Что такое Парадигма? Значение и толкование слова paradigma, определение термина. Что такое парадигма: определение, особенности и интересные факты

Что такое Парадигма? Значение и толкование слова paradigma, определение термина

1) Парадигма - (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Неизбежные в ходе научного познания затруднения то или иное сообщество ученых стремится разрешать в рамках принятой им парадигмы. Так, в свое время ученые стремились интерпретировать новые эмпирические данные науки в рамках механистического мировоззрения, абсолютизировавшего представления классической механики, представлявшего собой некоторую П. Революционные сдвиги в развитии науки связаны с изменением П.

2) Парадигма - (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог- демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге " Структура научных революций " (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемического и социального. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт -переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.

3) Парадигма - - совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации научных исследований. Понятие П. введено в современную философию науки Т. Куном для объяснения функционирования "нормальной науки". Согласно Куну, развитие науки проходит несколько этапов. Предпарадигмальный этап развития науки характеризуется наличием множества теоретических направлений, разнообразием методологических подходов. На этом этапе отсутствует какая-либо единая теоретическая концепция, ориентирующая деятельность научного сообщества. Этап т. н. "нормальной науки" характеризуется принятием устойчивой и признанной всем научным сообществом П. Основная концептуальная нагрузка П. заключается в том, что она, с одной стороны, исключает все не относящиеся к П. и не согласующиеся с ней концепции, теории, методы, с другой стороны, она ориентирует научное сообщество и исследовательскую деятельность на использование теории для предсказания новых феноменальных областей, а также на усовершенствование самой П. посредством переинтерпретации имеющихся наличных теорий. Гарантией стабильности "нормальной науки" выступает ее консерватизм: вся исследовательская деятельность ведется в рамках принятой П. Но " нормальная наука " с течением определенного времени начинает переживать кризис. Последний связан с возникновением научных аномалий, приводящих к научным открытиям. Большинство научных аномалий возникает в строгом соответствии с парадигмальными правилами и требованиями. С открытием аномальных явлений начинается поиск решений, причем в основном поиск осуществляется в рамках данной П. с целью ее сохранения. "Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и последующего расшатывания правил нормального исследования" (Кун). Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых П. Новые П. качественно несоизмеримы со старыми и некумулятивны. "Научные революции рассматриваются здесь как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой" (Кун). В результате принятия новой П. значительно изменяется совокупность принятых научным сообществом норм, ценностей и установок. В связи с неопределенностью понятия П., связанной, в первую очередь, с противоречием логической и психологоисторической коннотаций термина, Кун в дальнейшем эксплицировал первоначальные характеристики П. через дисциплинарную матрицу Дисциплинарная матрица включает несколько элементов: во-первых, символическое обобщение законов. Символическое обобщение помогает научному сообществу формализовать основные теоретические положения. Во-вторых, Кун выделяет " метафизический " компонент П. - систему методологических принципов, используемых для интерпретации этих законов. Втретьих, набор стандартизированных инструментов и методов для решения типичных проблем. Примерами П. могут служить аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, ньютоновская механика, эйнштейновская теория относительности. Понятие П. используется в современных социально-философских теориях для диагноза ее наличного состояния и предсказания перспектив, хотя вряд ли можно однозначно говорить о применимости П. как единой системы норм, установок, ценностей к социально-философским теориям. Т. X. Керимов

4) Парадигма - - одно из ключевых понятий современной философии науки. Введено Куном. Обозначает совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие П. коррелятивно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих П. Как правило, П. находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. Кун относит к П., напр., аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику. В связи с критикой в адрес расплывчатости и неопределенности этого термина Кун в дальнейшем эксплицировал его значение посредством понятия дисциплинарной матрицы, учитывающего, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной деятельности. Наборы предписаний П. состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; "общепринятых образцов" - схем решения конкретных задач ("головоломок"), дающих ученым методику разрешения проблем в их повседневной научной работе. В целом понятие П. шире понятия отдельной теории; П. формирует строй научной дисциплины в определенное время. Формирование общепризнанной П. является признаком зрелости науки. Смена П. ведет к научной революции, т.е. полному или частичному изменению элементов дисциплинарной матрицы. Переход к новой П. диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

5) Парадигма - 1. Совокупность теоретических, методологических, ценностных и иных установок, принятых на каждом этапе развития науки (понятие введено американским ученым Т. Куном); 2. В широком смысле, исходная концептуальная идея, ценность как схема или.своего рода карта местности, помогающая найти человеку свое «местоположение» в обществе, модель, установка, определяющая взгляды, поведение, направление, цели деятельности людей, их сообществ, способы постановки проблемы, методика исследования какой-то сферы общества, или общества в целом.

6) Парадигма - (от греческого - образец, пример) - совокупность общепринятых норм и идеалов научного исследования и той картины мира, с которой согласна основная масса научного сообщества.

7) Парадигма - (от греч. paradeigma - пример, образец) - в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Это также строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности.

8) Парадигма - (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог- демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге " Структура научных революций " (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт -переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем, в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска. Е.В. Хомич

9) Парадигма - - оригинальный способ организации концептуально оформленных идей, направление развития или стиль научного мышления (в определенной предметной области, в комплексе дисциплин или циклах изложения знаний), доминирующие на некотором этапе научного постижения мира.

10) Парадигма - - образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. " Структура научных революций " (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб-ва проблем и решений. П. представляет собой классич. науч. разработку, к-рая воспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основой научной традиции. Работа ученого есть работа в рамках П. Она состоит в дополнении, уточнении, углублении сформулированных в П. принципов, в распространении их на новые предметные области. Формирование новой П. начинается в условиях, когда возникают проблемы (аномалии), к-рые не могут быть разрешены и объяснены в рамках существующей П. Переход от одной П. к другой может растягиваться на десятки и даже сотни лет. Кун назвал этот период научной революцией - временем крушения авторитетов, моделей, методологий, теорий, мировоззрений, образов мира. П. - репрезентативная культура ученых, действующих в ее рамках, и до тех пор, пока они признают основополагающую теорию, они будут находить теор. аргументы в ее пользу, и экспериментальные подтверждения. Смена П. - нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена П. есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследоват. методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования, Первичную П. наук о культуре можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни в период, обычно обозначаемый как предистория или доистория науки. Следующей, уже полноправно научной П., стала эволюционистская. Важнейшие ее представители: Г. Спенсер, Тайлор, Фрэзер, А. Бастиан, Ю. JIunnepm, Ш. Летурно, Л. Г. Морган. Основные разработки эволюционистской П. - идея единства человеч. рода, единообразие и однолинейность развития культуры, психол. обоснование явлений обществ, строя и культуры. Эволюционистская П. внесла существ, вклад в познание культурной реальности истории человечества, в понимание человеч. природы, функций культуры, закономерностей ее развития; благодаря ей культура обрела определенную целостность, была систематизирована и упорядочена, хотя именно эта систематичность, в опр. степени навязанная, стала одной из гл. причин смены П. в изучении культуры. В 20 в. внимание исследователей все больше стало переключаться от изучения культурных констант, существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем самым дающих возможность говорить о культуре вообще, на многообразие культурного оформления человеком своего существования и на различия разных культур. Изменился сам предмет культурологич. исследования: не культура человечества стала предметом, а конкр. культуры. Такой подход постепенно привел к отказу от глобально-эволюционистских построений, хотя и не к отказу от идеи эволюции вообще; последняя стала наблюдаться и улавливаться в отд. культурах. Культурфилос. основой такого рода исследований в эмпирич. науках о культуре стали т.н. циклич. теории культурного развития. Под культурными циклами при этом понимается опр. последовательность фаз изменения и развития культуры, к-рые следуют закономерно одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяющиеся. Здесь налицо аналогия с человеч. жизнью: детство, юность, зрелость, старость и смерть. То же самое происходит с культурами: каждая культура совершает свой цикл и приходит в упадок. Родоначальником циклич. теорий в совр. историографии и науке о культуре стал Н.Я. Данилевский. Уже за ним следовали Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Л. Гумилев. Общим для всех сторонников циклич. взгляда было представление об "историч. индивидуальностях", каковыми являются все культурные целостности, и о наличии жизненного цикла у каждой из этих целостностей. Если на культурфилос. уровне основой новой П. стало циклич. учение, то на методол. уровне - функционализм. В культурной антропологии это учение разрабатывали Малиновский и Радклифф- Браун. Они исходили из того, что в культуре, понимаемой как целостность, нет "лишних" элементов - все они имеют свою опр. функцию в целостности культуры, понимаемой как особенная форма приспособления человеч. группы к условиям среды ее обитания. Циклич. теории в соединении с функционализмом придали представлениям о культуре совсем иной вид, чем в рамках эволюционистской П. Каждая культура стала рассматриваться как ценность в себе, безотносительно к тому, какое место она занимает на эволюционной "лестнице". Поскольку работы функционалистов показали, насколько сложным образованием является каждый культурный организм, стало невозможным разделять культуры на "примитивные" и "высокоразвитые". Культуры ранее, с т. зр. эволюционного развития, считавшиеся примитивными, стоящими на нижних ступеньках эволюционной лестницы, стали восприниматься просто как инакие, имеющие отличные от совр. культур структуры и закономерности функционирования. Это было сильным ударом по европоцентристско-му мировоззрению, продолжением и развитием антропол. революции. Возникла возможность и необходимость теор. анализа культуры, возможность и необходимость выяснения, почему именно такое орудие, такие идеи, такой образ мира, миф или легенда характерны именно для этой культуры, какую они в ней выполняют функцию, как сопрягаются со средой, в к-рой эта культура возникла. Эта новая научная П., в корне изменившая взгляд на культуру, получила название плюралистической, ибо ее сторонники исходили из идеи плюрализма, множественности и многообразия культур. Лит.: Кун Т. Структура, науч. революций. М., 1977; Токарев С.А. История зарубеж. этнографии. М., 1978; Ионин Л. Социология культуры. М., 1996. Л. Г. Ионин

11) Парадигма - (греч. "paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих. В чисто лингвистическом (техническом) смысле система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например, по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения.

12) Парадигма - (греч. paradeigma пример, образец) - 1) понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира. Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, обладающие подлинным существованием: демиург создает все существующее, рассматривая неизменно сущее как первообраз (" Тимей "). Согласно Шеллингу и Гегелю, духовный, идеальный прообраз определяет принципы упорядочивания и рациональной организации природных тел; 2) совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие " парадигма " в философии науки введено позитивистом Г.Бергманом и было широко распространено амер. физиком Т. Куном для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Часто заменяется понятием " картина мира ".

13) Парадигма - (греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Понятие “П.” введено амер. ученым-науковедом Куном. Согласно взглядам Куна (“ Структура научных революций ”, 1962), П. позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Однако в понятии “П.” недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки. В марксистских исследованиях по науковедению используются понятия стиля (типа) научного мышления.

Парадигма

(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Неизбежные в ходе научного познания затруднения то или иное сообщество ученых стремится разрешать в рамках принятой им парадигмы. Так, в свое время ученые стремились интерпретировать новые эмпирические данные науки в рамках механистического мировоззрения, абсолютизировавшего представления классической механики, представлявшего собой некоторую П. Революционные сдвиги в развитии науки связаны с изменением П.

(греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог- демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге " Структура научных революций " (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемического и социального. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт -переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.

Совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации научных исследований. Понятие П. введено в современную философию науки Т. Куном для объяснения функционирования "нормальной науки". Согласно Куну, развитие науки проходит несколько этапов. Предпарадигмальный этап развития науки характеризуется наличием множества теоретических направлений, разнообразием методологических подходов. На этом этапе отсутствует какая-либо единая теоретическая концепция, ориентирующая деятельность научного сообщества. Этап т. н. "нормальной науки" характеризуется принятием устойчивой и признанной всем научным сообществом П. Основная концептуальная нагрузка П. заключается в том, что она, с одной стороны, исключает все не относящиеся к П. и не согласующиеся с ней концепции, теории, методы, с другой стороны, она ориентирует научное сообщество и исследовательскую деятельность на использование теории для предсказания новых феноменальных областей, а также на усовершенствование самой П. посредством переинтерпретации имеющихся наличных теорий. Гарантией стабильности "нормальной науки" выступает ее консерватизм: вся исследовательская деятельность ведется в рамках принятой П. Но " нормальная наука " с течением определенного времени начинает переживать кризис. Последний связан с возникновением научных аномалий, приводящих к научным открытиям. Большинство научных аномалий возникает в строгом соответствии с парадигмальными правилами и требованиями. С открытием аномальных явлений начинается поиск решений, причем в основном поиск осуществляется в рамках данной П. с целью ее сохранения. "Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и последующего расшатывания правил нормального исследования" (Кун). Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых П. Новые П. качественно несоизмеримы со старыми и некумулятивны. "Научные революции рассматриваются здесь как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой" (Кун). В результате принятия новой П. значительно изменяется совокупность принятых научным сообществом норм, ценностей и установок. В связи с неопределенностью понятия П., связанной, в первую очередь, с противоречием логической и психологоисторической коннотаций термина, Кун в дальнейшем эксплицировал первоначальные характеристики П. через дисциплинарную матрицу Дисциплинарная матрица включает несколько элементов: во-первых, символическое обобщение законов. Символическое обобщение помогает научному сообществу формализовать основные теоретические положения. Во-вторых, Кун выделяет " метафизический " компонент П. - систему методологических принципов, используемых для интерпретации этих законов. Втретьих, набор стандартизированных инструментов и методов для решения типичных проблем. Примерами П. могут служить аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, ньютоновская механика, эйнштейновская теория относительности. Понятие П. используется в современных социально-философских теориях для диагноза ее наличного состояния и предсказания перспектив, хотя вряд ли можно однозначно говорить о применимости П. как единой системы норм, установок, ценностей к социально-философским теориям. Т. X. Керимов

Одно из ключевых понятий современной философии науки. Введено Куном. Обозначает совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие П. коррелятивно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих П. Как правило, П. находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. Кун относит к П., напр., аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику. В связи с критикой в адрес расплывчатости и неопределенности этого термина Кун в дальнейшем эксплицировал его значение посредством понятия дисциплинарной матрицы, учитывающего, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной деятельности. Наборы предписаний П. состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; "общепринятых образцов" - схем решения конкретных задач ("головоломок"), дающих ученым методику разрешения проблем в их повседневной научной работе. В целом понятие П. шире понятия отдельной теории; П. формирует строй научной дисциплины в определенное время. Формирование общепризнанной П. является признаком зрелости науки. Смена П. ведет к научной революции, т.е. полному или частичному изменению элементов дисциплинарной матрицы. Переход к новой П. диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

1. Совокупность теоретических, методологических, ценностных и иных установок, принятых на каждом этапе развития науки (понятие введено американским ученым Т. Куном); 2. В широком смысле, исходная концептуальная идея, ценность как схема или.своего рода карта местности, помогающая найти человеку свое «местоположение» в обществе, модель, установка, определяющая взгляды, поведение, направление, цели деятельности людей, их сообществ, способы постановки проблемы, методика исследования какой-то сферы общества, или общества в целом.

(от греческого - образец, пример) - совокупность общепринятых норм и идеалов научного исследования и той картины мира, с которой согласна основная масса научного сообщества.

(от греч. paradeigma - пример, образец) - в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Это также строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности.

(греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог- демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге " Структура научных революций " (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт -переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем, в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска. Е.В. Хомич

Оригинальный способ организации концептуально оформленных идей, направление развития или стиль научного мышления (в определенной предметной области, в комплексе дисциплин или циклах изложения знаний), доминирующие на некотором этапе научного постижения мира.

Образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. " Структура научных революций " (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб-ва проблем и решений. П. представляет собой классич. науч. разработку, к-рая воспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основой научной традиции. Работа ученого есть работа в рамках П. Она состоит в дополнении, уточнении, углублении сформулированных в П. принципов, в распространении их на новые предметные области. Формирование новой П. начинается в условиях, когда возникают проблемы (аномалии), к-рые не могут быть разрешены и объяснены в рамках существующей П. Переход от одной П. к другой может растягиваться на десятки и даже сотни лет. Кун назвал этот период научной революцией - временем крушения авторитетов, моделей, методологий, теорий, мировоззрений, образов мира. П. - репрезентативная культура ученых, действующих в ее рамках, и до тех пор, пока они признают основополагающую теорию, они будут находить теор. аргументы в ее пользу, и экспериментальные подтверждения. Смена П. - нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена П. есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследоват. методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования, Первичную П. наук о культуре можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни в период, обычно обозначаемый как предистория или доистория науки. Следующей, уже полноправно научной П., стала эволюционистская. Важнейшие ее представители: Г. Спенсер, Тайлор, Фрэзер, А. Бастиан, Ю. JIunnepm, Ш. Летурно, Л. Г. Морган. Основные разработки эволюционистской П. - идея единства человеч. рода, единообразие и однолинейность развития культуры, психол. обоснование явлений обществ, строя и культуры. Эволюционистская П. внесла существ, вклад в познание культурной реальности истории человечества, в понимание человеч. природы, функций культуры, закономерностей ее развития; благодаря ей культура обрела определенную целостность, была систематизирована и упорядочена, хотя именно эта систематичность, в опр. степени навязанная, стала одной из гл. причин смены П. в изучении культуры. В 20 в. внимание исследователей все больше стало переключаться от изучения культурных констант, существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем самым дающих возможность говорить о культуре вообще, на многообразие культурного оформления человеком своего существования и на различия разных культур. Изменился сам предмет культурологич. исследования: не культура человечества стала предметом, а конкр. культуры. Такой подход постепенно привел к отказу от глобально-эволюционистских построений, хотя и не к отказу от идеи эволюции вообще; последняя стала наблюдаться и улавливаться в отд. культурах. Культурфилос. основой такого рода исследований в эмпирич. науках о культуре стали т.н. циклич. теории культурного развития. Под культурными циклами при этом понимается опр. последовательность фаз изменения и развития культуры, к-рые следуют закономерно одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяющиеся. Здесь налицо аналогия с человеч. жизнью: детство, юность, зрелость, старость и смерть. То же самое происходит с культурами: каждая культура совершает свой цикл и приходит в упадок. Родоначальником циклич. теорий в совр. историографии и науке о культуре стал Н.Я. Данилевский. Уже за ним следовали Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Л. Гумилев. Общим для всех сторонников циклич. взгляда было представление об "историч. индивидуальностях", каковыми являются все культурные целостности, и о наличии жизненного цикла у каждой из этих целостностей. Если на культурфилос. уровне основой новой П. стало циклич. учение, то на методол. уровне - функционализм. В культурной антропологии это учение разрабатывали Малиновский и Радклифф- Браун. Они исходили из того, что в культуре, понимаемой как целостность, нет "лишних" элементов - все они имеют свою опр. функцию в целостности культуры, понимаемой как особенная форма приспособления человеч. группы к условиям среды ее обитания. Циклич. теории в соединении с функционализмом придали представлениям о культуре совсем иной вид, чем в рамках эволюционистской П. Каждая культура стала рассматриваться как ценность в себе, безотносительно к тому, какое место она занимает на эволюционной "лестнице". Поскольку работы функционалистов показали, насколько сложным образованием является каждый культурный организм, стало невозможным разделять культуры на "примитивные" и "высокоразвитые". Культуры ранее, с т. зр. эволюционного развития, считавшиеся примитивными, стоящими на нижних ступеньках эволюционной лестницы, стали восприниматься просто как инакие, имеющие отличные от совр. культур структуры и закономерности функционирования. Это было сильным ударом по европоцентристско-му мировоззрению, продолжением и развитием антропол. революции. Возникла возможность и необходимость теор. анализа культуры, возможность и необходимость выяснения, почему именно такое орудие, такие идеи, такой образ мира, миф или легенда характерны именно для этой культуры, какую они в ней выполняют функцию, как сопрягаются со средой, в к-рой эта культура возникла. Эта новая научная П., в корне изменившая взгляд на культуру, получила название плюралистической, ибо ее сторонники исходили из идеи плюрализма, множественности и многообразия культур. Лит.: Кун Т. Структура, науч. революций. М., 1977; Токарев С.А. История зарубеж. этнографии. М., 1978; Ионин Л. Социология культуры. М., 1996. Л. Г. Ионин

(греч. "paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих. В чисто лингвистическом (техническом) смысле система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например, по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения.

(греч. paradeigma пример, образец) - 1) понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира. Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, обладающие подлинным существованием: демиург создает все существующее, рассматривая неизменно сущее как первообраз (" Тимей "). Согласно Шеллингу и Гегелю, духовный, идеальный прообраз определяет принципы упорядочивания и рациональной организации природных тел; 2) совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие " парадигма " в философии науки введено позитивистом Г.Бергманом и было широко распространено амер. физиком Т. Куном для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Часто заменяется понятием " картина мира ".

(греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Понятие “П.” введено амер. ученым-науковедом Куном. Согласно взглядам Куна (“ Структура научных революций ”, 1962), П. позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Однако в понятии “П.” недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки. В марксистских исследованиях по науковедению используются понятия стиля (типа) научного мышления.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова парадигма

парадигма в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

парадигма

    Образец, тип, модель (книжн.). П. общественных отношений.

    В грамматике: система форм изменяющегося слова, конструкции (спец.). П. имени, глагола.

    прил. парадигматический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

парадигма

    Конструкция как образец склонения или спряжения изменяющегося слова (в лингвистике).

    Система форм изменяющегося слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

парадигма

ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma - пример, образец) в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

парадигма

ПАРАДИГМА в языкознании система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие "парадигма" употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.

Парадигма

(от греч. parádeigma ≈ пример, образец), система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Так как П. характеризуется лексическим тождеством основы , её нередко изображают в виде таблицы окончаний, служащих образцом для словоизменения или формообразования данной части речи. В описании П. предусматривается: число членов объединения (П.≈ закрытый ряд форм), порядок их расположения, окончания каждого члена П. и возможные морфонологические преобразования основы и (или) окончаний. Нередко термин «П.» распространяют на любые ограниченные системы вторичных образований с единым основанием; соответственно их характеру различают П. морфологические, лексические, словообразовательные и т.п. Понятие синтаксической П. служит обычно для обозначения системы форм предложения (сравните «сын учится», «сын учился» и т.д.). П. делятся на частные, или малые, состоящие из определённым образом организованных групп форм, и полные, или большие, представляющие собой сумму частных П. В русском языке, например, полная П. прилагательных включает три П. единственного числа, одну ≈ множественного числа, одну П. кратких форм и формы степеней сравнения.

Е. С. Кубрякова.

Википедия

Парадигма (философия)

Паради́гма (от, «пример, модель, образец» модель эволюционной деятельности.

Первоначально слово использовалось в лингвистике и риторике. Так, например, ЭСБЕ определяет этот термин следующим образом: «в грамматике слово, служащее образцом склонения или спряжения; в риторике - пример, взятый из истории и приведенный с целью сравнения». Словарь Merriam-Webster 1900 года дает аналогичное определение его использования только в контексте грамматики или как термин для иллюстрирующей притчи или басни.

С конца же 60-х годов XX-го века этот термин стал преимущественно использоваться в философии науки и социологии науки для обозначения системы идей, взглядов и понятий, исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.

Одно из первых и наиболее известных упоминаний понятия встречается в диалогах Платона, где он использовал его в значении первообраза для творения универсума.

Парадигма

Паради́гма (от, «пример, модель , образец») - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Другие значения:

  • Парадигма
  • Парадигма
  • Парадигма программирования
  • Парадигма образования
  • Парадигма в риторике - пример, взятый из истории или мифологии и приведенный с целью сравнения; парабола , басня .
  • Парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
  • Парадигма в политологии - совокупность познавательных принципов и приёмов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений.

Кроме того, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной и общепринятой:

  • К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей, принимаемые большим количеством людей. Примеры: парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования.
  • Личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека, его точка зрения. Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта, а также не является полной - никто не может знать всё обо всём». Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не «знание всего», а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

Парадигма (лингвистика)

Паради́гма (от, «пример, модель , образец») - словоизменительная парадигма - в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

Слово παράδειγμα по-гречески значит «пример, модель, образец»; словоизменительная парадигма выступает образцом того, как строятся словоизменительные формы для целых классов лексем

Построение парадигм - одно из первых лингвистических достижений человечества; вавилонские глиняные таблички с перечнями парадигм обычно считаются первым памятником лингвистики как науки.

Обычно парадигмы упорядочены в некотором традиционном порядке граммем, например, парадигма русского склонения записывается в порядке падежей И - Р - Д - В - Т - П:

рука
руки
руке
руку
рукой
о руке

Парадигма личного спряжения в европейских языках записывается обычно в порядке «иду-идёшь-идёт» , а, например, в арабском языке порядок обратный.

Различают морфологические, лексические, словообразовательные, синтаксические виды парадигм. Здесь они показаны на примере башкирского языка.

  • Морфологическая парадигма - система словоформ, отражающая реализацию грамматических категорий. Морфологическая парадигма представлена рядом грамматических форм слова, соотносимых с его неизменяемой частью.
  • Лексическая парадигма - объединение слов, противопоставленных по общему семантическому признаку.
  • Словообразовательная парадигма - совокупность производных слов и т. п.
  • Синтаксическая парадигма - ряд структурно различающихся конструкций, отражающих видоизменения синтаксических значений. Например, аналитические формы выражения модальности: гипотетически «был кешене ҡалала күреүем мөмкин» и др.

Существуют морфологические теории, считающие именно парадигмы центральным понятием морфологии, а членение слова на морфемы - факультативным или вторичным.

Примеры употребления слова парадигма в литературе.

В качестве парадигмы можно представить себе младенца, рискнувшего сползти в колен 78 Абрахам Маслоу.

Как выяснилось, Иван Гавел возглавлял группу прогрессивных ученых, которые при коммунистах тайно занимались исследованиями новой парадигмы и трансперсональной психологии.

О становлении новой парадигмы развития общества и гуманизации образовательного процесса в техническом вузе.

Здесь, однако, слишком уж явно просматриваются национальные тенденции американских критиков, стремящихся отстоять если не полную независимость или приоритетность то по крайней мере национальную специфику деконструктивизма как явления исключительно американского характера, и пытающихся доказать, что в противоположность Европе на другом берегу Атлантики процессы вызревания новой парадигмы шли значительно решительнее, а в хронологическом плане практически одномоментно с формированием французского постструктурализма.

Анализ случая параноидной деменции в качестве парадигмы История болезни Простые ассоциации слов Непрерывные ассоциации А.

Венское письмо Сталина Малиновскому 1913 года является парадигмой конспираторского мрака.

Дихотомическое различение прежнего и нового типов социальной организации становится парадигмой концептуализации изменений и используется теоретиками для создания моделей, объясняющих тенденции, выходящие за исторические пределы контингентного сдвига.

Предисловие к теории мотивации Индивидуум как интегрированное целое Голод как парадигма Цель и средство Желания и культура Множественные мотивации Мотивационные состояния Взаимосвязь мотиваций К вопросу о перечнях потребностей Классификация мотивов Мотивация и эксперименты на животных.

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЙ, -ая, -ое: разноспрягаемые глаголы - в грамматике: глаголы, в своей парадигме совмещающие формы двух разных спряжений, напр.

Развивая модель разностных уравнений, мы полагаем, что такое первичное рассмотрение будет способствовать дальнейшей разработке столь необходимой для исследования сознания процессуальной динамической парадигмы .

В первую очередь это современная логика, восходящая к Фреге и Расселу и ставшая парадигмой всей англо-американской философии языка.

Эмпиризм ньютоновской науки в этой шеллингианской парадигме оттесняется на второй, подчиненный план.

Бросая свифтовский взгляд на современную Лапуту, я не отстаиваю ни одну из парадигм , а как любой свободомыслящий политик ратую за агностицизм и терпимость к чужим взглядам.

Теперь мы можем правильно поименовать Парадигму аксиоматической системы Ньютона-Лейбница-Евклида как Парадигму атомизма, атомистическую парадигму рациональности.

В истории мышления, как истории отношения, соответствия мышления и объекта, крайне важна позиция Ленина, которая возникла, как раз, в момент смены Парадигмы атомизма на Парадигму электронизма.

В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое парадигма?». Здесь будет затронуто определение термина в общем виде и в специализированных отраслях человеческих достижений науки. В частности, будет раскрыто значение лингвистической, научной, социологической и образовательной парадигмы и явление смены.

Общее определение

Что такое парадигма? Данным термином обозначают совокупность целого ряда фундаментальных умозаключений, что представлены в виде научной установки и представления о чем-либо значимом. Парадигма - это форма преемственности для научного развития и творчества.

Т. Кун описывал парадигму как труд, признанный всеми членами научного сообщества в течение определенного срока. При этом он должен давать обществу модель поставленной проблемы и ее решение.

Другие существующие виды

Что такое парадигма и какие бывают ее значения?

Рассматривая сущность и концепцию парадигмы, человечество создало некую классификацию парадигм, среди которых выделяют:

  • лингвистическую;
  • философскую;
  • парадигму программирования;
  • образовательную;
  • риторическую - исторический или морфологический пример для сравнения (басня, парабола и т. д.);
  • парадигма для научной методологии - набор ценностей, технических возможностей и навыков, различные виды подходов и методов, что приняли в сообществе ученых для создания устоявшейся традиции на конкретный промежуток времени;
  • политологическая парадигма - познавательные принципы и приемы для отображения политических реалий, которые задают логику организациям знания; это форма теоретической трактовки явлений социального характера.

Понятие «личного» и «общепринятого»

Отвечая на вопрос о том, что такое парадигма, важно также будет ознакомиться с видовым разнообразием изучаемого термина. Данное понятие имеет общее определение для всех сфер деятельности человека, но может обладать определенными особенностями, что обуславливается принадлежностью к той или иной дисциплине. Парадигма бывает общепринятой или индивидуальной (личной и субъективной). Также выделяют государственную и абсолютную парадигму. К тому же, данный термин применяется в социологии и образовании, где представляет собой крайне значимое и развитое определение.

Основная парадигма определяется правильностью и сходством мнения людей, что в первую очередь связано с объективностью реальности. Личные парадигмы базируются на индивида и его точки зрения. Данное понятие определяет не «все знание», а сущность знания. Это необходимо для обеспечения эволюционного развития личностной деятельности в действительности окружающего социума.

Парадигма в социологии

Социальная парадигма - понятие, применяемое в общественном ряде наук. Под ней подразумевают исходную концептуальную схему, модель проблемы, а также изучают способы ее постановки и пути решения. Изменение содержания парадигмы расценивают как научную революцию. Другими словами, данный термин является общим углом зрения определенного количества субъектов, изучающих конкретный феномен.

С. А. Кравченко говорит о том, что появление соц. теорий реальным становится только тогда, когда общество приходит к конкретному уровню сложности динамического характера. Это выражается в возникновении критических взглядов людей, которыми анализируются изменения в соц. институтах и самих себя. Социологические науки выделяют несколько отчетливых и крайне важных парадигм, которые разделяются по принадлежности к конкретной школе или направлению исследования и динамики развития.

Некоторые классификационные единицы

Чтобы лучше понять ответ на вопрос о том, чем является парадигма в социологии, мы рассмотрим некоторые их разновидности:

  • Парадигма социального фактора - понятие, базирующееся на устоях школы функционализма и связанное с Э. Дюркгеймом. В данном случае термин описывает социальную реальность, как самостоятельную структуру, независящую от волеизъявления и действия отдельного индивида. Она состоит из соц. институтов и структурных компонентов, изучающих и/или выступающих предметом исследования и анализа в социологии. Понятие парадигмы соц. факторов, напрямую связано с функционализмом, под которым подразумевают конкретные социальные феномены. Их в свою очередь рассматривать необходимо с точки зрения выполняемой функции.
  • Парадигма понимания - термин, связанный с трудами М. Вебера и В. Парето. В данном случае соц. реальность рассматривают с точки зрения субъективного понимания реальности каждым индивидом. Вебер утверждал, что всякое действие имеет обоснование, которое необходимо понять, определить и постигнуть рациональные мотивы.
  • Парадигма соц. поведения - понятие, основанное на социальном бихевиоризме Б. Скиннера и теории социального обмена П. Блау и Дж. Хоманса. Главный принцип - утверждение о том, что человеческое поведение обладает реактивной природой. Другими словами, поведение детерминировано набором простых биологических реакций, которые являются ответом на внешний раздражитель или стимул.

Наука и модель

Научная парадигма - это универсальная методология, средство, посредством которого принимают эволюционное решение и создают гносеологические модели деятельности таких решений. Такой свод установок и правил чаще всего является общепринятым. Это методы принятия решений, создание и описание мировой модели (в частности, отдельных фрагментов мироздания), которые приняли большинство людей в силу доказуемости и обоснованности самой парадигмы.

Понятие научной парадигмы является общепринятым для различных сфер деятельности человека. Это понятие трактуется в зависимости от области применения. Научные парадигмы включают в себя образцовые методологии, позволяющие принять определенную форму решения проблемы, способ создания модели мира или его отдельного фрагментов. Примером может служить парадигма благотворности, возникшая в конституционном курсе России в 1993 году, или парадигма программирования в общем виде.

Образование

Парадигма образования - общий набор идей и утверждений, которые признаны педагогическим обществом в определенный период времени. Такие идеи создают основу научному исследованию. Данных разновидностей парадигм существует в настоящее время довольно много. Самый общий уровень позволяет различать прогрессивный (устремленный в будущее) и классический (обращенный в прошлое) ряд парадигм.

Парадигма образования в классической форме представляет собой устоявшееся, традиционное понятие, используемое в образовательной сфере. Прогрессивные парадигмы обладают содержанием и подходами, отличными от стандартных и укорененных временем, а также здесь иначе рассматривается понятие права, отношения и педагогического менталитета.

Явление смены

Смена парадигмы - явление, введенное в научный оборот историком, изучающим науку, Томасом Куном. Этот термин был упомянут в книге «Структура научных революций», которая вышла в 1962 году. Она описывала эволюцию базовых посылов в рамках некоторых научных теорий (парадигм). В дальнейшем этот термин стали использовать и в других сферах человеческого опыта.

Т. Кун определял научную революцию как эпистемологическую смену парадигмы. Также он полагал, что революция начинается в том случае, когда учеными обнаруживается аномалия, которую нельзя объяснить с применением универсальных положений принятой парадигмы, применимой к конкретной сфере деятельности, в которой возникло изучаемое явление.

Под конфликтом парадигм подразумевают процесс установления новых постулатов и утверждений, в ходе которого происходит научная революция. Прежде всего, это спор между определенными системами ценностей, различие в способе решения головоломок, на которые необходимо дать ответ, а также разница в способах измерений, наблюдений и практических методов, которыми представлены противоборствующие парадигмы.

Слово «парадигма» используется научным сообществом во всем мире и является крайне важным понятием, позволяющим человеку создавать ориентиры при оценке объективной реальности.

Парадигма – общепризнанные научные достижения, на основе которых разворачиваются философские, религиозные или научные теории. Для ученых это мир истин, которые не подлежат никаким сомнениям. Иными словами, парадигма представляет собой определенные границы, в которых находится все известное, доказанное и принятое всеми.

Откуда появляется?

Все парадигмы создаются людьми. Парадигма сформирована тогда, когда большинство людей, разбирающихся на одном уровне в одной теме, пришли к общему соглашению, т.е они начинают считать данную теорию наилучшей в объяснении предмета изучения (любая область из нижеперечисленных).

С конца шестидесятых годов двадцатого века данное слово используют, чтобы обозначить первоначальные мировоззренческие схемы, модели определения проблем и их решения, способов исследования, преобладающих в течение каких-то исторических периодов времени среди ученых.

Что определяет парадигма:

  • Предметы и явления, которые стоит исследовать.
  • Необходимые для изучения вопросы в какой-то области.
  • Как необходимо провести структуру этих вопросов?
  • Какие предположения можно делать в границах общепризнанной теории?
  • Что стоит изменить в результатах научных исследований?
  • План и оборудование для эксперимента.

Виды парадигм

Парадигмы могут быть в:

  • Философии . В ней парадигмы являются шаблонами мышления в виде теорий, приемов исследования, постулатов и стандартов. Благодаря которым и создаются дальнейшие построения, обобщения и эксперименты в данной области.
  • Религии . Разные веры в разных Богов.
  • Науке . Научные парадигмы фиксируются в школьных и других учебниках, записях ученых. Они на долгое время определяют научные области, в которых есть проблемы и как их нужно правильно решать. Как правило, ученые выбирают и следуют одной парадигме. Спустя какое-то время, после кризиса нормальной науки, ученые могут сменить парадигму, перейти от одной к другой.
  • Политологии . Задает направление изучения политики, в соответствии которой человек, опираясь на правила, политические теории и идеи, занимается решение определенных проблем.
  • Риторике . В качестве примера для сравнения можно использовать басню и параболу.
  • Образовании . Совместимость различных теорий, понятий, правил и идей, в известные периоды признанные педагогической общественностью и находящиеся в основе научных исследований.
  • Программировании . Комплексность идей и понятий, который определяет стиль написания компьютерных программ и организацию вычислений и структуры, выполняемой компьютером.
  • Лингвистике . Используется для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства и присущие свои грамматические категории, такие как: склонение и спряжение.

Парадигмы бывают:

  • Абсолютными . Они доказаны учеными и другими исследователями, которые для доказательства своих теорий проводили различные эксперименты.
  • Общепринятыми . К ним относятся господствующие методы принятия решения, которые принимает и не оспаривает огромное количество людей.
  • Личными . Определенные субъективные модели поведения разных людей, сформировавшиеся от личного опыта, от влияния в детстве, на примере от кого-то. Утвержденная субъективная точка зрения конкретно взятого человека.

Примеры

Индивидуальная (личная) парадигма может быть сформирована в детстве, даже если человек совсем этого не помнит – в сознании воспоминания стерты, но в подсознании сохранены.

Например, двум друзьям поступает предложение об очень выгодном бизнесе. Первый друг в детстве жил вместе с отцом-бизнесменом и постоянно видел в деле своего папы только плюсы: деньги, успех, карьера, знакомство и общение с новыми людьми, путешествия и т.д.

И у него в памяти плотно закрепилась парадигма «бизнес – успех».

А второму другу в детстве отец регулярно рассказывал про своего отца, которые все потерял из-за бизнеса и остался под старость лет с кучей долгов. У второго появилась парадигма «бизнес – потеря всего». Кто из этих двух друзей, будучи уже во взрослом возрасте, примет предложение о выгодном бизнесе? Вероятнее, только первый друг. Даже если второй и согласится заняться своим бизнесом, то скорее всего, из-за заложенных парадигм на подсознательном уровне, он все потеряет, заранее имея неправильный настрой. Это и есть личная парадигма.

Общепринятые парадигмы создаются из мнения большинства людей. Если какая-то теория широко признана среди большого количества сторонников, то это общепринятая парадигма. Например, благотворная парадигма конституционного курса России в 1993 году и общая парадигма программирования.

К абсолютным парадигмам относятся такие истины, как: гравитация, планета Земля имеет форму шара, человеческая эволюция, любые неоспоримые истины и природные явления.

Принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Другие значения:

  • Парадигма образования
  • Парадигма в риторике - пример, взятый из истории или мифологии и приведенный с целью сравнения; парабола , басня .
  • Парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
  • Парадигма в политологии - совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений.

Кроме того, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой:

  • К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования .
  • Личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека, его точка зрения . Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта , а также не является полной - никто не может знать все обо всем». Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не «знание всего», а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Парадигма" в других словарях:

    Научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… … Философская энциклопедия

    - (греч.) В грамматике: пример, образец, слово, по которому склоняют или спрягают другие. В риторике пример, взятый из истории и приведенный для сравнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРАДИГМА… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. paradeigma пример, образец), модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач; господствующий способ научного мышления, выраженный в некоторой законченности и относительной согласованности взглядов… … Экологический словарь

    парадигма - (от греч. paradeigma пример, образец) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие… … Большая психологическая энциклопедия

    Образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений. П.… … Энциклопедия культурологии

    Парадигма - (гр.paradеigma – үлгі, өнеге) – америкалық философ, ғылым тарихшысы, постпозитивизм өкілі Т.Кунның «Ғылыми революцияның құрылымы» еңбегінде ғылыми айналымға енгізген қазіргі ғылым философиясының негізгі ұғымдарының бірі. Жалпы түрде парадигма… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Парадигма - Парадигма ♦ Paradigme Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма – одно из … Философский словарь Спонвиля

    В языкознании система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе … Большой Энциклопедический словарь

    Образец, тип, модель, теория, пример Словарь русских синонимов. парадигма сущ., кол во синонимов: 8 модель (44) … Словарь синонимов

    парадигма - Набор функций управления, который включает протокол и связанные с ним услуги, а также вспомогательный язык для определения информации. Он может использоваться для сбора информации по управлению, включая взаимодействия между информацией по… … Справочник технического переводчика

    От греч. paradeigma пример, образец; англ. patadigm А. Исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Б. Пример из истории, взятый для доказательства или сравнения. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Парадигма дуализма. Пространство - время, информация - энергия , А. И. Демин. Настоящая книга посвящена исследованию парадигмы дуализма - нового понимания сущности всех процессов и явлений в мироздании, которое стало возможным благодаря открытию такого нематериального…
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: