Умные люди более доверчивые.

Хоть раз в жизни вы услышали в свой адрес: « Какая наивность! » , «Не будь таким наивным!» или «Какой же ты доверчивый…»? А иногда своих близких или знакомых «обвиняют» одновременно в наивности и доверчивости, полагая, что два эти понятия схожи по значению.
На самом деле, наивность и доверие (доверчивость, вера в людей) далеки друг от друга по сути, только тонкую грань различия не каждый может увидеть.

Давайте разберёмся — наивность или доверчивость имеет более пагубное влияние на жизнь человека

Доверчивый человек или наивный человек могут одинаково стать жертвой обмана. И в конце концов оба это поймут. На этом их сходство и заканчивается.

Соответствует ли выражение «святая наивность» к смыслу сказанного?

Делать наивный вид, хлопая невинно ресничками, наигранно удивляться чему-то – всё это более, чем невежественно. А, если человек не играет роль наивного простачка, а на самом деле таковым является, то это уже диагноз.

В чем проявляется «болезнь» — наивность?

После того, как наивный человек поймет, что его обманули, он начнёт сомневаться постоянно во всём и всегда. Наивность не имеет стержня, и такой человек страдает от глубокой раны обмана. Его оскорбляет и задевает тот факт, что кто-то позволил воспользоваться его наивностью, и он начинает культивировать недоверие к людям.

Основная проблема наивности – её превращение в постоянное сомнение, даже в собственных действиях. Это значит, что наивный человек потеряет веру. И постепенно начнёт жалеть себя, словно жертву.

Чем отличается доверчивый человек от наивного?

Ведь и доверчивого однажды тоже могут обмануть. Неужели он не страдает так же, как обманутый наивный?

Доверие – это признак интеллигентного начала. Обманувшись, доверчивый человек не будет чувствовать себя обиженным или оскорблённым. Ему не позволяет так думать чувство достоинства. Вера (в целом, а не религиозная) – это одно из высших благ, подаренное человеку.

Человек, который доверяет людям, станет ощущать сострадание по отношению к несчастному обманщику. Единичный случай обмана не превратит доверчивого человека в сомневающегося. Его вера никогда не утратится, она будет только крепнуть.

Доверчивый человек начнёт понимать, насколько слабы люди, что им приходится опускаться до обмана.

Вера в доброе и хорошее – высшая ценность человечества.

Способность доверять – одно из самых лучших качеств. Такой человек готов потерять всё без сожаления. Но ему тяжело даже представить, что он однажды потеряет доверие к человечеству.

Вывод из всего можно сделать такой: Наивным быть опасно, а доверчивым – достойно.

Как перестать быть наивным, в этом попробуем разобраться в следующий раз.

А тем, кто верит, хочется сказать: Доверяй, но проверяй…
А всем остальным – цените людей, которые в вас верят, и доверяют вам себя.

Статьи, которые могут вам понравиться:

  • Как становятся одинокими.

Как доверять людям, а ли вы человек? Однажды вы можете узнать, что удивительные и приятные вещи могут случиться, когда вы заканчиваете культивировать в себе цинизм и позволите себе видеть лучшее в людях. Хочу вам рассказать одну реальную, не выдуманную историю.

Два друга просто прогуливались по улицам большого города, когда тощий подросток подошел и попросил денег, чтобы купить молоко. Один из друзей дал ему 20, при этом его менее друг был в недоумении. Через несколько дней, когда они снова были в том же районе, подросток подошел к ним снова. Да, циничный друг подумал о том, что подросток знает способ легкой добычи. Но вместо того, чтобы просить снова денег, он поблагодарил за то, что прежде уже дали ему и рассказал им, как ему удалось получить немного еды и теперь он чувствует себя гораздо более позитивно к жизни. Тогда он просто пошел дальше.

Кто-то скажет, что один друг был слишком доверчивым, но некоторые могут сказать, что другой был слишком скептически настроен. Никто не хочет быть в роли обманутого и вечно дающего, но разве это достаточная причина, чтобы быть крутым циником? Мы обычно считаем, что люди, которые очень доверчивые ведут себя как наивные. Но это не всегда так, ведь если быть более доверительным, то это может сделать нас лучше, и как не странно научить лучше разбираться в людях.

По этому поводу было проведено исследование доктором философских наук Картер в университете Торонто. В своём эксперименте она предложила участникам выбрать, какой из соискателей был нечестным после просмотра видео интервью, в которых половина кандидатов сказали три раза ложь. Оказалось, что люди, которые оцениваются как с высокой доверчивостью, скорее всего, обнаружили мошенничество, в частности, обращая внимание на тонкие сигналы (некоторые исследования показали, что лжецы, как правило, больше ерзают и говорят на повышенных тонах голоса).

Узнав об исследовании Картер, вы не почувствовали укол зависти? Эти люди, которым с укором говорят, что ты , оказывается могут полагаться на свои инстинкты, чтобы точно раскусить кого-то без тотального недоверия, в то время как у другой категории людей срабатывает их рефлекс, они привыкли быть осторожными почти со всеми и менее разбираются в людях…

Продолжение о преимуществах доверчивости следует…

Доверчивость как качество личности – склонность принимать какую-либо информацию без критического размышления или анализа, постоянная готовность верить слову, обещанию дру­гого человека или группы.
Однажды поросёнок решил перейти на другой берег реки, так как увидел там огромную компостную кучу, которая уже давно была предметом его мечтаний. Подойдя к реке, он засомневался, сможет ли он перейти её вброд. - Интересно, глубока ли река? - произнёс он вслух. - Нет, не глубока, - ответил крот, который услышал его вопрос и понял, что хочет сделать поросёнок. - Ты уверен? - уточнил поросёнок. - Конечно! Ободрённый поросёнок побежал в воду и чуть не утонул, потому что дно у берега резко уходило вниз. Еле выбравшись из воды, он в гневе набросился на крота. - Странно, - сказал крот, - уткам всегда вода была только по грудь.

Доверчивый человек, как снегоуборочный комбайн, гребет без разбору всю информацию, которая сваливается на его голову и верит всем сплетням, лжи, клевете и слухам: «А вы слышали, Мамыгина снимают? За разврат его, за пьянство, за дебош. А, кстати, вашего соседа забирают – негодяя, потому что он на Берию похож». Он настоящая находка для розыгрышей в День дурака. Уподобляясь туристу, следующему без разбора всем указателям, встречающимся на его пути, он готов поверить Остапу Бендеру помноженному на Барона Мюнхаузена.

Нельзя приводить в дом каждого, кто помогает тебе перейти улицу. Доверчивость связана с лживостью и фанатизмом, она проявляет слепоту восприятия, что означает: «Я не намерена смотреть правде в глаза, не хочу видеть реальный мир, хочу просто слепо принимать». Ее предупреждают: «Сколько людям не доверяй, в конечном итоге всё равно окажется, что не доверять надо было ещё больше», но она пропускает эти замечания мимо ушей и говорит примерно тоже, что и пушкинский герой: «Но притворитесь! Этот взгляд всё может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»

Не желая критично воспринимать действительность, быть мобильным в своих суждениях и оценках, доверчивый человек становится на эгоистичную позицию, он не способен воспринимать истину: «Да я это уже знаю и доверяю этому». Например, он услышал от старушки, как лечится радикулит. На этом для него дальнейшие познания и мнения специалистов исчерпываются. Разум выключен ложным Эго, коррективы сознания исключены. Смиренный человек способен к активному слушанию, восприятию нового знания, он никогда не бывает доверчив. Но беда в том, что доверчивость – это не активное, внимательное слушание, она не смиренна и поэтому не сомневается в своих лживых знаниях. Воспринимая всё как истину, она не развивается дальше, удовлетворяясь первой лживой информацией. Мудрость и разумность дружат с недоверчивостью. Будучи «смиренными послушниками», то есть умеющими слушать и слышать, они готовы всех выслушать, но выбрать, где истина, а где ложь. Они понимают — верить всему без разбору – это невежество и глупость. Доверчивость воспроизводит фанатизм. Если ей сказать, что за 20 минут сексуальной близости человек теряет 200 ккал, она делает вывод: «Глупы, кто изнуряет себя диетами и бегом, куда легче сбросить вес, занимаясь сто раз в месяц сексом».

Во все времена доверчивость была инструментом адаптации к окружающему миру. К примеру, древние египтяне доверчиво относились к жрецам как носителям накопленных предыдущими поколениями знаний. Себе дороже не верить жрецу, ведь он знает, что делать при укусе змеи, как лечить болезни или когда ждать природных напастей.

Доверчивый человек, как правило, неосознанно перекладывает ответственность за негативные события в своей жизни на того, к кому проявляет доверчивость, в данном примере на жреца. Он мысленно произносит: «Я доверяюсь этому жрецу – значит, он должен избавить меня от несчастий и трудностей жизни». Самообман доверчивости делает ее безответственной и зависимой от других людей. Создав идеализированные гипертрофированные образы каких-то личностей, поверив в незыблемость их авторитета, доверчивость подменяет доверие на лживую доверчивость: «Я же вам доверяла», — кричит она, хотя ни о каком доверии не могло быть и речи.

Чтобы доверять другим, надо доверять себе. Доверие к самому себе начинается с ответственности за всё происходящее в твоей жизни: «Я доверяю себе, не придавая избыточной значимости чужим оценкам. Я доверяю людям и миру, не заботясь о том, доверяют ли они мне». При такой позиции акцент делается сугубо на личную ответственность, другие люди и мир в целом находятся на заднем плане. У доверчивости акцент смещается в сторону назойливых требований и необоснованных претензий к другому человеку: «Я доверился тебе – поэтому ты не имеешь права меня обмануть». Иными словами, доверчивость «наезжает» на свободу другого человека, требуя взаимности. В доверчивости, как правильно подметил А. С. Пушкин, прячется желание быть обманутой. Только тогда она ощутит себя жертвой или сможет возложить на другого человека вину за обман.

Доверчивость не всегда заслуживает негативных оценок. Не будь доверчивости, люди бы давно озлобились на мир и друг друга. Будучи детским качеством личности, оно выглядит во взрослом мире наивным и глупым. Однако в семейных отношениях в безоглядной доверчивости жены лежит дорога к ее верности. Женская верность генерируется доверчивостью. Психический механизм женской верности включается с момента, когда она поверила в мужа, то есть доверчивость жены основана на вере в мужа. Доверчивость женщины относительно мужа - это желание получить защиту, полностью отдать себя в его руки, возложить на него ответственность за свое будущее и будущее своих детей.

Женщины, подобно детям, щедро наделены природной доверчивостью, они доверяют своему уму, отсюда и вытекает склонность к доверчивости. Женщина любит ушами и способна поверить несусветным глупостям, лишь бы они были ей приятны и щекотали ее возбужденное Эго. Когда человеку нравится то, что ему говорят, он становится, верным и доверчивым. Женщина, лишенная доверчивости, теряет свою чистоту. Невозможно быть хорошей женой и быть недоверчивой к мужу. Когда она видит в мужчинах только кобелей, скотов и похотливых козлов, только и помышляющих, как бы затянуть ее в койку, то производит впечатление озлобленной на мир «брошенки».

Напротив, мужская доверчивость пагубно сказывается на семейных отношениях. Доверчивый муж – неуважительная, надменная жена. Когда муж приходит с работы и начинает занудно, с подробностями описывать все свои тревоги, беспокойства и опасения, у жены снижается уважение к нему. Дочь при доверчивом отце тоже становится чрезмерно доверчивой, поэтому велики риски, что ее обманут какие-либо любовные проходимцы или альфонсы. Сын при доверчивом отце рискует превратиться в хама.

Доверчивость больше женское качество личности, нежели мужское. Мужчина – это служба безопасности семьи, ему подчас требуется проявлять недоверчивость, осторожность, осмотрительность и собранность. Слушая словесное жонглирование какого-либо мошенника, он думает: «Охотно верю любому зверю, даже ежу, но тебе погожу». Мужчина больше доверяет разуму, чем уму и чувствам, женская эмоциональность, а с нею излишняя доверчивость, чужды его природе. Он предпочтет выявить «начинку» намерений других людей, прежде чем запустить их в семью.

Доверчивость порядочных людей – главное оружие лжецов. Коли птицу ловят, ее сахаром кормят. Чрезмерная доверчивость обожает сладкоречие и, становясь целью разного рода мошенников, аферистов, манипуляторов и обманщиков, приносит своему носителю множество неприятностей. Она служит своеобразным показателем неспособности человека приспособиться к условиям внешнего мира.

Бывший профессиональный карточный игрок экстра-класса Анатолий Барбакару в своей книге «Записки шулера» неоднократно пишет, что хорошо играть в карты - еще полдела. Для того чтобы выиграть, нужно сыграть на доверчивости потенциального партнера, его мнении, что ты играешь не лучше его. Вот пример из его книги: «…на Привозе у входа, в самом зловонном людской мерзостью месте, растерянно стоял сельский гражданин. В немыслимых полосатых штанах с мотней у колен, в немыслимом крапчатом пиджаке на вырост, лоснящемся от огородной грязи, в соответствующей костюмному ансамблю кепке набекрень. Растерянно рылся в карманах, искал чего-то. Выворачивая, извлекал на свет Божий их содержимое: грязные тесемки, базарные квитанции, огрызки бублика, носовой платок, которым, должно быть, обтирал и сапоги. И вдруг - засаленную лохматую колоду карт и стопку, толстенную стопку разнокалиберных грязных купюр. Извлеченные вещи наивно и доверчиво держал пока в руке. - Что, батя, посеял? - сладко посочувствовал возникший подле гражданина один из хозяев этого не самого уютного места под солнцем. - Шо? - отозвался батя, не прерывая поисков. - О, карты, что ли? - изумился вроде сочувствующий. - Ну. - Ты шо, батя, в карты играешь? - явно подхалимажно сбился на сельский говор подошедший. - Та, играю, - доверчиво, как соседу через плетень, подтвердил гражданин. Что тянуть. Заманил этот привозный подхалим мужичка в игру. Мужичок его и нагрузил на восемнадцать штук. И пришлось платить. Потому как кличка у мужичка была Маэстро».

Либо человек туп и глуп, либо чрезмерно доверчив, впрочем, это одно и то же. «Чрезмерная доверчивость часто оказывается глупостью, писал Иоганн Нестрой, — чрезмерная недоверчивость всегда оказывается несчастьем». Чрезмерная доверчивость для человека, что плющ для дерева. Еще будучи маленьким, зеленый плющ начал заглядываться на высокое раскидистое дерево. Оно выглядело гордым и неприступным. Стелившийся у самых корней плющ мог только мечтать о высоте и красоте дерева. Он медленно увивался вокруг него, воспевая его силу и красоту, и дерево, слушая сладкие речи, совсем не было против. Ему нравились речи этого маленького плюща, и ничего страшного, если он поднимется немного и увидит мир с высоты, ведь он не причинял никаких неудобств, а сладкие речи так ласкали слух! А плющ с каждым днем поднимался все выше, его объятья становились все крепче и крепче, и однажды дерево поняло, что уже не может освободиться от его назойливости, и потому приходилось мириться с наглым соседством. Но плющ не останавливался, он окутывал ветви и листья своими цепкими лианами. Дерево погибало, задыхаясь без воздуха, но плющ не обращал на это внимание. Он достиг того, о чем раньше не смел и мечтать, теперь он был на высоте. Со стороны дерево казалось по-прежнему раскидистым и зеленым, но подойдя ближе, становилось понятно, что оно погибло и высохло из-за своего доверия. Коварный плющ оказался на высоте, а вот судьба дерева его уже совсем не волновала.

Петр Ковалев

Если вам когда-либо понадобится доказательство человеческой доверчивости, вспомните об «атаке плотоядных бананов».

Большая банановая мистификация

В январе 2000 года многим людям начали приходить письма с сообщениями о том, что импортные бананы могут заразить их «некротическим фасциитом». Говорилось, что это редкое заболевание, во время которого кожа человека начинает разрываться и распадаться, отслаиваясь от тела. Письма такого содержания приходили в основном американцам, хотя интернет, конечно же, не умеет хранить тайны, и многие даже в нашей стране слышали отголоски этих «жутких» историй.

С помощью все тех же электронных писем правительство США пыталось успокоить жителей, чтобы избежать паники. Но, столкнувшись с угрозой, пусть и вымышленной, читатели спешили передавать эту информацию своим друзьям и родственникам.

Конечно, эта угроза была выдумкой чистой воды. Но к 28 января эти слухи уже достаточно укрепились, и Центру по контролю и профилактике заболеваний даже пришлось выступить с заявлением, которое опровергало эти угрозы.

Но помогло ли это? Конечно же, нет. Вместо того чтобы успокоить население, это заявление только подлило масла в огонь. В течение нескольких недель Центр получил сколько звонков, касающихся этой проблемы, что им даже пришлось открыть отдельную горячую линию. В результате эти слухи были настолько искажены, что люди даже начали цитировать Центр в качестве их источников. Даже сегодня новые варианты мифа время от времени разжигают старые страхи.

Городские мифы

Мы можем смеяться над этими надуманными городскими мифами. Они так же нелепы, как и теории, которые предполагают, что Пол Маккартни, Майли Сайрус и Меган Фокс были убиты и заменены двойниками. Но те же трещины в нашей логике позволяют распространять гораздо более опасные идеи, такие как убеждение, что ВИЧ не наносит никакого вреда, или же витаминные добавки помогают вылечить СПИД.

Но почему так много ложных убеждений сохраняется перед лицом неопровержимых доказательств? И почему попытки отрицать их только подливают масла в огонь слухов? Это не вопрос ума - даже лауреаты Нобелевской премии могут поверить в некоторые странные и безосновательные теории. И вот недавние психологические достижения смогли предложить некоторые ответы. Они показывают, как легко запустить слухи, минуя фильтры мозга, которые должны улавливать обман.

Когнитивные скряги?

Одно из этих объяснений несколько унизительно для нас. Его суть в том, что все мы являемся «когнитивными скрягами». Происходит своего рода обман мозга: чтобы сэкономить время и энергию, мы используем интуицию, а не анализ.

В качестве простого примера постарайтесь быстро ответить на вопросы: «Сколько животных каждого вида взял Моисей на ковчег?», «Президентом какой страны была Маргарет Тэтчер?».

От 10 до 50% участников исследования отвечали на вопросы, даже не замечая, что ковчег построил Ной, а не Моисей, и что Маргарет Тэтчер была премьер-министром, а не президентом.

Такая рассеянность известна психологам под названием «иллюзия Моисея». Она показывает, насколько легко мы пропускаем детали, вникая только в общую суть. Обычно мы начинаем судить, правильно это или неправильно, вместо того чтобы принять или отклонить сообщение. Даже если мы знаем, что должны опираться на факты и доказательства, мы делаем выбор в пользу чувств.

Важные вопросы

Учитывая новые исследования, ученые утверждают, что мы используем всего лишь пять вопросов, пытаясь определить истину:

  • Получили ли вы эту информацию из достоверного источника?
  • Верят ли в это другие люди?
  • Существуют ли доказательства?
  • Совместима ли эта информация с тем, во что вы верите?
  • Похоже ли это на хорошую историю?

Важно отметить, что наши ответы на эти вопросы могут находиться под влиянием фривольных, посторонних деталей, которые не имеют ничего общего с истиной.

Что влияет на нашу доверчивость?

Давайте рассмотрим один из самых важных вопросов: насколько вы доверяете источнику? Мы от природы больше склонны доверять знакомым людям, а это значит, что чем чаще мы видим человека, тем больше начинаем к нему прислушиваться. Тот факт, что этот человек может не быть специалистом в каком-то вопросе, даже не придет нам на ум. Более того, мы не в состоянии сосчитать людей, которые придерживаются той же точки зрения. Когда ваш знакомый повторяет свою идею бесчисленное количество раз, он создает иллюзию, что это мнение является более распространенным и популярным, чем оно есть на самом деле. Опять же результатом является то, что мы начинаем воспринимать эту идею как истину.

Есть еще «когнитивная беглость» изложения. Если вы слушаете хороший связный рассказ, который легко себе представляете, то по умолчанию начинаете думать, что это правда. Особенно это верно, если этот миф согласуется с вашими ожиданиями. Такой рассказ должен содержать ссылки на то, что вы уже знаете, и это только утвердит вас в ваших убеждениях.

Наша познавательная скупость также позволяет объяснить, почему попытки опровергнуть слухи приводят к обратному результату. Лабораторные эксперименты подтверждают, что обратные доказательства только усиливают чью-то убежденность. Вместо того чтобы искоренить миф, такие доказательства только укрепляют его. Чтобы избежать любого дискомфорта, мы цепляемся за миф, чтобы наша система убеждений не начала рушиться.

Поэтому всегда очень важно спрашивать себя, тщательно ли вы обдумываете вещи, которые слышите? Или же вы просто превратились в когнитивного скупца, который верит чувствам, а не фактам? Мнения даже самых близких людей иногда имеют не больше доказательств, чем большая банановая мистификация 2000 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: