Наступила дождливая осень бедный зайчик. Анализ стихотворения Александра Блока «Зайчик

Валентина Воскресенская

Осень! Удивительное время года!

Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников и поэтов на создание произведений искусства.

Мы много выучили наизусть стихотворений про осень . Ведь заучивание наизусть - это эффективное средство умственного и эстетического воспитания, это важное средство овладения выразительной речью,

а поэтичность обеспечивает эмоциональное познание действительности, учит сопереживанию.

Осень бывает разная по своей красоте. Она – то «рыжая лисица» , а то хмурая, дождливая, как у А. Блока в стихотворении «Зайчик » .

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капустку сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

Мы выучили наизусть . С этим стихотворением один наш мальчик стал лауреатом конкурса чтецов «Живая поэзия и живая проза» , занявшим 1- место в школе, в которую он скоро пойдёт учиться.

А потом решили нарисовать картины по данному стихотворению . Мы использовали восковые мелки, краски гуашь, пластилин. Все увлечённо работали. Рисуя, все тихонечко, очень выразительно читали про зайчика , сопереживая ему.

Вот что у нас получилось.

Публикации по теме:

Сейчас в группе изучаем тему "Его величество - электричество". Продолжаю использовать мнемотаблицы для изучения стихов наизусть. Как часть.

Стажировочная площадка ДОУ. Труд провела 6 октября 2015 года. Присутствовали 35 воспитателей из детских садов города. Программное содержание.

«Травка-муравка» (заучивание потешки)» Технологическая карта организованной учебной деятельности № 13 Провела: Проскурякова В. Г. Дата проведения: 16.02.2015г. Возрастная группа:.

Материал для аттестации. Пункт №2 «Блок здоровья» (анализ работы) Блок здоровья МДОУ «Детский сад №22» За 2014 – 2015 учебный год Основными задачами нашей работы являются: - охрана и укрепление здоровья.

В этом году у меня подготовительная группа. После прохождения КПК по младшему возрасту, я посоветовалась с ребятами, и мы решили сделать.

Ребятам очень нравится рисовать ладошками!У нас очень много работ выполненных в этой технике!Ведь самое главное видеть в глазах ребенка.

Стихи «Ниточка», «Угощает осень солнышком» Жизнь- она, как ниточка,тонкая струна. Разная у каждого нити той длина. При рождении каждому Бог клубочек дал. И в него он важную.

А.Блок «Зайчик»

Цель: обучение восприятию литературного текста на слух.

Задачи:

    Формировать представление о жанре литературного произведения –стихотворении.

    Формировать навыки выделения фамилии автора, заглавия произведения; умения определять жанр и тему произведения, составлять обложку к книге.

    Развивать память, мышление, воображение

    Воспитывать чувство сопереживания и доброе отношение к природе и всему живому.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Подготовка к восприятию стихотворения:

Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето.
Кто это? (заяц) – СЛАЙД 2.

    Вот видите, какой хороший, красивый, мягкий зайка! И этого зайку хозяйка бросила на скамейке под дождем. Давайте вспомним стихотворение про этого зайку. Вы его все знаете (СЛАЙД 3).

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок
.

    Бедный зайка!

Знакомство со стихотворением:

    А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение про зайчика, только не про игрушечного, а про настоящего, живого. Написал стихотворение Александр Блок. Оно так и называется – «Зайчик» (СЛАЙД 4).

Работа над содержанием прочитанного текста:

    Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

    Что изменилось в природе с приходом осени?

    Какой стала жизнь зайчика?

    О чем он мог думать, о чем переживать?

    Какие чувства у вас вызывает это произведение: вам весело, грустно, жалко зайчика? (грусть, печаль, жаль зайчика )

    Какое настроение было у вас, когда вы услышали начало стихотворения?

    Какое настроение стало потом?

Давайте объясним значения некоторых слов, которые встретились вам в тексте (СЛАЙД 5):

    Ложбинка – узкий неглубокий овраг (углубление).

    Тешили – забавляли, развлекали, доставляли удовольствие.

    Косится – смотрит искоса, сбоку.

    Кто запомнил фамилию поэта?

    Молодец, ты очень внимательный! Автор этого стихотворения – русский поэт Александр Александрович Блок. Александр Александрович Блок родился в городе Петербурге 125 лет назад. В его семье все увлекались литературой, переводили и сочиняли стихи.
    В 5 лет он написал свое первое стихотворение и «опубликовал» его в журнальчике, который сделал в подарок маме.
    Один из журналов Саша назвал «Корабль», потому что очень любил корабли и даже мечтал стать моряком. Кроме того, он часто рисовал корабли красками, обвешивал ими стены своей комнаты и дарил знакомым.
    В детстве Саша читал много сказок. Он любил сказки за то же, за что любит их каждый из нас: в них добро одерживает верх над злом, ум – над глупостью, скромность и труд – над корыстью и бездельем. А если, например, сказку читать перед сном, то, засыпая, можно представить, что и сам ты вместе с всадником мчишься освобождать плененную царевну и убиваешь огнедышащего дракона.
    Александр Блок очень любил животных. В деревне у него была собака Диана, с которой он бродил по лесам.
    Однажды был такой случай: поэт написал вполне серьезное стихотворение и посвятил его Григорию Е. Рядом в книге стихи посвящались известным писателям и художникам. Но это посвящение было каким-то странным – никто не знал этого Григория. Потом выяснилось, что стихотворение посвящено обыкновенному ежу по имени Григорий, который жил у Блока.

    Давайте попробуем ещё раз прочитать это произведение (чтение детьми ).

Моделирование обложки:

    Возьмите листок. Сейчас мы с вами будем моделировать обложку для данной книжки.

    (СЛАЙД 7) Определите, пожалуйста, жанр этого произведения. Докажите. (стихотворение, т.к. есть рифма и ритм )

    Верно – это стихотворение.

    (СЛАЙД 8) На обложке, какую фигуру нужно изобразить в центре листа, чтобы всем было понятно, что это стихотворение? (треугольник ) (ЩЕЛЧОК )

    (СЛАЙД 9) Определим тему стихотворения. О ком это стихотворение? (о животных )

    Значит, раскрасим треугольник….(в коричневый цвет ) (СЛАЙД 10 )

    (ЩЕЛЧОК) Верхний прямоугольник для чего нужен? (В нем запишем фамилию автора стихотворения )

    Кто может – печатает слово, остальные – рисуют рамку красного цвета.

    (ЩЕЛЧОК) Что обозначает нижний прямоугольник? (название пр-ния )

    Как называется это произведение? (Зайчик )

    Подумайте, как можно было его назвать по-другому? (Осень. Заяц. В лесу.)

    Блок назвал его «Зайчик». Почему это название ему больше подходит? (стих-ние про зайчика, он – гл.герой стих-ния. Нам жалко его, поэтому автор называет его ласково .)

    Напечатаем внизу листика название «ЗАЙЧИК» или нарисуем рамку синего цвета.

    Покажите свои модели. Сверьте их с образцами (СЛАЙД).

    Хорошо. Все сделали правильно.

Работа с готовой моделью. Чтение по обложке:

    Прочитаем заголовок.

    Что прочитали? (заголовок)

    С каким произведением мы сегодня знакомимся? (А.Блока «Зайчик»)

Сравнение обложки книги с моделью обложки:

    (СЛАЙД 11) Внимательно рассмотрите обложку этой книги. Что общего между нашей моделью и обложкой книги? (указаны фамилия автора и заголовок )

    Что различного? (заголовок – вверху, а не внизу. Иллюстрация вместо заместителя жанра и темы )

Физминутка: Вы хорошо поработали, а сейчас отдохнем:

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Зарисовка картины:

    Давайте попробуем нарисовать картину к этому стихотворению сначала словесно. (рисую на белой доске)

    С чего же мы начнём. Какое время года? (осень )

    Где всё происходит? (лес )

    Какие деревья? (сосны )

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен.

    Если мокрые сосны, то, что идёт? (дождь )

    А какое небо над соснами?

Хмурая, дождливая
Наступает осень.

    Как будет выглядеть зайчик?

Прижимает уши,
На небо косится.

    О чём он думает?

Страшно в лапы волку
Серому попасть.
Думает о лете.

    А теперь закройте глаза. И представьте себе: Мокрые сосны, тёмные тучи, дождь моросит, поникшие былинки, листочки на земле, под большой сосной зайчик, который думает о лете, прячется от волка.

    Откройте глазки и попробуйте нарисовать то, что вы представили.

Итог урока: Выставка детских работ к стихотворению А.Блока “Зайчик”.

    С каким произведением познакомились?

    Какие новые слова узнали? (ложбинка, тешились, косились)

    Посмотрите на доску в своих работах Вы показали, как вы поняли произведение А.А.Блока “Зайчик”.

    Вам понравился сегодняшний необычный урок? Вы хорошо работали. Спасибо.

«Зайчик» Александр Блок

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Блока «Зайчик»

Главный персонаж стихотворения - антропоморфный образ «маленького зайчика». Рассказчик сосредоточен на ощущениях и мыслях своего героя.

Теплой летней порой, минувшей безвозвратно, зайчик был вполне доволен своей судьбой. Ситуация былого комфорта передана с помощью одной детали: взгляд зверька «тешили белые цветочки». С приходом осени условия существования изменились. Сырость - главная особенность пейзажной зарисовки, характеризующей настоящий момент. «Мокрый» эффект достигается аккумулированием лексики с соответствующими значениями: «сырой», «расплакались», «дождливая», «мокрых», «посуше», «по воде ступать». Подчеркиваются неприятные тактильные ощущения, вызванные контактом с влажной поверхностью. С темой осени также связаны мотивы похолодания и недостатка пищи.

Рассказчик упоминает об опасениях и желаниях персонажа. В первом случае поэт прибегает к известному фольклорному сюжету о страхе зайцев перед «волком серым». На протяжении всего стихотворного текста поддерживается антитеза, частями которой выступают летний комфорт и осенний дискомфорт: зверек мечтает о теплой и сухой поре года, оставшейся в прошлом.

Лирический повествователь не скрывает сочувственного отношения к персонажу. Авторская модальность выражается не только напрямую, при помощи лексики. Вся образная структура стихотворения призвана изобразить кроткую и безобидную фигурку главного героя, больше похожую на мягкую игрушку, чем на реальное млекопитающее. Симпатия и сострадание к безобидному зверьку, который робко жалуется на жизненные трудности, передаются и маленькому читателю.

Характерные приметы «детского» стиля - четкий ритмический рисунок и изобилие уменьшительно-ласкательных форм существительных: «ложбинка», «цветочки», «листочки», «капустка».

Автобиографичность «заячьей темы» связывается не только с детскими годами поэта. Факт, извлеченный исследователями из переписки Блока, свидетельствует: его супруга носила шутливое домашнее прозвище «заяц». В подобном контексте появляется интересная возможность двойного прочтения незамысловатого текста, второй план которого адресован единственному читателю - Любови Дмитриевне, супруге автора.

Бабье лето

Наступило бабье лето -
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти - мы.
Д. Кедрин

"Все дождь и дождь..."

Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыш потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже,
И от осенней острой стужи
Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь... Во мгле туманной
Чуть видным стал печальный лес,
Бушует ветер неустанный,
И редко теплый луч желанный
Бросает солнышко с небес.
Все дождь и дождь... Увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях только слезы...
Еще неделька - и морозы
К нам грозно с севера придут.
М. Чехов

Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла.
Воет, воет
За окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.
Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.
Руки тянутся к теплу,
Стекла запотели.
На стене
И на полу
Заплясали тени.
Собирайтесь у меня
Слушать сказку
У огня!
Я. Аким

Зайчик

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать...

Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать!
А. Блок

С. Лосева

Капризуля осень
С мокрыми глазами
По дорожкам ходит
В жёлтенькой панаме.
-Что ты, Осень, бродишь
грустно по дорожкам
И украдкой смотришь
В жёлтые окошки?
- Солнышко так рано
От меня уходит,
Видно в гости к деткам
Вечером заходит.

Осень на дворе

Уж лето осыпается,
Уж осень на дворе.
Уж стаи птиц скликаются
За лесом на заре.
Наплакалась, намучалась
Осенняя пора.
И плакаться соскучилась,
Уходит со двора.
Настали дни холодные,
Повсюду снег и лед.
Пути застыли водные,
И лишь метель поет.
Сугробы треплет белые,
Как кровлей шелестит.
За сучья онемелые
Зацепится, свистит.
Кричит, как ведьма шалая,
И стонет тишина.
Моя избушка малая
В лесу одна, одна.
К. Бальмонт

Золотые паруса

Превращаются леса
В расписные паруса.
Снова осень, снова листья
Без начала, без конца
За рекой и у крыльца.

Вот они плывут куда-то -
То назад, а то вперёд.
От рассвета до заката
Ветер их на части рвёт.

Целый день дожди косые
Тянут нити сквозь леса,
Словно чинят расписные,
Золотые паруса...

Осень в лесу

Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
- Стыну... -
И дрожит от холода.

А береза рада
Желтому наряду:
- Ну и платье!
Что за прелесть! -
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И березка шепчет:
- Зябну!.. -

Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно И шумит он:
- Мерзну! Мерзну! -
Обмануло золото -
Не спасло от холода.
А. Гонтарь

Когда ветки плачут

Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая, пустая,
И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо все темнее,
А она - светлее.
Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
«Осень!
Осень!
Осень!»
Но приходит время
Падать листьям желтым,
Выстланы тропинки
Драгоценным шелком,
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки
Плачут,
Плачут,
Плачут...
И. Цекович

Зарумянились клен и рябина

Зарумянились клен и рябина,
Ярче золота кудри берез,
И безропотно ждет георгина,
Что спалит ее первый мороз.

Только тополь да ива родная
Все сдаваться еще не хотят
И, последние дни доживая,
Сохраняют зеленый наряд.

И, пока не навеяло снега
Ледяное дыханье зимы,
Нас томит непонятная нега,
И печально любуемся мы.

Но промчалося лето с весною.
Вот и осени дни сочтены…
Ах, уж скоро мы с этой красою
Распростимся до новой весны!
К. Романов

Опять пришла пора дождей

Опять пришла пора дождей,
Листвы, летящей в воду,
Когда спокойней, но острей
Мы чувствуем природу.

И сожаленья нет во мне,
Что лето миновало,
Оно расплавилось в огне
И чем-то прошлым стало.

Во мне осеннею порой
Спокойно зреют чувства,
И это ближе к грани той,
Где властвует искусство.

И этот моросящий дождь,
И лес в рассвете раннем
На полотно легли, как дрожь
Пред вечным увяданьем.

В.Гончаров

Осенние задания

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода,
Сверкают паутинки.

Звенят звонки:
- Внимание! Внимание!
Прослушайте
Осенние задания!
- Алло, медведь!
Вы слышите?
- Да, да!
- Уже не за горами
Холода!

Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей -
От верхних
И до нижних этажей:
- Проверьте поскорей
Свои кладовки -
Хватает ли припасов;
Для зимовки?

Звенят звонки У старого болота:
- У цапель все готово
Для отлета?
- К отлету все готово!
- В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!
- Алло, зайчата! -
Слышится из трубки. -
Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена:
- Алло, скажите,
Кто у телефона?
- Алло, у телефона
Муравьи.
- Закройте
Муравейники свои.
- Скажите, это речка?
- Речка, речка!
- А почему для раков
Нет местечка?
И речка отвечает:
- Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Алло, ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки -
На окнах, на балконах,
На опушке! Ведь птицы -
Наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!
В. Орлов

«Посмотри, как день прекрасен...»

Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.
И кружится над поляной,
Как жар-птица, лист багряный.
И багряны, как рубины,
Рдеют ягоды рябины
В ожидании гостей -
Красногрудых снегирей...
А на взгорке, в рыжих листьях,
Словно в пышных шубах лисьих,
Величавые дубы
С грустью смотрят на грибы -
Старые и малые
Сыроежки алые
И пурпурный мухомор
Посреди кротовых нор...
День меж тем к концу подходит,
В красный терем спать уходит
Солнце красное с небес...
Гаснут листья.
Меркнет лес.
И. Мазнин


(А. Блок)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок
глупым скоком.
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна,
и дышать ей привольно!..

НА ЛУГУ
(А. Блок)

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...

ГРОЗА ПРОШЛА...

(А. Блок)

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.

УЧИТЕЛЬ
(А. Блок)

Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит, —
Верно, устал от работы:
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.

Завтра он будет с утра
Школить упрямых ребяток,
Чтобы не грызли пера
И не марали тетрадок.

Стадо идёт и пылит,
Дети за ним — врассыпную.
Старый учитель сидит,
Голову клонит седую.

ЗАЙЧИК
(А. Блок)

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать...

Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать!

СНЕГ ДА СНЕГ
(А. Блок)

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только чёрные, чёрные стены...

И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром;

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.

Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка...
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко...

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор —
Великана из снега слепили!

Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза,—
Вот возьмёт,
вот ухватит в охапку!

И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
(А. Блок)

В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан...

А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу...

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра...»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: