Дожди идут и на других планетах. Кислотные осадки: аномальные дожди Дожди из серной кислоты на планете

Ч. 1
Викторина "Космонавтика"


. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
7. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
8. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл»)
9. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер»)
10. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
11. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)
12. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега»)
13. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)
14. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
15. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)
16. Что такое астероиды? (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)
17. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)
18. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)
19. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)
20. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)
21. В чем различие звезды и планеты? (Звезда – самосветящийся раскаленный газовый шар, планета – темное тело, отражающее свет звезды.)
22. Чем отличается телескоп – рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив – линза, у рефлектора – зеркало.)
23. Кем открыты законы движения планет? (Иоганом Кеплером.)
24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)
25. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем? (Академик Сергей Павлович Королев.)
26. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит? (Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.)
27. Назовите Галилеевы спутники Юпитера. (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.)
28. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)
29. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца. (Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)
30. К какому типу галактик относится наша звездная система? (К спиральным.)
31. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится? (БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.)
32. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)
33. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)
34. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)
35. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)
36. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды? (В последней четверти.)
37. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)
38. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота? (Олимп. Около 25 км.)
39. Как делятся метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)
40. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза? (Зеленый, около 5500 А.)
41. Кто впервые измерил скорость света? (Майкельсон.)
42. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере? (20–25 км.)
43. Что такое гномон? (Древнейший прибор для определения времени.)
44. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности? (По перемещению за несколько часов.)
45. В какой популярной книге какого писателя описано путешествие на Марс? (А. Толстой «Аэлита», Э. Берроуз «Марсианские хроники».)
46. Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.)
47. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)
48. Чьи это слова: «Я верю, что многие из нас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия»? (К.Э. Циолковский).
49. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг? (Не более двух, так как на Луне вес такого груза составит не более 40 кг.)
50. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько (отсутствие кислорода).)
51. Космический спутник летит прямым курсом из Москвы и пролетает над Северным полюсом. В какую сторону света летит ракета? (Все направления над Северным полюсом южные, следовательно, спутник летит на юг.)
52. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом? (Зимой, в это время Земля находится в перигемии.)
53. В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе? (Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется)
54. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?(Явление «белых ночей».)
55. Где сегодня день равен ночи? (Сегодня и всегда на экваторе.)
56. Где на земле бывают самый длинный день и самая короткая ночь? (На Южном и Северном полушариях.)
57. В каком созвездии находится полярная звезда? (Большая Медведица.)
58. Назовите самую яркую звезду неба? (Сириус в созвездии Гончих псов.)

Тема: "Путь в космос"
Цель: расширить знания учащихся о космосе.
Реквизиты: книги о космосе, рисунки и рефераты учащихся, высказывания о космосе, портреты космонавтов.
Для проведения классного часа необходимо класс разбить на команды, дать тематику вопросов. Команды должны придумать название своей команды, эмблему, девиз, приготовить сценку, связанную с космосом.
Конкурсы оценивает жюри.
1. Звучит песня "Земля в иллюминаторе”.
2. Ведущий: Наш классный час посвящен дню космонавтики. 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества. В этот день был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин Советского Союза Ю.А. Гагарин. Облетев Землю и пробыв в полете 108 минут, космонавт вернулся не землю. Прошло много лет, и сейчас космонавты находятся в космосе многие месяцы.
3. Ученик читает стихотворение С.Михалкова "Посланец Земли”.
4. Ведущий: Для проведения классного часа мы разбились на команды. Вам было дано задание придумать название своей команды, у каждой команды должен быть девиз и эмблема.
Команды представляются, жюри оценивает каждый конкурс.
5. Ведущий: Предлагаю вам разгадать космический кроссворд (каждой команде свое задание или всем одинаковое, ответы проверить).
Вопросы для кроссворда:
1. Древнегреческий астроном, который в 280 году до нашей эры предположил, что Солнце, а не Земля является центром Солнечной системы.
2. Итальянский ученый XVII века, сторонник учения Коперника, утверждавший, что Вселенная бесконечна, а Солнце – только одна из звезд. Был сожжен на костре.
3. Итальянский астроном XVI века, с помощью телескопа рассмотрел на луне горы, ущелья и равнины, увидел пятна на Солнце, открыл четыре спутника Юпитера.
4. Древнегреческий математик, в 240 году до нашей эры довольно точно определил размер Земли.
5. Древнегреческий ученый, математически обосновал геоцентрическую систему мира.
6. Древнегреческий философ.
7. Древнегреческий географ и историк, автор "Географии” в 17 книгах.
8. Польский астроном и математик, автор геоцентрической системы мира.
9. Адмирал, возглавивший первую кругосветную экспедицию.
6. Ведущий: Представьте себе такую ситуацию: вы с товарищами находитесь в открытом космосе, и вдруг произошла разгерметезация, и вам срочно нужно перебраться по запасному люку в запасной отсек. Предлагаю вам без спешки и суеты (иначе можете погибнуть вы и ваши товарищи) перебраться по запасному люку (мальчики – под стульями, девочки – по стульям, стоящими в ряд, перебираются в запасной отсек).
7. Ведущий: А сейчас мы с вами проведем космический экзамен-викторину. Вам дается время подготовиться. Мы ждем ваших ответов. После подготовки один из членов жюри может по очереди задавать вопросы командам.
Вопросы для викторины:
1. Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело? Например: газовая оболочка Земли, смесь в основном кислорода и азота (атмосфера).
2. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур).
3. Одна из 9 планет Солнечной системы. В древней мифологии мать Амура, богиня любовной страсти (Венера).
4. При возвращении на Землю космический корабль врывается в плотные слои атмосферы с большой скоростью. Что происходит с поверхностью корабля? (Поверхность корабля вследствие трения об атмосферу раскаляется).
5. Кто сказал слова: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
6. Наш соотечественник, основоположник теоретической космонавтики. (Циолковский).
7. Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью показывают одно и тоже время: 10 часов 31 минута (в этот миг оборвалась жизнь Ю. А. Гагарина).
8. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года)
9. Ф.И.О. главного конструктора первых советских космических ракет (Сергей Павлович Королев).
10. Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты (космодром).
11. Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит радиотехническую подготовку, различного рода испытания и тренировки (космонавт).
12. Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась… (кто?), которая не вернулась из космоса (Лайка).
13. Назовите летчика-космонавта, возглавлявшего советский экипаж корабля "Союз-19”, принимавшего участие в совместном полете с американским кораблем по программе "Союз-Аполлон”. Во время полета впервые он вышел из корабля и удалился от него на 5 метров (А. А. Леонов).
14. Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной (Луна).
15. Одна из планет Солнечной системы, похожая на Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной силы, в мифологии – является богом войны (Марс).
16. Это ближайшая к Солнцу планета, температура поверхности на теневой стороне –185 градусов, на солнечной +510 градусов, в мифологии – бог торговли (Меркурий).
17. Единственная планета с сильным собственным радиоизлучением, в мифологии – бог дневного света, грозы (Юпитер).
18. Назовите планеты Солнечной системы.
8. Ведущий: Давайте немного отдохнем, т.е. устроим космический привал. А так как на привале полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы с вами не будем отклоняться от этого правила. Я вам предлагаю съесть яблоко, только оно находится в состоянии невесомости. В конкурсе участвует вся команда. (Один из участников стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к которой привязано яблоко; все остальные должны его съесть).
9. Ведущий: Продолжаем наш конкурс и сейчас мы проведем конкурс капитанов. Капитанам предлагается отрывок из жизни знаменитых людей, и они должны догадаться о ком идет речь.
Вопросы для капитанов.
1. Это первый человек, взглянувший на небо в увеличительную оптическую трубу – телескоп. Его открытия потрясли современников. Ему удалось первому различить темные пятна на Солнце. Под страхом пыток ученого заставили отречься от своих взглядов, до конца жизни был посажен под домашний арест. (Г.Галилей)
2. Этому человеку поставлен памятник в городе Риме. Юношей он учился в монастырской школе, вынужден был скрываться от инквизиции, скитаясь по странам, но все-таки был схвачен, брошен в тюрьму. Его жестоко пытали и казнили, т.к. он не отрекся от своих взглядов. (Дж. Бруно)
3. Этот ученый родился в Польше в семье зажиточного купца. Свою теорию о вращении Земли создавал 30 лет, заложил основы современной астрономии. На пьедестале памятника, установленного ему в Варшаве, высечены слова: "Он остановил Солнце и сдвинул Землю”. (Н. Коперник)
10. Ведущий: Переходим к домашнему заданию. (Команды показывают сценки, связанные с космосом).
Сценка для первой команды:
Участвуют: мальчик и девочка.
Д: Куда это ты собрался?
М: Человек впервые за много веков оторвался от Земли. Открылась новая космическая эра. Все – в космос! На Земле остаются одни дураки!
Д: Да ты соображаешь, что ты говоришь?
М: Вполне.
Д: Трепач, барон Мюнхгаузен.
М: Сама ты баронесса! Я с тобой вообще разговаривать не желаю. Что ты понимаешь в космических проблемах?! Темнота! Во все времена истории всякие мракобесы травили великих ученых и считали их сумасшедшими. Джардано Бруно, Коперник, Галилей…
Д: Фи!
М: Да, фи. Собаки и то летают в космос, а я не могу? Что ж я, по-вашему, хуже собак, что ли?
Д: Хуже? Собаки хоть ученые, а ты по математике и то кое-как на "3” вытянул!
М: Подумаешь математика. Ерунда. Я и без вашей математики до такого додумался, что вам и не снилось!
Я размышлял 4 дня
Луна…Луна? Луна!
В уме родилась у меня
Теория одна
Луна находится сейчас
В космической дали
Но ведь она оторвалась
Когда-то от Земли…
Вполне научен этот факт,
Не я его открыл
А раз она оторвалась,
Была куском Земли,
На том куске в тот час как раз
И люди быть могли
Логичен вывод мой вполне
И, стало быть, живет
На нашей спутнице Луне
Нам родственный народ!
Д: Слушай, то, что ты выдумываешь все время это хорошо. Только для настоящего исследователя этого мало. Ю. Гагарин первый в мире космонавт, а ремесленные на отлично окончил, и техникум, и авиаучилище – все на отлично! И спортом занимался, и интересовался всем. Чтоб в космос улететь на Земле сперва нужно двумя ногами стоять. Потом уж в космос! А ты? Учишься плохо, отрываешься от коллектива, тебе на станцию юных техников ходить надо – там как раз модели космических кораблей строят.
М: Все это ерунда. Я, между прочим, в свой телескоп лунатиков видел.
Д: Да ну!
М: Проверить я себя решил, приблизил я Луну и в тот же миг на ней открыл лунатиков.
Д: Да ну?!
М: Они похожи на людей что жили в старину. У них волос полно везде, как у горилл.
Д: Да ну?!
М: В пещерах каменных живут, не строят города, в лесах лунатики пасут своих коров.
Д: Ну да?!
М: Не в кухне, прямо на кострах готовится еда, и бродят по ночам в горах разбойники.
Д: Ну да?!
М: Ты не дакай. Сама знаешь, что луна – это кусок, который взял и оторвался. И может быть даже в тот момент, когда он отрывался, на том куске находились твои близкие родственники.
Сценка для второй команды:
Участвуют мальчик и две девочки.
1Д: Где - же он?
М: Космический привет!
2Д: Ой, мамочки, кто тебя туда повесил?
М: Я сам повесился.
1Д: Зачем?
М: В интересах науки! Приучаю свой организм к полетам в состоянии невесомости (Управляет воображаемой ракетой). Пи-пи-пи! Пролетаю над Африкой.. Пи-пи-пи! Полет пролетает нормально. Состояние невесомости переношу хорошо. Выхожу на орбиту Луны (Колотит по надетой на голову кастрюле). Б-м-м!
2Д: Что с тобой?
М: Столкновение с метеоритом (колотит по кастрюле).
1Д: Ты разобьешь себе голову.
М: (Колотит, не обращая внимания)
2Д: Может быть, он сошел с ума?
1Д: Ну, что ты, это же просто метеоритный дождь, верно?
М: Дошло?
2Д: Сейчас – же спускайся вниз!
М: Не могу, лечу на третьей космической скорости –12 тыс. км в сек.
1Д: Включить тормозные двигатели!
М: Есть, включить тормозные двигатели! (Брыкает ногами) Д-жжжж!
1Д: Входим в плотные слои атмосферы. Приготовься к посадке.
М: Есть, приготовиться к посадке.
1Д: Открыть парашюты!
М: Есть, открыть парашюты (открыв зонтик – прыгает вниз). Космический корабль благополучно прилунился в заданном районе Луны! Космический привет, дорогие лунатики!
11. Ведущий: Спасибо командам за выступление. Переходим к конкурсу: "А, вы знаете, что…?” (Учащиеся выступают с тремя приготовленными интересными моментами, связанными с космосом.)
12. Встреча с литературными героями. (Эту беседу может провести школьный библиотекарь).
Жюри в это время подводит итоги.
13. Объявляются итоги конкурса.
14. Ведущий: Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравился наш конкурс, и вы многое узнали.

  1. Кто, по древнегреческой легенде, изготовил первую модель небесной сферы? (Кентавр Херон)
    2. Каково происхождение медицинской эмблемы и с каким созвездием это связано? (Асклепий (Эскулап), первый врачеватель, запечатлён в небе в виде созвездия Змееносца. Змею, ядом которой Асклепий воскрешал мёртвых, он держит в руке. Это как бы символ врачевания.)
    3. Какие созвездия в "Зверином круге" не носят названия животных? (Дева, Весы, Водолей, Близнецы. Все остальные, в том числе Рыбы и Рак, действительно относятся к животным.)
    4. Какие созвездия связаны с путешествием аргонавтов за золотым руном? (Овен, Киль, Паруса, Корма (бывшее созвездие Корабль Арго), Близнецы (участвовали в походе аргонавтов.))
    5. Какие созвездия зимнего неба никогда не появляются вместе? (Скорпион и Орион. Когда показывается один, другой скрывается за горизонтом.)
. Я - приставка дворянина
В некой западной стране;
И ещё одно во мне:
Над землею в вышине
Необъятная картина
(Исключая букву "О").
Узнаёшь ли ты его?
(Денеб)

2. Есть звезда в созвездье Дева.


Букву "с" сперва поставь,
А потом, считая слева,
К ней оружие прибавь.
(Казаки его в войне
Применяли на коне).
(Спика)

3. Первый слог мой есть везде,


Где чего-то кто-то против:
И второй мог слог найдёте -
Бог войны я в той звезде.
(Антарес)

4. И перец, и жвачки забытой листочек -


Начальная часть (подбери вариант);
Без буквы последней горячий источник -
Вторая. А вместе - звезда-сверхгигант.
(Бетельгейзе)

5. Я - сверхгигант, но всё во мне


Противно всяческой войне.
Хочу я только одного,
Узнайте всё-таки - чего?
(Мира)

6. Первый слог певучий очень,


Он как скрипка (со смычком),
А второй - он вкусен, сочен -
Ирный корень. Не знаком?
То растение узнаешь -
И меня ты угадаешь.
(Альтаир)

7. Первый слог - одна вторая;


Горький овощ - слог второй;
С буквой "С" звезду узнаешь.
Это греческий герой.
(Поллукс)

8. Первый слог - вторая нота;


Шум протяжный - слог второй.
Ну, а в целом это что-то
Называется звездой.
(Регул)

9. Я - страна без буквы "Я"


В малой Азии. Мне пара -
Украшение гусара -
(В нём вторая часть моя).
Я - ярчайшая звезда.
(Сириус)

10. Мой первый слог - в стране торосов;


Мой слог второй - игры этап.
И если ты в игре не слаб,
Ты угадаешь, нет вопросов.
(Арктур)

11. Я - предлог, мной предварится


То, о чём заговорят;
Буква "Ц"; затем - частица,
У которой есть заряд.
Я в созвездье Малый Пёс.
Ну, понятен мой вопрос?
(Процион)

12. Далеко не надо ехать.


Есть звезда, связать возьмись
Звук, участвующий в смехе,
И понятие сюрприз.
(Хадар)

13. Енисея я приток


Правый, без сомненья;
Некий труд - второй мой слог -
Чьё-либо творенье.
Композитор и поэт
Их творят, пленяя свет.
(Канопус)

Цели: привлекать детей к изучению истории космонавтики, способствовать развитию познавательных способностей детей, а также умению работать в группе, развитие внимания, воображения, мышления.
Оформление: книжная выставка, портреты космонавтов, коллекция открыток, посвященных космосу.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход мероприятия:
Класс делится на две команды. Каждая команда -экипаж космического корабля. Перед тем, как отправиться в далёкое межпланетное путешествие, нужно проверить знания, которые могут пригодиться вдали от Земли. Капитаны каждой команды бросают кубик, на котором написаны названия тем. Это может сделать и представитель одной из команд. Игрок может ответить на вопрос самостоятельно или обратиться за помощью к своей команде. После правильного ответа группа забирает себе карточку с номером вопроса - это его стоимость, т.е. баллы. Если ответ неправильный, карточка остаётся у ведущего. Группы отвечают по очереди.
Космическая мозаика
1. Самое близкое к нам небесное тело. (Луна)
2. Прибор для наблюдения за небесными телами. (Телескоп)
3. Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства. (Метеорит)
4. Как называется космонавт в США? (Астронавт)
5. Как называется оборот спутника вокруг Земли? (Виток)
6. Герой древнегреческой мифологии, который поднялся вместе с сыном Икаром над землёй с помощью сконструированного им же летательного аппарата. (Дедал)
7. Слово, которое произнёс Юрий Гагарин перед стартом. ("Поехали!")
8. Партнёр Ю.Гагарина в его последнем полёте 27 марта 1968 года. (В.Серёгин)
9. Что такое световой год? (Расстояние, которое проходит световой луч за 365 земных суток)
10. Как называется газовая оболочка Земли? (Атмосфера)
11. Как называют человека, который испытывает и эксплуатирует космическую технику в космическом полёте? (Космонавт)
12. Сколько времени длился полёт Юрия Гагарина? (108 минут)
Летательные аппараты
1. Управляемый летательный аппарат с двигателем, легче воздуха. (Дирижабль)
2. Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полётов в атмосфере. (Самолёт)
3. Корпус летательного аппарата называется... (Фюзеляж)
4. Как назывался космический корабль, на котором совершил свой полёт Юрий Гагарин? ("Восток")
5. Название космодрома в Казахстане, с которого был запущен первый в истории искусственный спутник Земли и совершил полёт первый в истории космонавт? ("Байконур")
6. Заданное направление для самолёта или ракеты. (Курс)
7. Линия, которую описывает в пространстве летящая ракета или небесное тело. (Траектория)
8. Назовите космические корабли СССР и России. ("Восход", "Союз", "Салют", "Восток")
9. Как называется максимальная высота подъёма ракеты, самолёта? (Потолок)
10. Назовите космические корабли США. ("Челенджер", "Колумбия", "Меркурий", "Аполлон")
Живые существа и космос
1. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова)
2. Первый космонавт, который совершил выход в открытый космос в 1965г., он удалился от космического корабля примерно на 5 метров и пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. (Алексей Леонов)
3. Подопытное животное, используемое для изучения условий космического полёта. (Кролик)
4. Первое живое существо, которое в ноябре 1957г. отправилось в космос, но обратно не вернулось. (Собака Лайка)
5. Назовите клички собак, которые побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю. (Белка и Стрелка)
6. Кто первым из живых существ на космическом аппарате 21 сентября 1968 года облетел Луну? (Черепаха)
7. Советский конструктор первых ракетно-космических аппаратов. Под его руководством был проведён первый в СССР пилотируемый полёт. (Сергей Королёв)
8. Назовите имя дублёра Гагарина, самого молодого в истории космонавта. (Герман Титов)
9. Этот учитель из города Калуги в 1912г. впервые в истории предложил использовать ракету для исследований космического пространства и межпланетных полётов. (Константин Циолковский)
10. Какие птенцы родились на первой космической птицеферме? (Птенцы перепёлки)
Планеты Солнечной системы
1. Центральное тело Солнечной системы, шарообразное и раскалённое, состоит из газов. Основной источник энергии на Земле. (Солнце. Температура его поверхности достигает 6000 градусов)
2. Единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. (Земля)
3. Сколько планет входят в Солнечную систему? (9)
4. Самая близкая к Солнцу планета. (Меркурий. Температура на поверхности этой планеты днём +430 градусов, а ночью - +170 градусов)
5. Эту планету иногда называют красной планетой, т.к. большая часть её поверхности имеет красно-оранжевый цвет. (Марс)
6. Вокруг этой планеты имеются огромные кольца из кусков камня, льда и пыли. (Сатурн)
7. Самая удалённая от Солнца планета. (Плутон. Открыта астрономами последней в 1930г.)
8. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер. Диаметр экватора 142700 км)
9. У какой планеты самое длинное время обращения вокруг Солнца? (У Плутона. 247 земных лет)
10. На поверхности какой планеты самая высокая температура? (На Венере, +480 градусов)
Обо всём
1. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)
2. Как называется костюм, который защищает тело космонавта? (Скафандр)
3. Как называют небесное тело, которое всё время кружится вокруг другого? (Спутник. У Земли один единственный спутник - Луна и много искусственных, сделанных руками человека. Сегодня на орбите Земли находится около 300 спутников. Первый спутник был запущен в 1957 году в СССР)
4. Космонавты какой страны первыми и пока единственными были на поверхности Луны? (Космонавты США в 1969 году)
5. Позывной первого космонавта. ("Кедр")
6. Позывной первой женщины-космонавта. ("Чайка")
7. Комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов. (Космодром)
8. Первый самоходный космический летательный аппарат для исследования лунной поверхности. ("Луноход-1", был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года)
9. Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет. (Астроном)
10. Какие катастрофы считаются самыми крупными в истории космонавтики? (Взрыв во время запуска американского космического корабля "Челенджер" в 1986г. унёс жизни 7 астронавтов; катастрофа шатла "Колумбия" во время возвращения на землю в2003г. также унесла жизни 7 астронавтов.)
11. Какому событию приурочено празднование Всемирного дня авиации и космонавтики? (12 апреля 1961г. состоялся первый полёт человека в космос.)
12. Как называется скопление водяных паров в атмосфере? (Облако)
13. Назовите одним словом мир звёзд и галактик. (Вселенная)
14. Чертёж звездного неба. (Карта)
15. Время полного оборота Земли вокруг Солнца. (Год)
16. Как называется замкнутая кривая, по которой одно тело движется вокруг другого: например, Луна вокруг Земли? (Орбита)
17. Что такое "солнечная корона"? (Свечение вокруг Солнца)
Космические задачи
1. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле)
2. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Вспыхнет лишь головка спички, которая в своём составе содержит кислород)
3. Можно ли на поверхности планет Венеры ориентироваться по Солнцу и звёздам? (Нельзя, так как небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)
4. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звёздное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли? Что он может увидеть ещё? (Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землёй и Марсом мало по сравнению с расстоянием до звёзд. А ещё космонавт увидит Землю.)
5. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели или эспандер? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно, так как вес они потеряют, а эспандер можно использовать и в невесомости.)
6. В чём заключается разница между метеором и метеоритом? (Метеор - это атмосферное явление, сгорание космических частиц при вторжении в атмосферу Земли, при котором образуется свечение. Метеориты - это небесные тела, падающие на Землю из межпланетного пространства.)
7. В Древности и в Средние века их появление у людей вызывало тревогу и страх. Считалось, что они предвестники войн, эпидемий и других грозных событий, так как появлялись эти объекты внезапно и были с хвостом. Что это? (Кометы)
8. Сколько весит на Луне 70-килограммовый человек? (Около 12 килограмм. Сила притяжения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле)
9. Представьте себе, что вы оказались на Луне и вам что-то надо сказать друг другу. Как это можно сделать? (При помощи жестов и радио. На Земле звук передаётся через воздух, но на Луне воздуха нет. Поэтому на Луне полная тишина: сколько ни кричи, никто не услышит.)
10. Какова продолжительность дня и ночи на Луне? (День и ночь на Луне длятся по 2 недели)
(По материалам "Классные часы: 6 класс/Авт-сост Л.А.Егорова")
ч. 1

В норме водородный показатель (рН) атмосферных осадков, выпадающих в твёрдом или жидком состоянии, составляет 5,6–5,7. Будучи слабокислым раствором, такая вода не причиняет вреда окружающей среде.

Другое дело – осадки с повышенной кислотностью. Их образование свидетельствует о высоком уровне загрязнения атмосферы и воды рядом окислов. Они считаются аномальными.

Впервые понятие «кислотные дожди» ввёл шотландский химик Роберт Ангус Смит в 1872 году. Сейчас этим термином принято обозначать любые кислые осадки, будь то туман, снег или град.

Причины образования кислотных дождей

В составе нормальных осадков, помимо воды, присутствует угольная кислота. Она является результатом взаимодействия Н2О с углекислым газом. Распространённые компоненты кислотных осадков – слабые растворы азотной и серной кислоты. Изменение состава в сторону понижения рН происходит вследствие взаимодействия атмосферной влаги с окислами азота и серы. Реже окисление осадков происходит под влиянием фторводорода или хлора. В первом случае в составе дождевой воды присутствует плавиковая кислота, во втором – соляная.

  • Природным источником загрязнения атмосферы соединениями серы являются вулканы в период активности. Во время извержения выделяется в основном оксид серы, в меньших количествах сероводород и сульфаты.
  • Серо- и азотосодержащие вещества попадают в атмосферу при гниении растительных остатков и трупов животных.
  • Факторами естественного загрязнения воздуха азотными соединениями являются молнии и грозовые разряды. На них приходится 8 млн тонн кислотообразующих выбросов в год.

Кислотные дожди естественного происхождения – постоянное явление на Венере, так как планета окутана облаками из серной кислоты. Следы ядовитого тумана, разъедающего скалы у кратера Гусева, обнаружены на Марсе. Природные кислотные дожди кардинально меняли облик и доисторической Земли. Так, 252 млн лет назад они стали причиной вымирания 95% биологических видов планеты. В современном же мире главный виновник экологических катастроф – человек, а не природа.

Основные антропогенные факторы, вызывающие образование кислотных дождей:

  • выбросы предприятий металлургии, машиностроения и энергетики;
  • выделение метана при выращивании риса;
  • выхлопы автотранспорта;
  • использование спреев, содержащих хлороводород;
  • сжигание органического топлива (мазута, угля, газа, дров);
  • угольная, газовая и нефтяная добыча;
  • удобрение почв азотсодержащими препаратами;
  • утечка фреона из кондиционеров и холодильников.

Как образуются кислотные осадки?

В 65 случаях из 100 в составе кислотных дождей присутствуют аэрозоли серной и сернистой кислот. Каков механизм формирования таких осадков? Вместе с промышленными выбросами в воздух попадает диоксид серы. Там в ходе фотохимического окисления он частично трансформируется в серный ангидрид, который, в свою очередь, вступив в реакцию с парами воды, превращается в мелкие частицы серной кислоты. Из оставшейся (большей) части диоксида серы образуется сернистая кислота. Постепенно окисляясь от влаги, она становится серной.

В 30% случаев кислотные дожди являются азотными. Осадки, в составе которых преобладают аэрозоли азотистой и азотной кислоты, образуются по такому же принципу, что и серные. Попавшие в атмосферу оксиды азота реагируют с дождевой водой. Образовавшиеся в результате кислоты орошают почву, где распадаются на нитраты и нитриты.

Соляные кислотные дожди – редкость. Например, в США их доля от общего числа аномальных осадков составляет 5%. Источник для формирования таких дождей – хлор. Он попадает в воздух при сжигании отходов или с выбросами химических предприятий. В атмосфере он взаимодействует с метаном. Получившийся в результате хлорводород, реагируя с водой, превращается в соляную кислоту. Кислотный дождь с плавиковой кислотой в составе образуется при растворении в воде фторводорода – вещества, выделяемого предприятиями стекольной и алюминиевой промышленности.

Влияние на людей и экосистемы

Кислотные дожди впервые были зафиксированы учёными в середине прошлого века в Северной Америке и Скандинавии. В конце 70-х годов в местечке Уилинг (США) в течение трёх дней моросило влагой, что была на вкус, как сок лимона. Измерения рН показали: кислотность местных осадков превышает норму в 5 тысяч раз.

По версии Книги рекордов Гиннеса, самый кислый из дождей выпал в 1982 году на американо-канадской границе – в районе Великих озёр. Показатель рН осадков составлял 2,83. Кислотные дожди стали настоящим бедствием для Китая. 80% жидких осадков, выпадающих в Поднебесной, имеют пониженный уровень рН. В 2006 году в стране были зафиксированы рекордно кислые дожди.

Чем опасно такое явление для экосистем? Кислотный дождь негативно влияет, прежде всего, на озёра и реки. Для флоры и фауны водоёмов идеальной является нейтральная среда. Ни щелочная, ни кислая вода не способствуют биоразнообразию. О том, насколько опасны кислотные осадки для жизни в водоёмах, хорошо известно жителям озёрных краёв Шотландии, Канады, США, Скандинавии. Последствиями дождей там стали:

  • утрата рыбных ресурсов;
  • сокращение популяции птиц и животных, обитающих поблизости;
  • интоксикация воды;
  • выщелачивание тяжёлых металлов.

Закисление почв осадками приводит к вымыванию питательных веществ и высвобождению ионов токсичных металлов. Как результат, разрушается корневая система растений, а в камбии накапливаются яды. Кислотный дождь, повреждая хвойные иглы и листовую поверхность, нарушает процесс фотосинтеза. Он способствует ослаблению и замедлению роста растений, вызывает их усыхание и гибель, провоцирует болезни у животных. Влажный воздух с частицами серы и сульфатов опасен для людей, страдающих дыхательными и сердечнососудистыми заболеваниями. Он может вызвать обострение астмы, отёк лёгких, повышает смертность от бронхитов.

Кислая дождевая вода разрушает туф, мрамор, мел и известняк. Из стекла и минеральных стройматериалов она выщелачивает как карбонаты, так и силикаты. Ещё быстрее осадки уничтожают металл: железо покрывается ржавчиной, на поверхности бронзы образуется патина. Проект по защите старинных зданий и скульптур от кислотных дождей действует в Афинах, Венеции, Риме. На грани исчезновения оказался «Большой Будда» в китайском Лэшане.

Впервые кислотные дожди, как негативный экологический фактор, стали предметом обсуждения мирового сообщества в 1972 году. Стокгольмская конференция, участниками которой были представители 20 государств, запустила процесс разработки глобального природоохранного проекта. Следующим важным шагом в борьбе с кислотными осадками стало подписание Киотского протокола (1997), рекомендующего ограничить выбросы в атмосферу.

Сейчас в большинстве стран мира действуют национальные экологические проекты, предполагающие разработку правовой базы для защиты окружающей среды, внедрение очистных сооружений на предприятиях (установка воздушных, вакуумных, электрических фильтров). Для нормализации кислотности водоёмов применяют метод известкования.

Для большинства людей, живущих на нашей планете, нет ничего удивительно в том, что с неба время от времени капает вода. Мы давно привыкли к разнообразным кучевым облакам, формирующимся из водяного пара, а затем обрушивающим на землю и людей дождевые ливни. А вот на других объектах Солнечной системы облака образуются все так же, и дожди выпадаю вовремя, правда, из воды они состоят далеко не всегда.

Каждая из планет обладает своей уникальной атмосферой, обуславливающей уникальную погоду. К примеру, на самой ближайшей к Солнцу планете – Меркурии дождей не бывает никогда. Это обусловлено тем фактором, что атмосфера у планеты настолько разрежена, что ее просто невозможно зафиксировать. Да и откуда там взяться дождям, если дневная температура на поверхности планеты порой достигает 430º по Цельсию.

А вот на Венере постоянно , поскольку облака над этой планетой состоят не из живительной воды, а из смертоносной серной кислоты. Правда, поскольку температура на поверхности третьей по счету планеты достигает 480º по Цельсию, то капли кислоты испаряются раньше, чем долетят к планете. Небо над Венерой пронзают большие и страшные молнии, но света и грохота от них больше, чем дождя.

На Марсе, по мнению ученых, давным-давно природные условия были такими же, как и на Земле, о чем свидетельствуют пересохшие речные русла. Миллиарды лет назад атмосфера над планетой была намного плотнее, и вполне возможно, что обильные дожди наполняли эти реки.

Но сейчас над планетой очень разреженная атмосфера, а фотографии, переданные спутниками-разведчиками, свидетельствуют о том, что поверхность планеты напоминает пустыни юго-запада США или Сухие долины в Антарктиде. Когда часть Марса укутывает зимняя пора, над красной планетой появляются тонкие облака, содержащие двуокись углерода, а иней покрывает мертвые скалы. Ранним утром в долинах бывают такие густые туманы, что кажется, что вот-вот пойдет дождь, но напрасны такие ожидания.

Юпитер сильно отличается от других планет и объектов Солнечной системы, поскольку он является гигантским газовым шаром, вращающимся вокруг своей оси и Солнца. Этот шар почти полностью состоит из гелия и водорода, но не исключено, что глубоко внутри планеты находится маленькое твердое ядро, окутанное океаном из жидкого водорода. Тем не менее, Юпитер со всех сторон окружают цветные полосы облаков. Некоторые из этих облаков состоят даже из воды, но, как правило, в подавляющем большинстве их образуют застывшие кристаллики аммиака. Время от времени над планетой пролетают сильнейшие ураганы и бури, несущие за собой снегопады и дожди из аммиака.

Также ученые определили, что на Сатурне – еще одной громадной планете Солнечной системы, погодные условия такие же, как и на Юпитере. Беспилотному кораблю «Вояджер» удалось зарегистрировать грозу над Сатурном, которая охватывала значительную территорию.

А вот на Титане – одном из самых больших спутников Сатурна, из красноватого цвета облаков выпадают бензиновые дожди (вот туда бы отправить наших автомобилистов заправляться!) либо метановые снежинки, которые, покружившись над поверхностью, погружаются в океан из азота или метана.

Уран также является газовой планетой, покрытой мощной пеленой облаков, состоящих из метана. Такие облака отдаленно напоминают земные грозовые тучи. Не исключено, что из этих туч на планету падают дожди из жидкого метана, испаряясь в слоях атмосферы.

Над Нептуном собираются точно такие же облака из замерзшего метана, а вот на эту планету – ученые пока сказать не могут, как и не могут определить погодные условия на ней.

Плутон – это и вовсе запредельное космическое тело, поэтому погода на нем, как и многие другие характеристики, доселе не разведана.

Так что, при всем богатстве выбора дождей в Солнечной системе, самыми живительными, полезными и безобидными являются наши, земные. И этот факт не может не радовать.

Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.
Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное – появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения – иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Коперника или теория относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.
Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.
Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие, как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли вселенная расширяться вечно и многое другое.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.

Вопросы викторины

1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
7. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
8. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл»)
9. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер»)
10. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
11. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)
12. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега»)
13. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)
14. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
15. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)
16. Что такое астероиды? (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)
17. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)
18. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)
19. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)
20. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)
21. В чем различие звезды и планеты? (Звезда – самосветящийся раскаленный газовый шар, планета – темное тело, отражающее свет звезды.)
22. Чем отличается телескоп – рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив – линза, у рефлектора – зеркало.)
23. Кем открыты законы движения планет? (Иоганом Кеплером.)
24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)
25. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем? (Академик Сергей Павлович Королев.)
26. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит? (Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.)
27. Назовите Галилеевы спутники Юпитера. (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.)
28. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)
29. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца. (Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)
30. К какому типу галактик относится наша звездная система? (К спиральным.)
31. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится? (БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.)
32. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)
33. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)
34. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)
35. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)
36. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды? (В последней четверти.)
37. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)
38. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота? (Олимп. Около 25 км.)
39. Как делятся метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)
40. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза? (Зеленый, около 5500 А.)
41. Кто впервые измерил скорость света? (Майкельсон.)
42. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере? (20–25 км.)
43. Что такое гномон? (Древнейший прибор для определения времени.)
44. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности? (По перемещению за несколько часов.)
45. В какой популярной книге какого писателя описано путешествие на Марс? (А. Толстой «Аэлита», Э. Берроуз «Марсианские хроники».)
46. Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.)
47. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)
48. Чьи это слова: «Я верю, что многие из нас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия»? (К.Э. Циолковский).
49. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг? (Не более двух, так как на Луне вес такого груза составит не более 40 кг.)
50. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько (отсутствие кислорода).)
51. Космический спутник летит прямым курсом из Москвы и пролетает над Северным полюсом. В какую сторону света летит ракета? (Все направления над Северным полюсом южные, следовательно, спутник летит на юг.)
52. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом? (Зимой, в это время Земля находится в перигемии.)
53. В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе? (Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется)
54. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»? (Явление «белых ночей».)
55. Где сегодня день равен ночи? (Сегодня и всегда на экваторе.)
56. Где на земле бывают самый длинный день и самая короткая ночь? (На Южном и Северном полушариях.)
57. В каком созвездии находится полярная звезда? (Большая Медведица.)
58. Назовите самую яркую звезду неба? (Сириус в созвездии Гончих псов.)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Представьте, что в эту самую секунду, пока вы читаете текст, где-то надвигается стеклянный шторм или идет алмазный дождь. Звучит как начало фантастического фильма, не правда ли? Но это еще не самые удивительные природные явления, которые встречаются на других планетах.

В этом году зима на Земле не радовала почти никого и отличилась всевозможными катаклизмами, поэтому сайт решил узнать, как обстоят дела с климатом на других планетах, после чего полюбил наши земные морозы и непогоду за окном.

1. Стеклянные штормы

Красивая лазурная экзопланета HD 189733b находится на расстоянии всего 63 световых лет от Солнца, поэтому ученым удалось узнать достаточно много о ней. Температура на этой планете составляет 930 °С на светлой стороне и 425 °С на темной, а ветры мчатся со скоростью 2 км в секунду. Но самое необычное природное явление на этой экзопланете - ливни, состоящие из кусочков стекла.

2. Каменные дожди

Экзопланета COROT-7b была обнаружена в 2009 году, и по размерам она в 2 раза превосходит Землю. На светлой стороне планеты находится обширный океан из лавы, а темная сторона покрыта огромным слоем обычного водяного льда. Температура на солнечной стороне - приблизительно 2 500 °С, что создает уникальные осадки. На этой экзопланете тоже есть круговорот, только не воды, а расплавленной породы.

Именно погода на COROT-7b вдохновляет многих фантастов и художников.

3. Зеленый кристаллический дождь

Самый красивый дождь идет не на планете, а на протозвезде HOPS-68 , которая находится в 1 350 световых годах от Земли. Оливин , который используют на Земле для изготовления ювелирных изделий, обрушивается на эту звезду невероятно красивым потоком блесток.

4. Сухие снежные бури

Не только на Земле есть снежные бури, но и Марс в середине ночи засыпает снегом. У этих ночных штормов есть другое название - «ледяные микропорывы», и их часто сравнивают с небольшими штормами на Земле. Метели на Марсе из сухого льда, а облака - из замороженного углекислого газа.

Зима на этой планете холодная, средняя температура составляет -63 °С. Поэтому, если соберетесь лететь на Марс, то делайте это летом - температура в это время составляет около 20 °С, что вполне комфортно для землян.

5. Плазменный дождь

Даже на Солнце бывают дожди, правда, плазменные. Такое явление более известно как солнечная вспышка, или коронарный дождь, и является следствием мощного взрыва радиации.

Уникальным является то, что плазменный дождь быстро охлаждается, когда приближается к поверхности Солнца. И внешняя атмосфера звезды намного более горячая, чем ее поверхность. Ученые еще не смогли выяснить причину такого явления.

6. Закрученные бури

Ученые выяснили, что вспышку радиации вызывает взрыв в части атмосферы, а она, в свою очередь, порождает ветер, достигающий скорости 4 км в секунду.

7. «Солнцезащитный» снег

Экзопланета Kepler-13Ab уникальна тем, что на ней идет «солнцезащитный» снег, правда, только на темной стороне. Дело в том, что на планете есть диоксид титана, который является активным ингредиентом в солнцезащитных кремах. Поэтому ученые шутят и рекомендуют набрать солнцезащитного крема на темной стороне, перед тем как позагорать на светлой.

8. Штормы размером с Землю

Коричневых карликов трудно обнаружить: им массы не хватает для того, чтобы загореться, как другим звездам. Поэтому были построены уникальные телескопы для изучения погоды на коричневых карликах. Благодаря телескопам «Хаббл» и Спитцер» ученые смогли наблюдать на поверхности карлика штормы размером с Землю. Также удалось изучить облака, которые состоят из необычных материалов, таких как песок и капли расплавленного железа.

9. Ледяной дождь для других планет

Энцелад - спутник Сатурна с гейзерами, которые регулярно извергают ледяную воду, отправляя примерно 250 кг в космос каждую секунду. Одна часть осадков теряется в космосе, а другая попадает на кольца Сатурна, в связи с чем есть предположение, что именно этот спутник является источником материи одного из колец Сатурна. Только на Энцеладе были обнаружены жидкая вода, углерод, азот в форме аммиака и источник энергии, а также предполагается существование океана под поверхностью спутника.

10. Шторм из града

NGC 1333-IRAS 4B - часть Солнечной системы, центральная звезда которой представляет собой кокон из газа и пыли. В центре этого кокона находится плотный диск из материалов, которые больше похожи на шторм из града. Количество воды, которая проливается на центральный диск, могло бы наполнить земные океаны 5 раз. Диск теплее, чем окружающее его облако материала, поэтому, когда куски льда достигают облака, они испаряются. А когда пар замерзнет, то, возможно, таким образом, родится новая комета. Благодаря телескопу «Спитцер» люди получили больше знаний о том, как формируются планетарные системы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: