Биография пастернака самое главное. Биография бориса пастернака

Борис Пастернак

русский писатель, поэт, переводчик; один из крупнейших поэтов XX века

Краткая биография

Родился в Москве в творческой еврейской семье. Родители Пастернака, отец - художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать - пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман , 1868-1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989). Ещё в аттестате зрелости по окончании гимназии Б. Л. Пастернак фигурировал как «Борис Исаакович (он же Леонидович)».

Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками - (Исааком Ильичом Левитаном, Михаилом Васильевичем Нестеровым, Василием Дмитриевичем Поленовым, Сергеем Ивановым, Николаем Николаевичем Ге). В доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Л. Н. Толстой; устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов. В 1900 году во время второго визита в Москву с семьёй Пастернаков познакомился Райнер Мария Рильке. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).

В 1900 году Пастернак не был принят в 5-ю московскую гимназию (ныне московская школа № 91) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. В 1903 году 6 (19) августа при падении с лошади Борис сломал ногу, и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую писатель скрывал, осталась на всю жизнь) был в дальнейшем освобождён от воинской повинности. Позже поэт уделил особое внимание этому эпизоду в стихотворении «Август», как пробудившему его творческие силы.

25 октября 1905 года Борис Пастернак попал под казачьи нагайки, когда на Мясницкой улице столкнулся с толпой митингующих, которую гнала конная полиция. Этот эпизод войдёт потом в книги Пастернака.

В 1908 году, одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии, под руководством Ю. Д. Энгеля и Р. М. Глиэра готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён из-за еврейского происхождения.

По примеру родителей, добившихся высоких профессиональных успехов неустанным трудом, Пастернак стремился во всём «дойти до самой сути, в работе, в поисках пути. » В. Ф. Асмус отмечал, что «ничто не было так чуждо Пастернаку, как совершенство наполовину».

Вспоминая впоследствии свои переживания, Пастернак писал в «Охранной грамоте»: «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха… ». После ряда колебаний Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным ».

В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1909 году, по совету А. Н. Скрябина, перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.

Летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы профессора Германа Когена, который советовал Пастернаку продолжить карьеру философа в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ (факт описани в стихотворении «Марбург» и автобиографической повести «Охранная грамота»). В 1912 году вместе с родителями и сёстрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг (дочерью литератора и изобретателя Моисея Филипповича Фрейденберга). С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.

В 1912 году Б. Л. Пастернак окончил Московский университет. За дипломом Пастернак не явился. Диплом за № 20974 сохранился в архиве Московского университета.

Карьера поэта

После поездки в Марбург Пастернак отказался от философских занятий. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 года Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» - Николай Асеев и Сергей Бобров). В этом же году близко знакомится с другим футуристом - Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е годы, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке - 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 году половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, в посёлке Всеволодо-Вильва, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь. В этом же году поэт побывал на Березниковском содовом заводе на Каме. В письме к С. П. Боброву от 24 июня 1916 г. (на следующий день после отъезда из дома во Всеволодо-Вильве), Борис «называет содовый завод „Любимов, Сольвэ и К“ и посёлок европейского образца при нём - „маленькой промышленной Бельгией“».

После революции 1917 года, в 1921 году родители Пастернака и его сёстры покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского для лечения главы семейства в Германии и обосновываются в Берлине, однако после операции Леонида Осиповича Пастернака семья не пожелала вернуться в СССР (позднее, после прихода к власти нацистов - семья в 1938 году переезжает в Лондон). Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой. В 1926 году началась переписка с Р.-М. Рильке.

В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-1923 годов. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя - жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем, 1923 году (23 сентября), в семье Пастернаков рождается сын Евгений (скончался в 2012 году).

В 1920-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

На конец 1920-х - начало 1930-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.

Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897-1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию (см. ниже). Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение». В ночь на 1 января 1938 года у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид (будущий физик, умер в 1976).

В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира , где с ним случается нервный срыв. Это была его последняя поездка за границу. Белорусский писатель Якуб Колас в своих мемуарах, вспоминал жалобы Пастернака на нервы и бессонницу.

В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобождённых из тюрем после писем Сталину от Пастернака и Анны Ахматовой. В декабре 1935 года Пастернак шлёт в подарок Сталину книгу переводов Грузинские лирики и в сопроводительном письме благодарит за «чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой».

В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, обращённые со словами восхищения к И. В. Сталину.Однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется - его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.

В 1936 году поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами проживёт до конца жизни. С 1939 по 1960 год живёт на даче по адресу: улица Павленко, 3 (сейчас мемориальный музей). Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х до конца жизни: Лаврушинский переулок, д.17/19, кв.72.

К концу 1930-х годов он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Уильяма Шекспирa (в том числе «Гамлета»), «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. Пастернак понимал, что переводами спасал близких от безденежья, а себя - от упрёков в «отрыве от жизни», но в конце жизни c горечью констатировал, что «… полжизни отдал на переводы - своё самое плодотворное время».

1942-1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе репрессированной дочери Марины Цветаевой - Ариадне Эфрон.

В 1943 году выходит книга стихотворений «На ранних поездах», включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), и она стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.

В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице»:

«О Господи, как совершенны
дела Твои, - думал больной, -
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной…»

Положение больного было серьёзным, но, как Пастернак написал 17 января 1953 года Нине Табидзе, его успокаивало, что «конец не застанет меня врасплох, в разгаре работ, за чем-нибудь недоделанным. То немногое, что можно было сделать среди препятствий, которые ставило время, сделано (перевод Шекспира, Фауста, Бараташвили) ».

Пастернак и Грузия

Впервые интерес Пастернака к Грузии проявился в 1917 году, когда было написано стихотворение «Памяти Демона», в котором зазвучала навеянная творчеством Лермонтова кавказская тема.

В октябре 1930 года Пастернак познакомился с приехавшим в Москву грузинским поэтом Паоло Яшвили.

В июле 1931 года по приглашению П. Яшвили Борис Леонидович с Зинаидой Николаевной Нейгауз и её сыном Адрианом (Адиком) приехали в Тифлис. Там началось знакомство и последовала тесная дружба с Тицианом Табидзе, Г. Леонидзе, С. Чиковани, Ладо Гудиашвили, Николо Мицишвили и другими деятелями грузинского искусства.

Впечатления от трёхмесячного пребывания в Грузии, тесное соприкосновение с её самобытными культурой и историей оставили заметный след в духовном мире Пастернака.

6 апреля 1932 года он организовал в Москве литературный вечер грузинской поэзии. 30 июня Пастернак написал П. Яшвили, что будет писать о Грузии.

В августе 1932 года вышла книга «Второе рождение» с включённым в неё циклом «Волны», полным восторга:

…Мы были в Грузии. Помножим
Нужду на нежность, ад на рай,
Теплицу льдам возьмём подножьем,
И мы получим этот край…

В ноябре 1933 года Пастернак совершил вторую поездку в Грузию, уже в составе писательской бригады (Н. Тихонов, Ю. Тынянов, О. Форш, П. Павленко и В. Гольцев). В 1932-1933 годах Пастернак увлечённо занимался переводами грузинских поэтов.

В 1934 году в Грузии и в Москве был издан пастернаковский перевод поэмы Важи Пшавелы «Змееед».

4 января 1935 года на 1-м Всесоюзном совещании переводчиков Пастернак рассказал о своих переводах грузинской поэзии. 3 февраля того же года он читал их на конференции «Поэты Советской Грузии».

В феврале 1935 года вышли книги: в Москве - «Грузинские лирики» в переводах Пастернака (оформление художника Ладо Гудиашвили), а в Тифлисе - «Поэты Грузии» в переводах Пастернака и Тихонова. Т. Табидзе писал о переводах грузинских поэтов Пастернаком, что им сохранены не только смысловая точность, но и «все образы и расстановка слов, несмотря на некоторое несовпадение метрической природы грузинского и русского стиха, и, что важнее всего, в них чувствуется напев, а не переложение образов, и удивительно, что всё это достигнуто без знания грузинского языка ».

В 1936 году был завершён ещё один грузинский цикл стихов - «Из летних заметок», посвящённый «друзьям в Тифлисе».

22 июля 1937 года застрелился Паоло Яшвили. В августе Пастернак написал его вдове письмо с соболезнованиями.

10 октября был арестован, а 16 декабря расстрелян Тициан Табидзе. Пастернак на протяжении многих лет материально и морально поддерживал его семью. В этом же году был репрессирован ещё один грузинский друг Пастернака - Н. Мицишвили.

Когда в Москву, перед войной, вернулась М. И. Цветаева, по ходатайству Пастернака в Гослитиздате ей давали переводческую работу, в том числе из грузинских поэтов. Цветаева перевела три поэмы Важа Пшавела (больше 2000 строк), но жаловалась на трудности грузинского языка.

В 1945 году Пастернак завершил перевод практически всех сохранившихся стихотворений и поэм Н. Бараташвили. 19 октября по приглашению Симона Чиковани он выступил на юбилейных торжествах, посвящённых Бараташвили, в тбилисском Театре имени Руставели. Перед отъездом из Тбилиси поэт получил в подарок от Нины Табидзе запас гербовой бумаги, сохранившейся после ареста её мужа. Е. Б. Пастернак писал, что именно на ней были написаны первые главы «Доктора Живаго». Борис Леонидович, оценивший «благородную желтизну слоновой кости » этой бумаги, говорил позднее, что это ощущение сказалось на работе над романом и что это - «Нинин роман ».

В 1946 году Пастернак написал две статьи: «Николай Бараташвили» и «Несколько слов о новой грузинской поэзии». В последней не упоминались имена бывших под запретом П. Яшвили и Т. Табидзе, но строки о них он включил в 1956 году в специальные главы очерка «Люди и положения», который был напечатан в «Новом мире» только в январе 1967 года.

В октябре 1958 года среди первых поздравивших Пастернака с Нобелевской премией была гостившая в его доме вдова Тициана Табидзе - Нина.

С 20 февраля по 2 марта 1959 года состоялась последняя поездка Бориса Леонидовича и Зинаиды Николаевны в Грузию. Поэту хотелось подышать воздухом молодости, побывать в домах, где когда-то жили его ушедшие друзья; другой важной причиной было то, что власти вынудили Пастернака уехать из Москвы на время визита в СССР британского премьер-министра Г. Макмиллана, который выразил желание повидать «переделкинского затворника» и лично выяснить причины, по которым тот отказался от Нобелевской премии. По просьбе Пастернака Нина Табидзе пыталась сохранить его приезд в тайне, только в доме художника Ладо Гудиашвили был устроен вечер с избранным кругом друзей. В мемориальной комнате квартиры семьи Табидзе, где жил Пастернак, сохранились вещи, которыми он пользовался, - низкий старомодный абажур над круглым столом, конторка, за которой он писал.

Попытки осмыслить и понять корни грузинской культуры привели писателя к замыслу разработать тему раннехристианской Грузии. Пастернак начал подбирать материалы о жизнеописаниях святых грузинской церкви, археологических раскопках, грузинском языке. Однако из-за преждевременной смерти поэта замысел остался неосуществлённым.

Начавшаяся в начале 1930-х годов дружба с видными представителями грузинского искусства, общение и переписка с которыми длились почти тридцать лет, привела к тому, что для Пастернака Грузия стала второй родиной. Из письма Нине Табидзе:

…Но вот окончусь я, останется жизнь моя,… и что в ней было главного, основного? Пример отцовской деятельности, любовь к музыке и А. Н. Скрябину, две - три новых ноты в моём творчестве, русская ночь в деревне, революция, Грузия.

Искренний интерес и любовь к народу и культуре Грузии вселили в Пастернака уверенность героя поэмы Н. Бараташвили «Судьба Грузии» Ираклия II в будущем столь радушно встречавшей его страны.

1990 год был объявлен ЮНЕСКО «годом Пастернака». Устроители юбилейной мемориальной выставки в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина выделили тему «Пастернак и Грузия» в отдельный раздел.

Вопросы развития связей русской и грузинской культур на примере взаимоотношений поэтов были включены в повестку международной конференции «Борис Пастернак и Тициан Табидзе: дружба поэтов как диалог культур », состоявшейся 5 - 6 апреля 2015 года в Государственном литературном музее в Москве.

«Доктор Живаго»

В феврале 1959 года Б. Л. Пастернак написал о своём отношении к месту, которое занимала проза в его творчестве:

Я всегда стремился от поэзии к прозе, к повествованию и описанию взаимоотношений с окружающей действительностью, потому что такая проза мне представляется следствием и осуществлением того, что значит для меня поэзия.
В соответствии с этим я могу сказать: стихи - это необработанная, неосуществленная проза

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя - Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».

Портрет Пастернака перед входом в книжный магазин Feltrinelli, Рим, 2012 г.

Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования - тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства,- был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция - недоразумение и лучше было её не делать»; К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», отреагировал отказом: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!».

Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 году в издательстве Фельтринелли, а потом в Голландии и Великобритании, при посредничестве философа и дипломата сэра Исайи Берлина.

Издание романа в Голландии и Великобритании (а затем и в США в карманном формате) и бесплатную раздачу книги советским туристам на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе и на фестивале молодёжи и студентов в Вене в 1959 году организовало Центральное разведывательное управление США. ЦРУ также участвовало в распространении «имевшей большую пропагандистскую ценность» книги в странах социалистического блока. Кроме того, как следует из рассекреченных документов, в конце 1950-х годов британское министерство иностранных дел пыталось использовать «Доктора Живаго» как инструмент антикоммунистической пропаганды и финансировало издание романа на языке фарси.

Фельтринелли обвинил голландских издателей в нарушении его прав на издание. ЦРУ сумело погасить этот скандал, так как книга имела успех среди советских туристов.

Нобелевская премия. Травля

Ежегодно, в период с 1946 по 1950 год, а также в 1957 году, Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.

Уже в день присуждения премии (23 октября 1958 года) по инициативе М. А. Суслова Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну.Присуждение премии привело к травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях «трудящихся». Московская организация Союза писателей СССР, вслед за правлением Союза писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. И. Ошанин, А. И. Безыменский, Б. A. Слуцкий, С. A. Баруздин, Б. Н. Полевой и многие другие. Отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.

«Литературная газета» (главный редактор В. Кочетов) 25 октября 1958 года писала, что писатель «согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды» .

Публицист Давид Заславский напечатал в «Правде» статью «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка».

Сергей Михалков откликнулся на присуждение Пастернаку премии отрицательной эпиграммой под карикатурой М. Абрамова «Нобелевское блюдо».

29 октября 1958 года на Пленуме ЦК ВЛКСМ Владимир Семичастный, в то время - первый секретарь ЦК комсомола, заявил (как он впоследствии утверждал - по указанию Хрущёва):

…как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением»...

31 октября 1958 года по поводу вручения Нобелевской премии Пастернаку председательствующий на Общемосковском собрании писателей СССР Сергей Смирнов выступил с речью, заключив, что писателям следует обратиться к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства.

В официозной писательской среде Нобелевская премия Пастернаку была воспринята также негативно. На собрании партийной группы Правления Союза писателей 25 октября 1958 года Николай Грибачев, Сергей Михалков и Вера Инбер выступили с требованием лишить Пастернака гражданства и выслать из страны.

27 октября 1958 года постановлением совместного заседания президиума правления Союза писателей СССР, бюро оргкомитета Союза писателей РСФСР и президиума правления Московского отделения Союза писателей РСФСР Пастернак был единогласно исключён из Союза писателей СССР. Решение об исключении было одобрено 28 октября на собрании московских журналистов, а 31 октября - на общем собрании писателей Москвы, под председательством С. С. Смирнова. Несколько писателей на собрание не явились по болезни, из-за отъезда или без указания причин (в том числе А. Т. Твардовский, М. А. Шолохов, В. А. Каверин, Б. А. Лавренёв, С. Я. Маршак, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов). Позже Твардовский и Лавренёв в письме в «Литературную газету» 25 октября 1958 года резко критически отозвались о романе и его авторе. По всей стране прошли собрания республиканских, краевых и областных писательских организаций, на которых писатели осудили Пастернака за предательское поведение, поставившее его вне советской литературы и советского общества.

Присуждение Нобелевской премии Б. Л. Пастернаку и начавшаяся кампания его травли неожиданно совпали с присуждением в том же году Нобелевской премии по физике советским физикам П. А. Черенкову, И. М. Франку и И. Е. Тамму. 29 октября в газете «Правда» появилась статья, подписанная шестью академиками, в которой сообщалось о выдающихся достижениях советских физиков, награждённых Нобелевскими премиями. В ней содержался абзац о том, что присуждение премий физикам было объективным, а по литературе - вызвано политическими соображениями. Вечером 29 октября в Переделкино приехал академик М. А. Леонтович, который счёл долгом заверить Пастернака, что настоящие физики так не считают, а тенденциозные фразы в статье не содержались и были вставлены помимо их воли. В частности, статью отказался подписать академик Л. А. Арцимович (сославшись на завет Павлова учёным говорить только то, что знаешь). Он потребовал, чтобы ему дали для этого прочесть «Доктора Живаго».

Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю!». В частности, в Киевской «Литературной газете» была опубликована статья:

Борис Пастернак написав роман “Доктор Живаго”. Я його не читав, але не маю пiдстав не вiрити редколегiї журналу “Новый мир”, що роман поганий. I з художнього боку, i з iдейного.

Обличительные митинги проходили на рабочих местах, в институтах, заводах, чиновных организациях, творческих союзах, где составлялись коллективные оскорбительные письма с требованием кары опального поэта.

Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» , усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго». В результате массовой кампании давления Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Хрущёвым. Но всё оказалось тщетно, хотя писатель не был ни выслан, ни посажен в тюрьму.

Несмотря на исключение из Союза писателей СССР, Пастернак продолжал оставаться членом Литфонда СССР, получать гонорары, публиковаться. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута - Пастернак в письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой» .

Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» , Пастернак в феврале 1959 года был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело.

Летом 1959 года Пастернак начал работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак лёгких в последние месяцы жизни приковал его к постели.

Смерть и похороны

По воспоминаниям сына поэта, 1 мая 1960 года больной Пастернак, в предчувствии близкой кончины, попросил свою знакомую Е. А. Крашенинникову об исповедании.

Борис Леонидович Пастернак умер от рака лёгкого в подмосковном Переделкино 30 мая 1960 года, на 71-м году жизни. Сообщение о его смерти было напечатано в «Литературной газете» (выпуск от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня), а также в газете «Вечерняя Москва».

Борис Пастернак был похоронен 2 июня 1960 года на Переделкинском кладбище. Проводить его в последний путь пришло много людей (среди них Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Кайсын Кулиев), несмотря на опалу поэта. Автор памятника на его могиле - скульптор Сарра Лебедева.

Семья

  • Первая жена писателя, Евгения Владимировна Пастернак, умерла в 1965 году. Брак продлился с 1922 по 1931 годы. В браке родился сын Евгений Пастернак (1923-2012).
  • Вторая жена - Зинаида Николаевна Нейгауз-Пастернак, ранее жена Генриха Нейгауза. Брак был заключён в 1932 году. В семье Пастернака воспитывались двое детей Генриха и Зинаиды Нейгаузов, в том числе пианист Станислав Нейгауз. В браке родился второй сын Пастернака - Леонид (умер в 1976 году в возрасте 38 лет).
  • Последняя любовь Пастернака, Ольга Ивинская (они сошлись в 1948 году), после смерти поэта по надуманному обвинению провела в заключении 4 года (вплоть до 1964), потом на полученные по завещанию гонорары приобрела квартиру в доме около Савёловского вокзала, где жила до своей кончины 8 сентября 1995 года. Похоронена на Переделкинском кладбище.

У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков.

После смерти

Памятник на могиле неоднократно осквернялся, и к сороковой годовщине смерти поэта была установлена точная копия памятника, выполненная скульптором Дмитрием Шаховским.

В ночь на воскресенье 5 ноября 2006 года вандалы осквернили и этот памятник. В настоящее время на могиле, расположенной на крутом склоне высокого холма, для укрепления восстановленного памятника и предотвращения сползания грунта сооружён мощный стилобат, накрывающий захоронения самого Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны (умерла в 1966 году), младшего сына Леонида (умер в 1976 году), старшего - Евгения Борисовича Пастернака (умер в 2012 году) и пасынка Адриана Нейгауза. Также была устроена площадка для посетителей и экскурсантов.

Реабилитация

Негативное отношение советских властей к Пастернаку постепенно менялось после его смерти. В 1965 г. в серии «Библиотека поэта»было опубликовано почти полное стихотворное наследие поэта. В статьях о Пастернаке в Краткой литературной энциклопедии (1968) и в Большой советской энциклопедии (1975) о его творческих трудностях в 1950-х годах уже рассказывается в нейтральном ключе (автор обеих статей - З. С. Паперный). Однако о публикации романа речи не шло.

В СССР до 1989 года в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака, и вообще о его существовании, не было никаких упоминаний.

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено. В 1988 году роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый мир»). Летом 1988 года был выписан диплом Нобелевской премии Пастернака. Он был послан в Москву наследникам поэта через его младшего друга, поэта Андрея Вознесенского, приезжавшего в Стокгольм. 9 декабря 1989 года медаль Нобелевского лауреата была вручена в Стокгольме сыну поэта - Евгению Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в том числе полное собрание сочинений в 11 томах (издательство «Слово», 2003-2005). В конце XX - начале XXI века в России были изданы многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.

Память

В октябре 1984 года по решению суда дача Пастернака в Переделкине была изъята у родственников писателя и передана в государственную собственность. Через два года, в 1986-м, на даче был основан первый в СССР музей Пастернака.

В 1980 году, в год 90-летия со дня рождения поэта, астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид, открытый 21 февраля 1980 года 3508 - Пастернак (нем.)русск..

В 1990 году, в год 100-летия со дня рождения поэта, музей Пастернака открыл свои двери в Чистополе, в доме, где поэт жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941-1943), и в Переделкине, где он жил долгие годы вплоть до своей смерти. Директор дома-музея поэта - Наталья Пастернак, приходящаяся ему невесткой (вдова младшего сына Леонида).

В 2008 году во Всеволодо-Вильве (Пермский край) в доме, где начинающий поэт жил с января по июнь 1916 года, был открыт музей.

В 2009 году, в день города, в Перми был открыт первый в России памятник Пастернаку в сквере около Оперного театра (скульптор - Елена Мунц).

На доме, где родился Пастернак (Оружейный переулок, д. 3), была установлена мемориальная доска.

В память о троекратном пребывании в Туле на здании гостиницы Вёрмана 27.5.2005 была установлена мраморная памятная доска Пастернаку как нобелевскому лауреату, посвятившему Туле несколько произведений.

20 февраля 2008 года в Киеве в доме № 9 на улице Липинского (бывшая Чапаева) была установлена мемориальная доска, а через семь лет её сняли вандалы.

В 2012 году памятник Борису Пастернаку работы З. Церетели был установлен в районном центре Мучкап (Тамбовская обл.)

К 50-летию присуждения Нобелевской премии Б. Пастернаку, княжество Монако выпустило в его честь почтовую марку.

27 января 2015 года Почта России в честь 125-летия со дня рождения поэта выпустила в почтовое обращение конверт с оригинальной маркой.

Отражение творчества писателя в искусстве

В кинематографе

За рубежом

«Доктор Живаго» впервые был экранизирован в Бразилии в 1959 году, когда был поставлен одноимённый телефильм («Doutor Jivago» ).

Самой известной в мире экранизацией романа был голливудский фильм 1965 года Дэвида Лина, получивший 5 премий «Золотой глобус» и 5 статуэток «Оскар».

Третья постановка была осуществлена режиссёром Джакомо Кампиотти (итал. Giacomo Campiotti) в 2002 году.

В СССР

В фильме «Степень риска» (1968) Иннокентий Смоктуновский (исполнитель роли математика Александра Кириллова) цитировал отрывок в 12 строк из стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» (1956).

Массовый советский телезритель впервые познакомился со стихами Пастернака в 1976 году в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Стихотворение «Никого не будет в доме» (1931), преобразившееся в городской романс, в фильме исполняет, под аккомпанемент гитары, Сергей Никитин. Позднее Эльдар Рязанов включил отрывок из другого стихотворения Пастернака, «Любить иных - тяжёлый крест…» (1931), в свой фильм «Служебный роман», правда, в фарсовом эпизоде.

В России

«Доктор Живаго» был экранизирован в 2005 году Александром Прошкиным. В заглавной роли снялся Олег Меньшиков. Эта экранизация вызвала неоднозначные отзывы критики.

Киновоплощения
  • Александр Смирнов, Леонид Майзель («Другая драма» («Pasternak»), СССР, Великобритания, 1990)
  • Александр Кудренко («Есенин», Россия, 2005)
  • Александр Хочинский («Генерал», Россия, 1992)
  • Сергей Юрский («Фурцева», Россия, 2011)
  • Евгений Князев («Зеркала», Россия, 2013)
  • Александр Барановский («Маяковский. Два дня», Россия, 2013)
  • Сергей Варчук («Таинственная страсть», Россия, 2015)

В театральных постановках

В 1987 году состоялась премьера написанной годом ранее оперы британского композитора Найджела Осборна «Электрификация Советского Союза» по мотивам произведений Бориса Пастернака.

В 2006 году в Пермском академическом театре «Театр» режиссёром Борисом Мильграмом, композитором Александром Журбиным и драматургом Михаилом Бартеневым был поставлен мюзикл «Доктор Живаго». Премьера состоялась 30 декабря.

В творчестве современников

Долгое время Пастернак состоял в переписке с Мариной Цветаевой.

Варлам Шаламов, бывший в Переделкине на похоронах Пастернака, откликнулся на смерть поэта циклом из нескольких стихотворений, четыре из которых были написаны в тот же день - 2 июня 1960 года.

4 июня 1960 года присутствовавший на похоронах поэта Герман Плисецкий написал стихотворение под названием «Памяти Пастернака».

В 1962 году Борис Чичибабин написал стихотворение «Пастернаку».

4 декабря 1966 года Александр Галич написал и посвятил памяти поэта одну из своих лучших песен - «Памяти Пастернака» , которую впоследствии неоднократно исполнял. Песня заканчивалась следующей строфой:

Вот и смолкли клевета и споры -
Словно взят у Вечности отгул…
А над гробом - встали мародёры,
И несут - почётный - ка-ра-ул!

29.11.1971 года в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» по трагедии Уильяма Шекспира, главную роль в котором исполнил ведущий актёр театра Владимир Высоцкий. Спектакль начинался с исполнения артистом, под собственный гитарный аккомпанемент, песни на стихотворение Б. Пастернака «Гамлет» (1946) - «Гул затих. Я вышел на подмостки…» (музыка В. Высоцкого). Спектакль стал центральным в репертуаре театра и оставался в нём до 18.7.1980 года включительно.

Документальные фильмы

  • 1980 - Поэзия. Борис Пастернак (Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ СССР) - литературные чтения
  • 1991 - Борис Пастернак. Свеча горела… (реж. Владимир Абрамов, Владимир Зарубин)
  • 1997 - Больше, чем любовь. Борис Пастернак и Ольга Ивинская. О свойствах страсти (реж. Одельша Агишев)
  • 2002 - Литературное Переделкино: Борис Пастернак (реж. Сергей Сатиренко)
  • 2003 - Тайный путь «Доктора Живаго» / The Secret Passage of «Doktor Zhivago» (реж. Джерольд Хофманн / Gerold Hofmann)
  • 2004 - Борис Пастернак. Свидание (реж. Аркадий Пучков, Игорь Штернберг)
  • 2006 - Борис Пастернак: раскованный голос… (реж. Алексей Шемятовский, Виталий Максимов)
  • 2007 - Снег идет (Телеканал «Культура») - литературные чтения
  • 2007 - Проект Энциклопедия / Encyclopedia channel: Борис Пастернак (США)
  • 2008 - Больше, чем любовь. Борис Пастернак и Зинаида Нейгауз. Второе рождение (реж. Александр Столяров)
  • 2008 - Борис Пастернак. Сумрак ночи (реж. Юлий Лурье)
  • 2008 - Самарины и Пастернак: воскрешение идеи (реж. Ирина Федоренко)
  • 2008 - Образы Бориса Пастернака (реж. Мария Волчанская)
  • 2009 - Пастернак и другие (реж. Максим Палащенко)
  • 2009 - Гении и злодеи уходящей эпохи: Борис Пастернак (реж. Юлия Маврина)
  • 2009 - Цветаева + Пастернак (реж. Алексей Кужельный) - театральная постановка, Киевская академическая мастерская театрального искусства «Сузирья»
  • 2010 - Исторические хроники с Николаем Сванидзе. 1958 год. Стрельцов и Пастернак (реж. Роман Масло)
  • 2012 - Преступление Бориса Пастернака (реж. Светлана Резвушкина)
  • 2015 - Борис Пастернак. Будем верить, жить и ждать (реж. Олеся Фокина)

Библиография

В октябре 2005 года издательство «Слово» выпустило первое полное собрание сочинений Пастернака в 11 томах (общий тираж - 5000 экземпляров). Собрание составлено и прокомментировано сыном поэта Евгением Борисовичем Пастернаком (1923-2012) и его женой Еленой Владимировной Пастернак. Вступительную статью к собранию написал Лазарь Флейшман. Первые два тома собрания вместили в себя стихи, третий - повести, статьи, эссе, четвёртый - роман «Доктор Живаго», пятый - публицистику и драматургию, шестой - стихотворные переводы. Обширная переписка поэта заняла четыре тома (всего 1675 писем). В последнем, одиннадцатом, находятся воспоминания современников о Б. Л. Пастернаке. В полное собрание вошли черновые редакции «Доктора Живаго», в том числе фрагменты и варианты, отвергнутые автором, первая редакция перевода «Гамлета», выпущенные отрывки из поэмы «Лейтенант Шмидт», неизвестные катрены из поэмы «Спекторский», переводы из бельгийского поэта Шарля ван Лерберга.

Произведения и книги

  • Пастернак Б. Л. Близнец в тучах. - М.: «Лирика», 1914.
  • Пастернак Б. Л. Детство Люверс. - 1918. опубл. в 1922.
  • Пастернак Б. Л. Три главы из повести // «Московский понедельник»: газета. - 1922.
  • Пастернак Б. Л. «Охранная грамота», первые главы в журнале «Звезда» N 8 - 1929 год.
  • Пастернак Б. Л. Воздушные пути. - М., ГИХЛ, 1933. - 142 с.
  • Пастернак Б. Л. Второе рождение. - М.: «Советский писатель», 1934. - 95 с. - 10 200 экз.
  • Пастернак Б. Л. Грузинские лирики. - М.: «Советский писатель», 1935.
  • Пастернак Б. Л. На ранних поездах. - 1943.
  • Пастернак Б. Л. Когда разгуляется, цикл стихотворений, полностью издан посмертно в «Избранном» (М., 1961).
  • Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. - М.: «Советский писатель», 1989. - 736 с. - 200 000 экз.
  • Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы: В 2-х т / Сост., подг. текста и примеч. В. С. Баевского и Е. Б. Пастернака. - 3-е изд. - Л.: «Советский писатель», 1990. - (Библиотека поэта. Большая серия). - 100 000 экз.
  • Пастернак Б. Л. Не я пишу стихи... Переводы из поэзии народов СССР. - М.: «Советский писатель», 1991. - 352 с.
  • Пастернак Б. Л. Избранные сочинения / Сост. и комм. Е. В. Пастернак. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. - (Бессмертная библиотека). - 10 000 экз.
  • Пастернак Б. Л. Письма к родителям и сестрам. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 896 с. - 3000 экз. - ISBN 5-86793-289-3.
  • Переписка Бориса Пастернака. - М., Художественная литература, 1990. - 576 с., 250 000 экз.
  • Пастернак Б. Л . «Земной простор» - Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990, 50 000 экз.

Переводы

Пьесы

  • Уильям Шекспир: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Генрих IV» (2 части).
  • Иоганн Вольфганг Гёте: «Фауст» (2 части).
  • Фридрих Шиллер: «Мария Стюарт».
  • Педро Кальдерон: «Стойкий принц».
  • Бен Джонсон: «Алхимик»
  • Генрих фон Клейст: «Роберт Гискар»
  • Генрих фон Клейст: «Разбитый кувшин»
  • Генрих фон Клейст: «Принц Фридрих Гомбургский»

Поэзия

  • Поль Верлен
  • Уильям Шекспир
  • Джордж Гордон Байрон
  • Перси Биши Шелли
  • Джон Китс
  • Алджернон Чарльз Суинбёрн
  • Райнер Мария Рильке
  • Иоганн Вольфганг Гёте
  • Ганс Сакс
  • Георг Гейм
  • Иоганнес Роберт Бехер
  • Шандор Петёфи
  • Рабиндранат Тагор
  • Рафаэль Альберти
  • Юлиуш Словацкий
  • Болеслав Лесьмян
  • Витезслав Незвал
  • Николоз Бараташвили
  • Иосиф Гришашвили
  • Важа Пшавела
  • Тициан Табидзе
  • Паоло Яшвили
  • Георгий Леонидзе
  • Тарас Шевченко

Музыкальные произведения

  • Прелюдия ми-бемоль минор (1906)
  • Прелюдия соль-диез минор
  • Соната для фортепиано (1909) (часть 1), (часть 2)

Литература

Документы

  • Рашковская М. А. Борис Пастернак и Сергей Бобров: письма четырёх десятилетий // Stanford Slavic Studies. - Stanford, 1996. - Vol. 10.
  • Семейная переписка Бориса Пастернака 1921-1960 годов. - Stanford, Calif.: Hoover Institution Press, 2010. - 439 с. - ISBN 978-0-8179-1024-2.

Мемуары

  • Воспоминания о Борисе Пастернаке. (сборник). - М.: Слово/Slovo, 1990.
  • Вильям-Вильмонт Н. Н. Воспоминания о Борисе Пастернаке // Воспоминания и мысли. - М., 1989.
  • Гинзбург Л. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. - СПб.: СПб-Искусство, 2002.
  • Гладков А. Встречи с Пастернаком. - М.: Арт-Флекс, 2002.
  • Ивинская О. В. В плену времени // Годы с Борисом Пастернаком. - М.: Либрис, 1992.
  • Масленникова З. А. Борис Пастернак. Встречи. - М.: Захаров, 2001.
  • Пастернак Е. Б., Пастернак Е. В. Жизнь Бориса Пастернака: Документальное повествование. - СПб.: изд-во журнала «Звезда», 2004.
  • Пастернак Е. Б. Хроника прошедших лет // Знамя. - 2008. - № 12. - ISSN 0130-1616.
  • Цветаева М. Эпос и лирика в современной России: Владимир Маяковский и Борис Пастернак // Сочинения в 2-х т. - М., 1990.
  • Чуковская Л. К. Борис Пастернак // Сочинения. В 2 т. - М.: Арт-Флекс, 2001.

Исследования

  • Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. - Л.: Союз писателей, 1990. - ISBN 5-265-01492-6. (переиздание: Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. - СПб.: «Сага», 2001. - ISBN 5-901609-01-8.)
  • Баевский В. С. Пастернак-лирик. - Смоленск, 1993.
  • Баевский В. С. Остраннение: К поэтике Бориса Пастернака. - Смоленск: СмолГУ, 2013.
  • Иванова Н. Б. Борис Пастернак. Участь и предназначение. Биографическое эссе. - СПб., 2000.
  • Иванова Н. Б. Борис Пастернак и другие. - М.: Эксмо, 2003.
  • Иванова Н. Б. Борис Пастернак. Времена жизни. - М.: Время, 2007.
  • Фатеева Н. А. Поэт и проза. Книга о Пастернаке. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400 с. - (Научная библиотека). - ISBN 5-86793-224-9.
  • Флейшман Л. С. Борис Пастернак в двадцатые годы. - München: Wilhelm Fink Verlag, 1980. - ISBN 3-7705-1949-3. (российское переиздание: Л. С. Флейшман. Борис Пастернак в двадцатые годы. - СПб.: Академический проект, 2003.)
  • Флейшман Л. С. Борис Пастернак в тридцатые годы. - Jerusalem: The Magnes Press. The Hebrew University, 1984.
  • Якобсон Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Работы по поэтике. - М., 1987.

Беллетристика

  • Быков Д. Л. Борис Пастернак. - М.: Молодая гвардия, 2005a. - 896 с. - (ЖЗЛ). - ISBN 5-235-02791-4.
    • Быков Д. Л. Борис Пастернак. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 892 с. - (ЖЗЛ). - ISBN 523503113X.
  • Карпенко А. Н. Двойной портрет Пастернака и Мандельштама на фоне исторической неизбежности.
  • Катаева Т. Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции. - Мн.: Современный литератор, 2009. - 605 с. - ISBN 978-985-14-1614-7.
  • Ливанов В. Неизвестный Борис Пастернак. - М.: Дрофа, 2002.
  • Толстой И. Н. Отмытый роман Пастернака: «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ. - М.: Время, 2008.


Краткая биография Бориса Пастернака

Борис Леонидович Пастернак – один из наиболее известных поэтов XX века, выдающийся русский писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе. Писатель родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в творческой еврейской семье. Отец писателя был художником, а мать – пианисткой. Семья Пастернак водила дружбу с такими известными художниками, как И. Левитан, С. Иванов, Н. Ге. В их доме также бывали музыканты и писатели, среди них Л. Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин и другие.

Образование Борис Пастернак получал в 5-ой московской гимназии, а затем, окончив её с золотой медалью, поступил в юридический факультет Московского университета. Изучая философию, он ездил на лекции в европейские университеты. Помимо философии, его сильно увлекала музыка. Под влиянием композитора Скрябина он несколько лет занимался ею. Первые стихи Пастернака опубликованы в 1913 году в сборнике «Лирика». Затем появился его первый сборник «Близнец в тучах». Широкая известность к писателю пришла лишь после революции, когда вышла в свет книга «Сестра моя жизнь».

В 1920-е годы писатель входил в литературный кружок «ЛЕФ», в котором участвовали Маяковский, Брик, Асеев. В эти годы он опубликовал сборник «Темы и вариации», а также создал поэмы «905-й год» и «Лейтенант Шмидт». В 1931 году поэт отправился в Грузию. Его впечатления от Кавказа были выражены в стихах цикла «Волны». Много внимания в 1930-е годы писатель уделял переводам работ Шекспира, Гёте, Рильке и других выдающихся писателей. Накануне войны он написал­ цикл стихов «Переделкино». В военные годы поэт писал в основном патриотическую лирику.

Знаменитый роман «Доктор Живаго» Пастернак писал на протяжении многих лет и завершил в конце 1950-х. За эту работу в 1958 году он был удостоен Нобелевской премии. На родине роман вызвал резкую критику и был запрещен к печати, а самого автора исключили из Союза писателей. В России роман был опубликован лишь в 1988 году в журнале «Новый мир». Последняя книга стихов Пастернака была выпущена в конце 1950-х и называлась «Когда разгуляется». Писатель умер от тяжелого заболевания 30 мая 1960 года в Подмосковье.

(1890- 1960)

Биография Бориса Пастернака, как и любого другого человека, определяется временем, в которое он живет. Революция в России, гражданская война, репрессии, несомненно, сказались на жизни и творчестве этого русского писателя.

Родился Пастернак 29 января (по новому стилю – 10 февраля) 1890 г. в городе Москве. Отец писателя - Леонид Осипович Пастернак был известным художником, и Борис, который рос в среде писателей, поэтов, артистов, просто, не мог не стать выдающейся творческой личностью. На протяжении 6 лет, начиная с 13-летнего возраста юный Пастернак серьезно занимался музыкой (сказывалось влияние Скрябина). В это же время он учился в одной из московских гимназий.

Потеряв интерес к музыке, Борис Пастернак в 1909 году поступает в МГУ, на факультет истории и филологии, где и родилось его новое серьезное увлечение философскими науками, которые он постигал в одном из университетов Германии, с этой же целью позже посетил Италию и Швейцарию.

Вернувшись в Россию, Пастернак в 1913 году оканчивает московский университет. Как раз в эту пору в молодом человеке, уже потерявшем пристрастие к философии, рождается новая привязанность, которая переросла в настоящую страсть и стала делом всей его жизни. Речь идет об его внезапном увлечении поэзией.

Первые его стихотворные сборники: «Близнец в тучах» - 1914 год, и «Поверх барьеров» - 1917 год, полны символизма и имеют футуристическую направленность. Его сочинение под названием «Сестра – моя жизнь», вышедшее в 1922 году стало первой серьезной работой поэта, своеобразным свидетельством рождения нового самобытного таланта.

Двадцатые годы оказались очень плодотворными для творчества писателя, в это время вышли книги его стихов – «Темы и вариации», «Высокая болезнь», а так же поэмы – «Лейтенант Шмидт», «Девятьсот пятый год». Биография Бориса Пастернака нашла свое отражение в таких его произведениях как «Спекторский» - роман в стихах, изданный 1925 году, и в прозе «Охранная грамота», которая была написана 5-ю годами позже.

Путешествие по Кавказу, совершенное Пастернаком в 1931 году, вдохновило его на создание цикла стихотворений под названием «Волны», который стал одной из составляющих его новой книги «Второе рождение».

30-ые годы XX столетия оказались застойными для творчества Бориса Леонидовича, в этот период он занимался, главным образом, переводами поэтического наследия Грузии, и произведений всемирно известных поэтов, таких как Шекспир, Шиллер, Гете… Не задолго до войны, в 1941 году, вышел сборник его стихов «Переделкино». Поездка Пастернака на фронт в 1943 году способствовала написанию ряда очерков на военную тему, которые вместе с «Переделкино» стали его новой книгой - «На ранних поездах».

Венцом творчества Пастернака считается его произведение «Доктор Живаго», над которым писатель работал долгие годы, и в 1957 году опубликовал его за границей. В следующем году автор этого произведения был удостоен премии Нобеля, от которой он был вынужден отказаться под угрозой изгнания из страны. Началась настоящая травля Пастернака, его лишили членства в Союзе писателей. Данное несправедливое решение было отменено лишь в 1987 году, а в следующем году впервые в нашей стране был напечатан роман «Доктор Живаго» на страницах «Нового мира». В 1990 году диплом о присуждении Нобелевской премии Борису Пастернаку вручили его сыну. Умер Борис Леонидович 30 мая 1960 года в Переделкино.

Борис Пастернак (1890-1960) русский поэт, переводчик, прозаик и публицист, лауреат Нобелевской премии за вклад в мировую литературу (роман «Доктор Живаго» в 1958 году).

Родился 19 января (10 февраля) в Москве в интеллигентной семье известного художника и академика живописи Леонида Пастернака и его жены, талантливой пианистки Розалии Кауфман. Его родители водили знакомство с многими знаменитостями того времени: писателем Львом Толстым, композиторами Скрябиным и Рахманиновым, художниками Левитаном и Ивановым. Отеческий дом маленького Бори Пастернака, который был первенцем и имел еще две сестры и брата, всегда был наполнен творческой атмосферой и уникальными талантами людей, ставших впоследствии общепризнанными классиками русской литературы, музыки и художественного искусства. Конечно, знакомство с такими яркими и самобытными личностями не могло не отразиться на становлении юного Бориса Пастернака. Самое огромное впечатление оказал на него выдающийся пианист и композитор Александр Скрябин, благодаря которому Пастернак серьёзно увлекся музыкой и даже мечтал стать в будущем композитором. Помимо этого ему передался и дар его отца, Борис прекрасно рисовал и имел тонкий художественный вкус.

Борис Пастернак - выпускник пятой московской гимназии (в которой, кстати, учился в это же время и Владимир Маяковский, младший его на 2года), закончил он её блестяще: получил заслуженную золотую медаль и самые высшие баллы по всем предметам. Параллельно он изучал музыкальное искусство на композиторском факультете в Московской консерватории. Однако по её окончанию Пастернак, по своему собственному признанию не обладавший идеальным слухом, поставил крест на карьере композитора и поступил в 1908 году на юридический факультет Московского университета. Обладая огромной целеустремленностью и работоспособностью, уже через год он покинул юридическую стезю и стал учиться на историко-философском факультете того же ВУЗа. Свою блестящую учебу в 1912 году он продолжает в немецком университете (г. Марбург). Ему пророчат блестящую карьеру философа в Германии, однако Пастернак как всегда верен себе и неожиданно для всех решает стать поэтом, хотя философская тематика всегда занимала центральное место в его произведениях на протяжении всей литературной деятельности.

По некоторым данным неизгладимое впечатление на становление молодого поэта произвела его поездка с семьей в Венецию и его разрыв с любимой девушкой. Вернувшись в Москву и закончив обучение в университете, Борис становится членом различных литературных кружков, там же он читает свои самые первые поэтические опусы. Поначалу его привлекают такие направления в поэзии как символизм и футуризм, позже он полностью избавляется от их влияния и выступает как независимая поэтическая личность. В 1914 году появляется на свет его первый поэтический сборник «Близнец в тучах», который он сам считал своей первой пробой пера и был не очень доволен её качеством. Для начинающего поэта поэзия была не только большим даром, а еще и тяжелой работой, он добивался совершенства своих фраз, постоянно и самозабвенно оттачивая их до идеальности.

В годы предшествующие революции Пастернак находился в рядах поэтов-футурологов, вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым, огромное влияние на творчество того периода на него оказал Владимир Маяковский. Летом 1917 года был написан сборник стихотворений «Сестра моя - жизнь (опубликованный только в 1922 году), который сам поэт считал настоящим началом свой литературной деятельности. В этом сборнике критиками были отмечены самые главные черты его поэзии: нераздельность человека с миром природы и всей жизнью в целом, влияние атмосферы революционных перемен, абсолютно новый и непривычный доселе субъективный взгляд на события от лица самого мира.

В 1921 году семья поэта иммигрирует в Германию, в 1922 году Пастернак вступает в узы брака с художницей Евгенией Лурье, в 1923 году у них появляется наследник - сын Женя (позже они развелись, второй женой поэта стала Зинаида Нейгауз, их общий ребенок - сын Леонид, последняя муза поэта - редактор Ольга Ивинская). Этот год очень плодотворен для творчества поэта, он выпускает поэтический сборник «Темы и вариации», а также знаменитые поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», получившие высокую оценку критиков и самого Максима Горького. В 1924 году был написан рассказ « Воздушные пути», в 1931 стихотворный роман «Спекторский», произведения изображали судьбы людей в измененных войной и революцией реалиях, в 1930-1931 гг - книга стихов «Второе рождение», изданная в 1932 году.

Поэт был официально признан советской властью, его произведения регулярно переиздавались, в 1934 году ему было предоставлено право выступить с речью на первом съезде Советских писателей, фактически он даже был назван лучшим поэтом в стране Советов. Однако советская власть не простила ему заступничества за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, вмешательство в судьбу репрессированных Льва Гумилева и Осипа Мандельштама. К 1936 году его практически отстранили от официальной литературной деятельности, критиками резко осуждалась его неправильная антисоветская жизненная позиция и отстраненность от реальной жизни.

После осложнений в его поэтической литературной деятельности, Пастернак постепенно отдаляется от поэзии и занимается переводами в основном западноевропейских поэтов, таких как Гете, Шекспир, Шелли и т.д. В предвоенные годы создается поэтический сборник «На ранних поездах», где уже намечен ясный классический стиль Пастернака, в котором народ трактуется как основа всей жизни.

В 1943 году Пастернак в составе агитбригады выезжал на фронт, с целью подготовки материалов для книги про битву под Орлом, они имели вид своеобразного очерка или репортажа, похожего на дневниковые записи в стихотворной форме.

После войны, в 1945 Пастернак приступил к выполнению давно задуманного замысла - написания романа в прозе, им стал знаменитый, во многом автобиографичный «Доктор Живаго», повествующий о докторе-интеллигенте, разочаровавшемся в идеалах революции и не верящим в социальные изменения к лучшему в современном обществе. В этом романе поражающе красиво и проникновенно описаны сцены живой природы и любовных отношений между героями. Роман был передан за границу и опубликован там же в 1957 году, в 1958 он был номинирован на Нобелевскую премию и получил эту заслуженную награду.

Вследствие резкого осуждения этого события советскими властями и последующего исключения поэта из Союза Писателей, Пастернак был вынужден отказаться от премии. В 1956 году он начал свой завершающий цикл поэзии «Когда Разгуляется», 30 мая 1960 года он скончался от тяжелой и продолжительной болезни (рак легких) и был похоронен как и вся его семья на кладбище дачного поселка под Москвой в Переделкино.

Русская литература Серебряного века

Борис Леонидович Пастернак

Биография

ПАСТЕРНАК, БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ (1890−1960), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве.

Начиналось же все с музыки. И живописи. Мать будущего поэта Розалия Исидоровна Кауфман была замечательной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Отец - Леонид Осипович Пастернак, знаменитый художник, иллюстрировавший произведения Льва Толстого, с которым был тесно дружен.

Дух творчества жил в квартире Пастернаков на правах главного, всеми боготворимого члена семьи. Здесь часто устраивались домашние концерты с участием Александра Скрябина, которого Борис обожал. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина», - вспоминал он впоследствии. Мальчику прочили карьеру музыканта. Еще в пору учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но… В 1908 Борис оставил музыку - ради философии. Он не мог себе простить отсутствие абсолютного музыкального слуха.

Юноша поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Весной 1912 на скопленные матерью деньги он поехал продолжать учебу в немецкий город Марбург - центр тогдашней философской мысли. «Это какое-то глухое напряжение архаического. И это напряжение создает все: сумерки, душистость садов, опрятное безлюдье полдня, туманные вечера. История становится здесь землею», - так Пастернак описывал полюбившийся навеки город в одном из писем на родину.

Глава марбургской школы философов-неокантианцев Герман Коген предложил Пастернаку остаться в Германии для получения докторской степени. Карьера философа складывалась как нельзя более удачно. Однако и этому началу не суждено было осуществиться. Молодой человек впервые серьезно влюбляется в бывшую свою ученицу Иду Высоцкую, заехавшую вместе с сестрой в Марбург, чтобы навестить Пастернака. Всем его существом завладевает Поэзия.

Я вздрагивал. Я загорался и гас.

Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, -

Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.

Как жаль ее слёз! Я святого блаженней.

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён

Вторично родившимся. Каждая малость

Жила и, не ставя меня ни во что,

В прощальном значеньи своём подымалась.

(Марбург)

Стихи приходили и раньше, но лишь теперь их воздушная стихия нахлынула столь мощно, неодолимо, взахлеб, что стало невозможно ей противостоять. Позже в автобиографической повести Охранная грамота (1930) поэт попытался обосновать свой выбор, а заодно дать определение этой овладевшей им стихии - сквозь призму философии: «Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам ее собственным, а не нашим состоянием. Помимо этого состояния все на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство».

По возвращении в Москву Пастернак входит в литературные круги, в альманахе Лирика впервые напечатаны несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым поэт организовывает группу новых или «умеренных» футуристов - «Центрифуга».

В 1914 вышла первая книга стихов Пастернака - Близнец в тучах. Название было, по словам автора, «до глупости притязательно» и выбрано «из подражания космологическим мудреностям, которыми отличались книжные заглавия символистов и названия их издательств». Многие стихотворения этой, а также следующей (Поверх барьеров, 1917) книг поэт впоследствии значительно переработал, другие никогда не переиздавал.

В том же, 1914, он познакомился с Владимиром Маяковским, которому суждено было сыграть огромную роль в судьбе и творчестве раннего Пастернака: «Искусство называлось трагедией, - писал он в Охранной грамоте. - Трагедия называлась Владимир Маяковский. Заглавье скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но - предмет лирики, от первого лица обращающейся к миру».

«Время и общность влияний» - вот что определило взаимоотношения двух поэтов. Именно схожесть вкусов и пристрастий, перерастающая в зависимость, неизбежно подтолкнула Пастернака к поиску своей интонации, своего взгляда на мир.

Марина Цветаева, посвятившая Пастернаку и Маяковскому статью Эпос и лирика современной России (1933), определяла разницу их поэтик строчкой из Тютчева: «Все во мне и я во всем». Если Владимир Маяковский, писала она, - это «я во всем», то Борис Пастернак, безусловно - «все во мне».

Действительное «лица необщее выраженье» было обретено в третьей по счету книге - Сестра моя - жизнь (1922). Не случайно, что с нее Пастернак вел отсчет своему поэтическому творчеству. Книга включила стихи и циклы 1917 и была, как и год их создания, поистине революционной - но в другом, поэтическом значении этого слова:

Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьёв поединок.

(Определение поэзии)

Новым в этих стихах было все. Отношение к природе - как бы изнутри, от лица природы. Отношение к метафоре, раздвигающей границы описываемого предмета - порой до необъятности. Отношение к любимой женщине, которая… вошла со стулом, / Как с полки, жизнь мою достала / И пыль обдула.

Подобно «запылившейся жизни» в данных строках, все явления природы наделены в творчестве Пастернака не свойственными им качествами: гроза, рассвет, ветер очеловечиваются; трюмо, зеркало, рукомойник оживают - миром правит «всесильный бог деталей»:

Огромный сад тормошится в зале,

Подносит к трюмо кулак,

Бежит на качели, ловит, салит,

Трясёт - и не бьёт стекла!

(Зеркало)

«Действие Пастернака равно действию сна, - писала Цветаева. - Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него - впадаем… Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные». Любой мелочи сообщается мощный поэтический заряд, всякий сторонний предмет испытывает на себе притяжение пастернаковской орбиты. Это и есть «все во мне».

Эмоциональную струю Сестры моей - жизни, уникального в русской литературе лирического романа, подхватила следующая книга Пастернака Темы и вариации (1923). Подхватила и приумножила:

Я не держу. Иди, благотвори.

Ступай к другим. Уже написан Вертер,

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно, что жилы отворить.

(Разрыв)

Между тем, эпоха предъявляла к литературе свои жестокие требования - «заумная», «маловразумительная» лирика Пастернака была не в чести. Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Пастернак обращается к эпосу - в 20-х годах он создает поэмы Высокая болезнь (1923−1928), Девятьсот пятый год (1925−1926), Лейтенант Шмидт (1926−1927), роман в стихах Спекторский (1925−1931). «Я считаю, что эпос внушен временем, и потому… перехожу от лирического мышления к эпике, хотя это очень трудно», - писал поэт в 1927.

Наряду с Маяковским, Асеевым, Каменским, Пастернак входил в эти годы в ЛЕФ («Левый фронт искусств»), провозгласивший создание нового революционного искусства, «искусства-жизнестроения», должного выполнять «социальный заказ», нести литературу в массы. Отсюда обращение к теме первой русской революции в поэмах Лейтенант Шмидт, Девятьсот пятый год, отсюда же обращение к фигуре современника, обыкновенного «человека без заслуг», ставшего поневоле свидетелем последней русской революции, участником большой Истории - в романе Спекторский. Впрочем, и там, где поэт берет на себя роль повествователя, ощущается свободное, не стесненное никакими формами дыхание лирика:

То был двадцать четвёртый год. Декабрь

Твердел, к окну витринному притёртый.

И холодел, как оттиск медяка

На опухоли тёплой и нетвёрдой.

(Спекторский)

Привыкшему руководствоваться правотою чувств, Пастернаку с трудом удается роль «современного» и «своевременного» поэта. В 1927 он покидает ЛЕФ. Ему претит общество «людей фиктивных репутаций и ложных неоправданных притязаний» (а подобных деятелей хватало среди ближайшего окружения Маяковского); кроме того, Пастернака все меньше и меньше устраивает установка лефовцев «искусство - на злобу дня».

В начале 30-х годов его поэзия переживает «второе рождение». Книга с таким названием вышла в 1932. Пастернак вновь воспевает простые и земные вещи: «огромность квартиры, наводящей грусть», «зимний день в сквозном проеме незадернутых гардин», «пронзительных иволог крик», «вседневное наше бессмертье»… Однако и язык его становится иным: упрощается синтаксис, мысль кристаллизуется, находя поддержку в простых и емких формулах, как правило, совпадающих с границами стихотворной строки. Поэт в корне пересматривает раннее творчество, считая его «странной мешаниной из отжившей метафизики и неоперившегося просвещенства». Под конец своей жизни он делил все, что было им сделано, на период «до 1940 года» и - после. Характеризуя первый в очерке Люди и положения (1956−1957), Пастернак писал: «Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное отскакивало от меня. Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали… Я во всем искал не сущности, а посторонней остроты». Однако уже в 1931 Пастернак понимает, что: Есть в опыте больших поэтов Черты естественности той, Что невозможно, их изведав, Не кончить полной немотой. В родстве со всем, что есть, уверясь, И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту. (Волны) «Черты естественности той» во Втором рождении настолько очевидны, что становятся синонимом абсолютной самостоятельности, выводящей поэта за рамки каких бы то ни было установлений и правил. А правила игры в 30-е годы были таковы, что нормально работать и при этом оставаться в стороне от «великой стройки» стало невозможно. Пастернака в эти годы почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он, чтобы прокормить свою семью, вынужден заниматься переводами. Трагедии Шекспира, Фауст Гете, Мария Стюарт Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты… Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством. В военные годы, помимо переводов, Пастернак создает цикл Стихи о войне, включенный в книгу На ранних поездах (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов: Земной простор (1945) и Избранные стихи и поэмы (1945). В 1930-1940 годы Пастернак не устает мечтать о настоящей большой прозе, о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». Еще в конце 10-х годов он начал писать роман, который, не будучи завершенным, стал повестью Детство Люверс - историей взросления девочки-подростка. Повесть получила высокую оценку критики. Поэт Михаил Кузмин даже поставил ее выше пастернаковской поэзии, а Марина Цветаева назвала повесть «гениальной». И вот с 1945 по 1955 годы в муках, не пишется - рождается роман Доктор Живаго, во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине ХХ в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж - Юрий Живаго - это лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа. Стихотворения Юрия Живаго, наряду с поздними стихотворениями из цикла Когда разгуляется (1956−1959) - венец творчества Пастернака, его завет. Слог их прост и прозрачен, но от этого нисколько не бедней, чем язык ранних книг: Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска. Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему. (Свидание) К этой чеканной ясности поэт стремился всю жизнь. Теми же поисками в искусстве озабочен и его герой, Юрий Живаго: «Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала». В 1956 Пастернак передал роман нескольким журналам и в Гослитиздат. В том же году Доктор Живаго оказался на Западе и спустя год вышел по-итальянски. Спустя еще год роман увидел свет в Голландии - на сей раз по-русски. На родине атмосфера вокруг автора накалялась. 20 августа 1957 Пастернак писал тогдашнему партийному идеологу Д. Поликарпову: «Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое». В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии - «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». С этого момента началась травля писателя на государственном уровне. Вердикт партийного руководства гласил: «Присуждение награды за художественно убогое, злобное, исполненное ненависти к социализму произведение - это враждебный политический акт, направленный против Советского государства». Пастернака исключили из Союза советских писателей, что означало литературную и общественную смерть. От почетной награды поэт вынужден был отказаться. В России Доктор Живаго был напечатал лишь в 1988, спустя почти 30 лет после смерти автора 30 мая 1960 в Переделкине. Поставив точку в романе, Пастернак подвел и итог своей жизни: «Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз… даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти…».

Родился Пастернак Борис Леонидович 10 февраля 1890 года в Москве. Отец, Л. О. Пастернак, был известным художником, а мать, Р. И. Кауфман, профессионально играла на фортепиано. Отец Бориса тесно общался и сотрудничал с Львом Толстым, иллюстрируя произведения писателя. В семье часто проходили концерты АлександраСкрябина. Параллельно с учебой в гимназии, изучал композиторское ремесло по 6-летнему курсу консерватории.

Зная, что не имеет абсолютного музыкального слуха, в 1908 году принял решение получать философское образование на историко-филологическом факультете в Московском университете. Уехал в Германию в 1912 году для продолжения учебы в город Марбург, где позже Герман Коген, глава школы философов-неокантианцев, предложил Пастернаку получить звание доктора наук. Но он влюбляется в Иду Высоцкую, свою бывшую ученицу, и возвращается в Москву.

Первые публикации стихотворений Пастернака состоялись в альманахе «Лирика». Принимает участие в создании группы нео-футуристов «Центрифуга». Первый сборник поэзии «Близнец в тучах» был представлен читателям в 1914 году. Но Пастернак считал началом своей творческой карьеры только третью книгу «Сестра моя - жизнь» (1922). В 1920-е гг. пробует писать поэмы. В 1927 году вступил в «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), который занимался распространением литературы среди простого народа, но в до конца года отказывается от членства.

В 30-е гг. необходимо было писать обязательно о коммунизме, поэтому Пастернак практически не печатался. В 1936 году уехал на дачу в Переделкино и начал переводить за деньги на русский язык произведения зарубежных писателей. Во время Второй мировой войны пишет сборник стихотворений «На ранних поездах» (1943), а по ее окончанию – «Земной простор» и «Избранные стихи и поэмы». С 1945 года на протяжении 10 лет Пастернак пишет роман «Доктор Живаго». В 1956 году роман публикуется в нескольких журналах и в издательстве «Гослитиздат». Этот роман выдается и на Западе, а через год – переводится на итальянский язык. В 1957 году русская версия «Доктора Живаго» публикуется в Голландии. В Советском Союзе роман «Доктор Живаго» вышел в 1988 году, через 30 лет после смерти поэта.

Произведения

Детство Люверс Доктор Живаго
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: