Что такое черта еврейской оседлости. За чертой

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ЧЕРТЫ ОСЕДЛОСТИ

Временные границы Черты оседлости

Указом 1791 года Екатерина II очертила территорию, где отныне позволялось жить евреям. В нее вошли земли, отошедшие к империи после разделов Польши (на тот момент Первого, позже к ней были присоединены территории, влившиеся после Второго и Третьего разделов), и также недавно завоёванная (у турок и крымских татар) Новороссия. Поначалу, образование Черты (само название официально появилось много позже, в XIX веке) не было дискриминационной мерой - христиане, включая даже дворян, также имели ограничения в перемещении по империи. Впоследствии, год за годом устрожая правила, царское правительство сделало жизнь евреев в Черте настолько непростой, что Черта Оседлости стала ассоциироваться с дискриминационной политикой по отношению к евреям. Черта была отменена Временным Правительством в 1917 году. В настоящей статье, в соответствии с названием, мы рассмотрим только географические границы Черты в разные эпохи.

Разделы Польши

Историю современных евреев России следует вести с разделов Польши. Были евреи и при Ярославе Мудром, и при Петре Первом, но ко второй половине 18 века евреев в России не было - им попросту не позволялось там жить. По контрасту, в Польско-Литовском содружестве (Речи Посполитой) в 17-18 веке жило больше евреев, чем во всём остальном мире. Причину этому следует искать в известной народной мудрости - рыба ищет, где глубже. По сравнению с другими странами Европы, в Польше евреям жилось комфортнее всего. Имеются многочисленные примеры дружеских отношений между евреями и польскими аристократами. Евреи добивались для себя таких привилегий, которыми порою не обладали и коренные жители страны.

В середине 17 века начался постепенный упадок Польши. Некогда могущественное и крупнейшее в Европе государство задыхалось в клубке политических и экономических проблем. Никакие важные решения не могли пройти через сейм без согласия всех его членов. Жестокие восстания на востоке страны вымывали человеческие и экономические ресурсы.

К концу 18 века Речь Посполитая настолько ослабла, что её соседи - Россия, Австрия и Пруссия, приступили к постепенному её разделу между собой. В 1773 году войска трёх держав вошли на территорию Польши и аннексировали значительную её часть. России досталась Восточная Белоруссия и так называемая Польская Ливония. На этих землях впоследствии были образованы Могилёвская и Витебская губернии. То был Первый раздел Польши.

Несмотря на отчаянные попытки польских патриотов изменить законы и сохранить свою страну, в 90-е годы отъём польской территории её соседями продолжился. По Второму разделу Польши в 1793 году Россия получила значительные территории Белоруссии и Украины, впоследствии вошедшие в Минскую, Киевскую, Волынскую и Подольскую губернии. В 1795 году раздел Польши завершился. Страна перестала существовать, а к России отошли Литва, остатки Белоруссии и Волыни. Кроме того, в состав России вошло полунезависимое Курляндское герцогство. Когда-то высокоразвитое государство, владевшее даже колониями в Вест-Индии, к 18 веку ослабло и попало в политическую зависимость от Польши и России. С крушением Польши, Курляндия перестала существовать как независимое государство и превратилась в губернию России, с сохранием, впрочем, её жителями многих привилегий, например, отсутствия крепостного права.

Таким образом, Россия, где прежде не было евреев, неожиданно стала обладать чуть ли не крупнейшим в мире еврейским населением. Все земли, полученные при разделах Польши, вошли в состав Черты Оседлости. На них были образованы Витебская, Могилёвская, Минская, Киевская, Волынская, Подольская, Виленская и Гродненская губернии. Кроме того, евреи Курляндии, не вошедшей в Черту Оседлости, получили особый статус - им разрешалось жить в Курляндии, если они там уже жили, но заселять её, в том числе через женитьбу, или даже возвращаться после проживания в другом месте было запрещено.

Наполеоновские войны и Царство Польское

В 1807 году Наполеон, победивший Австрию и Пруссию, образовал на покорённых им территориях полунезависимое государство - Варшавское герцогство, чем заслужил благодарность поляков. В 1815 году, когда делили империю Наполеона, Варшавское герцогство перешло к России. На этой территории было образовано Царство Польское. Белостокская область, однако, вошла в состав «коронной» России. Первоначально предполагалось, что Царство Польское будет квазинезависимым образованием под патронажем российского императора, вроде Финляндии. Однако в результате непрерывных восстаний поляков царское правительство отбирало у Польши привилегии, и к 1870 году 10 губерний Царства Польского были уже обычными губерниями Российской империи. Тем не менее, эти губернии (Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская и Седлецкая) официально частью Черты Оседлости не считались. Евреям позволено было жить там без ограничений, но перемещаться в губернии коронной России или обратно им не разрешалось.

Новороссия

Так назвали земли, перешедшие под контроль России во второй половине 18 века в результате войн с Оттоманской империей и крымскими татарами. Территории эти были мало заселены. Их активное развитие началось в конце 18 века. Были образованы Екатенинославская, Таврическая, Херсонская и Бессарабская губернии. Эти губернии, а также Черниговская и Полтавская, перешедшие к России ещё в 17 веке, вошли в составЧерты Оседлости. Евреев из бывших польских губерний, так же, как и представителей других народов (греков, болгар, немцев, сербов) заинтересовывали в перемещении в Новороссийские губернии, как в города, так и в сельскохозяйственные колонии. Процесс, однако, шёл неравномерно. Если Херсонская и Бессарабская губернии оказались в 19 веке довольно плотно заселены евреями, то в Черниговской, Полтавской, Екатеринославской и Таврической губернияхпроцент еврейского населения оставался незначительным.

Середина 19 века

В 1842 году произошло значительное изменение административных границ Северо-Западного края. Белостокская область влилась в состав Гдодненской губернии, а из Виленской выделилась Ковенская губерния. В Виленскую губернию были добавлены несколько белорусских уездов. Если Ковенская губерния была в основном заселена литовцами, то в Виленской преобладали славянские народы - поляки и белорусы. Обе губернии, при этом, были плотно заселены евреями. Самое же значительное в процентном отношении еврейское население было в Гродненской губерии.

В 1868 году на месте Августовской губернии было образовано две - Сувалкская и Ломжинская. На положении евреев, впрочем, эта реорганизация не сказалась. В Сувалкской губернии проживало довольно много литовцев, особенно в северной половине. Характерно, что подобные решения принимались в Петербурге в интересах русской администрации, без участия поляков, чьё активное сопротивление было к тому времени сломлено.

Первая Мировая война и конец Черты Оседлости

К началу 20 века всё громче звучали голоса о необходимости отмены Черты Оседлости, но Николай I не мог решиться на этот шаг. Официально Черта Оседлости была отменена с крушением царизма, Временным правительством. Однако уже в начале Первой Мировой войны она фактически перестала существовать. Многие тысячи беженцев из западных губерний хлынули в центральные губернии, где им, соответственно, было разрешено проживать.

Между Мировыми войнами

Послевоенное мирное устройство поделило бывшую Черту Оседлости между многими странами. К Латвии отошла Латгалия, или бывшая Польская Ливония, три уезда Витебской губернии, заселённые латышским большинством. Кроме того, в Латвию вошла бывшая Курляндия, кроме Паланги. Литва была образована на месте Ковенской губернии, за исключением части Ново-Александровского уезда, а также северной половины Сувалкской губернии (Волковышский, Марьямпольский, Калварийский и Владиславовский уезды) и небольших участков Балтийского побережья (Паланга от Курляндии и Клайпеда от Восточной Пруссии). Румынии досталась Бессарабия, а также Буковина, принадлежавшая прежде Австрии. Польша получила бывшие Гродненскую, Виленскую, частично Волынскую и Минскую губернии и небольшой участок Ковенской. На этих территориях были образованы пять воеводств: Волынское, Полесское с центром в Бресте (южная часть Гродненской губернии и Пинский уезд Минской), Белостоцкое (северная часть Гродненской губернии), Новогрудское (из частей Гродненской, Виленской и Минской губерний) и Виленское (в основном, из Виленской губернии).

Остальные территории бывшей Черты Оседлости вошли в состав республик СССР - Белоруссии, Украины и РСФСР.

Вторая Мировая война

К началу 1940-х годов вся бывшая Черта Оседлости оказалась в составе СССР. В 1939 году Румынии пришлось оставить Бессарабию, так же, как и Северную Буковину. Затем нацистская Германия и Советский Союз разгромили Польшу, в результате чего были присоединены Волынь, Галиция (территория, входившая в Австрию после Первого раздела Польши), Белостокское, Полесское, Новогрудское и Виленское воеводства. Южная часть Виленского воеводства, так же, как Полесское, Новогрудское и Белостоцкое, перешла к Белоруссии, а северная была передана независимой на тот момент Литве. Наконец, в 1940 году были оккупированы прибалтийские государства.

С нападением нацистской Германии на СССР, вся территория бывшей Черты Оседлости, где по-прежнему плотно проживало еврейское население, оказалась оккупирована нацистами. В результате, был полностью разрушен мир, известный нам по работам Шолом-Алейхема, Агнона и Шагала. Ныне на территории бывшей Черты Оседлости евреи проживают почти исключительно в крупных городах, и в куда меньших количествах.

В современных границах

На сегодня, территория Бывшей Черты Оседлости поделена между семью государствами: Украина, Беларусь, Литва, Польша, Молдова, Латвия и Россия.

В состав Украины входят бывшие Екатеринославская, большая часть Черниговской, Полтавская, Таврическая, Киевская, Херсонская, Волынская и Подольская губернии, а также 3 уезда Бессарабии - Измаильский, Аккерманский и частично Хотинский. Кроме того, Украине принадлежат бывшие территории Австро-Венгрии - Галиция (Львов, Тернополь, Ивано-Франковск), Северная Буковина (Черновцы) и Закарпатье.

Молдова стоит на месте большей части бывшей Бессарабии. Также, непризнанная Приднепровская Молдавская республика образована на месте бывшей Молдавской АССР - территориальной единицы 30-х годов из участков бывших Херсонской и Подольской губерний.

К Польше вернулась бывшая Белостокская область - Белостокский, Бельский и Сокольский уезды Гродненской губернии. Если говорить о бывшем Царстве Польском, то всё оно, за исключением северной половины Сувалкской губернии, сейчас в составе Польши.

Литва сохранила за собой бывшие Ковенскую и частично Виленскую и Сувалкскую губернии, а также кусок Восточной Пруссии с Клайпедой и клочок Курляндии с Палангой.

В Латвию по-прежнему входят Курляндия, называемая ныне Курземе, и Латгалия - 3 бывших уезда Витебской губернии, Двинский, Режицкий и Люцинский.

Вся сегодняшняя Беларусь стоит на месте бывшей Черты Оседлости. Витебская область включает в себя бывшую Витебскую губернию кроме шести уездов, перешедших к России и Латвии, а также Оршанский, Горецкий и Сенненский уезды Могилёвской губернии, Дисненский уезд Виленской и частично Свенцянский уезд Виленской и Ново-Александровский уезд Ковенской губернии. Могилёвская область включает несколько северных уездов бывшей Могилёвской губернии, а также Бобруйский уезд Минской губернии. В Гомельскую область вошли южные уезды Могилёвской губернии и Мозырский и Речицкий уезды Минской губернии. Брестская область - это Брестский, Кобринский и Пружанский уезды Гродненской губернии и Пинский уезд Минской. Гродненская область включает Гродненский, Слонимский и Волковысский уезды Гродненской губернии, Лидский и Ошмянский уезды Виленской и Новогрудский уезд Минской губернии. Наконец, в Минскую область вошли неупомянутые уезды Минской губернии и Вилейский уезд Виленской.

Немногие знают, но в составе Российской Федерации имеется несколько уездов бывшей Черты Оседлости. Невельский и Себежский уезды Витебской области ныне входят в Псковсую область, а Велижский уезд - в Смоленскую. Кроме того, в Смоленскую область попали большая часть Мстиславского (без Мстиславля, впрочем) и меньшая часть Климовичского уезда Могилёвской губернии. Знаменитые Любавичи находятся именно в России, в Смоленской области. Ну, а в Брянскую область попали 4 уезда Черниговской губернии - Новозыбковский, Мглинский, Стародубский и Суражский. Кроме того, до 1887 года в состав Екатеринославской губернии, а, следовательно, и Черты Оседлости, входили Ростовский-на-Дону уезд и город Таганрог.

Игорь Гинзбург

Сан Диего, США

Черта оседлости - так назывались территории Российской империи, за границами которых евреям было запрещено постоянное проживание (полное название - «Черта постоянной еврейской оседлости» или «черта постоянного жительства евреев» ). Сегодня большая часть этих земель находится в пределах современных Украины, Беларуси, Литвы, Польши. Запрет евреям проживать за чертой оседлости был введен в конце XVIII в. Екатериной II и официально действовал вплоть до Февральской революции 1917 г. Исключение в разное время делалось для нескольких категорий граждан, как то: купцы I-ой гильдии (с 1859 г.); приписанные к ремесленным цехам; горские и бухарские евреи; некоторые другие категории.

Именно в границах черты оседлости окончательно оформилась та уникальная еврейская культура быта, непременные символы которой - язык идиш , клезмерская музыка и еврейское местечко , и которую воспели в своих произведениях выходцы из черты оседлости Ю.Пэн, М. Шагал, Шолом-Алейхем и другие. Но самое главное - именно здесь находились духовные центры еврейского народа - центры Торы, как, например, знаменитые ешивы Воложина и Мира ; именно в черте оседлости родились и возмужали многие духовные лидеры еврейского народа, такие, как Хафец Хаим , Альтер ребе , раби Й.-Д. Соловейчик из Бриска , раби Нахман из Браслава и многие другие.

История черты оседлости

Уже несколько веков евреи проживали в Речи Посполитой. Во второй половине XVIII в. Польско-Литовское государство в три этапа было разделено между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Обширные земли, на которых проживали сотни тысяч евреев, отошли к Российской империи. В 1791 году Екатерина II выпустила указ, который определял те области и города, в которых евреям было дозволено проживать и торговать.

В черту оседлости входили мелкие города и поселки городского типа - т.н. «местечки», а проживание в сельской местности и владение землей, даже в границах оседлости, запрещалось. Некоторые крупные города в разное время также исключались из черты оседлости. В большинстве районов Киева, например, селиться было запрещено.

Неприкрытая юдофобская политика как центральных, так и местных властей, частые погромы , всяческие ограничения в правах, увеличенные чуть ли не вдвое по сравнению с обычными гражданами налоги и подати - вот примерная картина тех ущемлений, которые претерпевали евреи в черте оседлости. Через некоторое время к этому добавилась рекрутская повинность - юных еврейских мальчиков забирали в кантонисты , отрывая из от семьи, от общины и от иудаизма. Повсеместная нищета среди евреев стала привычным делом.

В эпоху Александра II, стали приниматься законы, постепенно облегчающие жизнь еврейских городов и местечек. Не сразу, шаг за шагом, было дозволено селиться за чертой крупным купцам, евреям с высшим образованием, врачам. Однако после убийства императора его сын, Александр III, прекратил либерализацию. Во-первых, в числе революционных движений уже тогда было немало евреев, а во-вторых, сам император и его окружение придерживались антиеврейских взглядов.

Революция 1905-1907 гг. коренным образом ситуацию не изменила. С одной стороны, с переменным успехом стали приниматься чуть более либеральные законы, с другой стороны - набирали силу «черносотенцы» и подобные им партии, в обществе обострился антисемитизм, участились погромы, которые иногда - при попустительстве властей - принимали просто ужасающий масштаб. В 1911 году началось знаменитое дело Бейлиса. С началом Первой мировой войны не редки стали бездоказательные обвинения евреев в шпионаже и измене, что опять-таки приводило к погромам и казням.

Лишь в 1917 году, после Февральской революции в России, Временное правительство отменило все ограничения.

Местечко и духовная жизнь народа

Несмотря на нищету и погромы, этот период дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев.

В Торе есть повеление - «кдошим тихйу» , что можно перевести как «Святы будьте» . Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара - правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара , существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

К сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации , так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Еврейское местечко несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации.

И хотя с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы - сейчас наблюдается расцвет, но с точки зрения качества - ситуация оставляет желать лучшего.

В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в ешиве, не могут похвастаться такими успехами.

Раньше простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина, и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет.

Как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Так называемая «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» - свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

Сегодня принято считать, что черта оседлости — это чуть ли не законодательная репрессивная мера, направленная против иудеев в Российской империи в период с XVIII века и вплоть до революции 1917 года. Якобы иудеи были выделены в отдельную касту людей «низшего сорта» и против них законодательно была закреплена запретительная мера по проживанию в ряде регионов империи. Чуть ли не резервации были созданы для них. Термин «черта оседлости» сегодня принято воспринимать, как синоним политики антисемитизма в царской России. Но это абсолютная неправда!

Начнём с того, что законодательное ограничение в праве передвижения и свободного избрания места жительства в XVIII веке существовало абсолютно для всех сословий, проживающих в России, включая дворян, вне зависимости от их вероисповедания. Таким образом обеспечивалась стабильность империи на всех её территориях. Наличие на них представителей всех сословий позволяло иметь относительную равнораспределённость людских ресурсов, что, в свою очередь, создавало устойчивый социально-экономический фундамент благополучия страны. Таким образом, скажем, купцы имели право записываться в гильдии лишь в пределах тех территориальных образований, жителями которых они являлись.

После раздела Речи Посполитой в конце XVIII века, к России были присоединены территории современной Белоруссии до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточная часть Полесья, Подолье и Волынь. На тот момент население этих территорий включало в себя около 2 млн. иудеев. Россия вышла на первое место среди европейских государств по численности еврейского населения, проживающего на территории страны. В отличие от того социально-правового состояния, в котором иудейские кагалы находились при польском протекторате, в России евреи получили все права граждан империи, что было ознаменовано указом «о правах евреев» от 1786 года.

Начиная с этого периода последовали массовые нарушения новыми гражданами империи российского законодательства. Так иудеи, вопреки закону, начали переселяться в крупные города, особенно в Москву и Перербург, где стали записываться в местное купечество. Это вызвало широкое недовольство коренного одноимённого сословия, представители которого искали поддержку у властей и получали её.

Однако, еврейская элита, непонятным образом сочла правомерными свои претензии на права и привилегии, приближавшие её статус к статусу дворянства. Так в 1788 году витебский еврейский купец Цалко Файбишович подал прошение на имя Екатерины II в котором высказывал недовольство политикой местных властей. Как и многие другие представители еврейской элиты, он просил исключительных прав для еврейского населения, формально ставящих их выше остальных граждан империи. Такие прошения поступали ко двору всякий раз, когда в крупных городах пришлых иудеев местные власти принуждали к соблюдению закона.

Сложившаяся ситуация послужила поводом для того, чтобы 23 декабря 1791 года (3 января 1792) Екатериной II был издан указ, в котором декларировалось о том, что императрица не считает нужным делать исключение для евреев в ограничении права передвижения и свободного избрания места жительства, действующего для всех граждан страны. Указом также были определены территории, где дозволялось селиться и торговать евреям, в которые включались места их прежнего проживания в значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также дозволялось селиться на территории Новороссии, недавно присоединённой к империи. То есть, фактически данный указ расширял права исключительно евреев по отношению к остальным гражданам, позволяя им по желанию переселяться в южные губернии. Эти территории общей площадью 1,2 млн. км 2 и стали известны, как «черта оседлости». Таким образом, законодательное закрепление мест расселения евреев на территории Российской империи, стало вынужденной итоговой реакцией правительства на массовые нарушения действующего законодательства исключительно еврейским населением.

Расхожее мнение о том, что черта оседлости была отменена коммунистами после революции 1917 года, также не соответствует действительности. Фактически черта оседлости была отменена 19 августа 1915 года Министерством внутренних дел России, а формально — Временным правительством после февральской революции.

Черта оседлости

До Первой мировой войны в России появилось как минимум восемь систематических обозрений действующих законоуложений правительства о евреях. Среди них - работы М. Мыша (1904, 1910), И. Гессена (1904), И. Фриде (1909), Л. Роговина (1913), Г. Ветлугина (1913), Я. Гимпельсона и Л. Брамсона (1914). Это тысячестраничные сборники, содержащие подборку государственных законов, разъяснения к ним Сената, запросы и жалобы в Сенат в связи с выполнением или невыполнением законов на местах.
Во времена Петра государственность и православие фактически слились, в каковом состоянии и пребывали до Февральской революции. И поэтому все иноверцы по сути своей считались людьми сомнительными, в этом нет ничего странного для таких условий. И все ограничения, накладываемые на иноверцев, в таких условиях были неизбежными - отказ от них был бы уже революцией, изменением основ государства.

Черта оседлости появилась вследствие раздела Речи Посполитой. Сначала евреи были фактически равны по правам всем другим гражданам Российской империи. Надо сказать, что Российская империя была в то время очень четко структуризованной страной, там все знали свое место и не обладали никакими демократическими свободами. Большая часть населения - крестьяне, все крепостные, государственные или помещичьи. Священнослужители пока не были освобождены от телесных наказаний. Дворяне служили государю, причем там, где велят, а не по свободному волеизъявлению. О возможности свободного перемещения мещан и купцов можно судить по рассылке о паспортах - они тоже не так уж и вольны. Казаков вообще безостановочно переселяли с места на место.
Так вот, у России появились новые земли, причем с населением. Зачем государства захватывают новые земли? Чтобы богатеть. Чтобы получать с присоединенных территорий налоги и увеличивать свой государственный доход.
В 1772 Россией, Австрией и Пруссией был осуществлен первый раздел Речи Посполитой. К Российской империи были присоединены Латвия и восточные белорусские земли. По этому разделу на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Безусловно, на этой территории жили не только евреи, латыши и белорусы тоже там наличествовали, но евреи были для России самым необычным приобретением. За ними было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала.
Манифест о присоединении сохранял за евреями прежние права, которые они имели в Польше. Впервые были твёрдо установлены налоги. Было введено разделение народа на группы по социальному положению: мещане (имеющие капитал до 500 рублей) и купцы, чьё имущество превышало эту цифру. Как правило, евреи оказывались мещанами, и только небольшое количество попало в купеческое сословие (Указ 1780).
Согласно сенатскому указу 1785 евреям разрешалось жить в деревнях, брать на откуп производство и продажу спиртных напитков. Признавалось право евреев, записавшихся в купечество избирать и быть избранными членами магистрата, ратуш и городских судов. Религиозные дела были оставлены в ведении еврейских судов.

Новое, иноверческое население, говорящее на другом языке и привыкшее к большей свободе передвижения, к самоуправлению и самостийности, чем коренное российское население, оказалось непосредственно на территории России и стало нарушать установившее равновесие. Даже поглощая казаков, Российская империя не имела таких сложностей.

Екатерина II решила ограничить мобильность евреев. Указом 1791 евреям кроме обычных мест проживания было разрешено селиться в Белоруссии, Екатеринославском наместничестве и Таврической области. В указе было специально отмечено, что евреи не имеют права "записываться в купечество во внутренние российские города и порты". Запрещалось проживание евреев в центральных российских губерниях. Исключения делались для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, винокуров, пивоваров, и "вообще мастеров и ремесленников", лиц окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.
Второй раздел Речи Посполитой был осуществлен в 1793 году. По этому разделу к России были присоединены правобережная Украина и центральная часть Белоруссии. В результате третьего раздела к России отошла западная часть Белоруссии. Соответственно, указом 1794 была узаконена расширенная черта оседлости евреев.
В 1795 к днепровскому бассейну присоединился, по третьему разделу Польши, бассейн Немана - Литовский край (Виленская и Гродненская губернии). Этим закончилось формирование черты оседлости на исходе XVIII века.
Как написано в энциклопедиях, она включала 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова). То есть это не была какая-то узкая полоска непригодной для жилья земли, это была большая территория, где евреи уже жили (вместе с белорусами, украинцами, латышами и молдаванами), то есть их не сгоняли с места. Это не резервация, не гетто. Это целая страна, причем большая, больше, чем, например, сейчас отдельно Литва или Беларусь, или Молдова. Это, между прочим, первое еврейское государство после долгого перерыва с библейских времен, где, поначалу, действовали не все Российские законы, была учтена культурная специфика.
Кстати, Российская империя вообще отличалась тем, что законы в разных частях территории были разными.

В 1804 Александр I утвердил Положение о евреях. Евреям запрещалось владеть питейными заведениями и постоялыми дворами в сельской местности. Это же Положение разрешало евреям обучаться в русских школах и университетах (но большая часть евреев не знала русского языка), открывать собственные школы, была отменена двойная подать с фабрикантов, ремесленников и земледельцев. На выборные должности могли избираться только владеющие русским, немецким или польским языками (по-моему, в этом нет дискриминации, на каком-то всем понятном языке они должны же были говорить). Евреям-земледельцам разрешалось проживать ещё в 2-х губерниях: Астраханской и Кавказской. Все выезжавшие за пределы черты оседлости, а также учащиеся и студенты были обязаны носить европейскую одежду
То есть первоначальная идея состояла в том, что постепенно евреи должны стать такими же гражданами Российской Империи как все - выучить язык, начать одеваться по-европейски. Поскольку государственной религией России было православие, перейдя в православие, еврей избавлялся от всех ограничений, критерием была именно религия, а не национальность.
На Венском Конгрессе (1815) к России была присоединена часть Польши, принадлежавшая до того Пруссии, под названием Царства Польского с некоторой автономией, но под управлением русского царя. Там тоже было много евреев, пользовавшихся широким самоуправлением. Царство Польское имело свою конституцию, свой парламент-сейм, свое войско, свою монетную единицу (злотый), таможенные границы с Россией. До 1868 запрещено было селиться в пределах "черты оседлости" евреям из Царства Польского и наоборот. В это же время, напоминаю, еще были проблемы с финнами, у которых тоже был особый статус, язык и культура, ну и теперь еще и с поляками, конечно. Финны и поляки, правда, не стремились в массовом порядке переселиться в центральную часть России, а евреи не хотели ассимилироваться и одновременно, не хотели тихо жить на одном месте и платить налоги.

С 1827 евреев стали брать в армию, до этого они были избавлены от воинской повинности, она заменялась для них денежным налогом. Квота для евреев была выше, чем для русских, но при этом четверть русского состава армии находилась на положении военнопоселенцев, Все остальные подданные российской империи служили в армии, когда пишут об ужасном положении евреев в Российской империи, упускают из виду, что их всего-то навсего, в большинстве случаев, пытались уравнять в правах со всем остальным населением. Поскольку для них это было ухудшением положения, реагировали они довольно бурно.
В пределах "черты оседлости" евреям запрещалось жить в селах, а также в Киеве (с 1827), Николаеве (в 1829-1866), Севастополе (с 1829) и Ялте (с 1837).
В "Положении о евреях" Николая I (1835) были представлены все действующие законы о евреях и добавлены новые. Введена норма для участия их в земском и городском самоуправлении. Как правило, все введенные тогда и позже нормы и квоты обосновывались тем, что доля евреев в населении России невысока, значит, невелика должна быть и их доля в самых разнообразных видах деятельности, практикуемой на территории России. В этом есть определенная административная логика. Это логично для государства, которое считает своим долгом прямо регламентировать все на его территории происходящее.
В 1843 опять выселяли евреев из Киева.
Указом 1844 были введены коренные изменения в системе еврейского образования. Были открыты, наряду с хедерами казённые еврейские училища и раввинские семинарии. Чтобы содержать эти учебные заведения, был введен специальный налог на свечи. Состоятельные семьи стали посылать своих детей в гимназии. В этом же году были упразднены кагалы и введено общее для страны управление. Участие представителей евреев в органах управления было ограниченным.
В 1851 Николай I подписал указ о разделении всего еврейского населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане. Большинство евреев попало в разряд неоседлых мещан. Вы можете представить себе неоседлых мещан среди русского населения? Не было такого, все они были зарегистрированы, переписаны и жили на одном месте. А для евреев отделение оседлых от неоседлых оказалось настолько затруднительным, что вскоре указ был отменён.

Поменялся император.
По указу Александра II 1856 требования к рекрутам евреям были уравнены с требованиями для других национальностей, были упразднены школы кантонистов, все кантонисты моложе 20 лет были возвращены родителям. Послабления были сделаны и в политике ограничения районов проживания, разрешённых евреям. Последующими постановлениями разрешался приём на госслужбу имеющих учёные степени, разрешалось проживание купцов 1-ой гильдии вне черты оседлости, допускалась служба евреев в гвардии, производство в унтер-офицеры на общих основаниях, награждение орденами предписывалось осуществлять также, как и для солдат-мусульман.
В 1859-1865 были устранены запреты на проживание в столице отставных солдат евреев, разрешено имеющим научные степени свободно избирать род занятий, разрешено селиться за чертой оседлости купцам 2-й и 3-й гильдий, имеющим высшее образование, лицам, прошедшим воинскую службу на основе рекрутского устава, и их потомкам и членам их семей, фармацевтам, акушерам и дантистам. Были сняты ограничения на продвижение по служебной лестнице. С получением чина действительного статского советника разрешалось на общих основаниях присваивать потомственное дворянство. Временно проживать могли студенты, ученики ремесленников, купцы низших гильдий.
С 1864 начинают издаваться законы, вводящие ограничения, но по-настоящему волна ограничений началась в 1881 - после убийства Александра II и воцарения Александра III . Еще в 1880 МВД распространило циркуляр, запрещавший выселять из внутренних губерний незаконно поселившихся там евреев, все развивалось в сторону дальнейшей либерализации, а теперь началась реакция. Вообще надо отметить, чтогосударственная политика у нас все время колебалась - от либерализации к ужесточению режима и потом обратно и ужесточение и либерализация мер по отношению к евреям шла в русле общих изменений политики. Нельзя историю евреев в России рассматривать в отрыве от контекста.

В 1882, после погрома в Балте, в Петербурге собрался съезд представителей еврейских общин России. Правительство предложило им обсудить вопрос, каким образом "разредить еврейское население в черте его оседлости, имея в виду, что во внутренние губернии России евреи допущены не будут". Иными словами, власти предложили евреям новую альтернативу ассимиляции - эмиграцию. Много евреев уехало в Аргентину
В 1882 были введены через комитет министров "Временные правила", касавшиеся прав еврейского населения России. Позже они менялись и дополнялись.
Положения были обязательны для 15 губерний черты оседлости, исключая Царство Польское. Евреям запрещалось: вновь селиться в сельской местности, приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов в черте оседлости, арендовать земельные угодья, торговать в воскресенье и христианские праздники. Фактически черта оседлости сократилась без изменения границ - за счет внутренних ограничений, мобильность еврейского населения была вновь уменьшена. Часто положения толковались произвольно в сторону ужесточения, с чем боролся Сенат. Местечки переименовывали в деревни, чтобы сократить переливание туда еврейского населения. В одной Херсонской губернии переименовали в деревни шестьдесят три местечка.
В сети есть много свидетельство того, что жить в черте оседлости было ужасно. Плотность населения была так велика, что мобильность была одним из способов выживания. Но, честно говоря, я не понимаю, почему. Позже приведены данные 1897 о количестве евреев и их расселении, их было около пяти миллионов. Территория черты оседлости была, как я уже говорила, очень велика. В Москве живет сейчас, допустим, 12 миллионов человек на очень малой для такого количества людей территории, мы, фактически, друг у друга на голове сидим, но никто не считает, что жить тут невыносимо, иначе бы уехали. Дело, значит, не в плотности населения. А в чем? Я не знаю. В культуре, наверное. Наверное, евреи просто не оседлые по сути своей. Вот посели цыганский табор на одном месте и не разреши переезжать с места на место, они же с ума сойдут. У евреев, конечно, другая культура, но, наверное, не предполагает оседлости. И как они в Израиле живут, не понимаю. Площадь Израиля меньше площади черты оседлости. Но это все мои измышления, не считайте их попыткой высказать истину.
Кроме того, я от всей души согласна, что этот период - с 1881 до февральской революции - был ужасным периодом в истории российских евреев, они почему-то всех ужасно раздражали и с ними активно боролись разнообразными способами.
В 1882 военный министр распорядился, чтобы в русской армии было не более 5% евреев-врачей и фельдшеров от общего медицинского персонала.
В 1886 была введена процентная норма для приема евреев в ВУЗы. В пределах черты оседлости процентная норма составляла для мужских гимназий и университетов в размере 10% от всех учеников, в остальной части России - 5%, в столицах - 3%. Тут, кстати, административная логика нарушена - в пределах черты оседлости евреи составляли значительно больший процент населения, чем 10. Это уже антисемитизм. Данные циркуляры были также выпущены в обход Госсовета через комитет министров "впредь до пересмотра всех законов о евреях", причем предполагалось, что права евреев будут не сокращены, а расширены.
В 1886 же из Киева выслали 2000 семейств, многие поселились на реке Днепр, на плотах и баржах, воспользовавшись тем, что временные правила не предусмотрели запрета на такой вид проживания.
В 1887 евреям, жившим в деревнях, запретили переезжать из одной деревни в другую. В этом же году из черты оседлости были исключены Таганрог и Ростов-на-Дону.
В 1889 министр юстиции Н.Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливающее принятие в число присяжных поверенных "лиц нехристианских вероисповеданий: до издания особого закона". В секретной части постановления подчеркивалось, что министерство юстиции не будет выдавать разрешение на зачисление в присяжные поверенные ни одному еврею, пока не будет установлена соответствующая процентная норма по всей стране. На мусульман эта мера не распространялась.
В 1890 была проведена новая ограниченная земская реформа, которая лишила евреев права участвовать в органах местного самоуправления. Новое Городское Уложение 1892 совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления, как в черте, так и за ее пределами.
В конце 80-х - нач. 90-х гг. власти начали проводить чистку внутренних губерний от евреев. Полиция активно проводила облавы в Петербурге, Москве и других запрещенных для жительства евреев городах. Ловили не только незаконно поселившихся (многие фиктивно записывались подмастерьями к ремесленникам, лакеями к лицам с высшим образованием и пр.), но и всех нарушивших законодательство о пребывании ремесленников во внутренних губерниях. Впрочем, в этом опять-таки есть административная логика - законы издаются для того, чтобы их соблюдали, и не только то, что проводились эти меры в антисемитское время, привело к действиям жестоким и негуманным. Вот сейчас, например, начинают людей выселять, если они долго не платят за квартиру, а не делают они этого, потому что у них денег нет. Конечно, это ужасно и не гуманно. Но за квартиру-то платить тоже надо, то есть законная причина их выселять есть. Законы - вообще вещь ужасная и негуманная.
Но вернемся к евреям.
Право на постоянное жительство в Москве, дарованное николаевским солдатам, отслужившим 25 лет в армии, было в 1891 отнято, тогда вообще из Москвы произошло массовое выселение евреев. Их тогда проживало там 25-30 тысяч, в том числе большое количество незаконно поселившихся. 28 марта 1891 в первый день праздника Песах был опубликован указ, отменяющий для Москвы и Московской губернии прежние привилегии для евреев-ремесленников. Указ запретил евреям-ремесленникам, винокурам, пивоварам и вообще мастерам и ремесленникам вновь поселяться в Москве и Московской губернии, а находившиеся там должны были вернуться в черту оседлости. Сначала по этапу отправили в черту нелегально поселившихся. Жившим на законных основаниях предписали покинуть Москву в месячный срок. Тех, кто не успевал выехать, отправляли по этапу. У многих не оказалось денег на проезд, и благотворительный еврейский комитет покупал им билеты до ближайшей станции в черте оседлости.
К 1897 году в мире было 7,5 миллионов евреев. На территории Российской Империи проживало приблизительно 5,25 млн. евреев, из коих 3,837 млн. жили в Европейской России. На Кавказе, в Сибири и Центральной Азии проживало 105 тыс. евреев. Евреи составляли свыше 50% городского населения Литвы и Белоруссии. В городах Украины проживало: русских - 35,5%, евреев - 30%, украинцев - 27%.
43,6% евреев составляли мелкие ремесленники, 14,4% - портные и швеи, 6,6% - плотники, 3,1% - слесари, остальные занимались торговлей и другими формами обслуживания или не имели определённых занятий. Русским языком в той или иной степени владели 24,6% евреев.
В 1903-1906 прошла вторая волна погромов. Погром начался в Кишинёве, перекинулся на многие еврейские местечки. Наибольшего размаха достиг одесский погром.
После подавления революции 1905-07 законодательство, касающееся евреев, продолжало ужесточаться, урезалась процентная норма для евреев в разнообразных учебных заведениях (исключая консерваторию, в которой было достаточно вакантных мест). Выпускники еврейских средних школ были лишены права поступления в государственные ВУЗы.
В 1912 Сенат запретил евреям занимать должности помощника присяжного поверенного, на которых они оказались после введённого ранее запрета на должности присяжного поверенного. Было приказано изгнать евреев со всех мест вне черты оседлости, поселившихся там незаконно. Это коснулось даже участников обороны Порт-Артура. Принцип "крещеный еврей становится христианином" был отброшен. То есть вот теперь уже антисемитизм проявился и на государственном уровне, не только на местах, и относился к национальности, а не к вероисповеданию. Закон 1912 содержал запрет на производство в офицерское звание детей и внуков обращенных. Некоторые члены Думы высказывались за запрещение хоронить новообращённых на христианских кладбищах.
С началом 1-ой мировой войны районы, заселённые евреями, оказались в зоне военных действий. Началось поголовное выселение из прифронтовых районов. В результате правительство вынужденно было временно упразднить черту оседлости, чтобы найти пристанище выселяемым из западных губерний евреям. Отменили обязательный для евреев годичный паспорт и разрешили получать бессрочный. Евреям все еще запрещалось селиться в столицах, в сельской местности, в областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. Евреям участникам войны и их детям разрешили поступать в высшие и средние учебные заведения сверх процентной нормы. Было частично разрешено принимать евреев в адвокаты.
Третья волна погромов в черте оседлости была самой долгой - с 1915 по 1921. На них нисколько не повлиял тот факт, что после отречения Николая 2-го Временным правительством были отменены все ограничения российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности. История черты оседлости на этом закончилась.
По идее, надо бы придумать какую то мораль. Считайте, что это история о том, что невозможно изменить культуру мерами административного воздействия. Может быть, если бы не было черты оседлости, евреи расселились бы по всей России, ассимилировались, и не было бы никакого еврейского вопроса. Схема, сработавшая с финнами и поляками, с евреями не сработала. А если бы сработала, еврейское государство, возможно, находилось бы не там, где сейчас, и называлось бы не Израиль.
Людмила Бирюкова

Черта оседлости — это граница территории, за пределами которой в Российской империи запрещалось проживать иудеям. В стране данные правила официально действовали с 1791 по 1917 год, хотя фактически закон перестал применяться в 1915-м. Исключения составляли только некоторые категории евреев, в которые в разное время могли входить лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, рекруты, отслужившие в армии, караимы, ремесленники, которые были приписаны к конкретным ремесленным цехам, а также бухарские и горские евреи. Общая площадь территории составляла более 1 миллиона 200 тысяч квадратных километров.

Определение понятия

Черта оседлости — это понятие, которое еще называли чертой постоянной еврейской оседлости. Данный закон был сформирован во времена царствования императрицы Екатерины II. Она подписала соответствующий указ, который строго определял, где имеют право селиться и работать евреи.

Черта оседлости — это, по сути, территория, которая охватывала заранее оговоренные населенные пункты, относящиеся к городскому типу. Под ними понимались и местечки, так как в сельской местности проживать иудеям также запрещалось. В результате в нее вошли значительные территории современных Беларуси, Литвы, а также Царства Польского, Латгалии, Бессарабии, некоторые области современной Украины, которые в то время соответствовали южным губерниям Российской империи.

В результате считается, что черта оседлости — это одна из самых позорных страниц в отечественной истории до Октябрьской революции, когда фактически ущемлялись в правах граждане определенной национальности и вероисповедания.

История появления

Фактическое начало черте оседлости евреев в Российской империи положил указ Екатерины II. Он был подписан в декабре 1791 года. Это стала формальная реакция правительства на обращение еврейского купца из Витебска Цалки Файбишовича.

Согласно этому указу, иудеям разрешалось постоянно жить на территориях Белоруссии и Новороссии, в то время совсем недавно присоединенной к России. При этом им запрещалось записываться в купечество, например, в Москве. В частности, этого требовали купцы, которые опасались того, что конкуренция значительно вырастет.

Специалист по истории еврейства Генрих Слиозберг подчеркивал, что указ императрицы стал свидетельством того, что для евреев решено было не делать никакого исключения. Дело в том, что ограничения в праве свободного выбора места своего жительства и в праве на свободное передвижение существовали для всех. В некоторой степени это касалось даже дворян.

Фактически черта еврейской оседлости возникла после Второго раздела территории Речи Посполитой. В результате ее территории на востоке отошли к Российской империи вместе со всеми местными еврейскими жителями.

Когда в 1795 году произошел третий раздел Польши, в составе черты оседлости евреев вошли Гродненская и Виленская губернии, в которых проживало большое количество евреев.

Юридическое оформление

Хоть все началось с указа Екатерины II, формально данная ситуация была оформлена только в 1804 году, когда было принято "Положение об устройстве евреев". В нем подробно перечислялись все территории и губернии, в которых им дозволялось жить и торговать. До 1835 года к таким губерниям причислялись Кавказская и Астраханская.

В частности, данный документ четко определял, что значит черта оседлости. В нем строго предписывалось всем евреям записываться в одно из сословий. Они могли становиться фабрикантами, землевладельцами, купцами, ремесленниками или мещанами.

Примечательно, что данное "Положение" было основано на "Мнении" сенатора Гавриила Державина, который сформулировал причины продовольственного дефицита на территории Белоруссии, а также на существовавших польских законопроектах еще XVIII века.

Сам термин впервые был употреблен в новой редакции "Положения о евреях", которая увидела свет в 1835 году.

Причины

Считается, что было несколько факторов, которые привели к появлению черты оседлости евреев в царской России. Один из них заключается в нежелании конкурировать с ними русских купцов, так как они подозревали, что потерпят неминуемое поражение. Евреи всегда славились своим умением успешно торговать.

В результате основными причинам черты оседлости стали экономические аспекты и вероисповедание. Екатерина II считала их опасными противниками для действующей церкви, к тому же людьми, которые представляют непроизводительную нацию, она мечтала обратить их к полезному труду для общества и всего государства.

Более того, некоторые историки уверены, что Екатерина боялась, будто с евреями по стране распространятся масонские идеи и настроения Французской революции.

География

В результате в черту оседлости в царской России входили конкретные местечки, существовавшие в ряде губерний. Это Виленская, Бессарабская, Волынская, Витебская, Гродненская, Киевская, Екатеринославская, Минская, Ковенская, Подольская, Могилевская, Полтавская, Херсонская, Таврическая и Черниговская губернии.

К тому же в черту оседлости в Российской империи попадали все десять губерний Царства Польского. В разное время исключался Киев (тогда евреям разрешали селиться только в нескольких частях города), а также Ялта, Николаев и Севастополь.

Также евреи составляли более одного процента от местного населения в Рижском, Новгородском, Смоленском, Брянском, Харьковском, Валкском, Торопецком, Рославльском, Харьковском уездах, Курляндской губернии, во многих районах Сибири и в Ростовском округе Области Войска Донского.

Практика применения

Конечно, за годы существования такого закона о черте оседлости в России практика его применения менялась. Например, к концу XIX столетия в России было около пяти миллионов евреев, они были пятой по численности нацией в стране. При этом только около 200 тысяч из них могли проживать в городах, которые не попадали в черту оседлости.

Осложнен был даже временный выезд, к тому же им запрещалось проживать в сельской местности. В результате данных ограничений, а также при небольшом выборе специальностей, которыми они могли заниматься, в этих местах отмечалась сильная нищета и скученность. Еще в 1880-х годах большинство евреев жили гораздо хуже, чем даже самые бедные русские рабочие и крестьяне. При этом основная масса была фактически обречена на медленную смерть от голода.

До воцарения на престоле императора Александра II никто из них не мог постоянно жить за пределами черты оседлости в России. Евреи из-за этого сильно страдали.

Политика послаблений

Первые послабления были приняты в 1859 году. Правительство решило, что данный запрет не будет распространяться на купцов первой гильдии. Чтобы получить разрешения жить за пределами данной черты, следовало стать купцом первой гильдии в ее границах, как минимум, за два года до издания указа. Либо прожить пять лет в этом статусе после подписания документа.

Данное послабление при этом не распространялось на города, расположенные в 50 верстах от границ Бессарабской и западной губерний, а также на города в казачьих областях, в Финляндии и некоторых других населенных пунктах. Для проживания за пределами черты оседлости евреи-купцы первой гильдии имели право взять с собой одного приказчика, а также четырех домашних слуг.

При этом вступить в первую гильдию было непросто. Необходимо было выполнить два условия. Во-первых, получить промысловое свидетельство конкретного разряда - его стоимость вначале XX столетия составляла от 500 до 1500 тысяч рублей в год. Во-вторых, стать обладателем гильдейского свидетельства за 75 рублей в год. При этом фактическое получение согласие самой гильдии на вступление или занятие определенное коммерческой или промышленной деятельностью не требовалось.

Фактически вступление евреев в позволяло им снять с себя ограничения в проживании, заплатив достаточно высокий налог и выждав в течение пяти лет. Для большинства представителей этого народа это было нереально, так что послабления сказались на незначительной части еврейства.

Образованные люди

В дальнейшем постепенно вводить отмену черты оседлости начали для образованных евреев. В 1861 году запрет перестал распространяться на лица с высшим образованием, у которых были дипломы докторов хирургии и медицины, а также на всех с дипломами магистров, докторов или кандидатов по другим факультетам университетов.

С 1865 года в течение трех лет принимаются законы, которые окончательно снимают запрет с врачей, которые никакой ученой степени не имеют вовсе.

В 1872 году данный запрет официально был снят с евреев, которые сумели окончить Петербургский технологический институт.

К 1879 году право на свободу перемещения и выбор места жительства получили евреи, которые стали выпускниками высших учебных заведений, в том числе медицинских, а также дантистов, аптекарей, повивальных бабок, фельдшеров.

Вскоре данный запрет перестал распространяться на цеховых ремесленников, а также отставных нижних чинов, которые поступили на военную службу по рекрутскому набору. Ремесленникам выдавалось временное разрешение на проживание в конкретных населенных пунктах. В большинстве случаев они находились под пристальным надзором местной полиции.

Получение образования или приписка к ремесленному цеху для евреев были связаны с определенными трудностями. С 1880-х годов в университетах действовала процентная норма, которая разрешала принимать не более трех процентов евреев в столицах, не более 5 % в других городах и не более 10 % в самой черте. А ремесленные цеха практически везде были распущены. В черте оседлости они оставались только в Одессе.

Отечественный государственный деятель того времени граф Иван Толстой отмечал, что власти при сохранении данного закона всегда имели в виду, что евреи остаются опасным, преступным и практически неисправимым народом.

Во второй половине XIX столетия данное понятие фактически превратилось в синоним антисемитизма, утвержденного на государственном уровне. Он основывался на религиозной нетерпимости, в основном не распространяясь на крещеных евреев.

Последствия

Данная государственная политика, по сути, включала в себя ограничения при приеме в гимназии и университеты, запрет на занятие сельским хозяйством, отношение к евреям как к людям, ограниченным в правах, одобренные властями погромы.

Все это приводило к росту миграции представителей этой нации в США, последующей колонизации им Палестины и Аргентины. С другой стороны, провоцировало какую-то их часть к радикализации, участию в революционных партиях и организациях.

Политика запрета критиковалась многими деятелями культуры того времени. Например, писателем и публицистом Владимиром Короленко, который в повести "Братья Мендель" писал, что данная черта воспринималась окружающими уже как данность. Некоторые даже сравнивали ее с чертой оседлости зверей, то есть их ареалом, областью распространения, за пределы которой они, как правило, не выходили.

В результате с 1881 по 1914 год только в Америку из России уехали около полутора миллионов евреев.

Погромы

Фактически санкционированные властью еврейские погромы (по крайней мере, правоохранительные органы не вмешивались, когда представители радикальных политических организаций их устраивали), стали ярким последствием существовавшей черты оседлости вначале XX века.

Все началось в Кишиневе еще в апреле 1903 года. Со временем они стали предметом не только внешней, но и внутренней политики Российской империи. На переговорах с иностранными державами о просьбах выдать стране очередные заемные средства именно погромы становились одной из основных причин, по которой с данными кредитами возникали регулярные проблемы.

Уже в 1904 году американский президент Рузвельт выдвигал жесткие требования внести изменения в еврейский вопрос, а также строго соблюдать соглашение о навигации и торговле, заключенное между странами в 1832 году. Но в сознании Николая II, как отмечает большинство историков, жила сюрреалистическая схема. Он считал, что раз договор предполагает подчинение американцев на территории России отечественному законодательству, то к американским евреям режим черты оседлости становится применим. После продолжительных споров и пререканий Америка денонсировала соглашение 1832 года в 1911-м.

Именно погромы спровоцировали многих представителей еврейской молодежи массово примыкать к революционным организациям и движениям, которых в то время в стране было чрезвычайно много. Власть привыкла воспринимать евреев как трусливых и покорных граждан, поэтому оказалась не готова к такой самоотверженности и борьбе, подобному самопожертвованию, презрению к собственной смерти.

Призывы к ее отмене раздавались постоянно. Причем уравнять евреев в правах требовали не только представители самого еврейства, но и выдающиеся гуманисты того времени, высокопоставленные отечественные чиновники. Началось это еще вначале XIX столетия, когда о необходимости отмены черты оседлости говорил Сперанский. За ним с подобными инициативами выступали Витте, Строганов, Милюков, Столыпин, Лев Николаевич Толстой. На стыке XIX и XX веков пункт об отмене черты оседлости вошел в программы большинства политических партий, за исключением черносотенцев.

Отмена

Фактически черта оседлости прекратила свое существование в августе 1915 года. Именно тогда в Министерстве внутренних дел было принято решение разрешить проживание евреев в городах вне пресловутой черты в связи с чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Под запретом по-прежнему оставались столицы, а также местности, находившиеся в ведении министерств военного или императорского двора. К ним относились дворцовые пригороды Санкт-Петербурга, а также прифронтовая зона.

Отмена черты оседлости никак не повлияла на смягчение государственной политики в отношении этой нации. Более того, значительная часть евреев оказалась в прифронтовой зоне, правительством они стали рассматриваться как неблагонадежные элементы, считалось, что в других местностях они будут представлять меньшую опасность.

Окончательно связана отмена черты оседлости с русской революцией. Это было сделано Временным правительством после событий февраля 1917 года. При этом, по оценкам историков, с начала Первой мировой войны, из западных прифронтовых губерний были высланы от 250 до 350 тысяч евреев. Их переселили в Екатеринославскую, Полтавскую и Таврическую губернии. До 80 тысяч представителей этой нации были высланы из Царства Польского, большинство из них сразу бежали в Варшаву.

Вместе с самой чертой оседлости Временной правительство отменило запрет евреев на офицерскую службу в армии. Это также было вызвано условиями военного положения, в котором находилась страна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: