Как были устроены советские колхозы и совхозы. Старт в науке В каком году создавались колхозы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По организации колхозов и совхозов


Фактически не применяется. См. Федеральный закон от 11 июня 2003 года
N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
_________________________________________________________________________

1. Общие положения

1. Сложившаяся к настоящему времени структура государственных и кооперативных предприятий в сельском хозяйстве не приспособлена к рыночным отношениям, изначально ориентирована на государственные закупки, снабжение, цены и т.п. Одна из задач аграрной реформы создать иную, более отвечающую требованиям рыночной экономики структуру, базирующуюся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия.

Основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В результате этих процессов должна быть создана система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе, а также система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечивающих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его продукции до конечного потребления.

Приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации подлежит земля.

Реорганизация - это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования их в иную организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации совхозы также негосударственные предприятия. В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие предприятия остаются пока в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо. Перечень этих предприятий устанавливается Правительством.

2. Приватизация земли в сельском хозяйстве и реорганизация колхозов и совхозов осуществляются в соответствии со следующими законодательными актами Российской Федерации:

Земельным кодексом :

Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" ;

Указом Президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" ;

Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов ;

И др.

3. Принципы реорганизации колхозов и совхозов:

сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего сельское хозяйств профиля использования объектов в реорганизуемых хозяйствах;

обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продукции равного доступа к объектам производственной и социальной инфраструктуры;

добровольность выбора организационно-правовой формы предприятия в рамках действующего законодательства;

социальная справедливость и защищенность населения и работников реорганизуемых хозяйств;

учет национальных и исторических особенностей.

4. Согласно Указу Президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы должны до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.

Регистрация предприятий всех типов осуществляется районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту учреждения предприятия.

5. Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями:

раздел на крестьянские хозяйства и мыле предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;

реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;

реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).

В ходе реорганизации там, где это экономически целесообразно, хозяйства могут быть разукрупнены, и каждая часть хозяйства реорганизуется по своей схеме.

Направление реорганизации выбирается коллективом хозяйства на добровольной основе. Принцип добровольности не распространяется на колхозы и совхозы, объявленные несостоятельными, они подлежат ликвидации и реорганизации в особом порядке в соответствии с п.14 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" .

6. Независимо от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства должны быть соблюдены следующие общие процедуры:

6.1. В колхозе или совхозе создается специальная реорганизационная комиссия, в которую входят представители местных органов власти, администрации хозяйства, трудовых коллективов, районного управления сельского хозяйства, комитета по земельной реформе, основных кредиторов хозяйства. Возглавляет эту комиссию руководитель хозяйства. Состав комиссии утверждается соответствующей районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

В функции реорганизационной комиссии входят:

разработка проекта реорганизации хозяйства;

обеспечение процесса реорганизации хозяйства;

организация и контроль за оценкой и разделом на паи имущества и земель хозяйства;

организация и контроль за соблюдением законности при выделении из хозяйств работников с имущественными и земельными паями;

обеспечение рациональной системы землеустройства на территории реорганизуемого хозяйства при выделении из него более мелких предприятий;

определение правопреемников реорганизуемого хозяйства по ранее заключенным договорам и полученным кредитам;

в случае необходимости выполнение функций ликвидационной комиссии;

правовое и экономическое консультирование работников при выборе ими организационно-правовой формы предприятия;

информирование населения о ходе и процедурах реорганизации.

В случае необходимости реорганизационная комиссия вправе привлечь экспертов для консультации. Деятельность реорганизационной комиссии осуществляется в соответствии с Положением о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

6.2. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансах колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду этих объектов определяется соответствующей инструкцией.

Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства.

Непогашенные кредиты колхоза или совхоза, полученные на приобретение или возведение передаваемых бесплатно объектов социальной сферы или инженерной инфраструктуры, также переводятся на местные органы власти.

6.3. До 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести общие собрания и принять решения по следующим вопросам:

форме собственности на землю в своих хозяйствах (индивидуальная, коллективно-долевая или иная, предусмотренная Земельным кодексом Российской Федерации);

выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по районной норме;

целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями при них, другими объектами общего пользования.

По итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли.

6.4. В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если избрана индивидуальная или коллективно-долевая формы собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли.

Имущественные и земельные доли могут быть объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены между владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим.

Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство на собственность.

6.5. Если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то после определения индивидуальных имущественных и земельных долей каждый работник или группа работников могут выйти из колхоза или совхоза для ведения индивидуального хозяйства. Они имеют право на получение надела в натуре, а также конкретного имущества в пределах суммы своей имущественной доли в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Предложения о выделении конкретных земельных участков и имущества готовит реорганизационная комиссия, решение которой затем утверждается в установленном порядке.

При выделении имущества и земель необходимо по мере возможности обеспечивать предоставление новым владельцам целостных производственных единиц (например, фермы, перерабатывающего цеха и т.д.). Для этого выделяющимся из хозяйства работникам предоставляется право обмена и выкупа долей у других владельцев.

Чтобы облегчить процедуру выделения земель для ведения крестьянского хозяйства, по представлению реорганизационной комиссии определяются массивы сельскохозяйственных угодий, подлежащие предоставлению в первую очередь.

При передаче объектов внутрихозяйственной производственной инфраструктуры необходимо обеспечить их равнодоступность для всех сельскохозяйственных производителей на территории реорганизуемого хозяйства, а также предотвратить возможность их перепрофилирования. С этой целью целесообразно указанные объекты передавать заинтересованным производителям в коллективную собственность на паях.

6.6. Собрание работников, не заявивших о своем выходе из хозяйства, принимает решение о направлениях дальнейшей реорганизации своего колхоза или совхоза. Возможны следующие варианты решений:

создание нескольких самостоятельных предприятий, каждое из которых принимает свою организационно-правовую форму;

реорганизация в акционерное общество или в производственный кооператив всего хозяйства (без выходящих работников).

7. На основе реорганизованного колхоза или совхоза в случае разделения его на несколько предприятий, крестьянских хозяйств возможно создание одной или нескольких ассоциаций.

8. В период реорганизации совхоза или колхоза администрация (правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функционирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйств - за сохранность его имущества в соответствии с действующим законодательством.

2. Определение земельной и имущественной долей (паев)

1.1. При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливаются площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.

1.2. Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др.

1.3. Разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья хозяйства, за исключением земельных участков:

включенных в фонд перераспределения земель;

переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;

переданных данному хозяйству в аренду;

используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

В хозяйствах, где земельная доля работников и пенсионеров превышает среднерайонную норму, передаваемую гражданам бесплатно, площади сельскохозяйственных угодий сверх этой нормы передаются в фонд перераспределения земель. Не подлежат распределению на доли земли, занятые под дорогами общего пользования.

1.4. Индивидуальная земельная доля определяется условно в натуральном (в га) или стоимостном (50-кратный налог на землю) выражении.

2. Определение имущественной доли

2.1. Для расчета индивидуальных имущественных долей первоначально оценивается стоимость всего имущества хозяйства.

Здания, сооружения, машины и оборудование оцениваются по остаточной балансовой или восстановительной стоимости или по оценочной стоимости (но не ниже остаточной). Денежные средства и прочие финансовые активы, товарно-материальные ценности принимаются к оценке по балансу хозяйства. Продуктивный и рабочий скот - по действующим ценам. Многолетние насаждения, незавершенное производство и расходы будущих периодов оцениваются по фактически произведенным затратам.

Стоимость имущества устанавливается на основе инвентаризации. Первый фонд рассчитывают по формуле

П = Ф - И - З - С,

где П - паевой фонд на момент реорганизации; Ф - стоимость основных, оборотных фондов и других активов; И - износ основных фондов; З - кредиторская задолженность, за исключением ссуд, полученных на создание объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, переданных бесплатно; С - стоимость переданных бесплатно объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры.

2.2. Решение о перечне категории лиц, на которых распределяются имущественные доли, принимает трудовой коллектив. В этот перечень включаются: лица, работающие в хозяйстве в настоящее время; временно отсутствующие по уважительным причинам работники хозяйства; пенсионеры хозяйства.

Трудовой коллектив может также принять решение о включении в этот перечень работников социальной сферы на территории хозяйства, а также лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы (имущественные доли последних могут направляться в неделимые фонды).

2.3. Имущественная доля работника или пенсионера в паевом фонде определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. При определении трудового вклада учитываются оплата труда, трудовой стаж, коэффициенты профессиональной сложности, фактически отработанное время и т.д. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства.

2.4. Возможные варианты оценки трудового вклада.

2.4.1. Определение трудового вклада по среднегодовой оплате труда работника за последние 5 лет. Среднегодовая оплата труда работника за последние 5 лет умножается на стаж его работы в данном хозяйстве (получается условный показатель годо-рубли).

В оплату труда включаются все виды материального стимулирования, как при исчислении отпускных.

2.4.2. Определение трудового вклада на основе оплаты труда за весь период работы в хозяйстве.

При подсчете трудового вклада этим способом надо обеспечить сопоставимость данных, так как уровень оплаты труда значительно менялся по годам.

2.4.3. Определение трудового вклада с учетом коэффициента профессиональной сложности. При определении трудового вклада работника может учитываться коэффициент профессиональной сложности, который исчисляется двумя способами:

отношением тарифной ставки данного работника к тарифной ставке работника основной специальности (механизатора, доярки);

отношением среднемесячной оплаты труда данного работника за последние 5 лет к среднемесячной оплате труда за этот период в хозяйстве в целом.

Стаж работы умножается на данный коэффициент, при этом время, отработанное в данном хозяйстве, учитывается в рабочих днях (получается условный показатель коэффициенто-дни).

2.5. Индивидуальная имущественная доля определяется следующим образом:

суммируются трудовые вклады всех работников и пенсионеров хозяйства (в годо-рублях, рублях или коэффициенто-днях);

рассчитывается доля имущества хозяйства, приходящая на единицу трудового вклада (в рубля на годо-рубль, рубль оплаты труда или коэффициенто-день);

умножается трудовой вклад работника или пенсионера на вышеназванную долю.

(Пример расчета для варианта 2.4.1. приведен в таблице см.ниже).

2.6. Стаж работников определяется на основе трудовой книжки. Все спорные вопросы решаются в рамках действующего трудового и пенсионного законодательства.

2.7. Имущественная доля работников социальной сферы определяется на основе их заработной платы по месту работы по варианту расчета, принятого для оценки трудового вклада работников хозяйства.

3.1. Имущественная и земельная доли по решению трудового коллектива могут быть объединены в единую долю, выраженную в рублях. Например, если имущественная доля равна 20 тыс.руб., земельная доля 50 тыс.руб., то единая доля принимается за 70 тыс.руб. без подразделения на имущественную и земельную части.

Если доли не объединены в единую, то владельцы имущественных и земельных долей могут обменивать их между собой.

Во избежание потенциально возможного излишнего дробления землепользования и для соблюдения принципа социальной справедливости целесообразно при выделении земельных долей некоторым категориям работников, заведомо не желающим вести индивидуальное производство на земле (например, пенсионерам, не имеющим наследников в данном хозяйстве), изначально предусматривать компенсацию земельной доли имущественной.

3.2. Владелец имущественной и земельной долей может использовать их следующими способами:

Определение трудового вклада работников в хозяйстве
(пример расчета сделан по варианту 2.4.1.)

Подразделение
(служба)

Ф.И.О. работника

Средняя
зарплата
за пос-
ледние
5 лет, руб.

Стаж рабо-
ты в данном
хозяйстве,
лет

Трудовой
вклад,
годо-руб-
ли
(гр.3хгр.4)

Доля пае-
вого фонда,
руб. на годо-
рубль, всего
(гр.7:на гр.5)

Инди-
видуаль-
ный пай,
руб.
(гр.7хгр.6)

Отделение N 1

Петров И.П.

Бабарыкин А.С.

Итого по отделению

Отделение N 2

Сидоров А.М.

Иванов Н.И.

Итого по отделению

Пенсионеры

Итого по списочному составу ипенсионерам

50250000

Всего по хозяйству

2343 тыс.руб.

получить земельный участок и другие средства производства в размерах своих долей (на землю - не более предельной нормы) при выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства;

внести их в уставный капитал акционерного общества, если хозяйство или его часть в него реорганизуется;

внести их в качестве вступительного пая в производственный кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его часть в него реорганизуется;

продать их целиком или частично другим владельцам долей;

передать по наследству как имущество в рамках действующего законодательства.

3. Раздел колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и другие частные предприятия и объединение их в ассоциацию предпринимателей

1. Решение о ликвидации колхоза или совхоза и разделе его на частные предприятия с дальнейшим их объединением в ассоциацию предпринимателей принимается на общем собрании владельцев имущественных и земельных долей. Комиссия по реорганизации хозяйства в этом случае наделяется функциями ликвидационной.

2. Реорганизационная комиссия готовит план раздела хозяйства. Предлагаемые в плане для выделения хозяйственные объекты должны представлять собой самостоятельные производственные единицы (например, ферма, перерабатывающий цех, мельница, ремонтная мастерская, прудовое хозяйство и т.д.).

Сельскохозяйственные угодья для крестьянских хозяйств делятся в натуре на участки с учетом:

предполагаемого количества владельцев долей, желающих заняться земледелием;

предельной нормы предоставления земли на одно хозяйство;

предполагаемой специализации крестьянских (фермерских) хозяйств (исходя из зональных особенностей и наличной в реорганизуемом хозяйстве техники);

рационального землеустройства.

Предложенный реорганизационной комиссией план раздела хозяйства утверждается общим собранием владельцев долей.

3. Каждый объект, предложенный в утвержденном плане к выделению в самостоятельное предприятие, подлежит оценке по той же методике, по которой оценивалось имущество всего хозяйства при разделе его на индивидуальные доли. Стоимость объектов, на создание или приобретение которых брались кредиты, уменьшается на сумму непогашенного остатка этих кредитов.

4. После оценки данные объекты предлагаются для приобретения владельцам имущественных и земельных долей в обмен на эти условные доли. При наличии нескольких претендентов на один объект реорганизационной комиссией проводится конкурсный отбор, результаты которого затем утверждаются общим собранием простым большинством. Преимуществом при получении объектов пользуются работники, ранее работавшие на них.

Один объект может приобретаться несколькими лицами на паевых основах, если индивидуальных долей не хватает. Допускаются обмен долями и выкуп условных долей друг у друга по ценам и на условиях двухсторонней договоренности.

Земля под капитальными объектами передается в собственность новому владельцу вместе с этими объектами.

Непогашенные остатки кредитов переводятся на новых владельцев объектов, к которым эти кредиты относятся. Кредиты, которые невозможно отнести к конкретным объектам, делятся между новыми владельцами пропорционально оценке стоимости их имущества и земли.

Земля и имущество, оставшиеся нераспределенными, предлагаются для выкупа в порядке, установленном законодательством, сохраняются в коллективной собственности или передаются местным органам власти.

5. Лица, получившие имущество и землю в обмен на свои доли, становятся полноправными собственниками этих объектов, распоряжаются ими по собственному усмотрению в рамках действующего законодательства, самостоятельно выбирают сферу производственной деятельности при условии, если сельскохозяйственные угодья не выведены из сельскохозяйственного оборота, независимы в осуществлении своей производственной и хозяйственной деятельности, в выборе партнеров, в объединении с другими производителями.

Они обязаны зарегистрировать свои предприятия в соответствующем Совете народных депутатов и наделяются всеми правами юридического лица.

6. Для сохранения сложившихся производственных связей, рационального использования общей инфраструктуры, совместного выполнения некоторых хозяйственных функций целесообразно объединение индивидуальных предпринимателей в одну или несколько ассоциаций или обслуживающих кооперативов.

Вступление предпринимателей в ассоциацию строго добровольно. Ассоциация регистрируется в соответствии с действующим законодательством и функционирует на основе своего устава.

7. Высшим руководящим органом ассоциации является общее собрание членов, которое утверждает устав, избирает правление и утверждает планы и отчеты. Для оперативного управления деятельностью ассоциации правление нанимает исполнительного директора, который формирует штат исполнительных органов.

8. Активы ассоциации формируются в соответствии с уставом за счет: вступительных паевых членов (как денежных, так и имущественных); ежегодных взносов членов; имущества и земельных участков реорганизованного хозяйства, оставшихся нераспределенными; отчислений от прибыли от коммерческой деятельности ассоциации; других законных источников.

9. Основной целью ассоциации является создание условий для хозяйственной деятельности своих членов. Для реализации этой цели в ее рамках могут быть созданы:

подразделения инфраструктурного обслуживания (содержания и строительства дорог и других коммуникаций, транспортного обслуживания, мелиоративные и т.п.);

подразделения коллективного кредита и ведения взаиморасчетов (финансово-расчетный центр, кредитный кооператив, коммерческий банк);

подразделения по совместному материально-техническому снабжению и обслуживанию;

подразделения по совместному сбыту продукции;

подразделение по совместному ведению бухгалтерской отчетности;

другие службы для коллективного пользования.

Членство в ассоциации не предполагает обязательное участие во всех видах совместной деятельности: каждый член ассоциации может пользоваться услугами одной или нескольких служб.

10. Деятельность служб ассоциации по совместному снабжению и сбыту целесообразно организовывать на кооперативных принципах. Снабженческая служба продает членам ассоциации материальные ресурсы и оказывает услуги по рыночным или розничным ценам и тарифам. Полученную от этой деятельности годовую чистую прибыль (или ее часть) распределяют между членами пропорционально объемам сделанных за год покупок и полученных услуг. Сбытовая служба собирает у производителей продукцию по комиссионной цене, продает ее на открытом рынке, а затем годовая чистая прибыль от сбытовых операций (или ее часть) делится между членами пропорционально сданной продукции.

4. Реорганизация колхозов и совхозов в акционерные общества

1. Подготовительную работу по реорганизации хозяйства в акционерное общество, а также выработку проекта устава осуществляет реорганизационная комиссия. Решение о переорганизации колхоза или совхоза в акционерное общество и устав утверждаются на общем собрании владельцев имущественных и земельных паев, не заявивших о своем выходе из хозяйства. Протокол данного собрания оформляется как протокол учредительного собрания.

2. Учредителями общества могут быть все владельцы имущественных и земельных паев, оставшиеся в хозяйстве. Их вкладами в уставный капитал общества становятся имущественные паи и права пользования земельными паями. Вклады оцениваются в рублях и рассматриваются как доли учредителей в уставном капитале. Кроме того, трудовой коллектив может принять решение о дополнительной внесении средств в уставный капитал.

Учредителями акционерного общества на базе реорганизуемого колхоза или совхоза также могут быть другие граждане или юридические лица. Их вкладом в уставный капитал могут быть денежные средства, имущество, права пользования землей и другими природными ресурсами и прочие объекты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, которые оцениваются в рублях. Решение о привлечении дополнительных учредителей принимает собрание акционеров.

3. На сумму уставного капитала выпускаются акции в соответствии с законодательством Российской Федерации. На печатание акций необходимо разрешение Министерства экономики и финансов. Печатание акций осуществляют типографии, имеющие на это специальное разрешение.

При наличии более 100 учредителей акционерного общества необходимо издание проспекта эмиссии (выпуска) акций. Проспект представляется в Министерство экономики и финансов вместе с заявлением на разрешение выпуска акций.

Каждый учредитель получает сертификат акций на сумму своей доли в уставном капитале. На первое время после реорганизации (а для акционерного общества закрытого типа - и на весь период функционирования) можно не выпускать акции, а ограничиться выдачей учредителям свидетельств о доле в уставном капитале.

Имущество и земля реорганизованного хозяйства, не распределенные на паи между учредителями, зачисляются в резерв акционерного общества.

После регистрации носителем прав собственности на все имущество становится акционерное общество. Учредители не имеют имущественных прав на отдельные объекты, в том числе и внесенные в виде пая в уставный капитал.

4. Акционерное общество регистрируется в соответствующем местном Совете народных депутатов. Для регистрации представляются заявление учредителей, протокол учредительного собрания, устав общества и свидетельство об уплате государственной пошлины.

5. Акционерное общество в соответствии с законодательством может быть открытого и закрытого типа (товарищество с ограниченной ответственностью). Имущество общества открытого типа формируется за счет вкладов учредителей, открытой продажи акций, доходов и других законных источников и принадлежит акционерам на правах общей долевой собственности. Каждый владелец акций общества может передавать их другим собственникам без ограничений в рамках законодательства Российской Федерации.

Имущество общества закрытого типа формируется за счет вкладов учредителей, доходов и других законных источников. На переход акций от собственника к собственнику требуется согласие других акционеров, порядок этого перехода определяется уставом общества. В сельском хозяйстве акционерные общества закрытого типа обычно ограничивают число своих пайщиков учредителями и их наследниками, т.е. изначальными владельцами имущественных и земельных долей.

6. Порядок создания и функционирования акционерного общества регулируется Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" , Положением об акционерных обществах и Положением об обращении ценных бумаг .

7. Рекомендуется использовать форму акционерного общества при реорганизации сельскохозяйственного предприятия или его части в тех случаях, когда раздел в натуре на индивидуальные предприятия с законченным технологическим циклом невозможен или технологически нецелесообразен, например, для крупных птицефабрик, тепличных комбинатов, откормочных комплексов и т.п.

Прекращение членства в акционерном обществе наступает с момента продажи или передачи сертификата акций другому гражданину или юридическом улицу, возврат пая или иного имущества при этом не предусматривается. Для сельскохозяйственных акционерных обществ исключение составляет земля - если она находится в коллективно-долевой собственности, то выходящий из акционерного общества пайщик имеет право на получение надела в пределах своей доли (если иное не предусмотрено уставом).

При выборе типа акционерного общества - открытого или закрытого - надо имеет в виду, что акционерное общество открытого типа имеет потенциальные возможности для привлечения дополнительного капитала со стороны для развития производства в то время как в товариществах на паях (акционерных обществах закрытого типа) эта возможность ограничена.

5. Реорганизация колхозов и совхозов в производственные кооперативы (коллективные предприятия)

1. Подготовительную работу по реорганизации хозяйства в производственный кооператив (коллективное предприятие) и выработку проекта устава осуществляет реорганизационная комиссия. Решение о реорганизации колхоза или совхоза в производственный кооператив (коллективное предприятие) и устав утверждаются на общем собрании владельцев имущественных и земельных долей, не заявивших о своем выходе из хозяйства. Протокол собрания оформляется как протокол учредительного собрания кооператива.

2. Членами производственного кооператива (коллективного предприятия) могут быть все владельцы имущественных и земельных долей, оставшиеся в хозяйстве. Их доли становятся вступительным паем в кооператив. В дальнейшем по решению общего собрания членов эти паи могут возрастать за счет отчислений от доходов кооператива.

3. Имущество производственного кооператива складывается из вступительного и приращенного паевого капитала и неделимых фондов. Неделимые фонды являются общей совместной собственностью членов кооператива и не подлежат разделу в натуре. Паевой капитал находится в коллективно-долевой собственности, в соответствии с уставом кооператива пай (вступительный и приращенный) может выдаваться выходящему члену либо в натуре, либо в виде денежной компенсации.

4. Порядок создания и функционирования производственного кооператива регулируется Законом СССР "О кооперации" в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

5. Кооператив (коллективное предприятие) регистрируется в соответствующих Советах народных депутатов. Для регистрации представляются заявление учредителей, протокол учредительного собрания, устав кооператива и свидетельство об уплате государственной пошлины.

6. Рекомендуется использовать форму производственного кооператива (коллективного предприятия) при реорганизации колхозов и совхозов или их части в тех случаях, когда технологически возможен и целесообразен раздел хозяйства на индивидуальные предприятия, но трудовой коллектив или его часть не приняли решения о ведении индивидуального хозяйства. При реорганизации хозяйства-банкрота применение формы производственного кооператива недопустимо.

6. Ликвидация и реорганизация несостоятельных колхозов и совхозов

1. Несостоятельным (банкротом) на начало 1992 года может быть объявлен колхоз или совхоз, имеющий:

неликвидный баланс (кредиторская задолженность превышает активы хозяйства);

просроченную кредиторскую задолженность.

Не объявляются несостоятельными хозяйства с просроченной кредиторской задолженностью, если недостаток собственных финансовых средств вызван:

стихийными бедствиями и другими объективными причинами;

невыплатой хозяйству государством компенсации за удорожание средств производства и за сельскохозяйственную продукцию;

невыплатой хозяйству государством средств на социальное развитие.

В этих случаях погашение просроченной задолженности или обеспечение ее пролонгирования осуществляется за счет республиканского бюджета.

Местная администрация может не признавать хозяйство с просроченной задолженностью несостоятельным и по другим основаниям. Тогда погашение или пролонгирование долгов осуществляется за счет местного бюджета.

Несостоятельными не могут быть объявлены хозяйства, вошедшие в перечень государственных сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" .

2. С инициативой о признании колхоза или совхоза несостоятельным могут выступить кредитор или собрание кредиторов, трудовой коллектив хозяйства или районное управление агропромышленным комплексом. Инициатор объявления хозяйства несостоятельным направляет в областную, краевую или окружную администрацию по месту нахождения хозяйства соответствующее ходатайство и выписку из протокола собрания (если инициаторами выступает группа кредиторов или трудовой коллектив). Администрация в недельный срок должна принять решение о признании или непризнании хозяйства несостоятельным и направить соответствующее уведомление всем кредиторам, хозяйству и районной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. Решение о признании хозяйства несостоятельным должно быть опубликовано в местной печати.

3. Для ликвидации и реорганизации колхоза или совхоза, объявленного несостоятельным, создается ликвидационная комиссия из представителей местных органов власти, администрации хозяйства, трудового коллектива, районного управления сельского хозяйства, основных кредиторов. Состав комиссии и ее руководитель утверждаются районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов или совхозов.

В функции ликвидационной комиссии входят разработка проекта ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства, организация процесса его ликвидация и погашения задолженности, управление деятельностью предприятия в ходе ликвидации и обеспечение сохранности имущества.

4. Хозяйства, признанные несостоятельными (банкротами) на начало 1992 года, должны быть ликвидированы в течение I квартала текущего года.

5. Проект ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства должен содержать в определенной последовательности следующие меры:

5.1. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры передаются сельским (поселковым) Советам народных депутатов. При этом обязательства по кредитам, полученным на строительство указанных объектов, также передаются Советам.

5.2. Администрация (правление) хозяйства обязана в недельный срок после объявления несостоятельности представить ликвидационной комиссии развернутый баланс активов и пассивов на дату объявления, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, другую необходимую информацию о финансовом и имущественном положении хозяйства, об обеспеченности рудовыми ресурсами.

5.3. Объявляется конкурс по привлечению хозяйствующих субъектов к погашению задолженности несостоятельного хозяйства. Граждане и юридические лица, изъявившие желание участвовать в данном конкурсе, должны в месячный срок представить программы реорганизации хозяйства, позволяющие повысить эффективность использования фондов хозяйства-банкрота и расплатиться с кредиторами. Предпочтение должно, как правило, отдаваться высокорентабельным сельскохозяйственным предприятиям.

Граждане и юридические лица, победившие в конкурсе и выплатившие часть кредиторской задолженности несостоятельного хозяйства, получают право на приобретение части имущества этого хозяйства в пределах выплаченной суммы и определенной ликвидационной комиссией. При этом полученные фонды должны использоваться для сельскохозяйственного производства или его обслуживания.

5.4. Если после проведения конкурса осталась непогашенная кредиторская задолженность, то оставшееся имущество выносится на аукцион.

Вначале проводится закрытый аукцион для работников хозяйства. Остаток выставленного на закрытый аукцион имущества реализуется на аукционе, открытом для всех желающих заниматься сельскохозяйственной деятельностью на территории ликвидируемого хозяйства.

Аукционы организуются ликвидационной комиссией в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Претензии к несостоятельному хозяйству погашаются в такой последовательности:

претензии по начисленной, но не выплаченной оплате труда;

невыплаченные налоги и другие платежи в бюджет;

обязательства перед кредиторами;

прочие обязательства.

Претензии, не удовлетворенные за отсутствием имущества, считаются погашенными.


Текст документа сверен по:
"Экономика сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятий",
N 5-6, 1992 год.

"
Гос. изд-во юридической литературы, М., 1950 г.

1. Колхозная демократия - важнейший принцип колхозного строительства. Организация колхоза и управление им - дело самих колхозников, так как только они являются хозяевами своего колхоза.
Партия и правительство всегда подчеркивали важнейшее значение всемерного развития самодеятельности и активности крестьянских масс, порвавших связь с единоличным хозяйством и объединившихся в колхозы.
Демократия в колхозах - неотделимая часть советской социалистической демократии. Она является могучим орудием создания новых социалистических отношений в деревне.
Колхозная демократия означает сочетание государственного руководства колхозами с широчайшим развертыванием инициативы и самодеятельности колхозных масс. Колхозная демократия служит делу большевистского воспитания колхозников в духе коллективизма, она способствует преодолению мелкособственнических пережитков в сознании колхозников и превращению всех колхозников в активных и сознательных тружеников социалистического общества.
Сочетание большевистского руководства с самодеятельностью широких колхозных масс обеспечило организационно-хозяйственное и политическое укрепление колхозов, превращение их в большевистские, а всех колхозников - в зажиточных.
Выполнение высших функций по управлению делами колхоза общим собранием его членов, проведение производственных совещаний в колхозе, вовлечение колхозников в работу по общественному контролю за управлением коллективным хозяйством путем создания вокруг ревизионных комиссий широкого актива членов артели, организация инспекций по качеству сельскохозяйственных работ в колхозе, социалистическое соревнование, ударничество, стахановское движение передовиков сельского хозяйства, борющихся за высокие урожаи и высокую продуктивность в животноводстве, - все это служит показателем роста активности колхозных масс и способствует дальнейшему росту их творческой инициативы.
2. Демократические основы управления делами колхозов характеризуются следующими основными положениями: во-первых, высшим органом управления артели является общее собрание ее членов, во-вторых, каждый член артели имеет право избирать и быть избранным в органы управления артели. Общее собрание колхозников избирает для заведывания делами колхоза правление и председателя колхоза, а также и ревизионную комиссию. Не допускается назначение государственными органами кого-либо в управление колхозом.
Подотчетность председателя и правления артели общему собранию членов артели также является одним из основных положений, характеризующих демократические основы управления делами колхоза. Примерный Устав сельскохозяйственной артели требует от должностных лиц колхоза, чтобы они регулярно отчитывались о своей работе перед членами колхоза.
Демократия в колхозах характеризуется и правом общего собрания членов колхоза сменять правление и председателя колхоза, а также и ревизионную комиссию до истечения срока их полномочий, если они не оправдали доверия колхозников и плохо выполняют решения общего собрания.
Наконец, демократия в колхозах предполагает наряду с предоставлением колхозникам широких правомочий и определенные их обязанности по управлению делами колхоза. Участвуя в управлении делами колхоза, колхозники обязаны беспрекословно выполнять решения общих собраний членов колхоза, решения правления, указания и распоряжения председателя и других должностных лиц, назначенных правлением.
Важнейшим условием правильной организации управления делами колхоза является широкое развертывание критики и самокритики и выкорчевывание элементов бюрократизма и волокиты во всей работе колхозных органов управления.
Колхозная демократия как один из основных принципов колхозного строительства строго охраняется законами Советского государства.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 25 июня 1932 г. «О революционной законности» подчеркивало недопустимость нарушения колхозной демократии. Это постановление предлагало местным органам советской власти и органам прокуратуры привлекать к строгой ответственности лиц, виновных в нарушении выборности правлений и других органов в колхозах, в произвольном распоряжении имуществом, денежными средствами и землей колхозов, а также в применении недопустимых методов командования в отношении колхозов.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 декабря 1935 г. «Об организационно-хозяйственном укреплении колхозов и подъеме сельского хозяйства в областях, краях и республиках нечерноземной полосы» предлагало местным партийным и советским организациям прекратить нарушения установленного Уставом порядка выбора и смещения председателей колхозов и бригадиров и обеспечить регулярный созыв общих собраний колхозов и обсуждение на них всех важнейших вопросов артельного хозяйства.
Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) в своем постановлении от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» вскрыли грубейшие нарушения демократических основ управления делами сельскохозяйственной артели. Эти нарушения выражались в том, что во многих колхозах перестали собирать общие собрания колхозников; таким образом колхозники оказались там устраненными от участия в делах колхоза. Все важнейшие вопросы колхозной жизни, в том числе распределение доходов, хозяйственные планы и распоряжения материальными средствами, решались в таких колхозах только правлениями и председателями колхозов. Правление и председатель колхоза перестали отчитываться перед общим собранием колхозников о своей деятельности. Нарушался принцип выборности органов управления колхоза. Во многих колхозах по нескольку лет не созывались общие собрания колхозников для выборов правления, председателя колхоза и ревизионной комиссии. Установленные Уставом сроки выборов правления и председателя колхоза не соблюдались. Дело доходило до того, что председатели колхозов назначались и снимались районными партийными и советскими организациями - без ведома колхозников. Такое положение приводило к тому, что председатели колхозов перестали чувствовать ответственность перед колхозниками, оказались в независимом от них положении, теряли связь с колхозниками. Нарушались демократические отношения между руководством колхоза и колхозниками, что самым отрицательным образом отражалось на организационно-хозяйственном укреплении таких колхозов.
В целях ликвидации нарушений демократических основ управления делами сельскохозяйственной артели Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) предложили: «Восстановить нарушенный во многих колхозах уставный демократический порядок созыва общих собраний колхозников для обсуждения и решения вопросов колхоза, избрание правлений и председателей колхозов общими собраниями, подотчетность правлений и председателей колхозов перед колхозниками и работу ревизионных комиссий.
Воспретить под строгой ответственностью райкомам партии, райсоветам и земельным органам назначать или снимать председателей колхозов помимо общих собраний колхозников».

Как жили колхозники в 30-х годах?

Для начала надо разделить о каком именно периоде «сталинских колхозов» ведётся речь. Первые годы молодых колхозов разительно отличаются от зрелых колхозов конца 30-х годов, не говоря уже о послевоенных колхозах начала 50-х. Даже колхозы середины 30-х годов ХХ века уже качественно отличаются от колхозов буквально 2-3 летней давности.


Колхоз 30-е

Подпись к фото Ю. Долгушина: Колхоз — это коллективное хозяйствование. Он работает хорошо, когда люди в нем трудятся, но всё работает плохо, когда люди бездельничают.

Период организации любого нового дела «с нуля» обязательно проходит весьма трудный период, который не всем удаётся успешно пройти. Но так везде и всегда. Точно так же повсеместно происходит и при капитализме. Сколько угодно жизненных историй о том, что, например, фермер сначала жил плохо и впроголодь, а потом обустроился и стал быстро богатеть. Или предприниматель, который жил с семьёй в убогой квартирке с клопами и тараканами, но все деньги и силы вкладывал в развитие своего дела. Эта тема постоянно обсасывается в книгах и фильмах - вон как жил плохо вначале, потом разбогател, значит работать надо лучше, правильно себя вести и всё наладится. Было бы более чем странно устроить истерику насчёт того как плохо они жили «тогда» и на основании этого обвинять, например, Америку и капитализм. Такого пропагандиста справедливо приняли бы за идиота. С колхозами происходило то же самое, а пропаганда без устали истерит на протяжении десятков лет, насчёт трудностей организационного периода. То, что со щенячьим восторгом принимается «в странах с рыночной экономикой» как образец разумного и хозяйского поведения при капитализме.

Колхозы не были государственными предприятиями, а были ассоциациями частных лиц. Как в любых подобных организациях, очень многое зависело от трудолюбия и умений самих работников-собственников и, ясное дело, от выбранного ими же руководства. Очевидно, что если такая организация будет состоять из пропойц, бездельников и неумех, а во главе её будет никуда не годный руководитель, то работники-акционеры будут жить очень плохо в любой стране. Но опять же, то, что в странах со «столбовой дороги цивилизации» принимается с восторгом как образец справедливости, по отношению у СССР выставляется образцом кошмара, хотя причины провала такой организации те же самые. К Советскому Союзу предъявляются какие-то безумные требования, выдуманные из мутных голов антисоветчиков, подразумевается, что абсолютно во всех колхозах должен быть обеспечен просто рай вне зависимости от усилий самих работников, а все колхозники по их представлениям жить не просто лучше фермеров в самых теплых, плодородных и развитых странах, а жить лучше самых лучших фермеров.

Для того, чтобы сравнивать жизнь колхозника, надо иметь некий образец для сравнения и параметры, по которым такое сравнение идёт. Антисоветчики всегда сравнивают некого умозрительно работника непонятных качеств из худшего колхоза с дореволюционным кулаком или, в крайнем случае, очень зажиточным крестьянином, а вовсе не с безинвентарным бедняком царской России, что было бы справедливо - сравниваются низшие по доходам страты. Или же идёт сравнение самых бедных колхозников с состоятельными потомственными фермерами из США, а не полубанкротами, ферма которых заложена за долги. Причины этого дешёвого мошенничества понятны - ведь тогда надо будет у самого низшего слоя крестьян учитывать блага, которые тогда в странах со «столбовой дороги» они и близко не имели, такие как бесплатное медицинское обеспечение, образование, ясли, детские сады, доступ к культуре и т.д. Надо будет принять во внимание природные условия и отсутствие войн и разрухи и другие факторы. Если же сравнивать зажиточных крестьян из капиталистических стран, то следует сравнивать их жизнь с богатыми колхозниками из колхозов-миллионеров. Но тогда станет сразу ясно, что сравнение даже в неблагоприятных для нас исторических условиях окажется не в пользу врагов СССР. То есть тут, как и везде, антисоветчики - обыкновенные мошенники. Подчеркну ещё раз, что советский социализм никому никогда не обещал райской жизни, всё, что он обещал - это максимально достижимое при данном равзитии общества равенство возможностей и справедливую оплату по труду и способностям. Остальное - бредовые фантазии неадекватных граждан или манипулятивная пропаганда осознанных врагов.


2. Советские женщины-колхозницы колхоза Клишева (Московская область)


Сельзозартель в начале 30-х стала основной, а вскоре и единственной формой колхозов в сельском хозяйстве - до этого колхозами часто называли все формы совместного хозяйствования. Первый Устав сель-скохозяйственной артели был принят в 1930 г, а его новая редакция - в 1935 на Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Земля закреплялась за артелью в бессрочное пользование, не подлежала ни продаже, ни сдаче в аренду. Членами артели могли стать все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста, кроме бывших эксплуататоров (кулаков, помещиков и др.), но в определённых случаях принятие «бывших» в колхозы допускалось. Председатель и правление избирались общим голосованием членов артели. Для того, чтобы понять каким образом существовала артель, надо понимать, как она распоряжалась своей продукцией. Продукция, произведённая сельхозартелью распределялась следующим образом:

«Из получаемых артелью урожая и продуктов животноводства артель:

а) выполняет свои обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплачивается натурой с машинно-тракторной станцией за работу МТС в соответствии с заключенным договором, имеющим силу закона, и выполняет договоры о контрактации;

б) засыпает семена для посева и фураж для прокорма скота на всю годовую потребность, а также для страховки от неурожая и бескормицы, создает неприкосновенные, возобновляемые ежегодно семенной и кормовой фонды в размере 10—15 процентов годовой потребности;

в) создает, по решению общего собрания, фонды помощи инвалидам, старикам, временно потерявшим трудоспособность, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот — все это в размере не свыше 2 процентов валовой продукции;

г) выделяет в размерах, определяемых общим собранием членов артели, часть продуктов для продажи государству или на рынок;

д) всю остальную массу урожая артели и продуктов ее животноводства артель распределяет между членами артели по трудодням.»

Заметим, всё совершенно справедливо и точно такой же механизм работает в предприятих всех стран - сначала обязательства по контрактам, налоги, фонды, направленные на поддержание фунционирования организации, фонды развития, социальной помощи, а остальное уже можно разделить между акционерами. Показательный факт - забота об инвалидах, сиротах, стариках и т.д. лежала на сельхозартели, деревня воспринимала это совершенно нормально - заботиться о слабых «всем миром» (то есть общиной) полностью соответствовало менталитету русского крестьянина. Именно на замалчивании того, что об иждивенцах заботилась артель (как, например, о яслях) основывалась поднятая в перестройку истерия о том, что «колхозники в сталинском СССР не получали пенсии». Они не получали государственной пенсии, потому что о них обязан был заботиться родной колхоз, который их отлично знал, а не выдавались абстрактые выплаты из пенсионных фондов. Колхозы во времена Сталина обладали очень большой хозяйственной и управленческой автономией, сильно урезанной во времена Хрущёва. Вот тогда и пришлось вводить пенсии для колхозников, потому что подорванные административным диктатом колхозы стали испытывать финансовые трудности.

Из истории моей семьи - в селе, откуда была родом моя бабка на Южном Урале в середине 20-х годов был организован один из первых колхозов, если ещё точнее, исходно это была коммуна, потом преобразованная в колхоз. Там жил ослепший к началу 20-х после ранения, полученной в Русско-Японской войне мой прадед. Оба его сына и зять (мой дед) воевали в Белой Армии. Один сын погиб, дочь с семьёй и другой сын уехали из села (к слову, никто им за войну на стороне белых ничего не сделал), а прадед был весьма зажиточный (но не кулак). Колхоз поступил так - дом прадеда и его участок были решением «мира» переданы двум бедным семьям (да, дом был такого размера), лишившихся кормильцев в Первую Мировую и Гражданскую, а прадед был взят коммуной (колхозом) на полное пожизненное содержание. В доме ему выделили комнату, каждый день к нему приходила готовить и ухаживать за ним девочка-колхозница, семье которой за это засчитывали трудодни, когда те появились (до этого продукты в сельхозкоммуне распределялись поровну). Он так и жил, пока не умер от последствий ранения в начале 30-х годов.

Принцип трудодней был очень простой и справедливый. Средний трудодень рассматривался как результат работы не среднего, а слабого работника. Чтобы стандартизировать условия оплаты в 1933 г. Наркомзем СССР издал постановления , которые признавали уже сложившуюся в колхозах практику трудодней официальной формой расчёта оплаты труда. Ещё раз - трудодни были именно народным изобретением, уже сложившейся в реальности практикой, а не схемой, придуманной «сталинскими людоедами», чтобы «истязать крестьян к колхозном гулаге». Сельхозработы были разбиты на 7 уровней с коэффициэнтами от 0,5 до 1,5. Более квалифицированная или тяжёлая работа могла оплачиваться по максимуму в три раза больше самой лёгкой и неквалифицированной. Больше всего трудодней зарабатывали кузнецы, механизаторы, руководящий состав колхозной администрации. Меньше всего зарабатывали колхозники на вспомогательных неквалифицированных работах, что вполне справедливо. За работу от «зари до зари» и повышенную выработку записывали дополнительные трудодни.



3. Выдача хлеба на трудодни. Украина, с.Удачное, 1932


Вокруг трудодней в последние годы было нагорожено огромное количество лжи. Количество обязательных трудодней для «бесправных рабов» составляло 60(!)-100 (в зависимости от района) в 30-х годах. Только в Войну количество обязательных трудодней было повышено до 100-150. Но это обязательная норма, а сколько крестьяне работали в реальности? А вот сколько: средняя выработка на один колхозный двор в 1936 году составла 393 дня, 1937 г.— 438 (197 трудодней на работника), в 1939 средний колхозный двор зарабатывал 488 трудодней.

Для того, чтобы полагать, что «на трудодни ничего не давали», надо быть слабоумным в клиническом смысле - средний крестьянин работал в 2-3 раза больше, чем требовалось по норме, следовательно оплата зависела от количества и качества труда и это было достаточной мотивацией, чтобы давать кратную выработку. Если бы на трудодни действительно ничего бы не давали, то никто работать больше положенной нормы бы не стал.

Показательно, что с началом уничтожения Сталинской Системы Хрущевым в 1956 году количество обязательных трудодней было увеличено до 300-350. Результаты не заставили себя долго ждать - появлились первые проблемы с продуктами.

Что делали в «сталинских колхозах» с невыполняющими норму по трудодням? Наверное сразу направляли в ГУЛАГ или прямиком на расстрельный полигон? Всё ещё страшнее - дело разбиралось колхозной комиссией и если не находили уважительных причин (например, человек болел), то их стыдили на колхозном собрании и при систематическом нарушении нормативов (обычно более 2 лет подряд) решением собрания их могли исключить из колхоза с изъятием приусадебного участка. Жилья колхозника не мог лишить никто. Право человека на жилище гарантировалось Конституцией СССР. Естественно, в реальности, человек, отторгнутый сельской общиной, покидал деревню, как это происходит везде в мире. Это только в головах оторванных от реальности граждан жизнь в деревенской общине - лубочная пастораль, на самом деле она весьма жёсткая с очень чёткими неписанными правилами, которые лучше не нарушать.


4. Товарищеский суд над симулянтков в колхозе. Украина, Киевская обл. 1933


Сколько же зарабатывали колхозники на трудодни, а то уже четверть века всякие жулики в СМИ заходятся в истериках, рассказывая про «голодающих колхозников», а когда жуликов прижимают фактами, то в качестве аргумента вытаскиваются рассказы неназванных бабушек которые «помнят» что «на трудодни ничего не давали». Даже если исключить полностью придуманных персонажей, то для того, более-менее реально оценивать окружающую реальность и самому непосредственно зарабатывать трудодни (16 лет) в самый трудный для колхозов период начала 30-х годов, средняя бабушка-сказительница должна была быть, самое позднее 1918-1920 годов рождения. Как кого ни послушаешь, так у всех них до Революции было по две коровы, огромный дом, крытый железом, две лошади, самый современный инвентарь и пара десятин земли. Интересно откуда взялись все эти граждане, если до Революции в деревне было 65% бедняков, почти в 100% случаев пахавших сохой и 20% малоземельных середняков, у которых и речи не могло быть даже о двух коровах? Зажиточные середняки составляли только 10% населения, а кулаки 5%. Так откуда взялись эти «бабушкины сказки»? Если предположить её честность (хотя не счесть ложной информации, выданной «бабушками») и честность пересказывающего её рассказы даже в 90-е годы, то адекватность описываемой картины вряд ли можно называть высокой. Невыясненными останутся очень много вопросов - в какой семье жил человек, насколько хорошо семья работала, сколько было работников, насколько успешным был сам колхоз, про какие годы конкретно идёт речь и так далее. Очевидно, все хотят представить свою семью в выгодном свете, ведь мало кто скажет «папа был безруким лентяем, да и вся семья такая, вот нам и не платили ни хрена», а «председатель, которого выбрали мои родители был разявой и пропойцей, но человек был душевный, папа и мама с ним выпить любили», «он сам подворовывал и другим давал, только потому с голоду и не умерли». В таком случае очевидно, что причины материальных трудностей в семье не имеют отношения к колхозной организации труда. Хотя у таких граждан, ясное дело, во всём виновата Советская Власть. К слову, в чём её «вина», так в том, что такие граждане вообще выжили, выросли и зачастую выучились. В богоспасаемой-которую-мы-потеряли судьба семей неумех и лентяев складывалась, как правило, весьма печальным образом. Но в царской России это с восторгом принимается в качестве образца справедливости, а намного лучшая жизнь для таких же граждан в сталинских колхозах вызывает припадки ненависти.

Но есть множество свидетельств рассказов, рисующих совершенно другую картину, как из семейных рассказов, так и свидетельств колхозников тех лет, собранных учёными как полагается. Вот пример таких свидетельских показаний о том, как жили колхозы начала-середины 30-х:

«Большинство харламовских крестьян считало колхоз ячейкой справедливого общественного устройства. Ощущение единения, совместного труда и перспективы повышения культуры земледелия, культуры быта в условиях колхозного строя вдохновляли. Колхозники по вечерам ходили в избу-читальню, где избач читал газеты. Идеям Ленина верили. В революционные праздники улицы украшались кумачом; в дни 1 Мая и 7 Ноября многолюдные колонны демонстрантов со всей Вочкомы с красными флагами шли из деревни в деревню и пели... На колхозных собраниях выступали страстно, откровенно, собрания заканчивались пением "Интернационала". С песнями шли на работу и с работы.»

Что показательно - приведен отрывок не из «сталинской пропаганды» - а это воспоминания колхозников, собранные честными и независимыми исследователями, весьма неприязненно относящимся к сталинскому периоду в целом. Могу добавить, что мои родственники говорили то же самое. Сейчас покажется удивительным - но люди шли на работу в колхоз или на фабрику с радостью и по дороге пели.


5. Колхозная молодёжь. 1932, Шагин


Но все личные воспоминания, даже записанные как полагается, имеют своё ограничение - на них могут наложиться воспоминания последующих, эмоции, наложившаяся интерпретация, селективное восприятие, пропаганда времён «перестройки», стремление рассказать то, что не выходит за рамки общественного мнения и так далее. А можно ли объективно оценить как в реальности жили колхозники? Да, вполне, статистических данных и серьёзных научных исследований более, чем достаточно, чтобы говорить об этом как об установленном факте.


6. Самодеятельный крестьянский духовой оркестр в небогатом еврейском колхозе. Украина 1936, Панин


Градация колхозов по состоятельности и, соответственно, средний уровень жизни в них подчиняется, в среднем, знаменитому гауссковому распределению, в чём нет ничего удивительного, это отлично знали ещё в сталинские времена. Усреднённо по годам 5% колхозов составляли богатые успешные колхозы, к ним примыкали примерно 15% крепких состоятельных колхозов, с другой стороны - 5% бедных колхозов, к которым примыкают несколько более успешных 15% бедолаг, а около 60% были колхозы-середняки. Наверное, даже средней смышлёности ежу очевидно, что уровень доходов и жизни крестьян богатых колхозов был намного выше уровня жизни крестьян бедных колхозов и говорить о том, как жили в колхозе в среднем - значительно искажать картину, как в выражении «средняя температура по больнице». Усредненные данные покажут уровень жизни среднего колхозника примерно в 60% колхозов и не более того. Посмотрим, насколько выше был уровень жизни крестьян в различных колхозах, чем до Революции и почему. Ведь нас же уверяют, что в СССР была уравниловка и люди были «совершенно незаинтересованы работать». Ага, «совершенно незаинтересованы», но тем не менее, в среднем по стране норму по трудодням (50-100) перевыполняли в 3-5 раз.

Средний колхозный двор к 1940 году составлял 3,5 чел, против 6 в царской России - дробление хозяйств началось сразу после Гражданской после раздела помещичьих и царских земель. , а в 1932 году средняя крестьянская семья состояла примерно из 3,6-3,7 человек. Критическая грань голода в царской России составляла примерно 245 кг на человека (15,3 пуда) - без учёта фуражного зерна для скота и птицы, но она по царским меркам даже не считалась голодной гранью, этого уровня царская Россия достигала только в считаные годы в конце своего существования. Грань массового голода по меркам царской России была 160 кг на человека, это когда от недоедания начинали умирать дети. То есть в среднем на колхозный крестьянин в СССР получал хлеба на трудодни в 1932 году примерно столько, сколько было достаточно в прямом смысле не умереть с голоду (162 кг). Однако, царский крестьянин кроме зерна в зерноводческих районах выращивал мало чего ещё - под зерно шла почти вся доступная для посева зерна земля, энергетическая ценность пшеницы в нашем климате - самая высокая по отношению к урожайности. Так вот, картофеля средний крестьянин в царской России самых благоприятных лет 1910-1913 потреблял 130 кг на душу в год, овощей и фруктов 51,4 кг.

А что советский колхозник? В наихудшем 1932-1933 годах среднее крестьянское хозяйство получило от колхоза 230 кг картофеля и 50 кг овощей, то есть 62 и 13,7 кг на человека.

Однако, продукция, полученная крестьянином, вовсе не исчерпывается заработанным за трудодни. Второй, а в некоторых случаях, первый по степени важности доход колхозного крестьянина - продукт личного подворья. Однако, мы говорим пока о «среднем крестьянине» среднего колхоза. От личного хозяйства в 1932-1933 году колхозные крестьяне получили на душу в среднем примерно17 кг зерновых, картофеля - 197 кг, овощей - 54 кг, мяса и сала - 7 кг, молока - 141 л. (там же)

То есть если сравнить Россию самых благополучных лет и СССР самых неблагополучных 1932-1933 гг, то картина среднего потребления продовольствия на селе будет следующей:


Первая колонка - данные Клепикова по лучшим годам царской России, последняя колонка - царская Россия ХХ века в среднем по данным Данные по России до 1910 года в 212 кг на душу привёл на заседании Госдумы князь Святополк-Мирский.

То есть крестьяне СССР 1932-1933 гг. стали есть намного больше картофеля, но меньше хлеба, по сравнению с царской Россией. Средняя калорийность сортов пшеницы тех лет - около 3100 кКал/кг, картофеля 770 кКал/кг, то есть примерно 1 к 4. Если взять разницу СССР 1932 года и лучших лет царской России в потреблении картофеля и пересчитать в эффективные калории на зерно, то такого условного зерна средний колхозник потребил бы как раз 212 кг - ровно столько, сколько ел царский крестьянин начала ХХ века.

Плюс к этому советский крестьянин получал от колхоза другие продукты и продукцию сельского хозяйства - молоко, сено и т.д, но данных об этом за 1932-33 гг мне найти не удалось. Также советский колхозник получал на трудодни за год дополнительно 108 руб., что чуть превышало среднемесячную зарплату в промышленности 1932 года. На отхожих промыслах и в иных кооперативах средний советский колхозник 1933 года (по 1932 нет данных) получил 280 руб. за год. То есть всего средний крестьянин зарабатывал за год около 290 руб - почти четверть годового дохода среднего рабочего, а царский крестьянин, чтобы получить деньги, должен был продать часть урожая.

Как мы видим из приведённых данных, никакой вселенской катастрофы на селе в первые годы колхозов не былои близко. Было тяжело, это да. Но тяжело жила после Гражданской и «умелого» царского правления вся страна. В целом, ситуация с продовольствием в 1932-1933 годах в колхозах была примерно такой же, как в среднем по царской России, но заметно хуже, чем в России 1913 года или СССР времён лучших лет позднего НЭПа.

То есть, в среднем никакого катастрофического голода не вырисовывается, несмотря на «рассказы бабушек» и истерики всяких мошенников от истории. Также неправы фанаты СССР сталинского периода, утверждающие, что всё было отлично и серьёзные проблемы на селе - поклёпы врагов. Это не так. В средних колхозах 1932-1933 годов жили впроголодь в течение двух лет, это действительно подтверждается несложным анализом. Увы, жизнь впроголодь была обыденна для России последние пару столетий. Хорошей жизнью в материальном смысле 1932-1933 годы назвать нельзя, кошмаром и нищетой - то же. Совершенно нельзя забывать, что советский крестьянин получал бесплатное медицинское обеспечение и образование, детские сады и ясли, о чем в царские времена не могли мечтать даже весьма зажиточные крестьяне, также нельзя забывать и о резко выросшем уровене культуры на селе. В моральном и духовном плане, в плане социального обеспечение село 1932-1933 годов стало жить просто несравненно лучше и царской деревнии намного лучшесоветской деревни времён позднего НЭПа.


7. Собрание колхозников, Донецкая обл., середина 30-х


Нетрудно догадаться, что учителям в школах, профессорам в институтах, врачам в больницах, библиотекарям в библиотеках и всем прочим работникам надо было платить и более того - их обучить, причём не только забесплатно, но и ещё платя стипендию, как это было в СССР. Просто Советское государство перераспределяло полученные налоги, прибавочную стоимость и другие средства не среди узкой кучки богатеев, а возвращало их народу в том или ином виде, а для желающих присвоить народное добро были GULAG и NKVD. Мы упустили ещё одну»маленькую» деталь - «ограбленные» Советской Властью крестьяне впервые в истории получили абсолютно такие же права как другие сословия или, если более правильно, социальные группы - не счесть крестьянских детей, сделавших не просто головокружительную, а фантастическую карьеру при Советской Власти. Некоторые добились того, что в любом государстве за гранью фантастики - молодые крестьяне доросли до уровня государственной элиту самого высшего уровня. Для советского крестьянина были открыты абсолютно все дороги - крестьяне становились врачами, инженерами, профессорами, академиками, военноначальниками, космонавтами, писателями, артистами, художниками, певцами, музыкантами, министрами... К слову, Хрущёв, Брежнев, Черненко, Горбачёв, Ельцин - выходцы из крестьян.

Если учесть резко выросший уровень механизации и намного более разумную организацию труда, жить на селе стало несколько легче, чем до коллективизации, учитывая как намного более разумную колхозную организацию труда, а также услуги, полученных в колхозе за те же трудодни, например, подвоз стройматериалов или вспашку приусадебного участка. Полагающим, что это мелочь, настоятельно рекомендую лично вскопать лопатой полгектара пахотной земли для более адекватного восприятия реальности. Фальсификаторы, описывающие «ужасы колхозного гулага» и «колхозного рабства» пытаются представить дело так, будто получаемое на трудодни было единственным источником продовольствия для колхозников. Это сильно не так. Мы уже показывали большой вклад личного хозяйства, которое было неотъемлемой частью колхозной жизни. Но даже это не всё. Было ещё несколько довольно заметных источников продовольствия, которых не существовало до этого. Практически повсеместно в колхозах в период полевых работ было организовано питание за счёт колхоза всех трудоспособных работников - колхозные столовые для бригад, работающих в поле. Это было очень разумно - средние трудозатраты на приготовление еды на 50 человек во много раз меньше, чем если каждый будет готовить по отдельности. В школах были льготные или бесплатные обеды, питание в детских садах и яслях было практически бесплатным и шло из колхозных фондов, а в случае их отсутствия - из районных, областных, республиканских и, далее, государственных.


8. Комсомолец и трудящийся колхоза охраняют семенные и страховые фонды, с. Ольшана, Харьковская область, 1933


Также совершенно не учитываются фонды помощи, которые вводились в действие, когда ситуация с продовольствием становилась опасной. Колхозу выдавались хлебные ссуды или безвозмездная помощь, как, кстати, и единоличникам, кроме того, выдавалось продовольствие в колхозные столовые, школы, ясли и детские сады. Однако в самом начале формирования эта система в ряде мест неэффективна, например, на Украине в начале 30-х, где местные власти скрыли реальное катастрофическое положение дел и помощь из госрезерва стала выделяться слишком поздно. Именно к этим фондам и относятся знаменитые истеричные «воспоминания бабушек» на тему, «ничего не выдавали», но на вопрос, а как вы остались живы, отвечают на вопрос «как-то выжили». Это «как-то» относится к государственной и межколхозной помощи, которую организовывала Советская Власть, что недостойными людьми не замечается в упор.


9. Колхоз "Новая Жизнь". 1931. Шагин


В целом, если учесть резко выросший уровень механизации и намного более разумную организацию труда (столовые, детские сады, коллективная вспашка участков и т.д.), то жить на селе стало заметно легче, чем до коллективизации, даже в 1932-1933 годах.

История колхозов

Первые колхозы

Коллективные хозяйства в деревне в Советской России стали возникать начиная с 1918 г. При этом встречались три формы таких хозяйств:

  • Сельскохозяйственная коммуна, в которой обобществлялись все средства производства (постройки, мелкий инвентарь, скот) и землепользование. Потребление и бытовое обслуживание членов коммунны полностью базировались на общественном хозяйстве; распределение было уравнительное: не по труду, а по едокам. Члены комунны не имели своего личного подсобного хозяйства. Комунны организовывались главным образом на бывших помещичьих и монастырских землях.
  • Сельскохозяйственная артель, в которой обобществлялись землепользование, труд и основные средства производства - рабочий скот, техника, оборудование, продуктивный скот, хозяйственные постройки и т. д. В личной собственности крестьян оставались жилой дом и подсобное хозяйство (в том числе продуктивный скот), размеры которого ограничивались уставом артели. Доходы распределялись по количеству и качеству труда (по трудодням).
  • Товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) , в котором обобществлялись землепользование и труд. Скот, машины, инвентарь, постройки оставались в частной собственности крестьян. Доходы распределялись не только по количеству труда, но и в зависимости от размеров паевых взносов и ценности средств производства, предоставленных товариществу каждым его членом.

По данным на июнь 1929, коммуны составляли 6,2 % всех К. в стране, ТОЗы 60,2 %, сельскохозяйственные артели 33,6 %.

Активная коллективизация

С весны 1929 на селе проводились мероприятия, направленные на увеличение числа коллективных хозяйств - в частности, комсомольские походы «за коллективизацию». В основном применением административных мер удалось добиться существенного роста коллективных хозяйств (преимущественно в форме ТОЗов).

Это вызывало резкое сопротивление крестьянства. Согласно данным из различных источников, приводимым О. В. Хлевнюком, в январе 1930 г. было зарегистрировано 346 массовых выступлений, в которых при­няли участие 125 тыс. человек, в феврале - 736 (220 тыс.), за первые две недели марта - 595 (около 230 тыс.), не считая Украины, где волнениями было охвачено 500 населённых пунктов. В марте 1930 г. в це­лом в Белоруссии, Центрально-Черноземной области, в Нижнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири, на Урале, в Ленинградской, Московской, Западной, Иваново-Вознесенской областях, в Крыму и Средней Азии было зареги­стрировано 1642 массовых крестьянских выступления, в кото­рых приняли участие не менее 750-800 тыс. человек. На Укра­ине в это время волне­ниями было охвачено уже более тысячи населённых пунктов.

Борьба с перегибами

Устав колхоза

Большинство коммун и ТОЗов в начале 1930-х гг. перешли на Устав сельскохозяйственной артели. Артель стала основной, а затем и единственной формой колхозов в сельском хозяйстве. В дальнейшем название «сельскохозяйственная артель» потеряло своё значение, и в действующем законодательстве, партийных и правительственных документах применялось наименование «колхоз».

Примерный устав сель­скохозяйственной артели был принят в 1930 г., его новая редакция была принята в 1935 г. на Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Земля закреплялась за артелью в бессрочное пользование, не под­лежала ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Уставы определяли размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора - от 1/4 до 1/2 га (в некоторых районах до 1 га). Определялось и количество скота, которое можно было содержать в личном хозяйстве колхозника. Для районов 1 группы Западно-Сибирского края, к примеру, нормы скота были таковы: 1 корова, до 2 голов молодняка, 1 свиноматка, до 10 овец и коз.

Членами артели могли стать все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста, кроме бывших кулаков и лишенцев (то есть лишенных избира­тельных прав). Глава хозяйства -председатель - избирался общим голосованием . В помощь председателю избиралось правление колхоза.

Колхозы обязывались вести плановое хозяйство, расширять посевные площади, повышать урожайность и др. Для обслуживания колхозов техникой были созданы машинно-тракторные станции .

Распределение продукции осуществлялось в такой последовательности: продажа продукции государству по твёрдым, чрезвычайно низким закупочным ценам, возврат государству семенных и прочих ссуд, расчёт с МТС за работу механизаторов, потом засыпка семян и фу­ража для колхозного скота, создание страхового семенного и фуражного фонда. Всё остальное можно было поделить среди колхозников в соответствии с количеством выработанных ими трудодней (то есть дней выхода на рабо­ту в течение года). Один отработаный в колхозе день мог быть засчитан как два или как полдня при разной квалификации колхозников. Больше всего трудодней зарабатывали кузнецы, механизаторы, руководящий состав колхозной администрации. Меньше всего зарабатывали колхозники на вспомогательных работах.

Как правило, колхозам не хватало продукции для выполнения даже двух-трех первых задач. Колхозникам же приходилось рассчитывать только на своё подсобное хозяйство.

Для стимуляции колхозного труда в 1939 г. был установлен обязатель­ный минимум трудодней (от 60 до 100 на каждого трудоспособного кол­хозника). Не вырабатывавшие его выбывали из колхоза и теряли все пра­ва, в том числе и право на приусадебный участок.

Государство постоянно следило за использованием колхозами выделенного им земельного фонда и соблюдением нормы скота. Устраи­вались периодические проверки размеров приусадебных участков и из­лишки земли изымались. Только в 1939 г. у крестьян было отрезано 2,5 миллиона га земли, после чего оказались ликвидированными все остатки хуторских хозяйств сселённых в колхозные посёлки.

С 1940 г. поставки продуктов животноводства стали осуществляться не по количеству голов скота (их становилось всё меньше), а по количеству земли, занятой колхозами. Вскоре этот поря­док распространился и на всю остальную сельскохозяйственную продук­цию. Так стимулировалось использование колхозами всех пахотных зе­мель, закреплённых за ними.

Колхозы после войны

До 1970 года колхозники не имели права иметь паспорт, что было связано со стремлением властей удержать крестьян на селе. В принятой в этом году «Инструкции о порядке прописки и выписки граждан исполкомами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся», утверждённой приказом МВД СССР, было указано, что «в виде исключения разрешается выдача паспортов жителям сельской местности, работающим на предприятиях и в учреждениях, а также гражданам, которым в связи с характером выполняемой работы необходимы документы, удостоверяющие личность». Этой оговоркой стала широко использоваться для выдачи паспортов колхозникам. Но лишь в 1974 году было принято новое «Положение о паспортной системе в СССР» согласно которому паспорта стали выдавать всем гражданам СССР с 16-летнего возраста, впервые включая и жителей села, колхозников. Полная паспортизация началась, однако, лишь 1 января 1976 года и закончилась 31 декабря 1981 года. За шесть лет в сельской местности было выдано 50 миллионов паспортов.

Стереотипные наименования

Колхоз имени Ленина - распространенное наименование колхозов и других сельских хозяйств, применявшееся в разных регионах СССР , включая как РСФСР , так и все другие союзные республики. После распада СССР и ликвидации системы Советов многие колхозы были преобразованы в хозяйственные общества, лишь малая часть их них осталось кооперативами. Однако некоторые из бывших и существующих колхозов имени Ленина, тем не менее, сохранили свои наименования.

Сельскохозяйственные предприятия - Колхозы имени Ленина

  • Колхоз имени Ленина в Рязанской области . Колхоз в поселке Гребнёво Старожиловского района Рязанской области основан в году. Выращивает зерно, производит мясо и молоко. Численность персонала 250 человек. 4000 гектаров пашни, из которых 2500 под зерно, урожай в 32-40 центнеров. 2500 голов крупного рогатого скота, из них 800 коров. Ежедневные поставки - 300 тонн скота, 2,5 тонны молока. На средства колхоза содержится близлежащая средняя школа, детский сад, Дом культуры и другие заведения социальной сферы. Председатель Балов Иван Егорович.
  • Рыболовецкий колхоз имени Ленина в Хабаровском крае . Колхоз в селе Булгин Охотского района Хабаровского края . Занимается рыболовной деятельностью. Председатель Хомченко Николай Михайлович.
  • Колхоз имени В. И. Ленина в Камчатском крае . Создан в 1929 году. Крупнейшее рыбодобывающее предприятие региона. Занимается добычей и переработкой рыбы и морепродуктов, судоремонтом. Имеет: 29 судов, береговую инфраструктуру, холодильник 6000т, рыбоперерабатывающую фабрику, судоремонтные мастерские, причалы, склады, сетепошивочный цех, автохозяйство. Адрес г. Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, 40.
  • Колхоз имени В. И. Ленина в Бурятии . Республика Бурятия, Мухоршибирский район , село Никольск. Виды деятельности: Разведение овец и коз, выращивание зерновых и зернобобовых культур.
  • Люди, связанные с колхозами им. Ленина . Президент Белоруссии Александр Лукашенко с 1985 по 1987 год занимал должность секретаря парткома колхоза имени Ленина Шкловского района.

Колхоз и колхозная жизнь в искусстве

  • Гость с Кубани (фильм) - показана жизнь колхоза, уборка урожая, работа механизаторов МТС
  • Калина красная (фильм) - показана работа колхозников (шофёра , механизатора)
  • Кубанские казаки (фильм) - жизнь колхозников показана приукрашено, парадно
  • Иван Бровкин на целине (фильм) - показана жизнь целинного совхоза
  • Председатель - показана жизнь колхоза в послевоенные годы

Коллективные хозяйства в деревне в Советской России стали возникать начиная с 1918 года. При этом встречались три формы таких хозяйств:

  • · Сельскохозяйственная коммуна (унитарное предприятие), в которой обобществлялись все средства производства (постройки, мелкий инвентарь, скот) и землепользование. Потребление и бытовое обслуживание членов коммуны полностью базировались на общественном хозяйстве; распределение было уравнительное: не по труду, а по едокам. Члены коммуны не имели своего личного подсобного хозяйства. Коммуны организовывались главным образом на бывших помещичьих и монастырских землях.
  • · Сельскохозяйственная артель (производственный кооператив), в которой обобществлялись землепользование, труд и основные средства производства -- рабочий скот, техника, оборудование, продуктивный скот, хозяйственные постройки и т. д. В личной собственности крестьян оставались жилой дом и подсобное хозяйство (в том числе продуктивный скот), размеры которого ограничивались уставом артели. Доходы распределялись по количеству и качеству труда (по трудодням).
  • · Товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ), в котором обобществлялись землепользование и труд. Скот, машины, инвентарь, постройки оставались в частной собственности крестьян. Доходы распределялись не только по количеству труда, но и в зависимости от размеров паевых взносов и ценности средств производства, предоставленных товариществу каждым его членом.

По данным на июнь 1929 год, коммуны составляли 6,2 % всех колхозов в стране, ТОЗы -- 60,2 %, сельскохозяйственные артели -- 33,6 %.

Параллельно с колхозами с 1918 года на базе специализированных хозяйств (например, конезаводов) создавались совхозы. Работникам совхозов начислялись заработная плата по нормативам и в денежной форме, они являлись наёмными работниками, а не совладельцами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: