Икона божией матери скорбящая значение. "Всех скорбящих радость" - икона Божией Матери: описание, история, молитва

Суровые испытания, тяжкие недуги могут случиться с каждым человеком. К кому обратиться с трудный час горести и бед, если не к небесным покровителям? Матушка Богородица является заступницей всех православных, утешительницей и скоропомощницей.

Всем скорбящим радость — икона, почитаемая во всем православном мире. А в моей жизни эта икона сотворила чудо исцеления мамы. Когда врачи и лекарства не помогают, остается надеяться только на божью помощь. Для исцеления мы специально съездили в Скорбященскую часовню, чтобы помолиться чудотворному Лику с грошиками.

История святого Лика

Икона Божьей Матери Всех скорбящих радости особенно близка православному человеку, на долю которого часто выпадают тяжелые испытания. Это и неурожай, и падеж скота, и вторжение захватчиков, и междоусобные войны. Тяжкие недуги, поражающие малых и старых, в отсутствии медицинской помощи могли привести к смертельному исходу. Но на помощь верующим всегда приходила Богоматерь, помощь которой не имела цены.

В самом названии иконы слышится утешение страждущим, ласковое слово и надежда на помощь. Богородица спешит на помощь, утрет слезы отчаяния и поддержит в трудное время.

На иконе мы видим Пречистую Деву в окружении святых мучеников и бедствующих людей. Для каждого у нее найдется слово утешения, чудотворная помощь и исцеление. Ангелы, стоящие рядом с Богородицей, выполняют ее наказ помогать нуждающимся. Иногда на иконе изображается младенец , которого держит на руках Богоматерь. Есть и святой Лик с грошиками, почитаемый чудотворным.

История этого образа восходит к далекому 1688 году, когда после молитвы перед святым Ликом исцелилась чудесным образом родная сестра московского патриарха Иоакима. Это памятное событие случилось в ноябре 6 числа, и с того времени установлен день почитания образа Всех скорбящих радость именно в эту дату. Храму, где произошло чудо, дали название Скорбященский. Он находится на Ордынке. Многие больные люди получали исцеление, прозревали, обретали слух и возможность зачать ребенка. В наши дни чудотворный Лик находится в Санкт-Петербургском Троицком храме.

Фото иконы Всех скорбящих радость (с грошиками):

Чудо с грошиками

В 1888 году в северной столице нашей Родины произошло настоящее чудо. Часовня в окрестностях Санкт-Петербурга полностью сгорела от удара молнии, но икона осталась невредимой. Более того, к ней прилепились грошики (медные деньги), которые находились рядом в кружке с пожертвованиями. Кружка лопнула от высокой температуры пламени, а икона обновилась и стала светлее.

Эта новость мгновенно распространилась по городу и к чудотворному Лику потянулись верующие. Иконописцы стали изображать грошики, а в церкви установили еще один день почитания чудотворного — 5 августа. Это почитание приурочено к чудесному обновлению и преображению образа Всех скорбящих радость.

На месте часовенки выстроили храм, который уничтожили во времена революционного движения. Но икона спаслась, она хранилась тайно у одного верующего человека. Во время блокады Ленинграда икона скорбящей божьей матери была размещена в Троицком храме и утешала людей, переносящих нечеловеческие муки голода и скорбей.

После перестройки восстановили взорванную Скорбященскую часовню, а образ вернулся в церковь с интересным названием «Кулич и пасха» в городе Санкт-Петербурге.

Помощь иконы

Помимо исцеления чудотворный пречистый лик может помочь и в иных нуждах. Верующие преклоняются перед иконой и просят о:

  • вспоможении в бытовых нуждах;
  • содействии в решении рабочих вопросов;
  • решении семейных проблем;
  • земных благах;
  • помощи в путешествиях.

Небесная целительница особенно прислушивается к печалям, которые одолевают мирян. Несмотря на то, что человек сам ввергает себя в беды и привлекает неприятности, Божья Мать сочувственно относится к верующим, как к своему Сыну. «Стучите и отворится» — это слова Господа нашего Иисуса Христа, которые он оставил нам в утешение. Небесная целительница слышит каждую мольбу, каждый плач сокрушенного сердца, и приходит на помощь.

Прежде чем молиться перед образом Богоматери и просить о своих нуждах, следует покаяться в грехах. Если проблема очень серьезная, необходимо исповедаться и причаститься. Миряне должны понимать, что просить помощи у небесной заступницы и обвинять небеса в своих бедах недопустимо. Если человек уверен, что незаслуженно наказан богом, как он может просить заступничества Богоматери?

Икона «Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и почитаемых икон Богоматери. Правильные молитвы, вознесенные ей, помогают избавиться от многих бед и болезней.

Как выглядит икона «Всех Скорбящих Радость»

Среди верующих икона «Всех Скорбящих Радость» считается чудотворной. Согласно преданию, благодаря молебну у образа Богоматери исцеление от тяжелой болезни получила сестра московского патриарха. С тех пор многие болящие и скорбящие, обращаясь к Богородице, получали исцеление от бед, а страждущие избавлялись от невзгод.

Пред иконой Пресвятой Богородицы молятся обиженные и угнетенные, находящиеся в отчаянии и скорби, в поисках утешения и защиты, при неизлечимых болезнях, просят покровительства сироты.

В названии уже заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице в период, когда отчаялись найти выход из сложившейся ситуации, не теряя надежды на помощь. В Богоматери мы видим защитницу, которая всегда придет на помощь и направит на путь истинный, смыв с души тяготы и освободив ее от оков скорби, излечив тело и дух через молитву к Господу.

О чем молиться перед иконой

Многие на протяжении жизни проходят через трудности, лишения, болезни и печали. Когда выбрать время для посещения церкви не удается, а отчаяние захлестывает, помните, что молятся и почитают не конкретную икону, а того, кто на ней изображен.

Выберите правильное время для молитвы. Она может быть произнесена своими словами с искренней верой и чистыми помыслами, и тогда обязательно будет услышана.

Прося у иконы «Всех Скорбящих Радость» помощи и защиты, следует помнить о своих душевных помыслах. Вы должны быть честны перед самим собой, не держать на сердце зла и не просить об отмщении. Искренняя просьба и раскаяние увеличивают шансы в скорейшем времени избавиться от тягот и переживаний.

Перед обращением к Богородице зажгите свечу и наденьте чистую свободную одежду. Попросите у Господа прощения и прочтите молитву «Отче наш» . Для удобства запишите текст обращения к Богородице от руки на листе бумаги. Определитесь с просьбой и помолитесь, используя следующие слова:

Пресвятая Владычица Богородица, Царица моя, сохрани меня и укрой от невзгод, избавь от болезни и ниспошли радость бытия, не оставь сиротой безродной, дай утешение и верни радость жизни.

Существует множество икон, которым вы можете направить свои молитвы. К ним можно обратиться за помощью в исполнении желания , попросить помочь в выборе спутника жизни . Не бывает безвыходных ситуаций. Найдите в себе силы стремиться к свету, и удача не оставит вас. Любите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

05.11.2016 06:45

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей...

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись...

Н. И. Комашко

Богоматерь «Всех скорбящих Радость»


c. 22 ¦ Среди иконографических типов Богоматери, сложившихся в русской иконописи в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием, «Всех скорбящих Радость», бесспорно, - самая интересная, многообразная и одновременно загадочная. Так называются иконы, подчас очень мало схожие, между собой, и понять, что же все-таки их всех объединяет, бывает сложно. В процессе своего формирования иконография «Всех скорбящих Радости» так и не получила единой устойчивой композиционной схемы и существует в виде различных вариантов, в происхождении и особенностях которых мы и попытаемся разобраться. c. 22
c. 23
¦

Одна из самых чтимых Русской Православной церковью святынь - икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» - прославилась в Москве в 1688 году, когда Евфимия Папина, доводившаяся родной сестрой патриарху Иоакиму, получила от нее исцеление: у вдовы была незаживающая рана в боку. Об этом событии подробно повествуется в Сказании об иконе, написанном сразу же после произошедшего чуда, буквально по горячим следам. Новопрославленный образ находился в церкви Спаса-Преображения на Ордынке, прихожанкой которого была Евфимия. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. По-видимому, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена в камне на средства Евдокии Васильевой Акинфовой.

Чудо получило большой резонанс, поскольку произошло с ближайшей родственницей покойного патриарха. Помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с нее списки.

В начале XVIII века произошло событие, внесшее неясность в дальнейшую историю чудотворного образа. Доподлинно известно, что около 1710–1711 года в связи с переездом царского двора из Москвы в Петербург царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, вывезла икону «Всех скорбящих Радости» из церкви Преображения на Ордынке. При этом осталось неизвестным, был ли то список с образа или же подлинник, место которого занял список. Неразбериха в этом вопросе прослеживается во всех популярных справочниках по чудотворным богородичным иконам с XIX века: одни авторы придерживаются первой версии, другие - второй. Так или иначе, обе иконы «Всех скорбящих Радости» - и та, что осталась в Москве, и та, что была увезена в Петербург, - в равной мере почитались как чудотворные.

Икона Натальи Алексеевны, украшенная драгоценным окладом, была поставлена в ее домовом Вознесенском храме за Литейным двором. Затем, после смерти царевны, ее дворец был переустроен под богадельню, к которой отошла и церковь. Позднее она была полностью перестроена и получила название Скорбященской - по находившейся в ней святыне. В советское время, когда храм был закрыт, эта икона исчезла. В Спасо-Преображенском «всей артиллерии» соборе в Санкт-Петербурге сейчас находится икона, которая считается образом Натальи Алексеевны, но это не более чем заблуждение. Сохранилось точное литографированное изображение чудотворного образа царевны, которое не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. В Скорбященском храме был чтимый список со святыни, тоже в драгоценном окладе. По-видимому, именно его и перенесли в собор при закрытии церкви.

Московская икона благополучно пребывала в храме на Ордынке вплоть до советского времени. Церковь была заново перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году - Осипом Бове. В Москве она более известна не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская по приделу, c. 23
c. 24
¦ посвященному чудотворному образу. При советской власти церковь была закрыта, а икона изъята. Тот образ, что ныне находится в Скорбященском храме, в годы Великой Отечественной войны подарил патриарх Алексий I при возобновлении в нем службы. Это точный список с московской чудотворной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века.

Несмотря на то, что оба чудотворных образа были утрачены, мы вполне уверенно можем судить о том, как они выглядели, благодаря сохранившимся точным спискам с московской иконы и литографическому воспроизведению петербургской. Самое удивительное, эти иконы - одна из которых является списком с другой - вовсе не идентичны по своей иконографии. Достаточно серьезные иконографические несовпадения между ними отчасти дают ответ на вопрос, какой же из образов был первоначальным. Скорее всего, им был петербургский, с абсолютно уникальными чертами, свидетельствующими о его оригинальности. И хотя на сохранившемся его изображении образ воспроизведен в окладе, почти полностью закрывающем живопись иконы, можно не сомневаться: рисунок оклада в точности повторял авторскую композицию.

На обеих иконах Богоматерь была изображена в рост, стоявшей в сиянии и в окружении ангелов с Младенцем на левой руке. Ее голова немного склонена влево, правая рука опущена и слегка отведена в сторону. Первое важное отличие петербургской иконы от московской заключалось в том, что и Богоматерь, и Младенец на ней держали в руках четки, и этим оправдан жест правой руки Марии. Во-вторых, на петербургской иконе вверху в облаках был изображен Господь Саваоф, а не Троица Новозаветная, как на московской. Такое изображение кажется более правильным еще и потому, что на московском образе Христос оказывается представленным дважды - в небесах и на руках у Богородицы. На петербургской иконе Мария стоит на полумесяце. И, наконец, самое главное отличие - в ней нет изображения страждущих. Трудно представить, что при создании списка с чудотворной иконы по заказу царевны иконописец мог упустить столь важную деталь, которая стала в дальнейшем едва ли не определяющей для иконографии «Всех скорбящих Радости».

На московской иконе, наоборот, - развернутое изображение страждущих по обеим сторонам от Богородицы, которых от Ее лица утешают ангелы. Эта икона тоже по-своему уникальна. Ее особенность - дополнительные святые по обе стороны от Марии с Младенцем, представленные над группами страждущих. Это Сергий Радонежский, Федор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский. Изображение Варлаама Хутынского здесь неслучайно. В Преображенском храме издавна существовал посвященный ему придел. Преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский как самые почитаемые русские святые часто изображались вместе. Что же касается таких редко изображаемых святых, как Федор Сикеот и Григорий Декаполит, то их присутствие можно объяснить только патрональным характером. Из всего этого следует, что московская икона была написана специально для храма на Ордынке c. 24
c. 25
¦ (на что указывает изображение Варлаама) по заказу неизвестного частного лица (ради которого введены изображения редких святых).

Идея создания такого образа могла возникнуть уже после прославления иконы «Всех скорбящих Радости». Оригинал был воспроизведен в развернутом композиционном варианте со страждущими, поскольку само название чудотворной иконы подталкивало к их изображению. Заодно были проигнорированы некоторые откровенно «латинские» детали, такие, как луна под ногами Богородицы и четки в Ее руках и Младенца. Со временем этот список занял место подлинной иконы, увезенной в Петербург. Весьма вероятно, что он тоже стал пользоваться почитанием еще тогда, когда обе иконы находились в одном храме, поскольку точные списки московской иконы с дополнительными святыми стали появляться еще до переезда Натальи Алексеевны в Петербург.

Московская икона в XVIII–XIX веках многократно повторялась в списках, как точных (в том числе с повторением размеров), так и свободных, где произвольно менялся состав дополнительных святых или они отсутствовали вовсе. Эти списки широко расходились по всей России. Распространению московского варианта иконографии способствовали и гравированные листы, выполненные в XVIII веке с чудотворного образа.

Икона Натальи Алексеевны, напротив, не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и, наоборот, наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Откуда же и когда пришла в русскую иконописную практику иконография «Всех скорбящих Радости»? Это, конечно, произошло еще до прославления образа на Ордынке и было связано с мощным потоком хлынувших в Россию различных западноевропейских изобразительных источников. Особую роль в экспорте «латинских» богородичных иконографий играла Польша, ориентация на художественную культуру которой при царском дворе достигла апогея в годы правления царевны Софьи.

«Всех скорбящих Радость» - начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Не случайно его писал не иконописец, а живописец, работавший в европейской стилистике. Такому мастеру легче было воспроизвести западный образец, соблюдая и его нетрадиционную иконографию, и стиль. Есть упоминания о том, что иконы с тем же названием находились до 1688 года в храме подмосковного села Коломенское и Алексеевском монастыре в Арзамасе. Сохранилось даже краткое описание арзамасской иконы, по которому она реконструируется как изображение Богоматери с Младенцем и двумя ангелами по сторонам. Таким образом, икона Натальи Алексеевны, не имевшая изображения страждущих, была не одинока в этом иконографическом ряду. Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов - это широко распространенное c. 25
c. 26
¦ в католическом мире изображение «Мадонны во славе» («Gloria»). По-видимому, первые русские образы «Всех скорбящих Радости» восходили именно к этому западноевропейскому типу и никаких страждущих, упоминаемых в названии иконы, на них не было.

На западное происхождение указывают и другие детали петербургской иконы. Так, четки у Богородицы и Младенца - непременная деталь изображения «Rosarium», или видения святого Доминика. Дева Мария явилась ему с Младенцем Христом на руках и вручила четки для чтения особого цикла богородичных молитв, так называемого «Розария». В польской традиции Богоматерь «Розариум» (или «Ружанцова») нередко изображалась без святого Доминика, причем четки порой держала не только Мария, но и Христос. Именно так они представлены на петербургской иконе «Всех скорбящих Радости». Луна под ногами Богоматери и сияние, исходящее от нее, соответствуют тексту Апокалипсиса, в котором упомянута «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Апокалипсис 11–1). Начиная с XIV века изображения Девы Марии с Младенцем на руках или без него, стоящей на луне и окруженной сиянием, были широко распространены на Западе, откуда в XVII столетии пришли в Россию, дав начало нескольким богородичным иконографиям, в том числе - «Благодатному Небу» и «Солнечной».

После прославления в 1688 году образа Богоматери «Всех скорбящих Радости» эта иконография обогащается дополнительным изображением страждущих, которое быстро стало едва ли не обязательной ее чертой. К тому времени подобные изображения были хорошо разработаны в других богородичных иконографиях, откуда и перекочевали во «Всех скорбящих Радость». Одна из этих иконографий - Богоматерь «Живоносный источник», заново открытая в России в годы патриаршества Никона уже в развернутом греческом варианте композиционной схемы, включающей изображения всевозможных больных, старых, убогих и т. п. Другая иконография, также имевшая изображение страждущих, - «Образ умиления и посещения в беде страждущим». Этому типу довелось стать своеобразным двойником «Всех скорбящих Радости» и со временем раствориться в этой иконографии.

Первые изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим» встречаются в виде отдельного клейма на иконах Семена Спиридонова Холмогорца, созданных им в 1680-х годах для нескольких ярославских храмов. Одна из них, «Богоматерь Кипрская с 40 клеймами» из ярославского Успенского собора (ГРМ), имеет точную дату создания - 1687 год. Основная черта этой композиции - изображение Богоматери без Младенца. Ее руки опущены и слегка разведены в стороны, она держит жезл и свиток. Внизу представлены страждущие, которых Она как бы осеняет своими руками. Сияния вокруг Ее фигуры нет, зато c. 26
c. 27
¦ четко обозначено, что сцена происходит в раю - фон клейма белый, по нему изображены травы и цветы. Вверху представлен благословляющий Христос, что кажется вполне логичным, поскольку изображения Младенца здесь нет.

Конечно, и эта иконографическая схема возникла не без западных влияний. Основой композиции стала Мадонна «Misericordia» («Милующая»), своеобразный западный аналог русского «Покрова Богородицы». В таких изображениях Мария представала с широко разведенными руками, простирая свой плащ над молящимися людьми. Именно эта схема была применена для изображения «Покрова Богородицы» в западных и южнорусских землях после вхождения их в состав России. По смыслу изображение Мадонны «Misericordia» полностью совпадает и со «Всех скорбящих Радостью», выражая заступничество Богородицы за всех страдающих людей, обращающихся к ней за помощью.

На рубеже XVII–XVIII веков в Поволжье особое распространение получили изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим». Там они встречаются не только в иконах, но и стенописях. Такой важный смысловой аспект этой композиции, как райский сад, в них постепенно утратился. Белый фон сменился на цветной, но фантастические цветы по сторонам фигуры Богородицы остались как напоминание о рае.

Композиционная схема «Умиления и посещения в беде страждущим» дала долгую самостоятельную иконографическую линию в русской иконописи, но при этом уже к середине XVIII столетия утратила свое первоначальное название. Она стала одним из вариантов «Всех скорбящих Радости», усвоив чужое имя. Причина тому - большая смысловая и композиционная близость обеих иконографий.

Иконы такого типа в великом множестве писались в иконописных центрах по всей России. Неравнодушны к нему оказались и старообрядцы. Вообще остается загадкой, как иконография, сложившаяся после патриарха Никона и несущая в себе откровенное влияние «латинства», прижилась в старообрядческой среде. Тем не менее она пользовалась в ней большой популярностью, как в московском варианте, так и в типе «Умиления и посещения». К схеме «Мизерикордии» восходят многочисленные образы «Всех скорбящих Радости», писавшиеся в иконописных мастерских старообрядческого села Ветка в Белоруссии.

Нередко свиток в руке Богородицы заменяли на хлеб, что более точно соответствовало эпитету Богоматери «Всех скорбящих Радости» как «алчущих насыщение». Часто повторяли такую заметную деталь, появившуюся еще у Семена Спиридонова Холмогорца, как белый плат на главе Богородицы. В XIX веке одна из подобных икон расхожего письма находилась в часовне при стеклянном заводе близ Санкт-Петербурга, где от нее произошло несколько чудес, прославивших этот образ по всей России. 23 июля 1888 года в часовню во время грозы ударила молния, и она загорелась. После того как пожар был потушен, заметили, что к иконе «Всех скорбящих Радости», упавшей из киота на рассыпавшиеся c. 27
c. 28
¦ из ящика денежные пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В 1890 и 1891 годах от иконы произошло два исцеления - 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла.

После посещения в 1893 году царской семьей часовни при стеклянном заводе началось строительство храма для вновь прославленного образа. Проект разработали А. И. фон Гоген и А. И. Иванов. Через пять лет строительство завершилось. В 1932 году Скорбященская церковь была разобрана, а образ перенесен в выстроенную по проекту архитектора Николая Львова Троицкую церковь (1785), более известную под названием «Кулич и пасха».

С иконы в конце XIX - начале XX века было создано множество списков, на которых обязательно писались имевшиеся на ней монетки. Иногда это были настоящие медные копейки, которые прикрепляли к изображению. Списки «с монетками» имели широкое хождение по всей России, особенно много их было в Петербургской губернии.

В начале XVIII столетия под именем «Умиления и посещения в беде страждущим» подразумевали, по-видимому, не только иконы типа «Мизерикордии», но вообще любое изображение Богоматери без Младенца, в окружении страждущих. Именно такое название имеет образ начала XVIII века, происходящий из церкви Архангела Михаила в Бронницах и написанный, видимо, царским изографом Тихоном Филатьевым (ЦМиАР). На этой иконе Богородица изображена не с опущенными, а молитвенно сложенными на груди руками. Ее фигура окружена клубящимися облаками и херувимами, парящими в золотистом сиянии. Богородица стоит на полумесяце, в руке жезл, а глава увенчана короной Царицы Небесной. Жест рук Богородицы говорит о том, что это изображение восходит к западному иконографическому типу «Непорочного зачатия Богородицы» («Imaculata»). Это символическое изображение Девы Марии сложилось в католической изобразительной традиции после Тридентского собора (1545–1563), где был выработан догмат, согласно которому Богородица была зачата непорочно. В западных изображениях на этот сюжет Мария, стоя на луне со скрещенными на груди руками, попирает крылатого змея, олицетворяющего первородный грех человечества. На c. 28
c. 29
¦ рубеже XVII–XVIII веков такая деталь как змей казалась, по-видимому, еще слишком смелой для русских иконописцев, но уже к середине XVIII столетия она прочно укоренится в некоторых ростовых иконографиях Богоматери.

Наряду с типами иконографии «Всех скорбящих Радости», о которых уже шла речь, в русской иконописи рубежа XVII–XVIII веков появился еще ряд ее вариантов. Они известны по иконам больших размеров, хранящимся сейчас в различных музейных и церковных собраниях. Все они были созданы мастерами иконописной мастерской Оружейной палаты в первые годы XVIII столетия. Иконы схожи между собой по изображению страждущих в нижней части композиции, но различаются тем, как представлена Богородица. Нередко изображение на них дополняется виршами, прославляющими Богоматерь.

Некоторые из этих икон восходят к гравюрам московского гравера Леонтия Бунина, точно повторяя их в деталях. До нас дошли две гравюры Бунина, с одинаковым названием «Всех скорбящих Радость», но заметно отличающиеся от чудотворного образа в изображении Богоматери. На одной из них Мария представлена сидящей на престоле, в правой руке у нее жезл, а левой она поддерживает Младенца. На головах у них - короны, а в руке у Христа - держава. На второй гравюре Богоматерь изображена стоящей. Она поддерживает Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Этот жест рук восходит к древнему образу Богоматери «Salus populi Romani » из церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В русской иконописи рубежа XVII–XVIII века такое изображение в поясном варианте стало известно под названием «Богоматерь Римская».

В связи с чем были выполнены эти гравюры, давшие новые варианты иконографии «Всех скорбящих Радости», и не было ли их больше? Ведь сохранившиеся иконы «Всех скорбящих Радости» начала XVIII века, принадлежащие к иным типам, явно восходят к подобным графическим образцам. Имеющиеся скудные сведения позволяют предположить следующее (эти рассуждения, безусловно, носят характер гипотезы).

После прославления иконы в храме на Ордынке патриарх Адриан замыслил целый ряд деяний, призванных прославить этот образ. Как уже говорилось, были составлены Сказание об иконе, служба ей и отдельные молитвы. Очевидно, что предполагалось также написание Акафиста вновь прославленному образу. Более того, Акафист, вкупе со Сказанием и службой иконе, по-видимому, было задумано издать типографским способом, проиллюстрировав гравюрами Леонтия Бунина. c. 29
c. 30
¦ Издание это по неизвестным причинам тогда не было осуществлено (имеющийся сейчас Акафист Богоматери «Всех скорбящих Радости» был составлен и издан только в XIX веке). Но несколько гравюр Бунин выполнить успел.

Поскольку предполагался цикл иллюстраций, прославляющих чудотворный образ «Всех скорбящих Радости», то Бунин использовал в каждом листе особую композиционную схему в изображении Богоматери. В то же время это была единая серия, где изображение скорбящих присутствовало на каждой гравюре. Очевидно, что их было не две, а больше. Сохранившиеся иконы начала XVIII века, связанные с мастерами Оружейной палаты, дают возможность реконструировать не дошедшие до нас варианты этого гипотетического цикла.


Илл. с. 28.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Конец XVII - начало XVIII в. Школа Оружейной палаты. ЦМиАР. Тип тронной Богоматери, повторяющий гравюру Леонтия Бунина.

Илл. с. 29.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Первая половина XVIII в. Частное собрание в Германии. Тип Богоматери Римской, повторяющий гравюру Леонтия Бунина.

Илл. с. 29.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Конец 1713 г. ЦАК МДА. Тип «Мизерикордии».

Илл. с. 30.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Середина XVIII в. Кострома. Ярославский художественный музей. Развернутый вариант типа «Мизерикордии».

Кроме Богоматери тронной и Римской, в него должен был войти лист с изображением «Мизерикордии», но не в варианте Семена Спиридонова Холмогорца, а в настоящей европейской редакции. Эта схема была воспроизведена на иконе 1713 года из Златоустовского монастыря в Москве (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Здесь нет изображения рая, зато Богородица накрывает скорбящих своим плащом.

Не исключено, что в цикле Бунина могло присутствовать изображение Богоматери типа «Мизерикордии», но с ангельскими крыльями. Сохранилась единственная такая икона - небольших размеров, отличающаяся большой тонкостью письма (в том же собрании). Написанная изографом Оружейной палаты, она, по-видимому, первоначально принадлежала одному из членов царской семьи. Гравюра с западным, по своему происхождению, изображением крылатой Богородицы в конце XVII века была издана в типографии Ильинского монастыря в Чернигове и, безусловно, могла быть известна в Москве. Эту схему дополнили страждущими, в результате чего получился еще один вариант «Всех скорбящих Радости».

В западной традиции Мадонна «Мизерикордия» имела и другие иконографические ответвления. Среди них - «Мадонна мореплавателей», также оставившая свой след в русских иконах «Всех скорбящих Радости». В «Мадонне мореплавателей» Мария покрывала своим плащом не только молящихся ей моряков, но и корабли, изображенные плывущими по морским волнам в нижней части композиции. Весьма вероятно, что в России мотив кораблика впервые появился тоже у Бунина. Во всяком случае, именно с начала XVIII века он приходит в иконографию «Всех скорбящих Радости». Помещали кораблик либо внизу, под фигурой Богоматери, либо сбоку от нее. Любопытно, что этот мотив постоянно присутствует в иконах «Всех скорбящих Радости» в тех городах, где жители были тесно связаны с путешествиями по воде, в частности, в Великом Устюге. В этом крупном купеческом городе изображение кораблика c. 30
c. 31
¦ появилось как раз в самом начале XVIII столетия, причем и в тех иконах, где Богоматерь представлена без Младенца, и в тех, где она держит его на руках.

Уже в начале XVIII века встречаются в целом очень редкие изображения, где Богородица изображена стоящей на радуге. Этот мотив присутствует в некоторых западных изображениях «Глории», в которых сияние вокруг Марии образует свернутая в кольцо радуга.

Еще один, очень своеобразный извод «Всех скорбящих Радости», появившийся в то время, известен по нескольким иконам, первая из которых, видимо, была написана мастером Оружейной палаты Алексеем Квашниным в 1707 году (ГТГ). Нижняя часть композиции достаточно традиционна для «Всех скорбящих Радости» - ангелы утешают страждущих, но в центре этой группы изображено здание, вероятно, храм итальянизирующих архитектурных форм. Фигура Богоматери здесь не выделена композиционно. Она изображена в верхней части иконы, как бы обращающейся к восседающему на престоле Христу. Вокруг них представлены силы небесные. Между горним и дольним мирами мастер поместил символическое изображение неба со звездами и планетами на своих орбитах. Это так называемые «беги небесные» - любимая тема росписей потолков в покоях царских дворцов. Среди звезд и планет изображено множество ангелов, слетающих вниз на помощь страждущим людям.

Этот оригинальный и сложный по композиции образ несколько раз повторялся в иконах в начале XVIII века, причем как с «бегами небесными», так и без них. Очевидно, похожая композиция была сначала использована в одной из гравюр, с которой, собственно, и была написана первая икона. Трудно сказать, каким конкретным изобразительным источником воспользовался русский мастер при создании этого извода. Их, очевидно, было несколько, и все они были тоже западного происхождения. Интересно проследить эволюцию форм храма от иконы к иконе. Если у Квашнина это c. 31
c. 32
¦ здание - европейских ренессансных форм, то в последующих иконах оно эволюционирует через античные руины (очевидно, символ храма Соломона) к типичному украинскому фасаду храма конца XVII - начала XVIII века, напоминающему перестроенный к тому времени Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Основная смысловая часть композиции иконы - восходящая на небеса Богоматерь. Такое восхождение на небеса в близкой иконографической схеме использовалось в русской иконописи в иллюстрации Слова об Успении Богоматери и прямо восходило к гравюре голландца Иеронима Вирикса. Вероятно, эта гравюра и была трансформирована применительно к иной теме: Богородица восходит на небеса к своему сыну, которого молит помиловать страждущих на земле.

Все эти многочисленные оригинальные варианты, возникшие в русской иконописи в начале XVIII века под общим названием «Всех скорбящих Радость», в большинстве своем не получили широкого распространения. Лишь некоторые из них дали довольно продолжительную иконографическую традицию, в том числе «Мизерикордия» европейского типа. На протяжении XVIII–XIX веков встречаются и образы с Богоматерью, восседающей на престоле. Остальные изводы, зародившиеся при царском дворе после прославления чудотворной иконы, встречаются лишь в единичных памятниках.

Наиболее популярными типами изображения «Всех скорбящих Радости» в традиционной иконописи, ориентированной на древние образцы, в Новое время оставались два: восходящий к московской иконе и образу «Умиления и посещения в беде страждущим». В то же время в иконе, ориентированной на живописную стилистику, напротив, возникают совершенно новые изобразительные схемы, лишь отчасти связанные со старыми изводами. Изображение страждущих в них может сильно варьироваться по численности персонажей, с тяготением к их сокращению. Поза и жесты Богородицы и Младенца обычно свободны от каких-либо жестких схем, поэтому живописные иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости» практически невозможно классифицировать с точки зрения устойчивой иконографии. Зато они весьма зависимы от господствующего стиля. Если во второй половине XVIII века это - барочные иконы, то в XIX веке они писались в духе академической живописи, а на рубеже столетий - в неорусском стиле.

В то же время в традиционной иконе утрачивались важные иконографические особенности первообразцов. Уже в московском чудотворном образе Богоматерь была изображена с приложенной к груди, а не опущенной рукой (на петербургском чудотворном образе она, как мы помним, держала в ней четки). Но порой жест опущенной руки встречается и позднее, причем, чтобы оправдать его, в ладонь Богородицы вкладывали свиток.

То, что Богоматерь «Всех скорбящих Радость» в типе, восходящем к «Мизерикордии», по композиции и смыслу была очень близка иконографии Покрова Богородицы, стало причиной появления своеобразных иконографических гибридов. Богородицу, например, могли c. 32
c. 33
¦ написать с покрывалом в разведенных руках, как в Покрове, но внизу изобразить страждущих, как во «Всех скорбящих Радости».

Постоянному дроблению и расщеплению иконографических вариантов «Всех скорбящих Радости» во многом способствовало то обстоятельство, что образ был чрезвычайно популярным, - по всей России почиталось великое множество местных чудотворных икон с таким названием. Каждый из них рождал собственную иконографическую традицию, будучи повторенным в списках, которые, в свою очередь, также могли отличаться от оригинала деталями. К сожалению, в большинстве случаев у нас нет сведений о том, как выглядели разбросанные по многочисленным российским храмам чудотворные иконы «Всех скорбящих Радости». Сохранилось изображение лишь малой их части. А между тем знание композиционных особенностей чтимых икон могло бы стать сегодня хорошей базой для атрибуции множества памятников этой иконографии.

Упомянем о некоторых иконах «Всех скорбящих Радости», некогда почитавшихся в России, - тех, чьи иконографические особенности нам отчасти известны.

Одним из распространенных типов среди чтимых икон «Всех скорбящих Радости» было изображение Богородицы без Младенца в типе «Мизерикордии». В их числе - икона из Воскресенской церкви в Тобольске (XVIII век), списки с которой находились во всех тобольских храмах; образ из села Осипово Ярославской губернии (XVIII век), поля которого были украшены необычным орнаментом; икона в Троицком Ахтырском монастыре Харьковской губернии (XVIII век). Любопытной особенностью такого образа из церкви Варлаама Хутынского в Пскове (до 1763 года) было изображение цветущей ветви в левой руке Богородицы, позаимствованной из иконографии «Неувядаемый Цвет», а на иконе из Воскресенского собора в Вологде (середина XVIII века) в левой руке она держит хоругвь (икона сохранилась). Редкой особенностью вологодской иконы было изображение над Богоматерью образа Нерукотворного Спаса - вместо Саваофа или Новозаветной Троицы. Легко узнаваемыми индивидуальными особенностями обладала икона этого типа из Сретенской церкви в Киеве: страждущие на ней изображены строго по сторонам Богоматери в три ряда, икона имела скругленный верх, а также изображения дополнительных святых - Кирика и Улиты, очевидно, соименных заказчикам образа. К типу «Мизерикордии» относилась и выполненная в академическом стиле икона в селе Старь Орловской губернии, которой со временем добавили изображение Младенца по типу Знамения. Икона эта сама была списком с чудотворного образа из села Людинова Калужской губернии.

Второй широко распространенный тип - это изображения Богоматери с Младенцем, восходящие к чудотворному образу. В этой группе выделяются точные списки с московского образа, такие, как иконы из кафедрального собора в Тамбове, Богоявленского собора в Елохове (сохранилась), в селе Вердеревщина Тамбовской губернии (1824), Введенской церкви в Воронеже, Успенского собора в Полтаве. Последняя икона была c. 33
c. 34
¦ одним из многочисленных списков, созданных в 1888 году в Москве в связи с празднованием 200-летия прославления иконы. Вообще, по-видимому, многие иконы «Всех скорбящих Радости» пользовались на местах почитанием только в силу того, что были точными списками московской. Среди них и ранние - икона из Благовещенского монастыря в Нежине, подаренная ему в 1716 году Стефаном Яворским, и образ в Вознесенском монастыре Московского Кремля (1732). Кремлевская икона, в отличие от образа из храма на Ордынке, имела изображение не шести, а двенадцати групп страждущих.

Вольной интерпретацией московской иконографии были чтимые иконы из Богословской церкви в Воронеже, тюремной церкви в Вологде (XVIII век), а также икона из села Майкор Пермской губернии. Особенность этой иконы - изображение под ногами Богоматери радуги, обращенной концами вверх. Майкорский образ был написан в 1823 году, но, несомненно, восходил к более древнему образцу. Нечто подобное на большой доске раннего XVIII века, но под ужасающей записью XX столетия, автору статьи довелось увидеть в тех же краях - в Богословской церкви в Чердыни Пермской области.

У петербургской иконы «с монетками» тоже были чтимые списки. Такой образ был в селе Рохлино Смоленской губернии.

В XIX веке иконам, исполненным в академическом стиле, название «Всех скорбящих Радости» нередко присваивалось произвольно. Под этим названием известна, в частности, икона из Успенского Драндского монастыря близ Сухуми, найденная при возобновлении обители в 1885 году. Богоматерь была на ней изображена в облаках без Младенца, без страждущих, с двумя ангелами по сторонам. Первоначально ее не относили к типу «Всех скорбящих Радости», это имя она обрела с легкой руки авторов изданий, посвященных чудотворным иконам Богоматери.

Перечисленными нами образами далеко не исчерпывается число почитавшихся в России икон Богоматери «Всех скорбящих Радости». Этот список можно продолжать еще долго, но сказать что-либо о том, как они выглядели, мы, к сожалению, не можем.

Таким образом, нельзя не признать, что иконография «Всех скорбящих Радости» была своеобразной творческой лабораторией по восприятию и адаптации западноевропейских новшеств на русской почве. Этот тип формировался под влиянием нескольких «латинских» иконографий, которые параллельно могли порождать и другие изводы, существовавшие в России под собственным названием и более устойчивые композиционно. Всеядность этой иконографии, обусловленная, по-видимому, конкретными историческими обстоятельствами, связанными с несостоявшимся изданием Акафиста иконе, стала причиной того, что процесс формирования нового извода так и не был логически завершен. Это иконографическое древо дало множество разнообразных побегов, существующих под единым названием «Всех скорбящих Радости». c. 34
¦


Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость - начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных - «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции исуществует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа — с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода «с грошиками»).

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос:«Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу «Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы - московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась - для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование - 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Нет более высокого служения, чем нести радость скорбящим. Слово «скорбь» в старину имело более широкое значение, чем в наши дни. Под ним подразумевались не только горестные переживания, но и физические страдания от болезней, и неудачи житейского плана, и вообще всё то, что мы сейчас называем словом «негатив». Вот сквозь эти беды и невзгоды житейские, которыми полон мир, и несёт радость утешения икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

Благодать, подаваемая через иконы

Прежде чем начать о ней разговор, следует подчеркнуть один очень важный факт ― не сама икона творит чудеса и несёт людям Божественную благодать, а изображённая на ней Матерь Божья. Творит же Она это через свои образы, перед которыми мы возносим Ей молитвы. Есть среди них великие иконы, которые принято называть чудотворными. Это означает, что Царица Небесная именно на них остановила свой выбор, и Ей угодно посредством именно этих икон ниспосылать благодать. За это мы их почитаем, но молимся не им, не доскам, покрытым живописным слоем, а Той, чей святой образ на них запечатлён.

Для названия иконы, о которой идёт речь, использованы слова одной из Богородичных стихир (особого богослужебного текста) ― «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери с этим названием появилась на Руси в XVII веке. Искусствоведы отмечают в её иконографии ощутимое влияние западноевропейской школы. Кроме того, следует отметить отсутствие во множестве её изводов (вариантов) единой композиционной схемы. В результате можно встретить в иконах с этим названием существенные различия.

В качестве примера можно привести изображаемых на ней святых. В самых ранних изводах эти фигуры отсутствовали и появились лишь на иконах, написанных после 1688 года. Объяснение этому следующее: в этот год икона Богородицы «Всех скорбящих радость» принесла чудесное исцеление от недуга сестре Патриарха Иоакима ― Евфимии. С этих пор началось её прославление, и в живописный сюжет стали вносить фигуры страждущих, тем самым акцентируя внимание на целительной силе образа.

Особенности общепринятой иконографической традиции

С годами сложилась традиция изображать Богородицу в полный рост, стоящую в так называемой мандорле ― вертикальном овальном сиянии. Любопытный факт: подобное изображение характерно для христианского и буддийского искусств. В таком нимбе принято изображать фигуры Христа, Богородицы и Будды. В христианской иконописи часто встречается изображение Христа в мандорле на иконах «Преображение Господне» и «Второе пришествие», а в богородичной иконографии ― на иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Помимо Богородицы и фигур, страждущих недугами, вошло в традицию изображать на иконе ангелов, творящих акты милосердия от имени Царицы Небесной. Кроме того, можно встретить многочисленные изводы с изображениями святых, стоящих по правую и по левую сторону Богородицы. Несмотря на то, что икона «Богоматерь всех скорбящих радость» появилась после церковного раскола, причиной которого послужила известная реформа патриарха Никона, она весьма распространена у старообрядцев. Особенно много появилось её списков, выполненных в белорусском селе Ветке.

История прославления иконы

Следует подробнее остановиться на истории иконы. Как было сказано выше, прославление её началось в 1688 году с исцеления от недугов патриаршей сестры Евфимии Папиной. Легенда гласит, что страдала она от незаживающей раны в боку. И вот однажды во время молитвы услышала Евфимия дивный голос, возвестивший, что исцеление ей принесёт икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

На Ордынке есть Преображенская церковь, в которой следует искать эту икону. После молитвы перед ней свершится чудо, и недуг оставит больную. Голос добавил также, что Евфимия должна будет исповедовать это чудо, прославляя имя Пресвятой Богородицы. Вскоре икону доставили к страждущей, и после молитвы перед ней рана стала быстро заживать. Произошло это 24 октября. Выполняя наказ Пречистой Девы (именно Ей принадлежал тот голос), брат Евфимии ― Патриарх Иоаким ― повелел составить молитвенную службу образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была прославляема с тех пор наряду с другими чудотворными иконами.

Среди жителей Москвы и всей России эта история получила широкую известность, что и неудивительно ― её главной героиней была сестра Патриарха. Был написан акафист «Всех скорбящих радость». Кроме уже упомянутой службы составили «Сказ об иконе», в котором подробно излагались все обстоятельства происшедшего, а царские мастера-иконописцы приступили к изготовлению списков с неё. К сожалению, так и не удалось установить, откуда попала в Преображенскую церковь икона «Всех скорбящих радость». Значение её для русского православия велико, и отсутствие сведений о её ранней истории является большим пробелом.

Создание списка с иконы и отъезд в Петербург

Дальнейшие события, связанные с чудотворной иконой, относятся к 1711 году. В этот период столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Переехала туда и царская семья. Из исторических документов явствует, что родная сестра царя Петра I ― царевна Наталья Алексеевна, уезжая в новую столицу, заказала копию с иконы «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была отвезена в Петербург. Но тут в документах появляется разногласие ― по одним источникам, на берега Невы поехала копия, а подлинник остался в Москве, другие источники утверждают обратное.

Следует заметить, что после прославления иконы Спасо-Преображенская церковь, где находился освящённый в её честь предел, стала именоваться в народе «Скорбященской» или «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Можно с полной уверенностью утверждать, что та икона, которую оставила москвичам царевна Наталья, находилась в храме вплоть до революции. Дальше начинаются загадки.

После революции церковь была закрыта, её здание использовалось для государственных нужд. Есть версия, что хранившаяся там икона бесследно исчезла в период церковного лихолетья, а образ, находящийся ныне в восстановленной церкви, ― это подаренный ей Патриархом Алексием I список XVIII века. Но есть и другая версия, согласно которой подлинная икона чудесным образом пережила годы богоборчества и сейчас находится на своём прежнем месте.

Петербургская икона Богородицы

Однако перенесёмся в Петербург и проследим за той иконой, которую привезла сюда из Москвы родная сестра царя. Осталось так и невыясненным, оригинал это или копия, но, несмотря ни на что, и московская икона, и её петербургская сестра почитались в равной степени чудотворными. Это подтверждается тем, что, отправляясь в Прутский поход в 1711 году, царь приказал взять её с собой как залог небесного покровительства армии.

Царевна Наталья Алексеевна поместила привезённую ей икону в домовой церкви собственного дворца, который располагался на Шпалерной улице. В те годы там же находилось и знаменитое детище её брата ― Литейный двор, на котором отливались орудия для армии и якоря для флота. Там создавалась военная и экономическая мощь России.

Наталья Алексеевна не пожалела средств для святыни. Оклад иконы, выполненный из серебра и покрытый золотом, богато украсили фамильными драгоценностями. По установленной традиции, в него были помещены частицы мощей святых и прочие реликвии. Со временем благочестивая царевна устроила при своём дворце богодельню, к которой и отошла церковь после её кончины в 1716 году.

Почитание иконы царствующими особами

Через полвека императрица Екатерина II с особым почитанием относилась к чудотворному образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери придала ей силы в период эпидемии оспы, которая разразилась в 1768 году. Известно, что императрица одна из первых сделала прививку от этой страшной болезни себе и наследнику престола, подав тем самым пример остальным.

Он был очень важен, так как прививки в те годы являлись новшеством и были встречены в обществе со страхом и непониманием. Перед тем как решиться на подобный шаг, Екатерина II приехала в домовую церковь царевны Натальи. Молитва иконе «Всех скорбящих радость» вселила в неё уверенность. В результате прививки, сделанные по её примеру, спасли жизнь сотням людей. В знак благодарности вскоре был сделан новый, ещё более богатый оклад иконы.

В период царствования её внука Александра I домовая церковь на Шпалерной была полностью перестроена по проекту архитектора Л. Руска, для иконы создали особую нишу с правой стороны от иконостаса. К этому периоду относится создание нового, третьего по счёту оклада для иконы.

Он был выполнен с необыкновенной щедростью. На его изготовление пошло почти семь килограмм золота. Кроме того, для украшения были использованы в большом количестве драгоценные камни. Фото с литографии иконы, сделанной в 1862 году, можно увидеть в этой статье. В оклад были помещены также частицы мощей многих святых. После торжественного освящения, которое было совершено митрополитом Григорием (Постниковым), оклад занял своё место.

Три списка с иконы

Надо также отметить, что в храме на Шпалерной кроме иконы, о которой идёт речь, находились ещё три сделанные с неё списка, однако они считаются утерянными. Известно только, что один из них практически не отличался по своим иконографическим особенностям от того, что привезла Наталья Алексеевна. Украшал его драгоценный оклад. В 1847 году икона была передана в собственность Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, а её место заняла копия, выполненная живописцем П.М. Шамшиным.

О двух других списках известно, что они имели свои иконографические особенности. В их композицию были включены фигуры страждущих, что говорит об их более позднем написании. Живописная манера, в которой они были выполнены, более характерна для западной школы. Одна из икон находилась в верху помещения на хорах. Её авторство приписывают известному в то время художнику Ф.А. Бронникову. Другая же была создана специально в честь пятидесятилетнего юбилея перестройки храма. Она написана на медной доске художником И.А. Тюриным.

Несколько позднее была произведена перестройка церкви, и с тех пор она получила название Скорбящинской. Также была известна как Церковь иконы «Всех скорбящих радость». Просуществовала она до 1932 года, когда вместе со многими российскими храмами её закрыли. После этого бесследно исчезла и хранившаяся в ней чудотворная икона – семейная реликвия царевны Натальи.

В Петербурге, в Спасо-Преображенском соборе, есть икона, которую многие считают именно той, утраченной при закрытии храма на Шпалерной. Но это, к сожалению, ошибочное мнение. Старинная литография, сделанная с иконы, принадлежавшей царевне, доказывает их неидентичность. Более вероятно, что в Спасо-Преображенском соборе находится тот чтимый список, который, как известно, хранился в драгоценном окладе рядом с иконой Натальи Алексеевны и был передан в собор после закрытия домовой церкви.

Икона с грошиками

Среди петербургских богородичных икон есть одна по-своему уникальная. Называется она икона «Всех скорбящих радость» с грошиками. Существует предание, что однажды, в середине XIX века, её прибило невскими волнами к берегу рядом с имением купца Куракина. От них икона перешла к купцу Матвееву, который преподнёс её в дар часовне, построенной в честь иконы Тихвинской Божьей Матери в Деревне Клочки вблизи Петербурга. Находилась часовня рядом со знаменитым Петербургским стекольным заводом.

Известность эта икона получила после страшной грозы, разбушевавшейся над городом 23 июля 1888 года. Из документов, оставшихся с той поры, известно, что удар молнии, попавшей в часовню, опалил внутренние стены и находящиеся там иконы. Больше всего пострадала кружка для сбора пожертвований - она оказалась полностью разбитой. Осталась невредимой только находившаяся в часовне икона - дар купца Матвеева. Больше того, разлетевшиеся при ударе молнии монеты непостижимым образом накрепко пристали к поверхности иконы.

Когда после грозы открыли повреждённую часовню, то обнаружили, что образ Богородицы, прикреплённый ранее в углу на шнуре, от сильного удара опустился вниз. Но самым поразительным было то, что лик Божьей Матери, потемневший от времени, сам собой просветлел и обновился. Этому чуду было много свидетелей, молва о нём быстро разнеслась по Петербургу.

Её прославление началось с того, что по повелению правящего архиерея митрополита Исидора (Никольского) начались регулярные молитвенные службы перед иконой. К этому времени относятся и сообщения о первых чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам перед этим вновь обретённым образом. Из записей явствует, что после того как 6 декабря 1890 года была совершена молитва иконе «Всех скорбящих радость», отрок Николай Грачёв 14 лет от роду получил исцеление от эпилепсии. Следующий случай зафиксирован в феврале 1891 года, когда 26-летняя Вера Белоногова, полностью потерявшая вследствие болезни горла способность говорить, вдруг обрела дар речи.

Разрушенный храм «Всех скорбящих радость» (Спб)

Благочестивый император Александр III в 1893 году отслужил молебен перед этой иконой. Через пять лет благодаря пожертвованным им финансовым средствам на специально отведённом участке возвели для неё каменный храм «Всех скорбящих радость». Высился он на набережной Невы. Однако в тридцатые годы его постигла та же участь, что и многие храмы нашей страны - он был снесён. Сейчас о нём напоминает только чудом сохранившаяся часовня.

К счастью, удалось спасти саму чудотворную икону, и теперь она находится также на Невском берегу, в церкви Пресвятой Троицы, которую в народе за её архитектурные особенности называют «Кулич и Пасха». В честь этой иконы установлен особый день празднования - 5 августа. Кстати, своё официальное название Петербургская икона «Всех скорбящих радость» с грошиками получила по личному указанию Патриарха Алексия II в 1998 году. На всех сделанных с неё впоследствии копиях монеты изображались краской.

Списки, прославившиеся чудесами

Известно, что многими чудесами прославились не только иконы, о которых уже упоминалось в данной статье, но и сделанные с них списки. По своему иконографическому типу эти иконы часто повторяют как московскую, так и петербургскую икону. Они находятся в разных концах страны, но предания о явленных ими чудесах становятся всеобщим достоянием.

Следует подробнее на этом остановиться. Самая известная из этих икон - Решнёвская. Её название происходит от села Решнёв, где для неё был специально выстроен храм «Всех скорбящих радость». По преданию, эту икону получила от странствующего монаха благочестивая и богатая помещица - М. Савич. На её средства и был построен храм.

Предание гласит, что в день его освящения свершилось чудо - по молитвам матери получил исцеление отрок, страдавший параличом. Сама эта икона несколько отличается от прочих икон подобного типа. Она почти полностью копирует «Иверскую Богоматерь», тем не менее, среди местных жителей и вообще среди своих почитателей именуется как икона «Всех скорбящих радость». Значение её для верующих состоит в ощущении реальности заступничества и помощи, ниспосылаемых Пресвятой Богородицей.

Списки иконы, прославившиеся в больницах и тюрьмах

Вот уже несколько столетий икона «Всех скорбящих радость» помогает больным, потерявшим всякую надежду на выздоровление. Примером этого является образ, находящийся в больнице, принадлежащей Киево-Печёрской лавре. Предание гласит, что пожертвовал туда икону основатель больницы ― князь Николай Святоша, позже прославленный в лике святых. Далее предание повествует, что больничный сторож не раз становился свидетелем того, как в больницу наведывалась никому не известная женщина, и те больные, к кому она подходила, вскоре выздоравливали. Был там и один монах, страдавший неизлечимой болезнью и готовый уже закончить свой земной путь. И вот однажды над его изголовьем в лунном свете появился отчётливый образ Богородицы. Больной увидел её и вскоре исцелился.

С давних времён в Вологде в тюремной больнице находилась чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Значение её и там оценили. Люди, попавшие по своей вине или в силу обстоятельств за решётку, как никто другой нуждаются в помощи и заступничестве Пресвятой Богородицы. Жители города, почитавшие икону, сделали для неё серебряный с позолотой оклад и выносили на каждый крестный ход. К сожалению, этот чудотворный образ не сохранился до наших дней, бесследно исчезнув в годы революции.

Икона из Воронежа

Воронежская Богословская церковь также известна своей чудотворной иконой. Существует предание, что один из приближённых Петра I, проплывая в лодке по реке Воронежу, отказался причалить к берегу возле храма и поклониться находящейся в нём иконе. Он даже позволил себе весьма дерзостно выразиться по этому поводу. Однако разразившаяся вскоре буря, угрожавшая жизни и самого вельможи, и его свите, заставила его раскаяться в опрометчивых словах и, причалив к берегу, поспешить в храм. После того как он приложился к иконе, буря чудесным образом прекратилась. Эта икона почитается как чудотворная. Существует много свидетельств об исцелениях, происшедших по молитвам перед ней.

Трудно перечислить все чудотворные списки с этой благодатной иконы. Их всегда почитали, для них строили храмы и часовни. Такая часовня «Всех скорбящих радость» была построена в Петербурге в 1915 году. Предназначалась она для помощи психически больным детям и строилась под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. После революции она была закрыта и вновь освящена лишь в 1990 году.

Нельзя не вспомнить и список иконы, находящейся в Тобольске. Сведений о его создании немного, но искусствоведы полагают, что его написание можно отнести к концу XVI века. В храме эта икона была выставлена в драгоценном окладе и украшена многочисленными кольцами, крестами и привесами, пожертвованными прихожанами по случаю дарований помощи по молитвам. Характерно, что в особом почёте она была у городских купцов, среди них считалось залогом удачной коммерции пронести её по торговым рядам. К сожалению, эта икона не сохранилась до наших дней. Как и многие другие, она пропала в период революции.

Многие верующие люди в своих домашних собраниях имеют этот замечательный образ. Иконы в квартире всегда создают особую атмосферу. Даже люди, не отождествляющие себя с религией, ощущают исходящую от них благодатную энергию. Она действует независимо от нашего восприятия. Но если сердце человека согрето верой в Бога, то иконы становятся по истине чудотворными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: