Методика составления дайджеста - Основы информационно-аналитической деятельности Библиотека русских учебников. Дайджесты: рекомендации для составления1 Значение слова дайджест

. Структура дайджеста . Структура дайджеста имеет следующий вид:

1. Титульный лист

3. Предисловие (от составителя)

4. Основной текст, конечно разбит на разделы, подразделы, пункты

5. Список использованной литературы

6. Приложения (иллюстрированный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст)

7 Словарь основных терминов (при необходимости)

. Методы преобразования информации . В качестве основного метода используется экстрагирования, то есть изъятие из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат

Также при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которого изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается

Рассмотрим основные этапы составления дайджеста (см. табл72):

. Таблица 72 . ОСНОВНЫЕ. ЭТАПЫ. СОСТАВЛЕНИЯ дайджеста

Этап

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Подготовительный этап

1 Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, который определяет направления работы над дайджестом В нем излагается подробное содержание будущего дайджеста Это -"миниатюра"основного издания Главная задача этапа - в установления целевого и читательского назначенио призначення.

Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста Обычно учитывают возраст, общеобразовательную и специальную подготовку читателей Можно использовать профессиональную дияльнис во читателей, их должностной статус Основные группы потребителей библиографической информацииії:

Руководители всех рангов;

Специалисты в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (врачи, экономисты, преподаватели и др.;

Предприниматели;

Студенты вузов, средних и специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ и школ

Выбрать и изучить тему

Заголовок изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой Тему можно рассматривать со всех или нескольких сторон, охватывать или не восхищать смежные отрасли зн объединений, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом аспекті

Определить вид, тип и жанр

В плане-проспекте следует определить виды изданий, которые будут включены Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды электронной и печатной продукции

Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет подготовлено

Выбрать оформления

Выбирается способ печати издания - типографский или"собственными силами", вопросы внешнего и внутреннего оформления (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал)

Основной этап

2 Разработка плана

План - составлен в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть отражены в дайджесте

3 Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача этапа - установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке

Составитель исследует различные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-поисковые системы, Интернет, рукописные материалы и др.

4 Изучение печатных источников

Задача - установление соответствия выявленных произведений теме дайджеста

Осуществляется путем просмотра

5 Библиографическое группировки

Задача - выбор оптимальной структуры (построения), то есть формирование будущего дайджеста

51 Единицей группировки есть - фрагменты текстов (или цитаты) Каждый фрагмент, изъятый??из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом

52 Выбор оптимального построения основных делений - разделов, подразделов и более мелких делений, порядке их следования друг за другом Затем - оформление заголовков к каждому, порядок их следования Группу ие материала может бытьути:

Тематическим;

Хронологическому (временная закономерность);

Логическим (внутренняя закономерность) - от частного к общему или от общего к частному Копии фрагментов документов вырезают, составляют (склеивают) в нужном порядке

Заключительный этап

6 Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Задача - раскрыть читателям замысел составителя, помочь свободно ориентироваться в дайджесте

61 Предисловие - здесь дается характеристика целевого и читательского назначения дайджеста, приводятся данные о отраженную в нем литературу, объясняется общий принцип построения дайджеста, пере овуються вспомогательные указательки.

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Оценивается актуальность, современность тематики дайджеста Определяется новизна, т.е. нового, ранее неизвестного, составители привнесли в изучаемую тему 62 Приложения - иллюстративный материал: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств и др., таблицы, графики, карты в краеведческих пособияниках

63 Словарь основных терминов (при необходимости)

64 Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Указатель - перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания; Именной указатель - содержит сведения о составителей, редакторов и других лиц Например:"Столяров Ю, доктор педагогических наук, профессор, основатель документологии";ології"; Указатель географических названий - практикуется в краеведческих дайджестах Перечень понятий целесообразно сопровождать характеристиками (море, река, населенный пункт и др.); Список принятых условных сокращений - КПН - кандидат педагогических наук; УАН - Украинская академия наук; МОНУ - Министерство образования и науки Украины и др.

7 Редактирование дайджеста

Редактирование всех текстов

Устранение допущенных ошибок и стилистических недостатков

8 Внешнее оформление дайджеста

Задача - принять окончательное решение по оформлению дайджеста

На обложке можно отметить только заголовок пособия, а на титульном листе - полное наименование организации, выпускающей дайджест, фамилия и инициалы составителя, заголовок дайджеста, место и год в изданий

Текст печатается через 1-1,5 интервал кегль - 12 Берега: правый, нижний - 10 мм, левый, верхний - 20 мм

Разделы и подразделы должны иметь заголовки Подпункты, как правило, заголовков не имеют Расстояние между названиями разделов и текстом равна 2-м интервалам

Страницы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляется, как правило, в центре нижней части страницы без точки Титульный лист также включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на н нем не проставляется Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и др.) можно применять шрифты разных размеров Различные шрифты используют ся для заголовков разделов, подразделов и подпунктектів

В представленном вашему вниманию обзоре речь пойдет о дайджесте. Что это такое? В век развития интернета и информационных технологий многие сферы деятельности переходят на автоматизированный уровень. Не исключением является и медиапространство. В наши дни существует множество интернет-обозревателей, которые ежечасно выпускают новостные фрагменты по поводу того или иного события. Под этим подразумевают сайты с политическими, спортивными, социальными, экономическими и прочими новостями. Если все эти ресурсы рассмотреть под призмой «основ СМИ», то всех их объединяет такое понятие, как дайджест. Что же это такое? Давайте разберемся!

Дайджест - что это? Определение и особенности

В дословном переводе с английского языка «дайджест» - это краткое изложение (digest) либо резюме (слово digerere c английского переводится как «разделять»). В русском языке слово «дайджест» чаще всего встречается в Это понятие подразумевает какой-либо информационный продукт (подборка, статья либо издание), в котором содержатся краткие аннотации к обсуждаемой теме. В дайджесте, как правило, собраны основные положения статей, в которых представлены наиболее интересные и актуальные публикации в краткой форме (за определенный период времени). Популярность такого формата обусловлена тем, что сжатые сведения позволяют в кратчайшие сроки ознакомиться с популярной новостью, отдельной темой либо целым исследованием.

Дайджест - что это? Значение формата и применение

В обобщенном понятии «дайджест» - выдержек (цитат, эпиграфов и прочего), взятых из нескольких информационных источников. На выходе получается сжатая форма определенного жанра, темы либо сводки. По примеру такого формата работает интернет-издание «Грамота.ру», которое размещает краткие новостные сведения из журнала «Русский язык за рубежом». А нп химическом портале ChemPort есть «органический дайджест», который базируется в рубрике «Новости о науке». В общем, в слово «дайджест» вкладывают понятие перепечатки чужих материалов в сокращенном систематизированном виде. Существует еще свыше сотни примеров популярных интернет-издательств, которые работают по такому принципу. К таким относится и «Ридерз Дайджест» - известный американский журнал, где собраны наиболее актуальные политические и новостные события за последний месяц.

История создания формата

Принцип написания сжатых тематических подборок известен еще с древних времен. Наиболее примечательным примером служат «Дигесты» - краткие конспекты и отрывки из писаний древнеримских юристов, которые составили основные положения византийского права. Позднее «Дигесты» переименовали в «Свод цивильного права».

Древнеславянские дайджесты

Итак, дайджест. Что это и где появилось? В истории древнеславянских народов также есть место рассматриваемому нами понятию. Известная книга «Златоструй» (написана в Древней Болгарии) создана по принципу собрания сжатых изложений. В ней собраны все нравоучения и творения Иоанна Златоуста (в расширенной версии насчитывается около 136 писаний).

«Изборник Святослава» - это третья по древности (после «Остромирова евангелия» и «Новгородского кодекса») древнерусская рукописная книга, в которой представлены творения отцов церкви в краткой и исчерпывающей форме. В древности такой принцип составления книг был широко распространенным и популярным. К этой же категории относится книга «Катехизис», в которой собраны основы христианских вероучений (книга написана в формате вопроса-ответа, что также подпадает под понятие «дайджест»).

Исходя из этих коннотаций можно сделать вывод, что современная медиаинформационная площадка (книги, СМИ, новостные порталы и прочее) перенимает большинство принципов и форматов из древности. Тогда не было такого понятия, как «дайджест». Данная формулировка получила свое название в современном мире. Раньше сборники кратких сведений и писаний именовали «экстрактом», «примечанием», «выдержками» и проч.

Дайджесты в России

А что собой представляет глазами русского человека дайджест? Что это такое и как использовалось в России? Первые форматы дайджестов в России появились в 17 веке. Однако даже тогда еще не было такого слова. Все издания, журналы и сборники, которые работали по принципу сжатия информации, носили название «курантов». Сейчас же слово «куранты» применяется в качестве исторического термина для обозначения русскоязычных обзоров европейской прессы в конце 17 - начала 18 века. Позднее, в середине 18 века, начали применять слово «экстракт». Первой это начала делать «Коллегия иностранных дел». Под определением экстракта подразумевались не только обзоры европейской прессы, но и сжатые тематические изложения других документов (в печатной либо рукописной форме).

Где сейчас используются «дайджесты»?

А если говорить о современной России и понятии "дайджест"? Что это такое в нынешнем понимании? В лексиконе русскоязычного населения слово «дайджест» появилось в конце 20 века. Организация «Национальный корпус русского языка» впервые зарегистрировала этот термин в 1993 году. Однако это слово уже использовалось и в 80-х. В начале нулевых понятие «дайджест» стало неимоверно модным, поэтому его очень часто используют в различных сферах. Из-за этого значение слова до конца не сформировалось. В это понятие постоянно вкладывают все новый и новый смысл. К примеру, «Дайджест отзывов» - это уже устоявшееся понятие на популярном видеохостинге «Ютуб».

Как уже было упомянуто выше, многие популярные новостные порталы работают по принципу перепечатывания информации с других источников в краткой форме. Однако на этом распространение «дайджестов» не заканчивается. Данный принцип уже давно применяется и в телевизионных передачах, сериалах, кино и мультфильмах и др. К примеру, на российском телевизионном ток-шоу «Пусть говорят» на Первом канале очень часто используют дайджесты. Перед тем как в студии начнут что-либо обсуждать, предварительно вам будет представлен видеофрагмент о теме передачи. Таким образом, вы быстро понимаете суть обговариваемой темы и продолжаете смотреть передачу с середины. Подобные видеовставки (т. е. дайджесты) демонстрируют после рекламы. Некоторые телепередачи вставляют дайджест и перед рекламной паузой. Это делается для того, чтоб заинтересовать и сохранить зрителя после рекламы (потому как чаще всего, когда начинается реклама, зритель переключается на другой канал). Наиболее примечательным примером является дайджест «Камеди Клаб». Зрителю доступны самые лучшие фрагменты из юмористического шоу за считанные секунды.

Дайджест - сборник, содержащий наиболее интересные материалы, перепечатанные из других изданий. (ОСТ 29.130-97. Стандарт отрасли: издания, термины и определения). Дайджесты (от лат. digest - краткое изложение) - это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Чаще всего их составляют при обслуживании руководителей, но в последние годы создание дайджестов стали практиковать библиотеки учебных заведений (при отсутствии учебных пособий по каким-либо новым разделам курсов). Составителями дайджестов обычно выступают библиографы и преподаватели данной дисциплины. Их авторство проявляется:

В панорамном "видении" проблемы, которая на начальном этапе может быть очерчена неточно;

· в поиске информации;

В экстрагировании, извлечении нужных фрагментов текста;

В группировке материала, а по сути - в "выращивании" нового текста "подзадачу": под решение, принимаемое руководителем; под учебное задание, предлагаемое студентам; под потребности педагога, включающего в учебный курс новый материал и т. д.

Методика составления дайджеста:

Основными этапами составления дайджеста являются:

Ознакомление с темой, составление рубрикатора;

Выявление литературы по теме, составление библиографического списка;

Копирование фрагментов текстов микродокументов, отраженных в списке;

Группировка фрагментов текстов из документов;

Оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.

Специфика подготовки дайджестов, как и подготовка проблемно-тематических пособий и формирование проблемно-ориентированных БД, проявляется при установлении тематических границ отбора информации, привлечении широкого круга самых разнообразных источников, разработке такого способа группировки материала, который позволил бы охарактеризовать объект (явление, проблему) во всем богатстве его связей с различными отраслями. Установление тематических границ начинается с выявления и анализа информационных потребностей читателей. Научно-технические (сельскохозяйственные, медицинские) библиотеки учреждений привлекают в этих целях плановые документы и технические задания. Универсальные научные библиотеки обращаются к программным документам, определяющим направления и этапы развития региона и страны. Затем просматриваются постановочные, прогностические и обзорные материалы по проблеме или близким к ней вопросам (если их удается обнаружить). При наличии хотя бы единичных монографий, учебников или руководств анализируются их оглавления (как черновой макет будущего рубрикатора проблемы). С этой же целью просматриваются рубрикаторы ИНИОН и ВИНИТИ, а также другие ИПЯ. Затем проводится нормализация собранных сведений и совмещение разноплановых данных в рамках рубрикатора проблемы. При этом устраняются синонимы, устанавливаются родовидовые и ассоциативные связи. Рубрикатор выступает и как поисковое предписание, и как будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе текстов и извлечении из них нужных фрагментов.

Единицей группировки при составлении дайджеста являются - фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему). Для дайджестов характерны:

Узость тематики;

Различие аспектов рассмотрения проблемы;

Различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;

Возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Все это предъявляет особые требования к группировке материала и форме его подачи, которая должна быть обозримой, облегчающей восприятие информации и акцентирующей внимание на несовпадающих концепциях, выводах или результатах.

Каждый фрагмент, извлеченный из текста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

Титульный лист;

Предисловие (от составителя);

Основной текст, обычно разделенный на параграфы;

Список использованной литературы;

Приложения (иллюстративный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);

Словарь основных терминов (в случае необходимости).

Дайджесты создаются в электронном виде и предоставляются читателям в предпочтительном для них варианте. Опыт составления продолжающихся дайджестов краеведческого характера с ежегодной кумуляцией материала накоплен в Санкт-Петербурге. Такие дайджесты подготавливает, например, ЦБС Московского района, обрабатывая самые различные публикации, посвященные экономике, промышленности, культурной жизни, медицинскому обслуживанию населения данной территории.

8. Свёрнутая информация как разновидность вторичной информации

Свертывание (развертывание) информации – изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением (или увеличением) его информативности. При свертывании документа мы получаем новый документ (в общем случае вторичный). При свертывании документа из него могут быть извлечены отдельные фрагменты на «нулевом» уровне свертывания информации.
Свертывание (развертывание) информации (документа) осуществляется методами, которые лежат в основе всех видов познавательной деятельности людей - анализа и синтеза.

АНАЛИЗ (от греч. «разложение») – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы.
СИНТЕЗ (от греч. «соединение, сочетание») – метод исследования какого-либо явления в его единстве и взаимной связи частей; обобщение сведений в единое целое данных. Анализ и синтез, – операции взаимозависимые и взаимопереходящие.

В области информационной деятельности методы анализ/синтеза информации (документа) получили определение аналитическо-синтетической переработки (обработки).

Аналитико-синтетическая переработка (АСП) - преобразование текста (документа) в процессе его анализа и извлечение необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение (синтеза) и предоставление информации в виде, соответствующем запросу (потребности).

В результате обработки документ обеспечивается новыми качествами, способствующими его идентификации, поиску и распространению. При свертывании документа мы получаем новый документ. В идеальном случае задача свертывания документа сводиться к созданию ряда произвольных текстов, меньших по объему, чем исходный текст, при сохранении его основного содержания.

Различают шесть основных видов информационного свертывания:

1) Индексирование – процесс выражения содержания документа и (или) запроса на информационно поисковом языке (ИПЯ).

ИПЯ – искусственный формализованный язык, создаваемый на основе естественного языка.

В результате индексирования документу присваивается поисковый образ документа (ПОД) , а запросу – поисковый образ запроса (ПОЗ).

ПОД – поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание документа.

ПОЗ - поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание информационного запроса.

2) Классификация (систематизация) – вид индексирования, при котором содержание документа и (или) запроса выражено классификационными индексами в соответствии с правилами какого-либо классификационного ИПЯ (классификационной системы). Процесс классификации (систематизации) представляет собой распределение документов по отраслям знаний. Классификационные системы: ББК, УДК, ДКД, ГРНТИ. Виды индексирования:

· Предметизация – содержание документа и (или) запроса выражено с помощью алфавитного перечня лексических единиц, называемых предметными рубриками .

· Координатное индексирование – вид индексирования, при котором смысловое содержание документа и (или) запроса многоаспектно выражается множеством ключевых слов.

3) Библиографическое описание (БО)– совокупность библиографических ведений, приводимых в определенной последовательности, как о документе в целом, так и о его части или группе документов. БО содержит минимум сведений о документе, которые позволяют идентифицировать его в документальном потоке. БО составляется по ГОСТу 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

4) Аннотирование и реферирование – это формализованные методы свертывания информации, в результате которых на естественном языке дается краткая характеристика документа с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Эти два процесса строго регламентированы ГОСТ 7.9-95 СИБИД «Реферат и аннотация. Общие требования». Результатом аннотирования документа является аннотация – это документ, содержащий краткую характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Результатом реферирования является реферат – краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора (в образовательных учреждениях рефератами называют научные доклады как результат изучения какой-либо темы).

5) Обзорно-аналитическая деятельность – вид аналитико-синтетической переработки документов с целью составления обзоров.

Обзор – результат глубокого анализа множества первичных документов, сходных по тематике разработок, характеру деятельности, выполняемым этапам, задачам, исполнителям и т.п., с целью обобщения, установления разницы и сходства, оценки, путей развития проблемы, степени их разработанности и возможного прогноза. Различают библиогра­фические, реферативные и аналитические обзоры.

Библиографический обзор содержит сводную характеристику изда­ний и документов. Целевое назначение таких обзоров - ориентация потребителей информации в документальных потоках.

Реферативный обзор имеет целью ориентацию потребителей информации не в документальных, а информационных потоках, т. е. в со­вокупности фактов и концепций независимо от того, из каких докумен­тов они извлечены.

Аналитический обзор создается с целью не только ориентировать специалистов в информационном потоке по данному направлению (проблеме), по и дать оценку состояния проблемы, выявить тенденции в ее развитии, т. е. его цель - интерпретированная ориентация в инфор­мационном потоке.

Время чтения: 4 минут

Рассылки-дайджесты - это всегда большое количество информации, которую надо собрать в читабельный вид и преподнести подписчику уже готовый продукт. Дайджесты информируют читателей о появлении новостей и помогают увеличить трафик на сайт.

При создании дайджеста важно помнить о 3-х вещах:

  1. Иерархия контента.
  2. Баланс между картинками и текстом.
  3. Навигация.

Прежде чем спешить создавать шаблон спокойно сядьте и проанализируйте тот контент, который вы будете размещать в письме. Будут ли это только заголовки, заголовки плюс краткое описание или подробный анонс новостей.

Есть несколько способов оформления дайджестов, давайте разберем каждый из них:

  1. Картинка + текст в одну колонку

Плюсы: каждой новости выделено достаточно пространства, можно рассмотреть сопутствующие фото/иллюстрацию, можно добавить после картинки дополнительный текст. Хороший формат для просмотра на мобильных телефонах.

Минусы: при большом количестве новостей мало у кого из подписчиков хватит терпения доскроллить до конца письма.

Когда использовать: когда есть красивые фото/иллюстрации, которые раскрывают тему заголовка, когда хочется раскрыть тему новости подробным анонсом.

Новостной дайджест InvisionApp выбрал путь “картинка+текст”. Крупные, интересные картинки, хорошо расположенный контент, но после третьего пролистывания вниз внимание и интерес начинают пропадать.

Портал vc.ru расположил крупную картинку в начале и добавил “social proff” в виде количества лайков и комментариев.

  1. Картинка + текст в 2-3 колонки

Плюсы: информация расположена компактно, удобно читать.

Минусы: если делать неадаптивный макет, то на экране мобильного могут плохо считываться заголовки и текст, особенно если в макете 3-х колоночная верстка.

Когда использовать: идеальное сочетание для этой компоновки - картинка+заголовок.

По этому же пути пошли дизайн создатели рассылки

Для некоторых новостей они вместо статичных картинок используют гифки, и сразу хочется кликнуть на именно ту новость, у которой картинка движется. Но надо помнить, что если сделать все новости анимированными, то внимание сразу рассеется и толку от подобной рассылки будет мало. Во всем нужно знать меру.

  1. Картинки

Плюсы: можно интересно расположить контент, хорошо привлекает внимание.

Минусы: если у подписчика будут какие-либо проблемы с отображением картинок, то ваша рассылка останется непрочитанной. Спам-фильтры не любят письма, состоящие только из изображений - можете влететь в спам.

Когда использовать: когда есть наглядные картинки и именно на них хочется сделать акцент.

  1. Текст

Плюсы: шаблон легко собрать, а текст всегда загрузится и отобразится.

Минусы: большой объем текста тяжело воспринимать. Подумайте, оценит ли ваша целевая аудитория такой подход? Если да, то тогда позаботьтесь о читабельности: разбейте на абзацы и выделите главное.

Когда использовать: когда делать что-то глобальное нет времени, а сделать надо. Также дайджест можно сделать похожим на личную переписку.

Пример текстовой рассылки - , где раз в неделю редактор подводит итоги и встраивает в текст ссылки на статьи. В конце идут есть картинки и ссылки на популярные статьи, но акцент сделан именно на тексте и личном мнении главного редактора.

Иногда можно поэкспериментировать и отправить рассылку в стихах, как это сделал (но держите себя в рамках!)

  1. Смешанный

Плюсы: можно ставить акценты на более важные новости, интереснее читать за счет разных видов блоков.

Минусы: если плохо скомпонованы разные блоки, то глаза будут разбегаться.

Когда использовать: когда есть силы, время и дизайнер)

Лайфхакер использует картинку для главных новостей, остальная информация - только заголовки.

Наши коллеги из офиса в Риге тоже делают подборку статей из блога за месяц. Для каждой новости создана своя “карточка”, самая большая картинка - самая важная или интересная новость.

В каждом виде дайджеста есть свои плюсы и минусы, главное, понять что именно подходит для ваших целей и - вперед! Понадобится помощь профессионалов - пишите на Поможем, подскажем, направим на истинный путь)


Структура дайджеста. Структура дайджеста имеет следующий вид:

1. Титульный лист.

3. Предисловие (от составителя).

4. Основной текст, обычно разбит на разделы, подразделы, параграфы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения (иллюстрированный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст).

7. Словарь основных терминов (при необходимости).

Методы преобразования информации. В качестве основного метода используется экстрагирования, т.е. изъятие из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат.

Также при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которого изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

Рассмотрим основные этапы составления дайджеста (см. табл.7.2):

Таблица 7.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Этап

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. В нем излагается подробное содержание будущего дайджеста. Это - "миниатюра" основного издания. Главная задача этапа - определение целевого и читательского назначения.

Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Обычно учитывают возраст, общеобразовательную и специальную подготовку читателей. Можно использовать профессиональную деятельность читателей, их должностной статус. Основные группы потребителей библиографической информации:

Руководители всех рангов;

Специалисты в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (врачи, экономисты, преподаватели и др.;

Предприниматели;

Студенты ВУЗОВ, средних и специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ и школ

Выбрать и изучить тему

Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Тему можно рассматривать со всех или нескольких сторон, включать или не захватывать смежные области знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом аспекте

Определить вид, тип и жанр

В плане-проспекте следует определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции.

Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте отмечает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет подготовлено

Выбрать оформление

Выбирается способ печати издания - типографский или "собственными силами", вопросы внешнего и внутреннего оформления (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал)

Основной этап

2. Разработка плана

План - составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть отражены в дайджесте

3. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача этапа - установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке

Составитель исследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-поисковые системы, Интернет, рукописные материалы и др.

4. Изучение печатных источников

Задания - установление соответствия выявленных произведений теме дайджеста

Осуществляется путем просмотра.

5. Библиографическая группировка

Задача - выбор оптимальной структуры (построения), то есть формирование будущего дайджеста

5.1. Единицей группировки есть - фрагменты текстов (или цитаты). Каждый фрагмент, изъятый из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

5.2. Выбор оптимального построения основных делений - разделов, подразделов и более мелких делений, порядка их следования друг за другом. Затем - оформление заголовков к каждому, порядок их следования. Группировка материала может быть:

Тематическим;

Хронологическому (временная закономерность);

Логическим (внутренняя закономерность) - от частного к общему или от общего к частному. Копии фрагментов документов вырезают, собирают (склеивают) в нужном порядке.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Задача - раскрыть читателям замысел составителя, помочь свободно ориентироваться в дайджесте

6.1. Предисловие - здесь дается характеристика целевого и читательского назначения дайджеста, приводятся данные о отраженную в нем литературу, разъясняется общий принцип построения дайджеста, перечисляются вспомогательные указатели.

Задача этапа

Основные операции, характеристики.

Оценивается актуальность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна, т.е. что нового, ранее неизвестного, составители привнесли в исследуемую тему. 6.2. Приложения - иллюстративный материал: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств и др., таблицы, графики, карты в краеведческих пособиях

6.3. Словарь основных терминов (при необходимости).

6.4. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель - перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания; Именной указатель содержит сведения об составителей, редакторов и других лиц. Например: "Столяров Ю., доктор пед.наук, профессор, основатель документологии"; Указатель географических названий - практикуется в краеведческих дайджестах. Перечень понятий целесообразно сопровождать характеристиками (море, река, населенный пункт и др.); Список принятых условных сокращений - к.п.н. - кандидат педагогических наук; УАН - Украинская академия наук; МОН - Министерство образования и науки Украины и др.

7. Редактирование дайджеста

Редактирование всех текстов

Устранение допущенных ошибок и стилистических недочетов.

8. Внешнее оформление дайджеста

Задача - принять окончательное решение относительно оформления дайджеста

На обложке можно указать только заголовок пособия, а на титульном листе - полное наименование организации, выпускает дайджест, фамилия и инициалы составителя, заголовок дайджеста, место и год издания

Текст печатается через 1-1,5 интервал. Кегль - 12. Берега: правый, нижний - 10 мм, левый, верхний - 20 мм.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Расстояние между названиями разделов и текстом равен 2-м интервалам.

Страницы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляется, как правило, в центре нижней части страницы без точки. Титульный лист также включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляется. Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и др.) можно применять шрифты разных размеров. Разные шрифты используются для заголовков разделов, подразделов и подпунктов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: