Как избавиться от трусости. Как воспитать в себе смелость

Это основа благосостояния ребенка и ключ к успеху, когда он станет взрослым. В любом возрасте ваши поступки зависят от чувства собственного достоинства. Родители - основной источник чувства собственного достоинства ребенка. Одна из ваших задач как воспитателей - привить своему ребенку положительный внутренний образ и помочь ему вырасти таким, чтобы он мог справиться с жизненными препятствиями и умел радоваться жизни.
Недостаток положительного внутреннего образа очень часто ведет к проблемам поведения. Большинство проблем поведения, как я мог понять во время консультаций, происходит от недостатка взаимопонимания у родителей и детей. Почему с одним человеком приятно быть рядом, а другой как будто тяготит вас? Как люди оценивают себя, как относятся к окружающим, как учатся в школе, чего достигают в работе и как ведут себя в браке - все это зависит от силы их внутреннего образа.
Здоровое чувство собственного достоинства не означает быть самовлюбленным или высокомерным; это человек, имеющий реалистическое понимание собственных сил и слабостей, наслаждающийся своими возможностями и не пасующий перед проблемами. Необходимо воспитать у ребенка уверенность в себе, потому что существует тесная связь между тем, как человек осознает себя сам и как воспринимают его окружающие.

В течение всей жизни дети подвергаются позитивному влиянию (созидателей) и отрицательному влиянию (разрушителей). Родители могут научить своих детей прислушиваться к мнению созидателей и помочь им работать среди разрушителей.

Вместе отодвинем Шалтая-Болтая.
Вы проводите ранние годы, формируя уверенность в себе вашего ребенка. Вы проводите последующие годы, защищая это. Много ранимых детей нуждаются в защите в тяжелых ситуациях. Я исследовал пятилетнего Томаса, может ли он идти в школу. Томас был чувствительным ребенком, чья мать провела годы, помогая ему формировать сильное чувство собственного достоинства. Мы занялись философской беседой о долгосрочных выгодах от воспитания по методу «прикрепления», и Томасу это, понятно, надоело. Он начал висеть на моих весах - дорогих весах, которые стояли поверх экзаменационной таблицы. Моей первой мыслью была мысль о безопасности моей таблицы. Я считал, что рискую больше, чем-Томас, поэтому я сказал довольно твердо: «Томас, не будешь ли ты так любезен, перестать висеть на весах?» Томас оторопел от неожиданности, но его мать добавила компенсирующее замечание: «...потому что ты очень силен». Она знала, как посмотреть на мир глазами ребенка.

1. Практика метода «прикрепленного» воспитания
Представьте себе ребенка, который проводит много часов в день на руках у матери; которого она кормит грудью по первому сигналу и сочувственно отзывается на его плач. Как вы представляете чувства такого ребенка?
Несомненно, этот ребенок ощущает, что его любят, его ценят. Младенец, которого воспитывают таким высокочувствительным методом, развивает способность к самооценке. Он любит то, что чувствует.

Живой отклик - ключ к формированию самооценки ребенка. Ребенок подает сигнал, например плача, чтобы его покормили или успокоили. Мать отвечает быстро и последовательно. Поскольку последовательность «сигнал - отклик» повторяется тысячи раз в течение первого года жизни, ребенок понимает, что его сигналы имеют значение - «Кто-то слушает меня - значит я заслуживаю внимания».
Конечно, вы можете не всегда ответить быстро или последовательно, в какой-то день у вас не хватит терпения или одолеет усталость. Однако младенцы выбирают преобладающий стиль воспитания и формируют свои впечатления. Поскольку ваш ребенок растет, этот стиль становится важным для его развития. Чтобы ребенок мог учиться, справляться с неудачами, этот вид общения будет обучать его приспосабливаться к изменениям.
Ребенок, находящийся в тесном контакте с родителями, воспитывается чувствительным, он контролирует окружающую обстановку и знает, что ожидать. С другой стороны, ребенок, находящийся вне контакта, чувствует себя растерянным. Если его потребности не выполняются, а его сигналы остаются без ответа, он может решить, что сигналы вообще не стоит подавать. Это приводит ребенка к выводу: «Я не заслуживаю внимания. Окружающие содержат меня из милосердия, и я не могу сделать ничего, чтобы приблизиться к ним».
Мы подчеркиваем важность своевременного отклика, потому что в течение первых двух лет мозг развивается очень активно. Это период, когда ребенок разрабатывает образцы ассоциаций, модели поведения, создает изображение сигнала и события. Например, ребенок поднимает руки, а родитель отвечает, беря его на руки. Повторение закрепляет это поведение в сознании ребенка, и в конечном счете эмоции, положительные или отрицательные, прочно связываются с ним, главным образом с положительным чувством «справедливости». Ощущение благополучия становится частью самого ребенка.
Дети, привыкшие к душевному комфорту и чувству душевного покоя, которые они приобретают от воспитания по методу «прикрепления», проводят остальную часть своей жизни так, чтобы сохранить это чувство. Они могут вспоминать это правильное чувство после временных перерывов. Эти повзрослевшие люди справляются лучше с препятствиями в жизни, потому что они активны и умеют восстанавливать чувство душевного покоя, которое глубоко проникло в их собственное сознание. Они могут много падать, но всегда встают на ноги. Эта концепция особенно справедлива для ребенка, преодолевающего препятствия, или для того, кто входит в мир, наделенный талантом от природы. Дети, у которых не сформировалось в раннем детстве чувство благосостояния, борются за то, чтобы обрести его. Но они не знают точно, что ищут, потому что это чувство им незнакомо. В этом объяснение, почему некоторые дети, воспитанные по методу «прикрепления» в раннем возрасте, хорошо развиваются, несмотря на семейные проблемы.
Игра в догонялки. «А если у меня нет практики воспитания по методу «прикрепления»?» - можете спросить вы. Не создавайте дополнительных трудностей. Дети способны быстро восстанавливаться, поэтому никогда не поздно создавать внутренний мир ребенка. Этот вид воспитания соединяет составные части чувства собственного достоинства и может восстанавливать.их. Тем не менее чем раньше это соединение начинается, тем успешнее оно протекает и более сильный результат получается (см. «Восстановление контакта»).

2. Улучшить свою собственную уверенность в себе
Воспитание - это терапия. Заботясь о своем ребенке, вы часто излечиваете себя. В нашей практике был случай, когда мать, имеющая трудного ребенка, однажды сказала: «Мой малыш обнаруживает во мне лучшее и худшее». Если в вашем прошлом есть проблемы, которые затрагивают процесс воспитания, обратитесь за помощью к психологу, чтобы противостоять им.

Чувство собственного достоинства ребенка приобретается, а не наследуется. Некоторые особенности воспитания и черты характера (например, смелость и трусость) приобретаются в каждом поколении. Наличие ребенка дает вам шанс стать родителем. Если вы сами имеете небогатый внутренний мир и чувствуете, что в этом частично виновато ваше воспитание (обычно так и бывает), необходимо предпринять шаги, чтобы преодолеть это и нарушить сложившийся образ.
Пробуйте такое упражнение (врачи называют его «передача лучшего, отказ от остального»): сначала перечислите определенные факторы, которым следовали родители, формируя ваш внутренний мир. Потом выделите то, что в процессе воспитания ослабляло ваш характер. Теперь подражайте положительным тенденциям и избегайте повторять отрицательные. Если вам трудно справиться с этим упражнением самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. И вы, и ваш ребенок извлечете выгоду.
Не будьте слишком строги к своим родителям. Они, вероятно, делали лучшее, что могли в тех обстоятельствах и в то время. Я помню, как однажды бабушка сказала своей дочери: «Я была тебе хорошей матерью. Я точно следовала указаниям, которые мне дал доктор». Повзрослевшая дочь чувствовала, что некоторые из ее существующих проблем, происходят от тех установок, которые она получила, будучи ребенком. Я высказал свое мнение, что мать не виновата, потому что преобладающая практика в каждый период времени следует специальным рекомендациям по воспитанию детей. Однако мать девяностых годов проще становится специалистом по воспитанию собственного ребенка.

«Полируйте свое зеркало». Никто не может сохранять счастливое выражение лица все двадцать четыре часа в сутки, но на любое изменение чутко реагирует ребенок. Он смотрит на вас как в зеркало, где отражаются его собственные чувства. Если волнуетесь, ваше лицо не может излучать радость. В ранний период развития формирование ребенка глубоко связано с личностью матери, на этой основе создается взаимопонимание. Какой образ вы показываете своему малышу? Увидели бы за ложным фасадом обеспокоенного человека? Метью, преисполненный благодарности к матери, записал: «Я люблю находиться с мамой больше всего, когда она счастлива». Дети транслируют ваше несчастье, подразумевая что вы несчастливы с ними. Даже младенцы знают, что их поддерживает хорошее настроение родителей. Становясь старше^ они могут даже прийти к чувству ответственности за счастье своих родителей.
Если вы испытываете депрессию или страх, ищите помощь, чтобы справиться с ними до того, как они повлияют на вашего ребенка.
Замечание Марты: «Вскоре после рождения нашего восьмого ребенка я была перегружена двумя младенцами в пеленках и воспитанием четырех старших детей. Мое напряжение отражалось на моем лице, я была откровенно удрученным человеком. К счастью, я поняла, что такой меня видят дети. Я не хотела, чтобы они росли, считая, что материнская забота не приносит никакого удовольствия или она делает меня несчастной. Я искала помощь, управляла собственными чувствами и «полировала свое зеркало» так, чтобы дети могли видеть себя наилучшим образом в нем».

Дразнить или не дразнить
Довольно часто я называл нашу самую старшую дочь «Наша опора в жизни». Я думал, что, дразня ее, я был симпатичен. Хейден считала иначе. Я воспринимал это как легкий домашний юмор; Хейден относилась к нему как к оскорбительному выпаду. Хейден сильно переживала. И наконец она вынуждена была сказать мне: «Папа, ты повторял это много раз, и каждый раз я говорила, что мне это не нравится. Пожалуйста, остановись». Если вы решили пошутить с окружающими, будьте внимательны к тому, на кого направлена шутка. Подумайте, что шутка может нервировать и расстраивать ребенка. Не делайте предметом шутки то, что ребенку неприятно. Это грубо и пагубно.
В то время как вы не можете постоянно находиться с ребенком и защищать его от всех нападок, вы должны сделать свой дом безопасной зоной. Не позволяйте ровесникам дразнить друг друга. Старшие братья могут быть безжалостны к самому младшему. Действуйте как буфер против взрослых и соседских детей, которые приходят в ваш дом и, дразня словами или тоном голоса, обижают нежные чувства ваших детей. Поставьте вопрос так, чтобы дразнящий сосед не появлялся в вашем доме.

3. Быть откровенным позитивным отражением
Чувство собственного достоинства складывается у большинства детей не только из того, что они думают о себе, но и из того, что думают о них окружающие. Это особенно справедливо для детей дошкольного возраста, которые изучают себя по реакции своих родителей. Какие образы вы доносите своему ребенку, позитивные или негативные? Подаете ли вы ему мысль, что рады быть с ним? Имеют ли для вас значение его взгляды и желания? Нравится ли вам его поведение?

Когда вы даете ребенку позитивное отражение, он понимает, что поступил хорошо. Он также охотно воспримет ваше замечание, если его поведение будет неправильным. Это становится инструментом воспитания. «Все, что мне нужно сделать, - это посмотреть на него определенным образом, и он прекращает вести себя неправильно», - сказала одна мать у меня на приеме. Она обогатила самосознание ребенка положительными чувствами, и мальчик пользовался этим, принимая ее сигналы. Когда мать всем своим видом показывает, что она недовольна, ребенку не нравится чувство, которое при этом возникает. Он быстро изменяет свое поведение, чтобы восстановить добрые чувства.
Вы не можете быть постоянно веселы, потому что вы - живой человек. Ребенок должен знать, что у родителей тоже бывают тяжелые дни. Дети могут разглядеть истину за поддельной жизнерадостностью. Ваша чувствительность по отношению к ребенку увеличивает его чувствительность по отношению к вам. И когда-нибудь он сможет поднять вашу уверенность в себе.

4. Играйте со своим ребенком
Вы много узнаете о ребенке и о себе во время игры. Время игры дает ребенку сообщение: «Ты достоин, чтобы с тобой проводили время. Ты - значительная персона». В процессе игры дети обучаются. Вместо того чтобы тратить игровое время для хозяйственных работ, используйте его только для общения с малышом.

Позвольте ребенку начать игру. Важный обучающий принцип, который должны помнить родители, состоит в том, что действие, начатое ребенком, способно дольше удерживать его внимание. Обучение пройдет легче, если ребенок сам выберет, что делать. Игра, начатая ребенком, увеличивает его чувство собственного достоинства: «Отцу нравится то, что я делаю!» Конечно, вы можете думать: «О, нет, не буду больше играть в кубики» или «Мы читали эту сказку двадцать раз!» Кот в сапогах надоест вам намного раньше, чем ребенку. Если вы хотите внести что-то новое в старую игру, добавьте изменения, пофантазируйте. Прекратите разговоры о книге, например, так: «Что ты будешь делать, если сейчас в нашу дверь войдет Кот в сапогах?» Или найдите новый способ использования старой игрушки: «Давай превратим эту башню из кубиков в гараж для машины».

Воспитывайте ребенка чувствительным и восприимчивым. Во время игры сосредоточьте внимание на ребенке. Если вы с ребенком, а думаете о работе, то ребенок почувствует это, и ни один из вас не извлечет пользы из времени, проведенного вместе. Ребенок потеряет смысл общения с вами. Для него это будет сигнал, что он вам не важен. Вы теряете возможность обучать ребенка и наслаждаться общением с ним. Я помню, какое удовольствие шестимесячный Метью и я получали от «игры в кружок». Я сажал Метью перед собой с несколькими любимыми игрушками (его и моими) и делал круг из своих ног вокруг него. Это пространство сдерживало его, потому что он только начинал сидеть, и обеспечивало поддержку, если бы он стал падать на бок. Метью был под моим полным вниманием. Он чувствовал особенно, я - также. Звуки, которые издавал ребенок, были очень забавны.

Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с маленьким ребенком, а ему станет интересно заниматься с вами, когда он подрастет. По мере роста ребенка вы можете вовлекать его в свои занятия и работу, это будет лучшей наградой для него.

Ответственность в воспитании чувства собственного достоинства ребенка
Никакая книга по воспитанию не стоила бы ничего, если бы в ней не было раздела, посвященного чувству собственного достоинства ребенка. Все же у нас есть опасения, что не все родители правильно истолкуют значение этой концепции и решат, что это еще одна проблема, которую они должны решить наряду с регулярным питанием и теплым зимним пальто. Дети защищаются от всего, что может ущемить их чувство собственного достоинства, даже тогда, когда это становится смешным («О, Билли, ты неправильно поешь. Смени тональность»). Они измеряют чувство собственного достоинства ежедневно, как кто-то измеряет температуру («Сегодня у Джулии низкое чувство собственного достоинства. Старший брат обыграл ее в шашки вчера вечером»).
Чувство собственного достоинства необходимо каждому ребенку. Как садовод выращивает дерево, вы должны взрастить это чувство, для чего необходимо создать вашему ребенку обстановку, которая позволила бы ему стать сильным и стойким. Вы не сможете развить у ребенка чувство собственного достоинства, только восхваляя его. Многое в воспитательном процессе просто и интересно. Держите больше ребенка на руках, отвечайте на его потребности, наслаждайтесь им. Чувство собственного достоинства будет развиваться естественно.

5. Называйте своего ребенка по имени
Что содержится в имени? Это персона, это личность - большая или маленькая. Я до сих пор помню своего дедушку, который показал мне, как использовать и запоминать имена людей.
Этот урок показал свою пользу. Однажды, когда я был начинающим студентом-медиком, меня назначили для выполнения летней практики, несмотря на возможность нанять опытных специалистов. После того как я выполнил задание, я спросил, почему наняли меня, хотя я был менее квалифицирован, чем мои конкуренты. «Потому, что вы помнили и называли всех своих клиентов по именам», - ответили мне. Обращайтесь к своему ребенку по имени, особенно во время зрительного и осязательного контакта, исключая «особые» обращения. Использование имени другого человека открывает двери, ломает барьеры и даже облегчает корректировку воспитания.
Дети изучают связь между своим именем и сообщением, которое вы даете им, а также между именем и поведением, которое вы требуете. Родители часто используют уменьшительное имя или только первое имя в случайных диалогах: «Джимми, мне нравится то, что ты делаешь». Они усиливают сообщение, используя полное имя, чтобы сделать впечатление от него глубже: «Деймс Мичел Сиирз, прекрати!» Один ребенок, о котором мы слышали, считает свое полное имя «безумным именем», потому что он слышит его, когда родители на него сердятся.
Мы заметили, что уверенные в себе дети чаще обращаются к ровесникам и ко взрослым по имени или по званию. Их чувство собственного достоинства позволяет им быть более открытыми при общении с окружающими. Когда я писал этот раздел, моя двухлетняя дочь Лаура подбежала к моему столу, прощебетав: «Привет, папа!» Добавление «папа» впечатлило меня больше, чем безличное «привет!». Ребенку школьного возраста, который способен обратиться к взрослым по имени, проще получить помощь при необходимости.

6. Практика принципа переноса
Способствуйте развитию таланта своего ребенка. Он может преуспеть в чем-то, например, двухлетний* прекрасно устраивает пикники для кукол, а десятилетний любит балет. В течение последних лет мы заметили явление, которое назвали «принцип переноса». Это означает, что наслаждение собственной деятельностью стимулирует развитие внутреннего сознания ребенка и охватывает разные виды деятельности. Один из наших сыновей был спортсменом от природы, но тренеры не заинтересовались этим. Пользуясь принципом переноса, мы поощряли его увлечение спортом и одновременно поддерживали его при работе с тренерами.
Его успеваемость в школе улучшилась, соответственно росла уверенность в себе. Раскройте таланты своего ребенка, и помогите ему развить их. Тогда вы сможете наблюдать расцвет гармоничного человека.

7. Направляйте своего ребенка, чтобы он преуспевал
Помогите своему ребенку развивать таланты и приобретать навыки, что является частью воспитания. Если вы обнаруживаете в своем ребенке отрицательные наклонности, которых у него не должно быть, не поощряйте их развитие. Будьте внимательны, не перегружаете ли вы его сверх меры занятиями. Соблюдайте равновесие между помощью и защитой. Оба процесса необходимы. Если вы не поощряете попыток своего ребенка к самостоятельности, его навыки не будут развиваться, и в.ы потеряете ценного созидателя. Если вы не защищаете своего ребенка от нереалистичных ожиданий, его чувство самореализации окажется под угрозой.

Избегайте сравнительной оценки
Дети измеряют их собственное значение тем, что они чувствуют и как оценивают их другие. Ваш ребенок может сделать бросок только на 400 очков в подающей команде, но он будет себя чувствовать неуютно, если его товарищи по команде могут метнуть на 500. Убедитесь, что ребенок понимает: вы оцениваете его по тому, кто он есть, а не по тому, как у него получается. Делайте это, давая ребенку множество зрительных контактов, касаний и сосредотачивая его внимание. Другими словами, ведите себя независимо от результата игры или испытания.
Не ожидайте, что ребенок превзойдет других на спортивных состязаниях, в музыке или в науке только потому, что вы желаете этого. Он может превзойти только одного себя. Он должен знать, что ваша любовь к нему не зависит от того, как вы оцениваете качество его работы. Это серьезное испытание для родителей, которое необходимо мудро преодолевать.

Стена достижений
В нашей семье Сире существует галерея достижений. Стены дома отображают свидетельства стремлений и достижений наших детей; каждый ребенок чем-то хорош. Раскройте, поощрите и отобразите это в своей семье. Если в вашем доме нет такой стены, ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Когда дети становятся старше и смотрят по сторонам, они видят свои достижения прошлых лет. Это дает им подъем, особенно в периоды, когда их чувство собственного достоинства неустойчиво.

8. Научите ребенка дома, как вести себя на улице
В процессе воспитания вы можете решить, что ребенок должен общаться с детьми различного уровня, чтобы сделать самостоятельный выбор для себя. Это может красиво звучать или по крайней мере политически корректно, но только эта простота не работает. Это похоже на выход судна в море без руля или капитана. Вероятность достижения порта назначения таким судном будет ничтожно мала. Дети слишком ценны, чтобы доверять их случаю.
Защитите своего ребенка от чужого вторжения в его внутренний мир. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления» в течение первых трех лет и сохраняя тесную связь в последующие годы, вы даете ему твердую основу понимания своего значения в доме, в семье и в отношениях с окружающими. Ребенок развивается, следуя и взаимодействуя с разумом, опытом и знаниями своих родителей, поэтому его можно выпустить в городские «джунгли» без риска быть «съеденным заживо». Получив крепкую основу, чувствуя защиту и поддержку родных,-ребенок сможет выбрать собственную дорогу и твердо стоять на ней. Даже если он немного поэкспериментирует, как это делают все дети, он вновь выйдет на свой путь.
Приглядывайтесь к друзьям своего ребенка, особенно в возрасте до десяти лет. Моральные ценности ребенка и его жизненная концепция, зависят от людей, имеющих значение для него в жизни: родственников, тренеров, учителей и друзей. Родители должны знать тех, кто влияет на характер ребенка, и способствовать общению с теми, кто действует на него позитивно. Следите за отношениями вашего ребенка с друзьями. Сначала дайте ему выбрать себе друзей, а затем наблюдайте за их отношениями. Проверяйте его чувства. Настроен ли он миролюбиво или раздражен? Совместим ли он с новым другом? Соединение пассивной и сильной личности хорошо, если сильный друг тянет вашего ребенка за собой вверх, а не вниз. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», чаще других оценивают своих партнеров на совместимость. Родителям следует быть внимательными к выбору ребенка и постоянно контролировать круг его общения.
Корни детского самосознания берут начало в доме, в семье и в окружении воспитывающих его людей. После шести лет влияние сверстников сильно возрастает. Чем глубже заложены дома корни детской самооценки, тем лучше дети готовы взаимодействовать со сверстниками. Они знают, как вести себя с ровесниками, с которыми им нравится играть, и с теми, которые создают им проблемы. Когда дети, воспитанные по методу «прикрепления», растут, они лучше подготовлены к взаимодействию с окружающими (домашние, соседи, дедушки и бабушки, дошкольники), используя различные правила. Для здорового социального развития ребенку сначала необходимо научиться быть в ладу с самим собой, а затем уже с окружающими.
Придерживайтесь домашних устоев. В нормальных условиях ребенок развивается от известного к неизвестному. Он ставит новые эксперименты в основном тем же путем, как учится быть самостоятельным. Для ребенка совершенно нормально периодически возвращаться в удобную обстановку дома или семьи, а затем снова бросаться в «джунгли» неизвестного. Для любого ребенка очень важно иметь сильную базу, основу, которая формируется системой воспитания по методу «прикрепления». Родители часто интересуются, какая степень привязанности к ним считается нормальной. Рассмотрите проблему через год. Если вы видите, что ребенок не становится социально активнее, это может быть тревожный сигнал. Но если вы видите поступательное движение, то это значит, что ваш ребенок просто социально развивается. Исходя из особенностей его характера, он формирует небольшой круг значительных и глубоких взаимоотношений, вместо того чтобы создавать бесчисленное количество поверхностных знакомств.

Принимайте дома друзей ребенка
Пригласите друзей вашего ребенка в дом. Возможно, это нарушит чистоту, но не беспокойтесь. Сбор друзей поможет вам увидеть ребенка в новом аспекте: определить степень адаптации в социальном плане, выявить поведение, которое требует улучшения или коррекции. У вас будет возможность незамедлительного воспитательного вмешательства для того, чтобы дать персональный урок своему ребенку или провести беседу, если весь коллектив нуждается в коррекции.

9. Контролируйте влияние школы на своего ребенка
Некоторые школы могут быть опасны для эмоционального здоровья ребенка. Выбор школы (если таковой имеется) должен тщательно рассматриваться. Ребенок встречается с ровесниками, имеющими разный уровень воспитания и уровень «прикрепления», поэтому его ожидания могут не оправдаться в школе. Если ребенок надежно связан с родителями и имеет сильный внутренний стержень, то новые формы общения, с которыми он столкнется в социальной группе, не повлияют на него кардинально.
В возрасте около шести лет, когда ребенок начинает активно усваивать элементарные знания общения, окружающие взрослые начинают влиять на его жизнь. Их мнения бывает достаточно, чтобы повлиять на формирование и оценку модели поведения. Социальная среда ребенка предлагает широкую возможность выбора значительной личности. Теперь родители должны быть бдительны, чтобы понять, чье поведение моделирует ребенок. Это сильно снижает значение родителей, как воспитателей. Здесь возможны две крайности. С одной стороны, существуют родители, которые допускают, чтобы их ребенок опробовал различные системы поведения по мере роста, поэтому он более открыт. С другой стороны, существуют родители, которые хотят защитить своего ребенка от всякого влияния и идеалов, отличных от своих собственных убеждений, при этом ребенок растет в замкнутой атмосфере.
Обычно правильный выбор находится между этими двумя крайностями. Родители, которые слишком опекают, могут в конечном итоге воспитать очень уязвимого ребенка, не умеющего самостоятельно думать и подверженного влиянию чужих соблазнов и суждений. Где-то посередине находятся родители, которые закладывают в своем ребенке твердую систему критериев и укрепляют ее, поскольку она может столкнуться с другой системой. Ребенок, который с детства имеет собственную устойчивую систему критериев, способен лучше оценить чужую, полученную от ровесников и учителей. Суть вопроса состоит в том, что у ребенка формируется система взглядов, которая позволяет ему действовать. Он не лист, плывущий вниз по реке, по пути наименьшего сопротивления, и в конечном счете попадающий в большое море неопределенности. Многие люди спотыкаются иногда в течение всей оставшейся жизни, не имея основ, которые должны быть сформированы в младенчестве и раннем детстве.

Родители, не входите в самодовольное заблуждение, применяя термин «скрытые» к детям среднего возраста. Это не время, чтобы бездействовать и стать небрежным в вопросах воспитания. Это возраст, когда у ребенка формируется совесть и он изучает ваши жизненные ценности. Формирование их собственных стандартов происходит постепенно, через взаимодействие с ровесниками, другими семьями и учителями, а также через отношения с соседями и дружбу. Они обнаруживают большой мир с разнообразием стилей поведения. Запоздалая попытка привить ваши критерии подростку, основная задача которого на этой стадии состоит в том, чтобы выработать собственные ценности, может оказаться неудачной. Лучший способ привить свои критерии подростку - это «разговор по душам» о жизненной позиции.

Утрата ярлыков
«Я - астматик», - гордо сказал мне семилетний Грэг, когда я спросил его, зачем он пришел ко мне. Действительно, Грэг страдал астмой, но эту проблему оказалось легче преодолеть, чем эмоциональное воздействие этого ярлыка. Несколько доз расширителя бронхов, и его одышка проходила, а ярлык оставался. Я сказал в частной беседе матери Грэга, что у ребенка есть две проблемы: проблема непосредственно болезни и проблема реакции семьи на болезнь.
Каждый ребенок ищет в себе что-то особенное и использует его как торговую марку, привлекающую большое внимание. Слово «астматик» стало ярлыком Грэга, и он часто использовал его. Целый день все вращалось вокруг его болезни, семья сосредоточилась именно на этой стороне личности Грэга, а не на нем самом. Вместо сострадания, братья и сестры стали уставать от планирования своей жизни в связи с астмой Грэга. Они не могли путешествовать, потому что это утомляло брата. Эта болезнь стала болезнью семьи, и все, кроме Грэга, вынуждены были играть роли, которые им не нравились.
Снять ярлык с Грэга было несложно. С астмой Грэга я бы мог справиться. И вместе с семьей мы сделали, чтобы слово «астматик» стало не главным в характеристике Грэга.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Как воспитать мужчину - этот вопрос на сегодняшний день волнует многих. Ведь не секрет, что упущенные в детстве моменты воспитания отрицательно скажутся в зрелом возрасте. Чрезмерная опека так же вредна, как и излишняя жесткость. О том. как найти равновесие и золотую середину в воспитании будущего мужчины, и пойдет речь в этой статье.

Читайте в этой статье:

Воспитание мужчин начинается с пеленок

Начинать воспитывать мальчика нужно с первых моментов его жизни. Вот наконец-то его принесли - долгожданного, розового, мирно посапывающего. Он - сынуля, сыночек, сын, будущий мужчина, мужик! Конечно же, когда вашему умилению не было предела, вы еще не задумывались, как его воспитывать, но вопрос уже витал в воздухе.

Невероятно, но факт, что мальчики с первых дней своей жизни уже отличаются от девочек, и не только строением половых органов. Мальчики чаще, чем девочки, кричат, гораздо позже начинают ходить и говорить. Некоторые мамы утверждают, что мальчики менее переборчивы в еде, крепче и дольше спят.

Если вы воспитываете мальчика , поосторожнее с чрезмерным умилением - тисканием, сюсюканием и прочими излияними - рискуете вырастить хлюпика. Но и чрезмерно поощрять детское "хочу" и "дай" тоже опасно. К двум годам ребенок-мальчик уже четко осознает свою половую принадлежность, и если он впитал с младенчества, что он - центр Вселенной, перевоспитывать будет очень сложно - маленький домашний террорист доставит немало хлопот.

Вы замечали, то от мальчика в детстве больше ждут мужского поведения, чем от девочки - женского. Если дочь лазит по деревьям и стреляет из рогатки, о ней говорят -растет пацанка, и это звучит гордо. Стоит мальчику взять в руки куклу - рой мыслей по поводу. А уж заплакать и вовсе недопустимо.

Принципы воспитания мальчиков

Каждой маме важно, что бы ее ребенок был счастливым и здоровым, а если в семье растет сын, то важно воспитывать в нем силу и смелость. Однако старания родителей, порой, приводят к противоположному результату - сын растет замкнутым, неуверенным в себе; он не может преодолеть трудности и наладить отношения со сверстниками.

1. Пример отца, пример деда

При воспитании мальчика необходимо иметь пример настоящего мужчины, чтобы ваш сын мог на него равняться. В идеале это конечно папа, который будет посвящать много свободного времени сыну, но вместо папы эту функцию может выполнять и дедушка, дядя или друг. Мальчику очень важно общение с мужчинами, ведь дети, копируя взрослых, чаще всего сохраняют на всю свою жизнь как эталон эти стандарты поведения.

2. Воспитание смелости

Главной чертой мужского характера является смелость. Не следует пугать мальчиков «страшными дядями» и «бабайками в шкафу», ведь многие наши фобии родом из детства. Если ваш малыш чего - то боится, не в коем случае не оставляйте его один на один со своей проблемой, лучшим выходом, в этом случае, будет помочь будущему мужчине справиться со своим страхом.

Старайтесь не показывать при ребенке своих страхов, так как ваш сын может начать бояться того же. Не путайте смелость и жестокость. Жестокость - это всегда насилие: моральное или физическое. Не поощряйте проявлений жестокости. Жестокий - не значит смелый. Не учите ребенка давать сдачу, а учите договариваться со сверстниками.

Человека отличает от животного умение думать и говорить. Не стоит применять животные инстинкты - кусаться, драться, кричать, если есть простой инструмент достижения гармонии в отношениях - доброе слово. Добрый - не значит слабый.

3. Физическое развитие мальчика

Важным в воспитании ребенка является развитие физической силы. Для ее развития достаточно будет ежедневных занятий зарядкой, а так же посещение несколько раз в неделю спортивной секции. Еще одним плюсом занятия в секции будет общение со сверстниками. К тому же, физически развитые дети лучше растут, имеют хороший аппетит и отличаются крепким здоровьем. С младенчества формируйте у ребенка культ здорового образа жизни и неприятия пагубных вредных привычек.

4. Воспитание трудолюбия и ответственности

Необходимо научить мальчика работать, для этого давайте ему небольшие поручения по дому, выполненные задания необходимо поощрять. Когда у мальчика появятся карманные деньги, можно научить его целенаправленности. Например, если ваш ребенок хочет купить какую нибудь вещь, он должен копить подаренные и карманные деньги. Учить целенаправленности можно и на личном примере – например, вы решили похудеть, и поэтому бегаете по утрам. На своем примере вы можете научить ребенка быть обязательным. Необходимо выполнять обещания, которые вы давали. Смотря на вас, сын тоже научиться выполнять обещания.

5. Честность

Учить будущего мужчину честности тоже можно на личном примере. Например, не стоит говорить ребенку неправду, гораздо лучше будет что-то недосказать. Необходимо быть честным со своим ребенком, и тогда он вам врать тоже не будет. Не стоит наказывать слишком строго провинившегося малыша. Ведь в другой раз он может соврать, для того чтобы избежать вашего гнева. Умейте прощать и учите ребенка признавать свои ошибки и прощать ошибки других людей. Хитрые и лживые дети растут в тех семьях, где их жестоко наказывают. Дайте возможность малышу признаться в своем проступке и уверенность в том, что его любят, а значит - поймут и простят.

6. Подпитка поощрением

Необходимо хвалить малыша за положительные результаты, тогда у него будет стимул совершенствоваться и стать настоящим мужчиной. Если ребенок что-то делает не так, как бы вам этого хотелось, не нужно прибегать к наказаниям. Лучше обсудите с ним неблаговидный поступок, без унижения его собственного достоинства, но с точки зрения анализа самой ситуации. Даем оценку поступку, а не личности. Унижение личности приведет к неуверенности, зажатости и комплексам. Дайте возможность ребенку реализовать свои способности и получить вашу поддержку. Если ребенка похвалили, он будет стараться сделать это еще и еще, сделать это лучше. Замечайте успехи сына, ведь каждое его достижение - маленькая ступенька на пути к становлению уверенной в своих силах личности.

7. Воспитание романтика

Необходимо научить мальчика быть романтичным. Для этого необходимо гулять по городу, показывать сыну интересные места, бывать на природе, посещать музеи и театр. Надо обратить его внимание на красивый окружающий мир, в котором он живет. Учите видеть прекрасное даже в капельке росы и первой распускающейся почке. Ваш муж своим примером может научить сына дарить цветы и подарки, делать комплименты.

Пусть посеянные вами, мудрыми родителями-воспитателями, зерна мужественности найдут благодатную почву. Пусть ваш малыш вырастет настоящим мужчиной, крепко стоящим на ногах и дающим опору и поддержку своей семье.

Неопределенность в выборе одежды, стеснительность, неуверенность в себе – это факторы, которыми руководит нерешительность. Данное качество мешает жить свободной жизнью. Часто от нашего решения зависит успешность, выбор чего-либо и пр.

Многие не знают, как развить решительность и освободить себя от этого нехорошего качества. Постараемся максимально емко раскрыть все нюансы, касающиеся ответа на данный вопрос.

Что это такое?

Решительность – это естественное состояние. Оно необходимо каждую секунду для выхода из положения в разных ситуаций, а также для принятия решений. Страх и неуверенность часто блокируют это качество. Человек теряется, волнуется, не может собрать свои мысли в кучу. После чего появляется паника и нарушение нервной системы.

Решительный человек всегда уверен в себе, умет проявлять настойчивость, способность принятия решений. У таких людей отсутствует страх. Обладать решительностью может каждый. Необходимо научиться доверять своей интуиции, быть самостоятельным и ответственным.

Человек самостоятельно руководит своим характером чувствами и наличием определенных качеств. Ему самому решать быть решительным или постоянно трусить перед любой ситуацией.

Людям, у которых данное качество отсутствует очень тяжело жить, работать, развлекаться, принимать решения. Зачастую эти существа несчастны, не продвигаются по карьере, невезучие.

Особенности решительности в том, что она связана с многими качествами. Среди таких можно отметить:

  • Удача;
  • Управление рассудком;
  • Сила воли;
  • Уверенность.

Невозможно быть нерешительным и смелым одновременно. Приведенные пункты проявляются только в сильном человеке, который умеет руководить и контролировать все качества. Зачастую такие люди не из трусливых, умеют управлять рассудком, идти вперед, достигая своей цели.

Смелость и решительность

Как понятно из выше написанного смелость и решительность взаимосвязаны между собой. Эти чувства сильны только тогда, когда нет страха. Ведь он может создавать иллюзию того, что такие качества в нас отсутствуют. Необходимо разрабатывать смелость, тогда Вы научитесь быстро принимать решения.

Например, придя в магазин за очередной покупкой и примерив несколько разных одеяний, нужно сразу принять решение в пользу одной из них. Не нужно полчаса раздумывать над тем, которой вещи отдать предпочтение.

Тоже самое касается и рабочего места. Когда начальник заметит Вашу уверенность в себе и смелость он с удовольствием наградит Вас новой должностью.

Настойчивость и решительность

Сила воли напрочь связана с умением решительно принимать жизненные толчки. Чтобы улучшить свое положение, следует развивать настойчивость. Для этого нужно учесть ряд советов.

Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос с хорошими качествами и сильным характером, необходимо с раннего детства давать малышу возможность проявлять инициативу. В дальнейшем он будет настойчиво решать проблемы, без груза за плечами.

Научитесь самостоятельно находить выход из положения. Принимая определенные методы для достижения цели, решительность и настойчивость образуются автоматично. В результате характер укрепится, а данные качества значительно упростят жизнь.

Очень важно получать успех в принятых решениях. Поэтому сначала следует ставить перед собой не сложные задания.

Основные мероприятия для развития решительности

Человек, не осуществляющий качественного выхода из положения, не обладает решительностью. В результате появляется неуверенность, медленность, плохая работоспособность, постоянные колебания, отсутствие смелости. В таких случаях потребуется быстрая помощь. Необходимо воспитывать это важное состояние души и тела.

Полезные советы, посмотрите:

Несколько этапов, которые помогут развить решительность:

  • Практика самостоятельного выхода и положения;
  • Смелость в принятии решений;
  • Преодоление лени;
  • Работа над собой;
  • Постановка и достижение цели.

Не стоит проявлять свою неуверенность на рабочем месте. Следует браться за любое выполнение обязанностей. В результате выработается стойкость к трудностям и нагрузкам. Соответственно выработка смелости гарантирована.

Лень – основное препятствие в достижении цели. Ее нужно побороть в первую очередь. Собственная мотивация и слова «я могу», «я это сделаю» помогут справиться с ленью.

Работа над собой и своими качествами поможет найти выход из любой ситуации. Нельзя опускать руки. Если, все же неудача постигла не стоит отчаиваться. Проанализировав ситуацию и выявив причину, в следующий раз будете умнее.

Доверяйте себе

Старайтесь не прислушиваться к мнению окружающих. В первую очередь нужно научиться доверять себе. Внутренний посыл часто направляет разум на правильные решения. Решительность ассоциируется с уверенностью в себе, выработке силы воли и умение достигать цели.

Работа над собой труд не из легких, но выполнив ее качественно, Вы обретете устойчивость и сильный характер. Для начала необходимо прислушиваться к своему сердцу. Так мы ограждаем себя от негативного воздействия со стороны окружающих.

Часто нерешительность формируется из-за излишней опеки родных, когда человек думает, что он слаб и не сможет найти выход из положения самостоятельно. Необходимо менять стереотипы, надеяться только на себя.

Не бойтесь меняться. Это поможет развить лучшие черты характера, чем были до этого.

Преодолевайте свой страх

Как развить решительность, если преследование страха мешает сосредоточиться? Не допускайте к себе это коварное чувство. Для удобства можно записать на бумаге, сколько ценного вы потеряли из-за страха, чтобы в дальнейшем не допустить такого.

Нерешительный человек несет не маленькую тяжесть на своих плечах. Если Вы не хотите пополнить ряды таких людей, работайте над собой. Избавьтесь от страха, неуверенности, стеснительности. Будьте смелым, активным, трудолюбивым, раскованным и общительным человеком.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мне кажется, каждому человеку хочется быть смелым и уверенным в собственных силах. Естественно, причина такого желания понятна и логична. Смелость - это не простое и банальное стремление идти на рожон. Это героическое умение контролировать свой страх.

Будучи смельчаками мы можем сворачивать горы, не бояться смотреть в завтрашний день и прикладывать максимум усилий для сегодняшнего. Нас не страшат проблемы, хвост - пистолетом, а в глазах - предвкушение победы и ликования.

Как развить смелость до максимального уровня? На самом деле, это задача не из простых, но вполне выполнимых. Чтобы стать супергероем, вам следует выйти из такой уютной, но родной зоны комфорта.

Для того, что бы воспитать силу духа, нужно настроить себя на правильную волну. Психологические настройки не стоит недооценивать. Ведь от того, как вы мыслите, зависит и эффективность действий.

Благодаря исследованиям мудрые умы науки психологии доказали, что 90% конечных результатов заключаются в надлежащей умственной установке и только 10% от навыков, и склонностей.

Для того, чтобы стать смелой личностью и полностью изменить формат своего мышления, для начала стоит научиться контролировать мысли. Вам заранее нужно программировать свой на положительный исход сражений с собой.

Во втором совете по становлению храбрости, я хотела бы обратить ваше внимание на . Стать храбрым - это означает поверить в свой потенциал, качества и конечно же идеи.

Забудьте о том, каким образом вас оценивает мир! Для того, что бы вера в себя вернулась, вам следует перестать считать себя двоечником. Что полезного в таком методе, — спросите вы? И как жить без оценки?

На самом деле, когда вы конкретизируете отметку «2 » или «5 » хорошенько покопавшись в прошлом, то в голову предательски начинают лезть картинки из былых неудач.

А в тот момент, когда ваши уши раскинулись для прослушивания всезнающих советов близких или сородичей, то вы укрепляете внутри себя силу сомнений. Так что, друзья, начинайте верить в свои силы! Ведь если получилось у другого, то обязательно получится у вас!

Наиболее продуктивный совет гласит следующее правило: «Всегда встречайтесь со страхом» для воспитания здравого мужества. Смелая личность - это воин, неустанно сражающийся со своими монстрами. И в итоге, он их приручает!

Поймите, постоянно избегая страх — их количество продолжает расти, но только к ним прибавится еще и «страх боязни накопившихся страхов».

Вы боитесь летать на самолете? — тренируйте отвагу, совершив свой первый полет! Пару лет страшилиь высказать шефу свои пожелания? — вперед, настало время брать бразды правления над жизнью в свои руки!

Совет 4. Начните действовать и спокойно относитесь к поражениям

Многие личности боятся начать изменения, поскольку уж очень сильно приросли к своему образу «нытика» или показного пофигизма. А некоторые в корне боятся сделать шаг влево или вправо, по причине опасения совершить фаталити.

Я советую вам использовать метод осознания поражения. Прокрутите пару тройку раз картинку неудачи в своей голове перед совершением важного дела. После такого сеанса негативной терапии, вы можете ощутить себя паршиво. Но спросите себя сейчас: «Чего я могу теперь бояться? ». А бояться-то и нечего!

Страх отпустит вас в свободное плаванье. Но вот как раз здесь и стоит провести обратный обряд. Настройтесь на положительный исход с помощью позитивных аффирмаций.

Поддержите себя установками: «У меня все получится! », «Я смелый человек! », «Я сделаю все возможное! » и просто действуйте. Подобная комбинация прекрасно демонстрирует себя в вопросе повышения уровни смелости.

Совет 5. Избавляйтесь о стеснительности и расширяйте круг знакомств

Я советую вам практиковать правильные и качественные установления контакта с людьми. Вы не поверите, но большинство из нас подсознательно или явно боится новых знакомств.

Побороть и замкнутость, а с ними и нехватку смелости, позволит постоянное общение. Проявите себя в толпе незнакомых вам людей. Набирайтесь смелости и идите в бой со своими страхами быть отвергнутым или неинтересным собеседником. Как говорится, сразу двух зайцев!

Похвала - это прекрасный мотиватор и стимул прикладывать больше усилий для приобретения больших результатов. Вы сумели преодолеть несколько стсупеней и даже заглянуть под верхушку айсберга, но вам все еще не хватает смелости?

Тогда обязательно похвалите себя за старания. Обязательно закрепите вкус победы над собой в чертогам разума и памяти! Из-за того, что человек терзает себя за неудачи, а за успех не поощряет, и рождается упадок веры и смелости.

Зона комфорта бывает опасной. К ней привыкаешь и категорически не хочешь покидать ее пределы. Но этот совет направлен на противоположное. Стремитесь наполнить свою жизнь новизной. Пробуйте новые профессии, маршруты путешествий, блюда и виды спорта.

В начале будет страшно, но вы знаете, что можно с этим сделать! Не ходите в ночные клубы - милости прошу! Боитесь - вперед на стенд-ап-шоу!

Не ошибается тот, кто ничего не делает, лежа камнем на дне мутной реки. Уж лучше реализовать задуманное максимально и потерпеть поражение, нежели вообще ничего не сделать! Любая ошибка - это опыт и возможностью извлечь с нее бесценную пользу.

Включайте и силу воображения, когда страх начал к вам подкрадываться. Избавиться от трусости поможет способ под названием «доведи до абсурда». Наблюдая за происходящим, воображайте ситуацию без негативных эмоций и паники.

Практикуйте позицию наблюдателя, добавьте нотку юмора и креатива в картину. Я уверенна, может получится интересный гротеск, способный вызвать на вашем лице улыбку.

Перестаньте лгать самому себе. Научитесь выуживать те моменты, когда вы маниакально пытаетесь преподнести реальность под другим соусом, что бы защитись свое ранимое Эго. Да будет с нами правда и Сила!

Друзья, обязательно подписывайтесь на обновления блога!

До встречи на блоге, пока-пока!

Смелость – это положительное качество человека, выражавшееся в решительности при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Именно она позволяет побороть страх и совершить отчаянный поступок. Но далеко не каждый человек найдет в себе силы и мужество преодолеть самого себя и победить свои фобии. О том, как люди воспитывают в себе смелость, рассказывают многие писатели.

Так, в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» и романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» авторы раскрывают очень важную, на мой взгляд, проблему нравственного выбора человека.

В своем произведении «Судьба человека» М.А. Шолохов повествует о судьбе обычного солдата, Андрея Соколова, вынужденного покинуть свой дом и отправиться на фронт. Но война никого не щадит. она испытывает его страхом и смертью, в надежде сломить его боевой дух.

Лишь чувство любви к близким, стране и жизни в целом помогает ему преодолеть суровые испытания, выпавшие на его долю. В плену Андрей Соколов проявляет невероятное мужество, отказываясь от повиновения захватчикам. Он не поддается слабости, а сохраняет самообладание, чем и впечатляет немецкого коменданта, увидевшим в нем достойного противника. Смерть еще не раз смотрела ему в глаза, но ему удалось остаться преданным человеком, не потерявшим чувства доброты и милосердия. Несмотря на все ужасы, которые ему пришлось пережить, Андрей Соколов остается верен своему долгу, своей Отчизне. Война не смогла сломить его характер, она изранила, но не убила его живую душу. Сохранив свое хладнокровие, Андрей Соколов смог воспитать в себе смелость, не теряя при этом своей человечности.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» автор рассказывает о Штабс-капитане артиллерии Тушине, который будучи робким человеком приобретает в бою недюжинную решительность. В опасную минуту он решается принять командование и ответственность за солдат на себя. Во время Шенграбенского сражения Тушин не нарушает приказ и остается на поле боя со своими подчиненными. Он знал, что мог погибнуть в битве, но страх смерти не пугал его. Тушин заботился не только о жизнях других солдат, но и о судьбе своей страны. Ответственность за товарищей и свою Родину помогла ему сохранить стойкость и храбрость во время сражения.

М. Твен однажды сказал, что смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы смел не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто превозмогает свой страх, обуздывает его и становится сильнее. Именно поэтому так важно воспитывать в себе смелость.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: