Вандербильт биография. Корнелиус Вандербильт: фото, биография, цитаты, высказывания

У Вуди Аллена есть фильм «Мелкие мошенники». Там парочка престарелых балбесов, неожиданно законно разбогатев, решила влиться в высшее общество Америки. Точнее, решила женская половина этой пары. Ее муженек как был простаком, так и всеми силами держался за это простачество. Мадам украшала свой дом статуями, училась искусству, но ее все равно все это утонченное высшее общество не ставило в грош. В итоге мадам разорилась, плюнула на высшее общество, общество плюнуло на нее, и каждый продолжил быть собой. Все. Отличный фильм, кстати.

Нет, Корнелиус Вандербильт, наш герой, не был мошенником совершенно точно (по крайней мере, мелким), но стать своим среди нью-йоркского бомонда ему, по словам современников, очень хотелось. И если в делах Вандербильт был атаманом и победителем, то в частной жизни все его потуги влезть в светские дела оборачивались китчем.

Семья Корнелиуса Вандербильта была бедна, как депутаты Госдумы в период налоговой отчетности. Отец был фермером и лодочником, жили они на своей же ферме на Стейтен-Айленде в Нью-Йорке. В 11 лет Вандербильт положил на школу и пошел подрабатывать лодочником. В 16 лет он занял у матери 100 долларов и купил свою первую лодку. Благодаря тому, что Вандербильт готов был перевозить пассажиров со Стейтен-Айленда на Манхэттен в любые погоду и время, он заработал хорошую репутацию, и к нему «поплыли» клиенты. Долг матери он вернул через полгода. Через год он купил несколько лодок и поставил на них своих гребцов.

К 18 годам Вандербильт подрядился перевозить припасы для военных гарнизонов. Считай, пошли госзаказы. К 22 годам у Вандербильта были лодочная флотилия, шхуна и 9 тысяч долларов кэшем. Умножьте эту сумму на 50 и получите полмиллиона в наших деньгах. Так в Америке становились богатыми. Первый миллион добывался чаще своими мозолями на руках от гребных весел. Второй и прочие миллионы – мозолями копеечных наемников и голодранцев.

Еще спустя несколько лет Вандербильт стал пароходным королем. Он быстро почуял, куда ветер дует, с изобретением пароходов, закупил пару и начал применять свой любимый прием для изживания конкурентов – демпинг. Если ваше утро начинается с чашечки кофе, то утро Корнелиуса Вандербильта начиналось с того, что он прессовал соперников. Если так получалось, что вы владели пароходной или любой другой компанией, которая пересекала интересы нашего предпринимателя, он обрушивал цены на свои услуги: скажем, вместо доллара брал за пароходную поездку 10 центов, все клиенты мигом шли к Вандербильту, а ваша компания сушила сухари. Ни один из конкурентов Корнелиуса не выдерживал его демпинга (кроме вышеописанного товарища Гулда). Все сдувались. Акции компании конкурентов падали, и Вандербильт скупал их на раз.

Сначала Вандербильт работал на локальных пароходных маршрутах – от Нью-Йорка и по окрестностям, но вскоре вышел на трансконтинентальные перевозки. Да, и там у Корнелиуса были противники, причем субсидируемые из бюджетов США и Великобритании, но и их, поднатужившись, Вандербильт заборол. Именно Вандербильт первым задумал рыть канал в Центральной Америке: сначала через Никарагуа, потом в Панаме. Не удалось: акционеры денег не дали (а нужно было очень много). Потому в этом направлении – перевозках с запада Америки в Европу − Вандербильт продолжил работать в два парохода: один подходил к Панаме со стороны Тихого океана, пассажиры или груз по суше доезжали до Атлантического берега, и там уже поджидал и дымил другой пароход. Все грузились на него, и, тадам, вы в Нью-Йорке или Европе.

Был у Вандербильта лишь один деловой минус. С натяжкой минус, конечно. Вандербильт любил путешествовать. Он даже построил себе личную яхту и несколько раз отправлялся в европейский вояж самолично. И каждый раз, возвращаясь из турне, он находил, что его сотрудники были в процессе его, Вандербильта, «обувания». В смысле только Вандербильт отвлекался от дел, как всю его компанию пытались растащить по кускам. Корнелиус безжалостно все пресекал. Была даже история, когда его соратники сперли у него пароходы, которые возили людей через ту самую Никарагуа, и договорились с главными людьми этой страны продолжить дело магната самостоятельно. Вандербильт соплей на кулак не мотал, а пошел к президенту США со словами, что или США вмешаются войсками и дипломатией, или сам Корнелиус купит пушек и покажет местным туземцам, где в Никарагуа зимуют креветки. США пригрозили маленькой и не очень гордой Никарагуа, и Вандербильту все вернули.

Вандербильт быстро стал королем пароходов, и так же быстро он от них избавился. Продав пароходный бизнес, Вандербильт с душой вложился в железные дороги и недвижимость. Методы были те же. Раздавить, задушить и выкупить. Работало безотказно.

Возможно, поэтому в светском обществе Нью-Йорка, как я уже сказал раньше, Корнелиуса Вандербильта не любили. Слишком много у магната было врагов − людей, им «обесштаненных» и побитых. Все современники в голос вопили про ж/д короля, что хоть он и богат, как Мидас, но манеры у него «дай боже». Вандербильт ругался матом, курил крепкие сигары, в общем, вел себя как матрос. Фу-Фу-фу. Говорят, Корнелиус любил свою персону и даже установил возле своего дома статую имени себя в виде бога на троне. Чем-то это напоминает российских деляг по стилю. Вандербильт слишком быстро стал богатым, чтобы быть скромным.

В любом случае Корнелиус Вандербильт, несмотря на все свои перегибы, был локомотивом экономики США. Он «оработил» тысячи американцев и платил миллионы налогов. Именно поэтому его имя вызывает трепет, а его многочисленную семью с самого XIX века автоматом записывают в такую надуманную ерунду, как «тайное правительство мира».

Наконец, опять же к вопросу, что Вандербильт в жизни был бизнес-гопником, но помнят о нем почти только хорошее: Корнелиус пожертвовал кучу денег местному университету в Нэшвилле (штат Теннесси), теперь носящему имя Вандербильта и являющемуся одним из лучших в мире. Корнелиус Вандербильт знал, куда вкладывал деньги.

И самое последнее про матроса-магната. Корнелиус Вандербильт считается изобретателем чипсов. Как-то в ресторане ему принесли картошку, но Вандербильт от нее отказался: «Слишком толсто порезана и недожарена». Картофель порезали потоньше, и покатилось. «Лейз», «Принглс» и прочее и прочее.

Он родился в 18 веке. Сколотил самое большое состояние в 19 веке. Занимался речным и морским флотом, был крупнейшим железнодорожным магнатом, и до сих пор присуствует в современной жизни Нью-Йорка, каждый день напоминая о себе пассажирам, приезжающим на Гранд-Централ на 42-стрит, основанный Вандеобильтом в позопрошлом веке.

Корнелиус Вандербильт родился в фермерской семье на Стэйтен-Айленде. Отец его занимался лодочными перевозками. В 11 лет Корнелиус, бросив школу, стал помогать отцу. В 16 он начал работать сам. Для начала юный Вандербильт попросил у матери $100 и она дала ему их с условием, что он вспашет и засеет восемь акров семейной земли. Сын справился с задачей и на полученные деньги купил лодку. На ней он возил грузы и пассажиров между Стэйтен-Айлендом и Манхэттеном. Причем цену за свои услуги Корнелиус установил значительно более низкую, чем у остальных лодочников на переправе. Демпинговые цены станут его коньком на протяжении всей жизни и практически всегда будут приносить Вандербильту успех.

Прошел всего год, и Корнелиус не только вернул матери долг, но и заработал свою первую тысячу долларов. Время играло ему на руку, а он ловко ловил момент. Англо-американская война 1812 года принесла молодому предпринимателю новые возможности. Ему было всего 18, но он смог заработать авторитет в бизнес-кругах Нью-Йорка и получить правительственный контракт на поставки товаров в военные форты, расположенные недалеко от города. На заработанные деньги Корнелиус построил средних размеров шхуну и два небольших корабля. С тех пор его нарекли Командором – прозвищем, которое он с гордостью носил всю жизнь.

Через 5 лет Вандербильт женился на Софии Джонсон, а его капитал составлял $9000. Пришло время перемен… и Командор вышел из бизнеса. Несмотря на то, что Корнелиус рано бросил школу, он никогда не упускал шанса получить новые знания, особенно если это можно было сделать бесплатно. Продав свой флот, Командор нанимается капитаном небольшого корабля с зарплатой в $1000 в год к Томасу Гиббонсу. Эта работа дает ему возможность разобраться в устройстве пароходов и служит толчком для новой идеи – создание нового современного парохода. Вандербильту удается убедить Гиббонса построить паровое судно. В этом проекте они уже становятся компаньонами.

Вандербильт никогда не жалел о том, что ушел из школы в 11 лет, он любил повторять: «Если бы я продолжил учиться, у меня не осталось бы времени ни на что другое».

Корабль готов и отправляется в рейс вверх по Гудзону. И, как обычно, Корнелиус устанавливает демпинговые цены за проезд на своем пароходе, запрашивая вчетверо меньше, чем его конкуренты. А конкуренты были серьезные- легальные монополисты на рынке пароходных перевозок – Роберт Ливингстон и изобретатель колесного парохода Роберт Фултон. Демпинговые цены Вандербильта огорчили их настолько, что монополисты подали на него в суд. Однако удача опять оказалась на стороне Командора – в 1824 году Верховный Суд США признал монополию Ливингстона и Фултона на транспортные операции в водах Гудзона неконституционной.

Поселившись в Нью-Брунсвике (штат Нью-Джерси), Вандербильты приобрели таверну на берегу реки и превратили ее в место отдыха пассажиров проходящих пароходов. Заведение назвали Bellonа Hall, и оно стало любимым местом остановки путешественников. А хозяйничала в Bellonа Hall жена Вандербильта София Джонсон, которая оказалась весьма предприимчивой и талантливой бизнес-леди.

К 1829 году семья Вандербильтов имела уже $30 тыс. Командор снова решает заняться собственным бизнесом и вернуться в Нью-Йорк. На этот раз он основывает пароходную компанию и налаживает сообщение между Нью-Йорком и городом Пикскилл. За проезд на своих кораблях он устанавливает цену всего лишь 12,5 центов, благодаря чему полностью вытесняет с рынка местного пароходного короля Дэниела Дрю. Спустя три десятилетия Дрю отомстит Корнелиусу, отобрав у Вандербильта Эрийскую железную дорогу.

Но пока все удается Командору и он вступает в соревнование с Гудзоновской речной ассоциацией, перевозившей пассажиров из Нью-Йорка в город Олбани. Пароходы Вандербильта были не просто комфортабельными, они поражали своей роскошью и размерами – Корнелиус строил настоящие «плавающие дворцы». И тем не менее, политика демпинга оставалась неизменной. Ведя борьбу за первенство на Гудзоне, Вандербильт поначалу просит за билет $1 (при цене речной ассоциации – $3). Чуть позже делает проезд вообще бесплатным, но компенсирует это поднятием цен на услуги, к примеру, повысив цены на еду на борту своих судов в 2 раза. Ход неожиданный, но верный – пассажиры предпочли Вандербильта. Ассоциация была в панике. История кончилась тем, что ассоциация заплатила новоявленному конкуренту за перенос его бизнеса в другое место.

В 1840 году Вандербильту принадлежало более 100 судов, ходивших по реке Гудзон, а его капитал составлял более полумиллиона долларов.
Но деньги не дали ему пропуск в аристократическое общество Нью-Йорка. Несмотря на внушительный капитал и неизменный успех в делах, для высшего света Вандербильт так остался неотесанным мужланом. Отвергнутый нью-йоркским обществом, Вандербильт возвращается в родной Стэйтен-Айленд и строит здесь для своей семьи шикарный особняк. Через 10 лет он вновь приедет в Манхэттэн и возведет на Вашингтон-плейс, самом модном в те годы месте, четырёхэтажный городской дом.

1851 год приносит Вандербильту новые возможности. В это время толпы старателей устремляются из Нью-Йорка в Калифорнию за золотом. Большинство золотоискателей перевозило Тихоокеанское почтовое пароходство, имевшее монополию на панамском направлении. Вандербильт не мог упустить такого случая. Он открыл новый путь - через Никарагуа, что сокращало путешествие на 500 миль и экономило два дня пути. Не будучи старателем, Вандербильт получал от «золотой лихорадки» доход в 1 млн долларов в год. К середине 50-х годов он стал крупнейшим судовладельцем Америки.

В 1853 году, имея 11 миллионов в банке, Вандербильт решил отдохнуть. Он построил 80-метровую яхту «Северная звезда» стоимостью полмиллиона долларов. Это была первая частная яхта такого класса - с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьей и в компании друзей он совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Стэйтен-Айленде, Корнелиус приказал дать военный салют в честь своей 86-летней матери. Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный Вандербильт написал короткое письмо:

«Джентльмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю. –Искренне ваш, К. Вандербильт.»

Как сказал, так и сделал – создал альтернативный маршрут через Панаму и опять очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, через год все остальные компании-конкуренты, не выдержав войну цен, согласились выплачивать по 40 тысяч ежемесячно за отказ от никарагуанского маршрута.

Дом Вандербильтов на 5-авеню.

Но, несмотря на бесспорные успехи в делах и один из самых крупных в Америке капиталов, светское общество остается закрытым для Вандербильта. Причем, скорей не из-за снобизма хозяек салонов, а из-за характера самого Корнелиуса. Он не желал менять свои «матросских» привычек, думать о хороших манерах и учиться вести себя в свете. Он не устает бравировать своим плебейским происхождением, светской неотесанностью и невежеством. «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам, изобретая новые способы делать их. У меня не оставалось времени на образование и воспитание»,- откровенничал он в газетах.

Вандербильт кичился заработанным капиталом, но никогда не слыл транжирой, скорей наоборот. Однако он был эксцентричной натурой и мог запросто снять на вечер лондонский оперный театр для друзей и знакомых, отменив запланированный спектакль и заплатив неустойку.

Когда Корнелиусу исполнилось 70 лет, его жена София умерла. Через год он женился на своей кузине, Франсес Амстронг Крауфорд, которая была на 43 года моложе.

Приблизительно в это же время Вандербильт совершает еще один кардинальный поворот в своем бизнесе. Распродав накануне 70-летия принадлежавший ему флот - в ту пору крупнейший частный флот в мире, - Командор решает заняться железнодорожным бизнесом. Но на этот раз, поменяв стратегию, он скупает и совершенствует то, что было создано до него.

Американские железные дороги 19 века представляли собой множество коротких разъединенных путей, принадлежащих сотням компаний. Командор начинает скупать акции и объединять в единое целое короткие железнодорожные линии около Нью-Йорка в Нью-Йоркскую Центральную железную дорогу. Затем, приобретя контрольный пакет, присоединяет к ней Гарлемскую железную дорогу. Берет в свои руки железную дорогу вдоль реки Гудзон. По совету старшего сына Уильяма, Вандербильт расширяет железнодорожную сеть до Чикаго, покупает дорогу Лейк Шор и Мичиганскую Южную дорогу. Наконец, взяв под контроль Канадскую Южную и Мичиганскую Центральную дороги, Вандербильт становится владельцем самой большой транспортной сети США. А окончание строительства Гранд-Централа на 42-стрит в Нью-Йорке в 1871 году становится завершающим аккордом в этом грандиозном железнодорожном проекте.

Grand Central, New York, 1880.

Говорят, что всю жизнь Командор обладал огромной физической силой и кипучей внутренней энергией, твердым и непреклонным характером. Он умело справлялся с конкурентами, порой безжалостно шантажировал, подкупал и угрожал. Пожалуй, он не всегда был безупречен, но, по большому счету, вел честную и прямую игру и в результате всегда оставался в выигрыше.
Корнелиус Вандербильт умер 4 января 1877 года в своем доме на Вашингтон-плейс, оставив после себя 100 млн долларов. 95% всего состояния он завещал своему старшему сыну Уильяму Генри Вандербильту и его четырем сыновьям – своим внукам, потому что считал, что именно они способны успешно продолжить дело его жизни. Остальные 9 его детей и жена получили достаточные суммы для безбедного существования, которые, впрочем, не шли ни в какое сравнение с тем, что досталось Уильяму.

Уильям Вандербильт, заработавший репутацию бизнес-гения еще при жизни отца, успешно управлял доставшимся наследством, вдвое увеличив капитал, накопленный Корнелиусом. Но постоянные стрессы и споры из-за наследства с братьями подорвали здоровье Вандербильта-сына – Уильям пережил отца всего на восемь лет.

В дальнейшем, во главе железнодорожной империи стал внук Командора - Корнелиус Вандербильт-младший. А после его смерти в возрасте 55 лет, семейный бизнес возглавил Уильям Киссам Вандербильт, тоже внук Командора. Он стал неплохим продолжателем дела, хотя и не был настолько гениален в бизнесе, как его отец и дед.

Кроме руководства компанией он остался в истории, тем что организовал The Vanderbilt Cup, первые Американские автомобильные гонки, которые проводились ежегодно с 1904 по 1910 год.

Е го дочь – Консуэла Вандербильт, вышла замуж за Спенсора Черчилля, 9-го герцога Мальборо, брата Уильяма Черчилля.

Тем самым, она, наконец, утвердив семью Вандербильтов в высшем обществе. Хотя, нужно признать, что к этому времени, многочисленная семья Вондербиьтов уже заняла достойное место в элите не только Америки, но и Европы.

В 1954 году контроль над компанией Вандербильтов перешел к Роберту Ральфу Янгу и его компании Alleghany Corporation. Так закончилась эпоха легендарной династии Вандербильтов.

Вандербильты всегда были известны как щедрые меценаты. Корнелиус Вандербильт пожертвовал 1 млн долларов университету, носящему его имя (считается самым щедрым пожертвованием в истории Америки). Его сын Уильям основал нью-йоркскую Метрополитен Оперу. Внук Корнелиус Вандербильт-младший был акционером журнала «Vogue», принимал активное участие во многих благотворительных общественных организациях. Все представители династии Вандербильтов строили для своих семей великолепные дома. Городские дома Вандербильтов, к сожалению, не сохранились, но за пределами Нью-Йорка многие из усадеб стали музеями и открыты для посещения.

Text by Tatyana Borodina

Historical photos from internet resource

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта .

Он был рожден моряком, а умер железнодорожным императором. Он обладал огромной силой и кипучей энергией, умело справлялся с конкурентами, безжалостно шантажировал, подкупал и угрожал. Его пароходы принесли ему миллионы, а его железные дороги- миллиарды. Корнелиус Вандербильт, финансовый гений, железнодорожный магнат и просто, «барон-разбойник».

Корнелиус Вандербильт (первоначально, Ван Дер Бильт (Van Der Bilt) родился 27 мая 1794 года на родовой ферме в Порт Ричмонд, ныне Стэйтен-Айленд, Нью-Йорк. Будущий миллионер был четвертым из девяти детей бедного фермера, который зарабатывал также и лодочником в Нью-Йоркском порту. Еще в юности Корнелиус заслужил прозвище «Коммодор», когда на отцовской тяжелой двухмачтовой барже перевозил пассажиров и грузы по нью-йоркской бухте. В отличие от сверстников, осваивавших в школе чтение и арифметику, этот двухметровый сквернослов в 11 лет бросил учебу и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Нью-Йорка. Известно, что впоследствии, мальчишка никогда не пожалел о недополученных знаниях, заявляя, что если бы он продолжал учиться в школе, у него попросту не осталось бы времени ни на что другое.

За месяц до 16-летия Корнелиус объявил матери, что собирается уйти из дома и стать моряком. Мать понимала, что сыну просто нужно собственное дело, и потому сделала сыну деловое предложение: он вспашет и засеет на их ферме каменистый участок в 8 акров, после чего получит от неё взаймы 100 долларов на свое фермерское хозяйство. Это было почти невыполнимое задание, но Корнелиус не боялся трудностей.

Юноша распорядился своим первым заемным капиталом по-иному - купил двухмачтовую плоскодонку и начал по примеру отца возить пассажиров со Стейтен-Айленда на близлежащий Манхэттен и обратно. Посудина протекала и однажды даже чуть не пошла ко дну, но молодой Вандербильт трудился без отдыха, заслужив репутацию надежного, а главное - самого дешевого перевозчика на линии. Так в 16 лет он стал владельцем небольшой баржи под названием «Быстроходная». Он перевозил пассажиров, беря с них по 18 центов. К концу года он отдал матери долг и внёс в семейный бюджет свыше тысячи долларов. Вскоре в его владении находилась уже целая флотилия из мелких судов.

В дальнейшем ничто не могло помешать Вандербильту строить свое дело. Накопленная тысяча долларов недолго лежала в тайнике. В1812 году началась англо-американская война, и Корнелиус, несмотря на блокаду англичанами нью-йоркской гавани, добился от федерального правительства эксклюзивного права на водные перевозки между Нью-Йорком и построенными вокруг него защитными фортами. Купив шхуну и два судна поменьше, Вандербильт наладил бойкое судоходство по реке Гудзон. Предприимчивый судовладелец перевозил припасы для шести американских гарнизонов, расположенных на её берегах.

В 19 лет моряк женился на своей соседке и кузине Софии Джонсон, женщине не менее волевой и целеустремлённой, чем он сам. Когда Вандербильту исполнилось 22 года, к концу 1817 года, он увеличил свое состояние до $9 тысяч, не считая доли в основанной им каботажной компании, контролировавшей все водное сообщение вокруг Нью-Йорка.

Настало время пароходов. Поначалу Вандербильт посмеивался над их дымящими трубами, но когда пароходы стали успешно конкурировать с его парусными судами, он и сам решил освоить это новое дело. Не желая отставать от технического прогресса, Корнелиус пошел на неожиданный шаг - продал весь свой парусный флот и поступил капитаном судна в пароходную компанию Томаса Гиббонса с жалованьем $60 в месяц. Решение работать «на дядю» имело единственную и далеко идущую цель: прежде чем самостоятельно развернуться в пароходном бизнесе, Вандербильт решил в нем досконально разобраться.

За 10 лет перевозок пассажиров из Нью-Йорка по реке Раритан в Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси), он разобрался во всех тонкостях пароходного бизнеса. София тоже вносила свой вклад в семейный бюджет - она управляла гостиницей для пассажиров на пристани, а также ухаживала за их первым из одинадцати детей.

Между тем Вандербильт, пользуясь своим природным умом и смекалкой, копил заработанные деньги и искал пути их увелечения. Так, он организовал новые рейсы по нью-йоркскому заливу в Баттери, решив, что маршрутов по Раритану ему слишком мало.

Но тут возникли проблемы. Нью-Йоркское Законодательное Собрание учредило монополию на пароходные перевозки в этом регионе Роберту Фултону и Роберту Ливингстону, так что бизнес Вандербильта стал незаконным. Однако, он, снизив цены на проезд, носился на своём судне между Нью-Йорком и Нью-Джерси, преследуемый констеблями. В свою очередь, пассажиры радовались и захватывающим погоням, и демпинговым ценам этих рейсов -экономии в два доллара. Обычно Вандербильт уходил от морских копов, но однажды, когда пароход находился в порту, полицейский едва не арестовал его - капитан приказал судну отчалить, и полицейский, опасаясь оказаться за пределами своей юрисдикции, спрыгнул на причал. Так, игра в «поймай меня, если сможешь» продолжалась 30 лет до отмены монополии и объявления ее антиконституционной. К 1829, трудом и инновациями Вандербильта, пароходный бизнес Гиббонса увеличился с одного до 7 судов.

За время войны с конкурентами Фултон-Ливингстон, Коммодор стал равноправным партнером Гиббонса. Здесь он отточил свой фирменный стиль - никогда не вступать в альянсы с конкурентами, а вышибать их с рынка, разоряя с помощью демпинга. До антимонопольного законодательства было еще далеко (закон Шермана приняли только в 1890 году), и подобная практика признавалась вполне легальной. К тому же Вандербильт владел этими приемами лучше других. Справедливости ради, нужно отметить, что он обычно предлагал потребителю хоть и менее дорогой, но не менее качественный, чем у конкурентов, продукт.

Вместе с тем, Корнелиус Вандербильт, всю жизнь с гордостью носивший звание коммодора (так во флотах Англии и США называют командующего соединением боевых кораблей), не брезговал и методами, мягко говоря, сомнительными. В частности, «наездами» на конкурентов с помощью головорезов, которых было легко нанять в любом порту.

К 1830 году, Вандербильт решил уйти от Гиббонса, накопив вместе с женой $30 тысяч и немалые познания в параходных перевозках. Так он огранизовал свое собственное дело, начав с нового пароходного маршрута Нью-Йорк - Филадельфия. Пользуясь своими хитростями, Коммодор, конечно же, сразу снизил цены за проезд, причем на столько, что конкуренты вскоре заплатили ему огромную сумму отступных, лишь бы он им не мешал. Затем этот бизнес-воротила перенёс свои суда на реку Гудзон, где начал яро воевать с местными пароходствами, находящимися под управлением опытной акулы Уолл-стрит - известного биржевого игрока Дэниела Дрю, владевшего акциями нескольких судоходных компаний. Их соперничество продолжалось более полувека, в разных сферах бизнеса и с переменным успехом. В этой первой схватке на Гудзоне Вандербильт победил соперника с помощью того же демпинга. Сначала Корнелиус снизил цены на рейс с трех баксов до одного, а позже до 10 центов, и наконец, сделал проезд вовсе бесплатным. Он нес огромные убытки: хорошее питание, сервис и топливо не окупалось, но его радовало, что Дэниел Дрю разоряется еще больше. В конце концов конкуренты заплатили ему $100 тысяч отступных и еще по 5 тясяч в год, лишь бы он 10 лет не появлялся на «их» маршруте. Вандербильт с легкостью взял деньги и отправился севернее- в Бостон, Хартфорд, бухту Провидения, а также южнее - в Вашингтон, Чарлстон и Гавану. В 45 лет, за счёт выплат от конкурентов и доходов от своего флота в сто судов в других районах, Корнелиус Вандербильт сколотил состояние в несколько миллионов.

Отвергнутый утончённым нью-йоркским обществом, Вандербильт выстроил красивый особняк на Стэйтен-Айленде. Через 10 лет он вернулся на Манхэттэн и построил на Вашингтон-плейс четырёхэтажный городской особняк. Его пароходы везли золотоискателей от Нью-Йорка до восточного побережья Никарагуа, затем вверх по реке Сан-Хуан и через озеро. Таким образом, он получал от «золотой лихорадки» миллион долларов в год. В то же время, Вандербильт занимался проектом прокладки в Никарагуа Трансамериканского канала, соединяющего Атлантический океан с Тихим, но к сожалению, потратив 12 лет на его разработку, проект успехом не увенчался.

В 1851 году Вандербильт стал свидетелем того, как толпы старателей устремились из Нью-Йорка в Калифорнию за золотом. Большинство этих путешественников перевозило Тихоокеанское почтовое пароходство, имевшее монополию на панамском направлении. Вандербильт не мог упустить такого случая. Он открыл новый путь - через Никарагуа, что сокращало путешествие на 500 миль и на два дня. Его пароходы везли пассажиров от Нью- Йорка до восточного побережья Никарагуа, затем вверх по реке Сан-Хуан и через озеро Никарагуа. Потом пассажиров везли в экипажах до тихоокеанского побережья, откуда они - снова на пароходах - добирались до Калифорнии. Не будучи старателем, Вандербильт получал от «золотой лихорадки» доход в 1 миллион долларов в год. К середине 1850-х годов он стал крупнейшим судовладельцем Америки. В 1853 имея 11 миллионов в банке, Вандербильт решил отдохнуть. Он построил 80-метровую яхту «Северная звезда», стоимостью полмиллиона долларов. Это была первая такого класса частная яхта - с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьёй и в компании друзей он совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Стэйтен-Айленде, Вандербильт приказал дать военный салют в честь его 86-летней матери. Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что его агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный Вандербильт написал короткое письмо:

«Джентльмены, вы попытались меня надуть.

Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю.

Искренне ваш, К. Вандербильт.»

Он создал альтернативный маршрут через Панаму и очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, через год все остальные компании-конкуренты, не выдержав войну цен, согласились выплачивать по 40 тысяч ежемесячно за отказ от никарагуанского маршрута.

Но миллионы так и не распахнули перед Вандербильтом дверь в нью-йоркский высший свет. Всякий раз, когда его приглашали отобедать с представителями местной элиты, он шокировал хозяек салонов матросской бранью, сплевывал табак на ковер и пытался ущипнуть за зад молоденьких служанок. Богатство Корнелиуса по тогдашним меркам было действительно вызывающим, но еще больше шокировали современников манеры магната. Он открыто кичился не только своим состоянием, но и своей неотесанностью и дремучим невежеством во всем, что не касалось бизнеса. «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам - изобретение все новых способов делать их не оставляло мне времени на образование»,- откровенничал он в газетах. Постоянно подчеркивая свое плебейское происхождение, коммодор не стеснял себя в выражениях на публике: его крепкие словечки из матросского лексикона заставляли краснеть даже мужчин в офицерских мундирах, а их спутниц приводили в полуобморочное состояние. Образцом роскоши и безвкусия стал построенный Вандербильтом на родном Стейтен-Айленде трехэтажный дворец, фронтон которого украшала бронзовая статуя хозяина, в позе античного бога восседавшего на троне. Выходки Корнеулиса Вандербильта вызывали у тогдашней американской элиты насмешки, но при этом нью-йоркский свет с поразительной скоростью перенимал любое новшество, исходившее от магната.

Еще большее осуждение вызывали манеры богача в Европе. Немудрено - он мог запросто снять на вечер крупнейший лондонский оперный театр для друзей и знакомых, отменив запланированный спектакль и заплатив неустойку. В то время двери престижных клубов Старого Света и сам европейский свет оставались в целом закрытыми для неотесанных янки, их увесистые пачки «зеленых» еще не оказывали магического действия на европейскую элиту. Для общества у Вандербильта оставалось мало времени. Делом его жизни было делать деньги. И он все чаще находил новые пути.

Не привыкший пасовать перед препятствиями, Вандербильт начал планомерно и энергично ломать и эту стену, выдавая оставшихся незамужних дочерей (всего у него было восемь дочерей и три сына) за родовитых европейских аристократов. Вершиной этой матримониальной операции стала свадьба его дочери Консуэлы с девятым герцогом Марлборо (двоюродным братом Уинстона Черчилля) - два миллиона долларов приданого позволили герцогу восстановить семейный замок Бленхейм, а перед его тестем открылись двери в высший лондонский свет.

Несмотря на преклонный возраст, Вандербильт, чье личное состояние достигло $40 млн, продолжал осваивать новые области бизнеса. Распродав накануне собственного 70-летия свой флот - в ту пору крупнейший частный флот в мире, - магнат вновь сделал ставку на паровую технику, только сухопутную: пароходный король вознамерился превратиться в паровозного.

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Мало кто знает, кто такой Корнелиус Вандербильт, но на самом деле он заслуживает большего внимания, так как считается самым богатым и гениальным предпринимателем 19 столетия.

Детство

Родился 27 мая 1794 года в Нью-Йорке в семье среднего класса, особо ни чем не отличающейся от остальных. Отец, также Корнелиус, был очень работящим человеком, и бережливым. Он работал паромщиком, в то время как мать Феба занималась домашними делами. Со временем они смогли накопить достаточно денег, чтобы купить ферму на Статен-Айленде, где, в принципе, и родился наш герой.

Когда мальчишке было 11 лет, отец позвал его к себе, так как тяжело было справляться с работой в одиночку, поэтому об обучении пришлось позабыть. За его воспитание взялась «улица», где будущий миллионер усвоил очень важный урок – нужно уметь постоять за себя, и подниматься при каждом падении. Так, познавая науку жизни и оттачивая ремесло, к 16 годам Вандербильт задумался о собственном бизнесе, чтобы заработать большие деньги, а не откладывать копейку к копейке, как родители.

Решено было продолжить род лодочников (дед Ян Ван Дер Бильт первым занялся перевозками, передав знания и опыт сыну), только на собственный транспорт необходимо было найти денег. Помогла мать, дав в долг сотню долларов, выставив условие, что он сам вспашет и засеет больше трёх гектар земли. Возможно, она надеялась, что он не справится, так как это очень большой труд для подростка, причём земля была каменистая, и необходимо было приложить массу усилий, чтобы её вспахать. Но Корни был работящим, как и отец, а ещё упрямым, поэтому в положенный срок поле было готово, а матери ничего не оставалось, как выполнить условия договора.

Бизнес

Начало

На полученные деньги будущий миллионер взял старенькую лодку-плоскодонку «Быстроходная». Внимательно изучив карту Нью-Йорка, он решил составить конкуренцию сотне других лодочников, переправляя клиентов со Статен-Айленда до Манхеттена, и наоборот. В то время не существовало точных расписаний отправления и прибытия, не было фиксированных цен и прочее. Поэтому молодой предприниматель, сделав ставки на свою железную волю и кулаки, оценивает переправу на своей «Быстроходной» в 18 центов.

К нему мгновенно «повалил» народ, который был готов переплавляться стоя или сидя друг у друга на руках, потому что экономил порядка 82 центов каждый раз. А ещё Корни не боялся переправляться в шторм, как остальные паромщики, искусно управляя плоскодонкой.

Кстати, он действительно был мастером своего дела, потому что в его биографии существует только один факт аварии. Начиная свое дело, он не справился с управлением, из-за чего столкнулся со встречной лодкой. Больше ни один корабль, ни одна шхуна, которые были в его владении, в передряги не попадали, да и отличались качеством и комфортом.

К концу первого самостоятельного рабочего года Корнелиус мало того, что отдал долг матери, так ещё и получил доход – $ 1 000. Что позволило ему нанять персонал и приобрести ещё лодок. Чтобы выжить в жестокой конкуренции, главным требованием к соискателям было умение драться, поэтому через некоторое время шхуны его хулиганов захватили воды Нью-Йорка. Немного позже герой нашей публикации решает расширить свое дело, и начинает торговать продуктами, которые перевозит с Манхеттена.

Решающей в его деятельности стала война в 1812 году, вернее контракт с правительством. Договор заключался в том, что ловкий предприниматель будет совершать поставки продуктов солдатам, которые оказались в блокаде. Это принесло немалый доход, который он вложил в покупку двух кораблей, и занялся продажами китового жира, алкоголем, устрицами и прочим товаром, поставляя его на суда, пришедшие издалека. Именно в этот период он получил прозвище «Коммандор».

Расширение

Заработав чуть больше 9-ти тысяч, он уходит из лодочного бизнеса, который стал приносить доход, который его совсем не удовлетворял. Устроился на пароход к Томасу Гиббонсу со скромной зарплатой – $1000 в год. Это решение было обоснованно и взвешенно. Наш герой решил изучить пароходное дело, чтобы заниматься в дальнейшем более серьезным занятием, чем перевозки на плоскодонках.

Освоив тонкости судоводства, он строит собственный пароход «Беллона», становясь партнёром Томаса. Борьба с конкурентами осуществляется с помощью старых методов — максимально снизив стоимость за проезд, он опять «покорил» всех клиентов. Что, конечно же, вызвало массу возмущения среди других «водных таксистов». Они обратились в полицию, но нашему гению при каждой попытке ареста удавалось скрыться.

В 1813 году он женился на Софии Джонсон, своей кузине. Вместе они переехали в Нью-Брусквик и открыли гостиницу с таверной возле реки. Теперь каждый путешественник или моряк мог отдохнуть, выспаться и плотно, вкусно поесть перед дальнейшей дорогой. Управлялась со всем сама София, и у неё это отлично выходило, по крайней мере, там всегда было много клиентов. Существует версия, что изначально она отказывалась переезжать, но супругу удалось её «убедить». Проведя 2 месяца в сумасшедшем доме, София была согласна на всё, лишь бы выйти оттуда.

Сам Командор в это время борется с Гудзоновской речной ассоциацией. Снижение стоимости за перевозки показалось ему недостаточным, и он вовсе сделал проезд бесплатным. Расходы окупались за счёт высокой цены на продукты, которые пассажиры приобретали во время поездки. Это было верхом наглости. Учитывая, что Корни был упёртым, хитрым и бесстрашным, Ассоциации не оставалось ничего другого, кроме как договориться «по-хорошему», чтобы он ушёл с маршрута и не саботировал работу других перевозчиков.


Договор обошёлся в $ 100 000, плюс $ 50 000, выплачиваемых на протяжении 10 лет. Командор изменил маршрут, постепенно «разрастаясь» кораблями. И уже в 1840 году в его владении было около 100 пароходов, что позволило ему стать самым крупным предпринимателем в Нью-Йорке.

Золотая лихорадка

В 1848 году Калифорнию охватила «золотая лихорадка». Люди массово прибывали туда в надежде заработать, и Вандербильт понял, что это его шанс. Изучив маршруты жителей разных стран, которые стремились поработать старателями, он предложил наиболее короткий и дешевый вариант. Корнелиус заключил с правительством Никарагуа сделку, которая состояла в том, что он получает право на организацию чартерного рейса.

Заплатив за это $10 тысяч, он открывает компанию Accessory Transit. Вложив ещё денег в безопасность нового маршрута (расчистка русла реки сан-Хуан, строительство дороги из щебня, чтобы была возможность добраться до порта, и сооружение доков) предприимчивый гений лично занялся перевозками на своём пароходе. За год он заработал больше миллиона долларов. А всё потому, что выбирая его судно, золотоискатели экономили минимум 2 дня и $200, поэтому спрос был большим.

Предательство партнеров

В 1853 году он впервые решил отдохнуть, и организовал строительство паровой яхты по самому высшему разряду, потратив почти полмиллиона долларов. В то время это была самая шикарная яхта. Мебель в которой была выполнена из позолоты и бархата, залы украшала мраморная отделка, а кают-компания была оформлена в стиле Людовика 15. Собрав друзей и семью (а у него, между прочим, в браке с Софией родилось 13 детей, но двое из них умерли, не дожив до среднего возраста) он отправился в Европу. Отдых оказался славным, только с плебейскими замашками. К примеру, он мог сорвать представление в Лондонской опере, арендовав зал на вечер.

Оказавшись дома после отпуска, он был крайне неприятно удивлён. Менеджеры, Морган и Гаррисон, которым он доверил управление компанией Accessory Transit, совершили переворот и захватили её. Корни проявил свой жесткий характер и в этом случае. Он написал им письмо о том, что за такой поступок не намерен судиться, потому что это долго, он их просто раздавит в ближайшие сроки.

И действительно, организовав другой маршрут, через Никарагуа, с помощью старых методов завоевав всех клиентов, буквально за год он вернул себе обратно своё детище, обанкротив предателей. А конкуренты, взяв обещание закрыть перевозки по Никарагуа, ежемесячно выплачивали отступные в размере $40 тысяч, со временем увеличив до $56 тысяч. Что было очень кстати, ведь поток золотоискателей снижался, да и интерес переместился на трансатлантические перевозки.

Уход из судоходного бизнеса


Три его судна бороздили воды Атлантического Океана, доставляя людей с Нью-Йорка до Франции. Самым мощным был пароход «Вандербильт», перевозивший в основном пассажиров среднего класса за минимальную стоимость. Будучи уверенным в своих «детищах» Корни отказывается их страховать, что позволило значительно сэкономить финансы. Но особо долго поработать в этом бизнесе не удалось, так как в 1861 году началась гражданская война, накануне которой он успел его продать за 3 млн. долларов.

Пассажирский лайнер «Вандербильт» превращается в боевой корабль, и защищает воды его страны. Существует три версии, согласно которым он отдал любимое детище на войну. Первая – о помощи попросил лично Авраам Линкольн. Вторая – он сдал его в аренду, получая неплохие дивиденды. И третья, что просто подарил (несмотря на то, что стоимость его строительства составила примерно $600 000).

Ещё в молодости, в 30-х годах он пытался освоить и наладить железнодорожный бизнес. Случилась авария, взорвался котел, и молодой предприниматель с серьезными ожогами и травмами оказался на больничной койке, проведя там 2 месяца. Это происшествие надолго лишило его желания заниматься наземным транспортом, но в 60-х годах решил вернуться к этой идее.

Скупив акции различных железнодорожных компаний, он объединил практически все сообщения возле Нью-Йорка. В его владения попала дорога всей реки Гудзон, а также Гарлемская дорога. В общем, через пять лет он «сделал» 25 миллионов долларов и стал самой мощной личностью в сфере транспортного бизнеса США.

Личность и характер

Помните, герою нашей публикации пришлось оставить школу, чтобы помогать отцу? Так вот, до конца своих дней он оставался безграмотным, не умея даже ставить подпись. Но никогда этого не стыдился, объясняя, что добился всего благодаря фокусу внимания именно на работе, а не учёбе.

Интересно, но, несмотря на свои миллионы, он жил довольно скромно, не считая отпуска в Европе. К примеру, лежа на смертном одре, он отказывался употреблять прописанное врачом шампанское, а знаете почему? Потому что оно дорогое. Не желал заниматься благотворительностью, помог однажды лишь университету, который впоследствии назвали в его честь, а также Церкви странников.

В 1869 году скончалась его супруга, но буквально через год, будучи 75-летним стариком, он женился вновь на дальней родственнице, которой было на тот момент 35 лет.
Его биография заканчивается 4 января 1877 года. Корнелиус покинул этот мир на 83 году жизни, оставив после себя серьезный скандал, так как очень странно распорядился накопленным капиталом.

Завещание

В завещании было указано, что 90 миллионов долларов из примерно 100, получает старший сын Уильям для того, чтобы развивать дальше его дело. Остальные дети получили по $100 тысяч, а вдова $500 тысяч. Хотя изначально он планировал оставить в наследство весь капитал младшему сыну Джорджу, но тот умер в 25-летнем возрасте. Средний сын был зависим от алкоголя и азартных игр, плюс ко всему страдал эпилептическими припадками, поэтому показался отцу совсем ненадежным и не достойным денег.

Остальные – девочки, не смогли бы выдерживать конкуренцию и управлять столь мощным отцовским делом. Конечно же, «обделённые» родственники были злы и подали в суд на Уильяма, опираясь на то, что Корнелиус был не в своём уме, когда составлял завещание. Дело было проиграно, и воля Крокодила (так его называли, когда он увлёкся железными дорогами) была исполнена.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Как вы могли заметить, без образования вполне возможно стать миллионером, главное – верить в себя и свои силы, а также упорно трудиться. Рекомендую также ознакомиться и с другими вдохновляющими на свершения биографиями, во по этой ссылке одна из них, .

Материал подготовила Журавина Алина.

(1794-1877)
Коммодор
Кичившийся тем, что он нувориш, этот набоб из Нового Света воспитал своих сыновей как спартанцев и женил их на девушках из самых аристократических семей Европы.

Когда в 1852 г. чрезмерно роскошная яхта Корнелиуса Вандербильта бросила якорь у английских берегов, «Дейли Ныос», приветствуя прибытие уже весьма знаменитого миллиардера, писала: » Отныне определение «нувориш» должно рассматриваться как подлинный аристократический титул «. Прочитав эту фразу, высокомерная Англия не смогла сдержать возмущенного возгласа. Она выпустила из рук чашку с чаем, поджала губы, словно старая дева, возмущенная сальной шуткой, потом пожала плечами со снисходительной улыбкой и подумала о несообразности употребления рядом этих двух слов — Аристократия и Вандербильт.

В Старом Свете, еще находившемся на вершине могущества, рыцари индустрии из юной Америки пока что не получили права гражданства, и всевозможным Вандербильтам, несмотря на толстенные пачки зеленых долларов, от которых разбухали их карманы, потребуются годы и годы, чтобы его добиться.

Две традиции, чтимые Вандербильтами: яхтелорт и присвоение себе чина Коммодора.

Нувориш… и горд этим
Надо признать, что большего нувориша, болышего выскочки, чем Корнелиус Вандербильт, трудно себе представить. Он был карикатурным воплощением этого типа, а смесь, с которой он кичился своим происхождением, лишь подчеркивала в нем все нелепые несообразности, создавая какой-то совершенно несусветный образ. Он принадлежал к тем американцам, которые восхищались древним блеском и пышными гербами старой Европы, но в то же время культивировали мифологию пионеров, не ведая в том ни меры, ни вкуса. Гордый успехом, он демонстративно выставлял напоказ свое богатство и объявлял о своем низком происхождении с такой же кичливостью, с какой испанский гранд предъявляет свое пышное генеалогическое древо. Поступая так, он олицетворял-и понимал это- ту мечту, что толкала навстречу приключениям золотоискателей и пионеров, из которых сложилась его нация. В Америке хвастовство богатством, вызывающее в Старом Свете вражлебиость и зависть, гарантировало его от критики.


Вандербильты

Но даже и при желании Корнелиус не смог бы претендовать на благородное происхождение. Первый известный его предок носил имя Ян Арстон и был простым поденщиком из маленькой деревушки Билт в окрестностях Утрехта. Отчаявшись найти на родине возможность прокормиться, в 1650 г. он нанялся на службу к своему соотечественнику Питеру Волферсону, богатому землевладельцу, обосновавшемуся в Бруклине.

Благодаря трудам и бережливости, наследникам Яна В следующем веке удалось купить небольшой земельный участок на Стейтен-Айленд, упорный труд на котором вскоре позволил им стать одной из достаточно видных семей в этой местности. Однако процветание длилось недого. С годами количество потомков Яна Арстона так выросло, что к концу века, когда скончался их патриарх Якоб, Вандер бильты пришли к выводу, что придется продать свое маленькое хозяйство и разделить вырученные крохи. В скором времени семья вернулась к исходному положению, и ее члены вынуждены были самостоятельно искать пропитания, в том числе и Корнелиус, один из внуков Якоба, нанявшийся на ферму поденщиком.

Вероисповедание Якоб Вандербильт, первый в роду сколотивший состояние, принадлежал к секте моравских братьев.

Корнелиус I
От сзоего предка Яна Арстона этот Корнелиус унаследовал мужество, трудолюбие, однако он ни-когда не выказывал никаких чрезмерных амбиций. Он старательно копил деньги, отличался серьезным отношением к жизни, весьма разумно женился на девице Фебе Ханд, обладавшей множеством достоинств, однако не сумел добиться каких-то чрезвычайных успехов. Все, чего он достиг, это покупка крохотной фермы в окрестностях Стейплтауна, где и протекала его однообразная, заполненная трудами жизнь. И именно на этой ферме 27 мая 1794 г. явился на свет его сын, получивший, как и отец, имя Корнелиус.

Корнелиус II
Корнелиус был красивым здоровым мальчиком с голубыми глазами и румяными щеками и уже в детстве обладал одной особенностью, которая осталась у него на всю жизнь: когда он кричал, голос его перекрывал голоса всех находящихся рядом детей.
Так как у родителей не было средств, чтобы заплатить за его учебу, мальчик получил более чем ничтожное образование-рос подобно сорной траве на поле и к двадцати годам умел только читать и писать. К счастью для него, рано проявившееся, неуемное, не знающее никаких пределов честолюбие помогло ему вырваться из того жалкого существования, на которое, казалось, обрекла его судьба.

Нежданная удача: война
Ему было всего семнадцать лет, когда вспыхнула война между Англией и Соединенными Штатами. Опасаясь нападения на Нью-Йорк, американцы решили возвести укрепления на островах Стейтен-Айленд и Лонг-Айленд. Несмотря на свою молодость, Корни мигом смекнул, какую выгоду можно извлечь из этой ситуации. Для работ потребуется большое количество судов, чтобы перевозить рабочих и строительные материалы. Он обратился к родителям и попросил одолжить ему сто долларов — все их жалкие сбережения. Кроме честолюбия, Корни обладал коммерческим чутьем и сумел продать свою идею. Преуспев здесь, он поспешил в порт, чтобы незамедлительно приступить к осуществлению своего плана.

Неустрашимый капитан
По дешевке он купил развалюху большую голландскую двухмачтовую баржу, которая так протекала, что из нее все время приходилось вычерпывать воду. Наскоро произведя необходимый ремонт, он смело предложил свои услуги капитану порта. В течение года он работал днем и ночью, не отступая ни перед какими трудностями, не страшась ни риска, ни бури, и благодаря этому стал на побережье капитаном, к которому обращались чаще всего.

Результаты подобного трудолюбия и неустрашимости превзошли все его ожидания. Он не только сумел через несколько месяцев выплатить своим родителям долг с процентами, но к концу военных действий оказался владельцем небольшого состояния, выражавшегося в трех баржах и тысяче долларов наличными.

Король каботажа
Как бы ни был эффектен подобный успех, Вандер-бильт считал, что это только начало. Амбиции его были безграничны. Успех в только что проведенном деле лишь распалил его аппетит. Выступив на завоевание восточного побережья, он поставил себе целью стать не просто первым среди занимающихся каботажными перевозками, но единственным. И решительно принялся за дело.

В возрасте двадцати лет он вкладывает все свои накопления в приобретение старого судна, на котором организует перевозку устриц в Вирджинию. Вскоре у него оказывается достаточно денег, чтобы дать заказ на постройку двух великолепных кораблей — «Ужас* и «Шарлотта», на которых он плавает по Гудзону и Нью-Йоркскому заливу. Затем, будучи уже судо¬владельцем, он становится простым капитаном с жалованьем шестьдесят долларов в месяц в ком¬пании старого Томаса Гиббона с единственной целью-перенять навыки управления паровыми судами.

Наконец в 1826 г. в возрасте тридцати пяти лет Корнелиус рискует всеми деньгами, что у него были, и основывает собственную пароходную компанию. Компанию, которая за несколько лет победит все другие, осуществлявшие регулярные рейсы между Нью-Йорком и городами восточного побережья-Бостоном, Элизабеттауном, Нью-Брансуиком, Филадельфией… И все это меньше чем за двадцать лет!

Семейное собрание
В 1975 г. администрации Вандербильт Юниверси-ти пришла идея собрать всех потомков Корнелиуса, чтобы отметить столетие университета. Их оказалось около восьмисот человек, и принадлежали они к двумстам семнадцати семействам.

Коммодор Вандербильт
Надо сказать, что Вандербильт ради удовлетворения ненасытной потребности в победах не колебался в выборе средств: он хотел не только обойти конкурентов, ему надо было вышибить их, разорить, уничтожить. Экипажи на свои суда он набирал из головорезов и забияк, каких немало в любом порту, бесстрашных в бурном море и скорых на драку ребят, которые всегда готовы нагнать страху на матросов, служащих в конкурирующих компаниях.

Так как Корнелиус понимал, что для победы ему нужно запугать своих конкурентов, то взял себе кличку Коммодор и старательно создавал о себе весьма определенное представление. Кичашийся энциклопедическим невежеством, ругающийся, как сапожник, с бесподобной виртуозностью использующий все тонкости безукоризненно скверного воспитания, он производил впечатление неотесанного наглеца, которого невозможно образумить никакими доводами и который ни за что на свете не откажется от достижения поставленной цели.
Впрочем, такая политика устрашения вполне себя оправдывала. Коммодор приобрел на побережье репутацию безжалостного противника, действующего без зазрения совести; частенько судовладельцы при одной мысли, что придется вступить с ним в прямую конкуренцию, предпочитали уступить и сойти с дороги этого неумолимого соперника.

Компания «Норт Ривер Ассошиейшн» дошла в своей уступчивости даже до того, что предложила ему ежемесячные отступные, чтобы он отказался плавать в ее водах.

Вандербильт принял предложение компании, ожидая момента, когда он сможет проглотить ее…
Для него-и этим он, без сомнения, отличался от своих противников-недостаточно было занять господствующее положение на всех морских линиях восточного побережья. Он является одной из первых фигур «бронзового века капитализма», целью его была полная монополия. Чтобы разорить своих конкурентов, Вандербильт систематически снижает цены. Он идет на снижение коэффициента прибыльности, на невероятный риск, отказываясь страховать свои суда, снижает численность экипажей. Зато клиентура у него растет с головокружительной быстротой, и это компенсирует, да еще с лихвой, все те жертвы, на которые он шел. Капиталистическая система, механизм которой он понимал Лучше, чем кто-либо другой, действует отлаженно.

Страхование
«Хорошие суда и хорошие капитаны-вот наилучшее страхование-,- заявил Коммодор. И еще: «Если люди могут зарабатывать деньги на страховании, то я тоже могу.. Достаточно было так думать.»

Король каботажа завоевывает океаны

Быть всего лишь королем каботажа, само собой, не устраивало Вандербильта. В его флоте появились два великолепных судна-«Клеопатра», а главное, «Коммодор Вандербильт» -таких прекрасных пароходов нью-йоркцы еще не видели.

Поселившись в «роскошном палаццо»-кошмарном строении «греко-готического» стиля из черного и розового Мрамора, возведенном у моря в окрестностях Стейплтауна,-Корнелиус мечтает о новых великих победах. В 1848 г. он мечтает захватить Тихий океан и думает о проекте судоходного канала через Никарагуанский перешеек, который позволит его судам бороздить воды двух океанов. Проект грандиозный, в ту эпоху просто неосуществимый, и Вандербильт вынужден был от него отказаться, ограничившись перевозкой пассажиров между обоими океанами в обычных дилижансах.

Затем он обратил взгляд на Атлантический океан. В те времена торговля между Соединенными Штатами и Европой бьша монополией двух судоходных компаний; американской «Коллинз Лайн» , получавшей большие дотации от федерального правительства, и английской «Кьюнард», которая также могла рассчитывать на щедрость британской короны. Вступить в конкуренцию с двумя этими компаниями на их территории было явной химерой. Но ни подобные соображения, ни решительный отказ Конгресса на просьбу о предоставлении субсидий
отнюдь не обескуражили Коммодора (это было не в его характере).

Продав разом за миллион триста пятьдесят тысяч долларов все принадлежавшие ему акции «Эксессори Транзит», компании, занимавшейся перевозками между обоими океанами, он вложил все эти деньги в строительство двух пароходов — «Вандербильт» и «Королева океанов» — превосходнейших судов, которые тут же отправил на завоевание Атлантики. Методы, так помогавшие ему у американских берегов, оказались не менее успешными и в открытом океане. Вступив в игру, он предложил клиентам цены в два раза ниже, чем у конкурентов. Результаты долго ждать не заставили: «Кыонард » опустила руки, что до «Коллинз Лайн» , то вскоре ей остался единственный выход-продать свои суда, на которых отказывались плавать пассажиры, непобедимому Коммодору, причем за смехотворную цену. В 1860 г. в возрасте шестидесяти шести лет Корнелиус Вандербильт становится императором морей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: