Стихотворение лермонтова дума. мысли и чувства поэта

«Дума» — стихотворение, в котором проблема поколений, проблема человека в идеологическом контексте конкретной исторической эпохи стала одной из центральных. Однако у Лермонтова человек и время предстают не как введение новой темы. Они неразрывно связаны с проблематикой ранней лирики.

Проводя анализ стихотворения «Дума» Лермонтова, мы сразу замечаем отличие этого произведения от более ранних; в нем передан другой тип сознания, следовательно, мы вправе говорить и о новом герое. Сознанию лирического героя Лермонтова, охватывающему и осмысляющему добро и зло как предельные проявления жизни, тяготеющему к действию, борьбе, противопоставлено иное отношение к жизни:

В начале поприща мы вязнем без борьбы...

Предметом анализа и самоанализа теперь становится именно этот тип личности, прежде не останавливавший на себе внимания поэта. В «Думе» аналитическому осмыслению подвергнуто сознание, которое пребывает в сугубо земной плоскости, не помышляет о небе, не ищет «чудесного», сознание, в значительной степени обусловленное социально-историческими условиями.

В «Думе» с первой строки Лермонтов заявляет, что главное в его произведении не индивидуум, а люди определенной эпохи — его современники.

«Печально я гляжу на наше поколенье!» — первая строчка стихотворения. «Я» по-прежнему на первом плане; мнение, оценка лирического героя первостепенна и подается как бесспорная; и все же словосочетание «наше поколенье» свидетельствует, что герой действительно ощутил себя его органической частицей. А далее «я» практически уходит из текста, оно заменено другим местоимением — «мы». Оказывается, что в тот момент, когда человек выходит за пределы собственного «я», начинает осознавать вне его находящуюся жизнь, ему приоткрывается, становясь предметом диалектического анализа, и его собственная духовная жизнь. Лишь ощутив себя внутри своего времени, перенеся центр внимания с «я» на «мы», можно в полной мере осмыслить трагическую природу человеческого бытия. Совмещение философского и исторического взглядов дает особое зрение. Взгляд на природу человеческой личности с учетом исторического момента, особенностей социального бытия позволяет разглядеть двойственную природу философских категорий, оспорить те ценности, которые казались незыблемыми и достаточно долго таковыми оставались.

Дума лирического героя охватывает все аспекты жизни и сознания: прошлое — настоящее — будущее (исторический опыт «отцов» и настоящее «детей»), природу познания и действия, праздник жизни и бессилие перед ней, науку и «создания искусства», любовь и ненависть. Все эти ключевые для жизни понятия поэт подвергает своеобразному как историческому, так и духовно-нравственному испытанию. Создается впечатление, что все аспекты жизни этого испытания не выдержали. Беспощадно обнаженные пустота грядущего, бремя познания, бесплодность науки, тайный холод души рождают чувство богооставленности, бессмысленности жизненного бытия.

Лермонтов оспорил и ценности, которые на самом деле были спасительны для эпохи 1830-х годов. В пору политической реакции, несвободы слова именно «духовная жажда», философские занятия, самоуглубление помогли поддержать активность духовной жизни. «Величайшее заблуждение,— полагал П. Я. Чаадаев, — видеть в свободе необходимое условие для развития умов». Декабрист Г. С. Батеньков, проведший в одиночном заключении 20 лет, был убежден: «Дух человеческий подобен воздуху — чем более он утесняется, тем сильнее». «Можно избавиться от людей,— говорил другой декабрист, А. В. Поджио,— но не от идей». В ту эпоху рождалось немало глубоких, философски насыщенных идей. «Познание и сомнение» — доминанты духовной жизни 1830-х годов; они поддерживали внутреннюю жизнь, сохраняли человеческую индивидуальность. Лермонтовский герой, знающий и жажду действия, и демонический скепсис, в безграничной преданности своего поколения мысли, сомнению усмотрел немалую опасность для человеческой личности: это возможность утраты действенной жизни, то есть жизни как таковой, и опасность потери морального критерия.

...Под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно

(поколение.— Е.А.).

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Не состоя в философских кружках второй половины 30-х годов (они были характерным явлением той поры), Лермонтов угадал двойственность отвлеченного знания. Излишнее самоуглубление и самообнажение души грозили замкнутостью, гипертрофией «я», равнодушием к жизни и, следовательно, бесплодностью интеллектуальных усилий.

Лермонтов отмечает в своем поколении возросшую до невыносимости противоречивость внутренней жизни. В груди — не более чем «остаток чувства», но он «жадно» бережется, а вместе с тем осознается как «бесполезный клад». «Огонь» и «холод тайный» сошлись в одной груди. «Лед и пламень» героев пушкинского романа совместились в душе лермонтовского современника. Он сознает двойственность этих состояний, но и не может, и не хочет пожертвовать ни тем ни другим. Напряжение духовной жизни не только обернулось разладом сознания, но и позволило понять его неодолимость, неразделенность с душой. Лермонтовское поколение духовная жажда лишила праздника жизни, но она исключила и духовное насыщение. В этот момент герой «Думы» сознает, что избранность, прежде казавшаяся бесспорной, — лишь иллюзия. «Я» — внутри мира, оно впитало в себя духовную изнеженность времени и (как следствие) подчинилось историческому моменту («Перед опасностью позорно малодушны И перед властию презренные рабы»). Оказывается, избранность и духовная гордость не предопределяют подлинной свободы и духовной независимости: исторического испытания гордый дух не выдержал. Лермонтов не только уловил односторонность исторически определенных форм духовного сознания, но разглядел опасность односторонности, нецельности в самой природе рефлективности: гипертрофия духовного оборачивается аморальностью мышления.

Тезис о бесплодности целого поколения в «Думе» развернут, поддержан множеством фактов и пояснений. Лирический герой раннего Лермонтова, который прежде мог сказать: «Я — или Бог — или никто»,— теперь признает себя не только частью поколения, бесплодно проживающего жизнь, но и «толпы, угрюмой и скоро позабытой». Можно сказать, что «демон», «зла избранник» не выдержал давления исторического времени. Но стихотворение «Дума» Лермонтова, анализ которого нас интересует, обнаруживает и иные потенциальные смыслы.

От строфы к строфе движется, углубляясь, аналитическая мысль, порожденная земною духовною жаждой. Напряженность исканий, степень самоосмысления личности столь велики, беспощадность самооценки так беспредельна, что все это приходит в противоречие с логическим выводом стихотворения о бесплодности жизни героя и поколения. Неосуществленность, бесплодность жизни трагически осознается самим поколением, но подобный духовный опыт не может быть бесплодным для жизни в целом; само напряжение аналитической мысли становится животворным; нет сомнения, что оно будет востребовано и оценено последующими поколениями. На этом завершим анализ стихотворения «Дума» Лермонтова.

Анализ стихотворения Дума

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Оновная мысль

1. История создания. Стихотворение «Дума» было создано Лермонтовым в 1838 г., когда он находился на пике своей известности. Многие современники расценили произведение, как своеобразный программный манифест поэта. Его суровый приговор высшему обществу разделяли ведущие творческие деятели. При жизни Лермонтова в публикациях цензурой были изъяты две строки: от «Перед опасностью…» до «…презренные рабы».

2. Жанр произведения - элегия с элементами сатиры. По уровню воздействия на современников стихотворение вполне может считаться гражданской лирикой.

3. Основная тема стихотворения - пессимизм автора при взгляде на современное ему поколение. Эпоха правления Николая I приобрела печальную славу. Последствием восстания декабристов стало значительное усиление цензуры. Малейшие отклонения от официального государственного курса, попытки высказать собственное мнение яростно пресекались. Все это, по мнению поэта, оказало разрушительное воздействие на последекабристское поколение, которое выросло в мрачной атмосфере бездуховности и всеобщего разочарования. Отсутствие высших целей и идеалов привело к тому, что люди рождались уже уставшими от жизни. Поколение Лермонтова в большинстве своем получило прекрасное образование, которое, по сути, стало «бесплодной наукой». Свои знания люди не могли применить на практике, т. к. в авторитарном государстве всякая инициатива под запретом. Официальные ограничения дополнялись светскими предрассудками. Внешний блеск и благополучие ставились выше искренних чувств и побуждений. Равнодушие и лень - главные отличительные признаки поколения Лермонтова. Холодный рассудок и действия по расчету стерли границы между добром и злом. Люди утратили способность к проявлению своих эмоций, они уже не могут адекватно оценить величие или ничтожество. Любовь и ненависть только мешают человеку жить, руководствуясь собственной выгодой. Поэт считает, что его поколение не даст будущему абсолютно ничего. Оно промелькнет «толпой угрюмою» и навеки исчезнет. Единственное чувство, которое возникнет у потомков по отношению к этому времени, - бесконечное презрение.

4. Композиция стихотворения. Произведение не делится на отдельные части. Все его содержание - непрерывное печальное размышление лирического героя. Оно начинается с первого взгляда на «наше поколенье» и закономерно заканчивается неутешительным приговором потомков.

5. Размер произведения. Стихотворение представляет собой сложную конструкцию. В его основании лежит шестистопный ямб, перемежающийся с четырех- и пятистопным.

6. Выразительные средства. Произведение насыщено эпитетами, выражающими печаль и мрачное настроение автора («чужом», «позорно-малодушны», «презренные», «бесполезный» и т. д.). Лермонтов удачно использует метафоры («тощий плод», «чаши наслажденья», «лучший сок») и сравнения («пир на празднике чужом», «бесполезный клад»). Употребление слов высокого стиля («грядущее», «поприща», «прах») придает стихотворению торжественность гражданского призыва.

7. Основная мысль стихотворения - бесполезность современников Лермонтова. Поэт считает, что его поколение недостойно своего прошлого, ничего не добьется в настоящем и не заслужит упоминания в будущем. Крайний пессимизм поэта был вызван понятными причинами. Будущее показало, что Лермонтов все-таки ошибался. Яркий пример - он сам и его бессмертное творчество.

Стихотворение "Дума" было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год. Основная его мысль - размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.

Время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.

Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не дающая покоя человеку.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно…

Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет

…без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит "мы", испытывая горечь от того, что его поколение:

"К добру и злу постыдно равнодушны…" и "Перед опасностью позорно малодушны…"

Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение "отцов", прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения "детей", в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Лингвистический анализ стихотворения.

Автор стихотворения "Дума" - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику ("Дума", "Пророк", "И скучно и грустно"; поэма "Мцыри"). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.

Заглавие стихотворения - "Дума". В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой - это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.

Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение.

В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем", "познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.

Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.

Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.

Стихотворение «Дума» было написано Лермонтовым в годы мрачной цензуры, которая существовала в период правления , и стало своеобразной эпитафией молодому поколению России и в то же время обращением к будущим потомкам. Произведение было создано за неполных три года до гибели поэта и сразу же вызвало горячие споры, как в обществе, так и в среде критиков.

Вконтакте

Настроение общества первой половины 19 века

1838 – год написания «Думы» — это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.

После настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, и бесцельность существования.

Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.

Сам поэт за смелое изъявление мыслей был сослан на военную службу на Кавказ . Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».

Идея

Общение с опальным повстанцем невольно вынудило поэта провести параллель между современным поколением , молчаливым и «постыдно равнодушным», и бунтарями ещё совсем недавнего прошлого. К тому же, минуло ещё не так много времени со дня героической победы в войне 1812 года. Контраст получался разительным: многие современники Лермонтова, даже лучшие представители молодежи, не могли найти место для приложения своих сил и способностей, становясь мизантропами либо безразличными эгоистами.

Важно! Не случайно тема «лишних людей» пронизывает всё творчество поэта.

Основная идея и тема родилась в результате глубоких философских размышлений поэта о смысле бытия, вот почему стихотворение называется «Дума». Это не итог сиюминутных размышлений , а беспрестанная мысленная работа, щемящая боль, не дающая покоя. Анализ стихотворения помогает проследить тревожное движение авторской мысли.

Основная тема

Тема стихотворения – поведение обычного человека в обществе . Условия подцензурной Николаевской России наложили неизгладимый отпечаток на формирование мятежного духа самого поэта: «а он, мятежный, просит бури…». Преклонение перед героями войны 1812 года: «богатыри – не мы…» и декабристами — с одной стороны, и нелицеприятное мнение о представителях своей эпохи — с другой, вылились в обличительные стихотворные строки . Поэт бичует не только своих ровесников за социальный инфантилизм, обреченность, скептицизм и неверие в собственные силы, но и находит те же черты в себе самом. А потому его вердикт беспощаден – это «потерянное поколение», которое в переломном историческом периоде не способно оставить яркого следа: «в бездействии состарится оно».

С младых лет «в начале поприща», когда юноши должны гореть, творить, совершать безумства, мечтать и претворять свои мечты в жизнь, они «вянут без борьбы ». Не предпринимается никаких попыток к сопротивлению, лишь «позорное малодушие перед лицом опасности».

Грусть и пессимистическая тональность слышатся с первых же строк произведения, ведь поэт считает поколение современников лишенным будущего: оно «иль пусто, иль темно…». И даже просвещение в устах автора – не луч постижения знаний, а докучливое «бремя», ибо ведет к скепсису и «сомненью». Данное положение – катастрофа целого поколения .

В чем же Лермонтов видит истоки такого нигилизма . На смену радужным перспективам и чаяниям общества периода декабристского восстания пришло горькое разочарование и укрепление консервативных позиций. Потому «ошибки отцов» и извлеченные уроки дезориентируют молодежь, лишая светлых устремлений и смысла существования: «и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…».

Внутренняя неустроенность , лишение жизненных основ, душевная дисгармония – вот удел младого племени. Ведь жизнь по течению – это угасание, сравнимое с «тощим плодом, созревшим до времени» — ни красоты в нём, ни пользы! Моральная убогость, «равнодушие к добру и злу» — такими эпитетами характеризует Лермонтов представителей своей социальной группы.

Любые благие жизненные цели не делают разумной и наполненной жизнь его современников:

  • «бесплодна» и лишь бесполезно «иссушает ум»;
  • «страсти» — это обман и «неверие»;
  • поэзия и искусство не вызывают восторга и «ум не шевелят»;
  • любовь и ненависть «случайны», без «жертв ни злобе, ни любви».

Состарившееся до поры поколение не считает удовольствиями и развлечения своих предков, им скучны «роскошные забавы». Так что же остается, когда нет истинной любви, дружбы, служения Отечеству? Смерть, кончина, как в моральном, так и физическом смысле. «И к гробу мы спешим без счастья и без славы…». И закономерным итогом является забвенье потомков, которые заклеймят «угрюмую толпу» «презрительным стихом…».

Жанровое многообразие и композиционное построение

Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре , форма которого предопределена поэтами-декабристами.

Всё построение «Думы» основано на развитии мысли . Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников. Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.

Композиция стихотворения выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.

Произведение состоит из трех частей:

  1. Первая – это прорисовка темы и описание молодых сверстников, здесь автор еще разделяет «я» и «они».
  2. В центральной — второй части — грань размывается и выстраивается единое «мы».
  3. В третьей — финальной — звучит тема грядущего.

Внимание! Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.

Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя , присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.

План

  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания

Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.

История создания

Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».

Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова .

Структура стихотворения

Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение. В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.

Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».

Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»

Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.

В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.

«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»

Средства художественной выразительности

Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом». Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.
На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.

Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта

Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.
Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: