Происхождение названий месяцев. Римский календарь Месяц в римском календаре первый

· Древнеегипетский · Древнеиндийский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский , григорианский · Римский · Румийский · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайский: лунный , солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Календарь

  1. 1-й день каждого месяца - календы (Kalendae или Calendae , сокр. Kal. , Cal. ); первоначально первый день новолуния, о котором возвещает верховный жрец (от лат. глагола calare - созывать, в данном случае для возвещения о новолунии).
  2. 13-й или 15-й день месяца - иды (Idus , сокр. Id. ); первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния (по этимологии римского учёного Варрона - от этрусского iduare - делить).
  3. 5-й или 7-й день месяца - ноны (Nonae , сокр. Non. ), день первой четверти луны (от порядкового числительного nonus - девятый, 9-й день перед идами, считая день нон и ид).

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число. В истории известны, например, мартовские иды - 15 марта 44 до н. э., день убийства Юлия Цезаря: Idus Martiae .

Названия этих дней (календы, ноны, иды) при обозначении даты ставились в аблятив времени (ablativus temporis ): Idibus Martiis - в мартовские иды, Kalendis Januariis - в январские календы, то есть 1 января.

Дни непосредственно предшествующие календам, нонам или идам, обозначались словом pridie - накануне (в вин. падеже): pridie Idus Decembres - накануне декабрьских ид, то есть 12 декабря.

Остальные дни обозначались посредством указания, количества дней оставшихся до ближайшего главного дня; при этом в счёт входили также день, который обозначался, и ближайший главный день (ср. по-русски «третьего дня» - позавчера): ante diem octavum Kalendas Apriles - за восемь дней до апрельских календ, то есть 25 марта, обычно писалось сокращённо a. d. VIII Kal. Apr.

Обзор года назывался kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, так как проценты платили во время календ.

Обозначения дней месяца (до 45 года до н. э.)

День Месяцы из 29-и дней Месяц из 28-и дней Месяцы из 31-го дня Нумерация (на примере мая)
январь, апрель, июнь, секстилий (август),
сентябрь, ноябрь, декабрь
февраль март, май,
квинтилий (июль), октябрь
Краткая форма Полная форма
1 kalendae Kal. Mai. Kalendis Maiis
2 IV VI a. d. VI Non. Mai. ante diem VI (sextum) Nonas Maias
3 III V a. d. V Non. Mai. ante diem V (quintum) Nonas Maias
4 pridie IV a. d. IV Non. Mai. ante diem IV (quartum) Nonas Maias
5 nonae III a. d. III Non. Mai. ante diem III (tertium) Nonas Maias
6 VIII pridie prid. Non. Mai. pridie Nonas Maias
7 VII nonae Non. Mai. Nonis Maiis
8 VI VIII a. d. VIII Id. Mai. ante diem VIII (octavum) Idus Maias
9 V VII a. d. VII Id. Mai. ante diem VII (septimum) Idus Maias
10 IV VI a. d. VI Id. Mai. ante diem VI (sextum) Idus Maias
11 III V a. d. V Id. Mai. ante diem V (quintum) Idus Maias
12 pridie IV a. d. IV Id. Mai. ante diem IV (quartum) Idus Maias
13 idus III a. d. III Id. Mai. ante diem III (tertium) Idus Maias
14 XVII X pridie prid. Id. Mai. pridie Idus Maias
15 XVI IX idus Id. Mai. Idibus Maiis
16 XV VIII XVII a. d. XVII Kal. Iun. ante diem XVII (septimum decimum) Kalendas Iunias
17 XIV VII XVI a. d. XVI Kal. Iun. ante diem XVI (sextum decimum) Kalendas Iunias
18 XIII VI XV a. d. XV Kal. Iun. ante diem XV (quintum decimum) Kalendas Iunias
19 XII V XIV a. d. XIV Kal. Iun. ante diem XIV (quartum decimum) Kalendas Iunias
20 XI IV XIII a. d. XIII Kal. Iun. ante diem XIII (tertium decimum) Kalendas Iunias
21 X III XII a. d. XII Kal. Iun. ante diem XII (duodecimum) Kalendas Iunias
22 IX pridie XI a. d. XI Kal. Iun. ante diem XI (undecimum) Kalendas Iunias
23 VIII terminalia X a. d. X Kal. Iun. ante diem X (decimum) Kalendas Iunias
24 VII VI IX a. d. IX Kal. Iun. ante diem IX (nonum) Kalendas Iunias
25 VI V VIII a. d. VIII Kal. Iun. ante diem VIII (octavum) Kalendas Iunias
26 V IV VII a. d. VII Kal. Iun. ante diem VII (septimum) Kalendas Iunias
27 IV III VI a. d. VI Kal. Iun. ante diem VI (sixtmum) Kalendas Iunias
28 III pridie V a. d. V Kal. Iun. ante diem V (quintum) Kalendas Iunias
29 pridie IV a. d. IV Kal. Iun. ante diem IV (quartum) Kalendas Iunias
30 III a. d. III Kal. Iun. ante diem III (tertium) Kalendas Iunias
31 pridie prid. Kal. Iun. pridie Kalendas Iunias

Неделя

Первоначально римляне использовали восьмидневные недели [ ] - нундины (лат. nundinae ), в которой дни обозначались буквами: A, B, C, D, E, F, G, H. Деление месяца на семидневные недели , возникшее на Древнем Востоке , в I веке до н. э. стало употребляться в Риме, откуда позднее распространилось по всей Европе .

В заимствованной римлянами семидневной неделе только один день имел особое название - «суббота» (др. евр. sabbath - отдых, покой), остальные дни назывались порядковыми номерами в неделе: первый, второй и т. д.; ср. в русском понедельник, вторник и т. д., где «неделя» означала первоначально нерабочий день (от «не делать»). Римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов. Названия следующие: суббота - день Сатурна , дальше - день Солнца , Луны , Марса , Меркурия , Юпитера , Венеры .

Латинские названия, видоизменившись, отчасти сохраняются до сих пор в названиях дней недели в Западной Европе . В Китае , а также Японии и других странах, традиционно находившихся под влиянием Китая , для обозначения дней недели приняты те же планеты, что и в римской традиции, но используются их национальные названия, связанные с элементами традиционной китайской алхимии .

Русский Латинский Французский Английский Немецкий Финский Японский Китайский
понедельник Lunae dies lundi Monday Montag Maanantai 月曜日 Гэцуё:би 月曜日 юэяожи
вторник Martis dies mardi Tuesday Dienstag Tiistai 火曜日 Каё:би 火曜日 хояожи
среда Mercuri dies mercredi Wednesday Mittwoch Keskiviikko 水曜日 Суйё:би 水曜日 шуйяожи
четверг Jovis dies jeudi Thursday Donnerstag Torstai 木曜日 Мокуё:би 木曜日 муяожи
пятница Veneris dies vendredi Friday Freitag Perjantai 金曜日 Кин"ё:би 金曜日 цзиньяожи
суббота Saturni dies samedi Saturday Samstag , Sonnabend Lauantai 土曜日 Доё:би 土曜日 туяожи
воскресенье Solis dies dimanche Sunday Sonntag Sunnuntai 日曜日 Нитиё:би 日曜日 жияожи

Часы

Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов (лат. horologium solarium ) в 291 году до н. э. ; в 164 году до н. э. в Риме ввели водяные часы (лат. solarium ex aqua ). День, как и ночь, был разделён на 12 часов. В разное время года продолжительность одного часа дня и одного часа ночи менялась. День - это время от восхода до захода солнца, ночь - от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь - с 6 часов вечера до 6 часов утра. Напр.: hora quarta diei - в четвёртом часу дня, то есть в 10 часов утра, 4 часа спустя после 6 часов утра.

Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая: prima vigilia - первая стража, secunda vigilia - вторая стража, tertia vigilia - третья стража и qvarta vigilia - четвёртая стража.

Летоисчисление

У римлян велись списки консулов (лат. fasti consulares ). Консулы избирались ежегодно по два на год. Год обозначался по именам двух консулов данного года, имена ставились в аблятив, напр.: Marcus Crassus et Gnaeus Pompeius consulibus - в консульство Марка Красса и Гнея Помпея (55 до н. э.).

С эпохи Августа (с 16 года до н. э.), наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н. э.): ab Urbe condita - от основания города, сокр. ab U. c. , a. u. c.

См. также

Напишите отзыв о статье "Римский календарь"

Примечания

Ссылки

  • Римский календарь / // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Римский календарь

Несмотря на большое количество проглоченных пилюль, капель и порошков из баночек и коробочек, из которых madame Schoss, охотница до этих вещиц, собрала большую коллекцию, несмотря на отсутствие привычной деревенской жизни, молодость брала свое: горе Наташи начало покрываться слоем впечатлений прожитой жизни, оно перестало такой мучительной болью лежать ей на сердце, начинало становиться прошедшим, и Наташа стала физически оправляться.

Наташа была спокойнее, но не веселее. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтобы из за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь. Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее: слезы раскаяния, слезы воспоминаний о том невозвратном, чистом времени; слезы досады, что так, задаром, погубила она свою молодую жизнь, которая могла бы быть так счастлива. Смех и пение особенно казались ей кощунством над ее горем. О кокетстве она и не думала ни раза; ей не приходилось даже воздерживаться. Она говорила и чувствовала, что в это время все мужчины были для нее совершенно то же, что шут Настасья Ивановна. Внутренний страж твердо воспрещал ей всякую радость. Да и не было в ней всех прежних интересов жизни из того девичьего, беззаботного, полного надежд склада жизни. Чаще и болезненнее всего вспоминала она осенние месяцы, охоту, дядюшку и святки, проведенные с Nicolas в Отрадном. Что бы она дала, чтобы возвратить хоть один день из того времени! Но уж это навсегда было кончено. Предчувствие не обманывало ее тогда, что то состояние свободы и открытости для всех радостей никогда уже не возвратится больше. Но жить надо было.
Ей отрадно было думать, что она не лучше, как она прежде думала, а хуже и гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала это и спрашивала себя: «Что ж дальше?А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Наташа, видимо, старалась только никому не быть в тягость и никому не мешать, но для себя ей ничего не нужно было. Она удалялась от всех домашних, и только с братом Петей ей было легко. С ним она любила бывать больше, чем с другими; и иногда, когда была с ним с глазу на глаз, смеялась. Она почти не выезжала из дому и из приезжавших к ним рада была только одному Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа Осссознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе. Но она даже не была благодарна ему за его нежность; ничто хорошее со стороны Пьера не казалось ей усилием. Пьеру, казалось, так естественно быть добрым со всеми, что не было никакой заслуги в его доброте. Иногда Наташа замечала смущение и неловкость Пьера в ее присутствии, в особенности, когда он хотел сделать для нее что нибудь приятное или когда он боялся, чтобы что нибудь в разговоре не навело Наташу на тяжелые воспоминания. Она замечала это и приписывала это его общей доброте и застенчивости, которая, по ее понятиям, таковая же, как с нею, должна была быть и со всеми. После тех нечаянных слов о том, что, ежели бы он был свободен, он на коленях бы просил ее руки и любви, сказанных в минуту такого сильного волнения для нее, Пьер никогда не говорил ничего о своих чувствах к Наташе; и для нее было очевидно, что те слова, тогда так утешившие ее, были сказаны, как говорятся всякие бессмысленные слова для утешения плачущего ребенка. Не оттого, что Пьер был женатый человек, но оттого, что Наташа чувствовала между собою и им в высшей степени ту силу нравственных преград – отсутствие которой она чувствовала с Kyрагиным, – ей никогда в голову не приходило, чтобы из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь с ее или, еще менее, с его стороны, но даже и тот род нежной, признающей себя, поэтической дружбы между мужчиной и женщиной, которой она знала несколько примеров.
В конце Петровского поста Аграфена Ивановна Белова, отрадненская соседка Ростовых, приехала в Москву поклониться московским угодникам. Она предложила Наташе говеть, и Наташа с радостью ухватилась за эту мысль. Несмотря на запрещение доктора выходить рано утром, Наташа настояла на том, чтобы говеть, и говеть не так, как говели обыкновенно в доме Ростовых, то есть отслушать на дому три службы, а чтобы говеть так, как говела Аграфена Ивановна, то есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни или заутрени.
Графине понравилось это усердие Наташи; она в душе своей, после безуспешного медицинского лечения, надеялась, что молитва поможет ей больше лекарств, и хотя со страхом и скрывая от доктора, но согласилась на желание Наташи и поручила ее Беловой. Аграфена Ивановна в три часа ночи приходила будить Наташу и большей частью находила ее уже не спящею. Наташа боялась проспать время заутрени. Поспешно умываясь и с смирением одеваясь в самое дурное свое платье и старенькую мантилью, содрогаясь от свежести, Наташа выходила на пустынные улицы, прозрачно освещенные утренней зарей. По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни. В церкви всегда было мало народа; Наташа с Беловой становились на привычное место перед иконой божией матери, вделанной в зад левого клироса, и новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик божией матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их. Когда она понимала их, ее личное чувство с своими оттенками присоединялось к ее молитве; когда она не понимала, ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться богу, который в эти минуты – она чувствовала – управлял ее душою. Она крестилась, кланялась и, когда не понимала, то только, ужасаясь перед своею мерзостью, просила бога простить ее за все, за все, и помиловать. Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Возвращаясь домой в ранний час утра, когда встречались только каменщики, шедшие на работу, дворники, выметавшие улицу, и в домах еще все спали, Наташа испытывала новое для нее чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастия.
В продолжение всей недели, в которую она вела эту жизнь, чувство это росло с каждым днем. И счастье приобщиться или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей Аграфена Ивановна, представлялось ей столь великим, что ей казалось, что она не доживет до этого блаженного воскресенья.
Но счастливый день наступил, и когда Наташа в это памятное для нее воскресенье, в белом кисейном платье, вернулась от причастия, она в первый раз после многих месяцев почувствовала себя спокойной и не тяготящеюся жизнью, которая предстояла ей.
Приезжавший в этот день доктор осмотрел Наташу и велел продолжать те последние порошки, которые он прописал две недели тому назад.
– Непременно продолжать – утром и вечером, – сказал он, видимо, сам добросовестно довольный своим успехом. – Только, пожалуйста, аккуратнее. Будьте покойны, графиня, – сказал шутливо доктор, в мякоть руки ловко подхватывая золотой, – скоро опять запоет и зарезвится. Очень, очень ей в пользу последнее лекарство. Она очень посвежела.
Графиня посмотрела на ногти и поплевала, с веселым лицом возвращаясь в гостиную.

В начале июля в Москве распространялись все более и более тревожные слухи о ходе войны: говорили о воззвании государя к народу, о приезде самого государя из армии в Москву. И так как до 11 го июля манифест и воззвание не были получены, то о них и о положении России ходили преувеличенные слухи. Говорили, что государь уезжает потому, что армия в опасности, говорили, что Смоленск сдан, что у Наполеона миллион войска и что только чудо может спасти Россию.
11 го июля, в субботу, был получен манифест, но еще не напечатан; и Пьер, бывший у Ростовых, обещал на другой день, в воскресенье, приехать обедать и привезти манифест и воззвание, которые он достанет у графа Растопчина.
В это воскресенье Ростовы, по обыкновению, поехали к обедне в домовую церковь Разумовских. Был жаркий июльский день. Уже в десять часов, когда Ростовы выходили из кареты перед церковью, в жарком воздухе, в криках разносчиков, в ярких и светлых летних платьях толпы, в запыленных листьях дерев бульвара, в звуках музыки и белых панталонах прошедшего на развод батальона, в громе мостовой и ярком блеске жаркого солнца было то летнее томление, довольство и недовольство настоящим, которое особенно резко чувствуется в ясный жаркий день в городе. В церкви Разумовских была вся знать московская, все знакомые Ростовых (в этот год, как бы ожидая чего то, очень много богатых семей, обыкновенно разъезжающихся по деревням, остались в городе). Проходя позади ливрейного лакея, раздвигавшего толпу подле матери, Наташа услыхала голос молодого человека, слишком громким шепотом говорившего о ней:
– Это Ростова, та самая…
– Как похудела, а все таки хороша!
Она слышала, или ей показалось, что были упомянуты имена Курагина и Болконского. Впрочем, ей всегда это казалось. Ей всегда казалось, что все, глядя на нее, только и думают о том, что с ней случилось. Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша, но это теперь не радовало ее, как прежде. Напротив, это мучило ее больше всего в последнее время и в особенности в этот яркий, жаркий летний день в городе. «Еще воскресенье, еще неделя, – говорила она себе, вспоминая, как она была тут в то воскресенье, – и все та же жизнь без жизни, и все те же условия, в которых так легко бывало жить прежде. Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю, – думала она, – а так даром, ни для кого, проходят лучшие годы». Она стала подле матери и перекинулась с близко стоявшими знакомыми. Наташа по привычке рассмотрела туалеты дам, осудила tenue [манеру держаться] и неприличный способ креститься рукой на малом пространстве одной близко стоявшей дамы, опять с досадой подумала о том, что про нее судят, что и она судит, и вдруг, услыхав звуки службы, ужаснулась своей мерзости, ужаснулась тому, что прежняя чистота опять потеряна ею.
Благообразный, тихий старичок служил с той кроткой торжественностью, которая так величаво, успокоительно действует на души молящихся. Царские двери затворились, медленно задернулась завеса; таинственный тихий голос произнес что то оттуда. Непонятные для нее самой слезы стояли в груди Наташи, и радостное и томительное чувство волновало ее.
«Научи меня, что мне делать, как мне исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью… – думала она.
Дьякон вышел на амвон, выправил, широко отставив большой палец, длинные волосы из под стихаря и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы:
– «Миром господу помолимся».
«Миром, – все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться», – думала Наташа.
– О свышнем мире и о спасении душ наших!
«О мире ангелов и душ всех бестелесных существ, которые живут над нами», – молилась Наташа.
Когда молились за воинство, она вспомнила брата и Денисова. Когда молились за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала. Когда молились за любящих нас, она молилась о своих домашних, об отце, матери, Соне, в первый раз теперь понимая всю свою вину перед ними и чувствуя всю силу своей любви к ним. Когда молились о ненавидящих нас, она придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них. Она причисляла к врагам кредиторов и всех тех, которые имели дело с ее отцом, и всякий раз, при мысли о врагах и ненавидящих, она вспоминала Анатоля, сделавшего ей столько зла, и хотя он не был ненавидящий, она радостно молилась за него как за врага. Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее, и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к богу. Когда молились за царскую фамилию и за Синод, она особенно низко кланялась и крестилась, говоря себе, что, ежели она не понимает, она не может сомневаться и все таки любит правительствующий Синод и молится за него.

Римский календарь и основные праздники

Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых - тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.

Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь - месяц Януса, март - Марса, май - богини плодородной земли Майи, июнь - Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой - восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem - семь), десятый, октябрь - восьмым (octo - восемь), одиннадцатый и двенадцатый - девятым и десятым соответственно (novem и decem - девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» - от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений.

Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия.

Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы - первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны - день первой четверти луны, а иды - середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, - в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь.

В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее.

В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.

Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема

15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий - луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.

Пан. Художник М. Врубель

Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть.

Существуют различные мнения об истоках и значении этого праздника. Еще в античности знали несколько легенд о происхождении Луперкалий. Согласно одной из них, Ромул и Рем после победы над Амулием с ликованием помчались туда, где их вскормила волчица. Суть праздника - подражание этому бегу, окровавленный нож ко лбам двух юношей прикладывают как напоминание об опасностях и убийствах, окружавших близнецов, а очищение молоком - символ пищи, которой были вскормлены Ромул и Рем.

Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков - увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии - не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков».

В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам.

27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий.

В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины - свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.

Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема

С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.

Весна. Художник Л. Альма-Тадема

В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы.

В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения.

С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна.

Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, - Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии.

Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников.

Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые - в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.

Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема

В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми - возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.

Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула (середина VIII в. до н. э.), римляне пользовались лунным календарем , который расходился с действительным астрономическим циклом на Земле. Год начинался с марта и состоял только из 10 месяцев (содержал 304 дня). Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами.

В VII в. до н. э., т.е. во времена второго легендарного древнеримского царя - Нумы Помпилия , была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

лат. название примечание
Martius март- в честь бога войны Марса, отца Ромула и Рема
Aprilis апрель - возможно, от лат. aperire (раскрывать), т.к. в этом месяце в Италии раскрываются почки на деревьях; вариант - apricus (согреваемый солнцем)
Majus май - название месяца восходит к италийской богине земли и плодородия, нимфе гор, матери Меркурия - Майе
Junius июнь - по имени богини Юноны, супруги Юпитера, покровительницы женщин и брака, которая дарует дождь и урожай, успех и победу
Quintilis, позже Julius пятый, с 44 г. до н. э. - июль, в честь Юлия Цезаря
Sextilis, позже Augustus шестой; с 8 г. н. э.- август, в честь римского императора Октавиана Августа
September сентябрь - седьмой
October октябрь - восьмой
November ноябрь - девятый
December декабрь - десятый
Januarius январь - в честь двуликого бога Януса, у которого одно лицо было обращено вперед, а другое - назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее
Februarius февраль - месяц очищений (лат. februare - очищать); связан с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля; этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

Названия месяцев являлись прилагательными-определениями при слове mensis — месяц, напр., mensis Martius, mensis December.

Юлианский календарь.

Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена свыше двух тысяч лет назад, в 46 г. до н. э. Инициатором ее был римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь . Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года. Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным.


Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия. Год стал начинаться с 1 января. Это совпало с началом римского хозяйственного года и со вступлением в должность новых консулов. Тогда же была установлена продолжительность месяцев, существующая и в настоящее время.

После смерти Юлия Цезаря пятый месяц Quintilis в его честь назвали Iulius (июль), а в 8 г. н.э. Sextilis был назван в честь императора Августа- Augustus.

Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. В 1582 году папа Григорий XIII внёс исправления в юлианский календарь, согласно которму год начинался на 13 дней раньше. Он был принят во всём мире. В России «новый стиль» был введён в 1918 году. Русская православная церковь до сих пор пользуется юлианским календарём .

Счет дней в месяцах. Римский календарь не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календ, нон и ид. Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нём трёх главных дней, связанных первоначально со сменой фаз луны.

День новолуния (1-й день месяца) назывался календы (Kalendae , сокр. Kal.). Первоначально о его наступлении возвещал верховный жрец (от лат. calare - созывать; зд.: для возвещения о новолунии). Вся система исчисления в течение года называлась Kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, т. к. проценты платили во время календ.

День полнолуния (13-й или 15-й день месяца) назывался иды (Idus, сокр. Id.). По этимологии римского учёного Варрона - от этрусского iduare - делить, т.е. месяц делился пополам.

День первой четверти луны (5-й или 7-й день месяца) назывался ноны (Nonae, сокр. Non.). От порядкового числительного nonus — девятый, т.к. это был 9-й день до следующего рубежа в месяце.

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

Даты обозначались путём отсчёта от этих трёх главных дней месяца, включая как этот день, так и день обозначаемой даты: ante diem tertium Kalendas Septembres - за три дня до сентябрьских календ (т.е. 30 августа), ante diem quartum Idus Martias - за четыре дня до мартовских ид (т.е. 12 марта).

Високосный год. Выражение «високосный год » связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря 24 февраля повторялось дважды, т. е. после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium - в повторный шестой день перед мартовскими календами.

Год с добавочным днём назывался bi(s)sextilis - с повторным шестым днём. По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» — «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос».

Дни недели. Семидневная неделя в Риме появилась в I в. н.э. под влиянием Древнего Востока . Христиане ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. В 321 году император Константин Великий закрепил такую форму недели законодательно.

Римляне назвали дни недели по семи известным тогда светилам, носившим имена богов. Латинские названия, видоизменившись, отчасти сохраняются до сих пор в названиях дней недели во многих европейских языках.

русский латинский французский английский немецкий
понедельник Lunae dies lundi Monday Montag
вторник Martis dies mardi Tuesday Dienstag
среда Mercuri dies mercredi Wednesday Mittwoch
четверг Jovis dies jeudi Thursday Donnerstag
пятница Veneris dies vendredi Friday Freitag
суббота Saturni dies samedi Saturday Sonnabend
воскресенье Solis dies dimanche Sunday Sonntag

В славянских названиях дней недели (через греческую православную церковь) был усвоено обозначение по их номерам. В романских языках традиция называть дни недели по именам языческих богов (несмотря на упорную борьбу христианской церкви) сохранилась до сих пор. В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими. Римскому богу войны Марсу в германской мифологии соответсвует Тиу, богу торговли Меркурию - Водан, верховному божеству неба и грозы Юпитеру - Донар (Тор), богине любви Венере - Фрея. Название ”суббота ” является видоизменённым древнееврейским словом sabbaton (шаббатон) - покой. Воскресенье первые христиане отмечали как ”день Господень”, то есть день воскресения Иисуса Христа.

Летоисчисление. В первые столетия своего существования датировка событий в Риме велась по именам консулов, которые избирались по два на год. Благодаря тщательности исторической фиксации имён консулов и постоянному употреблению их в исторических сочинениях и документах, мы знаем имена консулов, начиная с Брута (509 г. до н.э.) и кончая Басилием (541 г. н.э.), т.е. на протяжении более 1000 лет!

Год обозначался по именам двух консулов данного года, имена ставились в аблативе, напр.: Marco Crasso et Gnaeo Pompejo consulibus — в консульство Марка Красса и Гнея Помпея (55 г. до н. э.).

С эпохи Августа (с 16 г. до н. э.), наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 г. до н. э.): ab Urbe condita — от основания города, сокр. ab U. c. Перед номером года ставили аббревиатуру, например, 2009 году григорианского календаря соответствует 2762 год римской эры.

4. Календарь Римской империи

Когда римляне вышли за пределы города и положили начало созданию мировой Римской империи, они были отсталыми в культурном отношении людьми. Календарный год в них сначала состоял из 10 месяцев по 36 дней. Новый год они у них начинался с весеннего равноденствия и первый месяц года они назвали Мартом, в честь бога войны Марса (Martus, Marzus); второй Апрелем ); третий - Маем в честь Майи; четвертый - Июнем в а честь богини Юноны; а остальные месяцы - числами за их порядком: Пятый (Quntilius), Шестой (Sextilius), Седьмой (Septembrius), Восьмой (Octembrius), Девятый (Novevmbrius) и Десятый (Decembrius). От римлян эти названия месяцев вошли во все современные германо-латинские языки, в том числе и в русский. Отсчёт годов они начали от основания Рима, что, по их мнению, произошло в 754 году до нашей эры. Между концом предыдущего и началом следующего года были некалендарные дни, которые отводились для празднования и расчетов должников с кредиторами. Начало и конец государственного года официально объявляли жрецы Рима. Очень скоро это “объявление” стало доходным делом, поскольку могло по воле чиновников-жрецов ускорить или продлить срок расчета с долгами. Чтобы избежать этих злоупотреблений, преемник Ромула царь Нума Помпилий (715-673) сделал римские календарные месяцы 30-дневными, а между Декабрем (Децембриусом) и Мартом (Мартусом) ввёл дополнительные по 30 дней два месяце - Февраль (Februarius) и Январь (Januariuus) . Таким образом, календарный год приобрел 12 месяцев по 30 дней, а лишних 5-6 дней оставалось римлянам для зимних

праздников . Расчёты должников и кредиторов должны были производиться в феврале месяце, сразу после декабря.

В 46 году до нашей эры учёный грек Созиген убедил Гай Юлия Цезаря, что занимал на тотчас же должность “Вечного диктатора” (Dictator in perpetuum), осуществить реформу календаря, приведя его в соответствие с солнечным годом. Созигенов календарь, не считаясь с фазами Луны, имел 365 дней году, что только около 6 часов меньше настоящего солнечного года. А Созиген для наверстывания упущенного времени преложил в каждый четвёртый (4х6=24) год вставлять дополнительный один день. “Вечный диктатор” прислушался к советам умного грека и решительно перетряс традиционный для Рима календарь. Он переставил январь и февраль на те места, которые они занимают и сейчас. Исходя из государственных соображений, Цезарь объявил, что Рим было основано 1 января и с 1 марта на 1 января празднования Нового года. Согласно временам года он разделил год на 4 кварталы, в каждом с которых было 91-92 дня. Для дополнения года 365 днями Цезарь добавил в каждый из непарных месяцев (3, 5, 7, 9 и 11) один день, и в них стало считаться 31 день. А каждого четвертого года добавлялся один дополнительный день. Этот дополнительный день вставлялся после 6 февраля и назывался дважды шестой (bis-sextus) , откуда четвёртый год и получил название Високосного. На завершение Гай Юлий Цезарь пятый месяц, Квинтилий, - месяц своего рождения - переименовал на в Юлий. Календарь введено в действие 1 января 709 года от основания Рима; по нашему летоисчислению - 1 января 45 года до нашей эры.

После смерти Гай Юлия Цезаря объявления Нового года осталось в руках официальных жрецов. Последние не вчитались в календарный декрет Цезаря и стали объявлять високосными не каждый четвертый, а каждый третий год. Таким образом за 36 лет календарь ушёл вперёд на 4 дня. В 9 году наше эры, чтобы исправить положение, император Август приказал 12 лет не назначать високосных. По случаю Его Императорское Величество согласился, чтобы шестой месяц календаря, Секстилий, отныне назывался в его часть Августом. А чтобы Август ничьим не был меньший самого Июля (месяца Юлия Цезаря), то от Февраля (Февралия) забрали сначала один день для августа (Августа), а потом еще один - для Января, месяца римского городского Бога Януария. Таким образом февраль остался с 28 днями и в високосный год ему добавляли то же дважды шестое число . За календарем закрепилось название Юлианского и под этим именем в Римской империи и во всех христианизованных странах он действовал до конца 16 столетия. В царской России - до 1918, а в Греции - до 1923 года. Православные церкви России, Грузии, Иерусалиму, Сербии, Украины пользуются юлианским календарем до настоящего времени. Правда, в отличие от декрета Гай Юлия Цезаря православная церковь отмечает Новый год не 1-го января, а 1-го сентября, по её позаимствованному у Византии летоисчислению сейчас завершается 7.5507 год рек от Создания мира.

Календарь Гай Юлия Цезаря не знал семидневной недели. В нём середина, 14-15 числа, каждого месяца назывались Идами. Дни первой половины месяца назывались числом дней в Ид. Например: третий день до мартовских Ид, или одиннадцатый день до октябрьских Ид. Первое число месяца называлось Календою . После Ид дни месяца назывались числом дней до очередной Календы . Так, Гай Юлия Цезаря было убито в 708 году в день мартовских Иды, то есть, - 14 марта 44 года до нашей эры. Особыми празднествами отмечались 9-ые числа каждого месяца - Ноны.

Иды, Календы и Ноны были у римлян днями отдыха и празднования. Из конца 1-го столетия в Римской империи внедряется календарная 7-дневная неделя с названиями дней в честь небесных светил. В 274 году император Аврелиан (270-275) объявляет День бога Солнца (Воскресенье) единым и общим для всей империи праздничным днем. Иды, Ноны и Календы было изъято из юлианского календаря.

Примечания:

Латинское слово “Aprelius” означало “Раскрытие”, “Начало прорастания”.

От римлян к христианизованым народам перешел обычай праздновать несколько дней в конце уходящего и в начале наступающего года. К этим дням христианская церковь впоследствии привязала праздники от рождения (25 декабря) до крещения (6 января) Иисуса Христа. Этот период празднования верующими православной и католической церквей сейчас называется днями “Зимних святок”.

Латинское слово “Februarus” означало “Окончательный (полный) расчет”, “Расплата”, “Искупление”.

Месяц назван на честь двуликого бога Януария, который выходил со своего храма во время похода римских воинов, садился на вратах (на пороге) Рима и внимательно смотрел одновременно в две стороны, оберегая город от внезапных нападений и следя за поведением самих римлян и, особенно, римлянок. После окончания военной компании, или заключения мира, бог Януарий возвращался в свой храм и дверь храма закрывались. 77-летний император Август приказал записать на бронзовой пластине, что от создания Рима и до начало его руководства Римской империей "храм бога Януса закрывался только дважды, а при моём правлении - трижды"! Обычай открывать двери храма Януария во время войны и закрывать их в время мира сохранялся в Римедо 410 года, - до того времени, пока Рим не захватили и не ограбили варвары во главе с королем вестготов Аллларихом.

От латинского слова “Биccектус” происходит наше название года - “Високосный”.

Только значительно позднее, в 1582 году, папа ГригорийXIII своим декретом ликвидировал "Bis-Sextus”, заменив его 29 числом, что добавлялось до месяца февраля в високосный год.

Название этого дня по своему филологическому содержанию связано со словом “Календарь”.

Такой счет и название дней был непривычный для всего греко-римского мира. Отсюда касательно тех событий, которые наступят через долгое время или никогда, говорили, что его надо ожидать “Ad greakas calendas” - до греческих Календ. В греческом календаре не было Календ.

Римский календарь

[с.38] Римский календарь во времена Цезаря состоял из 12 месяцев: четырех - по 31 дню (март, май, квинтилий = июль, октябрь), семи - по 29 дней (январь, апрель, июнь, секстилий = август, сентябрь, ноябрь, декабрь) и одного из 28 дней (февраль) - всего 355 дней в году .

Через каждый год (по четным годам до н.э.) прибавлялось 22 или 23 дня для согласования с солнечным годом. Это прибавление производилось в феврале после празднества терминалии (23 февраля); оставшиеся пять дней февраля добавлялись в конце дополнительного месяца (intercalaris), так что этот месяц состоял из 27 или 28 дней.

Первый день месяца назывался календы (Kalendae), пятый (или же седьмой в месяце из 31 дня) - ноны (Nonae), тринадцатый (или же пятнадцатый в месяце из 31 дня) - иды (Idus). Считая в обратном порядке от этих установленных дат, обозначали дни месяца. Подсчет велся включительно, т.е. включался и обозначаемый день, и день, от которого велся отсчет. Таким образом, 2 января считалось: ante diem IV Non. Jan. ; 2 марта: ante diem VI Non. Mart . День накануне того дня, который нужно было сосчитать, назывался pridie (табл. V, стр. 175). Последние дни февраля после ид в дополненном году подсчитывались в обратном порядке от начала прибавленного месяца: [с.39] ante (diem) V Kal. Intercalaris - 20 февраля (Cic ., pro Quinct., 79). Иногда еще и 14 февраля было неизвестно, будут ли понтифики прибавлять дополнительный месяц; в этом случае 14 февраля обозначалось как ante diem X Terminalia (Dessau , № 6302 = Degrassi , № 719).

Последовательный счет дней, хотя и был возможен, встречается редко (A. Gagner , - "Festskrift Per Persson", 1922, с. 202) .

При такой системе счисления Луна совершенно не принималась во внимание; напротив, прибавление 22 (или 23) дней каждые два года нарушало всякое согласование с лунными месяцами. Тем не менее, дни на протяжении месяца считались в обратном порядке от очередной лунной фазы. Понтифик объявлял о появлении нового серпа (стр. 14) и по его форме и местоположению сообщал, сколько дней следует считать до нон, т.е. до первой четверти. В ноны снова провозглашалось, через сколько дней будут иды (полная луна) и по каким дням следует устраивать празднества (Ginzel , II, с. 173).

Римский календарь со всеми его специфическими особенностями (продолжительность месяца, система интеркаляций) был довольно сознательной попыткой «синхронизации гражданского и солнечного годов» (Censor ., 20, 6). Римский четырехгодичный цикл состоял из 355 + 378 + 355 + 377 дней. Можно предполагать, что автор этого цикла стремился подогнать лунный год к движению Солнца, т.е. к земледельческому году. (Месяцы из 29, 30 и 31 дня встречаются и в греческих метеорологических календарях.) Тем не менее, римский четырехгодичный цикл насчитывал 1465 дней, т.е. он был на четыре дня длиннее, чем четыре солнечных года. Таким образом, римский календарь отставал от смены времен года на четыре дня за каждые четыре года. Но установить истинную продолжительность солнечного года было и в самом деле нелегко (см. стр. 26). Геродот (I, 32) на этот счет заблуждался; великий инженер Гарпал (ок. 480 г. до н.э.) считал, что период обращения Земли вокруг Солнца составляет 365 дней и 13 час. Даже ок. 190 г. до н.э. Энний упоминал о 366 днях солнечного года. Поэтому нас не должно удивлять, что примерно в 500 г. до н.э. римские крестьяне ошибались: «Ты, Ромул, знал лучше оружие, чем звезды» (Scilicet arma magis quam sidera, Romule, noras. - Ovid ., Fasti, I, 28).

Римский псевдосолнечный цикл, видимо, являлся модификацией «года Ромула», т.е. чисто земледельческого 10-месячного года, начинавшегося в марте и кончавшегося в декабре, «десятом» [с.40] месяце. Народы древности часто принимали во внимание только период земледельческих работ и пренебрегали остальным временем естественного года. Весь годичный период, от одной весны до другой, делился на части различной длины. Такие «месяцы», продолжительностью до 39 дней каждый, засвидетельствованы и для года Ромула (Plut ., Numa, 18; Lydus , de mens., I, 16), и вообще для древней Италии (Censor ., 22, 6; 19, 6). Названия месяцев от марта до июня, по-видимому, относились к стадиям роста зерна и скота (см.: J.G. Frazer , The fasti of Ovid., II, 1929, с. 8; J. Bayet , Histoire de la religion romaine, 1957, с. 89). Древние обычно приписывали введение этого календаря Нуме Помпилию (и связывали недостатки календаря с его последующими изменениями - см.: Cic. , de leg. II, 12, 29). Современные ученые большей частью приписывают введение календаря децемвирам (середина V в. до н.э.). Но последние, скорее, выработали лишь систему добавлений к календарю для согласования с солнечным годом (интеркаляций) (Macrob ., I, 13, 21). С другой стороны, календарь был связан с капитолийским культом: календы были посвящены Юноне, а иды - Юпитеру .

Расхождение этого календаря с солнечным годом было столь очевидным, что уже примерно в 450 г. до н.э. децемвиры пытались исправить всю систему (см. выше). В 191 г. до н.э. был принят закон М. Ацилия Глабриона об интеркаляциях. Но эти реформы не помогали. Выдвигалось много других предложений подогнать календарь к солнечному году (Macrob ., I, 13; Liv ., I, 19; ср.: Ideler , II, с. 69; Ginzel , II, с. 253), но, очевидно, они так и не были приняты римлянами (Mommmsen , с. 44). По всей видимости, римляне в какое-то время отказались от схематических дополнений календаря и, так же как в Афинах и в других греческих городах (см. стр. 26), дополняли год тогда, когда в этом возникала необходимость. Со времени Второй Пунической войны и до реформы Цезаря в 45 г. до н.э. понтифики регулировали календарь по своему усмотрению. Так же как и греки (см. стр. 29), римляне стремились к тому, чтобы определенные жертвоприношения совершались соответственно в одно и то же время года (Quod ad tempus ut sacrificiorum libamenta serventur fetusque pecum... diligenter habenda ratio intercalandi est. - Cic. , de leg., II, 121, 29) . В действительности интеркаляции стали орудием политиков в их борьбе за власть и часто производились произвольно, без учета времени года.

[с.41] Это отразилось в формулировке одного из условий контракта, приведенной Катоном (Cato , de agr., 150): si intercalatum erit . В 50 г. до н.э. Цицерон 13 февраля еще не знал, будет ли 23 февраля вставлен добавочный месяц (Cic ., at Att., V, 21, 3), в 70 г. до н.э. он объяснил своим слушателям, что озабоченность греков по поводу подгонки своего календаря к движению Солнца - всего лишь чудачество (Cic ., Verr., II, 2, 129). Римский календарь и в самом деле не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны, но "ging vielmehr gänzlich ins Wilde" (Mommsen).

По-видимому, все попытки установить четкие циклы интеркаляций для этого календаря напрасны (см.: Ideler , Lehrbuch, с. 309; Mommsen , с. 44). Имеющиеся случайные свидетельства, как уже отмечалось, позволяют сделать только общее заключение о том, что в период между Первой Пунической войной (264 г. до н.э.) и Второй (218 г. до н.э.) римский календарь более или менее соответствовал юлианскому, отставая от него, возможно, на несколько недель; что во время Второй Пунической войны при Ганнибале дополнениями к году пренебрегали, так что к 190 г. до н.э. римский календарь опережал юлианский на 117 дней; что это расхождение уменьшилось до 72 дней в 168 г. до н.э., т.е. в прошедшие 22 года интеркаляции производились 12 раз. Можно предполагать, что во времена Гракхов календарь был почти согласован со сменой времен года, что видно по датам военных кампаний за период примерно со 140 до 70 г. до н.э. При Цезаре, однако, дополнения к календарю опять не делались: в 46 г. до н.э. отставание составляло 90 дней.

Эти сведения об использовании римского календаря во II в. до н.э. заимствованы у Дж. Де Санктиса . Мы должны подчеркнуть, что имеющейся информации недостаточно для общих выводов. Есть только два астрономических соответствия: солнечное затмение 14 марта 190 г. до н.э. наблюдалось в Риме 11 июля (по римскому календарю) (Liv ., XXXVII, 4, 4) и лунное затмение 21 июня 168 г. до н.э. наблюдалось в Риме 4 сентября (по римскому календарю) (Liv ., XLIV, 37, 8). Кроме того, из условий контрактов (Cato , de agr., 146) того времени следует, что урожаи зерна и маслин собирались своевременно, в конце мая и в ноябре соответственно. Возможно, в контрактах указывался «идеальный» месяц, который не зависел от причуд официального календаря (ср. стр. 19), но битва при Campi Raudii , близ г. Верцеллы, 30 июля (римского календаря) 101 г. до н.э. действительно произошла в день летнего [с.42] солнцестояния (Plut ., Marius, 26). Многочисленные даты, которые дошли до нас со времен Цезаря, не могут быть с уверенностью переведены в даты юлианского календаря (ср.: Ginzel , II, с. 273; J. Carcopino , César, 1936, с. 696).

ПРИМЕЧАНИЯ:

40. Имеющиеся сведения о римском календаре происходят из двух различных источников: из живой традиции его передачи, дошедшей до наших дней, и из древних документов и сообщений античных авторов. И в настоящее время мы пользуемся календарем Цезаря, а римская система датирования дней месяца (ноны и календы) сохранялась вплоть до XVI в. (Ginzel , III, с. 115). Основные источники: Macrobius , Sat., I, 13 и Censorinus , De die natali (238 г. н.э.). Сверх того (кроме многочисленных небольших отрывков из различных авторов и т.п.) имеются и календари на камнях, один из которых относится ко времени до реформы Цезаря (Fasti Antiates veteres: A. Degrassi , Inscriptiones Latinae liberae reipublicae, 1957, № 9). См. также: К. Latte , Römische Religionsgeschichte, 1960, с. 2. Среди современных исследований по римскому календарю работа Т. Моммзена (Th. Mommsen, Römische Chronologie, 2. Aufl., 1859) остается основополагающей и непревзойденной. Дальнейшие библиографические указания см.: Ginzel , II, с. 289. Новейший обзор и библиография: A.K. Michels , The Calendar of the Roman Republic, 1967; A.E. Samuel , Greek and Roman Chronology, 1972, гл. 5. См. также популярный обзор: F. Della Corte , L"antico calendario dei Romani, 1969. Древние свидетельства собраны A. Degrassi , - "Inscriptiones Italiae", XIII, 2, 1963. По римским фастиям (календарям) см.: Latte , Römische Religionsgeschichte, с. 431. [

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: