Как подтвердить ндс 0 при международной перевозке. Экспортный ндс в россии при международных перевозках

Экспортный НДС при международных перевозках товаров, в том числе по транспортно-экспедиционным услугам, начисляется по ставке 0%. Нужно учитывать нюансы, касающиеся возможности эту ставку применить.

Международной перевозкой считается перемещение груза различными типами транспорта между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории РФ, а другой - вне ее пределов (ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка НДС применяется, в частности, к транспортно-экспедиционным услугам, которые оказываются российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Экспортный НДС при международных перевозках: условия нулевой ставки

Товар может перемещаться несколькими видами транспорта поочередно. Например, груз перевозится по железной дороге от начального пункта в РФ до морского порта, затем - морским судном до пункта назначения в иностранном государстве. При этом перевозчик не является российским перевозчиком на железнодорожном транспорте - для них правила установлены подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ. В такой ситуации нужно определить, применить ли экспортный НДС при международных перевозках по ставке 0% к перевозке от пункта отправления до пункта перегрузки на другой вид транспорта.

Прежде практиковалось использование разной ставки налога. К услугам, оказанным на участке от российского пункта перегрузки до зарубежного пункта назначения, применялась ставка НДС 0%, а перевозка между пунктами в РФ облагалась НДС по ставке 18% (письмо Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-07-15/72). Сейчас вся международная перевозка несколькими видами транспорта определяется как единый путь и облагается нулевой ставкой НДС (письмо Минфина России от 10 сентября 2015 г. № 03-03-06/52225).

Эта позиция выработана и судами. Пункты отправления и назначения товаров должны определяться исходя из цели перевозки (в том числе в непрямом международном сообщении), а не на основании того, на каком промежутке пути товара оказаны услуги (решение арбитражного суда Краснодарского края от 11 сентября 2014 г. № А32-18258/2014).

Однако нулевую ставку НДС не всегда можно применить к транспортным услугам. Так, арбитражный суд Москвы в постановлении от 31 августа 2015 г. № А40-104334/2014 сделал вывод, что нулевая ставка НДС не применима к посредническим услугам, оказываемым по агентским договорам - это не предусмотрено подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Значит, даже если эти услуги оказываются в отношении экспортируемых товаров, они облагаются НДС по ставке 18%, по правилам пункта 3 статьи 164 НК РФ. И в счетах-фактурах, которые агент выставляет принципалу за оказанные посреднические услуги, нужно указывать ставку НДС 18%.

Итак, применение нулевой ставки НДС к транспортно-экспедиционным услугам зависит от выполнения нескольких условий:

Услуги оказаны по договору транспортной экспедиции, который соответствует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности;

Услуги оказаны в рамках международной перевозки (п. 2.1 ст. 164 НК РФ);

Услуги поименованы в закрытом перечне, который содержится в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ (письма Минфина России от 3 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/14918, от 21 апреля 2014 г. № 03-07-08/18346).

Транспортно-экспедиционные услуги в международных перевозках облагаются НДС по ставке 0% вне зависимости от того, под какую таможенную процедуру помещается вывозимый товар (письмо Минфина России 19 августа 2011 г. № 03-07-08/266). Не имеет значения и количество перевозчиков или применяемые ими ставки НДС (письма Минфина России 1 февраля 2013 г. № 03-07-08/2075, от 1 июня 2012 г. № 03-07-15/57).

Экспортный НДС при международных перевозках: виды услуг

Нулевая ставка НДС применяется и тогда, когда договор транспортной экспедиции предусматривает оказание отдельных услуг из перечня. Такая точка зрения доведена письмом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15169. В этом же документе отмечено, что НК РФ не содержит критериев отнесения услуг к транспортно-экспедиционным. Поэтому организациям рекомендуется руководствоваться национальным стандартом ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские" (утв. приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст).

Виды транспортно-экспедиционных услуг для применения ставки НДС 0%

Участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;

- оформление документов;

- прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов;

- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;

- информационные услуги;

- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;

- услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;

- услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;

- разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

- розыск груза после истечения срока доставки;

- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;

- перемаркировка грузов;

- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;

- обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Экспортный НДС при международных перевозках: тип договора

Существует некоторая несогласованность по поводу типа договора при оказании транспортно-экспедиционных услуг в рамках международной перевозки.

В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 сказано, что нулевую ставку налога можно применять вне зависимости от того, «выступает ли организатором сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо». Получается, что не имеет значения, в рамках какого-именно договора - транспортной экспедиции или иного - оказываются соответствующие услуги.

В письме Минфина России от 17 октября 2014 г. № 03-07-08/52436 ведомство согласилось с положениями пункта 18 Постановления ВАС РФ № 33. Однако из разъяснений, выпущенных Минфином только в 2015 году, следует другая позицияВедомство пришло к выводу, что к транспортно-экспедиционным услугам, которые оказаны в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, нулевая ставка НДС не применяется (письма Минфина России от 29 апреля 2015 г. № 03-07-08/24723; от 25 ноября 2015 г. № 03-07-08/68448).

Суды принимают сторону компаний. Они обращают внимание прежде всего на характер и содержание услуг, их связь с процессом перевозки экспортных грузов, а не на форму договоров (постановления ФАС Северо-Западного округа от 28 сентября 2012 г. № А56-66844/2011, ФАС Центрального округа от 12 февраля 2014 г. № А14-2497/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2014 г. № А32-37070/201).

Экспортный НДС при международных перевозках: отказ от ставки 0%

Счета-фактуры по экспортным операциям выставляются не «без НДС», а с указанием ставки налога 0%. Порядок подтверждения обоснованности применения этой ставки при международной перевозке закреплен в пункте 3.1 статьи 165 НК РФ. Документы, перечисленные в этой статье, нужно представить в ИФНС в течение 180 дней с даты проставления таможенным органом отметки о вывозе товаров.

Применять ставку НДС 18% к экспортным операциям недопустимо - так считают налоговики, так же высказываются и судьи (Определение ВС РФ от 20 февраля 2015 г. № А33-3050/2013, письмо ФНС России от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693). Налоговая ставка по НДС, в том числе нулевая, считается обязательным элементом налогообложения. Поэтому налогоплательщик не может изменить ее размер в большую или меньшую сторону, или отказаться от ее применения. Иначе говоря, перевозчик не вправе выставить отправителю груза счет-фактуру с НДС по ставке 18%, даже если он не намерен собирать пакет документов для подтверждения экспорта и готов уплатить налог.

Налогоплательщик подтверждает нулевую ставку не позднее 180 дней (абз. 6 п. 9 ст. 165 НК РФ), и в этот срок нужно уложиться. Однако никто не запрещает сделать это раньше. Если возникли сомнения по поводу подтверждения нулевой ставки, то не обязательно выжидать 180 дней. Можно начислить налог по ставке 18% за счет собственных средств на дату отгрузки товара (при этом контрагенту предъявить счет-фактуру с нулевой ставкой, в том числе в рамках сделок с партнерами из стран - участников договора о ЕАЭС). По истечении квартала, когда товары реализованы на экспорт, нужно представить в инспекцию уточненную налоговую декларацию, заполнив раздел 6 (расчет сумм налога по неподтвержденным экспортным операциям).

Впрочем, подать декларацию можно и в любом из кварталов в течении трех лет. Именно в течение такого срока можно воспользоваться правом на вычет налога после окончания периода, когда произошла экспортная операция (п. 2 ст. 173 НК РФ; письмо Минфина России от 3 февраля 2015 г. № 03-07-08/4181). В Определении от 24 марта 2015 г. № 540-О судьи отметили, что налогоплательщик может представить декларацию в пределах этого срока. И статья 81 НК РФ не препятствует подаче «уточненки» за прошлые налоговые периоды в любое время с учетом трехлетнего срока (в том числе до завершения текущего налогового периода).

Если есть основания считать, что подтвердить экспорт документально не получится, то НДС, начисленный из-за неподтвержденного экспорта, можно учесть в расходах по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 27 июля 2015 г. № 03-03-06/1/42961, постановление Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2013 г. № 15047/12). Но в общем случае у налогоплательщика есть 3 года, чтобы собрать «экспортный пакет», подтвердить нулевую ставку и возместить налог.

Важно!

С 1 октября 2015 года вместо таможенных деклараций и перевозочных документов в налоговый орган можно представлять их электронные реестры. Передаются реестры в установленном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 15 ст. 165 НК РФ, письмо ФНС России от 29 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/7427). Одновременно сохранено и право компаний представить бумажные документы, что может быть удобно небольшим фирмам.

Под международными перевозками следует понимать перемещение грузов, осуществляемое посредством любого вида транспорта в случае, если такое перемещение имеет международный характер: место отправления и место назначения находятся на территориях разных государств или же само перемещение осуществляется по территории иностранного государства.

2. Чем регулируются международные перевозки

2.1 Международные конвенции
- Железнодорожные перевозки (Конвенция о международных перевозках по железной дороге Берн 1890 год);
- Морские перевозки (Брюссельская конвенция 1924 год),
- Авиаперевозки (Варшавская конвенция 1929 год);
- Автомобильные перевозки (Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом Женева 1961 год);

2.2 Локальные документы ЕвразЭС
- Таможенный союз Евразийского экономического союзатаможенный союз стран Евразийского экономического союза (Казахстан, Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия). Общим документом для союза является Таможенный кодекс ;
- Налоговый Кодекс РФ ;
- Стандарт ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования»

3. Какую ставку НДС использовать при международных перевозках организациями РФ

Нулевая ставка НДС при международных перевозках предусматривается для ряда услуг (полный перечень в п. 1 ст. 164 НК РФ), в том, числе:
- услуг по международной перевозке товаров различным транспортом, при которых пункт назначения или отправления расположен за пределами РФ;
- транспортно-экспедиционных услуг (их классификация в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования», утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст), оказываемых россиийскими организациями и ИП на основании договора транспортной экспедиции
Если услуга не входит в перечень п. 1 ст. 164 НК РФ, то она облагается по ставке 18%.

Важно! Если Вы желаете применять ставку 0%, указывайте верный предмет договора: транспортно-экспедиционные услуги или услуги по международной перевозке.

4. Какие документы нужно подать для подтверждения нулевой ставки НДС по международным перевозкам

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС по таким услугам в ИФНС вместе с декларацией необходимо будет предоставить документы:

4.1 контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг
4.2 копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации)

Бывают ситуации, когда груз перевозится несколькими видами транспорта. Например, по территории России товар перевозится по железной дороге, а затем другой перевозчик доставляет товар морским транспортом до пункта назначения в иностранном государстве. Можно ли в такой ситуации применять нулевую ставку НДС разъясняет Минфин России в своем письме от 02.08.11 № 03-07-15/72 . По мнению чиновников, право на нулевую ставку НДС есть только у второго перевозчика в отношении услуг, оказанных на участке от пункта перегрузки товаров до конечного пункта назначения.

Полная процедура подтверждения НДС см. в статье "Сроки возмещения НДС при общем порядке ".

Итоги

Международные перевозки регулируются международными конвенциями и локальными документами страны отправления. Документ, регулирующий ставку НДС 0% - Налоговый Кодекс РФ. Для ее подтверждения нужны два вида документов - контракт с верно указанным предметом деятельности и копии документов, подтверждающие вывоз товаров. Пунктом назначения товаров должен быть расположен за пределами территории РФ. На разного рода нештатные ситуации существуют разъяснения Минфина и судебная практика.

Фирммейкер, июль 2017
Анна Лукша
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Международными являются перевозки, при которых пункт отправления или назначения находится за пределами РФ. Такие перевозки облагаются НДС по ставке 0% пп. 2.1 , 9 п. 1 ст. 164 НК РФ .

Нулевую ставку НДС нужно подтвердить, для чего понадобится следующий комплект документов п. 3.1 ст. 165 НК РФ :

копия контракта на перевозку;

копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих вывоз или ввоз грузов в РФ. Виды таких документов и требования к их содержанию (оформлению) указаны в п. 3.1 ст. 165 НК РФ и зависят от того, какой транспорт используется при перевозке Письмо ФНС от 12.12.2016 N СД-4-3/23716@ .

При вывозе товаров из РФ в страны, не входящие в ЕАЭС , или ввозе в РФ товаров из таких стран в транспортных документах должны быть отметки таможни. При перевозках в пределах стран ЕАЭС отметки таможни в транспортных документах не нужны, но в них должно быть указано место разгрузки (назначения) или погрузки (отправления), находящееся за пределами РФ.

Подтверждающие документы нужно собрать не позднее 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенным органом на транспортных (товаросопроводительных) документах, а при вывозе (ввозе) товаров из ЕАЭС - с даты оформления этих документов п. 9 ст. 165 НК РФ .

Представить подтверждающие документы в ИФНС нужно одновременно с декларацией за квартал, в котором они собраны п. 10 ст. 165 НК РФ, Письма Минфина от 15.02.2013 N 03-07-08/4169 , от 29.08.2013 N 03-07-08/35581 .

Если вы не подтвердите нулевую ставку, то со стоимости международной перевозки нужно исчислить НДС по ставке 18% п. 9 ст. 165 НК РФ, Письмо Минфина от 25.11.2015 N 03-07-08/68471 . Налог отражается в уточненной декларации за квартал, в котором были оказаны услуги перевозки пп. 1 п. 1 , п. 9 ст. 167 НК РФ .

"Входной" НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для международной перевозки, можно принимать к вычету п. 3 ст. 172 НК РФ :

если документы, подтверждающие ставку 0%, собраны в срок - в декларации за квартал, когда собраны эти документы;

если документы не собраны в срок - в уточненной декларации по НДС, в которой налог по услугам международной перевозки исчислен по ставке 18%. Если впоследствии вы соберете подтверждающие документы, то уплаченный по ставке 18% НДС можно принять к вычету в декларации за квартал, в котором документы собраны п. 10 ст. 171 , п. 3 ст. 172 НК РФ . В этой же декларации вы восстановите НДС, принятый к вычету по товарам (работам, услугам), использованным для ранее не подтвержденных перевозок, и снова примете его к вычету п. 9 ст. 167 , п. 3 ст. 172 НК РФ .

Не являются международными перевозки, при которых и пункт отправления, и пункт назначения находятся за пределами РФ (но не в странах ЕАЭС). Такие перевозки вообще не облагаются НДС

По какой ставке НДС 0% или 18% подлежат налогообложению транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ)?Клиент поручает по договору транспортной экспедиции организовать ТЭУ по перевозке груза в контейнерах по маршруту: из г. Тольятти до порта в Санкт-Петербурге по железной дороге с дальнейшей отправкой на морском судне в Индию.Для выполнения услуг привлекаем третье лицо-перевозчика по РЖД.С грузом изТольятти следует декларация на товары с отметкой Самарской таможни «Выпуск разрешен», в которой отражен отправитель в Тольятти, получатель Индия, страна отправления Россия, страна назначения Индия.В железнодорожных квитанциях отражена станция отправления Тольятти КБШ ЖД - станция назначения АВТОВО Окт. ЖД для отправки в Индию; проставлены отметки Самарской таможни «Выпуск разрешен»,Когда груз приходит в морской порт Санкт-Петербурга, там оформляется поручение на отгрузку, в котором присутствует отметка Балтийской таможни «Погрузка разрешена» и отметка линии - морского перевозчика о приеме груза к морской перевозке, с дальнейшим оформлением коносамента.Можно ли данную перевозку отнести к международной смешанного типа с использованием нескольких видов транспорта и применить ставку НДС 0% при оказании таких ТЭУ? Если же она не является международной в силу того, что ж/д перевозка осуществляется только по территории России одним налогоплательщиком, а оплату морской перевозки будет осуществлять другой налогоплательщик (п. 1 Письма Минфина РФ от 02.08.11 №03-07-15/72), то на каком тогда этапе она будет считается международной?Опубликовано в журнале "Бухгалтерские вести" №5 от 12 февраля 2013 года

Отвечает Лилия Терентьева, ведущий аудитор Аудиторско-консалтинговой группы «БАНКО», к. э. н., www.bankoaudit.ru

Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ при реализации услуг по международной перевозке товаров налогообложение производится по налоговой ставке 0%.

При этом международными признаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения указанного подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

Отмечаем, что позиция Минфина РФ, представленная в Письме от 02.08.11 №03-07-15/72, несколько устарела.

В настоящее время налоговые органы руководствуются Письмом ФНС России от 20.06.12 №ЕД-4-3/10120@ (вместе с Письмом Минфина РФ от 21.05.12 №03-07-15/49), согласно которому:

«транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров в смешанном сообщении с использованием нескольких видов транспорта от пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного на территории иностранного государства, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов.

В случае, если в рамках указанного договора транспортной экспедиции, помимо вышеназванных услуг, оказываются услуги, не поименованные в вышеуказанном подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также не предусмотренные в иных подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, данные услуги подлежат налогообложению НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.

Что касается транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых в отношении товаров, перемещаемых, в том числе железнодорожным транспортом, между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации (от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до морского порта или пограничной станции, через которые товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации), оказываемых российской организацией на основании договора транспортной экспедиции, не предусматривающего организацию международной перевозки, то такие услуги также подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18 процентов.»

Аналогичное мнение было высказано в Письме Минфина РФ от 22.12.11 №03-07-08/354.

В Письмах Минфина РФ от 01.06.12 №03-07-15/57, от 08.02.12 №03-07-13/01-06 высказано мнение, что при организации международной перевозки российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги, полежит налогообложению НДС по ставке 0% независимо от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по транспортировке, и применяемой ими ставки НДС.

Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги по договору транспортной экспедиции, предусматривающему организацию перевозки груза из Тольятти до Индии (через порт Санкт-Петербурга), можно отнести к международной перевозке и применить ставку НДС 0% на основании подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

экспедиционные услуги (ТЭУ)?

перегрузке груза, пришедшего из Японии в морской порт Санкт-Петербурга с дальнейшей отправкой по железной дороге по территории РФ.

Для выполнения услуг по перегрузке привлекаем третье лицо.

С грузом из Японии следует коносамент с получателем в г. Москва. Отметка Балтийской таможни «Выпуск разрешен» присутствует на коносаменте и декларации на товары.

При дальнейшей отправке груза со станции отправления Новый порт ОКТ ЖД до станций назначения на территории России согласно поручений получателя, в ж/д накладных имеются особые отметки с указанием «ИМПОРТ, груз прибыл водным путем, страна Япония и название теплохода, на котором груз прибыл в порт».

Можно ли данную перевозку отнести к международной и применить ставку НДС 0%?

Согласно абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст.164 Налогового кодекса РФ, введенному Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 245-ФЗ и вступившему в силу 01.10.11:

«Положения настоящего подпункта распространяются также и на услуги, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации;».

В абз. 4 и 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ поименованы следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

Таким образом, с 01.10.11 услуги по организации и осуществлению перевозок железнодорожным транспортом между пунктами, расположенными на территории РФ, если один из них является пунктом прибытия товара в РФ, а другой – пунктом назначения товаров, облагаются НДС по ставке 0%.

Аналогичное разъяснение содержится в Письме Минфина РФ от 28.03.12 №03-07-08/90:

«Что касается налогообложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией в рамках договора транспортной экспедиции при организации перевозки товаров по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, то указанные услуги на основании п. 3 ст. 164 Кодекса облагаются этим налогом по ставке 18 процентов, за исключением услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации, которые согласно положениям абз. 7 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению по ставке 0 процентов.»

В части работ по перегрузке груза с судна в железнодорожный транспорт необходимо отметить следующее.

Согласно абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ в целях ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам, в числе прочего, относятся «погрузочно-разгрузочные и складские услуги».

Таким образом, данные услуги можно также отнести к услугам, облагаемым НДС по ставке 0%, при условии, что они будут оказываться в рамках одного договора транспортной экспедиции.

При этом отмечаем, что контролирующие органы обращают особое внимание на оформление договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

Например, как указано в п. 2 Письма Минфина РФ от 02.08.11 №03-07-15/72, договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям гл. 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30.06.03 №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а услуги, включенные в перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30.12.04 №148-ст.

Таким образом, услуги по организации и осуществлению перевозки грузов железнодорожным транспортом от места прибытия товара (морского порта Санкт-Петербурга) до станции его назначения можно отнести к услугам, облагаемым НДС по ставке 0%, на основании абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

По какой ставке НДС 0% или 18% подлежат налогообложению транспортно- экспедиционные услуги (ТЭУ)?

Клиент поручает по договору транспортной экспедиции организовать ТЭУ по перевозке груза в контейнерах, пришедших на морском судне из Кореи в морской порт Санкт-Петербурга с дальнейшей отправкой по железной дороге до г. Тольятти.

Можно ли данную перевозку отнести к международной смешанного типа с использованием нескольких видов транспорта и применить ставку НДС 0% при оказании таких ТЭУ?

Как уже рассматривалось выше, согласно абз. 7 пп.2.1 п. 1 ст.164 НК РФ, введенного Федеральным законом от 19.07.11 №245-ФЗ:

«Положения настоящего подпункта распространяются также и на услуги, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации».

Таким образом, применение ставки НДС в размере 0% распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ.

На все остальные случаи, в т.ч. в случае осуществления перевозки от места прибытия товаров на территорию РФ до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ, с использованием других видов транспорта, отличных от железнодорожного, положения абз. 7 пп.2.1 п. 1 ст.164 НК РФ не распространяются, соответственно, ставка НДС в размере 0% не применяется.

Например, при международной перевозке товар перевозится тремя видами транспорта:

Морским судном из Кореи до порта Санкт-Петербурга,

Железнодорожным транспортом от порта Санкт-Петербурга до ж/д ст. г.Тольятти

Автотранспортом от ж/д г. Тольятти до территории организации.

В нашем примере ставка НДС в размере 0% применяется только в отношении перевозки товара морским судном из Кореи до порта Санкт-Петербурга и железнодорожным транспортом от порта до ж/д ст. г.Тольятти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: