Курсы для военнослужащих увольняемых в запас. Переподготовка военнослужащих при увольнении

Регистрационный N 13798

В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1 (ч. II), ст. 12; N 26, ст. 2729; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089; N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1483; 2006, N 1, ст. 1, 2; N 6, ст. 637; N 19, ст. 2062, 2067; N 31 (ч. I), ст. 3452; N 43, ст. 4415; N 50, ст. 5281; 2007, N 1 (ч. I), ст. 41; N 2, ст. 360; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1463; N 26, ст. 3086; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5431; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6237; 2008, N 24, ст. 2799; N 29 (ч. I), ст.3411; N 30, (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4983; N 45, ст. 5149; N 49, ст. 5723; N 52 (ч. I), ст. 6235) приказываю :

1. Утвердить прилагаемый Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее именуется - Порядок).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям департаментов Министерства обороны Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации* обеспечить в соответствии с Порядком организацию профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее именуются - военнослужащие).

3. Статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации организовать:

научно-методическое руководство профессиональной переподготовкой военнослужащих в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются - военные образовательные учреждения);

подготовку совместно с центральными органами военного управления, которым подчинены военные образовательные учреждения, предложений по оптимизации емкости подразделений дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку военнослужащих по одной из гражданских специальностей;

работу центральных органов военного управления, которым подчинены военные образовательные учреждения, и органов военного управления военных округов (флотов) по комплектованию военных образовательных учреждений переменным составом из числа военнослужащих;

планирование на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на профессиональную переподготовку военнослужащих в военных образовательных учреждениях за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели по бюджетной смете Министерства обороны;

обеспечение военных образовательных учреждений бланками дипломов о профессиональной переподготовке государственного образца;

контроль проведения профессиональной переподготовки военнослужащих в военных образовательных учреждениях.

4. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 2006 г. N 355 "О порядке и условиях направления военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2006 г., регистрационный N 8363) и от 2 декабря 2008 г. N 583 "О внесении изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 2006 г. N 355" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 февраля 2008 г., регистрационный N 13328).

Министр обороны
Российской Федерации
А. Сердюков

* Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны.

Приложение

Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту

I. Общие положения

1. Профессиональная переподготовка военнослужащих по одной из гражданских специальностей (далее именуется - профессиональная переподготовка) проводится с учетом уровня и профиля ранее полученного ими образования.

Профессиональная переподготовка осуществляется военным образовательным учреждением по дополнительным профессиональным образовательным программам в объеме свыше 500 часов аудиторных занятий*, которые обеспечивают совершенствование знаний военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в рамках одной из гражданских специальностей.

2. Дополнительные образовательные программы профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей разрабатываются, утверждаются и реализуются военным образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования* .

3. Профессиональная переподготовка может проводиться по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, а также с применением дистанционных образовательных технологий. Занятия могут организовываться военными образовательными учреждениями на базе воинских частей** и организаций Вооруженных Сил, в которых проходят военную службу военнослужащие.

4. Военнослужащие, успешно прошедшие итоговую государственную аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке государственного образца, которые удостоверяют их право (соответствие квалификации) на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

II. Порядок организации профессиональной переподготовки

5. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт в установленном порядке:

увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не ранее чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока контракта;

увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - при наличии заключения военно-врачебной комиссии о признании их не годными (ограниченно годными) к военной службе;

увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не ранее принятия решения соответствующими должностными лицами Министерства обороны о проведении организационно-штатных мероприятий.

Военнослужащие подают рапорта с учетом сроков, обеспечивающих их направление на профессиональную переподготовку во время прохождения военной службы.

В рапорте военнослужащий указывает: воинское звание, фамилию, имя и отчество, занимаемую воинскую должность, дату рождения, общую продолжительность военной службы в календарном исчислении (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), уровень образования, имеющуюся гражданскую специальность и квалификацию, выбранную программу обучения, профильную имеющемуся образованию, и реализующее ее военное образовательное учреждение, основание, по которому он имеет право пройти профессиональную переподготовку, а также служебный телефон. К рапорту прилагается копия документа об образовании.

6. Рапорта военнослужащих в установленном порядке рассматриваются соответствующими командирами воинских частей.

7. В воинской части составляются списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Из воинской части указанные списки представляются по подчиненности в кадровый орган вида и рода войск Вооруженных Сил, военного округа (флота), главного (центрального) управления Министерства обороны (далее именуется - кадровый орган).

8. Кадровым органом на основании представленных воинскими частями списков проводится предварительное распределение военнослужащих по профильным военным образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную переподготовку, а также формируются сведения о численности и персональных данных военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, и предложения по форме (способу) ее проведения для каждого военнослужащего, которые направляются в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Расчет распределения учебных мест в военных образовательных учреждениях (далее именуется - расчет распределения) разрабатывается Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации по каждому набору военнослужащих. Выписки из расчета распределения после его утверждения высылаются в кадровые органы и военные образовательные учреждения не менее чем за месяц до начала обучения.

9. По мере поступления выписки из расчета распределения военное образовательное учреждение формирует учебные группы.

С учетом установленных сроков начала обучения и формирования учебных групп командование военных образовательных учреждений высылает в кадровые органы письменные уведомления, в которых указывается форма (способ) профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения. Выписки из уведомлений кадровые органы направляют в воинские части в части касающейся.

10. Военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная (вечерняя) форма обучения в военном образовательном учреждении, командир воинской части выдает направление согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. В воинской части издается приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку.

Направленные на профессиональную переподготовку военнослужащие прибывают в военные образовательные учреждения к установленному сроку.

Военнослужащим, которым уведомлением определена другая форма (способ) обучения, военные образовательные учреждения доводят сроки начала и место прохождения профессиональной переподготовки, которые устанавливаются ими по согласованию с командованием воинских частей.

11. Военнослужащие, направляемые на профессиональную переподготовку, включаются в списки, которые представляются командиром воинской части в кадровый орган по подчиненности.

Кадровым органом на основании этих списков формируются сведения о численности военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, которые представляются в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

12. Военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от соответствующих воинских частей.

13. Расходы, связанные с обучением военнослужащих по программам профессиональной переподготовки, входят в смету расходов военного образовательного учреждения.

14. При завершении профессиональной переподготовки военнослужащих военное образовательное учреждение представляет в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации отчет за каждый выпуск.

15. Контроль за установленным порядком и условиями направления военнослужащих на профессиональную переподготовку возлагается на соответствующие кадровые органы.

III. Условия профессиональной переподготовки

16. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется при условии общей продолжительности их военной службы в календарном исчислении пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

17. Военнослужащие проходят профессиональную переподготовку продолжительностью до четырех месяцев. Продолжительность обучения военнослужащих определяется учебным (тематическим) планом и технологией реализации дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки.

18. Профессиональная переподготовка военнослужащих проводится без взимания с них платы за обучение.

19. Военнослужащие проходят профессиональную переподготовку, как правило, с таким расчетом, чтобы она заканчивалась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В случае увольнения военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

20. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку только по одной из гражданских специальностей и только в одном военном образовательном учреждении. После обучения военнослужащего соответствующие кадровые органы обязаны произвести запись о прохождении профессиональной переподготовки с указанием полного наименования образовательного учреждения, номера диплома и даты его выдачи в послужном списке личного дела военнослужащего.

21. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в военных образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военнослужащими военной службы или в близлежащих населенных пунктах. При отсутствии военных образовательных учреждений по месту прохождения военнослужащими военной службы, их обучение может осуществляться военными образовательными учреждениями с применением дистанционных образовательных технологий, а также в воинских частях с использованием имеющейся в них учебно-материальной базы.

22. Реализация мероприятий, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих, осуществляется за счет и в пределах выделяемых бюджетных ассигнований Министерству обороны по соответствующим направлениям деятельности, а также в пределах бюджетных ассигнований, находящихся в ведении начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

________________

* Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 октября 2000 г., регистрационный N 2424).

** Здесь и далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, под воинской частью понимаются центральные органы военного управления, а также объединения, соединения, воинские части и организации, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил.

В 2009-м году, в РФ стартовал эксперимент, в рамках которого, военные, увольняемые в запас, по желанию могли пройти одну из 60-ти программ профессиональной переподготовки с целью освоения актуальных профессии, связанных с технической, управленческой и даже ИКТ-сферой. Курсы переподготовки открывались непосредственно в наиболее крупных гарнизонах. А военные, проходившие службу в особо отдаленных населенных пунктах, могли проходить обучение благодаря мобильным выездным группам преподавателей из ведущих вузов Минобороны. Участие в данной программе тогда приняло более 30 вузов.

Данная практика оказалась удачной и эксперимент решили продлить в последующие годы. Таким образом осуществляется и переподготовка военнослужащих в 2015 году. Суть такова:

  • В программе принимают участие военнослужащие, обладающие оконченным ВПО или СПО с общим общим стажем службы от 5 лет, при условии, что они увольняются в запас не по причине нарушения им устава или законодательно-правовых норм;
  • В момент исключения военнослужащего, соответствующего вышеописанным критериям, из списков личного состава, ему предоставляется специальный сертификат, свидетельствующий о том, что он может пройти курс профессиональной переподготовки на бесплатной основе в любом вузе Минобороны РФ. Если цена прохождения программы обучения превышает нормативы, разницу в цене военный должен компенсировать за счет личных сбережений.

Учтите, что прохождение переподготовки на бюджетной основе для военнослужащих, пока что является возможным далеко не во всех вузах РФ. Гарантированно, бесплатное обучение предоставляется лишь в .

При этом, различные гражданские вузы, могут предлагать военнослужащим, увольняемым в запас, льготные условия прохождения программ переподготовки и даже предоставлять им услуги содействия в дальнейшем трудоустройстве.

Примеры и содержание таких учебных программ

Следует отметить, что содержание программ переподготовки для военнослужащих ничем не отличается от информационного наполнения аналогичных курсов по тем же специальностям для гражданских.

Поскольку в рамках данного эксперимента реализуется более 60 различных программ переподготовки, в данном разделе статьи подробно описаны лишь три из них, являющиеся наиболее популярными. Учебная нагрузка по каждой из нижеприведенных программ составляет не менее 500 академических часов.

  1. Менеджмент организации . Стоимость участия в курсе составляет 55 000 рублей. В рамках программы изучаются такие дисциплины:
  • Экономика организации;
  • Общий менеджмент;
  • Мировая экономика;
  • Маркетинг;
  • Законодательство РФ (административно-правовое и гражданское);
  • Менеджмент: инновационный, кадровый, финансовый, стратегический;
  • Психология управления;
  • Управленческое консультирование, основы предпринимательства;
  • Управленческий и финансовый учет;
  • Управление рисками;
  • ИКТ-технологии в администрировании проектов и менеджменте;
  • Управление качеством, управление проектами, оптимальные управленческие решения;
  • Логистика;
  1. Юриспруденция. Стоимость обучения - до 55 000 рублей . В рамках курса изучаются такие дисциплины:
  • Муниципальная и военная службы, правовой статус государственного чиновника, права военнослужащих;
  • Служебное, избирательное, а также трудовое право, избирательный процесс;
  • Правотворческий процесс и нормативные документы в этой сфере;
  • Правоохранительные органы и служба в них;
  • Права человека и их защита;
  • Юридическая ответственность в разрезе фукнционала муниципального, а также и государственного администрирования;
  • Политические процессы сквозь призму юриспруденции;
  • Правовые основы: работы с частной и публичной информацией, юридические особенности реализации административных реформ, а также миграционной политики РФ, управления чрезвычайными и конфликтными ситуациями, взаимодействия с общественными неправительственными организациями и обращениями, частных лиц, рядовых граждан;
  1. Бухучет и аудит. Длительность обучения составляет, в среднем, полгода . Стоимость - до 55 000 рублей. В рамках учебного плана изучаются такие дисциплины:
  • Экономическая теория, регулирование экономики государством, ценообразование в рыночной экономике;
  • Налогообложение в РФ;
  • Современные концепции бухучета;
  • Аудит в системе финансового контроля РФ;
  • Финансовые ресурсы в организациях, компаниях и предприятиях;
  • Анализ хозяйственно-финансовой деятельности;
  • Стандарты и нормативное обеспечение аудиторской деятельности;
  • Госбюджет и его устройство;
  • Страховое дело и страхование;
  • Рынок ценных бумаг;
  • Развитие банковской и финансовой сферы.

Топ-5 учебных учреждений для прохождения данных программ

  1. Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского (Санкт-Петербург);
  2. Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова (Санкт-петербург);
  3. Военный университет (Москва);
  4. ВАРВСН им. Петра Великого (Москва);
  5. ЦППВ при МАГМУ (возможно, программы реализуются не на бюджетной основе, т.к. это невоенная учебная организация. Однако, в МАГМУ обучение военнослужащих проводится с гарантией последующего трудоустройства в Москве).

Специфика реализации программ переподготовки военных

Для зачисления на курс переподготовки по бюджетной программе, военному следует подать в отдел кадров своей части копию удостоверения личности, соответствующий рапорт на и копию аттестата о профессиональном образовании. Учеба может проходить в очной, дистанционной или же, так называемой, вечерней форме обучения. Кроме того, переподготовка военнослужащих увольняемых в запас, уже после их увольнения может осуществляться и по военному профилю. Если вы - бывший кадровый военный «на гражданке» и высшим государственным руководством будет решено обновить ваши военные профессиональные навыки или обучить вас новой военной специальности, до того, как вам исполнится 50 лет, вам может прийти официальный вызов на военные сборы, где вы должны будете пройти соответствующий учебный курс.

Что касается именно нынешнего года, то в соответствии с критериями приказа № 95 (2009 г.) Минобороны РФ в редакции приказов № 406 (2010 г.), №313 (2011 г.) и № 494 (2013 г.), переподготовка военнослужащих будет реализовываться после осуществления набора слушателей, соответствующих необходимым критериям. Набор на курсы завершится в первом полугодии 2015 года.

Закон № 76-ФЗ (27.05.1998) определяет, что военнослужащими считаются граждане, проходящие службу в ВС в соответствии с заключенным контрактом, если общий стаж их службы составляет 5 лет или больше. В конкретном данном случае, при расчете суммы имеющегося общего стажа службы, сроки прохождения обучения в профильных военных ссузах (вузах) не учитываются. В год увольнения, офицеры могут бесплатно пройти профпереподготовку с целью получения полноценной гражданской специальности, дающей им право вести трудовую деятельность нового типа. В процессе обучения за ними сохраняются все виды довольствия. Если в момент такой переподготовки офицер все еще находится на службе, срок обучения для него должен составлять не более 4-х календарных месяцев. Если же, в процессе прохождения программы переподготовки, того или иного конкретного военного увольняют в запас, он с полным на то правом, может завершить обучение на бюджетной основе.

Согласно установленным нормам, после подачи военнослужащим всех необходимых документов, командование образовательного учреждения, на базе которого реализуются программы переподготовки, высылает в воинскую часть, где проходит службу претендент на участие в курсе профпереподготовки, письменное уведомление, где указываются форма, способ, место и дата проведения обучения. Если определено, что военнослужащий будет проходить программу ДПО по вечерней форме обучения, то командир части данного потенциального слушателя курса, выдает военнослужащему специальное направление, а в самой части издается соответствующий приказ.

Военные, проходящие программы профессиональной переподготовки, в процессе прохождения курса считаются прикомандированными и фактически находятся в условиях служебной командировки со всеми вытекающими из этого обстоятельствами (сохранение звания, з/п, командировочные надбавки и все положенные виды довольствия).

"Российская газета" публикует указ президента страны о призыве в 2017 году на военные сборы граждан РФ, пребывающих в запасе.

Сразу успокоим особо мнительных читателей: никакого отношения к событиям в Сирии или где-либо еще этот не имеет. Военную подготовку запасников в России проводят каждый год, и нынешний не станет исключением. По решению президента некоторых "нештатных" офицеров и солдат, приписанных на случай войны или других чрезвычайных ситуаций к воинским частям и учреждениям, временно вызовут в Вооруженные силы, органы государственной охраны и Федеральной службы безопасности.

Раньше в таком документе фигурировали еще и резервисты Внутренних войск МВД. Однако подобной структуры в нашей стране больше не существует. А образованная на ее основе Росгвардия только-только "встает на крыло". И со сборами запасников там, видимо, решили повременить.

Что же касается других резервистов, то длительность их пребывания в военном строю по указу президента согласуют с органами исполнительной власти субъектов РФ. Исключение сделают только для проверочных сборов, чью продолжительность определят в минобороны.

Все вопросы организации и проведения военных сборов подробно расписаны в специальном Положении. Его последнюю редакцию правительство России утвердило своим постановлением в 2013 году. В документе сказано, что призыв граждан на военные сборы осуществляется военкоматами на основании указов президента РФ. А их продолжительность, место и время проведения определяют в министерстве обороны и других силовых ведомствах, где законом предусмотрена военная служба.

За весь период пребывания гражданина РФ в запасе на военных сборах он проведет не более одного года

При этом Положение жестко ограничивает продолжительность военных сборов - они не могут превышать двух месяцев. Такой же срок назван в указе президента. Что же касается суммарного времени, которое человек за весь период своего пребывания в запасе проводит на военных сборах, то и здесь имеется "верхняя планка" - не более одного года.

В документе определена градация военных сборов. Они делятся на учебные сборы приписного состава и проверочные сборы.

Первые проходят в воинских частях, где запасников временно назначают на должности, соответствующие их военно-учетным специальностям. Такие сборы могут еще проводиться и в форме тренировочных занятий со штатными резервистами. Это необходимо для поддержания армейских навыков у людей, заключивших с минобороны контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве.

Кроме того, существуют сборы приписного состава. Главным образом их организуют для подготовки граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям.

Они также могут быть связаны с необходимостью обслуживания материальных средств так называемого неприкосновенного запаса. Это своего рода "заначка" страны, которую станут использовать в особый период, то есть во время войны или масштабных бедствий.

Что же касается проверочных сборов, то там оценивается боевая и мобилизационная готовность воинских частей и военкоматов. То есть их способность выполнять свои функции во все тот же особый период.

В Положении о проведении военных сборов сказано, что на время их проведения за запасниками сохраняется средняя зарплата по основному месту их работы. Кроме того, люди получат денежное довольствие и выплаты, положенные военнослужащим-контрактникам.

Дорожные расходы "партизан" оплачивает государство. А если место проведения военных сборов находится за 3 тысячи километров и более от дома запасника, то к месту временной службы его доставят на самолете.

Проблемы реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку при их увольнении с военной службы

, заместитель начальника 4-го ЦНИИ Минобороны России по воспитательной работе , кандидат философских наук, полковник юстиции

Профессиональная переподготовка военнослужащих, увольняемых с военной службы

Постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 01.01.01 г. № 263 в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» от 4 августа 2005 г. № 489.

Актуальное интервью журналу «Воинское братство» // Воинское братство. 2005. № 7.

См. подробнее: http://www. **.

См. подробнее: http://www. *****.

См.: Гафутулин Н. Мобильность, боеготовность, престиж // Красная звезда. 20окт.; Гаврилов Ю. Генеральское сокращение // Российская газета. 2008. 15 окт.; Мясников В. Разукрупнить и разофицерить // Независимая газета. 20окт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: