«На поле Куликовом» (Блок): анализ цикла. Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом» - характеристика и история создания

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема - Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией - проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр - лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер - все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры - «Наш путь… пронзил нам грудь» , «стрелой татарской древней воли» , «закат в крови» , «…сердцем вещим» , «Под игом ущербной луны» , «Вольные тучи» .

Олицетворения - «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега» , «…грустят стога» , «идут испуганные тучи» .

Эпитеты «…Доном темным и зловещим» , «тихие зарницы» , «вековою тоскою» , «…облаком суровым» , «Высоких и мятежных дней» .

Сравнение «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой» .

История создания

1908-1917 годы в жизни А. А. Блока - это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

Тема

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»). Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей» , которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…» , «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…» .

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда» .

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла» . Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» .

Жанр

Жанр - лиро-эпический. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета. Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя). Способ рифмовки - перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения : «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега» , «…грустят стога», «идут испуганные тучи» , метафоры : «Наш путь… пронзил нам грудь» , «стрелой татарской древней воли» , «закат в крови» , «…сердцем вещим» , «Под игом ущербной луны» , «Вольные тучи» . Кроме того, поэт использовал эпитеты : «…Доном темным и зловещим» , «тихие зарницы» , «вековою тоскою» , «…облаком суровым» , «Высоких и мятежных дней» , и сравнение : «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой» .

Ларисе Булиновой в память о незакатных зорях нашей юности
4 . Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издал и ... Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны. И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой! Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар. Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне... Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине . Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем... "Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!" Вздымается конская грива... За ветром взывают мечи... 31 июля 1908 Чтобы понять это стихотворение, перечитаем другое - "Забывшие тебя ": ЗАБЫВШИЕ ТЕБЯ В туманную и злую высь. Народ роптал, вожди лишились сил . Их молний сноп дробил. И руки повисали, словно плети, И жены кутались в платки. И я, без сил, отстал, ушел из строя, За мной - толпа сопутников моих, Нам не сияло небо голубое, И солнце - в тучах грозовых. Надеясь отыскать пути... Забывшему Тебя. 1 августа 1908 (...и обратите внимание на даты.) Вот , кто лирический герой четвёртого стихотворения "На поле Куликовом" - забывший Тебя . И он - поставлен в те же декорации, что и герой первого стихотворения цикла : И там "мнут ковыл ь " , и здесь "пригнулись к земле ковыли " . И там " степная кобылица " , и здесь " степных кобылиц табуны " . И там - "тоска безбрежная", и здесь - "вековая тоска". Различие в том, что в первом стихотворении: "ясен долгий путь", а четвёртом : "я... /Не знаю, что делать с собою". И указана причина: если в первом стихотворении "я" и "ты" неразделимы - "я" вообще нет, есть только " мы", то в четвертом: " Ты кличишь меня из дали", "я... не знаю... куда мне лететь за тобой ". То есть " тебя " рядом нет. И еще одно... Это словечко "опять "... Оно показывает, что та, первая битва, осталась в прошлом. Однако на поле Куликовом снова и снова, опять и опять "рокоты сечи, трубные крики татар "... Вот только теперь у нашего героя: "И руки повисали, словно плети, Когда вокруг сжимались кулаки, Грозящие громам, рыдали дети, И жены кутались в платки. И я, без сил, отстал, ушел из строя " Ах да, не так: ... светлые мысли, Сожженные темным огнем... Ему безразличн о идущ ее... недалеко ? рядом? вокруг него? - сражение , котор ое , судя по всему, на этот раз выиграют татары... У него - своя битва, которую он тоже проигрывает: И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой! И ещё одна мелочь правописания. В этом, четвёртом стихотворении цикла "На поле Куликовом" герой обращается не к героине предыдущего - третьего : которая "в одежде, свет струящей ", и которая величается торжественно Ты . Здесь молят простую женщину: "куда мне лететь за тобой!" , и здесь ты - с букв ы маленькой . Но молят с той же истовостью: "Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!" Сравните: Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. И есть еще пара строк, которые окончательно уравнивает обеих: Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издал и ... З десь -то в слове "Ты" буковка "Т" заглавная только ли потому, что она в начале строки?! А тогда как же вот это?- И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты ... Как там формулировали христианские богословы? - неслиянны, но неразделимы. P.S. Кстати, о стихотворении "Забывшие Тебя". Поначалу - это было очень длинное стихотворение. Неудивительно, что оно распалось, что из него выкристаллизировались - три: заглавное - мистическое и горькое, не менее горькое, но куда более реалистическое "О доблести, о подвигах, о славе" и третье - одно из самых светлых стихотворений Блока во всём III томе. Но сначала, давайте сравним потерявшего тебя поэта из "О доблести..." и потерявшегося воина из "Забывшего Тебя" : И час настал. Свой плащ скрутило время, И меч блеснул, и стены разошлись. И я пошел с толпой - туда, за всеми, В туманную и злую высь. И: Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Далее: За кручами опять открылись кручи, Народ роптал, вожди лишились сил. Навстречу нам шли грозовые тучи, Их молний сноп дробил. И: Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... Далее: Скитались мы, беспомощно роптали, И прежних хижин не могли найти, И, у ночных костров сходясь, дрожали, Надеясь отыскать пути... И: Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Далее: Напрасный жар! Напрасные скитанья! Мечтали мы, мечтанья разлюбя. Так - суждена безрадостность мечтанья Забывшему Тебя. И: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Вот так... Как в странном, даже не кривом, а каком-то наобротном зеркале Ты отражается в тебе , а предательство воина - в покинутости поэта... Эти два стихотворения в III томе Блока идут подряд, одно за другим, третье - последнее - в книге появится гораздо позже, но я, не удержусь и приведу его полностью: Когда замрут отчаянье и злоба, Нисходит сон. И крепко спим мы оба На разных полюсах земли. Ты обо мне, быть может, грезишь в эти Часы. Идут часы походкою столетий, И сны встают в земной дали. И вижу в снах твой образ, твой прекрасный, Каким он был до ночи злой и страстной, Каким являлся мне. Смотри: Всё та же ты, какой цвела когда-то, Там, над горой туманной и зубчатой, В лучах немеркнущей зари. 1 августа 1908 Зубчатая гора ... Если из блоковского Шахматово смотреть всторону менделеевского Боблово, то "зубчики" - это еловый (или сосновый?... не помню...) лес. А немеркнущая заря... В Подмосковье не бывает белых ночей. Но, знали бы вы - как это, когда у тебя есть личная богиня!

Александр Блок за недолгие сорок лет своей жизни пролетел яркой кометой по литературному небосклону и после себя оставил впечатляющий след. Пик его творчества пришелся на беспокойное время: страдающая от революционной лихорадки Россия, которую он любил и посвятил ей большую часть своих произведений.

Творчество Блока

А. Блок жил на рубеже двух веков и стал одним из последних поэтов дореволюционной Руси. Многие произведения в творчестве Блока посвящены Родине, стихи о которой можно встретить практически у каждого поэта. Но уникальна в произведении «На поле Куликовом» патриотическая лирика. Анализ стихотворения показывает, что для автора равнозначны и минувшее, и грядущее Руси. Особенно волновало поэта будущее отчизны, так как он понимал, что большой исторический период уходит в прошлое.

Россия разделилась на два враждебных лагеря, и Блок ищет аналогий в истории государства и сопоставляет сложившуюся ситуацию со временами Дмитрия Донского, когда русский народ вышел на Куликово поле отстоять свою независимость. И посвящает этой теме стих «На поле Куликовом». Здесь читатель найдет описание русской природы, воспоминания о прошлом России и предчувствие перемен.

Тема стихотворения

Начиная анализ стихотворения А. Блока «На поле Куликовом», стоит отметить, что в стихотворении поэт затрагивает острый вопрос, особенно его мучивший в последнее время: взаимоотношения народа и интеллигенции. Ожидание событий, которые изменят судьбу России, поэт связывает с воспоминаниями о Куликовской битве. Блок был уверен, что Мамаево побоище - это символические события в истории России, и им суждено вернуться. Значение Куликовской битвы слишком велико для России - она принесла русскому народу освобождение от иноземного ига.

В своих раздумьях о будущем России, Блок использует символику Куликовской битвы. Приближающуюся революцию и освобождение от царизма он сравнивает с освобождением Руси от татарского ига. Продолжая анализ стихотворения «На поле Куликовом» А. А. Блока, мы видим, что вторым планом в стихотворении автор поднимает проблему отношений интеллигенции и народа. Стан Дмитрия Донского он уподобляет народу - «десяткам миллионов», а «несколько сот тысяч» русской интеллигенции, не умеющей найти подход к народу, сравнивает с ордой Мамая.

«На поле Куликовом»

Написано произведение «На поле Куликовом» в годы первой революции, в 1908 году. Со слов А. Блока, в поэзии тема России должна всегда оставаться главной. Поэт обратился к ней в самом начале творческого пути и до конца жизни остался верен этой теме. Цикл «На поле Куликовом» разделен на пять глав и полностью посвящен России, здесь два героя - воин-русич и поэт.

Блок писал, что таким символическим событиям, как Куликовская битва, суждено возвращаться. В одном из своих стихотворений Блок сказал, что прошлое страстно глядит в будущее. Первая часть «На поле Куликовом» играет роль пролога, где автор обращается к Руси как к своей жене. Это вызвало бурные обсуждения, но Блок, называя родину женой, вкладывает в это особый смысл - так поэт показывает свою непреодолимую любовь к России.

Второе стихотворение «На поле Куликовом» А. Блока сообщает о грядущем бое и воин, собираясь лечь «за святое дело», говорит, что он не первый и не последний, кто отдаст свою жизнь за родину, так как она еще долго будет больна. О том, что помогает Руси в борьбе за правое дело, рассказывается в третьем стихотворении. Когда двинулась орда, ей помогает выжить светлый «лик нерукотворный».

В третьей части появляется символический образ. Может, это сама Россия, может, Богородица? Важно одно: этот светлый идеал помогает выстоять герою и Руси в суровых испытаниях. В последнем стихотворении поэт верит в будущее великой России. Она, со своими традициями, историей, огромным потенциалом народа, дает поэту надежду на преображение его родины. Она помогала поэту противостоять «страшному миру» своей величественной красотой.

Путь России

Продолжая анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», мы видим, что первые строки цикла раскрывают путь России. Автор представляет два плана: временной и пространственный. Временной план открывает читателю исторический путь России, раскрывая минувшее и открывая будущее. В прошлом он ищет животворящую силу, позволяющую России не бояться «мглы ночной», которая скрывает ее долгий путь. И сила Руси в вечном движении.

Время течет медленно, как река. Но войско отправляется в путь, и вскоре «скудная глина» обрыва и «в степи» грустящие стога сменяет дорога сквозь мглу. Время ускоряет свой ход, и тьму сменяют огни костров, блеск знамени и сабель. Начался бой, и от былого спокойствия уже не осталось следа. Степная кобылица летит так быстро, что уже закат в крови. Смертельные баталии на земле отображает небо. И нет числа погибшим, - это случается так же часто, как закат на небе.

В образе несущейся «степной кобылицы» автор представляет родину. Этот образ воплощает в себе вечное движение и скифские истоки. Плата за движение вперед - страдание. Поэтому поиски будущего у автора трагичны - путь Руси лежит через боль: «стрелой татарской» наш путь «пронзил нам грудь». Пространственный план в сочетании с временным придает произведению особый динамизм. Русь не застынет в неподвижности, на пути ее всегда будут ожидать перемены: «И нет конца!».

Следует отметить особое изображение России поэтом. Как показал анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», основную роль здесь играют не внешние впечатления, а сопоставления с внутренними переживаниями поэта. «Закат в крови», льющейся из сердца поэта, иллюстрирует глубокое личное восприятие автором родной земли. Блок отходит от традиционного в литературе образа Родины-матери и сравнивает ее с любимой женщиной.

Прошлое России

Чтобы понять настоящее России и предвидеть ее будущее, автор обращается к давнему прошлому страны. «На поле Куликовом» - образец патриотической лирики Блока, здесь поэт сливается с лирическим героем. И невозможно отличить, где автор выражает свои чувства, а где говорит от имени героя. Образ России поэт представляет в образе жены и горячо любимой женщины - «Жена моя!». Такое отношение к отчизне встречается только в творчестве Блока. Автор стремится разгадать, понять источник силы родины. Но это невозможно, она непостижима, и от этого еще прекраснее.

Настоящее и будущее

История России дает стимул и силы жить, великая страна, которая выжила, истекающая кровью, и встала на ноги, но получила серьезные раны, поэтому не окрепла - долго еще будет «родина больна». Но автор уверен, что она выдержит и в этот раз, потому как переживала и более страшные времена. Блок уверен, что хранит Россию невидимая сила - «лик нерукотворный». Страна как птица Феникс поднимется из пепла, благодаря этому заступничеству, - «светел навсегда». У такой страны может быть только великое будущее.

В стихе «На поле Куликовом», как никогда, раскрылся талант Блока, как поэта-провидца. Он чувствует, что многие трудности России предстоит перенести. Опять «взошла и расточилась мгла», но он гордится ее силой и несгибаемостью - «твой час настал». Большие испытания способна вынести только огромная, могучая страна. Строки Блока написаны как бы вне времени, и их можно отнести не только к XIV, решающему для Руси веку, но и к нынешнему. В этом состоит предсказание великого гражданина России - поэта А. А. Блока.

Тонкая грань

Этой патриотичностью Блок учит из своего «далека» любить, быть терпимым к родине и довольствоваться тем, что есть. Продолжая анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», нельзя не отметить связи цикла со статьей «Россия и интеллигенция», в которой автор пишет, что есть две реальности, не понимающие друг друга - народ и интеллигенция.

Непрестанная смена настроений и боевых знамен происходит среди сотен тысяч. Над городом стоит гул, в котором и опытному слуху не разобраться, такой гул стоял и над станом татар в ночь перед битвой. Скрипят телеги за Непрядвой, вопль людской стоит, а на туманной реке плещутся и кричат гуси.

А среди десятка миллионов - тишина и сон. Стояла тишина и над лагерем Дмитрия Донского, однако заплакал воевода и услышал, как неутешно плачет вдова, как мать бьется о стремена сына. Есть меж двумя станами, народом и интеллигенцией, черта, на которой сходятся те и другие.

Как странно схождение на ней - сходятся здесь и босяк, и рабочий, и крестьянин, и сектант - с чиновником и общественным деятелем, с писателем и революционером. И хоть и тонка черта, два стана по-прежнему не желают знать друг друга и относятся как к перебежчикам и изменникам к тем, кто желает покоя. Не так ли тонка эта черта, как речка Непрядва? Вилась она меж двух станов, семь ночей текла, краснея от крови, в ночь после битвы.

Стремительное движение

В стихотворении присутствуют восклицательные предложения. В сочетании с художественными средствами, они делают произведение более выразительным, раскрывают внутренний мир поэта. В произведении Блока звучит гордость за родину, сумевшую подняться и отстоять свою независимость. Он чувствует себя поэтом родной страны и счастлив, что сопричастен к великой эпохе потрясений.

Стремительное движение - это приближение к гибели, вечный бой в стихотворении не радостен, а драматичен. И темп поэтической речи, и интонационный строй соответствуют теме произведения. Оно начинается медленно и спокойно, затем темп нарастает стремительно, предложения становятся короткими - «Домчимся!», «Останови!», «Покоя нет!».

Восклицательные интонации нарастают - в семи строфах семь восклицательных знаков. Речь автора предельно взволнована и это ощущение достигается и стиховым строем. Завершая анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом», необходимо отметить, что написано оно разностопным ямбом, именно это придает тексту особую динамичность, передавая безудержный порыв и трагическое приближение к гибели.

Обращение к событиям Куликовской битвы в цикле «На поле Куликовом» обусловлено историософской концепцией Блока. В 1912 году в примечаниях к третьему тому он писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

Что имел в виду Блок? События 1380 года имеют как бы два временных измерения: с одной стороны, это реальный исторический факт, положивший начало освобождению Руси от ига. С другой — они имеют и надвременную сущность, оказываются как бы одновременны и любому последующему моменту русской истории, переживаются национальным сознанием как вечно свершающиеся, ибо являются проявлением божественного промысла о русской судьбе, имеют не только конкретно-историческую, но и метафизическую природу. Поэтому победа русского оружия, одержанная в конце XIV века, оказывается не только историческим, но еще и современным событием для человека, живущего в начале XX столетия. Такое понимание событий как борьбы за святое дело под «светлым стягом» христианства с ордою Мамая объясняет сложную пространственно-временную структуру художественного мира цикла «На поле Куликовом» и композицию образа лирического героя, который предстает то как человек, томимый «вековою тоскою» о событиях более чем пятисотлетней давности, то как участник битвы.

Образ лирического героя как участника Куликовской битвы дополняется и другой содержательной гранью: человек, не мыслящий своей судьбы без России, пытающийся разгадать ее судьбу и ее предназначение, но не в силах сделать это. Вот что обусловливает появление мотива блуждания во времени русской истории, мотива поисков ее внутренней логики, смысла.

Мотив блуждания (и в веках русской истории, и между русским и татарским станами) оказывается центральным в пятом стихотворении цикла: «Объятый тоскою могучей, / Я рыщу на белом коне...», лирический герой мыслит себя на границе добрых и злых сил, светлого и темного начал, поединком которых стала Куликовская битва:

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем...

Смысл этих блужданий на границе Мирового Добра и Вселенского Зла — поиск истины, путеводной для лирического героя и России, этой божественной истины взыскует он.

Женский образ, явленный в цикле «На поле Куликовом» Блока, имеет столь же сложную структуру, как и образ лирического героя. В первом же стихотворении цикла поэт соединяет воедино образ родины и женский образ:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Сопоставление Руси и Жены на первый взгляд кажется странным. Ключ к нему, вероятно, в том понимании женского образа, который содержится в философии В. Соловьева: именно в женском образе русскому народу в самом начале его христианской истории был явлен замысел Божий о смысле исторического пути России. Поэтому обращение «Жена моя!» нельзя воспринимать как обращение к женщине, находящейся замужем. Жена в контексте цикла — отнюдь не Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок и отнюдь не некая абстрактная жена лирического героя, но воплощение женской сущности, сопоставимой по своей судьбоносной божественной значимости с содержанием понятия «родина». Это начало обретает в цикле несколько разных воплощений.

В третьем стихотворении цикла «На поле Куликовом» (Блок), анализ которого нас интересует, женское начало воплощает образ Божественной благодати, сходящей на русского воина (им предстает в этом стихотворении лирический герой) и на все русское воинство. Ее незримое присутствие ощущает лирический герой. В ночь перед битвой в тумане над рекой Непрядвой Божественная благодать и благословение на ратный подвиг нисходят на лирического героя и все русское воинство:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Женский образ, святой образ Богородицы, давшей мистическое благословение русскому воинству, запечатлен на щите лирического героя.

Александр Блок – очень талантливый человек, который прекрасно писал стихи, и кроме того, он была сам по себе – глубоким человеком, который многое понимал и ценил.

Александр Блок написал произведение в жанре стихотворение «На поле Куликовом…» в 1908 году. Блок сам по себе являлся человеком очень любящим свою страну, в которой он жил, а потому для него являлось делом чести показать все, как он любит и ценит свою родину, место где родился и вырос. Кому-то больше нравиться писать о любви, теме всегда популярной и признанной, но Блок был настроен больше патриотично, нежели многие другие поэты его времени. И его, как и многих, тем не менее, творческих и просто людей, беспокоило будущее России.

Александр Блок, в этом произведении показал себя, как самый настоящий предсказатель судьбы. Ведь именно в этом произведении он написал то, что ему казалось более приемлемым, то есть свои предположения что до будущего России, этой великой для него страны. И, как ни странно, он почти точно смог предугадать все, что случиться в скором или не скором будущем этой страны. Недаром, тут есть скрытый смысл. Ведь в этом произведении Куликовская битва как бы схожа с настоящей Русью, то есть того времени. Блок как бы провел параллель между той битвой и тем временем, и тонко намека, что России придется обороняться от возможных врагов. Так как их всегда много, несмотря ни на что.

Недаром Блок так предсказал судьбу во многом России. Ведь и у него для этого были свои причины. Когда-то, при революции и перед ней, Блок очень активно поддерживал само противостояние царю, этой его власти, которая казалась такой деспотической. Но после революции, ему как-то открылись по-новому глаза. Он понял, что революция – это не только свержение той власти, которая ни для кого не приемлема, но понял, что это – еще и то, что погибнут десятки тысяч невинных людей. А это, как он считал, слишком дорогая цена, даже за свободу и равенство.

Этот великий поэт подразумевал то, что Россия как бы кобылица, которая несется сама не зная куда, и эта кобылица е понимает, что делает, но, тем не менее, уже ничего нельзя будет изменить. А потому, явно видно, как Блоку жаль, что такие грядущие перемены не сделают эту возможно лучше. Но он тоже не сможет никак помочь, даже если предскажет будущее слишком явно. А потому он просит в этом стихотворении помянуть тех, кто еще должен будет погибнуть в этой кровавой бойне, которая увы не принесет свободы и чего-то лучшего, чем все ожидали.

Анализ стихотворения Блока На поле Куликовом

Александр Блок – человек, который покоряет своих читателей, и просто людей –самых обычных или нет, не имеет значения, но все-таки покоряет. Потому что все его произведения – полны какой-то невыразимой печали, или же наоборот – невыразимого одиночества. Но он таков есть – и изменяться не надо ему.

Его стихотворение, которое появилось на свет в 1908 году своей жизни. Это произведение он назвал «На поле Куликовом». Оно очень красиво, но все же весьма необычно. Потому что не только написано в необычном стиле формы, но к тому же затрагивает все очень важные аспекты в жизни людей. Россия – страна родная для Блока, а потому неудивительно, что он всегда был патриотом, и просто всегда любил своей родной край, красивый и любимый.

И именно Александр Блок как будто бы предсказал будущее своей России. В то время назревало серьезное происшествие – революция. И это время он предпочел перенести в своем крае, и не покинул его, как бы ему не говорили, что это может быть очень опасно. Его можно отнести к группе тех людей, которые состояли из поэтов и писателей, которые были патриотами своей страны всегда и такими и остались. Именно потому вскоре свет увидел произведение, которое недвусмысленно называлось «На поле Куликовом». Ведь автор как бы пытается провести параллель с битвой, которая когда-то была названа «Куликовская». Потому что обстоятельства как бы очень схожи с той битвой, и с теми происшествиями, которые уже произошли тогда в краю Блока.

Александр Блок даже в своем произведении отстаивает позицию – быть всегда рядом со своим народом, и в своем краю. Он знал, что судьба людей, простого народа – скорее всего, будет трагична и печальна. Но все равно остался, вопреки своей судьбе.

В стихотворении недаром проведена параллель со знаменитой битвой на Куликовском поле. Ведь снова придется Росси обороняться, и причем – еще сильнее. Ведь в стране еще существуют люди, которые до безумства покорились своей идее – сделать страну просто немыслимой, и только из-за идеи великой. Они готовы на все, а потому – страна может быть уничтожена своим же народом.

В своем произведении Блок как бы говорит о прошлом, но вспоминает на самом деле – настоящее, и говорит даже о будущем, которое так неотвратимо. Он также подчеркивает, что Родине придется долго после этого – как бы лечиться.

Стихотворение обширное, и имеет как бы разделения, которые нумерованы.

Анализ стихотворения На поле куликовом по плану

Возможно вам будет интересно

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся

    Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: