Александра завьялова умерла от рук сына. Сын актрисы завьяловой признался в убийстве матери Актриса завьялова что случилось

Александра Завьялова, Заслуженная артистка РСФСР. Сыграла в телефильме «Тени исчезают в полдень» и во многих других.

Имя Александры Завьяловой известно многим людям, не только знатокам советского кино. Она блистала в шестидесятые годы, многие сравнивали ее с Гретой Гарбо. Но, конечно, у неё была своя неподражаемая красота и творческая поступь. Александра Завьялова родилась в феврале 1936 года. Родители не имели отношения к искусству и были простыми рабочими, поэтому многих удивляло, откуда у неё столь благородная аристократическая внешность.

Фото Александра Завьялова

О детстве ее известно мало, но она не сомневалась, что станет актрисой и выдержала весьма серьезный конкурс в Ленинградский театральный институт имени Островского, который успешно закончила в 1958 году.

Первые шаги в искусстве

Многие говорят о том, что Александра Завьялова считала себя не актрисой кинематографа, а сугубо театральной. Она проработала некоторое время в Брестском драматическом театре, оттачивала мастерство. Ее привлекательная внешность, волевые черты привлекали режиссеров, они видели в ней талант, который прекрасно будет смотреться на экране. Долгое время она отказывалась от предложений, однако Александр Захри сумел уговорить ее сняться в своем фильме «Люди на мосту».


Фото: Александра Завьялова в юности

Это стало дебютом актрисы, после которого режиссеры смогли воочию убедиться в том, что ее талант, колоритная внешность идеально подходят для кинематографа. Предложения стали сыпаться один за другим, и актриса плавно, но органично перешла в кинематограф.

Далее последовал фильм «Песня о Кольцове», где ей досталась главная роль, с которой она справилась на отлично. «Песня о Кольцове» непростой фильм, который повествует о судьбе поэта, вынужденного всю жизнь заниматься предпринимательством, купечеством, чтобы идти по стопам отца. Но единственная отдушина его жизни — стихи и любовь к простой крестьянской девушке. Поэту так и не дали быть счастливым, он умер в возрасте 33 лет. Главную роль в картине сыграла Александра Завьялова и сделала это так мастерски, что о ней всерьез заговорили, а публика стала узнавать ее, проявлять больше внимания к творчеству.

Пик славы

Далее в фильмографии последовали фильмы «Алешкина любовь», «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники» и многие другие. Эти фильмы выходили один за другим, и режиссеры делали ставку на красивую внешность женщины, ее колдовской взгляд, который словно гипнотизирует зрителей.

Несомненно, Александра Завьялова настоящая актриса кинематографа, хотя, как она думала изначально, она являлась сугубо театральной актрисой. Жизнь всё расставила по местам. Пик популярности ее приходится на середину шестидесятых годов.

В мелодраме «Алёшкина любовь» она сыграла очаровательную и озорную девушку, которая работала простой стрелочницей, но умело влюбляла в себя мужчин. Можно сказать, что это психологическая драма, которая созвучна многим простым людям страны. Актриса так филигранно вжилась в роль, что жена , исполнявшего главную мужскую роль, очень ревновала и всегда находила повод, чтобы присутствовать на съёмках.

Самый главный фильм

Одним из самых культовых фильмов в ее фильмографии можно отметить «Тени исчезают в полдень». Это очень сложная картина, которая требует большого мастерства и самоотдачи. Возможно, эта работа сказалась на психике актрисы, ведь известно, что она неоднократно пребывала в психиатрической клинике в начале 70-ых годов прошлого века. В этом фильме она сыграла красивую наследницу богатого рода, но очень коварную, умную. Актриса перевоплощалась в разные возрастные категории: представала молодой особой и женщиной в солидном возрасте. Она была очень убедительна на экране.


Фото: Александра Завьялова в фильме «Тени исчезают в полдень»

К сожалению, во многом этот образ также наложил отпечаток, как сейчас принято говорить, на имидж актрисы. К тому же, Комитет государственной безопасности признал ее неблагонадежность, и вскоре все возможности сниматься в фильмах были перекрыты. Так, если посмотреть на фильмографию актрисы, то картина «Тени исчезают в полдень», снятая в 1971 году, стала предпоследней в фильмографии. После этого актриса исчезла с экранов почти на 20 лет, она появилась только в 1992 году в фильме «Белые одежды», который и стал последним в ее фильмографии. Этот фильм был снят уже после развала Советского Союза, когда хватка КГБ и контроль государства за творчеством ослабли.

Неблагонадежность

К сожалению, актриса попала в список неблагонадежных, и произошло это из-за ее романа с американским гражданином. Актрису считали визитной карточкой СССР, она была вхожа во многие круги, присутствовала на разных мероприятиях, которые организовывало советское посольство.

В результате вспыхнул роман с одним американским бизнесменом, крупным предпринимателем, который был настолько очарован актрисой, что был готов даже оставить свою жену в США. Конечно, советские спецслужбы не могли допустить такого, он сразу был выслан из страны. А Александра Завьялова получило клеймо неблагонадежной. Это сказалось и на её последующем профессиональном пути, что заметно по ее фильмографии.

Личная жизнь

Официально брак у Александры Завьяловой только один. Она вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина, и в этом браке родилась дочь Татьяна. Они прожили вместе до начала 60-ых годов, а затем произошла эта бурная встреча и роман с американским гражданином.


Фото: Александра Завьялова и ее муж

Известно, что у актрисы был и сын Пётр, но кто является его настоящим отцом, неизвестно, а сама артистка тщательно скрывала эту тайну. Однако с первым мужем Дмитрием отношения были хорошие, и когда впоследствии у неё начались проблемы с карьерой, с КГБ, она лежала в психиатрической больнице, то ее первый муж усыновил Петра.

В 1975 году она попала в психиатрическую клинику, ей не разрешили видеться с детьми. Это было огромным ударом для неё. Доподлинно неизвестно, что послужило причиной такого срыва, но можно догадаться, что актриса устала от постоянного прессинга, слежки и клейма неблагонадежной. Это помещение в стационар было не единственным.

Трагическая смерть

В последние годы талантливая исполнительница вела замкнутый образ жизни. Возможно, она просто устала от повышенного внимания, может быть, настало время переосмыслить свою судьбу, биографию. Ее дочь Татьяна стала работать художником-оформителем, она пошла по стопам своего отца. А сын Пётр не проявлял творческие способности, он работал на обыкновенных работах, связанных со строительством. Известно, что из-за проблем актрисы с властью некоторое время Пётр воспитывался в детском доме. Возможно, трагическая биография Александры Завьяловой сказалась и на его психике. Считается, что сын ее был несколько странным, отчуждённым, он злоупотреблял алкоголем. Все последние годы женщина присматривала за ним, они проживали вместе. Конечно, она понимала, что ему будет тяжело в жизни и, возможно, он никогда больше не восстановится, не оправится и не избавится от вредных привычек. Конечно, она переживала из-за этого.


Фото: могила Александры Завьяловой

Сложно сказать, какие были отношения у неё с сыном, но в 2016 году произошла трагедия. Александра Завьялова была убита, и, как показало следствие, это было дело рук ее сына. Следствие длилось долго, многие люди не могли поверить в реальность случившегося. Но, так или иначе, суд признал виновным в этом деянии именно Петра и приговорил его к 8 годам заключения.

Актриса умерла в возрасте 79 лет, она была похоронена в городе Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. До сих пор не утихает интерес к ее творческой биографии, личной жизни и к этой трагедии. Периодически появляются статьи, выходят фильмы-воспоминания, а картина «Тени исчезают в полдень», возможно, одна из самых лучших, что были сняты за время существования СССР.

Можно рассматривать удивительное творчество Александры Завьяловой, в частности, в этом фильме, как учебное пособие для начинающих артистов, ведь это настоящий высший пилотаж в искусстве, образец для подражания.

Избранная фильмография

  • 1959 - Люди на мосту
  • 1960 - Алёшкиа любовь
  • 1961 - Будни и праздники
  • 1964 - Одиночество
  • 1964 - Фро
  • 1965 - Клятва Гиппократа
  • 1969 - Встреча у старой мечети
  • 1992 - Белые одежды

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Имя Александры Завьяловой в 60-х годах прошлого столетия знал каждый житель нашей страны. Умопомрачительная красавица, советская Грета Гарбо, как ее тогда называли, была нарасхват. Ее окружали многочисленные поклонники, приглашали фотографы отечественных и зарубежных журналов, предлагали роли именитые режиссеры.

Она исчезла с экранов внезапно. Вскоре о ней перестали писать, а еще через некоторое время - и говорить. Мало кто знал, что до последних дней Александра Семеновна жила одиноко в своей петербургской квартире на жалкую пенсию. А человеком, который поддерживал ее до последних дней, был ее первый и единственный официальный муж, художник Дмитрий Бучкин .

сайт вспоминает историю непростой жизни отечественной кинозвезды.

Искренняя и настоящая

У актрисы была необычная внешность. Фото: Commons.wikimedia.org

Александра Завьялова родилась в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области 4 февраля 1936 года (по иронии судьбы, ее убийство произошло как раз накануне 80-летнего юбилея). После школы поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. Во время студенчества и встретилась с Дмитрием Петровичем.

«Я учился в Художественной академии, и к нам часто на танцы приходили девчонки из театрального.. - Причём сначала мне больше понравилась её приятельница Татьяна Доронина, с которой у меня даже был короткий роман. Но Шурка меня покорила тем, что была искренней, настоящей, из простой крестьянской семьи».

Спустя несколько лет Бучкин сделал Завьяловой предложение. И она его приняла. Как потом актриса признавалась в многочисленных интервью, сделала она это не по большой любви. Просто Дмитрий красиво ухаживал, был человеком добрым, надежным, да и знала она его еще со студенческой скамьи.

Потом - свадьба, рождение дочери Татьяны. Однако вместе молодые прожили недолго. Александра не выдержала проверки славой.

В то время Шура уже была популярной. К моменту женитьбы она снялась в шести картинах, в том числе в лирической комедии «Алёшкина любовь». Роль стрелочницы Зинки, в которую влюблён робкий парень, геолог-буровик Алёшка, сделала малоизвестную актрису настоящей звездой.

Ее фото появилось не только в советских газетах, но и в американском журнале «Лайф». Предложения сниматься посыпались со всех сторон. Один за другим вышли и другие фильмы с участием Завьяловой - «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники».

Убита сыном

Александра Семеновна была не только талантливой актрисой, но и красивой женщиной с утонченной, нетипично-русской, скорее итальянской внешностью. Поэтому мужчины следовали за ней длинным шлейфом.

«Наш дом всегда был полон её поклонниками, - вспоминает Дмитрий Бучкин. - Среди её почитателей был и, к примеру, друг нашей семьи Аркадий Райкин. Шуре вся эта светская жизнь очень нравилась, кружила голову. Поэтому через некоторое время она меня бросила - ушла к одному грузинскому режиссёру».

Та любовь продлилась недолго. А через некоторое время в жизни актрисы появился американский бизнесмен. Роман был бурным, от нового поклонника женщина родила второго ребенка - сына Петра. Впрочем, и этот мужчина в судьбе Завьяловой не задержался.

Спецслужбы заподозрили американца в шпионаже в пользу Штатов. И предложили ему покинуть СССР в течение 24 часов. Сама же актриса после этой порочащей связи оказалась в опале. Режиссеры вдруг забыли о ней, былые знаменитые поклонники исчезли. Александра Семеновна на несколько лет осталась не у дел.

В 1971 году на экраны вышел фильм «Тени исчезают в полдень», ставший последней и самой известной кинолентой советского времени с участием Александры Завьяловой. А после о существовании актрисы забыли на долгих 20 лет.

Бывший муж Дмитрий Бучкин и после развода поддерживал актрису. Фото: АиФ/ Михаил Горин

Об этом периоде ее жизни информации очень мало, да и родные Александры Семеновны предпочитают о нем не говорить. Депрессия, потеря интереса к жизни и, как результат, психиатрическая лечебница.

И вот тогда в судьбе некогда блистательной звезды кинематографа вновь появился ее бывший супруг - Дмитрий Бучкин. Дмитрий Петрович не только забрал к себе свою дочь Таню, но и усыновил внебрачного сына Завьяловой Петра, которого сегодня и обвиняют в убийстве актрисы.

Много лет они жили с бывшим супругом по соседству. Александра Семеновна стала совсем нелюдимой, отказывалась от интервью и встреч с журналистами.

«Живет на мизерную пенсию, всего 8 тысяч рублей. Я, как блокадник, получаю больше, потому и помогаю своей Шурке, - рассказал сайт Дмитрий Петрович в эксклюзивном интервью еще до смерти бывшей супруги. - Зачем я это делаю, вы спрашиваете? Жизнь научила прощать людям многое. Шурка всё давно сама поняла, часто говорит: «Сволочь я была, Димка. Но всю жизнь только одного тебя любила». А я ей очень благодарен. За мою доченьку. Она у нас просто замечательная…»

Что же касается сына, то он уже дал признательные показания. По сообщению 40-летнего Петра, он поссорился с материю, будучи пьяным, и ударил ее ножом. От полученных ранений 80-летняя актриса скончалась на месте.

Сын Петр забирал деньги, которые актрисе передавали в качестве материальной помощи

Тело заслуженной актрисы России Александры Завьяловой обнаружили 3 февраля в петербургской квартире.

То, что в смерти женщина виновен ее родной сын, следователи выяснили не сразу.

7 февраля 40-летний Петр Завьялов давал признательные показания: «Был пьян. Возникла ссора. Ударил ножом мать. Больше ничего не помню»

О том, как жила Завьялова последние годы, «МК» рассказал Евгений ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ - популярный актер, президент гильдии актеров кино Санкт-Петербурга.

Последний раз я видел Шуру лет 15 назад, - начал Евгений Борисович, - Дело в том, что Александра Семеновна в какой-то момент настолько дистанцировалась от внешнего мира, от людей, что даже я, коллега по театру, президент общественной организации гильдии киноактеров Петербурга, не мог достучаться до нее. Она ни с кем не желала общаться, а тем более встречаться. Я в этом случае оказался бессилен. Все мои попытки вывести ее в люди, заканчивались провалом. Я несколько раз пытался ее лоббировать, куда-то приглашал, но она не поддавалась на уговоры. Помню, что даже пряталась от нас, мы ее постоянно разыскивали. Такое ее поведение было связано не с возрастом, сейчас актрисы и постарше ее работают.

- С чем же?

В какой-то момент она оказалась на обочине - ее не снимали, не предлагали ролей. Время было такое. Актеры старшего поколения оказались не у дел. Завьялова была не востребована, осталась без работы, если хотите, влачила нищенское существование. Ну и потом, она же серьезно болела. Не буду называть диагноз, вопрос щекотливый.

- Ни для кого не секрет, что она проходила длительное лечение в психиатрической клинике...

Я это и имею ввиду. Не хотел бы, чтобы диагноз звучал из моих уст. Я Шуру уважал, любил. Первый раз увидел ее, когда мне было 22 года, я мальчишкой пришел в театр, где она служила. Тогда еще только прошла премьера «Тени исчезают в полден». Я был в шоке от ее красоты, абсолютно непроницаемого лица. Нас в театре студии киноактера было 172 человека. Мы вечно спорили, вели полемику, дебаты, как жить, что делать, какие концерты играть, кто куда поедет. И только Александра Семеновна всегда сидела молча.

- Вы как-то предлагали ей сделать творческий вечер в доме кино?

Да, я обратился к ней с таким предложением, нашел спонсоров, выделили хорошую площадку. Но она сказала: «Мне этого не надо». Как я только не уговаривал ее, она наотрез отказалась. Поймите, Завьялова была из тех актрис, которые не ходили по коридорам киностудии и не стучались в двери съемочных групп.

- Неужели никто из режиссеров за последние 30 лет не предложил Александре Завьяловой ни одной роли?

Ничего подобного не было. Только вспоминали ее все, восхищались: «Ой, недавно показывали картину «Люди на мосту», какая там Завьялова!». Мне хотелось кричать, ну так набери ее телефон, пригласи. Нет, мимо.

- Когда в ее жизни наступил переломный момент и она перестала работать в театре?

Сейчас трудно вспомнить. 80-е годы были. Помню, она просто ушла из театра. Началось с того, что в театре распространялись слухи: «Александра Семеновна заболела». Часто она болела. Чем? Вслух не говорили. Но дело не в этом. В какой-то момент Завьялова сознательно дистанцировалась. Я толком ничего не знал о ее жизни. Слышал, что нуждается. И тогда наша организация начала отправлять ей деньги, небольшую материальную помощь на лекарства, продукты. Я звонил Завьяловой домой, но к телефону она никогда не подходила. Отвечал ее сын Петр. Он и приезжал к нам в офис за конвертом. Расписывался в ведомости, клятвенно обещал мне доставить деньги матери. Однажды я решил проверить, дошла ли сумма до адресата. Связался с Шурой. Та была удивлена: «Нет, мне никто не приносил денежки». Я потом серьезно поговорил с Петром и понял, что ему доверять нельзя.

- Он сильно тогда пил?

О том, что он злоупотребляет, я узнал неделю назад. Мои знакомые сказали, что дочь Завьяловой, Татьяна, решила перевезти мать к себе в квартиру, в Гатчину, чтобы та находилась под присмотром. Видимо, жить с сыном актрисе уже было невыносимо. Вроде бы дочь забрала маму к себе. Не понимаю, зачем Александра Семеновна вернулась обратно?

- На какие деньги жила Завьялова?

На пенсию, которая составляла не больше 12 тысяч рублей. Слышал, что она голодала одно время. Но утверждать не могу. Во всяком случае, после ее смерти мне звонили из Союза Кинематографистов, сказали, что будут собирать деньги на похороны великой актрисы. Значит, хоронить ее не на что?

Александра Завьялова родилась в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области. В 1958 году она окончила Ленинградский театральный институт им. А.Н.Островского, после чего ее по распределению направили в Брестский драматический театр.

В этом театре Александра успешно работала около года, отказываясь от периодически приходивших приглашений на съемки. Не то чтобы ей совсем было неинтересно кино, просто себя она считала театральной актрисой. Но однажды ей, недавней выпускнице, передали личное приглашение режиссера Александра Зархи на роль в фильме «Люди на мосту». Отказать она не смогла.

Обратно в Брест Александра Завьялова уже не вернулась, - поскольку уже вслед за этим получила новое предложение. В лирической комедии «Алешкина любовь» актриса сыграла стрелочницу Зинку, в которую влюблен робкий парень, геолог-буровик Алешка (Леонид Быков). Ничем не примечательный, нескладный, он с настойчивым упрямством добивается любви гордой красавицы. Итог фильма - влюбленные глаза девушки, прошедшей пешком долгий путь, чтобы увидеть его, Алешку…

Удивительно добрая и светлая картина «Алешкина любовь» не могла оставить равнодушной зрителей. Об Александре Завьяловой заговорили, посыпались приглашения от режиссеров. Один за другим вышли фильмы с ее участием: мелодрама «Ждите писем», социальная мелодрама «Хлеб и розы», молодежная киноповесть «Будни и праздники». Впрочем, все они большого успеха не имели.

Международный успех

В 1961 году фотография Александры Завьяловой попала на страницы американского журнала «Лайф». Дело в том, что известный фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова. С одной стороны, это был первый шаг к международной известности. С другой - встречи с иностранными журналистами не могли пройти бесследно, и актриса попала в поле зрения соответствующих спецслужб.

Тем временем, произошли изменения в личной жизни актрисы. В 1963 году Александра Завьялова вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. Как признавалась сама актриса, вышла не по большой любви, а просто потому, что давно знала Дмитрия и не смогла устоять перед его красивыми ухаживаниями. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и Александра перестала сниматься в кино. Пришлось ей уйти и из Малого театра, где она работала в последнее время.

Однако об актрисе не забыли, и спустя год она получила приглашение на Московский международный фестиваль. В один из вечеров Александру Завьялову пригласили на званый дипломатический ужин. Красивая, темноволосая, с миндалевидным разрезом глаз, она произвела настоящий фурор у дипкорпуса. А американский посол после целого часа беседы официально пригласил ее посетить США.

После этого волне можно было оказаться вместо Америки где-нибудь на Колыме, но спецслужбы решили, видимо, пока повременить. Мало того, после успеха на том приеме руководство кинофестиваля поручило актрисе достойно, на высшем уровне встретить в Ленинграде итальянских коллег Джульетту Мазину, Антонеллу Луальди, Джоджио Молли. И Александра Завьялова не ударила в грязь лицом.

Лучшие дня

Роман с иностранцем

Спустя год Александра Завьялова познакомилась с 50–летним американским бизнесменом, совладельцем крупной пароходной компании. Эта встреча печальные последствия. Американец влюбился в актрису, между ними вспыхнул роман, который тут же был отмечен КГБ. Спецслужбы заподозрили в бизнесмене в шпионаже и, объявив его персоной нон-грата, предложили ему в 24 часа покинуть СССР.

Что же касается Александры Завьяловой, то за ней закрепился ярлык неблагонадежности, и с кино на некоторое время ей пришлось распрощаться. Кроме того, этот роман положил конец ее семейной жизни – Александра развелась с мужем...

Серафима-Пистимея

В 1969 году об Александре Завьяловой вспомнили на «Мосфильме». В то время режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). В романе, носящем, кстати, крайне антирелигиозную направленность, Серафима-Пистимея была выведена настоящим воплощением зла, наделенной просто звериной жестокостью. Все это книжная героиня цинично прикрывала верой в бога.

В сериале режиссеры несколько сгладили тенденциозность романа, однако Серафима по-прежнему осталась крайне отрицательным персонажем. Для Александры Завьяловой, глубоко верующей в Бога с детства, этот фильм стал настоящим испытанием - и моральным и физическим. Съемки продолжались три года. Она начинала играть семнадцатилетнюю девушку, а в последней серии ее героине было уже 70. Александра выкладывалась полностью, и потому образ, созданный ею, действительно вышел демоническим. Ей же это стоило первых седых волос в жизни, а уже после окончания съемок Александра замаливала свой грех в церкви.

Расплата

Фильм «Тени исчезают в полдень», вышедший на экраны в 1971 году, оказался роковым в жизни Александры Завьяловой. После этой картины актрису совершенно перестали приглашать на съемки. Полное забвение в кино вылилось у нее в глубокую депрессию. И тогда в 40 лет Александра Завьялова решилась родить сына. «Мне нужен был ребенок, которому бы я отдала всю свою нерастраченную нежность», - признавалась позже Завьялова.

Но спецслужбы не забыли об опальной актрисе. Вскоре по всей Москве разлетелась новость, что Александру Завьялову, оторвав от детей, забрали в психбольницу. Поползли слухи, что это высшие силы наказали Сашу Завьялову за роль Пистимеи в «Тени исчезают полдень». Спустя два месяца Завьялова вернулась из больницы. За это время ее квартиру успели ограбить. Вынесено было все, что бывшая актриса успела заработать: меха, бриллианты, фарфор, деньги. Не было и детей. Дочь Татьяну забрал к себе ее отец, а маленького сына спецслужбы определили в детский дом.

Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год ее снова увезли в лечебницу, теперь уже вместе с ребенком. Там с помощью угроз и шантажа врачи заставили ее написать заявление о выходе на инвалидность. Это был уже окончательный приговор.

Спустя 25 лет Александра Завьялова вновь промелькнула в кино. В 1992 году она сыграла роль секретарши в драме «Белые одежды». А в 1994 году Завьялову даже удостоили звания заслуженной артистки России. Но затем актриса вновь исчезла из поля зрения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: