Амбивалентность: что это за состояние, ее симптомы и лечение. Амбивалентный - это что такое? Амбивалентность как отношение субъекта и как характеристика объекта

Амбивалентность

  1. Эмоциональную : одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
  2. Волевую : бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
  3. Интеллектуальную : чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго ».

Примечания

См. также

Ссылки

  • Амбивалентность в Национальной психологической энциклопедии

Литература

  • Webster"s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
  • Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
  • Зигмунд Фрейд :
    • Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
    • Analyse d"une phobie d"un petit garçon de cinq ans: Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
    • L"Homme aux rats: Journal d"une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
    • Cinq psychanalyse (Dora,L"homme aux Loup, L"homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
    • La dynamique du transfert (1912)
  • Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
  • Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
  • José Bleger: Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l"ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
  • Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l"ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
  • Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence: L"amour, la haine, l"indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
  • Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
  • Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
  • Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
  • Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  • Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Амбивалентность" в других словарях:

    Амбивалентность … Орфографический словарь-справочник

    амбивалентность - Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввёл этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и va lentia сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и… … Философская энциклопедия

    Амбивалентность - Амбивалентность ♦ Ambivalence Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов – удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия),… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского ambo оба и valentia сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и ненависти … Современная энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и valentia сила) двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. amphi вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia сила) двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 двойственность (27) двузначность (2) неоднозначность … Словарь синонимов

Психологический термин амбивалентность стоит понимать как двойственное отношение к чему-либо: объекту, личности, явлению. Это неопределенное чувство, при котором одновременно присутствуют абсолютно противоположные, антагонистические эмоции по отношению к одному и тому же предмету, причем обе эмоции могут переживаться в максимальной мере, с максимальной силой.

Говоря упрощенно, человек одновременно переживает позитивные и негативные чувства по отношению к кому-то или чему-то. Такие противоречивые эмоции могут возникать спонтанно, а могут быть явлением довольно продолжительным.

Амбивалентное поведение может быть признаком эмоциональной нестабильности, а иногда и первым признаком развития психических заболеваний, таких как шизофрения. Однако она может возникать и просто на фоне стресса, сложного эмоционально-психологического фона, напряжения или ряда неразрешенных ситуаций.

Изначально этот термин встречался исключительно в работах по психологии и психиатрии, но позже стал общепринятым. Психологический глоссарий описывает три формы амбивалентности: эмоциональная амбивалентность, волевая и интеллектуальная. Эту классификацию ввел психиатр Блейлер, который впервые занялся изучением данного явления и ввел соответствующее понятие в словарь терминов.

1. Амбивалентность переживаний (эмоциональная или чувственная) – это двойственность чувств и эмоций, которые человек испытывает к одному и тому же объекту. Яркий пример – это ревность в парных отношениях, когда человек испытывает одновременно и чувство любви и привязанности, и сильные негативные эмоции к своему партнеру. Также очень часто амбивалентными являются чувства матери к ребенку или ребенка к родителям, когда мать испытывает к сыну или дочери одновременно любовь и агрессию.

2. Амбивалентность ума (интеллектуальная) – это двойственный взгляд на вещи, когда личность имеет одновременно два противоположных мнения на один и тот же счет. Грубо говоря, человек может думать об одном и том же предмете или явлении, что это – плохо, и одновременно – что это хорошо и правильно. Этот тип мышления может проявляться периодически или быть постоянным.

3. Волевая амбивалентность характеризуется двойственностью решений. Человеку с таким типом характера очень сложно принять решение, он мечется между двумя вариантами, ежесекундно принимая то одно, то другое, совершенно противоположное.

Многие психологи считают амбитендентность присущей каждому без исключения человеку, но разница заключается лишь в степени ее проявления. Незначительная двойственность эмоций, волевых решений или интеллектуальной сферы может проявляться время от времени у любого психически здорового человека: это может быть связано со стрессом, повышенным жизненным темпом или просто столкновением с трудной или нетипичной жизненной ситуацией.

Сильно выраженная амбивалентность – это уже в психологии имеет определение болезненного состояния психики и может быть свидетельством разных видов психических или невротических расстройств.

Поведение

Полная гармония мыслей, чувств и намерений, уверенность в своих желаниях и силах, точное понимание собственных мотивов и целей – это чаще эталон, но редко можно встретить такого человека, которому все вышеперечисленное свойственно. Частично амбивалентность поведения проявляется у большинства людей – как детей, так и взрослых.

Такое поведение может включать в себя амбивалентность интеллектуального мышления, воли, намерений. Например, человек хочет выпить воды и имеет возможность сделать это, но не делает. Не потому, что ему лень или это сопряжено с какими-либо преградами и препятствиями, а просто он и хочет, и вместе с тем не хочет.

Такой «раскол» может быть следствием стресса или неуверенности в себе, он может быть обусловлен неумением или боязнью принимать ответственность на себя, духовной незрелостью. Но может он проявляться и на фоне невротических расстройств. Также амбивалентный характер возникает на фоне сильных переживаний, конфликтов, травм.

Как правило, амбивалентное отношение и поведение возникает как следствие полярных эмоций, чувств и переживаний. Проявляющееся периодически, оно может не нести угрозы и не свидетельствовать о расстройстве психики, но если оно присутствует у человека постоянно, то наверняка указывает на проблемы в его психическом или эмоциональном состоянии.

Амбивалентное поведение может проявляться в том, что человек совершает непредсказуемые поступки, которые противоречат друг другу. Он может выражать спонтанно разные, противоположные эмоции, отношения к человеку или предмету, доказывать поочередно две полярные точки зрения, и так далее. Такое поведение указывает на двойственный и нестабильный характер человека, который находится постоянно «на распутье» и не может прийти к одной точке.

Двойственность поступков, как следствие двойственности идей, мыслей и чувств, может принести человеку немало страданий, так как он испытывает мучения при необходимости сделать выбор, принять важное решение, определиться.

Его характер может принести массу переживаний и близким, которые не могут на этого человека положиться, зная, что он – не человек слова, его сложно назвать ответственным и быть в нем уверенными. Этот человек не имеет четко сформированного мировоззрения и часто попросту лишен своей уверенной и окончательной точки зрения.

Полярность чувств

Амбивалентность эмоций проявляется в двойственном отношении человека к другому человеку, к партнеру, к предмету, явлению или событию. Когда человек амбивалентен, он может испытывать одновременно любовь и ненависть к своему партнеру, радоваться и грустить по поводу некоего события, испытывать страх и удовольствие, желание и отвращение по отношению к какому-либо явлению.

Если такая двойственность проявляется в пределах определенных рамок, то это – норма, даже более того, многие психологи уверяют, что амбивалентность эмоций можно считать признаком развитого интеллекта и большого творческого потенциала. Они указывают на то, что человек, не способный к амбивалентному переживанию, не в состоянии воспринимать мир полно, видеть его с разных ракурсов и передавать всю его полноту.

Человек же, способный воспринимать негативную и позитивную сторону того или иного явления одновременно, удерживать в голове две идеи, точки зрения или оценки, способен мыслить широко, креативно и нестандартно. Считается, что все творческие люди так или иначе амбивалентны. Однако чрезмерная степень проявления амбивалентности может указывать на невротическое расстройство, и в этом случае необходима помощь специалиста.

Амбивалентность считается нормой особенно в отношении к объекту или субъекту, чье влияние можно считать неоднозначным. А это можно сказать о любом близком человеке, будь то родственник, ребенок, родитель или партнер. Если человек испытывает к этой личности однозначно позитивное отношение, без двойственности, то это можно считать идеализацией и «очарованием», которое, очевидно, может смениться со временем разочарованием, и эмоции будут однозначно негативные.

Любящий родитель периодически испытывает негативные эмоции к своему ребенку: страх за него, недовольство, раздражение. Любящий супруг иногда переживает негативные эмоции, такие как ревность, обида и так далее. Это – нормальные аспекты психологии, и это характеризует здоровую психику человека.

Значение самого слова «амбивалентность» говорит о том, что этот термин применяется лишь в том случае, если человек испытывает полярные эмоции и чувства именно одновременно, а не сначала – одно, затем – другое. При этом не всегда два полярных переживания ощущаются ярко и одинаково явно, иногда одно из них присутствует неосознанно для самого человека. Такой человек может не понимать, что чувствует одновременно разные (противоположные) эмоции к кому-либо, но это будет так или иначе проявляться.

В психологии людей разделяют на два типа. Первый – высокоамбивалентный, это человек, склонный к двойственным чувствам, мнениям и мыслям, а второй – низкоамбивалентный, стремящийся к единой точке зрения, к однозначности переживаний и ясности. Считается, что крайности и в том, и в другом случае не являются признаком здоровой психики, и средний уровень амбивалентности – это нормально и даже хорошо.

В некоторых жизненных ситуация нужна высокая степень амбивалентности, способность видеть и чувствовать полярное, но в других ситуациях это лишь будет помехой. Человек со стабильной психикой и высокой степенью осознанности должен стремиться управлять собой и чувствовать этот аспект, который может стать его инструментом. Автор: Василина Серова

  1. Эмоциональную : одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
  2. Волевую : бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
  3. Интеллектуальную : чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания , то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт (см. также реактивное образование).
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго ».

См. также

Напишите отзыв о статье "Амбивалентность"

Примечания

Литература

  • Webster"s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
  • Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
  • Зигмунд Фрейд :
    • Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
    • Analyse d"une phobie d"un petit garçon de cinq ans: Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
    • L"Homme aux rats: Journal d"une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
    • Cinq psychanalyse (Dora,L"homme aux Loup, L"homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
    • La dynamique du transfert (1912)
  • Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
  • Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
  • José Bleger: Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l"ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
  • Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l"ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
  • Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence: L"amour, la haine, l"indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
  • Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
  • Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
  • Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
  • Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  • Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.

Ссылки

  • в Социокультурном словаре]

Отрывок, характеризующий Амбивалентность

Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к чаю в своей шубке и пудренном парике, и начинал, затронутый кем нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем, или еще более отрывистые и резкие суждения о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые благоговели перед ним, – представлял величественно приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что кроме этих двух трех часов, во время которых они видели хозяев, было еще 22 часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома.
В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, – которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьи не было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих двух самых близких людях. М lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна и она по некоторым причинам стала отдаляться от нее. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества, и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело напротив казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своей злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки, и утешал ее. Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью – это было его большее сближение с m lle Bourienne. Пришедшая ему, в первую минуту по получении известия о намерении своего сына, мысль шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, – видимо понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье) только для того, чтобы ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m lle Bоurienne и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.

Скорость изменений в современной жизни непрерывно растёт. Это уменьшает возможность спокойно осмыслить происходящее. Возможно, именно поэтому современная психология становится всё популярнее, особенно практические её аспекты: всевозможные тесты, короткие статьи об особенностях человека. Ведь порой ситуация, в которой оказался человек, не имеет однозначного определения - хороша она или плоха. Двойственное отношение к миру наблюдается у человека довольно часто при восприятии окружающей среды.

Термин из Википедии: амбивалентность - это такое состояние, которое обозначает двойственность отношения к любому объекту или событию, то есть нечто или некто вызывает у человека два взаимно противоположных чувства. Например, собственный ребёнок вызывает ощущение огромной нежности и одновременно с этим чувство усталости или раздражения от его поступков.

Определение амбивалентности в начале ХХ века ввёл Эйген Блейлер , швейцарский психиатр, известный своим вкладом в создание психиатрии и изучавший разные расстройства, в том числе шизофрению. Считая двойственность проявлением этого заболевания, он выделил три её типа:

Зигмунд Фрейд, не менее известный австрийский психоаналитик, отец психоанализа, живший в одну эпоху с Блейером, придавал определению амбивалентность иной смысл. Он считал его основой сосуществования в человеке двух наиболее глубинных его побуждений, стремление к смерти и влечение к жизни.

Идея двойственности присутствует в работах Карла Густава Юнга, швейцарского психиатра (1875–1961), основателя глубинной психологии или аналитической. Сотрудничал с З. Фрейдом и также сделал огромный вклад в становление теории и практики психологии как науки.

В своих работах он характеризовал двойственность такими понятиями:

  • При соединении положительных и отрицательных ощущений при восприятии определённого объекта или явления.
  • Проявлению интереса одновременно к множеству предметов или явлений, фрагментация психического состояния и непостоянство.
  • Универсальность, поскольку многим явлениям сопутствует двойственность.

К.Г. Юнг отмечал, что амбивалентность присуща жизни как таковой, ведь успех часто перемежается поражениями, добро тесно граничит со злом, а рядом с надеждой таится отчаяние. В литературе по психологии можно достаточно подробно прочесть примеры из практики известных специалистов о проявлении подобных чувств.

Однако, не все проявления двойственного отношения являются признаками психических отклонений.

Двойственность по отношению к ситуации или конкретному человеку испытывают люди разных возрастов, и подростки, и взрослые, ведь основной причиной является внутренний конфликт из-за неудовлетворённости происходящим. Фрейд считал, что до определённых пределов двойственное отношение к кому-либо можно считать нормой.

Ведь иногда, увидев человека в разных ситуациях, действительно появляются и разные впечатления от него. Например, девушке нравится молодой человек, он вежливый и культурный, а вдруг в определённой ситуации она видит совершенно другие его проявления, и теперь он вызывает противоречивые чувства, симпатия не проходит мгновенно, а его поведение напугало или разочаровало настолько сильно, что повлекло за собой эмоциональный всплеск.

Супруг, много лет проживший со своей супругой , разражается в ответ на её слова или поведение почти ежедневно, однако, это не мешает ему заботиться о ней, когда она заболела.

Для западного мира более характерна однозначная оценка человека или события, в то время, как восточная философия состоит в том, что мир дуален изначально, и в нем одновременно присутствует хорошее и плохое. Поэтому проявление такой амбивалентности в чувствах говорит скорее об адекватном восприятии реальности. Другое дело, если эмоциональные состояния от отношений приносят существенный дискомфорт. Тогда стоит подумать и разобраться, почему так сильно задевает этот человек, чем вызвана противоречивая эмоциональная реакция на него? Возможно, противоречие вызвано не самой двойственностью, а скорее непониманием, какое именно чувство появилось к человеку.

Причины проявления

Немного разобравшись, что такое амбивалентность, стоит добавить, проявления двойственности не всегда имеют патологические корни. Так, инфантилизм, нерешительность и сильно заниженная самооценка, также, может приводить к появлению состояний, которые описывает амбивалентность:

Современная психология считает умеренную амбивалентность, которая не носит патологический характер, признаком зрелости. С возрастом человек полнее видит картину мира и иначе оценивает всё происходящее вокруг, будь то отношения с людьми или поведение в любых ситуациях.

Одни люди легко вступают в близкие отношения и женятся после месяца знакомства, а другие часами выбирают носки или продукты.

Замечено, что с трудом принимающие решения могут быть очень полезны, если само решение не простое, пока они раздумывают, то оценивают ситуацию с разных сторон, тогда и ответ получается более аргументированным, а время, потраченное на выбор, не позволило ошибиться со скоропалительным действием.

Стоит отметить, что чувства и эмоции очень субъективны и зависят от других аспектов личности. Кроме того, эмоции не стабильны и меняются подобно бликам на воде от всех внешних воздействий. Состояние человека очень пластично и переменчиво. Чувства более длительны по времени проявления, но и они не существуют сами по себе, а только по отношению к определённому предмету. Поэтому проявление амбивалентных чувств зачастую является вполне нормальной реакцией на внешние раздражители.

У людей с однозначными реакциями отношения к работе формируется на основании одного признака, например, уровня зарплаты или расположенности именно к такой деятельности. Человек с амбивалентным мышлением будет помнить негатив после замечания начальника, однако, добрые отношения в коллективе заставят его скорее остаться и приспособится к обстоятельствам. Таких примеров проявления амбивалентных чувств достаточно много, они говорят о способности видеть в человеке разные его стороны.

Методы коррекции и лечения

Являясь одной из психических характеристик человека, состояние двойственности не всегда нуждается в коррекции. Лишь при обнаружении явных отклонений или дискомфорте в ежедневных поступках следует обратить к специалистам.

Определённого лекарства для излечения нет , врач подберёт фармакологические препараты, основываясь на состоянии клиента. Возможно, достаточной будет психокоррекция внутренних противоречий в убеждениях и эмоциональных реакциях на объект или событие. Поскольку наши реакции во многом обусловлены заложенными с самого детства воспитанием и давлением определённой культурной среды, то проводить время от времени ревизию устарелых понятий полезно, ведь всё меняется и изменившаяся окружающая действительность требует новых реакций на изменение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: