Мария клавдиевна тенишева. Тенишева мария клавдиевна

, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске , ремесленного училища в Бежице , а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Мария Тенишева

Субтитры

Биография

Мария Пятковская родилась 20 мая (1 июня) 1858 года в Петербурге. Рано вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией, однако брак не сложился. Вскоре Мария Клавдиевна с маленькой дочерью уезжает в Париж к знаменитой Маркези учиться пению. У неё было прекрасное сопрано. Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с В. Н. Тенишевым. В г. Мария вступила в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым - крупным российским промышленником (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво , приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны , где княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода , первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года , столовой и клуба для рабочих завода.

М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой-Посадницей» назвал её Н. К. Рерих . Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым , Врубелем , Рерихом , Малютиным , Бенуа , скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин . Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896-1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиан , серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства» , материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа , С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина » в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино - родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857-1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно - развития сельского хозяйства.

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу . В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много» .

Тенишева, Мария Клавдиевна

Фотопортрет М. К. Тенишевой.

Княгиня Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская , по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке - Николаева ; -) - русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер , педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге , Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске , училища ремесленных учеников в городе Бежица , а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино .

Биография

Категории:

  • Тенишевы
  • Меценаты Российской империи
  • Мир искусства
  • Собиратели икон
  • Персоналии по алфавиту
  • Почётные граждане Смоленска
  • Женщины-художники России
  • Княгини Российской империи
  • Русские эмигранты первой волны во Франции
  • Родившиеся в 1858 году
  • Умершие 14 апреля
  • Умершие в 1928 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тенишева, Мария Клавдиевна" в других словарях:

    Деятель в области русского искусства, меценат, коллекционер и художник. Жена В. Н. Тенишева. Училась искусству в Петербурге и Париже. Организовала на свои средства рисовальные школы в… … Большая советская энциклопедия

    - (урождённая Пятковская) (1867 1929), княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), Рисовальную школу (1896) и Музей русской старины (1898) в Смоленске,… … Энциклопедический словарь

    ТЕНИШЕВА (урожденная Пятковская) Мария Клавдиевна (1867 1929) княгиня, российский общественный деятель, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896) и Музей русской… … Большой Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Фотопортрет М. К. Тенишевой. Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке Николаева; 1858 1928) русская дворянка (княгиня), общественный деятель, художник эмальер, педагог, меценат и… … Википедия

    - (Пятковская). Род. 1867, ум. 1929. Меценат, художник эмальер, коллекционер, общественный деятель. На собственные средства создала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896), Музей русской старины (1898) в Смоленске … Большая биографическая энциклопедия

Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года в Петербурге. Девочка была незаконнорожденной и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От нее требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребенком те моменты жизни, о которых ей хотелось забыть.

«Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины... Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?...»

Когда Марии исполнилось 16 лет и она окончила частную гимназию, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Конечно, мысль о том, что замужество даст ей свободу, подтолкнула её дать согласие. Ранний брак, рождение дочери... И муж оказался заядлым игроком. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно», - писала она позже.

Пустячный случай подарил надежду: ей сказали, что ее сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Надо ехать учиться в Италию или во Францию.

Легко сказать! Каким же это образом? Где деньги? Где паспорт? Ведь в то время жена вписывалась в паспорт мужа. Мать отказалась помочь деньгами. Но Мария собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты. Куда сложнее было вырвать у мужа разрешение на отъезд. Но и это оказалось преодоленным. ...Одинокая женщина с маленькой дочкой на руках и с тощим багажом села в поезд, обещавший не Париж - новую жизнь.

«Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя, наконец, свободной... Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее».

Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)

Мария начинает учиться пению у знаменитой Матильды Маркези. Также начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях.

Еще одна страсть, ярко проявившаяся в юности и сыгравшая важную роль в ее дальнейшей судьбе, - любовь к старине, тяга ко всему древнему. «Современные выставки оставляли меня равнодушной, тянуло к старине. Я могла часами выстаивать у витрин античных предметов».

Ее редкой красоты меццо-сопрано очаровало парижан. Маркези была уверена, что ее русскую ученицу ждет слава оперной певицы. Ей предложили турне по Франции и Испании. Но антрепренер, как оказалось, считал, что кроме причитающихся ему процентов молодой и красивой женщине есть чем отблагодарить его за выгодный ангажемент. Произвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых Мария ощутила сразу, подействовали на нее как холодный душ. «Женщина... может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается с невероятными усилиями».

Там, в Париже, она почувствует, что театр, сцена - не для нее. «Пение? Это - забава... Не этого хочет моя судьба».


М.К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)

А пока - возвращение в Россию, безденежье, двусмысленное положение в обществе. Муж фактически отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение. Об артистических планах жены отозвался: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!» Но долгий, изнурительный развод все-таки состоялся. В результате дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает ее лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Четвертинская сыграет очень большую роль в её жизни. Подруга зовет ее свое родовое имение Талашкино.

Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская

На какой-то дружеской вечеринке ее попросили спеть. Аккомпанировать взялся человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то крестьянское, кряжистое, почти медвежье. Виолончель в его руках звучала прекрасно! Так она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева.

Портрет князя В.Н. Тенишева. Леон Боннат (1896)

Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьезных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьезного деятеля на ниве просвещения. И он был разведен.

Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы ее любили только как женщину, она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с ее мнением и принципами.

Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.

Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»

Репин И.Е. Портрет княгини М.К. Тенишевой (1896)

Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли - началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не все. Еще одна немаловажная проблема - досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежице театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.

Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.

Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге

В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители: Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.

М. К. Тенишева. Портрет работы Серова (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)

Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И.Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. Мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии - И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова и многие другие прославившиеся в будущем художники. Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».

Азартную натуру Тенишевой захватила еще одна страсть - собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело - Мария обрела острое чутье знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству. И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров - оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок - вещи поразительной красоты, извлеченные из полутемной избы или заброшенного амбара.

Коровин К.А. Портрет княгини Тенишевой М.К. (1899)

В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создает в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.

Врубель М.А. Портрет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899)

Но самым дорогим ее детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни.

Теремок в Флёнове

Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.

Дверь-портал во внутреннем убранстве Теремка

Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину. В Талашкине также появились новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.

Изделия талашкинских мастеров

Все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.

Княгиня хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешевым подделкам под европейский стиль. И еще она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.

А ещё княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которая заглохла еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.

Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

«Заморские гости». Эскиз для этой эмали был сделан Н.К. Рерихом по просьбе М.К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.

Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии - на родине искусства эмали - она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию по теме «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.

Блюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесенные в дар императору Николаю II

В 1903 году умирает муж - князь Тенишев. В это время в Талашкино приезжает Н.К. Рерих. Дружба с ним стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения - это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».

В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.

Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Париж словно сошел с ума, наводнив пять больших залов. Здесь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: ученые, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взглянуть на бесподобное зрелище. «И это все из Смоленска? А где это?» Французы со времен Наполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вся эта обильная роскошь «родом» из тихой провинции.

Бронзовые подсвечники

Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, - писала Мария, - явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов... Появилось даже название «блуз рюс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты».

Деревянная ендова. По рис. кн. М.К. Тенишевой.

«Какая свежесть форм, богатство мотивов! - ошеломленно знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. - Это восторг, настоящее откровение!» За обилием восклицательных знаков деликатно маячил один вопросительный: «Неужели все это сделано в России?» Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.

Балалайка, расписанная Врубелем

За коллекцию балалаек, расписанных Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи.

Но с революцией жизнь в «русских Афинах» (так называли современники Талашкино) прервалась. Начались поджоги, в школе велась пропаганда, а Тенишева не могла понять, почему созданное ею разрушается. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К.Рерихом, хранили картофель. Облагодетельствованные княгиней крестьяне отплатили ей черной неблагодарностью: забальзамированное на сто лет тело князя, захороненное в трех гробах, в 1923-м выбросили в яму.

26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е.К. Святополк-Четвертинской и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.

Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К. Тенишевой.

Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом. Также Мария Клавдиевна с удовольствием приняла предложение заняться костюмами к опере «Снегурочка».

«Работоспособность ее была изумительна, - вспоминала Е.К. Святополк-Четвертинская. - До своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».

Мария Клавдиевна Тенишева умерла весной 1928 года. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

(урожденная Пятковская) (1867-1928) русский меценат и коллекционер

Художник и коллекционер князь Сергей Щербатов как-то сказал о княгине Тенишевой: «Она была не только выдающейся меценаткой, субсидировавшей лучший художественный журнал «Мир искусства», собиравшей картины русских художников и иностранных мастеров, щедро помогавшей художникам, но и крупной общественной деятельницей, и, кроме того, серьезным исследователем».

В своих воспоминаниях Мария Тенишева пишет, что воспитывалась в семье отчима, поскольку ее мать разошлась со своим первым мужем. В семье ходили слухи, что Мария являлась дочерью одного из великих князей или даже самого царя Александра II. Обеспеченность отчима позволила ей получить образование, традиционное для ее круга: она закончила гимназию, дома занималась чтением, рисованием и вышиванием.

Вскоре Мария вышла замуж, родила дочь. Но ее энергичная натура резко контрастировала с апатичностью и ограниченностью мужа. От природы она обладала прекрасным голосом и решила учиться пению сначала в Петербурге, а затем в вокальной школе знаменитой певицы А. Маркези в Париже. Сразу же после ее окончания Марии предложили выгодный контракт. Многие критики писали о ее даре камерной певицы, известен положительный отзыв о ней Чайковского. Но театральная карьера не привлекала молодую женщину, к тому же это означало бы разрыв с обществом, в котором она жила.

Когда она захотела воспитывать дочь за границей, то встретила резкое сопротивление со стороны мужа и оказалась в сложном положении: она не могла оставаться за границей и не хотела «заключения» в узком домашнем кругу. Отношения с мужем пришли к своему логическому концу - вскоре после возвращения в Москву супруги расстались.

Теперь для Марии оставался один выход - вторично выйти замуж, тем более что ей сделал предложение один из ее знакомых. Но она стала женой князя В. Н. Тенишева, ответив на его неожиданные и энергичные ухаживания. Вячеслав Тенишев являлся владельцем нескольких крупных заводов, промышленником нового типа, его даже прозвали русским американцем. Он был всесторонне и глубоко образован, закончил консерваторию и прекрасно играл на виолончели. Когда Тенишев отошел от дел, то занялся этнографией и социологией. В архиве Государственного музея этнографии народов России в Петербурге находится обширное собрание материалов «Этнографического бюро», организованного им в 1898 г. для исследования жизни и быта крестьян центральной России.

Правда, при всем этом Тенишев оставался человеком своего времени, в жене он видел прежде всего светскую красавицу, хозяйку салона, не вмешивающуюся в его дела. В своих воспоминаниях Мария Клавдиевна Тенишева пишет о том, что часто расходилась с мужем в оценках произведений искусства. Являясь приверженцем более традиционных взглядов, он находил некоторые ее покупки и дела бесполезными и никчемными. Однако именно благодаря состоянию мужа, Мария Тенишева смогла заняться коллекционированием, меценатством и собственным художественным творчеством.

Особый интерес у нее вызывали произведения народных мастеров, будь то керамика, вышивка, резьба по дереву или кружева. Она всегда мечтала создать художественный центр по примеру уже существовавшего в подмосковном Абрамцеве, чтобы сохранить народные художественные промыслы, обучать ремеслу молодежь. Поэтому летом 1893 г. она приобрела усадьбу Талашкино под Смоленском, где открыла художественные мастерские (керамическую, столярную и вышивальную), устроила сельскохозяйственную школу.

Мария Клавдиевна Тенишева неплохо рисовала, поскольку некоторое время училась в Петербургском училище технического рисования барона Штиглица. Когда Мария находилась в Париже, она посещала популярную академию Жюлиана, где ее наставниками были модные салонные живописцы Бенжамен Констан и Жан-Поль Лоране.

Поскольку зимние месяцы семья проводила в Петербурге, Мария Тенишева открыла недалеко от своего дома бесплатную художественную школу для тех, кто мечтал поступить в Академию художеств. В течение почти десяти лет руководителем школы являлся Илья Репин . В свое время ее закончили многие русские художники, например Иван Билибин и Г. Серебрякова. В своем имении Тенишева устроила начальную школу рисования.

Еще одним направлением деятельности княгини стало коллекционирование. Она решила проследить развитие рисовального дела и начала собирать коллекцию акварелей и рисунков русских и иностранных художников, стремясь «собрать лучших представителей акварельной живописи и представить историю ее в возможно полном виде». В течение некоторого времени ей помогал А. Бенуа, хотя их взгляды часто не совпадали. В собрание Тенишевой вошли произведения ведущих мастеров: О. Кипренского, П. Федотова, Михаила Врубеля , Ивана Айвазовского .

В 1897 г. тенишевская коллекция, насчитывавшая чуть меньше тысячи экспонатов, была выставлена в Обществе поощрения художеств в Петербурге. Русскую часть коллекции Мария Клавдиевна Тенишева пожертвовала Русскому музею Александра III. В зале музея повесили портрет дарительницы, специально написанный к открытию выставки.

Отдавая предпочтение известным мастерам, Тенишева все же решилась поддержать инициативу С. Мамонтова и Сергея Дягилева и материально поддержала издание нового журнала «Мир искусства». Устроители хотели «доказать, что русское искусство свежо, оригинально и может внести много нового в историю искусств». Вскоре мнения Дягилева и Тенишевой разошлись. Декадентство, а затем и модернизм Дягилева вызывали яростные нападки критиков, карикатуристы не раз изображали Теиишеву в неприглядном виде. В результате благотворительница прекратила субсидировать журнал, и он прекратил свое существование. Впоследствии она жалела, что перестал выходить единственный русский художественный журнал.

Теперь Мария Клавдиевна Тенишева сосредотачивается на пропаганде русской старины и народного творчества, последовательно возрождая народные промыслы и создавая новый русский стиль. Талашкино стало одним из центров художественной жизни 1890-1910-х гг. , уступая по своему культурному значению только Абрамцеву, основанному ранее С. Мамонтовым. Имение имело выгодное географическое расположение: оно находилось неподалеку от железной дороги и в 17 километрах от Смоленска.

Мария Тенишева пригласила в имение художника С. Малютина. Он прожил там более трех лет, вначале руководил столярной и резной мастерскими: делал эскизы сундуков, столов и кресел, по его проектам были построены сказочный «Теремок», домашний Затейный театр, в котором артистами были ученики школы, талашкинские крестьяне, гости и он сам. Под руководством В. Лидина, ученика В. Андреева, работал балалаечный оркестр.

Тенишевой удалось организовать первый в России центр просвещения, в котором возрождалась традиционная народная культура и одновременно разрабатывались сельскохозяйственные новшества. В школе работали лучшие учителя, постоянно пополнялась библиотека, совершенствовалась опытно-экспериментальная база.

В 1903 г. Марии Тенишевой даже удалось открыть в Москве магазин «Родник» для продажи изделий талашкинских мастеров. Эскизы для художественно-ремесленных мастерских создавали приезжавшие в имение художники Виктор Васнецов , Михаил Врубель, Константин Коровин , Николай Рерих .

Кроме художественной, в Талашкине существовали сельскохозяйственные школы с художественно-промышленными отделениями, где мальчиков учили столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек - рукоделию. Предпринимательский талант владелицы проявился и в том, что в имении выводились выездные лошади: местных производителей скрещивали с привозимыми из Европы кобылами.

В 1900 г. Николай II назначил князя В. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Объединив усилия, супруги способствовали пробуждению интереса к русскому национальному искусству. Русский павильон стал одним из центров выставки. Тенишева справедливо замечала, что в начале XX в. дизайнеры щедро использовали находки русских мастериц, подмеченные на выставке.

В имении Талашкино княгиня организовала «Скрыню» - первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Позже, в 1911 году, он стал основой смоленского музея «Русская старина», в который Тенишева передала уникальный подбор произведений прикладного искусства.

Революционные настроения в обществе пугали Марию Тенишеву, она беспокоилась за судьбу своих мастерских, поэтому во время первой русской революции вывезла свою коллекцию за границу. В Париже она устроила выставку из привезенных с собой коллекций. Большой интерес у публики вызвали вышивки смоленских рукодельниц, деревянные изделия, сделанные руками талашкинских крестьян, предметы русской старины.

В то время прошел Осенний салон, на котором Бенуа и Дягилев впервые знакомили западную публику с прошлым и настоящим русского искусства. Накануне легендарных дягилевских сезонов русского балета Тенишева устроила новую выставку, составив ее только из современных произведений, представив работы С. Рериха, И. Билибина и других талашкинцев. Она также выставила собственные работы, сделанные в технике эмали, отличавшиеся тонким чувством цвета. Тенишева работала в технике «выемчатой» эмали, которой мало кто интересовался, занималась обновлением состава красок. Она разработала палитру из более чем двухсот оттенков.

После первой выставки, Мария Клавдиевна Тенишева многократно представляла свои изделия на парижских выставках, что позволило ей стать действительным членом Национального общества изящных искусств. Многие города высказывали пожелание принять музей, предложение поступило и от французского правительства, но в 1908 г. Тенишева вернула свою коллекцию в Россию и в 1911 г. передала музей в ведение Московского археологического института.

Выставив свои эмали в Риме в 1914 г. , княгиня получила от итальянского министерства народного просвещения Почетный диплом и была избрана почетным членом Римского археологического общества.

Ощущая нестабильность политического режима в России, Мария Тенишева начинает вести переговоры о продаже имения. Накануне революции 1917 г. она закрыла талашкинские мастерские и переехала в Москву, где защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация». Уже после ее смерти в Праге вышла написанная ею книга под тем же названием.

После революции Мария Клавдиевна Тенишева уехала в Париж и на родину больше не вернулась. Она продолжала активную художественную деятельность, участвовала во многих выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне, Риме, Праге.

Мария Тенишева осталась в истории культуры, как она сама писала, «матерью декаданса». Она сумела пробудить интерес к русскому народному искусству в Европе. К сожалению, на родине имя Тёнишевой было практически предано забвению. После октябрьского переворота ее курсы и школа были закрыты, отсутствие средств для финансирования привело к разорению центра в Талашкине. Улица в Смоленске, названная в 1911 г. в честь Тенишевой, была переименована.

Сейчас коллекция собирательницы хранится в неподобающих условиях в запасниках Смоленского музея. Много экспонатов погибло. В свое время их число доходило до восьми тысяч предметов. Среди экспонатов были иконы, музыкальные инструменты, фарфор, керамика, крестьянская одежда, археологические находки.

Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года в Петербурге. Девочка была незаконнорожденной и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От нее требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребенком те моменты жизни, о которых ей хотелось забыть.

«Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины... Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?...»

Когда Марии исполнилось 16 лет и она окончила частную гимназию, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Конечно, мысль о том, что замужество даст ей свободу, подтолкнула её дать согласие. Ранний брак, рождение дочери... И муж оказался заядлым игроком. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно», - писала она позже.

Пустячный случай подарил надежду: ей сказали, что ее сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Надо ехать учиться в Италию или во Францию.

Легко сказать! Каким же это образом? Где деньги? Где паспорт? Ведь в то время жена вписывалась в паспорт мужа. Мать отказалась помочь деньгами. Но Мария собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты. Куда сложнее было вырвать у мужа разрешение на отъезд. Но и это оказалось преодоленным. ...Одинокая женщина с маленькой дочкой на руках и с тощим багажом села в поезд, обещавший не Париж - новую жизнь.

«Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя, наконец, свободной... Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее».

Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)

Мария начинает учиться пению у знаменитой Матильды Маркези. Также начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях.

Еще одна страсть, ярко проявившаяся в юности и сыгравшая важную роль в ее дальнейшей судьбе, - любовь к старине, тяга ко всему древнему. «Современные выставки оставляли меня равнодушной, тянуло к старине. Я могла часами выстаивать у витрин античных предметов».

Ее редкой красоты меццо-сопрано очаровало парижан. Маркези была уверена, что ее русскую ученицу ждет слава оперной певицы. Ей предложили турне по Франции и Испании. Но антрепренер, как оказалось, считал, что кроме причитающихся ему процентов молодой и красивой женщине есть чем отблагодарить его за выгодный ангажемент. Произвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых Мария ощутила сразу, подействовали на нее как холодный душ. «Женщина... может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается с невероятными усилиями».

Там, в Париже, она почувствует, что театр, сцена - не для нее. «Пение? Это - забава... Не этого хочет моя судьба».


М.К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)

А пока - возвращение в Россию, безденежье, двусмысленное положение в обществе. Муж фактически отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение. Об артистических планах жены отозвался: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!» Но долгий, изнурительный развод все-таки состоялся. В результате дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает ее лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Четвертинская сыграет очень большую роль в её жизни. Подруга зовет ее свое родовое имение Талашкино.

Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская

На какой-то дружеской вечеринке ее попросили спеть. Аккомпанировать взялся человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то крестьянское, кряжистое, почти медвежье. Виолончель в его руках звучала прекрасно! Так она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева.

Портрет князя В.Н. Тенишева. Леон Боннат (1896)

Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьезных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьезного деятеля на ниве просвещения. И он был разведен.

Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы ее любили только как женщину, она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с ее мнением и принципами.

Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.

Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»

Репин И.Е. Портрет княгини М.К. Тенишевой (1896)

Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли - началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не все. Еще одна немаловажная проблема - досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежице театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.

Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.

Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге

В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители: Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.

М. К. Тенишева. Портрет работы Серова (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)

Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И.Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. Мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии - И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова и многие другие прославившиеся в будущем художники. Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».

Азартную натуру Тенишевой захватила еще одна страсть - собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело - Мария обрела острое чутье знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству. И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров - оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок - вещи поразительной красоты, извлеченные из полутемной избы или заброшенного амбара.

Коровин К.А. Портрет княгини Тенишевой М.К. (1899)

В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создает в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.

Врубель М.А. Портрет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899)

Но самым дорогим ее детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни.

Теремок в Флёнове

Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.

Дверь-портал во внутреннем убранстве Теремка

Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину. В Талашкине также появились новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.

Изделия талашкинских мастеров

Все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.

Княгиня хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешевым подделкам под европейский стиль. И еще она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.

А ещё княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которая заглохла еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.

Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

«Заморские гости». Эскиз для этой эмали был сделан Н.К. Рерихом по просьбе М.К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.

Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии - на родине искусства эмали - она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию по теме «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.

Блюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесенные в дар императору Николаю II

В 1903 году умирает муж - князь Тенишев. В это время в Талашкино приезжает Н.К. Рерих. Дружба с ним стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения - это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».

В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.

Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Париж словно сошел с ума, наводнив пять больших залов. Здесь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: ученые, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взглянуть на бесподобное зрелище. «И это все из Смоленска? А где это?» Французы со времен Наполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вся эта обильная роскошь «родом» из тихой провинции.

Бронзовые подсвечники

Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, - писала Мария, - явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов... Появилось даже название «блуз рюс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты».

Деревянная ендова. По рис. кн. М.К. Тенишевой.

«Какая свежесть форм, богатство мотивов! - ошеломленно знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. - Это восторг, настоящее откровение!» За обилием восклицательных знаков деликатно маячил один вопросительный: «Неужели все это сделано в России?» Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.

Балалайка, расписанная Врубелем

За коллекцию балалаек, расписанных Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи.

Но с революцией жизнь в «русских Афинах» (так называли современники Талашкино) прервалась. Начались поджоги, в школе велась пропаганда, а Тенишева не могла понять, почему созданное ею разрушается. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К.Рерихом, хранили картофель. Облагодетельствованные княгиней крестьяне отплатили ей черной неблагодарностью: забальзамированное на сто лет тело князя, захороненное в трех гробах, в 1923-м выбросили в яму.

26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е.К. Святополк-Четвертинской и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.

Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К. Тенишевой.

Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом. Также Мария Клавдиевна с удовольствием приняла предложение заняться костюмами к опере «Снегурочка».

«Работоспособность ее была изумительна, - вспоминала Е.К. Святополк-Четвертинская. - До своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».

Мария Клавдиевна Тенишева умерла весной 1928 года. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: