Разнос почты. Как работает почтальон "почты россии"

Автоматическая сортировка писем появилась в СССР еще в 60-е годы. Тогда было введено в эксплуатацию около 180 письмо-сортировочных машин, а население приучили писать индексы на конвертах. Но с началом 90-х годов Россия перешла на европейский формат написания почтовых адресов, к которым машины не были приспособлены. В итоге «Почта» вынуждена была вернуться к ручной сортировке.

В июне 2011 года «Почта России» запустила в Петербурге автоматизированный сортировочный центр, рассчитанный на обработку 1,7 млн писем и посылок в сутки из четырех регионов северо-запада (Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области). В итоге, сроки доставки писем в регионе существенно сократились. Например, стандарт для Петербурга составляет всего 2 дня.


Корреспонденцию внутри одного региона сначала направляют в центр – это быстрее, чем осуществлять сортировку и регистрацию писем на месте. Вся бумажная корреспонденция автоматически делится на стандартные (по габаритам) и нестандартные письма . После этого их автоматически укладывают лицом в одну сторону с учетом направления текста в адресной части, затем машина наносит на письма календарный штемпель.

Рассортированные по размерам письма складывают в контейнеры и отправляют в машину для кодирования. В начале процесса кодировочные аппараты преобразуют цифровой или буквенный адрес в условный код, который печатается на письме. Далее закодированную информацию о почтовом адресе сканируют устройством для считывания символов (оборудование в том числе поддерживает распознавание кириллицы). В случае невозможности распознать индекс или адрес отсканированное изображение поступает на монитор операторам, которые вводят информацию вручную.После этого письма автоматически разделяют по адресным ячейкам. Выемка ящиков с отсортированной почтой и подготовка документов для отправки осуществляется вручную.



На участок ручной сортировки писем поступает почта, которая не подлежит обработке в автоматической машине, например, из-за дефекта упаковки, неправильно написанного адреса или недопустимого вложения внутри письма (не с точки зрения цензуры, а потому что могут повредить машину или упаковку). Корреспонденция сортируется по индексам. В зависимости от адреса оператор раскладывает их по определенным ячейкам.


На участке сортировки обрабатывают около 8 тыс. посылок за час. Оператор устанавливает их на линию, после чего проходит взвешивание. Если вес допустим по нормативам (до 20 кг), посылка считывается сканером и попадает на ленту, если нет - машина останавливается, и подключается ручной труд.

После того как посылка прошла по конвейерной ленте, она выпадает в определенную ячейку, которой присваивается штрих-код. Это сделано для того, чтобы посылки не терялись в пути следования. Вся информация об отправлении, таким образом, попадает в единую систему Почты России.


Рассортированную почту загружают в машины и развозят по отделениям. Грузовики приезжают сюда 2 раза в сутки: утром и вечером. Посылки и письма заносят в разные комнаты и регистрируют. В отделе доставки письма вручную штампуют, нанося дату, время приема и координаты почтового отделения. Далее оператор раскладывает их по ящикам с номером участка, откуда газеты и письма забирают почтальоны.



Заказные письма и посылки взвешивают и с помощью прибора со штрих-кодом заносят в специальную программу. Она позволяет отслеживать статус посылки (посмотреть его можно на официальном сайте Почты России, при условии, что вы знаете ваш номер почтового отправления). Далее выписывают почтовые извещения, а сами посылки уносят на склад. Срок хранения - месяц. Если получатель так и не обнаруживается, то их возвращают адресату.



Срок получения письма или посылки может сократить сам получатель, если будет придерживаться определенных правил. Во-первых, корректно указать индекс: 30% отправлений задерживаются из-за орфографических ошибок и опечаток. Во-вторых, если вы не можете забрать посылку в рабочий день и ждете выходных, то срок увеличивается до 18:00 . Сотрудники предлагают воспользоваться, например, системой почтоматов: при заказе товара в интернет-магазине выберите способ доставки: «Почта России» - через почтоматы и отметьте ближайший к вам. Когда товар поступит в ячейку, вам придет СМС-уведомление и код доступа. На сегодняшний момент в городе действуют 19 почтоматов, один из которых, на Почтамтской улице, работает 24 часа.

Говорят, печатные СМИ отмирают, а минчане разучились клеить почтовые марки. Наша героиня не согласна. CityDog.by провел рабочий день с опытным почтальоном Еленой Николаевной.

Семь утра
На улице темно и льет дождь. Именно в такое время и довольно часто в такую погоду из домов выходят почтальоны: в 07.30 у них начинается рабочий день. Мы проведем один день с Еленой Николаевной Шупила, дважды призером и победителем Городского конкурса профессионального мастерства операторов связи и почтальонов по доставке почтовых отправлений и печатных СМИ.



07.30

Сотрудники получают газеты и письма - то, что не нужно отдавать в руки, а достаточно бросить в почтовый ящик. У каждого почтальона есть свое рабочее место. Начинается "расфальцовка" газет и подборка их по адресам по "ходовику". То есть все газеты раскладываются по одной, складываются в стопки в зависимости от дома и квартиры, в которые их нужно занести. "Ходовик" - это журнал, в котором отмечено, какие именно газеты нужно нести в каждую квартиру на маршруте.

"Подписка за последние годы практически не сократилась. Все говорят о вымирании прессы, но люди, которые годами выписывали газеты, продолжают их выписывать. У меня на участке есть бабушка, которой уже 96 лет, она 40 лет выписывает "Советскую Белоруссию". Уже и видит не очень хорошо, а все равно читает. Конечно, больше читают пожилые люди, но еще очень много молодых мам, поэтому работы хватает".





Почтальонами, кстати, работают только те, кому работа действительно по вкусу. График - с 07.30 до 14.00. Это очень удобно для молодых мам, которые утром отводят ребенка в сад, идут на работу, а в обед уже могут ребенка забрать. Но многим так нравится, что остаются и после того, как дети вырастут. Рассказывают, что в одном из отделений связи работает бывший сотрудник симфонического оркестра - пришел в почтальоны, чтобы больше времени проводить на свежем воздухе.




У каждого почтальона есть фонарик - на случай темноты в подъезде, и газовый баллончик - для защиты от собак и хулиганов. Собаки, кстати, самая большая проблема сотрудников, работающих в частном секторе. Почему-то даже добрые псы, которые никогда никого не трогают, не любят запах типографской краски и поэтому могут броситься на человека, несущего стопку газет.

А еще сумка - ее выдают каждому сотруднику, при этом максимальный вес сумки - 7 килограммов. Если получается больше, то почту подвозит специальная машина и оставляет в стоящих на маршруте "опорных ящиках". Почтальон берет полную сумку, разносит часть почты по дороге до опорного ящика и потом снова загружает ее. Маршрут по частному сектору может быть до 10 километров, по городской застройке - 3,5-4 километра.

Около 8.30

Выходим на улицу. Светлеет, дождь прекратился. Это, конечно, радует не только нас, но и Елену Николаевну.

"Нам выдают форму: летнюю и зимнюю обувь, жилетку летом и теплую куртку зимой. Выдают и плащ от дождя, но с ним не всегда удобно. И с зонтом неудобно: рук не хватает на все. Вот и думаешь, как бы и самому не намокнуть, и газеты не замочить. Даже снег и мороз, наверное, не так тяжело переносятся, как дождь. Хотя и летом, в жару, очень тяжело, и зимой неприятно. Но мы же закаленные - у меня за все время, наверное, всего один больничный был".




До участка нужно подъехать несколько остановок на троллейбусе. Обычно отделение связи находится примерно в середине, на пересечении нескольких участков, чтобы все дома были в пешей доступности. Но иногда нужно подъезжать пару остановок на транспорте. В этом случае почтальону выдается проездной.



Участок Елены Николаевны - это 16 домов: многоэтажки и три детских сада. Начинаем с обычной многоэтажки: нужно войти в каждый подъезд и забросить почту в ящики. Елена Николаевна заходит в подъезд буквально на пару секунд - уже наизусть знает, где находятся какие ящики, поэтому работает очень быстро.

"Я работаю 14 лет, все годы на одном и том же участке. Работа не надоедает, потому что каждый день ведь новые газеты, новые письма. А еще моя работа - это постоянное общение с людьми. Ты уже не только почтальон, но и друг, и психолог. Тут много людей старше меня, они делятся жизненным опытом, можно у них поднабраться мудрости. Да и просто очень интересно общаться".




Возле одного из домов на участке - много образцов дворового искусства, цветочные клумбы. Елена Николаевна признается, что обращает внимание на такие украшения и радуется их присутствию.

"Замечательно, когда люди сами создают такую красоту. Конечно, когда постоянно ходишь мимо, обращаешь внимание. Вот, например, за этой клумбой следит Елена из 41-й квартиры. У нее как-то выкопали и унесли редкий цветок - она так переживала! Ведь специально привезла его с дачи, чтобы посадить во дворе".






Около 11 утра

Все письма, открытки, газеты и журналы попали в почтовые ящики. Но рабочий день еще не закончен - теперь Елена Николаевна возвращается в отделение связи, чтобы забрать заказную корреспонденцию и извещения о посылках, денежных переводах, мелких пакетах.





Возвращаемся на рабочее место. Теперь задача - отсортировать заказные письма, отметить, в какие квартиры их нужно отнести, прикрепить к каждому письму извещение. Чтобы работать было удобней, почтальоны используют обычные медицинские напальчники: так пальцы меньше скользят и на них не остается типографской краски.




Около полудня

Снова выход на маршрут. Теперь сумка значительно легче, и начинается самая интересная работа - непосредственное общение с минчанами.

"Самое сложное, конечно, это доставлять повестки. Почему-то люди думают, что почтальон виноват в их проблемах, хотя мы просто посредники. Иногда приходится много неприятного выслушивать, эмоции людей понятны, конечно, но могли бы и они нас понять! Хотя у меня на участке большинство людей просто отличные, со всеми мы давно знакомы. Есть женщина, например, которая уже на пенсии почувствовала тягу к искусству, начала рисовать - и такие картины красивые! И у многих есть мой телефон, могут мне и насчет подписки звонить, и просто так, пообщаться. Кстати, извещение о посылках мы доставляем в тот же день, когда посылка пришла в отделение связи".





Почтальон несет ответственность за всю корреспонденцию. Поэтому, если у вас не исправен почтовый ящик, в него никогда не опустят письмо. В таких ситуациях отдают письма и газеты лично в руки, а если никого нет дома - возвращают в отделение связи.

"То, что сейчас почти везде домофоны, очень облегчает работу. Не нужно подниматься и звонить в каждую дверь - только если на звонок по домофону никто не ответил, или домофон неисправен, отключен. Хотя бывает, что люди ставят себе новые двери, а звонок на площадку не выводят. И я, например, поднялась к их соседям на пятый этаж без лифта, и просто позвонила бы в дверь, а приходится спускаться, звонить в домофон и снова подниматься".

CityDog.by благодарит РУП "Белпочта", лично Елену Александровну Мальцеву, инженера 1-й категории группы по контролю за эксплуатационной деятельностью производства "Минская почта", и Елену Владимировну Орлову, ведущего специалиста по связям с общественностью РУП "Белпочта".

Наталья, как долго вы работаете почтальоном?

Мой общий трудовой стаж — 22 года, из них 2,5 года выполняю обязанности почтальона. Это работа не по профессии, так как училась я на швею. О вакансии почтальона узнала через объявление, висевшее рядом со входом в почтовое отделение моего района. Я позвонила, и меня пригласили на собеседование.

Какие требования выдвигались к соискателям?

Одно из основных - это коммуникабельность. Опыт общения с людьми у меня большой, так как в своё время работала торговым представителем. Также на собеседовании проверяли знание района, который закреплялся за почтальоном. В моём случае речь о Тушинском районе Москвы.

Насколько мне известно, нет такого образовательного учреждения, которое бы готовило специалистов-почтальонов, то есть учиться приходится во время работы?

Да, мы посещали учебный центр Моспочтамта. Там рассказывали, как общаться с клиентами, преподавали основы безопасности, мы изучали нормативные документы и различные регламенты по работе с почтовыми отправлениями, порядку их вручения. В общем, проводили полный инструктаж.

Наталья Сафина, почтальон

Чем вас привлекла должность почтальона?

В первую очередь - это удобный график. Рабочий день начинается рано, зато вторая половина дня, где-то после 15.00, уже свободна. Для меня это возможность посвятить время детям. То есть получается уделять внимание и службе, и семье. Ещё один положительный момент - я работаю вблизи от дома, дорога до почтового отделения занимает не больше пяти минут.

К тому же, работа почтальона чем-то напоминает труд социального работника. По собственной инициативе в свободное время мы помогаем пожилым людям: одним нужно купить в аптеке лекарства, другим - сбегать за хлебом или молоком.

Как проходит ваш рабочий день?

Смена почтальона начинается в шесть утра. Мы принимаем корреспонденцию, которую ночью обработали операторы. Сами почтальоны распределяют по участку полученные газеты и журналы. Затем собирают сумку и отправляются на доставку. Первая доставка, когда мы опускаем корреспонденцию в почтовые ящики, занимает полтора-два часа. После неё мы возвращаемся в отделение и забираем заказную корреспонденцию, которую необходимо вручать лично в руки адресатам, поэтому во время второй доставки мы совершаем обход квартир. Когда заказные письма доставлены, мы вновь возвращаемся в отделение и отчитываемся о проделанной работе перед операторами.

Каков средний объём корреспонденции, которую приходится ежедневно обрабатывать почтальону?

Объём всегда разный, зависит, в том числе, и от дня недели, когда выходят те или иные газеты. Очень много заказных писем и корреспонденции, которую необходимо доставить юридическим лицам.

Сколько дней в неделю работает почтальон?

Шесть, в воскресенье - выходной.

С какими профессиональными трудностями вам приходится сталкиваться?

Сумки у почтальонов очень тяжёлые. Если писем, газет и журналов много, то пользуемся специальными тележками.

Трудно делать доставку, когда идёт сильный дождь или снег. Но почтальон обязан разносить почту в любую погоду.

Отсутствие света в подъезде, сломанные почтовые ящики также мешают работе. Такие недочёты на участке мы отмечаем и сообщаем начальнику доставки, который затем обращается в Дирекцию эксплуатации зданий.

Почтальон несёт ответственность за письмо, которое пропало из сломанного почтового ящика?

Есть разные виды писем. Например, заказные письма должны вручаться лично в руки адресату под его подпись. За них почтальон несёт персональную ответственность. А есть простые письма, которые нигде не регистрируется, поэтому невозможно определить, как и почему оно вдруг пропало из почтового ящика.

У нас регулярно проходят инструктажи по охране труда и обеспечения безопасности жизни.

У почтальона есть возможность карьерного роста?

Наше предприятие помогает с получением высшего профессионального образования в отрасли связи. Обучение проходит в Московском техническом университете связи и информатики. На льготное поступление могут рассчитывать сотрудники, проявившие себя с лучшей стороны. Обучение - на коммерческой основе. В данном случае действует система частичной компенсации расходов, при этом предприятие берёт на себя большую их часть.

Образование в университете связи получают по специальностям: экономист, специалист по технологиям, финансист, бухгалтер. То есть, почтальон полностью меняет квалификацию, но остаётся сотрудником «Почты России».

Сколько почтальон получает за свой труд?

У нас сдельная оплата труда, фиксированной ставки нет. Зарплата зависит от объёма работы, специфики обслуживаемого участка и почтового отделения.

Как вы считаете, в современном обществе есть стереотипы относительно работы почтальона?

Многие думают, что это очень лёгкая работа - опустил письма в ящик и всё. На самом деле профессия не из простых, нужна физическая выносливость, ведь приходится ежедневно проходить не один десяток километров. Кроме того, почтальон должен знать множество инструкций и регламентов, хорошо ориентироваться на вверенном ему участке, взаимодействовать с людьми.

В вашем отделении есть мужчины-почтальоны? Или эту профессию чаще выбирают женщины?

У нас работает один мужчина. Наверное, график работы почтальона женщинам подходит больше. Свободное послеобеденное время они используют для решения личных бытовых вопросов: забирают детей из школы, делают с ними уроки, бегают по магазинам.

Но я знаю, что в некоторых почтовых отделениях соотношение почтальонов мужчин и женщин - 50 на 50.

Как вам кажется, электронная почта ещё не вытеснила окончательно бумажные письма?

Люди продолжают писать письма, традиция всё ещё жива. Пишут из разных уголков России, иногда даже письмами обмениваются жильцы соседних домов. А вот поздравительных открыток сейчас отправляют гораздо меньше. Жаль, ведь открытку, подписанную собственноручно, не заменит никакой электронный аналог.

Если бы у вас была возможность выбора: остаться в должности почтальона или попробовать себя в другой сфере, какое решение вы бы приняли и почему?

Мне нравится моя профессия. Почтальон незаменим, люди нуждаются в его услугах. Я получаю удовлетворение от своей работы и не ищу альтернативы.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

- А я не буду ему ответ писать. Я вот сейчас в него кочергу брошу, чтоб не обзывался!
- Зачем бросать? Если почта есть. Сейчас мы ее упакуем и передадим. Это же бандероль получается.

Каждое второе воскресенье июля (в этом году это 13 июля) отмечается День российской почты, учрежденный указом президента от 16 мая 1994 года.

Мы решили проследить путь письма, путешествующего от отправителя к адресату, а заодно узнали, как проходит трудовой день почтальона, кто такие почтовые операторы, почему нельзя класть в конверт значки и деньги и где сортируют почтовые отправления.


ПОЧТАЛЬОН ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ

Почтальонам приходится быть жаворонками. Их рабочий день начинается в шесть часов утра. В то время, как большинство из нас досматривают десятый сон, нежась в постели, почтальоны с сумкой, набитой под завязку корреспонденцией, обходят вверенный им участок – разносят письма, газеты и журналы.

"На одном участке порядка 8-9 домов, жильцам которых мы доставляем почтовые отправления. Ходим пешком по специально установленному маршруту, сворачивать с которого не имеем права. В день у нас две доставки: сначала обычные письма, затем – заказные. Когда корреспонденция доставлена, сдаем данные оператору и где-то в 14.00, если работы больше нет, можем быть свободны", - рассказывает почтальон первого класса 191 отделения связи Ирина Долгополова .


Ирина Долгополова. Фото: М24

В своем отделении Ирина самый молодой почтальон. Ей 28 лет. И уже имеет высший разряд. Для почтальонов он определяется по классам. Третий класс – стартовая позиция для новичков, первый – дают опытным сотрудникам. Кстати, на почтальона нигде специально не учат. Азы профессионального мастерства здесь постигают прямо на производстве. К поступившему на службу прикрепляют наставника, который и инструктаж проведет, и с оформлением документации поможет.

Ирина Долгополова по специальности переплетчица. Ее шеф – заместитель начальника 191 отделения связи Валентина Крестьянникова – в свое время получила среднее педагогическое образование. На почте она работает 30 лет. На вопрос, чувствует ли разницу между почтой советской и современной, отвечает утвердительно.

советские годы подписчиков было больше. И к почтальонам относились иначе, уважали, ценили. Раньше, бывало, заходишь в магазин, а тебя узнают, здороваются", - вспоминает Валентина Крестьянникова.

Зато есть у современных почтальонов неоспоримое преимущество – хорошее техническое оснащение отделений. Палочкой-выручалочкой стала штампелевальная машина, которая позволила сотрудникам забыть о ручной штампелевке писем.

А вот ежедневных физических нагрузок никто не отменял. Почтальона ноги кормят, ведь оплата у них сдельная. Ходить приходится много. Если почтовых отправлений горы, вместо сумки берут тележку. Велосипедов, как у Печкина, а также других видов транспорта не предусмотрено, так что рассчитывать приходится исключительно на свою выносливость.


Профессиональный кошмар почтальона – плохая погода. Но несмотря на проливной дождь или снежную метель, почтальон обязан выйти на маршрут.

Почтальоны по совместительству еще и психологи, и даже социальные работники. Бывает, отдают заказное письмо пенсионерке, а она жалуется, лекарства, мол, закончились, за хлебом сходить некому. И почтальон идет в аптеку или в магазин, правда, уже во внеурочное время. Случалось, даже искали родственников одиноких пожилых москвичей.

Кстати, если вы думаете, что в почтальоны идут исключительно женщины, то ошибаетесь. Например, в ОПС-191 весной приняли трех молодых людей. Возраст для этой профессии особого значения не имеет. По словам Валентины Крестьянниковой, в свое время у них работала 75-летняя почтальонша, которая наравне с молодыми разносила почту по домам.

Спрашиваю, а пишут ли вообще сегодня бумажные письма, не потеснили ли их электронные аналоги? Оказывается, ничуть не бывало. Письма пишут и отсылают как и прежде.

"Больше всего нам поступает писем из Санкт-Петербурга и Подмосковья. Я и сама до сих пор переписываюсь с тетей, она живет в Белгороде", - говорит Крестьянникова.


ПУТЕШЕСТВИЕ ПИСЬМА. КАК РАБОТАЕТ ОТДЕЛ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

Пока Валентина и Ирина раскрывают профессиональные секреты, оглядываюсь по сторонам. Вороха писем на столах и стульях в отделении связи нет, все они аккуратно рассортированы по контейнерам и ячейкам. Те в свою очередь подписаны и пронумерованы – это гарантия сохранности каждой корреспонденции.

Входящую почту обрабатывают в отделе доставки. В темное время суток здесь дежурит ночной оператор, который обрабатывает почту и готовит ее к последующей доставке почтальонами.

"В месяц у нас 45 тысяч входящих писем, не считая заказных. Их 38-39 тысяч. Для отделения, которое обслуживает много жилых домов, – это большое количество", - говорит Валентина Крестьянникова.

Проштампелеванная почта раскладывается по участкам, в шесть утра ее забирает почтальон и начинается доставка.


Всего в отделении трудятся 38 человек. Официальный рабочий день – до 20.00, но по факту работают до последнего клиента. Некоторые крупные отделения (на Мясницкой, Смоленской и Щелковской) работают круглосуточно. Воскресенье – у сотрудников отдела связи трудовой день.


В страховом отделе главные операторы. Они предоставляют клиентам более 80 услуг, которые делятся на три категории: почтовые, финансовые и непрофильные. Здесь принимают к оплате кредиты, делают денежные переводы, сдают бандероли, посылки и заказные письма.

"Чаще всего клиентов интересует, какое письмо дойдет до адресата быстрее всего. Есть письма первого класса (доходят за три дня). У них приоритетная обработка при сортировке. Такие письма отправляют в конвертах с желтой полосой. В операционном зале есть синие ящики для обычных писем и желтые – для писем первого класса. На улице висит еще и красный ящик – это внутригородская почта, только по Москве. Тарифы зависят от веса письма и от расстояния", - поясняет руководитель отдела отдел по связям с общественностью УФПС Москвы - филиал ФГУП "Почта России" Галина Нечушкина .


В холле отделения стоят новенькие почтоматы. Они существенно облегчают жизнь тем, кто ждет посылку и хочет забрать ее в любое удобное для себя время. Посылка погружается в бокс, а адресат получает СМС с кодом для открытия ячейки. Эта услуга появилась около года назад.

На втором этаже – телеграфный отдел. Здесь принимают телеграммы (до сих пор!) и предоставляют доступ в интернет.


ПИСЬМА - НАЛЕВО, ПОСЫЛКИ - НАПРАВО

Чтобы приобщиться к таинству сортировки писем, отправляемся в МПКО-Юг на Варшавском шоссе. На огромной территории в круглосуточном режиме работают около 400-500 сотрудников, в смену – по 120 человек.

Здесь обрабатывается письменная корреспонденция, печатная продукция из издательств, посылки. По всей территории громоздятся железные контейнеры и пластиковые ящики. Заглядываю в один из них – письма. Заказные упаковывают с накладной, обычные в регистрации не нуждаются, их взвешивают и украшают ярлыком с указанием разновидности почтового отправления, о месте, из которого она поступила. Далее почта отправляется на участок прямого контейнерного обмена с семью люковыми окнами, через которые по конвейерной ленте принимают и отправляют посылки и письма. Над люками указаны номера почтовых отделений по каждому маршруту.


Забирают и привозят почту машины вместимостью 20 тонн. Отсюда корреспонденция попадает в автоматизированный сортировочный центр или отделения связи.

Кстати, корреспонденцию, которую отправят самолетом, упаковывают в синтетические мешки. Они легкие, не дают дополнительного веса (пластиковые ящики весят от 2 до 2,5 кг), и вместе с тем прочные.

Участок обработки периодических печатных изданий работает до 17.00. Здесь принимают газеты, журналы, счета-извещения, затем их сортируют и оправляют адресатам.

Святая-святых для водителей, перевозящих почту, - диспетчерская. Сюда для регистрации спешат все, вновь прибывшие на территорию МПКО-Юг.

Кстати, на сортировку, привозят и письма из уличных почтовых ящиков. Вот такой круговорот корреспонденции в Москве.

Почтальон с 30-летним стажем Татьяна Судакова, отделение почтовой связи № 111539, район Вешняки

Татьяна Александровна, ваш почтовый трудовой стаж составляет 30 лет. Не сложно ли в 60 лет разносить почту?

Мне нравится ходить по улице, общаться с людьми, все встречают тебя улыбкой.

В какой должности вы начинали работать на почте?

Начинала со второго класса в должности бригадира почтальонов. Потом пять работала оператором в отделе доставки, а затем снова перешла в почтальоны.

Когда почтальонам работалось лучше: в советские годы или сейчас?

В советское время у нас было такси. Мы грузили пачки журналов "Здоровье", "Крестьянка", их каждая семья выписывала. Одного "Комсомольца" было около 200-300 штук на участок. Сейчас газет и писем для физических лиц стало меньше. А вот каталогов и юридических писем прибавилось. Все это возим на колясках, это удобнее. Только вот зимой колесики застревают в снегу на нерасчищенных дорожках.

Во сколько начинается и заканчивается ваш рабочий день?

Начинается в 06.30, заканчивается в 14.00. Когда разносим пенсию, работаем до 15.00.

У почтальонов есть профессиональные болезни?

У меня иногда болят ноги. А вообще, ходьба полезна для здоровья. Утром я трачу час на развозку почты и 15 минут – на обратную дорогу.

Почтальон сам в ответе за свою безопасность и сохранность корреспонденции. В вашей практике бывали случаи ЧС?

Нет, все спокойно. К тому же, когда разносим пенсии, то на участок выходим по два человека.

Сколько в среднем получает почтальон?

Раньше у нас была сдельная оплата. Сейчас оклад. Для почтальона первого класса он составляет 19 тысяч рублей.

А знали ли вы, что

Старая советская традиция отправлять деньги с письмом сохранилась по сей день. Иногда изобретательные отправители кладут в конверты значки и монеты, даже не догадываясь, чем это может обернуться. Дело в том, что сортировка писем происходит автоматически. Конверты летят по конвейерной ленте, проскальзывают под валиками. И если расстояние между валиками маленькое, а в конверте инородный предмет, то механизм может испортиться.

Письма и посылки теряются, если индекс написан неправильно. При автоматической сортировке машина направляет корреспонденцию в тот накопитель, который соответствует указанному индексу. Вот и получается, что письмо направлено в Самару, а уезжает в Петрозаводск, а оттуда снова в Москву. Так письмо может странствовать довольно долго.

Почтальон никогда не положит письмо или газету в неисправных почтовый ящик в подъезде. Он напишет на имя адресата извещение о том, что в отделении почты его ждет корреспонденция.

На московских улицах сократилось количество железных почтовых ящиков для писем. Это связано с тем, что некоторые из них расположены в местах, неудобных для подъезда и парковки машины, забирающей корреспонденцию. Бывало, что ящики висели в зоне с выделенной полосой, и водителям почты России приходилось нарушать ПДД, чтобы забрать письма.

Однако, несмотря на часть убранных почтовых ящиков, их общее количество соответствует нормативам – сейчас в Москве 1247 наружных ящиков.

Почтальоны не хранят письма дома. В день поступления письма должны быть доставлены.

Светлана Фурманова. Фото: пресс-служба почты России

Лучший почтальон Москвы Светлана Фурманова (ОПС-125373, Тушинский район)

Светлана, идея участвовать в конкурсе на звание "Лучший почтальон" пришла вам или руководству?

Мою кандидатуру выдвинуло начальство. Мой стаж работы – 7 лет, из них 6 я проработала оператором. В качестве почтальона тружусь с ноября. Видимо, руководство посчитало, что я смогу хорошо проявить себя на конкурсе.

Когда он проходил?

В Москве лучшего почтальона выбирали в апреле. Также конкурс проходил и в других городах. В мае победители (всего 9 человек) поехали в Иваново на межрегиональный конкурс.

Какое место вы там заняли?

Третье место. Получила звание "Мисс вежливость".

Расскажите о московском конкурсе. Какие задания вам приходилось выполнять?

Мы участвовали в сценках с актерами, должны были показать себя в работе. Все ситуации были максимально приближено к реальным событиям, которые ежедневно происходят на почте. Например, мы вручали пенсию. Здесь жюри проверяло знание инструкций. Если ты несешь адресату пенсию, то не имеешь права останавливаться на пути и ни с кем заговаривать.

Затем конкурсанты отвечали на вопросы о профессии.

Светлана, почему вы решили пойти работать на почту?

По образованию я огранщик алмазов, но так получилось, что в 17 лет пришла в ближайшее к дому отделение почты и осталась там работать. Начинала в 467 отделении района Кунцево, затем перешла в Южное Бутово. Сейчас работаю в Тушино.

А почему сменили направление: из операторов подались в почтальоны?

Сейчас я одна воспитываю двух дочек. График работы почтальона очень удобный для молодых мам, у меня полдня свободно.

У вас на работе бывают внештатные ситуации?

Ничего страшного не происходит. Бывает, у кого-то из сломанного ящика в подъезде вытаскивают почту. Приходится покупать.

За свой счет?

Конечно. Мне легче купить газету самой, чем спорить с клиентом.

Сколько писем в день вы обрабатываете?

По-разному. Бывает, 150 вместе с заказными, а бывает, по 500. Самый тяжелый день – понедельник, когда приходит почта за воскресенье и понедельник.

Чего вам остро не хватает в плане производственного оснащения?

Велосипеды и ролики в Москве точно не нужны. Я езжу на автобусе. Почтальонам, у которых участок удален от отделения, выделяют проездные.

Почтальоны ездят на роликах?

Да, в регионах. Например, почтальонам, победившим в межрегионального конкурсах, вручили скутеры.

Вы своей работой довольны?

Да, на почте работают очень доброжелательные люди.

Алла Панасенко

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: