Особенности мифологического мировоззрения. Специфика мифологического мировоззрения

Миф является наиболее ранним типом и формой сознания и отображения в нем окружающего мира. Особенности мифологического мировоззрения состоят в том, что сам по себе миф, представляет собой наиболее раннюю историческую форму осознания окружающей действительности индивидом. В мифе собраны воедино и причудливым образом переплетены между собой начальные знания человека, нормы регуляции индивидуального и общественного мышления и поведения, а также художественно-эстетические критерии, эмоциональные оформления и критерии оценки человеческой деятельности.

Мифология, по мнению ряда ученых, предстает перед современным человеком, не просто как некий вариант устного творчества, источником которого является человеческое воображение. Мифология также имеет под собой мотив не только простого удовлетворения человеческого любопытства и поиска ответов на животрепещущие вопросы бытия. Мифологическое мировоззрение выступает как целостный регуляции общества, причем объективный механизм, так как на некотором этапе своего начинает особенно сильно испытывать потребность в таком регуляторе. В этом качестве мифологическое мировоззрение проявляет себя как способ сохранения природной и человеческой гармонии и психологического единства людей.

Специфика мифологического мировоззрения в этом смысле, состоит в том, что оно генерируется и воссоздается в новых поколениях не рациональной логикой и историческим опытом предшествующих поколений, а обрывочными картинами мира, носящими сугубо индивидуальный и образный характер. В рамках такой картины, природа, общественные явления отражаются и мотивируются к такому отражению лишь в той степени, насколько возникает потребность у самих людей в этом отражении.

Мифологическое мировоззрение на этом этапе становления общества характеризуется преимущественно игнорированием причинно-следственных методов описания действительности, в результате чего картина мира предстает только в ее пространственно-временном оформлении (например, в нереальных сроках жизни людей, их перерождении и воскрешении в другом качестве и т.д.).

Главным в мифологическом сознании выступает образ, чем, собственно, и отличается мифология от философии, где преобладает уже рациональное мышление. Тем не менее, миф преподносит мир человеку не просто в виде сказки, а таким, где непререкаемо присутствует некий высший фактор впоследствии и становится базисом формирования «чистых» религий, отличающих себя от мифологии.

Мифологическое мировоззрение обладает еще одной особенностью - в мифе всегда есть присутствие нерасчлененного представления между природной субстанцией и самим человеком. Социальная значимость этого единства находит свое воплощение в принципах коллективизма, утверждающих, что все в этом мире подвластно, если проблема решается коллективно.

Исходя их указанных особенностей, можно утверждать, что главная функция мифологического сознания и мировоззрения не лежит в плоскости она - сугубо практична, и основная ее цель состоит в укреплении монолитности общества или его части. Миф, в отличие от философии, не порождает вопросов и проблем и не требует от индивида осмысленно-сознательного отношения к окружающему.

Но по мере накопления практических знаний, возникает объективная потребность их систематизации уже на уровне рациональной деятельности, а, следовательно, и теоретической. Поэтому, сначала «растворяется» в религиозном, а затем уступает приоритет философскому, оставаясь, тем не менее, в сознании каждого человека в виде психических представлений обыденного уровня.

Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. В мировоззрении выделяют 2 уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) 2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями) 3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.

Исторические типы мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение.

Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека. Миф - первая форма культурной деятельности человека. Космогонические мифы - о происхождении вселенной. Космологические мифы - о устройстве вселенной. Мифы - это своеобразное выражение и хранение исторической памяти.

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства. 2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия. 3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют:

А) метаморфоза б) ассоциации (дыхание душа, сон смерть) в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине) г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами) д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания) е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).

В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:

1. вместо образа - рациональные понятия 2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта) 3. в философии есть причинно-следственные связи.

Религиозное мировоззрение.

В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).

Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами, 2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом), 3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова), 4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

Философское мировоззрение.

Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.

Философия - "любовь к мудрости" (фило - "люблю", софия - "мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.

Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.

Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.

В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.

Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.

Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии.

Две стороны этого вопроса: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир?

Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).

Отношение человека к миру троякое: 1. позновательное, 2. практическое, 3. ценностное

Каждое из этих отношений решают свой вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что я должен делать? 3. на что я могу надеяться

Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек?

Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.

Исторически первой формой мировоззрения принято считать мифологическое мировоззрение, т.е. систему вымышленных представлений о мире, его возникновении, возникновении человека, фантастического понимания природных явлений и исторических процессов, в которых участвует человек. Мифологическое мировоззрение основано не на изучении окружающего мира и не на познании, а на художественном вымысле, иногда имеющем форму очень увлекательного рассказа. Под мифологическим мировоззрением принято понимать совокупность представлений о мире и жизни, сформированные через призму мифа.

Что такое миф?

Миф – это художественный вымысел, благодаря мифу можно очень интересно и красиво объяснить любое явление, относящееся к любой сфере человеческой деятельности и проявлению сил природы. Наиболее ярким примером формы закрепления мифологического мировоззрения являются греческие мифы, представляющие собой замечательный литературно-художественный памятник.

Развитая мифология охватывала практически все стороны жизни человека и общества. Оно объясняет возникновение упорядоченного космоса из первичного хаоса, зарождение жизни и появление человека, объясняет появление в жизни человека важнейших навыков (письма, ремесел, изобразительного искусства), дает знание о будущих временах и о посмертном существовании. При этом в мифе человек и окружающий его мир были неотделимы. Человек – одна из частей природы, а сами силы природы имеют облик богов и героев. Миф не имеет конкретного автора и невозможно указать на точное время его возникновения. При этом мифологические боги и герои греков полностью повторяют все особенности обычной жизни: подобно обычным людям, они интригуют, капризничают, самым непосредственным образом вмешиваются в жизнь людей, спорят, лгут, воюют друг с другом. Отличает богов от людей их бессмертие и возможность проявлять особые способности, творить чудеса.

Мифологическое мировоззрение продолжает существовать и сегодня, в том числе среди достаточно просвещенной части человечества. На смену мифам как рассказам о богах и героях пришла социальная, политическая и экономическая мифология – например, мифы о подобных богам великих руководителях, о тайных заговорах и всемирном терроризме, на борьбу с которыми должны быть брошены все силы и средства.

Исторически первым типом мировоззрения у всех народов мира было мифологическое мировоззрение. Мифология – это универсальная, ещё не расчленённая (синкретическая), единая форма общественного сознания, которая доминировала на ранних стадиях первобытного (доисторического) общества.

Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества, и состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремёсел, которые передаются через поколения.

Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и являются фантастическим, обобщённым отражением природного и социального бытия в сознании человека родового общества.

Мифы (греч. ̶ повествование, сказание ), были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества в те далёкие времена, когда люди ещё только начинали вглядываться в окружающий их мир, только приступали к его исследованию и были ещё не способны выделить себя из окружающей среды. Сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах, в которых в художественной форме объяснялось устройство Космоса, Вселенной, мира, природы и судьбы человечества. Мифы – это чувственно-наглядные поэтические образы, в которых заключено духовное богатство и мудрость народов.

Миф, как он существовал в первобытной общине, т.е. в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определённых общественных установок, для санкционирования определённого типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний.



Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:

1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир.

2. Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.

3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, а не понятиями.

5. Объяснение происхождения Вселенной, Земли и человека:

̶ объяснение природных явлений;

̶ жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения (зачатки эмпирических знаний древних людей);

̶ вопросы чести, долга, этики и нравственности.

В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

1) диахронический (рассказ о прошлом) и

2) синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа носителю мифа представляется в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифы выступали и выступают важным стабилизирующим фактором общественной жизни. Кроме этого, значение мифов (в том числе и современных) состоит в том, что они устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивают внутреннее согласие человеческой жизни.

Именно из мифов выделились со временем и религия и философия: систематизация фантазий привела к возникновению религии, а систематизация знаний ̶ философии.

Религиозное мировоззрение

Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия освещает те же вопросы, что и миф.

Характерные черты религии:

̶ преобладание чувственного мировосприятия;

̶ «вера» возводится в принцип;

̶ система догматов;

̶ разум занимает подчинённое положение (кредо религии: «не думай, а верь»).

Уже на ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. На базе присутствовавших в мифах фантастических верований и ритуалов зарождается религия (точнее религии), которая также выступает как один из социально-исторического типов мировоззрения, сосуществующих с философией на протяжении многих веков. Представляя собой специфическую форму отражения действительности, религия до сих пор остаётся значительной социально-организованной и организующей силой в мире.

Религию нельзя понимать упрощённо или вульгарно, например, как систему «невежественных» представлений о мире и человеке. Религия – это сложное явление духовной культуры. В рамках религиозного сознания возникли нравственно-этические представления и идеалы, которые помогли развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей. Так, например, незыблемой основой христианской морали является труд, который понимается как сотрудничество с богом, а кто не трудится, тот не христианин. Религия внесла огромный вклад в процесс сознания актуальной во все времена идеи единства человеческого рода и непреходящего значения высоких нравственных норм в жизни людей.

Религия – это мировоззрение и поведение отдельного человека, группы, общности, которые определяются верой в существование некоего Высшего Начала. Это вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Религиозное сознание – это признание реального присутствия в жизни человека, в бытии всех людей и всей Вселенной некоего Высшего Начала, которое направляет и делает осмысленным как существование Вселенной, так и существование человека.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что способом существования религиозного сознания является вера (более подробно речь о вере пойдет в теме «Философский образ знания»).

Специфика религии обусловливается тем, что основным ее элементом является культовая система , т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступая в качестве её содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения . И это придаёт мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочивания и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религия придаёт смысл и знание, а значит и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Необходимо помнить, что мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер . Его мировоззренческие конструкции вступают в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов .

Философское мировоззрение

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объём позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождавшейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение.

Философия – это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высшую ступень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического:

̶ философское мировоззрение основано на знании (а не на вере либо вымы- сле);

̶ философское мировоззрение рефлексивно (имеет место обращённость мысли на саму себя);

̶ философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему);

̶ философское мировоззрение опирается на чёткие понятия и категории.

Основные стадии эволюции философии как мировоззрения:

- Космоцентризм – это философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

- Теоцентризм – это тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространён в средневековой Европе).

- Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).

Исторически появляется форма теоретического характера постижения мира, на смену символа приходит Логос разум . Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения , связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам . В отличие от религии философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, рациональности. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, это одна из форм человеческой культуры. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер . И этот момент существенно сближает философию и науку. Начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук. В европейской культуре этот процесс происходил в два основных этапа, имеющих между собой некоторую опосредованную связь.

Первый этап связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее чётко зафиксирован в системе Аристотеля (IV в. до н. э.).

Второй этап – XVI-XVII вв., когда наука формируется как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные (эмпирические) методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

Таким образом, после того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т.д., ̶ философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более чётко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира даёт мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперёд, правильно ставить и решать свои проблемы. Поэтому характерным признаком философского способа освоения действительности является универсализм . На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло своё выражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек .

Особенности мифологического мировоззрения

  1. Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.

Мифы - древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев - многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением.

  1. Мифологическое мировоззрение. Формируется с момента появления человека разумного (Homo sapiens), примерно 40-60 тысяч лет тому назад. Это мировоззрение которое описывает и объясняет мир и место человека в мире очень своеобразно. Для этого показываются дела богов, героев, многочисленных фантастических существ, описываются и по-своему и объясняются явления природы и социальной жизни. Фантастические существа совершают дела не реальные с позиции науки. Точно также как и они сами являются не реальными. Миф позволял все. В нем все что угодно могло появиться из всего чего угодно, просто так, или с помощью посредника в виде тех же фантастических существ. В этом и заключалась слабость и антинаучность мифов. В мире действительно что-то чем-то порождается, что-то появляется из чего-то, ничто не может появиться из ничего. Но чтобы все что-угодно появлялось из всего что-угодно то такое никак не возможно.
  2. Много внимания в мифах уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые встают на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой "Илиаде", индийской "Рамаяне", карело-финской "Калевале" и других народных эпосах.) Воплощенные в мифе представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы. Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде "живут" образы старинных сказок, преданий, легенд. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли - анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого.

В мифе не разграничивались сколько-нибудь отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Человеческая мысль проведет эти различия позже. Миф же - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, - своего рода "художественную религию", полную поэтических образов, метафор. В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, мысль и чувство, знание и вера.

  1. Важнейшая черта мифа – антропоморфизм. Это перенесение черт и свойств человека на весь остальной окружающий мир. Одна из схем объяснения всего что есть в мире – генетическая схема. Человек появляется на свет путем рождения. Поэтому рождаются и неживые предметы. Принцип – все что угодно может быть порождено чем угодно

Миф показал свою эффективность как средство управления поведением человеком, как способ регуляции отношений между людьми. Поэтому первобытные коллективы были очень сплоченными в пределах отдельных родов, племен, зато другие роды и племена воспринимались, как правило, враждебно.

Миф наиболее древний (архаичный) тип мышления, в котором не различались реальное и вымышленное; слово, мысль и предмет мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому древний человек совершал многие на наш взгляд бессмысленные действия. Например, перед тем как идти на охоту древний охотник в начале убивал какое-нибудь изображение животного, полагая, что это обеспечит ему успех и на охоте. Детям давали имена многих явлений природы, имена животных, полагая, что благодаря этому ребенок будет наделен свойствами этих явлений природы или животных

  1. Миф выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

С его помощью осуществлялась связь "времен" - прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.

В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: