Назначение ракет. Основные понятия и определения

В нашем цивилизованном мире в каждой стране есть своя армия. И ни одна мощная, подготовленная армия не обойдется без ракетных войск. А какиеракеты бывают? Эта занимательная статья расскажет Вам об основных видах ракет, существующих на сегодняшний день.

Зенитные ракеты

Во время второй мировой войны бомбардировка на больших высотах и за пределами досягаемости зенитных орудий повлекла за собой развитие ракетного оружия. В Великобритании первые усилия были направлены на достижение равноценной разрушающей мощи 3-х а позднее 3,7 дюймовых зенитных орудий. Британцами были предложены две существенных новаторских идеи, касательно 3-х дюймовых ракет. Первой была ракетная система воздушной обороны. Для остановки пропеллеров самолета или для срезания его крыльев в воздух запускалось устройство, состоящее из парашюта и проволоки и тащившее за собой проволочный хвост, который разматывался с катушки, находившейся на земле. Была доступна высота в 20000 футов. Другое устройство представляло собой дистанционный взрыватель с фотоэлементами и термоэлектронным усилителем. Изменение интенсивности света на фотоэлементе, вызванное отражением света от близлетящего самолета (проектируется на элемент с помощью линз) приводила в действие разрывной снаряд.
Единственным значительным изобретением немцев в области зенитных ракет стал Тайфун. Небольшая 6-ти футовая ракета несложной концепции, работающая на ЖРД, Тайфун был предназначен для высот в 50000 футов. Конструкция предусматривала соонсо размещенную емкость для азотной кислоты и смеси органического топлива, но на деле оружие реализовано не было.

Воздушные ракеты

Великобритания, СССР, Япония и США – все страны занимались созданием воздушных ракет для применения против наземных, а также воздушных мишеней. Все ракеты практически полностью стабилизировались оперением из-за действующей аэродинамической силы при запуске на скоростях от 250 миль/час и больше. Сначала использовались трубчатые пусковые установки, но впоследствии стали применять установки с прямыми направляющими или нулевой длиной, и размещать их под крыльями самолета.
Одной из самых удачных немецких ракет была 50-ти миллиметровая Р4М. Ее концевой стабилизатор (крыло) оставался в сложенном состоянии до запуска, что позволяло близко расположить ракеты друг к другу при погрузке.
Американское выдающееся достижение – это 4,5 дюймовые ракеты, у каждого истребителя союзников под крылом их было 3 или 4 штуки. Эти ракеты были особенно эффективны против мотострелковых отрядов (колон военной техники), танков, пехоты и поездов со снабжением, а также топливных и артиллерийских складов, аэродромов и барж. Для изменения воздушных ракет к традиционной конструкции добавили ракетный двигатель и стабилизатор. Получили выровненную траекторию, большую дальность полета и повышенную ударную скорость, эффективную против бетонных укрытий и укрепленных мишеней. Такое оружие окрестили крылатой ракетой, и японцы использовали типы в 100 и 370 килограмм. В СССР применяли 25 и 100 килограммовые ракеты и запускали их со штурмовика ИЛ-2.
После ВМВ неуправляемые ракеты со складывающимся стабилизатором, выпускаемые из многотрубных установок стали классическим орудием «воздух-земля» для штурмовых самолетов и тяжело вооруженных вертолетов. Хотя и не так точно как управляемые ракеты или оружейные системы, они подвергают бомбардировке смертоносным огнем сосредоточения войск или техники. Многие сухопутные войска продолжили разработку ракет, запускаемых из трубы контейнера и устанавливаемых на транспортном средстве, которые можно запускать очередью или через короткие интервалы. Как правило, в такой ракетной системе артиллерии или ракетной системе залпового огня используются ракеты диаметром от 100 до 150 мм и дальностью действия от 12 до 18 миль. Ракеты имеют различные типы боеголовок: разрывные, осколочные, зажигательные, дымовые и химические.
СССР и США создали неуправляемые баллистические ракеты где-то спустя 30 лет после войны. В 1955 году США начали испытывать «Честного Джона» в Западной Европе, а с 1957 года СССР выпускает серии огромных вращающихся ракет, запускаемых с передвижного транспортного средства, для НАТО представив ее как FROG (неуправляемая ракета земля-земля). Эти ракеты длиной от 25 до 30 футов и диаметром от 2 до 3 футов имели дальность действия от 20 до 45 миль и могли быть ядерными. Египет и Сирия применяли много таких ракет в первых залпах Арабо-Израильской войны в октябре 1973 года, так же поступал и Ирак в войне с Ираном в 80-х, но в 70-х годах большие ракеты были сдвинуты с передовой сверхдержав ракетами с инерциальной системой наведения, такими как американский Ланс и советский Скарабей SS-21.

Тактические управляемые ракеты

Управляемые ракеты стали результатом послевоенного развития электроники, компьютерной техники, датчиков, авионики и в едва меньшей степени ракет, турбореактивного движения и аэродинамики. И хотя тактические, или боевые, управляемые ракеты были разработаны для выполнения различных заданий, их всех объединяют в один класс оружия по схожести систем отслеживания, наведения, управления. Контроль над направлением полета ракеты достигался при помощи отклонения аэродинамических поверхностей, таких как вертикальный стабилизатор; также применялись реактивная струя и вектор тяги. Но именно из-за своей системы наведения эти ракеты стали такими особенными, так как способность производить корректировки во время движения для нахождения цели и отличает управляемую ракету от чисто баллистического оружия, такого как неуправляемые ракеты или артиллерийские снаряды.

Назначение и классификация ракет

Общие сведения о баллистических ракетах

Баллистическая ракета - разновидность ракетного оружия.

Ракета - летательный аппарат переменной массы, движущийся вследствие отбрасывания высокоскоростных горячих газов, создаваемых реактивным (ракетным) двигателем и предназначенный для выведения полезного груза на расчётную траекторию или орбиту.

Летательный аппарат - устройство для полётов в атмосфере или космическом пространстве.

Полёт ракеты на начальном участке траектории характеризуется:

Непрерывным отбросом активной массы (топливо) и дискретным отбросом пассивной массы (элементов конструкции);

Непрерывно увеличивающимися скоростью и ускорением;

Воздействием на неё сил тяги, управляющих, аэродинамических, притяжения и других.

Баллистическими принято называть ракеты, траектория полета которых, за исключением участка, проходимого ракетой с работающим двигателем, представляет собой траекторию свободно-брошенного тела, т.е. большую часть полёта ракета совершает по баллистической траектории, а значит, находится в неуправляемом движении, иллюстрацией вышеприведенного служат рис.1.1-1.3.

Нужная скорость и направление полёта сообщаются баллистической ракете на активном участке полёта системой управления полётом ракеты. После отключения двигателя остаток пути боевая часть, являющаяся полезной нагрузкой ракеты, движется по баллистической траектории.

По области применения баллистические ракеты делятся на стратегические и тактические . Различные государства и неправительственные эксперты применяют разные классификации дальностей ракет. Приведу классификацию, принятую в договорах о стратегических наступательных силах:

Баллистические ракеты малой дальности (до 1000 километров);

Баллистические ракеты средней дальности (от 1000 до 5500 километров);

Межконтинентальные (дальней дальности) баллистические ракеты (свыше 5500 километров).

Межконтинентальные ракеты и ракеты средней дальности часто используют в качестве стратегических ракет и оснащают ядерными боеголовками. Их преимуществом перед самолётами является малое время подлёта (менее получаса при межконтинентальной дальности) и большая скорость головной части, что сильно затрудняет их перехват даже современной системой противоракетной обороны.

Баллистические ракеты (БР) предназначены для поражения объектов на дальнем расстоянии. Они, как правило, используются для поражения крупных объектов, больших группировок противника и несут мощный боевой заряд.

Схематическое изображение основных составных частей баллистической ракеты – конструкции ракеты представлено на рис.2.1.



Большинство баллистических ракет являются стратегическими управляемыми межконтинентальными баллистическими ракетами и предназначены для поражения объектов, расположенных на удалённых континентах; все они многоступенчатые. Стартовая масса 100-150 тонн, полезный груз до 3,2 тонн. В США и у нас в России межконтинентальные баллистические ракеты использовались как ракеты-носители для вывода космических объектов на орбиты.

Для дальнейшего более полного понимания темы занятия приведу основные понятия и их определения.

Ракета стратегического назначения (РСН) - ракета, предназначенная для поражения стратегических целей.

Ступень ракеты - часть составной (многоступенчатой) ракеты (или вся составная ракета), функционирующая на определенном участке территории.

Многоступенчатая ракета - функционально состоит из системы нескольких последовательно работающих одноступенчатых ракет, в состав каждой из которых входят: ракетная часть, соответствующей ступени и остальная масса ракеты, являющаяся для нее условной массой полезного груза (ракетные части последующих ступеней груза).

Ракетная часть - часть ступени, которая за счет реактивной силы обеспечивает полет ракеты на участке, соответствующем данной ступени. В состав ракетной части могут входить один или несколько ракетных блоков.

Ракетный блок - автономная часть ракеты, включающая в общем случае двигательную установку, топливные отсеки с запасом топлива, исполнительные устройства, аппаратуру и бортовую кабельную сеть системы управления, корпусы хвостового и переходного отсеков, элементы системы разделения ступеней и ряд вспомогательных систем и агрегатов.

Боевая ступень (БС) - отделяемая в полете составная часть ракеты, включающая боевой блок (или боевые блоки), системы и устройства, обеспечивающие функционирование боевых блоков, разведение их в заданные точки прицеливания и преодоление противоракетной обороны противника.

Головная часть (ГЧ) - составная часть ракеты, включающая боевой блок или боевые блоки, средства и устройства, предназначенные для обеспечения их использования по назначению. (Упрощенный аналог БС).

Боевой блок (ББ) - отделяемая в полете, составная часть ГЧ, в состав которой входят боевое снаряжение, системы и устройства, обеспечивающие использование ББ по назначению.

Средства противодействия противоракетной обороне (ПРО) противника - средства, обеспечивающие создание преднамеренных помех ПРО противника в целях повышения вероятности ее преодоления боевым блоком головной части.

Понять, насколько технически сложны баллистические ракеты и проиллюстрировать, вышеизложенные понятия и определения помогут рис.2.2 и рис.2.3.

мы разбирали важнейший компонент полета в глубокий космос – гравитационный маневр. Но в силу своей сложности такой проект, как космический полет, всегда можно разложить на большой ряд технологий и изобретений, которые делают его возможным. Таблица Менделеева, линейная алгебра, расчеты Циолковского, сопромат и еще целые области науки внесли свою лепту в первый, да и все последующие полеты человека в космос. В сегодняшней статье мы расскажем, как и кому пришла в голову идея космической ракеты, из чего она состоит и как из чертежей и расчетов ракеты превратились в средство доставки людей и грузов в космос.

Краткая история ракет

Общий принцип реактивного полета, который лег в основу всех ракет, прост - от тела отделяется какая-то часть, приводящая все остальное в движение.

Кто первым реализовал этот принцип – неизвестно, но различные догадки и домыслы доводят генеалогию ракетостроения аж до Архимеда. Доподлинно о первых подобных изобретениях известно, что ими активно пользовались китайцы, которые заряжали их порохом и за счет взрыва запускали в небо. Таким образом они создали первые твердотопливные ракеты. Большой интерес к ракетам появился у европейских правительств в начале

Второй ракетный бум

Ракеты ждали своего часа и дождались: в 1920-х годах начался второй ракетный бум, и связан он в первую очередь с двумя именами.

Константин Эдуардович Циолковский - ученый-самоучка из Рязанской губернии, невзирая на трудности и препятствия, сам дошел до многих открытий, без которых невозможно было бы даже говорить о космосе. Идея использования жидкого топлива, формула Циолковского, которая рассчитывает необходимую для полета скорость, исходя из соотношения конечной и начальной масс, многоступенчатая ракета - все это его заслуга. Во многом под влиянием его трудов создавалось и оформлялось отечественное ракетостроение. В Советском Союзе начали стихийно возникать общества и кружки по изучению реактивного движения, в числе которых ГИРД - группа изучения реактивного движения, а в 1933 году под патронажем властей появился Реактивный институт.

Константин Эдуардович Циолковский.
Источник: Wikimedia.org

Второй герой ракетной гонки - немецкий физик Вернер фон Браун. Браун имел отличное образование и живой ум, а после знакомства с другим светилом мирового ракетостроения, Генрихом Обертом, он решил приложить все свои силы к созданию и усовершенствованию ракет. В годы Второй Мировой фон Браун фактически стал отцом «оружия возмездия» Рейха - ракеты «Фау-2», которую немцы начали применять на поле боя в 1944 году. «Крылатый ужас», как называли её в прессе, принес разрушение многим английским городам, но, к счастью, на тот момент крах нацизма был уже делом времени. Вернер фон Браун вместе со своим братом решил сдаться в плен к американцам, и, как показала история, это был счастливый билет не только и не столько для ученых, сколько для самих американцев. С 1955 года Браун работает на американское правительство, и его изобретения ложатся в основу космической программы США.

Но вернемся в 1930-е. Советское правительство по достоинству оценило рвение энтузиастов на пути к космосу и решило употребить его в своих интересах. В годы войны себя отлично показала «Катюша» - система залпового огня, которая стреляла реактивными ракетами. Это было во многом инновационное оружие: «Катюша» на базе легкого грузовика «Студебеккер» приезжала, разворачивалась, обстреливала сектор и уезжала, не давая немцам опомниться.

Окончание войны подкинуло нашему руководству новую задачу: американцы продемонстрировали миру всю мощь ядерной бомбы, и стало совершенно очевидно, что на статус сверхдержавы может претендовать только тот, у кого есть нечто похожее. Но здесь была проблема. Дело в том, что, помимо самой бомбы, нам нужны были средства доставки, которые бы смогли обойти ПВО США. Самолеты для этого не годились. И СССР решил сделать ставку на ракеты.

Константин Эдуардович Циолковский умер в 1935 году, но ему на смену пришло целое поколение молодых ученых, которое и отправило человека в космос. Среди этих ученых был Сергей Павлович Королев, которому суждено было стать «козырем» Советов в космической гонке.

СССР принялся за создание своей межконтинентальной ракеты со всем усердием: были организованы институты, собраны лучшие ученые, в подмосковных Подлипках создается НИИ по ракетному вооружению, и работа кипит вовсю.

Только колоссальное напряжение сил, средств и умов позволило Советскому Союзу в кратчайшие сроки построить свою ракету, которую назвали Р-7. Именно её модификации вывели в космос «Спутник» и Юрия Гагарина, именно Сергей Королев и его соратники дали старт космической эре человечества. Но из чего состоит космическая ракета?

Каково устройство многоступенчатой ракеты разберем на классическом примере ракеты для полета в космос, описанном в трудах Циолковского, родоначальника ракетостроения. Именно им первым была опубликована принципиальная идея изготовления ракеты многоступенчатой.

Принцип действия ракеты.

Для того чтобы преодолеть земное притяжение, ракете необходим большой запас топлива, при этом, чем больше топлива мы берем, тем больше получается масса ракеты. Поэтому для уменьшения массы ракеты их строят на принципе многоступенчатости. Каждую ступень можно рассматривать как отдельную ракету с собственным ракетным двигателем и запасом топлива для полета.

Устройство ступеней космической ракеты.


Первая ступень космической ракеты
самая большая, в ракете для полета космос двигателей 1ой ступени может быть до 6 и более чем тяжелей груз необходимо вывести в космос, тем больше двигателей в первой ступени ракеты.

В классическом варианте их три, расположены симметрично по краям равнобедренного треугольника как бы опоясывающего ракету по периметру. Эта ступень самая большая и мощная, именно она отрывает ракету . Когда топливо в первой ступени ракеты израсходовано вся ступень отбрасывается.

После этого движением ракеты управляют двигатели второй ступени. Их иногда называют разгонными, поскольку именно с помощью двигателей второй ступени ракета достигает первой космической скорости, достаточной для выхода на околоземную орбиту.

Так может повторяться несколько раз, при этом каждая ступень ракеты весит меньше предыдущей, поскольку с набором высоты сила притяжения Земли уменьшается.

Сколько раз повторяется этот процесс столько и ступеней содержит космическая ракета. Последняя ступень ракеты предназначена для маневрирования (маршевые двигатели для коррекции полета имеются в каждой ступени ракеты) и доставки полезного груза и космонавтов к месту назначения.

Мы рассмотрели устройство и принцип действия ракеты , точно также устроены и принципиально не отличаются от космических ракет баллистические многоступенчатые ракеты, страшное оружие несущее ядерное оружие. Они способны полностью уничтожить как жизнь на всей планете, так и саму .

Многоступенчатые баллистические ракеты выходят на околоземную орбиту и уже оттуда поражают наземные цели разделившимися боеголовками с ядерными зарядами. При этом чтобы долететь до самой удаленной точки им достаточно 20-25 минут.

Эта статья представит читателю такую интереснейшую тему, как космическая ракета, ракета-носитель и весь тот полезный опыт, который это изобретение принесло человечеству. Также будет рассказано и о полезных грузах, доставляемых в космическое пространство. Освоение космоса началось не так давно. В СССР это была середина третьей пятилетки, когда окончилась Вторая мировая война. Космическая ракета разрабатывалась во многих странах, однако даже США обогнать нас на том этапе не удалось.

Первые

Первой в удачном запуске ушла из СССР космическая ракета-носитель с искусственным спутником на борту 4 октября 1957 года. Спутник ПС-1 удалось вывести на околоземную орбиту. Нужно отметить, что для этого понадобилось создать шесть поколений, и только седьмого поколения космические ракеты России смогли развить нужную для выхода в околоземное пространство скорость - восемь километров в секунду. Иначе невозможно преодолеть притяжение Земли.

Это стало возможным в процессе разработок баллистического оружия дальнего радиуса, где применялось форсирование двигателя. Не следует путать: космическая ракета и космический корабль - это разные вещи. Ракета - средство доставки, а корабль крепится на неё. Вместо него там может быть что угодно - космическая ракета может нести на себе и спутник, и оборудование, и ядерную боеголовку, что всегда служило и до сих пор служит сдерживанием для ядерных держав и стимулом к сохранению мира.

История

Первыми теоретически обосновали запуск космической ракеты русские учёные Мещерский и Циолковский, которые уже в 1897 году описали теорию её полёта. Значительно позже эту идею подхватили Оберт и фон Браун из Германии и Годдард из США. Именно в этих трёх странах началась работа над задачами реактивного движения, создания твёрдотопливных и жидкостных реактивных двигателей. Лучше всех эти вопросы решались в России, по крайней мере твёрдотопливные двигатели уже широко использовались во Второй мировой войне ("Катюши"). Жидкостные реактивные двигатели лучше получились в Германии, создавшей первую баллистическую ракету - "Фау-2".

После войны команда Вернера фон Брауна, прихватив чертежи и разработки, нашла приют в США, а СССР вынужден был довольствоваться небольшим количеством отдельных узлов ракеты без какой бы то ни было сопроводительной документации. Остальное придумали сами. Ракетная техника развивалась стремительно, всё более увеличивая дальность и массу несомого груза. В 1954 году началась работа над проектом, благодаря которому СССР смог первым осуществить полет космической ракеты. Это была межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, которую вскоре модернизировали для космоса. Она получилась на славу - исключительно надёжная, обеспечившая множество рекордов в освоении космического пространства. В модернизированном виде её используют до сих пор.

"Спутник" и "Луна"

В 1957 году первая космическая ракета - та самая Р-7 - вывела на орбиту искусственный "Спутник-1". США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте - даже в прямом эфире. "Авангард" был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 - к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой - была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли - Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция "Луна-1", которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности. Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник - случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела "Луна-2", выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц "Луна-3" доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась "Луна-9", и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Юрий Гагарин

День 12 апреля стал одним из самых знаменательных дней в нашей стране. Невозможно передать мощь народного ликования, гордости, поистине счастья, когда объявили о первом в мире полёте человека в космос. Юрий Гагарин стал не только национальным героем, ему рукоплескал весь мир. И потому 12 апреля 1961 года - день, триумфально вошедший в историю, стал Днём космонавтики. Американцы срочно попытались ответить на этот беспрецедентный шаг, чтобы разделить с нами космическую славу. Через месяц состоялся вылет Алана Шепарда, но на орбиту корабль не выходил, это был суборбитальный полёт по дуге, а орбитальный у США получился только в 1962-м.

Гагарин полетел в космос на космическом корабле "Восток". Это особая машина, в которой Королёв создал исключительно удачную, решающую множество всевозможных практических задач космическую платформу. Тогда же, в самом начале шестидесятых, разрабатывался не только пилотируемый вариант космического полёта, но был выполнен и проект фото-разведчика. "Восток" вообще имел множество модификаций - более сорока. И сегодня эксплуатируются спутники из серии "Бион" - это прямые потомки корабля, на котором совершён первый полёт человека в космос. В этом же 1961 году гораздо более сложная экспедиция была у Германа Титова, который целые сутки провёл в космосе. Соединённые Штаты смогли это достижение повторить только в 1963 году.

"Восток"

Для космонавтов на всех кораблях "Восток" было предусмотрено катапультное кресло. Это было мудрым решением, поскольку одно-единственное устройство выполняло задачи и на старте (аварийное спасение экипажа), и мягкую посадку спускаемого аппарата. Конструкторы сосредоточили усилия на разработке одного устройства, а не двух. Это уменьшало технический риск, в авиации система катапульт в то время уже была отлично отработана. С другой стороны, огромный выигрыш во времени, чем если проектировать принципиально новое устройство. Ведь космическая гонка продолжалась, и её выигрывал с довольно большим отрывом СССР.

Таким же образом приземлился и Титов. Ему повезло опуститься на парашюте около железной дороги, по которой ехал поезд, и его немедленно сфотографировали журналисты. Система посадки, которая стала самой надёжной и мягкой, разработана в 1965 году, в ней используется гамма-высотомер. Она служит и до сих пор. В США этой технологии не было, именно поэтому все их спускаемые аппараты, даже новые Dragon SpaceX не приземляются, а приводняются. Только шаттлы являются исключением. А в 1962 году СССР уже начал групповые полёты на космических кораблях "Восток-3" и "Восток-4". В 1963 году отряд советских космонавтов пополнился первой женщиной - Валентина Терешкова побывала в космосе, став первой в мире. Тогда же Валерий Быковский поставил не побитый до сих пор рекорд длительности одиночного полёта - он пробыл в космосе пять суток. В 1964 году появился многоместный корабль "Восход", США и тут отстали на целый год. А в 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос!

"Венера"

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль "Венера-3" совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м "Венере-9" удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А "Венера-13" сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели - на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. "Венера-1" - первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

По стопам

"Венера-4" помогла нам узнать, что на этой планете двести семьдесят один градус в тени (ночная сторона Венеры), давление до двадцати атмосфер, а сама атмосфера - девяносто процентов углекислого газа. А ещё этот космический аппарат обнаружил водородную корону. "Венера-5" и "Венера-6" многое поведали нам о солнечном ветре (потоки плазмы) и его структуре вблизи планеты. "Венера-7" уточнила данные о температуре и давлении в атмосфере. Всё оказалось ещё сложнее: температура ближе к поверхности была 475 ± 20°C, а давление выше на порядок. На следующем космическом аппарате было переделано буквально всё, и через сто семнадцать суток "Венера-8" мягко привенерилась на дневной стороне планеты. На этой станции был фотометр и множество дополнительных приборов. Главное - была связь.

Оказалось, что освещение на ближайшей соседке почти не отличается от земного - как у нас в пасмурный день. Да там не просто пасмурно, погодка разгулялась по-настоящему. Картины увиденного аппаратурой просто ошеломили землян. Помимо этого, был исследован грунт и количество аммиака в атмосфере, измерена скорость ветра. А "Венера-9" и "Венера-10" смогли показать нам "соседку" по телевизору. Это первые в мире записи, переданные с другой планеты. А сами эти станции и теперь искусственные спутники Венеры. На эту планету последними летали "Венера-15" и "Венера-16", которые тоже стали спутниками, предварительно снабдив человечество абсолютно новыми и нужными знаниями. В 1985 году продолжением программы стали "Вега-1" и "Вега-2", которые изучали не только Венеру, но и комету Галлея. Следующий полёт планируется в 2024 году.

Кое-что о космической ракете

Поскольку параметры и технические характеристики у всех ракет отличаются друг от друга, рассмотрим ракету-носитель нового поколения, например "Союз-2.1А". Она является трёхступенчатой ракетой среднего класса, модифицированным вариантом "Союза-У", который весьма успешно эксплуатируется с 1973 года.

Данная ракета-носитель предназначена для того, чтобы обеспечить запуск космических аппаратов. Последние могут иметь военное, народнохозяйственное и социальное назначение. Эта ракета может выводить их на разные типы орбит - геостационарные, геопереходные, солнечно-синхронные, высокоэллиптические, средние, низкие.

Модернизация

Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.

Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.

Технические характеристики

Первая и вторая ступени ракеты-носителя оснащены жидкостными ракетными двигателями РД-107А и РД-108А от НПО "Энергомаш" имени академика Глушко, а на третьей ступени установлен четырёхкамерный РД-0110 от КБ "Химавтоматики". Ракетным топливом служат жидкий кислород, являющийся экологически чистым окислителем, а также слаботоксичное горючее - керосин. Длина ракеты - 46,3 метра, масса на старте - 311,7 тонн, а без головной части - 303,2 тонны. Масса конструкции ракеты-носителя - 24,4 тонны. Компоненты топлива весят 278,8 тонн. Лётные испытания "Союза-2.1А" начались в 2004 году на космодроме Плесецк, и прошли они успешно. В 2006-м ракета-носитель произвела первый коммерческий полёт - вывела на орбиту европейский метеорологический космический аппарат "Метоп".

Нужно сказать, что у ракет разные возможности вывода полезной нагрузки. Носители есть лёгкие, средние и тяжёлые. Ракета-носитель "Рокот", например, выводит космические аппараты на околоземные низкие орбиты - до двухсот километров, а потому ей по силам нагрузка в 1,95 тонн. А вот "Протон" - тяжёлого класса, на низкую орбиту он может вывести 22,4 тонн, на геопереходную - 6,15, а на геостационарную - 3,3 тонны. Рассматриваемая нами ракета-носитель предназначена для всех площадок, которыми пользуется "Роскосмос": Куру, Байконур, Плесецк, Восточный, и работает в рамках совместных российско-европейских проектов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: