Рекреационные объекты и системы. Рекреационные цели

Мировая практика демонстрирует великое множество примеров строительства рекреационных учреждений. Номенклатура типов объектов рекреации (зданий, сооружений и их комплексов) отличается пестротой и разнообразием. Такое разнообразие обусловлено богатством сочетаний различных форм отдыха и структуры контингента отдыхающих.

Типы рекреационных учреждений обычно классифицируют на основе введения ряда различительных признаков, таких как стационарность, сезонность эксплуатации, функциональная специфика, величина. Эти признаки названы у многих авторов и являются основой классификаций, представленных в специальной и нормативной литературе.

Один из признаков различия учреждений отдыха – стационарность. Стационарные сооружения

– это неперемещаемые объекты, к ним принадлежат все капитальные здания, они рассчитаны на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации. Нестационарные сооружения

– это те, которые можно перемещать на другое место, к ним относят все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т. п. Нестационарные рекреационные объекты разделяют на стабильные (палатки, домики и пр.) и мобильные (автоприцепы, туристское судно и т. п.).

Другим критерием деления является сезонность эксплуатации

В связи с чем различаются учреждения круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты.

Стационарные и нестационарные рекреационные здания и устройства в разных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют рекреационные комплексы (центры), где концентрируются основные массы отдыхающих. Комплексы, как и отдельные здания и сооружения, могут иметь ту или иную функциональную специализацию. По функциональному профилю следует выделить полифункциональные рекреационные комплексы, в которых совмещены функции курортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей и т. д., и специализированные, где доминирует специализация (например, туристские комплексы, центры детского отдыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения).

Следующим критерием деления рекреационных учреждений является их величина

Иначе мощность (вместимость), которая выражается количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик нагрузки, то есть в день сезона максимальной загруженности. Величина рекреационного комплекса самым заметным образом влияет как на само построение его структуры, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения.

Существуют различные рекомендации по оптимальной величине рекреационных комплексов. Так, для приморских территорий с обширными пространствами акваторий и большими пляжами вместимость рекреационных комплексов принимается в пределах от 2 до 10 тыс. мест. Рекреационные центры, сформированные на основе озер и рек, где рекреационные ресурсы ниже, имеют, обычно, меньшую вместимость и подразделяются на малые – до 0,5 тыс. мест, средние – 0,5-2,5 тыс. мест, большие – более 2,5 тыс. мест. Для северных районов рекомендуется следующая вместимость рекреационных центров: для центров круглогодичного использования – 2-15 тыс. чел., для центров сезонного (зимнего или летнего) использования – 1-7 тыс. чел., для специализированных центров – 0,5-2 тыс. чел.

Важное значение для определения оптимальной величины рекреационного комплекса имеют экологические и психоэмоциональные факторы отдыха. Формирование рекреационных комплексов с учетом этих факторов сегодня должно рассматриваться как приоритетное направление в пику сложившемуся “экономически рентабельному” подходу, который оборачивается на практике непомерной эксплуатацией рекреационных ресурсов благодаря безоглядным предпринимательским интенциям. Публикуемые в специальной печати рекомендации по величине рекреационных центров с учетом этих факторов противоречивы и требуют уточнения и дополнительных исследований.

Мировой опыт рекреационного строительства демонстрирует примеры возведения как сверхбольших, с очень высокой вместимостью, рекреационных комплексов, так и малых, почти миниатюрных. Например, вместимость крупных комплексов, состоящих из пансионатов и отелей, на приморском побережье Антальи сопоставима по числу отдыхающих в них с численностью населения малого города, а вместимость небольшой конурбации вилл ограничивается несколькими семьями. В виду этого допустимо классифицировать рекреационные комплексы по числу отдыхающих на миникомплексы вместимостью до 500 чел., комплексы вместимостью 500-2000 чел., макрокомплексы вместимостью 2000-5000 чел. и мегакомплексы вместимостью свыше 5000 чел. Термин “рекреационный центр”, который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова “комплекс”, относится скорее к макро- и мегакомплексам. Этот термин чаще всего используется авторами для характеристики крупных градостроительных образований, например, таких как полифункциональные комплексы, специализированные туристские поселки, или даже города.

Реакционный потенциал и перспективы развития туризма в Санкт Петербурге и Ленинградской области
Данная курсовая имеет своей целью рассказать о рекреационном потенциале и перспективах развития различных видов туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Важнейшие из задач этой ра...

Народы Украины, Молдовы, Белоруссии (Доклад)
Экономическое и политическое развитие, естественные и исторические особенности Украины отразились на характере роста, составе и географии её населения. Наибольшее влияние в советское в...

Центральноафриканская республика
Столица - Банги (452 000) Другие крупные города - Мбаики (190 000), Босангоа (120 000) Высшая точка - 1 420 м Государственный язык - французский Основные религии - христианство, традиционн...

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Мировая практика демонстрирует великое множество примеров строительства рекреационных учреждений. Номенклатура типов объектов рекреации (зданий, сооружений и их комплексов) отличается пестротой и разнообразием. Такое разнообразие обусловлено богатством сочетаний различных форм отдыха и структуры контингента отдыхающих.

Типы рекреационных учреждений обычно классифицируют на основе введения ряда различительных признаков, таких как стационарность, сезонность эксплуатации, функциональная специфика, величина. Эти признаки названы у многих авторов и являются основой классификаций, представленных в специальной и нормативной литературе.

Один из признаков различия учреждений отдыха - стационарность. Стационарные сооружения - это неперемещаемые объекты, к ним принадлежат все капитальные здания, они рассчитаны на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации. Нестационарные сооружения - это те, которые можно перемещать на другое место, к ним относят все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т. п. Нестационарные рекреационные объекты разделяют на стабильные (палатки, домики и пр.) и мобильные (автоприцепы, туристское судно и т. п.).

Другим критерием деления является сезонность эксплуатации , в связи с чем различаются учреждения круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты.

Стационарные и нестационарные рекреационные здания и устройства в разных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют рекреационные комплексы (центры), где концентрируются основные массы отдыхающих. Комплексы, как и отдельные здания и сооружения, могут иметь ту или иную функциональную специализацию. По функциональному профилю следует выделить полифункциональные рекреационные комплексы, в которых совмещены функции курортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей и т. д., и специализированные, где доминирует специализация (например, туристские комплексы, центры детского отдыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения).

Следующим критерием деления рекреационных учреждений является их величина , иначе мощность (вместимость), которая выражается количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик нагрузки, то есть в день сезона максимальной загруженности. Величина рекреационного комплекса самым заметным образом влияет как на само построение его структуры, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения.


Существуют различные рекомендации по оптимальной величине рекреационных комплексов. Так, для приморских территорий с обширными пространствами акваторий и большими пляжами вместимость рекреационных комплексов принимается в пределах от 2 до 10 тыс. мест. Рекреационные центры, сформированные на основе озер и рек, где рекреационные ресурсы ниже, имеют, обычно, меньшую вместимость и подразделяются на малые - до 0,5 тыс. мест, средние - 0,5-2,5 тыс. мест, большие - более 2,5 тыс. мест. Для северных районов рекомендуется следующая вместимость рекреационных центров: для центров круглогодичного использования - 2-15 тыс. чел., для центров сезонного (зимнего или летнего) использования - 1-7 тыс. чел., для специализированных центров - 0,5-2 тыс. чел.

Важное значение для определения оптимальной величины рекреационного комплекса имеют экологические и психоэмоциональные факторы отдыха. Формирование рекреационных комплексов с учетом этих факторов сегодня должно рассматриваться как приоритетное направление в пику сложившемуся "экономически рентабельному" подходу, который оборачивается на практике непомерной эксплуатацией рекреационных ресурсов благодаря безоглядным предпринимательским интенциям. Публикуемые в специальной печати рекомендации по величине рекреационных центров с учетом этих факторов противоречивы и требуют уточнения и дополнительных исследований.

Мировой опыт рекреационного строительства демонстрирует примеры возведения как сверхбольших, с очень высокой вместимостью, рекреационных комплексов, так и малых, почти миниатюрных. Например, вместимость крупных комплексов, состоящих из пансионатов и отелей, на приморском побережье Антальи сопоставима по числу отдыхающих в них с численностью населения малого города, а вместимость небольшой конурбации вилл ограничивается несколькими семьями. В виду этого допустимо классифицировать рекреационные комплексы по числу отдыхающих на миникомплексы вместимостью до 500 чел., комплексы вместимостью 500-2000 чел., макрокомплексы вместимостью 2000-5000 чел. и мегакомплексы вместимостью свыше 5000 чел. Термин "рекреационный центр", который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова "комплекс", относится скорее к макро- и мегакомплексам. Этот термин чаще всего используется авторами для характеристики крупных градостроительных образований, например, таких как полифункциональные комплексы, специализированные туристские поселки, или даже города.

Одной из ведущих тенденций в мировой, в том числе и отечественной, практике строительства в последнее время стала тенденция уменьшения популярности больших рекреационных комплексов в пользу малых, в частности таких, как некрупные пансионаты и дома отдыха, туристские базы и приюты, кемпинговые поселки. Это свидетельствует о предпочтительности формирования в сети рекреационных учреждений небольших рекреационных комплексов, соподчиненных по масштабу природному окружению, противопоставленных по своему архитектурному решению мощным центрам отдыха с высокой степенью урбанизации.

Рекреационные комплексы, это не только здания, сооружения, иные искусственно-технические объекты, но и сама территория со всеми особенностями её природного ландшафта. При этом именно качества ландшафта определяют рекреационные возможности (потенциал) территории и являются побуждающей причиной намерения возведения любого рекреационного устройства.

Здесь обозначается вторая ключевая проблема - проблема выбора места для размещения рекреационного объекта. Местоположению объектов рекреации специалисты придают исключительно важное значение, тем более, если речь идет о размещении элитных рекреационных комплексов.

В последнее время проблема оценки территорий для рекреационного использования активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в области туризма и туристского бизнеса, она широко обсуждается в специальной печати. Существует несколько подходов к оценке, общим для них является то, что все они обращены на детальное изучение тех или иных факторов (ресурсов и условий) рекреационной деятельности. Как правило, оценке подвергаются рельеф, климат, водоемы и водотоки, растительность (древесная растительность обособленно), транспортная доступность, наличие рекреационной инфраструктуры (зданий, комплексов, инженерных систем).

Так, при анализе природных условий СССР для стационарного отдыха оценке подвергались: климат, лесная растительность, водоемы, рельеф, условия познавательного отдыха. К факторам, подвергаемым оценке при определении рекреационных свойств территории, некоторые исследователи дополнительно относят традиции рекреационного использования территории, образ жизни населения, а для районов со снежной зимой и для горных территорий также высоту снежного покрова (в момент максимального снегонакопления), высоту над уровнем моря, степень лавинной опасности.

Сложность оценки территории для целей рекреации заключается в том, что для разных видов рекреационной деятельности необходимы различные ресурсы и условия. Так, для зимней рекреации большое значение имеет высота снежного покрова, для курортно-лечебной первостепенным является наличие бальнеологических и лечебных ресурсов и т. п. В одних случаях предпочтение отдается плоскому рельефу (размещение садов и дач), в других - горному (горнолыжный спорт, альпинизм и пр.). К основным видам рекреационной деятельности относятся: рекреационно-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатегорийные туристские походы и др.), спортивно-оздоровительная (все виды любительского спорта), рекреационно-познавательная (экскурсии "в природу" и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). Даже в пределах одной группы рекреационных занятий необходимы порой взаимоисключающие природно-климатические условия. Другими словами, каждый вид рекреационной деятельности требует особую группировку оцениваемых факторов и особое прочтение их значения. При этом внимание следует уделять не только "положительным", но и "отрицательным" факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в рекреационных целях. Так, заболоченность снижает привлекательность местности, поскольку она создает дополнительные трудности при организации маршрутов, к тому же болота являются ядрами расселения кровососущих насекомых, что делает отдых в заболоченных местах дискомфортным и малоприятным.

Методика рекреационной оценки территории должна включать взаимосвязанное изучение основных аспектов территориальной организации отдыха и предусматривать комплексный анализ этих аспектов, а в методологическом плане базироваться на системной методологии. Положительные возможности для решения проблемы рекреационной оценки территории и выбора места для размещения рекреационных комплексов предоставляет аппарат многомерной статистики, в частности методы факторного анализа.

Методы факторного анализа в самом общем виде представляют собой матричные преобразования и исчисления. Изначальный этап - выбор единиц изучения и выделение признаков. Вся собираемая в ходе анализа информация представляется в форме таблицы данных, в которой строки соответствуют множеству территориальных единиц, а столбцы - множеству признаков, описывающих их экологическое состояние, рекреационное, народнохозяйственное значение и др. Такая форма позволяет провести балльную оценку территории по всему комплексу аспектов.

Проведение комплексной оценки методами факторного анализа предполагает пошаговое выполнение следующих процедур (этапов оценки):

1 шаг - выделение и группировку факторов (признаков), по которым ведется оценка;

2 шаг - определение интенсивности и уровня фактора (признака);

3 шаг - разработку критериев оценки и оценочных шкал;

4 шаг - проведение балльной оценки по каждому единичному фактору;

5 шаг - проведение комплексной балльной оценки по всей группе факторов;

6 шаг - ранжирование и категоризацию единиц территории с установлением их приоритета.

Первый вопрос, на который следует ответить перед проведением оценки, что должно быть выбрано в качестве территориальной единицы рассмотрения?

В существующих методиках рекреационной оценке подлежит ландшафт, его фрагменты. В географии ландшафт понимается как природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя единую неразрывную систему. Принимая "ландшафт" в качестве объекта изучения, важно сделать одно уточнение. Географическая трактовка ландшафта постоянно пытается "схватить", но все-таки никак не "схватывает" одной тонкой, но исключительно важной материи, это эстетические (чувственно воспринимаемые) качества ландшафта. Эти качества, улавливаемые обыденными значениями слова "ландшафт", остаются как бы в стороне (кроме географической трактовки слова "ландшафт" есть две другие: 1) общий вид местности; 2) картина, изображающая природу, то же, что пейзаж).

Для архитектора, имеющего дело с секретами пространственной организации естественно-искусственных объектов той или иной территории, который изучает её композиционные свойства, в том числе и эстетические, представляется более привычным и более продуктивным в центр внимания поместить понятие "места". Слово "место в русском языке имеет универсальное значение, оно может обозначать очень маленькую территорию (угол комнаты, стул, циновку - "моё местечко"), и очень большую территорию (местность). В отличие от понятия "ландшафт", сосредоточенного на физических (натуралистических) аспектах, понятие "место" содержит в себе и физико-географическое, и культурно-историческое значение (адекватно описать историческое место, скажем, Куликово поле, Поклонную гору и урочище Пазырык только в географических терминах невозможно), и феноменальные проявления ("дух места"). Таким образом, объект изучения - ландшафт, в его широком понимании, или иначе - место, его физико-географические, культурно-исторические, феноменологические характеристики.

Любое место, с точки зрения отдыха, рекреации, может привлекать и манить к себе, либо, наоборот, отталкивать. Назовем эти свойства местности аттрактивными (привлекающими) и репеллентными (отталкивающими) свойствами.

Термин рекреация произошел от лат. «recreation» - это отдых или восстановление. Изначально этот термин использовался как название перемены в учебных заведениях. Сейчас это деятельность человека осуществляемая с целью восстановления и развития физических и духовных сил человека и характеризующейся самой ценностью процесса и относительным разнообразием. Так же рекреацией называют отрасль экономики направленную на удовлетворение потребностей человека. Место в системе наук: Рекреационной деятельности изучается в рамках географии, социологии, экономики, медицины. Сложность исследования рекреационной деятельности заключается:

1 рекреационная деятельность предельно размыта и присутствует в ряде видов деятельности человека

2 поведение людей во время отдыха сложно прогнозировать.

География изучает рекреационные процессы, проявляющиеся в перемещении отдыхающих и обслуживающего персонала, а так же проявляющееся в изменении свойств природных и антропогенных ландшафтов. С конца 50х читается повсеместно, учебной литературы мало. 1981г Мироненко. Николаенко «Рекреационная география»

Предмет исследования курса – объекты и субъекты рекреации.

Под объектом понимается предметы, системы, явления, являющиеся условиями реализации рекреационной деятельности.

Под субъектами понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность в рамках определенной социокультурной системы.

При исследовании территориальной организации рекреационной деятельности ведущую роль занимают процессы функционирования в 3х направлениях: 1.производство или поступление продукции 2.перенос 3. потребление

Особенности: 1) начальная стадия перемещение людей, а не производство продукции 2)рекреационные услуги не транспортируются, производство и потребление совпадают по времени.

Классификация рекреационной деятельности:

Элементарное рекреационное занятие – внутренне целостный, однородный, неразделимый на технологические процессы, элементы рекреационной деятельности. Насчитывается около 100000 видов деятельности.

Тип рекреационной деятельности однородная группировка Элементарная рекреационной занятие, каждая из которых взаимозаменяема по всем основным элементарным рекреационным зонам данного типа. Важные свойства взаимообусловленности, главным обоснованием типизации является функциональная ориентация. 2 типа по функциональной ориентации: 1) восстановление – лечебно-оздоровительные занятия.2) развитие – спортивные занятия, рекреационно-познавательные.

Цикл рекреационной деятельности взаимосвязанные и взаимообусловленные сочетания типов рекреационной деятельности на базе одного типа рекреационной деятельности. Удовлетворяет 2 требованиям 1. полезности и 2. отрактивность.

В цикле рекреационной деятельности типы подразделяются на: целевые, дополнительные, сопутствующие. Выделяют 17 циклов рекреационной деятельности:

Водный (морской), альпийский, альпинисцкий, активнооздоровительный, коммерческоделовой, курортный, культурноисторический, охотничерыболовный, поломнический, приморский, приключенческий, развлекательный, спортивный, фестивальноконгрессный, экологический, экзотический, этнографический (краеведческий)

28. Определение «Рекреационные ресурсы». Хар-ка и оценка основных видов рекреационных ресурсов.

Отнесение объектов к Рекреационным ресурсам должно основываться на следующий критериях: социальной необходимости или потребности использования, технико-экономических возможностей использования: уровень изученности.

Изначально вместо понятий рекреационные ресурсы использовались термины: условия рекреационной деятельности, лечебные или оздоровительные факторы: условия туризма или экскурсии. Изначально термин рекреационный ресурс сформирован в 1977 Преображенским, Бодровым. Где понималось под рекреационными ресурсами природный, природно-технический, социально-экономические геосистемы которые могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства. Таким образом, в качестве рекреационных ресурсов рассматриваются природные и культурные ландшафты и их компоненты. Выделяются: водные, гидроминеральные, лесные, климатические, культурные. Особенностью рекреационной деятельности является то, что она связана как правило не с одним видом ресурса, а множеством природных и социально-культурных элементов(объектов).Таким образом необходимо выделять сочетания природных и социально-культурных элементов, определяющих возможность организации определенного типа рекреационной деятельности. Под природнорекреационными ресурсами в настоящее время понимается комплекс физических, биологических и энергоинформационных элементов и сил природы, которые используются для восстановления и развития физических и духовных сил человека. Природные рекреационные ресурсы – это природный комплекс которые благодаря своей уникальности и привлекательности могут быть использованы при современном уровне развития производительных сил для удовлетворения рекреационных потребностей общества.

Классификация природных рекреационных ресурсов:

1) По генезису: физические (климатические, горные); биологические; энергоинформационные

2) По типу использования: 1. воспринимаемые зрительно; 2. используются без прямого расходования; 3. расходуются в процессе использования

3) По скорости исчерпания: 1. Исчерпаемые; 2. Неисчерпаемые

4) По возможности самовосстановления: 1. Возобновимые; 2. относительно восстанавливаемые; 3. Невозобновимые.

5) По возможности экономического восполнения: 1. Восполнимые; 2. Невосполнимые.

Благоприятность природной среды для рекреационной деятельности определяется при оценивании природного рекреационного потенциала территории. Оценка связана с категорией ценности. Состоит в сопоставлении свойств данных объектов с критерием ценности, котопые выдвигает общество. Объективное оценивание важнейшая задача рекреационного природопользования, так как на основе этого оценивания, выделают наиболее привлекательные рекреационные территории. Без оценки не возможно определить соответствующую форму использования данной территории и без правильной оценки нельзя определить соответствующую рекреационную нагрузку. Выделяют 2 вида нагрузки:

1.внеэкономическая оценка – это определяется экологической, социальной, культурной и любо другой ценности, (как правило, эта оценка не выражается в денежных единицах).

2.экономическая оценка – это определение общественно полезности данного ресурса. Вклад, удовлетворяющий потребностей человека через производство и потребление.

Значение оценки: 1. возможность определить приоритетные виды рекреационного использования; 2 оптимизация; 3 прогноз

Оценки : экономическая, денежная оценка, бальная (относительная), натуральная (дебет скважины, площадь территории)

Внеэкономическая: - продолжительность комфортного сезона

Оценка объемов запасов необходимых для определения потенциальной емкости территории: - показатель площади распространения ресурса

В основе внеэкономической оценки лежат следующие качественные положения:

Высокое качество отдыха обеспечивается многообразием особых видов рекреации в пределах локальной территории

Природные рекреационные ресурсы, как правило, исчерпаемые невозобновимые или относительно возобновимые и незаменимые

Уникальность природных рекреационных ресурсов определяет их общечеловеческую ценность

Рекреационные потребности объективны и необходим учет рекреационной деятельности.

Внеэкономическая оценка – это

Медикобиологическая, рассматривает комфортность территории для рекреации

Психолого-эстетическая – эмоциональное воздействие природной системы на человека

Технико-экономическая оценка - Технологическая оценка

29. Экономическая оценка рекреационных ресурсов: основные цели, методы и проблемы. Экономическая оценка природных рекреационных ресурсов – одна из сложных и неразработанных проблем экономической науки. Длительный период природные ресурсы находились вне сферы действия системы эко­номических оценок. Это объясняется тем, что широкое распростра­нение имела концепция бесплатности природных ресурсов.

Для экономической оценки природных рекреационных ресурсов необходимо разработать оценочные показатели их социальной цен­ности, отражающие возможности ресурсов удовлетворять потреб­ности населения в санаторно-курортном лечении, отдыхе и туризме, социально-экономический эффект рекреационного природопользо­вания, а также эффективность освоения природных ресурсов в различных сферах использования. Последнее имеет важное значение для выбора оптимального варианта природопользования.

Экономическая оценка рекреационных ресурсов - это определение в денежном выражение хозяйственной ценности использования ресурсов, в выбранном варианте развития при фиксированных социально-экономических условиях и фиксированном типе природопользования с учетом экологических ограничений.

В современной рыночной экономике возникает «сбой рынка», те рекриационное использование данного природного ресурса не имеет фактически существующего рынка.

Объективная оценка основывается на методе анализа затрат результатов. При занижении ценности природных благ происходит снижение выгод от их сохранения.

Адекватный учет экономической ценности природы требует стоимостной оценки 3х природных функций: 1. обеспеченность природными ресурсами 2. ассимиляция отходов и загрязнений 3. обеспечение людей природными услугами.. все функции направлены на жизнеобеспечение.

Цели Экономической оценки:

1. определение стоимости ресурсов в денежном отношении

2. выбор оптимальных параметров их использования

3. оценка экономической эффективности инвентаризации

4. определение убытков от нерационального использования

5. обоснование наиболее рациональных форм собственности на данный ресурс

6. установление ренты

экономическая оценка природных ресурсов и природные ресурсы должна проводиться на основе 4х принципов:

1. принцип комплексности – учет всех ресурсов, которые входят в данный комплекс. Используемые ресурсы относят к первой группе – для этой группы учитываются как выгоды, так и издержки. А ко второй группе – ресурсы, которые входят в данный комплекс, но не будут освоены, но будут подвергаться какую-либо изменению или воздействию,

2. принцип императива - воспроизводства возобновимых природных ресурсов. та часть которая была изменена и возобновима. Эта часть должна быть возобновима в количественной форме.

3.принцип обеспечения экономичного воспроизводства невозобновимыз ресурсов - эти ресурсы экономически восполняются.

4. принцип оптимизации – принцип оптимизации экономической оценки, есть такой вариант использования объекта, при котором он имеет наивысшую оценку.

методы экономической оценки ПРР:

методы прямой рыночной оценки (традиционные методы):

1 . затратный метод - Возник в 50-ые годы в СССР. Получил большое развитие в плановой экономике. Стоимостная оценка природных ресурсов зависит от затрат на их освоение и воспроизводство. Преимущества: даже самый худший ресурс получают ненулевую оценку. Минусы: лучшие рекреационные ресурсы могут получить меньшую оценку.

2 . рентные методы оценки: основаны на существовании дифференцированной ренты, которые образовываются путем слияния ресурсов разного качества. Минусы: не имеется кадастровых оценок рекреационных ресурсов; балансовая стоимость основных фондов рекреационных предприятия является заниженной.

3 . результативный метод – оценивается ресурс от ожидаемой прибыли его использования. В настоящий момент она наиболее распространен. Минус: Не возможно выделить собственно природную часть

4 . альтернативной стоимости – связан с затратной концепцией. Оценка сводится к определению упущенной выгоды, которую можно было бы получить при использовании объекта в других целях.

Метод основанный на рынке заменителей – косвенно-рыночные методы

5 . метод транспортно-путевых затрат – в основу положен принцип согласно которому потребители несут расходы транспортные и времени. Возник в 1949году в США.

Vij/Ni = f (TC ij. Tij. Akj, Eij)

i-определенный населенный пункт, j-определенная рекреационная территория, f- функция, V-количество посещений, N- общее население территории, TC- транспортные затраты, T- время, A-свойство альтернативных рекреационных объектов kj, E-социально-экономические характеристикики посетителей j из i.

Зональный метод транспортно-путевых затрат:

1. выделение зон вокруг рекреационной территории

2. сбор информации. Объем ее зависит от целей исследования,

3. подсчет количества посетителей по отношению к общей численности населения каждой зоны,

4. подсчет средней длины путешествия и стоимости затраченного времени,

5. построение уровня показывающего зависимость от стоимости поездки.

6. построение функции спроса.

Индивидуальный метод транспортно-путевых затрат схож с зональным, но отличие – анализ идет конкретно по каждому потребителю, а не по зонам.

Плюсы: 1. метод транспортно-путевых затрат основан на общепринятых эмпирических моделях рыночной экономики, 2.применение метода сравнительно недорого, 3. полученные результаты сравнительно легко объяснить и проанализировать, 4. метод основан на реальном поведении людей

Минусы: 1. измерение денежной стоимости затраченного времени достаточно условно, 2. данный метод предполагает, что рекреанты совершают поездку с одной единственной целью, 3. для построения функций спроса необходимо наличие достаточного числа поездок с различными расстояниями, 4. метод не применим для оценки городских и пригородных объектов.

Основные причины слабого применения этого метода в России: слабая изученность в научном мире, данный метод применяется только при благоприятных социально-экономических условиях

6. условно-опросный метод – состоит в непосредственном опросе людей для выявления готовности платить за потребление определенных услуг окружающей среды. Может определяться уровень компенсации за потерю определенной услуги или качества окружающей среды. Этапы проведения метода: 1. определение объекта оценки, 2. определение состава респондентов, 3. построение опросника, 4. выбор способа проведения опроса, 5. анализ полученных результатов.

Проблемы при использовании метода: гипотетичность получаемых оценок, те ответы не подчинены реальной рыночной ситуации, 2. доступность и наличие необходимой информации.

29. Принципы, факторы и методы управления рекреационной деятельностью.

Мероприятия по сохранению природной среды в благоприятном для человека и хозяйства состоянии являются составной частью третичного сектора экономики. В развитых странах состояние окружающей среды включается в экологическую отчетность, что приводит к приоритетному развитию благоприятного поддержания состояния ОС.

Комплекс мероприятий направлен на максимизацию удовлетворения рекреационных потребностей человека и направлен на минимизацию экологического воздействия данной деятельности называется – рекреационный менеджмент.

Управление рекреационным природопользованием должно основываться на концепции устойчивого развития.

Принципы рекреационного природопользования: 1. принцип осторожности, необходимо рассматривать все побочные эффекты как в пространстве, так и во времени. 2. принцип взаимосвязанности. 3. принцип ответственности перед потребителем, рекреантом, обществом в целом.

Факторы рекреационного природопользования (природные и социально-экономические): 1. основополагающие – рекреационные потребности человека, 2. ограничивающие: - ситуация природопользования в целом, - законодательная обоснованность рекреационного природопользования (в законе об ООПТ), - материально-технические возможности (обеспеченность кадрами, техникой и технологией), природные условия (экологическая структура населения). 3. определяющие: - развитость организационных структур, - финансирование, - научная обоснованность, - качество организационно-хозяйственных предприятий.

Организационно-хозяйственные мероприятия в рекреационном природопользовании:

1) организационные: включают создание специализированных структур на государственном, региональном и локальном уровне. Задачи: - зонирование территории, - совместимость различных рекреационных задач

2) природохозяйственные (специализированные рубки, мелиорация, очистка дна и др)

3) благоустроение: - создание тропиночной сети, мест кратковременного отдыха, системы информации.

Управление рекреационным природопользованием:

Традиционный метод управления рекреационным природопользованием – является определение придельной и фактической рекреационной нагрузки. Фактическая нагрузка – в настоящее время. Предельная – когда после происходят необратимые изменения природных условий. Определяется: человек* час\га. Ограничения в применении данного метода: 1.цели рекреантов и их поведение сильно отличаются друг от друга. 2. дороговизна метода.

В настоящий момент сложность и опосредованность связей возникающих в процессе рекреационного природопользования акцент – на результатах. Это качество природной и социальной среды.

Если рекреационное использование территории допускается, то нарушения природной среды неизбежно, но предел должен быть четко установлен. В итоге была сформулирована методика предельно допустимых изменений ПДИ, 9этапов :

1. определение характера территории, задачи, проблемы развития

2. описание классов соответствия (это количество и качеств описание природных и социальных условий)

3. выбор индикаторов состояния природно-социальных условий (определение параметров социально-природной среды)

свойства: - измеримость, - надежность

–измеряется просто и различным персоналом,

Существенность – индикаторы должны отображать значимые характеристики окружающей среды,

Чувствительность – индикатор должен содержать уязвимые компоненты среды измеримые в первую очередь,

Соответственность – должны показывать те изменения, которые должны происходить в процессе рекреационной деятельности человека.

Индикаторы (пример) число лагерей и стоянок, случайных троп, мусора, уплотненность покрова почвенного, встречаемость с другими рекреантами.

1. инвентаризация природных и социальных условий выбранных в качестве индикатора

2. определение нормативов индикаторов для каждой зоны, то есть пороговое значение

3. определение альтернатив размещения качеств соответствия (планирование территории)

4. определение управленческих действий по каждой альтернативе

5. выбор оптимальной альтернативы

6. осуществление программ управления и мониторинга

Если мониторинг обнаруживает ухудшение принимаемых состояний и их нормативные нарушения, то в данном случаи требуются следующие управленческие действия.

стратегия управления :

1) снижение рекреационного использования всей территории (затруднить транспортную доступность, завышать плату)

2) сокращение рекреационного использования наиболее уязвимых участков

3) модификация временного режима использования

4) увеличение устойчивости природных компонентов к нагрузке

5) модификация используемых типов рекреационной деятельности

6) развитие экологического сознания рекреантов

в настоящий момент законодательная обоснованность использования ПДИ, закреплена лишь в законе «об особо охраняемых природных территориях», то есть только природные и национальные парки имеют законодательное постановлении в использовании метода ПДИ.

К основным понятиям рекреационной географии относятся: досуг или отдых, свободное время, рекреация и туризм, рекреационные ресурсы, рекреационный потенциал, территориальные рекреационные системы

Сущность отдыха состоит в необходимости реализации любым человеком трех видов потребностей: 1) как биологического вида, 2) как социального организма, 3) как социального существа, стремящегося потратить свободное ч ча.

К первому виду относятся элементарные потребности в выживании, сохранении биологического вида, продолжении человеческого рода. Ко второму - физические, социальные и интеллектуальные потребности высшего порядка (познаний ния, саморазвитие и совершенствование). К третьему - необходимость где-то и как-то тратить, даже без всякой пользы, а то и с ущербом для себя (казино, бар и т.д.) свободное чаас.

Есть здесь и определенные психологические установки, которые изменяются в зависимости от времени, исторического периода, возраста человека. Так, люди делятся на отдельные категории по психофизическими особенностями отношения к отдохните дыха. Некоторые лица вообще не могут отдыхать (трудоголики), другие объединяют интенсивный труд с активным, насыщенным отдыхом, а есть люди, которые могут отдыхать и развлекаться постоянно. Каждая из этих кате горий людей в принципе может удовлетворять свои потребности в рекреации при умелой, рациональной, в том числе территориальной, организации рекреационного хозяйствтва.

Понятие свободное время довольно неоднозначным. По мнению большинства исследователей, это время суток, какого-то другого периода или жизни человека, который не связан с выполнением им профессиональных обязанностей и а удовольствием физических потребностей. Понятно, что в разные периоды жизни человека и в зависимости от его профессии свободное время или четко определен, например, до и после второй смены на заводе,"от звонка до дзви нка", или его вообще трудно определить, скажем у людей творческих профессий,"свободный"художник тощий" художник тощо.

В среднем до 25% времени у человека приходится на свободное время протяжении развития человечества наблюдается постоянное увеличение свободного времени. В развитых странах продолжительность рабочей недели уже меньше за 40 годели уже меньше за 40 го один. В XIX в он был более чем вдвое продолжительнее. Протяженность и структура свободного времени чрезвычайно территориально дифференцированы, что делает это понятие одним из основных в рекреационной географырафії.

. Рекреация и туризм - процесс восстановления физических, духовных и нервно-психических сил человека и его жизненного потенциала путем определенных мер на основе соответствующих учреждений в свободное время

Хотя во все периоды истории человечества главной была именно восстановительная функция рекреации, ее сущность, структура, аксиология (цинниснисть) существенно менялись. Если раньше отдых отождествлялся с ремни ивним"лежанием", а обязательной оценкой эффективности курортного отдыха было набора дополнительного веса, то теперь исследования указывают на то, что только активный отдых существенно уменьшает заболеваний во. В первую очередь это касается психических, сердечно-сосудистых болезней и болезней органов дыханияанів дихання.

Туризм является одним из видов рекреации и связан с путешествиями, поездками, миграцией для отдыха на дальние или близкие расстояния от места постоянного проживания. Рекреация является более широким и общим п понятием, чем туризмем.

Для развития рекреации и туризма необходимы рекреационные ресурсы. К ним относятся объекты, процессы и явления природного и антропогенного происхождения, которые используются для рекреации и туризма. При этом эти объекты, процессы и явления служат материальной базой для отдыха и оздоровления людей через их соответствующие параметрри.

Рекреационный потенциал рассматривается как совокупность имеющихся природных, социально-экономических и культурно-исторических предпосылок определенной территории в организации рекреационно-туристической деятельности. Таким чин ном, любая территория или страна постоянно находится в большей или меньшей несоответствия между имеющимся рекреационным потенциалом и уровнем, характером и эффективностью его использованияя.

Территориальные рекреационные системы является определенной пространственно-территориальным единством объектов рекреации и туризма на территории в определенных пределах. Для них характерны сложность и открытость. Основой функционув ния. ТРС является. ТО рекреационного хозяйства как размещение его объектов по территории в определенном порядке, взаимосвязи и взаимодействующихії.

В отличие от таких общих понятий, рекреационная география использует и более конкретные, в частности рекреационная территория, рекреационный объект, рекреационная емкость, рекреационная нагрузка

Рекреационная территория является участком. Земли в определенных пределах, которая используется для отдыха и оздоровления людей, организации экскурсий и туризма. Рекреационные территории по характеру их использования ния делятся на две группы. Одна из них объединяет рекреационные территории (зеленые зоны городов, лесопарки, озера, пруды, реки и т.д.), которые предназначены для кратковременно-периодической деятельности. Вторая группа состав аеться из рекреационных территорий длительной рекреации (санаторно-лечебные комплексы, приморские, горные районы, туристические базы и т.д.що).

. Рекреационный объект - локальный объект (место, территория), который используется для отдыха. Сюда относят пляж, лесную поляну, памятник природы. Т.П.

. Рекреационная емкость - способность определенной территории обеспечивать осуществление комфортной рекреационной деятельности без деградации природной и историко-культурной среды

. Рекреационное нагрузки - уровень совокупного антропогенного воздействия на природный комплекс определенной территории в процессе рекреационной деятельности (вытаптывание, уплотнение почвы, загрязнение поверхности отходами, уничтожение растительного покрова, обеднение животного мира и т.д..

Вопросы и задания

1. В чем заключается сущность отдыха?

2. Почему понятие"свободное время"является неоднозначным?

3. Ответьте определение понятия"рекреация"

4. Что такое рекреационные ресурсы?

5. Название главные, на ваш взгляд, черты. ТРС

6. Какие еще понятие рекреационной географии вам известны?

. Выводы

. Рекреационная география - комплексная географическая наука и учебная дисциплина, которая изучает территориальную организацию рекреационного хозяйства

Предметом рекреационной географии является территориальная организация рекреационного хозяйства, рассмотрение любой рекреационной территории как единой системы, состоящей из разнородных, но пространственно взаимно оповьязаних, элементов, которые действуют как единое цил.

Задачей рекреационной географии является исследование территориальной организации рекреационного хозяйства с целью ее совершенствования, разработки моделей"идеальных"территориальных рекреационных систем

Рекреационная география является географической наукой, которая тесно связана с экономикой, социологией и экологией

К основным понятиям рекреационной географии относятся: досуг или отдых, свободное время, рекреация и туризм, рекреационные ресурсы, рекреационный потенциал, территориальные рекреационные системы более узкому ими понятиями является рекреационная территория, рекреационный объект, рекреационная емкость, рекреационные нагрузкия.

Тестовый контроль

1. Какие из этих утверждений правильные:

а) объективной особенностью современного мира является опережающее развитие рекреационного хозяйства;

б) понятие рекреация со временем остается неизменным;

в) объект и предмет рекреационной географии полностью совпадают?

2. К задач рекреационной географии относятся:

а) исследование. ТО рекреационного хозяйства;

б) поиск бальнеологических ресурсов;

в) разработка моделей"идеальных"ТРС

3. Прикладные задачи рекреационной географии заключаются в

а) расширении и углублении понятийно-терминологического аппарата науки;

б) развития методики и технологии оценки эффективности функционирования. ТРС;

в) перманентном совершенствовании пространственно-территориальной организации рекреационно-туристического комплекса территории различного таксономического ранга

4 реальных теоретико-методологическими, методическими и прикладными основой рекреационной географии е идеи таких наук:

а) физики;

в) экономики;;

г) биологии;

д) социологии;

е) экологии

5. Сущность отдыха состоит в необходимости реализации любым человеком такого количества потребностей:

6. Какие из этих утверждений правильные:ильные:

а) понятие"свободное время"довольно неоднозначным;

б) в среднем до 60% времени у человека приходится на свободное время;

в) в зависимости от профессии свободное время может быть четко определен?

7. Рекреационный потенциал - это:

а) объекты природного и антропогенного происхождения, которые используются для рекреационных нужд;

б) совокупность имеющихся природных, социально-экономических и культурно-исторических предпосылок для организации рекреационно-туристической деятельности;

в) определенная пространственно-территориальное единство объектов рекреации и туризма на территории в определенных пределах

8. Способность определенной территории обеспечивать осуществление комфортной рекреационной деятельности без деградации природной и историко-культурной среды - это:

а) рекреационный объект;

в) рекреационная вместимостьость

Под объектами рекреации понимаются материальные предметы, системы, процессы и явления, а также стандарты, являющиеся условиями реализации разнообразной рекреационной деятельности человека. Это своего рода фон для непосредственной рекреационной деятельности, который активизируется в зависимости от многих факторов, но никогда не играет роли сам по себе.

Под субъектами рекреации понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов данного социокультурного образования - системы, среды, внешней буферной зоны или региона смешанного освоения. Стандарты социокультурного характера обусловлены внутренней логикой эволюции СКС и диктуют использование строго определенных объектов рекреации. Так происходит выбор района для освоения в рекреационных целях, определение доминирующего типа рекреации и рекреационных ресурсов на текущем этапе.

Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своей социокультурной системы. Сюда включаются суточный, недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы рекреации. Не все они являются предметом исследования географической науки, но все они - проявления рекреационной деятельности.

Объект исследования рекреационной географии определяется независимо от типа социокультурного образования, но сам по себе он не определяет направлений развития рекреации в практическом плане и исследований рекреационных процессов. Все это обретает конкретные формы только в рамках определенного социокультурного образования, т. е. в рамках одной из социокультурных систем, социокультурных сред или регионов смешанного социокультурного освоения. Помимо того, что объект реализуется в конкретных предметах исследования, он в целом может быть не актуализирован, что также зависит от типа социокультурного образования. Только изучение особенностей освоения пространства СКС дает возможность понять, что и почему неожиданно становится рекреационным ресурсом или не становится таковым. Рекреационные процессы и их пространственные проявления серьезно зависят от особенностей социокультурного освоения территорий.

При определении предмета исследования необходимо уточнять, о каком времени и социокультурном образовании идет речь. В противном случае определение будет некорректным. Мы определяем предмет исследования рекреационной географии применительно к российской СКС времен ее национальной программы, т. е. после 1991 г., когда в пространстве российской СКС зародились и реализуются принципиально новые процессы.

Географическая наука занимается изучением пространства. Она не единственная наука, которая изучает пространство, но единственная, изучающая его комплексно, для которой пространство является основным объектом исследования. Существует множество разных направлений географии - физическая, экономическая, промышленности, населения, сферы обслуживания и т. д. Рекреационная география - одна из областей географического познания.

Пространство социокультурных систем изменчиво. В рамках каждого этапа делается очередной шаг к его формированию. В соответствии с этим меняется и предмет исследования географической науки. Рекреационная география также проходит соответствующую эволюцию. Ее предмет меняется в зависимости от изменения самого объекта (т. е. рекреации) и его состояния в различных СКС.

С самого начала своего возникновения рекреационная география при небольшом и хорошо скоординированном научном сообществе специалистов имела четкий объект исследования - территориальные рекреационные системы. На ТРС было сконцентрировано основное внимание специалистов. Все публикации недавнего прошлого с поразительным единодушием называют ТРС предметом исследования рекреационной географии.

Отличительной особенностью советской рекреационной географии можно считать жесткую практическую ориентацию и то, что она была, вероятно, наиболее конструктивной из всех географических дисциплин. Разработки по рекреационной географии реально использовались на практике, что было делом не вполне обычным.

Почти до конца 80-х годов рекреационная география действительно могла определяться как общественно-географическая дисциплина, занимающаяся изучением территориальных рекреационных систем. В конце 90-х годов давать такое определение было уже немыслимо. Почти все созданные в СССР ТРС оказались расположенными за границами Российской Федерации, основного потребителя их услуг. Кроме того, многие из них попали в зоны этнических и региональных конфликтов. После распада СССР ТРС серьезно деградировали и для восстановления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может. Украина, Грузия, прибалтийские республики не в состоянии даже просто поддерживать на прежнем уровне ТРС, расположенные на их территориях, и яркий пример тому - состояние рекреации в Крыму.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: