Окружающий мир тема природные зоны. Урок-игра по окружающему миру: "Природные зоны РФ"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Газимуро-Заводская

средняя школа


Разработка урока-проекта по окружающему миру

в 4б классе.

« Природные зоны России ».

Разработан:

Учителем начальных

классов Елгиной Е.В.

С. Газимурский Завод

2013 год


Разработка урока окружающего мира в 4б классе.

Учитель: Елгина Е.В.

Тип урока: урок-проект.

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные зоны России». Защита проекта. Цель проекта: На основе исследования природных зон создать наглядное пособие для младших школьников по теме « Природные зоны России. » Задачи: Образовательные:

    Обобщить и систематизировать материал по теме «Природные зоны»

    Сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природных зонах России.

Развивающие:

    Развивать умение рассуждать, доказывать своё мнение.

    Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.

    Развивать экологическое, рационально-логическое и эмоционально-образное мышление.

Воспитательные:

    Воспитать коммуникативные навыки.

    Воспитать чувство сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.

    Воспитать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родной край.

Роль проекта в учебном процессе:

    Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов;

    Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

    Формирование исследовательских навыков и умения планировать свою деятельность .

Возраст учащихся: 4 класс. Время работы над проектом: 4,5,6 уроки в 3-ей четверти. Оборудование:

    Источники информации для каждого ученика;

    Справочная литература для учителя;

    Маршрутный лист для каждого учащегося;

    Личные наблюдения учащихся;

    Проекты групп.

Прогнозируемые результаты: Ученик будет знать:

Ученик будет уметь:

    Работать с дополнительной литературой.

    Работать в группе.

    Оформлять результаты своей деятельности согласно плану и уметь их преподнести.

    Создавать учебно - методическое пособие по природным зонам.

Ученик будет воспитывать в себе:

    Любознательность

    Самостоятельность.

    Толерантность.

    Организованность.

Критерии распределения ролей в группе: (ученики разделены на 7 групп по желанию, по зонам: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степи, пустыни, влажные субтропики).

Дети сами решают, кто в группе готовит реферат о природной зоне, кто приносит картинки с растениями этой зоны, а кто - с животными.

Этапы работы над проектом

«Природные зоны России»

Учитель

Учащиеся

1 этап. Разработка замысла проекта.

Формулирует мысль о проекте, которая возникла при рассмотрении карты зон, первичной беседы с учащимися, основанной на личных наблюдениях.

Принимают и обсуждают предложение учителя.

2 –й этап. Реализация проекта.

Предлагает классу разделиться на 7 групп (по интересам).

Делятся на 7 групп по желанию.

Распределяет обязанности между группами. Предлагает каждому ученику подготовить информацию на выбранную тему. Планирует деятельность группы: сбор информации в литературе, Интернете.

Распределяют роли. Планируют работу. Составляют план оформления продукта.

Помогает оформить работу.

Оформляют работу.

Консультация по мере необходимости: какую информацию исключить или добавить.

Каждый ученик в соответствии со своей ролью выполняет работу.

Контролирует (наблюдает, фиксирует работу группы).

Консультируются по необходимости.

Показывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу.

Находят недостающую информацию.

Оказывает помощь учащимся при подготовке наглядного пособия.

Выбирают и наклеивают наглядности в соответствии со своей темой.

3 – этап. Защита проекта.

Принимает отчёт. Обобщает результаты работы группы. Подводит итоги обучения. Оценивает работу группы.

Показывают умение планировать и осуществлять работу. Показывают продукт деятельности группы. Задают вопросы о деятельности другой группы.

За работу над проектом ставится две оценки: за коллективную деятельность по теме и за презентацию. Критерии оценивания:

    Качество выполнения работы по теме;

    Самостоятельность работы над проектом;

    Артистизм и выразительность выступления;

    Умение отвечать на вопросы;

Результаты проектной деятельности: создано наглядное пособие по окружающему миру «Природные зоны России»;

Ученики применяют общеучебные навыки и умения, но уже на новом продуктивном, поисковом уровне: работа со справочной литературой, оформление сообщения согласно плану, публичное выступление.

Технологическая карта

Технология

проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и

развивающие

задания

Формируемые УУД

1этап. Организационный момент.

Цель: активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Настроить детей на работу.

Отправляемся в путешествие по зонам России.

Коммуникативные УУД.

2 этап. Актуализация знаний.

Объяснить цель проделанной работы.

Включить учащихся в обсуждения по данной теме.

Сегодня мы услышим много нового и интересного.

3 этап.

Защита проектов

(по группам).

Выступить по группам. Слушать товарищей, задавать вопросы.

Организовать работу.

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

Познавательные УУД,

4 этап.

Итог урока.

Рефлексия. Цель: подвести итог проделанной работе.

Выступить со своим мнением по выступлениям групп. Выполнить самооценку своей работы.

Организовать итоговую работу.

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

Регулятивные УУД.

Примечание: В электронной версии краткое сообщение о природных зонах сделано учителем, так как рефераты сканировать нецелесообразно. Они находятся в портфолио учащихся, при необходимости можно посмотреть.

Саму работу смотрите в ПРИЛОЖЕНИИ.

Урок-проект

по окружающему миру

во 2 классе

«Природные зоны России»

Подготовлен учителем

начальных классов МБОУ

ООШ №30

Леошко Еленой Анатольевной

Природные зоны России

(урок-проект с мультимедийным приложением)

Тип урока: проектная деятельность – создание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»

Учащиеся должны знать: определение природных зон, закон природной зональности, основные характеристики природных зон.

Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой; делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.

Оборудование: карта природных зон, таблички с названиями инициативных групп («Ледяные пустыни», «Тундра», «Лесная зона», «Степи», «Пустыни»), раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта. (1)

Ход урока

I. Организационный момент

Распределение по группам.

Учитель объясняет особенности работы на уроке. Дети рассаживаются по группам.

II. Создание проблемной ситуации

Учитель. Сегодня у нас итоговый обобщающий урок по теме «Природные зоны».

Нами были изучены сначала тепловые пояса, затем природные зоны. Многие из вас самостоятельно или с помощью родителей готовили доклады, сообщения о животных и растениях природных зон. Мы получили большое количество информации в процессе исследовательской, иллюстративной работы. Для того, чтобы умело использовать накопленные знания, нужно научиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, памятка, игра, плакаты, опорная таблица. В результате под руководством учителя выбор делается на опорной таблице. (1,2,3)

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу «Сравнительная характеристика природных зон»

IV. Подготовка к созданию проекта.

Учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации полученных знаний. Работа проводится в виде «мозгового» штурма.

Учитель. Что такое природные зоны?

Учитель. Вспомним закон природной зональности.

Учитель. Назовём известные нам природные зоны в порядке расположения их от полюса к экватору.

Ученики. Ледяные пустыни, тундра, лесная зона, степь, пустыня.

Учитель. По каким признакам будем сравнивать эти зоны?

1. Местонахождение.

2. Климат.

3. Типичные представители растительного и животного мира. (2-3)

V. Основной этап создания проекта.

Учитель. Группы «исследователей», по 5 человек каждая, подготовили сообщения о своей природной зоне. Задача остальных групп – слушать очень внимательно и по ходу выступлений и просмотра слайдов отмечать в таблицах, которые лежат на партах, основные характеристики данной зоны.

Учиться нужно весело, чтобы хорошо учиться!

Для создания весёлого или лирического настроения будем прослушивать музыкальный фрагмент перед выступлением каждой группы «исследователей».

    Зона Ледяных пустынь

Песня «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

    Тундра

Песня «Увезу тебя я в тундру»

    Лесная зона

Песня «Друзья леса»

    Степь

Песня «Ой ты, степь широкая…»

    Пустыня

Песня «Кара-Кум» (4)

Доклады группы «Исследователи Ледяных пустынь»

Ледяной пустыней называют природную зону, которая примыкает к полюсам земного шара. Вокруг полюсов Земли и суша, и море круглый год покрыты льдом, толщина которого может быть больше трёхэтажного дома.

Природа ледяных пустынь очень сурова. Даже летом там никогда не стаивают снег и льды. И хотя летом солнце светит, не заходя за горизонт круглые сутки несколько месяцев подряд, всё же тепла недостаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. И над горизонтом солнце поднимается невысоко. Кроме того, оно нередко бывает закрыто густыми облаками или туманами, а белая поверхность снега не отражает его лучи.

Полярной ночью на всём пространстве господствуют лютые морозы. И если летом солнце несколько месяцев находится над горизонтом, то зимой, наоборот, оно несколько месяцев отсутствует на небе. Арктическая зима – это длинная ночь. В такое время лишь северное сияние вспыхивает необычайными, фантастическими красками.

Но жизнь в это суровое время не замирает. Бродит по снегу белый медведь. Зимой он не впадает в спячку, а занимается поисками пищи. Переплывает с одной льдины на другую, охотится на тюленей. Белый медведь – превосходный ныряльщик и пловец. Кроме белого медведя, в Арктике проживают клыкастые моржи, которые питаются рачками и моллюсками. Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы: чистики, кайры, различные чайки и некоторые другие виды птиц.

Растительный мир ещё беднее животного. Ведь всюду расстилаются покрытые снегами ледяные поля. Только местами, в защищённых низинах, успевают образоваться за короткое лето небольшие «оазисы». Но растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются к земле, чтобы устоять против ветра. (Это мхи, лишайники, а цветковых известно всего три вида).

Из птиц здесь живут буревестники и альбатросы. Самое известное и замечательное животное Антарктики – пингвины. Единственный и самый опасный их враг – морской леопард.

Доклады группы «Исследователи Тундры»

Если проводить сравнение с соседней ледяной пустыней, то здесь немного теплее, но средняя температура всё равно ниже нуля. Лето всего один-два месяца, и к тому же холодное. Зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, и на протяжении её земля скована морозами. Бывает, что неделями не прекращается пурга. За многие тысячи лет почва тундры ни разу не прогрелась глубже 10-15 см. а дальше – слой вечной мерзлоты толщиной несколько метров! Поэтому дожди и тающие снега не могут пропитать землю на глубине, и вся влага скапливается, образуя мелкие озёра и болота. Их очень много в тундре.

Растительный покров тундры составляют, прежде всего, мхи и лишайники. Встречаются кустарники и маленькие кустарнички. Все они низкорослые и растут, прижимаясь к земле, которую нагревает солнце. Там им теплее.

Ближе к лесотундре встречаются заросли карликовых ив и берёзок. Растительность тундры, как правило, многолетняя и вечнозелёная. Так растения приспособились к местному климату: не нужно каждый год терять листья, которые не успели бы пройти новый период роста.

Прелестью тундры становятся яркие цветы. Они расцветают на короткое время.

К осени в тундре созревают ягоды: морошка, черника, клюква, брусника.

Животный мир тундры немногочислен. Весной прилетают кулики, утки, гуси, гагары, лебеди.

В тундре на первом месте по великолепию находится северный олень. Широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по снегу. А на зиму между копытами у него вырастает длинная шерсть. Она позволяет оленю скользить по льду. В летнее время это животное очень страдает от комаров, слепней, мошек, оводов. Но главный его враг – волк.

На зиму здесь остаются травоядные грызуны – лемминги. Зимует также полярная лисица – песец, белая куропатка, полярная сова.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Лесной зоны»

В умеренном тепловом поясе находится лесная зона. Если двигаться от тундры к югу, то всё чаще и чаще будут встречаться деревья. Вначале редкие, невзрачные – эту зону называют лесотундрой. Потом всё более рослые, пока, наконец, не попадёшь в густой хвойный лес. Этот хвойный лес носит название тайги.

Климат в тайге по-своему суров. В Сибири, например, в некоторых районах температура опускается до -70 градусов. Да и тёплое лето непродолжительно. Основными породами деревьев являются лиственница, ель, пихта, светолюбивая сосна и могучий кедр. В тайге можно встретить и лиственные деревья: берёзу, осину, ольху.

Животный мир: пятнистый олень, марал, лось, бурый медведь. Много в тайге пушного зверя. Здесь живут соболь, белка, колонок, горностай, куница. Среди хищников – рысь и росомаха. Они охотятся на крупных таёжных птиц и зайцев, на косуль. Много в тайге птиц: рябчики. Тетерева, клесты, дятлы.

Немного южнее тайги произрастают смешанные леса, которые светлее тайги. Здесь уже встречаются дуб, липа, клён, ясень, вяз, черёмуха, рябина, дикая яблоня и груша. Под ними развиваются крупные кустарники: орешник, бересклет, жимолость, калина, крушина.

Когда-то в лиственных лесах Европы паслись огромные стада царственных животных – зубров. Сейчас же численность этого крупного быка взята на учёт. Он занесён в международную Красную книгу и находится под охраной как вымирающий вид.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Степи»

В умеренном поясе Северного полушария к югу от лесной зоны становится теплее. Здесь раскинулись травяные равнины – степи.

Климат степи засушливый. Зима обычно короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Всё время дуют сильные ветры, встречаются также бураны. Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю.

Ранней весной, когда только-только сошёл снег, степь прямо вспыхивает жёлтым и красным цветом. Это цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы.

Степные животные по-разному приспособились к открытым пространствам. Многие роют норы, где прячутся от врагов, жары и холода. Так поступают суслики, хомяки, тушканчики. Даже волк иногда захватывает подземное жилище барсука или лисицы. А в норах грызунов появляются мелкие хищники – хорьки, ласки. Также поступают некоторые утки, ящерицы, змеи и насекомые. С наступлением холодов насекомые, ящерицы, змеи, большинство грызунов, ежи, барсуки впадают в спячку.

Есть в степи и крупные животные. Это, прежде всего, степные антилопы - сайгаки, косули, лисицы.

Из птиц лишь дрофа и куропатка живут в степи осёдло. Зато летом сюда прилетают утки, кулики, жаворонки, журавль-красавка. На большой высоте парят орлы.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Пустыни»

Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в то же время самые загадочные и удивительные места. Их труднее покорить, чем самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и в Австралии. Среди них различаются пустыни умеренного и жаркого поясов.

Летом в пустынях очень сухо и жарко. Днём температура воздуха в тени поднимается до +40 градусов и выше. А в тропических пустынях – до +58 градусов. Ну а зимой там наступают холода, и даже в Сахаре в это время бывают морозы. Дождей и снегов в пустынях почти не бывает. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. Здесь круглый год жарко, как на сковородке. Бывает, что за год не выпадает ни одного дождя.

Некоторые растения хорошо приспособились к условиям сухости климата и высоких температур. В пустынях Средней Азии растёт саксаул, листья у него в виде веточек, что удобно для сохранения влаги. У некоторых растений листья превратились в колючки, как у песчаной акации, различных кактусов.

Ещё одним существенным приспособлением растений пустыни является их корневая система. Она позволяет добывать влагу из глубоких слоёв почвы. У животных пустынь тоже есть свои приспособления. Прежде всего, это цветовая окраска. Серо-жёлтые тона позволяют животным укрываться от врага или, наоборот, подкрасться к добыче незаметно.

Все обитатели пустыни стараются укрыться от палящего солнца. Голуби, воробьи и сычи умудряются гнездиться в стенах колодцев. Орлы. соколы, вороны устраивают гнёзда с теневой стороны бугров, в развалинах построек. Многие животные прячутся в норы или закапываются в песок. Когда к вечеру жара спадает, пустыня начинает свою жизнь. На поверхность выползают различные насекомые, ящерицы, змеи, черепахи. Животные пустынь впадают в спячку летом, а не зимой, чтобы перенести жаркое время года и пережить отсутствие воды. Многие животные пустыни – отличные бегуны. Огромные расстояния пробегают в поисках воды и пищи куланы. Очень хорошо переносит условия пустыни верблюд.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Галина Бабикова
НОД по окружающему миру на тему «Путешествие по природным зонам»

НОД по окружающему миру на тему «»

Подготовила и провела воспитатель I кв. категории Бабикова Г. А.

Тип занятия : актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия : занятие-викторина.

Цель : формирование целостного представления о природных зонах . Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон : Арктика, Жаркие страны, Смешанный лес.

Методические приемы : беседа, игра.

Предварительная работа : Рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме, беседа, дидактические игры.

Задачи :

Образовательные : обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных; закреплять ранее полученные знания. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Развивающие : развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. Развивать фонематический слух

Воспитательные : воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, формировать навык работы в команде. Воспитывать любовь к природе .

Средства : презентация «Путешествие по природным зонам » , для показа, разрезные картинки (Арктика, буквы, предметы для сборки макетов природных зон (Арктика, смешанный лес, изображения животных Африки и Антарктиды, жарких стран, смешанного леса, клей, салфетки, музыка для входа. Конверты для вкладывания заданий, эмблемы, табло для начисления баллов.

Ход викторины:

Дети под музыку входят в зал, берут из коробочки эмблемы и делятся на команды. (на экране слайд №1)

- Воспитатель : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я рада, что мы снова вместе и не стоим на одном месте. Нам с вами некогда скучать, ну что пора игру начать. Но прежде чем начать игру я вам про правила скажу. Итак :

1. Чтоб команда победила, работать дружно, сообща и не ссориться сгоряча;

2. Вместе хором на вопросы не отвечать, не кричать, только по одному отвечать;

3. Друг друга слушать, не перебивать, уметь подождать, а потом дополнять;

4. За игрой следит жюри, ох и строгие они, если команда правильно отвечает, ей баллы начисляют, если плохо себя ведет, баллы отчисляют, а за неправильный ответ баллов нет.

Представление команд «Снежинка» и «Солнышко»

Разминка.

Воспитатель : Ребята, что такое природная зона ? Какие природные зоны вы знаете ?

Ответы детей : Часть земли с определенным климатом, растениями и животными; Пустыня, тропики, Арктика, Антарктида, смешанный лес, тундра, …

Воспитатель : Молодцы! А наша викторина начинается, в Путешествие по природным зонам отправляемся .

1. ЗАДАНИЕ : Перед вами две природных зоны Африка и Антарктида сейчас вам, придется заселить эти природные зоны животными , Команда снежинка будет заселять Антарктиду, а команда солнышко будет заселять Африку. Будьте внимательны, у вас в конвертах находятся животные, которые живут в других природных зонах , их надо оставить на столе и сказать, почему они лишние.

Дети под музыку наклеивают животных на мольберты с природными зонами .

Объясняют, каких животных они не наклеили, обосновывают ответ.

Воспитатель : Молодцы с заданием справились, двигаемся дальше.

2. Задание. Прятки.

Воспитатель : -А теперь животные решили с вами поиграть в прятки сейчас на экране будут появляться спрятанные животные, а вы должны отгадать кто же изображен на экране. (Слайды с замаскированными животными)

3. Загадки

Воспитатель : Третий конкурс мозговой, нужно думать головой, кто загадки отгадает тот и баллы получает.

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (Зебры)

В зоопарке я найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (Бегемот)

Вылупился из скорлупки,

У него большие зубки,

Нравом он не очень мил,

Любит погружаться в Нил. (Крокодил)

Полюбуйтесь поскорей!

Перед вами - царь зверей,

Всколыхнулась чудо-грива,

Шелковиста и красива. (Лев)

Панцирь - это не рубашка,

Это домик, в нем не страшно.

И хозяйка смотрит гордо -

Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха)

Вот живой подъемный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан. (Жираф)

Носом-шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше. (Слон)

Прибыла из жарких стран,

Там жила среди лиан

И, за хвост на них повиснув,

Уплетала я банан. (Обезьяна)

4. Подвижный.

Воспитатель : А теперь давайте немного подвигаемся наши животные

проголодались и просили их покормить. Для этого, вам нужно быстро собрать

для них фрукты. Каждому участнику команды, брать только по одному фрукту,

положить его в корзину, победит та команда, которая соберёт фрукты быстрее.

Воспитатель : -Хорошо, молодцы, все животные остались сытыми и довольными.

А теперь настало время подумать головой и ответить на мои вопросы : Вопрос первой команде : Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате?

Ответы детей - могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т. д.

Воспитатель : Вопрос второй команде Смогли бы эти животные жить на севере?

Ответы детей нет

Воспитатель Почему?

Ответы детей на севере холодно, а у этих животных нет теплого меха, им нечего будет есть.

5. Молодцы, а теперь внимание на экран игра кто лишний и почему?

6. Собери слово Африка и Север.

7. Блиц опрос для капитанов команд каждому капитану будут задаваться вопросы отвечать надо быстро, не задумываясь ответ должен быть ДА или НЕТ за каждый правильный ответ 1 балл

Блиц вопросы

1. Лев хищное животное? (ДА)

2. Белый медведь живёт в Африке?

3. В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)

4. Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах? (ДА)

5. Верблюд может долго находиться без воды? (ДА)

6. В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)

7. Дом волка - это дупло? (НЕТ)

8. Белый медведь ест малину? (НЕТ)

9. Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)

10. Тигр большая кошка? (ДА)

11. Крокодил живет в воде? (ДА)

12. Обезьяны питаются бананами? (ДА)

Вы отлично справились с заданием

8. Домашнее задание Мини-рассказ о животном.

Молодцы, а сейчас послушаем членов жюри, они скажут, сколько баллов набрала каждая команда.

Отчет жюри

Воспитатель :

Ой, какие молодцы,

Все трудились от души,

А теперь черед настал,

Наградить всех кто играл!

Награждение победителей.

Публикации по теме:

Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости страницы! За окнами уже весна, но мне хотелось бы вспомнить уходящую зиму, ведь она принесла.

Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие Лунтика в Хвалынский заповедник» Цель: познакомить детей с Хвалынским заповедникам; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей.

Тема: «Овощи». Цели: - закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду; - расширять.

Цели:

  • формировать понятие «природные зоны», познакомить с природными зонами России, показать причины их образования и закономерность их смены;
  • развивать познавательный интерес обучающихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта «природные зоны», физическая карта Росcии, карта климатических поясов, иллюстрации природных зон, рисунки детей «Природа нашей Родины», кроссворд, сочинения детей «Осень».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Вот опять звенит звонок,
Он зовет нас на урок – урок окружающего мира.

А начать его мне хочется стихотворением А. Смирнова:

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм
С ветвями, тянущему руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

– Скажите, о чем это стихотворение?

Чему оно нас учит?

1. Работа с дневниками наблюдений.

– Слово нашим синоптикам. Они объявят прогноз погоды на текущий день (температура, направление ветра, облачность, осадки) и подведут итоги погоды за месяц, а также расскажут о приметах зимы.

2. Сочинения детей про осень. /Зачитать 2-3 сочинения/

II. Сообщение темы.

– Какова тема нашего урока, вы узнаете из кроссворда, отгадав загадки.

1. Разгадывание загадок.

    Сок из цветов она берет
    и в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

    Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
    И сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

    Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.
    И о чем она грусти, никому не говорит. (Ива)

    Весной зелена, летом загорела,
    Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

    Плодородной почвы враг
    Называется … (Овраг)

    Град ли, снег идут с дождем.
    Как их вместе назовем? (Осадки)

    Кто из вас ответит?
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    Не пекарь, а печет? (Солнце)

    Есть на речке лесорубы
    В серебристо-белых шубах.
    Из деревьев, веток, глины
    Строят вечные плотины. (Бобры)

    Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет.
    Засвистит, по речке дрожь.
    Озорник, а не уймешь. (Ветер)

    В белом сарафане встала на поляне.
    Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

    Там, где корни вьются на лесной тропе,
    Маленькое блюдце спрятано в траве,
    Каждый, кто проходит, подойдет, напьется,
    И опять в дорогу сил наберется. (Родник)

    Я копытами стучу, стучу,
    Я скачу, скачу, скачу,
    Грива вьется на ветру. (Конь)

    Малы, а не кому не милы. (Мыши)

– Прочитайте тему урока.

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Приложение слайд 2)

– Правильно, на уроке мы с вами узнаем не только о природных зонах, но и будем учиться беречь и любить природу.

– Скажите, на какие две группы можно разделить слова-отгадки из кроссворда?

– На какие еще группы можно разделить эти же слова?

III. Изучение нового материала.

– Как вы понимаете смысл слов «природная зона»?

– Как вы думаете, природа нашей страны везде одинакова? Почему?

– Что вы видите на рисунке? (слайд 3)

– Все ли солнечные лучи одинаковы?

– К чему это приводит?

– Действительно Солнце неравномерно нагревает нашу Землю. Самые короткие лучи, которые несут много тепла, попадают на экватор. Чем севернее, тем длиннее солнечные лучи, меньше тепла попадает на Землю. А на Крайнем Севере – самые длинные лучи, они как бы скользят по поверхности Земли, поэтому северные районы тепла получают очень мало.

– Какой можно сделать вывод? /Из-за неравномерности нагревания Земли и происходит смена природных зон/

1. Стенд «Природные зоны»

– Вы видите перед собой ваши рисунки о природе. На какие группы их можно поделить?

– Вы правильно поделили рисунки: ледяная пустыня, тундра, леса, степи, пустыни. /Показ на карте природных зон России/

2. Изготовление самолетиков из бумаги.

– А сейчас, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие по просторам нашей Родины.

– Каким видом транспорта вы предпочитаете путешествовать? Почему?

– Я предлагаю отправиться на самолете. Какой выберем маршрут? (слайд 4) / С севера на юг/

Почему?

– У вас на парте лежат листки бумаги. Изготовим самолетики. Запускаем моторы! Все готовы? Полетели!

3. Выявление характеристик природных зон.

– Итак, мы летим с севера на юг. Останавливаться будем только на станциях.

– По каким признакам рассмотрим природные зоны?

– По рельефу, климату, почве, растительному и животному миру с помощью карт, рисунков, иллюстраций, из жизненного опыта.

– Как вы думаете, существует ли между ними связь? (слайд 5)

Ледяная пустыня – первая станция / показ на карте/ (слайд 6)

  • каменистая пустыня – эту зону называют еще «полярной ледяной шапкой»;
  • зона холода. Полярная ночь длится от 98 суток до полгода. На небосводе появляется полярное сияние. Зимой температура понижается до – 40 градусов и ниже, дуют ветры, часты бураны. Летом температура самого теплого месяца не больше +5; полярный день, небо бывает затянуто серыми низкими облаками, часты туманы;
  • почвы неразвитые, каменистые;
  • растения: мхи, лишайники, некоторые цветковые, камнеломки, злаки;
  • животные: белый медведь, песец, тюлень, морж, «птичьи базары» – чайки, кайры, гагарки.

Движемся к югу.

Тундра – вторая станция / показ на карте/ (слайд 7 )

  • преимущественно равнинная поверхность; много озер, болот;
  • зима длится 8 –9 месяцев; средняя температура января: 25-35 градусов, морозы до 50 – 60 градусов, полярная ночь, дуют сильные ветры; лето холодное, короткое, погода неустойчива; осадки незначительны, влажность высокая; сильные резкие ветры, температура не выше +10 градусов; весна и осень очень короткие;
  • слой многолетней мерзлоты; тундрово-глеевые и торфяные почвы;
  • растения: мхи, лишайники, ягель, карликовая береза, карликовая полярная ива, ягодные кустарники: голубика, брусника черника;
  • животные: пеструшки, песцы, северный олень, волки, лисы, гнус, куропатки, гагары, чайки, поморники.

Лесная зона – третья станция / показ на карте/(слайд 8)

– Да, это лес. Сначала идет тайга, а потом смешанный лес и лиственный:

  • поверхность волнисто-равнинная; на севере – болота;
  • четко выделяются времена года; зима от 8 месяцев на севере до 4-5 на юге зоны; лето от умеренно теплого до жаркого; осенью часты моросящие дожди;
  • подзолистые почвы; дерново-подзолистые, серые и бурые в смешанных лесах;
  • мхи, лишайники, ягодные кустарники, папоротник, ель, пихта, сосна, кедр, дуб, бук, клен, ясень, вяз, береза, осина, липа, орешник, черемуха, рябина;
  • бурый медведь, косуля, соболь, горностай, марал, лось, лиса, рысь, волк, белка, бобры, глухарь, рябчик, клест, кедровка, сова, дрозд, тетерев и т. д.

Степи – четвертая станция / показ на карте/ (слайд 9)

  • волнисто-равнинная поверхность;
  • лето продолжительное, солнечное, жаркое, засушливое (+20 – 24 градуса), часты суховеи; зима холодная –20 –30 градусов, короткая, часты метели и сильные ветры, переходящие в бураны, снежный покров тонок;
  • почвы – черноземные – на севере, на юге – засоленность почвы – каштановые с включением солонца;
  • ковыль, типчак, гусиный лук, тюльпаны, полынь, перекати-поле;
  • сайгаки, суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки, дрофа, жаворонок; орел;

Полупустыни – пятая станция / показ на карте/

– Скажите, какодна природная зона отделяется от другой? /между ними существует переходная полоса/

Как вы считаете, а что такое полупустыня? (слайд 10)

  • равнинная поверхность;
  • лето жаркое, сухое и солнечное, дождей мало; зима морозная, снега мало, лежит неравномерно; рек немного;
  • каштановые; солончаки и солонцы;
  • растительность: верблюжья колючка, полынь, типчак, солянки;
  • суслики, тушканчики, лисица-корсар, сайгаки, ящерицы, змеи, пауки.

4. Закрепление нового материала.

  • Давайте вернемся к словам-отгадкам. Как вы думаете, к каким природным зонам их можно отнести?
  • Ответьте на вопросы учебника с. 28-29
  • А в какой природной зоне мы живем с вами? /В переходной зоне – лесостепи/
  • Расскажите о ней.
  • Как вы считаете, существуют ли экологические проблемы в природных зонах?
  • Чем сможете помочь вы, маленькие жители огромной планеты?

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Существуют ли четкие границы у природных зон, как у государства? Почему?

– В какой природной зоне вы хотели бы жить? Почему?

V. Домашнее задание. /по выбору/

  • прочитать стр. 27-28 учебника;
  • найти в художественной литературе описание природы и определить, к какой природной зоне относится это описание.

VI. Литература.

  1. Гайсина Р.Г. «Природа родного Башкортостана», «Китап» – Уфа, 2009.
  2. Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир» – учебник для 3 класса.
  3. Материалы энциклопедии «Кирилл и Мефодий».
  4. Пармузин Ю.П. «Живая география», «Просвещение» – Москва, 1999.





Зона Арктических пустынь. Природа арктических пустынь Зона Арктических пустынь. Природа арктических пустынь Арктика... От этого слова веет суровым холодом. Арктика это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. Арктика... От этого слова веет суровым холодом. Арктика это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега.


Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60 градусов. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60 градусов.




Животные арктических пустынь Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры откладывают яйца прямо на голые уступы скал. На некоторых островах можно увидеть очень красивых птиц с необычными клювами тупиков.


Заповедник «Остров Врангеля» Заповедник «Остров Врангеля» Этот арктический остров расположен между Восточно- Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф.П. Врангеля. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей. Одно из удивительных животных заповедника овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он со хранился в Северной Америке. И сейчас учёные решили снова поселить его у нас на острове Врангеля.


Тест «Арктика» 1.Природная зона арктических пустынь расположена: 1.Природная зона арктических пустынь расположена: 1)на островах Тихого океана 1)на островах Тихого океана 2)на островах Индийского океана 2)на островах Индийского океана 3)На островах Северного ледовитого океана 3)На островах Северного ледовитого океана 2. В Арктике для растений и животных сложились.. 2. В Арктике для растений и животных сложились.. 1) суровые условия 1) суровые условия 2) комфортные условия 2) комфортные условия 3. В ледяной зоне растут… 3. В ледяной зоне растут… 1) кедры, берёзы, черёмуха 1) кедры, берёзы, черёмуха 2) лишайники, мхи, полярный мак 2) лишайники, мхи, полярный мак 3) бузина, орешник, айва 3) бузина, орешник, айва 4. В Арктике обитают животные: 4. В Арктике обитают животные: 1) бобры, нутрии, хомяки 1) бобры, нутрии, хомяки 2) волки, белые медведи, рыси 2) волки, белые медведи, рыси 3) моржи, тюлени, белые медведи 3) моржи, тюлени, белые медведи 5. Найди верную цепь питания: 5. Найди верную цепь питания: 1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь 1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь 2) водоросли – рачки – сайки – тюлени 2) водоросли – рачки – сайки – тюлени


Тундра Природа тундры Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток холодная безлесная равнина. Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток холодная безлесная равнина.


Лето короткое, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по многу дней свирепствует пурга. Лето короткое, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по многу дней свирепствует пурга. Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь.


Растения тундры В тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника. Удивительны карликовая берёзка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. В тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника. Удивительны карликовая берёзка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Олений лишайник, или ягель служит основной пищей для северных оленей. Олений лишайник, или ягель служит основной пищей для северных оленей. Очень красива тундра весной. Очень красива тундра весной.


Животные тундры Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие птицы белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие птицы белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. Белая куропатка растительноядная птица. Летом её оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перья­ми до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь. Белая куропатка растительноядная птица. Летом её оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перья­ми до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь. Белая coва - птица хищная. Оперение у неё круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает от ледяных ветров На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток. а особенно на грызунов леммингов. Эти маленькие зверьки зимой не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство. Белая coва - птица хищная. Оперение у неё круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает от ледяных ветров На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток. а особенно на грызунов леммингов. Эти маленькие зверьки зимой не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство.


От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, потом­ство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды. От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, потом­ство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды. На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение. На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение.


Замечательный обитатель тундры дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта... Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, на­пример, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных. Замечательный обитатель тундры дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта... Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, на­пример, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных.


Таймырский заповедник. На севере России, на Таймырском полуострове, большой участок тундры взят под охрану. На севере России, на Таймырском полуострове, большой участок тундры взят под охрану. Среди обитателей заповедника дикие северные олени. Во многих других районах тундры они уже не встречаются. Хорошо чувствуют себя и завезённые сюда овцебыки. Среди обитателей заповедника дикие северные олени. Во многих других районах тундры они уже не встречаются. Хорошо чувствуют себя и завезённые сюда овцебыки. В заповеднике гнездятся редкие птицы краснозобая казарка и сокол-сапсан. Краснозобая казарка небольшой гусь. От других гусей отличается яркой окраской. Казарка очень хорошо плавает и ныряет. Питается эта птица в основном травянистыми растениями. Интересно, что казарки часто строят гнёзда недале­ко от гнёзд сокола- сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов... В заповеднике гнездятся редкие птицы краснозобая казарка и сокол-сапсан. Краснозобая казарка небольшой гусь. От других гусей отличается яркой окраской. Казарка очень хорошо плавает и ныряет. Питается эта птица в основном травянистыми растениями. Интересно, что казарки часто строят гнёзда недале­ко от гнёзд сокола- сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов...


Тест «Тундра» 1.Зона тундры расположена... 1.Зона тундры расположена... а)севернее арктических пустынь; а)севернее арктических пустынь; б)южнее арктических пустынь. б)южнее арктических пустынь. 2.Тундра расположена... 2.Тундра расположена... а)на равнинах; а)на равнинах; б)на возвышенностях; б)на возвышенностях; в)в горах. в)в горах. 3.Растения тундры... 3.Растения тундры... а)высокие с мощными корнями и широкими листьями; а)высокие с мощными корнями и широкими листьями; б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 4.К тундровым растениям относятся... 4.К тундровым растениям относятся... а)верблюжья колючка, саксаул, кактус; а)верблюжья колючка, саксаул, кактус; б)кедр, осина, пальма; б)кедр, осина, пальма; в)карликовая ива, мох-ягель, черника. в)карликовая ива, мох-ягель, черника. 5.В тундре обитают... 5.В тундре обитают... а)тюлени, моржи, киты; а)тюлени, моржи, киты; б)песцы, лемминги, волки; б)песцы, лемминги, волки; в)верблюды, лошади, коровы. в)верблюды, лошади, коровы. 6.Укажи верную цепь питания: 6.Укажи верную цепь питания: а)растения - лемминги - полярные совы; а)растения - лемминги - полярные совы; б)комары, мошки полярные куропатки песцы; б)комары, мошки полярные куропатки песцы; в)растения кречеты - волки. в)растения кречеты - волки.


Зона лесов Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. В лесной зоне выпадает довольно много осад­ков. Поэтому для роста и развития растений до­статочно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веще­ствами, чем в тундровой. В лесной зоне выпадает довольно много осад­ков. Поэтому для роста и развития растений до­статочно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веще­ствами, чем в тундровой.


Растения тайги Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья ель, сосна, лиственница пихта, кедровая сосна её часто называют просто кедром) менее требовательны к теплу. Они хорошо растут северной части лесной зоны. Эти деревья образуют хвойные леса тайгу. Тайга занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.


Животные тайги Кедровка одна из интереснейших таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Кедровка одна из интереснейших таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться и расселяться. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться и расселяться. Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше её. Хорошо заметный отличительный признак бурундука пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим стволом или пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки. Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше её. Хорошо заметный отличительный признак бурундука пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим стволом или пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки.


Летяга родственница белки, по размерам меньше её. В отличие от белки летяга умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но летать, точнее, планировать на немалое расстояние до метров! Роль крыльев у неё покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами. Летяга родственница белки, по размерам меньше её. В отличие от белки летяга умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но летать, точнее, планировать на немалое расстояние до метров! Роль крыльев у неё покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами. Соболь хищник. Его основная добыча грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, и тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда-то соболя были многочисленны. Но из- за красивого, дорогого меха их почти совсем уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя. Соболь хищник. Его основная добыча грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, и тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда-то соболя были многочисленны. Но из- за красивого, дорогого меха их почти совсем уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя.


Смешенные и широколиственные леса Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благо­приятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные дере­вья. Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким дере­вьям относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Эти породы называют широко­лиственными, в отличие от мелколиственных, к ко­торым относят берёзу, осину.



Тест «Природная зона лесов» 1.Природная зона лесов состоит из... 1.Природная зона лесов состоит из... а) пяти частей;б) двух частей; а) пяти частей;б) двух частей; в) трех частей; г) одной части. в) трех частей; г) одной части. 2.Самую большую территорию занимают... 2.Самую большую территорию занимают... а) смешанные леса;б) хвойные леса; а) смешанные леса;б) хвойные леса; в) широколиственные леса. в) широколиственные леса. 3.Лесным исполином называют... 3.Лесным исполином называют... а)благородного оленя; а)благородного оленя; б)лося; в)медведя. б)лося; в)медведя. 4.В Красную книгу занесены следующие животные лесной 4.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: полосы: а)овцебык, морж, розовая чайка; а)овцебык, морж, розовая чайка; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. 5.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: 5.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: а)овцебык, морж, розовая чайка; а)овцебык, морж, розовая чайка; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; б)краснозобая казарка, кречет, стерх; в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.


Зона степей Постепенно лесная зона сменяется зоной степей. Постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Почвы в зоне степей очень плодородные. Почвы в зоне степей очень плодородные.


Растения степей. Почвы в зоне степей очень плодородные Здесь растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них тюльпан, ирисы цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отмирают, почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. Другие растения ковыль и типчак иначе приспособлены к степным условиям и переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.


Животные степей. Разнообразны насекомые степной зоны. Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков отовсюду доносится их громкое стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых. Живут и степной зоне различные бабочки, пчёлы и шмели и другие насекомые-опылители. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков отовсюду доносится их громкое стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых. Живут и степной зоне различные бабочки, пчёлы и шмели и другие насекомые-опылители. Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Красавка самый мелкий из журавлей. Как показывает название, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы. Дрофа одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Летает она довольно хорошо, но ещё лучше бегает на длинных, сильных ногах. Красавка самый мелкий из журавлей. Как показывает название, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы. Дрофа одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Летает она довольно хорошо, но ещё лучше бегает на длинных, сильных ногах.


В степной зоне много грызунов, например В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь открытое место. По этому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норах. сусликов, хомяков. Степь открытое место. По этому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норах. Грызунами питаются хищные птицы и звери Очень крупная, до 2 метров в размахе крыльев, хищная птица степной орёл настоящее украшение природы! Довольно часто встречает самый ловкий хищник степной хорёк. Он поедает множество грызунов. Грызунами питаются хищные птицы и звери Очень крупная, до 2 метров в размахе крыльев, хищная птица степной орёл настоящее украшение природы! Довольно часто встречает самый ловкий хищник степной хорёк. Он поедает множество грызунов. Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами степная гадюка. Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами степная гадюка.


Тест «Зона степей» 1.Зона степей расположена на... нашей страны: 1.Зона степей расположена на... нашей страны: а) севере;б) востоке;в) юге. а) севере;б) востоке;в) юге. 2.На карте природных зон зона степей закрашена... цветом: 2.На карте природных зон зона степей закрашена... цветом: а) розовым;б) зеленым; а) розовым;б) зеленым; в) желтым;г) коричневым. в) желтым;г) коричневым. 3.К степным птицам относятся... 3.К степным птицам относятся... а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б)ястребы, кедровки, сойки; б)ястребы, кедровки, сойки; в)журавли-красавки, дрофы, пустельги. в)журавли-красавки, дрофы, пустельги. 4.Для растений степи характерны:... 4.Для растений степи характерны:... а)стелющиеся корни, крупные листья; а)стелющиеся корни, крупные листья; б)длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки б)длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки в)корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. в)корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. 5.В степи по вине человека появились следующие 5.В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:... экологические проблемы:... а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей. выпас оленей.


Зона пустынь В России пустыни занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Гораздо обшир­нее полупустыни, которые находятся между сте­пью и настоящей пустыней. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура вол духа в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. В России пустыни занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Гораздо обшир­нее полупустыни, которые находятся между сте­пью и настоящей пустыней. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура вол духа в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя! Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя!


Растения пустынь Одно из самых известных растений пустыни верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Этим и объясняется название растения. Одно из самых известных растений пустыни верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Этим и объясняется название растения. Очень ценным растением пустыни является колосняк. Его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. Очень ценным растением пустыни является колосняк. Его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. Такую же «работу» выполняет в пустыне джузгун. Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Плоды джузгуна очень лёгкие и к тому же снабжены особыми вы ростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же «работу» выполняет в пустыне джузгун. Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Плоды джузгуна очень лёгкие и к тому же снабжены особыми вы ростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.


Животные пустынь Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают. Да ещё как! До 3 метром бывают у них прыжки. Это раз в 20 больше длины тела зверька! Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают. Да ещё как! До 3 метром бывают у них прыжки. Это раз в 20 больше длины тела зверька! Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами. Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами. В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать со скоростью до 80 километров в час! В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать со скоростью до 80 километров в час!


В пустыне немало пресмыкающихся, например песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быстрая. Очень интересна ящерица- круглоголовка. Она способна в момент опасности почти мгновенно зарываться в песок. Приспособленность животных пустыни к условиям жизни заметна не только в их внешности, но и в поведении. Днём многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам вы ходят на поиски пищи. Те животные, которые всё-таки кормятся днём, обычно держатся в теми растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им до статочно той влаги, которую они получают, поедая растения.


Заповедник «Чёрные Земли» Заповедник «Чёрные Земли» Этот район в Республике Калмыкия издавна по­лучил название «Чёрные Земли», потому что зимой здесь не бывает снега и местность действительно выглядит чёрной. Кроме того, тут растёт много полыни с тёмными веточками, которая добавляет в пейзаж черноты. Заповедник создан на этих землях в 1990 году. В заповеднике «Чёрные Земли» есть участки полупустынь, пустынь, а также красивое озеро Маныч-Гудило. Каких только животных тут ни увидишь! Это и журавль-красавка, и дрофа, и сайгак, и ушастый ёж, и тушканчики, и лисичка-корсак. Водятся здесь уже знако­мые нам пресмыкающиеся песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка... А на озере обитают во­доплавающие птицы: лебеди, гуси, утки. Этот район в Республике Калмыкия издавна по­лучил название «Чёрные Земли», потому что зимой здесь не бывает снега и местность действительно выглядит чёрной. Кроме того, тут растёт много полыни с тёмными веточками, которая добавляет в пейзаж черноты. Заповедник создан на этих землях в 1990 году. В заповеднике «Чёрные Земли» есть участки полупустынь, пустынь, а также красивое озеро Маныч-Гудило. Каких только животных тут ни увидишь! Это и журавль-красавка, и дрофа, и сайгак, и ушастый ёж, и тушканчики, и лисичка-корсак. Водятся здесь уже знако­мые нам пресмыкающиеся песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка... А на озере обитают во­доплавающие птицы: лебеди, гуси, утки.


Тест «Пустыни» 1. В пустыне В пустыне... а)жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; а)жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; б)короткое прохладное лето и длинная суровая зима; б)короткое прохладное лето и длинная суровая зима; в)ярко выделяются все четыре времени года. в)ярко выделяются все четыре времени года. 2.В пустыне... 2.В пустыне... а)выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; а)выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; б)выпадает малое количество осадков; б)выпадает малое количество осадков; в)чаще всего осадков не бывает. в)чаще всего осадков не бывает. 3.Растения пустыни... 3.Растения пустыни... а)высокие, широколиственные; а)высокие, широколиственные; б)невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами; б)невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами; в)невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. в)невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. 4.Животные пустыни... 4.Животные пустыни... а)в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; а)в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; б)крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; б)крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; в)в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. в)в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. 5.К растениям пустыни относятся: 5.К растениям пустыни относятся: а)ковыль, полынь, тюльпан; а)ковыль, полынь, тюльпан; б)морошка, брусника, черника; б)морошка, брусника, черника; в)колосняк, солянка, джузгун. в)колосняк, солянка, джузгун.


Субтропическая зона ПРИРОДА ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАВКАЗА Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побе­режья Кавказа. Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побе­режья Кавказа. Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Здесь распо­ложена субтропическая зона, протянувшаяся уз­кой полосой по побережью Чёрного моря. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы «заглядывает» и дарит настоящее чудо южной природы. Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Здесь распо­ложена субтропическая зона, протянувшаяся уз­кой полосой по побережью Чёрного моря. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы «заглядывает» и дарит настоящее чудо южной природы. Здесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Почему здесь такие тёплые зимы? Благодаря морю и горам. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт своё тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных северных ветров. Здесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Почему здесь такие тёплые зимы? Благодаря морю и горам. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт своё тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных северных ветров.


Растения субтропиков. Почвы Черноморского побережья Кавказа плодо­родны, а растительность богата. В лесах на скло­нах гор растут широколиственные деревья дуб, бук, каштан настоящий. В парках и на город­ских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. Эти растения круглый год остаются зелёными. Почвы Черноморского побережья Кавказа плодо­родны, а растительность богата. В лесах на скло­нах гор растут широколиственные деревья дуб, бук, каштан настоящий. В парках и на город­ских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. Эти растения круглый год остаются зелёными. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.


Животный мир Черноморского побережья Кавказа Прекрасны насекомые этих мест. Издалека слышно громкое стрекотание сидящих на веточке цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев Прекрасны насекомые этих мест. Издалека слышно громкое стрекотание сидящих на веточке цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол, который поджидает добычу мух и других насекомых. Под камнями прячется редкий крупный жук, жужелица кавказская, которая питается улитками. Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек. Из крупных животных назовём живущую в лесах косулю. притаился хищный богомол, который поджидает добычу мух и других насекомых. Под камнями прячется редкий крупный жук, жужелица кавказская, которая питается улитками. Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек. Из крупных животных назовём живущую в лесах косулю.




Тест «Черноморское побережье Кавказа» 1.Субтропики России - это... 1.Субтропики России - это... а)обширная зона в центре страны; а)обширная зона в центре страны; б)обширная зона на востоке страны; б)обширная зона на востоке страны; в)небольшая зона на побережье северных морей; в)небольшая зона на побережье северных морей; г)небольшая зона на побережье Черного моря. г)небольшая зона на побережье Черного моря. 2.На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: 2.На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: а)бук, каштан; а)бук, каштан; б)ель, сосна; б)ель, сосна; в)ольха, липа. в)ольха, липа. 3.На Черноморском побережье обитают: 3.На Черноморском побережье обитают: а)пчелы, комары, мошки; а)пчелы, комары, мошки; б)цикады, богомолы, олеандровые бражники; б)цикады, богомолы, олеандровые бражники; в)шмели, кобылки, жуки-чернотелки. в)шмели, кобылки, жуки-чернотелки. 4.В Черном море у побережья обитают: 4.В Черном море у побережья обитают: а)киты, морские черепахи, тюлени; а)киты, морские черепахи, тюлени; б)медузы, крабы, морские коньки; б)медузы, крабы, морские коньки; в)крокодилы, анаконды, котики. в)крокодилы, анаконды, котики. 5.В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: 5.В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: а)кипарисы, пальмы, магнолии; а)кипарисы, пальмы, магнолии; б)липы, джузгун, маки; б)липы, джузгун, маки; в)полынь, типчак, ель. в)полынь, типчак, ель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: