Лосиная биостанция. Лось животное

Попытки одомашнить лосей предпринимались давно. Но, как и многие другие начинания, серьёзный масштаб и воплощение эти инициативы обрели в Советском Союзе. Казалось, что из лося можно сделать "лесную корову" - животное легко приручается, обладает ценным мясом (лучше мяса любого оленя), а кормиться будущие стада лосей могут на отходах лесоповалов (мелкие ветки, стружка, кора), которые нецелесообразно вывозить из лесов. Кроме того, в конце 1930-х годов, когда советское военное начальство ещё носилось с романтической идеей о непобедимой кавалерии, делались попытки сделать из лосей боевых скакунов для войны на севере. По некоторым источникам, лосиный кавалерийский полк был практически сформирован к началу финской войны в конце 1939 года, но эта война, а за ней и Вторая Мировая поставили крест на эффективности кавалерии в современных условиях - даже если эта кавалерия передвигается на лосях.
Идеи мирного использования лосей оказались более живучими, и в 1946 году в девственных лесах Коми (современный Печоро-Илычский заповедник) была создана первая лосиная ферма с мясной специализацией. Однако, довольно быстро оказалось, что, несмотря на лёгкость приручения лося, его очень сложно и дорого содержать в неволе (недаром в очень немногих зоопарках есть лоси). Даже прирученные лоси не желают собираться в стадо и пастись - лесная растительность не выдерживает такой плотности копытных, а луговые травы лоси не любят. Если лося держать в загоне, то корм доставлять ему очень невыгодно (лось ест лишь малую часть древесины и древесной массы); кроме того, у лосей от тесноты нередко начинаются психические расстройства. Единственный способ разведения лосей - прирученные лосихи кормятся в лесу недалеко от фермы, приходят рожать на ферму, в период гона уходят в лес к самцам. Здесь основная сложность состоит в организации и охране огромного лесного пространства, необходимого для прокорма хотя пары десятков лосей.
При Хрущёве попытки одомашнивания лосей достигли наибольшего размаха, было открыто ещё 7 ферм, но почти все они к концу советского времени закрылись. Сейчас осталось 2 из них, рентабельной является лишь .


Дело в том, что на этой ферме впервые стали массово и успешно доить лосих, а лосиное молоко полезно и пользуется большим спросом. Неподалеку от лосефермы даже есть санаторий, специализирующийся на лечении язвенников лосиным молоком. Помимо молочного лосеводства, развита на Сумароковской ферме и научная деятельность - можно сказать, это центр российского практического лосеведения, ферма сотрудничает со многими научными учреждениями.
К сожалению, взрослых лосей мы так и не увидели - не сезон, нас познакомили только с молодыми лосями с только пробивающимися рогами, и с новорожденными, пока ещё постоянно живущими в вольерах.



Впрочем, это досадное упущение было компенсировано интересным рассказом - экскурсоводом у нас была одна из доярок фермы.


Собственно, сложность в том, что лосиха - не корова, лактация не круглый год, молоко есть только в период вскармливания лосят (до 4 месяцев, с апреля по июнь). И лосиха знает, кому предназначается молоко, она не подпустит, а вероятно и прибьёт всех, кто пытается подобраться к её вымени вместо лосёнка. Так что когда прикормленной и прирученной лосихе приходит время рожать, то она, как правило, делает это на ферме. Пока мать ещё не оправится от родов, лосёнка быстро уносят в специальный вольер-инкубатор, на его место приходит доярка. Доярка буквально обмазывается околоплодными водами и всем остальным, в чём обычно бывает новорождённый лосёнок. Лосиха приходит в себя, видит рядом что-то довольно странное, но вроде пахнет как лосёнок - ну что родила, то родила, надо кормить. После этого доярка воспринимается лосихой как её лосёнок, лосиха позволяет себя доить только этой женщине. Эта связь держится до осени, когда начинается гон. Особенно мне понравилось, что лосиха приходит кормить своего человекообразного лосёнка каждый день в одно и то же время, так что у одной доярки может быть несколько лосих, которые приходят в разное время и не подозревают о существовании друг друга. Если лосиха видит, что "лосёнку" что-то угрожает, то это в принципе добродушное животное готовится к атаке, и если угроза не отступает, то бьёт копытом, в некоторых случаях становится на задние ноги и делает так называемую "дробь" - бьёт двумя передними копытами одновременно. На ферме таким образом было убито несколько собак. В общем, если у вас есть своя лосиха, то преступников можно не опасаться.
Лосята же первое время содержатся в вольерах, потом разделяются по половому признаку. Самцов отпускают в лес, где они быстро дичают, самок оставляют ещё на какое-то время, и потом они большую часть жизни проводят вблизи лосефермы.
Лосиное молоко - продукт дорогой (600 рублей/литр), дефицитный, но продегустировать его мне удалось. Оказалось довольно вкусно, вроде сливок коровьего молока с грибами и почему-то мукой.

В древние времена люди поклонялись лосю. Рисунки с его изображением можно найти на саркофагах, гробницах, в пещерах.

Народы Сибири считали, что всем знакомое созвездие Большая Медведица и Млечный путь образовались, когда люди охотились на лося. У апачей, есть легенда о коварном лосе, а канадские индейцы наоборот восхваляют его благородность. На сегодня животное лось хорошо всем известно и относится к промысловым млекопитающим.

Среда обитания лося

Популяция лося насчитывает около полутора миллионов особей. Около половины общей численности живут в России. Но кроме пределов нашей страны эти животные обитают в (Польше, Чехии, Белоруссии, Венгрии, Прибалтике), занимают северную часть , Скандинавию.

В вышеназванных европейских странах лось был истреблен в XVIII — XIX вв. Позднее популяцию восстановили благодаря охранным мероприятиям, омоложению лесопосадок, истреблению естественных хищников лося – .

Занимает северную Монголию и северо-восток Китая до северных районов Сибири. так же стала домом лося, там он обжил Аляску, Канаду и северо-восточную часть США.

Лось занимает лесные массивы и кустарники — березовые и сосновые леса, осинники, ивняки по берегам рек и озер. В и степи лоси могут жить вдалеке от леса. Но любят смешанные леса, где хорошо развит подлесок.

Очень важным условием летнего обитания лося являются водоемы, которые необходимы для спасения от летней жары, а так же в качестве дополнительного пропитания. Зимой же они пасутся в смешанных и хвойных . Глубокий снег не любят, и оседлый образ жизни ведут только в тех районах, где его не выпадает более полуметра.

Если же снег глубокий, они кочуют другие места. Обычно это происходит в конце осени. Сначала уходят самочки с лосятами, затем их догоняют взрослые самцы. Возвращение обратно приходится на начало весны, в период таяния снега. За день способны пройти около 15 км.

Особенности лося

Лось – самый крупный представитель семейства оленевых. Взрослый самец весит около 600 кг., при длине тела 3 метра, высоте 2,4 метра. Самки намного меньше.

Взрослого лося легко отличить от самки по большим лопастям рогов. Их размер бывает до 1,8 метра в ширину, а вес до 30 килограмм. Правда, рога не такой уж постоянный показатель разницы полов – каждую осень лоси лишаются этого отличительного знака.

Они сбрасывают рога после прошедшего периода гона, чтобы весной снова начать их отращивать. Чем старше животное, тем больше ответвлений у него на голове. Так же у самца имеется «серьга» — кожистый вырост под горлом.

Внешность лося довольно незаурядная, это дикое животное сильно отличается от остальных оленевых. Можно судить об этом по множественным фото лосей .

Можно даже сказать, что лосиха немного неказиста – слишком длинные по отношению к телу ноги, горб на спине, большая горбоносая голова с мясистой верхней губой. Но все же, как и все представители животного мира, они пользуются успехом у представителей противоположного пола своего вида.

У лосей отличный слух и обоняние, но при этом слабое зрение. Если человек будет стоять неподвижно, то лось не заметит его и с расстояния 20-30 метров. Лоси хорошие пловцы, любят воду и как спасение от гнуса, и как источник пищи.

Если это крупное животное захочет защититься, то рога не использует, будет отбиваться от хищников передними ногами. Но они не конфликтны, если есть возможность убежать, то не станут вступать в драку.

Образ жизни лося

Лосей можно поделить на несколько подвидов , по разным данным их от 4 до 8. Аляскинский подвид самый крупный, может достигать веса 800 кг. Самый небольшой – уссурийский подвид, отличается своими оленеобразными рогами (без лопастей). В разное время года лоси ведут разную активность. Зависит это от температуры окружающей среды.

В сильную летнюю жару предпочитают прятаться от насекомых в густых зарослях, по шею в воде или на обдуваемых ветром полянах. На кормежку же выходят прохладными ночами. Зимой наоборот кормятся днем, а ночью отдыхают. В особо сильные заморозки ложатся в рыхлый снег, который как берлога греет животных.

Такие места, где лось проводит зиму, называются стойбищем, и зависит их расположение от мест, где больше пищи. Чаще всего это молодые заросли сосны в средней полосе , ивняки или заросли карликовых берез в , лиственный подлесок на Дальнем Востоке.

На одном стойбище могут собираться несколько животных. Было зафиксировано до ста лосей на 1000 гектаров приобского соснового бора. Лоси не стадные , чаще всего ходят по одному, либо собираются по 3-4 особи.

В летний период молодые животные иногда присоединяются к самкам с сеголетками, а зимой небольшое стадо включает в себя и молодых самок и полуторагодовалых особей. С приходом весны эта небольшая компания снова разойдется.

Питание

Рацион лося составляют всевозможные кустарники, мхи, лишайники, грибы, высокие травянистые растения (щипать траву не могут из-за высокого роста и короткой шеи), молодые побеги и листья деревьев (рябину, березу, осину, черемуху и другие виды кустарников).

Лоси большими губами удерживают ветку и съедают всю листву. Летом любят искать пищу в водоемах, могут около минуты стоять головой в воде и выбирать различные водные растения (калужницу, кувшинку, кубышку, хвощ).

С приходом осени переходят на ветки, обгладывают кору с деревьев. Когда пищи много, в летнее время, лось съедает около 30 кг., зимой же только 15 кг. Большая численность лосей вредит лесам, так как одно животное в год съедает около 7 тонн растительности. Лосям необходима соль, которую они слизывают с дорог, или посещают специально устроенные егерями для них солонцы.

Размножение и продолжительность жизни

С приходом осени, приблизительно в сентябре, у лосей начинается гон. Самцы издают громкие звуки, чешут рога о деревья, ломают ветви, как бы приглашая других самцов сразиться за самку.

Найдя самку, они преследуют ее, не давая другим животным к ней подойти. В этот период они очень агрессивны. Битва двух взрослых самцов иногда заканчивается смертью более слабого. В ожесточенных боях лось борется не за стадо, а всего за одну самку – они моногамные животные.

Исключая те случая, когда лося одомашнивают и в стаде присутствуют в основном самки. Тогда один самец должен покрыть нескольких самок, что не вполне правильно.

После двух месяцев ухаживаний происходит спаривание, и через 230-240 дней рождается малыш. В зависимости от количества пищи и благоприятности условий, а помете рождается 1-2 лосенка. Но один чаще всего гибнет в первые же дни или недели жизни.

Первую неделю жизни лосенок очень слаб и не может быстро передвигаться, поэтому тактика защиты у него одна – лечь в траву и переждать опасность. Правда, у него есть хороший защитник – его большая мать. Она будет изо всех сил защищать своего отпрыска, иногда успешно.

Даже медведи иногда погибают от ударов сильных ног разъяренной лосихи. Позже он сможет уверенно держаться на ножках и ходить за мамой. В это время он умеет только объедать листву, которая находится на уровне его роста.

Позже он научиться вставать на колени, чтобы пощипать траву, и пригибать тонкие деревца, чтобы достать свежие листочки. Молоком лосята питаются около 4 месяцев. На таком корме детеныш с 6-16 кг. новорожденного веса уже к осени достигнет 120-200 кг.

Лосям предназначено жить около 25 лет, но в жестоких условиях дикой природы они чаще всего проживают лишь половину жизни. Виной тому медведи, волки, которые охотятся на больных животных, а так же старых, или наоборот, совсем молодых. К тому же лось – промысловое животное, охота на него разрешена с октября по январь.

Добрый день, друзья!

Сегодня я хочу сводить вас на экскурсию в одно замечательное место - Лосиную биостанцию в национальном парке "Лосиный остров". Экскурсии на Лосиную биостанцию проводятся только в зимний период, поскольку именно в это время на территорию биостанции приходят лоси и стада пятнистых оленей.

Только заехав на территорию, мы видим огромное стадо пятнистых оленей.

Все поголовье пятнистых оленей на территории "Лосиного острова" насчитывает более 200 особей, из них половина единовременно приходит к биостанции за подкормкой (и примерно столько оленей мы видели в течение экскурсии). В голодные зимние месяцы в охраняемой зоне национального парка устраиваются подкормочные площадки для лосей, оленей, кабанов.

Краткая справка о пятнистом олене из Википедии :

Пятнистый олень (лат. Cervus nippon) - млекопитающее из семейства оленевых (лат. Cervidae). Летом имеет красно-рыжую окраску с характерными белыми пятнами, зимой тускнеет. Рост в холке 95-115 см, длина тела 160-180 см, вес 75-130 кг. Самцы намного крупнее самок. Обитает в южном Приморье, завезен в среднюю полосу европейской части России, на Кавказ. Питается олень травянистыми растениями, опавшими желудями, орехами и плодами, листьями деревьев и кустарников, грибами, ягодами, зимой поедает кору и молодые ветки. Численность оленя в диком состоянии - менее 3000 голов, присвоен статус Исчезающие виды (I категория).

Самки пятнистого оленя не имеют рогов.

Чем крупнее и сильнее самец, тем больше у него рога. Обычно длина рогов не превышает 80 см, приблизительный вес 1,3 кг.

Пятнистый олень сбрасывает рога в конце апреля - начале мая. Почти сразу у него начинают расти новые рога. Растущие, неороговевшие рога называются панты. Панты покрыты бархатистой кожей с короткими мягкими шерстинками. Если во время роста пантов олень ударяет ими обо что-то жесткое или как-то иначе травмирует, то рога могут вырасти деформированными. Например, у этого оленя несимметричные рога и отсутствует нижний отросток правого рога, что не мешает ему быть главным самцом в стаде. Видите, сколько вокруг него свободного пространства? Находящиеся вокруг самки и молодые олени предпочитают уступить ему место кормежки.

Если, после того, как весной этот олень сбросит кривые рога и начнет растить новые, он снова нигде их не повредит, то они вырастут ровными и красивыми. Как, например, у других представителей этого стада.

К весне отростки рогов истираются (на фото видно белые концы отростков). Во время гона (октябрь) самцы дерутся за самок. Пятнистые олени нечасто ранят друг друга в боях. Но может произойти так, что два самца, сцепившись рогами, не могут расцепиться. Если им это не удастся, то олени могут погибнуть.

Самка вынашивает одного, реже двух двух, детенышей 7,5 месяцев. Оленята рождаются в июне-июле.

За первый год жизни у оленят вырастают небольшие прямые рожки без отростков - шильца. Их видно на голове левого оленя.

Во время гона самец удерживает стадо из 10-20 самок. Позже стадо распадается, и самцы объединяются в небольшие мужские группы. Зимой, ввиду нехватки пищи, пятнистые олени "Лосиного острова" объединяются в большие группы, которые и можно наблюдать на экскурсии. Весной они разбредутся по окрестностям.

Конечно, на Лосиную биостанцию мы ехали посмотреть прекрасных сохатых. Лось - животное одиночное, в стада не собирается, поэтому на территории биостанции одновременно можно увидеть не так много лосей. Взрослых лосей помещают в большие вольеры, а молодым позволяют свободно гулять по территории.

Этому лосенку нет еще года. У него над глазами видны два крупных бугорка - из них впоследствии вырастут рожки.

Лось (лат. Alces alces) - парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых. Рост самца в холке до 2,3 м, длина тела до 3 м, масса 360 - 650 кг. Самки мельче. На территории Евразии самый крупный подвид - дальневосточный. Лопатообразные рога самцов огромны - до 180 см в размахе (от самого левого края до самого правого), массой 20-30 кг. Самцы сбрасывают рога каждый год в ноябре-декабре, новый рога начинают расти в апреле-мае. Самки безрогие. Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами, зимой переходят на питание ветками и корой. Лоси быстро бегают (до 56 км/ч) и отлично плавают, разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты.

Лосиха Машка - частая гостья на биостанции. У нее на шее радиопередатчик, который помогает узнавать о всех перемещениях лосихи. Многие лоси заповедника носят аналогичные ошейники. Для животного они не доставляют никакого неудобства, а ученым помогают лучше изучить жизнь прекрасных лесных гигантов.

На территории Российской Федерации существует две лосиных фермы, где получают крайне полезное лосиное молоко. На территории СССР таких ферм было семь, на них лосей пытались использовать не только как молочное животное, но и как ездовое. Из-за сложностей в разведении животных эти проекты признали экономически неэффективными.

И дочка Машки.

Также на территории биостанции живет в вольере одна косуля, ее еще детенышем привезли в Лосиный остров, выходили, вырастили, но выпускать на волю ее нельзя - могут загрызть бродячие собаки. Вообще собаки - это большая проблема для национального парка. Ежегодно собаки убивают до 20 пятнистых оленей. И не ради еды, а для охоты. Лосей они побаиваются, ведь лось запросто может убить собаку ударом копыта. А вот у крохотной косули шансов не будет.

Экскурсия была замечательной, и мне очень понравилась. Я не только узнала много нового и интересного о рогатых обитателях леса, но и смогла пообщаться с ними. А погладить красавицу-лосиху и покормить ее с руки - несравненное удовольствие.

Я бы всем очень рекомендовала съездить на экскурсию на Лосиную биостанцию, и вам, и вашим детям она наверняка очень понравится!

Лосиная биостанция
тел: 8-965-230-60-31
Юткин Иван Александрович

Время посещения: 11:00 и 13:00
(В связи с особенностью содержания животных на биостанции: время кормления, время отдыха)
Продолжительность экскурсии: 45 мин

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Проезд:
от м. ВДНХ : любой рейсовый автобус, идущий в область. Ехать до 1-й остановки после МКАД (~1 км от МКАД - перед поворотом на пос. Дружба). Далее пешком около 40 мин по главной дороге через поселок (~3-4 км) до тех пор, пока дорога не упирается в лес. Затем поворот налево (виден КПП со шлагбаумом). Далее все время прямо (на развилке держаться левее) - попадаем прямо к воротам биостанции.
от ж/д станции "Лось" : автобус №547 (ходит редко - необходимо узнать расписание), либо
от ж/д станции "Перловская ": автобус или маршрутка №3 до конечной остановки (у самого леса), далее - КПП и все время прямо (на развилке левее).
на автомобиле - можно заехать прямо на территорию биостанции, проезд как от м. ВДНХ.

Стоимость экскурсии: 220 руб - взрослый, детский ~100 руб, парковка на территории (после шлагбаума) - 200 руб.

Урок 61

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверка знаний учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

Берегите природу

Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона - всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов - всего живого, прекрасного, естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затопленный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке - всё это удар по запасам природных богатств, которые - увы! - не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево - это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.

Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

(125 слов )

(В. Ткаченко )

Грамматическое задание

1.Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произвести морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Произвести разбор по составу слов микрорайона, лесопарков, безразмерный, безграничны (по вариантам).

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелёными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадётся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника - все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела поспела; овёс закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.

(192 слова )

(Из сборника диктантов В. Покровского )

Грамматическое задание

1. Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произведите разбор по составу слов:

подосиновиксыроежка

запестрелиотправляться

золотистуюгородские

3. Произведите морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

Урок 62

ТЕМА: «Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении».

ТИП УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА:

Дать понятие обособления; уточнить, какие члены предложения подлежат обособлению; особенности обособления в письменной и устной речи.

Закрепить умение грамотного письменного разбора предложений обособленными членами.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Ребята, вы узнали на предыдущих уроках, что предложение может быть осложнено однородными членами (с обобщенными членами и без них). Сегодня мы поговорим с вами ещё об одном виде осложненных предложений. Это предложения, осложненные обособленными членами.

Что такое обособление?

Каким образом в устной речи чувствуется обособленная грамматическая конструкция?

3. Работа с учебником

. § 47 (чтение материала параграфа, правила).

Упр. 287.

Упр. 288.

4. Работа с записями на доске

Составьте предложения по схемам.

(Весь класс составляет вместе с учителем.)

5. Обобщение по теме

Спишите, определите, какие второстепенные члены являются обособленными:

1) В узеньких коридорчиках, тесных и неопрятных, у театральной залы зрителей встречали девушки, продававшие программки.

2) Перед первым рядом, у самой сцены, стояла пианино и четыре пульта.

3) Андрей, художник-пейзажист, вышел на лужайку, ровным венцом окаймлённую кустами и деревьями.

4) Город был далеко, где-то там, на краю света, с кривыми улицами, грязными бульварами и чадящими автомобилями.

5) Пронеслась ранняя пчела, вечно строгая, озабоченная.

. § 47 упр.289, 290.

Со словами в рамочке придумать предложения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

. «Обособить» - отделить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

«Обособление» - интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ (конструкции, оборота).

(Краткий справочник по современному русскому языку )

2. Найдите примеры предложений с обособлением:

а) Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский язык. (А. Пушкин )

б) Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми гусарами, жившими в то время в Царском Селе. (С. Комовский )

в) Учился Пушкин легко, но небрежно. (А. Пушнин )

г) В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел. (М. Волконская )

д) Друг мой, упрёки твои жестоки и несправедливы. (А. Пушкин )

3. Укажите, как выделяются обособленные члены предложения:

а) с помощью восклицательного знака;

б) с помощью запятых;

в) с помощью тире;

г) с помощью интонаций;

д) с помощью скобок.

Урок 63

ТЕМА: «Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Закрепить тему «Понятие об обособлении».

Познакомить учащихся с понятием «обособленные определения».

Развивать грамотную устную речь учащихся, учить интонационно выделять обособленные определения.

ТИП УРОКА: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

3. Мини-опрос

Что такое обособление второстепенных членов?

Как выражается обособление на письме? В устной речи?

Как обозначается слово, к которому относятся обособленные члены предложения?

Какие пунктуационные знаки служат для обозначения обособления на письме?

4. Объяснение темы урока

Запишите предложение:

И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой. (С. Аксаков )

Найдите грамматическую основу и второстепенные члены предложения, подчеркните их.

Что можно сказать об определении? Чем оно выражено? Согласованное оно или нет?

Обособленными определениями в предложении могут быть имена прилагательные, причастия, существительные в косвенном падеже (распространенные зависимыми словами и нераспространённые), находящиеся после определяемого слова.

([ х, | |, ...].)

Разберите пример из учебника (§ 49, стр. 137).

Упр. 291.

Стр. 140: чтение теоретического материала, ответы на вопросы. Обобщение по теме.

5. Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

§ 48, упр. 293.

Урок 64

ТЕМА: «Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения».

ЦЕЛИ УРОКА:

Отработать навык определения согласованных и несогласованных определений.

Практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть, чем выражены согласованные и несогласованные определения.

Научить различать условия обособления определений.

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая «пятиминутка»

Спишите, расставьте знаки препинания, сделайте правильный выбор буквы.

Дружба

Ск(а,о)тившись с горной высоты.

Л(е,и)жал во прахе ду(б,п) перунами ра(з,с)битый

А с ним и ги(б,п)кий плющ(ь,...) кругом е(в,г)о (о,а)бвитый...

О Дружба это ты!

В. Жуковский

4. Работа с учебником

Стр. 141 (анализ схемы, помеченной звездочкой).

Выполнение упр. 295 (устно).

Упр. 296 (по заданию).

Чтение Теоретического материала на стр. 142, анализ условий обособления определений.

5. Практикум по теме

Найдите и выделите обособленные определения и определяемые слова. Укажите, какими частями речи являются определяемые слова. Начертите схемы предложений, расставьте знаки препинания.

1) Довольный ею он принялся уже писать работа его завлекла.

2) Чистое непорочное прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника.

3) Обманувший доверенность вельможа был наказан примерно и отставлен от места.

4) Изнеможенный рассеянный он начал припоминать все какие только знал молитвы.

5) Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями.

6) Перед ним лежала красавица с растрепанною роскошною косою с длинными как стрелы ресницами.

7) Звезды мерцающие в ночи манят нас своим загадочным светом.

(Проверка с объяснением.)

Анализ примечания к правилу на стр. 143.

Задание после изучения примечания:

1) придумайте свой пример с согласованным определением с добавочным обстоятельственным значением.

(проверка вслух, запись удачных 1-2 вариантов с разбором).

2) Упр. 297 (1-5 предл.).

6. Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

§ 48 упр. 297 (6-10 предл.), упр. 299.

Урок 65

ТЕМА: «Текст-рассуждение» (обучающее сочинение).

ЦЕЛЬ : формировать умения учащихся составлять текст-рассуждение.

ТИП УРОКА : урок развития речи.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.

Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.

Структура текста-рассуждения состоит из трех частей:

1) тезис (основная мысль, утверждение или отрицание какого-то суждения, понятия, явления).

2) доказательство этой мысли; убедительные аргументы и факты.

3) вывод, заключение.

Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

3. Подготовка к написанию сочинения

Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.

1) Работа с учебником § 49,упр. 301. (анализ текста).

2) упр. 302 (напишите о том, что вас волнует по этой теме в виде полемического диалога с писателем).

(Обсуждение возможного варианта концовки.)

4. Сообщение домашнего задания

Упр. 303, 304.

Урок 66

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Формировать умение учащихся обособлять приложения.

Отработать навыки постановки знаков препинания при выделении приложения (условия обособления приложения).

Повторить орфографию (правописание суффиксов глаголов).

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

1. Местные охотники , | звероловы |, вышли в тайгу.

х

Мне часто снятся те ребята - | друзья моих военных дней |.

х

2. Я старался вообразить себе капитана Миронова , | моего будущего начальника ... |.

3. х

| Ровесники годами, близкие родственники |, они почти никогда не разлучались.

4. Сосна, | как дерево смолистое |, с трудом поддается гниению. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу .

5. Смешанный пример:

В.И. Даль, ровесник и друг Пушкина и тоже писатель, по образованию врач, - автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторяем орфографию (запись под диктовку)

Пожало вать в гости, маме нездорови лось, померя лись силой, похлопы вать по плечу, внимательно рассматри вать, заведо вать хозяйством, рассчиты вали на помощь, допыты ваться о происшедшем, расклеи ли афиши, запомни ли навсегда, понрави лись детям, погляды вать искоса.

4. Беседа

Вспомните, ребята, что такое приложение? (Приложение - это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.)

Так как приложение является определением, оно тоже обособляется. Некоторые условия обособления определений и приложений совпадают.

5. Работа с учебником

§ 50

Анализ предложений (материал, помеченный звездочкой).

Чтение теоретического материала на стр. 147, составление схем к предложениям из правила.

Анализ предложений на стр. 148

Упр. 307 (по заданию).

6. Практикум

Прочитайте предложения, написанные на доске; найдите определяемое слово (чем оно выражено?); выделите его, подчеркните приложение.

Проанализируйте условия обособления приложений.

Выводы по проделанной работе.

Приложения обособляются, если относятся к личному местоимению, если стоят после имени собственного, если стоят после нарицательного существительного, если присоединяются к определяемому слову союзом как.

Пояснение. Обособленное приложение с союзом как .

Такое приложение очень похоже на сравнительный оборот. Часто их трудно различить. Обособленное приложение присоединяется к определяемому слову (стоит после подлежащего или дополнения, выраженных существительными или местоимением) и имеет оттенок обстоятельственного (часто причинного) значения. Оно не содержит в себе функций сравнения. Обособленное приложение можно заменить деепричастным оборотом со словом будучи , например: Как истинный романтик, Гофман прожил необыкновенную жизнь. Будучи истинным романтиком, Гофман прожил необыкновенную жизнь.

7. Подведение итогов урока

Что называется приложением? В каких случаях обособляется приложение?

Расскажите об особенностях обособления приложения с союзом как .

В каком случае можно поставить тире при приложении?

§ 50 упр. 308, 309.

Урок 67

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

Закрепить навыки обособления приложений, относящихся к разным видам определяемых слов.

Уточнить условия обособления приложений с союзом как .

Отработать постановку знаков препинания и выделение интонацией обособленных приложений.

ТИП УРОКА: обобщение материала, закрепление изученного.

НА ДОСКЕ:

1. Спишите, расставляя знаки препинания:

1) Андрей художник-пейзажист вышел на лужайку окаймленную кустами и деревьями.

2) Он как человек городской почти с ужасом вспоминал этот лес труб мансард.

3) Он сам властитель Синодала ведет богатый караван.

4) Пугачёв освободил от гнусных преследований Швабрина дочь этого погибшего капитана Машу Миронову.

5) В Петровском парке был дом пушкинского деда строптивого и мрачного Ганнибала.

6) Он Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.

2. Составьте предложения по схемам:

,

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задании

3. Повторение изученного

(Выполнение задания на доске)

4. Объяснительный диктант

1) Каждый человек, хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности. (К. Паустовский)

2) Пушкин, величайший преобразователь лучших человеческих чувств, создал идеал возвышенной лицейской дружбы. (К. Паустовский )

3) Мысли его, Есенина, рождаются вместе с взрывом эмоций. (По Е. Винокурову )

4) Молодёжь и старики, рабочие и профессора, разные слои общества, любят Есенина. (По Е. Винокурову )

5) Александровская колонна воздвигнута как памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. (Л. Казаков )

(Проверка проводится в виде схем на доске, сделанных вызванным учеником.)

5. Работа по теме урока

Обособленное приложение с союзом как

1) Слово учителя:

Обособленное приложение может присоединяться союзом как с дополнительным значением причинности.

Например: Гулливер, | как заядлый путешественник |, любил путешествовать. (запись в тетрадях)

НО: не являются приложениями обороты с союзом как в значении «в качестве».

Например: Суворов | как полководец | руководил штурмом врага по всем правилам.

2) Практикум.

Придумайте и запишите предложения по схемам:

6. Работа с учебником

Упр. 311, упр. 312.

7. Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 313.

Урок 68

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота.

Отработать умения определять границы деепричастного оборота.

Закрепить навыки постановки выделительных знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторяем орфографию

Поклеив обои, бескорыстно поддерживая, отторгнув предложение, восстанавливая силы, расспрашивая о впечатлениях, ревностно охраняя, хрустнув под ногой, участливо заботясь, радостно улыбаясь, направляясь к морю, поблёскивая на солнце, немного помолчав, свистнув с ветки, исправляя ошибки.

4. Повторение

Что называется деепричастным оборотом?

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? А деепричастие?

Составьте по данным схемам предложения.

1) [ , | | ].

2) [ | |, ].

3) [ , | |, ].

5. Работа с учебником

§ 51

Работа с материалом, помеченным звездочкой.

Изучение теоретического материала.

Упр. 314,упр. 315 (по заданию).

6. Практикум

Составьте предложения с фразеологическими оборотами и запишите их.

Спустя рукава, сломя голову, не покладая рук, засучив рукава, сложа руки.

Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречию и непосредственно примыкающие к сказуемому, не обособляются. Ср.

Он читал лежа. - Он читал, лежа на диване.

Придумайте и запишите предложения со словами:

сидя, шутя, не торопясь,

молча, стоя, нехотя,

не глядя, лёжа, играя.

(проверка)

7. Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 317, 320.

Урок 69

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверить качество усвоения нового материала на практике.

Выявить речевые недочеты в работе над составлением предложений с обособленными обстоятельствами.

Развивать логическое мышление и аналитические способности при работе с текстом.

ТИП УРОКА: закрепление и обобщение изученного.

ХОД УРОКА

1. Организацвонный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Работа с учебником

Стр. 155 (чтение теоретического материала).

Упр. 322 (по заданию).

Упр. 321.

Исправьте грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

Увидев человека в сером, ужас охватил Петера.

Замерев на месте, голова моя была непокрыта.

Опомнившись, мне пришлось уйти.

Делается проверка и вывод об употреблении деепричастных оборотов в речи.

4. Практикум

Запишите предложения. Составьте к ним схемы.

Мендель, взглянув на него и вернувшись к действительности, в первую минуту даже испугался.

Остановив солдата в этой, в высшей степени трудной позе, художник принялся с жаром работать, делая спешный набросок.

Но бедняга, не слушая живописца, спешил спуститься со своего эшафота по лестнице, ведущей с помоста на пол.

(проверка).

Распространите одиночные деепричастия, превратив их в деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.

Измученный Гулливер с трудом поднялся на ноги и шатаясь... вышел на воздух.

Гулливер взглянув... не мог удержаться от смеха.

Остановившись... Гулливер увидел что матросы оставили его на берегу.

Возвратившись... Гулливер рассказал о своих приключениях.

Разгневавшись... королева приказала строго наказать.

(Взаимопроверка)

Измените предложения превратив один из глаголов в деепричастие. Расставьте знаки препинания.

Филипп Филиппович сжал губы и ничего не сказал.

В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы пел про священные берега Нила.

Он выпрямился, глянул на собачью голову...

(М. Булгаков )

(проверка)

5. Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

Упр. 318, 219.

Урок 70

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Проверить уровень усвоения изученного.

ТИП УРОКА: урок проверки оценки, коррекции знаний учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

I

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая , куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лёд. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Ещё один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок лишь слегка прикрывал лёд, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лёд. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой, среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(187 слов )

(М. Бубеннов )

II

Мазайцы

Талая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины.

Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходят на соседние возвышенности. Труднее мелким животным, которым не одолеть водной преграды. Будто азартный охотник сгоняет зверюшек в западню. Целыми стаями носятся по взлобкам напуганные зайцы. А там, где не осталось уже места скакать взад-вперёд, сидят, вымокшие, притихшие, и ждут своей участи.

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребём, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы.

А это что такое? К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу незамеченная нами... лиса. Правда, не та былая пышнохвостая красавица, какие встречаются по зиме. Мокрая шерсть на ней обвисла, хвост тонок, глаза поблескивают хитринкой.

Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке. Исцарапанные лисьими когтями, с набухшими мозолями на руках, перепачканные грязью и страшно усталые, но довольные своим путешествием пристаем к лесному обрывчику. Один за одним дают стрекача спасённые нами от половодья зайцы, а за ними без оглядки убегает и Патрикеевна, видно, так и не сообразившая, какое с ней - случилось приключение.

(216 слов )

(По А. Сабирову )

Грамматическое задание

1. Разберите по членам выделенные предложения (по вариантам).

2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Составьте из слов диктанта словарный диктант на орфограмму «правописание проверяемых безударных гласных корня».

Доктор Сьюз

ТИДВИК, ЛОСЬ С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ

Так, с чего же начать? Раз на карте нашли мы
Винна-Банго – такое у озера имя.
Берег северный часто Лосиным зовут,
Потому что там дикие лоси живут.
День-деньской по округе бродить целым стадом
И жевать мягкий мох – это всё, что им надо!

Вот однажды искали они жарким летом
Сладкий мох – как всегда. Под деревьями где-то
Лось по имени Тидвик спокойно гулял.
Вдруг к нему Жук подполз и тихонько сказал:
«Я смотрю – ты тут ходишь, еду себе ищешь…
Знаешь, мне позарез нужна помощь, дружище.
Очень жарко, а мне отправляться в дорогу.
Разреши на тебе прокатиться немного!»

«Да о чём разговор! – отвечал ему Лось. –
Я так рад, что и мне, наконец, довелось
Хоть кому-то помочь. Поскорей залезай,
Поудобней местечко себе выбирай!»
И с Жуком на рогах дальше Лось зашагал,
И, как прежде, неспешно мох мягкий жевал.

Два часа пролетело, и вдруг голосок
Жук услышал – древесный пищал Паучок:
«Эй! Везёт же тебе! Тишина и покой!
Да и Лось, я смотрю, дружелюбный такой.
Мне хотелось бы тоже на нём прокатиться…»
«Так давай! – крикнул Жук. – Ничего не случится!
Он гостей обожает! Бросай свой сучок –
И вперёд!» «Вот спасибо!» – сказал Паучок.
И как только на рог перелез, тут же начал
Паутинку плести – ну а как же иначе?

Он ещё продолжал паутинку плести,
Но внезапно услышал, как кто-то свистит.
«Ух ты! – Дятел сказал, к Паучку подлетая. –
Вот такого ещё не видал никогда я!
Я всю жизнь по деревьям блуждаю, а тут
На лосиных рогах превосходно живут!
А нельзя ли устроиться мне с вами рядом?»
«Ну конечно же, – Жук отвечал, – будем рады.
Возражать Лось не будет. Здесь места полно.
Двое нас или трое – ему всё равно!»

Но заставил шум Тидвика насторожиться.
Поднял голову он и спросил: «Что творится?»

«Я гнездо себе вью». – Сообщив эту весть,
Дятел возле рогов стал выщипывать шерсть.
Рвал за волосом волос пятнадцать минут
И смеялся: «Не страшно! Опять отрастут!»

Свил из шерсти гнездо и улёгся поспать.
«Ну и ну! – Лось подумал. – Но разве прогнать
Может гостя хозяин, пусть даже такого?
И не ждал от Жука с Паучком я дурного…

Ну да ладно. Уж как-нибудь перетерплю я.
Пусть сегодня они у меня заночуют
И, надеюсь, отправятся утром обратно».
Только Лося сюрприз ожидал неприятный.

Утром, стоило солнцу взойти над горою,
Он увидел, что Дятлов уже стало двое!
И один говорит: «Просыпайся скорей.
А теперь познакомься с женою моей!
Да, мы только вчера поженились. И кстати:
Вскоре к нам прилетит дальний родственник-Дятел.
Знаю я, как ты любишь гостей принимать.
И конечно, не станешь ничуть возражать,
Чтоб и он у тебя на рогах поселился!»
И едва только новый жилец появился,
Как рога начал клювом долбить что есть сил,
И четыре огромных дупла продолбил!

И тогда всё лосиное стадо сказало:
«Слушай, Тидвик! Избавься от этих нахалов!»
«Я б и рад, – всхлипнул Лось, – но гостей гнать нельзя».
«Где ты видишь гостей? – возмутились друзья. –
Да таких наглецов гнать без жалости надо!
Ну, раз так – не хотим быть с тобою мы рядом!
Нету места тебе среди нас! Уходи!»
Опечаленный Тидвик остался один.

А на дереве Белка сидела с семьёй.
И, увидевши Лося, воскликнула: «Ой!
Что за дырки! Скажите, нельзя ли туда
Мне орехи и шишки запрятать?» «Ну да, –
Дятел ей отвечал. – Посмотри, как тут славно!
Места хватит для всех, а тебе – и подавно!
Приводи всю семью! Лось не скажет ни слова!»
Белки, долго не думая – раз, и готово! –
Перепрыгнули дружно за пару минут
И уютно устроились в дырках. И тут
Кто-то фыркнул. Наверх посмотрел Лось со страхом –
Рысь сидит на рогах, рядом с ней – Черепаха…

Как же Тидвику быть? Вот скажите на милость:
Если б с вами такая беда приключилась?
Ведь не скажешь им: «Вон!», хоть терпеть нету мочи –
Так неправильно, да и невежливо очень.
Не прогонит хозяин гостей никогда,
Даже если у тех не осталось стыда.
Улыбаться, молчать и жевать сладкий мох –
Ничего больше Тидвик поделать не мог.

Но зима за собою мороз притащила.
Мох замёрз. И лосиное стадо решило
Поскорее на берег отправиться южный,
Потому что спасаться от голода нужно,
А на юге – все знают – гораздо теплее,
И замёрзнуть поэтому мох не успеет.

Тидвик плыть вслед за стадом решил, понимая,
Что ему здесь голодная смерть угрожает.
Но едва лишь он в воду ступил, в тот же миг
Наверху разразился неслыханный крик!
«Стой! Куда ты собрался? Что в озере ищешь?
Ты забыл, что рога – это наше жилище!
Не имеешь ты права им распоряжаться!
Не хотим мы на юг! Здесь желаем остаться!»
Лось пытался их уговорить, но куда там!
Громче всех Жук кричал: «Голосуем, ребята!
Кто согласен на юг – «да» пусть скажет в ответ.
Тот, кто хочет остаться – конечно же, «нет»!»

«Да», – один только Тидвик пытался сказать.
Заглушил его шум: «Не хотим уезжать!
Нет!» И Жук ухмыльнулся: «Мы честно сейчас
Победили! Нас больше в одиннадцать раз!»
Бедный Лось, ковыляя, поплёлся назад…
А нахальные гости всех встречных подряд
Приглашали к себе, не смущаясь нимало.
Так Лиса на рога к Лосю влезла сначала,
Следом – Мышь с кучей блох, с нею – Пчёл диких рой,
А за ними – Медведь, преогромный и злой.

Как же Тидвику с этой напастью справляться?
Как коленям от тяжести не подгибаться?
Кое-как два-три шага он сделал, и вдруг
Замер в ужасе – пули свистели вокруг!

Всюду выстрелы, крики: «Скорее стреляйте!
Окружайте его! Улизнуть не давайте!
Мы рога с головой, как трофей, заберём
И на стенку повесим их в клубе своём!»

И испуганный Тидвик пустился бежать.
Он, конечно же, мог постояльцев прогнать,
Чтоб полтысячи фунтов ему не мешали.
Но хороший хозяин с гостями едва ли
Может так поступить! И, голодный, усталый,
Он бежал по ущельям, по тропам, по скалам…

Он бежал, и везде пули сыпались градом,
И всё время кричали охотники рядом.
Вверх на холм! Вниз в овраг!
Выбиваясь из сил,
Бессердечных гостей на себе Лось тащил.

Из-за этих гостей он и скрыться не смог.
Из-за этих гостей был застигнут врасплох
И охотникам всё же в ловушку попался!
Тидвик еле дышал, на ногах чуть держался…

Неужели ему здесь погибнуть придётся?
Ну уж нет! Этот Лось никогда не сдаётся!

Вспомнил он, что сегодня – особенный день,
О котором должны знать и Лось, и Олень:
НЫНЧЕ - ДЕНЬ ИЗБАВЛЕНЬЯ ОТ СТАРЫХ РОГОВ!
И немедленно Тидвик их сбросил. И вновь
Стал он быстрым и лёгким. И крикнул гостям:
«Вы хотели рога? Оставляю их вам!
Забирайте! А я отправляюсь к своим!»
Тидвик бросился прочь и исчез, словно дым.
Переплыл Винна-Банго без всяких препон
И добрался до южного берега он –
Там, где мирно паслось всё лосиное стадо.
Не сказать, как они были Тидвику рады!
А вокруг росло множество сладкого мха…
Вот и всё.

Да, вы спросите: как же рога?
Что ж, рога эти в клубе охотничьем честно
До сих пор занимают почётное место.
А незваные гости устроены рядом –
В виде чучел.
И знаете –
ТАК ИМ И НАДО!

Иллюстрированный вариант выложен на сайте Coollib.net

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: