Андрей Бартенев: "Мне не бывает скучно или тоскливо или чтобы поясницу прихватило". Андрей бартенев Андрей бартенев ботанический балет

Город, в котором я живу

Москва

«...в Москве у меня нет никакого дома - у меня студия. Я не обременен недвижимостью уж точно! Но мне в студии, что называется, стены помогают».

Нью-Йорк

Лондон

Где родился

Норильск

«Я родился в заполярном Норильске в суровой среде коммунальной квартиры...»

У кого родился

«Мои родители работали с утра до ночи, поэтому моим художественным и иным воспитанием занимался я сам под крылом провидения...»

Где и чему учился

Окончил Краснодарский художественный институт.

«Я мечтал учиться музыке, но запихнуть пианино в коммуналку было нереально, и вопрос отпал сам собой. Так что все мое детское творчество ограничивалось пластилином и ножницами — я лепил фигурки и вырезал из цветной бумаги коллажи. После школы уехал в Краснодар и поступил в институт искусств на факультет театральной режиссуры».

Где и как работал

Начинал театральным режиссером.

«...по специальности проработал всего полгода и переехал в Москву. Там, собственно, и началось мое "делаю, что хочу!"»

«Когда я начинал в конце 80-х, для меня ориентиром была прежде всего русская классика, авангард 1911-1914 годов - Бурлюк, Кручёных, Маяковский… Меня удивляла их открытость любому эксперименту, они использовали различные изобразительные средства - от агрессивного мейк-апа до каких-то конструкций, которые они создавали. Гончарова, Певзнер, Гольдер - все эти люди из авангарда много работали с формой. Конечно же, Малевич с его архитектонами - в середине 90-х я посвятил ему один из перформансов».

«Меня часто приглашают на музыкальные фестивали делать перформансы. Я объединяю музыку, звук, текст и форму - это делает мои произведения мультимедийными и универсальными. Такое можно показать где угодно, в любых условиях это будет к месту. ...Сейчас работаю над перформансом для Американского национального арт-клуба - это такое очень известное здание 1910 года в стиле «американский ар-деко», невероятной красоты! Перформанс называется «Трясущиеся углы», или Shaking Angles...»

«Помимо перформансов занимаюсь графикой, проектирую скульптуры, издаю книги...»

Проводит мастер-классы в России, США, Великобритании и других странах.

«...преподавал в норвежской театральной академии на факультете сценографии. Вообще, в европейских арт-академиях перформанс преподается как один из жанров визуальной культуры».

Что такого сделал

Проекты и перформансы, среди которых: проект-выставка «Люби кутюр!» и фестиваль иллюстрации «Институт Улыбки», перформансы: «Спящие красавицы», «Минеральные воды», «Нижнее белье для Африки», проект «Ботанический балет».

«В нем участвовали движущиеся скульптуры. Они выстраивались в бесконечное количество картин, и зрителю казалось, будто перед ним разворачивается длинное полотно форм. ...Скульптуры из папье-маше доходили до трех метров, и из‑за большого веса носить их, как костюмы, было невозможно. Это были движущиеся объекты — Дядька Чернослив, Северная Подводная Лодка, Теплоэлектростанция Один, Хоккейная Клюшка, Девушка-Пурга...»

Достижения

Работы неоднократно выставлялись в крупнейших музеях современного искусства за рубежом, находятся в российских и зарубежных галереях, частных и корпоративных собраниях.

«...Все, что я делал, исходило от переизбытка радости, постоянного ощущения весны... рисовал оттого, что это доставляло мне наслаждение. Мое творчество не соответствовало окружающим меня стандартам, так же, впрочем, как и сегодня».

Дела общественные

«Поддерживаю только общество защиты животных WWF».

Общественное признание

В 1992 году получил Гран-при на фестивале в Риге за «Ботанический балет».
Член Союза художников, а также Академии дураков Вячеслава Полунина.

Важные события жизни

Приезд в Москву.

«Когда я приехал в Москву, то встретил Жанну Агузарову, и ее тогдашний директор Сергей Гагарин помог мне сделать первые шаги в столице. Позже появились знакомые мирового масштаба — Эндрю Логан, Пако Рабанн, Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье, Роберт Уилсон, Зандра Роуз… Они стали не только моими хорошими знакомыми и друзьями, но и примером того, как можно смоделировать свою жизнь».

Люблю

одеваться и жить согласно своему воображению

«Я одеваюсь так, как хочу. Причем если в любой европейской стране мой внешний вид вызывает доброжелательное любопытство, то в России яркая и необычная внешность провоцирует агрессию. Так, едва прилетев из Нью-Йорка, я посетил вечеринку. На мне были пижамные штаны с большими зелено-желтыми обезьянами, огромная зеленая куртка и купленный в Америке индейский головной убор из орлиных перьев. Но стоило мне появиться на улице, как на меня набросились какие‑то юноши, угрожая убить. Понятно, что теперь я предпочитаю перемещаться по Москве в машине или виртуально».

«Иногда одеваюсь в московских магазинах, если есть время. Но в основном покупаю одежду в Лондоне и в Нью-Йорке. Если у меня есть деньги и время, то покупаю сразу много одежды, собирая образ, характер. Под каждый костюм - обязательно обувь, аксессуары».

из художников - Пауля Клее, Пикассо, Гауди, художников эпохи австрийского модерна и Микеланджело; из композиторов - Перселла, Верди, Моцарта, Баха, Бетховена, Прокофьева, Чайковского, Шумана; в балете - хореографию Мориса Бежара и Пины Буш, американские «модерн»-труппы; фильм «Цветок 1001 ночи» Пазолини и вообще кинематограф Сокурова, Параджанова, Гринуэя, Феллини, Антониони, Висконти; читать - Мандельштама, Цветаеву, Ахматову, Пастернака и фантастику

Ну, не люблю

«…работать на корпоративах. Поэтому-то я в России ничего не делаю...»

И вообще…

«Я не превращаю свою жизнь в товар и никому свое удовольствие не продаю. Люди, которые мне платят, просто являются свидетелями того, как я наслаждаюсь окружающим миром».

«Мои родственники меня поддерживают, здесь понимание преобладает над непониманием. Другой вопрос, что у меня, как у художника, существует свой образ жизни. У меня есть плюсы и минусы. И это своеобразие моей арт-жизни, оно может как устраивать моих родных, так и не устраивать. Но здесь уже я ничего не могу поделать».

«…у меня странная, отличная от других жизнь. Путь, который я выбрал, никогда не сделает меня кумиром миллионов...»

Родился в 1969 г. в г. Норильске. Окончил Краснодарский художественный институт. С 1996 г. - член Московского Союза художников. Работы А.Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших музеях современного искусства за рубежом, находятся в российских и зарубежных галереях, частных и корпоративных собраниях:Расо Rabanne, Andrew Logan, Brian Eno, Zandra Rhodes, Zimmerli Museum Collection, New Jersey, Новая Академия Тимура Новикова, Спб, Музей уникальных кукол, Москва, Музейный комплекс Царицино, Москва. - художник, график, дизайнер, модельер, автор ряда известных скульптурных перформансов, таких как «Гоголь-моголь, или приключения невидимых червячков в России», в котором были полностью воплощены арт-идеи о падающей скульптуре, «Ботанический Балет», «Снежная королева», «Минеральная вода», «Королевская семья возвращается», «Охота на нерпу» в Manhattan Express и других. Художник, работающий в жанре зрелищного синтетического перформанса. Работы Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших российских и зарубежных музеях, его произведения находятся в лучших собраниях современного искусства по всему миру. Выступал в роли соавтора проектов с выдающимися художниками и режиссерами современности, среди которых Эндрю Логан и Роберт Уилсон. Любые попытки вписать произведения Бартенева в границы одного из жанров - мода, скульптура, театр, contemporary art, терпят фиаско, потому художник принимает условия существования в междисциплинарном пространстве как неизбежное следствие творческой свободы. «Искусство для меня - это единый поток, и мне все равно, в какие формы он выливается». Его лозунг: "Мне близко не пассивное, а активное проживание жизни. В ходе постоянного внутреннего эксперимента происходят неожиданные вещи - столько всего фантазируется и эмоционируется. Складывается ощущение, что находишься внутри огромного водяного, летящего вверх потока. Он проходит через тебя, а ты успеваешь фиксировать лишь малую его часть. Когда мне кажется, что мои силы и идеи иссякают, это обманчивое впечатление. Когда я продолжаю опыт, надеясь повторить его в новом качестве, он всегда повторяется иначе - в новом качестве эмоции. Этот поток, летящий вверх (а не падающий вниз мертвым грузом), поражает своей нескончаемостью".

Андре́й Барте́нев (род. 1969, Норильск) - российский художник, скульптор, экспериментатор и создатель многих провокационных, интерактивных инсталляций и перформансов. Один из самых востребованных в мире современных российских художников

Биография

Родился в 1969 году в Норильске . В детстве мечтал учиться играть на пианино, но, к сожалению, Бартеневы жили очень скромно и подобной роскоши позволить себе не могли. Когда Андрею исполнилось 16 лет, он покинул родной Норильск и поступил учиться в Художественный институт Краснодара. Там он получил профессию театрального режиссера. Его художественная карьера началась в Москве в конце восьмидесятых.

Творчество

Первого успеха Андрей Бартенев добился в 1992 году, благодаря своему перфомансу «Ботанический балет». Эта работа получила Гран-При на рижском фестивале. В 1996 году Бартенев становится членом Союза художников города Москва.

Наибольшей популярностью пользуются перфомансы Бартенева, яркие и необычные. При всей кажущейся спонтанности и беспорядочности шоу Бартенева, их внутренняя форма и динамика всегда тщательно отработаны.

Бартенев создает абсурдные, капризные, пикантные, провокационные, карнавальные фантазии. Они вдохновляются мифологией искусства, мечтами ученых, с помощью порно-аниме. Художник в своих диких костюмах и гриме сам по себе является арт-объектом. Таким образом, Бартенев продолжает и развивает идеи русского футуризма .

Бартенев известен и как создатель костюмов для театральных спектаклей. Ему принадлежат костюмы для постановки «Синей птицы » Мориса Метерлинка в Нью-Йорке , спектаклям Елизаветы Бам в Москве и сэра Питера Максвелл Дэвиса в Гамбурге. Автор театрализованных представлений для Watermill Center Роберта Уилсона в США.

В 2008 году работы Бартенева были представлены в американском художественном музее Visionary в Балтиморе и Национальном клубе искусств в Gramercy Park в Нью-Йорке.

В 2009 году он организовал и курировал Третий Международный фестиваль Иллюстрации (Москва), провёл семинары в Международной летней академии в Domaine де Boisbuchet, Центре Жоржа Помпиду, в международном Центре де Recherche и пр.

В 2012 году Бартенев сделал дизайн для выставки сокровищ в Королевской библиотеке, Дания.

В 2017 году Андрей Бартенев пробовал себя в новой роли, становясь временным ведущим телешоу «

Российский художник, модельер, скульптор стал известен благодаря своим провокационным перформансам и интерактивным инсталляциям, а еще необычным костюмам, которые сложно назвать простой одеждой. Наверняка, нет ни одного человека, который хотя бы раз не удивился, глядя на его яркие невообразимых расцветок костюмы, которые дизайнер, нередко демонстрирует на себе, привлекая всеобщее внимание.

Несмотря на то, что он фигура достаточно заметная в столичной тусовке, о его личной жизни и биографии почти ничего неизвестно - эти сферы художник предпочитает держать в тайне.

Биография Андрея Бартенева

Бартенев родился в 1965 году далеко от российской столицы - в северном Норильске в простой рабочей семье, а его детство прошло в обычной советской коммуналке. Из-за стесненных жилищных условий Андрею не удалось осуществить свою детскую мечту - научиться играть на фортепьяно, поскольку разместить инструмент в небольшой комнате было просто невозможно.

В шестнадцать лет Андрей уехал в Краснодар и поступил в Художественный институт, окончив который, получил специальность театрального режиссера. Из Краснодара Андрей перебрался в Сочи, где познакомился с Жанной Агузаровой, директор которой Сергей Гагарин посоветовал ему отправляться в Москву, что он и сделал, и дальнейшее развитие его творческая биография получила в российской столице, где он быстро заинтересовал публику своими необычными творениями.

В качестве материалов для своих первых произведений Андрей Бартенев использовал светодиоды, которыми подсвечивал инсталляции из стеклянных банок и пластиковых бутылок. В 1992 году он получил свою первую награду - Гран-При за представленную на фестивале авангардной моды в Юрмале композицию «Ботанический балет», а через четыре года был принят в члены Союза художников Москвы.

Его первый выезд за границу состоялся в 1993 году - на арт-фестиваль во Франкфурт-на-Майне, и после этого Бартенев стал завсегдатаем многих европейских выставок и фестивалей, куда периодически вывозит свои скульптуры и картины.

В начале нулевых Андрей Бартенев поехал в США, чтобы работать и творить в центре Watermill в Хэмптоне. В настоящее время Андрей читает лекции в российских и европейских учебных заведениях, сотрудничает с такими известнейшими представителями мировой моды, как Жан-Поль Готье, Кельвин Кляйн, Роберт Уилсон и многими другими.

Картины и костюмы Андрея Бартенева

Произведения Бартенева отличает буйство красок, а его картины представляют собой не застывшую на полотнах реальность, а воплощение постоянного движения. Свои первые работы - «Буйство красок на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка» Андрей создал вместе с Петлюрой и представил в галерее «М’АРС».

Одну из своих известнейших работ, Андрей Бартенев создал в центре Watermill - это было целое представление под названием «Лестница красного», в котором были задействованы музыканты и оперные певцы, а вместо традиционных музыкальных инструментов оркестранты использовали пустые железные банки. Во время представления прямо на сцену сбрасывались с балкона вареные макароны.

Из более поздних, но не менее знаменитых перформансов Бартенева - постановка «Снежная королева», в которой участвовали движущиеся скульптуры, украшенные разнообразными геометрическими фигурами ярких цветов, напоминающими палитру Малевича и Кандинского. Кроме того, российский художник создал такие далекие по стилистике от пределов реализма произведения, как «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Девочка с двумя фейерверками», «Портрет в сапогах», «Монпансье в зоопарке», «Я фей, я - фей прекрасный», а одна из них - «Спокойствие двух клоунесс», была приобретена на аукционе Сотбис в частную коллекцию в Торонто.

Андрей Бартенев работает в самых разнообразных жанрах - он известен своими работами в стилях декупажа, линейной графики, коллажа, инсталляции, пастели. На различных тусовках Андрей Бартенев неизменно появляется в костюмах собственного изготовления, привлекающими внимание необычными формами и яркими расцветками.

Он любит эпатировать публику, и его ни с кем не перепутаешь. Бартенев не раз говорил, что всегда одевается так, как хочет, хотя в России порой его яркая необычная внешность вызывает агрессию, и только за рубежом реакцией на его образы служит любопытная доброжелательность.

Художник любит устраивать выставки своих работ и фестивали в больших общественных пространствах - в торговых центрах, аэропортах, на стадионах. Так, в 2016 году Бартенев открыл выставку «Дайте любви!» в торгово-развлекательном центре Москвы Кунцево Плаза. Кроме того, в этом же году он провел выставки «Портреты счастливых людей», «Ногами в воде, головой в облаках», пользовавшиеся огромной популярностью у посетителей.

Личная жизнь Андрея Бартенева

Во всех интервью на вопросы о своей личной жизни Бартенев старается отшучиваться и не посвящать аудиторию в ее подробности. Известно, что в свои пятьдесят два года он ни разу не был женат, хотя говорит, что серьезные отношения у него случались. Андрей признается, что чем старше он становится, тем меньше у него шансов испытать сильное чувство, поскольку настоящая любовь - это удел молодых.

маргарита вирова

Кажется, ежедневно художник Андрей Бартенев успевает сделать примерно миллион вещей: он создаёт костюмы для театральных постановок, ставит перформансы и курирует фестивали, преподаёт на курсе , где помогает желающим понять основы современного искусства. Этой весной он примерил ещё и роль ведущего «Модного приговора», где произвёл фурор, призывая участников программы, в общем-то, не стесняться быть тем, кем хочется - и сам блистал в необычных, сложных и весёлых костюмах. Мы поговорили с Андреем Бартеневым, превращающим в акт искусства почти каждый свой выход, о свободе быть собой, красоте и эгоизме.

Если говорить об экспериментах с внешним видом, то все мои костюмы - это, конечно же, скафандры. Когда мы выходим в безвоздушное пространство - достаём один скафандр, попадаем в водную среду - достаём другой, в пустыне надеваем третий, в городе, перенасыщенном разными людьми, - четвёртый. Вот этим я и занимаюсь. Причём задача моих скафандров в том, чтобы либо защищать моё слабое человеческое тело, либо выявлять его сильные стороны, либо изменять его структуру. Я всегда это делал и всегда буду делать.

Процент людей, которые

имеют редкие представления

о прекрасном,

не меняется

Я не слежу за тем, что происходит в моде. Если и слежу, то лишь за небольшой группой европейских дизайнеров, а это всего лишь пять имён, которые мне любопытны. Но то, что я вижу, они практикуют вне каких-либо тенденций, то, что они создают, рассчитано на очень ограниченную аудиторию. И потом я же и сам могу всё это делать.

Я думаю, что воспринимать одежду и образ как способ самовыражения легче всего большим эгоистам. Для проявления мощности эгоизма требуется противопоставление себя окружающей среде, попадение в ситуацию, где ты отличаешься и отчуждаешься от общей массы.

А вот избавление от стереотипов зависит исключительно от вашей свободной воли - берите и избавляйтесь. Будьте не таким, как все, это намного проще, чем вы думаете, и намного легче, чем быть привязанным к тем страхам, которые вас сдерживают.

Я думаю, что нет никакого движения в сторону «некрасивости» - это скорее журналистский штамп. На самом деле все эти инопланетные, клоунские, странные образы были всегда. Просто медиа то подхватывают их на остриё новостей, то бросают. Соответственно, эта культура то возвращается, то исчезает. Я думаю, что процент людей, которые имеют такие редкие представления о прекрасном, не меняется. Просто любопытство и степень продаваемости информации меняется. Вот сейчас, наверное, это опять стало возможным продавать, и все стали об этом говорить. Конечно же, индустрия наших ухищрений, «самоуродования», тоже развивается. Но и раньше были другие фрики, всё-таки процент чудачества постоянен.

Эталоны красоты меняются, потому что наш мир меняется, а мы человеческая цивилизация: песни о красоте находятся в новых словах и новых мыслях. Если бы мы не находили новые способы рассказывать о красоте, то остановилась бы интеллектуальная эволюция. Поэтический, фантазийный мир нашего мышления всё время выдаёт нам новые версии понимания красоты. Новые звуки, слова, цифры. Почему нужны все музыканты, художники, литераторы? Потому что они должны написать свои рассказы о красоте, соответствующие эпохе, в которой они живут.

Со мной всё очень просто: диктат моего мышления гораздо сильнее диктата мнений. И своему внутреннему голосу я доверяю намного больше, чем хору внешних авторитетов. В конце концов, этот голос тебе даётся небом - и он звучит, а ты ничего не можешь сделать. И именно он является мерилом всех твоих поступков. Я не хотел делать то, что делали люди вокруг, намеренно шёл по пути отрицания и услышал, что нужно мне. Я сразу же понял, то, что осталось, - это моё, и этого не так уж мало, этого хватит на всю мою длинную жизнь.

Своему внутреннему голосу я доверяю намного больше,

чем хору внешних авторитетов

Для определённых людей мода является визуальным языком, который сигнализирует: «Я свой, прими меня в свою команду». Посмотреть хотя бы на художников, которые занимаются стрит-артом: они выглядят похоже, потому что они все из одной культурной ячейки. Так это и работает, мода существует для того, чтобы с помощью внешнего вида человек мог найти друзей, товарищей, которые его поймут. Одежда, конечно же, является языком так же, как граффити на городских стенах. Это нормально, и это знание, которым нужно пользоваться. Если же вы не хотите попасть в какую-то категорию, придумывайте себя сами. Я могу играть во всё что угодно, и мне это нравится. Я могу быть вне категорий - а могу быть в любой из них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: