Отец михаил ардов. Михаил ардов - биография, информация, личная жизнь


Бесплатная газета Метро, выпускаемая шведским медиахолдингом, в Санкт-Петербурге дурит своих читателей. В ней появилась колонка протоиреея Михаила Ардова. На груди у Михаила висит огромный крест, однако вы ошибётесь, если причислите колумниста к Русской Православной Церкви. Метро умалчивает о том, что он протоиерей не РПЦ, а РПАЦ - это Российская православная автономная церковь, неканоническая. Однако Ардов считает неканонической структурой именно РПЦ.

Оригинал взят у kimura в Протоиереи десоветизации

В последнее время буквально в геометрической прогрессии стали ускоряться процессы десоветизации. Эти процессы выливаются в очернительные информационные компании, переименования улиц и др. объектов.
Одним из мощных направлений является переосмысления деятельности генерала Власова.

Кирил Александров защищает докторскую диссертацию на теме явления коллабарационизма http://arctus.livejournal.com/106374.html .
А Вести.фм уже в мягкой форме обеляет Власова в своих якобы научных передачах http://friend.livejournal.com/2274320.html?view=74182672#t74182672 .

Также есть конкретные попытки за включение в эту борьбу православного сообщества на стороне десоветизаторов. Наш народ обладает внутренней мудростью и в общем-то понимает, что те кто якобы пришли по советскую «душу» на самом деле облизывается в стиле гитлеровского решения русского вопроса.

Давайте тезисно его разберем. Итак, вначале Ардов выражает свое восхищение по поводу творчества М.А. Булгакова. Протоиерей отмечает «Дьяволиаду», это произведение в метафорической форме можно трактовать, как отождествление дьявольщины и раннего Советского союза. Недаром Ардов проводит параллель с Кафкой и его кафкианской бюрократией.

Далее автор переходит к самому знаменитому роману писателя «Мастер и Маргарита». Сразу делает оговорку о неприятия богохульства в диалоге Иешуа Га-Ноцри с Понтием Пилатом. И переходит к разъяснению остальной части романа. Суть трактовки романа Ардовым сводится к отождествлению нечистой силы с советской властью. И только угроза репрессий помешало Булгакову напрямую сделать источником дьявольщины Лубянку или Кремль пишет автор. Задаешься вопросом, вот откуда протоиерей обладает информацией о мотивах Булгакова, тем более таких сокровенных.

Затем Ардов сводит мотив деятельности литературных «чертей» в произведении к обиде Булгакова на окружающую бюрократию, читай советскую бюрократию. И это предполагаемое формирование мотивов писателем наводит протоиерея на мысль о том, что Булгаков надеялся на то, что роман будет опубликован. Любой писатель надеется на опубликование своих произведений, это мысль публициста оригинальной не является.

Тут ведь интересно, каким образом выходил роман, какую роль сыграла в его выходе в свет жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, и кто была она сама. Более глубокое рассмотрение темы выхода произведения в свет, увлекло бы от темы поста. Интересно то, что конкретно имел в виду Ардов, когда называл свою заметку «Заведомо разрешенный шедевр», кем он был разрешен? Ответа Ардов не дает. Скажу лишь одно, что роман впервые опубликован в 1969 году в издательстве «Посев» Франкфурт-на-Майне. Издательство организовано Народно-трудовым союзом (НТС) в 1945 году в американской зоне оккупации Германии. При этом роман одновременно и антиправославный, и антикоммунистический, то есть, предельно антирусский.

Протоиерей Ардов интерпретирует роман, в духе не приемлю богохульства, но за часть отождествления нечистой силы с Советской системой, называет роман шедевром. Как одновременно в голове верующего человека может уживаться богохульство и шедевр, это вопрос открытый.

В одном из следующих номеров газеты вышел текст Ардова «Изолгавшееся перо», по поводу советской писательницы Мариэтты Шагинян. В тексте Ардов выражает свою негативную позицию в сторону писательницы, и это позиция обусловлена тем, что писательница была предана «делу Ленина-Сталина».

Центральной темой беседы был Сталин и репрессии, в беседе Шагинян защищала Сталина. Ардов «устами» своей знакомой сообщает откровенную ложь о 22 миллионах убитых. Эту ложь о миллионах убитых читают миллионы граждан, которые добираются на работу на метро. Причем эту ложь сообщает человек с православным саном, и люди могут воспринимать это, как официальную позицию Русской православной церкви (РПЦ).

Кто же такой протоирей Михаил Ардов? Родился в 1937 году в Москве. Отец Виктор Ефимович Зигберман, на литературном поприще взял псевдоним Ардов. Предками Зигберманов-Ардовых были с одной стороны сефардские евреи (общность, сформировавшаяся в Испании), а с другой немецкие. Поэтому сначала псевдоним был Сефардов, впоследствии три первых буквы растворились . Мать Нина Ольшевская, театральная советская актриса. Кстати знаменитый советский актер Алексей Баталов является родным братом по матери обсуждаемого Михаила Ардова.
В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Принял крещение в 1964 году, в 1967 иподиакон в Скоробященском храме на Ордынке. В 1980 году удостоился сана священника. В 1993 году вышел из РПЦ и вошел в РПЦЗ, стал клириком Суздальской епархии, которую возглавлял Валентин Русанцов. В 1995 году вместе Русанцовым вышел из РПЦЗ. Они создали Российскую православную свободную церковь, которая в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь. Данная церковь не является канонической.

Сам Ардов говорит о причинах своего воцерковления в эфире радио Свобода следующее:


http://www.svoboda.org/content/transcript/26842631.html

Для несведущих внутренняя эмиграция — это уклонение от участия в политической и общественной жизни государства как следствие внутреннего несогласия с господствующей идеологией; нежелание следовать задаваемым данным правилом; духовное отчуждение от государства; альтернатива реальной эмиграции. То есть побудителем к уходу в православия была не вера, а радикальное неприятие советской системы, что сподвигло убежать в иной мир.

Там же он выражает отношение к Сталину:

Ардов связывает безобразность современности с деятельностью Сталина, и в событиях на Украине виноват Сталин, во всем виноват Сталин, дотянулся проклятый. Коммунисты развалили Российскую империю, Ардов наверное запамятовал, что империя просуществовала до февральской революции 1917 года, и была переименована в республику. Мы видим, что Ардов не приемлет не только советское, но и русское. «Русского мира» для него нет, интересная постановка вопроса. А как же Пушкин: "Там русский дух , там Русью пахнет "! Просто протоиерей Ардов, поболее великого русского поэта о русскости знает. Нет для публициста и кризиса религиозной идентификации, который был обусловлен проектом «Модерн», именно это кризис вкупе с недееспособностью элиты привел к февралю. Замечу к февралю, а не к октябрю. Не было бы его, жили бы до сих пор в Российской империи. И «русский мир» Зигберман, мое личное мнение, непринимает за то, что он выбрал коммунизм.

Но продолжим цитирование:

Анализируя приведенную реплику, можно предположить, что уход из РПЦ обусловлен также отношением к Сталину. Именно Иосиф Виссарионович в 1943 году воссоздал институт патриаршества. Всвязи с этим Ардов заявляет, что РПЦ неканоническая структура. Тут сразу встает вопрос, а какая структура каноническая, при такой постановке вопроса можно не только до Петра I дойти. Далее Ардов-Зигберман сообщает интересную информацию по поводу взаимоотношений КГБ и партии в становлении Русской православной церкви. Дальнейшее раскрытие этой темы увела бы нас далеко за тематику поста. Тем не менее видно, что о конфликте «брахманов» и «кшатриев» в советской реальности протоиерей знает не понаслышке.

Итак, со страниц одной из самых массовых газет публицист, как бы выступающий от всего православного сообщества (никто не полезет разбираться, кто такой протоиерей Михаил Ардов), изливает русофобский яд на общество. И я бы на месте иерархов РПЦ задумался над этой коллизией, так как этот яд и по их душу.

Михаил Ардов, младший брат Алексея Баталова - известный миру как отец Михаил, рассказал о семье легендарного актера. Со знаменитым артистом у них одна мать, но разные отцы. С Баталовым они были по-настоящему близкими людьми

О смерти Баталова брат узнал одним из первых. Народный артист умер во сне в санатории, где проходил реабилитацию после перелома шейки бедра.

«Когда последний раз навещал недели три назад в больнице, он совсем был плохонький. И такое бледное лицо, что я в жизни не видел ни у одного человека такого бледного лица. Он оживлялся, улыбался. Посмеивался, когда я шутил, но я понимал, что это уже недалеко», - вспоминает Ардов.

За жизнь актера до самого последнего дня боролась его жена Гитана. Она верила: Алексей Баталов вернется домой и обнимет дочь. Алексей Баталов был опорой для семьи. Дочь актера - 49-летняя Мария - инвалид детства, у нее ДЦП. Супруга Баталова, в прошлом артистка цирка, целиком посвятила себя уходу за единственным ребенком. А теперь друзья беспокоятся о том, кто после смерти Баталова позаботится о его семье.

По словам Михаила, ухаживать за Марией вдове Баталова поможет дочь актера от первого брака. Надежде 62 года, у нее уже есть свои дети и внуки. Несмотря на слухи, народный артист свою первую жену и старшую дочь никогда не бросал.

«Полное вранье. Первая жена сама от него ушла. Мама ему моя сказала об этом, и он сидел и плакал. У нас был замечательный песик - такса Цигель. Он подошел и подвывал, сочувствовал. Я эту сцену забыть не могу», - говорит брат актера.

Актриса Наталья Дрожжина отметила, что старшая и младшая дочери Алексея Баталова дружили и встречались на праздниках.


(Фото: кадр из фильма)

«Каждый год Маша любила праздновать свой день рождения в Доме литераторов. И она всегда приглашала Надю. Надя приходила с цветами, с подарками. Я видела, как ее Алексей Владимирович обнимал, целовал», - говорит Дрожжина.


(Фото: кадр из фильма)

По словам друзей, Алексей Баталов указал в завещании обеих дочерей. Правда, с одной оговоркой. Все немногое имущество, которое нажил при жизни актер, а именно квартира и дача, достанется сначала младшей - 49-летней Марии, а после ее смерти имущество наследует старшая, 62-летняя Надежда.

Михаил Ардов - современный русский мемуарист, публицист и писатель. Он является клириком так называемого Суздальского раскола - неканонической православной автономной церкви. Однако до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Московской и Ярославской епархиях.

Биография

Михаил Ардов (фото выше) родился в семье актрисы Нины Ольшевской и писателя Виктора Ардова. В 1960 году он оканчивает Московский государственный университет (факультет журналистики), работает профессиональным литератором. Через четыре года принимает крещение и в 1967 году становится иподиаконом в Скорбащенском храме, расположенном на Ордынке. В 1980 году в Ярославле происходит его рукоположение в диакона, а на Пасху в том же году он рукоположен в священники.

Летом 1993 года выходит из Московского патриархата и становится клириком Суздальского раскола. Михаил Ардов в сентябре 2006 года в одной из программ на канале АТВ ("Авторское телевидение") вызвал критику в адрес Русской православной автономной церкви (Суздальского раскола). Это освещалось в нескольких газетах и информационных порталах.

Жизненная позиция

В начале девяностых газета "Известия" опубликовала статью, автором которой был Михаил Ардов. В ней он отрицательно отзывался о начале строительства московского храма Христа Спасителя, Ардов даже дал обет никогда не ходить в этот храм. Позже писатель и публицист не раз шутил об этом, придумав ему название "храм Лужка-строителя" (примечание: строительство начал Юрий Лужков, бывший в те годы мэром столицы). Также в интернете долго ходила его шутка о том, что на этом месте сначала построил храм архитектор Тон, а второй храм - архитектор Моветон.

В 2012 году Ардов заявил о том, что не признает Олимпийские игры и любые другие спортивные соревнования, а также считает, что занятия физкультурой и спортом для христиан недопустимы. Он говорит, что даже невинные соревнования, например конноспортивные, по факту являются зрелищами, а настоящий христианин не должен быть ни болельщиком, ни фанатом. Неоднократно он негативно отзывался о многих деятелях культуры, живописцах и поэтах.

Ардов и Ахматова

Великая поэтесса была близким человеком для Михаила Ардова и его брата. Он рассказывает, что Анна Андреевна воспитывала их, объясняла тонкости русского языка, например, чем отличаются глаголы "надеть" и "одеть". Ахматова жила в доме на Ордынке. В пятидесятых годах к ней в гости часто заходил Пастернак, он читал для нее и для всех присутствующих "Фауста" в своем переводе и первые главы романа "Доктор Живаго", который так и остался у поэта единственным. В гости к ним изредка заходил Солженицын, а Бродский был другом их семьи.

Таким образом, с самого детства он находился не просто в творческой атмосфере, эта атмосфера была высокоуровневой. Будущему писателю было на кого равняться. Ардов признается, что, скорее всего, именно поэтому он никогда не писал хороших стихов: когда в соседней комнате за стеной живет Анна Ахматова, а к ней заходит Пастернак, серьезные вещи не идут.

Творчество

Под авторством Михаила Ардова вышло более десятка книг. "Легендарная Ордынка" вышла в 1997 году (издательство "Инапрес"). Это сборник воспоминаний о жизни в их московском доме, куда приходили многие деятели культуры. Трагическийе исторический период преподносится здесь Ардовым в неожиданном и ироничном ракурсе. В книгу вошли повести "Легендарная Ордынка" Ардова, а также повесть Алексея Баталова "Рядом с Ахматовой".

Еще одна книга, повествующая о том же времени, называется "Вокруг Ордынки: мемуары, повести". Автор снова в трагической и безысходной атмосфере сложного времени находит оптимистические ноты, подчеркивает смешное, показывает известных людей без музейного лоска и глянца, рассказывает о них как об остроумных и несгибаемых личностях. В книге рассказывается об Анне Ахматовой, Борисе Пастернаке, Дмитрии Шостаковиче, Михаиле Зощенко, Фаине Раневской, Корнее Чуковском, Александре Солженицыне, Лидии Руслановой и других. Все они оживают благодаря острой и живой памяти автора.

Ардов пишет в разных жанрах, однако более всего востребованы его мемуары. Общаясь с великими деятелями серебряного века, он получил прекрасное дополнительное образование, они привили ему чувство вкуса к искусству, а полученный в наследство от отца талант писателя помог облечь воспоминания в литературную форму.

Издание

Книги Михаила Ардова пользуется популярностью среди любителей мемуаров. Первой вышедшей книгой стала "Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни" в 1995 году. Затем несколько лет подряд печатались его мемуары о жизни на Ордынке. "Легендарная Ордынка" в соавторстве с родственниками, Алексеем Баталовым и Борисом Ардовым, "Возвращение на Ордынку".

Михаил Ардов в 2004 году издал книгу о Шостаковиче, написанную на основе воспоминаний дочери Галины, сына Максима и самого Михаила Ардова. Годом позже выходит "Матушка Надежда и прочие невыдуманные рассказы", а в 2005 году "Монография о графомане". В 2006 году свет увидела книга "Все к лучшему...", а в 2008 "Со своей колокольни".

Часто в поисковых запросах можно увидеть одну из книг, авторой которой является Михаил Ардов. "Записки из подземелья" - так ошибочно называют одну из его последних книг, правильное же название "Записки кладбищенского попа".

Семья

Михаил Ардов родился в творческой семье. Мать и отец - талантливые актриса и писатель. Его старший брат по матери - Алексей Баталов, также известный актер. Они были по-настоящему близки, и когда брат умер, Михаил узнал об этом одним из первых. Алексей находился в санатории, на реабилитации, восстанавливаясь после перелома шейки бедра. Младший брат видел, что силы народного артиста тают на глазах. По его словам, Алексей Баталов и сам понимал, что осталось недолго, видел и себя, и свое состояние, хотя всегда оживлялся во время беседы. Умер актер спокойно, во сне.

Семья Ардовых (настоящая фамилия отца - Зигберман) до 1938 года жила в Лаврушинском переулке, после чего переехала в их знаменитый дом на Большой Ордынке, а в шестидесятых годах вновь переехала, на этот раз в Голиковский переулок. Виктор Ардов был талантливым человеком, но не смог реализоваться в советское время. Какое-то время его вообще не печатали, только иногда выходили сборники юмористических рассказов, но это, по словам Михаила, капля в море. В то время наказывали всех сатириков, и Виктора не публиковали даже в журнале "Крокодил", одним из основателей которого он являлся и некоторый период исполнял обязанности главного редактора.

Виктор Ардов целиком почувствовал на себе гнет советской цензуры. Он написал несколько сценариев к фильмам, в Театре сатиры ставили его пьесы. Однако все эти небольшие радости происходили поверх семейных трагедий. Арестовали родителей Ольшанской именно в это время, они не вынесли тягот арестантской жизни. Деда с отцовской стороны расстреляли еще в двадцатые годы.

Влияние отца

В средствах массовой информации в то время тоже выходили статьи только угодные правительству, именно поэтому Михаил Ардов, биография и личная жизнь которого всегда были очень насыщенны, никогда не работал в журналистике. Когда он попал на журналистский факультет, то практически сразу перешел на редакционно-издательское отделение, именно из желания быть подальше от радио и газет. После окончания МГУ на полтора года местом его работы стал отдел сатиры и юмора на всесоюзном радио.

Фамилия отца ему в определенные моменты помогала, но бывали и случаи, когда мешала, так как Виктора многие не любили. Михаил Ардов признается, что считает актерскую работу позором, хотя его мать и старший брат работают в этой профессии. Такое мировоззрение, впрочем, не мешало ему сохранять с Алексеем Баталовым прекрасные отношения. В одной из книг он часто его цитировал и вставлял моменты из его биографии.

Христианство

Крещение Михаил Ардов принял в довольно позднем возрасте и говорит, что отчасти это произошло под влиянием Ахматовой и всей русской литературы в целом. Довольно быстро он понял, что в то время вокруг было очень мало хороших священников, и он смог бы пополнить их стан. Он признается, что даже жить стало проще, так как на священнослужителей не распространялись многие светские жизненные законы, они не ходили на собрания партий, к ним относились как к сумасшедшим или как к жуликам. Однако это Ардов переносил легко.

В девяностых годах он вместе с единомышленниками считал, что если коммунизм падет, то все священнослужители должны покаяться за "свое поведение", за потакание власти, но ничего не произошло. Ардов вместе с группой людей принял решение перейти в лоно русской зарубежной церкви, но, по его словам, скоро и она практически растворилась под пристальным надзором КГБ.

Религия и творчество

С тех пор, как Михаил Ардов принял сан, он не пишет художественных произведений, только публицистику и мемуары. Он сравнивает себя с Толстым, который перестал писать романы, когда его перестали интересовать истории любви. Ардов говорит, что однажды во время долгого перелета в Америку взял с собой том "Анны Карениной", но прочесть не смог из-за отсутствия интереса, хотя книга действительно гениальна. А вот читать мемуары он любит.

Религиозную составляющую в книгах он считает лишней, поэтому на ней акцента в его творчестве нет, возможно именно поэтому книги священнослужителя и пользуются такой популярностью. Все свои идеи он рассматривает с бытовой стороны, а не через призму религии.

Михаил Викторович Ардов (Ольшевский). Родился 21 октября 1937 года в Москве. Советский и русский писатель, сценарист, публицист, мемуарист. До 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях. Клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ.

В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.

Писал сценарии к фильмам. В частности, вместе с Алексеем Баталовым написал сценарий (как Михаил Ольшевский) к фильму-сказке «Три толстяка» по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши.

В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980 году в Вербное воскресенье был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.

На Пасху 1980 года рукоположён во священника митрополитом Иоанном (Вендландом). Служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

Михаил Ардов, Борис Ардов и Алексей Баталов

Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московского патриархата и перешёл в Русскую зарубежную церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Обвинял Московскую патриархию и зарубежную РПЦ в работе на КГБ.

«Мы живём в последние христианские времена. Мир с очень большой скоростью скатывается к апокалипсису. Московская патриархия не только потому является лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому мировому православию, то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части «новостильники», в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на церковь, это не церковь», - говорил Ардов.

В 1990-е годы выступал против строительства храма Христа Спасителя в Москве, дав затем себе обет никогда не входить в этот храм. В дальнейшем он неоднократно публично шутил на эту тему, называя его «храм Лужка-строителя», а также опубликовал свою шутку, что «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон».

В сентябре 2006 года вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина.

Выступал против Олимпийских игр и любых спортивных соревнований, заявлял о недопустимости занятий физической культурой и спортом для христиан. «Каноны Православной Церкви запрещают нам посещать любые зрелища, даже такие, казалось бы, невинные, как конно-спортивные соревнования. И по этой причине настоящий христианин не может быть ни «фанатом», ни «болельщиком». Но мало того - истинный сын Церкви не может заниматься ни физкультурой, ни тем паче спортом, ибо все подобные упражнения являются, выражаясь языком церковным, «попечением о плоти», а от этого нас предостерегает первоверховный Апостол Павел (Послание к Римлянам 13:14)», - заявлял он.

«Без церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную церковь. А если христианство ему нужно для чего-то другого - для душевного спокойствия, для расслабления или ещё для каких низменных целей, то он не будет искать истинную церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка», - указывал Михаил Ардов.

Михаил Ардов неоднократно негативно высказывался о многих поэтах и живописцах.

Будучи сторонником объединения «истинно-православных церквей», причащает у себя представителей всех «осколков» РПЦЗ, ушедших из нее.

Ведет колонку воспоминаний об известных личностях в газете «Метро».

Сценарии Михаила Ардова:

1963 - Фитиль (короткометражный)
1966 - Три толстяка
1972 - Игрок (Hráč)

Библиография Михаила Ардова:

1995 - Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни
1998 - Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика
2000 - Вокруг Ордынки
2001 - Легендарная Ордынка. Портреты
2004 - Монография о графомане. Воспоминания
2006 - Всё к лучшему...
2006 - Узелки на память
2007 - Прописные истины
2008 - Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче
2009 - Заметки кладбищенского попа
2013 - Исподтишка меняются портреты


Моё первое сознательное воспоминание о нём относится ко времени войны. Мы (а нас было трое братьев) вместе с матерью были в эвакуации в городе Бугульме. А в сорок втором или сорок третьем году туда приехал наш отец, он служил в одной из армейских газет.

И вот мне вспоминается такая сценка. Мы - отец, Алексей и я - стоим во дворе домика, где мы обитали. Отец в форме майора, он держит в руке пистолет и стреляет в сторону поленницы. А мы с Алексеем после каждого выстрела подбегаем к дровам и ищем следы пуль…

Следующее воспоминание относится к лету сорок пятого года. Наша семья тогда снимала дачу в подмосковной Валентиновке. А в одном из ближайших домов жил Александр Вертинский с женой и дочерями, и он иногда пел для своих соседей. И вот Алексей, которому шёл семнадцатый год, искусно подражал пению Вертинского.

Мой отец в те годы был несколько озабочен будущей судьбой своего пасынка. Наблюдая, как он жаждет стать артистом, Виктор Ардов опасался, что он станет типичным представителем актёрского племени. Но опасения не оправдались, Баталов никогда не принадлежал к театральной богеме.

Отчим называл юного Алексея "народный артист нашей квартиры". А в 1969 году, в тот день, когда ему присвоили звание народного, Ардов произнёс:

Вот тебе и "народный нашей квартиры"…

Алексей был необычайно одарённым человеком. Он прекрасно рисовал и писал масляными красками. Созданный им большой портрет Ахматовой был украшением нашей квартиры. Он сочинял стихи, и Ахматова это одобряла. Помню, она цитировала его строки: "Море вечно бодает скалы//Белым лбом голубой волны…"

Можно сказать, что его профессиональная карьера была вполне успешной, он был востребован, прославляем и награждаем. Но в такой стране, как наша, всё могло быть иначе.

В послесловии к одной из моих книг Баталов писал: "Современному читателю наша жизнь на Большой Ордынке может показаться вполне беззаботной. Но это лишь на поверхностный взгляд.

В книге Романа Тименчика "Анна Ахматова в 1960-е годы" опубликована служебная записка министра государственной безопасности В. С. Абакумова, называется этот текст "О необходимости ареста поэтессы Ахматовой" (направлено Сталину 14 июля 1950 года).

Там речь идёт о том, что она "проводила вражескую работу против Советского государства", "группировала вокруг себя враждебно настроенных литературных работников и устраивала антисоветские сборища"… А последняя фраза такова: "МГБ (Министерство государственной безопасности. - Прим. ред.) СССР считает необходимым АХМАТОВУ арестовать. Прошу Вашего разрешения".

Представим себе на минуту, что Сталин согласился с мнением своего министра. В ГУЛАГ отправилась бы не только Ахматова, но и моя мать, и мой отчим… Летом пятидесятого года я окончил Школу-студию и был принят в Художественный театр… Нет сомнения в том, что и меня бы арестовали.

Но теперь, на склоне лет, я не испытываю ни злобы, ни ненависти. Я могу повторить вслед за Пушкиным слова, которые величайший поэт написал за четыре месяца до своей трагической гибели (письмо П. Чаадаеву):
"… клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: