Десантирование внутри техники: как всё начиналось. Десантирование внутри техники: как все начиналось Войска дяди Васи

Сейчас образцы новой разведывательной машины химической разведки проходят копровые испытания. Новая техника будет обладать специальными средствами для оперативного обнаружения биологических угроз 27 Ноябрь 2015, 12:06

Новая боевая машина РХМ-5М для подразделений радиационной химической и биологической защиты (РХБЗ) ВДВ проходит испытания на способность к десантированию, сообщил представитель управления пресс-службы Минобороны РФ по Воздушно-десантным войскам (ВДВ) подполковник Евгений Мешков.

"В настоящее время изготовленные образцы новой разведывательной машины химической разведки для ВДВ проходят копровые испытания. Испытания проводятся с целью выяснения способности к десантированию новейшей боевой техники на специальных многокупольных системах со всеми имеющимися приборами и экипажем на борту", - сказал Мешков.

Отмечается, что новая боевая техника наряду с дистанционным определением уровня зараженности различных объектов и уникальными свойствами по противодействию системам наведения высокоточного оружия будет обладать специальными (в том числе техническими) средствами для оперативного обнаружения биологических угроз.

Также боевая машина способна передавать все полученные данные о радиационной, химической и неспецифической биологической обстановке в автоматическом режиме.

Разведывательная химическая машина РХМ-5 («Повозка Д-1»)

Машина химической разведки, предназначенная для ВДВ, была создана специалистами ООО «Волгоградская машиностроительная компания ВГТЗ» еще в 2002 году. Предприятие, которое специализируется на разработке и производстве боевых машин десанта, создало РХМ-5 «Повозка Д-1» («объект 958» с пятью односкатными катками на борт) на базе БМД-3 («объект 950»). Фотографии опытного образца данной машины можно было встретить на страницах тематических военных изданий. Создание такой машины именно на базе БМД-3 было логически правильным решением, так как войска нуждались в технике на унифицированном шасси. Масса новой машины и ее ходовые характеристики остались теми же, что и у базовой БМД-3. Производство РХМ-5 было начато на базе ЗАО «Завод Тула» в 2009 году. На тот момент времени новинка отечественной оборонки выгодно отличалась наличием дистанционно управляемой 7,62-мм пулеметной установки, которую можно было отнести к «революционным» для российской боевой техники решениям.

Несмотря на то, что выпуск РХМ-5 «Повозка Д-1» был начат в 2009 году, данная боевая машина была нечастым гостем больших военных выставок. Одной из первых публичных демонстраций машины стал военно-технический форум «Армия-2015», который прошел в Подмосковье в июне текущего года. При этом данный экземпляр российской бронетехники несколько «потерялся» на фоне других более раскрученных экспонатов военно-технического форума. Хотя, по мнению многих российских военных экспертов, «Повозка Д-1» - это по-настоящему уникальная боевая машина, ничего похожего не существует больше ни в одной армии мира.

По информации сайта производителя, РХМ-5 «Повозка Д-1» предназначена для осуществления радиационной, химической и неспецифической биологической разведки, а также обеспечения передачи данных разведки в автоматизированную систему управления войсками в случае применения противником оружия массового поражения в сложных метеорологических и топографических условиях, а также в ночных условиях. Машина в состоянии успешно преодолевать искусственные и водные преграды. Применение разведывательной химической машины позволяет в реальном масштабе времени получать разведывательную информацию о радиационной/химической/биологической и метеорологической обстановке с ее отображением на карте в машине разведки, а также в пункте приема информации. Благодаря РХМ-5, командование получает возможность осуществлять контроль за выполнением задач подчиненными расчетами и оперативно уточнять задачи в зависимости от изменяющейся обстановки. Десантники из состава расчета машины при ведении наблюдения в районе расположения своих частей в состоянии контролировать химическую обстановку в радиусе до 6 километров и своевременно оповестить войска о применении химоружия.


В отделении управления, расположенном по оси боевой машины, находится место механика-водителя, в среднем отделении (в неподвижной рубке) располагаются места старшего химика (слева) и командира машины (справа и чуть позади). Многогранная сварная бронированная рубка с плоской крышей приварена к корпусу и возвышается над его крышей на 340-350 мм. В рубке имеются выходные и заборные отверстия, предназначенные для взятия аэрозольных и воздушных проб из атмосферы. Они связаны через трубки и электровоздушные клапаны с приборами радиационной, химической и биологической разведки, которые собраны в специальной стойке приборной секции, находящейся за сидениями боевого расчета РХМ-5.

В сварной бронерубке также размещены комплекты отбора проб и знаков ограждения, емкости для хранения питьевой воды, в правой бортовой нише установлена ФВУ (фильтровентиляционная установка). На борту РХМ-5 «Повозка Д-1» есть система специальной защиты при ядерном взрыве, которая обеспечивает автоматическую герметизацию корпуса и отключение основных цепей питания и силовой установки на время прохождения ударной волны взрыва. С учетом возможной работы в условиях радиоактивного заражения местности на полу отделения управления РХМ-5 и среднего отделения под ногами членов расчета находятся защитные стальные противорадиационные экраны толщиной 10 мм. При движении по зараженной местности герметизация обитаемых отделений машины сохраняется. При этом моторно-трансмиссионное отделение остается открытым, двигатель работает, и боевая машина может броском попытаться преодолеть зараженный участок местности. В отделении управления с правой стороны от механика-водителя хранятся баллоны танкового дегазационного комплекта, которые предназначены для частичной дегазации шасси боевой машины. Помимо штатной радиостанции, как и на базовой машине, РХМ-5 «Повозка Д-1» оборудована дополнительным радиоприемником, находящимся в рубке. Имеющаяся система подогрева воздуха в состоянии облегчить работу боевого расчета в холодное время года.


Благодаря имеющемуся на борту оборудованию, РХМ-5 обеспечивает экипажу высокую защищенность от последствий использования противником оружия массового поражения. Так как данная машина изначально создавалась для ВДВ, она приспособлена к десантированию с военно-транспортных самолетов с использованием многокупольных и реактивных парашютных систем. Возможно десантирование с находящимся внутри боевой машины экипажем. РХМ-5 оснащена современными средствами ведения РХБ-разведки, включая газосигнализаторы и измерители мощности дозы (ИМД), а также спутниковой системой навигации ГЛОНАСС, которая значительно облегчает процесс ориентирования экипажа на местности в сложных топографических условиях. Помимо этого, на борту машины имеются современные средства обработки и передачи данных, установки запуска сигналов химической тревоги и радиостанции.

Для самообороны на вращающейся командирской башенке на крыше рубки установлена пулеметная установка калибра 7,62-мм с дистанционным управлением и внешним питанием. Курсовые установки с машины были убраны, но сохранились амбразуры в правом борту и кормовом десантном люке корпуса. По бортам рубки были смонтированы 6 дымовых гранатометов «Туча».

Внутреннее пространство машины условно делится на три отделения. В носовой части корпуса расположено так называемое «переднее отделение», в котором оборудованы рабочие места механика-водителя (в центре, по оси машины), гранатометчика (наводчика АГС-17 у левого борта) и у правого борта – пулеметчика. Обязанности наводчика АГС-17 при размещении в машине исполняет стрелок-помощник гранатометчика, пулеметчика – штатный пулеметчик парашютно-десантного отделения с пулеметом РПКС74. Над каждым рабочим местом имеется свой люк с крышкой.

Перед люком механика-водителя установлены три перископических прибора наблюдения ТНПО-170А. Приборами ТНПО-170А в дополнение к прибору-прицелу оснащены и рабочие места гранатометчика и пулеметчика (соответственно, в правом и левом бортах). Сиденье механика-водителя регулируется по положению вдоль оси машины и по вертикали, позволяя занимать механику-водителю два положения – по-боевому и по-походному. В последнем случае на люк (открывался смещением крышки вправо на 180°) может устанавливаться защитный колпак с обогреваемыми (для холодного времени года) окнами, стеклоочистителем и откидным тентом.

Для управления машиной механик-водитель пользуется не рычагами, а поворотным штурвалом, на котором смонтированы пульт сигнализации, рычаги переключения передач и реверса. На пульт сигнализации выведена наиболее необходимая световая сигнализация состояния систем двигателя и трансмиссии (лампочки контроля: состояния гидротрансформатора, наличия давления рабочей жидкости в тормозах синхронизатора МПП, положения дорожной сигнализации; табло световых сигналов предельных температур и давлений рабочих жидкостей в системах двигателя и трансмиссии; табло сигнализации включения реверса), а также управления системами машины. На рабочем месте механика-водителя установлены педали тормоза и подачи топлива, пульт водителя, рычаг сектора ручной подачи топлива. Тяги приводов управления проходят по днищу корпуса машины.

На верхнем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем расположен гирополукомпас ГПК-59, справа – регулятор температуры обогрева приборов наблюдения, релейная коробка, кран-дозатор воздушно-жидкостной очистки центрального прибора наблюдения. При вождении машины в ночных условиях вместо среднего смотрового прибора ТНПО-170 устанавливается ночной перископический бинокулярный прибор наблюдения ТВНЕ-4Б (с активно-пассивным режимом работы), который имеет угол поля зрения в вертикальной плоскости 33° и в горизонтальной плоскости – 36°. Для увеличения дальности видения используется фара ФГ-125 с инфракрасным фильтром.

По отзывам, управлять БМД-3 в целом значительно легче, чем БМД-1 и БМД-2.

За перегородкой, ограничивающей переднее отделение (на перегородке имеются укладки для личного оружия, личного табельного имущества и запасных частей), находится боевое отделение. Боевое отделение располагается в средней части БМД и занимает башню и подбашенное пространство. Сзади оно ограничено перегородкой, за которой размещено моторно-трансмиссионное отделение (МТО).

В башне установлено основное вооружение машины и оборудованы рабочие места командира (справа от пушки) и наводчика-оператора (слева). Для удобства их работы установлен подвесной пол башни, который вращается вместе с ней. На подвесном полу размещается часть узлов и агрегатов боевого отделения, также к нему крепятся сиденья наводчика-оператора и командира, рукава подачи системы питания, магазин пулемета и звеньесборник.

Регулируемые по высоте сиденья командира и наводчика-оператора незначительно отличаются по конструкции. В частности, сиденье наводчика-оператора оснащено специальным ремнем, используемым в качестве дополнительной опоры при работе с пусковой установкой ПТУР.

Над сиденьем командира в крыше башни находится командирская башенка, связанная механизмом поворота основания люка с погоном башни. В башенке установлены прибор ночного видения ТКН-3МБ (имеет дальномерную шкалу для определения расстояния до цели) с осветителем ОУ-3ГА-2, приборы наблюдения ТНПО-170А и ТНПТ-1.

Наводчик-оператор для наблюдения пользуется тремя дневными призменными приборами ТНПО-170А и прибором ТНПТ-1 с большими углами обзора в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

За башней, перед перегородкой размещены места стрелка-гранатометчика (у правого борта) и старшего стрелка (у левого борта). Для наблюдения и стрельбы рабочие места десантников, размещенных у бортов, оснащены призменными приборами ТНПО-170А. Для посадки и высадки десанта служит прямоугольный кормовой люк с большой крышкой. Петли крышки (для облегчения ее открывания и предотвращения резкого падения при закрывании) оснащены пучковыми торсионами.

В МТО (в кормовой части корпуса машины) расположены двигатель и трансмиссия с обслуживающими их системами, и два водометных движителя. Также в МТО установлены: по правому борту – правый топливный бак, воздухозаборное устройство фильтро-вентиляционной установки, двигателя и вентилятора обдува компрессора, бак гидросистемы ходовой части; по левому борту – левый топливный бак, масляный бак с маслозакачивающим насосом и подогреватель. Кроме того, имеются две пневморессоры, водооткачивающий насос с электроприводом, термодатчики и распылители системы ППО, контактные свечи систем откачки воды из корпуса. Сверху МТО закрывается съемными листами и баком-крышей, расположенным над двигателем. На съемных листах крыши установлены решетки для предотвращения соскальзывания ног десантников при посадке и высадке. В кормовой части МТО находятся короба эжекторов, в которых размещены глушители, эжектор отсоса пыли, масляные и водяные радиаторы.

В башне БМД-3, унифицированной с башней БМП-2, размещаются 30-мм автоматическая пушка 2А42 (высота линии огня при рабочем клиренсе машины составляет 1996 мм), спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, пусковая установка противотанкового комплекса (ПТРК) 9П135М для противотанковых ракет (ПТУР) 9М113 (9М113М). Пушка 2А42 имеет газовый двигатель автоматики и два темпа стрельбы: малый – 200–300 и большой – 550 выстр./мин. Запирание канала ствола – поворотом затвора. Для уменьшения действия отдачи на установку ствол амортизирован и при выстреле откатывается на расстояние 30–35 мм.

Наводка пушки и спаренного пулемета в цель осуществляется от пультов управления стабилизатором пушки наводчика-оператора и командира. На БМД-3 используется электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э36-4. Предусмотрены два основных режима работы 2Э36-4: «АВТОМАТ» и «ПОЛУАВТОМАТ». Режим «АВТОМАТ» задействуется для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и наводка спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях со скоростью от 0,07 до 6 град./с. Режим «полуавтомат» является основным при стрельбе из спаренной установки по воздушным целям. В этом режиме также обеспечивается стабилизация и стабилизированная наводка спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, но с меньшей точностью стабилизации и с большими скоростями. Перебросочные скорости в горизонтальной плоскости – 30, в вертикальной плоскости – 35 град./с. Предусмотрено командирское целеуказание от кнопки прибора ТКН-3МБ, установленного в командирской башенке: при нажатии кнопки производится разворот башни в направлении цели. Наряду с электромеханическим имеется ручной привод управления. При работе с ручным приводом обеспечивается угол склонения -5°, угол возвышения +75°. При работе в автоматическом и полуавтоматическом режимах эти углы составляют -4° и +74° соответственно.

Вращение башни осуществляется с помощью механизм поворота – вручную или от электропривода. С механизмом поворота связан азимутальный указатель азимута, позволяющий отсчитывать и указывать горизонтальные углы поворота башни относительно продольной оси машины. Имеется стопор башни.

При стрельбе из пушки наводчик использует бинокулярный перископический комбинированный прицел БПК-2-42. Дневная ветвь этого прибора имеет поле зрения 10° при кратности увеличения не менее 6х, у ночной ветви эти параметры составляют, соответственно, 6,6° и 5,5х. Дальность видения бортовой проекции основного танка ночью при нормальной прозрачности атмосферы – до 700 мв пассивном и до 800 мв активном режиме. У командира, кроме уже упомянутого комбинированного перископического прибора ТКН-3МБ, установлен монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения 1,2х и 4х и углами поля зрения 49° и 14°, предназначенный для поиска воздушных целей и наведения на них пушки (при стрельбе с места), поиска наземных целей и наведения на них пушки и спаренного пулемета при стрельбе с места и с ходу.

Открытие огня осуществляется спуском затворной рамы с шептала спускового механизма дистанционно, с помощью электроспуска. Электроспуск производится нажатием кнопки на пульте управления наводчика-оператора (или на пульте командира, если управление вооружением переключено на командира). Рычаг дублирующего (ручного) спуска находится на рукоятке подъемного механизма. Питание пушки – раздельное, двухленточное; перезаряжание – ручное и пиротехническое.

В боекомплект пушки входят 500 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующим (БТ), осколочно-фугасно-зажигательным (ОФЗ) и осколочно-трассирующим (ОТ) снарядами. Начальные скорости снарядов составляют: БТ – 970 м/с, ОФЗ и ОТ – 960 м/с. Боекомплект пушки позволяет вести борьбу с легкобронированными целями (на дальности до 1500 м), небронированной техникой, установками ПТУР, открытой живой силой противника, а также с дозвуковыми воздушными целями. Выстрелы к пушке снаряжаются в две ленты, размещенные в магазине и механизме подвода питания. Лента на 160 выстрелов с БТ снарядами укладывается в правый отсек, лента на 340 выстрелов с ОФЗ и ОТ снарядами – в левый отсек магазина. Система питания включает раздаточную коробку с механизмом подтяга лент. Прицельные дальности стрельбы по наземным целям в дневное время БТ снарядом составляют 2000 м, а ОФЗ и ОТ снарядами –4000 м. Ночью наибольшая прицельная дальность при использовании прожектора ОУ-5-1 достигает 800 м. Наклонная дальность стрельбы по воздушным целям, летящим на высотах не более 2000 м с дозвуковыми скоростями, –2300 м. Выброс стреляных гильз от пушечных выстрелов производится наружу. Для сбора звеньев лент при стрельбе из пушки служит звеньесборник.

Спаренный с пушкой пулемет ПКТ имеет ленточное питание (в ленте 2000 патронов) и боевую скорострельность 250 выстр./мин, снабжен электроспуском, установка пулемета включает амортизатор и механизм ручной перезарядки.

ПТРК 9П135М предназначен для борьбы с танками и другими бронированными целями. Он может использоваться также против зависших вертолетов, легких полевых сооружений и огневых точек противника. Комплекс включает ПТУР и пусковую установку (ПУ) 9П135М1. ПТУР 9М113 («Конкурс») и 9М113М («Конкурс-М») размещены в транспортно-пусковых контейнерах с вышибной двигательной установкой, имеют полуавтоматическую систему управления с передачей команд управления по проводам, твердотопливный разгонно-маршевый двигатель, аэродинамические рули, кумулятивную боевую часть. ПУ монтируется на крыше башни между люками командира и наводчика-оператора, состоит из наземной аппаратуры управления с прибором наведения 9Ш119М1, закрытого броневым колпаком, направляющей, погонного устройства, приводов наведения и кнопки «ПУСК». ПУ обеспечивает горизонтальный угол наведения поворотом башни (360°), угол возвышения +15°, угол склонения -5°. Масса ПТУР – 23,8 кг. Дальность стрельбы ракетой 9М113 – от 75 до 4000 м. ПТРК может использоваться и для стрельбы с грунта, для чего в боевом отделении у перегородки МТО располагаются треножный станок 9П56М и вьюк комплекта 9К111.

Необходимо отметить, что в БМД-3 может также размещаться дополнительный боекомплект из 360 выстрелов к пушке (БТ, ОФЗ и ОТ выстрелы) и двух ПТУР. Поскольку дополнительный боекомплект не учитывается в боевой массе машины, то ее десантирование в этом случае производится только с тремя членами боевого расчета (командир, механик-водитель, наводчик-оператор).

В состав дополнительного оружия входят 5,45-мм пулемет РПКС74 (размещается в лобовом листе корпуса справа в шаровой установке) и 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 (слева в лобовом листе корпуса), что явилось существенным новшеством по сравнению с БМД-1 и БМД-2. С его помощью была решена давняя проблема использования ручного пулемета, имевшегося в парашютно-десантном отделении, для стрельбы из машины. РПКС74 является личным оружием члена боевого расчета, поэтому он применяется как для стрельбы из машины, так и вне ее. Стрельба из пулемета ведется патронами как с обыкновенными, так и трассирующими пулями, снаряженными в магазины емкостью по 45 патронов (в боекомплекте пять магазинов). Боевая скорострельность пулемета – до 150 выстр./мин, эффективная дальность стрельба из пулемета по легким наземным целям – до 600 м.

Введение автоматического гранатомета придало БМД-3 новые возможности по поражению живой силы противника – как открыто расположенной, так и в укрытиях открытого типа. Это увеличило огневые возможности машины на пересеченной местности, в населенных пунктах и т.п. АГС-17 имеет боекомплект 290 выстрелов, ленточное питание и скорострельность 350–450 выстр./мин – при автоматическом огне и 50–100 выстр./мин – при стрельбе одиночными выстрелами. Огонь ведется короткими (до пяти выстрелов) и длинными (до десяти выстрелов) очередями. Предельная дальность стрельбы –1700 м.

Таким образом, борьбу с открытой живой силой на больших дальностях (до 4000 м) может вести пушка 2А42, на средних (до 1300 м) – спаренный ПКТ, на малых (до 800 м) – курсовой РПКС74 и оружие десанта, на малых дальностях и за укрытиями – АГС-17. Гранатомет АГС-17 также может сниматься с установки в машине и вести огонь с грунта (для этого служат возимые на машине треножный станок и прицел ПАГ-17).

При стрельбе из курсового гранатомета АГС-17 гранатометчик использует перископический прибор-прицел ППБ-2-2 с полем зрения не менее 25,5°. Для стрельбы из пулемета РПКС74 применяется перископический прибор ТНПП-220А (с кратностью увеличения 1,5х, полем зрения 10°).

Свой вклад в поражение и подавление легких наземных целей при действии с машины могут внести остальные десантники боевого расчета, ведя огонь из автоматов через три амбразуры с шаровыми установками. Боекомплект автоматов АКС74 составляет 2160 патронов. При стрельбе из машины на автомат крепится возимый в ЗИПе улавливатель гильз.

Броневая защита БМД-3 – противопульная. Корпус машины сварен из катаных листов броневого алюминиевого сплава. При использовании того же сплава, что и для корпусов БМД-1 (БМД-2), толщина многих броневых деталей увеличена.

Лобовые листы корпуса БМД-3 имеют сравнительно большие углы наклона, что повышает их защитные свойства. Бортовые листы – вертикальные. Для увеличения жесткости днищу придана корытообразная форма с реданом, с фланцами крепления на болтах съемных опор для балансиров с опорными катками ходовой части. Кроме того, для приемлемой противоминной стойкости днище корпуса имеет два продольных зига и четыре поперечных балки.

Лобовые листы корпуса обеспечивают защиту от 12,7-мм пуль (обстрел корпуса на испытаниях проводился 12,7-мм пулями Б-32) с дистанции75 м, остальные (бортовые и кормовые) от 7,62-мм пуль (включая бронебойно-зажигательные) – на любой дистанции.

Коническая башня сварена из стальных броневых листов (броневых секторов, крыши, опорного и переднего листов) и установлена на шариковой опоре на подбашенном листе крыши корпуса. Бронирование башни защищает от 7,62-мм пуль Б-32 с любой дальности вкруговую, лобовой ее части – от 12,7-мм пуль Б-32. При этом обеспечивается также защита от осколков снарядов и мин.

В лобовом листе башни имеется вырез, в который вварена рамка. В рамке башни на на цапфах, снабженных подшипниками, крепится маска спаренной установки. Маска, кожух и задняя крышка-груз образуют изолированный отсек внутри башни, призванный уменьшить загазованность боевого отделения. В этом отсеке размещаются элементы крепления пулемета ПКТ, системы питания пушки, узлы стабилизатора. Для отсоса газов из кожуха в нише башни, слева от пушки, смонтирован вытяжной вентилятор. На кожухе имеется стопор для фиксации установки «по-походному».

На бортах башни привариваются кронштейны под три дымовых гранатомета и рымы предназначенные для ее монтажа или демонтажа.

Разумеется, предусмотрена защита от оружия массового поражения (ударной волны, гамма-излучения, отравляющих веществ и бактериальных аэрозолей) с использованием система коллективной защиты. Система включается автоматически или вручную (с пульта механика-водителя). Информацию о ядерном взрыве выдает гамма-датчик ГД-1. Герметичность внутреннего объема корпуса и башни обеспечивается соответствующими уплотнениями. В нише правого борта корпуса в изолированном отсеке располагается фильтровентиляционная установка, обеспечивающая создание в обитаемых отделениях избыточного давления не менее 25 кгс/м 2 . Подвод воздуха от ФВУ к индивидуальным полумаскам производится специальными воздуховодами. Кроме того, элементы этой системы используются для обеспечения обитаемости. В частности, с помощью ФВУ и вытяжного вентилятора башни производится вентиляция обитаемых отделений, от ФВУ по индивидуальной разводке подводится воздух к рабочим местам членов боевого расчета в корпусе (к местам командира и наводчика-оператора воздух поступает от воздухозаборного устройства).

Для тушения пожара, возникшего в машине, предназначена автоматическая система ППО двухкратного действия. Она включает два баллона с огнетушащим составом (фреон 114В2), четыре термодатчика, управляющую и коммутирующую аппаратуру. Имеются также два ручных огнетушителя ОУ-2.

Постановка дымовых завес производится с помощью шести 81-мм дымовых гранатометов системы 902В «Туча» с гранатами 3Д6. Пульт запуска дымовых гранат размещен в башне слева от места наводчика-оператора.

Для отправления естественных надобностей расчета при нахождении внутри машины имеется санитарное средство, которое крепится на сидении №6 (среднее сиденье десантника в боевом отделении у перегородки МТО).

В МТО машины установлен четырехтактный оппозитный шестицилиндровый многотопливный быстроходный дизель 2В-06-2 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Мощность двигателя составляет 331 кВт (450 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1. Двигатель объединен с одним из агрегатов трансмиссии (механизмом передач и поворота) в силовой блок, который в машине крепится на трех опорах: одной из них является передняя упругая опора (на резиновых амортизаторах), две остальные находятся на картере механизма передач и поворота (снабжены резиновыми втулками). Блок-картер двигателя служит его силовым остовом и представляет собой сложную отливку из высокопрочного чугуна. К блок-картеру крепятся два блока цилиндров (рабочий объем цилиндров – 16,95 л, диаметр цилиндра – 150 мм, ход поршня – 160 мм). Шатуны двигателя изготовлены штамповкой из стали, поршни – горячей штамповкой из алюминиевого кремнистого сплава с механической обработкой. В днище каждого поршня спрофилирована камера, согласованная с формой факела впрыскиваемого топлива, что способствует наилучшему смесеобразованию и эффективному сгоранию смеси. Для впрыска топлива применяются форсунки закрытого типа, с гидравлическим управлением подъема иглы, с возвратом топлива, просачивающегося по зазорам распылителя в нагнетательную полость.

Турбонаддув двигателя обеспечивает одноступенчатый центробежный компрессор с приводом от радиальной турбины, работающей от выхлопных газов двигателя. В системе питания воздухом используется двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли из пылесборника. Его первая ступень представляет собой циклонный блок, вторая ступень – промасленные кассеты. Система охлаждения двигателя – жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Эжекторы выполнены в виде двух отсеков корпуса в кормовой части машины и работают за счет использования энергии отработавших газов двигателя. Форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом и теплообменником обеспечивает предварительный прогрев двигателя для пуска в условиях низких температур окружающего воздуха. Пуск двигателя производится сжатым воздухом, дополнительная система пуска – электростартером.

В левом и правом выпускных трактах двигателя смонтирован механизм защиты двигателя от попадания воды (автоматический, рычажно-клапанный, с гидроприводом). Он предотвращает проникновение воды в цилиндры двигателя через выпускной тракт неработающего двигателя при нахождении машины на плаву, а также при ее мойке.

Топливная система включает два фильтра очистки топлива – грубой (щелевого типа) и тонкой очистки (трехсекционный), топливный насос высокого давления, закачивающий и подкачивающий насосы. Емкость топливных баков составляет: левого – 190 л, правого – 120 л, бака-крыши – 140 л. Система смазки – комбинированная (под давлением и разбрызгиванием). Емкость системы смазки –60 л (емкость масляного бака – 50 л). Средний расход топлива на 100 км при движении по шоссе составляет 90 л, по грунтовой дороге – 136–164 л, расход масла на 100 км – 1,5 и 4,5 л соответственно.

Механизм защиты двигателя от проникновения воды (автоматический, рычажно-клапанный, с гидроприводом) предотвращает попадание воды в цилиндры через выпускной тракт неработающего двигателя при нахождении машины на плаву, а также при мойке. Он смонтирован в левом и правом выпускном трактах.

Трансмиссия машины – гидромеханическая, двухпоточная, полностью реверсивная. Она состоит из механизма передач и поворота (МПП), бортовых редукторов, остановочных тормозов и приводов управления. Она обеспечивает передачу крутящего момента через бортовые редукторы на ведущие колеса машины, непосредственно к насосам водометных движителей и вентилятору обдува радиаторов. Она включает согласующие редукторы, коробку передач с фрикционным включением II, III, IV и V-й передач, с шестернями постоянного зацепления, суммирующие планетарные ряды, дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей. При прямолинейном движении трансмиссия работает как однопоточная, при поворотах – как двухпоточная. Она обеспечивает пять передач переднего и три передачи заднего хода и бесступенчатое регулирование радиусов поворота. Расчетные скорости движения (при 1250 об/мин) составляют: на I-й передаче – 4,56 км/ч, на II-й –15,94 км/ч, на III-й – 25,67 км/ч, на IV-й – 42,27 км/ч, на V-й – 70,67 км/ч. Средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге – 45–50 км/ч, максимальная скорость по шоссе –70 км/ч.

Ряд проблем не только при разработке, но и уже в эксплуатации первых БМД-3 создало механическое соединение коленчатого вала двигателя с трансмиссией. Двигатель создавал значительные крутильные колебания, которые на резонансных частотах (как правило, при глушении двигателя, около 400 мин -1) приводили к разрушению соединяющего торсионного вала. По словам тех, кому довелось эксплуатировать БМД-3 раннего выпуска, «вал гидротрансформатора просто резало». Решить проблему могла установка на выходном валу двигателя маховика, но разработчик 2В-06 В.И. Бутов не стал использовать механический маховик без изменений жестких требований по массе двигателя. Также он отказался установить на двигатель «воздушный маховик» (который мог бы еще и увеличить КПД турбокомпрессора в диапазоне рабочих оборотов двигателя) без внесения изменения требований задания по предельной высоте двигателя – не более 500 мм. Введенный А.В. Шабалиным механизм компенсации крутильных колебаний был выполнен на резиновых вставках, что потребовало регулярных регламентных работ по их замене (3–5 лет) и не смогло полностью исключить случаи поломок торсионного вала.

Остановочные тормоза – дисковые, двустороннего действия. Бортовые редукторы – одноступенчатые, соосные, планетарные с плавающими элементами.

Приводы управления трансмиссией электрогидравлические, с электронным блоком автоматики и гидравлическими (гидрообъемными) исполнительными механизмами. Имеется также ручной привод с механическими и гидравлическими исполнительными механизмами. Автоматизация трансмиссии облегчила физическую работу механика-водителя, а значит – повысила возможности БМД-3 на марше и в бою.

Гусеничный движитель имеет заднее расположение ведущих колес со съемными зубчатыми венцами. При разработке БМД-3 специалисты ГБТУ обратили внимание на сближенное расположение задних опорных катков и ведущих колес, на слишком крутой подъем задней ветви гусеничного обвода, что при заторможенном ведущем колесе в повороте с радиусом, равным ширине колеи машины, приводило к образованию под ведущим колесом «мешка» с выходом траков из зацепления и, как следствие, к проскоку гусеницы на зубьях ведущего колеса. Были претензии и к прочности установки направляющего колеса, однако оно неплохо защищено от ударов, будучи «утопленным» в обводы лобовой части корпуса.

Направляющие колеса – сварные, односкатные, с обрезиненными ободами. Опорные катки (по пять на борт) односкатные, аналогичные каткам плавающего танка ПТ-76, с массивными резиновыми шинами, поддерживающие ролики – по четыре на борт. Опорный каток устанавливается на короткой оси балансира на шариковых подшипниках. Пустотелые опорные катки на плаву служат дополнительными поплавками, улучшающими остойчивость машины. Поддерживающие катки – также односкатные, с массивной полиуретановой шиной.

На машине может использоваться два типа гусениц – основные (скоростные) и уширенные (снегоболотоходные). Первые – цевочного зацепления, с последовательным резинометаллическим шарниром (введение РМШ стало существенным шагом в развитии движителя БМД); вторые – с последовательным открытым металлическим шарниром и сочлененными двойными траками (основной и дополнительный), установленными на удлиненных пальцах. Ширина трака, соответственно, составляет 380 и 600 мм, масса собранной гусеницы из 84 траков – 557,5 и 782 кг. Трак основной гусеницы представляет собой фасонную штампованную плицу с двумя проушинами с одной стороны и тремя проушинами – с другой. К плице трака приварены два облегченных гребня. Цевками служат выступающие концы трака.

При движении по дорогам с твердым покрытиям на траки гусениц могут с помощью гаек крепиться асфальтоходные башмаки.

При установке снегоболотоходной гусеницы используются дополнительные опорные катки, а на корпус машины в районе эжекторных отсеков крепятся щитки, защищающие радиаторы от забрызгивания грязью.

Механизм натяжения гусениц, изменяющий положение направляющего колеса, – кривошипный, гидравлический, с регулировкой степени натяжения.

Подвеска машины – индивидуальная пневматическая (гидропневматическая). Она состоит из десяти пневматических рессор. Каждая пневморесора включает гидравлический и пневматический цилиндры, поршень со штоком, поршень-разделитель, пневмокамеру, зарядный клапан, гидравлический амортизатор двойного действия, автомат разгрузки, уплотнение, гидрозамок, соединительные трубопроводы. Корпус пневморессоры шарнирно соединен с неподвижной опорой, приваренной с внутренней стороны корпуса машины, а шток пневморессоры – с рычагом, установленным на шлицевом конце оси балансира подвески опорного катка. Пневматическая рессора сочетает в себе свойства упругого элемента и амортизатора, а также работает как исполнительный силовой цилиндр системы изменения клиренса и как механизм удержания опорных катков в верхнем положении при вывешивании корпуса. При использовании пневомрессоры для изменения клиренса машины рабочая жидкость из гидросистемы либо нагнетается в поршневую полость и сливается из штоковой – тогда балансир поворачивается от корпуса и происходит увеличение клиренса, либо жидкость сливается из поршневой полости – в этом случае силой веса подресоренной части машины происходит уменьшение клиренса. Минимальный клиренс машины 100, рабочий – 420, максимальный – 500 мм. Максимальный клиренс используется обычно при движении машины своим ходом со смонтированными на ней средствами десантирования. Для заправки пневморессор может использоваться азот или воздух, применяемая жидкость – гидравлическое масло МГЕ-10А. Гидросистема включает шестеренчатый и ручной насосы, управляется с места механика-водителя с помощью распределительного крана и кнопок пульта. Рабочее давление в системе – 150 кг/см 2 . Ограничителями хода опорных катков вверх служат упоры – полиуретановые буферы на алюминиевой подошве, жестко прикрепленные к бортам на кронштейнах.

Обладая высокой удельной мощностью (32 л.с./т), машина имеет высокие показатели подвижности. Она преодолевает подъем крутизной 35° и крен 25°, ров шириной до1,5 м, может входить в воду с берега крутизной 30°, а выходить из воды на берег крутизной 25°.

Движение БМД-3 на плаву осуществляется с помощью водометного движителя. Два гидрореактивных водомета размещены в кормовой части корпуса по бортам машины. Для поворота один из водометов отключается. Отбор мощности на водометы выполнен от промежуточного вала МПП через редуктор. Привод включения водометных движителей – воздушно-гидравлический. Полости разряжения водометов используются в аварийной эжекционной водооткачивающей системе, обеспечивая общую производительность 1500 л/мин. Имеется вспомогательная водооткачивающая система (центробежный насос 1ЭЦН-27 с электроприводом) производительностью 60 л/мин. При движении на плаву на тихой воде с помощью пневмоцилиндров, управляемых с места механика-водителя, поднимается волноотражательный щит и выдвигается вверх из корпуса (из подкрылка правого борта у моторной перегородки) воздухозаборная труба. Таким образом, время подготовки БМД-3 к движению на плаву сократилось по сравнению с машинами семейства БМД–БТР-Д. При наличии волнения более 2 баллов должна ставиться дополнительная воздухозаборная труба, включенная в состав ЗИПа машины.

Движение машины на плаву потребовало ряда специальных решений. Дело в том, что поставляемый Челябинским тракторным заводом двигатель, полностью соответствуя заданию по большинству характеристик и габаритам, существенно превысил заданную массу. На плаву это давало большой дифферент на корму. Чтобы «приподнять» на плаву корму, угол открытия заслонок водометов ограничили для создания вертикальной составляющей реактивной силы струи. Установленные на корме ящики ЗИП превратили в поплавки. Часть десанта на плаву должна была пересаживаться вперед на универсальные сиденья (предназначенные, вообще-то, для парашютного десантирования).

На БМД-3 используется приемопередающая ультракоротковолновая телефонная радиостанция Р-173 («Абзац») с диапазоном частот 30–75.999 МГц, частотной модуляцией и штыревой антенной, симплексная. Радиостанция размещена в башне позади места командира, она обеспечивает работу на штыревую антенну высотой3 м,2 м,1 ми аварийную. Дальность связи на среднепересеченной местности – до20 кмпри работе на 2-м антенну. Антенный ввод расположен на наклонном листе башни около радиостанции. Рядом с радиостанцией установлены ультракоротковолновый радиоприемник Р-173П с частотной модуляцией (дальность связи до20 кмпри работе на 3-м антенну), а также аппаратура внутренней связи Р-174, телефонная с элекромагнитными ларингофонами на шесть абонентов.

Бортовая сеть БМД-3 – однопроводная, постоянного тока, напряжением 22,5–28,5 В. Источниками электроэнергии служат две свинцово-кислотные аккумуляторные батареи емкостью 85 А·ч и генератор переменного тока ГП-10А со встроенным выпрямителем мощностью 11 кВт. Приборами освещения служат: внешнего – две фары ФГ-126 белого света на башне и корпусе, фара (ИК осветитель) ФГ-125 для прибора ТВНЕ-4Б, ИК осветитель ОУ-5 прицела БПК-2-42, ИК осветитель ОУ-3ГА2 прибора ТКН-3МБ; внутреннего – два плафона дежурного освещения ПМВ-71 (один в переднем отсеке, один в районе моторной перегородки), створчатый фонарь КЛСТ-64 для местного освещения, фонари освещения РПКС74 и АГС-17. Приборы дорожной сигнализации – пять габаритных фонарей ГСТ-64-Л, датчик тормоза, звуковой сигнал С314Г.

Для обогрева боевого расчета в зимнее время в состав БМД-3 введены индивидуальные электронагревательные устройства, устанавливаемые в чехлы на сиденьях и подключаемые по потребности к бортовой сети.

Машине придается съемное бульдозерное оборудование для самоокапывания, устанавливаемое лишь на время отрывки укрытия или окопа. Масса съемной части этого оборудования – около 190 кг, ширина отвала – 3150 мм. На отрывку окопа для БМД-3 с помощью оборудования для самоокапывания требуется 1,5 ч.

На бортах корпуса установлены детали крепления парашютной системы и крюки, предназначенные для буксировки машины на плаву и на суше. Десантники, эксплуатирующие
БМД-3, обращали внимание на не совсем удачное расположение задних буксирных крюков – в корме по бортам, прямо позади ведущих колес. При ослаблении натяжения буксирного троса его коуш опускается на движущуюся гусеницу, та подтягивает его вверх, иногда пропарывая тросом нависающий над гусеницей нижний лист короба эжектора. Проблему удалось решить изменением конструкции коуша троса.

Снаружи машины уложены и закреплены два ящика ЗИП, брезент, лом, лопата, буй и другое имущество.

При заметном усложнении систем БМД-3 удалось достичь не только облегчения управления машиной, но и увеличения примерно вдвое времени пробега между ТО, а также значительного сокращения времени ежедневного технического обслуживания. Упрощение обслуживания достигнуто, в частности, более надежными соединениями трактов, в ходе доработки машины в серии упрощен ряд процедур (например, измерения уровня рабочей жидкости в МПП – весьма критичный показатель).

Если гарантийная наработка новой БМД-1, БМД-2 составляла 3000 км, а пробег до среднего ремонта – 7000 км, то для БМД-3 – 8000 и 9000 км соответственно. Хотя невнимания при техобслуживании машина, разумеется, «не терпит» (как, впрочем, и любая другая).

Тактико-технические характеристики БМД-3

Впервые в истории ВДВ военнослужащие 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой десантно-штурмовой дивизии совершили десантирование БМД-2 с экипажем. Это произошло во время командно-штабных учений ВДВ 25 марта, проводимых на базе 76-й дивизии. За десантированием личного состава и выброской техники в районе деревни Кислово наблюдали командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов и 21 военный атташе из США, Германии, Франции, Белоруссии, Китая, Пакистана, Монголии, Швеции, Италии, Казахстана. Об этом передаёт корреспондент ПАИ.

Всего в десантировании приняло участие 775 военнослужащих и 14 единиц боевой техники. Три БМД-2 было десантировано с экипажем внутри, по два человека в каждом. После приземления генерал-лейтенант В. Шаманов лично встретил героев-десантников, каждому из них вручил именные часы и подписал представление на награждение их Орденом Мужества. К высокой правительственной награде были представлены офицер штаба ВДВ подполковник Александр Иванов и военнослужащие 234-го полка 76-й дивизии лейтенант К. Пашков, старший сержант В. Козлов, младший сержант К. Никонов, рядовые А. Бородников и И. Тарсуев.

Как пояснил корреспонденту ПАИ помощник командующего ВДВ полковник Александр Чередник, впервые десантирование боевой техники с экипажем внутри происходило в январе 1973 года. Тогда опасный прыжок совершил сын легендарного командующего ВДВ и дядя сенатора от Псковской области Александр Маргелов. За этот прыжок он был удостоен звания "Герой Советского Союза". В "крайний" раз в ВДВ боевую технику с экипажем десантировали в июне 2003 года. Тогда внутри БМД-3 десантировалось 7 офицеров управления ВДВ. За всю историю ВДВ десантирование внутри боевой техники прошли не более шестидесяти человек.

Сегодняшнее десантирование характерно ещё тем, что БМД-2 до этого ещё никогда не десантировали с экипажем. "Это был первый опыт десантирования БМД-2 с экипажем, и этот опыт оказался успешным", - заявил Александр Чередник.

Сегодня, в целях модернизации средств десантирования, состоялась экспериментальная выброска БМД-4, так называемого "десантного танка "Спрут" и продемонстрированы варианты применения в ВДВ квадроциклов, парапланов, снегоходов и разведывательных бронемашин. На полигоне у деревни Кислово была также развернута выставка новых образцов боевой техники, вооружения, обмундирования и экипировки, которые в скором времени поступят на вооружение ВДВ. Были так же представлены образцы и произведены показательные полёты беспилотных летательных аппаратов, разработанных российскими предприятиями.

Завтра командно-штабные учения ВДВ продолжатся на полигоне у посёлка Струги Красные. Там будет произведены боевые стрельбы из всех видов оружия и отработана тема "бой в обороне".

3 марта информационно-аналитическое агентство «Военный информатор» опубликовало новость об отгрузке производителем (ОАО «Курганмашзавод») первой партии новых бронетранспортеров БТР-МДМ «Ракушка» и боевых машин десанта БМД-4М «Садовница» для Воздушно-десантных войск РФ. Первая отправка состоит из двадцати четырех единиц техники (по двенадцать единиц каждого наименования). Как информирует источник, ссылаясь на сообщение агентства «Интерфакс», машины направлены в одно из подразделений ВДВ Западного военного округа.

Партия техники готовится к отправке в воинские части
arabic-army.com

Согласно планам командования, ВДВ рассчитывают до конца текущего года получить еще 62 десантные машины и 22 бронетранспортера – об этом сообщил заместитель командующего ВДВ РФ полковник Нариман Тимергазин. В частности, он заявил, что первую партию современных боевых машин получит 106-я воздушно-десантная дивизия, дислоцированная в районе Тулы, Рязани и Наро-Фоминска. Следует отметить, что в некоторых российских десантных частях с данными машинами уже знакомы, так как они поступали туда ранее (в единичных экземплярах) для проведения тестовых испытаний.


Тестовые ходовые испытания БМД на полигоне в Рязанской области
warwall.ru

Новые боевые машины являются усовершенствованными модификациями предыдущих моделей с повышенными боевыми и эксплуатационными возможностями. Транспортный вездеход БТР-МД «Ракушка» создан на базе бронетранспортера БТР-МД производства Волгоградской машиностроительной компании «ВгТЗ» с целью замены предыдущей модели – БТР-Д. При этом отдельные узлы транспортера унифицированы с БМП-3М и БМД-4М. Машина вмещает экипаж из двух человек и до 13 человек десанта, имеет противопульную броню и вооружена двумя пулеметами калибра 7,62 мм. Обладая двигателем мощностью в 450 л.с., «Ракушка» имеет запас хода до 350 километров и развивает скорость до 70 км/ч – на шоссе, до 50 км/ч – на сухой грунтовой дороге, и до 10 км/ч – на плаву. Боевая масса транспортера составляет 13,2 тонны. Как сообщается, разработка проекта БТР-МДМ велась с 2008 года по техническому задания, утверждённому начальником ГАБТУ МО РФ и командующим ВДВ.


Транспортный вездеход БТР-МД «Ракушка»
detonator666.livejournal.com

Боевая машина десанта БМД-4М «Садовница» является развитием предыдущей модели БМД-4, от которой отличается некоторыми усовершенствованиями. Одним из важных достоинств машины является её унифицировнное боевое отделение Б8Я01. Модификации подверглись и корпус машины, ее ходовая часть, а также отдельные узлы и агрегаты. Кроме того, на новой машине устанавливается новый 500-сильный дизельный танковый двигатель УТД-29 (ранее использовался дизель 2В-06-2), который позволяет ей развивать скорость до 70 км/ч (на плаву – до 10 км/ч). Экипаж БМД-4 составляет три человека, кроме того, машина может брать на борт до пяти человек десанта. Основное вооружение «Садовницы» составляет боевой модуль «Бахча», состоящий из двух спаренных автоматических пушек разных калибров – моделей 2А70 (100 мм) и 2А72 (30 мм). Кроме этого, машина оснащена пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм и установкой ПТУР «Аркан». Тип брони – противопульная, боевая масса – 13, 5 т. Согласно положениям «Государственной программы вооружений до 2015 года», данная БМД принята как основная для воздушно-десантных войск РФ.


Боевая машина десанта БМД-4М «Садовница»
warwall.ru

Обе машины обладают техническими и боевыми характеристиками, утвержденными командованием ВДВ России. К ним относятся, в первую очередь, допустимый вес машин (позволяющий десантировать их на грузовых парашютах), высокая скорость и хорошая проходимость, умение преодолевать водные преграды, а также достаточная огневая мощь. Руководство Воздушно-десантными войсками РФ проявило настойчивость, согласовывая с Министерством обороны решение о запуске в серийное производство боевых и транспортных машин именно в такой комплектации и в данном конструктивном решении, отстаивая приоритетные для себя параметры мобильности и транспортабельности техники. При этом пришлось пойти на определенные компромиссы в отношении класса броневой прочности. По данным некоторых источников, броня новой техники защищает экипаж и десант только от пуль калибра 5,65 мм и не является серьезной преградой для бронебойных пуль калибра 7,65 мм, а оснащение машин дополнительной бронезащитой ограничило бы возможности их десантирования из-за превышения лимита допустимого веса.


Техника защищает десантников от огня противника, принимая на себя осколки и пули
otvaga2004.mybb.ru

Некоторые эксперты высказывали критические замечания по поводу отдельных технических решений, реализованных в новых машинах – например, в отношении расположения трансмиссии. В некоторых зарубежных странах (в частности, в Китае) конструкторы располагают трансмиссию в передней части корпуса машины, используя ее как дополнительный щит для экипажа. Оппоненты такого решения ссылаются на важность соблюдения оптимального весового баланса машины, которой часто предстоит доставка до места боя на парашютах.

К положительным чертам новой техники производители относят совместимость многих узлов и деталей с теми, что использовались на предыдущих модификациях транспортеров и десантных машин. Это должно упростить снабжение и ремонт техники, а также ускорить переподготовку экипажей. К несомненным плюсам военнослужащие относят и увеличенную огневую мощность «Садовницы» (ее ракетное вооружение имеет дальность огня до 5-7 км). Кроме того, улучшенные свойства позволяют этим машинам не только десантироваться с кораблей прямо в воду, но и возвращаться на корабль «с воды». По мнению многих специалистов, по совокупности качеств российские десантные машины превосходят большинство зарубежных аналогов.


Боевая машина десанта ZBD 03 Народно-освободительной армии Китая
modern-warfare.livejournal.com

Командование Военно-воздушных войск РФ признает наличие, как выразился командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов, «некоторых шероховатостей» в новых машинах, но указывает на то, что любая новая техника проходит окончательную доводку после определенного периода эксплуатации, которая выявляет все недоработки и слабые места.


Ночные учебно-боевые стрельбы десантных машин
warwall.ru

Представители военно-инженерных служб и технические специалисты завода-изготовителя фиксируют все замечания и пожелания военнослужащих, чтобы учесть их при выпуске последующих партий продукции. До своего запуска в серийное производство БМД-4М и БТР-МДМ прошли многочисленные стационарные, полевые и ходовые испытания , включая движение на плаву, учебно-боевые стрельбы и испытания при низких температурах.

Советская/российская боевая гусеничная плавающая машина, авиадесантируемая парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД-3 предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя.

Принята на вооружение в 1990 г.

История создания

Работы по созданию БМД-3 были начаты параллельно с разработкой БМП-3. Однако, результаты разработки показали, что масса БМП-3 со средствами десантирования значительно превысит 20 тонн, таким образом самолёт Ил-76М сможет поднять на борт только одну боевую машину. Поэтому в начале 1980-х годов были открыты работы по созданию облика боевой машины десанта. В ходе проектирования рассматривались два варианта БМД-3. Первый предполагал машину с комплексом вооружения из 100-мм орудия 2А70 спаренного с 30-мм малокалиберной автоматической пушкой 2А72. Расчётная масса такой БМД составляла 18 тонн. Второй вариант предполагал использование боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой 2А42. Таким образом загрузка самолёта Ил-76М составляла либо 2 БМД массой 18 тонн, либо 3 БМД массой 12,5 тонн. Проведённые впоследствии научно-исследовательские работы доказали, что при втором варианте задачи БМД выполняются намного эффективнее. На основании полученного опыта и по результатам исследований 20 мая 1983 года постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 451-159 официально была открыта ОКР под шифром «Бахча». Работы предусматривали разработку боевой машины десанта массой 12,5 тонн. Головным разработчиком был назначен Волгоградский тракторный завод.

Через месяц после выхода постановления было согласовано тактико-техническое задание на новую БМД, а также завершён этап технического проекта. При разработке новой БМД был использован опыт, полученный в ходе выполнения работ по БМД-1 и лёгкому танку «Объект 934». К 1985 году были изготовлены и завершили приёмо-сдаточные испытания три опытных образца новой БМД. По результатам испытаний выявилось, что все образцы превышали допустимую массу на 190-290 кг, ходовая машины давала многочисленные сбои в работе, однако благодаря оперативной работе конструкторского бюро ВгТЗ большинство недостатков было устранено и в мае 1986 года опытные БМД завершили предварительные испытания.

В 1986 году Волгоградский тракторный завод изготовил ещё 3 опытных образца, которые были направлены на Государственные испытания. Новые образцы превысили допустимую массу на 400 кг, так как были изготовлены с учётом мероприятий по повышению надёжности узлов ходовой части. Государственные испытания БМД проходили в период с 27 октября 1986 года по 27 октября 1987 года. По результатам испытаний две из трёх машин были доработаны и отправлены на контрольные испытания в различных климатических зонах. Испытания проводились в период с 10 июля по 19 ноября 1988 года. Результат испытаний по теме «Бахча» был оценён как положительный. Машина в целом соответствовала предъявляемым тактико-техническим требованиям, поэтому 10 февраля 1990 года боевая машина «Объект 950» была принята на вооружение СССР под обозначением БМД-3.

Описание конструкции

Благодаря двухканальному прицелу вести огонь из пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта может как наводчик-оператор, так и командир машины. На машине установлен стабилизированный комбинированный дневной и ночной (активный-пассивный) перископический прицел.
В БМД-3 установлены индивидуальные универсальные сиденья для всего боевого расчёта (7 человек), которые крепятся не к днищу, а к крыше корпуса, это повышает защиту расчёта машины от мин и фугасов.
Имеется защита от оружия массового поражения.
Боекомплект, шт.:
-30-мм выстрелы к пушке 2А42 (500)
-патроны калибра 7,62 мм (2000)
-ПТУР «Конкурс» (4)
-выстрелы к гранатомёту АГС-17 (290)
-патроны калибра 5,45 мм (2160)
-Авиатранспортирование: Ил-76, Ан-22, Ан-124, Ми-26
-Авиадесантирование: Ил-76, Ан-22

Характеристики

Боевая масса, т: 12,9..13,2
-Экипаж, чел.: 2
-Десант, чел.: 5
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6000
-Длина с пушкой вперёд, мм: 6360
-Ширина корпуса, мм: 3114
-Высота, мм: 2170..2450
-База, мм: 3200
-Колея, мм: 2744
-Клиренс, мм: 130..530
Бронирование:
-Тип брони: противопульная. Башня из стали, корпус из алюминиевой брони
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42
-Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 500+360
-Углы ВН, град.: -5..+75
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: до 4
-Прицелы: БПК-2-42, 1ПЗ-3, ПЗУ-5, ППБ-2-2
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 5,45-мм РПКС-74
-Другое вооружение: 1 х АГС-17 «Пламя» 1 х ПУ ПТРК 9М111 «Фагот»/9М113 «Конкурс»
Подвижность:
-Тип двигателя: Марка: 2В-06-2 Тип: дизельный с наддувом Объём: 16950 куб.см Конфигурация: Оппозитный-6 Цилиндров: 6 Расход топлива при смешанном цикле: 136..164 л/100 км Расход топлива на трассе: 90 л/100 км Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1л-3п-2л- -1п-3л-2п Рекомендованное топливо: ДЛ, ДЗ, ДА, ТС-1, Т-2, А-72, А-76, АИ-93 Мощность двигателя, л. с.: 450
-Скорость по шоссе, км/ч: 70..71
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Запас хода по пересечённой местности, км: 275..330
-Удельная мощность, л. с./т: 24,3
-Тип подвески: независимая, индивидуальная пневматическая
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,32..0,48
-Преодолеваемый подъём, град.: 35
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 1,5
-Преодолеваемый брод, м: плавает

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: