Роль стереотипов в общении презентация. Презентация на тему "Гендерные стереотипы."

Халикова Диана

Жизнь является самой дорогой ценностью, которой обладает человек. Основными причинами, по которым вовремя не оказывается первая доврачебная помощь пострадавшим, это безразличие и безграмотность очевидцев, связанная с использованием стереотипов.

Цель исследования:

Выявление существующих отрицательных стереотипов при оказании первой доврачебной помощи в современном обществе;

Получение сведений о степени информированности участников социологического опроса о правилах оказания первой доврачебной помощи.

Гипотеза:

стереотипы некорректного оказания первой доврачебной помощи это зло. Если их развеять, то пострадавших в нестандартных и чрезвычайных ситуациях будет меньше.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стереотипы – опасно для жизни. Автор: Халикова Диана Сергеевна, 7 класс, МБОУ «СОШ № 10» Руководитель: Метелина Елена Александровна, учитель ОБЖ, МБОУ «СОШ № 10» XIV городская научно – практическая конференция обучающихся « Знание – нравственная сила, Юниор! » г. Зима, 2017 г.

Актуальность Жизнь является самой дорогой ценностью, которой обладает человек. Основными причинами, по которым вовремя не оказывается первая доврачебная помощь пострадавшим, это безразличие и безграмотность очевидцев, связанная с использованием стереотипов.

Цель исследования: выявление существующих отрицательных стереотипов при оказании первой доврачебной помощи в современном обществе; получение сведений о степени информированности участников социологического опроса о правилах оказания первой доврачебной помощи. Гипотеза: стереотипы некорректного оказания первой доврачебной помощи это зло. Если их развеять, то пострадавших в нестандартных и чрезвычайных ситуациях будет меньше.

Слово «стереотип» придумал в 1920-х годах американский журналист Уолтер Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций.

C тереотипы при оказании первой помощи Знобит – согреем. Ожог смажем маслом. Утопающий всегда зовёт на помощь. Пострадавшего в ДТП человека нужно вытащить из машины любой ценой. От симптомов переохлаждения можно избавиться, растерев повреждённые участки кожи. Раствор марганцовки поможет очистить желудок. Постучим – похлопаем.

Результаты анкетирования 98% опрашиваемых людей совершили ошибки в ответах.

Нужно ли согревать человека, если у него высокая температура и его знобит?

Нужно ли смазывать ожог растительным маслом?

Зовёт ли на помощь утопающий?

Нужно ли при ДТП доставать пострадавшего из автомобиля?

В случае обморожения носа, нужно ли его растирать?

Можно ли пить раствор марганцовки для очищения желудка?

В случае, если человек подавился, необходимо ли постучать по спине?

в ходе социологического опроса было выяснено, что большинство респондентов склонны к оказанию первой доврачебной помощи по стереотипам; среди опрошенных есть те, кто не станет оказывать первую помощь опираясь на стереотипы, а это значит, что возможно первая помощь пострадавшим в нестандартных ситуациях будет оказана другим способом, который безопасен для жизни и здоровья человека; респондентов, которые не знают, как оказывать первую доврачебную помощь необходимо ознакомить с памяткой по оказанию такой помощи пострадавшим в различных ситуациях. Выводы

Выводы Результаты опроса показали, что испытуемые, которые участвовали в анкетировании, плохо информированы в вопросах оказания первой доврачебной помощи. Так же мы убедились в том, что стереотипы, которые были нами, изучены - это зло. Так же, как от любого зла, от них необходимо избавляться Следовательно, если развеять стереотипы некорректного оказания первой доврачебной помощи, то пострадавших в нестандартных и чрезвычайных ситуациях будет меньше. Гипотеза моей работы подтвердилась.

Практическая направленность работы Материалы работы можно использовать на уроках ОБЖ и при отработке практических навыков оказания первой доврачебной помощи, на внеклассных мероприятиях. Работа над исследованием расширила мой кругозор, совершенствовала навыки работы с информацией, в том числе электронной.


2 Определение Термин «стереотип» был введен У. Липманном в 1922 году (книга «Общественное мнение») Стереотип (в широком смысле) – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.


3 аутостереотипы (1) аутостереотипы (о членах своей группы) – Русские считают себя добрыми, терпеливыми, гостеприимными, ленивыми, дружелюбными, открытыми и т.д. Какие существуют стереотипы? гетеростереотипы (2) гетеростереотипы (о членах чужой группы) – Русские считают немцев аккуратными, пунктуальными, педантичными, трудолюбивыми, экономными и т.д.


4 Свойства стереотипов Сложность / упрощенность – Размер группы – Размер группы (стереотипы по отношению к членам больших групп более сложные); – Количество информации – Количество информации (чем меньше информации, тем проще стереотипы); – Подобие своей и чужой группы – Подобие своей и чужой группы (чем более похожи группы, тем проще стереотипы).


5 Свойства стереотипов Валентность Валентность – эмоционально- оценочная нагруженность стереотипов Согласованность – Согласованность – высокая степень единства представлений среди стереотипизированной группы Устойчивость / ригидность Устойчивость / ригидность – изменение стереотипов возможно только при изменении групповых отношений


Являются ли стереотипы «истинными»? 6 1.Несоответствие стереотипов реальности (У. Липпман) / Доказательство (в состав каждой социальной группы входят настолько разные люди, что описать их одной характеристикой просто невозможно); 2. Соответствие стереотипов реальности / гипотеза «зерна истинности» (в каждом стереотипе присутствует информация, которая соответствует реальности).


7 Упрощение реальности / Экономия когнитивных ресурсов Упрощение реальности / Экономия когнитивных ресурсов (стереотипы позволяют упрощать процесс восприятия) Эмоциональное выражение Эмоциональное выражение (стереотипы позволяют продемонстрировать эмоциональное отношение к социальным группам) Определение отношений между группами Определение отношений между группами (демонстрация носителем стереотипов принадлежности к определенной социальной группе / определение границ между группами) Функции стереотипов


Актуальность исследования: Стереотипные представления о других народах и культурах готовят людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют её воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. При подготовке к межкультурному общению необходимо изучать культуру другого народа, чтобы использовать стереотипы в случае необходимости и уметь отказываться от них при их несоответствии реальной действительности. Объект исследования: процесс межкультурного общения в рамках Байкальской международной школы (БМШ), п.Танхой, 2012 Предмет исследования: этнокультурные авто- и гетеростереотипы россиян и немцев – участников БМШ.


Задачи исследования: изучить понятие «стереотип», причины и механизм появления стереотипов, формы, виды и функции стереотипов; -исследовать и проанализировать этнокультурные авто- и гетеростереотипы российских и немецких участников БМШ. Методы исследования: ассоциативный опрос участников IV Байкальской международной школы (п. Танхой, 2012): Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите «Россия», «россияне» («русские») / «Германия» («немцы»)? Контент-анализ полученных результатов обучения


Стереотипы, причины возникновения Что такое стереотипы? «Картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценностные позиции и права» [Прохоров 2006: 68] Представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа [Садохин 2011: 257]. Откуда берутся стереотипы? усваиваются в процессе социализации («с молоком матери»); формируются в процессе общения с людьми (родители, сверстники, учителя и др.) возникают через личные контакты; формируются под влиянием СМИ.


Для чего служат стереотипы в процессе МКК? функция передачи относительно достоверной информации: с первых контактов начинается классификация новой информации и формируется модель иной культуры. Мы наблюдаем, упрощаем, обобщаем, выделяем характерное для данной культуры. ориентирующая функция: с помощью стереотипизации создается упрощенная матрица окружающего мира, т.е. социальное окружение распределяется на обозримые и относительно понятные группы. функция влияния на создание реальности: стереотипы помогают четко разграничить свою и иную этнические группы, защитить традиции, ценности и др. своей группы.




Результаты исследования авто- и гетеростереотипов русских и немцев Количественный и качественный (возраст, половая принадлежность) состав респондентов ЖМ 12 – – – – – – … Всего (чел.) Всего (ответ. Русские Немцы






Особенности автостереотипов русских: Автостереотипы группы «национальный характер» включают положительные и отрицательные ассоциации!!!): Великодушные, щедрые, гостеприимные, открытые, приветливые, общительные, улыбчивые, эмоциональные, впечатлительные, активные, сильные, коллективисты, шумные, гордые, душевные, все поют, любят выпить, неприветливые, неулыбчивые, ленивые, скандальные, грубые, нетерпеливые, агрессивные «патриотизм» = особая группа автостереотипов Родина, держава, богатая история, гордость за Родину, могущество, величие, вера, душа, единая и независимая, славяне, любимый край, менталитет, русская речь (язык), мать, дом, семья, родители, Я, судьба, детство, жизнь, красота, любовь


Что ассоциируется у немцев с Россией (отличия)? «География»: сырье, газ (+ ГАЗПРОМ); маленькие дома/квартиры, маленькие деревни; медведи; ТРАНССИБ «История и государство»: плохая политика, диктатура, коммунизм, много очень богатых людей, много очень бедных людей, война, Чингис Хан, рубль «Национальный характер»: Гибкие Гибкие, (изобретательные, креативные), спонтанные, религиозные, грустные, унылые, невзыскательные (непритязательные) «Реалии российской культуры»: Хаотичное дорожное движение, прическа с челкой (Pony-Frisur), золотые зубы, узкие глаза, школьная форма, дешево






Особенности автостереотипов немцев «немецкая кухня»: белые колбаски (сосиски), мармелад Haribo, квашеная капуста, дёнер (= шаурма) «высокоразвитая страна»: устойчивое развитие, hi-tech, урегулированное дорожное движение «Культурные феномены»: дирндль (женск. нац. костюм), кожаные штаны, «садовые гномики»




Что ассоциируется у россиян с Германией? Немецкая кухня: пиво (Октоберфест); вино («Молоко мадонны»), кофе, булочки, шнапс, глинтвейн Высокоразвитая страна: Немецкое качество, химическая промышленность, медицина, машиностроение («Mercedes», BMB, Opel, Siemens) Национальный характер немцев (ПРЕОБЛАДАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА!) корректные, с любовью относятся к окружающей среде, толерантные, доброжелательные, вежливые (= хорошие манеры), благородные, интересный, хорошо поют, хороший народ, эмоциональные, скромные, порядочные, замкнутые, холодные, безразличные.




Выводы Опрошено 104 российских и 23 немецких участника (778 и 157 ответов). Выявлены и сгруппированы по тематическому признаку авто- и гетеростереотипы. В российском и немецком сознании доминируют авто- и гетеростереотипы объединенные по темам: География, Национальная кухня, Национальный характер, Реалии культурной жизни, История и государство, Литература, искусство и музыка, Спорт и … (86,6%). Данные показатели обусловлены наличием жизненного, в т.ч. учебного опыта респондентов, а также наложением информационных полей благодаря СМИ, в т.ч. Интернет.


Выводы Дифференцирующими для рос. сознания явл. ассоциации, объединенные в группу «Патриотизм», что обусловлено особенностями российской системы воспитания. Возникновение стереотипов группы «Общение в рамках БМШ» (14,3%) обусловлено эмоциями от контактов с немецкими школьниками. Частичный контент-анализ ассоциативных групп позволил выявить различия, обусловленные знанием своей и незнанием иной культуры, особенностями своей и чужой культурной картины мира и непродолжительными контактами с представителями иной культуры. Перспективы исследования: анализ полученных данных по критериям «пол», «возраст», «знание иностранных языков», «опыт общения с представителями иной культуры». В порядке рекомендации организаторам школы предлагается продолжить работу в рамках расширенного межкультурного тренинга.

Cлайд 1

Cлайд 2

Origin The term “stereotype” was taken from the Greek words στερεός (stereos), "firm, solid" and τύπος (typos), "impression ", thus "solid impression". The term comes from the printing trade and was first adopted in 1798 by Firmin Didot to describe a printing plate that duplicated any typography. The duplicate printing plate, or the stereotype, is used for printing instead of the original.

Cлайд 3

The term “stereotype” was taken from the Greek words στερεός (stereos), "firm, solid" and τύπος (typos), "impression ", thus "solid impression". Outside of printing, the first mention of "stereotype" was in 1850, as a noun that meant "image perpetuated without change." However, it was not until 1922. The "stereotype" was first used in the modern psychological sense by American journalist Walter Lippmann in his work ”Public Opinion”. In social psychology, a stereotype is a thought that can be adopted about specific types of persons or certain ways of doing things. These thoughts or beliefs may or may not accurately reflect reality. Origin

Cлайд 4

Age stereotypes In some cultures age is a virtue, while in others it may seem to be a curse. We all find that as we get older, certain things are expected of us. Many older people feel themselves discriminated against in areas such as work, housing and sports. With the average age of populations around the world increasing and health care improving, many countries are finding that the expectations and laws regarding age need to be reconsidered.

Cлайд 5

Ethnic stereotypes An ethnic stereotype is a system of beliefs about typical characteristics of members of a given ethnic group or nationality, their status, society and cultural norms. National stereotypes may be either about their own nationality or about others. Stereotypes about their own nation may aid in maintaining the national identity. Various anti-national phobias and prejudices operate with ethnic stereotypes.

Cлайд 6

Gender stereotypes The age-old battle of the sexes is a major subject under diversity. Equality between the sexes is still relatively new concept in some societies (women did not have the right to vote in the United States until 1920). Stereotyping is a form of prejudice and many people stereotype what is expected of a woman and what is expected of a man.

Cлайд 7

In many countries around the world the dominant culture sets the standards and norms for day-to-day living. People who are not part the dominant culture find themselves stereotyped and victims of prejudice when it comes to jobs, educational opportunities, housing, and so forth.

Cлайд 8

Religious stereotypes Religious stereotyping is the act of discrimination against members of other religions and is commonly based on generalised ideas and appearances of other religious beliefs and practices. It is important to understand that religious stereotypes, as well as many other stereotypes, are misleading and that one cannot judge a person by their religious background.
Социальные стереотипы и предрассудки

Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.

(Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент.

Впервые понятие “стереотип” ввел Липман.

Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов.

Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые.

Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева.

Функции стереотипа

1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии)

Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.

3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.

Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.

Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

Основные свойства стереотипа

1) Не развитый когнитивный компонент

2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).

3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях

4) Интенсивность эмоционального проявления

5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).

Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.

Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании.

Примеры: стереотипы американцев

1) в России все воруют

2) в России все мужчины пьют

Предрассудки рождаются только в личной форме.

Свойства предрассудка:

1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения.

3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.

Стереотипы и предрассудки как феномены социальной психологии

Стереотипы и предрассудки - это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Главная причина - не развитый когнитивный компонент.

Впервые исследования стереотипа и определение стереотипа ввел Липман: Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях.

З.В. Стереотип жулика (предпринимателя) <-> стереотип взяточников (чиновников).

При изучении деловой активности человека стереотип богатых и бедных: стереотип в восприятии бедного человека - ленивые, низкоинтеллектуальные, и обратно, если мы изучаем стереотип бедного человека к богатым - нечестные, ворующие, начальники.

Почему это имеет место? Зачем нужен это феномен? (Все феномены имеют функцию адаптации).

Зачем человеку нужны стереотипы? Литман: стереотип необходим, что бы защищать интересы группы (общая функция).

Частные функции стереотипов (2):

1) функция идеологизации - стереотип необходим, чтобы формировать и защищать идеологию группы.

2) функция идентификации - создание и сохранение положительного, эмоционального мы-образа (потребность принадлежать к определенной группе).

Если мы-образа - нет - возникает функция дискомфорта личности.

Существуют 2 принципиально отличающихся вида стереотипа:

Автостереотип (аитостереотип) - представление о самом себе как представителе социальной группы и о других представителях этой группы. гетеростереотиппредставление о другой социальной группе и представителях этой социальной группы

Основные свойства стереотипа:

1) неразвитый когнитивный компонент;

2) поляризованность оценки (крайне позитивные (автостереотип); крайне негативные (гетеростереотип));

3) жесткая фиксированность стереотипа (устойчивость проявлений стереотипов в самых разных ситуациях);

4) интенсивное эмоциональное проявление (интенсивная аффектная конотация);

5) концентрированное выражение свойств социальных установок.

Предрассудок - это форма представления о социальной установке с искаженным количественным компонентом.

2) возрастает интенсивность проявления эмоциональной компоненты (крайняя форма проявления стереотипа).

3) четкая выраженность в поведении.

Оллпарт считает, что причины предрассудков лежат в малоинформированном и предубежденном сознании. Но носителем предрассудка может быть и высокоинтеллектуальный образованный человек.

Предрассудки (типичные) для иностранцев:

1) в России все воруют

2) в России все мужчины пьют

Такие предрассудки появляются за границей благодаря системе массовой информации.

Убеждение проходит через когнитивный компонент.

Предубеждение - до - убеждения.

3 основных свойства предрассудков:

1) иррациональность (недоступность для понимания и объяснения);

2) высокая степень неадекватности (несоответствие действительности);

3) ригидность (негибкость, жесткость, неподдатливость).

Изменить предрассудок чрезвычайно сложно.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: