Дни поминовения усопших в апреле. Родительская суббота: что нельзя делать

4.9 (97.02%) 228 votes

Что делает душа усопшего в течение 9 и 40 дней, как следует молиться о здравии и за упокой душ близких, что говорили святые отцы о такой молитве и как помочь тем, кто не задумывается о своем спасении?

В ответ на накопившиеся вопросы читателей приводим развернутую информацию о грядущих днях особого поминовения усопших – родительских субботах, подборку уместных цитат святых отец от инокини Ливии и сведения о том, как следует молиться о тех, кого лишь условно можно назвать православными людьми.

Искренняя молитва способна растопить даже самый холодный лед…

Поминовение усопших – особенная традиция, свойственная Православию, и отличающая его от многих других религиозных течений, в том числе христианских. Например , декларируя формальное следование своей версии Библии, полностью отвергают поминовение умерших и все связанные с этим ритуалы.

В субботу 2 марта – за неделю до начала Великого поста – перед Мясопустной седмицей (масленичной неделей) для православных установлен день особого почитания памяти усопших.


На службу в пятницу под Вселенскую Родительскую субботу и в саму субботу женщины в храм надевают только темные платки.

Из семи дней в году, предназначенных для усиленного поминовения предков, особняком стоят две Вселенские поминальные субботы : Мясопустная и .

Основной смысл Вселенских (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве о спасении душ всех почивших православных христиан, независимо от их личной близости к нам. Вспомните родителей, пращуров: не пропустите службу и помин!


На Рогожском во время родительских суббот и молебнов всегда оживленно

«И мы были такими же, как вы, и вы будете такими же, как мы»

Так говорят своим посетителям тихие братские усыпальницы в обособленном иноческом государстве на горе Афоне. Для монахов особенно чувствительна, по соответствующему образу жизни, эта неразрывная связь видимого и невидимого мира, когда все внутреннее духовное устремление направленно к восходу в тот будущий невидимый и неведомый мир, который неизбежно встретит каждого из нас и определит свое место на бесконечные веки.


«…В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели. Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще.

В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие. Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу.


Поминальный крест в селе Слободищи, установленный силами Рогожских казаков

Повесть о том святого Макария Великого.

Спрашивал святой Макарий, обретши на своем пути сухой череп нечестивого елина: имеют ли когда во аде некоторую ослабу.

Тот же отвечал ему, многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы. И Григорий многословый молитвою царя Траяна из ада избавил. И богомерзского Феофила Феодора царица святых ради исповедник мужей от муки исхитила.

Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние. Если грешен человек – разрешаются прегрешения, если праведен – большую мзду приемлет.

Поминальная молитва, размещенная Рогожскими казаками на одном из своих поклонных крестов

Говорят святые отцы, что познают в месте светлом души друг друга, всех знают, и тех, кого раньше никогда не видели, как учит о том свт. Иоанн Златоуст, представляя притчу о богатом и Лазаре. Но видят не телесным, а некоторым иным образом и единый имеют все возраст.

Глаголет о том Великий Афанасий:

И до общего Воскресения даровано святым познавать друг друга и веселиться. Грешники же сего лишаются. Ведомо же есть, что в местах отличных души праведных и грешных пребывают. Праведные упованием радуются, грешные же чаянием злых мучатся и печалятся. Но сие только еще отчасти, а не совершенным образом, до общего Воскресения.


Крест, установленный на Рогожском кладбище по проекту атамана Рогожской казачьей станицы в память о всех захороненных на кладбище старообрядцах

Подобает и то знать, что крещенные младенцы, аще так представятся, вечной пищи насладятся, некрещенные же и язычников, ни в Царство, ни в геену не пойдут, но есть им особое место. Как отходит душа от тела, ни единого земного попечения уже не помнит, но лишь о тамошних печется.

Третины по усопшим творим, того ради, что в третий день человек вида своего изменяется.

Девятины потому, что в девятый день все тело растекается, хранится одно лишь сердце.

Сороковой день – когда уже и сердце погибает.


Не стоит бояться смерти, нужно жизнь свою готовить к суду Страшному

В зачатии же так бывает младенцу: в третий день живописуется сердце. В девятый составляется плоть. В сороковой совершенный вид воображается. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком, аминь.» (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).

Наставляя нас к духовному ведению, напоминают святые отцы о том, что единый последний смертный час, как придет, так и определит всю ценность прожитой человеческой жизни. Чтобы готовы были встречать тот час светлым разумом, верою и упованием. Великая восстает тогда брань, на границе вечности.

Знают лукавые духи, что решается ныне первый суд о душе человеческой и со страшной силой нападают они на ту душу, чтобы удержать ее себе. Нет тогда уже времени покаяния тяжким нераскаянным грешником, но ясно обнаружат они, другим на страх и в назидание, все внутренне свое непотребство, от лукавых мыслей и дел, которое хранили они в этой жизни в тайниках лицемерных сердец.


Поминальный крест, установленный Рогожскими казаками, выполненный по авторскому проекту Димитрия Власова

Многие земные деспоты и богохульники умирали в страшных муках и исступлении ума, как, например, Ульянов-Ленин, который, по свидетельству очевидцев, в последние часы никого уже не узнавал и просил прощения в своей комнате у шкафов и стульев, за совершенные преступления.

Про одну известную американскую актрису есть повествование, что, умирая, она велела подать ей самое любимое платье, и так и умерла, вцепившись в него даже зубами непреодолимою железной хваткой.


Рогожское кладбище. Фото диакона Александра Говорова

Другой – еврейский банкир, на глазах у ошарашенных наследников, сумел, с невероятною для последних минут жизни ловкостью и скоростью, извлечь из тайника под собственным матрасом и заглотить драгоценную кладку с алмазами…

Когда же поняли, в чем было дело и попытались принять супротивные меры, последний алмаз был уже погребен у него в утробе. С тем и умер.

Говорят святые отцы, что вся эта жизнь, как долгая дорога, несет человек то, что по ней собирает. Если грехи и страсти – в свое место, добродетели и стремление к совершенству – в свое. Сколько кому и куда не идти, все приходят к одному своему могильному холмику.


Старинный гроб-домовина, который предусмотрительные старообрядцы старались изготовить себе еще при жизни

Никогда нельзя забывать об этом, но, в благочестивом размышлении, вспоминать и думать о непостоянстве нынешнего века, в котором и самый премудрый человек не может точно знать за себя самого – что готовит ему нынешний день или ночь, и не ждет ли его нынче же вечность. Посему еще и узаконили для нас учителя церковные поминальные субботние дни, чтобы мы глядели на них душою, как на зеркало, в котором отражается наша вечная духовная сущность и, памятуя об этом, отступали от всякого греха.

Урал. Поклонный крест в городе Реж на месте старообрядческого кладбища

Как правильно молиться О здравии и За Упокой?

Некоторое время назад на Рогожском состоялся заказной молебен преподобному Паисию Великому. Богослужение возглавил предстоятель РПСЦ высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

В преддвери очередной Родительской субботы мы решили привести несколько важных мыслей о правилах и практике моления в РПСЦ за тех, кто находится в Церкви и вне ее ограды.

Молитва всему голова

Благочестивая традиция заказывать молебны по тому или иному поводу испокон веков присуща православным христианам, однако в последнее время на Рогожском такие дополнительные службы случаются не так часто, как раньше.

Несмотря на то, что богослужение добавляет еще около полутора часов к и без того долгой воскресной службе, всегда находится немало желающих присоединиться и написать записки о здравии (молебнов за упокой не бывает).

Возглавляет молебны сам владыка Корнилий, причем часто является и их организатором. Например, во время постов, особенно Великого, он объявляет молебны почти каждое воскресенье.


Великопостный , организованный по инициативе Митрополита Корнилия

Помимо мирских забот самым большим недостатком сложившейся практики в Москве является отсутствие информации о таких молебнах заранее. Самые активные прихожане слышат о планах посредством сарафанного радио утром, а некоторые – уже после проповеди владыки. Какому святому и по какому поводу состоится богослужение – обычно сразу обрастает взаимоисключающими версиями… В итоге далеко не все присутствующие на Литургии знают, что сразу после службы представится хорошая возможность сугубо помолиться за свою родню, а значит – не стоит спешить уходить из храма.


Проповедь Митрополита Корнилия после молебна с пожеланием усерднее молиться о мире на Земле

Преподобныи отче Паисие Великий, моли Бога о нас!

В данном случае повод задержаться оказался очень серьезный: был заказан молебен преподобному Паисию Великому , который имеет от Бога благодать облегчать загробную участь православных христиан, умерших без покаяния. Ему же особо молятся и за тех, кто был крещен в православной вере, но по тем или иным причинам удаляется от посещения богослужений и исповеди.


Большой образ преподобного Паисия Великого украшает свод северного фасада

Молитесь о вразумлении прогульщиков

Беглый опрос присутствовавших в храме показал, что люди хорошо знают о всевозможных запретах и ограничениях в отношении лиц, которых мы вправе указать в записках о здравии и за упокой, однако далеко не все помнят о своих «правах». Напоминаем теперь и читателям «Старообрядческой мысли»: в Церкви существует законный способ молитвы и за тех, кто не ходит в храм.

Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-5 февраля 2015 года, напомнил в своем постановлении о древней святоотеческой практике, согласно которой старообрядцам не возбраняется совершать молебны о здравии в том числе инославных и отлученных. Помимо домашней молитвы для этого предназначены заказные молебны.

О церковной молитве за инославных и отлученных

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Материал по теме



Торжество Радуницы или родительский день — духовное празднество поминок покойников, уходящий своими истоками в первобытные языческие времена. Православная религия поддержала эту традицию и занесла ее в перечень православных христианских праздничных дней. В соответствии церковным статутом данное празднество справляется на девятые сутки после Воскресения Христова во второй день Фоминой седмицы. Это 1-ый рабочий день после Ясной Пасхальной седмицы. В случае если на этот день случается то или иное торжество, то празднование Радуницы переносится на последующий день. Таким образом, подобным способом возможно установить дату празднования Радуницы в 2017 году. Воскресение Христово в России в 2017 году празднуется 16 апреля. Отсчитываем девять суток и получаем, что празднование родительского дня будет происходить 25 апреля 2017 года .

ИСТОРИЯ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ДНЯ.

Эти торжества совершались у славян еще в давние времена. Сначала само название Радоницы (радоницы, тризны) относилось к божествам, воплощавших почитание мертвых, охранительницам душ скончавшихся пращуров. Радоницам приносились жертвоприношения, в их честь устраивались изобильные торжества и возлияния на погребальных холмах, чтобы умерший мог оценить то почтение, с которым к нему относились оставшиеся в живых. С течением времени термин “тризна” стал означать помины, а “радоница” — весеннее поминовение умерших. Данный обычай был воспринят Русской Православной Церковью. Слово «радоница» исходит от сочетания слов «радость» и «род». Торжество это занимает заметное место сразу после празднования Светлой пасхальной недели и обязывает православных верующих не очень предаваться печали по ушедшим в мир иной, а возрадоваться их вечной жизни вместе с Господом Богом. Весь христианский мир празднует Христово Воскресение, его торжество над земной смертью, а затем, через девять суток, верующие отмечают возрождение к новой жизни своих предков, родных и близких, поминая их в особый день – Радуницу. Смерть в христианстве связана с вечностью, души не имеют срока, они живут вечно на небесах и радуются за живых людей. Возрождение Христа, как символ победы жизни над смертью, вытесняет грусть о расставании с близкими.

“На радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут”, то есть занимаются различными видами работ, навещают места захоронения и развлекаются вечером. Это торжество давно стало светским днем памяти, в отличие от церковных родительских суббот.

Кладбища – это освященная церковью территория, где находятся покойники в ожидании предстоящего воскресения. По обычаям и законам языческих государств и народов места захоронения считали священными и неприкосновенными, за надругательством над которыми полагались различные виды наказания. Из давних языческих времен сохранилась традиция отмечать место захоронения насыпанием над ним холма. В развитие этого обычая, христианская Церковь украшает могильный холмик победным знамением нашего спасения – крестом, изображенным на намогильной плите или установленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

В году всего восемь родительских дней и семь из них приходятся на субботы и называются родительскими субботами. Радуница 2017 — самый важный из них для каждого православного христианина. Он напоминает нам о необходимости заботиться о душах наших предков. Считается, что это день радости, потому что умершие уходят в новую вечную жизнь. Обычай поминать усопших не отмечен особым последованием в Уставе. Основывается он на том, что в Фомину неделю вспоминается сошествие Христа в ад и с понедельника Фоминой недели Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших — живые радуются благой вести о Воскрешении с мертвыми. Нужно обязательно знать дату родительского дня, чтобы воспользоваться возможностью вспомнить своих умерших родных, близких и знакомых, помянуть их, посетить кладбища, на которых они похоронены и прибраться на могилках.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ 2017?

Довольно значительное количество людей посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи . Многие, к сожалению, придерживаются традиции сопровождать посещения умерших неумеренным потреблением алкогольных напитков. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать покойников. Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, входит в противоречие с богослужебным уставом Церкви на том основании, что нельзя допускать смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

В тоже время на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах умерших, куда приносят пасхальные куличи, крашеные яйца и другие пасхальные яства. Количество блюд по традиции должно быть нечетным. Там совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищим в виде подаяния на помин души. На кладбище происходит реальное, живое бытовое общение с умершими. С ними делятся радостями и горестями происшедшими с момента последнего посещения кладбища. Кроме того, придя на кладбище в родительский день, нужно зажечь свечку и усиленно помолиться. Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего. Церковь осуждает некоторые народные обычаи, происходящие в этот день. Не нужно пить и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм – эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным. Но несмотря на это многие люди, как и их предки, приходят на кладбище, чтобы самому пригубить и покойнику налить.

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду.

В некоторых регионах Российской Федерации Радоница была днем домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбищах было не принято. Так на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии готовили баню для мертвых, оставляя для них воду с веником, чистое белье, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню. А на утро на золе, рассыпанной на полу искали следы умерших.

Также в этот день сложилась традиция “окликания дождя”. Дети несложными заклинаниями вызывали первый весенний дождь..Народные приметы утверждают, что не было ни одного радоницкого вторника, в который не капнуло бы несколько капель дождя. Если после заклинаний начинался дождь, то все начинали умываться “небесной водицей”, которая должна принести счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки должны умыться дождевой водой через золотые и серебряные кольца. По народным верованиям это надолго сохраняло красоту и молодость.

ТРАДИЦИИ НА РАДОНИЦУ.

Изначально этот замечательный праздник отмечался на каком-либо возвышении, оттого и название Красная горка. Для гулянья жители еще до рассвета собирались всей деревней, чтобы почтить главное божество - Ярило. На этом же месте и устраивали веселые праздництва с богатым столом и множеством различных развлечений и игр. А как только появлялось солнце, то всей деревней кричали: «Слава Яриле! Здравствуй, красное солнышко!»

Также было принято раньше зазывать весну. В разных деревнях то и дело можно было услышать: «Приди к нам весна! Со радостью, со милостью! Со рожью зернистую, со овсом кучерявым, с ячменем усатым …». Многие верили, что если этого не сделать, то урожай будет скудным и небогатым.

Находили время и для того, чтобы сходить на кладбище к усопшим родственникам. Как и сегодня, народ нес много яст и вареные куриные яйца. Однако наши предки не просто подкладывали их под могилу. Для начала они его били о могилку, после чего очищали и скорлупу закапывали в землю, а само яйцо отдавали бедным.

Стоит отметить, что раньше Радоницу отмечали не один день, посему гуляли всем селом, приглашая в гости к себе и другие деревни. Обязательно всех угощали традиционными для этого дня блюдами - яичницей, блинами, караваями, различными пирогами, в общем всем, что было в форме круга. Обязательным развлечением в этот день было катание яйца с горы. У кого дольше всех прокатится яйцо и не разобьется, тот и будет всех счастливей на все село.

Красная горка еще была праздником любви, а все потому, что это тот праздник, когда собиралось много молодежи и не только с одной деревни, иногда даже с нескольких сел. Молодые люди присматривались друг другу, знакомились, а некоторые в игровой и шутливой форме признавались в любви или симпатии. Поэтому Радоница всегда была праздником зарождения любви и крепкой семьи. Девушки же к этому празднику готовились особенно - наряжались в новую красивую одежду, плели косы и вплетали в них цветы или даже венки с лентами. А вот оставаться дома в Радоницу считалось плохой приметой, кроме того, молодежь в таком случае не упускала возможности поглумиться над таким человеком и придумать различные смешные прозвища. Многие верили, что тот, кто останется в этот день дома, обязательно в грядущем году будет несчастен.

Замужние и взрослые женщины старались в этот день приготовить как можно больше еды, чтобы часть отложить для храмов, а другую часть отдать нищим. Многие верили, что это может принести удачу в грядущем году.

Еще Красная горка всегда считалась самым удачным днем для свадьбы и совсем не из-за приметы или суеверий, а потому, что свадьбы зависели от посевного сезона. Поэтому отмечали их или ранней весной или поздней осенью до сбора урожая. Возможно из-за этого часто можно услышать, что Радоница - Девичий день.

А для тех, кто в этот праздник посватался, был отдельный обычай. Для этого всей молодежью в селе собирались и отправлялись толпой к дому, где отмечали сватанье. Под домом они пели песни, а иногда даже показывали представления, за что их угощали вкусными блюдами со стола. А девушку и парня, которые были сосватаны, называли «вьюница» и «вьюнец».

Так как дождь на Радоницу была хорошей приметой, то его старались вызвать. Для этого дети на улице его окликали: «Поливай, дождь, на бабью рожь, на дедову пшеницу, на девичий лён поливай ведром». Или: «Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!».

Если все же начинался дождь, то весь народ выходил на улицу и умывался этой водой на счастье, а девица обязательно брала с собой серебряные кольца и через них также умывалась.

ПРИМЕТЫ НА РАДОНИЦУ 2017.

Плохой приметой полагалось, если в этот день не прийти на могилку к родным. Считали, что и этого человека никто не помянет и не вспомнит после смерти.

Ни в коем случае нельзя было раньше начинать какие-либо работы на огороде. Считалось, что это может привести к засухе, неурожаю и смерти одного из близких.

Нехорошей приметой был и дождь до обеда, после которого вечером дует ветер. В таком случае считалось, что предки не довольны тем, что о них забыли и не приходят на могилки. А вот если в Радоницу просто идет дождь, а ветра нет, то это к счастью в доме и к богатому урожаю.

Та хозяйка, которая первая приготовит праздничную трапезу, первая будет и собирать жатву, при чем урожай у неё будет богаче, чем у остальных.

Также наши предки верили, что та семья, которая первая придет на кладбище будет самой счастливой в году, а даже возможно, получит особенную мудрость, которая поможет в решении многих проблем.

ГАДАНИЯ НА РАДОНИЦУ 2017.

Гадания на Радоницу 2017. На Радоницу незамужние девушки собирались вместе и гадали. При этом необходимо отметить, что на Радоницу не было четко установленных ритуалов, как правило девушки применяли те гадания, которые использовались на все святки. Например, девушки пытались узнать судьбу с помощью книги.

Весной женщины плели венки из березовых веток, а потом шли к реке, чтобы пустить его на воду. Полагали, что куда поплывет венок, оттуда жених и придет. В случае, если он задерживался у берега, то в этом году замужества не будет, если же венок тонул, то предполагали что быть беде. Многие девицы верили, что в таком случае в скором времени она умрет.

Одним из самых распространенных гаданий было гадание на березовой ветке. Незамужние девушки отправлялись в рощу и срывали одну веточку. Затем перед сном клали её под подушку. Кто в эту ночь придет во сне, тот и будет её жених.

Видео: родительский день 2017.

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Родительские субботы в 2017 году проходят по православному календарю. Ближайший день поминания предков совсем скоро - 25 апреля 2017 года.

Родительские субботы в 2017 году какого числа

Самая крайняя Родительская суббота будет совсем скоро. Это Радоница, отмечаемая 25 апреля. Этот день хоть и не выпадает на субботу, но православной церковью включен в число особых дней для поминания предков. Всего в 2017 году восемь Родительских суббот.

Радоница все-таки стоит особняком от остальных дней. Особенностью этого праздника является то, что он не только отмечается во вторник, но и по сути является главным поминальным днем усопших в году.

Точная дата за Радоницей не закреплена. Она отмечается на девятый день после Пасхи. Или первый вторник после Красной горки (Фомина воскресенья). Точные даты поминовения объясняет календарь православных Родительских суббот.

После Радоницы следующим поминальным днем считается 9 мая. Он не переносится, дата является постоянной. Это день поминовения погибших воинов.

Какого числа Родительский день в 2019 году, дату главного поминального дня усопших Радоница (Родительская) просто определить по православному церковному календарю 2019. 7 мая Радоница – число поминального праздника, когда православные христиане отметят особый поминальный день – Родительская или Родительский день 2019.

Число, когда Радоница 2019, можно рассчитать самостоятельно, если известна дата Пасхи в этом году. Отсчёт производится от числа празднования Великого церковного праздника – Светлого Христова Воскресения. празднуется 28 апреля. Отсчитав от известной даты 9 дней, можно узнать какого числа будет Родительский день в 2019 году.

Радоница или Радуница – православный весенний праздник, именуемый ещё Родительским днём. В 2019 году, как в предыдущих и последующих годах, это важное событие для православных христиан относится к переходящим праздникам, в церковном календаре праздник входит в число Родительских суббот. Родительских дней в каждом календарном году восемь, семь из восьми отмечаются в субботние дни, отсюда и название – Родительская суббота.

Разгадамус считает познавательным. Родительская суббота, именуемая в православной церкви Вселенской панихидой – это субботние дни, когда в церквях совершается особое богослужение, называемое Вселенское, священнослужители проводят его в память усопших. Суббота в переводе с иврита означает дни покоя, умиротворения, субботний день своим значением больше остальных дней недели подходит для чтения молитвы об упокоении умерших. Родительская суббота – день, когда совершается поминовение почивших, – получила своё название в память об усопших родителях, близких родственников, живших на земле.

Родительский день или Радоница – день светлой памяти, грустный, памятный и одновременно радостный праздник. Радость в этот день выражают за усопших, за их переход в вечную жизнь. Обретение вечной жизни для умерших является смыслом Родительской субботы, основным значением поминального дня Радоница.

Когда поминальный Родительский день в 2019 году у православных: 7 мая

Гороскоп на каждый день

1 ч. назад

Радоница числа своего не имеет, дата празднования из года в год меняется, но вторник – это день недели, который остаётся неизменным. В 2019 году во вторник 7 мая – день, когда отмечается самый главный поминальный день, самый важный Родительский день у православных – Радоница.

Поминальные дни чтит большинство христиан; чтобы вовремя помянуть родителей, близких и родных, которые ещё совсем недавно были в числе живых, существуют отведённые в даты. Знать числа поминальных дней, даты Родительских суббот – святая обязанность каждого христианина для того, чтобы вовремя отдать почесть, вспомнить и помянуть души умерших.

Родительские субботы в 2019 году и поминальные дни

  • 2 марта 2019 – Вселенская мясопустная суббота
  • 23 марта 2019 – Вторая поминальная Родительская суббота
  • 30 марта 2019 – Третья поминальная Родительская суббота
  • 6 апреля 2019 – Четвёртая поминальная Родительская суббота
  • 7 мая 2019 – Радоница (Радуница) – выпадает на вторник
  • 9 мая 2019 – Поминальный день о погибших воинах – во вторник
  • 15 июня 2019 года – Троицкая поминальная суббота
  • 2 ноября 2019 года – Дмитриевская суббота

Православная Радоница: история и традиции

Слово Радоница образовалось от слова род, позже православие нашло связь праздника со значением радость. Праздник Радуница – от слова радоваться – символизирует радость Воскрешения Христа и с каждым годом приближающееся всеобщее воскресение из мёртвых.

История праздника уходит в древние времена. Весной у славян издавна было принято поминать умерших. Устраивались шумные гуляния с жертвоприношениями. Радуницам – божествам, охраняющим души погребённых, – древний народ приносил жертвы, чтобы наступающим год был урожайным, принёс достаток всем нуждающимся.

Церковь сохранила христианские традиции предков по сей день. Из года в год православные празднуют Великую победу Создателя над смертью, отмечают Воскрешение Христа, дарованную Им вечную жизнь. Через 9 дней после знаменательного события по православным традициям верующие вспоминают своих родителей, отмечают рождение вечной жизни близких, поминают умерших в светлый день – Радоницу или особый поминальный день в церкви, на кладбищах.

Что нужно делать в Родительский день, как поминать правильно почивших

Так сложилось, что народ и церковь по-разному относятся к поминальным дням. Пришедшие из древности языческие ритуалы, к сожалению, сохранились до наших дней. В Родительский день с крашеными яйцами, пасхальными куличами, алкогольными напитками, мясными блюдами люди длинной вереницей идут на могилы почивших родственников. На кладбище пьют водку, закусывают принесённой едой, оставляя остатки пищи на могилках для усопших, чтобы их души смогли присоединиться к праздничной семейной трапезе.

Церковь не согласна с подобной традицией и учит прихожан, как правильно поминать усопших в главный Родительский день, что нужно делать, чтобы, согласно церковным правилам, отдать почесть необходимую почившим. Родственники, отошедшие в иной мир, нуждаются в молитве об усопших душах. Водка, крашеные яйца и не заменят слова , произнесённые на могиле.

После молитвы, церковь рекомендует прибрать могилку – особый ритуал, означающий по церковным канонам обязательное приготовление к воскрешению души. Верующие, соблюдающие православные традиции, приглашают священника на могилы для совершения молебна, зажигают свечи за упокой почивших с миром душ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: