееся баней из ядовитого огня. Если враг китайца не погибал на месте, его внутренности постепенно переставали работать из-за воздействия мышьяка. В конечном счете он погружался в кому и умирал.

Кнут-пистолет

17 марта 1834 года Джошуа Шоу получил патент на единственную вещь, которая могла сделать «Индиану Джонс: В поисках утраченного ковчега» даже лучше: ездовой кнут с пистолетом, скрытым в ручке кнута. Что делало его особенно полезным - и опасным в то же время - так это метод стрельбы.

Вместо того чтобы использовать курок, как в большинстве орудий, пистолет имел кнопку сбоку рукоятки, которую можно было бы нажать большим пальцем. Это позволяло человеку держать кнут как обычно и иметь доступ к курку пистолета. Обычно курок был на одном уровне с ручкой, но будучи взведенным выпирал и настаивал на немедленной стрельбе.

По крайней мере один из таких кнутов-пистолетов был сделан на самом деле, хотя нет никаких свидетельств того, что их производили массово. В большей степени это курьез, а не оружие. Основным его недостатком было то, что пистолет можно было разрядить один раз, но, опять же, иногда один выстрел - все, что вам нужно.


Китай яростно отстаивал свое пороховое оружие во время 14 и 15 веков. Он произвел самый взрывоопасный прогресс в военной технике со времен лука и стрелы и не планировал сдавать его без боя. Китай ввел жесткое эмбарго на эксперт пороха в Корею, оставив корейских инженеров самостоятельно справляться с, казалось бы, бесконечным натиском японских захватчиков.

На рубеже 16 века, однако, Корея существенно продвинулась в освоении пороха и построила собственные машины, способные посоперничать с китайскими огнеметами. Корейским секретным оружием была хвачха, многоракетная пусковая установка, способная запускать свыше 100 ракет за один залп. Большие версии, используемые монархом, могли запускать и под 200. Эти штуки были существенной угрозой для самураев, способные укладывать на землю пласты из плотно упакованных самураев с каждым залпом.

Боеприпасы хвачхи назывались сингиджон и представляли собой взрывающуюся стрелу. Предохранители сингиджонов настраивались в зависимости от расстояния до соперника, так что они взрывались от удара. Когда японское вторжение началось в полную силу в 1592 году, у Кореи уже были сотни огненных повозок.

Возможно, самой большой проверкой силы хвачха стала битва при Хэнгчу в 1593 году. Когда Япония развернула наступление тридцатитысячного войска на вершину холма к крепости Хэнгчу, у крепости было едва ли 3000 солдат, граждан и боевых монахов, которые стояли на ее защите. Шансы на оборону были крайне низкими, и пребывая в уверенности японские силы продвигались вперед, не зная, что у крепости есть один козырь в рукаве: 40 хвачха, установленных на внешних стенах.

Японские самураи пытались взобраться по холму девять раз, постоянно встречаясь с дождем адского пламени. Больше 10 000 японцев погибло, прежде чем решили отказаться от осады, что стало первой крупной корейской победой над японским вторжением.

Ружье-топор

Почти у каждой культуры есть как минимум одна версия оружия-лезвия. Оно не только круто выглядит, но и предлагает гибкость на поле боя. Штыки, используемые во время Крымской войны и Американской гражданской войны, являются самыми известными современными примерами, но эта тенденция наметилась еще во времена появления первых китайских огненных копий в 10 веке.

Тем не менее никто не доводил ее до такого уровня, как Германия. Среди хорошо сохранившихся примеров германских ружей-топоров, которые хранятся в историческом музее Дрездена, есть экземпляры, датируемые серединой — концом 1500-х.

Некоторые можно было использовать в качестве рубила и ружья одновременно, тогда как другие становились огнестрельными лишь при удалении насадки с лезвием. Разрабатывались они, по всей видимости, для кавалерии, что объясняет расширенные рукоятки, в противном случае они были бы пистолями.

Адские сжигатели


Шел 1584 год, шестая долгая зима Восмидесятилетней войны, и Федерига Джамбелли мог почувствовать месть в воздухе. Годы назад он предложил свои услуги конструктора оружия при испанском дворе, но его обсмеяли. В гневе он переехал в Антверпен, где, наконец, нашел возможность отомстить за оскорбленное итальянское эго.

Отмечая победу над османами, Испания послала герцога Пармы осадить Антверпен, который стал центром голландских сепаратистов. Герцог надеялся задушить город блокадой судов через реку Шельда.

Антверпен ответил, послав горящие корабли - буквально корабли в огне - на блокаду. Со смехом испанская армия отталкивала их пиками, пока суда не сгорели и не рассыпались в реке. Тем не менее, желая отомстить испанцам, Джамбелли испросил городской совет дать ему 60 кораблей, обещая прорвать блокаду. Город дал ему всего два.

Не отчаявшись, Джамбелли начал мастерить свой оружейный шедевр. Он срезал трюм с каждого корабля, построил внутри цементную камеру со стенами 1,5-метровой толщины и загрузил по 3000 килограмма пороха. Закрыл его мраморной крышей и доверху набил каждый корабль «каждой опасной ракетой, которую только можно было представить».

Наконец, он построил часовой механизм, который должен был зажечь весь груз в заранее определенное время. Эти два корабля стали первыми в мире дистанционно взрываемыми бомбами с часовым механизмом, «адские сжигатели».

Когда наступила ночь 5 апреля, Джамбелли отправил 32 горящих корабля перед своими адскими сжигателями, чтобы отвлечь испанцев. Герцог созвал своих людей с блокады, чтобы оттолкнуть корабли. Но один из важных кораблей погрузился слишком глубоко и далеко от блокады и мягко утонул, когда его зажигатель дал осечку. Когда горящие корабли погасли, второй важный корабль легко коснулся линии испанских кораблей и, казалось, намертво осел в воде. Некоторые из испанских солдат начали смеяться.

И тогда второй корабль взорвался, убив 1000 человек и проделав 60-метровую дыру в блокаде. С неба посыпались цементные блоки размером с надгробия. Что важно, взрыв открыл артерию для пополнения городских запасов.

Шокированные голландцы даже не сдвинулись, чтобы попытаться получить запасы, которые были размещены вниз по реке. Несколько месяцев спустя они сдались испанцам. Джамбелли сделал все, что мог. Его война с Испанией была окончена, и его имя она запомнила хорошо.

По материалам listverse.com

В многовековой борьбе складывалась военная организация славян, возникло и развивалось их военное искусство, которое оказывало влияние на состояние войск соседних народов и государств. Император Маврикий, например, рекомендовал византийской армии широко пользоваться методами ведения войны, применяемыми славянами…

Этим оружием русские воины владели хорошо и под командой храбрых военачальников не раз одерживали победы над противником.

За 800 лет славянские племена в борьбе с многочисленными народами Европы и Азии и с могущественной Римской империей — Западной и Восточной, а затем с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и объединились.

Кистень — это короткий ременный кнут с подвешенным на конце железным шаром. Иногда к шару приделывали еще шипы. Кистенем наносили страшные удары. При минимальном усилии эффект был ошеломляющий. Кстати, слово «ошеломить» раньше означало «сильно стукнуть по вражьей черепушке»

Головка шестопера состояла из металлических пластин — «перьев» (отсюда и его название). Шестопер, распространенный главным образом в XV—XVII веках, мог служить знаком власти военачальников, оставаясь в то же время серьезным оружием.

И булава, и шестопер свое происхождение ведут от палицы — массивной дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями, — которая также долгое время была на вооружении русских воинов.

Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие: пешие чаще пользовались большими топорами, конные же — топорками, то есть короткими топорами.

И у тех и у других топор надевался на деревянное топорище с металлическим наконечником. Задняя плоская часть топора называлась обухом, а топорка — обушком. Лезвия топоров были трапециевидной формы.

Большой широкий топор назывался бердыш. Его лезвие — железко — было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши применялись только пехотинцами. В XVI веке бердыши широко использовались в стрелецком войске.

Позднее в русском войске появились алебарды — видоизмененные топоры различной формы, оканчивавшиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (топорище) и часто украшалось позолотой или чеканкой.

Разновидность металлического молота, заостренного со стороны обуха, называлась чекан или клевец. Чекан насаживался на топорище с наконечником. Были чеканы с вывинчивавшимся, скрытым кинжалом. Чекан служил не только оружием, он был отличительной принадлежностью военачальников.

Колющее оружие — копья и рогатины — в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Воже в Рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом «на копьях» с трех сторон опрокинули монгольское войско и разгромили его.

Наконечники копий были прекрасно приспособлены для пробивания брони. Для этого они делались узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными.

Наконечники, ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага,в места не защищенные доспехами. Двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.

Копье состояло из древка и лезвия со специальной втулкой, которая насаживалась на древко. В Древней Руси древки называли оскепище(охотничье) или ратовище(боевое). Делали их из дуба, березы или клена, иногда с применением металла.

Лезвие (наконечник копья) называлось пером, а его втулка называлась вток. Оно чаще было цельностальное, однако применялись и технологии сварки из железных и стальных полос, а также цельножелезные.

Рогатины имели наконечник в виде лаврового листа шириной 5—6,5 сантиметра и длиной до 60 сантиметров. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывалось по два-три металлических сучка.

Разновидностью рогатины являлась совня (совна), имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.
В Новгородской первой летописи записано, как разбитое войско «…побегоша на лес, пометавше оружие, и щиты, и совни, и все от себе».

Сулицей называлось метательное копье с легким и тонким древком длиной до 1,5 метра. Наконечники сулиц черешковые и втульчатые.

Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Даже слова «щит» и «защита» – однокоренные. Щиты использовались с древнейших времён и вплоть до распространения огнестрельного оружия.

Вначале именно щиты служили единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах найдены в византийских рукописях VI в.

По определению выродившихся римлян: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».

Оригинальной чертой конструкции тяжелых щитов этого периода были иногда проделывавшиеся в их верхней части амбразуры — окошки для обзора. В раннем средневековье ополченцы часто не имели шлемов, поэтому предпочитали скрываться за щитом «с головой».

Согласно легендам, берсерки в боевом неистовстве грызли свои щиты. Сообщения о таком их обычае, скорее всего, вымысел. Но о том, что именно легло в его основу, догадаться нетрудно.
В средние века сильные воины предпочитали не оковывать свой щит железом сверху. Топор все равно не сломался бы от удара о стальную полосу, зато в дереве он мог застрять. Понятно, что щит-топороуловитель должен был быть очень прочным и тяжелым. И его верхняя кромка выглядела «изгрызенной».

Другой оригинальной стороной взаимоотношений берсерков со своими щитами являлось то, что иного оружия у «воинов в медвежьих шкурах» нередко не имелось. Берсерк мог сражаться с одним только щитом, нанося удары его краями или просто повергая врагов наземь. Такой стиль боя был известен еще в Риме.

Наиболее ранние находки элементов щитов относятся к Х веку. Конечно, сохранились лишь металлические части – умбоны (железная полусфера в центре щита, служившая для отражения удара) и оковки (крепёж по краю щита) – но по ним удалось восстановить облик щита в целом.

По реконструкциям археологов, щиты VIII – X веков имели круглую форму. Позднее появились миндалевидные щиты, а с XIII века известны и щиты треугольной формы.

Древнерусский круглый щит имеет скандинавское происхождение. Это позволяет использовать для реконструкции древнерусского щита материалы скандинавских могильников, например, шведского могильника Бирка. Только там найдены остатки 68 щитов. Они имели круглую форму и диаметр до 95 см. В трех образцах было возможным определение породы дерева поля щита – это клен, пихта и тис.

Также установили породу и для некоторых деревянных рукоятей – это можжевельник, ольха, тополь. В некоторых случаях были найдены металлические рукояти из железа с бронзовыми накладками. Подобная накладка была найдена и на нашей территории – в Старой Ладоге, сейчас она хранится в частной коллекции. Также, среди останков как древнерусских, так и скандинавских щитов, были найдены кольца и скобы для ременного крепления щита на плече.

Шлемы (или шеломы) являются видом боевого наголовья. На Руси первые шлемы появились в IX – X вв. В это время они получили свое распространение в Передней Азии и в Киевской Руси, однако в Западной Европе являлись редкостью.

Появившиеся позднее в Западной Европе шлемы были более низкими и скроенными по голове в отличие от конических шлемов древнерусских воинов. Кстати, коническая форма давала большие преимущества, так как высокий конический кончик не давал нанести прямого удара, что важно в районах конно-сабельного боя.

Шлем «норманнскког типа»

Шлемы, найденные в захоронениях IX – X вв. имеют несколько типов. Так один из шлемов из Гнездовских курганов (Смоленщина) был полусферической формы, стянутый по бокам и по гребню (ото лба к затылку) железными полосками. Другой шлем из тех же захоронений имел типично азиатскую форму – из четырех склепанных треугольных частей. Швы прикрывались железными полосами. Присутствовали навершие и нижний обод.

Коническая форма шлема пришла к нам из Азии и называется «норманнским типом». Но вскоре она была вытеснена «черниговским типом». Он отличается большей шаровидностью – имеет сфероконическую форму. Сверху присутствуют навершия с втулками для плюмажей. Посередине они укреплены накладками с шипами.

Шлем «черниговского типа»

По древнерусским понятиям, собственно боевое одеяние, без шлема, и называлось доспехами; позднее этим словом стало называться все защитное снаряжение воина. Кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась на протяжении X—XVII веков.

Кроме кольчуг на Руси была принята, но до XIII века не преобладала защитная одежда из пластин. Пластинчатые брони существовали на Руси с IX по XV век, чешуйчатые — с XI по XVII век. Последний вид доспехов отличался особой эластичностью. В XIII веке распространяется ряд таких усиливающих защиту тела деталей, как поножи, наколенники, нагрудные бляхи (Зерцало), наручни.

Для усиления кольчуги или панциря в XVI—XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались зерцалами. Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин — передней, задней и двух боковых.

Пластины, вес которых редко превышал 2 килограмма, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками).

Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда и название доспехов), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер.

В XVI веке на Руси получают широкое распространение кольчатый панцирь и нагрудные доспехи из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи. Такие доспехи называли бахтерец.

Собирался бахтерец из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с коротких боковых сторон. Боковые и плечевые разрезы соединялись с помощью ремней и пряжек. К бахтерцу наращивали кольчужный подол, а иногда — ворот и рукава.

Средний вес таких доспехов достигал 10—12 килограммов. В это же время щит, утратив свое боевое значение, становится парадно-церемониальным предметом. Это относилось и к тарчу — щиту, навершие которого представляло собой металлическую руку с клинком. Такой щит применялся при обороне крепостей, но встречался крайне редко.

Бахтерец и щит-тарч с металлической «рукой»

В IX—X веках шлемы делались из нескольких металлических пластин, соединявшихся между собой заклепками. После сборки шлем украшался серебряными, золотыми и железными накладками с орнаментом, надписями или изображениями.

В те времена был распространен плавно изогнутый, вытянутый кверху шлем со стержнем наверху. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены как в Передней Азии, так и на Руси.

В XI—XIII веках на Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху шлемы часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком — яловцом. В раннее время шлемы делались из нескольких (двух или четырех) частей, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла.

Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с носом или маской-личиной (забралом). Шею воина укрывала сетка-бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга. Она прикреплялась к шлему сзади и с боков. У знатных воинов шлемы отделывались серебром, а иногда были целиком позолоченные.

Наиболее раннее появление на Руси наголовий с круговой кольчужной бармицей, привешенной к венцу шлема, а спереди пришнурованной к нижнему краю стальной полумаски, можно предполагать не позднее 10 столетия.

В конце XII — начале XIII века в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительных доспехов на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, защищавшей лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком.

Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были своим видом еще и устрашить противника. Вместо прямого меча с появилась сабля — изогнутый меч. Сабля очень удобна для боевой рубки. В искусных руках сабля страшное оружие.

Около 1380 года на Руси появилось огнестрельное оружие. Однако традиционное холодное оружие ближнего и дальнего боя сохранило свое значение. Пики, рогатины, булавы, кистени, шес-топеры, шлемы, панцири, круглые щиты в течение 200 лет практически без существенных изменений были на вооружении, и даже с появлением огнестрельного оружия.

С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляются массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитного вооружения свидетельствует распространившийся в XII веке прием таранного удара копьем.

Утяжеление снаряжения не было значительным, ибо сделало бы русского ратника неповоротливым и превратило бы его в верную мишень для степного кочевника.

Численность войска Древнерусского государства достигала значительной цифры. По данным летописца Льва Диакона, в походе Олега на Византию участвовала рать в 88 тысяч человек, в походе в Болгарию Святослав имел 60 тысяч человек. В качестве командного состава рати руссов источники называют воевод и тысяцких. Рать имела определенную организацию, связанную с устройством русских городов.

Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал избиравшийся вечем тысяцкий, впоследствии тысяцкого назначал князь. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. Города выставляли пехоту, которая в это время была главным родом войск и разделялась на лучников и копейщиков. Ядром войска являлись княжеские дружины.

В X веке впервые применяется термин «полк» как название отдельно действующего войска. В «Повести временных лет» за 1093 год полками называются войсковые отряды, приведенные на поле сражения отдельными князьями.

Численный состав полка не был определен, или, говоря иначе, полк не являлся определенной единицей организационного деления, хотя в сражении, при расстановке войск в боевой порядок, деление войск на полки имело значение.

Постепенно вырабатывалась система взысканий и поощрений. По более поздним данным, за военные отличия и заслуги выдавались золотые гривны (шейные обручи).

Золотая гривна и золотые пластины-обивки деревянной чаши с изображением рыбы

Войны велись с незапамятных времён. В те же незапамятные времена было придумано первое оружие. Самые интересные его виды смотрите у нас.

Китайское оружие, его можно назвать прародителем автоматической винтовки. В деревянном отделе на арбалете имелось 10 стрел, которые перезаряжались, когда треугольный рычаг отводился назад после выстрела. В последний раз чу ко ну видели в сино-японских войнах 1894-1895 гг, уже после появления огнестрельного оружия. В среднем арбалет выдавал 10 стрел за 15 сек. По сравнению со скоростью перезарядки обычных луков и арбалетов это было большим достижением. Для большего урона острие стрел смазывалось ядом из цветка аконита.

Использовалась племенами маори в Новой Зеландии. Эта простая на вид вещь делалась из нефрита. Для маори она была священным оружием. Они давали имена своим дубинкам и передавали их из поколения в поколение. Маори даже верили, что в них содержится их собственная мана (духовная сила). Дубинка у них была символом лидерства.

Изогнутые мечи

Такие изогнутые мечи носили в Китае монахи Шаолиня. Эти красивые клинки были выкованы в форме крюка, чтобы их владелец мог их соединить и носить как один сплошной клинок. Сделанная в форме полумесяца гарда прекрасно блокировала удары и буквально рассекала врагов. Эфес был заострен, чтобы атаковать противника на близком расстоянии. Длина такого меча составляла 121-188 см. Такие мечи использовались в основном гражданскими, а не армией.

Кпинга – это метательный нож, который использовали опытные воины племени Азанда. Они жили в Нубии, регионе Африки, в который входят север Судана и юг Египта. Этот нож был длиной до 55.88 см и имел 3 клинка с основанием в центре. Самый близкий к рукоятке клинок имел форму мужский гениталий и представлял мужскую мощь его владельца. Сам дизайн клинков кпинги увеличивал шансы как можно сильнее задеть врага при контакте. Когда владелец ножа женился, он преподносил кпингу как дар семье своей будущей жены.

Это странного вида оружие использовалось в гладиаторских боях в Римской империи. Металлическая полость на основании скиссора закрывала руку гладиатора, что давало возможность легко блокировать удары, а также наносить свои. Скиссор делался из твердой стали и был в длину 45 см. Он был на удивление легкий, что позволяло быстро наносить удары.

С этим точно не поиграешь в фризби. Его обычно бросали вертикально, а не горизонтально. Этот смертоносный металлический круг был до 30 см в диаметре. Его очень острые края могли легко отрезать руку или ногу. Это оружие появилось в Индии, где его использовали влиятельные сикхи. Одним из способов метания чакрама было: раскручивание кольца на указательном пальце, а затем резким движением запястья бросок оружия во врага.

Это индийское оружие давало его владельцу когти росомахи, клинку не хватало только силы и режущей способности адаманта. На первый взгляд катар – это один клинок, но когда нажимается рычаг на рукоятке, этот клинок разделяется на три – один посередине и два по бокам. Три клинка не только придают оружию эффективности, но и запугивают противника. Форма рукоятки позволяет легко блокировать удары. Но также немаловажно то, что тройной клинок может разрезать любую азиатскую броню.

Еще одно китайское оружие. Железная «рука» чжуа имела на концах когти, которые с легкостью отрывали куски плоти от тела. Самого веса чжуа было достаточно, чтобы убить врага, но с когтями все выглядело еще более жутко. Если чжуа использовал опытный воин, он мог стаскивать солдат с коней. Но главной целью чжуа являлось вырывать щиты из рук противников, оставляя их беззащитными перед смертоносными когтями.

7 986

«Клиповое сознание». Это «болезнь» современного человека. Возникает в следствие зафрагментированности «диска» (мозга) информационным мусором. Человек уже не может обобщать данные и строить из них единую последовательность. Большинство людей не помнят длинные тексты. Они не видят связи между разделенными по времени историческими событиями, потому что понимают их образно и фрагментами.

Научившись мыслить клипами, человек стал складывать мозаику общей картины из мелких кусочков. Теперь у него нет времени отойти от созданной картины, и посмотреть на неё издалека, чтобы увидеть картину целиком.

Чтобы работа компьютера не попала в такое состояние, его дефрагментируют, то есть перераспределяют файлы (данные) на диске (истории) так, чтобы была непрерывная последовательность.

Визуальная информация дает намного больше информации, чем 1000 слов. А иногда такая информация еще и более точная. Глаз не «купишь» на поэтические метафоры и околонаучные термины.

Как то я наткнулся на снимок барельефа Митры из Модены.

В правой руке Митры - какой-то предмет. Этот барельеф я не видел, но похожий предмет видел в руке у статуи Зевса. Гид сказал, что это - «молния». Типа Зевс - громовержец! На вопрос: «а почему молния такой странной формы?» гид завис, а потом сказал, что типа гром и вспышку света передать не удалось, потому что мрамор хрупкий…

Возможно. Не спорю. Итак, Зевс, после пары тысяч лет, передал этот предмет - «молнию», в руки Митры. При этом этот девайс никак не изменился внешне. И если эту «молнию» рисовали бы одинаково только у римлян и греков, то это можно было бы хоть как-то объяснить. Но как объяснить, что точно такой же предмет держат в руках боги ассирийцев, вавилонян, шумер, египтян, индусов и китайцев. Причем с разницей во времени тысячами лет и километров. Должен этот девайс хоть как то отличаться в руках совершенно разных богов и в совершенно разное время?

Вот этот предмет:

Почему возникают молнии? Есть много версий. И если допустить, что с обычной молнией всё ясно и «линейная молния это просто длинная искра» (Ломоносов), то что такое шаровая молния мало кто понимает. Ученые даже подразделяют их по видам и подвидам, как животных.

Честно говоря и с обычными (линейными) молниями не всё ясно. Прочитал вот здесь про физические свойства молнии и понял, что это явление пока только на стадии изучения, и что еще хуже, ученые уже начинают понимать бесполезность стараний.

А есть еще «чёточные» молнии. Они вроде как из бусинок с перетяжками - чётки, отсюда и название.

Что «пережимает» молнию науке не известно. В лабораторных условиях этого повторить не смогли. В принципе и обычную молнию в лабароториях пока воспроизвести не удавалось.

Иногда поведение молний объяснить вообще трудно. Примеров много. Можно загуглить. Например Рой Салливан. В него семь раз попадала молния. Он уже стал предохраняться: ходил в резиновых сапогах и не брал с собой металлических предметов. Но в конце концов заколебался и при очередной грозе покончил жизнь самоубийством. И что? Молнии били в его могилу. Это не шутка. Это реальная история))

Возможно, что похожие случаи в древности провоцировали людей придумывать всякие истории об их происхождении. Но, если учесть, что такие случаи - большая редкость, то этот вариант отпадает. Слишком уж распространен этот миф. Есть и другие гипотезы, что молнии это нервная система планеты, а шаровые молнии это иммунная система. Но доказать это пока никто не берется.

Поэтому, Громовержец Зевс вполне понятен и осуждать людей за то, что они его придумали не нужно. вместо этого, нужно посмотреть на всё это издалека.

Что может быть проще, чем нарисовать зигзаги, выразив таким образом молнию? В принципе так и делали, когда хотели показать грозу. Но если рисовали богов, и не только громовержцев, то в их руках был уже не зигзаг, а какой-то странный предмет.

Этот предмет состоит из трёх-девяти стержней. Один центральный - прямой, остальные концами загнуты, и располагаются вокруг прямо. Изображают также один или два шарообразных центра на «рукоятке».

Этот предмет можно увидеть везде: в скульптурах, фресках, на глине, на камне, на монетах. В совершенно разных местах планеты. Как будто все сговорились его изображать именно так. Или… у них был образец. Ведь для того, чтобы что-то изобразить с такой повторяемой точностью, это «что-то» надо видеть.

Эти изображения попадаются даже на петроглифах:

Древние явно видели этот предмет-оружие. Это не плод фантазий художников, которые не умели рисовать молнию. Это нечто, что они видели. То, что это оружие, ясно из описания применения. Боги могли поражать врагов как линейными молниями, так и метали «огненные шары». Он мог быть также и инструментом. Например режущим, вроде бура или лагунды.

В итоге, любое устройство всякого хорошего оружия обычно держится в тайне. И «молнии» не исключение. Боги свои секреты рабам не раскрыли.

В буддизме и индуизме этот предмет называется Ваджра, или Рдорже (санскр. vajra, тибет. rdo rje). В переводе эти слова означают «молния» или «алмаз»

Информация из современных словарей и энциклопедий:

Ваджра - короткий металлический жезл, имеющий символическую аналогию с алмазом - может резать что угодно, но не сам себя - и с молнией - непреодолимая сила.
- В индуистской мифологии - зубчатый диск, громовая палица Индры
- Ваджра является магическим жезлом Посвященных адептов
- Ее выковал для Индры певец Ушана.
- Ваджра была выкована для Индры Тваштаром
- Она сделана из скелета мудреца - отшельника Дадхичи.
- Существует версия, что первоначально ваджра символизировала фаллос быка.
- Ваджра ассоциировалась с солнцем.
- Четверичная или перекрещенная ваджра имеет символику, близкую к символике колеса.
- Ваджра представляет пять тел Дхьяни Будд.
- Ваджра означает умение, или Упайю.
- Ваджра символизирует силу и твердость духа.
- Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание.
- Ваджра интерпретируется как знак плодородия.
- Ваджра воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
- Ваджра в сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы.
- Ваджра символизирует нерушимое состояние.
- Ваджра символ светоносной неразрушимой природы ума.
- Ваджра символ власти Будды над злыми духами или элементалами.

То есть, ваджра - это простой и необходимый в хозяйстве предмет.

Хочу опять вспомнить про тех, кто любит все сравнивать с фаллосом. Один из пунктов наверху, если вы внимательно прочитали. Такое ощущение, что некий искусствовед забрался высоко в тибетские горы со своим переводчиком, где нашел просвещенного ламу, которого стал пытать, мол «а ну говори, что это за фигня эта ваджра?», а лама, который дал клятву не говорить о сокровенном, просто показал им всемизвестный американский «фак». Переводчик перевёл, как смог, а искусствовед записал: «Ваджра символизирует фаллос. Причем бычий». Хотя может есть и более правдивая история возникновения такого утверждения.

Как бы там ни было, тяжело представить, как Индра убивает гигантского змея Вритру обычным, хоть и бычьим, членом. Как я уже говорил в другой теме, у искусствоведов вообще странная фантазия на этот счет. У них чуть что, так символ фаллоса. А для пущей правдивости добавляют слово-связь - «олицетворяет»Возможно Мулдашев на самом деле нашел в Индии настоящую ваджру, но то, что вы видите на фотках выше, это просто модели. Как говорится с предохранителя снимается, затвор передергивается, но… не стреляет. Хотя больно ударить можно.

Напомню один случай, который произошел с аборигенами одного острова, который покинули американцы после второй мировой войны. Аборигены начали строить самолеты из соломы. Самолеты были очень похожи, но они не летали. Но это не мешало аборигенам молиться на эти самолеты и надеяться, что «боги» вернуться и привезут еще больше шоколада и огненной воды. В мире такие случаи называют - «каргокульт»

С «ваджрами» похожая история. Начитавшись рукописей и насмотревшись древних скульптур, индусы на полном серьезе пытались применять их как оружие в бою. Типа кастетов. Они даже некоторые свои кастеты называли vajra mushti. Но, скорее всего поняв, что ваджрой особого превосходства над противником не добьешься, они её модифицировали. Видимо так и появились «шестопёры»

Но шестопёр тоже не особо совершенен. Обычная железная булава намного эффективней. Поэтому шестопер вряд ли можно назвать оружием. Скорее, это символ оружия. Оружие со «смыслом». Например, модель ваджры это символ древнего оружия испускающего молнии. А шестопер – это жезл военноначальников.

Но эта древняя штучка должна работать не только как колокольчик для медитаций, и поэтому из неё сделали нож. А нож это нож. Им ведь можно не только убивать.

Кстати, это оригинал. В фильме «Тень» с Алек Болдуином можно увидеть летающую версию этого ножа.

Говоря простым языком, если что-то лает и кусает, как собака, и оно похоже на собаку - то это и есть собака. Но если это не лает, не кусает, а зовется собакой, то это модель собаки, чучело, или скульптура, но не собака.

Может ли быть модель собаки самой собакой? То есть будет ли выполнять она те же функции? Зачем нужна собака? Что бы охранять. А зачем создавали тех «литых богов», о которых совершенно ясно говорят Писания?

Где-то я читал, что сама форма всё таки имеет влияние на содержание. В статье писалось о «кардиоле», теле вращения, которая в 3-d форме имеет сечение «сердца». И типа жидкость, которую в неё налить, приобретает особые свойства. Кстати, то же самое касается и пирамид. Очень много можно найти информации о том, что если поставить что-то в центр пирамид, то происходит чудо. Один тип даже запатентовал способ вечного бритвенного лезвия, которое будучи помещенным в пирамидку не тупится. Не проверял, но то, что купола церквей похожи на кардиолу и сделаны по принципу ваджры-молнии - может убедиться каждый.

Или вот еще. Всем знакомая штука. Корона. Символ власти. Самое древнее изображение короны - шумерское.

Посмотрите внимательнее. Это та же «ваджра». Главное, неважно итальянская это корона, испанская, австрийская или еврейская «корона Торы», которая на последнем снимке. В основе - та же конструкция.

Он - Тот, Кто молнию показывает вам (Коран. 13:12)

Итак, что было в руках у богов?

У северных богов была своя «молния» очень оригинальной формы. «Молот Тора»

Выглядит он вот так:

На электрошокер смахивает.

Это древнейший символ Молнии и Небесного Огня. Он известен по всей северной европе. Это Громовое Оружие Бога. Молот.

У германского Донара-Тора молот назывался «Mjolnir». происхождение слова считается неизвестным. Этимологи выделяют исландское слово milva (сокрушать), литовское malti (молоть) и уэльское mellt (молния). Русское «молния» тоже упоминается, но основной не считается. Скорее всего потому, что Перуна (русский вариант бога громовержца) русские списали с литовского Перкунуса. Поэтому «Мьолнир» скорее всего происходит от литовского «малти», чем от «молния». Логично…

Тор - сын высшего бога Асов Одина. Хозяин Грозы и Молнии. Ему пдчиняются дождь и ветер. Его миссия - борьба с великанами Турсами. Великаны - это самая старая раса, которая происходит непосредственно от Хаоса. Великаны о противники богов и людей. И в этой войне молот Тора - Мьолнир - самое мощное и важное оружие.

Изготовил эту молнию некто Брокк из расы карликов, которых создавали когда-то из крови Имира. Брокк также соорудил и другие высокотехнологичные «инновации». Например, копьё Одина - Гунгнир или кольцо Драупнир.

В «технических характеристиках» этого устройства класса «Мьолнир» заложен возврат «молнии» назад, к владельцу. То есть типа бумеранга, бог бросал молнию в цель, а она достигала цели и возвращалась к владельцу. Если вспомнить, что молния начинает движение в виде ионизированных частиц «лидера» и возвращается искровым разрядом (источник), то ничего противоречащего физике в этой истории нет. Все нормально. Древние не фантазировали. Они 100% знали о свойствах молнии не понаслышке.

В мифах говорится, что когда в «Конце Времён» бог Тор умрет в битве со Змеем Мидгардом, радость злых сил будет продолжаться не вечно. Потерянный Молот найдут дети Тора. Это станет началом «Новых Времён» и боги Света снова будут править.
Внизу, на снимках, монеты разных стран средиземноморского региона. Датировка от 500 до 200 лет до н. э. На всех монетках хорошо видно молнию-ваджру. Таких монет очень и очень много. А значит, в древнем мире все прекрасно знали что это такое и понимали значение этого предмета.

Обратите внимание на «молнию» на последней монете. Ничего не напоминает? Это же «лилия» - геральдический символ власти европейских королей. При чем она везде.

Посмотрим на две из них:

На левом снимке «лилия» чуть древнее, чем на правом. Это похоже на лилию? Скорее всего это некое устройство. Мне, например, этот знак никогда не казался цветком. И не мне одному. Лилия настолько не похожа на лилию, что некоторые даже считали его особым масонским знаком, который правильнее рассматривать перевернув. И типа тогда мы увидим пчелу. Вильям Васильевич Похлёбкин писал, что лилии европейских дворов имеют восточное происхождение, «как постоянный, непременный элемент орнамента, часто воспроизводимый на дорогах тканях. Именно эти ткани, а затем и дорогая одежда, поступавшие через Византию с Востока в Европу, ознакомили уже в раннее средневековье европейских феодалов, основных потребителей роскошных тканей, с лилией».

Правое изображение - стилизованное. С 1179 года при Людовике его включили в герб французских королей и эта версия лилии стала главной гербовой эмблемой французской монархии. Официальное название этой лилии на французском гербе Бурбонов… fleur de lis.

Ну и какой же орнамент был на тканях, которые завозили в Европу? А вот, примерно такой:

Самым распространенным средневековым орнаментом восточных тканей была «ваджра», которую европейцы по ошибке принимали за лилию. То есть, европейцы забыли про свою «молнию» и приняли символом власти восточную ваджру. Более того, они посчитали оружие богов цветком лилии. Но правду ли говорят историки, что европейцы ошиблись. С чего бы это Людовику, который лично водил войска в крестовый поход и совсем не отличался сентиментальностью, рисовать на своем щите цветочки?

Цитата: В рамках буддизма со словом «ваджра» начали ассоциироваться, с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой - само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также сострадание и искусные средства. Праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик. Соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как «Алмазная Колесница». (club.kailash.ru/buddhism/)

Что бы нам не втирали, исходное значение слова ваджра - оружие. Почему некоторые постоянно заводят тему не туда, не совсем понятно.

Короны существовали параллельно. Вот эти, например, имеют шумерское происхождение. Евреи взяли этот вид корон у шумер, а христиане переняли у евреев. Это естественно.

Но у варваров были другие короны. Вот такие:

Посмотрите внимательнее. Если «императорские» короны точь в точь напоминают ваджру, то «королевские» очень похожи на молот Тора. Сами сравните.

Камбоджа

Иногда, для достижения определенных целей создается очень интересное оружие, о котором мы сегодня и поговорим.

Хопеш


Часто это оружие называют серповидным мечом , но древнеегипетский хопеш был гибридом меча и топора. Первое упоминание о нём появляется в Новом Царстве , последнее - примерно около 1300 г. до н. э. Раньше египетские династии использовали булаву и это считалось главным оружием, но хопеш доказал свою эффективность на поле боя и вскоре он стал неким символом Египта. Хопеш , обычно изготавливали из бронзы и этот меч был довольно тяжелым. Как полагают, хопеш был египетским вариантом военного топора. Лезвие было кривым, как серп, и лишь внешний край был заострен. Но его также можно сравнить с современным тесаком. Внутренняя часть позволяла заманить руку в ловушку или лишить противника его щита.

Шотел


В отличие от хопеш , шотел был самым настоящим серповидным мечом , который использовали в древней Эфиопии . Благодаря своей форме было трудно парировать шотел другим мечом или щитом, так как шотел изгибался вокруг него. Несмотря на это, многие считают, что данный вид оружия бесполезен. Рукоятка была маленькой, а большое лезвие в форме косы, делало оружие громоздким, и мешало держать его и управляться в бою. Из-за формы ножен, вытаскивать из них лезвие было неудобно. Многие говорят о непрактичности шотела как боевого оружия , и ведь сами эфиопы считали, что это нечто иное, как декоративное оружие . Они также считали, что шотел привлекал внимания дам.

Какутэ


Какутэ - холодное оружие , которое использовали в древней Японии . Существует так-же подобное оружие «шобо» сделанное из дерева, но, какутэ как правило, делали из металла и на одном кольце был один или же несколько шипов. Тот, кто владел этим оружием, носили либо одно или два кольца: один на среднем пальце, а другое кольцо на указательном. Обычно они надевались на внутреннюю или наружную сторону ладони таким оружием старались бить по артериям, по шее, что позволяло ошеломить противника и нанести ему тяжелые увечья. Этим оружием пользовались ниндзя . Оно было распространено среди женщин-убийц, которых называли «Куноити» . На кончиках шипов наносили яд, что позволяло владельцу легко расправиться с противником. Для женщин-ниндзя, какутэ оказалось одним из смертельных и самых эффективных видов оружия.

Содэгарами

Содэргами , что переводится как «запутанный рукав» , был оружием японской полиции эпохи Эдо. Часто используемый офицерами, содэгарами был, по сути своей, зубчатым багром , который они втыкали в кимоно противника. Быстрый поворот запутывал ткань и позволял офицеру схватить преступника, не нанося ему большого количества ран. Часто один офицер нападал спереди, а другой сзади, пытаясь уложить преступника на землю. Два содэгарами воткнутые в кимоно не оставляли шансов убежать. Это был важный инструмент при аресте самурая , который согласно закону мог быть убит только другим самураем. Как только самурай доставал свою катану, офицер нападал на него с содэгарами . Именно с помощью этого оружия офицер мог схватить самурая и избежать ненужного кровопролития.

Цвайхандер

Возможно, самый большой меч в истории, цвайхендер был прославлен швейцарскими и немецкими пехотинцами. Цвайхендер, двуручный меч, длиной 178 сантиметров и весом около 1.4-6.4 килограммов, хотя, хотелось бы отметить, что более тяжёлые варианты обычно использовались только для церемоний. Прежде всего используемый против пик и алебард, он также имел неострую часть лезвия, «рикассо» , чуть выше основания. За «рикассо» можно было держать меч в ближнем бою. Солдаты, которые использовали эти огромные мечи , получали двойную плату. Правительства освобождали этих от уплаты налогов т.к. их авторитет был непоколебимым. Однако, несмотря на свою популярность, цвайхендер в конечном счёте уступил более лёгкой пике и стал главным образом церемониальным оружием .

Халадие

Много интересного оружия дошло до нас из древней Индии , но среди всех орудий, халадие самое опасное. Халадие - оружие древнего сословия Раджпутов . Раджпут посвящал свою жизнь борьбе и чести и использовал халадие , чтобы уничтожать сразу нескольких врагов. Халадие это два обоюдоострых лезвия, присоединенные к двум противоположным сторонам рукояти. Это колющее оружие , хотя изогнутый клинок мог как сразить противника, так и парировать удар. Некоторые виды халадие были сделаны из металла и походили на кастеты, которые охватывали одну сторону ручки. Армии древних индийских воинов вооруженные халадие, а также знаменитым обоюдоострым ятаганом кханде были весьма опасными противниками.

Маду

Факирам , древним мусульманским и индуистским отшельникам и нищим, не разрешали носить оружие, поэтому они вынуждены были импровизировать, чтобы защитить себя. Они создали маду , который официально не считали оружием. Первоначально он был сделан из двух рожков индийской антилопы , связанных перпендикулярно перекладиной. «Рога факира» были превосходны для использования в поножовщине, хотя факиры полагали, что маду был предназначен прежде всего для . Как не удивительно, даже сегодня можно найти школу воинов сражающихся маду . Maan kombu — часть более крупного искусства silambam . Мaan kombu («рога оленя» ) называли в честь материала, из которого сделано оружие, поскольку факиры в конечном счёте начали использовать другие виды рогов. Эта форма боевого искусства потихоньку умирает, поскольку действующие законы запрещают использование рогов оленя или антилопы . Существует несколько изменённых видов этого оружия, в их число входит маду из металла с добавлением небольших защитных щитов .

Атлатль


Оружие стрелков Каменного века, атлатль был предшественником лука и стрел. В то время как копьё можно было бросить с ограниченной скоростью и на небольшое расстояние, атлатль мог выпустить стрелу со скоростью до 160 километров в час. Это было обманчиво простое оружие , простая палка с выпуклостью или меткой на одном конце, где можно было установить стрелу. Несмотря на свою простоту, атлатль был столь эффективным, что вполне мог поспособствовать исчезновению мамонтов, на которых с его помощью охотились. Скорость оружия достигалась благодаря его гибкости. И атлатль , и стрела были сделаны из гибкой древесины . Археологические доказательства говорят нам, что использование атлатля было широко распространено: оружие находили во всех населённых континентах, кроме Африки. Хотя он был в конечном счёте заменён более лёгкими в использовании луком и стрелами, атлатль выдержал испытание временем и использовался ацтеками ещё в 1500-е.

Огненное копье

Появившееся в древнем Китае , огненное копьё было древним прототипом современных винтовок и автоматов. Самая ранняя форма представляла из себя простую бамбуковую трубку , заполненную песком, которая была привязана к копью.

Такое оружие могло ослепить врага и дать нападающему преимущество в близком бою. Поскольку технология развивалась, огненные копья начали содержать стрелы с ядом и шрапнель. Но для таких крупных снарядов требовались более крепкие воины, и огненные копья начали делать из прочного дерева и затем из металла. Летописцы также описывают оружие под названием «труба огня» , которое использовали в качестве примитивного огнемёта. Дальнейшее развитие привело к появлению ядовитых химикатов, которые смешивали со взрывчатыми веществом , оставляя на жертве заражённые ожоги. Также постоянно велась работа над временем «работы» оружия. Китайские оружейники стремились уменьшить количество взрывов и больше непрекращающегося потока пламени, оружие со временем достигло небывалого прогресса, оно изрыгало «ядовитый огонь» в течение приблизительно пяти минут на расстояние до четырех метров.

Уруми

Уруми — гибкие кнуты-мечи . Само лезвие сделано из чрезвычайно гибкого металла, который можно обернуть вокруг талии как пояс в перерывах между использованиями. Длина лезвий была разной, но что точно можно сказать, уруми мог достигать 3-5 метров в длину. Уруми хлестали по кругу, создавая защитную зону, в которую противнику было трудно проникнуть. С лезвиями, наточенными с двух сторон, они были чрезвычайно опасны даже для владельца и требовали нескольких лет обучения. Даже такие простые вещи как остановка оружия и изменение направления считали специальными навыками. Из-за уникального стиля борьбы уруми невозможно было использовать в массовых сражениях, они лучше подходили для боя один на один или убийства. Всё же, несмотря на сложности в обращении с ними, они были неукротимой силой. Сопротивление оказывалось почти бесполезным, потому что даже при попытке остановить его щитом, уруми просто изгибался вокруг него, чтобы нанести удар.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: