Каким трофейным советским оружием воевали немцы. Трофейные танки Красной Армии

После окончания Великой Отечественной войны из оккупированной Германии в СССР были вывезены многие трофеи. Трофеями становились различные предметы искусства, военная техника и многое другое. С наиболее интересными трофеями войны нас познакомит этот пост.

«Мерседес» Жукова

В конце войны маршал Жуков стал хозяином бронированного «Мерседеса», сконструированного по заказу Гитлера «для необходимых рейху людей». «Виллисы» Жуков не любил, и укороченный седан «Мерседес-Бенц-770к» оказался как нельзя кстати. Этот скоростной и безопасный автомобиль с 400-сильным мотором маршал использовал практически везде – только на принятие капитуляции отказался в нем ехать.

"Немецкая броня"

Известно, что Красная армия воевала на трофейной бронетехнике, но мало кто знает, что делала она это уже в первые дни войны. Так, в «журнале боевых действий 34-й танковой дивизии» говорится о захвате 28-29 июня 1941 года 12 немецких танков, которые использовались «для ведения огня с места по артиллерии противника».
Во время одного из контрударов Западного фронта 7 июля воентехник Рязанов на своем танке Т-26 прорвался в немецкий тыл и в течение суток вел бой с неприятелем. К своим он вернулся в трофейном «Pz. III».
Наряду с танками, советские военные часто использовали и немецкие самоходные орудия. Например, в августе 1941 года при обороне Киева были захвачены два полностью исправных «StuG III». Очень успешно воевал на самоходках младший лейтенант Климов: в одном из боев, находясь в «StuG III», за один день боя он уничтожил два немецких танка, бронетранспортер и две грузовые машины за что был награжден орденом Красной звезды. В целом за годы войны отечественные ремонтные заводы вернули к жизни не менее 800 немецких танков и САУ. Бронетехника вермахта пришлась ко двору и эксплуатировалась даже после войны.

«U-250»

30 июля 1944 года в Финском заливе советскими катерами была потоплена немецкая подводная лодка «U-250». Решение о ее подъеме было принято практически сразу, однако скалистая отмель на глубине 33 метров и немецкие бомбы сильно затягивали процесс. Только 14 сентября подлодка была поднята и отбуксирована в Кронштадт.
В ходе осмотра отсеков были обнаружены ценные документы, шифровальная машинка «Энигма-М», а также самонаводящиеся акустические торпеды «Т-5». Однако советское командование больше интересовала сама лодка – как образец германского кораблестроения. Немецкий опыт собирались перенять в СССР. 20 апреля 1945 года «U-250» пополнила состав ВМФ СССР под наименованием «ТС-14» (трофейная средняя), однако использовать в связи с отсутствием нужных запчастей ее не получилось. Через 4 месяца субмарину исключили из списков и отправили на металлолом.

«Дора»

Когда советские войска добрались до немецкого полигона в Хильберслебене их ожидало множество ценных находок, но особенно военных и лично Сталина внимание привлекло сверхтяжелое 800-мм артиллерийское орудие «Дора», разработанное фирмой «Крупп».
Эта пушка – плод многолетних исканий – обошлась немецкой казне в 10 миллионов рейхсмарок. Своим названием орудие обязано жене главного конструктора Эриха Мюллера. Проект был подготовлен в 1937 году, но только в 1941 вышел первый опытный образец.
Характеристики гиганта поражают и сейчас: «Дора» стреляла 7,1-тонными бетонобойными и 4,8-тонными фугасными снарядами, длина ее ствола – 32.5 м, вес – 400 т, угол вертикального наведения – 65°, дальнобойность – 45 км. Впечатляла и поражающая способность: броня толщиной 1 м, бетон – 7 м, твердый грунт – 30 м.
Скорость полета снаряда была такова, что сначала слышался взрыв, потом свист летящей боеголовки, и лишь затем доходил звук выстрела.
История «Доры» закончилась в 1960 году: орудие было разрезано на части и переплавлено в мартене завода «Баррикады». Снаряды взорвали на полигоне Прудбоя.



Дрезденская галерея

Поиски картин Дрезденской галереи были похожи на детективную историю, однако закончились успешно, и в конечном итоге полотна европейских мастеров благополучно добрались в Москву. Берлинская газета «Тагесшпиль» тогда писала: «Эти вещи взяты в порядке возмещения за разрушенные русские музеи Ленинграда, Новгорода и Киева. Разумеется, русские никогда не отдадут своей добычи».
Почти все картины прибыли поврежденными, однако задачу советским реставраторам облегчали прикрепленные к ним записки о поврежденных местах. Самые сложные работы произвел художник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Павел Корин. Ему мы обязаны сохранением шедевров Тициана и Рубенса.
Со 2 мая по 20 августа 1955 года в Москве прошла выставка полотен Дрезденской картинной галереи, которую посетили 1 200 000 человек. В день церемонии закрытия выставки был подписан акт о передаче первой картины в ГДР – ею оказался «Портрет молодого человека» Дюрера. Всего в Восточную Германию было возвращено 1240 полотен. Для перевозки картин и другого имущества понадобились 300 железнодорожных вагонов.

Золото Трои

Большинство исследователей считает, что самым ценным советским трофеем Второй мировой стало «Золото Трои». «Клад Приама» (так первоначально называлось «Золото Трои») найденный Генрихом Шлиманом представлял из себя почти 9 тысяч предметов – золотые диадемы, серебряные застежки, пуговицы, цепи, медные топоры и другие изделия из драгоценных металлов.
Немцы тщательно припрятали «троянские сокровища» в одной из башен системы ПВО на территории Берлинского зоопарка. Непрерывные бомбежки и артобстрелы уничтожили почти весь зоопарк, но башня осталась невредимой. 12 июля 1945 года вся коллекция прибыла в Москву. Часть экспонатов осталась в столице, а другая была передана в Эрмитаж.
Долгое время «троянское золото» было спрятано от посторонних глаз, и лишь в 1996 году Пушкинский музей устроил выставку редких сокровищ. «Золото Трои» Германии не вернули до сих пор. Как это ни странно, но Россия имеет на него не меньшие права, так как Шлиман, женившись на дочери московского купца, стал русским подданным.

Цветное кино

Весьма полезным трофеем оказалась немецкая цветная пленка АГФА, на которую в частности был снят «Парад Победы». А в 1947 году рядовой советский зритель впервые увидел цветное кино. Это были фильмы США, Германии и других стран Европы привезенные из советской зоны оккупации. Большую часть кинокартин смотрел Сталин со специально сделанным под него переводом.
Популярностью пользовались приключенческие ленты «Индийская гробница» и «Охотники за каучуком», биографические – о Рембрандте, Шиллере, Моцарте, а также многочисленные фильмы-оперы.
Культовым в СССР стал фильм Георга Якоби «Девушка моей мечты» (1944). Интересно, что первоначально фильм назывался «Женщина моих грез», однако партийное руководство посчитало что «грезить о женщине неприлично» и переименовало ленту.

Известно, что захват трофея – такое же естественное на войне дело, как ошибка… В конце концов, что такое война, если не система ошибок? И чем меньше ошибок, тем меньше трофеев у противника… Эта «трофейная» фотоподборка будет показана только с немецкой стороны. Впрочем, это не помешает показать нам множество самой разнообразной техники основных стран участников ВОВ.

Советский тяжелый пятибашенный танк Т-35 выпуска 1938 года, брошенный в районе Дубно в придорожном кювете из-за неисправности или нехватки горючего. Подобные, не боевые обстоятельства, были основной причиной потери почти всех этих танков в первые недели войны.
Две белых полосы на башне - тактический знак 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского ОВО. Рядом Т-26 выпуска 1940 года.

Использование трофейной техники таит в себе множество опасностей, в первую очередь опасность быть подбитым своими же частями. Впрочем это не мешало использовать не только трофейные танки, но и самолёты. На фото Як-9!

Конечно, порой трофеи нуждались в доработке. Следующее фото (уже ставшее классикой) – т34 с улучшенной командирской башенкой, пламегасителем, дополнительными ящиками и фарой…

Советский тяжелый танк ИС-2, захваченный немцами. На башне надпись по-немецки: «Предназначен для ОКВ» (OKW, Верховное командование вермахта).


Матильда покинутая экипажем

Немецкие солдаты на фоне Черчилля

Немецкие солдаты, вероятно на фоне БА-10

Американский солдат осматривает брошенный Sturmgeschutz III Ausf. G с «разутой» левой гусеницей, Франция, 1944. САУ была обездвижена попаданием снаряда в левый ленивец.

«Пантера» (Pz.Kpfw V Panther Ausf. G), подбитая возле моста в Германии. Надпись на немецком языке гласит: «Внимание, мост закрыт для автомобилей всех видов, велосипедистам спешиться».

Уничтоженный Sturmgeschutz IV возле Ахена, Германия. Судя по всему, машина была перекрашена экипажем на скорую руку – зимний окрас отсутствует во многих местах. Для освобождения проезжей части САУ оттащили к краю дороги.

Взорванная своим экипажем тяжелая противотанковая САУ «Ягдтигр» (Panzerj?ger Tiger), Германия, март 1945. Фотограф решил сделать снимок до того, как представитель военной полиции (Military Police) приведет себя в порядок. Бронелист крыши боевого отделения отброшен взрывом, хорошо виден лоб рубки толщиной 250 мм.

Этот Pz.Kpfw IV Ausf. J был потерян в боях за город Санкт-Фромонд, Франция, в июле 1944 года, и подготавливается к эвакуации при помощи американского тягача М1А1. Явственно виднеется пробоина в лобовой броне корпуса. На башне танка, справа от маски орудия, на поверхности циммерита можно наблюдать следы пуль от стрелкового оружия

«Штурмтигр» (38cm RW61 auf Sturmm?rser Tiger) со сбитой гусеницей, сфотографированный возле автобана в районе Эбендорфа. Германия, апрель 1945. В задней части боевого отделения расположен кран, предназначенный для загрузки 330-кг реактивных фугасных снарядов через люк в крыше.

Местные жители осматривают подбитый Sturmgeschutz III Ausf. G, принадлежавший 10-ой танково-гренадерской дивизии, фотография сделана 10 мая 1945 года. Боковые экраны-юбки полевой работы придают этой САУ вид Jagdpanzer IV.

StuG III, захваченная частями Красной Армии в полной исправности. Август 1941 года

Бойцы Красной Армии на трофейных танках Pz.lll и Pz. IV. Западный фронт, сентябрь 1941 года



Бойцы Красной Армии у захваченного румынского танка R-1. Район Одессы, сентябрь 1941 года

* Захваченный немецкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.261 на службе в Красной Армии, Западный фронт, август 1941 года. Машина перекрашена в стандартный советский защитный цвет 4 БО, на левом крыле укреплён красный флажок

* Колонна трофейных боевых машин (танк Pz. III и три StuG III) на Западном фронте, март 1942 года. На борту танка надпись «Смерть Гитлеру!»

* На снимке хорошо видна эмблема 18-й танковой дивизии вермахта и полковой знак 18-го танкового полка нанесенные на башне танка Pz. IV. Западный фронт, сентябрь 1941 года

* Бригада танкистов-ремонтников за изучением трофейных StuG III (из состава 192-го дивизиона штурмовых орудий) на рембазе № 82. Апрель 1942 года

* Трофейная немецкая бронетехника, захваченная частями 65-й армии на станции Демехи. Белорусский фронт, февраль 1944 года

* Колонна трофейных боевых машин (впереди танк Pz. III, за ним три StuG III) на Западном фронте, март 1942 года.

* Осмотр отремонтированного танка Pz. III инженер-майором Гудковым. Западный фронт, 1942 год

* Трофейная самоходка StuG III с надписью «Мститель». Западный фронт, март 1942 года

* Трофейный танк Pz. III под командованием Митрофанова отправляется на боевую операцию. Западный фронт, 1942

Экипаж трофейной самоходки Panzerjager I уточняет боевую задачу. Предположительно 31-я армия Западного фронта, август 1942 года.

Экипаж танка Pz. III под командованием Н. Барышева на своей боевой машине. Волховский фронт, 107-й отдельный танковый батальон, 6 июля 1942 года

Комиссар части И. Собченко проводит политинформацию в 107-м отдельном танковом батальоне. Волховский фронт, 6 июля 1942 года. На заднем плане видны танки Pz. IVи Pz. III (башенные номера 08 и 04) (РГАКФД СПБ).

Разведчик В. Кондратенко, бывший тракторист, пробрался к немцам в тыл и увёл в своё расположение исправный танк Pz. IV. Северо-Кавказский фронт, декабрь 1942 года

Трофейный танк Pz. IVAusf FI с советским экипажем. Северо-Кавказский фронт, предположительно 151-я танковая бригада. Март 1943 года

Немецкая бронетехника (броневик Sd.Kfz. 231, танки Pz. III Ausf. L и Pz. IV Ausf.F2), захваченные в полной исправности под Моздоком. 1943 год


Трофейный танк Т-34, переделанный немцами в зенитную самоходную установку с 20-мм счетверенной автоматической пушкой. 1944 год

Один из танков Т-34 моторизованной дивизии «Великая Германия». На переднем плане - бронетранспортер Sd.Kfz.252. Восточный фронт, 1943 год

Тяжелый танк КВ-1, использовавшийся в составе 1-й танковой дивизии Вермахта. Восточный фронт, 1942 год

«Монстр Сталина» - тяжелый танк КВ-2 в строю Панцерваффе! Боевые машины этого типа использовались немцами в количестве нескольких экземпляров, тем не менее, судя по фото, как минимум одна из них была оборудована немецкой командирской башенкой

Трофейный танк Т-60 буксирует 75-мм легкое пехотное орудие. Обращает на себя внимание тот факт, что на этой машине, используемой в качестве тягача, сохранена башня. 1942 год

Этот, лишенный башни, трофейный Т-60 используется как легкий бронетранспортер, вооруженный пехотным пулеметом MG34. Воронеж, лето 1942 года

Переделанный в тягач легкий танк Т-70 буксирует 75-мм противотанковую пушку Рак 40

Тягач - трофейный советский танк Т-70 без башни - буксирует трофейную же советскую 76-мм пушку ЗИС-3. Ростов-на-Дону, 1942 год

Немецкий офицер использует в качестве наблюдательного пункта башню трофейного бронеавтомобиля БА-3. 1942 год. На колеса задних мостов надеты гусеницы «Оверолл»

Фердинанд», захваченный исправным с экипажем бойцами 129-й стрелковой дивизии

КВ-1 образца 1942г. с орудием ЗИС-5 в литой башне:

КВ-1 самой ранней серии, с пушкой Л-11 и ранней ходовой частью.
Германская видимая переделка - немецкая командирская башенка.

Не только стрелковое советское оружие поддало в ряды немецкой армии. Против советских войск немцы обращали и танки, среди которых легендарные КВ-2 и «тридцатьчетверка» – также отличившиеся на службе в войсках Третьего Рейха.

Но Т-34 с крестами на борту, выглядит, как минимум, странно и необычно. Однако, таких танков в немецких войсках, как это ни печально, было достаточное количество. В одном ряду с ними против советских войск повернулись и тяжелые танки КВ-1 и КВ-2, превосходящие в огневой мощи немецкую бронетехнику.

Стоит отметить, что за свои боевые характеристики «КВшки» были у немцев довольно популярны. Правда, не очень понятно где немцы брали запчасти для ремонта поврежденных в боях Т-34 и «Климов Ворошиловых». А техники захвачено было немало. Только к концу лета 1941 года добычей немцев стали более 14 тысяч советских танков. Чаще, из-за отсутствия запчастей, поврежденные «тридцатьчетверки» и КВ уходили со службы, а годные детали использовались для ремонта других танков.

В 1943 году немцы обустроили ремонтную мастерскую в Харькове на территории тракторного завода. Здесь ремонтировали и дорабатывали поврежденные в боях советские Т-34.

По одной из версий, советские танки достались немцам не только в качестве военных трофеев, но и как банальный товар – в довоенное время. Не секрет, что до 1941 года СССР имел дипломатические отношения с гитлеровской Германией.

Так это или нет, но факт – в одном ряду в составе дивизии СС «Рейх» против союзнических войск шли воевать немецкие PZ.IV и советские Т-34. Башни последних, кстати, немцы использовали для создания броневагона – Panzerjagerwagen, грозного противотанкового оружия.

За годы войны, в рядах войск Вермахта «засветились» не только КВ и Т-34. На службе у немцев были и менее знаменитые образцы тяжелой техники страны Советов, такие как Т-26, БТ-7, Т-60 и Т-70 тягач «Комсомолец», бронемашина БА и даже самолеты По-2. Использовали немцы против советских войск и наши гаубицы и самоходные установки.

Но, на самом деле, количество советской бронетехники на службе немцев было не таким уж и великим, в масштабах войны. С июня 1941 по май 1945 года в боях против Красной Армией участвовали около 300 советских танков.

Показали мне тут один прелюбопытный форум. Суть дискуссии в том, что альты предлагают новую версию об истинных причинах начала второй мировой войны. Спорят, могло ли такое быть, что у нас с немцами оружие было одно, да и государства были по сути - конфедерацией. Вопрос, не смотря на кажущуюся очевидность, на самом деле очень актуален. Дальше порассуждаем об этом, и вы убедитесь, что не всё так однозначно в нашем ближайшем прошлом. А пока посмотрите подборку очень редких фото. Гарантирую, многие будут ну очень.... очень удивлены!



Экипаж Панцерваффе на советском танке КВ-1 (Клим Ворошилов)

Тот же КВ-1. Трофейный? Или...

А это наши Т-26. Они успешно воевали даже в Африке, как и советские орудия ЗИС-2

А это тягач "Комсомолец"

Другой "Комсомолец" вытаскивает увязший штабной "Мерседес"

Совсем уж курьёз. Бойцы РККА возвратили из плена Советский БА.

Снова наш Т-26

А это уже легендарная "тридцатьчетвёрка"

БТ-7. Быстроходный танк, создавался советскими конструкторами специально для ведения боевых действий в Европе. Понятно, же, что в России разогнаться то не где было. Как и сейчас, впрочем.

Узнаёте? Это наш БА-10

Ещё один Т-26

Самый массовый и самый надёжный в мире Т-34. Рекордсмен-долгожитель. Ни один танк ни когда не стоял на вооружении такой срок. Последняя машина сошла с конвейра в 1958г. Стоит на вооружении в некоторых странах по сей день.

Ещё один Клим Ворошилов - 1

И опять он же!

52-тонный монстр, убийца ДОТов Клим Ворошилов - 2

Ещё один КВ-1. Очень популярная у фрицев тачка! А у нас теперь: - "Чёрный бууумер, чёрный бууумер..."

А этот БА из конюшни Ваффен-СС

Легендарная "Сушка" - самоходка СУ-85

Это просто шедевр! После тюнинга Т-26 просто не узнать!

Ещё КВ-2

Странный крест на Т-34, нешто санитарные танки бывают?

Снова Т-34

И опять он родимый...

И это снова он!

Может показаться,что у немцев своих танков совсем мало было!

И это он же. Очевидно, что немцы использовали нашу технику не одноразово, и это вызывает массу вопросов. Даже не специалисту ясно, что техника требует технического обслуживания и ремонта. Ну хотя бы просто масляный фильтр где взять на технику врага? В магазине "Автозапчасти для иномарок"? А боеприпасы? Да хоть те же траки гусеничные, их же порядком требуется во время эксплуатации. Неужели он у себя наладили производство расходных и запчастей?

Снова БТ-7.

А типографии в Германии выпускали картонные игрушки "Сделай сам" - копии КВ-1. А танкисты приколисты сами только что вылезли из этого танка и ерундой занялись. Ежё бы раскраски им присылали...

Изучаем матчасть Т-34

И КВ-1 игрушку склейку выпускали. У меня что-то никак это с реальностью не вяжется.

Нормальные такие немецкие КВ-1. А ещё есть сведения, что в Германии выпускались наши лёгкие миномёты. И копировали их так тщательно, что в маркировке на стволе даже букву "Ж" оставили.

КВ-1 разбежался, хотел перепрыгнуть, но... недопрыгнул.

И снова Т-26

Ну без "тридцатьчетвёрки" никуда уже... А как обстояло с трофейной авиацией?

Нормально. Самолётов захватить мало удалось, но были в строю Люфтваффе и наши И-16.

А это уже наводит на размышление. Подпись под иллюстрацией на русском звучит так: - "У нас рой таких танков". Значит их захватили такое огромное количество? В принципе, количество потерь в первые недели войны озвучены и не раз. Да, много попало в плен нашей техники. Но количество танков вставших в строй Панцерваффе просто поражает. Ведь логичнее предположить, что лёгкого стрелкового оружия было захвачено на милионную армию! Где оно? Есть. Есть. Но не много.

А вот, кстати, и миномётный расчёт рядом с "тридцатьчетвёркой"

Подводя итог первой части, объясню, почему в заглавии - портрет Иосифа Виссарионовича. Там правда косяк серьёзный - слово Родина с маленькой буквы, но суть ясна. СССР зарабатывал деньги импортом готовой продукции. Не нефтью и газом, как наши господари, а продукцией, создаваемой на высоко-технологичных предприятиях. Сейчас удивитесь, но я скажу. Советский автомобиль "Москвич 408" был признан в Великобритании автомобилем года, и стал лидером продаж. Его производство было налажено в Бельгии, и это был первый народный автомобиль англичан. Хочется ещё плюнуть в советский автопром?
Развиваю мысль. Как вы думаете, чем могла торговать Россия до 1941 года? Не нужно кидаться сразу "гуглить". В открытой информации только зерно, бобовые, марганец, фосфаты и всяческие руды. И объём внешней торговли просто потрясает. С кем торговали? С Германией естественно. Что у них покупали? Станки, трубы, высокосортную сталь и пр. Т.е. совершенно очевидно, что экономики наших стран были просто взаимозависимы. А что у нас с техникой и вооружениями? Можете не искать. Данные засекречены по сей день. Что... не торговала Россия оружием? Помилуйте! Когда такое было то? Только в смутные времена слома Российской империи, когда отправили на пожизненную каторгу замминистра обороны, отправившего накануне Первой мировой вагоны "устаревших" винтовок и револьверов на переплавку. Сейчас происходит тоже самое, как под копирку. Автоматы и винтовки, револьверы и пистолеты идут вагонами под пресс в Нижнем Новгороде. Только фельдмебель Табуреткин вместо того, чтоб болтаться на висилице посреди Красной площади, переезжает на ПМЖ в Латвию.
Теперь вспомним о военно-техническом сотрудничестве СССР и Германии. Вопреки распространённому мнению, я прихожу к выводу, что не Фердинанд Порше учил нас выпускать грузовики и бронеавтомобили в Горьком. Наоборот, мы поднимали немецкий автопром. Кто сейчас помнит, что генеральным конструктором всех автомобильных двигателей МАН и Даймлер был советский инженер? А вот знайте! Запишите имя создателя легенды мирового автопрома - Луцкий Борис Григорьевич.
Ну а пока взгляните как в Эстонии вытащили из озера немецкий Т-34. Ходят слухи, что этот танк сейчас на ходу, в отличном состоянии, к бою готов!

Очень многих интересует вопрос по применению трофейных танков в РККА, в годы Великой Отечественной Войны. Тут я рекомендую книгу Максим Коломиец «Трофейные танки Красной Армии. На «тиграх» на Берлин!» Короткую компиляцию из которой я и предлагаю вашему вниманию. Более подробно можно посмотреть по ссылке на источник. Но всё таки настоятельно рекомендую почитать саму книгу.

Трофеи являются неизбежным атрибутом любой войны. Очень часто трофейную технику и вооружение использовали против их бывших хозяев. Не была исключением и бронетанковая техника. О том, что немцы воевали на наших танках, известно, пожалуй, любому любителю истории бронетанковой техники. А вот о том, что части Красной Армии применяли, и весьма успешно, танки и самоходки вермахта, знают далеко не все. Между тем, трофейная немецкая бронетанковая техника воевала в советских вооружённых силах с самого начала и до самых последних дней войны, и даже эксплуатировалась после неё.
Первые трофеи Использование трофейных немецких танков частями Красной Армии началось с первых дней Великой Отечественной войны. Во многих публикациях часто упоминается эпизод использования частями 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта трофейных танков для ночной атаки немецких подразделений. Вообще говоря, информация об использовании трофейных танков частями Красной Армии в течение 1941 года довольно скудна, ведь поле боя оставалось за противником. Тем не менее, небезынтересно привести некоторые факты использования трофейной техники.

Бойцы Красной Армии на трофейных танках Pz.lll и Pz. IV. Западный фронт, сентябрь 1941 года

Во время контрудара 7-го механизированного корпуса Западного фронта 7 июля 1941 года воентехник 1 ранга Рязанов (18-я танковая дивизия) в районе Котцы прорвался со своим танком Т-26 в тыл противника, где в течение суток вёл бой. Затем снова вышел к своим, выведя из окружения два Т-26 и один трофейный Pz. III с повреждённым орудием. Через десять дней эта машина была потеряна. В бою 5 августа 1941 года на подступах к Ленинграду, сводный танковый полк Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования командного состава захватил подорвавшиеся на минах «два танка заводов „Шкода“». После ремонта они использовались в боях частями Красной Армии. Во время обороны Одессы частями Приморской армии также было захвачено несколько танков. Так, 13 августа 1941 года в «ходе боя было подбито 12 танков противника, из них три были выведены в тыл для ремонта». Через несколько дней, 15 августа, части 25 стрелковой дивизии захватили «три исправных танкетки (речь скорее всего идёт о лёгких румынских танках R-1) и один бронеавтомобиль».
Наряду с танками, в первые месяцы войны использовались и трофейные немецкие самоходки. Так, при обороне Киева в августе 1941 года войсками Красной Армии были захвачены два исправных StuG 111. Одину из них отправили для испытаний в Москву, а вторую, после показа жителям города, укомплектовали советским экипажем и она убыла на фронт. В сентябре 1941 года, во время Смоленского сражения, танковый экипаж младшего лейтенанта Климова, потеряв собственный танк, пересел в захваченный StuG III и за один день боя подбил два вражеских танка, бронетранспортер и две грузовые машины, за что был награжден орденом Красной Звезды.

StuG III, захваченная частями Красной Армии в полной исправности. Август 1941 года

8 октября 1941 года лейтенант Климов, командуя взводом из трех StuG III (в документе именуются «немецкие танки без башни»), «совершил дерзкую операцию в тылу врага», за что был представлен к награждению орденом Боевого Красного Знамени. 2 декабря 1941 года лейтенант Климов погиб во время дуэли с немецкой противотанковой батареей.
Более широкое использование трофейной техники в Красной Армии началось с весны 1942 года, когда после окончания битвы под Москвой, а также контрударов под Ростовом и Тихвином были захвачены сотни германских машин, танков и самоходных установок. Например, войска только 5-й армией Западного фронта с декабря 1941-го по 10 апреля 1942 года отправили в тыл для ремонта 411 единиц трофейной техники (танков средних - 13, танков легких - 12, бронеавтомобилей - 3. тягачей - 24, бронетранспортеров - 2, самоходных орудий - 2, грузовых автомобилей -196, легковых автомобилей - 116, мотоциклов - 43. Кроме того, за этот же период части армии собрали на СПАМах (сборных пунктах аварийных машин) 741 единицу трофейной техники (танков средних - 33, танков легких - 26, бронеавтомобилей - 3, тягачей - 17. бронетранспортеров - 2, самоходок - 6. автомобилей грузовых - 462, автомобилей легковых - 140, мотоциклов - 52).
Ещё 38 танков: Pz. I - 2, Pz. II - 8, Pz. III - 19. Pz. IV - 1, ЧКД (Pz. 38(t) - 1. арттанков (так в советских документах первого года войны часто именовались штурмовые орудия StuG III - 7 было взято на учёт в местах прошедших боев. В течение апреля-мая 1942 года большую часть этой техники вывезли в тыл. Для более организованного сбора трофеев, в конце 1941 года в Автобронетанковом управлении Красной Армии был создан отдел эвакуации и сбора трофеев, а 23 марта 1942 года народный комиссар обороны СССР подписал приказ «Об ускорении работ по эвакуации с поля боя трофейной и отечественной автобронетанковой матчасти».

Бойцы Красной Армии у захваченного румынского танка R-1. Район Одессы, сентябрь 1941 года

Первой ремонтной базой, которой поручили ремонт трофейной бронетехники, стала ремонтная база № 82 в Москве. Созданное в декабре 1941 года это предприятие РЭУ ГАБТУ КА изначально предназначалось для ремонта прибывших по ленд-лизу английских танков и бронетранспортёров. Однако уже в конце марта решением ГАБТУ КА, утверждённым в ГКО, специализация рембазы № 82. На рембазу № 82 стали завозить трофейные танки. Всего по отчёту рембазы № 82 за 1942 год на ней отремонтировали 90 танков всех типов.
Ещё одним московским предприятием, занимавшимся восстановлением немецкой бронетехники, был филиал завода № 37, созданный на месте эвакуированного в Свердловск производства. Филиал занимался ремонтом машин Т-30/Т-60 и грузовиков. Помимо этого, за 1942 год на него завезли пять танков Pz. I (отремонтировано два), семь Pz. II (отремонтировано три), пять танков Pz.38(t) (отремонтировано три), пять «трофейных самоходных пушек» (не ремонтировались), два легких трофейных броневика (отремонтированы), один средний (отремонтирован), четыре «бронеавтомобиля-рации» (отремонтирован один), а также 89 трофейных автомобилей (отремонтировано 52) и 14 полугусеничных тягачей (отремонтировано 10).

Трофейная техника, свезённая для ремонта, во дворе завода «Подъёмник», где размещалась рембаза № 82: Pz. II, огнемётный вариант Pz. II Flamm «Фламинго», Pz. III, Pz.35(t), Pz.38(t), StuG III, бронетранспортеры Sd.Kfz.252 и Sd.Kfz.253. На многих машинах видны эмблемы немецких танковых дивизий. Апрель 1942 года

Таким образом, за 1942 год на ремонтных предприятиях ГАБТУ КА и наркомтанкопрома отремонтировали около 100 трофейных бронеединиц, включая броневики. Кстати, по воспоминаниям одного из ремонтников, наилучшим для ремонта танком был чехословацкий Pz.38(t), так как «имел довольно простой и надежный двигатель и несложные механизмы трансмиссии. Если чешский танк не горел, он, как правило, восстанавливался. В то же время практически все немецкие танки требовали гораздо более деликатного обращения».
За 11 месяцев 1943 года на танкоремонтный завод № 8 завезли 356 трофейных машин (Pz. II - 88, Pz. III - 97, Pz. IV - 60, Pz.38(t) - 102. прочие типы - 12), из которых отремонтировали 349 (Pz. II - 86, Pz. III - 95, Pz. IV - 53, Pz.38(t) - 102, прочие типы - 12). Правда, далеко не все отремонтированные немецкие танки направляли в Действующую Армию. Например, в августе 1943 года с завода № 8 отгрузили 77 трофейных немецких танков пехотным, пулеметным и стрелково-миномётным училищам, 26 - запасным стрелковым полкам, а 65 - двенадцати танковым училищам. В мае - апреле 1944 года ремзавод № 8 вновь переехал в Киев. А за первую половину 1944 года ремзавод № 8 отремонтировал 124 средних и 39 легких немецких танков, после чего ремонт трофейной матчасти с него сняли. Таким образом, за 1942–1944 года танкоремонтный завод № 8 отремонтировал не менее 600 немецких танков различных типов. Правда, далеко не все они попали на фронт, много машин направлялись в учебные и запасные танки.

Ремонтники осматривают танки Pz. III, на переднем плане танк Pz. III из состава 18-й танковой дивизии немцев, оснащённый оборудованием для подводного хода. Москва, рембаза № 82, апрель 1942 года

Помимо ремонтных баз ремонтом трофейной матчасти занимались армейские и фронтовые ремонтные части. Пожалуй, наибольший объём работ проделали ремонтные части Западного фронта в 1942 году. Например, за июнь 22-й армейский ремонтно-восстановительный батальон фронта отремонтировал десять немецких танков, а 132-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон за этот же период - 30 трофейных машин Pz. II, Pz. III и Pz. IV
Тем не менее, в июле 1942 года в 22-й армейский ремонтно-восстановительный батальон направили 16 трофейных танков, и еще четыре - 132-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон. Причём этот батальон занимался и перевооружением немецких танков отечественным вооружением. Правда, масштаб таких работ был невелик, и касался в основном замены немецких пулеметов на отечественные ДТ и установку отечественной оптики.
За ноябрь 1942 года частями Западного фронта на тыловые рембазы было направлено 23 немецких танка и один бронеавтомобиль. Кроме того, некоторое количество трофейной бронетехники отремонтировали заводы главного управления ремонта танков наркомата танковой промышленности. Так, в 1943 году на заводе № 264 в Сталинграде (сформирован на базе одноименного завода после освобождения города, должен был заниматься ремонтом танков) отремонтировали 83 машины Pz. III Pz. IV а ещё восемь - в начале 1944 года.
Таким образом, не будет преувеличением сказать, что за годы Великой Отечественной войны ремонтные заводы ГБТУ КА и предприятия главного управления ремонта танков НКТП отремонтировали не менее 800 немецких танков и САУ.

Эшелон отремонтированных танков «Прага» по пути в Действующую Армию. Западный фронт, июль 1942 года. Передний танк вместо чехословацких ZB перевооружён советскими пулемётами ДТ

Очень интересная информация об учёте трофейной техники в РККА. Так, как утерянные в ходе боевых действий, течение 1942 года было списано: Pz.1–2, Pz. II - 37, Pz. III - 19, Pz. IV - 7, StuG III - 15, Pz.35(l) - 14, Pz.38(t) - 34. Pz. II Flamm - 2, Итого -110 танков, бронеавтомобилей - 8.

Французские бронеавтомобили AMD-35. использовавшиеся в вермахте под обозначением Panard 178(f), на ремонтной базе № 82 в Москве. Передний броневик уже прошел ремонт и предназначен для передачи в Красную Армию. Машина перекрашена в стандартный советский защитный цвет 4Б0. Апрель 1942 года

Пик применения трофейной техники приходится на 1942–1943 годы. Для облегчения её эксплуатации в войсках в это время были изданы специализированные памятки по использованию наиболее массовых образцов трофейных немецких боевых и транспортных машин. В зависимости от количества исправной матчасти, данная техника сводилась в отдельные роты или батальоны трофейных танков, создаваемых в инициативном порядке, а также включалась в состав штатных танковых подразделений Красной Армии. Захваченные танки эксплуатировались до тех пор, пока хватало горючего, боеприпасов и запасных частей.
Порой действовали и целые подразделения, оснащенные немецкой матчастью. Один из них сформировали в составе 20-й армии в конце июля 1942 года. По утвержденному для него временному штату он должен был иметь 219 человек, 34 трофейных танка, 3 полугусеничных тягача (трофейных), 10 грузовиков (пять ГАЗ-АА и пять «Опель»), три бензозаправщика и один легковой ГАЗ М-1. Эта часть в документах именовалась особый отдельный танковый батальон или по фамилии командира «батальон Небылова» (командир - майор Небылов, военкомом - батальонный комиссар Лапин). По состоянию на 9 августа 1942 года в его составе числилось 6 Pz. IV, 12 Pz. III, 10 Pz.38(t) и 2 StuG III. Этот батальон участвовал в боевых действиях до октября 1942 года.
Ещё один батальон на трофейной матчасти имелся и в составе 31-й армии Западного фронта (в документах именовался как «отдельный танковый батальон литер „Б“». Сформированный в июле 1942 года, к 1 августа он насчитывал девять Т-60 и 19 трофейных немецких. Как и батальон Небылова, эта часть действовала до октября 1942 года.
Довольно много трофейных танков действовало на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах. Так 75-й отдельный танковый батальон, из состава 56-й армии, оперативно подчиненный командиру 3-го стрелкового корпуса, по состоянию на 23 июня 1943 года имел в своём составе четыре роты: 1 и 4-я трофейных танков (четыре Pz. IV и восемь Pz. III), 2 и 3-я - на английских «валентайнах» (13 машин). А 151-я танковая бригада в марте получила 22 немецких машины (Pz. IV, Pz. III и Pz. II), вошедших в состав ее 2-го батальона.

Колонна трофейных боевых машин (впереди танк Pz. III, за ним три StuG III) на Западном фронте, март 1942 года. На бортах самоходок видны надписи «Отомстим за Украину!», «Мститель», «Бей Геббельса!»

28 августа 1943 года частям 44-й армии была придана отдельная рота трофейных танков в составе трех Pz. IV тринадцати Pz. III, одного М-3 «Генерал Стюарт» и одного М-3 «Генерал Ли». 29–30 августа рота совместно с 130-й стрелковой дивизией овладела поселком Вареночка и городом Таганрог. В результате боя танкисты уничтожили десять автомашин, пять огневых точек, 450 солдат и офицеров, захватили семь автомашин, три ремонтных летучки, два трактора, три склада, 23 пулемёта и 250 пленных. Свои потери составили пять подбитых Pz. III (из них один сгорел), три подорвавшихся на минах Pz. III, семь человек убитыми и 13 ранеными.
213-я танковая бригада стала единственной бригадой Красной Армии, которую полностью вооружили трофейной матчастью. 1 октября 1943 года, после нахождения в резерве поступило распоряжение командующего бронетанковыми и механизированными войсками Западного фронта «о вооружении бригады танками германского изготовления (трофейными), захваченными Красной Армией в процессе боевых операций в период 1941–1943 гг». К 15 октября в составе бригады имелось 4 танка Т-34, 35 Pz. III и 11 Pz. IV, а также полностью укомплектованный мотострелковый батальон и положенные по штату артиллерию и автотранспорт.
После боёв, к 26 января 1944 года в 213-й бригаде числилось по списку 26 боевых машин (Т-34, 14 Pz. IV и 11 Pz. III), из которых исправными были только четыре Pz. IV, а остальные танки требовали текущего и среднего ремонта. К 8 февраля 1944 года в бригаде осталось всего Т-34 и 11 Pz. IV, которые готовили к отправке на заводы для ремонта. Ещё семь Pz. IV к этому времени передали в состав 23-й гвардейской танковой бригады. А спустя две недели 213-я танковая бригада начала перевооружение отечественной матчастью.

Трофейные танки Pz. IV и Pz.38(t) из состава 79-го отдельного учебного танкового батальона. Крымский фронт, апрель 1942 года. Машины были захвачены у 22-й танковой дивизии вермахта

Довольно интересное свидетельство об эксплуатации трофейного немецкого танка Pz. IV оставил ветеран Великой Отечественной войны Рем Уланов. По воспоминаниям, в январе 1944 года, после госпиталя, он попал в 26-ю отдельную роту охраны штаба 13-й армии: «Там меня посадили на единственный в роте трофейный танк Pz. IV. Попробовав его на ходу и проехав несколько десятков километров, я мог оценить его ходовые качества и удобство управления. Они были хуже, чем у СУ-76 (до этого Р. Уланов был механиком-водителем на этой самоходке.
Огромная семискоростная коробка передач, располагавшаяся справа от водителя, утомляла жаром, воем и непривычными запахами. Подвеска танка была жестче, чем у СУ-76. Шум и вибрация от мотора „Майбах“ вызывала головную боль. Танк пожирал огромное количество бензина. Десятки ведер его нужно было заливать через неудобную воронку».

Осмотр трофейного Pz. IV, захваченного у 22-й танковой дивизии вермахта. Крымский фронт, 79-й отдельный учебный танковый батальон, апрель 1942 года.

В январе 1944 года, в боях на подступах к Житомиру, частями 3-й гвардейской танковой армии было захвачено значительное количество поврежденных немецких танков. По распоряжению заместителя командующего армией по технической части генерал-майора Ю. Соловьева в 41 и 148-м отдельных ремонтно-восстановительных батальонах создали по одному взводу из наиболее опытных ремонтников, которые в короткий срок восстановили четыре танка Pz.1V и один Pz. V «Пантера». Через несколько дней, в бою в районе Жеребки, экипаж советской «Пантеры» подбил танк «Тигр».
В августе 1944 года рота гвардии лейтенанта Сотникова в боях под Варшавой успешно использовала три таких машины. Трофейные «Пантеры» использовались в Красной Армии вплоть до конца войны, в основном эпизодически и в небольших количествах. Например, во время отражения немецкого наступления в районе озера Балатон в марте 1945 года, 991-й самоходно-артиллерийский полк подполковника Гордеева (46-я армия 3-го Украинского фронта) имел в своем составе 16 СУ-76 и 3 трофейных «Пантеры».

«Пантеры» роты гвардии лейтенанта Сотникова восточнее Праги (пригород Варшавы), Польша, август 1944 года

Видимо, первой частью Красной Армии, использовавшей трофейные «Тигры», стала 28-я гвардейская танковая бригада (39-я армия, Белорусский фронт). 27 декабря 1943 года во время атаки «тигров» 501-го батмьона у деревни Синявки, одна из машин застряла в воронке и была покинута экипажем. Танкисты 28-й гвардейской танковой бригады сумели вытащить «Тигр» и привезти его в свое расположение.
Машина оказалась совершенно исправной, и командование бригады решило использовать его в боях. В «Журнале боевых действий 28-й гвардейской танковой бригады» об этом сказано следующее: «28.12.43 г. С поля боя приведен в полной исправности захваченный танк „Тигр“. Командиром бригады назначен экипаж танка Т-6 в составе: командир танка трижды орденоносец гвардии лейтенант Ревякин, механик-водитель гвардии старшина Килевник, командир орудия гвардии старшина Илашевский, командир башни гвардии старшина Кодиков, стрелок-радист гвардии сержант Акулов. Экипаж в течение двух суток освоил танк. Кресты были закрашены, вместо них на башне нарисовали две звезды и написали „Тигр“».
Позднее 28-й гвардейской танковой бригадой был захвачен еще один «Тигр» (сведениями о том, где и когда это произошло, автор не располагает): по состоянию на 27 июля 1944 года она имела в своём составе 47 танков: 32 Т-34, 13 Т-70, 4 СУ-122, 4 СУ-76 и 2 Pz. VI «Тигр». Эта техника с успехом участвовала в операции «Багратион». По состоянию на 6 октября 1944 года в 28-й гвардейской танковой бригаде было 65 танков Т-34 и один Pz. VI «Тигр».

Немецкая бронетехника (броневик Sd.Kfz. 231, танки Pz. III Ausf. L и Pz. IV Ausf.F2), захваченные в полной исправности под Моздоком. 1943 год

Кроме немецких танков, советским войскам доставались машины их союзников. Так, в августе 1944 года в районе Станислава части 18-й армии 4-го Украинского фронта разгромили 2-ю танковую дивизию венгров, захватив при этом много различной техники. Готовясь к предстоящим боям в Карпатах, командование армии решило использовать доставшиеся трофеи. 9 сентября 1944 года приказом № 0352 по войскам 18-й армии, был сформирован «Отдельный армейский батальон трофейных танков»: «В результате проведенной операции танковый парк армии обогатился трофейными машинами, требующими восстановления армейскими ремонтными средствами. Ремонт боевых машин, в основном, закончен, танки готовы вступить в строй.
Согласно утверждённого временного штата, батальон состоял из трёх рот (по три взвода в каждой), взвода технического обслуживания, хозяйственного отделения и пункта медицинской помощи. Кроме танков, батальону придавались одна легковая машина, два мотоцикла, пятнадцать грузовиков, ремонтная летучка и две автоцистерны. К сожалению, не удалось установить фамилию командира батальона. Известно только, что заместителем командира был капитан Р. Коваль, а политруком - капитан И. Касаев. Впервые батальон был введен в бой 15 сентября 1944 года.
К сожалению, разбивки танков по маркам нет. Известно только, что 14 ноября в бою участвовало пять «туранов» и две САУ «Зриньи», а 20 ноября - три «турана» и один «Тодди». Следует отметить, что кроме венгерских танков, в составе 5-й гвардейской танковой бригады имелось два трофейных «артштурма» (StuG 40), которые советские танкисты с успехом использовали с сентября 1944 тогда. По состоянию на 1 января 1945 года в бригаде еще имелось три «турана», один «Толди», одна САУ «Зриньи» и один «Артштурм».

Бойцы Красной Армии за изучением венгерского танка «Толди». 18-я армия, август 1944 года

Помимо танков и самоходок, части Красной Армии использовали и трофейные бронетранспортёры. Например, в ноябре 1943 года, в боях под Фастовом, 53-я гвардейская танковая бригада захватила 26 исправных немецких бронетранспортеров. Они были включены в состав мотострелкового батальона бригады, и часть из них использовалась вплоть до конца войны.

Советские артиллеристы в качестве тягача к пушке ЗИС-3 используют трофейный бронетранспортёр Sd.Kfz.251 Ausf C. Район Орла, 1943 год

Трофейная немецкая бронетехника использовалась и в последние месяцы Великой Отечественной войны. В первую очередь это было связано с большими потерями в танках в некоторых операциях, например, у озера Балатон под Будапештом. Дело в том, что после боев января-февраля 1945 года части 3-го Украинского фронта имели небольшое количество боеспособных боевых машин. А наносившая контрудар 6-я танковая армия СС, напротив, имела около тысячи танков и САУ. Для пополнения танкового парка, ко 2 марта 1945 года 3-й подвижный танкоремонтный завод 3-го Украинского фронта восстановил 20 немецких танков и самоходок, которые укомплектовали экипажами 22-го учебного танкового полка. 7 марта 15 из них направили на укомплектование 366-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка 4-й гвардейской армии. Это были 7 САУ «Хуммель», 2 «Веспе», 4 СУ-75 (общая маркировка принятая в советской армии немецких САУ на базе StuG с 75-мм. пушками, без разбивки на определённые типы) и 2 танка Pz. V «Пантера». К 16 марта 1945 года полк имел уже 15 трофейных самоходок, 2 «пантеры» и один Pz. IV.

Экипаж трофейного танка Pz. IV выдвигается к линии фронта. 1-й Белорусский фронт, зима 1944 года

После войны трофейную матчасть планировалось использовать для учебных целей, поэтому большую часть исправной немецкой бронетехники предполагалось передать танковым армиям и корпусам. Например, 5 июня 1945 года Маршал Советского Союза Конев приказал имеющиеся в полосе 40-й армии 30 трофейных отремонтированных бронеединиц, находящихся в Нове Место и Здирец, передать 3-й гвардейской танковой армии «для использования при боевой подготовке». Процесс передачи планировалось завершить не позднее 12 июня.
Всего же в действующей армии на вооружении находилось 533 исправных трофейных танка и САУ и 814 нуждающихся в текущем и средем ремонте.
Эксплуатация трофейной матчасти продолжалась в советских вооруженных силах до весны 1946 года. По мере того, как танки и самоходки выходили из строя, а запчасти к ним заканчивались, немецкая бронетехника списывалась. Часть машин использовалась на полигонах в качестве мишеней.

Трофейный танк «Пантера» из состава 366-го самоходно-артиллерийского полка. 3-й Украинский фронт, 4-я гвардейская армия, март 1945 года. Номера и кресты на танке закрашены и поверх них нарисованы красные звёзды с белой окантовкой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: