Новый газопровод по черному морю. Газопровод "южный поток"

Крупнейшее трубоукладочное судно в мире Pioneering Spirit прибыло в Анапу для укладки газопровода «Турецкий поток». И, судя по практике другого трубоукладчика компании Allseas, Audacia, в течение нескольких дней приступит к работам. Что может помешать, так это погода. МЧС России по Краснодарскому краю предупредило о том, что 3 июня в регионе, в том числе в Анапе, возможны сильный дождь, гроза и шквалистое усиление ветра до 25 метров в секунду.

Pioneering Spirit будет укладывать глубоководную часть «Турецкого потока», которая начинается в 40 км от Анапы и продолжается до самой Турции, а Audacia уже прошла половину мелководья. По данным навигационной сайта Marinetraffic, на рейд российского порта 477-метровый гигант встал сегодня в 4 часа утра, завершив почти трехнедельный путь из Роттердама.

Трубоукладчик прибыл в Анапу. Скриншот с сайта marinetraffic.com.

За два дня до этого трубоуладчик проходил Босфор и для обеспечения безопасности турецкие власти были вынуждены закрыть пролив для других судов. «Если вы находитесь у пролива Босфор, не пропустите проход этого бегемота», - написал тогда в Twitter турецкий блоггер Алпер Белер, который отслеживает судоходство у берегов Турции. Также он выложил фотографии, которые позволяют увидеть воочию масштабы крупнейшего трубоукладчика в мире.


Фото: twitter.com.

Как уже сообщало , возведение газопровода длиной 910 километров через Черное море началось три недели назад. Сейчас его ведет трубоукладочное судно Audacia. Pioneering Spirit является крупнейшим судном в своем классе. Его общая длина составляет 477 метров и оно представляет собой катамаран, способный укладывать газопровод при глубине моря до 4 км (В Черном море по маршруту «Турецкого потока» она составляет 600−2000 метров). Грузоподъемность судна - до 48 тыс. тонн, что позволяет перемещать целые морские платформы. За один раз Pioneering Spirit способен взять на главную палубу 27 тыс. тонн труб. На его борту предусмотрено размещение 571 человека. Там установлены 13 станций сварки и 6 станций по изолированию газопровода. По своим характеристикам возможности Pioneering Spirit вдвое превышают те, что есть у Audacia. По оценкам экспертов, стоимость фрахта судна составляет 250−300 тыс. евро в сутки. Последние проекты крупнейшего в мире трубоукладчика - демонтаж добывающих платформ в Северном море.

Напомним, что в декабре и феврале компания Allseas заключила контракт с предприятием «Газпрома» South Stream Transport B.V. на строительство двух ниток «Турецкого потока». Они должны быть завершены в 2019 году. Магистраль «выйдет» из Черного моря в европейскую часть Турции и пройдет до границы с Грецией.

В Черном море из России в Турцию уже проложен один газопровод - «Голубой поток». Его «Газпром» построил в 2002 году. По магистрали протяженностью 1213 километров в прошлом году подали около 13 млрд кубометров газа.

Две нитки газопровода «Турецкий поток» обеспечат поставки 32 млрд кубометров газа в год в обход Украины. По первой - 12 млрд поступят на внутренний рынок Турции, а остальные 4 млрд кубометров, как заявляли турецкие власти, подадут в строящийся «Южный газовый коридор» из Азербайджана в Грецию и Италию. В марте «Газпром» и итальянская Eni подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам газа в Европу по южному коридору и заявили о модернизации контрактов для изменения пунктов сдачи газа.

По второй нитке «Турецкого потока» весь газ планируется подавать в Европу. В феврале прошлого года «Газпром», Edison SpA и DEPA SA подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам природного газа из России в Грецию и из Греции в Италию. Однако, каким образом, вопрос пока не решен. Как заявил глава Минэнерго России Александр Новак, российский газ может пойти и через Болгарию, где планируют создать региональный газовый хаб.

Схема маршрута «Турецкого потока» с сайта gazprom.ru.

Впрочем, строительство и одной ветки газопровода станет существенным ударом по Украине. «Для Украины реализация этого проекта будет иметь негативные последствия, не такие большие, как от „Северного потока“, но потеря приблизительно 15 миллиардов кубометров транзита из 70 миллиардов кубометров текущих - это очень большая сумма», - заявил ранее глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Сегодня Украина получает за транзит российского газа около $ 2 млрд в год, а строительство «Северного потока-2» и «Турецкого потока» снизят поступления в пять раз. После окончания действия контракта и ввода в эксплуатацию двух новых обходных магистралей «Газпром» планирует снизить транзит через Украину до 15 млрд кубометров в год. Их будут поставлять на Балканы.

Есть вещи, про которые как ни рассказывай в самых дотошных технологических подробностях, все равно они не перестанут вызывать восхищения, граничащего с ощущением чуда. К таковым, безусловно, относятся разного рода мегасооружения: небоскребы, мосты, тоннели и, конечно же, трубопроводы, проложенные по морскому дну.

Из кормы трубоукладочного судна сваренные трубы выходят непрерывной плетью и укладываются на дно (фото справа). Хорошо заметна специальная защита монтажных стыков. Когда секция закончена, к ней приваривается временная заглушка.

Как это возможно — уложить сотни километров стальных труб на огромную глубину, на дно со сложным рельефом? Как добиться, чтобы вся эта конструкция выдерживала огромное давление, не смещалась, не была уничтожена коррозией, выдерживала удары корабельных якорей и рыболовного снаряжения и, наконец, просто работала как надо? Самым свежим примером сооружения подводного мегатрубопровода стал знаменитый «Северный поток», пролегший по балтийскому дну и соединивший российскую и немецкую газотранспортные системы. Две нитки труб, каждая длиной более 1200 км — почти 2,5 млн тонн стали, поглощенных морем по воле человека. Именно на примере «Северного потока» мы попытаемся вкратце рассказать о технологиях создания подводных трубопроводов.


Из кормы трубоукладочного судна сваренные трубы выходят непрерывной плетью и укладываются на дно. Хорошо заметна специальная защита монтажных стыков. Когда секция закончена, к ней приваривается временная заглушка.

Как укутывают сталь

Две нитки газопровода состоят из 199 755 двенадцатиметровых труб, сделанных из высокосортной углеродистой стали. Но коль скоро речь идет о соприкосновении с такой химически агрессивной средой, как морская вода, металлу нужна защита. Для начала на внешнюю поверхность трубы наносят трехслойное покрытие из эпоксидного состава и полиэтилена — это делается прямо на заводе-производителе. Там же, кстати, трубу покрывают и изнутри, правда, задача внутреннего покрытия не в защите от коррозии, а в повышении пропускной способности газопровода. Красно-коричневая эпоксидная краска дает очень гладкую, глянцевую поверхность, снижающую, насколько это возможно, трение молекул газа о стенки трубы.

Можно ли укладывать такую трубу на морское дно? Нет, ее требуется дополнительно защищать и усиливать против давления воды и электрохимических процессов. На трубы устанавливают так называемую катодную защиту (наложение отрицательного потенциала на защищаемую поверхность). С определенным шагом к трубам приваривают электроды, соединенные между собой анодным кабелем, который связан с источником постоянного тока. Таким образом, процесс коррозии переносится на аноды, а в защищаемой поверхности проходит только неразрушающий катодный процесс. Но главное, что еще предстоит сделать с трубой, прежде чем она будет готова опуститься на дно, — это обетонирование. На специальных заводах внешнюю поверхность трубы покрывают слоем бетона толщиной 60−110 мм. Покрытие армируется приваренными к корпусу стальными стержнями, в бетон добавляется наполнитель в виде железной руды — для утяжеления. После обетонирования труба приобретает вес около 24 т. У нее появляется серьезная защита против механических воздействий, а дополнительная масса позволяет ей стабильно лежать на дне.


На фото — сварочная станция трубоукладочного судна Castoro Dieci. Сварные стыки пройдут процедуру неразрушающего ультразвукового контроля, затем их защитят с помощью термоусадочного полиэтиленового рукава, металлического кожуха и пеноматериала. Судно Castoro Dieci принадлежит итальянской компании Saipem и предназначено для прокладки участков трубопроводов на прибрежном мелководье. Фактически это плоскодонная несамоходная баржа, которая передвигается только с помощью буксира и якорной лебедки, однако точное позиционирование Castoro Dieci осуществляет самостоятельно за счет восьмиточечной системы якорей.

Коварное дно

Но надо помнить, что дно даже такого сравнительно неглубокого моря, как Балтийское, не предоставит само по себе удобного и безопасного ложа для газопровода. Есть два фактора, которые неизбежно приходилось учитывать проектировщикам и строителям «Северного потока»: антропогенный и природный.

История судоходства в североевропейском регионе насчитывает тысячелетия, и потому на дне моря скопилось немало всевозможного мусора, а также обломков затонувших кораблей. XX век внес свой страшный вклад: на Балтике в ходе мировых войн велись активные боевые действия, устанавливались сотни тысяч морских мин, а по окончании войн в море же утилизировались боеприпасы, в том числе и химические. Поэтому, во‑первых, при прокладке маршрута газопровода требовалось обходить выявленные скопления опасных артефактов, а во-вторых, тщательно обследовать зону прокладки, включая так называемый якорный коридор (по километру влево и вправо от будущей трассы), то есть зону, в которой бросали якоря суда, задействованные в строительстве. В частности, для мониторинга боеприпасов применялись корабли, оснащенные эхолокационным оборудованием, а также специальным донным роботом (ROV), связанным кабелем с базовой донной станцией TMS. При обнаружении боеприпасов (морские мины весьма чувствительны к движению) их подрывали на месте, предварительно обеспечив безопасность судоходства в заданном районе и приняв меры по отпугиванию крупных морских животных.


Второй фактор, природный, связан c особенностями рельефа дна. Дно моря сложено из различных пород, оно имеет выступающие гребни, впадины, расселины, и опускать трубы прямо на все это геологическое разнообразие не всегда возможно. Если допустить большое провисание нитки газопровода между двумя естественными опорами, конструкция может со временем разрушиться со всеми вытекающими из этого неприятностями. Поэтому донный рельеф для прокладки необходимо искусственным образом исправлять.


Корма трубоукладочного судна со стингером — специальным желобом, увеличивающим радиус сгиба укладыва- емой нитки. Благодаря стингеру буква S обретает более плавные очертания.

Если требовалось выровнять рельеф дна, использовалась так называемая каменная наброска. Специальное судно, нагруженное гравием и мелкими камнями, с помощью трубы, нижний конец которой оборудован соплами, «прицельно» заполняло полости дна, придавая ему более подходящий профиль. Иногда вместо камней вниз опускались целые бетонные плиты. Другой вариант — выкапывание в дне траншеи для прокладки труб. Логично предположить, что создание траншей предшествовало прокладке труб, однако далеко не всегда это происходило именно так. Существует техническая возможность стабилизации положения нитки на дне уже тогда, когда трубопровод проложен (при условии, что глубина моря в данной точке не превышает 15−20 м). В этом случае с судна на дно опускается траншеекопатель, имеющий роликовые захваты. С их помощью трубопровод приподнимается со дна, и под ним пропахивается траншея. После проведения этой операции трубы укладываются в получившееся углубление.


Прокладка «Северного потока» с помощью судна Castoro Sei
В процессе трубоукладки устойчивость судна Castoro Sei обеспечивают 12 якорей. Каждый из якорных канатов управляется лебедкой, создающей постоянное натяжение. Судно также оснащено движителями для более точного позиционирования.

Сыпать тяжелый грунт на дно можно не всегда: масса гравия продавливает мягкие породы. В этом случае для «спрямления» рельефа используют более легкие опоры из металлических или пластиковых конструкций.


Подводная буква

Теперь, пожалуй, самое интересное: как трубы оказываются на дне? Разумеется, сложно себе представить, что каждая отдельная 12-метровая труба приваривается к нитке газопровода прямо в море на глубине. Значит, эту процедуру необходимо проделывать до укладки. Что, собственно, и происходит на борту трубоукладочного судна. Тут необходимо ненадолго вернуться к конструкции самой трубы и заметить, что после нанесения на нее антикоррозионной защиты и утяжеляющего бетонирования оконцовки труб остаются открытыми и незащищенными, — иначе сварка была бы затруднена. Поэтому участки соединений защищаются от коррозии уже после сварки. Сначала монтажные стыки изолируются с помощью полиэтиленового термоусадочного рукава, затем закрываются металлическим кожухом, а полость между кожухом и рукавом заполняется полиуретановой пеной, придающей месту стыка необходимую механическую прочность.


Далее происходит укладка S-образным способом. Сваренная из труб плеть приобретает в процессе укладки форму, напоминающую латинскую букву S. Плеть под небольшим углом выходит из кормы корабля, достаточно резко опускается вниз и достигает дна, где принимает горизонтальное положение. Труднее всего представить себе, что нить из стальных, покрытых бетоном 24-тонных труб способна к таким резким изгибам без разрушения, однако все происходит именно так.

Разумеется, для того чтобы плеть не сломалась, применяются разнообразные технологические хитрости. За трубоукладочным судном на десятки метров тянется стингер — специальное ложе, уменьшающее радиус наклона уходящей вниз плети. На судне также установлено натяжное устройство, прижимающее трубы книзу и снижающее нагрузки на изгибы. Наконец, система позиционирования точно контролирует положение судна, исключая рывки и резкие смещения, способные повредить трубопровод. Если укладку почему-либо требуется прервать, вместо очередной трубы к плети приваривают герметичную заглушку с креплениями и плеть «сбрасывают» на дно. При возобновлении работ другой корабль подцепит заглушку тросом и вытянет плеть обратно наверх.


В 2012 году был сконструирован специальный «интеллектуальный зонд», который будет через определенные промежутки времени инспектировать состояние газопровода, передвигаясь с потоком газа от российской бухты Портовая к немецкому Любмину.

Газопровод-водопровод

И все же без подводной сварки не обошлось. Дело в том, что каждая из ниток «Северного потока» состоит из трех секций. Различие между секциями — разная толщина стенок используемых труб. Пока газ идет от терминала в российской бухте Портовая к приемному терминалу на немецком берегу, давление газа постепенно падает. Это дало возможность использовать в центральной и финальной секциях более тонкостенные трубы и таким образом экономить металл. Вот только обеспечить соединение разных труб на борту трубоукладочных судов не представляется возможным. Сочленение секций происходило уже на дне — в гидроизолированной сварочной камере. Для этого на дно опускались трубоподъемные механизмы, которые отрывали от дна и точно позиционировали друг напротив друга плети отдельных секций. Для той же цели применялись надувные мешки с переменной плавучестью, обеспечивавшие вертикальные перемещения труб. Термобарическая сварка велась в автоматическом режиме, однако наладка оборудования сварочной камеры — сложнейшая водолазная операция. Для ее проведения под воду опускалась водолазная камера, где могла проходить декомпрессию целая бригада водолазов, и специальный колокол для спуска ко дну. Сварка секций проводилась на глубине 80−110 м.


Прежде чем использовать газопровод для перекачки топлива, его испытывали… водой. Еще до термобарической сварки каждая секция трубопровода прошла суровое испытание. Внутрь секций с помощью поршневого модуля была закачана предварительно отфильтрованная от взвесей и даже бактерий морская вода. Жидкость, нагнетавшаяся со специального судна, создавала внутри плети давление, превышающее рабочее, и такой режим поддерживался в течение суток. Затем вода откачивалась, и секция газопровода осушалась. Еще до того, как в трубопроводе появился природный газ, его трубы заполнялись азотом.

Прокладка газопровода по морскому дну — лишь часть проекта «Северный поток». Немало усилий и затрат потребовалось для оборудования береговой инфраструктуры. Отдельная история — это вытягивание нитки газопровода на берег с помощью мощной лебедки или создание механизма компенсации сезонного сжатия-расширения 1200-километровой нитки.

Строительство «Северного потока» вызвало немало дискуссий на разные околополитические темы — от экологии до чрезмерной роли сырьевого экспорта в экономике России. Но если абстрагироваться от политики, нельзя не заметить: трансбалтийский газопровод — отличный пример того, как продвинутые технологии и международная кооперация способны творить современные чудеса во вполне рабочем рутинном режиме.

Без пропагандистской помпы, телекамер и присутствия высоких персон «Газпром» наконец-то приступил к прокладке многострадального газопровода по дну Черного моря. И в самом деле, чего поднимать рекламную шумиху, когда хвастать то особо нечем.

Первоначальный «Южный поток» переименовали в «Турецкий поток», полагая, что сменив название и направление, можно будет обойти препоны, выдвинутые бюрократами Евросоюза. Однако несговорчивость турок по цене на российский энергоноситель, а потом конфликт из-за сбитого Су-24 отодвинули начало строительства на два года.

Мало того, пришлось внести существенные коррективы в проектную мощность. Вместо четырех ниток газопровода общим объемом в 63 млрд. кубов осталось две — примерно 33 млрд. кубометров. Одна из них предназначена собственно для Турции, другая — для потребителей в Южной и Юго-Восточной Европе. Если с турецкой ниткой все ясно (ее то и начали прокладывать), то судьба европейской пока находится в полном тумане.

Предполагалось, что поскольку владельцем второй транзитной трубы от черноморского побережье до границы Греции будет турецкая сторона, то это снимет все претензии ЕС к «Газпрому» в рамках З-го Энергопакета, не допускающего совмещать в одном лице роли продавца и поставщика энергоресурсов. Получался почти беспроигрышный вариант, который, гляди, со временем мог бы позволить проложить еще две нитки газопровода и довести поставки газа в Европу до желаемого объема.

Только эти планы не учли амбиции турецкого президента Эрдогана. Он, выстраивая систему личной авторитарной власти, пошел на открытый конфликт с Западом. Из-за референдума по конституции глава Турции поругался с рядом ведущих стран ЕС.

В предвыборной риторике Эрдоган не только обвинил Голландию в фашизме, Германию в сохранение нацистских порядков, но, упрекая Брюссель в сознательном затягивании принятия Турции в ЕС, грозился разорвать соглашение по ближневосточным мигрантам и больше не сдерживать нелегальный поток беженцев. Такое вряд ли скоро забудется.

Острую критику у европейцев вызвали и массовые репрессии турецких властей по отношению к инакомыслящим. Десятки тысяч учителей, судей, адвокатов не просто лишились работы - многие из них оказались за решеткой как возможные сторонники проповедника Гюлена, который объявлен главным идеологом и организаторам провалившегося путча военных в июле 2016 года.

Также западная общественность серьезно обеспокоилась ограничениями демократических прав в Турции и, прежде всего, наступлением на свободу слова. Страна вышла на первое место в мире по количеству арестованных журналистов. Закрыты десятки оппозиционных теле- и радиостанций, газет и журналов.

До самого низкого уровня опустились немецко-турецкие отношения. Не прекращается дипломатическая перепалка между Веной и Анкарой. Турки, в частности, отказались от совместного участия с австрийскими военными в учениях НАТО.

Не в лучшем виде оказались греко-турецкие отношения. Афины не стали выдавать турецких солдат, сбежавших на их территорию после неудавшегося переворота. Анкары ответила гневными нотами протеста.

Все эти факторы, по мнению международных экспертов, могут оказать политическое влияние на принятие Брюсселем решения о судьбе российского газа, когда он окажется на греческой границы. При этом главной будет не проблема растущей энергозависимости Европы от России, а целесообразность транзитной трубы через Турцию, что можно расценить как поддержку европейцами режима Эрдогана.

В Москве, похоже, тоже осознали реальность такой перспективы. Недаром в последнее время активизировался зондаж о возвращении к болгарскому варианту газопровода. Хотя в январе 2015 года время глава «Газпрома» в категоричной форме заявил, что тема «Южного потока» закрыта окончательно. Теперь пришлось взять свои слова обратно.

На петербургском международном экономическом форуме болгарский министр энергетики Теменужка Петкова и Алексей Миллер подписали «дорожную карту», подразумевающую участие российского концерна в развитии газотранспортной системы Болгарии.

София вот уже два года вынашивает идею строительства на территории страны межрегионального газового коннектора «Балкан», чтобы связать воедино все трубопроводы Балканского полуострова. Основная проблема проекта заключалось в том, что где взять газ и найти инвесторов. Самой Болгарии в одиночку было не потянуть строительство стоимостью в 2 миллиарда евро.

Еврокомиссия отнеслась благосклонно к предложению Болгарии, однако кроме словесного одобрения денег не обещала. Премьер Бойко Борисов, общаясь с президентом Владимиром Путиным по телефону, пытался заинтересовать Россию идеей газового хаба. Не удалось. Слишком радужной была вера Кремля в будущее «Турецкого потока».

Тем не менее, болгары не теряли надежды. Как выяснилось, не напрасно. Еще, правда, предстоит убедить Брюссель дать твердые письменные гарантии (в московской редакции «железобетонные») того, что он не возражает против усеченного варианта «Южного потока».

Болгарская сторона полагает, что ей удастся решить этот вопрос. По крайней мере, Борисов уже начал готовить почву. Он, находясь с официальным визитом в Берлине, постарался привлечь в союзники канцлера Меркель, подробно рассказав ей о планах строительства хаба «Балкан» и о его значение для всего региона Юго-Восточной Европы.

= Пост подготовлен в интересах ГК Стройгазмонтаж =

Мы - поколение, которое родилось в век технологического прорыва, и часто даже не представляем, что стоит за достижениями цивилизации. Конечно, в общих чертах каждый знает, что вода идёт по трубам в земле, сигнал GPS поступает со спутника в космосе, а электричество вырабатывают гигантские станции. Но пониманием ли мы чего стоило создать всё это?

Ранее, я , и . Сейчас же речь пойдет о необычном объекте, который был построен компанией Ротенбергов. Мы знаем, что к играм в Сочи возводили не только спортивные сооружения, но и элементы инфраструктуры. Зачастую строили с нуля и впервые: не зря фильм об одном из самых сложных и впечатляющих инфраструктурных объектов называется "Никто и никогда ". Речь идёт о газопроводе "Джубга - Лазаревское - Сочи". Уникальность его в том, что 90% магистральной трассы (а это более 150 км) проходит по дну Черного моря вдоль прибрежной полосы на глубине до 80 метров. Такое решение позволило избежать каких-либо влияний строительства на Черноморское побережье.

Как я уже сказал, основная часть газопровода проходит по дну Черного моря на расстоянии пяти километров от берега. В самом начале, конце и нескольких участках по пути трасса выходит наружу и соединяется с газораспределительными пунктами. На этих участках газ направляется по различным маршрутам к потребителю. А приходит он, в свою очередь из Ямала по другим магистральным трассам. Другими словами, прежде чем оказаться в Сочи, газ проходит тысячи километров с севера на юг:

3.

Газораспределительный пункт (ГРП) "Кудепста" находится на вершине горы. С моря в сушу "врезается" магистральная труба и поднимается наверх. По словам строителей, для создания этого участка использовали метод наклонного бурения. Прокладывать трассу обычным траншейным методом не стали, чтобы, опять же, не наносить вреда окружающей среде:

4.

Однако самое интересное то как строили основную магистраль. Все работы происходили в море. Огромные трубы диаметром в полметра из сверхпрочного сплава усиливали слоем бетона, варили прямо на корабле, а затем опускали в море:

5.

Перед тем, как прокладывать газопровод, подводники прошлись по пути следования трубы и обнаружили два минных поля, оставшихся после второй мировой войны:

6.

Самый сложный процесс строительства заключался в стыковке двух труб - основной "нитки", которая шла по морю и сухопутного участка. Стыковка так же происходила в море и заняла три дня. Это потребовало слаженной работы всей команды, которая работала на строительстве газопровода:

7.

Сегодня результат их работы скрыт 80 метрами воды, а об этом уникальном опыте напоминает новый газораспределительный пункт в Кудепсте, который увеличил газовые мощности всего сочинского района и окрестностей.

Надо сказать, что до строительства нового газопровода в Сочи уже был газ. При этом доля газификации района не превышала трех процентов. Это катастрофически мало для жизни и, конечно же, не обеспечило бы необходимых для проведения Олимпиады мощностей. Кроме того, в случае аварий или сбоев, всё побережье осталось бы без топлива (достаточно вспомнить историю с блекаутом в Крыму).

Давайте взглянем на ГРП и разберемся как она устроена. Прежде чем туда попасть, необходимо пройти пункт досмотра и проверки. Будучи важнейшей инфраструктурной точкой, ГРП охраняется круглые сутки несколькими вооруженными людьми:

8.

Проход внутрь возможен только в сопровождении начальника участка и по согласованию с высшим руководством:

9.

Вдоль всего периметра стоят камеры с датчиками движения:

10.

Итак, ГРП - это точка распределения газа с основной магистральной трубы. Здесь понижается давление и газ уходит на небольшие газораспределительные станции, которые, в свою очередь, отправляют его конечным потребителям:

11.

Начальник участка рассказывает, что это - одна из нескольких частей многокилометровой километровой трубы, которая выходит наружу:

12.

13.

Кажется, на участке "пахнет газом", но это не так. В воздухе чувствуется запах одоранта - специального состава, который добавляют в газ, чтобы он приобрел запах (сам по себе газ не имеет ни цвета, ни запаха):

14.

Емкость одоранта:

15.

16.

После того как давление газа снизилось и ему добавили "запах", он расползается на несколько веток.

17.

Рядом со ГРП работники высаживают фруктовые деревья:

18.

В общей сложности Кудепский пункт отправляет топливо на 11 станций. Тут важно пояснить, что газопровод соединяется с уже существующей Майкопской ниткой. В этом есть свой смысл: если раньше на каком-то участке происходила авария или профилактическая работа, без газа оставались все следующе пункты. А сейчас газ может циркулировать в двух направлениях, обеспечивая бесперебойную работу всего Сочинского района:

19.

20.

Важнейшим получателем газа является Адлерская ТЭС, о которой я

Маршрут газопровода «Турецкий поток», строительство которого в настоящее время ведётся на участке от России до Турции по дну Чёрного моря, будет изменён: из Турции трубопровод пойдёт не в Грецию, а в Болгарию и далее в Румынию, Венгрию, Австрию, сообщает со ссылкой на турецкую газету Habertürk.


«Внезапные изменения были внесены в предварительно утверждённый маршрут. Согласно этим изменениям, трубопровод не пойдёт в Грецию, а из Турции будет направлен в Болгарию и оттуда далее в Европу», – пишет газета.

Согласно сообщению, «изменения в маршруте газопровода обсуждались в министерстве энергетики Турции, после чего об этом на высоком уровне была уведомлена Болгария, которая в настоящее время уже начала подготовку к реализации проекта».

Информацию подтвердил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, добавив, что об этом также знают председатель Евросовета Дональд Туск и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

В кабинете Юнкера лежит именно такая схема "Турецкого потока",

Сказал Борисов журналистам.

Он напомнил, что российский газ в настоящее время поступает в Турцию через Украину и Болгарию, но с запуском «Турецкого потока» транзит по этим маршрутам будет прекращён.

Чтобы не оставлять трубы пустыми, мы договорились с руководством Турции и с президентом Владимиром Путиным, мы согласовали транзит 10 млрд кубометров газа для Сербии и 1 млрд кубометров для Македонии. К 1 июля 2018 года должен быть готов наш интерконнектор с Турцией объёмом 16 млрд кубометров,

На вопрос, есть ли возможность того, что «Турецкий поток» проследует по маршруту проекта газопровода «Южный поток» и дойдет до Варны, Бойко Борисов ответил:

Мы работаем таким образом, чтобы направить его непосредственно в газовый хаб.

Он пояснил, что «речь идёт не о транзите газа через Болгарию, а о торговле им через газовый хаб под Варной, на который топливо должно будет поступать как от газопровода "Турецкий поток", так и из Румынии, Греции и даже с разрабатываемых пока месторождений на болгарском шельфе Чёрного моря».

Именно там будет осуществляться торговля, и оттуда газ будет поставляться через наши магистрали в Салоники, Скопье, Белград и далее к Венгрии и Австрии,

Уточнил Борисов.

Издание напоминает, что Болгария реализует проект объединения своей газотранспортной сети с сетями соседних стран путём строительства газопроводов-интерконнекторов. Работы по ним находятся в разной степени готовности. Строительство межсистемной газовой связи между Болгарией и Румынией было завершено осенью 2016 года, в 2018 году планируется завершить строительство газопровода между Болгарией и Грецией, а к 2020 году - аналогичный газопровод с Сербией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: