Конфликт в московском государственном академическом камерном хоре.

"Комментируя в эфиреБНТ заявление патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который при посещении Болгарии был разочарован исторической интерпретацией событий вокруг Освобождения Болгарии, вице-премьер Валерий Симеонов заявил, что патриарх Кирилл не имеет права указывать Болгарии, как и что делать правильно, - сообщает сайт rus.bg . - "Этот человек не спустился с небес, не вышел из Рая и не является посланником Иисуса Христа. Он известен как сигаретный митрополит России. С 1996 года он ввез на 14 млрд. долларов безакцизных сигарет... и на 4 млрд. долларов вина для нужд церкви. У него есть и частный самолет. Его часы стоят 30 тыс. Кто он? Это не восточноевропейский духовник. Это агент Михайлов, второразрядный агент советского КГБ... Представьте себепатриарх Неофит поедет к Путину и начнет объяснять, кто такие Кирилл и Мефодий... Второразрядный агент советского КГБ будет нам рассказывать, что верно, а что нет. Так не получится".

Напомним, что скандал возник : "Болгарию освободила Россия - не Польша, не Литва, не другие страны, а Россия. И хочу откровенно сказать, что для меня трудно было слышать ссылки на участие иных стран в освобождении Болгарии. Ни польский сейм, ни литовский сейм не принимали решения о начале войны с османской Турцией. Мы - за историческую правду, её мы завоевали своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, по которым сегодня эту правду следует замалчивать или ложно интерпретировать".

Они были сказаны в ответ на следующие слова Радева: "Это память о братском порыве русского общества, который доказал, что православные болгары не одиноки. Мы его не забудем. Мы не забудем слова из манифеста императора Александра II, объявляющего войну Османской империи, о том что "того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства". "Сам народ поднялся на войну во главе с царём, - писал Достоевский в своем дневнике, - люди читали манифест и крестились". Эти сцены, эти чувства глубоки и непоколебимы корыстным политическим интерпретациям. На полях сражений русско-турецкой освободительной войны погибли воины многих народов: русские, румыны, финны, украинцы, белорусы, поляки, литовцы, сербы и черногорцы. Для всех них Болгария - последний дом, и их мы чтим как своих героев".

Как видим - русский народ отмечен особо и упомянут первым, а далее болгарский президент лишь перечислил и всех остальных, кто участвовал в освобождении страны. Почему это вызвало такую ответную реакцию? А теперь уже - и еще более резкий ответ на нее, из-за чего на пустом месте возникает новый конфликт?

Болгарские политики, которых называют "пророссийскими", пытаются смягчить вице-премьера.

Секретарь "Объединённых патриотов" Юлиян Ангелов: "Должен быть определенный уровень такта в разговоре по определенным темам. Мы не можем нести ответственность за высказывания некоторых людей, за их личное мнение. У нас другое мнение".

:а) Визгливая риторика вице-премьера как раз и говорит о том, что прав Патриарх: задел за живое, правду сказал, обличил...

б) В Болгарии есть свои смердяковы. Но это еще пол-беды. Беда, что они сейчас управляют страной".

"Хм, но ведь эту "аналитику" можно перевернуть:"Визгливая риторика ПК как раз и говорит о том, что прав президент: задел за живое, правду сказал, - возражает диакон Андрей Кураев . - Дальше - интересней: прот. Александр Шрамко: А я удивляюсь выдержанности болгарского президента. Надо было встать и уйти. Я не пойму, а что Вы хотели? Чтоб на грубое хамство и наглость не было ответа? Беда, что у вас сейчас идут процессы, аналогичные тем, что шли в некоторых европейских странах, что вылилось во Вторую мировую войну. Это сопровождается тотальным изменением сознания общества и нарастающей агрессивностью, отсюда и истоки этого надменного демарша патриарха. Вам ничего не говорит факт, что я не слышал пока ни одного положительного отзыва на демарш патриарха со стороны белорусских клириков? У нас в чате клириков БПЦ НИ ОДИН не поддержал патриарха.

Подключается епископ Душанбинский Питирим (Творогов):Помоги, Господи, Патриаршему Экзарху в Белоруссии управлять такими священниками! Они еще берутся рассуждать о Святейшем, который является Предстоятелем Церкви, в которой они служат. Это иуды, получающие свои 30 сребренников".

Как видим - скандал уже выплеснулся за пределы Болгарии и России.

Андрей Кураев добавил , что российским дипломатам наверняка придётся вмешаться в этот конфликт, поскольку Россия может потерять потенциального союзника внутри ЕС из-за высказываний патриарха: "Им придётся вмешаться. Парадокс в том, что президент Радев пользуется репутацией русофила. У него есть политическая оппозиция, он не евроинтегратор. Это уникальная возможность союзничества России внутри ЕС, и вот так ему хамить – зачем? Причем, вопреки требованию парламента, он до сих пор не дал ответа – на него давят, требуют, где ваш ответ на эти слова патриарха? Он молчит. Единственное, после горячей речи патриарха он ему сказал очень вежливо: "Я читал вашу книгу "Слово пастыря" в болгарском переводе, и меня там очень впечатлили слова о силе молчания". В переводе с дипломатического на русский это означает, что иногда лучше промолчать. Это все, что он ответил тогда. И хотя уже есть очень резкое высказывание премьер-министра и бывшего президента Болгарии, действующий президент сделал все, чтобы этот скандал не разгорелся. Но патриарх опубликовал это видео. И уже из России это видео с отчиткой попало в Болгарию и вызвало волну возмущения. То есть наш патриарх не просто сделал фо-па, он ещё и раздул этот скандал".

Елена Лукиных
«Работа концертмейстера в вокально - хоровом классе на примере хоровой миниатюры Ц. А. Кюи «Заря лениво догорает».

Описание открытого урока

концертмейстера МБОУДО «Константиновская ДМШ»

Лукиных Е. В.

на тему :

«Работа концертмейстера в вокально – хоровом классе

на примере хоровой миниатюры Ц . А. Кюи

«Заря лениво догорает » .

КЮИ Цезарь Антонович (1835 – 1918 гг.) – русский композитор, специалист в области фортификации. С 14 лет обучался музыкально – теоретическим дисциплинам, игре на фортепиано и сочинительству у известного композитора и педагога Станислава Манюшко – основоположника польской национальной оперной школы. Немаловажную роль в становлении Кюи как композитора имело творческое общение с композиторами – членами «Могучей кучки» . Под впечатлением от общения были написаны первые романсы и оперы («Кавказский пленник» 1857 – 1858 гг. и «Сын мандарина» 1859 г.). С 1864 г. Кюи сотрудничает с газетой «Петербургские ведомости» , где проявляется его незаурядное дарование в области музыкальной критики. Музыкальное творчество Ц. А. Кюи достигло рассвета в 60 – 70 годы XIX века. В это время он создает множество опер, в том числе по сюжетам Мопассана, Мериме, Пушкина; оркестровые сюиты, 3 детские оперы, большое количество камерно – инструментальных и вокальных произведений . Скончался Ц. А. Кюи 26 марта 1918 г. В Петрогараде.

НАДСОН Семен Яковлевич родился в 1862 году в Петербурге, умер в 1887 году в Ялте. Воспитывался он в военной гимназии, по окончании Павловского военного училища в Петербурге находился на военной службе (по 1884, затем, выйдя в отставку, служил секретарем редакции журнала «Неделя» , последние годы, тяжелобольным, жил на Украине и в Крыму. Семен Яковлевич начал писать стихи с девяти лег. В 1878 появилось первое стихотворение - «На заре» в журнале «Свет» . Затем он стал часто печататься в «толстых» журналах «Мысль» , «Слово» , «Устои» , «Дело» и других. В 1882 самым важным событием в его жизни и литературной судьбе было знакомство с известным поэтом-петрашевцем А. Н. Плещеевым, который ввел его в журнал «Отечественные записки» .

У современников Надсон пользовался необыкновенной популярностью как поэт, отразивший настроения русской интеллигенции 1880-х годов. Поэзия Надсона привлекала внимание многих композиторов. В те годы критикой высказывалось мнение, преувеличенное, но характерное, что «со времени Лермонтова русская поэзия не знала такого красивого музыкального стиха». В 1885 вышла первая книга его стихотворений. В 1886 появилось ее второе издание, переработанное и дополненное . За нее поэту была присуждена Академией наук Пушкинская премия. На музыку положено более 50 стихотворений Надсона, некоторые неоднократно : «Заря лениво догорает… » (Ц. Кюи, Э. Направник, Н. Спендиаров, Терещенко и др., «Мне снилось вечернее небо…» (А. Аренский, В. Золотарев, С. Ляпунов, П. Чесноков и др., «Над свежей могилой» (С. Блуменфельд, В. Золотарев, С. Рахманинов и др.) . На тексты Надсона, кроме названных композиторов, писали романсы Ф. Акименко, М. Анцев, К. Бах, Ф. Блуменфельд, А. Гедике, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, Ф. Кенеман, Г. Конюс, В. Ребиков (большой цикл, А. Рубинштейн и многие другие.

Поэзия Семена Яковлевича была не только лирична, но имела гражданский характер : она затрагивала темы общественного долга поэта, родины, революционного подвига, обличения буржуазной действительности.

1. Общая характеристика романса.

Романс «Заря лениво догорает » по жанру – хоровая миниатюра для женского (детского) 2-голосного хора в сопровождении фортепиано.

Alt – до I октавы -- си бемоль I октавы.

Основная тональность As – dur (есть отклонения в Es – dur и Des – dur) ;

Размер 4/4 на всем протяжении произведения;

Форма 2-частная;

Характер неторопливый;

Метр = 80, но в начале второй половины возможно небольшое ускорение;

Динамика приглушенная от p до mf;

Вокальные трудности : вступление хора после фортепиано, исполнение кантилены,

четкое произношение слов в своей партии, одновременное снятие, исполнение ум. 5 и неподготовленных отклонений в другие тональности;

Аккомпанемент фортепианный, в 1 части покачивающийся за счет поступательно возвратного движения у басов, во 2 части появляется мягкая пульсация на четвертных с восьмушкой, после которой аккомпанемент приобретает функции иллюстрации поэтического образа романса;

Фортепианные трудности : создать невесомый, мягкий, окутывающий звуковой фон, несмотря на большое количество громоздких аккордов в аккомпанементе; дать поддержку голосам при дублировании мелодии; «прозрачно» исполнить иллюстрационный эпизод во 2 части.

Стихотворный текст для романса

Заря лениво догорает

На небе алой полосой;

Село беззвучно засыпает

В сияньи ночи голубой;

И только песня, замирая,

В уснувшем воздухе звучит,

Да ручеек, струей играя,

С журчаньем по лесу бежит.

Какая ночь! Как великаны,

Деревья сонные стоят,

И изумрудные поляны

В глубокой мгле безмолвно спят.

В капризных, странных очертаньях

Несутся тучки в небесах;

Свет с тьмой в роскошных сочетаньях

Лежит на листве и стволах.

С отрадой жадной грудь вдыхает

В себя прохладные струи,

И снова в сердце закипает

Желанье счастья и любви. (1879)

использованы только 2 четверостишия, описывающие идиллию вечерней сельской природы, восхищение живописной картиной заката, романтикой позднего вечера в селе.

2. Методический разбор произведения (подробный с исполнением отдельных эпизодов с вокальной группой ).

Произведение начинается с небольшого вступления , фактура которого разложена между партиями левой и правой рук. Партия правой руки двигается по восходящим аккордам, выписанным половинными длительностями, партия левой – покачивающимися мотивами из 3-х восьмых поддерживает гармонию и создает внутреннее движение к началу вокальных партий . Мелодическая фраза вступления имеет свою динамическую кульминацию и динамический спад, во время которого из-за такта вступают оба голоса. Из-за совпадения окончания фортепианной фразы и начала вокальной , вступление голосов получается немного «зависающим» и выписано четвертной длительностью. Такая задержка в начале вокальной фразы компенсируется последующим внутренним движением к своей динамической вершине.

Первая часть романса – период, состоящий из 2 предложений по 2 фразы.

Первое предложение :

Заря лениво догорает на небе алой полосой.

содержит описательный характер стихотворного текста, вводя слушателя в атмосферу спокойствия, уюта и умиротворения. Начинается в As – dur и останавливается в тональности Доминанты Es – dur.

Партия Сопрано в первой фразе содержит мелодию с поступенным восходящим, а во

второй – поступенным нисходящим движением, на множестве репетиций. Фразы разграничиаются восьмой паузой.

Партия Альта имеет волнообразную мелодическую линию, скрепляющую обе фразы

воедино, и небольшие распевы на 2-ю и 4-ю доли такта.

В фортепианном аккомпанементе на фоне баса и мягкой пульсации среднего голоса можно проследить дублирование обоих вокальных партий . По окончанию 1 предложения, фортепианный аккомпанемент не останавливается, а продолжает движение ко 2-му предложению романса.

Второе предложение :

…село беззвучно засыпает в сиянье ночи голубой…

Начинается с Es – dur и заканчивается в родном As – dur.

В Сопрано 1 фраза 2 предложение ритмически и мелодически похожа на 1 фразу 1

предложения, а во 2-й фразе на слове «ночи» появляется интонация тритона, что требует собранности и точного исполнения.

У Альта продолжающееся волнообразное движение из 1-го предложения. Переходит в репетиционное на словах «ночи голубой» , подгоняя общее движение голосов к тонике (As – dur) .

У фортепианной партии волнообразно – синкопированное движение переходит во встречное движение баса и паровой руки, сходясь на тонической гармонии с небольшим закругленным оборотом в среднем голосе.

Вторая часть романса так же представляет собой период из 2-х предложений по 2 фразы. Во второй части появляются два образа, привлекающих к себе внимание продолжением действия : «песня» и «лесной ручеек» , что обуславливает некоторую подвижность и отклонение в другую тональность.

Первое предложение 2-й части начинается с фразы :

… и только песня, замирая…

сразу начинается с отклонения в Des – dur и появления «соль – бемоля» и быстрым восхождением партии Сопрано к фа II октавы. Отклонение не подготовлено фортепианным аккомпанементом, поэтому представляет определенную сложность. Вокалисты Сопрановой партии вступают чуть позже Альтов, и им надо не только необходимо представить эту мелодическую линию, но и спеть на хорошем дыхании , так как после начального p, композитор предусматривает небольшое динамическое развитие к верхней фа.

Серьезная сложность и у Альтовой партии : они вступают первые, поэтому им необходимо успеть услышать и самостоятельно вступить, точно исполняя мотив :

«ми бемоль – ми бемоль – фа – соль бемоль» на словах … и только песня…

Кроме того, мелодия альтовой партии перестает быть поддерживающей и приобретает самостоятельную мелодическую законнченность в обеих фразах 2 части романса.

Вокальные партии вступают поочередно, на подобии полифонической стретты.

Фортепианная партия только дублирует обе вокальные партии и поддерживает гармонически.

Вторая фраза :

… в уснувшем воздухе звучит…

начинается так же у Альтовой партии и таким же неподготовленным движением мотиву с хроматизмом : «ре бемоль – ре бемоль – ми бемоль фа бемоль» , хотя тональный план возвращает родной As-dur.

Партия Сопрано так же имеет неудобные мотив «соль – соль – си бемоль – до – соль» на словах «звучит в уснувшем» , где «си бемоль» неподготовленный может прозвучать близко к «ля» .

В обеих фразах предусмотрено динамическое развитие, но композитор предоставил право самим музыкантам выбирать уровень звучания на вершинах фраз, поэтому главная задача вокалистов и аккомпаниатора – не выбиться за рамки общего характера произведения.

Второе предложение 2-й части :

… да ручеек, струей играя, с журчаньем по лесу бежит.

необходимо рассматривать, не разделяя на фразы.

Партия Сопрано начинает второе предложение теперь раньше Альтов, так же из-за такта

в родном As – dur, практически повторяя мелодическую линию из начала произведения, но уже не имея многочисленных репетиций и после обычной восьмой паузы заканчивает партию, с небольшой остановкой на «ми бекаре» , и с возвращением и окончанием не «ми бемоле» - V ступени лада.

Альтовая партия начинает свое движение теперь чуть позже Сопрано, возвращаясь к

волнообразному движению голоса, после распева на слове «играя» , останавливается на «ре бекаре» , соответствующем двойной Доминанте, после репетиции на нем, переходит к репетиции на «ре бемоле» - обычной Доминанты с последующим разрешением в терцовый тон лада – ноту «до» .

Фортепианная же партия теперь из поддерживаюшей превращается в

иллюстративную. Фактура изобилует трелями и конфигурациями из 64-х длительностей, которая мало того, что сложна технически, но и продолжает оставаться музыкальным фоном по отношению к вокальным партиям и исполняется на динамике p. Кадансовый оборот содержит гармонию двойной Доминанты с задержанием, переходит в септ-аккорд II ступени с пониженной V ступенью на Доминанте в басу, через Доминантовый нон-аккорд, в обычный Доминантовый септ-аккорд с последующим разрешением в тоническую гармонию.

На фоне хроматизмов в вокальных партиях , их постепенном диминуэндо и целых длительностях в окончании. Фортепианных аккомпанемент должен быть совершенно невесомым и почти «растаять» к концу . Снятия у всех партий одновременные.

3. Исполнение романса целиком совместно с вокальным ансамблем .

https://www.сайт/2018-01-22/glavnyy_hor_zauralya_so_skandalom_smenil_rukovoditelya

Не выполнила приказ

Главный хор Зауралья со скандалом сменил руководителя

Сайт Курганского областного музыкального колледжа

В культурной сфере Зауралья разгорелся скандал. От руководства главным хором региона — академическим смешанным хором Курганского областного музыкального колледжа им. Д. Д. Шостаковича — отстранен его бессменный лидер и дирижер, заслуженный работник культуры РФ Наталья Мироненко. Это произошло после конфликта, возникшего между Мироненко и ее ученицей Еленой Хайбуллиной. Бывший худрук считает, что у хора несправедливо забирают учебные часы, чтобы помочь Хайбуллиной сдать экзамены в консерватории. Однако и руководство колледжа, и областное управление культуры в этом споре заняли сторону молодой преподавательницы.

Художественный руководитель и дирижер академического смешанного хора Курганского областного музыкального колледжа им. Д. Д. Шостаковича Наталья Мироненко сегодня была отстранена от руководства этим и двумя другими хорами колледжа — женским хором и мужским хором «Светозар». Как рассказала сайт сама Мироненко, это произошло после того, как руководство колледжа посчитало, что она препятствует работе другой преподавательницы — Елены Хайбуллиной.

Дело в том, что Хайбуллина поступила в аспирантуру Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Чтобы сдавать экзамены, ей необходимо выполнять программы на учебном хоре. И так получилось, что учебные часы студентов колледжа стали несправедливо, по мнению Мироненко, перекраивать под этого преподавателя.

По ее мнению, главная проблема в том, что колледж в принципе согласился работать с консерваторией на таких условиях, что отдает учебное время студентов Елене Хайбуллиной для выполнения ее программ.

«У нас есть учебный план. И мы должны его менять и давать студентам работать в два раза меньше, чем это положено. В первом семестре они вообще не вышли на работу с хором, хотя по учебному плану это положено. Она сделала на них свою программу. Эти часы перенесли на следующий семестр. Но теперь ей надо еще один концерт делать на 40 минут. У нас состоялся отдел, где ей сказали, что часов не хватает: например, ей надо 54 часа, а у меня всего 80 — как ей их отдать?» — недоумевает бывший худрук. Она добавила, что как творческий человек болеет за студентов, потому что им приходится петь лишнюю программу, перенапрягая свои голосовые связки.

Несмотря на возникшие разногласия, по словам Мироненко, в этом семестре Хайбуллина отработала положенные ей 38 часов. Но директор колледжа посчитал, что худрук не допускала преподавателя до работы с хором и вообще препятствовала ее деятельности. По этой причине Наталью Мироненко отстранили от работы с хорами, оставив ей лишь 6 часов преподавания ученикам. Неприятно все это Мироненко еще и потому, что Елена Хайбуллина — ее ученица, которую она лично готовила к поступлению в консерваторию.

Академическим смешанным хором Наталья Мироненко руководит с 1987 года. За это время хор стал лауреатом региональных, уральских, всероссийских и даже международных конкурсов. Без выступлений этого, а также мужского хора «Светозар», не обходится ни одно крупное мероприятие в Зауралье. К примеру, в феврале смешанный хор будет исполнять гимн области на 75-летии со дня образования региона.

Новость об отстранении худрука вызвала бурю недовольства у ее коллег и учеников. Волна в защиту Мироненко, в частности, поднялась в соцсети «Одноклассники», кроме того, возмущенные люди написали в редакцию сайт. «Наталья Анатольевна — талантливый хормейстер и много своим творчеством принесла достижений музыкальному колледжу. Мы, ее группа выпускников 1982 года, всегда гордились и гордимся ей!» — в частности, написала в комментариях к тематическому посту в «Одноклассниках» Екатерина Соколова. «Ну, уж если такой талант не берегут, пусть лучше закроют сразу это заведение», — добавила Ольга Микаелян. «Да Наталья Анатольевна Мироненко — это гордость и лицо всего нашего хорового содружества! Это специалист — лучший из лучших! Возмущению нет конца!» — вторит ей Татьяна Крохина.

Возмущены происходящим и иллюстраторы хора, и студенты. Многие считают, что все регалии и награды, что есть у хора, это заслуга именно Натальи Мироненко, отдавшей хору 30 лет. По данным сайт, решается вопрос о том, чтобы написать открытое письмо губернатору области Алексею Кокорину.

Однако, несмотря на многочисленную группу поддержки Мироненко, не все разделяют мнение о несправедливости ее отстранения. И пока студенты колледжа пишут в соцсетях комментарии в поддержку Елены Хайбуллиной, начальник управления культуры области Владимир Бабин прямо заявил: Мироненко сама спровоцировала такое решение руководства.

Как пояснил сайт Бабин, Мироненко отстранена от хоровых коллективов из-за невыполнения приказа директора колледжа Михаила Рычкова (застать самого Рычкова на рабочем месте в течение дня не удалось).

Начальник управления культуры отметил, что еще в августе совместно с Натальей Мироненко было достигнуто соглашение, что Елена Хайбуллина будет сдавать экзамены в аспирантуре на смешанном хоре. По его словам, такой принцип очень распространен — к примеру, многие в области сдавали программы на народном оркестре. В случае с Хайбуллиной был разработан график, какую пьесу она будет делать из программы студентов. Однако до конца октября, по его данным, Хайбуллину к хору не выпускали. Тогда директор колледжа издал приказ, чтобы допустить преподавателя до работы и сдаче экзамена с хоровым коллективом. Хайбуллина сдала его хорошо.

Но 28 декабря собрался дирижерско-хоровой отдел для рассмотрения вопроса, сколько часов и как предоставить Елене Хайбуллиной для сдачи госэкзамена. Ей, по словам Бабина, требовался 1 час в неделю из 6. Но Наталья Мироненко не захотела выполнять приказ. «Студенты учатся петь. И в данном случае не Наталье Анатольевне решать, эти произведения они должны учить или нет», — комментирует Бабин замечания бывшего худрука.

Споры в отделе привели к тому, что его заведующую увезли на скорой в больницу. Поскольку решить вопрос мирно не удалось, Мироненко отстранили от хоров. «Наталью Анатольевну никто и никогда не притеснял, она у нас одна из самых уважаемых преподавателей. Но надо выполнять приказ, а она отказалась. Если перевести это на обычное производство, понятно, что будет с сотрудником, если он не выполнил приказ. Михаил Юрьевич полгода обсуждал с ней эти вопросы, доказывал, объяснял. И только сейчас принял решение отстранить ее от коллективов — но не от преподавания», — отметил Владимир Бабин. Он подчеркнул, что хоры продолжат участвовать в конкурсах и блистать на областных мероприятиях.

Владимир Бабин подчеркнул, что руководить коллективами сейчас будет не Елена Хайбуллина, а другие уважаемые преподаватели. При этом он отметил важность обучения в аспирантуре Хайбуллиной. «Обучение дает новые знания, возможности. Мы не останавливаемся на том, что у нас только музыкальный колледж. Может, мы пробьем, что у нас, наконец, будет филиал вуза или его представительство, как это было раньше. Надо повышать свою квалификацию», — сказал он.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: