Жзл (николай струнников. от казаков к большевикам.)

Русский и советский художник-живописец, портретист, реставратор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).

Николай Иванович Струнников родился в Орле. Семья, где было шестеро детей, жила в нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда. Отец художника был приказчиком в сельском магазине, а мать домохозяйкой.

После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Орле на складе купца Конькова. Здесь он увлекся рисованием, которое стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Своё художественное образование он начал учеником в мастерской живописца С. И. Грибкова, куда попал в 1892 году по рекомендации одного художника, заметившего его способности.

Поступил в МУЗВЗ, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью (1899). В училище его преподавателями были А. Архипов и В. Серов. Продолжил образование в Петербургской Академию художеств. Жил в Петербурге, а во время летних каникул уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В 1902 году местный священник предложил ему расписать Воскресенскую церковь, что было им выполнено. В Академии учился у И. Е. Репина, закончил в 1906 году. Также он расписал собор в Киеве, куда художник переехал в 1913 году, по рекомендации Ильи Репина был преподавателем в художественное училище (1913–1920).

Н. И. Струнников принял и поддержал Окябрьскую революцию. В 1921 году по вызову Наркомпроса он переехал в Москву и больше на Украину не возвращался. В период 1927–1930 годов создал галерею портретов героев гражданской войны – Ворошилова, Пархоменко, Подвойского. За портрет партизана Лунева Струнникову была присуждена Золотая медаль на Международной выставке в Париже (1937).

Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, написал полотна «Зоя Космодемьянская» и «Партизан» для Свердловского дома офицеров.

Н. И. Струнников был экспонент МОЛХ, московского общества «Группа художников» (1909–1911), АХР (1926), ТПХВ (47-я, 48-я выставки). Также был участником литературно-художественного кружка «Среда». Участвовал во многих выставках, в том числе и посвященной десятилетнему и пятнадцатилетнему юбилею РККА (1933).

Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Центральном музее Вооруженных Сил в Москве (б. Музей Красной армии), Музее новейшей истории России в Москве (б. Музей революции), Днепропетровском национальном историческом музее имени Д. Яворницкого, Полтавском и Донецком художественных музеях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В начале поста хочу сразу же поблагодарить авторов статей, на которые я опирался, готовя этот материал. И если для журналистов Андрея Марина и Александра Локоткова – это профессиональная работа, то для библиотекаря Малоархангельской городской библиотеки Ольги Егоровой – это настоящее подвижничество, выражение любви к своему краю и знаменитым землякам. К тому же, Ольга Егорова, опираясь на воспоминания младшей сестры героя сегодняшнего поста, написала наиболее подробную из всех биографию художника.
Итак, представляю в серии ЖЗЛ новое для себя имя.

Николай Иванович Струнников

Николай Струнников Казак с трубкой. Автопортрет. 1920 г.

Русский и украинский живописец, портретист и реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Николай родился в Орле, детские годы провел в селе Богородицкое Малоархангельского уезда. Отец художника – Иван Алексеевич был приказчиком в сельском магазине. В семье было шесть детей - два сына и четыре дочери, поэтому семья жила в постоянной нужде.
Младшая сестра художника, Мария Ивановна, много лет проработавшая учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, вспоминала, что «их мать Александра Николаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. Она обладала художественными способностями и выполняла великолепные вышивки бисером. Николай любовался ими и зарисовывал акварельными красками. Когда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: «Ты, Колечка, не обижайся на папу, он больной, нервный. Помогай ему в работе, а в свободное время рисуй. У тебя это хорошо получается»».

В людях

После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю пришлось идти работать, как писал Горький – в «люди», чтобы поддерживать семью.
Мальчик уехал в Орел, где стал служить на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били и старшие мальчики, и приказчики. Но, несмотря на невзгоды, Коля был уверен, что вырастит и станет художником. По ночам, при свете коптилки он рисовал на клочках бумаги.
Опять же сестра вспоминала: «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, особенно повесть «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!». Вот оказывается, откуда любовь художника к казачьей теме.

Москва

В Орле творческие способности заметил один из местных художников, кроме добрых слов типа, «Тебе нужно обязательно учиться, у тебя талант к живописи!», этот безымянный художник посоветовал ехать в Москву и дал рекомендации своему знакомому – художнику Грибкову.

Для справки:

Сергей Иванович Грибков

Русский жанровый живописец.
В живопись пришел поздно, в 1844 году начал обучение художественному мастерству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще будучи студентом, в 1852 году за картину "Испанка, молящаяся в церкви" получил от Академии художеств звание неклассного художника. Окончил училище в 1856 году.
Работал в различных жанрах: картины на бытовые темы сочетались с картинами историческими, портреты соседствовали с иллюстрациями литературных произведений. В последние годы своей достаточно продолжительной жизни Грибков трудился над росписями ряда церквей в Москве (Параскевы Пятницы, Архангела Михаила в Овчинниках, Св. Николая на Маросейке) и кафедрального собора в Курске.

Итак, Николай решил ехать в Москву, чтобы в мастерской художника Грибкова получить первоначальное художественное образование.
Об ученичестве Струнникова в мастерской Грибкова пишет в своей известной книге «Москва и москвичи» историк В. А. Гиляровский, ставший на долгие годы другом и покровителем начинающего художника.

Николай Струнников Портрет В.А.Гиляровского 1924 г.

Цитирую «дядю Гиляя»:
«Струнников поступил к Грибкову в ученики четырнадцатилетним мальчиком. Так же, как и
все, он был "на побегушках", был маляром, тёр краски, мыл кисти, а по вечерам учился рисовать с натуры. Раз Грибков послал ученика Струнникова к антиквару за Калужской заставой реставрировать какую-то старую картину.
В это время к тому приехал П. М. Третьяков покупать портрет архимандрита Феофана работы Тропинина. Увидав П. М. Третьякова, антиквар бросился снимать с него шубу и галоши, а когда они вошли в комнату, то схватил работавшего над картиной Струнникова и давай его наклонять к полу: Кланяйся в ноги, на колени перед ним. Ты знаешь, кто это?
Николай в недоумении упирался, но П. М. Третьяков выручил, подал ему руку и сказал: - Здравствуйте, молодой художник!
Портрет Тропинина П. М. Третьяков купил тут же за четыреста рублей, а антиквар, когда ушел Третьяков, заметался по комнате и заскулил: А-ах, продешевил, а-ах, продешевил!»

Тем не менее, своего первого учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.
Судя по хронологии, у Грибкова в мастерской Николай работал с 1885 по 1892 год, после чего сбылась его мечта о поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1892 году Николай поступил в МУЖВЗ в мастерскую А. Архипова и В. Серова и закончил училище с двумя серебряными и одной бронзовой медалью в 1899 году.
Параллельно с учебой Николай продолжал работать над реставрацией картин у известного московского парфюмера (?) Брокара, владельца большой художественной галереи, о чем тоже читаем у Владимира Гиляровского:
«За работу Струнникову Брокар денег не давал, а только платил за него пятьдесят рублей в училище и содержал "на всем готовом". А содержал так: отвел художнику в сторожке койку пополам с рабочим, - так двое на одной кровати и спали, и кормил вместе со своей прислугой на кухне. Проработал Николай год и пришел к Брокару: - Я ухожу.
Брокар молча вынул из кармана двадцать пять рублей. Струнников отказался: - Возьмите обратно.
Брокар молча вынул бумажник и прибавил еще пятьдесят рублей. Струнников взял, молча, повернулся и ушел. Нелегка была жизнь этих начинающих художников без роду, без племени, без знакомства и средств к жизни».

Есть сведения, что узнав о трудной судьбе Струнникова, Гиляровский бедного студента приютил у себя и всячески помогал.

Николай Струнников Портрет Н.В.Гиляровской 1904 г.

«Я читал его стихи, - вспоминал Николай Иванович, - заслушивался рассказами из его в некоторых частях легендарной биографии, через него увлекался героями Запорожья, поэму о которых он в то время писал… В его удали, энергии, исключительной веселости, даже его коренастой фигуре, как казалось тогда мне, было что-то от этих запорожских героев».
В 1900 году Струнников под влиянием поэзии В. Гиляровского написал портрет дяди Гиляя (как его называли друзья) в образе лихого запорожца, лихо сидящего верхом на коне, на фоне пейзажа с высокими южными горами.

Николай Струнников Портрет В. А. Гиляровского на коне. 1900 г.

Основой для картины стала фотография Гиляровского на коне, сделанная во время путешествия по Кавказу.

В. А. Гиляровский на Кавказе.

В доме у Гиляровского Струнников в конце 1890-х годов познакомился и на долгие годы подружился с украинским историком Д.И. Яворницким.

Для справки:

Дмитрий Иванович Яворницкий

25 октября (6 ноября) 1855, Борисовка, Харьковская губерния - 5 августа 1940, Днепропетровск

Дмитрий Иванович Яворницкий

Российский и украинский историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель.
Академик АН УССР (1929), член Московского археологического общества, один из самых значительных исследователей истории Запорожского казачества.
Окончил Харьковский университет (1881), преподавал в Московском, Петербургском и Екатеринославском (Днепропетровском) университетах, в последнем создал кафедру украиноведения. В 1902-1932 годах был директором краеведческого музея в Екатеринославе (ныне Днепропетровский национальный исторический музей его имени). В мае 1940 года Яворницкий был арестован по подозрению в изготовлении и хранении литературы буржуазно-националистического содержания, а за неделю до смерти выпущен на свободу. В тюрьме академик заболел воспалением легких и вскоре умер.
Яворницкий написал «Историю запорожских казаков» в трех томах (1892-97), собрал обширный фольклорный материал в сборнике «Малороссийские народные песни» (1906), писал также повести, сатирические рассказы и стихи.

Еще посещая училище, Струнников в 1899 году создал портрет "Запорожец (Казак в бою)", с которым связана интересная история.
После продолжительного общения с Яворницким Струнников также «заболел» казацкой тематикой. В знак глубокого уважения к историку, Николай по его просьбе написал запорожца на дверях московской комнаты, где жил Яворницкий. Фигура запорожца изображена была в энергичном движении, лицо казака полно гнева, на лбу кровоточащая рана, большие, выступающие из орбит глаза налиты кровью. Картина очень понравилась Яворницкому.
Когда историк собирался уезжать из Москвы в Екатеринослав, он предложил хозяину оплатить стоимость двери, поскольку решил забрать расписанную Струнниковым дверь с собой.
Но по воле случая хозяином меблированных комнат, где жил Яворницкий, оказался известный коллекционер Бахрушин. Он, естественно, запротестовал, поскольку "Запорожец" понравился и ему. Бахрушин заявил, что дверь и все, что на ней находится, принадлежит ему, как законному домовладельцу. Дело дошло до суда, однако судья тоже оказался оригиналом и предложил распилить двери пополам и поделить по жребию – кому какая часть достанется. В результате необычного решения Яворницкий получил верхнюю часть двери с поясным изображением казака. «А Бахрушину достались штаны и то, что в штанах» - любил впоследствии шутить Дмитрий Иванович. В 1905 году необычную картину Яворницкий подарил музею.

Тем временем, Струнников понимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно, и необходимо продолжать учиться.

Николай Струнников Стрелец.

Санкт-Петербург

В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училища Петербургской Академии художеств и попал в мастерскую к прославленному Илье Ефимовичу Репину.

Серов В.А. Портрет Репина 1901 г.

Николаю нелегко достались и эти годы учебы, так как нужно было снова добывать средства к существованию.
Младшая сестра художника Мария Ивановна вспоминала: «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам сёстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал… Эти иллюстрации брат подарил мне. Я, к большому сожалению, их не могла сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».

В 1902-1904 годах во время летних каникул Струнников жил в родном городе Малоархангельске.
Работая в мастерской И.Е. Репина и находясь под его влиянием, Струнников серьезно увлекся историей Запорожского казачества. Нужно напомнить, что Репин сам увлекся темой казачества, еще работая над своими знаменитыми «Запорожцами», к тому же, художник был тоже из малороссиян и даже часто разговаривал и писал письма на украинском «суржике».

Для справки:

Работа над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» была начата Репиным в 1880 году. Сначала Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. Кстати, среди моделей, позировавших Репину для картины, были и друзья Струнникова. В частности, лукавого писаря художник писал с историка Яворницкого, а для смеющегося казака в белой папахе Репину позировал Гиляровский. Репин познакомился с Яворницким в 1887 году в Петербурге, на вечере памяти Т.Г.Шевченко. К этому времени работа над «Запорожцами» была не только начата, но и заметно продвинулась.

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану (деталь, Портрет Д.И.Яворницкого).

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану (деталь, Портрет В.А.Гиляровского).

Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году, Репин подарил его Яворницкому. Позже Яворницкий продал эскиз П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее.
Основной вариант картины (2,03×3,58 м) был завершён в 1891 году.

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-91 гг.

После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил за 35 тыс. рублей император Александр III. Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в собрании Русского музея.
Ещё не завершив основной вариант, Репин в 1889 начал работу над вторым вариантом, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту, и является, так сказать, кулуарным экземпляром.

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Харьковский музей изоб.искусств.

Второй вариант «Запорожцев» художник попытался сделать более «исторически достоверным». Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.
После «Запорожцев» почти все произведения И.Е.Репина на украинские темы были связаны с именем Яворницкого. Историк переписывался с художником до самой его смерти.

Дружеские отношения связывали Струнникова с еще одним потомком украинских казаков, рожденным в селе Красионовка Полтавской губернии - чемпионом мира по французской борьбе Иваном Поддубным. Днепропетровский историк-искусствовед Олекса Шведив рассказывал:
«Художника и Ивана Поддубного связывали не только дружеские отношения. Сохранилась фотография начала 1900-х годов, изображавшая атлетически сложенного Струнникова в костюме спортсмена-борца. Смолоду художник увлекался кулачными боями, а затем конькобежным спортом и борьбой. И даже пробовал силы в официальных соревнованиях с Иваном Поддубным».

Весной 1906 года Струнников написал портрет Поддубного в костюме запорожца и подарил его опять-таки Д.И. Яворницкому. Правды ради, стоит заметить, что, на самом деле, были написаны две картины. На одной Поддубный изображен в борцовском костюме, в образе силача, каким его любила публика. А на другом полотне художник пририсовал борцу оселедец, опустил вниз кончики усов, одел в синие шаровары и подпоясал красным кушаком.

Николай Струнников Казак. Портрет Ивана Поддубного. 1906 г.

Превратил Поддубного в казака Струнников по просьбе Яворницкого. 29 мая 1907 года художник писал историку:
«Я Вам послал копию с некоторыми изменениями, а оригинал находится у И.М. Поддубного. Написан он с натуры и лучше, чем копия. На оригинале он без чуба, усы закручены, вместо штанов - трико. Только одна грудь на вашем портрете осталась без изменений. Рост на обоих портретах натуральный». Видел ли этот казацкий портрет сам Поддубный – неизвестно.

Сам Николай, имеющий атлетическое сложение, служил моделью для своего учителя. Илья Репин
писал с него молодого, обнаженного до пояса казака и гребущего веслом могучего запорожца для картины "Черноморская вольница". История этой картины тоже необычна.

Репин в зимней мастерской во время работы над картиной Черноморская вольница 1906 г.

Для справки:

В 1888 году во время гастролей в Санкт-Петербурге украинской труппы Репин преподнес корифею украинского театра Марку Кропивницкому адрес с изображенной запорожской лодкой и фигурой актера в образе рулевого. Этот сюжет художник вспомнил много лет спустя. Картину Репин решил посвятить ее защитникам Украины – запорожцам, застигнутым бурей на море после набега на турецкий берег. По просьбе Репина Яворницкий нашел для картины морской запорожский малиновый флаг (стяг) с изображением запорожцев, который скопировал сын художника Юрий.
Все, кто видел картину на передвижной выставке 1909 года, восхищались ее экспрессией и колоритом. К сожалению, эта картина ушла за границу и только в 2008 году была обнаружена в одном из финских музеев. В этом же году в Русском музее была представлена сама картина и два этюда к ней, которые наши музейщики нашли в разных собраниях отечественных музеев.

Илья Репин Черноморская вольница (эскиз). Начало 1900-х.

Я не нашел саму картину, поэтому представляю один из эскизов, на котором, увы, невозможно понять, где герои, написанные со Струнникова.

Малоархангельск

Живя в Петербурге, занимаясь любимым делом, художник скучал по своему родному краю. Я уже писал, что во время летних каникул он уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В один из таких приездов, в 1902 году местный священник предложил Николаю расписать Воскресенскую церковь. Струнников не только согласился, у него возникла идея: в росписях повторить Владимирский собор в Киеве, с творениями художников В. М. Васнецова, М.А Врубеля и М. В. Нестерова.

Н.И. Струнников подал прошение в совет Академии об оказании в этом содействия, и на удивление, ему не было отказано. Струнников отправился в Киев, много там работал, копируя росписи Владимирского собора. Позже живописный комплекс Малоархангельской церкви был успешно завершен.
Николай Иванович вспоминал: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом. Если бы не моё гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса. Эта работа хорошо оплачивалась, и я уже мог помогать семье».
Во время работы он «боялся потерять то главное, что ценил в живописи – естественность позы и движения, а также близость к природе».
Как пишут историки, «чудесная земля Украины с ее удивительной природой, добрыми и щедрыми людьми издавна притягивала к себе российских художников».
А известный украинский художник Константин Трутовский (1826-1893) добавлял: "Сколько неразработанных материалов дает Украина художнику - и тому, кто рисует сцены жизни, и пейзажисту. Все тянутся в Италию - хорошо, естественно пожить и поучиться там, но не подобает российскому художнику ограничиваться итальянскими сценами, когда у нас есть свои прекрасные виды и сцены".
Малоархангельцы восхищались росписями Струнникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась. Она была разрушена в 1943 году, поскольку, по воспоминаниям местных жителей, была хорошим ориентиром для вражеской авиации.

Киев

Будучи в Киеве, Струнников влюбился в этот город, в 1913 году он решил переехать туда жить.
По рекомендации Репина Николая пригласили работать преподавателем в Киевское художественное училище (КХУ). «Преподавательская работа была мне по сердцу», - вспоминал Струнников. Своим ученикам Струнников передавал педагогические методы, унаследованные от своих учителей - В. Серова и И. Репина. В училище художник преподавал семь лет (до 1920 года).

Вскоре после переезда в Киев Струнников женился. Жена художника Прасковья Алексеевна стала ему большим другом и безропотно сносила тяготы беспокойной и неустроенной жизни. Сестра художника вспоминала, что «это была счастливая семья. Жену Николай Иванович глубоко любил, она была замечательная женщина: скромная, чуткая умела беречь талант брата. У меня о ней остались самые светлые воспоминания, как о близком друге и родной сестре».
В семье Струнниковых родилось трое сыновей. Старший Сергей впоследствии работал фотокорреспондентом газеты «Правда» и погиб в 1943 году под Полтавой. О младших - Игоре и Ростиславе, ничего неизвестно.

Влюбленный в жену художник написал несколько ее портретов: «Украинка» (1914), «Портрет жены художника» (1916), «Невеста» (1917), «Горе» (1917), «Портрет жены художника в национальном костюме» (1917), «Головка» (1925). На картинах Прасковья предстает перед зрителем то совсем юной девушкой, одетой в украинский национальный костюм, то невестой в подвенечном наряде, то глубоко скорбящей женщиной.
Мне удалось найти только один портрет 1917 года.

Николай Струнников Портрет жены 1917 г.

В Киеве Струнников сдружился с Ф.Е. Мироновым, который содержал мастерскую по изготовлению рам и подрамников. Будучи любителем искусства, тот скупал по дешевке работы художников, и собрал таким образом значительную коллекцию полотен.
Незадолго до отъезда из Киева Струнников подарил Миронову свой автопортрет, выполненный акварелью и цветными карандашами, где изобразил себя запорожцем с бритой головой, свисающим чубом и длинными казацкими усами.

Николай Струнников Запорожец. Автопортрет 1917 г.

На портрете у него лукаво усмехающееся лицо, в зубах запорожская люлька, а изо рта клубится мягкий табачный дымок. Позже вариант этого портрета был подарен в 1920 году Д.И. Яворницкому.

Революция

Надо отметить, что художник принял и поддержал революцию 1917 года. Искусствоведы называют несколько причин – бедное детство и постоянная борьба за существование, гибель брата при Цусиме и смерть старшей сестры во время восстания 1905 года.
Осенью 1919 года, в канун революционной годовщины, Струнников с группой педагогов и учеников художественного училища принимал активное участие в оформлении улиц и площадей Киева в соответствии с предложенной Лениным идеей монументальной пропаганды.
По инициативе наркомвоенмора Украины Николая Ивановича Подвойского в том же 1919 году были расписаны Луцкие казармы. Темы росписей - "Борьба с двуглавым орлом", "Борьба с капиталом", "Борьба с Антантой", "Шах и мат белому королю" и т.д. Во время работы художник познакомился с самим Подвойским, и это знакомство переросло в прочную дружбу.
Так художник-реалист, приверженец народной темы запорожского казачества стал приспосабливаться к новому времени.

Стоит отметить, что первые два десятилетия нового века Струнников активно выставлялся. Он был экспонентом Московского общества любителей художеств (МОЛХ), распущенного в 1918 году, Московского общества «Группа художников» с 1909 по 1911 год, Ассоциации художников революционной России и последних 47 и 48 выставок Товарищества передвижных художественных выставок (ТПВХ). Художник также был активным участником литературно-художественного кружка «Среда» в Москве.

Николай Струнников Весельчак. 1920е

Николай Струнников Рабочий-металлист.

Екатеринослав

В 1920 году Струнников по приглашению Яворницкого, ставшего директором Екатеринославского (ныне Днепропетровского) краевого исторического музея, переезжает в Екатеринослав и начинает работать сотрудником музея. Жил Струнников с семьей в доме Яворницкого.
У художника далекоидущие планы и цели – «организовать художественную мастерскую исторического быта запорожцев, иметь учеников и работать для музея".

Николай Струнников Казак с бандурой. В подпитии.

В гостиной дома Яворницкого художник выполнил монументальную роспись на стене "Тарас Бульба с сыновьями в походе " (1920).
- Смотрю, как вы вот кистью прикасаетесь к полотну, - говорил Дмитрий Иванович, - и узнаю репинскую школу. Счастливый вы, Николай Иванович, что работали с гениальным человеком.
Николай Иванович радостно улыбнулся.
- И стараюсь, чтобы не омрачить имя своего учителя и наставника...

Николай Струнников Настенная роспись Тарас Бульба с сыновьями 1920 г.

А вот создать художественную мастерскую при музее не удалось, и по рекомендации Яворницкого Струнников поехал в село Беленькое Екатеринославской губернии в качестве преподавателя рисования.
- Вижу, Николай Иванович, что вы все более и больше увлекаетесь запорожцами. – сказал Яворницкий. - То, говорю, было бы хорошо, если бы вы проехались в казацкие села Покровское и Беленькое.
Там, помимо лозунгов, агитационных панно и портретов в волостном исполкоме, художник создал серию портретов крестьян. Правда, искусствоведы отмечают: «по работам видно, что художник работал без вдохновения, видимо, заставляла нужда, ведь время было тяжелое и голодное».

Николай Струнников Бабушка внуку пришивает пуговицы.

Революцией мобилизованный

В 1921 году по вызову Наркомпроса Струнников переехал в Москву и больше в Украину не возвращался.
Пользуясь дружескими связями с Н.И. Подвойским, художник стал официальным художником (или, как шутили некоторые коллеги, придворным живописцем) Наркомата обороны СССР.

Николай Иванович Струнников.

Героико-романтические образы запорожских казаков сменились более пафосно-идеологическими портретами героев Октябрьской революции и гражданской войны. В период 1927-1930 годов Струнников создал целую галерею портретов - К. Е. Ворошилова, А. Е. Щаденко, А. Пархоменко, Н.И. Подвойского.

Николай Струнников Портрет Е.А. Щаденко.

Художник участвовал на выставке к десятилетию Красной Армии (РККА) с работами «Красный партизан товарищ Якимов» и «Портрет начальника царицынских бронепоездов товарища Алябьева».
В 1938 году Струнников получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за портрет партизана Лунёва.

Николай Струнников Партизан Лунев 1929 г.

В 1940 году художнику, за выдающиеся заслуги в области искусства и как признанному мастеру советской портретной живописи, было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, Струнников для местного Дома офицеров написал полотна "Зоя Космодемьянская" и "Партизан".
До последних дней своей жизни художник не расставался с палитрой и кистями.
Скончался Николай Иванович 20 сентября 1945 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Послесловие

На мой взгляд, и это подтверждают многие историки искусства, украинская казацкая тема в творчестве Струнникова остается самым ярким проявлением его таланта.

Николай Струнников Казак с кобзой.

Картины художника хранятся в 13 музеях и картинных галереях – Третьяковской галерее, Центральном музее Вооружённых сил в Москве, Музее новейшей истории России в Москве, Днепропетровском национальном историческом музее им. Д. Яворницкого, Полтавском, Донецком и Орловском художественных музеях и др.

Источники – Википедия, статьи Ольги Егоровой , Андрея Марина , Александра Локоткова , Любови Романчук , сайт Донецкого художественного музея и сайт www.maslovka.org.

СТРУННИКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

первый российский чемпион мира и Европы (1910-11) по скоростному бегу на коньках, четырехкратный чемпион России (1908-10 - коньки; 1909 - велоспорт). В 20-30-е гг. тренер.

Большой энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТРУННИКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТРУННИКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Васильевич , первый русский чемпион мира и Европы по …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • СТРУННИКОВ
    Алексей Иванович (1859—94) — писатель, магистр Московской дух. академии. Главные его труды: "Вера, как уверенность, по учению православия" (магист. диссерт., …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • СТРУННИКОВ
    СТР́УННИКОВ Ник. Вас. (1886-1940), первый рос. чемпион мира и Европы (1910-11) по скоростному бегу на коньках, четырёхкратный чемпион России (1908-10 …
  • СТРУННИКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТР́УННИКОВ Вл. Ал-др. (р. 1914), генетик, акад. РАН (1987), Герой Соц. Труда (1990). Тр. по генетике и селекции ж-ных. Разработал …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • СТРУННИКОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Алексей Иванович (1859?94) ? писатель, магистр Московской дух. академии. Главные его труды: "Вера, как уверенность, по учению православия" (магист. диссерт., …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • СТРУННИКОВ
    Владимир Александрович (р. 1914), российский генетик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), Герой Социалистического Труда (1990). Труды по …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • ГОРЮНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горюнов Николай Васильевич (1880 - 1938), протодиакон, священномученик. Память 9 марта, …
  • БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Болотов Василий Васильевич (1853 - 1900), историк Церкви, филолог, член-корреспондент Императорской Академии Наук по …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • СТРУННИКОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Струнников (Алексей Иванович, 1859 - 1894) - писатель, магистр Московской духовной академии. Главные его труды: "Вера как уверенность, по учению …
  • СКОПИН-ШУЙСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич, 1587 - 1610) - князь, знаменитый деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при …

Николай Иванович Струнников родился в 14 мая 1871 года в Орле. В семье было шесть детей (два сына и четыре дочери), жили в постоянной нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда, где отец художника был приказчиком в сельском магазине. Иван Алексеевич был строг, но справедлив. А мать, Александра Николаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. Эти родительские черты и предопределили характер Николая.

По воспоминаниям младшей сестры художника, Марии Ивановны, много лет проработавшей учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, их мать отличалась художественными способностями и делала великолепные вышивки бисером. Николай любовался ими и зарисовывал акварелью. «Когда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: «Ты Колечка не обижайся на папу, он больной, нервный. Помогай ему в работе, а в свободное время рисуй. У тебя хорошо получается».

После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю Струнникову пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Орле на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били его и старшие мальчики и приказчики.

Но несмотря на невзгоды детства, Николай Иванович не расставался с мечтой о художественном образовании. Свои наблюдения ночью при свете коптилки он зарисовывал на клочках бумаги. «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему особенно полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, повесть «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!»

С годами увлечение рисованием стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Свое образование он начал учеником в мастерской живописца С.И. Грибкова, куда попал в числе по рекомендации одного художника, заметившего его способности. Днем Николай Иванович тер краски, колол дрова - выполнял работу подмастерья, а по вечерам в числе наиболее талантливых учеников познавал азы художественного мастерства. В рассказе В. А. Гиляровского «Начинающие художники» (книга «Москва и москвичи») этот период жизни Струнникова описан очень хорошо.

Своего учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.

В 1892 году сбылась мечта Николая Ивановича о поступлении в училище живописи, ваяния и зодчества. Но, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью, он принимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно. В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училища Петербургской Академии художеств к прославленному И. Е. Репину.

Струнникову нелегко достались годы учебы, так как нужно было добывать средства к существованию. «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам сёстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, - вспоминала Мария Ивановна, - у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица ребенка, Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал… Эти иллюстрации брат подарил мне. Я их не могла, к большому сожалению, сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».

В мастерской Ильи Ефимовича Репина Струнников подружился с писателем Владимиром Алексеевичем Гиляровским, который всячески помогал молодому художнику. «Я читал его стихи, - вспоминал Николай Иванович, - заслушивался рассказами из его в некоторых частях легендарной биографии, через него увлекался героями Запорожья, поэму о которых он в то время писал… В его удали, энергии, исключительной веселости, даже его коренастой фигуре, как казалось тогда мне, было что-то от этих запорожских героев». В 1900 году Струнников написал портрет дяди Гиляя в образе лихого запорожца на фоне южных гор. Украинскому историку Д.И. Яворницкому художник подарил портрет другого потомка запорожских казаков знаменитого борца Ивана Поддубного. Сам Николай Иванович, имеющий атлетическое сложение, служил моделью для своего учителя. Илья Ефимович Репин запечатлел его на картине «Черноморская вольница».

Живя в Петербурге, занимаясь любимым делом, он все же скучал по своему родному краю. Поэтому во время летних каникул уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В один из таких приездов, в 1902 году местный священник предложил расписать Воскресенскую церковь. Струнников не только согласился, у него возникла идея: в росписях повторить интересный памятник российской монументальной живописи Владимирский собор в Киеве, с творениями выдающихся русских художников В. М. Васнецова, М.А Врубеля, М. В. Нестерова. Н.И. Струнников подает прошение в совет Академии об оказании в этом содействия. В чем ему не было отказано. В Киеве художник много работал, копируя росписи Владимирского собора. Впоследствии им был успешно завершен живописный комплекс Малоархангельской церкви. Николай Иванович вспоминал: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом… Если бы не моё гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса…это хорошо оплачивалось, и я мог уже помогать семье». Во время работы он «боялся потерять то главное, что ценил в живописи естественность позы и движения и близость к природе». Многие малоархангельцы восхищались росписями Струнникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась: она была разрушена в 1943 году.

Художник влюбился в Киев и при первой возможности переезжает в него (1913 г.), поступив преподавателем в художественное училище по рекомендации И.Е. Репина. Здесь начинается новая жизнь художника. «Преподавательская работа была мне по сердцу», - вспоминал Струнников. Педагогический метод был им унаследован от замечательных учителей - В. Серова и особенно И. Репина.

«Вскоре после переезда он женился. Прасковья Алексеевна - жена художника стала ему большим другом с первого дня их супружества и безропотно сносила тяготы беспокойной и неустроенной жизни. Влюбленный в нее Струнников написал несколько ее портретов: «Украинка» (1914), «Портрет жены художника» (1916), «Невеста» (1917), «Горе» (1917), «Портрет жены художника в национальном костюме» (1917), «Головка» (1925). Она предстает перед зрителем то совсем юной девушкой, одетой в украинский национальный костюм, то невестой в подвенечном наряде, то глубоко скорбящей женщиной». В семье родилось трое сыновей: старший, Сергей (работал впоследствии в фотокорреспондентом газеты «Правда». Погиб в 1943 г. около Полтавы), Игорь и Ростислав. Сестра художника вспоминала, что это была счастливая семья. Жену Николай Иванович глубоко любил «она была замечательная женщина: скромная, чуткая умела беречь талант брата. У меня о ней остались самые светлые воспоминания, как о близком друге, родной сестре».

На Украине Струнников много и плодотворно работал, не случайно и сейчас его картины украшают стены её музеев. Героико-романтические образы казаков позже привели его к портретам героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.

Художник принял и поддержал революцию. Этому способствовали все обстоятельства его жизни: постоянная борьба за существование, гибель брата при Цусиме и сестры во время восстания 1905 года.

В 1921 г. по вызову Наркомпроса Струнников переехал в Москву и больше в Украину не возвращался, прожив оставшуюся жизнь, как признанный мастер советской портретной живописи. В период 1927-1930 гг. создал целую галерею портретов героев гражданской войны: К. Е. Ворошилова, А. Е. Щаденко, Пархоменко, Подвойского. За портрет партизана Лунева Струнникову присуждена Золотая медаль на международной выставке в Париже в 1937 году. А во время Великой отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, написал полотна «Зоя Космодемьянская» и «Партизан» для Свердловского дома офицеров. За выдающиеся заслуги в области искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Наследие художника является ценным вкладом в развитие отечественной портретной живописи. Главной темой искусства этого талантливого мастера всегда был человек. Картины Н.И. Струнникова хранятся в 13 картинных галереях, в том числе и Орловской.

Отдавая дань уважения своему земляку, малоархангельцы установили на городском кинотеатре «Колос» мемориальную доску. На сером мраморе высечены слова: «В гор. Малоархангельск с 1901-1904 жил и работал известный советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Струнников». Сейчас мемориальная доска находится на реставрации.

Скончался Николай Иванович Струнников 20 сентября 1945 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подготовила О. Егорова, библиотекарь малоархангельской ГБ

Литература:

  • Воспоминания М. И. Струнниковой о брате / В. Агошков // Малоархангельские истоки. - Орел - Малоархангельск, 1999. с.169-172.
  • Гиляровский, В. А. Начинающие художники / В. А. Гиляровский // Москва и москвичи. - М., 1985.
  • Локотков, А. Украина пленила его сердце: «запорожцы» Николая Струнникова [Электронный ресурс] / Александр Локотков // Интернет-газета От заката до рассвета. Днепропетровск. - Режим доступа: -http://zador.com.ua/print.php?id=66441

Регалии: 2-кратный чемпион мира (2010, 2011); 2-кратный чемпион Европы (2010, 2011); 3-кратный чемпион России (2008, 2009, 2010); рекордсмен мира (2011).

Родился 16 декабря 1886 года в селе Скнятино Тверской губернии (Россия).
Николай Струнников воспитывался в крестьянской семье. С детства ежедневно занимался спортом - бегал, ездил на велосипеде, а зимой катался на коньках и играл в хоккей.

В 1906 году занял на чемпионате России по конькобежному спорту второе место после Николая Седова. Уступил более опытному сопернику и в 1907 году, а в 1908-м (после ухода Седова из спорта) впервые стал чемпионом России в классическом многоборье.

В 1910 году Николай стал первым в истории России чемпионом Европы и мира. Континентальное первенство проходило в Выборге, и Струнников выиграл у самого Оскара Матисена. Из-за дождя дорожка покрылась слоем воды, но это не помешало «черному черту» (Струнников выступал в обтягивающем черном трико) опередить действующего чемпиона на решающей дистанции 1500 метров.

В том же году на чемпионате мира в Гельсингфорсе Матисен выиграл три забега из четырех, но на дистанции 10000 метров Струнников «привез» великому норвежцу несколько десятков секунд и вырвал у соперника (Матисен занял лишь шестое место на 10 километрах) чемпионский титул.

Огромное впечатление на зрителей и зарубежных журналистов произвело выступление «простого крестьянина» из России на матчевой встрече Норвегия - Швеция в Осло (тогда столица Норвегии называлась Кристиания) 4 февраля 1911 года.

Здесь Струнников выступал вне конкурса. Как рассказал сам спортсмен, он приехал, чтобы побить рекорд на дистанции 5000 метров, установленный Яапом Эденом в 1894 году (8 минут 37,6 секунды).

Мало кто верил, что один из самых старых высших достижений в конькобежном спорте падет «по заказу», но «феноменальный русский» широченными шагами, но в то же время чрезвычайно грациозно (как писали норвежские газеты), будто паря над дорожкой, с каждым кругом набирал скорость.

Его итоговый результат оказался ненамного выше, чем установленный Эденом 17 лет назад рекорд, - 8 минут 37,2 секунды, но зрителям показалось, что Николай пробежал эти пять километров на одном дыхании и совершенно не выбился из сил.

Увы, Международный союз конькобежцев отказался регистрировать новый мировой рекорд на том основании, что Струнников не участвовал в соревновании и соответственно его забег на 5000 метров был неофициальным (рекорд был утвержден лишь много лет спустя, в 1976 году).

Через несколько дней Струнников, прозванный за рубежом «Славянское чудо», легко победил на всех четырех дистанциях на чемпионате Европы, а 28 февраля, также победив на всех четырех дистанциях, завоевал вторую золотую медаль на чемпионате мира в норвежском Тронхейме (Оскар Матисен не участвовал в этих соревнованиях, и составить россиянину достойную конкуренцию никто в его отсутствие не сумел).

Неизвестно, как бы развивалась карьера Николая Струнникова дальше, но в 1912 году Московское гимнастическое общество «Сокол» не нашло средств, чтобы командировать двукратного чемпиона мира в классическом многоборье на очередное первенство. Струнников в знак протеста ушел из спорта.

Известно, что он несколько лет работал техником-конструктором в строительных организациях Москвы. Николай Васильевич снова надел коньки лишь в 1924 году. Он был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где проводился первый чемпионат СССР.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: