Сижу за решеткой в темнице анализ. Анализ стихотворения А.С

Новый 1822 год Пушкин встречает в Кишиневе. Это был уже третий год южной ссылки поэта. Приехав в Кишинёв из живописного Крыма, он попадает в унылую бессарабскую степь, выжженную солнцем. Местное общество, состоявшее, в основном, из офицеров расквартированных поблизости частей, было для поэта закрыто. Это были люди старше и опытнее его, они прошли Отечественную войну, и, естественно, принимать в свой круг «светского» человека из столицы, тем более, высланного, особо не стремились. Отсутствие друзей, монотонная однообразная работа и скучная провинциальная жизнь – всё это ему придётся терпеть почти три года. Пушкин чувствовал себя здесь, словно в заточении. Однажды, случившись с оказией в кишиневском остроге, он увидел двух орлов, которые находились в нём и были прикованы за лапы. Под впечатлением увиденной картины и личных переживаний от кишиневской ссылки поэт и написал свою песнь свободы — стихотворение «Узник».

Жанр стихотворения – лирический романтизм, свойственный юному Пушкину. Его характерной особенностью является то, что внутренний мир героя раскрывается даже в таком небольшом произведении полностью. Стихотворение написано амфибрахием, одним из редких размеров, используемых поэтом, рифма стиха – парная, с ударением на последнем слоге.

Главные герои стихотворения – узник и орёл. Автор несколько раз выделяет их общие стремления: узник считает орла своим товарищем и считает, что у них единая цель – вырваться на свободу. Основная идея стихотворения «Узник» — это мечты о свободе. Каждая строка так или иначе говорит о ней, но нигде само слово «свобода» не упоминается. Всё стихотворение построено на антитезисах. Пассивному «сижу за решеткой» предлагается великолепная альтернатива: «давай улетим!» Глухой камере, «темнице сырой» противопоставляются горы, тучи и море. Двум узникам, герою и орлу, в начале стихотворения – два свободных друга: орёл и ветер в конце.

Произведение говорит о том, что существующий порядок вещей неестественный, он нуждается в срочной замене. Красочные эпитеты, ещё больше показывают насколько плохо несвободное настоящее и прекрасно вольное будущее. Уже одно «в темнице сырой» рисует в воображении унылый и мрачный образ затхлого каземата, который хочется покинуть как можно скорее. А неестественность «вскормлённый в неволе орёл молодой» вообще абсурдна – орёл это символ свободы, он не должен жить в оковах.

Стихотворение заканчивается отчаянным призывом вырваться на волю. Это основная мысль произведения. Можно размышлять о воле сколько угодно, грезить ею, но главное – это идти к ней. Повторение «пора, брат, пора!» в третьем четверостишии как бы усиливает этот призыв. Анализ стихотворения «Узник» приоткрывает нам внутренний мир Пушкина и людей, близких ему по духу. Поэт заставляет нас осмыслить, что свобода – это бесценный дар; что жить и действовать по своей воле – прекрасно!

Стихотворение Пушкина «Узник» при самостоятельном чтении не вызывает активного отклика и живого интереса: современным детям практически незнакомы чувство несвободы и горячее стремление к вольности и независимости. Поэтому необходимо подготовится к восприятию произведения, познакомится с эпохой и фактами биографии Пушкина, которые приблизят поэта к нам, помогут понять его настроения, сделать стихотворение волнующим и близким.

Жить Александру Сергеевичу пришлось в непростое время, сложное и прекрасное одновременно. Это была эпоха позорного крепостного права и величайшей славы русского духа и русского оружия: ведь только Россия смогла остановить победное шествие Наполеона по Европе и одержать победу над непобедимым прежде полководцем. Пушкин был мальчиком — лицеистом, когда полки русской армии суровым маршем через Царское Село шли к местам сражений. И эта картина навсегда врезалась в память будущему поэту.

Позднее здесь же, в Царском Селе, юный Пушкин познакомился и подружился со многими офицерами, принесшими из военных походов дух вольности и свободолюбия. Дух вольности царствовал и в самом Лицее, где прежде всего ценились товарищество, честь, чувство собственного достоинства, уважение к человеческой личности.

Из Лицея Пушкин вынес дух вольности, непримиримости к любому притеснению, кипучую энергию и желание послужить добру и свободе. В его стихах звучали идеи свободы, призыв к борьбе за неё, обличение тех, кто подавлял стремление к ней. За эти идеи и настроения вскоре и поплатился молодой поэт: он был сослан на юг России.

Когда Пушкин жил в Кишинёве, он был под присмотром. Окна нижнего этажа дома, где жил поэт, закрывались чугунными решётками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орёл. Комната казалась поэту тюрьмой. Бывал он и в настоящей тюрьме, или остроге, как её тогда называли, беседовал с арестантами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Во дворе острога тоже жили пленные орлы. Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».

Главные герои стихотворения — узник и орёл. Определение «узник» относится К обоим: один сидит «за решёткой в темнице сырой», другой — «под окном» — там, где не может находиться вольная птица — орёл. Потому и называет его узник своим «грустным товарищем». Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» — клюёт и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином — следовательно, не имеет для него никакой ценности и привлекательности. А что ещё роднит этих героев? Узник, как и молодой орёл, полон сил и чувствует сходство своей судьбы с судьбой пленной птицы. Орёл и узник будто «братаются»: узник называет орла своим товарищем, а в мысленном обращении орла к человеку звучит тёплое слово «брат». Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие: «Как будто со мною задумал одно», «Мы вольные птицы … » Отчего у нас возникает ощущение несправедливости? Орёл — могучая вольная птица — в неволе, он лишён небесного простора и возможности свободного полёта. Молодой герой заперт в темнице. Его мощь, силы и энергия не могут проявиться и истощаются в бездействии и заточении. Темница душная, сырая, тёмная, а за её пределами свет, воля, ветер, морские просторы, горные вершины.

При прочтении стихотворения какая картина рисуется вашему воображению? Видятся безбрежная синь моря, его лазурные воды, пронизанные золотыми лучами солнца; лёгкий ветер волнует их. За прибрежными скалами, согретыми солнечным светом, открываются далёкие горные вершины, покрытые сверкающим снегом. Над морем парят крикливые чайки, а со скалы гордо наблюдает за ними царственный орёл. Он опустился на камень только на минуту, чтобы через мгновение снова взмыть в поднебесье, стремительной тенью пронестись над морем и умчаться к снежным пикам на горизонте …

Стихотворение «Узник» пользовалось большой популярностью и не случайно стало народной песней. Этого удостаивается далеко не каждое лирическое произведение. Как вы думаете, почему это произошло? Созданное в эпоху крепостной неволи, оно оказалось созвучным настроениям народа, лишённого свободы. Мечта об освобождении жила в сердце каждого крестьянина. И не только. Ведь порой и дворяне вынуждены были жить с оглядкой, скрывая чувства и мысли, особенно если их взгляды не совпадали с государственными.

«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит - в феврале 1837 г.). А. П. Шан-Гирей вспоминает: "Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, матерь божия, ныне с молитвою», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед», и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу», прибавив к ней последнюю строфу: «Но окно тюрьмы высоко». («Записки Е. А. Сушковой», «Academia», Л., 1928, стр. 380.)

На самом деле отношение между «Желанием» («Отворите мне темницу», 1832 г.) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк Лермонтов от своего старого стихотворения почти ничего не оставил. В «Желании» тюремная тема взята очень обще и условно-символически; «Узник» несравненно конкретнее: условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией.

Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см. перевод Козлова - «Молодая узница»), и «Шильонский узник». Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Конкретно-автобиографический характер эта тема приобретает у Полежаева («Арестант», «Осужденный», «Цепи» - см. в книге Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов», Л., 1924, стр. 55-57, где приведен сравнительный материал).

Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя - «узника» или «пленника» - в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную.

«Узник», как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине», 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня», строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями»). Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом») неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г., - «Письма», т. II, стр. 70; ср. аналогичный отзыв в его рецензии на «Одесский альманах», - «Отеч. записки», 1840, № 2).

В анализируемом стихотворении «Узник» (Пушкин) лирический герой отождествляет мир с темницей, сравнивая свою жизнь с пребыванием птицы в клетке. Его двойником становится «орел молодой». Обладая качествами необыкновенной личности, он в то же время похож на реальную птицу: машет крылом, клюет «кровавую пищу», кричит, стремясь вырваться и улететь ввысь. Орел — аллегория свободолюбивой личности, он «грустный товарищ» узника, и его намерения понятны человеку, вглядывающемуся в мир за тюремным окном.

Параллель с птицей выдвигает на первый план в образе лирического героя сознание того, что исполнение его мечты об абсолютной, неограниченной свободе невозможно. Но неосуществимость идеала не заставляет отказаться от него. Несмотря на то что полет для пойманного орла немыслим, он грезит о нем, и если бы ему было дано «вымолвить» свое желание, то оно совпало бы с заветной думой лирического героя:

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Призыв улететь от мира темниц и грусти выражает одновременно бунтарство и безнадежность. В царство свободы уносит только воображение, одиночество непреодолимо: «грустный товарищ» «как будто» становится единомышленником, только «хочет» поддержать узника, называя обоих «вольными птицами». Важно не найти в действительности способ вырваться из мира-тюрьмы, а засвидетельствовать, что душа человека стремится к свободе, не может смириться с неволей. Романтическое преувеличение способствует выделению этого переживания в духовной жизни. Свобода воспринимается как центр внутреннего мира, благодаря чему в этом понятии просвечивают разные краски. В нем можно увидеть следы просветительских представлений о том, что воля — это «дар небес» (образ из оды А.Н. Радищева «Вольность»). Образ «темницы» имеет социально-политический смысл, понятный, если вспомнить протест против гнета тиранов, слышный в ранних стихотворениях Пушкина. У желания вырваться на волю — автобиографическая основа. Наконец, лирический герой стихотворения Пушкина «Узник», анализ которого нас интересует, стремится и к философскому осмыслению тяги к свободе как стремления, свойственного всему живому. Многозначность понятия свидетельствует о широте взгляда, что позволяет преодолеть романтическую одноплановость.

Пафос стихотворения о безысходном затворничестве оказывается оптимистическим, так как в романтическом конфликте внешнего и внутреннего побеждает духовная сила. Благодаря ей можно почувствовать свое единство со всем живым, услышать «зов» орла, а кроме того, сотворить новую реальность, создав образ прекрасного мира, где «белеет гора», синеет море, взгляд проникает за тучи, человек становится «вольной птицей», парящей над землей вместе с ветром. Края, куда стремится лирический герой, охарактеризованы как антитеза «темнице». Вырваться из нее в реальности невозможно, настоящее — это решетка, неволя, грусть, но в стихотворении совершается романтическая попытка реализации метафоры «улететь мечтой», и будущее, куда «пора» лететь, кажется близким и достижимым. На содержательном уровне преодолеть противоречие нельзя, для доказательства избраны интонационные и фонические художественные средства.

Стихотворение Пушкина «Узник» состоит из трех четверостиший четырехстопного амфибрахия с мужскими рифмами. Третья строфа резко отличается от предыдущих по тону и темпу речи. Высказывание начинается с последней строчки второго четверостишия, и в нем три восклицательных знака, передающих побудительную интонацию.

Повествовательность первых семи строчек сменяется зовом, криком («Зовет меня взглядом и криком своим...»). Анафора (повторение звуков или слов в начале стихотворных строк) привлекает внимание к указательному местоимению «туда». Три последние строки, подобно волнам (впечатление четырех ударов волн достигается благодаря четырехстопному трехсложному метру) выплескивают ключевое слово, открывающее тайну, куда надо стремиться. В показе трагического столкновения с внешним миром возвышается «я» — жаждущая абсолютной свободы личность:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..

В последней строфе слышны несвойственные началу стихотворения ассонансы. В рифмах первых шести строк (три параллельные рифмы) использован звук «о», напоминающий о смысле слова «решетка, неволя». Да и среди рифмующихся слов (сырой, молодой, крылом, окном, окно, одно) нет тех, которые указали бы на возможность выхода, даже крыло не знак полета, а деталь облика, бесполезная для узника. В последних четырех строчках в конце оказываются слова с гласным «а» (пора, гора, края, я). Между частями стихотворения две строчки с рифмой на «и» (своим, улетим), позволяющей акцентировать суть намерения лирического героя. Стать вольным он способен, только улетев от земли. Ассонанс на «и» подтверждает сходство личностных устремлений («я») с логикой устройства мира («гора», «края»). Проявив волю к освобождению, человек сольется со всей вселенной, сохранив неповторимую индивидуальность «я».

Насколько богаче станет его жизнь, передают цветовые характеристики. Темные, кровавые краски останутся в прошлом, на воле он почувствует, что мир многолик (в нем «белеет гора», «синеют морские края», над ними лежит тень тучи) и прекрасен. Доминанта в нем — это свет, озаряющий воображаемый пейзаж, который виден сквозь тучу, позволяющий распознать цвета и проявить личностный выбор. Настроение финала становится антитезой грусти и неподвижности: в мечтах люди летают, гуляют, восторженно кричат, видят мир с высоты птичьего полета. Ощущения вырвавшихся на волю передаются в стихотворении с той же долей конкретности, как в начале чувства заключенных, несмотря на то, что узником называет себя сам лирический герой («Сижу за решеткой в темнице...»), а картина освобождения появляется как его догадка (о нем «вымолвить хочет» орел). Художественные особенности стихотворения «Узник» (Пушкин), анализ которого мы провели, позволяют найти новые доказательства мысли о свободе как естественном праве человека. Лирическое излияние подтверждает ее не как иллюстрация, а подобно эмоционально убедительному примеру из жизни. Обращение лирического героя Пушкина к правоте бытия в поисках ответа на сложнейшие философские и моральные вопросы — отличительный признак его мироощущения. Приятие жизни во всех ее проявлениях, сопряженное с раздумьями о их смысле и причинах, обусловило неповторимое своеобразие центрального образа лирики поэта, которое можно распознать и в ранних произведениях, посвященных выражению вольнолюбия и бунтарства.


Из названия видно, что во время написания произведения он находился в заточении. Это было в 1822 году во время Кишиневской ссылки. Именно там формировались взгляды поэта. Он знакомился с будущими декабристами, не раз ввязывался в дуэли и частенько был под домашним арестом.

Там всего двенадцать строк. Размер – амфибрахий. Все рифмы парные.

Сюжет делится на три логические части: грусть во время заточения, надежда на будущее и счастливое освобождение. Особое внимание привлекает контраст между заточением и свободой. Если в начале мы видим тюремную камеру с небольшим окном, то в конце перед лирическим героем открывается весь мир.

Динамику стиха Узник обеспечивают глаголы. Их особенно много во второй переходной части. Именно там все сосредоточено вокруг силы воли. Еще далеко до свободы, но главный герой уже верит в нее, он жаждет ее.

Кроме узника вторым героем выступает орел. Это товарищ узника, с которым у них общее видение.

Они оба хотят быть свободными. Символизм подчеркивает решительность. Символами свободы считаются море, ветер, орел, горы. Тюрьма в этом произведении не является чем-то вечным. Это просто один из жизненных этапов.

Художественные средства здесь занимают малую часть, но они очень сильные. Например, эпитет «сырая темница» сразу сгущает краски.

Обновлено: 2017-07-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: