Добавить в избранное. Добавить в избранное Т 26 39 г выпуска

Рассказав в первой части о танке Т-26 образца 1933 года, мы плавно переходим ко второму экземпляру, который нам удалось пощупать и увидеть в действии.


Так же, как и первый Т-26, этот танк находится в открытой экспозиции Музея отечественной военной в селе Падиково Московской области.

Заметно, что за 6 лет (с 1933-го по 1939-й) танк прошел определенный путь развития.

В первом материале мы остановились на том, что Т-26 однобашенной компоновки пошел в серийное производство в 1933 году. Но к 1939 году это была уже несколько другая машина. Мы остановимся на самых значительных с нашей точки зрения моментах.

В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.

Мало того, что из-за размещения рации задней части башни боекомплект пришлось уменьшить со 136 до 96 снарядов. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на танках, с характерным ободком вокруг башни. Поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. По опыту боевого применения танки обзавелись фарами: над пушкой для ведения огня ночью и для водителя.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки вместо заклепок, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 для танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков.


С 1937 года на Т-26 появилось внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с.

На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль.

1938 год стал эпохальным в плане нововведений для Т-26. На танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. В днище появился аварийный люк. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела как ударным способом, так и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС).

Если хорошо так задуматься – для «совсем устаревшего» танка – весьма и весьма неплохо.

Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 205 снарядов (на машинах с радиостанцией до 165).


Перископы для командира и стрелка

Еще раз попробовали повысить мощность двигателя и довели ее до 97 л. с.

С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся "химическими") и саперные (мостовые).

Вот такой танк встречал войну в основной массе советской бронетехники.

По личным ощущениям. Небольшая, но удобная для всех членов экипажа машина. Довольно много места, можно неплохо так перемещаться в танке. Если сравнить с Т-34, который сам побольше будет, но потеснее. Удобная машина, вот ничего больше не сказать. Чувствуются английские корни.


ТТХ легкого танка Т-26 образца 1939 г.

Масса в снаряженном состоянии: 10 250 кг
Экипаж: 3 чел

Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/28-80°
Башня/угол наклона: 15-10 мм/72°
Борт/угол наклона: 15 мм/90°
Корма/угол наклона: 15 мм/81°

Вооружение:

45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект:

205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)

Двигатель:

Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения
Мощность двигателя: 97 л. с. при 2200 об/мин
Количество передач: 5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 292 л.
Скорость по шоссе: 30 км/ч.
Запас хода по шоссе: 240 км

Преодолеваемые препятствия:

Подъем: 35 град.
Ширина рва: 1,8 м
Высота стенки: 0,55 м
Глубина брода: 0,8 м

Насколько был хорош в бою Т-26, насколько он устарел фактически, мы поговорим в следующей части.

Боевые машины этой модели представляли собой основу танкового оснащения Красной Армии в период накануне Великой Отечественной войны. При разработке этого танка за основу была взята конструкция английского танка «Виккерс 6-тонный».
Первоначально танк, являвшийся модернизированным вариантом английского «Виккерса», получил наименование ТММ-1. У этого танка, в отличие от английского прототипа, была несколько изменена конструкция корпуса, т. к. на машину установили двигатель жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. Вооружение танка состояло из двух пулеметов «Виккерс», установленных в башнях, и одного советского пулемета ДТ, который размещался справа в корпусе. Боевая масса ТММ-1 составляла около 8 т, толщина брони доходила до 13 мм (аналогично английскому образцу). Танк мог развивать скорость до 30 км/ч, численность экипажа составляла 4 человека. Было изготовлено около десятка таких боевых машин.



Двухбашенный танк Т-26 с пулеметным вооружением выпуска второй половины 1933 года.

В 1932 г. был изготовлен образец ТММ-2 с одной башней, предназначенной для орудия калибра 37 мм. Экипаж этого танка состоял из 3 человек, показатели скорости, толщины брони, боевой массы машины остались такими же, как у ТММ-1. Однако эти варианты легкого танка так и не были пущены в серийное производство.
Серийный выпуск легкого танка Т-26 с 1931 г. и вплоть до начала Великой Отечественной войны осуществлялся на заводе «Большевик» в Ленинграде. Также в работе над Т-26 принимал участие завод «Красный путиловец». Работа по модернизации танка была возложена на коллектив инженеров, возглавляемый С. А. Гинзбургом. Легкие танки Т-26 предназначались для поддержки пехоты, а также выполнения самостоятельных тактических и оперативных боевых заданий.



Первые 15 Т-26 принимали участие в осеннем военном параде 1931 г. Бронирование Т-26 было несколько сильнее, чем у «Виккерса», послужившего основой для разработки советского легкого танка, соответственно и масса машины увеличилась - с 8 до 8,2 т. На Т-26 вмонтировали двигатель с системой воздушного охлаждения, при этом максимальная скорость осталась прежней - 30 км/ч. Танки Т-26 образца 1931 г. не были снабжены радиостанциями.

Внешне Т-26 образца 1931 г. мало чем отличались от «Виккерса», за исключением передней части корпуса и вооружения боевой машины. На Т-26 этого периода было установлено по два пулемета ДТ. Башни могли разворачиваться на 240° и вести огонь в одном направлении, однако разместить орудие в подобных башнях оказалось сложно, впрочем, как и вести огонь, направленный на одну цель. Существенным недостатком башен являлось то, что их нередко заклинивало, кроме того, башни существенно мешали друг другу. Тем не менее серийный выпуск Т-26 образца 1931 г. продолжался до середины 1933 г. За этот период было изготовлено 1626 двухбашенных Т-26.

Советская легкая боевая машина, использовавшаяся во многих конфликтах 1930 годов и в ВОВ, имела индекс Т-26. Танк этот был произведен в большем количестве (более чем 11 000 штук), чем любой другой того периода. В 1930 г. в СССР были разработаны 53 варианта Т-26, в том числе танк-огнемет, боевая инженерная машина, дистанционно управляемый танк, самоходное орудие, артиллерийский тягач и бронетранспортер. Двадцать три из них были серийно выпускаемыми, остальные - экспериментальными моделями.

Британский оригинал

Т-26 имел прототип - английский танк Mk-E, который был разработан в компании "Викерс-Армстронг" в 1928-1929 гг. Простой и удобный в обслуживании, он был предназначен для экспорта в менее технологически развитые страны: СССР, Польшу, Аргентину, Бразилию, Японию, Таиланд, Китай и многие другие. "Викерс" рекламировал свой танк в военных изданиях, и Советский Союз выразил заинтересованность в этой разработке. Согласно контракту, подписанному 28 мая 1930 года, компания поставила в СССР 15 двухбашенных машин (типа А, вооруженного двумя пулеметами "Викерс" калибра 7,71 мм, охлаждаемыми водой) вместе с полной технической документацией для их серийного производства. Наличие двух башен, способных поворачиваться независимо, позволяло стрелять как влево, так и вправо одновременно, что в то время считалось выгодным преимуществом для прорывов полевых укреплений. Несколько советских инженеров участвовали в сборке танков на заводе "Викерс" в 1930 году. До конца этого года в СССР поступили первые четыре Mk-E типа А.

Начало серийного производства

В СССР тогда как раз работала спецкомиссия, задачей которой был выбор зарубежного танка для тиражирования. Английский танк Mk-E получил в ее документации временное обозначение В-26. Зимой 1930-1931 годов на полигоне в районе Поклонной горы были проведены испытания двух таких машин, которые они успешно выдержали. В результате уже в феврале было принято решение о начале их производства в СССР под индексом Т-26.

Танк из первой опытной партии, оснащенной башенками советского производства, был протестирован на устойчивость к винтовочному и пулеметному огню в конце лета 1931 г. Он был обстрелян из винтовки и пулемета "Максим" с использованием обычных и бронебойных патронов с расстояния в 50 м. Было установлено, что танк выдержал стрельбу с минимальным ущербом (были повреждены только некоторые заклепки). Химический анализ показал, что передние броневые листы были сделаны из высококачественной брони, в то время как крыша и нижние пластины башен были сделаны из рядовой стали. В то время броня производства Ижорского завода, используемая для первых моделей Т-26, уступала по качеству английской из-за нехватки современного металлургического оборудования в СССР.

Разработка первых модификаций в 1931 году

Советские инженеры не просто повторили 6-тонный "Викерс". Что же нового внесли они в Т-26? Танк в 1931 году, как и его британский прототип, имел двухбашенную конфигурацию с двумя пулеметами, по одному на каждой башне. Основное различие между ними состояло в том, что на Т-26 башни были выше, со смотровыми щелями. Советские башни имели круговую амбразуру для танкового пулемета Дегтярева, в отличие от прямоугольной, используемой в оригинальной британской конструкции для пулемета "Викерс". Передняя часть корпуса была также немного изменена.

Корпуса Т-26-х с двумя башнями были собраны с использованием бронированных пластин 13-15 мм, приклепанных к раме из металлических уголков. Этого было достаточно, чтобы выдержать пулеметный огонь. Легкие танки СССР, производимые в конце 1932-1933 годов, имели как клепаные, так и сварные корпуса. Чего не скажешь о новинке. Советский танк Т-26 разработки 1931 года имел две цилиндрических башни, установленные на шарикоподшипниках; каждая из башен поворачивалась независимо на 240°. Обе башни могли обеспечить обстрел в передней и задней огневых дугах (100° каждая). Какой же основной недостаток имел такой танк Т-26? Двухбашенный вариант имел слишком сложную конструкцию, что снижало его надежность. Кроме того, вся огневая мощь такого танка не могла быть использована на одной стороне. Поэтому в начале 30-х годов во всем мире отказались от этой конфигурации боевых машин.

Однобашенный легкий танк Т-26

Характеристики его были значительно улучшены по сравнению с двухбашенной конфигурацией. Выпускаемый с он имел вначале цилиндрическую башню с одной пушкой модели 20K калибром 45-мм и одним пулеметом Дегтярева калибра 7,62 мм. Это орудие было усовершенствованной копией противотанковой пушки модели 19K (1932 г.), являвшейся одной из самых мощных для своего времени. Весьма мало танков других стран имели аналогичные орудия, если таковые вообще имелись. Какое еще вооружение способен был нести новый Т-26? Танк 1933 года мог иметь до трех дополнительных 7,62-мм пулеметов. Это увеличение огневой мощи было предназначено для помощи экипажам в разгроме специальных противотанковых групп, поскольку исходное пулеметное вооружение было признано недостаточным. На фото ниже представлена одна из моделей Т-26, которой располагает Музей танков в Кубинке, являющийся крупнейшей в мире коллекцией боевых машин.

Какой двигатель имел танк Т-26

Характеристики его, к сожалению определялись уровнем моторостроения еще 20-х годов 20-го века. Танк был оснащен 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 90 л. с. (67 кВт) с воздушным охлаждением, который был полной копией двигателя "Армстронг-Сидли", используемого в 6-тонном "Викерсе". Он был расположен в задней части танка. Ранние танковые двигатели советского производства были плохого качества, но оно улучшилось начиная с 1934 года. Двигатель танка Т-26 не имел ограничителя скорости, что часто приводило к перегреву и поломке его клапанов, особенно в летнее время. Топливный бак на 182 л и масляный бак на 27 л были размещены рядом с двигателем. Он использовал высокооктановый, так называемый грозненский бензин; заправка второсортным топливом могла привести к повреждению клапанов из-за его детонации. Впоследствии был введен более емкий топливный бак (290 л вместо 182 л). Вентилятор охлаждения двигателя был установлен над ним в специальном кожухе.

Передача T-26 состояла из однодисковой основной муфты сухого сцепления, коробки с пятью передачами в передней части танка, рулевого управления муфтами, конечных передач и группы тормозов. Коробка передач была соединена с двигателем посредством приводного вала, проходящего вдоль танка. Рычаг, переключающий передачи, был установлен непосредственно на коробке.

Модернизация 1938-1939 годов

В этом году советский танк Т-26 получил новую коническую башню с лучшей устойчивостью против пуль, но у него остался тот же сварной корпус, что и у модели 1933 г. Этого оказалось недостаточно, что показал конфликт с японскими милитаристами в 1938 году, так что танк был модернизирован еще раз в феврале 1939 года. Теперь он получил подбашенный отсек с наклонными (23°) 20-мм боковыми бронированными пластинами. Толщина стенок башни увеличилась до 20 мм при наклоне на 18 градусов. Этот танк был обозначен как Т-26-1 (известный как Т-26 модели 1939 г. в современных источниках). Последующие попытки усилить переднюю панель остались нереализованными, так как производство Т-26 вскоре прекратилось в пользу других конструкций, таких как Т-34.

Кстати, боевая масса танков Т-26 в период с 1931 по 1939 год выросла с 8 до 10,25 тонн. На фото ниже представлен Т-26 модели 1939 г. Он, кстати, также из коллекции, которой обладает крупнейший в мире Музей танков в Кубинке.

Как начиналась боевая история Т-26

Легкий танк Т-26 впервые участвовал в боевых действиях в период гражданской войны в Испании. Тогда Советский Союз, начиная с октября 1936 года, поставил ее республиканскому правительству в общей сложности 281 танк модели 1933 г.

Первая партия танков в республиканскую Испанию была доставлена 13 октября 1936 года в портовый город Картахену; пятьдесят Т-26 с запасными частями, боеприпасами, топливом и около 80 добровольцев под командованием командира 8-й отдельной мехбригады полковника С. Кривошеина.

Эта война показала, что танк Т-26 уже устарел и резервы его конструкции полностью исчерпаны. Финские противотанковые пушки калибром 37-мм и даже 20-мм, противотанковые ружья легко пронизывали тонкую антипулевую броню Т-26, а части, оснащенные ими, понесли значительные потери во время прорыва линии Маннергейма, в котором огнеметные машины на базе шасси Т-26 сыграли значительную роль.

ВОВ - последняя битва Т-26-х

Т-26-е составляли основу бронетанковых войск Красной армии в первые месяцы немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году. На 1 июня этого года КА имела 10,268 легких танков Т-26 всех моделей, в том числе боевых бронированных машин на их шасси. Из них состояло большинство боевых машин в советских механизированных корпусах в приграничных военных округах. Например, Западный особый военный округ имел 1136 таких машин на 22 июня 1941 года (52% всех танков в округе). В целом было 4875 таких танков в на 1 июня 1941 года. Тем не менее некоторые из них были не готовы к боям из-за нехватки деталей, таких как аккумуляторы, гусеницы и гусеничные колеса. Такие недостатки привели к оставлению около 30% имеющихся Т-26-х в бездействии. Кроме того, около 30% из имеющихся танков были произведены в 1931-1934 годах и уже выработали свой срок службы. Таким образом, в пяти советских западных военных округах было около 3100-3200 танков Т-26 всех моделей в хорошем состоянии (примерно 40% от всей техники), что было лишь немного меньше, чем количество немецких танков, предназначенных для вторжения в СССР.

Т-26 (модель 1938/1939 гг. особенно) мог противостоять большинству немецких танков в 1941 г., но уступал моделям Panzer III и Panzer IV, участвовавшим в операции "Барбаросса" в июне 1941 года. А все танковые части Красной армии понесли тяжелые потери из-за полного господства в воздухе немецкой "Люфтваффе". Большинство Т-26-х были потеряны в первые месяцы войны, в основном при обстрелах артиллерии противника и ударах с воздуха. Многие сломались по техническим причинам и из-за отсутствия запчастей.

Однако в первые месяцы войны известно и немало героических эпизодов сопротивления советских танкистов на Т-26-х фашистским захватчикам. Например, сборный батальон 55-й танковой дивизии, состоящий из восемнадцати однобашенных Т-26 и восемнадцати двухбашенных, при прикрытии отступления 117-й стрелковой дивизии в районе Жлобина уничтожил семнадцать немецких машин.

Несмотря на потери, Т-26 по-прежнему составляли значительную часть бронетанковых сил Красной армии осенью 1941 г. (много техники прибыло из внутренних военных округов - Средней Азии, Урала, Сибири, частично с Дальнего Востока). В ходе войны Т-26 были заменены значительно превосходящими Т-34. Они еще участвовали в боях с немцами и их союзниками в период битвы под Москвой в 1941-1942 гг., в Сталинградской битве и битве на Кавказе в 1942-1943 годах. Некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои танки Т-26 до 1944 года.

Поражение японской в Маньчжурии в августе 1945 года было последней военной операцией, в которой они были использованы. А вообще, надо заметить, история танков - любопытная вещь.

Первым танковым соединением, получившим Т-26, была 1-я механизированная бригада имени К.Б. Калиновского (МВО). Машины, поступившие в войска до конца 1931 года, не имели вооружения и предназначались в основном для обучения. Эксплуатация их началась лишь в 1932 году, тогда же был утвержден новый штат мехбригады, по которому в ее составе должно было быть 178 Т-26.

Опыт учений 1931-32 гг. выявил необходимость создания еще более крупных соединений. С осени 1932 года начинается формирование механизированных корпусов в Московском, Ленинградском и Украинском военных округах. В состав корпуса входили две механизированные бригады, одна имела на вооружении танкиТ-26, другая - БТ. С 1935 года, мехкорпуса стали вооружаться только танками БТ.

С момента начала поступления в войска Т-26 образца 1933 года, какое-то время танковый взвод состоял из 2-х пулеметных и одной пушечной однобашенной машины. По мере насыщения войск новой модификацией Т-26, двухбашенные пулеметные машины передавались в учебно-боевые парки и танковые батальоны стрелковых дивизий. К 1935 году танковый батальон стрелковой дивизии состоял из 3-х рот по 15 Т-26 в каждой.

В августе 1938 года механизированные корпуса, бригады и полки были преобразованы в танковые. На конец 1938 года в РККА имелось 17 легкотанковых бригад по 267 танков Т-26 в каждой и три химические танковые бригады, укомплектованные химическими (огнеметными) танками на базе Т-26.

Боевое крещение Т-26 получили во время гражданской войны в Испании . 26 сентября 1936 года в Картахену прибыла первая партия из 15 танков Т-26, которые предназначались для обучения испанцев. Но положение республиканцев осложнилось и из этих танков сформировали танковую роту, под командованием капитана П. Армана. 29 октября рота вступила в бой.

1 ноября участие в боях приняла танковая группа полковника С. Кривошеина, в составе 23-х Т-26 и 9-ти бронеавтомобилей. При этом на части танков уже были испанские экипажи. С начала декабря в Испанию стали в массовом порядке поступать танки Т-26 и другая техника, а также личный состав во главе с комбригом Д.Г.Павловым. Танкисты-добровольцы были набраны из лучших частей Красной Армии: механизированной бригады имени Володарского (г. Петергоф), 4-й механизированной бригады (г. Бобруйск), 1-го механизированного корпуса им. Калиновского (г. Наро-Фоминск). На основе почти 100 единиц техники и прибывшего личного состава началось формирование 1-й Республиканской танковой бригады. За счет советской помощи к лету 38 года в республиканской армии уже было 2 танковые дивизии.

Интербригадовцы на танке Т-26

Всего до конца войны в Испании СССР поставил республиканской армии 297 Т-26, причем поставлялись только однобашенные машины образца 1933 года. Эти танки принимали участие фактически во всех операциях республиканцев и показали себя достаточно хорошо. Немецкие Pz-I и итальянские танкетки CV3/33 были бессильны против Т-26.

Во время боя у селения Эскивиас Т-26 Семена Осадчего таранил итальянскую танкетку и сбросил ее в ущелье. Вторая танкетка была уничтожена пушечным огнем, а две других повреждены. Соотношение потерь иногда было еще выше. Так, в период сражения под Гвадалахарой за 1 день 10 марта взвод из двух Т-26 под командой испанца Э.Феррера подбил 25 итальянских танкеток. Надо сказать, что советским танкистам противостоял достойный противник. Пехота мятежников, особенно "Иностранный легион" и марокканцы, неся большие потери от действий танков, позиций не оставляла и не отступала. Марокканцы забрасывали танки гранатами и бутылками с зажигательной смесью, а когда их не было, отчаянно кидались прямо под боевые машины, стреляли в упор по смотровым щелям, били прикладами и хватались за гусеницы.

Бои в Испании продемонстрировали, с одной стороны, превосходство Т-26 над итальянской и немецкой техникой, а с другой - недостаточную броневую защиту Т-26. Даже его лобовая броня пробивалась снарядами 37-мм ПТО на всех дистанциях действительного огня.

Республиканский Т-26 на улице Мадрида

Первой боевой операцией, собственно Красной Армии, в которой участвовали Т-26, стал советско-японский конфликт у озера Хасан в июле 1938 года. Для разгрома японской группировки, советское командование привлекло 2-ю механизированную бригаду, а также 32-й и 40-й отдельные танковые батальоны. В советской танковой группировке насчитывалось 257 Т-26, в том числе 10 ХТ-26, три мостоукладчика СТ-26, 81 БТ-7 и 13 САУ СУ-5-2.

При штурме занятых японцами сопок Богомольная и Заозерная наши танкисты натолкнулись на хорошо организованную противотанковую оборону. В результате, было потеряно 85 танков Т-26, из них 9 - сожжены. После окончания боев 39 танков были восстановлены силами воинских частей, остальные потребовали заводского ремонта.

Основная тяжесть боев в Монголии у реки Халхин-Гол "легла на плечи" танков БТ. По состоянию на 1 февраля 1939 года в составе 57-го Особого корпуса имелось всего 33 танка Т-26, 18 ХТ-26 и шесть тягачей на базе Т-26. БТ-5 и БТ-7 было 219 штук. Мало изменилась ситуация и в дальнейшем. Так, на 20 июля 39 года в частях 1-й армейской группы имелось в наличии 10 танков ХТ - 26 (11-я легкотанковая бригада) и 14 Т-26 (82-я стрелковая дивизия). К августу число Т -26, главным образом химических, немного увеличилось, но все равно они составляли небольшую часть участвовавших в боях единиц бронетехники. Тем не менее, использовались они весьма интенсивно.

В документах 1-й армейской группы отмечалось, что "Т-26 показали себя исключительно хорошо, прекрасно ходили по барханам, очень большая живучесть танка. В 82-й дивизии был случай, когда в Т-26 было 5 попаданий из 37 -мм орудия, разнесло броню, но танк не загорелся и после боя своим ходом пришел на СПАМ". После подобной лестной оценки следует куда менее лестное заключение, касающееся уже бронирования Т-26: "японская 37-мм пушка пробивает броню любого нашего танка свободно".

Отдельной оценки удостоились действия химических танков.

"К началу боевых действий в составе 57-го Особого корпуса имелось всего 11 химических танков (ХТ-26) в составе роты боевого обеспечения 11-й легкотанковой бригады. Огнеметной смеси имелось 3 зарядки в роте и 4 на складе.

20 июля в район боевых действий прибыла 2-я рота химических танков из состава 2-й танковой химической бригады. Она имела 18 ХТ-130 и 10 зарядок огнеметной смеси. Однако оказалось, что личный состав имеет очень слабую подготовку к огнеметанию. Поэтому до выхода роты непосредственно к району боевых действий с личным составом были проведены практические занятия по огнеметанию и изучен боевой опыт, уже имеющийся у танкистов-химиков 11-й ЛТБр.

Кроме того, в составе прибывшей на фронт 6-й танковой бригады имелось 9 ХТ-26. Всего к началу августа в войсках 1-й армейской группы имелось ХТ-26 - 19, ЛХТ-130 - 18 шт.

За период августовской операции (20-29 августа) все химические танки принимали участие в бою. Особенно активно они действовали в период 23-26 августа, причем в эти дни ЛХТ-130 ходили в атаку по 6-11 раз.

Всего за период конфликта химические подразделения израсходовали 32т огнеметной смеси. Потери в людях составили 19 человек (9 убитых и 10 ранено), безвозвратные потери в танках - 12 машин, из них ХТ-26 - 10, ХТ-130 - 2.

Слабым местом применения огнеметных танков явились плохая разведка и подготовка машин к атаке. В результате было большое расходование огнесмеси на второстепенных участках и излишние потери.

В ходе первых же боев было установлено, что японская пехота не выдерживает огнеметания и боится химического танка. Это показал разгром отряда Азума 28-29 мая, в котором активно использовались 5 ХТ-26.

В последующих боях там, где использовались огнеметные танки, японцы неизменно оставляли свои укрытия, не проявляя стойкости. Например, 12 июля отряд японцев в составе усиленной роты с 4-мя ПТО проник в глубь нашего расположения и, несмотря на неоднократные атаки, оказывал упорное сопротивление. Введенный только один химтанк, который дал струю огня по центру сопротивления, вызвал в рядах противника панику, японцы из передней траншеи убежали в глубь котлована и подоспевшей нашей пехотой, занявшей гребень котлована, этот отряд был окончательно уничтожен".

Накануне Второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (256-267 танков в каждой) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота - 10-15 танков). В составе этих частей, они принимали участие в "освободительном походе" на Западную Украину и Польшу.

17 сентября 1939 года польскую границу пересекли 878 Т-26 Белорусского фронта и 797 Т-26 Украинского фронта. Потери в ходе боевых действий во время польского похода были незначительны: всего 15 "двадцатьшестых", а вот по причине разного рода технических неисправностей в ходе маршей вышли из строя 302 машины.

Советско-финская война началась 30 ноября 1939 года. В войне с Финляндией принимали участие 10-й танковый корпус, 20-я тяжелая, 34-я, 35-я, 39-я и 40-я легкие танковые бригады, 20 отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий. Уже в ходе войны на фронт прибыли 29-я легкотанковая бригада и значительное количество отдельных танковых батальонов. Парк танков Т-26, использовавшихся во время Зимней войны, был очень пестрым. Можно было встретить и двухбашенные и однобашенные танки разных годов выпуска, от 1931 до 1939 года. В танковых батальонах стрелковых дивизий, материальная часть была, как правило, старая, выпуска 1931-1936 гг. Всего же к началу боев в танковых частях Ленинградского фронта было 848 танков Т-26.

Как и боевые машины других марок, Т-26 использовались в качестве основной ударной силы при прорыве линии Маннергейма. В основном привлекались для разрушения фортификационных сооружений: от расстрела противотанковых надолб до стрельбы прямой наводкой по амбразурам финских ДОТов.
Советский легкий танк Т-26 выдвигается к месту боев. На крыле выложены фашины для преодоления рвов. По характерным признакам машина выпуска 1939 года. Карельский перешеек.



Отдельного описания стоят действия 35-й легкотанковой бригады, так как только она столкнулась с финскими танками. К началу прорыва главной полосы обороны линии Маннергейма, танки бригады побатальонно были приданы 100-й, 113-й и 123-й стрелковым дивизиям. В конце февраля 1940 года в полосу наступления указанных дивизий была выдвинута 4-я финская танковая рота, в состав ее входили 13 танков "Виккерс 6-тонный", из них 10-вооруженных 37-мм пушкой "Бофорс". Финские танки должны были поддержать атаку 23-й финской пехотной дивизии.
Легкий танк Т-26 на занятиях по преодолению противотанковых препятствий. На крыле выложены фашины для преодоления рвов. По характерным признакам машина выпуска 1935 года. Карельский перешеек.

В 6.15 26 февраля восемь пушечных "Виккерсов" двинулись в бой. Из-за поломок две машины остановились, и к позициям советских войск вышли шесть танков. Однако финским танкистам не повезло - пехота за ними не пошла, а из-за плохой разведки "Виккерсы" напоролись прямиком на танки 35-й бригады. Если судить по финским документам, судьба "Виккерсов" сложилась так: танк R-648 был подбит огнем нескольких советских машин и сгорел. Командир танка был ранен, но сумел выйти к своим, остальные трое членов экипажа погибли. Танк R-655, перейдя железную дорогу, был подбит и оставлен экипажем. Этот танк финны смогли эвакуировать, но восстановлению он не подлежал и был разобран на запчасти. "Виккерсы" R-664 и R-667 получили по нескольку попаданий и потеряв ход некоторое время вели огонь с места, а затем были оставлены экипажами. R-668 застрял, пытаясь свалить дерево и был сожжен, из экипажа уцелел один человек. "Виккерс" R-670 также был подбит.

В оперативной сводке 35-й бригады за 26 февраля сделана лаконичная запись: "Два танка "Виккерс" с пехотой вышли на правый фланг 245-го пехотного полка, но были подбиты. Четыре "Виккерса" пришли на помощь своей пехоте и были уничтожены огнем трех танков командиров рот, шедших на рекогносцировку".

В "Журнале военных действий" 35-й бригады запись не менее красноречива: "26 февраля 112-й танковый батальон с частями 123-й стрелковой дивизии вышел в район Хонканиеми, где противник оказывал упорное сопротивление, неоднократно переходя в контратаки. Тут подбито два танка "Рено" и шесть "Виккерсов", из них 1 "Рено" и 3 "Виккерса" эвакуированы и сданы в штаб 7-й армии".

Вот как раз эти подбитые финские танки



Действия малочисленных финских танковых частей, конечно же, не оказали никакого заметного влияния на ход боев. Но финская противотанковая оборона оказалась очень эффективна. За весь период боевых действий с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года Красная Армия потеряла 3178 танков, из них 1903 - боевые потери и 1275 - потери по техническим причинам. Потери танков Т-26 примерно составляют 1000 единиц, то есть превысили количество Т-26 на начало войны. Однако в ходе боевых действий для пополнения прибывали танки, как с заводов, так и в составе перебрасывающихся на фронт новых танковых частей.
Колонна разбитой и брошенной техники советской 44-й стрелковой дивизии на дороге Раате-Суомуссалми, котороую рассматривают финские военные. На переднем плане два Т-26 - командира 312-го отдельного танкового батальона капитана Тумачека и помощника начальника штаба батальона лейтенанта Печурова. За ними три Т-37. На заднем плане, вероятно, скатившийся в кювет Т-26 начштаба батальона Квашина. Это оставшиеся на ходу машины батальона, прикрывавшие прорыв остатков 44-й стрелковой дивизии по дороге Раате и застрявшие перед завалом на 23-м километре дороги. Танки вели бой в течение шести часов и полностью израсходовали боеприпасы, после чего танкисты покинули танки и ушли лесом.

20 декабря 1939 года передовые части 44-й дивизии, усиленной 312-м отдельным танковым батальоном вступили на Раатскую дорогу и стали продвигаться в направлении Суомуссалми на выручку окруженной 163-й стрелковой дивизии. На дороге шириной 3,5 метра колонна растянулась на 20 км, 7 января продвижение дивизии было остановлено, ее основные силы попали в окружение. За разгром дивизии ее командир Виноградов и начальник штаба Волков были отданы под трибунал и расстреляны перед строем.

Мы уже говорили, что на момент начала ВОВ в пяти западных округах имелось примерно 3100 - 3200 исправных танков Т-26 и машин на их базе. В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной, основная часть Т-26 была потеряна, в основном от действий артиллерии и ударов авиации противника. Многие машины вышли из строя по техническим причинам, а нехватка запчастей не позволили их отремонтировать. При отходе даже танки с незначительными поломками приходилось оставлять на территории занятой противником, взрывать или сжигать. Динамику потерь можно рассмотреть на примере 12-го механизированного корпуса, дислоцированного в Прибалтийском Особом округе. В составе корпуса на 22 июня имелось 449 танков Т-26, два химтанка и четыре тягача Т-27Т. К 7 июля 201 Т-26, два химтанка и все тягачи были подбиты. Еще 186 Т-26 вышли из строя по техническим причинам. За этот же период в 125-м танковом полку 202-й моторизованной дивизии было потеряно 66 Т-26, из них безвозвратно - 60. К 21 июля в 28-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса осталось 4 БТ-7, 1 Т-26 и 2 БА-20, в 23-й моторизованной дивизии - один Т-26. Корпус перестал существовать как соединение танковых войск.

Подбитые советские танки Т-26 и КВ-1 3-й танковой дивизии, потерянные 5 июля 1941 года в боях c немецкой 1-й танковой дивизией на дороге Псков - Остров в районе деревни Карпово.


К осени 1941 года число Т-26 в РККА заметно сократилось, но они продолжали составлять значительный процент материальной части. На 1 октября в танковых частях Западного фронта насчитывалось 475 танков, 298 из них это Т-26. Это составляло 62%. Впрочем техническое состояние многих из них было плохое, что способствовало быстрой убыли боевых машин этого типа.

Спустя неполный месяц, 28 октября, в составе Западного фронта имелся 441 танк. Только 50 из них были Т-26, причем 14 из них находились в ремонте. Т-26 принимали участие не только в обороне Москвы, ими, например, был вооружен 82-й отдельный танковый батальон Ленинградского фронта.

Т-26 продолжали использоваться в боевых действиях на всем протяжении советско-германского фронта в течении всего 1942 года, правда, уже в гораздо меньшем количестве, чем в 1941 году. Так, в составе 22 танкового корпуса Юго-Западного фронта на 9 мая 1942 года, имелось 105 танков. Шесть из них - Т-26. К сожалению, полных данных о танковой группировке Юго-Западного фронта нет, поэтому нельзя указать, в каких еще частях фронта имелись танки этого типа. Упомянутые шесть Т-26 находились на вооружении 13-й танковой бригады. Все бригады 22-го корпуса вступили в бой с немецкой танковой группировкой 13 мая 1942 года, отражая контрудар во фланг наступавшим войскам нашей 38-й армии. В результате боев 13-я, 36-я и 133-я бригады, потеряли все свои танки. При этом, по донесениям командования бригад, было подбито более 100 танков противника.
Брошенный неисправный советский танк Т-26 при отступлении советских войск в районе Сталинграда.

Последними крупными операциями в ВОВ, в которых в более или менее значительных количествах участвовали Т-26, были Сталинградская битва и битва за Кавказ.

На 15 июля 42 года "двадцатьшестые" имелись только в 63-й танковой бригаде (8 шт.) и 62-м отдельном танковом батальоне (17 шт.) Южного фронта. В ходе боев к концу месяца 15 танков Т-26 были потеряны. В составе войск Приморской группы Северо-Кавказского фронта действовал 126-й отдельный танковый батальон (36 танков Т-26).

10 августа 42 года 126-й батальон был переброшен в район Абинская-Крымская с задачей совместно со 103-й стрелковой бригадой "упорно оборонять горные перевалы к Новороссийску, используя танки как неподвижные огневые точки, закопав их в землю". Утром 17 августа противник силами до 18 танков Pz 4 с двумя ротами пехоты при поддержке 2-3 артиллерийских и минометных батарей перешел в наступление от ст. Ахтырская в направлении ст. Абинская. Этот населенный пункт обороняла 1-я рота 126-го отдельного танкового батальона в составе 11 танков Т-26. В течении 2-х часов она вела бой с танками противника, а затем отступила на запасные позиции, с которых танки вели огонь с места. К концу дня рота потеряла от артогня и в танковом бою 7 танков. Еще три машины получили повреждения и были взорваны по приказу политрука роты. Эвакуационные средства в батальоне отсутствовали. 18 августа вступила в бой с противником 2-я танковая рота. До 30 немецких танков и 20 машин с пехотой двигались в направлении ст. Крымская. В результате трехдневных боев 2-я рота потеряла два танка. Немцы - 4 танка и несколько десятков пехотинцев. К 22 августа батальон потерял 30 танков. От ударов авиации - 5 машин, от огня артиллерии и танков противника - 21 танк, от огня огнеметчиков - 1 танк. Кроме того 3 танка были подорваны экипажами. Оставшиеся в строю 6 танков использовались как неподвижные огневые точки для обороны горных проходов в 25 км севернее Новороссийска. Батальон понес большие потери из-за неправильного применения танков, которые без поддержки пехоты и артиллерии вели оборонительные бои на фронте в 20км, группами по 3-5 машин.
Советские офицеры осматривают подбитый финский танк - трофейный советский ХТ-133 (огнеметный вариант Т-26). Финны заменили огнемет на пушку и пулемет.

Следует отметить, что практически во всех случаях после потери танков Т-26 бригады и батальоны, их имевшие, в качестве пополнения получали боевые машины других типов, состоящих в производстве или полученных по ленд-лизу. В частности танки Т-60, Т-70 и "Валентайны".

В 1943 году на большинстве участков советско-германского фронта танки Т-26 уже не использовались. В основном они сохранились там, где фронт был достаточно стабилен, где длительное время не велось активных боевых действий, а также в некоторых тыловых подразделениях. Например 151-я танковая бригада, в составе 24 Т-26 и 19 английских Mk7 "Тетрарх" охраняла госграницу СССР с Ираном. Довольно долго Т-26 сохранялись в войсках Ленинградского фронта. В частности на момент начала операции по снятию блокады в 1-й и 220-й бригадах Ленинградского фронта имелось по 32 танка Т-26. На другом стабильном участке фронта - в Карелии - Т-26 состояли на вооружении еще дольше - до лета 1944 года.
Советский танк Т-26, подбитый при штурме полицейского поста Хандаса на Южном Сахалине.
Фотография Г. Грохова, фотографа 214-й отдельной танковой бригады. Август 1945 года.


Последней же боевой операцией советских ВС, в которой приняли участие Т-26, стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года.

Брошенный немцами трофейный танк Т-26 дивизии СС «Мертвая голова», носивший имя «Mistbiene» (Пчела)


Тот же танк «Mistbiene» еще живой

tle="">

Советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским - начальником недавно созданного Управления механизации и моторизации РККА, 28 мая 1930 года заключила контракт с английской фирмой «Виккерс» на производство для СССР 15 двухбашенных танков «Виккерс» 6-тонный. Первый танк был отгружен заказчику 22 октября 1930 года, а последний - 4 июля 1931-го. В сборке этих танков принимали участие и советские специалисты. В частности, в июле 1930 года на заводе «Виккерс» работал инженер Н.Шитиков. Каждая изготовленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу в 42 тыс.руб. (в ценах 1931 года). Для сравнения скажем, что сделанный в августе того же года «основной танк сопровождения» Т-19 стоил свыше 96 тыс.руб. Кроме того, танк В-26 (такое обозначение получили в СССР английские машины) был проще в изготовлении и эксплуатации, а также обладал лучшей подвижностью. Все эти обстоятельства и предопределили выбор УММ РККА. Работы по Т-19 были свернуты, а все силы брошены на освоение серийного производства В-26.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

В марте 1932 года на вооружение Красной Армии была принята 45-мм противотанковая пушка 19К, разработанная на заводе № 8. Вслед за ней спроектировали установку 19К в танк, которая получила название "45-мм танковая пушка обр.1932 г." и заводской индекс 20К. По сравнению с ПС-2, танковая пушка 20К имела ряд преимуществ. Несколько увеличилась бронепробиваемость бронебойными снарядами, резко возросла (с 0,645 кг до 2,15 кг) масса осколочного снаряда, а масса взрывчатого вещества в снаряде - с 22 г до 118 г. Наконец, была увеличена скорострельность за счет введения вертикального клинового полуавтоматического затвора. Правда, отладка полуавтоматики заняла около четырех лет, и первые серии пушек 20К выпускались с 1/4 автоматики, затем с полуавтоматикой на бронебойных и 1/4 автоматики на осколочно-фугасных снарядах, и только в 1935 году стали поступать пушки с отлаженной полуавтоматикой на всех типах боеприпасов.

В декабре 1932 года Комитет Обороны обязал НКТП выпускать танки Т-26 (начиная с машины с заводским номером 1601) с 45-мм пушкой. Под эту пушку, спаренную с пулеметом ДТ, для танков Т-26 и БТ-2 была спроектирована новая башня. Испытания стрельбой показали полную ее надежность. Производство башен под 45-мм пушку началось в конце 1932 года на двух заводах - Ижорском и Мариупольском. Первый выпускал башни усовершенствованного типа (сварные с большой нишей), а Мариупольский первые 230 башен изготовил по первому варианту (клепаные с малой нишей). Большинство клепаных башен было установлено на танки БТ-5 и лишь очень незначительное количество- на Т-26.


1 - ствол: 2 - цилиндр тормоза отката: 3 - тяги подъемного механизма: 4 - телескопический прицел: 5 - подушка: 6 - щиток гильзоулавливателя; 7 - брезентовый мешок гильлоулааливателя: 8 - сектор подъемного механизма: 9 - кронштейн подымного механизма: 10 - педаль спускового механизма: 11 - подножка: 12 - клин затвора: 13 - кронштейн телескопического прицела: 14- шаровая установка спаренного пулемета: 15 - маховик подъемного механизма


Корпус сварной башни имел форму цилиндра наружным диаметром 1320 мм с развитой кормовой нишей. Ниша имела овальную форму и служила противовесом пушки и одновременно местом для укладки боеприпасов или размещения радиостанции. В кормовом листе ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. В нишах клепаных башен задняя стенка была глухая, без дверцы. В крыше башни имелся прямоугольный люк для посадки экипажа, закрывавшийся двумя крышками.

Вооружение однобашенного танка состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 г. и спаренного с нею пулемета ДТ. Углы вертикального наведения находились в пределах от - 8° до +25°.

Пушка имела полуавтоматический затвор механического типа с электромагнитным и ручным спусками, корытообразную люльку, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и секторный подъемный механизм. Стрельба из пушки и пулемета производилась ножными спусками, педали которых располагались на подножке под правой ногой наводчика.

Прицельные приспособления спаренной установки состояли из двух оптических прицелов, танкового телескопического прицела ТОП обр. 1930 г. и танкового перископического панорамного прицела ПТ-1 обр. 1932 г.



Кроме того, пулемет имел свой открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия. При независимой стрельбе из пулемета сектор обстрела по вертикали составлял ±4,5°.

Боекомплект состоял из 136 пушечных выстрелов (у танков с радиостанцией - 96 выстрелов) и 2898 патронов (46 магазинов).

Выстрелы были уложены в специальных ящиках, расположенных на полу, в левой части боевого отделения. В этих ящиках 54 выстрела располагались в индивидуальных гнездах вертикально в шесть рядов по 9 выстрелов. Сверху ящики закрывались откидными крышками. которые одновременно являлись и настилом пола боевого отделения.



Еще 30 выстрелов были уложены горизонтально в нише боевого отделения.

Двенадцать выстрелов размещались в башне. Снаряды удерживались специальными захватами по шесть штук справа и слева от спаренной установки.

Дополнительные 40 выстрелов у танков без радиостанции размещались в нише башни.

Пулеметные магазины (диски) укладывались в специальных железных ящиках на полу корпуса танка. Сверху ящики закрывались откидными крышками, которые вместе с крышками снарядных ящиков являлись общим настилом пола боевого отделения. В ящиках были размещены 40 дисков, еще 6 дисков располагались в специальном стеллаже на стенке башни с правой стороны.

Кроме основного пулемета, в танке перевозился запасной пулемет. Он размещался на специальных кронштейнах под настилом пола боевого отделения у левого борта танка.

Конструкция корпуса однобашенных танков ранних выпусков осталась практически без изменений, по сравнению с двухбашенными. Исключение составлял лишь подбашенный лист, на котором ближе к левому борту устанавливалась башня, а в задней части справа имелось вентиляционное отверстие, закрываемое крышкой.





Эта машина имеет черты как ранних моделей: трансмиссионный люк, откидывающийся вправо, фара без броневого кожуха, так и поздних - штампованный лобовой щит башни и съемные бандажи опорных катков. НИБТПолигон, 1940 г.



1 - двигатель; 2 - главный фрикцион; 3 - карданный вал; 4 - коробка передач; 5 - бортовой фрикцион; 6 - рычаг управления; 7 - рычаг переключения передач; 8- ведущее колесо; 9 - направляющее колесо; 10-опорный каток; 11-гусеница; 12 - 45-мм пушка; /3 - маховик подъемного механизма пушки; 14 - сиденье наводчика; 15 - перископический прицел; 16 - колпак вентиляционного отверстия; 17 - радиостанция; 18 - антенна; 19- ВКУ; 20 - отверстие с жалюзи для входа охлаждающего воздуха; 21 - масляный радиатор: 22 - отверстие для выхода воздуха; 23 - глушитель; 24 передняя поперечная труба; 25 - задняя поперечная труба; 26 - сиденье механика-водителя; 27 - телескопический прицел





Осенью 1933 года в верхнем наклонном лобовом листе корпуса появился люк доступа к трансмиссии. Первоначально его крышка открывалась в сторону левого борта, а впоследствии - вверх против хода танка. При этом размеры люка увеличились.

Уже в 1933 году на части танков начали устанавливать радиостанции 71-ТК-1, имевшие поручневые антенны. И если в первый год выпуска однобашенных Т-26 процент радиотанков был невелик (по-видимому, по причине отсутствия необходимого количества радиостанций). то в последующем он составил половину, а затем и превысил количество танков без радиостанций.

В 1934 году была усилена подвеска: толщину рессоры увеличили с 5.5 мм до 6 мм.

Фару, крепившуюся неподвижно на вертикальном лобовом листе подбашенной коробки, перенесли на верхний наклонный лист, сделали откидной и в походном положении закрыли броневым колпаком. Сигнал перенесли с левого борта подбашенной коробки на ее лобовой лист.

С 1935 года на танках устанавливалась 45-мм пушка обр. 1934 г. На этой пушке полуавтоматика механического типа была заменена полуавтоматикой инерционного типа. Последняя работала полностью только при стрельбе бронебойными снарядами; при стрельбе осколочными - как четверть автоматики. т.е. открывание затвора и экстрактирование гильз производились вручную и при вкладывании очередного патрона в камору затвор закрывался автоматически. Это объясняется различными начальными скоростями бронебойного и осколочного снарядов.

Кроме того, пушка обр. 1934 г. отличалась от предыдущей конструкцией противооткатного устройства и подъемного механизма, был усилен клин затвора. проволоку ножного спуска заменили тросом, усилили крепление люльки с маской, внесли еще ряд небольших усовершенствований.







1 - броневой колпак: 2 - кронштейн: 3 - болт крепления в походном положении: 4 - болт крепления в боевой положении: 5 - планка с прорезью: 6 - резиновая прокладка

С 1935 года корпуса и башни танков стали изготавливать с использованием электросварки. Боекомплект пушки уменьшился до 122 выстрелов (у машин с радиостанцией - 82). была увеличена емкость топливного бака. Масса танка возросла до 9,6 т.

В 1936 году ввели съемный резиновый бандаж на опорных катках, изменили натяжной механизм и в нише башни установили второй пулемет ДТ. При этом боекомплект пушки сократился со 136 до 102 выстрелов (на танках без радиостанции), а масса танка возросла до 9,65 т. В 1937 году на части машин стали монтировать зенитные пулеметы ДТ на турельных установках П-40, а позже на более совершенных 56-У322Б. На пушке поставили две фары-прожектора так называемого "боевого света", ввели новое ВКУ-3 и переговорное устройство ТПУ-3. Двигатель форсировали, и его максимальная мощность возросла с 90 до 95 л.с. В 1937 году выпускались только радиотанки, причем с радиостанциями 71-ТК-З.

Боекомплект танков с радиостанцией достиг 147 выстрелов (107 у танков без рации) и 3087 патронов.

Масса танка составила 9,75 т.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: