Почему идут споры вокруг фильма матильда. Скандал вокруг «Матильды

». Почему, казалось бы, рядовой фильм вызвал такие ожесточенные дискуссии? TUT.BY сформулировал шесть наивных вопросов о картине и попробовал ответить на них.

Кадр из фильма «Матильда»

Кто такая Матильда?

Прежде всего Матильда Кшесинская (1872−1971) известна как возлюбленная будущего императора Николая II. Их отношения продолжались около двух лет (1892−1894) и прекратились после помолвки наследника престола с Алиссой Гессенской (будущей императрицей Александрой Федоровной). Но Кшесинская известна еще и как талантливая балерина, звезда русского балета начала ХХ века, которая танцевала в труппе Мариинского театра в 1890—1917 годах. В 1911 году она участвовала в знаменитых «Русских сезонах» в Лондоне. Кшесинская известна тем, что прервала гегемонию на русской сцене талантливых иностранок (прежде всего итальянок) и открыла путь к славе многим русским звездам (в том числе и Анне Павловой). После революции Кшесинская эмигрировала, жила в Париже и скончалась, всего немного не дожив до своего столетнего юбилея.

Что за скандал с «Матильдой» происходит в России?

В конце 2016 года появился официальный трейлер фильма, в который были включены несколько любовно-эротических сцен. После этого против показа картины выступила депутат Государственной Думы России Наталья Поклонская, которая после вхождения Крыма в состав России стала полуострова и даже героем онлайн-игр.

Поклонская собрала около 100 тысяч подписей против фильма и направила в российские МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры запрос «о принятии мер по недопущению оскорбления религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма». С того времени в некоторых городах России проходят молитвенные стояния «За веру! За народ и царя!», направленные против выхода фильма. В различных российских городах произошла серия поджогов, которые связывают с выходом фильма. Так, в Петербурге неизвестные бутылки с зажигательной смесью в здание студии «Лендок» режиссера Алексея Учителя. В сентябре 2017 года стало известно, что объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа картины по соображениям безопасности. Кроме того, от показа картины уже отказались в некоторых регионах России (в том числе, в Ингушетии).

В чем наблюдается «оскорбление религиозных чувств»?

Большинство критиков картины еще не видели ее, поскольку фильм не выходил в широкий прокат. Претензии вызывает якобы фривольный показ жизни Николая II, не совместимый с его статусом в глазах православной церкви.

Еще в 2000 году РПЦ причислила Николая II и членов его семьи к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Уточним два важных момента. Собор в данном контексте — это церковный праздник в честь святых РПЦ, которые приняли мученическую смерть за Христа или подверглись репрессиям после революции 1917 года. Николай и члены его семьи являются не «святыми» (в классическом понимании этого слова), а «страстотерпцами» — христианскими мучениками, которые страдали во имя Христа. Речь, безусловно, идет о расстреле Романовых в 1918 году. Действие картины происходит задолго до этих событий.

Какова позиция православной церкви?


Кадр со съемочной площадки фильма «Матильда»

Российская православная церковь (напомним, что БПЦ подчиняется ей) однозначно не выступила против показа картины. В настоящее время не известно ни одного подобного категоричного заявления. Тем не менее отдельные высокопоставленные иерархи позволили себе высказаться против картины. Так, митрополит Сургутский Павел благословил сбор подписей о запрете производства и проката фильма. Теперь митрополит Павел прихожан не ходить на фильм «Матильда». Уточним, что оба иерарха еще не видели фильма. Как признается Павел, он просмотрел несколько видеороликов, после которых у него сложилось «очень неприятное впечатление о фильме».

Роман с Кшесинской действительно дискредитирует Николая II?

Если называть вещи своими именами, то нет. Романы на стороне были едва ли не у всех российских императоров и императриц. У Екатерины II сменилось едва ли не с десяток фаворитов. Но показ сериалов «Екатерина», «Великая» и «Екатерина. Взлет», которые шли в прайм-тайм в эфире крупнейших российских каналов, не вызвал никакого общественного возмущения. Хотя там личной жизни Екатерины II уделялось не меньшее внимание, чем государственной политике. Император Александр II после смерти законной жены и вовсе сочетался с возлюбленной морганатическим браком.

Пожалуй, лишь два правителя России — Николай II и его отец Александр III могли похвастаться безусловной верностью в браке и позволяли себе романы до него. Правда, судя по описанию фильма, любовные отношения между Николаем и Матильдой продолжались и во время брака будущего императора, образуя «любовный треугольник». То есть тут наблюдается отход от исторической правды. Но все же сложно давать какие-то категоричные оценки, не смотря фильм.

Покажут ли фильм в Беларуси?

Из-за скандала с «Матильдой» компания — правообладатель фильма в Беларуси «Гельварс Синема» инициировала просмотр ленты комиссией Минкульта Беларуси, чтобы получить досрочный ответ о возможности выхода фильма в широкий прокат. В комиссию вошли первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига, недавно назначенный начальник управления по кинематографии Министерства культуры Беларуси Александр Рыдван, представители Минского и областных киновидеопрокатов, директора кинотеатров, руководители отделов лицензирования белорусских телеканалов, представитель церковного духовенства.

Решение о прокате фильма было единогласным.

— Картина богатая, добротная и очень красивая. В ней есть художественный вымысел, но крамолы нет, — так прокомментировали члены комиссии Минкульта свое решение.

Поэтому премьера «Матильды» должна состояться в конце октября согласно расписанию белорусских кинотеатров.

Актерский состав фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

В Российской Федерации больше года пытаются запретить фильм о романтических взаимоотношениях наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской. Картина стала предметом ожесточённой общественной полемики, породила множество угроз, судебные иски, а ближе к первой премьере - нападения на ее создателей. Сегодня стало известно, что ряд крупнейших кинотеатров страны таки начал отказываться от показов киноленты.

Имя ей "Матильда"

Речь идет об историческом драматическом фильме "Матильда", снятом студией "Рок" режиссера Алексея Учителя.

Работа над кинолентой началась в 2010 году с разработки сценария, автором которого стал известный российский писатель Александр Терехов, работающий в жанре мокументари, - и растянулась на шесть лет, съев бюджет в 25 млн долл., большинство из которых были израсходованы на декорации и костюмы.

Как известно, съёмки фильма проходили в Большом Екатерининском и в Александровском дворцах в Царском Селе, а также во Дворце Юсуповых, Елагином дворце и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Кроме того, для картины были построены декорации Успенского собора Кремля, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Актерам подготовили около 5 тысяч костюмов, на создание которых ушло свыше 17 тонн ткани.

Сюжет киноленты прост - это история любви царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая ІІ и балерины императорского театра Матильды Кшесинской (с момента знакомства 22-летнего цесаревича и 18-летней танцовщицы в 1890 году и до момента коронации Николая с супругой Александрой Фёдоровной в 1896 году).


Представленные в трейлере фрагменты фильма говорят о том, что между Николаем II, его супругой и Матильдой Кшесинской возникает "любовный треугольник", в котором Николай и до, и после женитьбы мечется между объятиями Матильды и Александры, причем последняя изображена мстительной и завистливой особой, готовой с ножом броситься на соперницу.

Кстати о последней, изначально главную роль - балерины Матильды Кшесинской - должна была сыграть британская актриса Кира Найтли, однако ей пришлось отказаться от работы из-за беременности, а режиссер был вынужден искать замену.

Так исполнителями главных ролей киноленты стали польская актриса Михалина Ольшанская (Матильда Кшесинская), немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер (Николай Романов). Среди других звездных имен оказались Евгений Миронов, Ингеборг Дапкунайте, Данил Козловский и Григорий Добрыгин.

Фильм года превратился в скандал

Поначалу вестям о съемках исторического фильма о любви Романова в России не придали особого значения, но когда производство картины было в самом разгаре и начало подходить к финалу, посыпались возражения против съемок вплоть до полного запрета киноленты. Как оказалось, выпущенный в апреле 2016 года первый трейлер "Матильды" не понравился общественному движению "Царский крест". Участники увидели в кадрах еще незаконченного фильма "искажение исторических событий", а также "антироссийскую и антирелигиозную провокацию".

"В фильме "Матильда" царь Николай ІІ изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем ІІ была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая ІІ экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России", - заявили в организации и обратились к тогдашнему так называемому прокурору оккупированного Россией Крыма, а теперь депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской.

Отметим, негативный показ образа канонизированного святого Николая II в РФ является нарушением статьи Уголовного кодекса о возбуждении ненависти (282 УК) и оскорблении чувств верующих (148 УК).

Поклонская несколько раз в 2016 году направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке фильма, однако правоохранительные органы нарушений не обнаружили.


Наталия Поклонская Из открытых источников

С того момента "бумажная" война между ней и режиссером киноленты Алексеем Учителем не прекращалась.

В январе текущего года Поклонская отправила еще один запрос в Генпрокуратуру РФ. На этот раз она попросила целиком проверить сценарий фильма и законность выделения на него бюджетных средств через государственный Фонд кино. Поклонская посчитала, что права Николая II нарушены сразу по четырем статьям УК (клевета, вторжение в частную жизнь, нарушение тайны переписки и неприкосновенности жилища).

Кроме этого, Поклонская инициировала создание экспертной комиссии для проверки картины. Выводы экспертов неутешительны. Их в апреле текущего года опубликовала сама депутат. "Фильм "Матильда" унижает православных", - главное утверждение комиссии. Они также были отправлены в прокуратуру, вместе с тысячами, по словам Поклонской, обращений оскорбленных картиной россиян.


Режисер фильма "Матильда (2017г.) Алексей Учитель Из открытых источников

В ответ на такие действия Учитель также отправил жалобу в Генпрокуратуру и попросил о защите от клеветы Поклонской. За картину вступились российские кинематографисты, а в Минкульте РФ заявили, что выводы экспертной комиссии не повлияют на прокат фильма.

Против "Матильды" церковь и активисты

Но не только Поклонская и "Царский крест". Негативно о фильме высказались также глава Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов), который ознакомился со сценарием "Матильды", и митрополит Иларион (Алфеев), который одним из первых посмотрел фильм.

Как уверяют церковники, все отношения между Николаем и Матильдой, начавшиеся в 1890 году, в 1894 году были прекращены навсегда - с тех пор наедине они больше не встречались. То есть Николай ІІ никогда не изменял жене. А значит - картина бросает тень на канонизированного святого. Однако они не были против показов картины.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

С таким подходом согласились не все церковные иерархи. Так, в июне 2017 года митрополит Сургутский Павел разослал клиру подведомственной епархии письмо, в котором благословил в июне - июле 2017 года провести сбор подписей за запрет производства и проката фильма и предписал до 1 августа 2017 года представить сведения об их количестве.

Параллельно с этим организация "Христианское государство - Святая Русь" направила в российские кинотеатры угрозы с требованием не показывать "Матильду". "Любой баннер, афиша, рекламная листовка с информацией о прокате фильма "Матильда" будет рассмотрена как ваше желание унизить святых православной церкви и провокация к "русскому майдану", - говорилось в их обращении.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

Движение пригрозило сжигать такие кинотеатры.

В июле текущего года на матче "Спартак" - "Локомотив" болельщики развернули баннер "За веру, царя и отечество. Учитель, руки прочь от русского царя", а в августе в России началось молитвенное стояние против показа "Матильды" на экранах кинотеатров.

От угроз к действиям

Накануне стало известно, что кто-то сжег две машины рядом с офисом адвоката Алексея Учителя, разбросав рядом листовки со словами "за "Матильду" гореть". Несколькими днями ранее неизвестные попытались забросить бутылки с зажигательной смесью в окна петербургского здания, где находится студия Учителя, но не сумели.

В обоих случаях представители режиссера и он сам не исключали, что к поджогам могли быть причастны люди, вдохновившиеся критикой в адрес фильма со стороны депутата Натальи Поклонской.

Пресс-служба фильма распространила заявление Алексея Учителя, в котором он напрямую связал Поклонскую с организациями, которые стоят за нападками на фильм. Сама Поклонская заявила, что осуждает любые проявления насилия в адрес создателей фильма, и назвала поджог машин провокацией.

Примечательно, представители семьи Романовых назвали "Матильду" кощунством, однако выступили против запрета киноленты, поскольку, по их мнению, это лишь подогревает интерес к картине. Вдова племянника Николая ІІ подала иск против студии "Рок" для установление справедливости, но он не был принят на рассмотрение судом из-за ошибок.

В Кремле расценивают угрозы в адрес Учителя и кинотеатров как экстремистские и заявили, что режиссер действительно подвергается нападкам со стороны православных активистов. Власть потребовала должного расследования инцидентов от правоохранителей.

Где в РФ все же посмотрят "Матильду"

Вчера, 11 сентября, скандальный фильм имели возможность эксклюзивно посмотреть жители Владивостока. А вот официально премьера фильма назначена в России на 25 октября.

Ранее государственные прокатчики в некоторых регионах России заявили, что муниципальные кинотеатры не будут закупать фильм "Матильда" для проката. В Кемеровской области из 109 кинотеатров региона фильм не будут показывать в 88.

"Матильду" также нельзя будет посмотреть в государственных кинозалах Твери и Татарстана. В Ингушетии фильм не покажет один из двух кинотеатров региона "Дружба".

В Чечне жители сами не пойдут смотреть фильм Учителя, заявил глава республики Рамзан Кадыров. Он попросил министерство культуры не распространять прокатное удостоверение "Матильды" на территории Чечни.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

В условиях отказа некоторых муниципальных кинотеатров от проката фильма ожидалось, что его будут показывать в коммерческих. Но сегодня сеть "Синема парк" и "Формула кино" - первый оператор таких кинотеатров, официально отказавшийся от проката фильма.

Отметим, в состав сети входит в общей сложности 75 кинотеатров в 28 городах России, в которых в общей сложности 624 зала. По данным самой сети, это значит, что почти каждый седьмой кинозал в России показывать "Матильду" не будет.

В сети кинотеатров "Пять звезд", "Киномакс", а также "Каро" пока нет решения по киноленте. На данный момент о прокате "Матильды" в России заявили в киносети "Люксор".

Начну с того, что ни разу не на стороне Поклонской. Посмотрел фильм как раз потому, что было много шума. Но фильм в моих глазах провалился по другим причинам.

Общее впечатление: Я разочарован.

Такая благодатная тема! Персона Матильды Кшесинской будто и была рождена для будущего фильма… хорошего фильма. Тут бесконечный кладезь для хорошего режиссера: и любовь, и интриги, и исторические судьбоносные перипетии, и, самое главное, БАЛЕТ! Русский балет в годы его становления, в те годы, когда он завоевывал позиции лучшего мирового балета. И Матильда Кшесинская — одна из самых ярких подопечных знаменитого Петипа. Она рождена в семье артистов Императорского театра. Она воспитана в атмосфере близости к царственным поклонникам балета. Она активно борется, интригует против иностранных балерин. Она выходит за рамки сцены и становится активным творцом российской политики. Эта очень непростая, умная и безумно талантливая женщина, сделавшая себя, простите, на БАЛЕТЕ, и вместе с другими талантами сделавшая РУССКИЙ БАЛЕТ.

Что же мы видим в ленте Учителя? Точнее, что мы в ней НЕ видим. Мы не видим в фильме характера, мы не видим силы Кшесинской, мы не видим удивительной судьбы, и, опять повторюсь, мы не видим балета. Вместо этого нас мучают картинками, якобы, сексуального тела актрисы.

Вы серьезно? Вы считаете, что Кшесинская завоевала свое место в истории выскочившей на сцене грудью и томными взглядами с задворок сцены? Вы пробовали сесть в царскую ложу и разглядеть подмигивание балерин в глубине сцены? Или вы считаете, что в России на тот момент только у Кшесинской были грудь и ноги?

Подсказываю: Танец, Балет — вот первоначальное очарование Кшесинской, вот ее сила, вот ее стартовый капитал.

В фильме же вообще нет красивых балетных сцен, в фильме нет танца Матильды. Все кадры с Кшесинской на сцене — это или крупный план частей тела актрисы(или дублерши), или несколько моментов со спины. Ах, да! 32 фуэте с «кривого ракурса». Столько концентрации на этом подсчете! Это что? Господин Учитель, Олимпийские Игры?

У Учителя была возможность сделать красивый музыкальный фильм, у него была возможность влюбить своих зрителей(тех, кто еще не влюблен) в русский балет. Он же сосредоточился на эротических сценах, которые тоже, кстати, не получились. Зато из-за этих режиссерских потуг фильм о балерине не может быть рекомендован к семейному просмотру.

Опять же — фильм о русском балете конца 19-го, начала 20-го века обошелся без образа Мариуса Петипа. Если персонаж Миронова — это Петипа, то, извините, это полный провал. Великий балетмейстер показан в фильме, как мелкий сутенер. Человек, принесший славу русскому балету, воспитавший плеяду мировых звезд бегает по закулисью, как подмастерье. Вы серьезно?

В фильме нет поклонников балета, ни из высшего общества, ни из среднего класса. Но, пардон, именно они и создают атмосферу умопомрачительной популярности балетных спектаклей. Без них все эти «смотрины» балерин царственными персонами выглядят, как просмотр проституток в парижском борделе.

Персонаж Козловского вообще ни-о-чем. Маньяк. Он не ценитель балета, он просто маньяк, да еще и сыгранный неубедительно. К чему эти сцены с допросами в ванне? К чему эти взрывы? Чтобы убедить нас, что Матильда Кшесинская сводила с ума? Талантливый режиссер свел бы с ума… НАС, танцем Кшесинской и не надо было бы тогда четверть фильма топить Козловского в ванне.

Образ руководителя царской охранки… Позорный, бездарный штамп, кочующий из фильма в фильм. В «Матильде» этот образ еще и смешон. Он практически в одиночку и допрашивает Козловского, и ловит Матильду, и разбирается с трагедией тысяч россиян на Ходынском поле. Зачем этот образ вообще был нужен?

Ну и сам Николай… Не убедил. Ни в чем. То ли любил, то ли хотел, то ли страдал, то ли передумал, то ли упал на коронации, то ли не упал, то ли расстроился, узнав о «Ходынке», то ли нет. Уж если хотел показать Учитель умопомрачительную любовь к балерине(в чем я лично сомневаюсь), то тогда хотя бы раз «зажег» бы глаза Ники. Хотя бы раз. Или прогнал бы в шею бездарного артиста.

Жаль. Отличная тема. Вся жизнь Кшесинской — отличная тема для кино. Уверен, что о ней еще снимут, может и не в России. Но снимут, и влюбят таки нас всех еще раз в русский балет, в музыку великих русских композиторов, в золотой век балета. Можно сравнить с великим фильмом «Амадеус»? Тема и фактура то близка. Только «Амадеус» взял в свое время все, что можно было взять, влюбил пол мира в музыку Моцарта, породил ожесточенные дискуссии о талантах и их окружении. У темы с Матильдой тот же потенциал. Только вот исполнение бездарное.

Какую оценку поставить? Хотелось бы найти что-нибудь позитивное, натянуть 2-3 балла. Не нахожу.

Сценарий? — ноль!

Игра актеров? Только немного Дапкунайте, и то, на мой взгляд, не к месту и переиграно-драматично.

Музыка? — не та. Должна звучать музыка балетов того времени. Зачем в таком кино, где столько оригинального музыкального материала, современный композитор?

Танцы? — уже сказал: -(минус)10

Костюмы? — тут да! деньги освоены. Только к чему это золото мундиров на недвижимой массовке? Бестолково стоящие ряды «великих» мужей Отечества.

Иными словами, хотелось бы найти что-нибудь позитивное — ан нет!

Тогда получается.

Министр культуры Владимир Мединский, - публичные угрозы, преследование авторов фильма, поджоги...".

Радикалы воют против того, чего не видели.

Министр, намеренно подчеркивая свою консервативную репутацию, констатирует: я видел фильм, "в нем нет ничего оскорбительного ни для памяти Николая II, ни для истории российской монархии".

Однако депутат Госдумы Наталья Поклонская снова обращается с депутатским запросом, теперь к председателю Общественного совета при Министерстве культуры Павлу Пожигайло: у фильма "Матильда" надо отозвать выданное ему прокатное удостоверение. По не раз заявленной, но пока не подтвержденной причине: широкий прокат фильма оскорбит чувства верующих.

Споры вокруг "Матильды" идут с прошлого года. "РГ" в декабре 2016 года опубликовала дискуссию епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) и режиссера фильма Алексея Учителя - объемную, взвешенную, выверенную, глубокую, здравую и прогностичную. ("РГ" от 13.12.2016 )

Владыка Тихон настаивал: история, особенно история признанного святым императора, просто обязывает нас, да еще в год столетия революции, к щепетильному - без вульгарных передергиваний - отношению к себе. Но при этом был противником запрета фильма: "Уверен, что это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде - вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам".

Судьба произведений искусства не решается ни запретами, ни народным голосованием, ни депутатскими запросами

Алексей Учитель в ответ возмущался: "Какой любовный треугольник? Нет его у нас.... С точки зрения откровенных сцен у нас картина для детсада. Пошлости не может быть - гарантирую. Мы брались за серьезное произведение во всех смыслах". Настаивал, что пора ломать обыденные стереотипы представлений о Николае II как о "кровавом" и "безвольном" царе: "за 17 лет правления он привел страну к политическому, экономическому и военному расцвету, создал самую мощную Россию за все время ее существования".

Дискуссия вокруг фильма в своей содержательной, а не радикально-анархистской стадии, имела положительный эффект.

Уже можно предположить, что фильм не будет равен взбудоражившему многих трейлеру, который делал даже не режиссер - прокатчики.

И стало понятно, что общественное мнение, умеющее устами своих лучших спикеров ясно и аргументированно обозначать свои позиции, - это сила.

А дальше всем нам необходимо понять, что судьба произведений искусства не решается ни запретами, ни народным голосованием, ни депутатскими запросами. Она решается дискутирующим экспертным сообществом - художников, критиков, продюсеров, управленцев. Его мнение, в общем, и резюмировал министр культуры: при появлении этого фильма не были нарушены ни законы, ни здравый смысл, ни уважение к людям, будь то исторические персонажи или наши современники.

Поэтому давайте поверим сказанному и на время уйдем с баррикад. Потому что еще чуть-чуть и все превратится в фарс - и судьба искусства, и оглядка на религиозные чувства. Пока все-таки лучше и честнее замолчать. До премьеры фильма.

Прямая речь

Алексей Герман, кинорежиссер:

Я считаю, что все происходящее - угрозы прокатчикам, адвокатам, поджоги, забрасывание "коктейлей Молотова" в окна режиссерских студий - очень плохой знак. Радикалы всех мастей должны быть наказаны и привлечены к уголовной ответственности. Я не понимаю, почему правоохранительные органы не займутся этим. У нас ведь таким образом возникает неконтролируемая ситуация, чреватая переводом общества чуть ли не в предреволюционное состояние. Поэтому радикалов всех мастей надо наказывать максимально жесткими способами.

А политикам надо побеспокоиться о том, чтобы не выдавать свои личные эмпатии за позицию государства. Законодательная власть у нас не должна использоваться для саморекламы, а Госдума из места, где принимаются законы, превращаться в трибуну для самопиара. Не надо вводить параллельные для государственной власти интересы в актуальную повестку дня.

Уже больше года не утихают жаркие дискуссии вокруг исторической мелодрамы «Матильда», в которой рассказывается история любви наследника российского престола Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской. В преддверии премьеры картины, которая запланирована на 26 октября этого года, вновь активизировались общественные и религиозные деятели с требование запретить ее..

Должно быть, ни один из отечественных фильмов в последнее десятилетие не подвергался такой ярой критике со стороны общественности, как «Матильда». В исторической драме режиссера Алексея Учителя идет речь о первой любви цесаревича Николая Александровича. В юности, еще до брака с немецкой принцессой Александрой Федоровной, будущий император увлекся балериной Матильдой Кшесинской. По мнению ряда историков, этот роман прекратился еще в 1894 году, и с тех пор Николай II не поддерживал никаких связей с танцовщицей. И хотя картина еще не вышла на большие экраны страны, многие решили, что в ней грубо искажены исторические факты и последний российский император выставлен не в лучшем свете. Между тем создатели проекта и не претендуют на стопроцентную историческую достоверность.

Как разгорался скандал

Алексей Учитель задумал снять историческую драму о личной жизни императора Николая II еще в 2010 году. Изначально на роль Матильды рассматривалась британская актриса Кира Найтли - ей очень понравился сценарий, и она с радостью согласилась. Однако во время подготовки к съемкам Найтли забеременела и выбыла из проекта. Долгое время ей не могли найти замену и, в конце концов, утвердили начинающую польскую актрису Михалину Ольшанскую. На роль правителя Российской империи изначально претендовал Данила Козловский, но вместо него цесаревича сыграл немецкий актер Ларс Айдингер. Впрочем, Козловский остался в проекте - ему просто достался другой персонаж. Помимо этого, в картине снялись Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и Григорий Добрыгин.

Съемки фильма стартовали в 2014 году в разных исторических локациях. Тогда на этот проект почти никто не обратил внимания и, естественно, ни о каких общественных волнениях и речи быть не могло. Однако чем дальше продвигалась работа над лентой, тем больше негодования вызывала.

По-настоящему всполошил общественность выход первого трейлера к «Матильде» в 2016 году. Увидев не связанные между собой отрывки, многие поспешили сделать выводы о том, что Николай II выставлен в нем как ветреный человек, придерживающийся нестрогих моральных принципов. В Русской православной церкви, например, предстоявшую картину о любовных похождениях императора сразу назвали «клеветой».

Особенно же видеоролик с содержанием любовно-эротических сцен разочаровал общественное движение «Царский крест», в котором заявили об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». За поддержкой они обратились к депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской, чтобы она инициировала проверку фильма «Матильда».

Поклонская, в свою очередь, приложила немало усилий для того, чтобы Генпрокуратура РФ взялась за это дело. Более того, она попыталась добиться запрета показа фильма. По мнению политического деятеля, «Матильда» оскорбляет чувства верующих, поскольку Николай II официально причислен Русской православной церковью к лику святых. Такую позицию поддержали многие россияне, которые в том же 2016-м создали на сайте Change.org петицию, обращенную к патриарху Кириллу и министерству культуры.

«Содержание фильма является сознательной ложью, так как в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем», - говорится в прошении, которое подписали почти 25 тысяч человек.

Режиссер картины Алексей Учитель в открытую полемику с недовольными общественными и религиозными деятелями не вступал и попросил дождаться ее выхода на большие экраны, чтобы делать соответствующие выводы. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - высказался Учитель в апреле этого года в интервью агентству РИА Новости.

Однако Наталья Поклонская решила идти до конца и нашла очередные зацепки, которые помогли бы ей официально добиться запрета на показ «Матильды». Депутат заявила о том, что в ее распоряжении оказались документы, свидетельствующие о сомнительных схемах финансирования фильма Учителя. А позже она сообщила о том, что намерена представлять в суде интересы семьи Романовых, члены которой также скептически отнеслись к исторической драме.

Кто заступился за Учителя и «Матильду», а кто поддерживает нейтралитет

В столь непростой ситуации многие коллеги режиссера поддержали его. В защиту члены Киносоюза опубликовали открытое письмо, в котором выступили против цензуры в индустрии в связи с давлением на Учителя.

«Фильм Алексея Учителя «Матильда» запланирован к выходу в прокат только в октябре 2017 года, и его еще никто не видел. Но уже не первый месяц против картины ведется кампания, которую лишь недальновидные люди могут счесть своеобразной рекламой», - говорится в послании.

Кроме того, председатель комитета Государственной думы по культуре, режиссер Станислав Говорухин, раскритиковал идею о проверке фильма. Он заявил, что такие инициативы нужно «прерывать на корню», поскольку невозможно проверить то, чего еще по факту нет. Говорухин отметил, что не понимает, почему людей возмущают реальные факты из биографии исторического лица.

К дискуссиям даже присоединились представители исполнительной власти. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков попросил не делать поспешных выводов до премьеры фильма. А премьер-министр Дмитрий Медведев предостерег граждан против проявления нетерпимости и агрессии в сфере культуры.

О ситуации высказался и министр культуры РФ Владимир Мединский. «В законе не оговариваются нарушения, которые бы могли оправдать запрет фильма. Истерическая кампания вокруг совершенно обычного фильма, который никак не оскорбляет память царя, меня возмущает. Люди, которые ее продвигают, не имеют никакого отношения к православной религии и даже к идее христианства. Мне за них стыдно», - сообщил политик в интервью французскому изданию Figaro.

До премьеры самой обсуждаемой картины этой осени остался месяц. Однако многие общественные деятели не теряют надежды, что фильм все-таки запретят в последний момент. Из-за поднявшейся волны негатива несколько сетей кинотеатров уже отказались от показа «Матильды» по соображениям безопасности. Так, недавно экстремисты подожгли автомобили возле офиса адвоката Константина Добрынина, который представляет интересы Алексея Учителя. Возле искореженных машин были разбросаны листовки с лозунгом «За Матильду гореть».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: