Китайские триады: самая древняя и самая закрытая этническая мафия. Китайские триады: «мафия патриотов», обирающая соотечественников Фильмы о триадах и пиратах Гонконга


История китайских триад насчитывает без малого 2500 лет. Триада — это традиционная форма преступного сообщества, которая существует в Китае со II века до н. э. и до наших дней. Впервые упоминания о триадах в китайской летописи появились в период царствования императора Цинь Ши-хуанди (221–210 гг. до н. э.), когда маленькие группировки пиратов и работорговцев решили объединиться в три больших сообщества под названием «Тень лотоса». По мнению исследователей, свое название мафия Поднебесной заимствовала из священного символа китайского общества? небо, земля, человек? образующих символический треугольник. Окончательно за китайскими триадами это название закрепилось лишь в XVII веке. Согласно некоторым дошедшим до наших дней письменным манускриптам, в 1644 году всадники-кочевники маньчжурской династии Цин захватили Китай и разрушили знаменитый своими боевыми искусствами монастырь Шаолинь. В живых остались лишь трое монахов, ушедших за провизией. Вернувшись, троица увидела только пылающие руины и истыканные стрелами тела товарищей. Эти-то три монаха и основали первую «триаду» - «Союз Земли, Человека и Неба во имя справедливости». Боевые ячейки нового тайного общества охватили страну, а все лавочники отчисляли ему налог, на который покупалось оружие для отрядов партизан «триады», сражавшихся с маньчжурами-захватчиками. После того, как монахи умерли, их последователи получили власть над организацией, скрепленной железной дисциплиной, беспрекословным повиновением и сторонниками, готовыми выполнить любой приказ. Однако новые лидеры «триады» вместо партизанской войны предпочли заняться работорговлей, пиратством, нелегальной добычей золота и рэкетом, мотивируя это тем, что финансовых средств, добываемых обществом, недостаточно для борьбы с маньчжурами. Вот именно тогда «триада » и стала мафией.

Сегодня китайские банды, «тонги» (организованные группировки США, состоящие в основном из этнических китайцев и эмигрантов из КНР) и «триады» ? все вместе занимают второе место среди преступных групп мира по количеству совершенных преступлений после итальянской мафии. Они базируются в самом Китае, Гонконге, Тайване и других местах Юго-Восточной Азии. «Триады» имеют разветвленную систему в Западной Европе, в китайских общинах Северной Америки и на Дальнем Востоке России.

Согласно некоторым оценкам, сегодня в Гонконге насчитывается около 160 000 членов «триад», относящихся к 50 различным организациям. В самом Китае действуют тысячи отдельных группировок (их общая численность составляет 1 миллион 200 тысяч человек), которые сегодня полностью контролируют весь нелегальный бизнес в стране. По мнению экспертов, в последние десятилетия китайские «триады» значительно усилили свои ряды. Со второй половины 80-х годов в среде этнической китайской организованной преступности наблюдается высокий рост числа сплоченных, высокоорганизованных формирований подпольного типа, не допускающих постороннего внедрения.

Близкой к китайским «триада м » по модели организации является вьетнамская мафия, получившая прозвище «змея». По структуре она действительно напоминает змею, поскольку принцип транснациональной деятельности таков: сначала появляется «голова», устанавливающая контакты с властными национальными структурами, затем уже медленно подтягиваются основные силы? бесконечное «тело» змеи. Внутри же группировки установлена жесткая иерархия, железная дисциплина и тотальный контроль за каждым членом сообщества. Современные триады имеют в основном транснациональный характер деятельности, они тесно связаны с этническими диаспорами эмигрантов в европейских, азиатских и американских странах. Например, в Соединенных Штатах активно действуют китайские «тонги» и смешанные китайско-вьетнамские группы.

китайская мафия триада

Традиционно модель организации триад представляет собой жестко централизованную иерархию с шестью основными позициями. Первую позицию занимает лидер «сан шу», известный также как «лунг тао» (голова дракона) или «тай ло» (большой брат). В его подчинении находится четыре ранга руководителей, отвечающих за различные конкретные аспекты деятельности организации, и рядовые члены. На второй позиции находятся руководители отдельных организаций или целого их ряда, входящих в триаду, называемые «фу шан шу», и специальный человек «синг фунг», который руководит вербовкой новых членов. Третью позицию занимают инфорсеры, боевики? «хунг кван», возглавляющие оперативно действующие группы триад. Существует специальная должность для осуществления взаимосвязи с другими преступными сообществами и организациями? «шо хай», а также эксперт по административным и финансовым вопросам «пак тсе син», находящиеся соответственно на пятой и четвертой позициях. В самом низу, на шестой позиции, находятся простые члены, или солдаты? «сей коу джай». Иерархический авторитарный стиль организации подчеркивает следующий факт. Все должности в китайских «триадах » принято обозначать определенными цифрами. Лица, занимающие значительные позиции в этой преступной организации, обозначаются трехзначной цифрой, начинающейся с 4, что соответствует старинной китайской легенде о том, что мир окружают четыре моря. Так, лидер «сан шу», возглавляющий общество триад в отдельном городе или на географической территории, называется «489»; инфорсеры «хунг кван» ? 426; «шо хай», ответственный за связи с другими преступными группами? 432; административный и финансовый эксперт? 415. Простые члены, не имеющие рангов, называются двузначным номером «49».

Руководящая верхушка является своеобразным «мозговым центром», определяющим направление и характер деятельности «триад». По сути последние представляют собой феодально-патронимические организации, главари которых обладают неограниченной верховной властью. Относительно крупные организации делятся на отдельные отряды, имеющие свои собственные наименования. Каждый из членов такого братства, в зависимости от возраста, принадлежит либо к большому, либо к малому отряду и подчиняется распоряжениям и приказам своего командира. При определении модели организации транснациональной преступной деятельности китайских «триад», несомненно, можно сделать вывод о корпоративном характере структуры этих организаций. Об этом свидетельствует их иерархическое построение при централизации руководящих полномочий на вершине.

Между тем, юристы-практики и аналитики до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно степени организованности «триад». Происходит это потому, что при наличии строго формализованной структуры руководящего уровня исполнительные звенья, осуществляющие непосредственную преступную деятельность, действуют в рамках гибкой сетевой системы, которая может меняться в зависимости от той или иной проводимой преступной операции. Такое сочетание корпоративной и сетевой моделей характерно для наиболее известных «триад», занимающихся транснациональной преступной деятельностью: «Сунь Е Он», «14К», «Во Хоп Ту» и «Во Он Локк».

Поэтому, пожалуй, правильнее всего было бы сказать, что они похожи на ассоциации выпускников колледжей. Членство в «триаде» означает выражение определенной степени доверия, и ее члены образуют единый рабочий коллектив, призванный оказывать помощь другим членам, пусть даже незнакомым. Поэтому, хотя «триады» и имеют определенную формальную структуру, значительная часть их преступной деятельности, как правило, осуществляется теми членами, которые привлекаются для каждого отдельного случая в рамках гибкой сетевой системы, которая может меняться по необходимости. «Триады» занимаются многими видами транснациональной преступной деятельности, включая вымогательство, незаконный оборот наркотиков, нелегальную миграцию, проституцию, игорный бизнес, торговлю оружием, рэкет и «крышевание» местных бизнесменов.

Как свидетельствуют сотрудники правоохранительных органов КНР, «триады» ведут свой бизнес и бухчет весьма сурово. Так, в конце каждого месяца к китайским торговцам приходят налоговые инспектора «триад», которые проверяют документы о прибыли, дабы забрать причитающиеся мафии 15 процентов. При малейшей попытке обмануть «триаду» немедленно следует жестокое наказание. В ту же ночь вздумавший провести бизнесмен будет убит, а его магазин - сожжен.

Сегодня китайские «триады» являются одними из крупных поставщиков героина в США и Западную Европу. По различным данным, по каналам китайских «триад» проходит 4 часть наркооборота на азиатском континенте. Однако еще одно парадоксальное явление в истории китайской оргпреступности заключается в том, что «триады» давно стали частью криминальной России - мафия из Китая контролирует вывоз за границу вырубаемого в Приморье леса, держит «крышу» над российскими проститутками в Гонконге и Макао, переправляет на территорию РФ десятки тысяч нелегалов.

История взаимоотношений между государством и организованной преступностью в Китае складывалась весьма своеобразно и необычно. Как известно, власть в «триадах» почти всегда переходит от отца к сыну, поэтому сейчас в Китае существуют две мафиозные династии («14К» и «Зеленый дракон»), зародившиеся еще в правление первого императора Китая Цинь Ши-хуанди. Не редкость, когда во главе «триад» вставали и дочери боссов мафии, включая знаменитую капитаншу пиратов, мадам Лили Вонг, которая после Второй мировой войны с помощью флотилий боевых катеров под командованием наемников из бывших офицеров СС на протяжении почти целого десятилетия разоряла все малайское побережье. При этом история знает и другие примеры, когда китайские мафиози выступали на стороне народа. Например, в период освободительной борьбы против японских захватчиков. Историки отмечают такой поразительный исторический факт, «триады» существуют столько же, сколько существует сам Китай. Тиранам-императорам не удалось уничтожить «триады» в течении двух тысячелетий. А жесткой авторитарной власти КНР на протяжении последних 50 лет не удалось даже слегка пошатнуть могущество мафии. Впрочем, такие попытки китайскими товарищами все же предпринимались. В самом начале правления Мао Цзэдуна китайские коммунисты постановили проблему решить радикально - расстреляли лидеров основных мафиозных групп. Однако репрессии не помогли. Во главе банд тут же встали их сыновья. Не успели их поставить к стенке, как места заняли их братья: оказалось, что всю мафию не перестреляешь. Таким образом, у «триад» за сотни лет их существования накоплен уникальный опыт противостояния органам правопорядка. По мнению многих ветеранов китайской полиции, если даже пересажать всех их лидеров в тюрьму - ни один винтик в механизме «триады» не даст сбоя.

Сегодня на улицах Пекина и других городов нередко можно встретить атлетически сложенных молодых людей с пустым взглядом и цветными татуировками на руках с изображением черепа, дракона и кобры. Это представители современных «триад» Китая, которые наряду с полицией следят за порядком на городских улицах. Такая заинтересованность «триад» в соблюдении правопорядка объясняется тем фактом, что сегодня элита китайской мафии внимательно следит за политикой китайского руководства и в чем-то (как парадоксально это ни звучит) поддерживает ее. Например, «триады» никогда не грабят иностранных туристов в Китае, потому что начиная с 2002 года КНР была провозглашена страной «мирового туризма» - чем больше приезжает туристов, тем больше денег можно выжать с владельцев сувенирных лавок и ресторанов.

Один из жизненных принципов китайцев гласит: «Не торопись, сядь и подумай». Китайская мафия все продумывает и планирует на много лет вперед, она не живет сегодняшним днем. Учредив фирму, основав ресторан, открыв магазин, мафиози не собираются получать бешеную прибыль через месяц: этого ждут годами. Нет смысла куда-то торопиться, если начатое дело верное. Именно терпением «триады» отличаются от нынешних «теневых воротил» СНГ, которым обычно надо всё и сразу.

Ко всему прочему, «триады», как ни парадоксально стараются укрепить экономику Китая. В отличие от российских «солнцевских» или «подольских» ОПГ, отмывающих деньги в офшорах на Кипре, китайские даже валюту, «зарабатываемую» в США на продаже героина, переводят обратно в КНР. Доллары, получаемые от рэкета владельцев китайских ресторанов в Европе, от контрабанды оружия в Африку, от деятельности пиратов в южных морях - тоже перевозятся курьерами в Китай: на счета в Швейцарии их класть не принято. Просто китайские преступники хотят, чтобы их страна была богаче.

Считается, что агенты мафии давно внедрены в госаппарат и полицию. Но в то же время «триады» покупают только мелких чиновников - выхода на большое начальство они не имеют. По признанию самих лидеров, если китайская мафия может сегодня купить мэра маленького провинциального города и заставить его работать на «триаду», то на члена ЦК Компартии Китая она воздействовать не в силах. И хотя периодически за «связи с криминалом» вылетают со своих мест и офицеры полиции, и мелкие чиновники, официальная власть не признает, что «триады» имеют агентов в ее рядах, а мафия этого благоразумно не подтверждает. Ясно одно - организованная мафия в Китае, как ни пытались ее уничтожить, пережила и империю, и республику. Не стоит сомневаться - если надо, она переживет и коммунистов.

И всего Южного Китая стояла организация «Тяньдихуэй» (天地會, «Общество неба и земли») или «Хунмэнь», из которой вышло «Саньхэхуэй» (三合會, «Общество трёх согласий», «Общество трёх гармоний» или «Общество триады»), по одной из версий основанное в конце XVII века беглыми буддийскими монахами в провинции Фуцзянь для борьбы с маньчжурами .

По другой версии, тайное антицинское общество «Тяньдихуэй» было основано в 60-х годах XVIII века в округе Чжанчжоу провинции Фуцзянь , и вскоре распространило свою деятельность по всему Китаю. Члены хуэйдана для увеличения своего авторитета в глазах крестьян создали и культивировали миф о том, что у истоков «Тяньдихуэй» стояли пять монахов, спасшихся после разрушения маньчжурами монастыря Шаолинь и поклявшихся свергнуть династию Цин и восстановить династию Мин . Согласно этой легенде, 128 монахов-воинов, основавших «Общество триады», ответили отказом на требование маньчжуров сдать монастырь и обрить головы в знак верности династии Цин. После десятилетней осады захватчики всё же смогли сжечь Шаолинь, однако 18 братьям удалось вырваться из кольца. После долгого преследования пятеро спасшихся монахов, которых впоследствии по ритуалу стали называть «Пятью предками», воссоздали триаду и стали обучать молодёжь боевому ушу .

От «Тяньдихуэй» отделилось несколько более мелких групп, в том числе и «Саньхэхуэй». Это общество взяло за свой герб равносторонний треугольник, олицетворяющий основную китайскую концепцию «небеса - земля - человек», в который обычно вписывают иероглиф «хань», изображения мечей или портрет военачальника Гуань Юя (число три в китайской культуре и нумерологии символизирует триаду, множественность). Сам термин «триада» был введен намного позже, в XIX веке , британскими властями Гонконга из-за использования обществом символа треугольника, и с их же подачи стал синонимом китайской организованной преступности . Из других религиозных сект также формировались антицинские тайные общества. Например, из секты «Цзюгундао» («Путь девяти дворцов») вышли тайные общества «Хуанлунхуэй» («Желтого дракона»), «Хуаншахуэй» («Желтого песка»), «Хуншахуэй» («Красного песка»), «Чжэньухуэй» («Истинного боевого искусства»), «Дадаохуэй» («Больших мечей»), «Сяодаохуэй» («Малых мечей»), «Гуаньдихуэй» («Правителя Гуаньди»), «Лаомухуэй» («Старой матушки»), «Хэйцзяохуэй» («Черных пик»), «Хунцяохуэй» («Красных пик»), «Байцяохуэй» («Белых пик»), «Дашэнхуэй» («Великого мудреца»), «Хундэнхуэй» («Красных фонарей»). Хотя китайские власти ещё в 1729 году запретили курение опиума , британцы с конца XVIII века начали ввозить этот наркотик в Гуанчжоу из Индии , продавая его через коррумпированных китайских чиновников (в меньшей степени, но опиум также ввозили американцы из Турции). В конце XVIII века Гонконг превратился в лагерь мощной пиратской армии под руководством Чжан Баоцзи, которая собирала дань с китайских и португальских торговых судов (в период наибольшего могущества флотилия Чжан Баоцзи насчитывала несколько сотен судов и 40 тыс. бойцов) .

Первая половина XIX века

При подавлении крестьянского восстания -1805 годов , которое охватило провинции Хубэй , Хэнань , Шаньси , Сычуань и Ганьсу , китайские и маньчжурские феодалы казнили свыше 20 тыс. членов секты «Байляньцзяо». После очередных репрессий со стороны властей один из уцелевших лидеров секты «Багуацзяо» («Учение восьми триграмм») Го Чжэцин бежал в провинцию Гуандун , где основал новую буддийскую секту «Хоутяньбагуа» и стал обучать своих последователей ушу . Купец Ко Лайхуан, также вынужденный бежать от преследований маньчжуров, принес традиции «Тяньдихуэй» в Сиам и Малайю .

К концу первой четверти XIX века в провинции Гуандун уже сложилась мощная наркомафия со связями на самом верху (нелегальный бизнес покрывали губернатор и глава морской таможни Гуандуна, а взятки получал даже сам император). Если в 1821 году британцы ввезли в Китай 270 т опиума, то в 1838 году импорт наркотика достиг уже 2,4 тыс. тонн. Британцы доставляли опиум на суда-склады, стоявшие в прибрежной зоне Гуандуна. Джонки местных воротил и пиратов перевозили наркотик в Фуцзянь , Чжэцзян , Цзянсу , Шаньдун и порт Тяньцзинь , а уже оттуда опиум расходился по всей стране (коррупция достигла такого размаха, что наркотик развозили даже суда таможни и военного флота Китая).

Европеец, взявший китайское имя Лу Дунцзю, возглавил отряд в несколько тысяч китайцев, нападавших с 1848 года только на английские суда. К весне 1849 года Цю Ябао собрал новую флотилию из 13 джонок, однако в марте 1850 года британцы вновь нанесли ему поражение в заливе Дапэнвань. Осенью 1849 года был разгромлен и флот Сапынчая (64 джонки и 3,2 тыс. бойцов). В 1849 году китайское население Гонконга превысило 30 тыс. человек (среди них преобладали строительные рабочие, слуги в домах европейцев, лодочники и мелкие торговцы). Китайцы объединялись в землячества и гильдии , а роль теневой администрации среди них стали выполнять тайные общества (центрами землячеств служили родовые храмы). В Гонконге чрезвычайно широкое распространение получила традиционная система «приёмных дочерей» (моцзы), когда бедные семьи продавали девочек в услужение, а подпольные синдикаты вывозили детей в Сингапур , Австралию , Сан-Франциско , где продавали их в публичные дома .

Вторая половина XIX века

Среди недавних выходцев из Китая были влиятельны и другие тайные общества. Так, большинство выходцев из Гуандуна и Фуцзяни принадлежали к членам «Саньхэхуэй», из Хунани , Хубэя , Гуйчжоу и Сычуани - к «Гэлаохуэй», из Шанхай - к «Цинбан» и «Хунбан», из Аньхоя , Хэнани и Шаньдуна - к «Дадаохуэй», из Чжили (Хэбэя) и Пекина - к «Цзайлихуэй». Но долго хранить верность старым хуэйданам на новом месте удавалось не всем. В Гонконге, этом «плавильном котле» Южного Китая, с его повышенной динамичностью и мобильностью, большая часть членов тайных обществ либо вливалась в ряды местных хуэйданов, относящихся к «Саньхэхуэй», либо эмигрировала. В 1887 году в Гонконге был принят закон о борьбе с контрабандой опиума, но откупщики всё равно продолжали незаконно экспортировать наркотик в Китай, наладив связи с пиратами и чиновниками. К 1891 году около 17% китайского населения Гонконга употребляла опиум. В мае 1894 года домовладельцы совместно с руководством хуэйданов организовали в колонии очередную забастовку кули. В 1894 году эпидемия чумы унесла 2,5 тыс. жизней, британские власти снесли несколько китайских кварталов и сожгли часть домов, в результате чего из колонии были вынуждены уехать оставшиеся без крова 80 тыс. человек (в 1895 году всё население Гонконга составляло 240 тыс. человек). В апреле 1899 года жители «Новых Территорий» под руководством старейшин клана Дэн, крупнейших землевладельцев этой местности, начали вооружённое сопротивление англичанам, поддержанное членами тайных обществ .

В 90-х годах XIX века Гонконг служил тыловой базой китайских революционеров, которых финансировали местные предприниматели Хуан Юншан, Юй Ючжи, Хэ Ци, Ли Шэн и другие. Также колония стала пунктом связи революционеров с представителями антицинских тайных обществ. Так, в конце 1899 года в Гонконге состоялось совещание деятелей основанного Сунь Ятсеном «Синьчжунхуэй» («Союза возрождения Китая») с представителями крупнейших хуэйданов - «Гэлаохуэй» («Общество старших братьев»), «Цинбан», «Хунбан» и «Саньхэхуэй». Революционеры и члены тайных обществ заключили союз, а некоторые деятели «Синьчжунхуэй» получили высокие должности в хуэйданах, например, друг Сунь Ятсена Чэнь Шаобо вступил в «Триаду», став главой финансового управления (также его приняли в состав высшей иерархии общества «Гэлаохуэй»). На основе гонконгской «Триады» был создан союз «Чжунхэтан» («Ложа верности и гармонии») для содействия антицинским силам в колонии. К началу XX века в Гонконге оформились китайские гильдии торговцев рисом, сахаром, маслом, птицей, овощами и фруктами, металлоизделиями, тканями, углем и дровами, ставшие влиятельной силой в экономике колонии. В то же время тайное общество «Саньхэхуэй», уже занимавшее крепкие позиции в Гонконге и провинции Гуандун, начало активно проникать и в среду китайских предпринимателей .

Первая половина XX века

Землячества, нередко тесно связанные с тайными обществами, создавали школы для своих земляков, выпускали газеты, собирали средства среди богатых хуацяо для помощи беженцам, финансировали содержание больниц и приютов для сирот. Отряды патриотически настроенных хуацяо из Малайи и Голландской Ост-Индии воевали в Китае против японцев, получая из Гонконга оружие и медикаменты. К 1941 году японцы создали в Гонконге свою резидентуру, с которой активно работали многие члены хуэйданов. За шпионаж в пользу японцев был даже арестован крупный финансист, председатель торговой палаты Гуанчжоу и компрадор «Хуэйфэн» («HSBC») Чэнь Лянбо.

Наиболее могущественные в годы японской оккупации гуандунская и фуцзяньская мафии разделили город на сферы влияния, контролировали чёрный рынок продуктов питания, многие улицы, собирая дань с торговцев и прохожих. Члены хуэйданов, сотрудничавшие с японской полицией, держали публичные дома (только в районе Ваньчай их было сосредоточено около пяти сотен), опиумокурильни (наркотики японскими военными самолётами доставляли из Северного Китая) и игорные дома, выплачивая долю оккупантам. После капитуляции японцев в августе 1945 года и начала в Китае гражданской войны в Гонконг хлынула новая волна беженцев. С по 1950 год население колонии увеличилось с 1,75 млн до 2,23 млн человек (в конце 1949 года в среднем в Гонконг из Китая прибывало около 10 тыс. беженцев в неделю). К 1950 году в трущобах и палатках Гонконга проживало около 330 тыс. человек. Британская администрация в 1950 году снесла более 17 тыс. хижин, оставив без крова 107 тыс. человек, а в результате сильного пожара, вспыхнувшего в трущобах Коулуна , на улице оказалось ещё около 20 тыс. человек. Возникшие на территории Гонконга лагеря китайских беженцев попали под контроль мафии, широкое распространение получила система незаконной торговли детьми. Активизировавшиеся гангстеры и пираты промышляли грабежами складов и магазинов, нападениями на рыболовецкие джонки и пассажирские пароходы, рэкетом предпринимателей. Осуществленная в 1947 году властями Гонконга кампания по борьбе с хуэйданами привела к разгрому 27 организаций, депортации более 100 их членов и аресту 77 человек. В 1948 году было арестовано более 25 тыс. человек (4,5 тыс. из которых высекли). В сентябре 1949 года гоминдановцы убили в Гонконге бывшего сподвижника Чан Кайши генерала Ян Цзэ, сблизившегося с коммунистами .

Вторая половина XX века

В октябре 1956 года , в день празднования Синьхайской революции («Праздник двух десяток»), члены «14К» и тайваньские агенты спровоцировали в Коулуне манифестации, переросшие в погромы левых профсоюзов, торговых фирм и магазинов, продававших товары из Китая, поджоги машин, грабежи частных домов, промышленных предприятий и клиник. Изначально, пока волнения не переросли в массовые беспорядки (особенно в районе Чхюньвань на «Новых Территориях»), британские власти предпочитали не вмешиваться в конфликт. И всё же армии пришлось применить силу для разгона демонстрантов, а полицейским укрыть у себя уцелевших коммунистов и других левых. В результате беспорядков были убиты сотни людей, но по официальной версии погибло около 60 человек, а ранения получили более 500. Власти Гонконга в течение недели задержали более 5 тыс. человек, и вскоре приняли строгие меры, которые на некоторое время усмирили активность местных триад. К 1958 году около 15% жителей колонии являлись членами хуэйданов (до войны - всего 8-9%); они совершали более 15% всех тяжких преступлений. Решительная борьба властей с опиумокурильнями привела в конце 50-х годов к все более широкому распространению на улицах героина . К тому же Гонконг начал превращаться в перевалочный пункт контрабанды героина в

Сегодняшними исследователями организованная преступность Гонконга считается прямой наследницей тайных обществ прошлого, но что из их особенностей сохранили сегодня гонконгские ОПГ?


В эпоху правления династии Цин на территории нескольких провинций Юга Китая и в среде зарубежных китайцев активным было уже упоминавшееся нами народное тайное общество (民间秘密会党) «Союз Неба и Земли» (天地会). Как считают, оно получило свое название в честь идеи: «Поклоняться Небу как отцу, поклоняться Земле как матери» (一拜天为父二拜地为母). Для внутреннего же использования в «Союзе Неба и Земли» общепринятым было название «Триада Великого учения» (洪门三合会).

Согласно записям архивных материалов эпохи Цин, «Союз Неба и Земли» зародился в районе Чжанчжоу (漳州地区) провинции Фуцзянь. Есть свидетельства, связывающие тайные общества Гонконга с организациями провинции Гуандун, происхождение которых ретроспективно может быть увязано с обществами, первоначально действовавшими в провинции Фуцзянь.

Сегодня в Гонконге на нормативно-правовом уровне не используют термин «преступная организация-«хэйшэхуй» (黑社会), вместо него официально применяют термин «триада» (三合会). Там термин «триада» стал нарицательным и не указывает на конкретную организацию с таким названием. Этот принцип был подхвачен западными исследователями часто переносящими название «триады» на китайскую организованную преступность вообще.

В современном Гонконге и Аомэне, названия многих преступных организаций, являются всего лишь названиями без глубоких мистификаций и тайного смысла, хотя эти банды и прослеживают свою историю от тайных обществ прошлого. В качестве примера китайские исследователи приводят, преступные сообщества «Синь и ань» (新义安) и «Шэнхэ» (胜和). Или взять хотя бы преступную организацию «Шуйфан» (水房), в которую входят различные более мелкие группировки. Организации с таким названием есть и в Аомэне, и в Гонконге. С 1996 по 1998 годы аомэньская «Шуйфан» (水房) вместе с бандой «Шэнхэ» (胜和) воевала с гонкогской «Шуйфан» (水房).

Многие преступные организации Гонконга настолько малы, что это трудно себе представить – 3 – 5 постоянных членов. То есть, они даже не подпадают под оперативный критерий опасности преступной организации существующий во внутреннем Китае – «553», что означает – «в состав организации входит 5 и более человек, а из 5 дел организации – 3 уголовных». С этой точки зрения не каждая преступная группа Гонконга может быть названа «мафией» (黑社会) или преступной организацией мафиозного типа по классификации УПК континентального Китая.

Сегодня члены преступных организаций из Гонконга, Аомэня, Тайваня и других стран время от времени посещают КНР, где устраивают празднования дней рождения или похороны членов преступных сообществ - уроженцев провинций континентального Китая, а также некоторые церемонии, связанные с историей тех тайных обществ, от которых они прослеживают свою историю. Полиция КНР старается контролировать проведение подобных мероприятий и действовать таким образом, чтобы снижать до минимально возможного уровня влияние преступных организаций на общество.

В 1900 году в провинции Гуандун впервые в Китае в качестве преступления был квалифицирован «въезд в страну с целью расширения деятельности организованной преступности» (入境发展黑社会组织罪). Тогда шесть человек прибыли в Шэньчжэнь для участия в церемонии «коронации» (搞职位升迁仪式). Их ранг повышался с уровня «простых членов организации, смотрящих за отдельными улицами» (草鞋四九仔) до уровня «законников и палачей» мафии (红棍). На пути возвращения в Гонконг пятеро из них были схвачены полицией и брошены в тюрьму.

Китайские эксперты не отрицают наличия процесса инфильтрации зарубежных преступных группировок в континентальный Китай. В 1981 году в Шэньчжэне было выявлено 4 мафиозные группы, связанные с преступностью Гонконга. В 1991 году их число выросло до 29.

Однако, по оценкам китайских специалистов, большинство посещяющих КНР членов преступных организаций, в том числе и крупные преступные авторитеты, оказываются там не для того, чтобы организовывать преступный бизнес. Их основыне цели – посещение духовно значимых для них мест, встречи с родственниками, туризм, покупки, реже они прибывают с целью развернуть легальный бизнес, пристроить преступно нажитые капиталы, обезопасив их как от своих конкурентов, так и от полиции Гонконга. Несомненно, органы общественной безопасности КНР фиксируют факты поездок установленных членов организованной преступности и сотрудничют с полицией Гонконга в этом вопросе.

Позицию полиции КНР по отношению к зарубежной преступности, в целом, и зарубежной китайской этнической преступности, в частности, можно сформулировать в виде трех принципов:

Не давать им въезжать в страну с целью организации преступной деятельности, и немедленно пресекать, в случае обнаружения таких намерений;

Не давать укрываться на территории КНР преступникам, совершившим преступления за рубежом;

Не позволять им совершать преступления на территории КНР.

В плане борьбы с организованной преступностью большой опыт накоплен правоохранительными органами Гонконга. В 1956 году там было создано первое специализированное подразделение полиции для борьбы с этим явлением. Для сравнения, в КНР лишь в 1997 году в Уголовный кодекс были внесены изменения, позволившие адресно привлекать к ответственности членов организованных преступных групп.

История гонконгской организованной преступности насчитывает без малого 100 лет. Как мы уже упоминали, сегодня для их собирательного обозначения используется термин «триады» (三合会), так произошло потому, что большинство из этих преступных организаций прослеживают свои корни от тайного общества «Триада» или как его еще называли «Великое учение Триады» (洪门三合会) – отделения «Союза Неба и Земли».

Рассказывают, что около 1760 года известное в Китае антицинское движение «Союз Неба и Земли» (天地会) создало отделение в Гуандуне. Члены этой организации внесли вклад в подготовку и осуществление Синьхайской революции в Китае. Современные же триады утратили политическое значение, выродившись в организации преступников. Китайские историки так описывают процесс прихода триад в Гонконг.

В 1846 году в Гонконге образовалось довольно влиятельное тайное общество «Хэцзыси» (和字系). В тот период отбившиеся от своих местных организаций члены общества «Великое учение Триады» стекались в Гонконг и концентрировались вокруг постоялых дворов. Такие дворы они помечали иероглифом «Спокойствие-«Хэ» (和). Постепенно к этим бандам примыкали бродяги и лица без определенных занятий, множа число преступников, готовых на злодеяния за малую плату. Тогда же начала формироваться ныне действующая в Гонконге система существования организованной преступности, дающее банде право заниматься преступными промыслами строго в пределах признаваемой за ней территории (地盘) или района (区域).

В 1866 году наводнившие Гонконг люди сбились в граппировку «Ваньаньбан» (万安帮), а в 1919 году она раскололась под влиянием внутренних центробежных сил. Часть бандитов объединились в банду «Ианьбан» (义安帮), которая в 1921 году выступила на политической сцене Гонконга как организация, представляющая интересы китайцев перед лицой английской колониальной администрацией – «Торгово-промышленное объединение «Честь и спокойствие» (义安工商总会).

В 1909 года глава (堂主) объединения или «храма» (тайные общества очень активно использовали религиозную терминологию и символику) «Июнтан» (义勇堂) Хэй Гужэнь (黑骨仁) для устранения накопившихся среди в криминальной среде претензий и противоречий созвал первую в Гонконге сходку представителей триад (洪门大会). На сходке, в числе других решений, было определено, что перед входом в помещение «храма» (места сборов) банды будет изображаться иероглиф «Хэ» (мир, спокойствие) как символ того, что «мир и спокойствие» в отношениях между бандами – самое дорогое, что может быть (以和为贵). Так в рядах триад из банд, присутствовавших на сходке, образовалась фракция «Хэ» (“和”字派三合会组织).

Тайное объединение «Хэ» (“和”字头帮会) было представлено более чем 30 сообществами (堂口), действовавшими в 9 районах Гонконга. Самыми активными из них были банды «Хэаньлэ» (和安乐), «Хэшэнхэ» (和胜和), «Хэхэтао» (和合桃).

«Хэаньлэ» - это крупнейшая из банд фракции «Хэ» (“和”字派) свою историю она ведет от так называемого «Храма благоденствия» (安乐堂). Ее первыми членами были работники чайных, закусочных и лоточные торговцы съестными припасами. По этой причине ее главной штаб-квартирой был завод по производству газированной воды «Аньлэ», располагавшийся в районе Цзюлун (九龙安乐汽水厂). Именно поэтому банду называли «Дом воды» (水房) или «Дом газированной воды» (汽水房) – тот самый, существующий поныне «Шуйфан».

Банда «Хэхэтао» (和合桃) раньше называлась «Хэхэту» (和合图). Она образовалась в 1886 году, существует поныне и является одной старейших банд гонконгских триад.

Полицейские силы Гонконга в XIX веке были довольно малочисленными и имели смутные представления о том, как банды Гонконга боролись друг с другом. Полиция реагировала только на отдельные факты убийства людей и нарушения общественного порядка. Не сталкиваясь с сопротивлением, преступные сообщества Гонконга превратились в профессиональные преступные объединения, занимавшимиеся определенными видами криминальной деятельности и контролировавшими определенные территории.

В середине ХХ века, после образования КНР, на материковой части Китая деятельность религиозных сект и других тайных объединений (会道门) оказалась под запретом и снова часть из них устремились в Гонконг. Так в 1949 году в Гонконге обосновалась «Общество великого учения беззаветной преданности и чувства долга» (洪门忠义会). В октябре 1949 года Народная освободительная армия Китая вошла в Гуанчжоу. Члены этой организованной группировки отказались от открытого вооруженного сопротивления. Их глава Гэ Чжаохуан (葛肇煌) укрылся в Гонконге, организовав там «Общество великого учения беззаветной преданности и чувства долга» (洪门忠义会). В целях конспирации адрес тогдашнего места расположения штаб-квартиры организации в Гонконге – улица Сигуань баохуалу, дом 14 (西关宝华路14号), называли кратко «номер 14» (14号).

Секретным паролем своей организации (山头诀) Гэ Чжаохуан сделал следующее трудно переводимое на русский язык многозначное сочетание слов: «洪发山、 忠义堂、珠江水、白云香», а старинный девиз Великого учения-«хунмэнь» (洪门) «Низвергнуть Цин восстановить династию Мин» (反清复明) он изменил на «Низвергнуть коммунистов восстановить республику» (反共复国). Банды, входившие в сообщество «Хун мэнь», стали называться в соответствии с названиями 8 добродетелей китайского народа, провозглашенных Чан Кайши в формуле «Преданность, почтительность, человеколюбие, любовь, вера, справедливость, согласие, беспристрастность» (忠、孝、仁、爱、信、义、和、平). Позднее словосочетание «номер 14» (14号) стало названием преступной организации «14 К».

На разных отрезках своего существования преступные сообщества Гонконга подвергались расколам и объединениям. Например, в 1930 году от банды «Хэхэту» (和合图) отделилась «Хэшэнхэ» (和胜和), которая является вторым по влиянию сообществом фракции «Хэ» после «Хэаньлэ» (和安乐).

В 1947 году за связь с преступностью английская администрация Гонконга лишила официальной регистрации «Торгово-промышленное объединение «Честь и спокойствие» (义安工商总会), тогда организация поменяла название на «Компания «Синьань» (新安公司) и ее отделение «Юнань» (永安公司). Сегодня это преступное сообщество «Синьиань» (新义安).

Банды фракции «Хэ» (和字系), «14К» и «Синьиань» (新义安) сегодня самые могущественные преступные корпорации Гонконга.

В 1956 году в Гонконге случилось «Цзюлунские волнения» (九龙暴动). Банда 14K и члены других группировок участвовали в мародерстве и погромах. Этого оказалось достаточно для того, чтобы английская колониальная администрация начала наращивать амплитуду борьбы с триадами во всем их сложном многообразии. Однако, одного решения бороться с организованной преступностью оказалось недостаточно. Англичане немедленно столкнулись с проблемой срастания власти с преступными организациями, произошедшего за долгий период их мирного сосуществования. Попытка бороться с таким положением вещей привела в 60-е – 70-е годы к обострению социальной ситуации в Гонконге. Дело в том, что триады фактически обеспечивали общественный порядок в Гонконге на уровне кварталов и улиц. Взаимодействие с полицией доходило до такого уровня, что в случае пропажи ребенка, например, полиция обращалсь к ним за содействием в поиске, полиция и триады совместно решали проблемы охраны общественного порядка на территориях контролировавшихся бандами. Конечно, когда политиками были предъявлены новые требования, старинную систему пришлось пускать на слом, и следует отметить, она была эффективно сломана.

В 1974 году, когда в Гонконге была введена более демократическая форма управления, взаимодействию полиции и преступных организаций был положен конец и преступникам пришлось перевести всю свою деятельность на канспиративную основу.

В 80-е годы позиции банды «14K» постоянно подвергались атакам, как состороны полиции, так и со стороны соперничавших группировок «Синьиань» (新义安) и «Хэшэнхэ» (和胜和).

Согласно статистике полиции Гонконга в настоящее время число людей так или иначе связанных с «14К» составляет от 12 до 20 тыс. человек, объединенных в 31 группу-«дуй» (堆), которые расположены во всех районах Гонконга и Цзюлуна. Однако, большее число этих групп существует скорее номинально, чем в качестве боеспособных организаций. Реально функционирующих банд в «14К» всего 6, остальные носят аморфный характер и не задействованы активно в преступных промыслах.

Сообщество «Синьиань» (新义安) в последние десятилетия развивалось быстрыми темпами, превратившись сегодня в олигархическую группировку в среде триад. В 1980 – 90 е годы это сообщество контролировало киноиндустрию Гонконга, что способствовало появлению в тот период большого количества фильмов, в которых главными действующмми лицами были боевые искусства и мафиози.

После того, как полиция Гонконга в борьбе с организованной преступностью объединила свои усилия с полицией континентального Китая, масштабы деятельности преступных сообществ стали заметно сворачиваться. Вместе с тем, деятельность организованной преступности вышла за пределы их традиционных объектов промысла и выплеснулась за пределы ранее контролировавшихся преступниками районов. Сегодня организованные преступные группировки контролируют проституцию и производство порнографии, выпуск видеокассет и видеодисков. Под их управлением находится большинство мелких ночных клубов, массажных салонов, саун и притонов, в которых предоставляются сексуальные услуги. Инвестиции и управление этими заведениями осуществляется криминалом через подставных лиц, что затрудняет обнаружение фактических владельцев этих объектов собственности.

Каждая из преступных группировок Гонконга принимает сегодня участие в торговле наркотиками, получая по этой статье значительные доходы в свои теневые бюджеты. Степень участия конкретной группировки в процессе наркоторговли варьируется от мелких продаж в конкретных заведениях до участия в международном наркотрафике.

Сферами профессиональных интересов преступных организаций Гонконга являеются рэкет, ростовщичество, контрабанда, мошенничество, азартные игры, а также оказание покровительства различным субъектам экономики и участие в их прибылях.

В 80 – 90-е годы преступные организации Гонконга устремились в легальный бизнес, в том числе и на территории материкового Китая. Объектами капиталовложений средств, перетекающих из «теневой» области экономики в ее «светлую» часть стали – строительная отрасль, транспорт, сфера общественного питания и развлечений. Примером может быть известные каждому гражданину КНР братья Сян (向氏), подозреваемые в связях с сообществом «Синьиань» (新义安). Под братьями Сян функционируют такие крупные киностудии как «Винс энтертэйнмент» (永盛), «Chinese star» (中国星), «One hundred years» (一百年), выпустивших множество фильмов популярных на территории Китая.

Рассуждая о сегдняшнем дне организованной преступности, китайские эксперты признают, что в китайских городах и деревнях, как и в древнем Китае, по-прежнему, неофициально существуют две противоборствующие системы, два строя, два режима. Первый – существует благодаря людям, уважающим и охраняющим закон, основа второго – люди, поступающие не так, как предписывает закон страны.

Так как деление это условно, а психология людей весьма многообразна четкую грань в этом противостоянии провести невозможно и, поэтому, две противоборствующие тенденции сосуществуют неразрывно и избавиться ни от одной из них сегодня не представляется возможным. Более того, история демонстрирует нам, что «белый» и «черный» сосуды сообщаются, люди перетекают из одного в другой вслед за изменениями обстановки и ситуации в стране. На протяжении китайской истории это единство и борьба противоположностей проявилась как противостояние «официальной» культуры и культуры вольницы-«цзянху».

Как и всё в Китае, местная организованная преступность имеет очень древнюю историю и богатейшие традиции. Триады Китая – именно так принято именовать китайские закрытые преступные группировки – это не какие-нибудь новоявленные «солнцевские» или «люберецкие» ОПГ (организованные преступные группировки). История триад уходит корнями почти на тысячу лет назад, а их роль в жизни современной китайской диаспоры по всему миру остаётся весьма значительной.

Триада – китайская мафия с национально-освободительным фундаментом

Тайные общества, объединённые особой идеологией и ведущие борьбу против власти, так же характерны для китайской цивилизации, как шёлк, фарфор или порох. Подобные тайные организации, именуемые хуэйданы, существовали в Китае ещё до нашей эры и принимали активное участие в гражданских войнах и борьбе за власть. Однако современная китайская триада предпочитает вести свою родословную с примерно XII века, когда в средневековом Китае начала оформляться борьба против захватившей власть маньчжурской династии Цин. Именно тогда сформировалась буддийская секта «Общество Белого лотоса», объединявшее вокруг себя всех активных противников цинской династии.

Существует также красивая легенда, согласно которой триады ведут своё происхождение от монахов легендарного монастыря Шаолинь. После знаменитой осады монастыря войсками династии Цин пятеро спасшихся монахов поклялись отомстить захватчикам и с этой целью создали тайное освободительное общество. Кстати, именно с этих пор наблюдается взаимосвязь кунфу и триады – тайные общества за неимением оружия обучались боевым искусствам. Разнообразные хуэйданы действительно существовали в Китае на всём протяжении Средневековье и стали особенно влиятельными и многочисленными в XIX веке. Во многом они сохраняли свой национально-освободительный характер, однако должны были приспосабливаться к реалиям жизни и чем-то зарабатывать. Очень вовремя пришлось увеличение объёмов торговли опиумом. Эта сфера была привилегией государства, однако контрабандную торговлю было трудно запретить. Тем более, когда одна за одной следовали Опиумные войны, по итогам которых иностранные государства принудили китайского императора пустить их на внутренний рынок.

Триады Гонконга – не выдумка киношников

На торговле опиумом поднялись практические все «старые» триады, например, знаменитая «Зелёная банда» из Шанхая. Первоначально это было профессиональное объединение лодочников реки Янцзы, подрабатывавших торговлей солью. Со временем опиумом торговать стало куда выгоднее – и «Зелёная банда» создала настоящую преступную империю, став самой влиятельной силой в Шанхае. В начале XX века, когда в ходе революции династия Цин была свергнута, перед хуэйданами встал выбор – либо прекращать свою деятельность, ибо цель была достигнута, либо развиваться по криминальному пути. Многие тайные общества выбрали второй путь, став уже настоящими триадами.

Триады, мафия всего Китая, обрели особое могущество в период 1910-х – 1930-х годов, во время Гражданской войны. Они не только стали контролировать различные нелегальные сферы деятельности (торговля опиумом, азартные игры, контрабанда, сутенёрство и так далее), они стали активными участниками политической жизни. Триады, являясь по своему идеологическому происхождению националистическим течением, стали активно использоваться в борьбе с китайскими коммунистами. В частности, триады были весьма ценными союзниками Чан Кайши и его партии Гоминьдан. В годы войны с Японией триады играли двоякую роль – часть из них вела активную борьбу с японцами, другая сотрудничала с оккупантами. После установления в материковом Китае коммунистического режима, ведшего с триадами беспощадную борьбу, они эмигрировали в китайские диаспоры за рубежом, а также на Тайвань и в Гонконг.

Именно гонконгские триады, известные по фильмам Джеки Чана, Джона Ву и других, в настоящее время считаются наиболее влиятельными. Имея исторические связи с пиратами, триады Гонконга сумели воспользоваться благоприятными возможностями пребывания под английским протекторатом. После Второй Мировой войны в Гонконге триады бурно развивались благодаря расцвету торговли как легальными товарами, так и наркотиками, проституции, азартных игр и махинации во время строительного бума. За несколько десятилетий триады создали настоящую коррупционную сеть, опутавшую всю государственную систему Гонконга. После воссоединения в 1997 году с Китаем Гонконг, несмотря на сохранение статуса особой экономической зоны, стал для триад менее безопасным. В настоящее время, по оценкам экспертов, члены шести самых влиятельных триад Гонконга (100 тысяч человек) сосредоточили свою деятельность в основном за границей, в странах с внушительной китайской диаспорой.

Закон триад: молчание и подчинение

Как несложно догадаться, укоренившееся название организованных преступных группировок Китая связано с цифрой «3». Знак триады связан с мистическими представлениями о священном значении цифры «3», что имеет свои корни как в буддийской эзотерике, так и в народных суевериях Суеверия: магическая подоплёка повседневной жизни . Со стороны может показаться, что триады это настоящее нумерологическое тайное общество – столь большое значение члены этих группировок придают всевозможным комбинациям чисел и сохранению секретности. Таинственность - это фирменный символ триады – пожалуй, ни одно другое организованное преступное сообщество в мире не имеет столь крепких и жёстких традиций сохранению тайны своей деятельности. В первую очередь это связано с особенностями исторического появления и развития китайских тайных обществ – от степени их скрытности зависело их выживание.

Во многом скрытность триад базируется на созданной изощрённой системе зашифрованных символом и знаков, которым могут позавидовать любые масоны , иллюминаты и прочие реальные и выдуманные тайные общества Запада. Структура триад такова, что члены разных подразделений этих кланов могут не знать друг друга в лицо и по имени – весьма эффективный вариант конспирации. Вместе с тем, чтобы узнавать и сотрудничать между собой, члены триад знают систему знаков в одежде, в сервировке стола, в нанесённых на тело татуировках, в цифровых кодах, в секретных рукопожатиях и жестах. Для постороннего человека эти знаки останутся незамеченными, но посвящённые всё поймут и примут к сведению.

Более того, цифровой шифр используется триадами даже для обозначения «должностей» внутри организации. Так, «489» это обозначение лидера клана; «438» - его заместитель; «432» - своего рода связной, ключевая фигура, осуществляющая контакты с различными подразделениями; «426» - командир боевой группы; «415» - финансовый или юридический советник организации; «49» - простой член триады, своего рода рядовой солдат.

Александр Бабицкий


В начале 90-х годов я посетил в составе советской деловой делегации провинцию Гуандун, где мы провели несколько дней в порту Шекоу. Это морские ворота создаваемой в те годы крупнейшей китайской особой экономической китайской зоны Шеньчжень.

Порт Шекоу и экспортно-промышленная зона функционировала на правах филиала Гонконгской компании по инвестициям. Однажды вечером мы собрались на неформальную встречу с руководством компании в коттедже, в котором жила наша делегация. И после продолжительных тостов за нерушимую дружбу, нам последовало приглашение посетить на катере владельца компании ночной Гонконг. Это застало нас врасплох. Мы прибыли с визами из одной коммунистической страны в другую. А нам предлагают посетить без виз находящийся за железным занавесом капиталистический Гонконг. Видя нашу растерянность, китайский переводчик нам доходчиво объяснил, что китайский бизнесмен из Гонконга настолько всемогущ, что никто из пограничников и таможенников не посмеет без его разрешения зайти на борт катера. Несмотря на это разъяснение, мы все же не рискнули.

Немного позже стало извзестно, что большая часть зарубежная капитала, пришедшего в особые экономические зоны Китая, принадлежала могучим китайским триадам из Гонконга.

Китайские триады - крупнейшая группировка мирового этнического бизнеса, самая организованная мафия в мире. Триады контролируют и защищают китайский бизнес от местного рэкета (в том числе государственного) по всему миру. По своей организованности и эффективности с триадами не могут соперничать итальянская, русская или какая-нибудь другая мафия.

Понятие «триада» связано с конфуцианским восприятием мира. В объективно существующей триаде (земля, человек и небо) человек стоит в центре вселенной и соединяет противоположные полюса. Криминальная «философия» ставит в центре мировой теневой экономики триады, обеспечивающие нерасторжимость китайского бизнеса.

Первые секретные организации (триады), появившиеся в Китае в 1674 году, ставили политическую цель отстранения от власти правящей династии маньчжуров. В дальнейшем триады трансформировались в тайный синдикат криминальных группировок. На формирование триад оказали свое влияние пираты Южно-Китайского моря.

Китайские триады являются старейшей в мире преступной организацией, о которой известно меньше, чем о «Коза Ностре» или Якудза. Под контролем триад находится игорный бизнес Аомыни (Макао). Эта бывшая португальская колония известна как «восточное Монте-Карло». Доходы от игорного бизнеса превышают 2 млрд. долларов США, что сопоставимо с доходами американской столицы рулетки Лас-Вегаса. Триады чувствуют себя особенно благополучно в странах с высоким уровнем коррупции в Юго-Восточной Азии. Перспективным регионом для триад являются страны криминально-коррумпированной демократии в Восточной Европе, Центральной Азии и Южном Кавказе, где имеются продажные «элиты в законе».

***
У религиозных истоков китайских триад находилась возникшая в 12 веке тайная буддийская секта «Союз Белого Лотоса», объединившаяся в 14 веке с другими буддийскими сектами в борьбе против монгольской династии Юань. При династии Мин (1368 – 1644) они неоднократно поднимали антиправительственные восстания.

У истоков тайных организаций Южного Китая, включая провинцию Гуандун, стояло «Общество неба и земли», из которого вышло «Общество трех согласий (гармоний)» или «Общество триады», основанное в конце 17 века беглыми буддийскими монахами для борьбы с маньчжурами.

Гербом общества стал равносторонний треугольник, олицетворяющий триединство «небо – земля – человек». Термин «триада» был введен в оборот в 19 веке британской администрацией Гонконга и со временем стал синонимом китайской мафии (организованной преступности).

На фоне беспрецедентной коррупции в провинции Гуандун вокруг торговли опиума сложилась мощная наркомафия.

Попытки запрета ввоза опиума привели к Первой опиумной войне (1841), Гонконг был объявлен свободным портом, и опиумная торговля приобрела новое дыхание. По Нанкинскому договору 1842 года Китай уступил остров Гонконг Великобритании и открыл для свободной торговли Шанхай, Гуанчжоу, Нинбо, Сямынь и Фучжоу.

В середине 19 века в Гонконге начитывалось более двух десятков мелких тайных обществ, контролирующих не только торговлю опиумом, но и выполняющих роль теневой администрации для китайской общины Гонконга, насчитывающей 30 тыс. человека.

Триады усилились в период Тайпинского восстания (1850 – 1864) против маньчжурской династии Цин. Они приняли активное участие в Боксёрском восстании (1899 – 1901) против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая. Триады стремились избавить Поднебесную от западного христианского влияния.

За четверть века, начиная с 1850 года, из Гонконга и Макао полмиллиона китайцев выехало в Северную Америку, Юго-Восточную Азию и Австралию. За ними отравились местные гангстеры, взявшие под теневой контроль чайнатауны.

В 1856 году «цивилизованные» европейцы (англичане, французы) и американцы начали Вторую опиумную войну. После захвата столицы Поднебесной, в 1860 году был подписан Пекинский мирный договор, открывший для иностранной торговли Тяньцзинь и разрешивший использовать китайцев в качестве рабской силы гастарбайтеров (кули) в британских и французских колониях. Была окончательно легализована торговля опиумом, в которой в начале 70-х годов в Гонконге лидерство перешло от англичан к компании из Бомбея «Давид Сассун и К°» влиятельного семейства евреев-сефардов Сассун.

Авадий (Абдалла) Сассун (1818 – 1896) продолжил дело свое отца в торговле индийским опиумом в Китае. Переехал из Бомбея в Лондон и за особые заслуги перед британской короной (вероятно, за то что, успешно приучал китайцев к наркотикам) получил титул баронета, стал сэром Альбертом, дружившим с королем Эдуардом VII.

В результате Опиумных войн благодаря «цивилизованным» европейцам и американцам удалась масштабная «демократическая» наркотизация подданных Поднебесной. Число наркоманов в империи увеличилось с 1842 по 1881 гг. с 2 млн. до 120 млн. человек. Наркоманом стал каждый третий житель Поднебесной из 369 млн. человек .

В 90-х годах 19 века тайные общества Гонконга, Шанхая и Кантона оказали поддержку вождю китайской буржуазной революции Сунь Ятсену, основателю партии Гоминьдан и Китайской республики.

На основе гонконгской «Триады» был создан союз «Ложа верности и гармонии» для содействия антиманьчжурским силам в колонии. В середине 20-х годов с приходом к власти Чан Кайши (члена тайного общества) тирады стали боевым крылом партии Гоминьдан, ликвидирующие в Шанхае и других городах оппонентов, включая профсоюзных деятелей и коммунистов.

Во время японской оккупации Гонконга (1941 – 1945) местные триады продолжили контролировать черный рынок. После капитуляции японцев администрация колонии осуществила крупномасштабную войну с триадами. С 1949 года в континентальном Китае, пришедшие к власти коммунисты, поставили задачу ликвидации тайных обществ, участие в которых каралось смертной казнью. Многие члены китайских триад эмигрировали в Гонконг.

В конце гражданской войны спецслужбы партии Гоминдан объединили подконтрольные тайные общества в «Союз верности и справедливости» во главе с гоминдановским генералом. В дальнейшем союз трансформировался в синдикат «14К» (по одной из версии по аналогии с бывшей штаб-квартирой в Кантоне). Эта одна из самых многочисленных и влиятельных триад Гонконга, которая в 90-е годы считалась крупнейшей в мире, но из-за преследований вышла за пределы Гонконга. В 2010 году эта уже международная триада насчитывала в своих рядах 20 тыс. членов и контролировала бизнес не только в Гонконге и Макао, но и общества этнических китайцев в США, Канаде, Австралии, Великобритании и Нидерландах. Синдикат «14К» кроме контроля каналов поставки героина и опия из Юго-Восточной Азии в Китай, Северную Америку и Европу, занимается азартными играми, ростовщичеством и отмыванием денег, заказными убийствами и другими видами приступной деятельности.

Китайские триады контролируют один из трех мировых полюсов наркотрафика, так называемый опиумный «Золотой Треугольник», два других - Афганский и Колумбийский - находятся под «патронажем» американских спецслужб. В 1949 году после окончания гражданской войны в Китае и провозглашения КНР остатки 93-й гоминдановской дивизии ушли в юго-западную провинцию Юньнань. Здесь на границе Бирмы, Лаоса и Таиланда («Золотом Треугольнике») гоминдановцы взяли под контроль наркобизнес и обеспечили наркотрафик через Гонконг в США и Тайвань.

Новая история началась во время американской агрессии против Вьетнама. Бравые американские военнослужащие использовали бордели Гонконга и Таиланда для отдыха и для поднятия тонуса требовали героин. И китайские триады пошли на встречу этим пожеланиям и перешли с опиума на производство героина.

Британская колониальная администрация Гонконга с переменным успехом боролась с триадами, численность местных гангстеров сократилась с 60-х по 80-е годы с 300 тыс. в три раза. С начала политики экономических реформ и открытости коммунистическая власть Китая мудро решила, что нельзя искоренить до основания триады. Поэтому были взяты под контроль спецслужб некоторые профсоюзы и триады Гонконга. Крупнейшие триады «Фуисин» (60 тыс. членов), «14К» (20 тыс.), «Братство большого кольца» и другие укрепили связи с группировками континентального Китая, а география их деятельность распространилась на весь мир.

Триады продолжают играть существенную роль в жизни Гонконга и Макао, а масштабы деятельности поражают воображение. В 2014 году в одном из отелей Макао были арестованы руководители нелегальных игорных синдикатов, принимавших ставки на матчи чемпионата мира по футболу в Бразилии. Общая сумма ставок, принятых и через звонки и Интернет, составила свыше $645 млн.(!). Несомненно, неолиберальная глобализация успешно служит китайским триадам.

***
Члены триад связаны между собой традиционной системой ритуалов, клятв, паролей и узнают друг друга по многим условным сигналам, невидимым для посторонних. Для вступления в «братство» нужно не только заручиться рекомендацией члена триады со стажем, но и пройти суровые и опасные испытания, включая участие в гангстерских операциях. В триадах большое значение имеют татуировки. Например, дракон обозначает процветание, благородство и власть, змея - мудрость и волю, а орхидея - совершенство, гармонию и изысканность.

Члены триад используют свой сленг, тайные рукопожатия, жесты и знаки, коды для обозначения званий и должностей в групповых иерархиях. Используется традиционная китайская нумерология, берущая начала от . Каждая триада имеет отделы защиты, информации (разведки и контрразведки), связи, вербовки и воспитания.

***
Китайские триады за свою историю трансформировались из религиозных сект и оппозиционных к власти тайных обществ (хуэйданах) в преступные синдикаты, распространившиеся по всему миру. Где китайская диаспора, там и триады. В течение многих веков тайные общества играли консолидирующую роль в китайском обществе: «Власти опираются на закон - а народ - на хуэйданы».

Исключительной особенностью многовековой живучести тайных обществ были железная дисциплина, глубокая конспирация и беспощадная расправа с врагами и предателями.

Тайные общества, ведущие длительную борьбу против угнетателей и захватчиков, снискали в китайском обществе славу карающего меча. Но в 20 веке из тайных обществ выделилось криминальное «Общество триады».

В будущем китайские триады продолжат контроль миграционных потоков. Чем больше коррумпирована страна проживания, тем успешнее триады будут исполнять роль теневой администрации для китайской диаспоры.

Геополитическая трансформация мирового порядка ведет не только к экономическому лидерству коммунистического Китая. Изменятся транснациональные отношения в криминальном мире. Китайские триады будут не только лидировать в мире, но выполнят свою главную «патриотическую» задачу - возьмут под контроль мировой наркотрафик не только из «золотого треугольника», но и в Афганистане и Колумбии, чтобы наказать Запад (англичан, французов и американцев) за бесчеловечные опиумные войны 19 века против китайского народа.

Вероятно, во второй половине двадцать первого столетии будет создан международный трибунал по преступлениям Запада против человечества. Рано или поздно Китай отомстит Западу за национальный позор.

Литература
Иванов П. М. Гонконг. История и современность. - М.: Наука, 1990. - 278 с.

Костяева А. С. Тайные общества Китая в первой четверти XX века. - Ин-т востоковедения РАН. - М: Восточная литература, 1995. - 240 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: