«Второй Чаадаев, мой Евгений. Литература и русский язык: Второй Чадаев, мой Евгений… Евгений Онегин, Сочинение

Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа "Евгений Онегин", вложив в него "плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился "прогресс русского общества".

С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: "наследник всех своих родных", "добрый мой приятель", "второй Чадаев". Герой "родился на брегах Невы", его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Онегин - "наследник всех своих родных" (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый "по последней моде", он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам, поэтому "свет решил, что он умен и очень мил". Но Онегин не просто "молодой повеса".

Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем - от одежды до "блеска ума", он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью.

Оппозиционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ "светского льва", далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с "ростом" самого автора. Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование ("мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…"),

Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится "в просвещении стать с веком наравне".

Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский.

Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…

А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно "резкий, охлажденный ум" героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей… Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-ые годы XIX века и в котором "выразился прогресс русского общества".

Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа «Евгений Онегин», вложив в него «плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился «прогресс русского общества». С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: «наследник всех своих родных», «добрый мой приятель», «второй Чадаев». Герой «родился на брегах Невы», его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… Онегин - «наследник всех своих родных» (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый «по последней моде», он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам, поэтому «свет решил, что он умен и очень мил». Но Онегин не просто «молодой повеса». Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем - от одежды до «блеска ума», он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью. Оппози-ционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ «светского льва», далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с «ростом» самого автора.

развитии, что связано с «ростом» самого автора. Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…»), Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится «в просвещении стать с веком наравне». Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский. Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов: Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет… А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно «резкий, охлажденный ум» героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей… Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-ые годы XIX века и в котором «выразился прогресс русского общества».

Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа "Евгений Онегин", вложив в него "плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился "прогресс русского общества".

С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: "наследник всех своих родных", "добрый мой приятель", "второй Чадаев". Герой "родился на брегах Невы", его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Онегин - "наследник всех своих родных" (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый "по последней моде", он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам, поэтому "свет решил, что он умен и очень мил". Но Онегин не просто "молодой повеса".

Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем - от одежды до "блеска ума", он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью.

Оппозиционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ "светского льва", далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с "ростом" самого автора. Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование ("мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…"),

Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится "в просвещении стать с веком наравне".

Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский.

Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…

А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно "резкий, охлажденный ум" героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей… Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-ые годы XIX века и в котором "выразился прогресс русского общества".

Второй Чадаев, мой Евгений… Евгений Онегин

Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа "Евгений Онегин", вложив в него "плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился "прогресс русского общества".

С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: "наследник всех своих родных", "добрый мой приятель", "второй Чадаев". Герой "родился на брегах Невы", его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Онегин - "наследник всех своих родных" (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый "по последней моде", он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам, поэтому "свет решил, что он умен и очень мил". Но Онегин не просто "молодой повеса".

Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем - от одежды до "блеска ума", он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью.

Оппозиционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ "светского льва", далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с "ростом" самого автора. Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование ("мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…"),

Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится "в просвещении стать с веком наравне".

Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский.

Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…

А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно "резкий, охлажденный ум" героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей… Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-ые годы XIX века и в котором "выразился прогресс русского общества".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Оформление сцены: несколько кресел, покрытый столик, подсвечник, бумага, перья.

Действие сопровождается подготовленной презентацией.

Действующие лица:

  • Ведущий 1
  • Ведущий 2
  • Пушкин А.С.
  • Онегин
  • Чаадаев П.Я.
  • Меншиков А.С.
  • Критик
  • Норова А.С.
  • Татьяна
  • Няня.

Учитель: “Евгений Онегин” – самое большое, самое главное произведение поэтического творчестваАлександра Сергеевича Пушкина, в нем выразилось не только творческое мировоззрение самого поэта, его самобытность, но и вся современная поэту русская жизнь с ее хорошими и дурными сторонами. В годы работы над романом ему пришлось пережить ссылку, потерять много своих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России того времени.

Фрагмент фильма “Онегин”.

Ведущий1: “Евгений Онегин” – одно из самых замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина. В этом году исполняется 190 лет с момента начала работы над ним автора. Лучшие годы жизни (1823–1831) поэт посвятил ему, вложив в него “плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. В этом произведении среди прочих героев перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи.

Ведущий 2: Пушкин создал типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, критически относящегося к светской жизни. Потому что именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился “прогресс русского общества”.

1-я страница. Герой.

Ведущий 1: Главный герой романа – Евгений Онегин, родился “на брегах Невы”, то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени.

Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.

Ведущий 2: Онегин получил типичное для многих дворян воспитание – сначала гувернантка Madame, затем гувернер-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...

Ведущий 1: А потому жизнь Онегина в Петербурге была полна любовных интриг и светских развлечений, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений едет к умирающему дяде в деревню.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Ведущий 2: Так думал Онегин – “наследник всех своих родных” и добрый приятель поэта, он “второй Чаадаев”

Ведущий 1: Ему, Петру Яковлевичу Чаадаеву, послужившему одним из прообразов Евгения Онегина, мы посвящаем следующую страницу нашего устного журнала. Чаадаев был человеком необыкновенным, известным своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде, а Пушкин посвятил ему еще три своих замечательных произведения.

Ведущий 2:

Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарской.

2-я страница. Чаадаев.

(С разных сторон появляются Чаадаев и Пушкин.)

Чаадаев: Я, Петр Яковлевич Чаадаев, родился в старинной дворянской семье, рано остался без родителей. Воспитанием моим занимался князь Щербатов. Свое образование продолжил в Московском университете, затем стал офицером лейб-гвардии, был участником Бородинского сражения и заграничных походах русской армии, позднее вступил в Северное общество декабристов, но вскоре уехал за границу, где познакомился с Шеллингом и в дальнейшем поддерживал с ним переписку. В Россию я вернулся только после разгрома декабристов. В своих “Философических письмах”,ставших широко известными в 1831 году, я писал о духовной и умственной отсталости нашего народа.

Одно желание: останься ты со мной!
Небес я не томил молитвою другой.
О скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки?
Когда соединим слова любви и руки?
Когда услышу я сердечный твой привет?..
Как обниму тебя! Увижу кабинет,
Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель
И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.
Приду, приду я вновь, мой милый домосед,
С тобою вспоминать беседы прежних лет,
Младые вечера, пророческие споры,
Знакомых мертвецов живые разговоры;
Поспорим, перечтем, посудим, побраним,
Вольнолюбивые надежды оживим,
И счастлив буду я; но только, ради бога,
Гони ты Шепинга от нашего порога.

Чаадаев: В 1816году я был переведен корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. Там, в доме Н. М. Карамзина, в Царском Селе и произошло наше с Пушкиным знакомство. Поэт с трогательным чувством называл меня своим товарищем, его мечты были о новой России, он глубоко верил в лучшее будущее.

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Да, Чаадаев более способствовал моему развитию, чем всевозможные профессора своими лекциям. Чаадаеву выпало на долю спасти меня от грозившей ссылки в Сибирь или заключения в Соловецкий монастырь. Узнав об опасности, он. Чаадаев, бывший тогда адъютантом командира гвардейского корпуса князя Васильчикова, добился не в урочный час свидания с Карамзиным и убедил его вступиться за меня.

Чаадаев: А мне прочили самую успешную карьеру. Отставка была неожиданной, потрясла общество и вызвала множество версий и легенд, но я нравственно не мог оставаться на службе, когда наказывали моих друзей. (Обращаясь к публике, с силой.) Потому что считал, что есть люди, которые умом создают себе сердце, другие – сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

Меншиков А.С., морской министр, подходит к Чаадаеву со словами:

– Что это, Петр Яковлевич, старых знакомых не узнаете?
– Ах, это вы! Действительно не узнал. Да и что это у вас черный воротник? Прежде, кажется, был красный?
– Да разве вы не знаете, что я – морской министр?
– Вы? Да я думаю, вы никогда шлюпкой не управляли.
– Не черти горшки обжигают (обиженно)
– Да разве на этом основании. Слава богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных.

Пушкин: Но я дорожил дружбой с тобой, считал тебя неоспоримо и без всякого сравнения самым образованным, видным и самым блистательным из всех молодых людей в Петербурге. Дружбы с тобой искали, ею гордились. И находясь в Михайловском, в числе самых необходимых предметов для жизни, я требовал прислать мне твой портрет. Тебе же и послал свой первый экземпляр "Бориса Годунова" и горячо интересовался твоим мнением об этом произведении.

Ведущий 1: Да, от остальных людей Чаадаев отличался необыкновенной нравственно-духовной возбудительностью… Его разговор и даже одно его присутствие, действовали на других, как действует шпора на благородную лошадь.

Ведущий 2: При нем как-то нельзя, неловко было отдаваться ежедневной пошлости. При его появлении всякий как-то невольно нравственно и умственно осматривался, прибирался и охорашивался.

3-я страница. Дендизм

Судьба Евгения хранила:
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил.
Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.

Критик: Петербургским денди называет Пушкин Онегина, и это создает ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем – от одежды – до “блеска ума”, он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью, равнодушием к чинам и служебной карьере, культом праздности, политического вольнодумства. Вот общие черты поколения 1820-х годов. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.

Критик: Онегин решает серьезно погрузиться в мир знаний. Он много читает, анализирует прочитанное, стремится “стать с веком наравне”. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, – признак глубокого, неравнодушного ума. Именно “резкий, охлажденный ум” героя позволил ему критически оценить людей, общество и жизнь: “Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей...” Таким образом, в Евгении Онегине Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-е годы 19 века и в котором “выразился прогресс русского общества”.

Ведущий 1 : Печальна судьба самого Чаадаева, который в своем основном сочинении – “Философические письма” изложил свой взгляд на исторический процесс Божественного Провидения, соответствовавшего более католицизму и определившему духовное единообразие Западной Европы.

Ведущий 2: А православная Россия, не имеющая, по его мнению, традиций, лишена органического развития, и потому пришла к интеллектуальному и нравственному тупику. За публикацию первого “Философического письма” в журнале “Телескоп” в 1836 году Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Ведущий 2: Для современников в тот момент было очевидно: нравственная и интеллектуальная дуэль Чаадаева с властью сделала Чаадаева героем.Таким образом, мы можем утверждать, что роль Чаадаева и его идей в формировании нравственного облика русской интеллигенции огромна. Он был одним из первых лишних людей для российской государственности.

4-я страница. Дуня Норова.

Звучит вальс Чайковского из оперы "Евгений Онегин".

Ведущий 1: Авдотья Сергеевна Норова, у которой, как говорили, “возник культ Чаадаева, близкий к своеобразной религиозной экзальтации”, считается одним из прототипов той Татьяны Лариной, которая жила в деревне.

Чаадаев: Что говорить, влекло меня в Надеждинскую усадьбу. Она находилась невдалеке от имения тетушки княжны Анны Михайловны Щербатовой, у которой я жил после трехлетнего путешествия по загранице. Алексеевское, как и Надеждино, относилось к Дмитровскому уезду Московской губернии. Места благодатные, живописные. Усадьба Норовых выделялась среди других своей красотой и очень мне нравилась. Двухэтажный просторный господский дом с четырьмя колоннами стоял на берегу широкого пруда и утопал в зелени. Среди деревьев виднелась церковь. Было на что поглядеть, да и знал. что мои визиты ждет Авдотья Сергеевна.

Норова: Гостю тридцать три года. Я моложе его на пять лет, я родилась в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным, другом Чаадаева, получила хорошее домашнее образование, любила французские романы. Вся наша семья Норовых – четыре брата и сестра Екатерина – была читающей.

Ведущий 1: Милую, ласковую, общительную Дуню окружающие любили. Темные длинные волосы она закалывала на затылке. Глаза внимательные, взгляд мечтательный, брови длинные. Очертания рта и носа правильные. Пальцы рук длинные, улыбка несмелая. Она была стройной, но худенькой. Предпочитала светлые платья с отложными воротничками из тончайших кружев.

Ведущий 2: Итак, Авдотья, как и Татьяна, …

С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась

Ведущий 1: Глядя на Дуню Норову, хорошо можно представить себе и Татьяну – любимую героиню Пушкина.

Ведущий 2:

Тоска любви Татьяну гложет и в сад идет она грустить.
Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…

Чаадаев: Авдотья Сергеевна, чистое и возвышенное создание, плохо вписывалась в сельский мир, чувствовала себя неустроенной в жизни. В глазах ее все чаще стали появляться печаль и тоска. Она призналась в этом мне, когда мы гуляли по лужайке у дома, обсаженной розами и нарциссами. Девушка надеялась, что я помогу ей найти призвание, обрести смысл жизни.

5-я страница. Любовь

Инсценировка

Не спится, няня, здесь так душно
Открой окно и сядь ко мне.

Няня: Что, Таня, что с тобою?

Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя,
Я плакать, я рыдать готова.

Дитя мое, ты не здорова,
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси,
Дай окроплю святой водою
Ты вся горишь…

Я не больна, я… знаешь,
Няня, влюблена.

Няня: Дитя мое, господь с тобою.

(Няня девушку крестит.)

Поди, оставь меня одну,
Дай няня мне перо, бумагу
Да стол подвинь, я скоро лягу. Прости!

(Склонившись, пишет, затем читает написанное письмо к Онегину.)

Татьяна: Ах, няня, сделай одолженье.

Няня: Изволь, родная, прикажи.

Итак, пошли тихонько внука
с запиской этой к О… к тому…

Но день протек и нет ответа,
Другой настал: все нет, как нет.
Бледна, как тень с утра одета,
Татьяна ждет: когда ж ответ?
А что ж Евгений?
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь:
Откажут – мигом утешался,
Изменят – рад бы отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья.
Но, получив письмо Татьяны,
Онегин живо тронут был…

Норова: Наконец, пришел долгожданный миг: письмо от Петра Яковлевича! Увидя Ваш почерк, перед тем, как распечатать Ваше письмо, я благодарила, пав на колени, Предвечного за ниспосланную мне милость".

Чаадаев: Я пожалел Авдотью Сергеевну и написал ей теплые и задушевные слова. Я назвал ее дорогим другом и признался, что хорошо понимаю ее сердце и готов облегчить ее страдания. Позже после болезни Авдотья Сергеевна скончалась. Она жила любовью и умерла, любя. Я пережил любящую меня женщину почти на двадцать лет. В своем завещании я просил похоронить себя у стен Донского монастыря, рядом с могилой Авдотьи.

Ведущий 1: А что ж Онегин?

Вы ко мне писали.… Не отпирайтесь. Я прочел…
Примите исповедь мою: себя на суд вам отдаю.
Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг
Единый, то, верно б, кроме вас одной, невесты не искал иной.
Супружество нам будет мукой, я сколько не любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.

Звучит музыка.

(Чайковский П. И.Евгений Онегин. Полонез.)

Ведущий 2: Он, к сожаленью, не понял тогда в деревне Татьяны. Не понял и того, что такие натуры, как Татьяна, как Дуня, любят один раз и на всю жизнь. Именно они и останутся в нашейпамяти, и пусть их имена звучат вечно и служат для нас примером мудрости и любви.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами проследили, что роман Пушкина имеет великое общественное значение. В нем, как и во всей русской общественной жизни, замечаются два течения: одно берет начало в западноевропейской цивилизации, другое есть продолжение нашего древнего русского быта. А Пушкин, великий поэт и выразитель духа народа, совмещал в себе обе эти струи духовной жизни и с одинаковым совершенством изображал типических представителей той и другой.

Список литературы.

  1. Тарасов Б. Чаадаев. – М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 1986.
  2. А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Сочинение в трех томах. Том третий – М.: Художественная литература, 1986.
  3. Ю.М.Лотман. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Л.: Просвещение Ленинградское отделение, 1983.
  4. 4. Н.Долинина. Прочитаем “Онегина” вместе. – СПб.: Академический проект, 2001.
  5. http://www.epwr.ru/quotauthor/449/
  6. http://rudocs.exdat.com/docs/index-276905.html?page=4
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: