Тор бог какой мифологии. Бог Тор в скандинавской мифологии - кто он такой и чем повелевал

КТО ТАКОЙ БОГ ТОР И ЗНАЧЕНИЕ МОЛОТА ТОРА. ===================================================== Тор (др.-исл. Tоrr), Донар (нем. Donar, возможно от древнегерм. Punrа, букв. «громовник», ср. современное нем. Donner, «гром») в германской и скандинавской мифологии могущественный бог грозы и плодородия, побеждающий великанов и чудовищ. Сын Одина. Главным оружием Тора является его молот, вместо коней в свою повозку он запрягал козлов, которых съедал, если был голоден. Тор охранял город богов Асгард от нападения великанов. Он вступает в борьбу и побеждает великана Трюма, похитившего его молот, а так же и других страшных чудовищ. В канун гибели богов и всего мира Тор сражается с чудовищным драконом Ермунгадом. он побеждает драконв, но и сам погибает от полученных ядовитых укусов.

Так же Тор покровительствует крестьянам - хлебопашцам. он зорко охраняет поля от злобных великанов Гримтурсов. У Тора есть волшебный поясувеливчивающий его силу в 2 раза, на руках у него железные рукавицы. Стоит только произнести имя бога как он тотчас же является на помощь. , Тацит (1 в. н. э.) описывает Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделёнными (рядом с Донаром - Тором был Тиу - Тюр, впоследствии сильно потеснённый Одином). Донара - Т. справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом. (Перун), а с другой - с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.); финно-угорские параллели позволяют предположить, что Тор первоначально мыслился и как бог неба. А. Ольрик считает, что «громовой старик» в верованиях скандинавских саамов, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Тора эпохи бронзы. О более широком диапазоне функций Т. в прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда - с молотом) и колесом (солярный знак), рядом - предполагаемое изображение козла. У западных германцев имеются следы культа Донара: кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigiponar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия. Весьма обильна топонимика Тора, следы культовых мест, отражение его имени в личных именах и т. п. в Скандинавии, особенно в Норвегии. Имеются явные следы связи Тора с культом дуба, указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом (существуют балто-славянские параллели). По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.

В скандинавской мифологии Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) - бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ерд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). Ерд - буквально «земля», а Фьёргюн этимологически тождественно Перкунасу - Перуну и указывает на генетическую связь Тора с балто-славянским громовником. Тор - муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчёркивает отношение Тора к плодородию), матери бога Улля. У Тора - дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причём Магни рождён великаншей Ярнсаксой. По-видимому, имена сыновей (Магни - букв. «сильный», Моди - букв. «смелый») персонифицируют «силу» Тора. Небесное жилище бога - Трудхейм. Тор рисуется рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом Мьёлльниром. Тор ездит в повозке, запряжённой козлами. Молот - исконное оружие громовника (др.-исл. Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово «молния») - первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами - цвергами (карликами) сокровищ асов, речь идёт уже о железном молоте. В мифах - это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Т. побивает ётунов (великанов). Молот - специфическое оружие Тора, как копьё Одина, мечь Тюра. Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без молота и пояса силы). В основе - мотив похищения громового инструмента демонами, известный также финскому и эстонскому фольклору. Имена козлов Тора - Тангниостр (Tanngniostr) и Тангриснир (Таnngrisnir) указывают на скрежета ние зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козёл одновременно имеет отношение и к плодородию. В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли «коней» Тора., но и служат источником неисчерпаемой пищи (ср. аналогичную ситуацию с вепрем, которым питаются в вальхалле павшие воины - эйнхерии).

Тор, останавливаясь на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронутыми только кости), а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви и его сестра Рёсква, у которых Тор остановился на ночлег, лакомились мясом, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел; в виде выкупа Тьяльви с сестрой вынуждены были стать слугами Т. Тьяльви часто фигурирует в качестве спутника Тора, иногда вместо Тьяльви в этой роли выступает Локи, а один раз даже Тюр. В скандинавской мифологии Тор - прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (ётунов); он противник мирового змея Ермунганда. Тор выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооружённый народ, в отличие от Одина - покровителя воинской дружины. Излюбленная тема т. н. щитовых драп (стихотворений, в которых описываются картины, воспроизведённые на дорогом щите, подаренном конунгом скальду) скальдов - описание т. н. «рыбной ловли» Тора, т. е. его борьба с мировым змеем; «рыбная ловля» Тор упоминается и в эддической поэзии и прозе. Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с Ермунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. Борьба громовника со змеем, драконом - классический сюжет в индоевропейской мифологии. Возможно, что драконоборство Тора - прообраз драконоборства германских эпических героев -Беовульфа, Сигмунда и Сигурда.

Большинство сюжетов, связанных с Тором, повествует о походах на восток в страну великанов - Етунхейм, или Утгард. После похищения великаном Трюмом молота Тора - Мьёлльнира тот отправляется в страну великанов к Трюмув одежде богини Фрейи - якобы невесты, предназначенной Трюму (использование свадебного обычая «мнимых» невест), и в сопровождении Локи, одетого служанкой. На пиру «невеста» (т. е. Тор) проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот (который приносят для освящения свадебного обряда), избивает великанов («Песнь о Трюме», «Старшая Эдда»). В «Песни о Хюмире» («Старшая Эдда») повествуется о добывании Тора. (и сопровождавшим его Тюром) у великана Хюмира котла для варки пива, необходимого на пиру богов у морского великана Эгира. Выполняя трудные задания Хюмира, Тор побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает со дна моря мирового змея, разбивает кубок (возможно, семантический дублет котла) о лоб великана. Ж. Дюмезиль видит в основе этих сюжетов (которые он сопоставляет с историей добывания Одином мёда поэзии) миф о напитке бессмертия, аналогичном индийской амрите; Ф. Р. Шредер, также исходя из индийских аналогий, считает, что Хюмир первоначально был не великаном, а старым небесным богом (поэтому Тюр назван его сыном) и что первоначально здесь была связная серия мотивов: рождение божественного сына, угрожающего власти небесного бога, похищение напитка, дающего неуязвимость, борьба со змеем, убиение и низвержение старого небесного бога.

В «Младшей Эдде» рассказывается о походе Тора к великану Гейррёду (упоминаемому также скальдом Эйлифом Гудрунарсоном и Саксоном Грамматиком). Поймав Локи (в соколином оперении), великан требует, чтобы тот привёл Тора без молота и пояса силы. Тор, однако, побеждает Гейррёда с помощью чудесного посоха и железных перчаток, данных ему (вместе с поясом силы) великаншей Грид - матерью бога Видара. Тор, благодаря поясу силы и посоху, счастливо перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха Тор удерживается на чудесной скамье и давит при этом скамьей дочерей Гейррёда. Железными рукавицами Тор ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.

В «Младшей Эдде» рассказывается о борьбе Тора с великаном Хрунгниром. Хрунгнир, опередив в конном состязании Одина, стал похваляться перед асами в Асгарде, что убьёт богов и уведёт богинь Фрейю и Сив. Тогда боги кличут Тора, и тот вместе с Тьяльви отправляется к Хрунгниру в Етунхейм. В поединке с Хрунгниром Тор побеждает, раскроив ему череп своим молотом, а Тьяльви сваливает глиняного великана Меккуркальви, слепленного для борьбы с Тором (ср. образ Улликумме в хетто-хурритской мифологии). Однако сам Тор оказался раненным в голову жёрновом (точилом, кремнем), а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло (аналогичный мотив в грузинском мифе об Амирани). Ногу Хрунгнира удаётся скинуть сыну Тора - Магни, богатырю «в возрасте трёх ночей», а осколок кремня почти вынула из головы Тора волшебница Гроа, но не до конца, так как от радости перестала заклинать, узнав от Тора, что скоро вернётся её муж Аурвандиль (Тор вынес его из земли великанов на своих плечах; отмороженный палец Аурвандиля он забросил на небо, превратив в звезду); осколки точила так и остались в голове Тора. В этом сюжете Ж. Дюмезиль усматривает следы ритуального действа (с глиняным великаном), рану в лоб он считает признаком инициации. Во время похода Тор в сопровождении Тьяльви и Локи к великанам в Утгард Тор замороченный владыкой Утгарда Утгард-Локи (назвавшимся при встрече с Тором Скрюмиром), как бы попадает всё время впросак: он ночует в перчатке Скрюмира, не может развязать его суму (популярный мотив встречи богатыря с великаном, ср. Илью и Святогора в русской былине). Тор и его спутники как бы не выдерживают испытаний: Т. не может ни выпить рог, наполненный влагой, ни побороть Элли, ни высоко поднять с земли кошку; Хуги обгоняет Тьяльви, а Логи ест быстрее, чем Локи.

Но в конце концов выясняется, что Хуги - это мысль, Логи - огонь, Элли - старость, кошка - мировой змей, вода в роге - целый океан («Младшая Эдда»). В этом и других сюжетах Тор представлен в виде простодушного и благородного силача-богатыря; его простодушие отчасти компенсируется сообразительностью его спутников, особенно Локи. В этом же плане Тор резко противопоставлен Одину в «Песне о Харбарде» («Старшая Эдда»). Не узнанный Тором Один, принявший вид перевозчика, отказывается перевезти через пролив вернувшегося из Етунхейма могучего Тора и всячески над ним потешается. Эта шуточная песнь в жанре перебранки способствовала возникновению ошибочной теории о резкой социальной противоположности «аристократической» религии Одина и «крестьянской» религии Тора. В «Речах Альвиса» («Старшая Эдда») хитрость и коварство проявляет сам Тор он «проверяет» мифологические познания карликаАльвиса (букв. «всезнайка»), сватающегося к дочери Тора, пока не наступает рассвет, когда карлик должен окаменеть.

Так же Согласно мнению некоторых мифологов, Тор, или Донар, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь. Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур. Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен. Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара). Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его. Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде. В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий. Горниц пять сотен И сорок, как помню, - В обители Бильскирнир есть: Домом под кровлей, Знаю, владеет Чадо мое величайшим. (Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод В. Корсуна)Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела? Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.В Норвегии Тора считали верховным божеством. Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли "старый Тор" не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов. В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию. Сначала Тор, изогнув бровь, Шептал что-то в рыжую бороду, Метая глазами, полными гнева, молнии в разные стороны. Его колесница, скрипя колесами, Посылала раскаты грома, А земля и небо сотрясались под ударами его молота. (Дж. Джонс. Вальхалла)Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня - его собственного символа.

Тор был также обладателем волшебного молота Мьёлльнира (молнии), который он с сокрушающей силой бросал в своих врагов, инеистых великанов, и который обладал чудесным свойством возвращаться к нему в руки, как бы далеко он ни метнул бы его. Я - громовержец, Здесь в моей северной земле Моя сила и крепость И вечная власть. Среди айсбергов Правлю народами. Мой молот - Мьёлльнир всемогущий - Никому не подвластен: Ни великанам, ни колдунам. (Лонгфелло. Сага о короле Олаве)Так как этот огромный молот, символ удара молнии, всегда оставался раскаленно-красным, то для того, чтобы держать его в руках, у бога были железные рукавицы - Ярнгрипер. Он мог метнуть Мьёлльнир на огромное расстояние, а его сила, и без того огромная, удваивалась, если он надевал волшебный пояс Мегингьерд (пояс силы). Вот мой пояс, Надену его - и стану в два раза сильнее. (Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Молот Тора большой: вес- 18 гр, высота (без ушка) - 40 мм, Ширина - 29 мм.Серебро (с чернением). Цена: 5000 р. ============================================================= Есть маленький:Размер: 30мм х 20мм (без ушка) + ушко 6-8 мм. Вес 9 гр, материал серебро (с чернением) Цена: 3000 р. ============================================================== Для оформления заказа пишите в личные сообщения СЕРГЕЮ:

36 лет , Тверь, Россия

Древние народы Северной Европы считали молот Тора священным и имели обыкновение носить обереги в виде молоточков Тора, чтобы оградить себя от злых духов и добиться благословения богов. Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем. Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда. Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а так же в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора. Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии. Считалось, что раскаты грома - это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры. О, великий Тор, Взвалив волшебный меч на плечи, На колеснице где-то рядом едешь, Священные козлы влекут твою упряжку - Слушаясь серебряных вожжей. Мэтью Арнолд. Смерть БальдраКогда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку - Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.

Тор был женат дважды: сначала на великанше Ярнсаксе (железный камень), родившей ему двух сыновей Магнии (сила) и Моди (смелость), которым было суждено пережить отца и гибель богов и править в новом мире, который возродится после катастрофы, как феникс из пепла. Его второй женой была золотоволосая богиня Сив, родившая ему также двух детей: Лоррид и дочь по имени Труд, юную великаншу, славившуюся своими величиной и силой. Известно, что противоположности сходятся, и пример Труд подтверждение этому. К ней сватался карлик Альвис, которому она благоволила. Однажды вечером ее поклонник, который, будучи карликом, не мог переносить дневного света, появился в Асгарде, чтобы попросить ее руки. Совет богов склонялся в его пользу и был уже готов высказать свое одобрение, как вдруг появился отсутствовавший Тор. Бросив презрительный взгляд на крошечного возлюбленного, отец невесты сказал, что тому следует доказать, что его ум может восполнить недостаток роста, только тогда он сможет удостоиться руки невесты.Чтобы испытать Альвиса, громовник стал задавать ему вопросы, касающиеся мира богов, ванов, эльфов и карликов, спрашивая до тех пор, пока не взошло солнце и первые его лучи не превратили карлика в камень. Этим Тор еще раз продемонстрировал великую силу богов, что должно было явиться предостережением для всех остальных карликов, которые пытаются испытать ее. Чья еще грудь вместила бы столько сведений древних! Но хитростью мощной тебя обманул я: ты в доме застигнут солнечным светом!

Именем Тора названы места, которые, по преданию, он часто посещал, например основные гавани Фарерских островов, как и фамилии, считающиеся, что происходят от него. Имя Тора присутствует в таких названиях, как Трундерхиль в графстве Суррей, в фамилиях Торберн и Торвальдсен, а также в названии одного из дней недели: дня Тора, или четверга (англ. Thursday).И на всей земле все еще есть день Тора. (Лонгфелло. Сага о короле Олаве)Тор считался одним из главных в пантеоне богов; так как он благоволил людям, ему повсеместно поклонялись. Храмы в его честь воздвигнуты в Мэри, Хладере, Годи, Готланде и Упсале и в других местах. В Юл (основной праздник, посвященный Тору, совпадающий с нынешними Святками) люди просили Тора послать им счастливый год. В этот день по обычаю сжигали большое дубовое бревно (бревно Юла), так как это дерево считалось священным и символизировало летний свет и тепло, прогоняющие темноту и холод зимы.Невесты надевали красное, так как это любимый цвет Тора, считавшийся символом любви. По этой же причине обручальные кольца в Северной Европе всегда были с красным камнем.Храмы и идолы Тора, как и Одина, делали из дерева, и большое их количество было разрушено во времена конунга Олава Святого.

Значение Молота Тора. ==================== Молот Тора. Значение этого символа глубоко уходит корнями в древность. Принято считать, что молот это мифическое оружие, которого на самом деле никогда не было, но некоторые историки и археологи уверены, что подобный предмет был реальным и вероятность его найти, хоть и мала, но существует.

Каково же значение Молота Тора и откуда оно появилось? Для того что бы ответить на этот вопрос необходимо изначально пояснить некоторые вещи. Первое, это кем был владелец этого артефакта. По преданию Молот, именуемый так же «Мьёльнир», «Герметический Крест», «Крест Джайна», «croix cramponnee», «Солярный Крест» принадлежал богу Тору сыну верховного бога Одина и земной богине Ёрд. Молот был могучим оружием с мощным бойком и короткой рукояткой. Его сила повергала любого врага, а нечисть боялась одного его вида. На сомом деле молот имел максимальную силу только вместе со специальными перчатками, в которых он раскалялся до красна и поясом, удваивающим его силу. В таком комплекте Молот всегда попадал в цель и подобно бумерангу возвращался к хозяину. Изготовили Молот цверги как символ созидательных и разрушительных сил и вручили Тору хранителю равновесия между силами добра и зла. Многие искали Молот Тора якобы затерянный где-то на Земле, но не могли найти. Со времен мифическое оружие превратилось в символ, которому поклонялись племена индоевропейцев как знаку солнца, а когда все те же племена мигрировали на запад, этот символ обрел наименование «Молот Тора» и стал олицетворять добро, порядок и анти-хаос.

Не все племена индоевропейцев мигрировали в Северную Америку, были и те, что остались на Евро-Азиатском континенте и именовали себя германцами, которые так же поклонялись Молоту Тора. По их представлению обитаемая ими земля была как-бы островом («Средне-земьем»), окруженным со всех сторон гигантским темным Океаном. На другой стороне которого располагались бескрайние земли великанов-ётунов мечтавших на корню уничтожить человеческий род. Над Средне-земьем в небесах располагался мир богов, а под землей было мрачное царство богини смерти Хель. Средне-земье было своего рода аванпостом, из которого можно было попасть на «Радужный мост» ведущий прямо к богам на небеса. В любой момент великаны-ётуны или обитатели темного царства могли напасть на людей, чтобы пробраться в мир небожителей. Не давал им это сделать серьезный страж Тор вооруженный своим великим Молотом.

Из выше описанных убеждений древних становиться понятно, какое значение имел Молот Тора для ранних германцев, а позже для викингов. На мечах саксов найденных в Англии можно встретить этот символ, на амулетах викингов обнаруженных при раскопках так же присутствует этот знак. В древнеисландских сагах можно найти подтверждение тому, что уже только один символ Молота Тора сам по себе (как и христианское крестное знамение и крест животворящий) был достаточно эффективным средством против воплощений Тьмы. Скандинавские кузнецы, славившиеся изготовлением «брактеатов» (миндалевидных амулетов), тоже активно использовали этот знак символизирующий защиту от несчастий, сил тьмы, оборотней и враждебной «ночной» волшбы. Символичное значение Молота Тора использовалось и при погребениях. На найденных в Дании надгробиях так же был высечен Молот Тора для защиты от ночных ведьм и некромантов. Интересен тот факт, что в древности было принято руками показывать знак Молота Тора, очень похожий на крестное знамение. Об этом свидетельствует следующий отрывок: «Конунг взял рог и перекрестил его (осенил крестным знамением). Тогда Кар из Грютинга сказал: - Почему наш конунг поступает таким образом? Не собирается он и сейчас следовать древним обычаям? Сигурд Ярл ответил: - Конунг поступает как должно всем, кто верит в свою силу и мощь – он благословил свою чашу именем Тора (signa full sitt Thor) и сотворил над ней знак молота (hamars-mark) прежде, чем выпить ее».

О том, что знак Молота Тора был похож на крест можно судить и по камню, воздвигнутому на севере Восточной Четверти Исландии в XIII веке в местечке Хель-кунду-хейд, считавшимся нечистой землей, населенной троллями, ведьмами и оборотнями. Камень был в виде креста с загнутыми вниз краями поперечины. Позднее католическая церковь разрушила редкий памятник древней культуры, посчитав его богохульным. О прочности веры в действенность Молота Тора говорит и то, что несколько резных церковных дверей скандинавских кирх и каменные рельефы английских храмов украшены наряду с традиционной христианской атрибутикой знаком Молота Тора. Позже значение Молота Тора раскрывается в исландских рукописях XVI-XIX веков, где он уже считается не символом божественного поклонения, а лишь сильным мистическим знаком.

Вторая составляющая истории о Молоте Тора относится к физическому предмету, который вначале приняли за истинный артефакт. Найден он был в Норфолке и мог выступать как реальный Молот Тора. Многие даже верили, что это именно то мифическое сверхмощное оружие, но все убеждения развеялись, когда был найден второй предмет в северной Германии, а затем третий в графстве Кент и четвертый в Ливерпуле и пятый в Сконе. Уппланд. Сейчас всем уже понятно, что если настоящий Молот Тора и существует, то никто не сможет сказать, что это истинный артефакт, так как в древнее время многие пытались создать подобное ему оружие, и из-за этого появилось столько копий, некоторые из которых вообще носили защитный характер.

Как это ни удивительно, но даже сегодня есть люди, охотящиеся за этим бесценным артефактом и считающие, что он существует и очень даже реален. По их мнению, помимо всех выше описанных чудесных свойств он обладает и дополнительным рядом преимуществ. Например, таким как искривление времени. Охотящееся за ним исследователи утверждают, что это свойство описано в мифах скандинавских народов, а точнее викингов. Есть и исторические события доказывающие, что викинги обладали неким секретом, позволяющим им в кротчайшие сроки перемещаться на далекие расстояния. Известно, что они были искусными мореплавателями, но как им удавалось делать, то на что сегодня способны лишь современные корабли, остается загадкой. Тут в объяснении всех этих чудес на помощь приходит волшебная сила Молота Тора.

Мастерская "АРКОНА"

Символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение.Интернет-магазин,изготовление славянской символики из золота и серебра.Осуществляем доставку по всему МИРУ!!!

18K участников

У нас вы можете посмотреть и выбрать себе оБЕРег из серебра с нашей славянской символикой!!!Так же постоянно будем выкладывать темы с подробным описанием РОДных символов и полезную информацию про обереги,так что даём слово что скучать не дадим))Для заказа Вам нужно написать в личные сообщения СЕРГЕЮ:

36 лет , Тверь, Россия

В данной статье мы вам представим лишь некоторые наши труды.Все наши работы Вы можете посмотреть у нас в группе в каталоге по этой ссылке: тут ссылка на альбом с перстнями со славянской символикой: ТУТ ЧИТАЙТЕ ОТЗЫВЫ ПОЛУЧИВШИХ НАШИ ОБЕРЕГИ: Всем добра и солнца в душе!!!Слава нашим Древним Могучим БОГАМ и Предкам Нашим!!!

В конце статьи все ссылки на статьи о символах и оберегах,тотемных животных и быта Славян,оставляем специально для ВАС Друзья,что б они всегда были у Вас под рукой,так что дабы не потерять сохраняйте себе в заметки. 1)Статья:"ПЕЧАТЬ СЛАВЯНСКОГО БОГА ВЕЛЕСА": 2) Статья: "Сравнительный анализ культов Волка и Медведя в древнерусской языческой традиции." : 3) Статья:"Как князь Святослав Хазарию разбил": 4) Статья: Что означает КОЛОВРАТ-ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ СИМВОЛ: 5) Статья: "ВОЛК - как одно из наиболее мифологизированных животных": 6) Статья:"Славянский Символ СОКОЛ".

Скандинавская мифология — красивый и одновременно жестокий мир. Мир собранный из множества интересных и поучительных мифов. Мир насыщенный приключениями и подвигами, которые заставляют о многом задуматься.

Кратко о скандинавских богах

  1. Главная тройка богов в скандинавской мифологии — Один [Война], Тор [Защита] и Фрейр [Плодородие].
  2. Боги скандинавской мифологии делятся на две семьи:
    1. Асы — семья верховного бога Одина
    2. Ваны — семья морского бога Ньёрда
  3. В мифах и легендах скандинавов встречается множество второстепенных богов, которые играют незначительные роли и почти не участвуют в основных событиях.
  4. Сколько всего богов, сосчитать сложно. Потому что многие из них, в одних источниках относятся к богам, а в других к существам или великанам.
  5. Всего в скандинавской мифологии около 120 персонажей.

Здравствуй, уважаемый читатель. Большое спасибо что уделил время моему дневнику. Меня зовут Гаврилов Кирилл . Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии, а это мой «Северный Дневник» — . В этой записи я познакомлю тебя с богами и богинями скандинавской мифологии.

Скандинавские боги предстают перед нами, не только как мудрые и всесильные вершители человеческих судеб, но и как обычные люди. Часто они совершают вполне человеческие ошибки, прибегают к обману, поступают подло и несправедливо, любят жестокость и смеются над чужими бедами.

В этой записи я бережно составил удобные списки всех богов и богинь с небольшими описаниями, для твоего удобства. О некоторых персонажах у меня есть отдельные записи — нажимай на имя в списке.

Тор сражается с королём великанов Хрунгниром

Главные боги

Асы

Асы — это семья верховного бога Одина и боги, которые изначально приняли его своим владыкой. Они живут в мире под названием Асгард, в котором и находятся их чертоги.

  1. — верховный скандинавский бог, владыка Асгарда и правитель . Бог войны, мудрец, странник, воин и колдун. Основатель скандинавской мифологии. Главные спутники и символы бога Одина:
    1. Восьминогий конь Слейпнир
  2. Фригг — жена Одина, богиня деторождения, хранительница домашнего очага и покровительница людей.
  3. — бог огня, хитрости и коварства. Главный виновник всех событий скандинавской мифологии. Поб­ра­тим Оди­на, сын великана Фар­ба­ути и богини Ла­увейи [Локи не принадлежит к Асам, но живет в Асгарде. Боги разрешили Локи жить вместе с ними за его хитрость].
  4. — сын Одина, бог грома, защитник богов и людей. Рыжебородый силач, носитель волшебного молота Мьёльнира. Гроза великанов и убийца чудовищ. Главные символы Тора:
    1. Молот Мьёльнир
    2. Колесница с двумя козлами
    3. Железные рукавицы
    4. Пояс силы Мегингъерд
  5. Ёрд — мать Тора, богиня земли
  6. Сив — жена тора, златовласая богиня плодородия
  7. Моди — сын Тора, бог воинской ярости
  8. Магни — сын Тора, бог силы и мощи
  9. Улль — пасынок [Приёмный сын] Тора, бог лука и стрел, покровитель лыжников
  10. — сын Одина, страж радужного моста «Биврест», предвидящий будущее. В день, когда наступит Рагнарек [Конец света], протрубит в свой рог Гьяллархорн, созывая богов на последнюю битву. Символы Хеймдалля:
    1. Громкий рог Гьяллархорн
    2. Золотой меч
    3. Конь с золотой гривой
  11. Тюр — сын Одина, однорукий бог храбрости и воинских поединков. Потерял правую руку в пасти волка
  12. Хёд — сын Одина, слепой бог зимы
  13. Хермод — сын Одина, храбрый посланник
  14. Вали — сын Одина, бог мести и растений
  15. Видар — сын Одина, бог мести и безмолвия
  16. Бальдр — сын Одина, самый красивый и хорошо сложенный бог, покровитель весны. Смерть Бальдра будет началом Рагнарёка.
  17. Нанна — жена Бальдра
  18. Форсети — сын Бальдра, бог судов и собраний
  19. Браги — бог красноречия, хранитель волшебного мёда поэзии.
  20. Идунн — жена Браги, богиня молодости, хранительница ларца с золотыми яблоками молодости, которые даруют богам бессмертие

Кроме жён асов, в Асгарде живут еще одиннадцать богинь:

  1. Эйр — покровительница врачевания
  2. Гевьон — покровительница юных дев
  3. Фулла — служанка и спутница Фригг
  4. Гна — посланница Фригг на коне Ховварпнир
  5. Сьеви — покровительница любви между мужчинами и женщинами
  6. Лови — соединяет влюблённых
  7. Вар — покровительница клятв
  8. Вер — богиня ума и любопытства
  9. Сюн — стражница закрытых дверей
  10. Хлин — оберегает людей от опасности
  11. Снотра — богиня сдержанности и мудрости

Ваны

Ваны — семья морского бога Ньёрда, которые изначально не захотели принимать Одина своим владыкой. Они живут в Ванахейме, но после войны богов переселяются в Асгард.

  1. Ньёрд — бог плодородия, владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
  2. Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета. Брат близнец Фрейи.
  3. Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила Асов колдовству. Сестра близнец Фрейра.


Другие боги и младшие божества

  • Валькирии — девы воительницы Одина. Возносят павших воинов в , могут даровать победу или поражение в битве
  • Норны — три богини плетущие нити судьбы для каждого живого существа в девяти мирах. О них я рассказывал в записи о Мировом дереве
  • Андхримнир — главный пищевар в Вальхалле, ежедневно готовит гору мяса для воинов эйнхериев. Каждое утро закалывая гигантского вепря Сехримнира, который жертвует собой, чтобы прокормить войско Одина. А на следующее утро возрождается снова
  • Бури — дедушка Одина, предок всех богов
  • Бор — отец Одина и двух его братьев Вили и Ве
  • Бестла — мать Одина, жена Бора
  • Вили — первый брат Одина, сын Бора и Бестлы
  • Ве — второй брат Одина, сын Бора и Бестлы
  • Эгир — морской великан, покровитель спокойного моря
  • Ран — жена Эгира, покровительница бушующего моря
  • Сигюн — жена Локи, родившая ему сыновей Ва­ли и Нар­ви
  • Ангрбода — жена, Локи породившая волка Фенрира, змея Ёрмунганда и богиню Хель

На этом у меня всё. Если хочешь познакомиться со всеми мифами и легендами скандинавской мифологии, у меня есть для тебя целый сборник —

Один из главных персонажей, которых воспевает скандинавская мифология, — Тор. Могучий рыжеволосый бог, способный побороть любого противника, пользуется любовью и сегодня. Однако образ громовника в фильмах и комиксах все-таки нельзя считать каноническим. На вопрос о том, каким он был по представлениям древних скандинавов, может ответить только мифология. Тор — бог грома и молнии, победитель великанов и покровитель крестьян — сегодня в центре нашего внимания.

Громовник

Согласно текстам Старшей и Младший Эдды, Тор был сыном Одина. В качестве его матери чаще всего называется Ерд, богиня земли, однако в некоторых источниках громовник зовется сыном Фригг. Тор с самого детства отличался огромной силой и неспокойным нравом. Подобно внезапной летней грозе с ураганным ветром и раскатами грома, периодически молодого бога накрывали приступы ярости. Мать, бывшая не в силах обуздать ребенка, отправила его на воспитание приемным родителям. Только достигнув совершеннолетия Тор, уже научившийся самообладанию, смог вернуться в Асгард и занять положенное место в храме суда.

Непобедимый защитник

Как описывает Тор был могучим воином с рыжими волосами и бородой. Он защищал асов от чудовищ и великанов. При этом громовник сам походил на последних. Огромный и тяжелый он никогда не передвигался верхом. Ни один конь не смог бы выдержать бога. До цели Тор добирался пешком либо на колеснице, окованной железом. Сын Одина обладал отменным аппетитом и за один раз мог съесть целого быка. Его колесницу мчали по небу два козла, Тангниостр и Тангриснир (скрежещущий и скрипящий зубами). Если в пути Тор хотел есть, он зажаривал обоих, а затем, благословив кости своим молотом, возвращал их к жизни.

Большую часть времени Тор проводил в борьбе с великанами-етунами. Однако для того чтобы позвать громовника на помощь, богам в Асгарде нужно было только произнести его имя и бог грома сражу же появлялся.

Покровительствовал Тор и людям. Считалось, что он охраняет дома и поля хлебопашцев от великанов и других напастей. Тор благоволил низшим сословиям. В его жилище даже было 40 комнат, где души умерших рабов чувствовали себя не хуже, чем воины в Вальхалле.

Амуниция

Мьелльнир, молот Тора, мифология называет его главным оружием. Он представлял собой олицетворение молнии и потому постоянно был раскаленным. Мьелльнир всегда возвращался к хозяину, напоминая этим свойством бумеранг. Тор применял молот не только с боевыми целями. Волшебное оружие было способно воскрешать животных, с его помощью благословляли браки. Молот влиял и на плодородие. Удержать раскаленное оружие в голых руках непросто — Тор всегда носил железные рукавицы.

Еще одним непременным атрибутом бога грома и молнии был волшебный пояс Мегингъерд, способный увеличивать силу в два раза. Тор, скандинавская мифология неоднократно на это указывает, в таком оснащении становился практически непобедимым. Великаны постоянно пытались отнять у громовника молот или же заманить его к себе безоружным.

Вечный спутник

В путешествиях нередко сына Одина сопровождал Локи. Тор, мифология полна подобных эпизодов, часто побеждал великанов благодаря хитрости Один из примеров этого как раз связан с похищением Мьелльнира великанами. Молот был украден Тримом. Великан согласился вернуть волшебное оружие, если ему отдадут в жены Локи придумал хитрый план, как обвести злодея вокруг пальца. Он уговорил Тора надеть платье Фрейи и отправиться к Триму. Великан не заподозрил подвоха и отдал молот богу грома и молнии, после чего был им повержен.

Семья

Как указывает мифология, Тор имел двух жен. Великанша Ярнсакса родила ему сыновей Магни и Моди (сила и смелость). От богини Сиф Тор имел сына Луриди и дочь Труд. По другим источникам матерью Моди также являлась Сиф. Вместе с братом Магни он должен был пережить Тора и других богов и стать правителем возрожденного поле Рагнарека мира.

С богиней Сиф и детьми громовник жил в покоях Билширнир, которые располагались в Асгарде. Дом Тора состоял из 540 комнат.

Как повествует мифология, Тор погибнет вместе с другими богами в день конца мира. Громовник сразит молотом змея Ермунганда, сына Локи, но и сам погибнет, утонув в яде, излившимся из пасти чудовища.

Персонажи, похожие на скандинавского рыжебородого победителя великанов, есть практически во всех культурах. Это и индийский Индра, и славянский Перун, и греческий Зевс, и римский Юпитер. Объединяет их не только связь с грозой, громом и молнией, но и борьба с силами зла, постоянно стремящимися подчинить себе мир богов и людей. Образ защитника, наделенного могуществом, красотой и умом, привлекателен во все времена. Неудивительно поэтому, что образ Тора активно используется в современной медийной культуре, попутно обрастая новыми характеристиками, которые, по мнению человека нынешнего столетия, прекрасно подходят герою-защитнику.

Согласно мнению некоторых мифологов, Тор, или Донар, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь. Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур. Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен. Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара). Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его. Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.

Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде. В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий.
Горниц пять сотен
И сорок, как помню, -
В обители Бильскирнир есть:
Домом под кровлей,
Знаю, владеет
Чадо мое величайшим.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод В. Корсуна)

Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела? Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.

В Норвегии Тора считали верховным божеством. Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли "старый Тор" не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов. В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию.
Сначала Тор, изогнув бровь,
Шептал что-то в рыжую бороду,
Метая глазами, полными гнева,
молнии в разные стороны.
Его колесница, скрипя колесами,
Посылала раскаты грома,
А земля и небо сотрясались
под ударами его молота.
(Дж. Джонс. Вальхалла)

Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня - его собственного символа.

Молот Тора

Тор был также обладателем волшебного молота Мьёлльнира (молнии), который он с сокрушающей силой бросал в своих врагов, инеистых великанов, и который обладал чудесным свойством возвращаться к нему в руки, как бы далеко он ни метнул бы его.
Я - громовержец,
Здесь в моей северной земле
Моя сила и крепость
И вечная власть.
Среди айсбергов
Правлю народами.
Мой молот - Мьёлльнир всемогущий -
Никому не подвластен:
Ни великанам, ни колдунам.

Так как этот огромный молот, символ удара молнии, всегда оставался раскаленно-красным, то для того, чтобы держать его в руках, у бога были железные рукавицы - Ярнгрипер. Он мог метнуть Мьёлльнир на огромное расстояние, а его сила, и без того огромная, удваивалась, если он надевал волшебный пояс Мегингьерд (пояс силы).
Вот мой пояс,
Надену его -
и стану в два раза сильнее.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Древние народы Северной Европы считали молот Тора священным и имели обыкновение носить обереги в виде молоточков Тора, чтобы оградить себя от злых духов и добиться благословения богов. Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем. Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда. Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а так же в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.

В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора. Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии. Считалось, что раскаты грома - это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры.
О, великий Тор,
Взвалив волшебный меч на плечи,
На колеснице где-то рядом едешь,
Священные козлы влекут твою упряжку -
Слушаясь серебряных вожжей.
Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Когда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку - Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.

Семья Тора

Тор был женат дважды: сначала на великанше Ярнсаксе (железный камень), родившей ему двух сыновей Магнии (сила) и Моди (смелость), которым было суждено пережить отца и гибель богов и править в новом мире, который возродится после катастрофы, как феникс из пепла. Его второй женой была золотоволосая богиня Сив, родившая ему также двух детей: Лоррид и дочь по имени Труд, юную великаншу, славившуюся своими величиной и силой. Известно, что противоположности сходятся, и пример Труд подтверждение этому. К ней сватался карлик Альвис, которому она благоволила. Однажды вечером ее поклонник, который, будучи карликом, не мог переносить дневного света, появился в Асгарде, чтобы попросить ее руки. Совет богов склонялся в его пользу и был уже готов высказать свое одобрение, как вдруг появился отсутствовавший Тор. Бросив презрительный взгляд на крошечного возлюбленного, отец невесты сказал, что тому следует доказать, что его ум может восполнить недостаток роста, только тогда он сможет удостоиться руки невесты.

Чтобы испытать Альвиса, громовник стал задавать ему вопросы, касающиеся мира богов, ванов, эльфов и карликов, спрашивая до тех пор, пока не взошло солнце и первые его лучи не превратили карлика в камень. Этим Тор еще раз продемонстрировал великую силу богов, что должно было явиться предостережением для всех остальных карликов, которые пытаются испытать ее.
Чья еще грудь
вместила бы столько
сведений древних!
Но хитростью мощной
тебя обманул я:
ты в доме застигнут
солнечным светом!
(Старшая Эдда, Речи Альвиса. Перевод В. Тихомирова)

Поклонение Тору

Именем Тора названы места, которые, по преданию, он часто посещал, например основные гавани Фарерских островов, как и фамилии, считающиеся, что происходят от него. Имя Тора присутствует в таких названиях, как Трундерхиль в графстве Суррей, в фамилиях Торберн и Торвальдсен, а также в названии одного из дней недели: дня Тора, или четверга (англ. Thursday). И на всей земле
все еще есть день Тора.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Тор считался одним из главных в пантеоне богов; так как он благоволил людям, ему повсеместно поклонялись. Храмы в его честь воздвигнуты в Мэри, Хладере, Годи, Готланде и Упсале и в других местах. В Юл (основной праздник, посвященный Тору, совпадающий с нынешними Святками) люди просили Тора послать им счастливый год. В этот день по обычаю сжигали большое дубовое бревно (бревно Юла), так как это дерево считалось священным и символизировало летний свет и тепло, прогоняющие темноту и холод зимы.

Невесты надевали красное, так как это любимый цвет Тора, считавшийся символом любви. По этой же причине обручальные кольца в Северной Европе всегда были с красным камнем.

Храмы и идолы Тора, как и Одина, делали из дерева, и большое их количество было разрушено во времена конунга Олава Святого.

Пантеон скандинавских богов представлен большим количеством разнообразных существ, но самой главной группой божественных созданий, которой в той или иной степени поклонялись практически все народы Северной Европы, были асы - боги-воители. Они жили на небе в неприступной крепости Асгард, связанной с миром людей Радужным мостом. Как гласит скандинавская мифология, Тор - бог грома и молний - был самым сильным и величественным среди двадцати семи асов-воителей. О нем и пойдет речь в нашей статье.

Скандинавская мифология: языческие верования народов Северной Европы

Культуру Норвегии, Исландии и Германии просто невозможно представить сейчас без мифологии, которая была основным религиозным верованием этих народов. Согласно языческому культу, практически каждое природное явление имело своего бога или богиню, но географическое расположение северных стран существенно повлияло на характер богов скандинавского пантеона.

Долгие холодные зимы и суровое лето не располагали к появлению добрых и милых божеств, поэтому последние, как правило, суровые воины, каждую секунду своего существования сражающиеся за добро и мир в небе и на земле. Большинство из этих божеств были благосклонно настроены к людям и помогали им избежать неприятностей, но слабых и трусливых боги жестоко карали. Ведь в условиях сурового климата нет места слабостям и сожалениям.

Неудивительно, что самые непонятные и страшные природные явления легко объясняла скандинавам мифология. Тор, к примеру, был тем богом, который мог вызывать гром и молнии, но применял он их только против великанов, защищая от них мир людей и крепость Асгард. Именно поэтому Тор пользовался всеобщей любовью и благоговением, о его подвигах сложена масса забавных и поучительных историй, по которым можно представить, какими невероятными качествами наделяли строптивого аса люди.

Тор - бог грома

Тор считался сыном верховного аса Одина. В матери ему прочили богиню Ерд, но, по некоторым источникам, родила этого богатыря другая жена Одина - Фригг. Еще младенцем Тор сумел показать всем богам в Асгарде свой вздорных характер и силу. Он с легкостью метал камни и медвежьи шкуры в момент гнева, хотя во все остальное время был милым и добродушным ребенком. Так как Тор - бог грома, то его внезапные вспышки ярости всегда сопровождались сжигающими все вокруг молниями и оглушающими раскатами грома. Из-за неуравновешенного характера Тор постоянно разрушал чертоги Асгарда, и мать решила отправить его на воспитание к приемным родителям.

Если верить тому, о чем повествует скандинавская мифология, Тор был взят в семью Вингнира и Хлоры, олицетворяющих молнии и пожар. Только им удалось обуздать невероятный темперамент бога грома и привить ему некоторое терпение и миролюбие. После совершеннолетия Тор был отправлен к отцу и матери, чтобы занять свое почетное место в пиршественном зале Асгарда.

Как выглядел Тор?

Тор - скандинавский бог-громовержец - просто не мог выглядеть хилым и заурядным, поэтому скандинавы наградили его невероятной внешностью и силой. По преданиям, он превосходил всех асов по росту и весу, имел могучую фигуру и рыжую бороду. Когда он восседал на своем законном месте за столом с другими богами, то никак не мог насытиться и успевал опустошить стол за несколько секунд. Неудивительно, что бога-воителя трудно было представить без доспехов и оружия, коим его щедро снабдила мифология. Тор никогда не расставался со своим молотом и поясом, помогающим ему побеждать самых страшных великанов.

По мнению скандинавов, от тела Тора постоянно исходил жар, поэтому Один запретил ему пересекать Радужный мост пешком или на колеснице после первой попытки, окончившийся обрушением опор и перил моста. Поэтому, когда Тор возвращался из своих военных походов, он мог попасть в Асгад только пересекая реку, разделяющую мир богов и людей, вброд.

Кому покровительствовал Тор?

Несмотря на всю свою воинственность и неуравновешенность, о чем свидетельствует скандинаво-германская мифология, Тор был очень добрым и оказывал свое покровительство униженным и угнетенным. Он часто помогал крестьянам, а рабы могли рассчитывать на то, что попадут в его дом Бильскирнир, где для них было выделено сорок помещений.

Многие северные народы признавали громовержца своим заступником и однозначно считали, что первое место в Асгарде должен занимать именно Тор. Скандинавская мифология наделила его массой волшебных способностей. К примеру, он мог влиять на плодородие, а также воскрешать мертвых людей и животных. Неравнодушным был грозный бог к детям и влюбленным парам, поэтому мог благословлять браки и служил защитником от детских ночных кошмаров.

Некоторые легенды свидетельствуют о том, что Тор снисходительно относился к морякам и всем, кто часто выходит в море. Поэтому во время шторма моряки никогда не пугались грома, они считали, что это Тор выполняет свои обязанности, защищая их от злобных великанов.

На чем передвигался Тор в своих странствиях?

Все боги Асгарда имели лошадей, но Тора не мог поднять ни один жеребец. Поэтому для него была создана специальная колесница, в которую запрягались два козла. Они имели злобный вид, а глаза их горели зловещим огнем. Так как в тяжелых военных походах пищу отыскать было сложно, то громовержец каждый вечер убивал своих козлов и, зажарив их на костре, съедал с большим аппетитом. Наутро Тор воскрешал животных и продолжал свое путешествие.

Волшебный молот Тора

Мифология снабдила громовержца амуницией, без которой он не смог бы победить своих врагов. Самым главным оружием Тора был огромный раскаленный молот - Мьелльнир. Сам молот символизирует удар грома и подвластен только самому богу. После каждого броска он всегда возвращается обратно, но даже Тор не мог удержать раскаленное оружие в голых руках. Поэтому громовержца всегда изображали в огромных железных рукавицах, позволяющих метать молот и ловить его, не причиняя себе вреда.

Пояс силы: секрет непобедимости бога-громовержца

На борьбу с великанами Тор никогда не отправлялся без своего пояса - Мегингъерда. Он выглядел как широкий кусок железа, украшенный заклепками и коваными деталями. Этот пояс в несколько раз увеличивал силу бога и делал его несокрушимым.

Несколько раз хитрые великаны пытались лишить Тора волшебных предметов, чтобы одержать над ним верх в решающем сражении, но, к радости асов, громовержец не допускал потери своих незаменимых аксессуаров.

Семья бога грома

Как свидетельствует скандинавская мифология, Тор был женат и имел несколько детей. Его первой женой была великанша, имя которой в переводе обозначает "железный камень". Она родила громовержцу двух сильных и смелых сыновей, которые должны были занять главное место в возрожденном после Рагнарека мире.

Вторая жена бога Тора - прекрасная златоволосая богиня Сиф - являлась полной противоположностью своего мужа. Она отличалась мудростью и спокойным нравом, в скандинавской мифологии она отвечала за плодородие и всегда приходила на помощь своему мужу в трудных ситуациях. В браке Сиф родила Тору сына и дочь, которая отличалась невероятной силой, унаследованной от своего отца.

О волосах Сиф, славящейся невероятной красотой, существует одна легенда. Бог хитрости Локи однажды подкрался к Сиф и остриг ее ради шутки. Увидев наутро свою жену, Тор пришел в бешенство и пообещал уничтожить Локи. В качестве извинения тот отправился к гномам, выковавшим для Сиф роскошные волосы из золота. Волшебные локоны моментально приросли к голове богини и стали ее главным украшением.

Молот Тора: амулет народов Северной Европы

Стоит отметить, что простые люди с огромным благоговением относились к волшебному молоту громовержца и часто использовали его образ в качестве оберега. Археологи находили на древних капищах множество подвесок в виде молота, покрытого узорами и рунами. Чаще всего амулеты изготавливали из железа, которое считалось металлом Тора, и серебра, напоминающего блеск молний в ночном небе.

Младенцам всегда вешали на шею небольшой молоточек на вощеном шнуре, часто это делалось одновременно с наречением новорожденного. Молот использовали во время бракосочетания, а также клали его на погребальный костер воина.

При строительстве домов крестьяне вбивали молот в ограничительные столбы и освящали им порог своего жилища для того, чтобы никакое зло и темные силы не смогли проникнуть в жизнь человека.

Поклонение Тору как образ жизни скандинавских народов

Бог грома был настолько почитаем, что многие обряды и традиции европейских народов тесно связаны с поклонением Тору. В его честь названо большое количество фьордов и бухт в Норвегии, а многие английские графства имеют в своем названии имя громовержца. К тому же в английском прочтении четверг дословно переводится как "день, посвященный богу Тору".

Во многих североевропейских культурах существовал специальный зимний праздник, во время которого было принято сжигать большое бревно и призывать Тора, способного принести с собой весну и тепло.

Особое отношение в Северной Европе было к красному цвету. Тор, пышущий жаром и мечущий искры, ассоциировался с красным цветом. Поэтому, чтобы добиться благословение бога-громовержца, девушки на свадьбу надевали красные платья. А в обручальные кольца, вплоть до распространения на территории Северной Европы христианства, должен был быть обязательно вставлен красный камень.

Бог-громовержец в скандинавской мифологии занимал и продолжает занимать особое место, ведь даже современные жители Северной Европы на всякий случай носят под одеждой маленький молоточек, надеясь снискать расположение грозного Тора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: