Наречия — написание через дефис и слитно. Как пишутся наречия с дефисом? Наречия с дефисом: примеры

Является, пожалуй, одной из самых неопределенных, трудных и противоречивых тем в курсе орфографии. Не всегда удается понять, как нужно употребить то или иное слово. Как пишутся наречия, с дефисом, слитно или раздельно, разберем далее в нашей статье.

Общая информация

Довольно загадочной частью речи многие лингвисты считают именно наречие. Оно имеет старые корни и восходит к слову «речь». Раньше наречие обозначало «говорить» или «глаголить». Таким образом, мы можем предполагать, что само название этой части речи восходит к глаголу. Собственно, наречие зачастую именно от него и зависит.

По грамматическому значению оно определяется как признак действия (говорить мало ) или признак признака (довольно неплохо ). Вопросы, на которые отвечает наречие, очень многочисленны. Отсюда и большое количество разрядов, в которых часто встречается написание наречий через дефис.

  • Куда? Далеко, туда, вправо, вперед.
  • Где? Там, здесь, внизу, вдалеке.
  • Когда? Завтра, потом, после, когда-либо.
  • Как? По-китайски, во-вторых, быстро, отлично.
  • Почему? Сгоряча, с расстройства.

Этот список долго можно не заканчивать. Все вопросы, на которые отвечает наречие, являются обстоятельственными. Соответственно, такую синтаксическую роль оно и играет в предложении.

Слитно

Ответить на вопрос о правописании наречий нелегко. Как пишутся наречия: с дефисом, а, может быть, слитно или раздельно?

Слитно, как правило, пишутся наречия, образованные с помощью:

  1. предлогов В и НА с именами числительными: впятером, надвое, (искл. — по двое) .
  2. Образования от кратких и полных прилагательных и предлога: докрасна, втемную .
  3. Сочетания наречий и приставок: доверху, навсегда .
  4. Слов-существительных, которые вышли из современного употребления: насмарку, впросак .

Нами приведены в пример только самые распространенные случаи слитного написания. Каждое из них может вызывать вопросы. В таком случае необходимо обратиться к словарю для уточнения информации о том, как следует правильно писать наречия: слитно, раздельно, через дефис.

Раздельно

Очень схожие по значению и внешнему виду наречия могут писаться по-разному. Например, "поодиночке" следует писать слитно. Это слияние им. сущ. и предлога. Однако возьмем в пример слово с тем же значением — "в одиночку". В таком случае нужно писать раздельно. Конечно, это вызывает вопрос о причине. Все просто: "в одиночку" является исключением. Поэтому нам, прежде чем мы употребим его в письменной речи, следует заглянуть в орфографический словарик.

Также раздельно пишут наречия, когда:

  1. Между наречием и предлогом можно вставить какое-либо слово: на ходу (быстром), на лету (высоком) .
  2. Входящее в состав им. сущ. употребляется в переносном значении: идти след в след, в пух и пра х.
  3. Образованные с помощью суффиксов ЯХ, АХ: на пальцах, на часах . Здесь встречаем такие исключения, как "впопыхах" и "впотьмах" .
  4. Если в состав наречия входят предлоги БЕЗ (без оглядки ), С (с виду ).

Раздельное написание очень схоже с тем, как пишутся наречия с дефисом. В этом случае необходимо руководствоваться правилами, приведенными выше.

Дефис

Для начала разберемся, что это за знак. Часто его путают с тире. Чем же они различаются? Начнем с того, что дефис употребляется только в различных частей речи: сине-зеленый, диван-кровать, еле-еле .

Тире имеет другое предназначение — это Его пишут в предложениях, а не в словах. Например: Москва — столица нашей любимой Родины .

Правописание дефиса в наречиях регулируется определенными правилами:

  • Обязательное наличие приставки ПО и суффиксов ОМУ, ЕМУ: по-простому, по-нашему, по-видимому .
  • Та же приставка ПО и суффиксы СКИ, ЦКИ, И: по-испански, по-немецки, по-волчьи .
  • Порядковые им. числ. и сочетание с ними приставки В: во-первых, в-десятых .
  • Если слово состоит из двух корней, то пишутся также наречия с дефисом. Примеры: точь-в-точь, сегодня-завтра .

Обратите внимание на слово "бок о бок". Это необычное наречие пишется в три слова, поскольку состоит из сущ. с предлогом.

Особую группу составляют местоименные наречия. Они также имеют дефисное написание с суффиксами - ТО (где-то ), НИБУДЬ (как-нибудь ), ЛИБО (откуда-либо ), а также с приставкой КОЕ (кое-как ).

Заключение

Таким образом, нам удалось разобраться в такой трудной теме, как правописание наречий. К сожалению, русский язык настолько сложен и непредсказуем, что не всегда можно разработать четкие правила, которые регулировали бы все орфографические аспекты. Мы смогли выяснить не только как пишутся наречия с дефисом, но и их раздельное и слитное употребление в русском языке.

Если у вас в процессе работы будут возникать вопросы, вы можете обратиться к нашей статье и к орфографическому словарю для уточнения исключений, которых, как мы убедились, немало.

Подготовила урок

учительница русского языка и

литературы

МБОУ «Вишенская СШ»

Калимбет Анна Викторовна

2017 г.

7 класс Русский язык

Тема урока: Правописание наречий. Дефис в наречиях

Тип урока: урок закрепления знаний

Дидактическая задача урока: формирование навыка правильного правописания наречий

Цели:

Обучающие:

Повторить условия дефисного написания наречий;

Учить детей находить наречия в тексте;

Формировать навык правильного написания наречий;

Повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений.

Развивающие:

Способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность, воображения;

Способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.

Воспитывающие:

Повышать интерес к изучению русского языка.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Проверка домашнего задания

ΙΙΙ. Работа по теме

Задание на повторение предыдущей темы

- Какую тему вы изучаете?

Что вы уже знаете о правописании наречий?

Найдите наречия:

Правильный ответ:

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Молодцы!

ΙV Сообщение темы и целей урока

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Наблюдение:

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока, цели нашего урока.

Тема: “Дефис в наречиях”

Запись в тетрадь числа, вида работы, темы.

Давайте еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их.

Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?

-То, -либо, -нибудь. Кое-.

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…

2) …-то

3)…-либо

4)… -нибудь

5) повторение однокоренных слов или синонимов.

Примеры.

Еще есть суффиксы: ОМУ, ЕМУ, И, и приставка ПО. Если они есть, то наречие будет писаться через дефис.

То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.

Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий.

Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. (чтение правила).

Схема:

1) КОЕ- …;

2) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;

3) сложение слов или основ;

4) ПО-…, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ;

5) В-, ВО-…, если есть суффиксы -ИХ, -ЫХ

Распределительный диктант.: распределите данные слова на три группы. Запишите их в тетрадях.

(Учащиеся предлагают свои варианты. В итоге слова распределяют на три группы: имена существительные, имена прилагательные, наречия. В процессе выполнения задания учащиеся могут советоваться в группе как по поводу распределения по группам, так и по поводу правописания. По итогам работы осуществляется проверка.)

Изжелта(синий), юго(запад), к кому(то) диван(кровать), шахматно(шашечный), пол(лимона), кое(кто), северо(восточный), луно(ход), железно(дорожный), что(нибудь), темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во –первых.

IV . Закрепление знаний и умений

    Упражнение 118

2. Творческая работа. Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу: гл.+ наречие. (слайд 5)

    Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)

    Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)

    Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)

    Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)

    Получилось, как ты предполагал.(Получилось по -твоему)

3. Словарный диктант с комментированием

Запишите наречия в четыре колонки: 1 – с префиксом по- и суффиксами – ому(-ему), -и, а также префиксом во - и суффиксами – ых(-их);

2 – местоименные с суффиксами и префиксами, пишущимися через дефис;

3 – образованные путём повторения одинаковых или близких по значению слов; 4 – с раздельным или слитным написанием. Объясните правописание слов.

По-ребячьи, видимо-невидимо, втрое, в одиночку, кое-где, в-третьих, подобру-поздорову, покрепче, по-деловому, как-нибудь, точь-в-точь, в точку, в-последних, по-человечески, волей-неволей, понемногу, бок о бок, куда-либо, никогда, вот-вот, в убыток, в обнимку.

4. Запишите в две колонки наречия: 1 – со слитным написанием; 2 – с раздельным написанием. Объясните правописание. Составьте несколько предложений с данными наречиями. Сделайте синтаксический разбор предложений.

Настрого, затемно, вдевятером, без оглядки, до упаду, дочерна, смолоду, под стать, под шумок, снаружи, замужем, запанибрата, в оба(глядеть), за границу, наизусть, наверху, не с руки, на цыпочки, по совести, впотьмах, на часах (стоять), из-под мышки, наизнанку, невзначай, вприкуску.

5. Творческий диктант

Составьте с данными словами предложения, так чтобы они употреблялись как наречия, пишущиеся слитно, и как сочетания предлога и существительного.

(На)лицо, (по)началу, (в)правду, (на)встречу, (на)много, (с)плеча, (в)конец.

Всё общество было налицо, в полном составе.

6. Проверочная работа

Тестирование



В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди

А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.

А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.

А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.

А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.




V . Рефлексия

Проверим ваши знания. Довольны ли вы полученным результатом? Оцените работу на уроке, продолжив фразы:

    Что узнали нового за урок? Чему научились?

    Когда наречия пишутся через дефис?

    Сегодня я узнал(а)…

    У меня получилось…

    Было трудно…

    Было интересно….

    Теперь я умею…

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное, разноуровневое, но уровень ученикам не сообщается, т.к. предполагается, что ученик сделаем выбор сам, оценив свой уровень знаний.

VII . Итог урока

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки

Найдите наречия:

(В)начале пути все было хорошо.

(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

Правильный ответ:

В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.

(Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.

Мы вернулись (в)пустую комнату.

Правильный ответ:

День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.

Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

Найдите наречия: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Объясните написание наречия: Мужестве…о

Правильный ответ:

Мужественно от прил. “мужественный”.

Найдите наречия: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.

Объясните написание наречия: (не)уверенно, а сбивчиво

Правильный ответ:

Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

Найдите наречия: Он чувствует себя неплохо.

Объясните написание наречия: (не)плохо.

Правильный ответ:

Неплохо – пишется слитно, нет отрицания.

Тестирование

1. В какой строке оба слова пишутся через дефис?

А) видимо(невидимо), (с)легка;
Б) сделать (по)своему, мало(помалу)
В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди

2. Раздельно пишется наречие:

А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.

3. Через дефис пишется наречие:

А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.

4. Укажите строчку со слитным написанием наречия:

А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.

5. В каком примере дефис не ставится:

А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.

6. В какой строке все слова пишутся через дефис?

А) Шиворот(навыворот), (по)китайски, (по)ровну;
Б) нежданно(негаданно), (с)права, точь(в)точь;
В) видимо(невидимо), (во)первых, (в)троем;
Г) (в)третьих, давным(давно), крепко(накрепко).

Урок содержит материал в рамках изучения темы "Дефис между частями слова в наречии" для 7 класса.

Цели :

· познакомить с дефисным написанием наречий;

· формировать навык написания дефиса в наречиях;

· повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

· уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.

Тема «Дефис между частями слова в наречиях»

И литературы Рогоза Т.А.

2015 год.

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели :

  • познакомить с дефисным написанием наречий;
  • формировать навык написания дефиса в наречиях;
  • повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
  • уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока

1. Словарная диктовка.

Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.

2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.

(По вариантам)

1 вариант.

Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.

2 вариант.

Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.

3. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский и английский – русско-английский ,

Лимонный и желтый – лимонно-желтый .

Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:

Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.

Существительные с пол- :

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

Новый материал.

Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по-

и суффиксом -и-, -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки кое-;

перед суффиксами -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

  1. Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;
  2. приставку по- и суффикс -и в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;
  3. приставку во- (в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;
  4. суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.
  5. Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V . Работа с учебником.

И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.

Революция поднимала,

обнимала по-пролетарски,

и без слов она понимала

по-латышски и по-мадьярски,

по-французски и по-немецки,

и по-чешски и по-словацки,

чтоб со всеми жить по-соседски.

6.Физкультминутка .

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:
1) Говорил на русском языке (по-русски)
2) Жить не так, как раньше (по-новому)
3) Очень крепко (крепко-накрепко)
4) Неизвестно куда (куда-то)
5) Небрежно сделанная работа (кое-как)
6) Ехал медленно (еле-еле)
7) Много ягод (видимо-невидимо)
8) Ушел не прощаясь (по-английски)
9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)


- Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному.
По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом)
Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)

3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот.
2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба.
3) В городе было по-праздничному шумно.
4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман.
5) Он сделала работу кое-как.
6) Они уехали давным-давно из этого города.
7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды.
8) Кое-где еще вспыхивали искры костра.
9) Он чуть-чуть смутился.
10) Они где-то это слышали.

7. Рефлексия. Итог урока.
1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

Домашнее задание : п.42, упражнение 253.


Тема «Дефис между частями слова в наречиях»

и литературы Рогоза Т.А.

2015 год.

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели :

    познакомить с дефисным написанием наречий;

    формировать навык написания дефиса в наречиях;

    повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

    уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока

1. Словарная диктовка.

Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.

2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.

(По вариантам)

1 вариант.

Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.

2 вариант.

Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.

3. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский и английский русско-английский ,

Лимонный и желтый лимонно-желтый .

Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:

Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.

Существительные с пол- :

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

Новый материал.

Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по-

и суффиксом -и-, -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки кое-;

перед суффиксами -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

    Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;

    приставку по- и суффикс в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;

    приставку во- ( в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;

    суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.

    Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V . Работа с учебником.

И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.

Революция поднимала,

обнимала по-пролетарски,

и без слов она понимала

по-латышски и по-мадьярски,

по-французски и по-немецки,

и по-чешски и по-словацки,

чтоб со всеми жить по-соседски.

6.Физкультминутка .

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис: 1) Говорил на русском языке (по-русски) 2) Жить не так, как раньше (по-новому) 3) Очень крепко (крепко-накрепко) 4) Неизвестно куда (куда-то) 5) Небрежно сделанная работа (кое-как) 6) Ехал медленно (еле-еле) 7) Много ягод (видимо-невидимо) 8) Ушел не прощаясь (по-английски) 9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)

Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному. По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом) Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)

3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот. 2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба. 3) В городе было по-праздничному шумно. 4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман. 5) Он сделала работу кое-как. 6) Они уехали давным-давно из этого города. 7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды. 8) Кое-где еще вспыхивали искры костра. 9) Он чуть-чуть смутился. 10) Они где-то это слышали.

7. Рефлексия. Итог урока. 1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

Домашнее задание : п.42, упражнение 253.

Правописание наречий - раздел в орфографии. Сложности в правильном употреблении на письме этой части речи возникают нередко. Дефисное написание наречий - тема этой статьи.

Приставка «по»

Одна из распространенных орфографических ошибок - раздельное написание наречий, образованных от прилагательных или местоимений и имеющих окончания -ему, -ому, -ьи, -ки. Если в таких словах, как по-русски, по-другому, школьники нечасто совершают ошибки, то в прочих случаях затруднения испытывают даже взрослые.

Дефисное написание наречий уместно при наличии приставки «по». Примеры:

  1. По-твоему , все, что ты делаешь, не должно подвергаться критике?
  2. По-хорошему , этот реферат о творчестве Александра Куприна нужно полностью переписать.
  3. Она обняла его по-дружески , что ему отнюдь не понравилось
  4. По-французски в этом аристократическом доме говорила даже горничная.
  5. Девушка напоминала кошку: ходила по-кошачьи , движения ее отличались мягкостью и невероятной пластичностью.
  6. Он по-прежнему возвращался домой на рассвете и на всяческие вопросы жены предпочитал не отвечать.
  7. Девочка зашла в квартиру будущей мачехи и по-хозяйски огляделась.
  8. Она посещала бассейн три раза в неделю в течение года, но плавать научилась только по-собачьи .

Важно не путать подобные случаи с такими словами, как помаленьку, подолгу, поменьше, побольше.

Притяжательные местоимения

Следует также назвать примеры, которые встречаются, как правило, в художественных произведениях. Дефисное написание наречий используется, если части речи образованы от Примеры:

  1. Поэт безмерно любил творчество прозаика Довлатова, а потому высшей похвалой из его уст стали слова «Это звучит по-сережиному ».
  2. Она во всем подражала сестре. Даже с матерью ссорилась по-олиному .

Сложные прилагательные

Дефисное написание наречий также встречается тогда, когда эти части речи имеют приставку «по» и образованы из двух основ. Но это не значит, что в подобных словах следует ставить два орфографических знака. Слово социал-демократ пишется через дефис. Наречие, образованное от этого существительного и приставки «по» будет иметь только один орфографический знак. Примеры:

  1. Они проводили собрания, как им казалось, по-социалдемократически , а потому - выкрикивали социалистические лозунги и громко спорили о вопросах рабочего движения.
  2. Отец и дед его были унтер-офицерами. Он тоже имел этот чин. А потому всегда вел себя по-унтерофицерск и, то есть играл много в карты и заводил интриги с певицами из кабаре.

Приставка «в»

Дефисное написание наречий, примеры которого приведены выше, предполагает использование одного знака. Но есть наречия, состоящие из нескольких частиц и двух и более дефисов. Например: в-двадцать-пятых, в-сто-тридцать-четвертых.

Более простые конструкции всем известны. Дефисное написание наречий (правило орфографии входит в программу седьмого класса) используется всегда при наличии приставки «в». Примеры:

  1. Во-первых , студент опоздал на экзамен.
  2. Во-вторых , за семестр он не посетил ни единого семинара.
  3. В-третьих , он снова провалил экзамен.

Аффикс «то»

Дефисное написание наречий (таблица правил и примеров представлена ниже) уместно в таких словах, как когда-то, как-то, где-то, откуда-то, почему-то. Примеры:

  1. Отчего-то ему показалось, что если он уедет сегодня, то потеряет ее навсегда.
  2. Где-то далеко гремели пушки и разрывались снаряды.
  3. Как-то он вернулся домой разъяренный и высказал ей все то, что не давало покоя долгие годы.
  4. Они пытались изо всех сил скрыть от общественности все то, что происходило в доме, но откуда-то информация, несмотря на все усилия, все же просачивалась.

Аффикс «либо»

Через дефис пишутся также наречия откуда-либо, когда-либо. Примеры:

  1. Васильев - самый одаренный ученик, из всех, которые когда-либо у нее были.
  2. Может кто-либо и сыграл бы эту роль, но режиссеру нужен был актер именного такого типажа.

Другие случаи

Слитно или раздельно не пишутся наречия, имеющие аффиксы «нибудь», «кое». Написание таких частей речи может быть только дефисным. Примеры:

  1. Когда-нибудь ты вспомнишь эти слова.
  2. Она написала сочинение кое-как .

Через дефис пишут также слова, образованные повторением. Примеры:

  1. Он точно помнил, что ночник в ее комнате горел в тот вечер едва-едва .
  2. В его новой книге было немного лести, чуть-чуть лжи, и немерено пафоса.
  3. Мальчик был избалован, абсолютно неприспособлен к быту, и в семь лет не умел завязывать шнурки крест-накрест .
  4. Мать туго-натуго завязала девочке поверх пальто толстый шерстяной шарф и отправила на улицу.
  5. Мало-помалу он научился писать на немецком языке простые незамысловатые фразы.
  6. Нежданно-негаданно приехала гостить его любимая тетка из глубокой саратовской деревни.
  7. Услышав эти грубые и несправедливые слова, отец посоветовал ему убираться подобру-поздорову .
  8. С бухты-барахты такие серьезные решения не принимаются.
  9. На уроках математики он с тех пор сидел тихо-смирн о и даже иногда отвечал на вопросы учителя.
  10. Худо-бедно они смогли выполнить это задание втроем.

В статье изложены правила и разъяснения к теме «Слитное и дефисное написание наречий». Таблица, приведенная ниже, содержит информацию в более сжатом виде.

На-гора - слово из технической терминологии. Пишется это наречие всегда через дефис.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: