Английский пулемет времен гражданской войны. История оружия: ручной пулемёт системы Льюиса

За окном уже третий день идет моросящий дождь, а в редкие бездождливые часы все заволакивает густой туман… Прям таки британская погода на дворе… Семья уже спит, а я сижу в кресле у догорающего камина, пью виски (совсем немного) и читаю «Записки о Шерлоке Холмсе» сэра Артура Конан Дойля… Ощущение такое, будто нахожусь в Британской Империи…
Не знаю как у вас, а у меня первая ассоциация, всплывающая в памяти, при упоминании о Британии — это доброе старое британское оружие. В первую очередь, конечно, это ручной пулемет Льюиса… Вот, собственно, об этом пулемете я вам сегодня и хочу рассказать…

Начало грозного XX столетия прошло «под знаком» активной разработки автоматического оружия, в частности пулеметов. Подобный тип вооружения с энтузиазмом внедрялся в войска, бюро по выдаче патентов были буквально завалены различными проектами и идеями в сфере автоматического оружия, зачастую – весьма далекими от жизненных реалий. Однако некоторые разработки оказались весьма удачными, активно применялись в боевых действиях и заняли свое почетное место на пьедестале истории ручного стрелкового оружия. Подобная участь ожидала и ручной пулемет Льюиса (Lewis)…


Ручной пулемет Льюиса (Lewis) британского производства (русский заказ). Вид справа.

В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.
Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.
Важное значение в судьбе пулемета Льюиса имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как ручной пулемет Льюиса, состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Льюис» достиг там 300 штук в неделю.
В 1915 году компания Savage Arms из США отказалась от работы по заказу и приобрела лицензию на выпуск этих пулеметов на своих производственных мощностях. В США было организовано производство пулеметов Льюиса калибра.30-06. Главным образом пулеметы поставлялись по государственному заказу для военно-воздушных сил и морской пехоты, но небольшое количество доставалось и гражданскому рынку (пулеметы Льюиса пришлись по душе путешественникам, отправляющимся в дикие части света — в Африку, Азию, Амазонию).

В Российской Империи пулемёты Льюиса появились в 1917 году (9600 пулемётов американского и 1800 английского производства), когда царское правительство, обеспокоенное острой нехваткой автоматического оружия в армии, заказало их изготовление у иностранных подрядчиков. Следует отметить, что часть пулеметов (по некоторым данным около 1200 штук) были изготовлены в калибре 7,62*54 — то есть под наш стандартный винтовочный патрон. В этих пулеметах на стойке затыльника ударным клеймом была выбита цифра «300».

После окончания Мировой войны пулеметы Льюиса оставались на вооружении армий и участвовали практически во всех вооруженных конфликтах вплоть до середины тридцатых годов. Лицензионное производство пулеметов было организовано в Японии и Голландии, где они состояли на вооружении. Многие страны (Латвия, Эстония, Турция, Аргентина, Мексика, Канада, Австралия, Китай и др) закупали это оружие.
Широкому распространению «Льюисов» в годы Первой Мировой войны, наряду со значительной потребностью войск в таком оружии, способствовало и то обстоятельство, что стоимость одного станкового «Виккерса» равнялась расходам, затрачиваемым на изготовление шести «Льюисов».

В СССР во время Великой Отечественной войны Льюисы так же вернулись в строй — ими были вооружены силы ополчения и формируемые партизанские отряды.

Кроме того, известно, что Льюисы являлись одним из видов вооружения, которые несли на себе подводные лодки типа «Калев» (построенные для Эстонии в Великобритании). После присоединения Эстонии к СССР эти субмарины вошли в 1940 году в состав Балтийского флота.

Кстати и немцы вооружали трофейными Льюисами свои тыловые подразделения. У них ин проходил под индексом MG100(h).

После войны отмечено использование Льюисов в Корейской войне и в борьбе еврейского народа за создание государства Израиль. А в Африке Льюисы использовались в бывших Британских колониях вплоть до 70-х годов ХХ века…

Устройство пулемёта:
Автоматика пулемёта работает на принципе отвода пороховых газов.
Пулемёт состоит из следующих основных частей и механизмов: ствола с радиатором и кожухом, ствольной коробки с крышкой и подающим механизмом, затыльника с прикладом, рукоятки управления огнём со спусковым механизмом, затвора, затворной рамы, возвратно- боевой пружины с коробкой, магазина и сошки.
В передней части кожуха расположен регулятор газовой каморы, который имеет два отверстия для отвода газов с буквенными обозначениями: “L” — большее отверстие и “S” — меньшее отверстие. Для перестановки регулятора с одного отверстия на другое он поворачивается на 180° с помощью рычага регулятора.

Запирание канала ствола производится поворотом затвора, боевые упоры которого входят в поперечные пазы ствольной коробки. Поворот затвора при запирании осуществляется криволинейным пазом на затворе и основанием стойки затворной рамы.
Ударный механизм ударникового типа, закреплён на стойке затворной рамы. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь. Питание пулемёта патронами при стрельбе производится из дискового магазина, который приводится во вращательное движение подающим механизмом. Подающий механизм рычажного типа, приводится в действие вы­ступом хвоста затвора, который входит в криволинейный паз рычага подачи. На рычаге подачи расположена собачка, которая, взаимодействуя с поперечными ребрами магазина, поворачивает магазин. Удержание магазина от поворота вправо и влево производится двумя рычажками, которые расположены на крышке ствольной коробки. Экстракция гильзы (патрона) производится двумя выбрасывателями, закреплёнными в затворе, а отражение - отражателем рычажного типа, находящимся в ствольной коробке.

Пулемёт имеет предохранитель, состоящий из двух планок с вырезами на обоих концах. Планки помещены с правой и левой сторон ствольной коробки. Вырезы предназначены для постановки затворной рамы на предохранитель в переднем и заднем положениях. Для постановки затворной рамы на предохранитель планку (левую или правую, в зависимости от того, с какой стороны находится рукоятка заряжания) необходимо сдвинуть вверх.
Соединение ствола со ствольной коробкой резьбовое. Охлаждение ствола воздушное. Охлаждение ствола усиливается благодаря наличию на стволе радиатора и кожуха с патрубком. Прицел рамочный, диоптрический; мушка треугольной формы. Для удобства стрельбы пулемёт имеет сошку. При использовании пулемёта как лёгкого станкового он присоединяется к качающейся части станка и в пулемёте заменяется затыльник с прикладом на затыльник с рукояткой.
Пулемет имеет прицел стоечного типа. Он установлен на крышке ствольной коробки и имеет до 20 делений. Наибольшая дальность прицельной стрельбы равна 2000 ярдов, что соответствует 1830 м
К пулемёту положен комплект принадлежности для разборки в чистки и следующие запасные части: затвор, отражатель, возвратно-боевая пружина с шестерёнкой и коробкой, собачка и два фиксатора магазина, рычаг подали и трубка для снаряжения магазина. Принадлежность и запасные части помещаются в специальном кожаном футляре.

А вот как описывает технические характеристики пулемета Максим Попенкер:
«Ручной пулемет Lewis использует газоотводную автоматику с расположенным под стволом газовым поршнем с длинным рабочим ходом. Запирание ствола осуществляется поворотом затвора на четыре боевых упора, расположенных радиально в задней части затвора. Стрельба ведется с открытого затвора, только автоматическим огнем. К особенностям пулемета относятся спиральная возвратная пружина, воздействующая на шток газового поршня через шестерню и зубчатую передачу, а также алюминиевый радиатор на стволе, заключенный в тонкостенный металлический кожух. Кожух радиатора выступает вперед перед дульным срезом, так что при стрельбе образуется тяга воздуха через кожух вдоль радиатора, от казенной части ствола к дульной. Питание патронами осуществлялось из присоединяемых сверху дисковых магазинов с многослойным (в 2 или 4 ряда, емкость 47 и 97 патронов соответственно) расположением патронов радиально, пулями к оси диска. При этом магазин не имел подающей пружины — его вращение для подачи очередного патрона на линию досылания осуществлялось при помощи специального рычага, расположенного на пулемете и приводимого в движение затвором. В пехотном варианте пулемет комплектовался деревянным прикладом и съемной двуногой сошкой, иногда на кожух ствола ставилась рукоятка для переноски оружия. Японские пулеметы системы Льюиса Тип 92 (выпускавшиеся по лицензии) дополнительно могли использоваться со специальных станков-треног.»


Снаряжение магазина и подготовка к стрельбе.


Снаряженный магазин на 97 патронов.

Надёжность работы оружия в любых, в т.ч. и неблагоприятных, условиях заслуженно принесла ему репутацию одного из лучших ручных пулемётов того времени, хотя значительный вес и трудоемкость обслуживания доставляли пулемётчикам определённые трудности. Про этот пулемет вполне можно сказать, что он был создан в «свое» время и с честью «отслужил» свою службу в армиях многих стран мира.Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Ручной пулемет Льюиса, созданный в 1913 году, стал настоящим символом Первом мировой войны. В годы войны он был не только основным пулеметом стран Британского содружества, но и широко использовался по всему миру, в том числе принял участие в Гражданской войне в России. Пулемет был снят с вооружения в 1930-е годы, но с началом Второй мировой войны после частичной модернизации «старичка» пришлось вернуть в строй. В нашей стране данный пулемет знаком даже тем, кто никогда особо не увлекался огнестрельным оружием и его историей. Он стал настоящим героем не только мирового кино, но и отечественного кинематографа. В частности, в любимом многими кинофильме «Белое солнце пустыни» с пулеметом Льюиса можно увидеть красноармейца Сухова.

Справедливости ради надо отметить, что в знаменитом советском фильме снимался не только настоящий пулемет Льюиса. В сценах со стрельбой он был заменен на советский ручной пулемет ДП (Дегтярева пехотный). Для съемок пулемет был специально «загримирован» под «Льюис» при помощи характерного кожуха ствола и оребренной накладки на диск. Скорее всего, во время съемок настоящий «Льюис» просто был неисправен или для него не было в наличии холостых патронов. При этом пулемет системы Льюиса снялся во многих советских/российских фильмах о Гражданской войне.

Пулемет системы Льюиса, или просто «Льюис» - британский ручной пулемет, который был создан в 1913 году. Стоит отметить, что идея конструкции пулемета принадлежала Сэмюэлу Маклину, однако воплотил ее в жизнь американец - полковник Айзек Льюис. Первоначально он хотел использовать данный пулемет как станковый с водяным охлаждением, однако в ходе разработки отказался от этой идеи в пользу создания ручного пулемета, обладающего принудительным воздушным охлаждением ствола.

Создатель прославленного пулемета полковник американской армии Айзек Льюис (Isaak N. Lewis) являлся ведущим специалистом по вооружению Армии США. Образование он получил в знаменитой военной академии «Вест Пойнт», которую успешно окончил в 1884 году. В 1911 году Льюис стал начальником артиллерийской школы, расположенной в форте «Монро». Здесь он добился славы в качестве очень хорошего специалиста по электротехнике и механике. С приближением момента увольнения из вооруженных сил полковник начал работать консультантом в компании ААС (Automatic Arms Company), находящейся в штате Огайо.

В течение ряда лет Айзек занимался разработкой собственного легкого пулемета, автоматика которого работала бы за счет энергии пороховых газов. В это время компания ААС приобрела права на пулемет, созданный доктором Сэмюэлем Маклином. Льюис использовал технические решения Маклина при создании собственного пулемета. За право выпускать данное оружие компания ААС передала ему контрольный пакет акций и контроль над производством и распространением пулемета. Спустя два года, в 1913 году, пулемет Льюиса с дисковым магазином и воздушным охлаждением ствола был окончательно готов.

Изначально Льюис хотел предложить свое изделие американской армии, однако получил жесткий отказ, который был вызван застарелым личным конфликтом между конструктором и генералом Крозье, являющимся на тот момент начальником департамента вооружений армии США. В итоге первой страной, которая приняла на вооружение ручной пулемет Льюиса, стала Бельгия, это произошло уже в 1913 году. При этом перед самой войной пулемет приглянулся и британцам, производство было развернуто в Англии на заводах BSA. К концу 1915 года новые производственные цеха, расположенные в Бирмингеме, заработали на полную мощность, выпуск пулеметов «Льюис» достиг там 300 штук в неделю.

Боевой дебют пулемета пришелся на Первую мировую войну и оказался очень удачным. Из-за маневренности и общей скрытности данного оружия солдаты кайзеровской Германии прозвали пулемет Льюиса «гремучей змеей». Такому прозвищу способствовал и характерный звук выпущенной пулеметной очереди. При этом сами германцы активно использовали захваченные пулеметы Льюиса, переделывая их под патрон Маузера 7,92 и активно используя в штурмовых отрядах наряду с другими добытыми в боях трофеями.

Автоматика пулемета работала по принципу отвода пороховых газов. При стрельбе газы проходили через отверстие в стволе и давили на поршень. Поршень, отходя назад, проворачивал зубчатой рейкой шестерню спиральной (такой же как в часах) возвратной пружины, заводя ее таким образом. Конструктивно ручной пулемет состоял из следующих основных частей и механизмов: ствола с кожухом и радиатором, ствольной коробки с подающим механизмом и крышкой, затыльника с прикладом, затвора, затворной рамы, рукоятки управления огнем, возвратно-боевой пружины с коробкой, магазина и сошек.

«Визитной карточкой» ручного пулемета конструкции Льюиса был кожух, который своими краями выходил далеко за дульный срез и создавал там своим профилем своеобразный эжектор - при ведении огня волна пороховых газов, проходя через него, своей инерцией способствовала созданию разрежения в задней части кожуха. Вследствие этого обеспечивалось протягивание порции холодного воздуха под кожухом вдоль продольно оребренного ствола пулемета. На тот момент времени активное воздушное охлаждение в стрелковом оружии нигде больше не использовалось.

В передней части кожуха находился регулятор газовой каморы, который обладал двумя отверстиями для отвода газов с буквенными обозначениями: «S» - меньшее отверстие и «L» - большее отверстие. Для того, чтобы переставить регулятор с одного отверстия на другое его надо было повернуть на 180 градусов при помощи рычага регулятора. Запирание канала ствола пулемета осуществлялось поворотом затвора, боевые упоры которого входят в поперечные пазы ствольной коробки. Поворот затвора ручного пулемета при запирании осуществляется криволинейным пазом на затворе и основанием стойки затворной рамы.

На пулемете использовался ударный механизм ударникового типа, который был закреплен на стойке затворной рамы. Спусковой механизм оружия позволяет вести из него только автоматический огонь. Экстракция гильзы (патрона) производилась двумя выбрасывателями, закрепленными в затворе, а отражение - отражателем рычажного типа, который располагался в ствольной коробке. Ручной пулемет обладал предохранителем, который состоял из двух планок с вырезами на обоих концах. Планки были помещены с левой и правой стороны ствольной коробки. Вырезы были предназначены для постановки затворной рамы на предохранитель в переднем и заднем положениях. Для того чтобы поставить затворную раму на предохранитель, планку (левую или правую, в зависимости от того, с какой стороны располагалась рукоятка заряжания) нужно было сдвинуть вверх.

Ствола пулемета и ствольная коробка имели резьбовое соединение. Охлаждение ствола воздушное. Охлаждение ствола ручного пулемета усиливалось, благодаря наличию на нем радиатора и кожуха с патрубком. Для удобства стрельбы ручной пулемет оснащался сошками. Прицельные приспособления были представлены рамочным диоптрическим прицелом и мушкой треугольной формы. В случае использования пулемета как легкого станкового он крепился к качающейся части станка, при этом в пулемете заменялся затыльник с прикладом на затыльник с рукояткой.

Питание пулемета патронами производилось с помощью присоединяемых к нему сверху дисковых магазинов на 47 и 97 патронов, которые были многослойными (в два или три ряда соответственно). Патроны в магазине располагались радиально к оси диска. При этом магазины в ручном пулемете Льюиса не имели подающей пружины - их вращение для подачи очередного патрона на линию досылания происходило при помощи специально предусмотренного рычага, который располагался на пулемете и приводился в движение затвором. Удержание дискового магазина от поворота в левую или в правую сторону производилось с помощью двух рычажков, которые были размещены на крышке ствольной коробки. В пехотном варианте «Льюис» комплектовался съемной двуногой сошкой и деревянным прикладом. Иногда на кожух ствола могла устанавливаться специальная рукоятка, предназначенная для переноски ручного пулемета.

Конструкция пехотного варианта пулемета Льюиса не изменялась практически всю Первую мировую войну. Однако военный конфликт потребовал использования пулемета в авиации. Авиационный вариант пулемета уже имел свои отличия. Так выяснилось, что массивная «труба» кожуха радиатора мешает воздушному стрелку прицеливаться, так как по причине большой парусности пулемет подвергался очень сильному давлению воздушного потока. Выяснилось и то, что из-за обдува воздухом во время полета ствол пулемета меньше подвержен перегреву, чем на земле, поэтому от ненужного кожуха на авиационном пулемете отказались, хотя сам радиатор остался на месте.

Также было установлено, что стреляные гильзы, которые вылетали за борт, могли привести к повреждению полотняной обшивки самолета, а у машин с задним расположением двигателя - еще и винта. Поэтому в строевых частях самостоятельно приступили к оборудованию пулеметов специальными коробками или мешками для сбора гильз. После получения официальных жалоб от летчиков компания BSA занялась производством мешков-гильзосборников для турельных вариантов своих пулеметов емкостью в 94 гильзы. Однако для интенсивного воздушного боя емкости оказалось недостаточно, и емкость мешков увеличили до 330 гильз.

Надежность работы ручного пулемета конструкции Льюиса в любых даже самых неблагоприятных условиях обеспечила оружию репутацию одного из лучших ручных пулеметов периода Первой мировой войны, хотя вес оружия и доставлял стрелкам определенные трудности. Пулемет был снят с вооружения в Великобритании только в конце 1930-х. Однако поражения в первых сражениях Второй мировой войны, когда большое количество оружия английского экспедиционного корпуса было оставлено во Франции, а также потребность в короткие сроки развернуть массовую армию и чем-то вооружить войска территориальной обороны, вернули пулемет на службу. В армию, которая испытывала дефицит автоматического стрелкового оружия, со складов было возвращено примерно 59 тысяч ручных пулеметов системы Льюиса. При этом все пулеметы подверглись незначительной модернизации, в частности, с них были сняты алюминиевые радиаторы, а на дульной части появился пламегаситель, также тяжелая двуногая сошка была заменена одноногой телескопической.

Военный парад на Красной площади. Москва, 7 ноября 1941 года. Фотография особенно интересна тем, что военнослужащие РККА одеты в зимние шлемы, отмененные в июле 1940 года, а также вооружены старыми английскими пулемётами системы Льюиса

Широко использовался пулемет Льюиса и в нашей стране. Еще в 1913 году российская армия проявила интерес к данной разработке, приобретя опытную партию. Но массово данные пулеметы появились в Российской империи только в 1917 году, в 1916 году было подписано соглашение на покупку 9600 пулеметов американского и 1800 пулеметов британского производства. Уже после выхода России из Первой мировой войны данные пулеметы массово применялись в годы Гражданской войны. К примеру, ручными пулеметами системы Льюиса была вооружена личная охрана Нестора Махно.

В РККА пулеметы Льюиса оставались на вооружении до середины 1920-х годов, оставаясь на военных складах вплоть до начала Великой Отечественной войны. Любопытно также, что пулеметами Льюиса были вооружены эстонские подводные лодки типа «Калев» британского производства. Эти лодки вместе с пулеметами перешли в 1940 году в состав Балтийского флота. Уже к осени-зиме 1941 года РККА столкнулась с той же проблемой, что и британцы - ощущалась нехватка автоматического стрелкового оружия для вновь формируемых частей. Имеющиеся ручные пулеметы Льюиса вернули со складов, в том числе они пошли на вооружение частей ополченцев, защищавших подступы к Москве и Ленинграду.

Использовали в годы Второй мировой войны данный ручной пулемет и страны Оси. Немцы с конца 1944 года вооружали им батальоны фольксштурма, передав на их вооружение 2891 пулемет Lewis M1920 из арсеналов оккупированной Голландии. В Японии пулеметы системы Льюиса Тип 92 (они выпускались в этой стране по лицензии) использовались до завершения Второй мировой войны, при этом в японской армии они могли дополнительно использоваться со специальных станков-треног.

Тактико-технические характеристики пулемета «Льюис»:
Масса - 13 кг.
Длина - 1280 мм.
Длина ствола - 670 мм.
Патроны - 7,7х56 мм (.303 British), 7,62х63 мм (.30-06 Springfield), 7,62×54 мм R.
Скорострельность - 550 выстр/мин.
Начальная скорость пули - 740 м/с.
Эффективная дистанция огня - 800 м.
Магазины - дисковые на 47 или 97 патронов.

Первая мировая война кардинально поменяла взгляды военных на способы ведения боевых действий. И если в ее начале «глухая» оборона не нуждалась в высокомобильных средствах поддержки пехоты, то к концу войны они стали жизненно необходимыми. Одними из них были ручные пулеметы, среди которых пулемет Льюиса многие специалисты считают лучшим.


История создания

Техническую концепцию нового пулемета разработал Самуэль МакЛеан, но довести ее до реального прототипа получилось только у офицера армии США Исаака Льюиса. Он же и запатентовал идею, а пулемет получил его имя - ручной пулемет Льюиса. Впрочем, «ручным» он стал не сразу, изначально это был станковый пулемет с водяным охлаждением, но затем Льюис применил оригинальную конструкцию принудительного воздушного охлаждения ствола, что существенно снизило вес пулемета и позволило сделать его ручным (кстати, эта система больше нигде, кроме российского пулемета «Печенег» не применялась). Производство оружия было налажено на заводах BSA (Birmingham Small Arms) в Соединенном Королевстве. Первой армией, на вооружение которой поступил пулемет Льюиса, была армия Бельгии (1913 г.). Она же первой испытала его в бою.

Пулемет оказался весьма удачным, особенно в сравнении с однотипным оружием того времени, и вскоре был взят на вооружение многими армиями мира. Причем распространение получил не только его пехотный вариант, но и авиационная модификация. Последняя отличалась отсутствием системы охлаждения и патронным диском большей емкости. В линейных частях армий пулемет Льюиса прослужил вплоть до начала следующей большой войны, в которой также применялся, но уже в незначительных количествах. Производство полностью остановлено в 1942 году.

Конструкция пулемета

Пулемет Льюиса действует посредством отвода пороховых газов. Ствол запирается поворотом затвора, который своими боевыми упорами входит в пазы, выточенные на стальной коробке. Сам поворот осуществляется за счет криволинейного паза на затворе и основания стойки затворной рамы. Из пулемета допустим только автоматический огонь. Стрельба начинается с открытого затвора, что отрицательно влияет на точность оружия. Боепитание происходит из оригинального диска, патроны в котором расположены в несколько слоев.

В зависимости от емкости магазина этих слоев может быть два (47 патронов) или четыре (97 патронов). В магазине отсутствует подающая пружина, что кардинально отличает его от других систем. Подача патронов происходит за счет вращения диска, в которое его приводит автоматика пулемета. Скорострельность можно регулировать краном на газовой камере. Возвратно-боевая пружина - барабанного типа, что позволяет регулировать ее при помощи специального ключа.

Характеристики пулемета

Пулемет Льюиса ведет огонь 7.62 миллиметровыми пулями с начальной скоростью 747 метров в секунду и скорострельностью 550 выстрелов в минуту. Дальность эффективной стрельбы 1800 метров. Вес с диском, заполненным патронами, 17,8 кг.

Образец для подражания

Качества нового пулемета оценили не только страны Антанты, но и их противники. Немецкие солдаты прозвали пулемет Льюиса «гремучей змеей». Это прозвище он получил за высокую мобильность, скрытность и характерный «голос». Захваченные пулеметы немцы переделывали под маузеровский патрон и активно использовали. Надо полагать, что опыт знакомства с этим оружием подтолкнул немецких конструкторов к созданию своей версии, которую мы знаем как лучший немецкий пулемет МГ-42.









Американец Айзек Льюис (Isaac Lewis) разработал свой ручной пулемет примерно в 1910 году, базируясь на более ранней конструкции пулемета доктора Сэмюэля Маклина (Samuel McLean). Пулемет был предложен конструктором для вооружения американской армии, но в ответ последовал жесткий отказ (вызванный застарелым личным конфликтом между изобретателем и генералом Крозье, тогдашним начальником департамента вооружений армии США). В результате Льюис направил свои стопы в Европу, в Бельгию, где в 1912 году основал компанию Armes Automatiques Lewis SA для продажи своего детища. Поскольку своих производственных мощностей компания неимела, заказ на производство первой опытной партии пулеметов Льюиса был размещен на английской компании Birmingham Small Arms (BSA) в 1913 году. Незадолго до начала первой Мировой войны пулеметы Льюиса были приняты на вооружение Бельгийской армии, а после начала войны они стали поступать и на вооружение английской армии и королевских военно-воздушных сил. Кроме того, эти пулеметы широко поставлялись на экспорт, в том числе и в царскую Россию. В США производство пулеметов Льюис калибра.30-06 в интересах главным образом нарождавшихся военно-воздушных сил и морской пехоты было развернуто компанией Savage arms. В двадцатые и тридцатые годы пулеметы Льюиса довольно широко использовались в авиации различных стран, при этом с них как правило снимались кожух ствола и радиатор. Во время второй мировой войны значительное количество британских Льюисов было извлечено из резервов и использовалось для вооружения подразделений территориальной обороны идля ПВО небольших коммерческих транспортных судов.

Ручной пулемет Lewis использует газоотводную автоматику с расположенным под стволом газовым поршнем с длинным рабочим ходом. Запирание ствола осуществляется поворотом затвора на четыре боевых упора, расположенных радиально в задней части затвора. Стрельба ведется с открытого затвора, только автоматическим огнем. К особенностям пулемета относятся спиральная возвратная пружина, воздействующая на шток газового поршня через шестерню и зубчатую передачу, а также алюминиевый радиатор на стволе, заключенный в тонкостенный металлический кожух. Кожух радиатора выступает вперед перед дульным срезом, так что при стрельбе образуется тяга воздуха через кожух вдоль радиатора, от казенной части ствола к дульной. Питание патронами осуществлялось из присоединяемых сверху дисковых магазинов с многослойным (в 2 или 4 ряда,емкость 47 и 97 патронов соответственно) расположением патронов радиально, пулями к оси диска. При этом магазин не имел подающей пружины — его вращение для подачи очередного патрона на линию досылания осуществлялось при помощи специального рычага, расположенного на пулемете и приводимого в движение затвором. В пехотном варианте пулемет комплектовался деревянным прикладом и съемной двуногой сошкой, иногда на кожух ствола ставилась рукоятка для переноски оружия. Японские пулеметы системы Льюиса Тип 92 (выпускавшиеся по лицензии) дополнительно могли использоваться со специальных станков-треног.

Авиационный пулемет «Lewis».

Разработчик: А.Льюис
Страна: США
Год создания: 1912 г.

Ручной пулемет, чья толстая черная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской войне, был для своего времени замечательным оружием. Сочетание малого веса, простоты и надежности конструкции со скорострельностью обеспечили ему быстрое распространение во многих странах мира. Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Создатель пулемета полковник Айзек Ньютон Льюис (Isaac Newton Lewis) был ведущим специалистом по вооружению Армии США. Он получил образование в военной академии «Вест Пойнт», которую окончил в 1884 году. В 1911 году Льюис стал начальником артиллерийской школы в форте «Монро», где получил мировое признание в качестве специалиста по механике и электротехнике. С приближением момента увольнения из армии полковник начал работать консультантом в компании ААС (Automatic Arms Company) в штате Огайо (на фото полковник И.Льюис).

В течение ряда лет Льюис трудился над созданием легкого пулемета, автоматика которого действовала за счет энергии пороховых газов. В то время фирма ААС купила права на пулемет, созданный доктором Семюелом МакКлином. Технические решения МакКлина Льюис использовал при разработке своего пулемета. За право выпускать пулемет конструкции Льюиса фирма ААС передала ему контрольный пакет акций и контроль над производством и распространением. Спустя два года Льюис создал пулемет с дисковым магазином и воздушным охлаждением ствола. Автоматика пулемета работала по принципу отвода газов. При выстреле газы проходили через отверстие в стволе и давили на поршень. Поршень, отходя назад, проворачивал зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в часах) возвратной пружины и таким образом заводил ее.

Одновременно стойка на штоке поворачивала затвор и выводила его боевые выступы из кольцевого паза затворной коробки. При дальнейшем движении поршня с затвором из казенника извлекалась гильза, которая затем выбрасывалась наружу отражателем. Выступ затвора, действуя на подаватель, поворачивал магазин и подавал очередной патрон к приемному окну. После отхода частей назад возвратная пружина раскручивалась и посылала шток с затвором вперед. Затвор захватывал очередной патрон и посылал его в патронник. Подаватель поворачивался вправо и заскакивал за очередной выступ магазина. Стойка штока, двигаясь по прорези затвора, поворачивала его, боевые выступы заходили в пазы коробки, боек ударника разбивал капсюль и производил следующий выстрел.

Одной из проблем любого автоматического оружия является интенсивное выделение тепла при стрельбе. Для решения этой проблемы Льюис придумал оригинальную воздушную систему охлаждения. Ствол пулемета был заключен в алюминиевый радиатор, закрытый большим цилиндрическим кожухом.

Во время стрельбы пороховые газы, вылетавшие из ствола на большой скорости, затягивали внутрь кожуха воздух, который, проходя по каналам радиатора, отбирал у него тепло. Но, несмотря на то, что данная конструкция охлаждала ствол, очереди длиной более 20 выстрелов приводили к его перегреву, и требовалось делать перерыв. Дисковый магазин емкостью в 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, но считалось, что этого достаточно, так как пустой магазин легко заменялся.

В ходе службы в вооруженных силах США Льюис неоднократно выходил со своими изобретениями к командованию, но не находил понимания. Он осознавал, что предвзятое отношение армейского начальства к изобретателям — «выскочкам» работает против него. Поэтому Льюис решил использовать иной подход.

В местечке Колледж Парк, штат Мэриленд, размещался «разведывательный авиакорпус», укомплектованный несколькими бипланами «Wright». Им командовал старый знакомый Льюиса капитан Де Форрест Чендлер. Льюис объяснил ему свою идею нового оружия и предложил принять участие в первых воздушных испытаниях пулемета. Чендлер с большим энтузиазмом взялся за дело. К испытаниям привлекли пилота лейтенанта Де Уитта Миллинга.

Льюис проинформировал о своем проекте заинтересованных офицеров и 2 июня 1912 года деревянный биплан поднялся в воздух. Чендлер выпустил очередь по полотну, растянутому на траве перед ангаром. Остаток боекомплекта он расстрелял по близлежащему пруду. Этот исторический полет широко освещался в прессе, но армейское командование было крайне возмущено тем, что Льюис даже не известил его заранее об этом событии. Однако полет получил широкую огласку и Льюису предложили провести официальные испытания его пулемета. Испытания прошли успешно, однако пулемет вновь был отвергнут, так как Артиллерийское управление уже сделало выбор в пользу французского пулемета «Бене-Мерсье», во многом уступавшего системе Льюиса, вдобавок использовавшего неудобные жесткие ленты-обоймы. К тому времени Льюис уволился из рядов армии США и перебрался в Европу.

Предложение Льюиса о демонстрации его пулемета было принято группой бельгийских бизнесменов. Пулемет показал себя с хорошей стороны, в результате было подписано соглашение, согласно которому создавалась новая компания «Armes Automatic Lewis» для выпуска пулеметов Льюиса в Европе. Однако единственным производителем, способным предложить необходимые производственные мощности, была английская фирма «Бермингем Смолл Армз» (BSA), с которой и подписали договор. Завод в Бернингеме начал готовить производственную оснастку.

С помощью отдела BSA по связям с общественностью Льюис договорился о публичной демонстрации воздушной стрельбы из своего пулемета. Показ состоялся на стрелковом полигоне в Бизли 27 ноября 1913 года. Самолет известного летчика Грехема Уайта оборудовали дополнительным сиденьем для стрелка, которое занял бельгиец лейтенант Стеллингверф. Пилотировал машину Маркус Ментон. В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.

Фирма BSA получила заказы на пробные партии пулемета от военных ведомств Англии, Бельгии, России, а также ряда других стран. Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.

Важное значение в судьбе пулемета «Lewis» имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Россию и Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как «Льюис пехотный», состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Lewis» достиг там 300 штук в неделю.

Конструкция пехотного варианта пулемета «Lewis» практически не изменялась до конца Первой Мировой войны. Но для использования в авиации пулемет начал интенсивно модернизироваться. Первым изменением стала замена винтовочного приклада рукояткой по типу «Максима», более удобной при обращении с пулеметом, закрепленным на стрелковой турели. Тем более, что в этом случае его не требовалось упирать в плечо для парирования отдачи.

Массивная «труба» кожуха радиатора мешала стрелку прицеливаться, так как из-за большой парусности пулемет подвергался сильному давлению воздушного потока. Вскоре выяснилось, что из-за обдува воздухом в полете ствол менее подвержен перегреву, чем на земле, и от неуклюжего кожуха отказались, хотя сам радиатор остался.

Также выяснилось, что стреляные гильзы, вылетавшие за борт, повреждали полотняную обшивку самолета, а у машин с задним расположением двигателя — еще и винт. В строевых частях начали самостоятельно оборудовать пулеметы мешками или коробками для сбора гильз. После получения официальной жалобы фирма BSA начала выпуск мешков-гильзосборников для турельных вариантов пулемета «Lewis» емкостью в 94 гильзы. Но для интенсивного боя емкость оказалась недостаточной и ее увеличили до 330 гильз.

Дисковый двухрядный магазин на 47 патронов также оказался слишком мал для воздушной стрельбы, так как часто менять его в толстых рукавицах на пронизывающем ветру было весьма проблематично. Для облегчения жизни стрелков в 1916 году создали новый четырехрядный магазин на 97 патронов. Магазин оснастили ручкой, позволявшей осуществлять его замену одной рукой.

В ходе эксплуатации пулемета «Lewis» нередко случались повреждения газового цилиндра, находившегося под стволом. Для его защиты ствол и цилиндр были закрыты легкой металлической трубой диаметром 2,5 дюйма (6,25 см). Данная доработка, а также ряд других были произведены специалистами фирмы BSA в ноябре 1915 года. Модифицированный вариант пулемета «Lewis» Mk.II запустили в серийное производство в середине 1916 года.

Принцип действия пулемета не позволял использовать его с синхронизатором. Следовательно, для стрельбы вперед линию огня требовалось направлять вне зоны ометания воздушного винта. Как правило, на истребителях-бипланах пулемет «Lewis» закрепляли стойках-кронштейнах над верхним крылом. Поначалу замена магазинов в таких установках представляла собой опасный «акробатический трюк». Летчик должен был, отстегнув привязные ремни и убрав ноги с педалей, встать в кабине во весь рост, зажать ручку управления между ног и в таком положении снять пустой магазин, а на его место установить полней. Понятно, что в условиях воздушного боя заниматься подобными манипуляциями было просто невозможно.

В 1916 году для удобства замены магазинов в Англии было создано специальное приспособление. Его изобретателем считается сержант Фостер из 11-го дивизиона RFC. Это установка или «лафет Фостера» представляла собой дугообразный рельс, на котором крепился пулемет и по которому его можно было сдвигать назад-вниз. Для замены магазина летчик разблокировал на рельсе замок держателя и притягивал пулемет на себя до упора. В данном положении магазин легко сменялся, причем сделать эти можно было одной рукой, не уставая с кресла. Такими установками оснащались, в частности, широко распространенные британские истребители RAF SE.5a.

В России примерно в это же время появилась аналогичная установка для истребителей «Ньюпор», разработанная инженером Иорданом. Но в ней пулемет не опускался в кабину по направляющей, а отклонялся назад на шарнире.

В 1915 году пулемет «Lewis» стал стандартным оборонительным вооружением самолетов Королевского Воздушного Корпуса и морской авиации Великобритании, а также французских ВВС. Пулемет также очень ценили германские авиаторы, которые охотно снимали их с разбитых и трофейных самолетов Антанты и использовали на своих машинах.

Между тем, пулемет «Lewis», как и любая техника, имел свои недостатки. В полете при низких температурах нередко замерзала смазка. Газовый цилиндр требовал чистки после каждых 600 выстрелов, иначе поршень заклинивало. По-прежнему сохранялась опасность перегрева ствола при стрельбе длинными очередями, но в ходе воздушных схваток стрелки нередко забывали об этом, что приводило к отказам оружия.

В Королевской Морской Авиационной Службе использовался несколько другой вариант пулемета «Lewis», чем в RFC. Во многих дивизионах радиаторы с пулеметов снимались, а для защиты газового цилиндра ставили стальной кожух. Доработанные таким образом пулеметы успешно эксплуатировались.

В 1917 году специалисты RFC пришли к выводу, что флотский вариант пулемета значительно легче и обладает меньшим воздушным сопротивлением, чем «Lewis» Mk.II. Доработки флотских специалистов, а также ряд других, позволявших снизить массу оружия и повысить скорострельность, решили внедрить в новой модификации пулемета «Lewis» Mk III. Данный вариант получил широкое распространение в военно-воздушных силах различных стран на протяжении последующих 20 лет. Пулеметы «Lewis», состоявшие на вооружении в Российской Империи и США, использовали патрон калибром 7,62 мм, в то время как Франция, Италия и Япония использовали стандартный британский патрон 0,303 (7,7-мм).

Из-за увеличенного до 750-850 выстрелов в минуту темпа стрельбы у новой модификации участились отказы и ускорился износ механизмов. А возросшие высоты полетов обострили проблему с замерзанием смазки. В результате к началу тридцатых годов XX века «Lewis» уже считался морально устаревшим и недостаточно надежным оружием.

В 1936 году ему на смену в британских Королевских ВВС пришел более совершенный и надежный «Vickers». Но даже в ходе Второй мировой войны пулеметы Льюиса на зенитных турелях еще нередко использовались в ПВО Великобритании.

Турельные пулеметы «Lewis», как правило, оснащали обычными кольцевыми прицелами, на смену которым позже пришли кольцевые прицелы с флюгерной подвижной мушкой конструкции лейтенанта Нормана. Флюгерный прицел учитывал собственную скорость самолета, что позволяло прицеливаться более точно.

Модификация: Lewis Mk.I(II) / Lewis Mk.III
Длина, мм: 1280 / 1080
Длина ствола, мм: 670 / 610
Калибр, мм: 7,7 или 7,62 / 7,7 или 7,62
Скорострельность, выст/мин: 550 / 550-850
Вес, кг: 11,5 / 7,7

Пехотный вариант пулемета «Lewis».

Вариант пулемета «Lewis» для установки на самолетах — «Lewis 1915».

Авиационный пулемет «Lewis» с магазином на 97 патронов.

Пулемет «Lewis» на верхнем крыле истребителя Nieuport N.11.

Пулемет «Lewis» установленный на самолете Morane-Saulnier L.

Один из вариантов установки пулеметов «Lewis» на самолет Farman F.40.

Пулеметы «Lewis» на самолете русского воздушного флота Caudron G.IV.

Самолет-разведчик Voisin LA русского воздушного флота с пулеметом «Lewis».

Пилот производит перезарядку пулемета «Lewis».

Пулемет «Lewis» на лафете Фостера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: