Региональная программа благоустройства дворовых территорий. Эксперты онф проверили ход реализации программы по благоустройству дворовых территорий в семи регионах

18 благовещенских дворов в нынешнем году были включены в программу благоустройства «Городская среда». Амурская столица получила на приведение в порядок дворовых и общественных территорий 139 миллионов рублей из федерального и регионального бюджетов, а также из казны города. Как включить свой двор в приоритетный проект и какие работы могут быть проведены в рамках программы благоустройства, «Амурской правде» рассказала руководитель УК «Амурблагуправление» Ольга Токарева.

Дважды в год специалисты проводят осмотр домов, оценивают работу инженерных систем, состояние придомовой территории.

Благоустройство — зона ответственности самих жителей

Приоритетный проект «ЖКХ и городская среда», направленный на благоустройство городских дворов и общественных зон, стартовал в российских регионах в нынешнем году. Первоначально предполагалось, что государство будет проводить софинансирование проекта до 2020 года. Однако на днях министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень заявил о продлении программы еще на два года. В Благовещенске на приведение в порядок дворовых территорий в этом году будет потрачено 139 миллионов рублей из федерального, областного и местного бюджетов. В программу «Городская среда» были включены 18 дворовых территорий, две из которых расположены в поселке Аэропорт. Два дома, к которым прилегают эти дворы, находятся на управлении благовещенской компании «Амурблагуправление».

тысяч квадратных метров жилья находится на управлении компании «Амурблагуправление». Еще около 4 тыс. кв. м — на обслуживании

— Чтобы попасть в проект благоустройства, жителям домов в поселке Аэропорт пришлось проделать серьезную работу. Один из домов, который попал в программу, перешел под управление нашей компании с января, — рассказывает Ольга Витальевна. — Часто жители решают сменить управляющую организацию, потому что хотят, чтобы в их подъездах не только лампочки меняли и пол мыли. Задача УК — сделать жизнь горожан комфортной. В доме, который мы приняли, было необходимо и окна в подъезде сменить на новые металлопластиковые, и светильники светодиодные установить. Кроме того, жильцы проголосовали за участие их двора в программе «ЖКХ и городская среда». Мы помогли составить необходимую документацию. Работу нужно было сделать быстро, чтобы двор отремонтировали уже этим летом.

Соседний дом, который также находится «под крылом» «Амурблагуправления», подготовил пакет документов на благоустройство своей дворовой территории еще в 2013 году. Жители многоэтажки рядом, решили, что хороший двор не помешает и им. В проекте в том числе учли водоотведение.

— Отсутствие системы водоотведения — беда многих дворов Благовещенска. Из-за плохой работы ливневых канализаций во время дождей вода оказывается не только возле подъездов, но и в подвалах. Поэтому при составлении проекта ремонта этот момент необходимо учитывать в первую очередь, — посоветовали в «Амурблагуправлении».

Платить или жить без удобств

Дважды в год специалисты УК «Амурблагуправление» проводят осмотр конструктивных элементов зданий, которые находятся на управлении компании, оценивают работу инженерных систем, состояние придомовой территории. На основании этих осмотров составляются акты, в которых указываются все выявленные дефекты.

— Увы, к управляющим компаниям многие жильцы относятся негативно. Отчасти это связано с работой на рынке недобросовестных УК. Тень от деятельности таких фирм ложится в итоге и на порядочные организации. Чтобы не отвечать за чужие ошибки, мы работаем максимально прозрачно. На осмотр дома и составление актов всегда приглашаем председателя совета дома или кого‑то из членов этого совета. А совет уже доносит сведения до других собственников. Мы по закону можем лишь рекомендовать решить первоочередные проблемы. К примеру, посоветовать установить водонагреватель. Однако, как ни странно, порой люди готовы отказаться от удобств в пользу, например, качели во дворе, — отмечает Ольга Токарева. — Чтобы вопросы благоустройства решались эффективно и оперативно, средства на поддержание домов и прилегающих к ним территорий должны быть заложены в тариф. А подчас получается, что в установке горки на детской площадке заинтересованы только семьи с малышами, скамейка перед подъездом нужна бабушке. А по факту платить за это не хотят ни те ни другие. В сознании многих граждан по‑прежнему живет убеждение, что кто‑то должен следить за состоянием их дворов, нести ответственность за сохранность общедомового имущества, проводить ремонт.

В управляющей компании признают, что часть работ в жилых домах порой приходится выполнять в долг, чтобы не примкнуть к числу нарушителей. Ведь УК находится под постоянным контролем жилищной инспекции, ресурсоснабжающих организаций, да и самих жильцов.

— Бывает, что мы выполняем какие‑то срочные ремонтные работы, а потом убеждаем жителей изменить тариф, так как люди остаются должниками перед компанией. С учетом сегодняшних цен и постоянно растущей инфляции, чтобы содержать многоквартирный дом в нормальном состоянии, тариф на его обслуживание должен быть не менее 17 рублей. Это без учета обслуживания лифта, вывоза мусора и услуг по уборке. А у нас на обслуживании есть дома, где тариф 12 рублей. Как можно поддерживать дом, не имея ресурсов на его содержание? За эти деньги можно только обеспечивать жильцов бесперебойной поставкой электроэнергии, воды, водоотведением. Чтобы, к примеру, заменить в подъезде светильники, окна, почтовые ящики, предусмотреть средства на ремонт подъездов, тариф должен быть выше минимального. Мы стараемся убедить людей в том, что жить с комфортом гораздо приятнее, чем все время жаловаться на покосившиеся двери в подъезде и лужи во дворе.

Успеть до конца декабря

На управлении «Амурблагуправления» сегодня находятся 37 многоквартирных домов в городе. Минимум 10 прилегающих к ним придомовых территорий нуждаются в ремонте, который может быть выполнен, если жильцы пожелают, чтобы их дом участвовал в федеральной госпрограмме.

многоквартирных домов Благовещенска находятся сегодня на управлении «Амурблагуправления»

— Когда начала работать программа, мы раздали всем гражданам информацию о том, какой нужен пакет документов для участия в проекте, как его собрать, сколько необходимо голосов от жителей дома, чтобы их двор был благоустроен за счет средств бюджета. Из всех домов, чьи дворы нуждаются в ремонте, согласились участвовать только пять. По самым скромным подсчетам, на благоустройство одного двора необходима сумма в 2 миллиона рублей, — посчитали в «Амурблагуправлении». — Минимальный перечень работ включает: ремонт дворовых проездов, освещение дворовых территорий, установку скамеек и урн для мусора, обустройство ливневой канализации. Собственники сами решают, какие изменения они хотели бы увидеть в своих дворах. Мероприятия из минимального перечня финансируются за счет бюджета. Существует также дополнительный перечень, включающий оборудование детских и спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий и иные виды работ. Эти работы жильцы оплачивают за счет собственных средств. Граждане, желающие благоустроить свой двор, составляют паспорт дворовой территории. Подготовить техническую документацию собственники могут самостоятельно, собрав необходимую сумму. А могут принять решение заложить эти затраты в тариф на год. По нашим подсчетам, если жильцы выберут второй вариант, то тариф на обслуживание вырастет примерно на три рубля с кв. м. Однако окончательное решение остается, конечно, за собственниками. Заявка на участие дома в программе подается в муниципалитет. Тем, кто желает сделать свой двор комфортнее, необходимые документы нужно успеть собрать до 25 декабря.

Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.

Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.

Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.

Распределение по регионам

В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.

Принятие муниципальных программ

Чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионы и муниципалитеты должны разработать собственную программу и утвердить ее. Необычным является то, что на это могут повлиять сами жители. Мероприятия по благоустройству проводятся на дворовых территориях только многоквартирных домов.

Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.

Какие населенные пункты могут участвовать в программе?

Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.

Кто сейчас заботится о дворах

Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.

Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.

Новые правила

В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!

Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.

Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.

На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.

Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.

Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.

Участие может быть:

  1. Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
  2. Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.

Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.

На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.

Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству

Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:

  1. Создать инициативную группу.
  2. Составить перечень желаемых изменений.
  3. Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
  4. Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
  5. Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.

Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.

На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.

Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.

Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.

На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.

Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.

Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.

Смотрите видео о программе благоустройства дворовых территорий:

При строительстве жилья главная цель заключается в создании полноценного жилого комплекса, в котором жилые дома, хозяйственные строения и дворовая территория максимально благоустроены и представляют собой единый жилой массив. Благоустройство и дворовой территории, и находящихся на ней объектов - одна из важнейших задач, без решения которой невозможно достижение данной цели.

Благоустройство дворовых территорий предусматривает выполнение комплекса работ, направленных на создание удобной, эстетично оформленной территории. В ходе работ реализуются идеи по оформлению ландшафтного дизайна и сооружаются соответствующие санитарным нормам РФ площадки для проведения досуга.

Обустройство дворов многоквартирных домов предусматривает проведение следующих мероприятий:

  • регулярная проверка состояния предметов благоустройства, находящихся на территории, (например, осветительных приборов, бордюров, тротуаров, ограждений и т. д.), с целью своевременного выявления повреждений и поломок, приводящих к нарушению санитарно-гигиенических требований. Осмотр проводится ежедневно;
  • в случае обнаружения неисправностей объектов, должны приниматься меры по их устранению;
  • проведение установленных нормативами мероприятий, направленных на уход за элементами озеленения (обрезка кустарников, стрижка газонов, полив и т. п.);
  • проведение работ по очистке элементов благоустройства, созданных для отвода грунтовых и ливневых вод (дренажей, канав, труб) от мусора, с целью их нормального функционирования. Это делается по мере необходимости, но 1 раз весной — обязательно;
  • проведение «реставрации»: покраска, побелка, чистка и т.п. — один раз в год (при необходимости, чаще) с целью поддержания элементов дворовых территорий в соответствующем эстетическом виде;
  • освобождение урн от мусора (регулярность зависит от быстроты наполнения). В теплое время года их необходимо ежемесячно мыть и дезинфицировать, а 1 раз в год — красить или белить (причем, урны из металла надо красить как минимум 2 раза в течение года: осенью и весной);
  • проведение уборки территории (очистка от мусора и снега, подметание и др.) с целью содержания в чистоте объектов дворовых территорий;
  • осуществление сбора и вывоза бытовых отходов по установленному графику.

Комплексное благоустройство предусматривает проведение текущего и капитального ремонта его объектов, а именно:

  • по мере необходимости ремонтируется или полностью меняется дорожное покрытие (это также касается тротуаров и проездов);
  • по мере необходимости устанавливаются или реставрируются малые архитектурные формы и их элементы;
  • один раз устанавливаются урны и оборудуются контейнерные площадки, которые, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, периодически восстанавливаются или подвергаются замене;
  • по мере необходимости выполняются работы, связанные с уходом за объектами озеленения;
  • по мере необходимости ремонтируются и реставрируются поломанные ограждения и заборы, хозяйственные и спортивные площадки, беседки или другие специально оборудованные места отдыха жильцов;
  • по мере необходимости (однако не реже, чем 1 раз в год) ремонтируются объекты наружного освещения и красятся их опоры;
  • по мере необходимости проводится стрижка, спил, кронирование или «лечение» объектов озеленения (спиливают сухие ветки деревьев, обновляют или стригут газоны, придают форму живой изгороди).

Благоустройство дворовых и общественных территорий проводится в соответствии с определенными нормативно-правовыми документами, которые, в том числе, определяют характер ремонтных работ (текущий или капитальный).

Создание новых элементов предусматривает:

  • работы с ландшафтом: покрытие тротуарной плиткой или асфальтом пешеходных дорожек, мест передвижения транспорта и автостоянок, сооружение объектов малых архитектурных форм (скульптурных композиций, клумб, газонов, фонтанчиков и т.п.), установку ограждений, заборов и т.п.;
  • работы по озеленению: посадка кустарников и деревьев, формирование живых изгородей и другие работы, утвержденные в проектной документации;
  • работы по световому оснащению: установка объектов наружного освещения и художественных подсветок для светового оформления двора и района.

Работы, ведущие к временному нарушению благоустройства дворовых территорий (например, разработка грунта), должны проводиться в соответствии с требованиями, закрепленными в нормативно-правовой базе, регулирующей проведение земляных, ремонтных и строительных работ.

В Правилах технической эксплуатации жилья содержатся указания на периодичность и объемы работ, направленных на содержание в надлежащем состоянии жилых домов, мест общего пользования и прилегающей территории.

Какие ведутся работы по благоустройству дворовой территории

Министерством транспорта РФ разработан и утвержден документ, регламентирующий работы, связанные с капитальным и текущим ремонтом объектов, нацеленных на благоустройство дворовых и общественных территорий, и их содержанием. Данные требования прописаны в Классификации работ по капитальному ремонту и обслуживанию автодорог общественного значения и содержанию установленных на них сооружений.

Основанием для установления перечня и сроков дорожных работ являются: ведомость дефектов, диагностика, инженерные заключения, проектные и другие документы, в которых дается реальная оценка состояния определенного объекта.

  • Вывоз скола асфальта. Работу осуществляет предприятие, проводящее ремонт дорожного покрытия. Сроки зависят от значимости магистрали (дороги): на главных — вывозят сразу (по мере появления скола), на второстепенных — в течение 24-х часов.
  • Уборка отходов от вырубки объектов озеленения. Работы выполняют предприятия, занимающиеся вырубкой.

Сроки вывоза отходов от вырубки объектов озеленения зависят от значимости магистралей и улиц, вдоль которых проводятся работы: с основных улиц — до конца рабочего дня, с второстепенных улиц и дворов МКД — в течение 24-х часов.

  • Пни, появившиеся в результате вырубки объектов озеленения и находящиеся вдоль главных дорог, необходимо выкорчевать в течение суток, если же пни находятся на второстепенных улицах или во дворах МКД, то на их удаление дается трое суток.
  • Упавшие деревья убирает владелец (собственник) территории. Если дерево упало на проезжую часть, тротуар, рядом с проводами, находящимися под напряжением, перед фасадом дома или производственного здания, то его убирают незамедлительно. На освобождение других объектов дается 8 часов с момента обнаружения упавшего дерева.
  • Очистка урн проводится как минимум 1 раз в сутки, желательно чтобы это делалось по мере их наполнения. Поврежденные урны необходимо отремонтировать или заменить в течение 24-х часов с момента выявления поломки.
  • Контейнерные площадки должны соответствовать утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, согласно которым вывоз мусора в теплое время года должен осуществляться каждый день, а в холодное — 2-3 раза в неделю. Наводить порядок на площадке надо каждый день. Благоустройство дворовых территорий подразумевает содержание контейнерных площадок, поэтому это является обязанностью организации, с которой заключен договор о вывозе твердых и крупногабаритных отходов. Если же такого договора нет, то этот элемент возлагается на плечи тех, кто владеет земельным участком, отведенным под мусорные контейнеры.

Уборка территории, относящейся к МКД, дворов, мест большого скопления людей (например, вокзальные площади, рынки, площади и т. д.) осуществляется на протяжении рабочего дня.

Благоустройство дворовых территорий тесно связано с озеленением, потому что преследует ту же цель: создание гармоничного пространства на конкретно взятом участке.

Современные дворы многоквартирных домов — это пространство, организованное особым образом и удовлетворяющее основные потребности жильцов, каждая часть двора своеобразна и имеет определенное функциональное предназначение. Благоустройство дворов охватывает все элементы современного двора: дорожки, площадки, проезды, придомовые полосы и озеленение, создавая единое композиционное решение, которое гармонирует с концепцией всего района.

  • Придомовая полоса — довольно своеобразный элемент двора, подлежащий озеленению и несущий разную функциональную нагрузку (защитную, экологическую и эстетическую). Придомовая полоса может быть благоустроена по-разному, все зависит от желания и возможностей собственников: от разведения клумб и газонов до установки шезлонгов и скамеек. Ширина полосы не является стандартно установленной и колеблется в пределах 3-15 м, естественно, что это отражается на ее «функционале»: защищает от пыли и шума, очищает воздух или просто радует глаз.

Нередко придомовую полосу используют для выделения входа в дом: высаживают вьющиеся растения, необычные кустарники или деревья, устанавливают различные подсветки и т. д.

  • Садовые дорожки и различные площадки, согласно действующим нормативным документам, должны составлять не менее 15 % от общей незастроенной площади двора. Сегодня на благоустройство городских дворовых территорий обращается много внимания, потому что двор должен быть удобным и комфортным. На ширину дворовых дорожек влияет интенсивность движения пешеходов по ней. Допустимая ширина пешеходных аллей колеблется от 2,5 до 3 м, дорожек — от 1,5 до 2,5 м, а тропинок — от 0,5 до 0,75 м (обычно от начала до конца устанавливается одинаковая ширина, однако не исключен и неординарный дизайн). Если вдоль дорожки устанавливают скамейки, то устраивают своеобразный «карман» (углубление до 1,5 м). Покрывать дорожки можно асфальтом, бетоном (как монолитным, так и плиткой), бортовым камнем, кирпичной или гравийной крошкой и др.
  • Детские площадки. Для детей разных возрастов (ясли, дошколята и младшие школьники) устанавливаются отдельные, отгороженные друг от друга, площадки. В качестве ограждений обычно используются кустарники или другие объекты озеленения. Если нет возможности выделить для площадки много места, то ширина насаждений сокращается и может составлять 0,5-1 м. Нередко это приводит к тому, что они постепенно «сравниваются» с землей. В данном случае целесообразно, осуществляя благоустройство дворовых территорий и размещая детские и спортивные площадки, хозяйственные постройки, руководствоваться утвержденными нормативами, согласно которым они должны обладать такими качествами, как пешеходная доступность и минимальные ограждения.

Озеленение детских площадок преследует несколько целей: защита от ветра, обеспечение тени в жаркое время года и, самое главное, изоляция от проезжей части. Кроме этого, площадки должны иметь оптимальное освещение и хорошо проветриваться.

К выбору растений надо подойти довольно серьезно. Нельзя высаживать колючие кустарники и растения с ядовитыми или несъедобными плодами. Лучше, если это будут деревья и кустарники, благотворно влияющие на экологию и полезные для здоровья.

  • Спортивные площадки оборудуют, рассчитывая метраж по количеству жильцов (1 м 2 /1 чел.). Их можно расположить в пространстве между дворами, если жилой массив слишком плотно застроен. В этом случае необходимо соблюсти расстояние от окон дома (не менее 15 м). При озеленении спортплощадок необходимо выполнение нескольких условий: во-первых, площадки должны хорошо проветриваться; во-вторых, посаженные живые изгороди должны обеспечивать защиту от шума и солнца. Если вокруг площадки установлено сетчатое ограждение, то желательно пустить по ним вьющиеся растения. По всему периметру спортивной площадки необходимо посадить деревья, имеющие плотную крону. Перед посадкой стоит принять во внимание, что крона деревьев должна быть темной, а сами деревья ветро- и морозоустойчивыми (чтобы обломанные ветки не падали на площадку). Эти насаждения не должны ярко цвести и засорять площадку лепестками и семенами.
  • Хозяйственные площадки обустраиваются с учетом их функционального назначения: чистка и проветривание одежды, сушка белья, выбивание ковров, установка контейнеров для мусора и т. д.

Осуществляя благоустройство дворовых территорий, важно учесть, что хозяйственные площадки должны изолироваться от мест отдыха и других площадок или зелеными насаждениями, или стенами, выстроенными из кирпича или бетонных блоков (в этом случае необходимо использовать вертикальное озеленение, посадив вьющиеся растения).

  • Площадки для сушки белья, как и площадки для проветривания одежды, необходимо защитить от пыли, но, в то же время, на них должно попадать много солнца. Как правило, они имеют газонное и плиточное покрытие, а периметр площадки озеленен.

Если в доме не предусмотрен мусоропровод, значит, необходимо установить контейнеры и мусоросборники во дворе. Такая площадка должна быть покрыта асфальтом или бетоном, а вокруг нее надо посадить растения, которым присущи фитонцидные свойства (деревья или высокие кустарники, хорошо очищающие воздух).

Рельеф, который играет не последнюю роль

Благоустройство дворовых территорий не может быть осуществлено без учета рельефа местности, который может быть и естественным, и искусственным. Для создания рельефа можно использовать разные типы пластики, которые помогут защитить территорию двора от шума и пыли, разделить его на зоны, расширить возможности для детских игр. Часто искусственно созданный рельеф используют для маскировки площадок и различных дворовых сооружений (хозяйственных и инженерных).

Не последнюю роль в озеленении играет учет возможностей естественного рельефа. К примеру, если есть природное углубление, то лучше там оборудовать площадку, чтобы она находилась подальше от места движения транспорта и пешеходов. А если вокруг нее посадить кустарники или деревья, то можно создать впечатление полной изоляции от внешних воздействий.

Благоустройство дворов не может обойтись без озеленения, при осуществлении которого используется масса живописных приемов. Нередко озеленение проводится с целью «сгладить» формальность и типичность постройки, для чего используется уже привычный прием: газон и лужайка в окружении деревьев или кустарников.

Минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий:

  • ремонт проездов во дворах;
  • установка приборов уличного освещения;
  • установка скамеек и урн.

Дополнительный перечень работ:

  • создание спортивных и детских площадок;
  • оборудование мест для парковки автомобилей;
  • озеленение придомовой территории;
  • другие работы.

Зачем нужен паспорт благоустройства

Паспорта на элементы благоустройства и территории, прилегающие к МКД, стали выдавать сравнительно недавно, однако эта услуга показала свою эффективность и стала достаточно популярной.

Цель паспортизации — грамотное деление городской территории на отдельные участки, которым будет обеспечен оптимальный уход. Объектам, находящимся на данной территории должно обеспечиваться соответствующее содержание. Кроме этого, данная процедура дает возможность спланировать и реализовать мероприятия, направленные на благоустройство дворовых территорий, которые могут заключаться в следующем:

  • планирование и установка площадок для детей;
  • оборудование мест для отдыха;
  • выделение дополнительных парковочных мест;
  • установка объектов, предназначенных для создания комфортных условий жителям города и гармонирующих с архитектурным стилем данной территории.

Можно сделать вывод, что выдача паспорта на благоустройство дворовых территорий способствует осуществлению планомерного, хорошо контролируемого содержания муниципальных территорий.

Чтобы иметь возможность контролировать процесс благоустройства, в каждом конкретном случае выдается документ, который называется Паспортом благоустройства дворовой территории. В документе указывается информация, которая касается конкретно взятого двора , например:

  • общая площадь территории (с указанием границ);
  • объекты благоустройства, расположенные на данной территории (фактические и планируемые);
  • места движения и стоянки транспорта (развороты и парковки);
  • зоны озеленения;
  • пешеходные дорожки, тротуары, ограждения и заборы;
  • детские/спортивные площадки и места отдыха взрослых;
  • технические характеристики объектов благоустройства.

В случае, если на дворовой территории располагаются какие-либо особые зоны (например, место расположения пожарной или другой специализированной техники), перечень может быть увеличен.

Следовательно, паспорт благоустройства дворовой территории нужен для того, чтобы гарантировать наведение порядка на конкретно взятой территории. В нашей компании работают специалисты, способные оперативно решить задачи, поставленные заказчиком, и учесть индивидуальные потребности и возможности каждого клиента.

Где заказать паспорт благоустройства дворовых территорий, сколько примерно он стоит и как его оформить

Выбирая компанию, обратите внимание на следующее:

  1. Срок деятельности (более 2-х лет, лучше поинтересоваться отзывами бывших клиентов и узнать количество хорошо выполненных заказов, желательно, чтобы результативность была 100-процентной).
  2. Объем предоставляемых услуг (требование указано в ПП-743).
  3. Посещение территории геодезистом и ее обмер.
  4. Посещение территории дендрологом с целью обследования растительности.
  5. Оформление паспорта на благоустройство дворовых территорий (форма ПП-743).
  6. Подготовка плана инвентаря, согласно требованиям Департамента природопользования (в электронном виде).
  7. Занесение полученных в результате инвентаризации данных в АИС Реестр зеленых насаждений.
  8. Согласование с ДПиООС и ДЖКХиБ электронного варианта Паспорта.
  9. Стоимость услуг.

Стоимость услуг компании формируется по двум показателям: виды и качество работ. К сожалению, можно столкнуться с организациями-подрядчиками, которые игнорируют требования Департамента природопользования (ДПиООС), эти сведения можно получить по тел.: 8-495-531-20-08 доб. 1320, 1522, 1524 (Реестр зеленых насаждений Департамента природопользования). На конечной цене работы отражается размер территории (общая площадь), которая должна быть подтверждена Свидетельством на землю (причем, на каждую территорию, на которую оформляется паспорт). В распоряжении № 27-Р от 30.10.2012 г. указаны государственные цены на ряд работ, кроме этого, некоторые работы компания может выполнять по коммерческим ценам (согласно тарифам, утвержденным на данном предприятии).

Что же формирует конечную стоимость качественной работы? Рассмотрим на примере усредненных расценок, применяющихся в Москве:

  1. 20 тыс. руб./1 га — геодезическая съемка;
  2. 6 тыс. руб./1 га — дендрологические обследования;
  3. 10 тыс. руб./1 га — обработка данных, полученных в результате геосъемки и обследований (камеральная обработка), работа с картой, формирование плана инвентаря в соответствии с требованиями и его размещение на интерактивную карту города в ДПиОСС (М: 1:500);
  4. 2 тыс. руб./1паспорт — занесение данных в АИС Реестр зеленых насаждений;
  5. 10 тыс. руб. — услуга согласования паспорта с ДПиООС и ДЖКХиБ (внесение исправлений по замечаниям, работа с документом до получения положительного результата, которая может длиться на протяжении 2-6 месяцев).

Итак, в среднем создание Паспорта на благоустройство дворовых территорий по коммерческим расценкам может обойтись 48 тыс. рублей.

Теперь разберемся, в чем же разница между паспортизацией по коммерческим расценкам и работой «под ключ» за 15 тыс.руб./1 га.

  1. 2 тыс. руб. — данные, получаемые в результате геодезической съемки, есть в публичном доступе (М 1:10 000), поэтому она не проводится;
  2. 2 тыс. руб. — расстановка объектов озеленения (дендрологические обследования не проводятся);
  3. 10 тыс. руб. — камеральная обработка и работа с картами проводятся на основе данных, которые являются общедоступными (М 1:2000);
  4. 1 тыс. руб. — заносить данные в АИС Реестр зеленых насаждений не нужно, иногда вносятся только данные площади;
  5. отсутствует услуга согласования паспорта с ДПиООС и ДЖКХиБ (внесение исправлений по замечаниям, работа с документом до получения положительного результата, которая может длиться на протяжении 2-6 месяцев).

В этом случае стоимость работы по оформлению Паспорта на благоустройство дворовых территорий составляет, в среднем, 15 тыс. руб.

Для заказа Паспорта необходимо подготовить следующее:

  1. Список адресов.
  2. Указание площади (в м 2) по каждому адресу.
  3. Свидетельства на землю (отсканированные).
  4. Ф.И.О. и контактные данные лица, отвечающего за проведение инвентаризации благоустройства дворовых территорий со стороны Заказчика.

В Договор на паспортизацию должны быть включены следующие разделы:

  1. Предмет Договора.
  2. Сроки и порядок выполнения заказа.
  3. Стоимость предоставления услуги, порядок и вид расчетов.
  4. Порядок приема/сдачи работ.
  5. Права и обязанности Сторон Договора.
  6. Гарантийные обязательства.
  7. Ответственность Сторон.
  8. Форс-мажорные обстоятельства.
  9. Порядок урегулирования спорных вопросов.
  10. Срок действия и порядок внесения изменений в Договор.
  11. Юридические адреса, реквизиты и подписи Сторон.

Приложения:

  • Приложение 1. Смета на работу (инвентаризация, учет объектов озеленения, подготовка и оформление Паспорта на благоустройство дворовых территорий, занесение данных в АИС Реестра зеленых насаждений).
  • Приложение 2. План работы (календарный).
  • Приложение 3. Описание технического задания.
  • Приложение 4. Список адресов.

Согласование Паспорта проводится на основании Постановления Правительства г. Москвы № 743-ПП от 10.09.2002 г. «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы» (п. 7.3).

Полномочиями на согласование Паспортов на благоустройство дворовых территорий в г. Москве наделены: Департамент ЖКХ и благоустройства Москвы, Департамент природопользования г. Москвы.

Актуализация Паспорта на благоустройство дворовых территорий проводится каждый год.

Актуализацию данных инвентаризации проводят непосредственно лица, обладающие правом на земельный участок, являющийся территорией зеленого фонда г. Москвы или сторонние организации, имеющие право выполнять данные работы.

Чтобы выполнить натурные работы, можно воспользоваться инвентаризационным планом, который размещен в московских информационных системах. В этот план вносятся изменения, которые произошли на данной территории в течение года.

Результаты актуализации вносятся в определенные информационные системы. Если выполнение работ связано с закупками или предоставлением услуг, удовлетворяющих потребности города или государства, то срок исполнения соответствует срокам, указанным в государственном договоре/контракте. В других случаях результаты актуализации должны быть внесены в течение отчетного года.

Актуализация в АИС подразумевает внесение изменений данных и полей паспорта, которые произошли по причине, указанной в системе. Это может быть следующее:

  • Изменения, произошедшие на объекте, составили более 50 %.
  • Соединение 2-х и более Паспортов на благоустройство дворовых территорий.
  • Разделение одного Паспорта на 2 и более.
  • Замена Паспорта (вместо Паспорта по 267-РЗМ вносится паспорт по 743-ПП).
  • Не было никаких изменений.
  • Иные причины.

Актуализацию проходят Паспорта, на которых стоит отметка «Утвержден».

Каков порядок благоустройства дворовых территорий

Муниципальная программа благоустройства дворовых территорий предусматривает наличие «своих» правовых документов, в которых четко прописан порядок проведения благоустройства. Однако есть определенный перечень работ, которые рекомендуются к выполнению. Об этом и пойдет речь.

Начните с деления дворового пространства на частное и общественное. Таким образом вы сможете обеспечить безопасность представителям различных групп жильцов.

Чтобы это сделать, надо, прежде всего, выделить вход на территорию двора (фонари, указатели и т. п.). Теперь необходимо определить границы территории дома (не всегда идеальным вариантом является забор, это лучше сделать и путем высадки деревьев или кустарников). И, наконец, можно приступить к организации проездов (главных и второстепенных), облагородить входы в подъезды (построить пандусы, обозначить место для парковки велосипедов и т.д.).

Следующий этап работы - это формирование комфортной территории, а именно парковок. Программа благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов рекомендует обустраивать парковочные места нескольких типов: для жильцов (плоскостные), для гостей (линейные) и для инвалидов. Количество мест на парковке желательно обсудить с жильцами дома.

Желательно, чтобы территория хорошо освещалась, для этого потребуется установка дополнительных фонарей:

  • 5-7 метров — возле входа в дом;
  • 7-9 метров — на дворовых площадках (детские/спортивные);
  • 7 метров — возле проездов.

Реализовывая план благоустройства дворовой территории, необходимо позаботиться обо всех группах жильцов, а о детях — в первую очередь. Чтобы они хорошо и гармонично развивались, надо обустроить детские площадки, соответствующие запросам детей разных возрастных категорий (до 3-х лет, 3-7 лет, 7-12 лет, 12-15 лет).

Детские площадки должны быть оснащены:

  • урнами;
  • стендом с информацией;
  • мягким покрытием;
  • скамейками или другими местами для сидения;
  • навесом;
  • местом для настольных игр;
  • игровыми комплексами;
  • предметами для подвижных игр и т. д.

Площадки для проведения досуга взрослых жильцов должны быть сформированы таким образом, чтобы на них можно было и позаниматься спортом (тренажеры, настольный теннис и т.п.), и отдохнуть спокойно (например, поиграть в настольные игры).

Если, осуществляя благоустройство дворовых территорий, вы обустроите площадку для выгула животных (не важно, огороженную или нет), то это очень обезопасит жильцов и хорошо отразится на санитарно-гигиеническом состоянии всего двора.

Если площадка не огорожена, то ее надо снабдить стендом с информацией, урнами, мягким покрытием и местами для сидения. Если же это огороженная территория, то необходима еще и калитка.

Очень важным вопросом при благоустройстве дворовых территорий является озеленение. Вообще-то, этим обязаны заниматься управляющие компании, при условии, что данный земельный участок является общим имуществом МКД.

Новые насаждения предназначены для повышения уровня контроля климата и для защиты от солнечных лучей, шума, ветра и выхлопных газов.

Конечно, дворовая территория не безразмерна, и все вместить просто невозможно. Поэтому это всегда индивидуальный проект. Очень важно, чтобы все решения относительно создания комфортной территории были приняты сообща, после обсуждения с жильцами.

Проект благоустройства дворовых территорий разрабатывается в следующем порядке:

  • определение типа двора;
  • разбивка на зоны;
  • обсуждение с жильцами концепции благоустройства;
  • разработка и утверждение совместного проекта;
  • совместная реализация утвержденного проекта.

Как и кем обычно разрабатывается проект обустройства дворовой территории

Проект, в соответствии с которым осуществляется благоустройство дворовых территорий, расположенных в пределах города, разрабатывается с учетом требований Градостроительного кодекса РФ и действующих норм и правил (строительных, санитарных, пожарных и др.).

Благоустройство дворовых территорий муниципальных образований осуществляется по дизайн-проекту, разработанному городской администрацией.

Дизайн-проект состоит из текстового и наглядного описания объекта. В него включается концепция проекта и перечень (как текстовый, так и визуальный) компонентов, планируемых для размещения на данной территории.

Состав документации проекта зависит от того, какие работы планируются к выполнению. Это могут быть проект и подробная смета, возможен и более простой вариант: изображение территории двора и описание планируемых работ и мероприятий.

Чтобы обсудить с жильцами многоквартирных домов одобренный комиссией проект дизайна территории двора, участникам необходимо пригласить на обсуждение заинтересованных лиц, которые будут являться представителями собственников жилья, расположенного на данном участке.

Заинтересованными лицами считаются владельцы квартир, зданий и сооружений, находящихся в пределах территории двора, планируемого к благоустройству.

Организатору обсуждения необходимо сделать объявление о проведении обсуждения проекта дизайна с заинтересованными лицами. Если возникнет такая необходимость, то сообщение надо будет опубликовать в СМИ.

Организатор должен обеспечить обсуждение и согласование проекта дизайна дворовых территорий. Только после этого документ можно подавать на утверждение Комиссии.

Комиссия должна рассмотреть и утвердить дизайн-проект благоустройства дворовых территорий в течение 10-ти рабочих дней со дня согласования документа с лицом, представляющим интересы собственников и других заинтересованных лиц.

Что включает проект благоустройства придомовой территории многоквартирного дома и ее озеленения

Проект благоустройства дворовых территорий должен быть разделен на 2 части в зависимости от задействованной площади.

  1. Благоустройство жилых строений, градостроительных комплексов, микрорайонов, кварталов.
  2. Благоустройство дворовых территорий или участков и их озеленение.

Основными элементами благоустройства и озеленения, расположенными на разрабатываемой территории являются:

  • планировка территории по вертикали;
  • картограмма почвы;
  • план дорог и проездов;
  • прокладка дорог и проездов;
  • установка лестниц и стенок для подпорки;
  • устанавливание заборов и ограждений;
  • озеленение;
  • организация автостоянок;
  • устройство детских/спортивных площадок, мест для отдыха взрослых и площадок для выгула домашних животных, установка оборудования на площадках;
  • сооружение и установка объектов малых архитектурных форм.

Основой для подготовки Проекта благоустройства дворовых территорий является Генеральный план застройки (М: 1:500). Поэтому будет правильнее, если одновременно будут разрабатываться оба документа: и Генплан застройки, и Проект. Разрабатывая Проект, используют малые архитектурные формы, являющиеся типовыми. Однако если Задание на проектирование содержит указание на установку нестандартных малых архитектурных форм, то возможна разработка индивидуального проекта.

Кроме этого, индивидуальный подход к проектированию осуществляется в том случае, если необходимо учесть особенности территории, например, при проектировании садов, парков, скверов и т.п.

Закон о благоустройстве дворовых территорий содержит указание на обязательное их озеленение. Поэтому в Проекте необходимо отразить искусственную среду, для создания которой будут применены природные компоненты.

Первым этапом работы над проектом является создание эскиза, а завершает работу над проектом ландшафтного дизайна этап подготовки чертежей.

Готовый проект содержит:

  • Проект благоустройства дворовых территорий (план, отражающий местонахождение и подробное описание компонентов, задействованные материалы, описание внешнего облика объектов, аксессуары).
  • Проект озеленения (план рассадки деревьев и кустарников).
  • Проект организации рельефа (показывает особенности рельефа, его характерные черты, склоны и их направление, компоненты организации стока с поверхности, т.е. канавы, колодцы и т.п.).
  • Классификация материалов, определение объема работ, баланс площадей (эти данные требуются для расчета материалов и работ с ландшафтом).

При разработке всех материалов проекта озеленения дворовых территорий используется масштаб 1:200. Дальнейшая работа с документацией должна начинаться только после утверждения Генплана.

Посадка деревьев — один из ключевых моментов озеленения дворовых территорий. При выборе материалов перед вами встает довольно серьезная проблема: возможно ли совмещение на одной территории (довольно ограниченной) тех или иных растений. Мы хотим рассказать об особенностях хвойных и лиственных растений, чтобы предостеречь вас от возможных ошибок.

Например, оказывают ли хвойные деревья какое-либо влияние на развитие лиственных? Специалисты уверены, что оказывают. Елям, например, присуща разветвленная корневая система, расположенная по поверхности, вследствие чего они нуждаются в большой площади питания. Поэтому деревья, растущие рядом с елью, развиваются очень плохо или погибают. Рябина, бересклет и бузина — деревья, которые более или менее уживаются с таким «соседом».

Хотя декоративные ели и декоративные плодовые растения прекрасно уживаются. Если посадить голубую ель, ягодную яблоню Roialiti и липу «букетным» способом (расстояние между стволами 3-3,5 м), то получается достаточно эффектная картина, подчеркивающая благоустройство дворовых территорий.

Обратите внимание, что хвойные деревья, как, впрочем, и лиственные, нуждаются в обрезке. Специалисты рекомендуют срезать нижние ветки хвойных растений на протяжении лета. Это надо делать секатором, прошедшим дезинфекцию густым раствором марганцовки. Срезав ветку, необходимо сразу же замазать место среза масляной краской, которой пользуются художники. Таким образом, вы обезопасите дерево от заражения и предотвратите вытекание смолы.

Довольно часто, осуществляя благоустройство дворовых территорий, люди задают вопрос: как остановить или ограничить рост хвойного дерева? Возможно ли это? Бесспорно, сосна - очень красивое дерево. Но иногда ее высота доходит до 3-х метров, что очень сильно затеняет территорию. Очень жаль, но без подавления дерева ограничить его рост не представляется возможным. Можно приостановить рост дерева в высоту, если в конце мая выламывать часть «молодняка», но тогда начнется интенсивный рост вширь. Если на территории появилось много молодых сосенок, то, пока позволяют размеры, их можно пересадить на опушку или в лесополосу (делается это в конце августа). Маленькие участки лучше озеленять, используя сосну «Гном» или Watereri (стоят они не дешево, зато вырастают до 2-2,5 м).

Мнение эксперта

Проект благоустройства придомовой территории многоквартирного дома обязательно согласуют с жителями

Роман Ухабин ,

заместитель директора департамента благоустройства и дорожного хозяйства

Сначала мы знакомим жильцов многоквартирного дома с «черновым вариантом» проекта благоустройства дворовых территорий. На этом этапе они могут внести свои предложения по расположению и размерам парковок, площадок, тротуаров и прочих элементов благоустройства. Мы дорабатываем проект и вместе с жильцами его утверждаем. Только после этого приступаем к работе над проектно-сметной документацией.

Каков порядок инвентаризации дворовых территорий

Инвентаризация дворовых территорий осуществляется строго по заранее составленному графику, в котором указываются дата, время и место ее проведения. Данная процедура осуществляется путем обследования инвентаризируемой территории и объектов, находящихся на ней.

Основанием для проведения инвентаризации являются фактические данные подразделений городской администрации, наделенных полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами и социальной защиты граждан, со сведениями о территории многоквартирных домов, элементах, лицах, имеющих группу по инвалидности и проживающих в определенных МКД.

Если МКД расположен на территории, принадлежащей городу, и не включен в план Градостроительства или в Программы расселения и сноса жилья за бюджетные средства, то в отношении него проводятся мероприятия по инвентаризации.

При определении границ территории двора МКД нельзя выходить за установленные пределы и объединять участки разных МКД.

Во время осмотра территории двора МКД могут присутствовать владельцы помещений в многоквартирном доме или лица, их представляющие, сотрудники управляющей компании и другие лица, чье присутствие согласовано с председателем Комиссии по инвентаризации.

После проведения инвентаризации оформляется паспорт благоустройства дворовых территорий.

Проводится инвентаризация общественной территории, которая находится на территории муниципального образования, включая объекты муниципальной собственности.

После проведения инвентаризации общественной территории оформляется паспорт благоустройства дворовых территорий. Составлением и регистрацией Паспортов занимается секретарь Комиссии по инвентаризации.

До 31.12.2023 года секретарь Комиссии осуществляет хранение Паспортов общественных, дворовых территорий.

Если образовывается новая дворовая территория, объединяются или разделяются уже существующие дворовые территории, то оформляется новый Паспорт дворовых территорий. Это же делается, если Паспорт не утвержден или отсутствует. В остальных случаях после проведения инвентаризации актуализируется действующий Паспорт.

Актуализация Паспорта осуществляется в том случае, если дворовая территория подверглась изменениям (поменялись данные о самом участке или изменились расположенные на нем объекты) и наблюдается несоответствие данным, указанным в Паспорте 2017 года.

С 2018 по 2022 гг. актуализация Паспортов общественных территорий не проводится.

Федеральная программа по благоустройству дворовых территорий 2017-2022 гг.

Министерство строительства РФ приступило к реализации приоритетного государственного проекта, направленного на благоустройство дворовых и общественных территорий. Цель проекта: с 2017 по 2022 гг. провести облагораживание муниципальных образований, в которых численность населения превышает 1000 человек. Бюджет проекта в 2017 году составил 20 млрд руб.: 6,5 млрд руб. — на парки и места массового отдыха горожан, остальные деньги — на территории дворов МКД.

Принять участие в проекте мог любой регион, заключивший с Минстроем РФ соглашение о субсидии на реконструкцию дворовых территорий. Для этого надо было создать рабочую группу, которая займется реализацией проекта, и определить пилотные города на 2017 год (региональные центры и моногорода включаются в обязательном порядке).

На сегодняшний день конкурс на благоустройство дворовых территорий прошли 72 российских региона. Их руководители заключили соглашения с Министерством.

Следующий этап — создание муниципальных правил и разработка региональной программы на 2018-2022 гг. Регион должен иметь четкий график работ, а также представление об экономическом состоянии муниципалитета и объеме работ.

Двор МКД — основная проектная единица. Участвовать или нет в проекте, решают жители многоквартирки путем проведения общего собрания. Если ответ положительный, то городскому оператору проекта подается соответствующая заявка на участие: от жильцов, от ТСЖ МКД, от управляющей компании. Заявитель вместе с оператором готовит дизайн-проект дворовой территории, который подается на рассмотрение специальной комиссии. Комиссия оценивает заявку и выставляет баллы, на основании которых создается очередь на благоустройство дворовых территорий. Критерии оценивания заявок: количество жильцов в МКД, степень их совместного участия, качество дизайн-проекта.

Приоритеты проекта: самостоятельность и совместное участие жильцов МКД. Если эти факторы отсутствуют, то регион не сможет освоить выделенные средства, за что руководителям грозит наказание.

Программа благоустройства должна быть написана до 01.09.2017 г.

Муниципальные правила и Закон об ответственности за нарушение Правил необходимо утвердить до 01.11.2017 г.

С одной стороны, проекту уготован форсированный сценарий, но, с другой стороны, он является наиболее смелым экспериментом центра: нет никаких ограничений ни по количеству дворов, ни по смете, ни по степени соучастия жильцов МКД.

Вокруг каждого многоквартирного дома располагается придомовая территория, которая принадлежит всем собственникам одновременно. Действующее законодательство предполагает регулярное проведение работ по ее благоустройству. План этих работ, нормативы качества и другие правила подробно описываются в статье.

Нормативы размеров территории, которая относится к придомовой, регулируется в первую очередь Жилищным кодексом (глава 6). Также обращают внимание на градостроительные акты, которые зависят от конкретного населенного пункта, строительные документы и Правила содержания общего имущества, относящегося к многоквартирному дому.

Единой, конкретной формулы для всех случаев не существует. Однако для каждого дома существует план (его можно увидеть в Управляющей компании или ТСЖ), на котором четко обозначены границы территории.

Таким образом, для определения зоны ответственности по уходу и благоустройству дворовой территории сначала следует четко определить её границы . Юридически она может находиться в муниципальной или частной собственности. В последнем случае земля считается принадлежащей одновременно всем собственникам в долях, пропорциональных площадям их квартир.

Ответственный за благоустройство

Если земля принадлежит муниципалитету, то за благоустройство отвечают представители местной Администрации. Если придомовая территория относится к частной собственности, ответственность несут жильцы. Однако в этом случае собственники, как правило, передают (делегируют) свои полномочия определенному юридическому лицу:

  • Управляющей компанией, которая отвечает за содержание общего имущество, озеленение, уборку двора, вывоз мусора и многое другое;
  • Домовому комитету (из числа собственников назначаются соответствующие ответственные лица).

Таким образом, вне зависимости от размера придомовой территории и формы собственности на нее ответственность за благоустройство лежит на собственнике (прямо или опосредованно – т.е. через договор с Управляющей компанией). УК оказывает соответствующие платные услуги, оплачивающиеся по принятому тарифу.

Владельцы квартир вправе требовать исполнения обязательств по договору в полном объеме. С текстом договора можно ознакомиться в компании или взять его у ответственного лица (например, у председателя ТСЖ или у старшего по дому).

Мнение эксперта

Саломатов Сергей

Эксперт по недвижимости

В случае приобретения квартиры в новостройке собственники заключают договор купли-продажи со строительной компанией. Также подписывается акт приема-передачи имущества (как самого дома, так и двора вокруг него). Обязанность застройщика провести благоустройство двора должна быть прописана в договоре. В противном случае собственники не смогут потребовать от него провести соответствующие работы.

Перечень работ по благоустройству

Конкретный перечень работ утверждается на местном уровне – в постановлениях региональных правительств. Обычно подобные программы носят название «Формирование комфортной городской среды».

Окончательный перечень работ может определяться индивидуально по каждому многоквартирному дому. Жильцы на общем собрании собственников вправе самостоятельно определить конкретный список обязанностей Управляющей компании, обслуживающей дом (в пределах своих финансовых возможностей). В перечень работ обычно включаются такие виды:

  1. Уборка всей территории, предназначенной для общего пользования, в том числе выделенных зон для парковок.
  2. Установка мусорных баков и урн.
  3. Устройство проезда из асфальта, тротуаров.
  4. Монтаж бордюров и поребриков.
  5. Содержание фонарей уличного освещения, периодический осмотр и ремонтные работы, устранение последствий аварийных ситуаций.
  6. Установка систем освещения дополнительного назначения (например, подсветка на спортивной, детской площадке и т.п.).
  7. Создание, содержание, расширение, модернизация детской площадки на территории двора (и других зон активного отдыха при наличии – например, турники, тренажеры и т.п.).
  8. Проведение работ по озеленению, содержание кустарников, деревьев, цветочных клумб.
  9. Окрашивание всех стационарных конструкций, установленных на участке, в том числе ограждений, лавочек, урн, опор и т.п.
  10. Сезонные работы, связанные с обеспечением безопасности жильцов и арендаторов – обработка пешеходных дорожек противообледенительной смесью, уничтожение сосулек, наледей, снежного наста и т.п.
  11. Монтаж, обслуживание и ремонтные работы по ограждениям участка, его отдельных зон (например, цветника, детской площадки).
  12. Монтаж во дворе пандусов, перил, прочих устройств для создания комфортной среды для людей с ограниченными возможностями.
  13. Покрытие территории – натуральный или искусственный газон, асфальт.
  14. Монтаж архитектурных сооружений, скульптур, небольших фонтанов т.п.
  15. Создание зон для выгула животных, ограждение, содержание этих территорий.

Объем каждого вида работ имеет собственную единицу измерения – в большинстве случаев это квадратный метр, погонный метр или штуки. Например, бордюры измеряются в погонных метрах, укладка асфальта – в м 2 , а установка урн – в шт.

Перечни работ составляются на каждый год, содержание видов услуг и цены на них уточняются по мере поступления новой информации. Обычно документ утверждается заблаговременно, до наступления нового года.

Нормы проведения основных работ

Конкретные нормативы устанавливаются как на уровне федерального, так и на уровне регионального законодательства (нормативные акты, ГОСТы, СНиПы и другие документы). Основным источником информации является соответствующее Постановление Госстроя.

Асфальтирование

Это одна из наиболее дорогих статей бюджета проведения благоустройства дворов. Как правило, перед принятием решения о ремонте собирается не менее половины жильцов, которые принимают соответствующее решение большинством голосов. Работы производят за счет дополнительного финансирования собственниками (или за счет доходов от аренды части придомовой территории).

Нормативы асфальтирования следующие:

  • высота слоя может отличаться от принятого не менее, чем на 15 см;
  • ширина покрытия непосредственно вокруг дома не менее 100 см;
  • покрытие на дорогах, непосредственно примыкающих к подъездам, а также на стоянке – обязательно.

Правила огораживания

Возведение постоянных ограждений не запрещено законом, однако при проведении работ необходимо учитывать несколько требований:

  1. Ограда не может перекрывать проход, а также автомобильный подъезд к дому.
  2. Территория двора не может быть ограничена полностью – так, чтобы жители других дворов не могли беспрепятственно пересечь ее.
  3. Вместе с тем детская площадка или парковка может быть огорожена полностью.

Ограждения на парковке не должны мешать проезду к дому специальному транспорту (полиция, скорая помощь, пожарные машины и т.п.).

Правила озеленения

При проведении благоустройства двора практически всегда уделяется внимание озеленению территории. Оно осуществляется с учетом таких требований:

  1. Стрижка газонов, кустарников, зеленой изгороди проводится регулярно (несколько раз за теплый сезон).
  2. Полив своевременный, в засушливое лето – усиленный.
  3. Недопустимость самовольного насаждения кустарников и деревьев, равно как и их выкорчевывания.
  4. Соблюдение четких границ зеленой зоны, газонов. Недопустимо расширять ее за счет пешеходных дорожек и других участков.
  5. Не допускается использовать деревья в качестве столбов, опоры, рекламных конструкций и т.п.
  6. Своевременная уборка сухостоя, прошлогодней травы.
  7. Запрещается размещение парковочных мест непосредственно в зеленой зоне.
  8. Допускается возведение невысоких ограждений, сигнальных столбиков для визуального выделения газонов, зоны с деревьями и кустарниками.

Иногда зеленая зона во дворах дополнительно содержит искусственный водоем. В этом случае на собрании собственников необходимо разработать порядок по уходу за водой во избежание засорения пруда, цветения воды и т.п.

Обустройство детской площадки

Ответственность за возведение детской площадки лежит:

  • на застройщике, если в договоре этот пункт был изначально предусмотрен (для новостроек);
  • на собственниках квартир, если придомовая территория уже была приватизирована;
  • на муниципалитете (Администрации), если приватизации пока не было.

Требования к созданию и обслуживанию площадок наиболее строгие, поскольку речь идет в первую очередь о безопасности детей.

В целом при проведении монтажных или ремонтных работ придерживаются таких требований:

  1. Зону для размещения площадки выбирают исходя из того, что она должна быть наиболее удалена от проезжей части, мусорных баков (не менее 20 метров).
  2. По периметру площадку ограждают деревьями, которые будут давать тень летом.
  3. Обязательно создание песчаной подушки для минимизации травм при падении. Замена песка проводится ежегодно.
  4. Поддержание чистоты, соблюдение санитарных норм.

Следить за состоянием территории должны сотрудники Управляющей компании. Они убирают мусор, производят текущий ремонт, осуществляют регулярный осмотр с составлением отчетов и т.п.

Требования ГОСТа по благоустройству детских площадок предписывают создание нескольких зон для разных возрастных групп. На практике реализовать эту идею удается далеко не во всех случаях. Поэтому ограничиваются монтажом как минимум одного турника (тренажера, игровой конструкции) для каждого возраста.

Текущий и капитальный ремонт

Под капитальным ремонтом понимают такие виды работ:

  • озеленение двора кустарниками и деревьями, создание живой изгороди;
  • монтаж ограждений, строений;
  • асфальтирование парковок, внутридворовых дорог и пешеходных дорожек.

В состав текущего ремонта входит:

  • ямочный ремонт автодорог;
  • работы по содержанию ограждений и строений на участке;
  • ремонтные работы на детских и спортивных площадках.

Как принять участие в программе по благоустройству

Содержание дома, в том числе и придомовой территории осуществляется в основном Управляющей компанией, которой жильцы передают эти полномочия по договору. Однако на практике сфера ее ответственности ограничивается , вывозом мусора, подстриганием газонов и т.п. Чтобы провести полное обновление детской площадки, организовать зону отдыха и выполнить другие масштабные изменения, жильцам приходится обращаться в местную Администрацию.

Шаг 1. Проведение общего собрания

Прежде всего, собственники должны собраться на общем собрании, чтобы решить вопрос о составлении плана благоустройства своего двора. На практике один и тот же двор фактически принадлежит сразу нескольким многоквартирным домам. Поэтому целесообразно организовать общее собрание с участием собственников всех квартир, относящихся к микроучастку.

Предварительно собирается инцииативная группа (например, старшие по дому, по подъездам, председатели ТСЖ) и составляют объявление об организации собрания. В нем отражают сведения:

  • о составе инициативной группы;
  • о дате, времени и месте проведения собрания;
  • о повестке дня (в том числе благоустройство двора).

Решение принимается простым большинством голосов. При этом кворум (минимально необходимое количество) составляет 50% от всех собственников. и подписываются участниками.



Итоги собрания доводятся до всех собственников с помощью объявлений в течение 10 календарных дней после принятия решения. Требования к составлению протокола следует уточнять в соответствующем нормативном документе (Приказе).

Шаг 2. План благоустройства двора

На собрании среди прочих вопросов обсуждается перечень, план и порядок проведения работ по благоустройству двора. План составляется с привлечением специалистов или без них. Как правило, собственники приводят полный перечень всех работ, обозначают их на схеме.

Благоустройство дворовых территорий в России отнесено к компетенции региональных и местных властей. Однако за исключением Москвы, отчасти Московской области и Санкт-Петербурга соответствующие органы власти почти не выделяют средств на эти цели. В лучшем случае благоустройство ограничивается центральной частью региональных «столиц». Как правило, это оправдывается нехваткой средств в местных бюджетах.

Федеральная программа благоустройства

В 2017 году под эгидой Минстроя РФ была принята проектная программа «Комфортная городская среда». Она рассчитана на срок до 2022 года. Общий объем финансирования по этой программе составляет более 42 млрд. рублей, из которых примерно 25 млрд. рублей планируется направить из федерального бюджета на благоустройство дворовых территорий. Субъекты РФ также должны принять участия в этой программе, выделив на ее осуществление около 17 млрд. рублей. От активности региональных властей и местного населения зависит распределение федеральных средств.

Получить финансирование на благоустройство дворовых территорий в 2019-2022 годах может любой населенный пункт с числом жителей более 1000. Для включения в программу соответствующая территория должна быть передана в долевую собственность жителей прилегающих домов. После завершения работ за «государственный счет» все дальнейшие расходы по ремонту и поддержанию дворовых территорий полностью перекладываются на собственников, т.е. жителей. Они могут участвовать в этом как в денежной, так и в натуральной форме («субботники» и т.п.).

По федеральному проекту выполняются следующие работы:

  • установка мусорных урн и контейнеров;
  • установка скамеек;
  • организация автомобильных парковок;
  • монтаж осветительного оборудования;
  • ремонт дворовых проездов;
  • оборудование детских и спортивных площадок;
  • озеленение.

По данным Минтранса РФ в 2017-2018 годах в рамках этой программы было благоустроено более 20 тысяч дворов в разных городах России. Среди регионов-лидеров по реализации данного проекта:

  • Калужская область;
  • Красноярский край;
  • Чеченская республика;
  • Калининградская область;
  • Томская область.

Благоустройство дворов в Москве и области

В столице России соответствующая городская программа была принята еще в 2011 году. С 2015 года действует городская программа «Моя улица», в рамках которой также осуществляется ремонт и благоустройство московских дворов. Идеологами этих проектов выступили влиятельный институт архитектуры и дизайна «Стрелка» (председатель попечительского А. Мамут), а также датский архитектор Ян Гейл, приглашенный в Москву городскими властями в 2010 году. Гейл известен в Дании и других странах мира своей деятельностью по трансформации и гуманизации урбанистических пространств. Срок действия московских программ благоустройства продлен на период 2019-2022 годов.

В настоящее время в Москве «облагорожены» около 25 000 дворов. Ведется активное обустройство придомовых территорий в т.н. «Новой Москве» (бывшие районы Московской области к юго-западу от столицы). Помимо стандартных работ, аналогичных тем, что выполняются по федеральному проекту, столичные программы включают в себя:

  • расширение и ремонт тротуаров;
  • учреждение велосипедных дорожек и паркингов;
  • укладка плитки вместо асфальтового покрытия;
  • установка шлагбаумов при въезде во дворы (по согласованию с местными жителями);
  • дизайнерское озеленение.

В 2019-2022 годах городское правительство планируют сделать акцент на ремонт и поддержание в должном состоянии уже благоустроенных дворовых территорий.

Критики московских властей заявляют, что такое благоустройство обходятся слишком дорого. В частности, только в 2017 году из бюджета Москвы на него было выделено около 200 млрд. рублей. Это не только намного превышает расходы по аналогичной федеральной программе, но больше совокупных бюджетов многих регионов России. Известный экономико-географ и специалист по территориальной политике Н.В. Зубаревич назвала такие расходы на благоустройство Москвы «вызывающим потреблением на фоне беднеющей страны». Кроме того, многие отмечают непрозрачность распределения средств по городским проектам, завышенные сметы, различные злоупотребления, низкое качество выполняемых работ, отказ от учета мнения жителей.

В Подмосковье действует программа благоустройства дворовых территорий во многом сходная с московскими проектами. Был принят специальный региональный закон, содержащий в себе «единые стандарты» такого благоустройства. В 2018 году по распоряжению губернатора было учреждено профильное областное министерство. Каждый год в Подмосковье «облагораживается» примерно 1300-1500 дворов. С другой стороны, объем средств, выделяемых на эти цели в Московской области, в разы меньше, чем в столице. Критики отмечают низкое качество проводимых работ, разнообразные нарушения. Выделяемого финансирования в Подмосковье часто не хватает на ремонт и поддержание уже обустроенных дворов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: